Меню Рубрики

Чем полезна лепка для детей из пластилина

Лепка из пластилина – любимое занятие малышей и их родителей, которые во время создания зайчиков и ежиков могут спокойно заниматься своими делами. Однако польза этого творческого занятия намного больше, чем кажется на первый взгляд. Заниматься лепкой рекомендуют не только педиатры, но и логопеды. Чем полезно это увлекательное творчество и как заинтересовать ребенка, если ему не нравится работать с пластилином?

Лепка – полезное детское хобби

Известно, что лепка развивает не только воображение, но и моторику. Но это далеко не все полезные качества. Доказано, что лепка:

  • заставляет работать оба полушария мозга одновременно;
  • вырабатывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
  • способствует развитию речи;
  • развивает абстрактное мышление;
  • учит понимать пропорции деталей;
  • снижает возбудимость и раздражительность;
  • помогает избавиться от страхов (путем лепки пугающих персонажей);
  • повышает самооценку юного скульптура.

Создавая незамысловатые фигурки из пластилина, малыш становится более любознательным, учится экспериментировать и фантазировать. Если что-то не выходит с первого раза, поделку всегда можно переделать, что не всегда получается при работе с другими материалами и видами творчества.

Какой материал выбрать для дошкольника

Начинать лепить можно примерно с полутора лет и даже раньше. Важно только следить, чтобы юный скульптор не тащил «орудия труда» в рот. Для самых маленьких лучше выбирать безопасные материалы.

Для малышей есть разные материалы для лепки:

  • Пластилин – популярный и хорошо знакомый пластичный материал, но его рекомендуется покупать только для детей старше трех лет. Выбирая, отдавайте предпочтение наболее мягкому виду, иначе у маленького мастера просто не хватит сил, чтобы размять массу и придать ей нужную форму.
  • Восковой пластилин – более мягкий и пластичный, не требует разминания, легко склеивается, подходит для малышей.
  • Скульптурный пластилин – позволяет получить реалистичные фрукты и ягоды, подходит для лепки сложных животных и героев мультфильмов. Удобен в работе, не крошится и не засыхает. Ориентирован на детей от трех лет.
  • Тесто для лепки – мягкая и безвредная масса, идеальный выбор для самых маленьких «рукодельников». Можно приготовить соленое тесто самостоятельно. Но поделки из соленого теста затвердевают только после сушки. Естественным образом тесто высыхает очень долго, поэтому нужно использовать духовку.
  • Глина – подходит для совместных занятий с детьми, так как готовые поделки нужно запекать.
  • Полимерная глина – искусственный аналог натуральной. После запекания изделие похоже на пластик, не боится воды и тепла. Идеальна для игрушек, но подходит только для совместных занятий, так как требует запекания в духовке.
  • Самозастывающая масса (или самоотвердевающая полимерная глина, не требующая запекания) – новинка последних лет. Отличается пластичностью, приятна в работе. Готовые фигуры застывают на открытом воздухе за несколько часов и становятся прочными.

Как увлечь ребенка лепкой

Большинство малышей с удовольствием лепят из пластилина всевозможные фигурки. У кого-то сразу получаются узнаваемые персонажи, а кто-то фантазирует и создает новые образы. Но есть дети, у которых лепка не вызывает интереса. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять сына или дочь заниматься творчеством, задача стоит в другом – вызвать интерес и научить работе с незнакомым материалом.

1. Для начала дайте малышу кусочек массы для лепки и покажите, как ее можно мять и вытягивать, придавая различные формы. Пусть поймет, что кусок легко разделить на части и склеить в один ком или фигуру.

2. Затем слепите что-нибудь простое и узнаваемое малышом самостоятельно. Это может быть колобок, ежик, шишка, мяч, морковка. Главное, чтобы ребенок узнал эту фигурку и захотел сделать что-то подобное.

3. Заметив интерес, покажите маленькому скульптору, как работать с материалом – раскатывать колбаски, катать шарики и жгутики между ладонями. Не спешите просить ребенка слепить что-то конкретное, пусть знакомится с пластилином или тестом.

Для начала лепите вместе простые фигуры. Девочкам можно предложить слепить колобка, а мальчикам будет интересно сделать своими руками яркий мяч. Старайтесь избегать замечаний, пусть ребенок сам сделает то, что хочет, лучше разберите поделку по итогам, подскажите, как сделать результат более красивым и похожим на прототип. Малышам не показывайте лепку вареников, пирожков и другой еды, чтобы избежать опасной «дегустации».

