Меню Рубрики

93 волшебные и полезные сказки избавят от 38 детских проблем

  1. Не откладывайте чтение. Если ребёнок просит почитать именно сейчас, постарайтесь найти время для небольшой истории. Пока у крохи есть желание к чтению — используйте этот момент, ведь интерес к книгам может быстро пропасть.
  2. Читайте вместе с ребёнком. Даже если ваше чадо толком не разбирает буквы, а читать ещё не научился, предложите ему попробовать это сделать. Удивительно, но у ваших сына или дочки легко получится рассказать свою версию волшебной истории.
  3. Сделайте домашнюю библиотеку. Думаете, это — старомодно и возвращает вас во времена советского детства? Возможно, приобретая книги вместе с детьми, вы передаёте малышу и любовь к чтению. А вы ведь и сами знаете: чтобы грамотно писать и говорить, нужно читать. Так что, делайте выводы.

Сказка в простой и понятной манере рассказывает о таком «сложном» вопросе, как спор с друзьями. В центре сюжета — зайчонок, который и заметил на дереве аппетитное яблоко. А дальше — появляется и ворона, и ёж, которые также хотят получить свой кусочек, а то и вовсе, забрать сладкий фрукт себе. Рассудить спорящих зверушек помогает медведь, проходивший мимо. Как ему это удается — узнаете из сказки!
Чему учит: сказочная история рассказывает о том, почему делиться с друзьями — хорошо.

История, написанная талантливым писателем, — это своеобразная детская «страшилка», которая показывает, как велики могут быть глаза у страха. Маленькая букашка казалась зверям настоящим монстром! Ещё один плюс сказки: стихотворная форма изложения, так что читать и учить её — сплошное удовольствие.
Чему учит: не поддаваться общей панике, преодолевать страх и быть храбрым.

Коротенькая, но очень известная сказка. Самая настоящая принцесса промокла, испортив свой прекрасный наряд, так что от былого блеска и роскоши не осталось и следа. Глядя на бедную девушку, никто не верил, что она действительно принцесса. Выяснить правду помогла. горошина. Мачеха принцессы положила горошинку ей под перины. Проснувшись наутро, девушка призналась, что плохо спала, так как что-то очень мешало ей. Тогда все и поняли, что она — самая настоящая принцесса, ведь такой нежной и капризной может быть только особа королевских кровей.
Чему учит: помогает взглянуть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы. Особенно рекомендована для маленьких капризуль.

Серенький зайчишка постоянно хвастался перед всеми какой он храбрый и смелый. Красочные истории шли на «ура» до тех пор, пока храброму герою не пришлось на деле доказывать свои смелость и отвагу.
Чему учит: сказка отлично показывает, что любые слова должны подкрепляться соответствующими поступками. Похвала ценнее, если её заслужить по-настоящему.

Однажды глупый маленький лягушонок захотел посмотреть на большой мир. Ему совсем не хотелось слушать «дурацкие» советы мамы и папы — гораздо больше малыша привлекала свобода и приключения, которые за ней скрывались. Что стало с упрямым крохой, который сбежал от опеки родителей — как раз и рассказывает сказка. Читайте вместе с ребёнком и делайте выводы.
Чему учит: тому, что упрямство порой очень мешает в отношениях с близкими и может сильно навредить.

Поросёнок Изюмка набрёл на домик-тыкву Гном Гномыча, чуть было не съел её по незнанию, но зато именно благодаря этой ошибке познакомился с хозяином дома! В результате и вовсе — прижился у него. Так началось совместное житье-бытье волшебных героев. Поучительная история о взаимоотношении сказочных друзей, которым приходилось решать конфликтные ситуации и находить выход из сложных моментов.

Чему учит: сказка поможет наладить отношения с родителями, научиться общаться с домочадцами и примирит малыша с появлением младшего ребёнка в семье.

Одна из классических историй, которые остаются в нашей памяти с детства. Сестричка не уследила за младшим братиком, загулялась-заигралась. И унесли братца гуси-лебеди. Девочка отправилась в путь — искать малыша, но помощь ни от кого не принимала, рассчитывая обойтись своими силами. Но для того, чтобы спастись, в итоге ей пришлось обратиться и к печке, и к яблоньке, и к речке.
Чему учит: сказочная история о послушании и ответственности.

Сказка поучительно и наглядно объясняет, что обманывать — нехорошо, и нужно стараться говорить правду. Иначе безобидная шутка и фантазия могут привести к малоприятным последствиям.
Чему учит: рассказывает об опасности лжи.

источник

Все дети любят сказки. Они, как правило, просто наслаждаются сюжетом, переживают за героев, удивляются волшебным превращениям. Иногда выносят урок.

Когда сказку сочиняет самый близкий человек – это полезно и поучительно. В психологии существует понятие – сказкотерапия. Она несет много пользы для развития малыша.

Научиться придумывать сказки может каждый родитель. Сочинение сказок – это универсальный инструмент, который поможет ребенку решить любую проблему. Близкий контакт и доверие малыша – главные заслуги сказкотерапии.

При помощи волшебных историй можно ненавязчиво обучать ребенка и прививать ему необходимые качества.

Как сочинить сказку?

1) Сначала нужно обозначить проблему, которая беспокоит родителей или ребенка. Например: «Дочь грубит взрослым», «Сын часто обижается без причин», «Маша ломает всех кукол», «Коля разбрасывает одежду» и так далее.

2) Сформулировать основную идею рассказа. Что должен делать малыш, чтобы измениться и преодолеть проблемы? Какие мысли следует донести до ребенка? Например: «Маша перестала ломать кукол и научилась беречь вещи», «Коля научился помогать маме и прибирать одежду», «Сын перестал обижаться и понял, что взрослые чаще всего правы».

3) Выбрать главного героя, в основных чертах характера похожего на ребенка. Герой может быть человеком, сказочным существом, зверушкой. Можно позаимствовать героя из любимого мультика ребенка. У героя должно быть имя. Его нельзя называть именем малыша. Герой должен быть положительным и вызывать детское расположение.

4) Построить сюжет с ошибочными действиями, которые совершает герой и их последствиями. Малыши часто совершают ошибки, но не становятся от этого «плохими» и нелюбимыми. Негативные действия, совершаемые в детстве, могут привести к печальным последствиям. Это основная мысль, которую следует донести до своего чада. Например: «Все куклы стали опасаться Жени и ушли от нее к другой девочке, там их не будут обижать», «Обезьянки стали бояться Васи и играли с другими обезьянками. А Васе стало грустно сидеть одному».

5) Преодоление проблемы и улучшение жизни главного героя. Дети выбирают линию поведения (часто копируя родителей) не зная всех проблем, которые принесет такое поведение. Ребенок не может быть всегда «хорошим». Свои желания малыш всегда ставит выше интересов других людей. Только близкие и уважаемые люди могут противостоять нормальному эгоизму детей: «Женя любила своих кукол и шила для них красивую одежду. Она не хотела, чтобы ее любимыми куклами играла другая девочка. Женя попросила прощения у кукол и больше никогда не обидела ни одной игрушки». «Васе надоело сидеть одному, а друзья не хотели играть с грубияном. Тогда Вася съел волшебный орех и забыл все «плохие» слова. Теперь он вместе с другими обезьянками катается на велосипеде и играет в мяч».

6) Попросить ребенка помочь сочинить сказку или дополнить ее. Хороший ход – это вопросы: «Как считаешь, что будет дальше?». В зависимости от ответов можно выстраивать сюжет.
Сказка должна иметь позитивный финал. Главный герой преодолевает все сложности и принимает правильные решения. Нравоучения – это табу. Что ребенок усвоил – то в его копилочке хороших дел, что недопонял — в свое время обязательно поймёт.

Укладывая вечером спать кроху, обнимая и целуя его, нужно помнить прописную истину: «Для хорошего воспитания надо тратить на детей в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени». Поэтому – становимся ближе и сочиняем сказки!

источник

Сочиняем сказки — решаем детские проблемы

Все дети любят сказки. Они, как правило, просто наслаждаются сюжетом, переживают за героев, удивляются волшебным превращениям. Иногда выносят урок.

Когда сказку сочиняет самый близкий человек – это полезно и поучительно. В психологии существует понятие – сказкотерапия. Она несет много пользы для развития малыша.

