Меню Рубрики

Чем полезен хлеб проект детский сад

«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба, гласит народная мудрость. Исстари говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».

«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба, гласит народная мудрость. Исстари говорят: «Сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь».

Методический паспорт проекта

Название проекта: «Хлеб всему голова!»

  • Социально – коммуникативный, познавательный
  • Социально – коммуникативный, познавательный
  • Информационно — исследовательский
  • Информационно — исследовательский
  • Краткосрочный; 1 неделя: с 12.10.15 – по 16.10.15
  • Краткосрочный;
  • 1 неделя: с 12.10.15 – по 16.10.15
  • Дети старшей группы; Родители воспитанников Воспитатели
  • Дети старшей группы;
  • Родители воспитанников
  • Воспитатели

Формирование положительного отношения к труду взрослых, выращивающих хлеб, и бережное отношение к хлебу

1 . Расширять знания детей о профессиях хлебороб, пекарь, комбайнер

2 . Обогащать знания детей о значении хлеба как полезного и необходимого продукта для жизни человека

3 . Знакомить с алгоритмом возделывания и приготовления хлеба

1 . Развивать познавательно – исследовательскую деятельность

2 . Развивать у детей познавательные и творческие способности

1 . Воспитывать желание делиться полученными знаниями

2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда

  • Определение актуальности и значимости проекта
  • Мониторинг знаний детей
  • Определение цели и задач проекта
  • Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
  • Создание развивающей среды в группе для реализации проекта
  • Изучение методической литературы
  • Разработка стратегии реализации проекта
  • Подбор художественной литературы; наглядно – дидактического материала

Хлеб бывает ржаной и пшеничный

Как раньше выращивали хлеб?

Как выращивают хлеб в наше время?

Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб?

Как называются профессии людей, выращивающих хлеб

Смогли бы мы прожить без хлеба?

Посмотреть в книгах, энциклопедиях и интернете

Художественно – эстетическое развитие

Вон он, хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой. Вот он, теплый золотистый, Словно солнцем налитой.

В нем – здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло и берегло!

В нем – земля родимой соки, Солнце свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!

Художественно – эстетическое развитие

Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» — В поле, в доме, в державе!

Список использованной литературы

1. Голицина Н. С. Экологическое воспитание дошкольников. — М. : Мозаика- Синтез», 2004.

2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2008.

3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. — Волгоград: учитель, 2004.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -состав: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 4-е изд., — М. : АРКТИ, 2006..

5. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:. — Волгоград: Учитель, 2008.

6. Соломенникава О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — Мозаика-Синтез, 2006.

7. Тамбиев А. Х. Экологическая азбука для детей: Растения. — М. : Школьная Пресса, 2000..

8. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. — м. : ТЦ Сфера, 2012.

источник

Асташенкова Анастасия Викторовна
Исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Проект «Хлеб — всему голова» (старшая группа)

Разработали воспитатели старшей группы: Гусак З. С, Асташенкова А. В

Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба; осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе; ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Цель проекта:

Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

— формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека;

— развитие у детей умения доказывать свою точку зрения для обоснования своих суждений о хлебе и хлеборобах, для оценки результатов труда, значимости его и ценности;

— обогащать знания о профессиях, которые связанны с выращиванием хлеба;

— развитие творческих способностей, используя в работе продукты питания (мука, макаронные изделия, зерно).

— воспитание эмоционально — положительного, бережного, заботливого отношения к природе в целом, к хлебу.

-развитие мелкой моторики рук, глазомера.

Тип проекта:

— по доминирующей в проекте деятельности:

исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Основные формы организации проекта:

— совместная деятельность, режимные моменты, НОД;

— пополнение предметами сюжетных игр;

— подвижные игры, игры с правилами;

1. Веракса Н. Е. «От рождения до школы» основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

5. Горькова Л. Г., КочергинаА. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М., 2005.

6. Веракса Н. Е Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» в подготовительной группе.

7. Морозова И. А., Пушкарева Л. А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.

картинки, иллюстрации, репродукции картин, продукты хлеборобства (зерно, мука, крупа, макаронные изделия, пластилиновые дощечки,солома, «Чудо — рукав»,подносы с пшенной крупой, силуэтное изображение хлебобулочных изделий на картоне, пластмассовая иголка, нитки «мулине»бумага, карандаши, ножницы, акварельные краски, гуашь, фломастеры, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, ноутбук, телевизор.

— развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

— пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба;

— сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь;

— умение устанавливать связи между разными видами труда;

— освоение приемов и способов экспериментирования;

— развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека, воспитание экономного использования хлеба;

— воспитывать бережное отношение к хлебу;

— творческое самовыражение детей.

1 этап, подготовительный (разработка проекта,

деятельность педагогов и родителей:

определение проблемы, постановка цели и задач;

— определение методов работы;

— подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

— подбор материалов для изобразительной и продуктивной, деятельности детей;

— подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;

-подбор презентаций на данную тему;

— введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

— определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап, исследовательский (выполнение проекта,

— формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с

помощью взрослого и самостоятельно.

Раздел программы Формы и методы работы

Социально-нравственное воспитание, познавательно — речевое развитие

НОД: «Хлеб – всему голова»,

Конструирование из строителя: «Хлебозавод»

Турнир знатоков «Злаки родного края».

Беседа «Как выращивают хлеб».

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»,

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Игровая деятельность Рассматривание колосьев в вазе.

Пальчиковая гимнастика «Хлебушко душистый»

Вечер загадок и отгадок о хлебе.

Словесная игра «Образуй словечко».

Опытно- исследовательская деятельность.

Выставка домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый, чаепитие. Рассказывание творческих сказок сочиненных детьми совместно с родителями.

Дидактические игры «Что нужно для работы хлебороба», «Что из чего?», «Узнай на вкус»,

«Узнай по запаху», «Как хлеб на стол пришел,

«Кто больше назовет», «От зернышка до булочки».

Сюжетно-ролевые игры и подвижные игры: «Хлебный магазин», «Пшеница и хлебороб».

Дидактические игры на конкурсной основе

Художественно-творческая деятельность Аппликация «Колосок из макарон».

Выкладывание картины из овса на пластилиновой дощечке

Конструирование из строительного материала «Машины-помощники».

Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш. Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы», Т. Яблонская «На колхозном току».

Художественная литература Чтение и обсуждение:

Украинская народная сказка «Колосок»,

Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»,

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,

Г. Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»

Коррекционная работа Рассматривание натуральных хлебобулочных изделий, узнавание их по запаху.

Отгадывание муляжей хлебобулочных изделий с помощью «Чудо — рукава».

Рисование на подносах с пшенной крупой.

Обкалывание по контуру изображений хлебобулочных изделий

Выкладывание колоска на пластилиновой дощечке

Рисование контуров хлебобулочных изделий в клеточном пространстве

Рассматривание колоса через лупу

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста, для сюжетно-ролевой игры «Хлебный магазин», Выпечка булочек для угощения друзей

Сказки, придуманные детьми совместно с родителями.

Мультимедийные презентации о хлебе

3 этап, заключительный (обобщающий,

— анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

— обобщение результатов работы, формулировка выводов;

— обобщение собранного в процессе работы над проектом материалов,

2. НОД «Хлеб всему голова»

3. Сказки, придуманные детьми совместно с родителями.

4. Дидактические игры на конкурсной основе.

5. Подвижные игры, игры с правилами.

6. Презентации в электроном виде:(о хлебе, жатве, о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб).

Конспект НОД по формированию целостной картины мира,

тема: “Хлеб – всему голова”

Формирование целостной картины мира.

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов

Воспитатель: Ребята сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Загадка про хлеб:

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра “А какой он, хлеб?”

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?

Дети: Его покупают в магазине.

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?

Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?

Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка “В землю зёрнышко попало”

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся. И красавцем обернулся. (2 раза) Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Воспитатель: Что же делает комбайн?

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Читайте также:  Корень лопуха для волос чем полезен

Пальчиковая гимнастика“Каравай” (Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто) Меше, мешу тесто, Есть в печи место, Пеку, пеку каравай, (“перекладываем тесто” из руки в руку) Переваливай, валяй. (2 раза) И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.

Воспитатель:Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари. Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом? Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети: (Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб

“Без хлеба – нет обеда”.