Из пластилина можно не только лепить объемные фигуры, но и создавать картины или панно, взяв за основу твердую поверхность. Посмотрите мастер-класс по изготовлению магнита для холодильника с яркой свинкой, выполненной в технике спиралек. Аналогично можно создавать более сложные композиции.

Малышам можно предложить выложить на пластике или ламинированном картоне простой цветочек, например, одуванчик или ромашку, небо с солнышком или звездами. Для правильных геометрических фигур есть трафареты и формочки, а для создания рельефов – стеки.

Детей постарше, которые уже понимают, что детали нельзя тащить в рот, научите сочетать пластилин с декором из бусин и пуговиц, природными материалами. В итоге получатся красивые поделки, игрушки и подарки для бабушек.

Чтобы лепка из пластилина доставляла ребенку удовольствие, не превращайте ее в обязательное занятие и не становитесь строгим учителем. Пусть малыш экспериментирует с недорогим и простым пластилином или тестом так, как ему хочется. И только после того, как маленькому творцу понравится лепить, покажите ему, что можно сделать из пластилина, и заинтересуйте в дальнейшем развитии.

источник

«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

С ранних лет я очень люблю лепить из пластилина. Мне казалось, что нет ничего интереснее на свете как лепить пластилиновый фигурки животных, сказочных героев, героев мультфильмов смешариков, посудку для кукол и т.д.(см. Приложение 2)

На уроке окружающего мира учительница нам рассказала, о том что люди с древних времен занимаются лепкой и показала рисунки, фотографии с фигурками животных, людей, детскими игрушками и посудой. Я поняла, что данное занятие очень древнее и мне захотелось изучить историю возникновения лепки подробнее.

Обучаясь в школе я заметила, что не все ребята нашего класса любят заниматься лепкой.

И у меня возник вопрос: Почему у некоторых детей не получается лепить так хорошо, как у меня и насколько важны навыки лепки?

И я решила исследовать данное явление. Для этого я запланировала провести анкетирование и узнать, как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина. А так же изучить пользу данного занятия для развития детей и в какой профессии пригодятся навыки лепки.

Цель: изучить роль лепки в развитии детей.

— исследовать отношение учащихся класса к лепке;

— изучить историю лепки с древности и до наших дней;

— исследовать пластилин, которым пользуются ученики, его пластичность, удобство в использовании;

— изучить пользу лепки из пластилина для развития детей;

— изучить профессию связанную с лепкой- скульптор;

— рассказать своим одноклассникам о возможностях пластилина, его пользы для их развития.

Объект исследования: учащиеся 3 «б» класса.

Предмет исследования: лепка как искусство развивающее детей.

Гипотеза: Я думаю, что изучив причины по которым дети не любят лепить. А так же исследовав роль лепки в развитии детей. Я смогу доказать своим одноклассникам, что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

-найти информацию о лепке в различных источниках информации (книги, интернет, родители, учителя);

-проанализировать полученную информацию;

-провести анкетирование среди одноклассников;

Источники идей для моих работ: природа, предметы из быта, энциклопедии, мультики, книги и Интернет.

Исследования проводились с 3 сентября 2017 г по 25 октября 2018 г

1. Выбор проблемы, постановка целей и задач.

2. Изучение литературы по данной проблеме.

3. Изучить историю лепки с древности и до наших дней. А так же информацию о пользе лепки для ребенка.

5. Анализ полученных результатов и их оформление.

6. Написание научной статьи.

Материалы, информация моей работы имеют практическую значимость, их можно использовать не только на уроках , но и во внеклассных занятиях. Я думаю, что они будут интересны не только сверстникам, но учителям

Результаты анкетирования учащихся 3 «б» класса.(см. Приложение 1)

Как же ученики моего класса относятся к лепке из пластилина?

В своём классе я провела небольшое анкетирование:

2. Если вы не любите лепить, то почему?

-не получается т.к. пластилин ломается, плохо разминается- 5%

-считаю бесполезным занятием- 5%

3.Посещали ли вы кружок лепки когда-нибудь?

4. Ходили бы вы на кружок лепки, если бы он в данное время проводился?

д) все выше перечисленное – 12%

е) свой вариант- подводный мир- 5%

6. Как вы думаете пригодится ли в жизни умение лепить?

7.Приносит ли пользу лепка человеку?

По результатам тестирования можно сделать вывод:

— 89 % учащиеся нашего класса любят лепить.

