Меню Рубрики

Атлас рельеф тектоническое строение и полезные ископаемые 8 класс

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности как на суше, так и на дне морей и океанов. Изучением рельефов и их особенностей занимается наука геоморфология.

Рельефы могут значительно отличаться между собой по размерам, очертаниям, возрасту, характеру происхождения. Но, в целом, их можно выделить в две основные формы:

  • Выпуклые (положительные). Наиболее ярко эта форма рельефа выражена в горах с их высокими пиками, крутыми склонами и подножиями. Горы отличаются между собой, главным образом, по внешнему виду своих вершин, которые могут быть пикообразными, куполообразными, платообразными и другими.
  • Вогнутые (отрицательные). Относительно ровные участки суши с незначительными колебаниями в высоте до 200 м называются равнинами. Равнины являются преобладающей формой рельефа и занимают почти 70% поверхности Земли.

Горы встречаются не только на поверхности земли, но и под водой. Очень часто участки суши, которые выглядывают из воды – большие и малые острова – на самом деле являются вершинами подводных гор.

Рельеф – это важнейший компонент географической оболочки, который выполняет две основные функции:

  • служит основой для природных территориальных комплексов;
  • равномерно распределяет тепло и влагу по земной поверхности.

Тектонические структуры представляют собой большие участки земной коры, которые ограничены глубинными разломами. Изучением движения и строения тектонической структуры занимается наука тектоника.

К крупнейшим тектоническим структурам относятся:

  • Платформа– достаточно устойчивый участок земной коры с относительно ровной поверхностью. Как правило, он располагается на месте некогда разрушенных складчатых сооружений и имеет двухслойное строение: внизу залегает твердый кристаллический фундамент, а на нем – осадочные, более «молодые» породы.
  • Подвижный пояс – удлиненный участок земной коры, в пределах которого ранее происходили и продолжают происходить в настоящее время движения земной коры.
  • Впадины– глубоко вогнутые участки земной коры, наполненные вулканическими и осадочными породами. Впадины широко распространены как на подвижных поясах, так и на платформах.

Рис. 2. Восточно-Европейская платформа.

Полезные ископаемые – это органические и минеральные образования земной коры. Благодаря своему химическому составу и уникальным физическим свойствам они представляют большую ценность для хозяйственной деятельности человека. Их изучением занимается геология горного дела.

В зависимости от агрегатного состояния различают три вида природных ресурсов:

  • Твердые(гранит, металлические и неметаллические руды, соли, мрамор).
  • Жидкие(нефть, подземные минеральные воды).
  • Газообразные(гелий, природный газ).

Полезные ископаемые располагаются под землей в виде разного рода скоплений: гнезд, пластов, россыпей, штоков, жил. Такие скопления образуют месторождения полезных ископаемых, а в редких случаях, при особенно большой площади распространения, целые провинции, районы и бассейны.

На территории России находится большое количество месторождений разнообразныхприродных ресурсов. В недрах земли находятся большие запасы каменного угля, нефти, природного газа, различных руд, химического сырья, редкоземельных элементов, драгоценных и полудрагоценных камней.

При изучении одной из тем по программе географии 8 класса определили, что собой представляет рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые, какова взаимосвязь между этими геологическими структурами. Все они являются следствием сложных процессов, которые происходили и продолжают происходить глубоко под землей.

источник

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых ;

воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структу р;

— Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

— познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

— Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

— Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

— называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

— описывать географическое положение крупных форм рельефа;

— объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

— сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя : Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос : Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

— усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

— Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

— Посчитайте колебания высот на материке .

Вывод : анализируя карту можно сделать вывод, что:

Евразия выше других материков

На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

— Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Западно – Сибирская равнина

Восточно – Европейская равнина

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен .

Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

— Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

— Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

— Какие формы рельефа соответствуют платформам?

— Что такое складчатая область? ( тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

— Как образовались складчатые области?

— Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

— От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

— Что лежит в основании материка Евразии? ( Евразийская литосферная плита)

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? ( неодинаковый)

— Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам – равнины и плоскогорья).

Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? ( т.к. здесь стык литосферных плит)

— С какими плитами она граничит? ( На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской)

— Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются?

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

— Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение .

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены — скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс , с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

— Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) — область по периметру Тихого океана , в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений . Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле .

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? ( Полезные ископаемые. ) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии ? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)

Читайте также:  Тренажер эллипс чем полезен

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

5. Север Великой Китайской равнины

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6 : Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание : § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Достигли ли мы намеченной цели?

Что мы сегодня нового узнали на уроке?

Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

Ты помогал другим или тебе помогали?

Что вызвало наибольшие затруднения?

Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?

источник

Авторы:
Класс: 8
Предмет: География

Готовые решенные ответы к рабочей тетради по географии для восьмиклассников под авторством Кима Э. В., Марченко Н. А., Низовцевой В. А. к учебнику Алексеева А. И., только благотворным образом воздействуют на усвоение материала и успеваемость ученика 8 класса по этому занимательному предмету. Школьник при помощи незаменимого пособия намного легче учится работать с основными географическими объектами, прикладывая минимальные усилия, знакомится с пространством России и всего мира. С гдз вам предстоит меньше времени тратить вечерами над географическими книгами и атласом, повреждая зрение, утомляясь и ощущая усталость, а уверенно и плодотворно уяснить, разобрать и переписать каждый ответ.