Хлеб – батюшка, вода – матушка”. “Будет хлеб – будет и песня”. “Много свету – много хлеба”. “Хлеба надо брать столько, сколько съешь”. “Хлеб надо всегда доедать”.

Хлеб нельзя бросать на пол”.

“Не велик кусок пирога, а стоит много труда”.

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети: Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут. Воспитатель: Какие машины помогают хлеборобам?

Дети: Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Сказки, придуманные детьми совместно с родителями.

Сказка о маленьком колоске.

Жил был колосок, и наступило время, когда он остался в одиночестве на огромном поле. Ни братьев, ни сестер у него не осталось.

Динь-динь! Клонится в разые стороны колосок.

-Кто еще спит? Смеется жизнерадостный золотистый колосок.

Уже утро наступило. Солнце осветило поля, леса, луга.

А в ответ он слышит: что проснулись насекомые, и успели умыться утренней росой. И птицы тоже радуются, что солнце еще такое теплое. Радуется наш колосок, что у него созрели маленькие зернышки, и если даже он их потеряет, то не ростроется, потому – что вместо их выростут много, много других колосков. Стоит колосок, покачивается от ветра, приветствуя всех обитателей огромного поля.

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится “пирог” (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать “пирог”:

После этих слов играющие по одному из команды бегут к “пирогу”. Кто быстрее добежит до цели и дотронется до “пирога”, тот и уводит его с собой. На место “пирога” садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Составив круг, играющие поют:

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Этакий высокий, этакий широкий,

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, показывая вышину, ширину и т. д.

Дидактические игры на конкурсной основе.

“Кто назовет больше изделий из теста?”

Все команды называют изделия по очереди. Если какая – либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек. Конкурс начинают дети, а когда их знания полностью исчерпываются, его продолжают взрослые.

Всем командам дается одинаковый набор продуктов (колос, зерно, мука, хлеб, печенье, сухарь и т. д.). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращен

Загадки о хлебе, жатве.

Голосистый петушок!

В долг зерно возьмет – каравай вернет.

(хлебное поле)

Поле наголо стригут.

Гладко чуб стрижет пшеничный,

Проект в средней группе «Хлеб всему голова» «Откуда хлеб пришёл?» Средняя группа Автор проекта Воспитатель Манина А. А. Вид проекта — Познавательно- исследовательский. Участники.

НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Хлеб — всему голова» Прелагаю Вашему вниманию конспект нод в старшей группе Программное содержание: совершенствовать представления детей, о хлебе, как ежедневном.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательное занятие в старшей группе «Хлеб — всему голова» Познавательное занятия в старшей группе: на тему «Хлеб всему голова». Составила: Сергеева А. В. г. Чебоксары, Республика Чувашия МДОУ «Детский.

Долгосрочный проект в старшей разновозрастной группе «Хлеб — всему голова» Долгосрочный проект в старшей разновозрастной группе тема: «Хлеб-всему голова» Руководитель: Леонович Любовь Данатаровна Дети. План.

Краткосрочный информационно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, В нем.

Краткосрочный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Проект в подготовительной.

Проект «Хлеб — всему голова» в старшей группе Пашут каждую весну, Поднимают целину, Сеют, жнут, ночей не спят, С детства знай, как хлеб растят. Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь.

Проект «Хлеб — всему голова» в подготовительной к школе группе Проект в подготовительной группе «Хлеб – всему голова» Актуальность: Хлебу отведено главное место на столе, без него не обходится ни один.

Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему: «Хлеб — всему голова». Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!».

источник

Экологический, познавательно — исследовательский проект в детском саду для детей 5-7 лет «Хлеб всему голова!»

Назначение проекта: проект призван обратить внимание детей, какими усилиями взрослых хлеб появляется у нас на столе; проект призван воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлебороба.
Цель: формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают.
Задачи:
Образовательные:
• изучить историю возникновения хлеба;
• познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
• расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
• развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, коллеги.
Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: среднесрочный (30 дней).
Ресурсное обеспечение: оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки — панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.

Предварительная работа:
• Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
• Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта.
• Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Народный календарь: основные земледельческие даты –
по старому стилю (апрель, май, июнь).