— 55% детей посещали бы кружок лепки, если бы он в данное время проводился.

— большинство одноклассников любят лепить животных (55%) и многие из них не только животных, но и природу.(33%)

— 83 % учащихся считают, что умение лепить пригодится в жизни.

— 72 % считают, что лепка приносит пользу человеку. Некоторые из них знают, что лепка развивает мелкую моторику рук.

Исходя из результатов анкетирования я прихожу к выводу,что большинство детей класса любят заниматься лепкой и немного знают о ее пользе.

Но есть учащиеся (11%), которые не любят лепить т.к. испытывают затруднения при лепке(не получается изделие, не разминается пластилин) и считают данное занятие бесполезным. 28 % детей не знают о пользе лепки для развития ребенка.

II . История лепки с древности и до наших дней

Лепка, пожалуй, является одним из древнейших видов искусства, ведь лепили люди с незапамятных времен. Да что там люди, боги и те любили полепить на досуге!

С давних времен у многих народов существуют поверья о том, что человек был сотворен из глины. Об этом рассказывается в мифах древних греков и египтян, индейцев Америки и народов Африки. Ну а библейская история сотворения человека из глины, без сомнения, известна многим. Как утверждают ученые, даже само древнееврейское слово «человек» имеет связь со словом «земля, краснозем». Не удивительно, что и человека с раннего детства так тянет лепить, создавать новые формы из различных пластичных материалов.

Похоже, все началось с обыкновенной глины. Легенда гласит, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел, какой след оставляет его нога в мокрой земле. Земля подсохла, а четкий след ступни в ней остался. Люди заметили, что глина становится податливой и мягкой, если ее намочить, и с этого началась длинная история искусства лепки.

Из глины люди стали делать посуду, предметы быта, статуэтки, научились обжигать изделия, придумали гончарный круг. И по сей день лепка из глины является народным промыслом, видом искусства и хобби для огромного числа взрослых и детей во всем мире.

Лепка из теста – искусство не менее древнее, чем лепка из глины. Возможно, первыми, кто догадался лепить из теста, были древние инки. Они делали из смеси воды и грубой муки фигурки людей и животных, которые затем обжигались и приносились в жертву всемогущим богам.

Славяне лепили из теста обрядовые игрушки. Все мы знаем о жаворонках, которых лепили дети, чтобы встретить весну. Сегодня лепка из соленого теста утратила мистический смысл и стала любимым хобби и замечательным способом развития творческих способностей у самых маленьких.

Значительно позднее, в позапрошлом веке, в Англии изобрели пластилин, известный сейчас каждому ребенку. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью создать для своих учеников пластичный материал, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово и расцветили с помощью красящих пигментов.

В наши дни материалов для лепки очень много, начиная от традиционного пластилина, который с каждым годом становится всё более усовершенствованным, и заканчивая различными видами полимерной глины. Разнообразие материалов позволяет воплощать любые творческие проекты, ставить рекорды и удивлять мир шедевральными арт-объектами.

Изучив историю возникновения лепки можно сделать вывод о том, что лепка это один из древних видов искусства дошедший до наших дней. Который развивается и совершенствуется с каждым годом.

III . Для чего нужно лепить из пластилина?

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозревают, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ребёнок.

Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна!

Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие ребенка на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» — говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Читайте также:  Чем полезен влажный климат

Известно, что речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, дети лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения в конечном счете придают каждому ребенку уверенность в своих силах. Он уже многое умеет, а значит, и с новыми задачами тоже справится.

Изучив данный материал я прихожу к выводу, что занятия лепкой развивают все познавательные процессы ребенка, воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

IV . Какой пластилин лучше?

Изучив пластилин одноклассников я поняла, что на желание заниматься лепкой влияет и качество пластилина.И поэтому если пластилин слишком твердый или липнет к рукам и пачкает руки, то желание лепить быстро пропадает.

Поэтому я пришла к выводу, что пластилин нужно выбирать хорошего качества;

он не должен быть не слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

V . Какую профессию выбрать если вы увлекаетесь лепкой?

Если вы в душе художник и любите работать с природными материалами, ваш выбор профессии — скульптор.

Скульпторы – это художники, делающие объемные произведения искусства. Название происходит от латинского sculpture, sculpo – вырезаю, высекаю. Это неудивительно, ведь первые мастера работали с природными материалами вроде камня (мрамора) или дерева.