Гдз автора Кима Э. В. для рабочей тетради по географии подробным образом охватывает следующий материал:

  1. География для восьмиклассников начнется со всестороннего исследования положения России на карте мира – это поступающая информация важна для патриотических умов подростков. Решения для заданий из рабочей тетради дают однозначный и точный ответ.
  2. Не зная российских часовых поясов и их зонального распределения, сложно ориентироваться в современной жизни страны, представлять существование на бескрайних просторах нашего государства.
  3. Границы России на карте мира, соседствующие с нами страны и результат этого соседства тоже является сложным материалом для систематизации и запоминания. Поиск помощи в гдз, и дополнительное исследование по этой теме успешно для усвоения предмета.
  4. Рабочая тетрадь содержит задания для подготовки к государственным экзаменам.
  5. Еще больший интерес, а отсюда и лишние вопросы может вызвать информация о природе нашей страны и воздействии человека на нее.
  6. Исследования многообразного рельефа России от гор и равнин до бескрайних сибирских лесов и болотистой местности, а также изучение недр нашей русской земли дадут восьмикласснику четкое представление значимости богатств Отечества для внутренней и внешней жизни.
  7. Мир геологии, этапы летоисчисления окажутся не под силу для абсолютного понимания большинства восьмиклассников, а гдз автора Кима по географии смогут справиться с возникающими проблемами.
  8. Вопросы, связанные с климатом нашей Родины, климатообразующими факторами, особенностей циклонов и антициклонов станут частью рабочей программы по географии. Обращение к готовому учебному пособию сделает географию в 8 классе увлекательным предметом.
  • Несложный поиск подробно прокомментированных решений для каждого упражнения и практикума из рабочей тетради. Подобные развернутые ответы очень полезны при повторении пройденного на уроке материала, в то же время для лучшей систематизации его в памяти восьмиклассника.
  • В гдз превосходно, со всеми подробностями выполнено каждое упражнение вне зависимости от того, является ли оно простым или сложным, важным или неважным, потому что нельзя изначально знать, в каком разделе географии у ребенка появятся неразрешимые трудности.
  • Верный, безотказный помощник в процессе проверки домашних работ. Отсюда, контролировать успеваемость учебного процесса у школьника помимо непосредственно учителя, имеющего некую вероятность пропустить те или иные ошибки в работе, могут еще и родители ученика, а важнее всего – самостоятельная проверка.
  • Разносторонняя помощь для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, в случае определения восьмиклассником своей будущей профессии.
  • При затруднении в выполнении домашних заданий ученик может сиюминутно обратиться к готовым ответам, которые гарантированно отложатся под корой головного мозга.

Интернет-сайт ГдзМонстр рекомендует пользоваться электронным вариантом пособия при любых вынуждающих обстоятельствах с помощью персонального компьютера или смартфона. Но следите за тем, чтобы не просто зубрить готовые строки решебника по географии, а попытаться пересказать своими словами тот же текст, так как учитель знаком с этим пособием.

Таким образом, решебник к рабочей тетради по географии Кима – очень полезное средство в успешном усвоении географических тем.

источник

Подробное решение параграф § 17 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз тетрадь-тренажер по Географии за 8 класс можно найти тут

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

Территория России расположена на следующих литосферных плитах: Евразийской, Охотоморской, Северо-Американской. На их территории можно выделить следующие тектонические структуры: Восточно-Европейская платформа, Балтийский щит, Скифская платформа, Кавказские горы, Печерская платформа, Уральские горы, Западно-Сибирская платформа, Сибирская платформа, Анабарский и Алданский щит, горы Южной Сибири, горы Дальнего Востока, горы Камчатки и Сахалина.

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах.

Восточно-Европейская платформа – преобладающие высоты: 150-200 м., Балтийский щит – преобладающие высоты: 200-500 м., Скифская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Кавказские горы – преобладающие высоты: 2000-3000 м., Печерская платформа– преобладающие высоты: 0-200 м. , Уральские горы – преобладающие высоты: 500-1000 м., Западно-Сибирская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Сибирская платформа – преобладающие высоты: 200-500 м., Анабарский и Алданский щит – преобладающие высоты: 500-1000 м., горы Южной Сибири – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Дальнего Востока – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Камчатки и Сахалина – преобладающие высоты: 2000-3000 м.

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

Восточно-Европейская платформа – равнинный рельеф, с большим числом возвышенностей, Балтийский щит – невысокие, древние горы, Скифская платформа – низменности и равнины, Кавказские горы – высокие молодые горы в широтном направлении, Печерская платформа– равнины, Уральские горы – древние горы в меридиональном направлении, Западно-Сибирская низменности и равнины с уклоном рельефа на север, Сибирская платформа – плоскогорья и холмы, Анабарский и Алданский щит – древние разрушенные горы, горы Южной Сибири – старые, но высокие горы в широтном направлении, горы Дальнего Востока – высокие горы среднего возраста, горы Камчатки и Сахалина – молодые горы с вулканической активностью.