• Степан-равнопашец (26 апреля) — начало вспашки полей под посев яровых хлебов.
• Еремей-запрягальник (1 мая) — крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.
• Орина-рассадница (5 мая) — время посева капусты.
• Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) — как правило, к этому времени появляется первая трава — весна в самом разгаре.
• Лукерья-комарница (13 мая) — к середине мая в средней полосе России появляются комары.
• Сидор северный (14 мая) — обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.
• Олена-леносевка (21 мая) — время начала посева льна.
• Федосия-колосеница (29 мая) — колос идет в озимый хлеб.
• Еремий-распрягальник (31 мая) — конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.
• Акулина-сдерихвостка (13 июня) — в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.
• Аграфена-купальница (23 июня) — начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.

Ожидаемый результат:
• формирование у детей представления о ценности хлеба;
• получение знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
• воспитание интереса к профессиям пекаря, кондитера, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
• воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Методы исследования:
• сбор информации;
• беседы;
• наблюдения;
• опытно – экспериментальная деятельность;
• анализ.

Взаимодействие с родителями:
• Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о хлебе.
• Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».
• Совместная викторина с родителями: «Умники и умницы».
• Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).
• Выпуск стенгазеты «Хлеб — наше богатство!».

• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.

Познавательное развитие:
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб»,
«Хлеб всему голова!»
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб в домашних условиях»;
«Хлеб – наше богатство!»

Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Выращивание хлеба»;
Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб»;
Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь», И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».

Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.

Знакомство с профессиями:
• Агроном;
• Комбайнер;
• Пекарь;
• Кондитер;
• Продавец.

Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы «Этапы выращивания хлеба»;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке (с помощью родителей).

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»;
«Магазин»;
«Булочная»;
«Кулинария».

Дидактические игры:
• «Назови профессию»;
• «Что, где растет»;
• «Что из какой муки испекли?»;
• «Четвертый лишний»;
• «От зерна до каравая»;
• «Что сначала, что потом»;
• «Превращения»;
• «Чудесный мешочек»;
• «А какой он, хлеб?»;
• «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• «Угадай на вкус»;
• «Угадай на ощупь»;
• «Из чего сварили кашу?»;
• «Как превратить муку в тесто?»;
• «Назови ласково».

Художественно-эстетическое развитие:
Изобразительная деятельность:

• рассматривание картин и иллюстраций о хлебе;
• лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно-ролевой игры «Булочная»;
• составление картин из манной крупы;
• изображение хлебных полей; людей, выращивающих хлеб.

НОД:
«Откуда к нам приходит хлеб»;
«Хлеб – всему голова»;
Составление рассказов по серии картин «Как люди выращивают хлеб»;
Беседа: «Кем бы ты хотел стать?» (профессии хлебороба, пекаря…).

Взаимодействие с родителями
• Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.
• Изготовление групповой кулинарной книги «Рецепты наших бабушек».
• Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).
• Театрализация русской народной сказки «Колосок».

1. Подготовительный этап:
• определение объектов изучения;
• подбор семян злаков, предметов ухода, формочек для теста, ручной мельницы;
• подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Основной этап:
• посадка семян, выращивание рассады;
• ведение наблюдений и фиксация их в альбоме;
• получение муки из зерна;
• изучение свойств муки, теста.
3. Заключительный этап:
• обобщение результатов работы;
• оформление экспозиции поделок из теста;
• инсценировка русской народной сказки «Колосок»;
• проведение фольклорного праздника «Хлеб – всему голова!»

В своей работе мы опирались на следующие принципы:
• единый подход педагогов и родителей к процессу воспитания детей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• равноправие и ответственность родителей и воспитателей ДО.

Читайте также:  Полезна ли свинина для человека

Инновационные формы и методы работы с семьей:
Родительская гостиная на тему: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Тематическая выставка рисунков и поделок «Хлеб всему голова»;
Тематическое открытое занятие «Откуда к нам приходит хлеб» (для просмотра родителями);
Конкурс на лучшую поделку: ширму, стенгазету, книжку-малышку «О хлебе».

Формы работы:
• Дидактические игры.
• Музыкальные занятия.
• Рассказы воспитателя о хлебе и хлебопашцах.
• Организация тематических досугов и развлечений.
• Беседы-диалоги.
• Чтение детской литературы по теме.
• Показ представлений по теме.