Работы скульпторов не только объемны, но и осязаемы, большинство из них можно потрогать. Некоторые скульптурные произведения даже имеют приметные потертости, ведь зачастую знаменитые или оригинальные памятники обрастают легендами и приметами, и множество людей приходит не только посмотреть, но и потрогать, потереть или обнять на удачу.

Что же касается самих скульпторов, то этот творческий народ – и «свободные художники», и специалисты, работающие в реставрационных мастерских при музеях либо в архитектурных бюро, а иногда и в дизайнерских отделах автоконцернов, на киностудиях и даже в бюро ритуальных услуг.

Современному скульптору доступны самые разные материалы и свобода творить в различных техниках. Неизменно популярны глина, гипс, камень, дерево. Но и новые материалы вроде архитектурного пластилина или полимерной глины все больше и увереннее занимают место в студиях скульпторов. К примеру, можно вылепить фигуру из пластилина, после чего снять с нее силиконовый слепок, который будет формой для отливки и копирования. Отливать можно из легкоплавких металлов вроде силумина или олова, а также из полиэфирных смол или гипса. Последнее больше подходит для садовой скульптуры или лепнины.

В своей работе скульптор может освоить не только литье, лепку и технику резьбы по камню и дереву, но и чеканку, сварку, плетение. А в качестве исходных материалов использовать детали старых автомобилей, холодильников и прочие отработавшие свое механизмы или даже создать совершенно новую механическую или электронную установку в качестве произведения искусства. Наверняка многие видели также ледовые скульптуры и фигурки из шоколада. Для реализации творческой задачи на службу современному скульптору приходит вся наука и техника двадцать первого века. Потому и динамические, подвижные скульптурные произведения уже не в диковинку, так же как и распечатанные на 3D принтерах готовые изделия или их отдельные детали.

Как уже упоминалось выше, область применения своего мастерства у современных скульпторов значительно расширилась, и все же условно можно выделить следующие направления:

создание высокохудожественных авторских работ как для участия в выставках, так и под заказ для частных или муниципальных организаций;

создание ювелирных изделий или статуэток из ценных пород дерева, камня, керамики (малахита, мрамора, фарфора);

преподавательская работа в сфере общего художественного образования и подготовки профессионалов;

дизайн и разработка эргономичных образцов в производственно-технической сфере, в автомобилестроении, создание инструментов и различных технических приспособлений;

реставрационная работа при музеях, художественных галереях, выставочных залах;

разработка и изготовление архитектурных конструкций, театральных декораций, масок, других элементов тематических костюмов для постановочных сюжетов.

Изучив профессию скульптора я пришла к выводу,что его деятельность связанна не только с лепкой из природных материалов, но и с созданием, рестоврацией различных изделий; разработкой и изготовлением архитектурных конструкций и т.д.Это поистине интересная и творческая профессия!

Из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение.

Целью моей работы было изучить роль лепки в развитии детей.

В процессе данной работы была проанализирована и проработана литература. Мною была изучена история возниковения лепки, влияние лепки на развитие ребенка.

Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы:

Я смогла доказать , что лепка не только интересное, но и полезное занятие.

Результаты исследовательской работы подтвердились, так как я уже долгое время занимаюсь лепкой из пластилина, это благотворно влияет на процесс учебной деятельности.

Для развития с психологической точки зрения

развивает пространственное, творческое мышление; способствует формированию мыслительных операций анализа и синтеза;

повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику, общую ручную умелость; синхронизирует работу обеих рук.

Для эстетического развития:

Учит видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Для развития художественных способностей:

способствует творческому отношению к миру; формирует образное видение;

формирует умение видеть и передавать пространственные отношения частей предмета изображения, элементов композиции;

формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать и анализировать его;

формирует чувство пропорций и чувство пластики.

лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно — пластичных образах;

в лепке склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов (из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов).

Для решения воспитательных задач:

бережное отношение к своей и чужой работе, а у родителей — к труду своего ребёнка;

трудоспособность, т.к. ваяние требует длительной, кропотливой работы, воли и целеустремлённости.

Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

В дальнейшем я хочу выступить в классе по результатам исследовательской работы, тем самым показав одноклассникам огромную роль лепки в развитии детей. А так же на уроке окружающего мира рассказать о такой уникальной профессии, как скульптор.

Планирую изучить приемы лепки, виды пластилина и возможности его применения. А также профессии в которых еще пригодятся навыки лепки.

Возможно одну из них я выберу для себя в будущем.