Научиться придумывать сказки может каждый родитель. Сочинение сказок – это универсальный инструмент, который поможет ребенку решить любую проблему. Близкий контакт и доверие малыша – главные заслуги сказкотерапии. При помощи волшебных историй можно ненавязчиво обучать ребенка и прививать ему необходимые качества.

Как сочинить сказку?

1) Сначала нужно обозначить проблему, которая беспокоит родителей или ребенка. Например: «Дочь грубит взрослым», «Сын часто обижается без причин», «Маша ломает всех кукол», «Коля разбрасывает одежду» и так далее.

2) Сформулировать основную идею рассказа. Что должен делать малыш, чтобы измениться и преодолеть проблемы? Какие мысли следует донести до ребенка? Например: «Маша перестала ломать кукол и научилась беречь вещи», «Коля научился помогать маме и прибирать одежду», «Сын перестал обижаться и понял, что взрослые чаще всего правы».

3) Выбрать главного героя, в основных чертах характера похожего на ребенка. Герой может быть человеком, сказочным существом, зверушкой. Можно позаимствовать героя из любимого мультика ребенка. У героя должно быть имя. Его нельзя называть именем малыша. Герой должен быть положительным и вызывать детское расположение.

4) Построить сюжет с ошибочными действиями, которые совершает герой и их последствиями. Малыши часто совершают ошибки, но не становятся от этого «плохими» и нелюбимыми. Негативные действия, совершаемые в детстве, могут привести к печальным последствиям. Это основная мысль, которую следует донести до своего чада. Например: «Все куклы стали опасаться Жени и ушли от нее к другой девочке, там их не будут обижать», «Обезьянки стали бояться Васи и играли с другими обезьянками. А Васе стало грустно сидеть одному».

5) Преодоление проблемы и улучшение жизни главного героя. Дети выбирают линию поведения (часто копируя родителей) не зная всех проблем, которые принесет такое поведение. Ребенок не может быть всегда «хорошим». Свои желания малыш всегда ставит выше интересов других людей. Только близкие и уважаемые люди могут противостоять нормальному эгоизму детей: «Женя любила своих кукол и шила для них красивую одежду. Она не хотела, чтобы ее любимыми куклами играла другая девочка. Женя попросила прощения у кукол и больше никогда не обидела ни одной игрушки». «Васе надоело сидеть одному, а друзья не хотели играть с грубияном. Тогда Вася съел волшебный орех и забыл все «плохие» слова. Теперь он вместе с другими обезьянками катается на велосипеде и играет в мяч».

6) Попросить ребенка помочь сочинить сказку или дополнить ее. Хороший ход – это вопросы: «Как считаешь, что будет дальше?». В зависимости от ответов можно выстраивать сюжет. Сказка должна иметь позитивный финал. Главный герой преодолевает все сложности и принимает правильные решения. Нравоучения – это табу. Что ребенок усвоил – то в его копилочке хороших дел, что недопонял — в свое время обязательно поймёт.

Укладывая вечером спать кроху, обнимая и целуя его, нужно помнить прописную истину: «Для хорошего воспитания надо тратить на детей в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени». Поэтому – становимся ближе и сочиняем сказки! (автор Ольга Гулемина)

А я хочу предложить вам сборник сказок, который был составлен Ириной Гаврилик. «93 сказки от 38 детских проблем». Скачивайте и читайте вместе с детьми!

источник

  • Название: Сказки для детей
  • Описание: 93 волшебные и полезные сказки избавят от 38 детских проблем
  • Автор: Составитель сборника Ирина Гаврилик

93 волшебные и полезные сказки избавят
от 38 детских проблем
Данная книга направлена на то, чтобы помочь как детям, так и
их родителям наладить взаимоотношения, вернуть в дом мир и
покой.

Составитель сборника Ирина Гаврилик
20.06.2013

Специально для
Сайт счастливых родителей!

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . 6
ГЛАВА 1. СКАЗКОТЕРАПИЯ ОТ СТРАХА . 7
ЧАСТЬ 1. СКАЗКИ ДЛЯ Д ЕТЕЙ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ТЕМНОТЫ И ЧУДОВИЩ . 8
Сказка про см елого Алёшу . 8
Бум-бум-бум . 10
Про малютку-автобус, который боялся темноты. 12
Про Чебурашку . 12
Страшилки, или кто кого бои тся . 14
Полезная боюська . 15
Волшебная палочка. 16
Сказка про девочку Настю, которая боялась темных кладовок. 17
История п ро Энни . 19
Сказка о Мак аре . 24
ЧАСТЬ 2. СКАЗКИ ДЛЯ Д ЕТЕЙ, КОТОРЫЕ БОЯТСЯ ДЕЛАТЬ УКОЛЫ И ПРИВИВКИ . 29
Отважный Флай . 29
Звездочет в поисках кап ризулей. 31
Сказка о полезной при вивке . 32
Волшебная кнопочк а . 36
СКАЗКА ДЛЯ СТЕСНИТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ . 38
Как Андрюша гостей встречал . 38
ГЛАВА 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ КАПРИЗОВ . 39
ЧАСТЬ 1. СКАЗКИ ДЛЯ Д ЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ЧТО-ТО НЕ ХОТЯТ ИЛИ НЕ БУДУТ ИЛИ НЕ ЛЮБЯТ Д ЕЛАТЬ 39
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ СПАТЬ . 41
Тема и сон . 41
Смелый мальчик и Тётушк а Ночь . 42
Сказка про к роватку . 43
Сказка про Петю-Петушк а. 45
СКАЗКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ СПАТЬ ОТДЕЛЬНО. 45
Как Андрюша свой сон искал . 45
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ КУШАТЬ . 46
Как Илюша животик кормил . 47
Почему нужно кушать . 48
Про Катюшину Капризку . 49
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ УБИРАТЬ ИГРУШКИ НА МЕСТО. 50
Сказка про страну нерях . 50
Сказка про Мишку и порядок . 53
Андрюша, домовой и потерянные вещи . 55
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ УМЫВАТЬСЯ. 57
Как Костя стал умываться . 57
Кари и Ес . 58
Сказка, которую рассказ ывают п ри чистке зубов . 60
Про Лисенка, который не любил умываться . 60
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ РАНО ВСТАВАТЬ . 61
Про кузнечика Кузю . 61
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ ОДЕВАТЬСЯ . 63
Как Егорка одевался . 63
Как Ван я научился одеваться . 64
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ЛЮБЯТ ПОДСТРИГАТЬ НОГТИ . 64
Витя и новые ботинки. 64
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ГРЫЗУТ НОГТИ . 65

4
Как Дима перестал грыз ть ногти . 65
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ЗАПРАВЛЯТЬ ПОСТЕЛЬ . 66
Красивая Кровать . 66
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ РАССТАЮТСЯ С КОМПЬЮТЕРОМ . 67
Федя и компьютер . 67
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ МНОГО СМОТРЯТ ТЕЛЕВИЗОР. 68
Прилипчивый телевизор . 69
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ТРЕБУЮТ ПОКУПОК В МАГАЗИНЕ . 70
Слонёнок и шарики . 70
Поцелуй Хотелки . 71
Про Машу и лошадок . 72
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ОБОЖАЮТ СЛАДОСТИ. 75
Сказка про страну сладких булок . 75
Сладкоежки и сладкоежки . 77
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ НЕ ХОТЯТ ИДТИ В ДЕТСКИЙ САД. 78
Как Оля полюбила садик . 78
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ПРОСЯТСЯ НА УЛИЦЕ НА РУКИ . 78
Как Егорка ходил гулять . 78
ЧАСТЬ 2. СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ ПОРОКОВ. 79
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ОБМАНЫВАЮТ РОДИТЕЛЕЙ . 80
Сказка про Лягушонка Васю . 80
Как Юля нау чилась говорить правду. 80
Дворец врулей. 81
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ БЕРУТ ЧУЖОЕ БЕЗ СПРОСА . 83
Как Валя научилась дарить подарки . 83
Сказка про лисёнка. 85
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ОТБИРАЮТ ЧУЖИЕ ИГРУШКИ . 87
Как Ван я научился дружить . 87
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ДРАЗНЯТ ДРУГИХ. 87
Сказка про сороку Дусю . 87
СКАЗКИ ДЛЯ ЖАДНЫХ ДЕТЕЙ. 89
Сказка про щедрую Аню . 89
СКАЗКИ ДЛЯ УПРЯМЫХ ДЕТЕЙ . 92
Аська и Асенька. 92
Сказка про город Упрямск. 93
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ЯБЕДНИЧАЮТ. 95
Как Коля перестал ябедничать . 95
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ОГРЫЗАЮТСЯ. 97
Сказка о проп авшей улыбк е. 98
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ПРИВЛЕКАЮТ ВНИМАНИЕ НЕГАТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ . 99
История одной дружбы. 99
ГЛАВА 3. СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ АГРЕ ССИ ВНЫХ ДЕ ТЕЙ . 100
ЧАСТЬ 1. СКАЗКИ ДЛЯ Д ЕТЕЙ, КОТОРЫЕ ДЕРУТЬСЯ . 101
Сказка про Колю и его друзей . 101
Сказка про доброго Петю . 102
Сказка про Зайца-з аби яку. 103
Могучий дуб и маленький кабанчик . 105
Львенок в школе. 107
Заяц с рюкзаком . 108
Крокодильчик . 112
СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , КОТОРЫЕ ОБИЖАЮТ ЖИВОТНЫХ. 112
Сказка про кошку Мурку . 112
ГЛАВА 4. СКАЗКОТЕРАПИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕ НИЙ . 113
ЧАСТЬ 1. РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ . 113
Про Маленькую Веселую Рыбку . 114
Принцесса двух королевств . 115