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

Сопоставление карт тектонического строения и рельефа, показывает общую закономерность, что древние и молодые платформы соответствуют равнинам и низменностям, щиты – древним, невысоким горам и плоскогорьям, складчатости – высоким горам.

1. На карте на с. 250—251 Приложения найдите: а) древние и молодую платформы (как они называются?); б) выступы кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (как они называются?). Месторождения каких полезных ископаемых с ними связаны?

А) Древние платформы: Восточно-Европейская платформа и Сибирская платформа; молодые платформы: Скифская платформа, Печерская платформа, Западно-Сибирская платформа.

Б) Выступы кристаллических пород на поверхности платформ называются щитами: Балтийский щит, Анабарский и Алданский щит. Им присуще рудные полезные ископаемые (железо, никель, алюминий, медь и др.).

2. Выберите верный ответ. На территории России преобладают: а) низкие горы; б) высокие и средневысотные горы; в) равнины; г) нагорья.

3. Выберите верный ответ. Места выхода кристаллического фундамента платформ на поверхность называют: а) щитами; б) плитами; в) впадинами.

4. Продолжите определения: а) Геосинклиналь — это. ; б) Платформа — это. .

А) Геосинклиналь – очень крупный и протяженный прогиб земной коры с длительным погружением, в результате которого формируются мощные тела осадочных и магматических горных пород, в дальнейшем вовлекаемые в складчатость и горообразование.

Б) Платформа – крупный участок континентальной земной коры, характеризующийся относительно спокойным тектоническим режимом. Платформы противопоставляются высокоподвижным геосинклинальным поясам.

5. Чем отличается строение плиты от строения щита?

В строении плиты присутствует осадочный чехол, на щите он отсутствует.

6. Используя шкалу высот на физической карте России (см. Приложение, с. 244—245), определите средние и максимальные высоты Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Восточно-Европейская равнина: средние высоты 170 м., максимальная высота 479 м – на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в Предуралье; Западная Сибирь: средние высоты 100 м., максимальная высота 285 м.

7. Используя физическую и тектоническую карты, определите, какие из перечисленных гор относятся к области наиболее молодой складчатости и являются самыми высокими: а) Хибины; б) Большой Кавказ; в) Урал; г) Алтай.

Наиболее молодыми являются Кавказские горы (ответ б), однако, Алтай, хоть и возник в период Герцинской складчатости, но в Неогене (Kz), он претерпел вертикальные поднятия, в результате данные горы оказались довольно высокими.

8. Опишите особенности рельефа вашей местности, используя рубрику «Шаг за шагом».

Территория Челябинской области расположена на двух тектонических структурах – Уральские горы (запад области) и Западно-Сибирской (восток области) платформе. На западе преобладающие высоты 800-1000 м., которые в центральной части области понижаются, поскольку восточные склоны Южного Урала переходят в Зауральский пенеплен, где средние высоты составляют 200-500 м., на востоке области пенеплен переходит в Западно-Сибирскую равнину с высотами 0-200 м. Поэтому Уралу – соответствуют горы, Зауральскому пенеплену – холмистые равнины, Западной Сибири – низменности.

источник

Рельеф: тектоническая основа

Цели урока: • Раскрыть понятия «платформа» и «геосинклиналь». • Установить особенности рельефа России. • Формировать умение давать характеристику рельефа по карте. • Формировать умение работать с тектонической картой.

Основное содержание: Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформа. Геосинклиналь. Щит. Плита. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Проверка домашнего задания 1. Используя геохронологическую таблицу, установите, какие периоды более древние: девонский или пермский, ордовикский или меловой, юрский или неогеновый. 2. Какая из эр более древняя: протерозойская или мезозойская, кайнозойская или палеозойская? 3. Какая эпоха складчатости самая древняя на территории России? 4. В какую эру и в какой период мы живем?

Изучение нового материала: Геосинклинальные области и платформы образуют главнейшие структурные блоки земной коры, находящие отчетливое выражение в современном рельефе.

Геосинклиналь Геосинклиналь – это высокоподвижный, линейно-вытянутый и сильно расчлененный участок земной коры, характеризующийся разнонаправленными тектоническими движениями высокой интенсивности, энергичными явлениями магматизма , включая вулканизм, частыми и сильными землетрясениями. Геологическая структура, возникшая там, где движения имеют геосинклинальный характер, носит название складчатой зоны

Основные тектонические структуры земной коры Платформа — (франц. plateforme от plate плоская и forme форма) обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас. Платформа имеет мощный фундамент из складчато-метморфизованных горных пород, пронизанный многочисленными интрузиями и покрытый разной мощности толщей осадочных пород чехлом или верхним ярусом. Осадочный чехол прикрывает глубокие впадины нижнего яруса ( синеклизы ) глубиной до 2–6 км и подходящие почти к поверхности антеклизы . Он состоит из горизонтально залегающих или смятых в пологие складки последующими тектоническими движениями уже над фундаментом слоев морского или континентального накопления. Местами складчато-метаморфический фундамент поднимается над осадочным чехлом в виде щитов (Балтийский щит на Восточно-Европейской платформе).

Схема Восточно-Европейской платформы: Схема Восточно-Европейской платформы:

в пределах платформы выделяются щиты и плиты , на рисунке 26 учебника найдите их.