Занятие лепкой мне очень хорошо помогают в учебном процессе. Учусь отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишу в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.

Давыдова Г.Н. Пластилинография. — М., 2006.

Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». — М., 2005.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.

Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.

« Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.

Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.

Сухомлинский В. А «Педагогика»

«Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация.

Результаты анкетирования одноклассников

источник

Традиционно лепка из пластилина воспримется как занятие для детей, но в этом хобби люди всех возрастов могут почерпнуть для себя не только удовольствие, но и пользу.

Занятия лепкой во многих странах в обязательном порядке вносят в программы детских садов и школ. Доказано, что работа с пластилином:

  • способствует развитию мелкой моторики;
  • улучшает координацию движений;
  • учит одновременно работать оба полушария головного мозга;
  • развивает образное мышление;
  • раскрывает творческие способности;
  • делает активного ребенка более усидчивым;
  • повышает внимательность;
  • знакомит с цветами и возможностью получения новых оттенков;
  • нормализует эмоциональное состояние, что особенно важно для гиперактивных детей;
  • улучшает речь;
  • помогает в дальнейшем быстрее научиться писать и рисовать.

Творческие опыты с пластилином не снижают самооценку, так как любую не получившуюся поделку легко поправить или превратить в новую не менее красивую фигурку. Лепка учит достигать цели и добиваться результата.

Есть и косвенная польза – дети отвлекаются от телевизоров и компьютеров, а значит, в процессе занятий отдыхают глаза. Если приучить ребенка лепить из пластилина по вечерам, он будет успокаиваться перед сном и спокойно спать ночью.

Для взрослых лепка не менее полезна. Медики рекомендуют разминать пластилин и лепить простые фигурки людям, пережившим инсульт, заметившим ухудшение памяти и нарушение координации движений. Известно, что на кончиках пальцев находится множество рефлекторных зон, массаж которых улучшает состояние организма и работу вегетативной нервной системы.

Взрослые люди машинально начинают что-то теребить в руках во время стресса, мять бумагу или сжимать кулаки. Для борьбы со вспышками гнева придумали «жвачку для рук» – альтернативу, не пачкающую ладони.

Не спешите идти в магазин за упаковкой пластилина, чтобы не растеряться перед витриной, изучите, какие виды бывают и чем они отличаются.

Хорошо знакомый людям старшего поколения классический пластилин появился в конце девятнадцатого века. Как это часто бывает, материал для лепки придумали в одно время разные люди в Германии и Великобритании. Состав массы был основан на природной глине, воске и жирах.

В состав классического современного пластилина для детей входят:

  • каолин (белая пластичная глина);
  • парафин или воск – природные пластификаторы, благодаря которым масса размягчается от тепла рук и застывает в поделке;
  • жиры животного или минерального происхождения (отсюда жирные пятна на бумаге и одежде);
  • церезин – воскообразное вещество из смеси твердых углеводородов;
  • красящие пигменты.

Состав у разных производителей отличается в зависимости от марки: М (мягкий) и Т (твердый). Для получения нужных свойств в массу добавляют цинковые белила, серу, канифоль, машинное масло.

В наборах пластилина для лепки бывает разное количество цветов. Для начала можно купить упаковку, в которой двенадцать разноцветных брусочков. Для сложных поделок нужны комплекты, включающие не менее шестнадцати оттенков.

Пластилин, изготовленный на основе глины, относительно твердый. Чтобы сделать массу пластичной, кусок нужно некоторое время разминать в руках. Как раз на этом этапе лепка приносит больше всего пользы, но малышам и людям с ослабленным здоровьем сложно добиться результата.

Для детской лепки из пластилина лучше выбирать мягкие и безопасные материалы на основе воска. Пластичный восковой пластилин не требует длительного разминания и практически сразу готов к работе. Скреплять между собой детали из восковой массы тоже проще, достаточно прижать их друг к другу.

Помимо воска в состав входят парафин, стеарин, красители, пластификаторы, другие добавки. Если производитель не использовал вредных веществ, такой продукт не вызовет аллергии и кожных неприятностей.

Однако восковой пластилин капризен в хранении, боится теплого воздуха и солнца. Такие поделки менее долговечны. Для малышей – идеальный выбор, а для взрослых лучше взять другой тип пластилина, чтобы кропотливо созданная красота радовала как можно дольше.

Скульптурный пластилин для лепки выбирают не только любители, но и профессионалы, в том числе студенты художественных школ и будущие скульпторы. Главное отличие материала – пластичность, из него можно создавать миниатюрные детали с высокой точностью и четкостью.