5
Тигр Рэй . 116
Расставание . 117
ЧАСТЬ 2. РОЖД ЕНИЕ ВТО РОГО РЕБЕНКА . 119
Сказка про старшую дочку . 119
Сказка про М едвежонка . 120
Дракончик Ярем а и волшебн ые огоньки. 122
ЧАСТЬ 3. ПОТЕРЯ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА . 124
Лягушонок Ква-симка . 124
Олененок Сэн ди . 125
СКАЗКА, ЕСЛИ МАМА УЕЗЖАЕТ В КОМАНДИРОВКУ. 127
Сказка про ком андировку . 127
ГЛАВА 5. СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕ ТЕЙ .

источник

Сказка оказывает огромное влияние на формирование ребенка — формирование логического мышления, развития фантазии у детей. Что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка — очень важному фактору при формировании личности.

Читайте также:  Полезная еда рецепты на каждый день для похудения

Основной принцип «волшебного воздействия» сказки заключается в следующем. Когда мы читаем или слушаем сказки, рассказы, истории, то сами того не осознавая, переживаем историю героя как свою собственную, при этом присваивая роли в этой сказке людям из близкого окружения, а события истории так или иначе перекликаются с событиями в нашей жизни.

Детская сказка оказывает поддержку, вселяет веру в лучшее, подсказывает, как найти решение в трудной ситуации, построить отношения с людьми, найти свой путь в жизни. Любая сказка — это установка (формирование личности ребенка) на принципы справедливости, любви, дружбы, добра и зла.

Поэтому я предлагаю Вам почитать и обсудить с детьми полезные сказки, которые могут помочь преодолеть малышу разные жизненные ситуации.

1. В ситуации, которая кажется малышу неразрешимой

(Какая бы проблема ни мучила малыша, эта сказка поможет ему понять, что если иметь достаточно терпения и настойчивости, то из любой ситуации можно найти выход)

Жили-были две лягушки. Однажды они прыгали по столу в поисках съестного и случайно запрыгнули в кувшин с молоком. Как ни пытались они выбраться оттуда, ничего не получалось: горлышко кувшина было узким и скользким, а под ногами у лягушек было только жидкое молоко, в котором они бултыхались, с силой перебирая лапками.

Скоро они устали, и у них почти не осталось сил. Тогда одна лягушка говорит:

– Эх, все равно нам не выбраться отсюда, какой смысл бороться?

– Нет, – отвечает другая, – я так быстро не сдамся. Глядишь, и придет откуда-нибудь подмога.

Побултыхались еще немного. Первая лягушка совсем выбилась из сил.

– Я больше не могу! – опять заныла она. – Да и зачем? Все равно бесполезно.

С этими словами она сложила лапки и пошла ко дну.

Вторая же лягушка не хотела сдаваться и из последних сил колотила по молоку уставшими лапками. Вдруг ей стало казаться, что она чувствует внизу что-то твердое. Лягушка забултыхалась еще сильнее, и чем дольше она делала это, тем тверже становилось молоко под ее лапками – сама того не зная, она взбила его, превратив в масло! Имея опору под ногами, ей не стоило больших усилий выпрыгнуть из кувшина.

Вспомнив о своей подруге, лягушка подумала:

– Ах, как жаль! Если бы у тебя оказалось чуточку больше терпения!

(Эта история поможет ребенку после события, означающего для него большую потерю – развод родителей, переезд в другой город, пожар и прочее)

Единственный человек, переживший крушение корабля, был выброшен на пляж маленького необитаемого острова. Он усердно молил Бога вызволить его из этой беды. Каждый день он смотрел на горизонт в поисках корабля, который мог бы его спасти, но помощь не приходила.

С большим трудом мореход построил маленькую хижину из деревянных досок, выброшенных волнами на песок. Свои жалкие пожитки он разместил в хижине и по-прежнему с надеждой смотрел на горизонт. На острове ему почти не удалось найти съедобных плодов, а рыбачить он не особо умел.

Через несколько дней, возвращаясь к своему скромному жилищу, мореход обнаружил, что оно охвачено огнем. Черный столб дыма поднимался в небо.

– О Господи! За что ты так наказываешь меня?! – воскликнул он в отчаянии и печали. –Я и так потерял все, а сейчас ты отбираешь у меня последнее!

Обессилев от горя, мореход лег на песок и заснул. Разбудил его гудок корабля, приближавшегося к его острову. Корабль пришел, чтобы спасти его!

– Как же вы нашли меня? – удивился мореход.

– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили ему с корабля.

2. Если ребенок страдает, что слишком слаб, мал и прочее (например, при конфликте со старшими детьми в школе или во дворе)

(Послушав эту сказку, малыш поймет, что внешнее проявление силы – не всегда преимущество. Есть ситуации, в которых сильнее оказывается маленький и слабый)

На открытом солнечном пригорке росли дуб и травинка. Дуб был высоким и крепким, он с гордостью шелестел своей листвой, вытягивая ветви навстречу солнцу. Травинка же была маленькой, тоненькой и хрупкой. Дуб высокомерно взирал на нее с высоты и смеялся над ней:

– Какая же ты маленькая и слабенькая! Тебя и разглядеть трудно с моей высоты. Посмотри на мой толстый ствол, на мои могучие ветви: мне не страшны никакие бури и непогоды. А ты, бедняга, гнешься при самом легком дуновении ветра. Никакой гордости, никакой силы.

Однажды на пригорок налетел страшный ветер. Он гнул крепкие ветви дуба, срывал с них листья. Он пригибал травинку до самой земли. Дуб опять смеялся над травинкой:

– Смотри, какой я сильный! Не то что ты!

Но ветер становился все сильнее и постепенно перерос в настоящий ураган. Одним порывом он вырвал дуб вместе с корнями из земли и повалил его.

Когда буря успокоилась, лежащий на земле дуб увидел прямо перед собой все ту же маленькую травинку. Она распрямилась, стряхнула с себя капельки дождя и ласково улыбнулась.

(Эта сказка покажет ребенку, что сила ума важнее силы физической и что тот, у кого есть ум и сообразительность, может одержать верх в любой ситуации)

Жил-был заяц. Он любил грызть траву на лужайке около речки и приходил туда каждый день. Однажды на лужайку пришел огромный слон. Увидев зайца, он протрубил:

– Уходи отсюда, косой! Я хочу здесь пастись. Когда мы – большие – появляемся, вы – маленькие – должны уходить.

Заяц поскакал дальше, в сторону реки. Там росли кусты и сочная, высокая трава. Зайчик начал грызть ее, как вдруг из реки на лужайку вылез толстый бегемот и закричал:

– Убирайся отсюда, заяц! Я хочу есть здесь траву. Когда мы – большие – приходим, вы – маленькие – должны уходить.

«Ну погодите, глупые звери, – подумал зайка. – Я вам покажу, кто из нас сильней». Он поскакал дальше и вернулся с толстой веревкой. Показав ее слону, он сказал:

– Могучий слон, хочешь помериться со мной силами? Посмотрим, кто кого перетянет.

Слон от удивления чуть не подавился охапкой листвы во рту. Он взял в хобот один конец веревки, а заяц ухватился за другой и попрыгал за кусты – туда, где пасся бегемот.