Особенности рельефа России Особенности рельефа Чем обусловлены Большое разнообразие форм Различное тектоническое строение и сложная история развития территории Преобладание равнин В основании большей части территории России расположены платформы Равнины окаймлены горами По окраинам платформ проходят подвижные участки, т. е. переживающие горообразование Общий уклон территории к северу Общий уклон фундамента платформ и краевые прогибы На востоке страны поверхность выше, чем на западе Тихоокеанская плита сползает под Евразийскую

Читайте также:  Полезный ужин рецепты с фото

Домашнее задание: 1) изучить § 15; 2 ) выполнить задания 1—8; 11—12* (по желанию учащихся); 3) выполнить задания 2 на с. 24; 25 на с. 31; 27 на с. 32; 34 на с. 33; 35 на с. 34; 65 на с. 44 тренажера (по выбору учителя).

Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель — закрепить умение наложения карт (физической и тектонической).

Интстуктивная карта для проведения практической работы.

Урок географии в 8 классе на основе элементов личностно-ориентированной технологии (автор Сериков В.В.), с использованием приемов элементов технологии критического мышления, оценивания собственной дея.

Урок — обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии( презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презе.

« Географическое положение Австралии. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые».

Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. Практическая работа 8 класс (ФГОС)АВТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СОЗДАНЫ НА ОСНО.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”Зад.

источник

Территория России формировалась постепенно, в различные геологические эпохи. Для пониманий различий современного рельефа надо знать геологическую и тектоническую историю его формирования. На уроке вы познакомитесь с особенностями строения земной коры на территории России. Узнаете, что такое тектонические структуры и как они связаны с различными формами рельефа.

Тема: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Урок: Формирование земной коры на территории России

Земная кора бывает двух типов: океаническая и континентальная (материковая). (см. рис. 1)

Рис. 1. Строение земной коры (Источник)

Слои земной коры отличаются друг от друга строением, составом, мощностью, происхождением. Формирование земной коры зависит от внутренних сил Земли, которые изучает наука тектоника (тектоник — от греч. «относящийся к строительству»).

Для того чтобы узнать какие тектонические структуры располагаются в пределах нашей страны можно воспользоваться картой строения земной коры, или тектонической. (см. рис 2)

Рис. 2. Карта «Строение земной коры» (тектоническая) (Источник)

Для понимания закономерности расположения гор и равнин, то есть форм рельефа, на территории России, необходимо знать не только геологическую историю, но и понять, как эти формы рельефа размещаются по отношению к крупным образованием земной коры — литосферным плитам.

Большая часть территории нашей страны располагаются в пределах Евроазиатской литосферной плиты — одной из самой крупных литосферных плит нашей планеты. (см. рис. 3)

Рис. 3. Евроазиатская (Евразийская) литосферная плита

В пределах Евроазиатской литосферной плиты в её центральной части находятся Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Ближе к восточной окраине этой плиты располагается Среднесибирское плоскогорье. (см. рис.4)

Рис. 4. Равнины, находящиеся в пределах Евроазиатской литосферной плиты

На юго-западе России с Евроазиатской литосферной плитой контактирует Африкано-Аравийская литосферная плита, вернее её часть — Анаталийская плита. В рельефе это выражено горами Кавказа. (см. рис. 5)

На востоке и юго-востоке Евроазиатская литосферная плита граничит с Североамериканской, Амурской и Охотоморской литосферными плитами. Эти три литосферные плиты отделяют Евроазиатскую литосферную плиту от Тихоокеанской, с которой они взаимодействуют. (см. рис.6)

Рис. 6. Границы между литосферными плитами на востоке и юго-востоке

Это часть территории попадает в планетарную зону сжатия и соответствует восточной горной окраине нашей страны. По простиранию горных хребтов, таких как Джугджур, Сунтар-Хаята, Срединный хребет Камчатки, а также по простиранию острова Сахалин можно увидеть границы литосферных плит, например, Охотоморской.

Современной положение литосферных плит, их границы, очертание, размеры изменялись на протяжении многих лет, на протяжении всей геологической истории. В это время участки земной коры тоже изменялись, например: океаническая земная кора расширялась за счет поднятия мантийного вещества в районах среди океанических хребтов (см. рис.7), в мелководных морях происходило накопление осадков.

Рис. 7. Поднятие мантийного вещества (Источник)

И если такие участки попадали в зону сдвижения литосферных плит, то они поднимались, сминались в складки и вместо мелководных морей образовывались горы, например Кавказ. (см. рис.8)

Рис. 8. Столкновение литосферных плит и образование горных хребтов (Источник)

Поднимаясь, горы постепенно разрушаются из-за воздействия на них биологических процессов. С течением времени, скорость поднятия гор, может замедляться, а скорость разрушения, наоборот увеличиваться. В результате образуется относительно невысокая территория (участок разрушенной внешними силами горной страны), сложенная горными породами, которые уже не могут смяться в складки.