Продукт этого вида создают на основе пчелиного воска, природной глины, талька, масел пластификаторов. Как правило, массу не окрашивают в яркие цвета, а оставляют натуральные оттенки. Благодаря этому можно лепить реалистичные скульптуры, маски, статуэтки. Если нужны яркие поделки (кулинарные миниатюры, игрушки, украшения), их не составляет труда окрасить.

Пластилиновые шарики похожи на мелкий разноцветный горошек или крупу пшено. В основе материала лежат миниатюрные шарики из пенопласта, склеенные невидимым полимерным клеем. Во время лепки фигуры шариковая структура сохраняется. Детям очень нравится лепить из ярких шариков. Масса легко принимает нужную форму.

Читайте также:  Полезные ископаемые каледонской складчатости

Шариковый пластилин бывает мелкозернистым и крупнозернистым (диаметр одного шарика более 1 мм). В зависимости от клеящего вещества материал подразделяют на застывающий и многократного применения. Первый постепенно застывает, подходит для сувениров и украшений. Фигурку с незастывающим клеем при желании легко разобрать и создать что-то другое.

Пенопластовые шарики можно использовать в комбинации с другими видами пластилина. В итоге получаются оригинальные игрушки, аппетитная миниатюрная еда и многое другое.

Производители продолжают эксперименты, в результате которых на прилавках появляются новые материалы для лепки:

  • Флуоресцентные пластилиновые поделки светятся в темноте, набирая свет днем. Из такого материала получаются интересные фигурки для интерьера детской комнаты и новогодние игрушки.
  • Перламутровый пластилин удобно применять для выделения отдельных деталей. Например, для лепки платья для куклы или хвоста попугая.
  • Резиновый пластилин очень эластичен, растягивается и сгибается в любых направлениях, не ломаясь. Но если готовую поделку запечь, она станет прочной и монолитной. Подходит для практичных игрушек и украшений – не боится воды и не бьется. Можно делать гибкие и монолитные поделки – вопрос в запекании.
  • Полимерная масса для лепки создана на основе полимеров и пластификаторов. Материал не требует запекания, изделия застывают на воздухе и становятся прочными.
  • Пластилиновое мыло придумали для творческих натур. По сути, это мыльная основа, из которой можно лепить в привычной технике. Для соединения деталей используют воду. Готовое мыло можно применять по назначению.

  • Съедобный пластилин идеален для детского творчества, так как абсолютно безопасен. Главный ингредиент – кондитерский марципан. Это лучший материал для лепки кулинарных миниатюр, фруктов, экзотической еды.
  • Самозатвердевающий пластилин на основе гипса – профессиональная масса для лепки, из которой можно создавать скульптуры, сувениры, панно, лепнину, декоративную посуду. Изделия не нужно запекать, они отвердевают на воздухе.

Если вы хотите попробовать в лепке разные виды пластилина, поищите наборы, в которые включено несколько материалов и инструменты для работы с ними.

Если у вас нет возможности купить пластилин на растительной основе, сделайте массу для лепки своими руками. Доступный самодельный материал – соленое тесто. Отвердевание поделок длится долго, для ускорения процесса используют сушку в духовке при невысоких температурах. Рецепт теста и основы процесса смотрите в нашей инструкции.

Тесто для лепки легко сделать цветным, добавляя пищевые красители или соки ярких овощей и фруктов, например, свеклы и шпината. Готовые изделия расписывают красками и покрывают лаком, делая их долговечными и устойчивыми к влаге. Из соленого теста получаются красивые панно, игрушки, сувениры, магниты на холодильник.

Еще один простой домашний пластилин можно приготовить из крахмала и бальзама для волос. Просто смешайте полстакана картофельного крахмала с ¾ стакана бальзама, хорошо замесите, добавьте красители. Конечно, тратить на это дорогой кондиционер не стоит, а если вашим волосам новый бальзам не подошел, то утилизируйте его в дело.

Если вы просто поставите малышу упаковку с пластилином, чуда не произойдет. Придется потратить немного времени, чтобы юный мастер полюбил незнакомое ему творчество.

Специалисты рекомендуют знакомить детей с лепкой с полутора лет, но только под контролем взрослых и выбрав безопасный пластилин. Для самых маленьких скульпторов подойдет восковой – он на натуральной основе и легко разминается, не требуя усилий.