– Могучий бегемот, – обратился он к тому. – давай померимся силами. Интересно, кто кого перетянет.

Бегемот чуть не подавился охапкой травы, настолько удивило его предложение зайца. Он зажал конец веревки между зубами.

– Я побегу за кусты, – сказал заяц. – Там другой конец веревки. Тяни, когда я скомандую.

Зайчик доскакал до кустов, спрятался там и громко крикнул:

Слон и бегемот начали изо всех сил тянуть веревку. Они упирались ногами, топали и сопели, но ни один из них не смог перетянуть ее на свою сторону. Наконец они так устали, что оба одновременно выпустили веревку и в изнеможении опустились на землю. Заяц выскочил к бегемоту:

– Эй ты, увалень! – закричал он. – Что, я так же силен, как ты, или нет?

Потом он поскакал к слону:

– Эй, громила! Убедился, что я не слабее тебя?

С тех пор зайчик ел траву на лужайке сколько хотел. Слон объедал неподалеку листву с кустарников, бегемот жевал траву рядом с ним, и еды с лихвой хватало на всех.

3. Если у малыша проблемы с другими членами семьи

(Прочитав эту сказку, малыш научится не унывать и верить в то, что справедливость рано или поздно восторжествует)

У одной женщины было три дочери. Старшую из них звали Одноглазка, потому что у нее был только один глаз посреди лба. Среднюю звали Двуглазка – у нее было два глаза, как у всех остальных людей. Имя младшей было Трехглазка, потому что у нее был третий глаз на лбу. Поскольку Двуглазка выглядела так, как все остальные люди, сестры и мать терпеть ее не могли. Они вечно смеялись над ней, заставляли ее делать то, что не хотели делать сами, и давали в обед только свои объедки.

Однажды, когда Двуглазка пасла на пригорке козу, она села на траву и горько заплакала. Неожиданно она увидела перед собой женщину.

– Отчего ты плачешь, красавица? – спросила та. Двуглазка рассказала ей, как сестры и мать обращаются с ней и как часто голод мучает ее. Мудрая женщина ответила:

– Вытри слезы, девушка! Я помогу тебе, и тебе больше не придется голодать. Скажи своей козе: «Козочка ме-ме, накрой стол мне!», и перед тобой окажется стол, полный самых вкусных блюд. Когда ты насытишься, довольно будет сказать: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол снова исчезнет. Проговорив это, женщина пропала. Двуглазка решила сразу же последовать совету. Она сказала услышанные от женщины слова, и откуда ни возьмись перед ней возник стол с лучшими яствами. Вдоволь наевшись, Двуглазка проговорила: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол исчез.

С этого дня девушка всегда была сыта и, вернувшись с пастбища домой, не притрагивалась больше к объедкам, оставшимся от сестер. Сестры заметили это и рассказали матери. Мать решила послать Одноглазку вместе с сестрой на пастбище, чтобы выяснить, кто же тайком приносит Двуглазке еду. Но та поняла, что замышляет ее сестра, и усыпила ее своим пением. Уснув, Одноглазка закрыла свой единственный глаз и ничего не заметила.

На следующий день мать послала Трехглазку, чтобы наблюдать за сестрой. И на этот раз Двуглазка почуяла недоброе и постаралась усыпить сестру пением. Но у уставшей Трехглазки закрылись только два глаза; третий же, прищурившись, видел, как Двуглазке удалось насытиться. Вернувшись домой, Трехглазка обо всем рассказала матери, и та из зависти приказала зарезать чудесную козу.

Опять сидела Двуглазка на траве и горько плакала, и опять явилась ей мудрая женщина. На этот раз она посоветовала:

– Попроси у сестер отдать тебе сердце убитой козы и закопай его возле дома. Оно поможет тебе.

Двуглазка отправилась домой и попросила у сестер сердце козы. Они отдали его ей, громко смеясь. Ночью, пока все спали, девочка зарыла сердце возле дома, как советовала ей женщина. Когда утром сестры вышли за порог, они с удивлением увидели возле дома прекрасное дерево с серебряными листьями и золотыми яблоками. Одна Двуглазка знала, откуда оно взялось, – оно выросло на месте, где девочка закопала козье сердце! Мать попросила Одноглазку залезть на дерево и собрать золотые фрукты, но каждый раз, когда та хотела ухватить золотое яблочко, ветви отклонялись в сторону. Как ни старалась она, ей не удалось сорвать ни одного плода. Та же участь постигла и Трехглазку – она не смогла дотянуться ни до одного яблока. Когда же на дерево под громкий смех сестер поднялась Двуглазка, золотые яблоки так и посыпались ей в руки. Только завистливые сестры стали после этого обращаться с бедной девушкой еще суровее.

Однажды, когда они втроем стояли возле чудного дерева, мимо проезжал прекрасный молодой рыцарь.

Увидев его, сестры приказали Двуглазке спрятаться, потому что думали, что ее вид отпугнет красавца. Рыцарь остановился возле необычного дерева, восхищаясь им, и спросил девушек, кому оно принадлежит. А еще он сказал, что кто отломит и подарит ему ветвь с чудесного дерева, может потребовать от него любое вознаграждение. Сестры выдали дерево за свое, но как ни пытались они сорвать с него хоть веточку, им этого сделать не удалось. Удивился рыцарь:

– Как же так? Если дерево ваше, почему не в вашей власти сорвать с него маленькую ветку?

Тут Двуглазка, набравшись смелости, вышла из своего вынужденного укрытия и с легкостью сорвала для гостя серебряную ветвь с золотыми плодами. Рыцарь был поражен красотой девушки и спросил, что он может для нее сделать, какое ее желание исполнить. Девушка расплакалась и попросила молодого человека увезти ее из родительского дома, избавив тем самым от нужды и унижений. Рыцарь отвез Двуглазку в свой замок, накормил и одел ее. И, поскольку молодые люди сразу приглянулись друг другу, скоро отпраздновали свадьбу.

Сестры ехидно ухмылялись, думая, что золотое дерево останется теперь в их владении, но каково же было их разочарование, когда на следующий день чудесного дерева простыл и след. А Двуглазка, выглянув из окошка замка, с радостью увидела его под своими окнами – чудо-дерево последовало за ней! Отныне девушка жила в счастье, покое и достатке.

Однажды в дверь замка постучались две нищенки с просьбой о подаянии. Взглянув на них, Двуглазка узнала своих сестер. Они так обеднели, что им пришлось ходить из дома в дом в поисках пропитания.

Девушка пожалела сестер и дала им кров, одежду и пищу. А Одноглазка и Трехглазка искренне пожалели о том, что когда-то так плохо обращались со своей сестрой.

4. Если малыш стал свидетелем плохого обращения со старыми людьми

(Эта история научит малыша уважать старость. Он поймет, что, что бы человек ни делал в этой жизни, все сторицей вернется к нему)

Жил в одной семье дедушка. Он был стареньким и больным, его глаза плохо видели, уши плохо слышали, а руки дрожали. За столом дедушка не мог крепко держать ложку и всегда проливал немного супа на скатерть. Его сын и невестка сердились и в один прекрасный день стали сажать дедушку в обед за печку, на деревянную лавочку. Они давали ему еду в глиняной мисочке, а часто он вообще оставался голодным. Дедушка с грустью смотрел на стол, и его глаза наполнялись слезами.

Однажды он не смог удержать дрожащими руками глиняную мисочку, она упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Сын с невесткой стали бранить дедушку и дали ему деревянную мисочку, которая не могла разбиться. Он ничего не сказал, только грустно вздохнул.

Как-то раз дедушкин внучек играл в комнате, сидя на полу. Он гнул деревянные щепочки и складывал их так, что получалось что-то вроде маленькой тарелочки.

– Что ты делаешь? – удивился его отец.

– Я мастерю деревянную тарелочку, – ответил мальчик. – Из нее вы с мамой будете кушать, когда я вырасту.

Отец с матерью застыли от изумления, потом взглянули друг другу в глаза и расплакались. Тотчас же они пошли за печку к дедушке и привели его к столу. С тех пор он всегда кушал вместе со всей семьей. А если что-то проливалось на скатерть, ее после обеда просто меняли, не говоря ни слова.