Дальнейшее развитие данного участка земной коры идет по одному из путей. Первый путь: в земной коре образуются разломы и трещины, по которым блоки начинают двигаться вверх или вниз на фоне общего поднятия территории. В результате образуются складчатые и глыбовые горы. К таким горам относятся горы Урала. (см. рис. 9)

Рис. 9. Разрез складчато-глыбовых гор (Источник)

Во втором случае интенсивных блоковых движений не наблюдается, территория затапливается морем, накапливаются толщи осадочных пород и на месте моря образуется плоская выровненная территория, например Западно-Сибирская равнина.

По интенсивности и характеру тектонических движений выделяют относительно устойчивые и относительно подвижные участки земной коры. Первые называются платформами, другие – складчатыми поясами (или областями складчатости). (см. рис. 10)

Рис. 10. Основные тектонические структуры

Складчатые пояса – относительно подвижные участки земной коры. Горные породы залегают в виде более или менее хорошо сохранившихся складок, осложненных разломами и внедрениями магматических пород.

В пределах складчатых поясов более ярко проявляется внутренняя активность земли. Амплитуда вертикальных движений может достигать десяти или более километров скорости поднятия и опусканий от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год. Процесс сопровождается образованием складок и разломов земной коры, вулканизмом и землетрясениями. В рельефе складчатые области соответствуют горам.

Платформы — это относительно устойчивые участки земной коры

Платформа имеет строение: основание – это складчатый фундамент, состоящий из древних магматических и метаморфических горных пород, и верхний ярус – чехол осадочных горных пород, залегающих горизонтально. На платформе выделяются – Щиты и плиты. Щиты – это участки выхода на поверхность древних кристаллических пород фундамента платформы (осадочный чехол практически отсутствует). Плита – участок платформы с двухъярусным строением. Как правило, в рельефе платформы соответствуют равнинам.

Рис. 11. Строение платформы (Источник)

В целом развитие земной коры шло по следующей схеме: подвижные участки земной коры становились малоподвижными, то есть на месте складчатых поясов образовывались платформенные области. Расширение платформенных областей и складчатых поясов шло отдельными толчками. История формирования земной коры разбивается на ряд отрезков, которые называются эпохами складчатости. Каждая из таких эпох длилась около 150 млн лет.(см. рис.12)

Рис. 12. Эпохи складчатости

Подобно складчатым поясам, платформы также имеют различный возраст. Он определяется по возрасту их фундамента. Выделяются молодые и древние платформы.( см. рис.13)

Расположение платформ и складчатых областей мы можем узнать по тектонической карте России. Цветовым фоном показаны те или иные тектонические структуры, соответствующие тем или иным нашей стране. Например, северо-восток нашей страны показан зелёным цветом, что соответствует мезозойской эпохе складчатости. (см. рис. 14)

Рис. 14. Тектоническая карта России

От строения земной коры зависит рельеф территории, а также наличие полезных ископаемых.

— Основными тектоническими структурами являются относительно подвижные (складчатые пояса ) и относительно устойчивые участки земной коры (платформы).

— Складчатые области постепенно превращаются в платформы.

— В геологической истории Земли выделяется несколько эпох складчатости, или горообразования.

— Размещение тектонических структур показывается на тектонических картах.

Домашнее задание

  1. Какие формы рельефа соответствуют древним платформам?
  2. Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
  3. Приведите примеры древних платформ и молодых гор на территории России.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. География России. Природа. Население. Учебник 8 класс В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя
  4. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012
  5. УМК ( учебно-методический комплект ) « СФЕРЫ» . Учебник « Россия : природа, население, хозяйство. 8 класс» авт. В.П.Дронов, Л.Е Савельева. Атлас.

Другие уроки на эту тему

  • Строение земной коры и рельеф России (Источник).

Узнай больше по теме

  1. Тектоника плит (Источник).
  2. Литосфера и литосферные плиты (Источник).
  3. Строение земной коры (Источник).
  4. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

1. От чего прежде всего зависит современный рельеф материка?

2. Что такое платформы, складчатые пояса?

3. Как делятся равнины и горы по высоте?

Анализируя физическую карту. В рельефе Африки преобладают високопідняті равнины — возвышенности, нагорья и плоскогорья с высотами от 200 до 1 000 м и более. Менее 10 % поверхности занимают низменности и около 20 % — горные области. Средняя высота поверхности Африки — 660 м (второе место среди частей света после Азии). Самая высокая точка материка — гора Килиманджаро (5 895 м — мал. 2.8), а самая низкая — впадина озера Ассаль (-155 м в отношении р. м.).

Окраинные части материка в основном приподняты по сравнению с внутренними районами, поскольку заняты горными странами, нагорьями и плоскогорьями. Большая часть поверхности Африки однообразная. Там мало высоких хребтов, нет крупных низменностей, преобладают достаточно ровные, широкие плоскогорья, ступенями поднимающихся друг над другом.

Тектоническое строение и рельеф

Часть Гондваны. Африка отличается единством строения земной коры. Почти целый материк — это древняя Африкано-Аравийская платформа, которая является частью древнего материка Гондваны. В основе платформы лежат древние горы, что существовали еще два-три миллиарда лет назад и позже разрушились под действием внешних сил. Сейчас их корни составляют фундамент материка, который в разных своих частях испытывал поднятий и опусканий.

В зонах опускания накопился мощный чехол из осадочных отложений (рис. 2.9).