Не спешите демонстрировать ребенку поделки – даже самые простые покажутся ему сложными. Начните с освоения базовых приемов. Покажите, как отрывать кусочки, скатывать колбаски, шарики, колобки и лепешки. Подскажите, как их соединить. Научите, как из двух разных цветов получить другой оттенок.

Позже переходите к узнаваемым фигуркам, выбирая самые простые. Пусть это будет простейший цветочек, солнышко, травка, бублик, божья коровка. Постепенно усложняйте задачу, научите пользоваться формочками и инструментами для рельефов. На этом этапе хорошим подспорьем станут пошаговые уроки с фото. Возьмите за основу наш МК по лепке аппликации с маками или веселого поросенка.

Взрослым и пожилым людям, забывшим с возрастом, как лепить из пластилина, тоже не стоит сразу браться за сложные работы. Если речь идет исключительно о терапевтическом эффекте, например, после инсульта, то пусть человек просто работает с массой, разминая ее в руках.

Если же вы решили освоить новое хобби не только ради пользы, но и для эстетического удовольствия, начинайте с несложных фигур или панно. Потренировавшись на детских инструкциях, попробуйте создать картину из пластилина. Такую не стыдно повесить в гостиной.

Чтобы создавать красивые поделки из пластилина, одних рук мало, нужны специальные инструменты. Самые необходимые производители могут включать в комплект, а дополнительные нужно приобретать отдельно.

Доска для лепки защищает стол от пачкающих материалов и упрощает расплющивание, раскатывание колбасок, формирование различных фигурных деталей. Доски делают из пластика и силикона. Есть полностью гладкие, а есть с частично рифленой поверхностью для создания фактуры. Обычная разделочная доска не подойдет, так как к специальной материал не липнет.

Ножи для работы с пластилином предназначены для разделения брусочка на куски и удаления лишнего. Также с их помощью можно придавать поделкам рельефы и наносить несложные узоры. Ножи делают из пластика, дерева, металлов. Лезвия бывают гладкими и фигурными, линейными и дисковыми (как для пиццы). Острые лезвия здесь не нужны, главное, чтобы к ним ничего не прилипало.

Линейка пригодится для измерения деталей. Далеко не все могут на глаз определять пропорции. Для работы подойдет обычная пластиковая линейка длиной 10-20 см. Может потребоваться циркуль и транспортир, чтобы получить ровный круг и нужный угол.

Стек – важный помощник, без которого лучше и не начинать занятия лепкой из пластилина. Стеками формируют рельефы и выемки, наносят материал на поверхности (для аппликаций), создают рисунки. Стеки бывают разных форм:

  • для точечных вмятин нужен инструмент с шариком на конце;
  • для разглаживания поверхности – с лопаткой;
  • для узоров – с тонким острым наконечником;
  • для рельефа – с зубчиками по типу пилы.

Для детского творчества лучше приобрести пластиковые стеки, они хоть и могут сломаться, более безопасные и легкие.

Скалка – весьма полезный инструмент для лепки в более сложных техниках. Скалка нужна для раскатывания пластилина в ровный и гладкий пласт. Такие детали актуальны при создании панно, картин и открыток. Для начала можете воспользоваться небольшой стеклянной бутылкой. Если налить внутрь теплую воду, то материал быстрее размягчится.

Молды – это инструменты, облегчающие создание фактуры. Прижав молд к пластилиновой заготовке, легко получить аккуратную фигуру. Молды удобны для лепки из пластилина мелких цветов, листиков, ягод в большом количестве. Чтобы сделать идеальный лист дерева вручную, придется не только кропотливо выводить прожилки, но и изучить устройство листка.

Текстурные листы нужны для быстрого придания текстуры пластилиновым кускам и раскатанным пластам разного размера. С помощью текстурных поверхностей легко получить и маленькую деталь для аппликации, и фон картины. Например, морские волны или песчаный берег.

Помимо специальных инструментов для лепки из пластилина можно и нужно пользоваться подручными средствами. Поищите дома красивые фактурные пуговицы, флаконы от духов с рифленой поверхностью, монеты. Пригодятся формочки для печенья, трафареты и другие неожиданные вещи.

Классический пластилин капризен в работе. Его пластичность зависит от температуры окружающей среды и свежести. Перед лепкой кусочек нужно хорошо размять в руках, пока масса не станет поддаваться формовке и хорошо склеиваться.

Чтобы размягчить слишком твердый пластилин, поместите его в непромокаемую емкость и опустите в теплую воду. Например, можно положить куски в стеклянную банку, которую потом поставить в кастрюлю с горячей водой.