5. Если в семье кто-то умер

(Столкновение с темой смерти в форме сказки поможет малышу взглянуть на смерть другими глазами и перестать бояться ее. Он увидит в ней неизбежное и естественное завершение человеческой жизни)

Жил-был мужчина, который всю жизнь мечтал разбогатеть. В один прекрасный день ему повезло – он выиграл много денег и действительно стал очень богатым. С этого дня он желал только одного – никогда не умереть, чтобы не потерять своего богатства. Поэтому он решил путешествовать по миру в поисках города, где люди живут вечно. Взяв с собой жену и собрав все необходимое, он переезжал из одного города в другой, спрашивая, умирают ли там люди.

Однажды судьба привела его в городок, где никто не знал, что означает слово «смерть».

– Но если в вашем городе никто не умирает, то у вас должно быть очень много жителей! – воскликнул мужчина.

– Нет, – ответили ему, – потому что время от времени кто-то неизвестный зовет нас. И кто пойдет за ним, больше не возвращается.

Мужчина удивленно покачал головой. Он удивлялся человеческой глупости. Зачем же эти люди следуют голосу, если знают, что им придется остаться там, куда он их ведет?!

Мужчина решил поселиться в этом городе, где никто не умирал. Он купил дом и обставил его. Потом он наказал своей жене ни в коем случае не следовать ни за кем, кто будет ее звать. Жена обещала, и так они прожили несколько лет в покое и достатке.

Читайте также:  Одноклассники полезные советы для сада и огорода

Однажды все сидели за столом и веселились, как вдруг жена мужчины вскочила и стала надевать свое меховое пальто со словами:

– Но ты же обещала мне не идти ни за кем, кто будет тебя звать! – испуганно воскликнул муж, хватая жену за руку.

Жена посмотрела на него странным взглядом:

– Неужели ты не слышишь, как он зовет меня? Я пойду только посмотрю, чего он хочет, и сразу же вернусь.

С этими словами женщина вырвала свою руку и бросилась к двери. Муж побежал за ней, пытаясь удержать ее. Он ухватился за ее пальто, умоляя:

– Ну подожди! Ты же знаешь, что не вернешься назад, если последуешь за ним!

Но женщина не слушала его и, выскользнув из пальто, оставшегося в руках мужа, побежала дальше, продолжая повторять:

Когда она скрылась из виду, муж обессиленно опустился на ступеньку крыльца. «Уж я-то не буду так глуп, – подумал он, – я ни за что не пойду на голос!»

Прошло еще несколько лет. Мужчина жил спокойно и беззаботно. Как-то раз он пошел к парикмахеру. Тот подстригал как раз его волосы, когда мужчина вдруг начал кричать:

– Я не пойду! Слышишь – не пойду!

Все вокруг удивленно затихли, а мужчина, сжав кулаки, продолжал кричать:

– Запомни раз и навсегда, что я не пойду! Уходи отсюда! Уходи, а то я покажу тебе, где раки зимуют!

И, как если бы кто-то невидимый уже стоял в дверях, мужчина соскочил со стула, схватил лежащую на столике бритву и, громко ругаясь, бросился за тем, кто звал его, но кого никто другой не мог видеть. Парикмахер, который хотел вернуть себе унесенную бритву, побежал за мужчиной. Они уже добежали до окраины городка, как вдруг мужчина исчез в глубоком овраге. Так он помимо своего желания последовал за тем, кто его звал.

Парикмахер, вернувшись в город, рассказал людям о случившемся. Люди, которые раньше не знали, куда уходили следовавшие неведомому голосу, решили, что они все должны быть в этом овраге. Но когда целая группа горожан отправилась к ненасытному оврагу, на его месте не оказалось ничего, кроме большого ровного поля.

С тех пор люди в этом городе умирали так же, как и во всем остальном мире.

(Эта сказка, рассказывающая о смерти с юмором, также избавит ребенка от страха перед ней)

Все знают, что со смертью шутки плохи. Но одному пастуху удалось ее обмануть.

Однажды, когда он мирно пас на лужайке свое большое стадо, из-за куста на окраине лужайки вдруг выглянула смерть. Она долго глядела на пастуха, с удовольствием пасшего своих овечек и громко распевавшего песни, и решила, что раз пастух так доволен своей работой, то эти овечки должны быть какими-то особенными.

Смерть подошла к пастуху и потребовала отдать ей одну из овец.

– Зачем она тебе? – удивился пастух.

– Затем же, зачем и тебе, – ответила смерть. – Я хочу радоваться, глядя на нее. Здесь, на земле, люди всегда так пасмурно и печально смотрят, когда видят меня, что мне хочется порадоваться хотя бы виду твоей славной овечки.

– Понимаешь, – сказал пастух, – я бы с удовольствием отдал тебе одну из овец, но у меня строгий хозяин. Если я вернусь без овцы, меня ждет суровое наказание.

– Если ты откажешь мне в моем желании, то я заберу вместо овцы тебя, – пригрозила она.

– Нет, дай мне еще пожить. Возьми лучше одну из овечек, а я перетерплю наказание.

И он выбрал для смерти самую большую и красивую овцу из своего стада.

– Хорошо, хорошо. Давно бы так, – проворчала смерть и приказала пастуху отнести овечку к ней домой.

Пастух взвалил овцу на плечи и пошел за смертью, до самого домика, в котором она жила. Там он аккуратно опустил овечку на пол и стал с любопытством оглядываться по сторонам. За печкой он увидел множество мотков пряжи и спросил смерть, зачем они ей.

– Каждый моток – это человеческая жизнь, – ответила смерть. – Пряжа потихоньку разматывается, и, когда она заканчивается, человеку приходит время умирать.

– А ты можешь показать мне мой моток? – спросил хитрый пастух.

– Конечно, могу, – хвастливо ответила смерть и вытащила из-за печки толстый моток с большим количеством пряжи на нем.

Увидев его, пастух хитро улыбнулся, снова взвалил на плечи овцу и пустился бежать со всех ног. Он знал теперь, что еще долго не умрет и что ему нечего бояться пустых угроз. Смерть же поняла, что зря показала пастуху его моток пряжи, и злобно размахивала руками ему вслед.

А пастух? Он жив до сих пор и по-прежнему с радостью пасет своих овец – если, конечно, его моток пряжи еще не размотался.

6. Если малыш страдает от несправедливости

(В этой сказке несправедливость наказывается, а дружба и взаимопомощь вызволяют героев из любой беды)

Жил-был солдат. Он мужественно и преданно служил королю, но, когда война закончилась, получил за свою службу и верность только три маленькие монетки. «Я этого так не оставлю, – подумал солдат. – И если мне удастся найти подходящих союзников, то придется королю поплатиться всеми богатствами своего королевства». Сказано – сделано, и солдат отправился по свету в поисках друзей.

Как-то, проходя по лесу, он увидел силача, вырывавшего по шесть деревьев за раз, как будто это были травинки. Восхищенный солдат уговорил силача пойти с ним, и дальше они зашагали уже вдвоем.

Шли они, шли и встретили охотника. Охотник поднял как раз свое ружье, целясь куда-то вдаль.

– В кого ты целишься? – спросили его друзья.

– В двух милях отсюда на ветке дуба сидит муха, – ответил тот, – и я должен попасть ей в левый глаз.

– Пойдем с нами! – попросили солдат и силач. – Ты можешь нам очень помочь.

И охотник, недолго думая, согласился.

Путь друзей пролегал мимо семи старых мельниц. С удивлением увидели они, что крылья мельниц крутятся без остановки, хотя погода была тихая и безветренная. Через две мили друзья заметили на дереве человека, закрывшего пальцем одну ноздрю и изо всей силы дующего в другую.

– Что ты делаешь? – изумились солдат, силач и охотник.

– За две мили отсюда стоят семь старых мельниц, – ответил ноздредув. – Я дую на их крылья, чтобы они вращались.

И его уговорили друзья спуститься с дерева и последовать за ними.

Через какое-то время они увидели человека, связывающего себе ноги веревкой. Увидев их озадаченный взгляд, человек объяснил:

– Я – бегун и связываю себе ноги, чтобы не бежать слишком быстро. Потому что если я побегу двумя ногами, то буду быстрее птицы.

– Пошли с нами, впятером мы легко обойдем весь мир, – попросили бегуна солдат, силач, охотник и ноздредув.

И вскоре они шагали по миру уже впятером. Проходя как-то через лес, увидали они мужичонку в странной шапке-ушанке.

– Ты чего в такой теплой шапке? – спросили они. –И не жарко тебе?