Особенно процессы опускания проявились в северной части материка.

Участки платформы, которые подвергались поднятий, представлены кристаллическими породами, выходящими на дневную поверхность.

На них преобладает рельеф нагорий и плоскогорий, особенно в восточной и южной части материка.

Рис. 2.9. Обнажения осадочных пород в северной части материка

Западноафриканские разломы. Значительное влияние на развитие рельефа восточной части материка имела система разломов (рис. 2.10), которая протянулась от Суэцкого канала через Красное море, Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье к нижней части течения реки Лимпопо. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных блоков земной коры. Образовались поднятия — гору и опускания — грабены. Горстам в рельефе соответствуют глыбовые хребты Восточноафриканского плоскогорья с плоскими вершинами и отвесными склонами. В грабенах образовались узкие и глубокие озера.

Рис. 2.10. Западноафриканские разломы

Формирование разломов сопровождалось вулканической деятельностью, поэтому на Эфиопском нагорье и Східноафрпканському плоскогорье есть большие участки лавовых плато и значительные вулканические массивы. Среди них и гора Килиманджаро (5 895 м). Горстами сформирован Драконовы горы, расположенные в южной части материка. Вулканическая деятельность продолжается и сегодня. Вдоль разломов в Восточной Африке и на побережье Гвинейского залива есть действующие вулканы, самый известный среди которых в Африке — гора Камерун.

Складчатые сооружения Африки. На крайнем северо-западе и юге материка к древней платформе примыкают подвижные складчатые сооружения — Атласские горы (рис. 2.11) на северо-западе и Капские горы — на юге. Капские горы принадлежат к старых гор. Атласские горы начали формироваться тогда же, что и Капские, но северная часть их принадлежит к молодых гор альпийского горообразования. Они продолжают расти, а потому там нередко происходят землетрясения.

Почему Африка богата руды? Африка богата на разнообразные полезные ископаемые. Это обусловлено особенностями геологического строения. Так, преобладание на материке полезных ископаемых магматического происхождения является результатом того, что кристаллический фундамент платформы, особенно в южной части материка, выходит на поверхность (рис. 2.44). А он в значительной степени сформирован магматическими породами. Мировое значение имеют запасы меди, золота, урана, алмазов. Западная Африка богата алюминиевые и марганцевые руды.

Читайте также:  Проект полезные ископаемые 3 класс по окружающему миру

Осадочные полезные ископаемые накапливались во впадинах, которые характерны для северной части Африки. Поэтому именно там есть нефтяные месторождения, также залежи природного газа и фосфоритов.

Рис. 2.12. Медно-рудный карьер на юге Африки

Проработав параграф, попробуй ответить

1. Какие участки земной коры Африки являются старейшими, а какие — самыми?

2. Какой рельеф преобладает на материке и почему?

3. Какие горы Африки сформированы горстами?

4. Области складчатости и где проявились в Африке?

5. Какие полезные ископаемые преобладают на материке?

Примени знания, узнай больше

1. Узнай из разных источников, как можно совершить восхождение самой высокой вершины Африки.

2. Найди описания о крупнейшие алмазы, что их найдено в Африке.

источник

Тектоническое строение России 8 класс Выполнила учитель географии МОУ СОШ 11 Муллаханова Марина Николаевна. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемТимур Баженин

Презентация на тему: » Тектоническое строение России 8 класс Выполнила учитель географии МОУ СОШ 11 Муллаханова Марина Николаевна.» — Транскрипт:

1 Тектоническое строение России 8 класс Выполнила учитель географии МОУ СОШ 11 Муллаханова Марина Николаевна

2 Геологическое летоисчисление AR Pr – архейская и протерозойская эры Pz- палеозойская эра Mz-мезозойская эра Kz-кайнозойская эра Аr Pr Pz Mz Kz

3 Тектонические структуры России AR Pr Pz Mz Kz Pz Mz Kz Д Платформа — древние устойчивые участки земной коры, в основании которых лежит твердый кристаллический фундамент, покрытый осадочным чехлом Складчатые области Неустойчивые участки земной коры

4 Тектоника и рельеф России Д Pz Mz Kz Восточно- Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье Уральские горы, Алтай, Западно- Сибирская равнина Северо- восток России (хребет Верхоянского и Черского, Чукотское, Колымское, Корякское нагорья, горы Сихотэ — Алинь, Бырранга); Кавказ, п-ов Камчатка, о. Сахалин, Курильские о-ва

5 Тектоника и минеральные ресурсы России

6 Русская платформа Платформа покрыта толстым осадочном чехлом Балтийский щит, Воронежский массив- выход древней кристаллической основы платформы

7 Уральские горы Уральские горы- древние, складчато- глыбовые, образовались в герцинскую складчатость. Покрыты каменистыми россыпями. Камни в россыпях крупные и очень крупные. Перед западным склоном гор расположен Уральский краевой прогиб.

8 Кавказ, Камчатка, Сахалин, Курильские острова Кавказ, Камчатка, Сахалин, Курильские острова-области кайнозойской складчатости, где идет активная тектоническая деятельность(вулканизм, землетрясения), происходит подъем данных участков земной коры

9 Западно- Сибирская плита Западно- Сибирская плита- молодая структура в отличие от платформы, покрыта мощным осадочным чехлом.