Предполагаемый результат:
Реализация проекта способствует:
— формированию экологических представлений у дошкольников о ценности хлеба;
— получению знаний детьми о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
— воспитанию интереса к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
— формированию бережного отношения у детей и взрослых к хлебу.

Список используемой литературы:
1. Шорыгина, Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
2. Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
3. Емельянова, Э.Л. — Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Интернетресурс:
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 1
Загадки, скороговорки, чистоговорки,
пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Приложение 2
Стихи о хлебе

Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.

Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!

До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил — обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.

А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.

Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.

А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.

Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!

И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет —
Это — наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же — хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят —
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье —
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!

Н. Детская
Я сегодня хлеб не ел,
В лупу на него смотрел.
Весь он в дырочках узорных…
В ямках – белый, в ямках – черный.
Посмотрю в бараночке,
В булке тоже – ямочки.
Я у бабушки спросил:
— И пирог дырявым был?
Засмеялась бабушка:
— И блины-оладушки!
Что же это за секрет?
Надо в тесто посмотреть.
Мама тесто замесила,
Набирало тесто силу!
Круглой шапкой поднялось,
Разрослось и расползлось.
Край из миски выпадал…
Кто же вверх его толкал?
— Мама, в лупу посмотри!
Выползают пузыри!
Что же прячут пузыри?
Воздух! Он у них внутри.
Вот откуда в хлебе ямки,
Вот откуда в хлебе дырки!
Потому что там, внутри,
Пузыри-богатыри!

Приложение 3
Русская народная сказка «Колосок»

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашел! Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — петух петушок с метлой закричал один. — Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки намолоть.
— А кто понесет? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять свое:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в нее пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашел колосок?
— Ты нашел! — громко запищали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пек?
— Все ты, все ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ

источник

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль — март.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

Интегрируемые области:

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

Коммуникативная:

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок — внутри творожок

Саша любит сушки, Соня — ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб — наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Наблюдения и рассматривание альбомов;

— подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

— репродукций картин русских художников на заданную тему;

— просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

— Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

Читайте также:  Эта книга очень полезна учащимся а значит ее нельзя читать поверхностно

— Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

— Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

— Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб — наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

источник

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Проект на тему: «Хлеб – всему голова»

Проект на тему: «Хлеб – всему голова»

Участники проекта: воспитатели , дети старшей группы №8«Солнышко», родители.

Тип проекта: познавательно- исследовательский, краткосрочный

Вид проекта: групповой
Образовательные области:

Социально — коммуникативное развитие

Художественно — эстетическое развитие

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

-систематизировать, обобщить и расширить представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол.
Создать и обеспечение условий для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки и проведения детско-взрослого проекта «Хлеб — всему голова».
Задачи:

Формирование знаний о многообразии злаковых культурах и хлебобулочных изделий

Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола

Способствовать развитию детской любознательности.

Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности

Обогащать словарь детей. Совершенствовать навыки связного высказывания.

Развивать умение применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.

Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей, которые занимаются созданием хлебных изделий.

Усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий.

Способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб.

Вовлечение родителей в педагогический процесс.

Беседа о хлебе (предварительная, о имеющихся знаний у детей о значении хлеба)

Заучивание тематических стихов, пословиц, поговорок, чтение рассказов,

Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел»;

Организация досуга «Отгадай загадку на вкус»

Экспериментирование :
«Что получиться, если смешать воду, муку и соль»

Просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»

Подбор книг по теме в книжном уголке.

Экскурсия для детей средней группы « Все о хлебе» проводится детьми старшей группы

Подбор художественной литературы для чтения и заучивания стихов.

Разработка конспекта занятия «Откуда хлеб пришел»

Подбор иллюстративного материала, презентаций для реализации проекта.

Изготовление дидактической игры «Как испечь печенье» «Подбери часть»

Консультации для родителей : «О пользе Хлеба» « Вторая жизнь черствому хлебу»

Формировать представления о том пути, который проходит хлеб, чтобы появиться у нас на столе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли.
Знакомить детей со злаковыми культурами и что из него получают

Знакомить детей с историей хлеба, как раньше выращивали хлеб, развивать любознательность

Учить детей угадывать на вкус и называть виды хлебобулочных изделий умение отгадывать загадки

Развивать мышление, умение выстраивать логические цепочки.