– Я шапку-то эту снять не могу, – ответил мужичонка, – потому что тогда наступит вокруг такой мороз, что птицы с неба на землю замертво упадут.

– Ты нам очень пригодишься. Пойдем с нами! – позвали его солдат, силач, охотник, ноздредув и бегун, на что мужичонка-мороз охотно согласился.

И вот пришли шестеро друзей в город, где жил король. Дочь короля была отличной бегуньей, и король объявил, что выдаст ее только за того, кому удастся обогнать ее; но если тот проиграет, то ему отрубят голову. Солдат обратился к королю:

– Ваше величество, могу ли я вместо себя послать своего слугу?

– Воля твоя, – ответил король, – но не обгонит он дочь мою, тогда конец и ему, и тебе!

На том и порешили. Королевской дочери и бегуну дали в руки по пустому кувшину, велев наполнить кувшин водой из колодца и вернуться назад. Но не успела девушка пробежать и четверть пути, как бегун уже был у колодца, набрал воды и пустился в обратный путь. Однако на полпути напала на него такая усталость, что он прилег, положив голову на пенек, и крепко заснул. Королевская дочь на обратном пути увидала его, тайком вылила воду из его кувшина и побежала дальше, гордясь собственной хитростью. Все было бы потеряно, если бы охотник не увидел этого с башни замка. Тотчас же схватил он свое ружье и выстрелил в пенек, раздробив его в щепки. Бегун вскочил, увидал, что его кувшин пуст и что королевская дочь уже далеко впереди него, и бросился обратно к колодцу. Он бежал так быстро, что все-таки успел опередить девушку и оказался у цели на десять минут раньше ее.

Король с дочкой были вне себя от гнева, что какой-то солдат выиграл пари. Король вовсе не собирался отдавать ему дочь, поэтому он придумал коварный план. Он приказал накрыть богатый стол в железной хижине, с железными дверями и железными прутьями на окнах. Потом он пригласил туда шестерых друзей, предлагая им подкрепиться и отдохнуть. Но как только они вошли, король приказал запереть дверь и развести под хижиной большой огонь. Железо разогревалось, и в хижине становилось все жарче. Друзья хотели выйти, но обнаружили, что дверь заперта. Тут они поняли, что замышляет король. Но, к счастью, был с друзьями мужичонка-мороз. Разом сдернул он с головы шапку-ушанку, и все вокруг охватил такой мороз, что железные стены остыли, а еда на столе и вовсе покрылась льдом.

Часа через два король велел отпереть дверь. Он был уверен, что все шестеро давно задохнулись в железной хижине. Каково же было его изумление, когда они вышли ему навстречу целыми и невредимыми! Понял король, что так их не проймешь.

– Не хочешь ли ты, любезный, – обратился он к солдату, – взять золота, сколько сможешь унести, и отказаться за это от моей дочери?

– Охотно, ваше величество, – проговорил солдат. – Дайте мне столько золота, сколько сможет унести мой слуга, и дочь останется вам.

– По рукам! – обрадовался король. – Приходи за золотом через две недели.

Две недели портные шили огромный мешок. Когда он был готов, силач отправился с ним к королю. Король велел принести тонну золота, шестнадцать слуг тащили ее на плечах. Силач же одним движением засунул золото в мешок и сказал:

– Несите больше, это золото едва покрывает в мешке дно!

Пришлось королю приказать принести все свои богатства, и даже они заполнили мешок лишь до половины. Силач завязал мешок, взвалил его на плечи и понес прочь. Король же, видя, как один человек уносит на плечах все его сокровища, разъярился и приказал своим всадникам догнать его. Но когда два полка всадников приблизились к шестерым друзьям и хотели напасть на них, ноздредув закрыл одну ноздрю и с силой задул в другую. Всадники взлетели в воздух, и ветер разнес их в разные стороны, кого куда. Один фельдфебель взмолился о пощаде ради своих детей. Ноздредув ослабил поток воздуха, чтобы фельдфебель осторожно спустился на землю. Тогда ноздредув велел ему пойти к королю и доложить о судьбе своих товарищей. Услышав рассказ фельдфебеля, король понял, что друзья непобедимы, и оставил их в покое. А солдат, ноздредув, охотник, бегун, силач и мужичок-морозко поделили богатство короля и жили не тужили до конца своих дней.

7. Если ребенок боится сказочных персонажей

(Дракона можно заменить Кощеем или любым другим персонажем, которого малыш боится. Сказка поможет ребенку понять, что доброта и открытое сердце имеют огромную силу и могут превратить любого злого персонажа в доброго)

Жил-был король. У него было три дочери. Как-то король захотел узнать, как сильно они его любят. Старшая сказала, что любит отца как мед, средняя – что любит его как сахар, а младшая дочь проговорила:

– Отец, я люблю тебя как соль.

Разгневался на нее король и отдал младшую дочь в жены бедняку, проходившему мимо дворца. Бедняка звали Иванушка. Он жил в крошечном деревянном домике и почти ничего не имел, но у него была добрая, открытая душа, и вскоре он полюбил принцессу всем сердцем.

Как-то в стране случилась страшная засуха. Все колодцы высохли, кроме одного, но на его дне жил дракон, убивавший каждого, кто хотел зачерпнуть из колодца воды. Иванушка не мог больше смотреть, как мучается от жажды его любимая жена. «Никогда она не жаловалась на свою судьбу, – подумал он, – хотя выросла в царском дворце и привыкла к богатству. Уж лучше я умру сам, чем дам ей умереть от жажды». Он взял кувшин и пошел к колодцу. Только опустил он кувшин в воду, как вода заволновалась и зашипела. Перед глазами Иванушки предстал такой страшный дракон, что его сердце замерло от страха. Но Иванушка взял себя в руки и проговорил приветливо:

– Здравствуй, добрый дракон! Все колодцы высохли, а моя жена умирает от жажды. Пожалуйста, позволь мне зачерпнуть немного воды!

Никогда еще не слышал дракон таких добрых слов. Никогда никто не называл его добрым драконом. Он был настолько удивлен, что только кивнул в ответ и внимательно наблюдал, как Иванушка наполняет водой кувшин. Когда тот, поблагодарив дракона, собрался уходить, дракон проговорил:

Он нырнул на дно колодца и вынырнул снова с большим спелым гранатом в когтях.

– Это подарок для твоей жены, – сказал он. – И ты можешь приходить за водой, сколько хочешь.

– А другие люди? – спросил Иванушка. – Они тоже мучаются от жажды.

– Я не знал, что люди могут быть приветливы, – ответил дракон. – Если они такие же, как ты, то пусть приходят тоже.

Иванушка вернулся домой и дал жене напиться. Потом они созвали соседей, и каждый из них получил по стакану воды. После того как соседи ушли, Иванушка показал жене подарок дракона – спелый красный гранат. Она хотела съесть его, но, когда разрезала гранат пополам, зернышки выскочили из него и рассыпались по полу, а в хижине вдруг стало светло, как днем. Наклонившись над ними, Иванушка и принцесса не поверили своим глазам – это были не зернышки, а светящиеся всеми цветами радуги драгоценные камни!

На следующий день Иванушка пошел к колодцу с соседями. Они все пообещали ему не показывать страха при виде дракона. Как только они подошли к колодцу, дракон вынырнул им навстречу. При виде его соседям хотелось разбежаться, но увидев, как Иванушка подошел к нему и любезно поблагодарил его за чудесный подарок, соседи набрались мужества и подошли поближе. Теперь дракон не казался им уже таким страшным. Дракон же сел на край колодца и подумал: «Каким же я раньше был одиноким!». Прощаясь с Иванушкой и соседями, он попросил их пообещать, что они скоро придут снова.

Иванушка с принцессой продали несколько светящихся драгоценных камней и построили себе на вырученные деньги красивый дом. Но они не забывали, что когда-то были бедны, и никогда никому не отказывали в помощи.

Вскоре слухи о добром драконе и о его подарке разошлись по всему королевству и дошли до ушей самого короля. Однако тот не знал, что Иванушка был тем самым бедняком, которому он когда-то отдал в жены свою дочь. Король отослал к Иванушке гонца с известием о своем предстоящем визите. Услышав об этом, принцесса приготовила роскошный обед, но все блюда были приготовлены без соли. Иванушка принял короля и привел его к накрытому столу, принцесса же спряталась в соседней комнате. Чудесный запах разбудил аппетит короля, но, когда тот попробовал еду, его рот перекосился.