10 Сибирская платформа Сибирская платформа- древняя тектоническая структура, расположена выше, чем Русская равнина, т. к. поднималась более активно. Здесь находятся разливы магматических излившихся пород. Магматические породы застыли в толще осадочных пород. Образовался ступенчатый рельеф- траппы.

11 Пояс гор Южной Сибири Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны, хребты Прибайкалья и Забайкалья, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Северо-Байкальское, Становое, Патомское, Алданское нагорья- образовались в результате складкообразовательных движений. Территория разбита глубокими тектоническими разломами разного времени. Новейшие тектонические движения создали складчато- глыбовые горы.

12 Северо- восток Сибири и горы Сихотэ- Алинь Северо- восток Сибири и горы Сихотэ- Алинь сформировались в мезозойскую эру, мезозойской складчатости. Горы этого района средневысотные.

13 Задания для проверки знаний AR Pr Pz Mz Kz Pz Mz Kz Д ? ? Назовите тектонические структуры

14 Правильно! AR Pr Pz Mz Kz Pz Mz Kz Д Складчатые области платформа

15 Задания для проверки знаний Сгруппируй тектонические структуры: Платформа Складчатые области Русская Кавказ Урал Сибирская Верхоянский Западно-Сибирская Алданский Алтай Камчатка Саяны Балтийский

16 Правильный ответ Платформа Складчатые области Русская Сибирская Алданский, Балтийский, Западно-Сибирская Кавказ Урал Верхоянский Алтай Камчатка Саяны

источник

Раздел 2. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Урок 14. Обобщающий урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Цели: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование: карты России (физическая, тектоническая), атласы.

Класс делится на группы по пять-шесть человек (всего пять-шесть групп).

В раунде участвуют две команды, а все остальные команды принимают участие в обсуждении вопроса и пишут ответ на листке, отвечают устно, если ни одна из играющих команд не дала правильного ответа. Раунд заканчивается, когда одна из команд набирает 3 балла. В следующем раунде играют команда, выигравшая предыдущий раунд, и вторая команда по выбору выигравших.

Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Третий вопрос, при неправильных ответах на предыдущие, — последний. Обе команды выбывают из раунда, если и на третий вопрос ни одна из команд не дала правильного ответа.

Учащиеся могут получить оценки на уроке: команда, набравшая больше 12 баллов, получает «5» при условии, что отвечали все ученики по очереди. За очередностью должен следить капитан команды. Участники команды, занявшей второе место, получают «5» и «4». Оценки каждому определяет команда в зависимости от вклада каждого в игру. Участники команды, занявшей третье место, получают «4». Команда, не набравшая ни одного балла, оценки не получает или получает «2». На усмотрение учителя в игре могут быть изменены условия.

На обсуждение вопроса дается 30 с, но команды могут отвечать досрочно.

1. Географы называют его «каркасом природы». О чем идет речь? (Рельеф.)

2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? (Разная скорость движения участков земной коры.)

3. Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? (Озеро Байкал. Между хребтом Черского и Момским хребтом.)

4. Что общего у лакколита и вулкана? (Лакколит — несостоявшийся вулкан.)

5. Возрожденные горы — глыбовые, а омоложенные? (Складчато-глыбовые.)

6. Подумайте, о каком горном хребте написаны стихи поэта С. Щипачева?

Пришелся каменным порогом.

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зеленым глазом смотрит в темноту. (Урал.)

7. Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. О какой территории идет речь? (Русская равнина.)

8. Морены, троги, озы, камы. Что общего в образовании этих форм рельефа? (Ледниковые формы рельефа.)

9. В 1920 г. был создан первый в мире минералогический заповедник. Достопримечательность его — драгоценные, полудрагоценные минералы. Назовите этот заповедник. Где он находится? (Ильменский заповедник. Южный Урал.)

10. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. На ней много болот и озер. (Западно-Сибирская равнина.)

11. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. (Кавказ.)

12. Алтай — Белуха, Кавказ — Эльбрус, Урал — . Назовите недостающую пару Урала. (Гора Народная.)

13. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы, дюны.)

14. Архейская, протерозойская эры не разделены на периоды, а палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры делятся. Почему? (В архее и протерозое не было организмов, имевших скелеты, это было время одноклеточных организмов, которые не оставили отпечатков (следов) деятельности.)

15. Назовите современный геологический временной адрес. (Эра кайнозойская, период четвертичный, или антропогеновый.)

16. Где в России сошлись вода и пламень? (Например, на Камчатке — вулканы.)

17. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли?

18. Что общего у карьеров и терриконов? (Антропогенные формы рельефа.)

19. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. (Тунгусский.)

20. Что можно найти в кимберлиговой трубке? (Атазы.)

21. Каждую весну жители этой части России собирают камни на поле. Откуда они? (Осколки щита в Карелии.)

22. О каких полезных ископаемых говорят «черное золото», «солнечный камень». (Нефть, уголь.)

23. Равнины — на древних платформах, а горы? (В складчатых областях.)

24. Дыхтау. Шхара. Казбек. Назовите четвертую. (Эльбрус.)