Презентация
«Откуда хлеб пришел»

Экспериментирование
Что получится из муки, воды и соли»

Просмотр иллюстраций «Злаковые культуры»

Познавательный досуг «Отгадай загадку на вкус»

Д/И «Как испечь печенье» «Подбери часть», «Что лишнее» «Путаница»

Изучение уровня представлений детей по теме. Воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Развивать память, умение пересказывать небольшие по содержанию тексты., воспитывать уважение к народному творчеству
Развивать интонационную выразительность. Развивать речь, логическое мышление.

Заучивание стихотворения (Я.Аким) «Хлеб ржаной», пословиц и поговорок о хлебе.
Пересказ рассказа
Я. Тайца «Все здесь»

Составление рассказа по картине «Уборка»

Словесная игра «Продолжи пословицу» «Кто, что делает»

Развивать социальные навыки: учитывать интересы партнера, отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту, вызвать интерес к теме игры, закрепить знания о труде пекаря, о последовательности его действий; закрепление представлений о работе продавца, о многообразии х/б изделий, воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб.

Сюжетно-ролевая игра «Пекарня» Булочная»

Строительная игра «Бункеры для зерна»
Гаражи для комбайнов и машин

Какие нужно соблюдать взрослым правила при пользовании ножом, нужно ли брать его детям и почему

Наблюдение за резкой хлеба

Рассказать о пользе хлеба.

Учить рисовать хлебный колосок, закреплять умение рисовать красками; Учить симметричному вырезыванию, составлять коллективную работу; закреплять умение лепить (скатывание, раскатывание, соединение деталей,,) передавая характерные особенности формы и цвета того или иного хлебного изделия( для с-р игры «Булочная»), развивать творческие способности

Рисование на тему: «Золотистый колосок»

Коллективная аппликация на тему «Хлебное поле»

Познакомить детей с работой повара и процессом замешивания теста, вызвать интерес и уважение к труду взрослых
Продолжать учить детей конструировать из бумаги, выполнять работу в определённой последовательности, опираясь на образец и схему.

детского сада « Как замешивают тесто»

Ручной труд « Короб для зерна»

поддержать интерес к чтению художественной литературы, развивать умение находить в тексте ответы на заранее поставленные вопросы.

Укр.н.с. «Колосок»,
Р.н.с «Круть и Верть»,
Пришвин М.М
«Легкий хлеб».
Н.Самкова «О хлебе»
А. Мусатова «Откуда хлеб пришел»
рассказа Ю.Ванаг «Хлеборобы»,
Г.Юрминой «Комбайнер», Л.Вороновой «На дальнем поле»,

упражнять в умении быстро двигаться по сигналу, развивать интерес к играм-соревнованиям, развивать ловкость и быстроту, упражнять в умении давать ответ на вопрос взрослого соответствующим движением, сравнивать и классифицировать предметы по определенному признаку (сделаны из муки)
Развивать мелкую моторику

«Кто быстрее перевезет зерно на элеватор»

«Каравай»
Пальчиковая гимнастика «Пекарь» «Ладушки»

Выложи из счетных палочек

Развивать певческие навыки в процессе разучивания новой песни , умение слушать музыкальное , произведение. обогащать музыкальные впечатления в процессе восприятия музыкального произведения

Аудиозапись песни Г.Струве «Моя Россия»,

народной песни «Блины» В.Арзуковой Ольга Воронец « Хлеб-всему голова»

Анализ и обобщение полученных знаний

Экскурсия для детей средней группы « Хлеб всему голова», проводится детьми старшей группы

Взаимодействие с родителями

Заучивание с родителями пословиц и стихов

Предложить принести семена злаковых культур для создания «Музея зерна».

Предложить родителям составить фоторепортаж «Секреты семейной выпечки»

Посетить отдел хлебобулочных изделий в универсамах города

Предложить воспользоваться сетью интернет для расширения знаний детей о многообразии сельскохозяйственной техники;

Составить с детьми рассказа «О злаковых культурах» «Как раньше хлеб растили», «Путь хлеба».
Выводы
У детей повысился уровень знаний по данной теме. Дети получили новые знания о производстве хлеба и хлебобулочных изделий, о людям разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеба, что труд их нужен, но очень труден. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.

Конспект занятия на тему «Хлеб всему голова»

Цель: Расширение круга нравственных понятий; избавление детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.

Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе; о разнообразии хлебобулочных изделий;

Развивать словарный запас (пословицы, игра, воображение, эстетический вкус;

Воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу;

Пополнить знания детей о русских традициях, связанных с выращиванием хлеба на Руси;

Разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

Подвести к пониманию того, что хлеб — основной продукт питания («хлеб – всему голова»);

Место проведения: музыкальный зал

Материал: хлеб (белый и черный, хлебобулочные изделия, презентация «Хлеб всему голова», музыкальный клип «Хлеб- наше богатство»

Предварительная работа: слушание песен о хлебе, чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб», подготовка презентации

«Хлеб всему голова», подготовка музыкального клипа «Хлеб – наше богатство»

Воспитатель. Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, белый, черный, подгорелый).

Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный.

В каждом доме любят хлеб, но хлеб сам не растет. Нужно вложить в него

много труда. Люди пашут и удобряют землю, сеют зерна ржи и пшеницы. Хлебные зерна любят воду и солнышко. Чувствуя заботу людей, зернышко превращается в колосок. А в каждом колосе зерна. Осенью люди собирают урожай, мелют зерно. И вот уже мука поступает на хлебозавод.

На заводе применяются автоматические линии. Тестомешалки приготовляют из муки тесто. Тесто разливают в формы, и подается оно по конвейеру в печь. Из печи вылетает румяный хлеб. На хлебозаводе готовят много вкусных изделий: булки, плетенки, батоны, плюшки, баранки. Торты и пирожные красиво украшаются кремом. Вот какой долгий и трудный путь проходит маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол.

-Ребята, назовите, пожалуйста, что можно печь из муки?

Ответы детей. Хлеб, булки, торты, пироги, баранки, кекс, печенье, пряники, вафли; хлеб ржаной, хлеб пшеничный.

Воспитатель: посмотрите, сколько я вам приготовила хлебобулочных изделий (рассматривание на столе).

-Послушайте, как раньше на Руси выращивали хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на право. Выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так: брали мужчины в руки косы, а женщины – серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья нужно было еще обмолотить, т. е. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам. Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, готовили много вкусного. А самое главное – хлеб.

Воспитатель: А как вы думаете, какая погода должна быть в этот день? (Безветренная. Почему).

Ответы детей. Безветренная.

Воспитатель. Дети, а что необходимо для жизни и роста растений?

Ответы детей. Солнце, дождей в меру.

Воспитатель. Вот и кликали люди дождик. Это называлось закличка.

Дети: «Дождик, дождик, поливай –

Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы о хлебе?

Без печки — холодно, без хлеба — голодно.

Если в мае дождь, будет и рожь.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Игра с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Правила игры: ребенок берет колос и объявляет, кому он хочет задать свой вопрос. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

—Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Воспитатель. О хлебе люди слагали и песни, и стихи, рисовали картины. Воспитатель:С давних пор уважение к хлебу выражалось в таких словах, как: «Хлебушко», «Хлебец». Отрезая ломоть, прижимали хлеб к груди. Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот.

Воспитатель: Ребята, так как нужно обращаться с хлебом?

Ответы детей: бережно, не выкидывать хлеб; брать столько, сколько можешь съесть; не крошить хлеб за столом.

Воспитатель: Хлеб выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

Так как вы понимаете выражение «Хлеб – всему голова».

Ответы детей: даже если нет никакой пищи кроме хлеба, то голодным не останешься; хлеб исконная еда россиян.

Воспитатель. Мы уже говорили с вами, что хлеб проходит долгий путь, чтобы попасть к нам на стол. Я предлагаю вам нарисовать рисунок с таким названием «Берегите хлеб»

Дети рисуют под песни о хлебе в исполнении О. Воронцовой «Хлеб всему голова», Руслановой «Меж высоких хлебов затерялось» р. н. п., под песню П. Аэдоницкого «Русские края».

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-hleb-vsemu-golova-745996.html
  • http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/yekologicheskii-poznavatelno-isledovatelskii-proekt-hleb-vsemu-golova.html
  • http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6692-proekt-khleb-vsemu-golova.html
  • http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proiekt_na_tiemu_khlieb_vsiemu_gholova_starshaia_ghruppa