Читайте также:  Молоко полезно ли для сердца

– Это же все без соли, – с отвращением сказал он. Тут принцесса вышла из своего укрытия и произнесла:

– А когда я, дорогой отец, сказала, что люблю тебя, как соль, ты выгнал меня из дому!

Король узнал дочь и крепко обнял ее. Только сейчас он понял смысл ее слов.

Вскоре засуха закончилась, пошел дождь, и колодцы снова наполнились водой. Однако люди по-прежнему ходили к колодцу дракона, потому что там была самая чистая и прохладная вода и потому что они с удовольствием беседовали с драконом. Но больше всего любил дракон, когда его навещал Иванушка – его самый первый и самый лучший друг!

(Эта история научит малыша оптимизму и поможет изменить взгляд на вещи. Ребенок поймет, что в любой ситуации можно найти повод для радости)

Было лето. Светило солнце. Большой камень лежал среди других камней на проселочной дороге, проходившей мимо домиков, садов и зеленых лужаек. Проезжавший по дороге грузовик задел камень колесом, и камень улетел далеко в зеленую траву. «Вот здорово! – подумал он. – А я и не знал, что мир такой большой». Травинки и цветы кивали ему, пчелки жужжали, бабочки порхали над самым камнем, чуть не задевая его своими великолепными крылышками. «Здесь я хочу остаться», – подумал камень.

По траве бежал маленький мальчик. Увидев камень, он поднял его и бросил в воздух. «Ура! – подумал камень. – Я умею летать! Я лечу в большой прекрасный мир!» Камень с грохотом влетел в окно дома, разбив стекло, и тяжеловесно плюхнулся на пол. Теперь он лежал на цветном ковре в маленькой комнате. «Как же красив и разнообразен мир! – подумал он. – Здесь я хочу остаться. Это самое подходящее место для такого необычного камня, как я».

В этот момент в комнату вошла женщина, увидела груду осколков и камень посреди комнаты и выбросила его в открытое окно. «Я опять лечу! – с радостью подумал камень. – И где же я приземлюсь на этот раз?» Бум! Он оказался на своей прежней дороге, среди других камней. «Они даже не подозревают, как прекрасен мир!» – подумал камень. И он с гордостью лежал на дороге, чувствуя себя особенным и неповторимым!

источник

В одном самом обычном городе, не большом и не маленьком, жила девочка. И звали её Вера. Хорошая была девочка, умная, послушная. Вере было пять лет, и она считала себя большой, не такой, конечно, как папа и мама, но и не такой маленькой, как её младший братишка, которому на днях исполнился годик.

Вера очень любила играть. И играла она с утра до ночи: и в куклы, и с мячиком бегала, и кашу понарошку варила, а потом кормила всех своих мишек, неваляшек и кукол. Ещё Вера любила рисовать. Родители не могли нахвалиться дочкиными рисунками, так здорово и натурально выходило у неё рисовать разных зверушек, домики, машинки, деревья и цветочки. Вера сама выбирала, какие рисунки она повесит на стену, а какие аккуратно положит в папку. Часто к ним в дом приходили гости и с удивлением рассматривали Верины рисунки, хвалили девочку и говорили, что ей непременно надо стать художником.

Одно не любила Вера: убирать свои игрушки на место. Построит ли из стульев себе ходы-переходы разные, соорудит ли из старых коробок домик для кукол, усадит ли мишек за стол обедать – всё одно, ничего убирать за собой не хочет. Мама её сначала уговаривала, потом ругала, но ничего не помогало. Тогда мама придумала такую игру: кто быстрее – Вера или мама – уберёт игрушки на место. Девочке очень понравилась игра. Она с удовольствием расставляла игрушки по местам, лишь бы обогнать маму. Но и эта игра ей быстро наскучила, как только она поняла, что мама только делает вид, а на самом деле все игрушки прибирает Вера.

Однажды ночью, когда все в доме спали, игрушки собрались потихоньку и ушли из дома через открытое окно. Да-да, не удивляйтесь, игрушки тоже живые, они всё чувствуют и понимают, но не могут сказать. Ночью, когда люди спят, игрушки тихонько переговариваются между собой: кто-то жалуется, что с ним совсем не играют, другие обижаются на то, что их бросают и ломают, другие же, наоборот, веселятся и тихонечко смеются, потому что знают, они любимчики, и их ни за что не сломают.

Утром Вера проснулась, сладко-сладко потянулась на кровати и хотела обнять свою любимую куклу, которую положила на ночь с собой в кроватку. Но куклы почему-то не было. Вера внимательно осмотрела комнату и сразу же заметила разительную перемену: игрушки куда-то пропали. «Ага! — подумала девочка. – Мама не придумала ничего лучше, чем спрятать от меня игрушки, раз я не хочу их убирать. Она давно обещала мне, что унесёт их на чердак». Вера вскочила с кровати и побежала к маме. Но Верина мама сама была очень удивлена, когда узнала про пропажу игрушек.

— Знаешь, дочка, а мне кажется, я знаю, где твои игрушки!

— И где же они, интересно знать?

— Помнишь, я тебе рассказывала про мальчика на площадке. Кажется, его зовут Андрюша. Так вот, думаю, все твои игрушки ушли к нему.

— Как это ушли? И почему именно к нему?

— А так! Ты игрушки никогда не убираешь на место, а он мальчик воспитанный, очень аккуратный. Видела, как он обращается со своими машинками? Покатает их по песку, а когда домой собирается, каждую машинку от песка почистит, а потом в пакет положит. Вот с таким мальчиком и игрушкам приятно дружить. А твои игрушки на тебя обиделись.

— Нет, так не бывает! Вот пошли к Андрюше, сама увидишь.

Делать нечего, собрались Вера с мамой и пошли на площадку, где детишки гуляют. Ещё издалека Вера увидела того мальчика, про которого говорила ей мама.

— Андрюшка, привет! – закричала она ему.

— Ну как же? Мои, конечно! Есть у тебя такая кукла с розовыми бантиками в волосах и мишка с мешком шишек?

— Есть, а тебе что? Это мне мама подарила.

— Нет, не подарила, а они от меня убежали.

— Плохо, значит, с ними обращалась, раз они от тебя убежали, — резонно сказал Андрюшка.

— Плохо, — вздохнула Вера. – Не убирала я игрушки.

— Но как же я без игрушек буду, я по ним уже так соскучилась, — чуть не плача, сказала девочка.

— Ладно, пошли ко мне домой, будешь прощения просить у своих игрушек.

Как увидела Вера в комнате у Андрюшки своих любимых кукол, зайчиков, плюшевых мишек, так и расплакалась. Обещала им Вера, что больше никогда-никогда она не будет их обижать, а на ночь будет укладывать в кроватки.

На следующее утро Верины игрушки стояли по полочкам у своей хозяйки. Вера сдержала обещание, теперь она всегда после игры убирала игрушки на место, чтобы они больше на неё не обижались и не убегали.

источник

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно.

В замечательной книге Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем» все сказки распределены по конкретным проблемам детей раннего возраста:

  • сказки для тех, кто боится врачей;
  • сказки для гиперактивных малышей;
  • для тех, кто испытывает проблемы с приемом пищи, с мочевым пузырем;
  • сказки, помогающие малышу справиться с переживаниями в связи с отношениями между родителями, с появлением маленького братика или сестренки;
  • сказки для агрессивно настроенных детей;
  • сказки, помогающие пережить потерю любимых животных или близких людей.

Получается, сказкой можно все вылечить, преодолеть любые психологические проблемы и воспитать самое разумное и доброе? Конечно, универсального лекарства нет, все вылечить невозможно. Но и недооценивать возможности сказки неразумно. И тут, как и в медицине, важно правильно выбрать метод и лекарство. И грамотно им воспользоваться.

Для начала стоит разобраться, какие бывают сказки.

Сказки о животных. Очень важны в возрасте примерно пяти лет — как раз в этом возрасте дети часто ассоциируют себя с животными. И в этот период им легче понять отношения в мире через подобные аллегории.

Бытовые сказки. Содержат в себе рассказы о семейной жизни, описывают конфликтные и комичные ситуации. Формируют у детей старшего возраста здоровое чувство юмора по отношению к трудностям, помогают создать образ нормальных семейных отношений.