25. Ичинская, Кропотская, Корякская, Ключевская. Какое слово объединит эти названия? (Сопки или вулканы, а возможно — Камчатка.)

26. Водные потоки — овраги, ветер — дюна, а какая сила образует бараний лоб? (Ледник.)

Индивидуальные задания по теме «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые России»

1. Где сильнее будет выражено оврагообразование: на Кольском полуострове или на Среднерусской возвышенности? Объясните. почему? (Примерный ответ. На Среднерусской возвышенности, сложенной более рыхлыми осадочными породами и имеющей большую распаханность почв. На Кольском полуострове — шит из твердых магматических пород менее подвержен водной эрозии. В целом в Западной Сибири осадков выпадает меньше.)

2. Зевнул медведь пересохшей пастью так. что горы задрожали, и сполз к морю воды напиться. Опустился он на колени, погрузил в голубую воду свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. И стали каменеть огромные члены медведя. Могучие бока превратились в страшные отвесные пропасти, высокая спина стала округлой вершиной горы, медвежья его голова над морской пучиной сделалась острой скалой, густая шерсть превратилась в непроходимую дуговую чащу.

— О каком объекте Крыма повествует данный отрывок? Какие существуют научные гипотезы, объясняющие происхождение этого объекта? Где в России есть объекты подобного происхождения? Назовите их. (Примерный ответ. Скорее всего, речь идет о Крымских горах — лакколитах: Аю-Даг, Ай-Петри. Это несостоявшиеся вулканы с застывшей внутри горы лавой. Подобные объекты есть на Кавказе — горы Бештау, Машук.)

3. Почему в Забайкалье наблюдаются землетрясения, но нет действующих вулканов? (Здесь район древнего горообразования с мощной земной корой.)

4. Распределите перечисленные формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих процессов: каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, дамбы, терриконы, курчавые скалы. (Примерный ответ. Флювиальные (деятельность текучих вод) — овраги, каньоны; гляциальные (ледниковые) — кары, цирки, морены, бараньи лбы, курчавые скалы; эоловые — барханы, дюны; антропогенные — курганы, дамбы, терриконы.)

Перед работой желательно провести тренировочный показ географических объектов по карте (работа в парах): один ученик показывает равнины, второй — горы.

Географический диктант в парах. Сначала показывает один ученик, а второй проверяет и отмечает правильный показ знаком «+». Затем ученики меняются местами. Одновременно учитель проверяет показ объектов.

Вариант 1: Кавказ, Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Саяны, хребет Джугджур, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь, Верхоянский хребет, Ключевская сопка, горы Бырранга.

Вариант 2: Западно-Сибирская равнина, Алтай, Алданское нагорье, Эльбрус, хребет Черского, Корякское нагорье, Становой хребет, Среднесибирское плоскогорье, Становое нагорье, Валдайская возвышенность.

За выполнение задания учащиеся получают первую оценку. Если правильно показано 10 объектов — оценка «5»; 8—9 объектов — «4»; 7 — «3».

2. Терминологический диктант

— Древние устойчивые участки земной коры. (Платформы.)

— Наука о вымерших организмах. (Палеонтология.)

— Карта, содержащая информацию о горных породах. (Геологическая.)

— Скопление полезных ископаемых. (Месторождение.)

— Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения. (Морена.)

— Внутренние процессы, связанные с движением земной коры. (Эндогенные.)

— Смещение горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести. (Оползень.)

— Выход кристаллического фундамента платформы на поверхность. (Щит.)

— Учение о строении земной коры. (Геотектоника.)

— Карта, содержащая информацию о размещении и возрасте тектонических структур. (Тектоническая.)

— Работы по восстановлению почвы. (Рекультивация.)

— Внешние рельефообразующие процессы. (Экзогенные.)

— Формы рельефа, образованные деятельностью ветра. (Эоловые.)

— Бурные грязекаменные потоки. (Сели.)

За 7 правильных ответов — оценка «5»; за 6 правильных ответов — «4»; за 5 правильных ответов — «3».

Вариант 1: Русская равнина.

Вариант 2: Среднесибирское нагорье.

1. Географическое положение.

2. Какой тектонической структуре соответствует.

6. Внешние процессы, формирующие рельеф.

Третье задание можно заменить работой по выявлению соответствия форм рельефа и тектонических структур путем сопоставления карт физической и тектонической.

2) Среднесибирское плоскогорье

9) Западно-Сибирская низменность

б) Область герцинской складчатости

в) Область каледонской складчатости

г) Область мезозойской складчатости

д) Область кайнозойской складчатости

В конце урока учитель собирает тетради на проверку.

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/material.html?mid=64522
  • http://gdzmonster.net/8-klass/gdz-po-geografii/konturnyie-kartyi/
  • http://resheba.me/gdz/geografija/8-klass/alekseev/17
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/04/09/relef-tektonicheskaya-osnova
  • http://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/geologicheskoe-stroenie-relief-i-poleznye-iskopaemye/formirovanie-zemnoy-kory-na-territorii-rossii
  • http://schooled.ru/textbook/geography/7klas_1/10.html
  • http://www.myshared.ru/slide/1103927/
  • http://compendium.su/geographic/8klas_1/15.html