Художественные сказки. Сказки, содержащие в себе элементы мифов, притч, истории. К этому виду можно отнести и авторские художественные сказки, которые в зависимости от проблемы могут содержать в себе психокоррекционный, дидактический и медитативный материалы.

Страшные сказки. К этой категории можно отнести сказки о нечистой силе, ведьмах, леших и прочих загадочных неведомых существах. Слушая ( или читая) такую сказку, ребенок словно «проживает» заведомо травмирующую ситуацию и вырабатывает новую реакцию, освобождаясь от напряжения и неизвестности. Подобные сказки рассчитаны на детей от 7 лет. Секрет терапии — в актерском мастерстве рассказчика и в обязательно неожиданном и смешном счастливом конце.

Волшебные сказки. Больше всего они подходят для детей 6-7-летнего возраста. Дети в этом возрасте уже отдают себе отчет в «нереальности » происходящего, и жизненная мудрость хорошо усваивается их сознанием.

Дидактические сказки. В основном эти сказки предлагаются на занятиях в дошкольных учреждениях. В процессе занятий дети часто выступают соавторами сказки, они должны выполнять различные задания, ведь только они, малыши, обладающие разными качествами, владеющие знаниями и умениями, могут помочь герою, которого в конечном итоге ждет удача.

Воспитатель детского сада Марина Миронова каждый день перед тихим часом читает воспитанникам «Вежливые сказки», «Осторожные сказки», герои которых попадают в различные опасные или забавные ситуации, в конце каждой сказки дети получают ценный опыт и совет. По словам Марины Алексеевны, «сказки помогают малышам выразить свои мысли и доступно объяснить важность или опасность того или иного поступка».

В современной педагогике все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка — введение в его словарный запас научных, по мнению родителей, важных для будущей жизни понятий. Дети получают больше знаний в области материальной жизни взрослых, хотя часто они к этому не готовы психологически. Современные родители пропускают очень важный этап развития своего ребенка — становление внутренней жизни, эмоций, творчества и чувств.

Что же делать родителям, которые решили применять «сказкотерапию» как метод воспитания?

Для начала нужно просто. начать читать сказки, то есть сделать чтение неким ритуалом. Не стоит превращать первое чтение в особое событие, тогда у ребенка будет больше возможности без помех пофантазировать и самому понять, что такое сказка именно для него.

Через некоторое время после такого «необременительного» чтения, можно попробовать проанализировать сказку вместе с ребенком, задать ему вопросы по поводу поведения героев, узнать, как он оценивает это поведение. Стоит заметить, что взрослому не надо ждать быстрой реакции и правильного пересказа и суждений. Вы просто ненавязчиво подскажите ребенку, что он может самостоятельно оценивать поведение отрицательных и положительных героев, что он вообще может рассуждать, оценивать, размышлять, фантазировать! А это очень важно для маленькой личности!

Дальше — больше: ребенок может сам придумывать продолжение и окончание сказки, а родители могут анализировать состояние ребенка, наблюдать, «подсматривать»: что волнует его, какие у него отношения с другими детьми, с вами, чего он боится и чего бы хотел.

Детям младшего возраста было бы интересно на этом этапе увидеть любимую сказку в кукольном исполнении, а старшим дошкольникам уже хочется самим придумать инсценировку волшебной истории и стать главными героями.

На этом этапе можно уже безгранично фантазировать, смешивать сказки и переделывать их на свой лад, даже сочинять свои собственные сказки.

Для каждого возраста — свои герои. Детям лет подойдут рассказы о маленьких человечках или зверьках, игрушках. Детям с возраста уже нужны сказки о феях, принцах, различных волшебниках. Подросткам больше всего подойдут притчи или бытовые сказки.

Сказка должна иметь четкий сюжет.

Завязка. Здесь мы знакомимся с героями и окружающей обстановкой.

Неожиданное событие, обозначение проблемы героя. Например, плохой поступок персонажа или поступок по отношению к нему. Это может быть непредвиденная ситуация, с которой героям придется справиться.

Способ решения проблемы, попытки героев справиться со сложностями. Попытки могут сопровождаться трудностями. Стоит продумать окружающую среду, которая может способствовать созданию настроения. Например, это может быть дождик или даже ураган.

Кульминация — герои решают все трудности. Стоит отметить, что трудности должны решаться только благодаря благоразумию персонажей, их стараниями (это может быть избавление от дурной привычки).

Позитивная развязка. Она очень важна, все герои должны быть счастливы, и они должны понять, как правильно себя вести. Не стоит «обижать» плохим финалом даже самых скверных героев.

Мораль сказки. Как герои поняли причину возникновения трудностей, каковы дальнейшие варианты развития событий.

Сюжет сказки должен напоминать проблемную ситуацию, но не повторять ее полностью. То есть герои должны носить другие имена, обстановка не должна полностью соответствовать реальной.

Как говорят психологи, с помощью сказки должен быть предложен замещающий опыт, посредством которого ребенок примет собственное решение. И ребенок с помощью полученной информации должен «по умолчанию» разбираться в ситуации и знать, кто прав и кто виноват. Такой эффект достигается только при помощи правильно выстроенного сюжета.

Герой должен по возрасту и темпераменту соответствовать малышу, и даже сказочная страна должна напомнить ребенку среду его проживания. Малыш должен узнавать себя и обстановку, но не понимать до конца, что это он и есть.

Переживания героя, которого нужно искусственно направлять героя к изменениям, должны быть понятны ребенку. Можно даже придумать целую группу существ, оказавшихся в сложной ситуации, и дать им правильные наставления, которые в итоге приведут к счастливому изменению.

При чтении или рассказывании необходимо точно передавать эмоции и чувства. Нужно научиться с помощью голоса точно выражать любые эмоции. Грусть это, или восторг, или неуверенность.

Не стоит выдерживать слишком долгих пауз, если же пауза все-таки возникла, необходимо обыграть сюжет в ее пользу. Или же нужно заранее подготовить ту сказку, в которой вы хорошо ориентируетесь.

Не стоит «на блюдечке» преподносить ребенку решение проблемы. Ребенок не должен слушать сказку как некое правило, не стоит давать точных «установок» поведения, не следует также «на ходу» давать свою оценку поступкам персонажей, особенно в виде «резонерских» реплик.

Хорошо подобранная и прочитанная на ночь сказка — это еще не полный список «сказкотерапевтических» приемов. Есть несколько интересных занятий, не только закрепляющих эффект, но и развивающих творческие способности.

Cказку можно нарисовать (на следующий день или сразу после прослушивания). Желательно карандашами или гуашью.

Сказку можно слепить. Занятие подходит для групповой терапии. По цветовой гамме можно определить степень влияния сказки на ребенка. Насыщенные цвета выражают бурные переживания и чувства.

Сказку можно сшить или сделать из подручных материалов. Воссоздать персонажа сказки, озвучить его и, помещая его в различные проблемные ситуации, находить различные пути решения.

При игре с воплощенной из материала сказкой, голос необходимо адаптировать к внутренней характеристике персонажа, также важно каждое движение и действие персонажа.

Можно сделать сказку даже из песка! Для этого необходимо иметь поднос с сухим или влажным песком. Здесь важно ощущение «облачения» переживаний в тактильную форму.

Существует особая форма сказкотерапии — так называемый «кататимный подход в сказку», суть которого в том, что с помощью психологических приемов осуществляется полное «участие» ребенка в сказке, однако эта методика имеет множество противопоказаний:

  • острый и хронический психоз или предшествующее ему состояние;
  • недостаточная мотивация;
  • церебрально-органические синдромы;
  • недостаточное интеллектуальное развитие.

Сказка — это не только мощный воспитательный инструмент, но и способ достижения доверия и поиска общего языка между ребенком и родителем или ребенком и педагогом.

Надо обязательно помнить о том, что подбирать сказки следует в соответствии с возрастом и существующими проблемами в воспитании, возрастными проблемами. Остальное решает только родительская любовь и фантазия!

источник

Источники:
  • http://roditelyam-o-detyah.ru/sochinyaem-skazki-reshaem-detskie-problemy/
  • http://33.tvoysadik.ru/site/pub?id=17
  • http://freedocs.xyz/pdf-442257657
  • http://mshishova.ru/poleznye-skazki/
  • http://skazki.rustih.ru/skazki-dlya-tex-kto-ne-ubiraet-na-mesto-svoi-igrushki/
  • http://www.7ya.ru/article/Kak-volshebstvo-pomogaet-vospityvat-Chast-2-2018/