Другая проблема – из слишком мягкого пластилинового листа сложно вырезать мелкие детали. Здесь нужно действовать наоборот – поместить брусок в холодильник на короткое время или опустить в холодную воду в непромокаемом пакете.

При всей пластичности пластилиновые детали не всегда получается крепко соединить друг с другом. Чтобы голова игрушки для кукольного театра не отваливалась, используйте для крепления спички или зубочистки. Если деталь изогнута, усилить крепление можно ниткой или леской. Только не используйте иголки! Это опасно!

Пластилин отлично сочетается в поделках с другими материалами, в том числе природными. Добавляйте шишки, желуди, макароны, мелкие игрушки. Посмотрите, какую пластилиновую черепаху можно сделать своими руками из морских камней.

Большинство видов пластилина боятся контакта с воздухом. Чтобы предотвратить высыхание, храните оставшийся от мастер-класса продукт в плотно закрытых пластиковых коробках. В магазинах продаются коробочки с отделениями для разных цветов.

Даже если руки после лепки кажутся чистыми, их нужно обязательно вымыть теплой водой с мылом. Не забывайте, что в составе находятся не только растительные компоненты.

Чтобы вы не успели «остыть», предлагаем сразу же перейти к нашим мастер-классам по лепке из пластилина для детей разного возраста и взрослых. Мы подготовили инструкции различного уровня сложности, чтобы каждый нашел для себя поделку по силам и талантам.

Яркий лев Боня с пышной гривой подойдет для лепки детям дошкольного и школьного возраста. В работе использован классический пластилин и нехитрые инструменты.

Миниатюрная фиалка в горшочке украсит кукольный домик или станет оригинальным подарком бабушке на 8 Марта. Для взрослых создание миниатюры поможет успокоиться и отвлечься от суеты дня.

Лепить животных из пластилина нравится детям всех возрастов. Эта свинка в нарядном платье настолько мила, что не оставит равнодушными ни девочек, ни мальчиков.

Магнит на холодильник с забавным поросенком рекомендован для лепки детьми от 10 лет и взрослым. Если взять отвердевающую массу для лепки, то магнит не будет бояться пыли и уборки.

Научитесь делать пластилиновые цветы, следуя инструкции по лепке этой роскошной астры. В дальнейшем такой цветок подойдет для украшения открытки или панно.

А нежную голубку можно поместить на картину, фоторамку, топиарий или превратить в магнит. Размеры можете пропорционально увеличить, чтобы получить птицу побольше.

Для пластилиновых фруктов идеальна масса из марципана, но можно взять и любой другой материал.

Обучая лепке из пластилина маленького ребенка, избегайте съедобных на вид поделок из несъедобного сырья. Малышам все хочется попробовать. Вероятность того, что дочь или сын потащит в рот клубнику выше, чем дегустация льва или черепахи.

Из пластилина можно создавать поделки для себя и в подарок, персонажей сказок и «актеров» кукольного театра, героев домашних мультипликационных фильмов, аппликации и картины, миниатюры еды, техники и мебели. Если вы хотите получить более долговечные изделия, освойте лепку из полимерной глины.

источник

Лепить любят все детки. Кто-то для этого использует песок во дворе, кто-то — тесто, которое мама подготовила для печенья, а кто-то — пластилин.

Именно последний материал является лучшим источником фантазии и творчества. Оказавшись в руках ребенка, брусочек пластилина вмиг превращается в колобок, зайчик, ёжик или другой сказочный персонаж.

А поскольку детская лепка увлекает малышей, родители могут спокойно заняться своими делами в то время, как ребенок создает различные поделки своими руками, а не рисует на обоях или носится по всему дому.

К тому же, изготавливать целый сказочный мир из пластилина рекомендуют педиатры и логопеды. И не просто так. Этот вид изобразительного творчества приносит огромную пользу детям, какую именно — Вам расскажет estet-portal.com.

Когда ребенок работает с мягким материалом: разминает его в руках, катает колбаску или шарик, создает детали разных форм, скрепляет их вместе, вытягивает и сплющивает, в работу включаются подушечки пальцев.

А когда пальцы активно работают, развивается мелкая моторика рук. Ученые доказывают, что она напрямую связана с работой мозга. От уровня развития мелкой моторики зависит координация движений, речь малыша, память, а также логическое мышление.

К тому же, когда ребенок что-то лепит из пластилина, он не только развивает мелкую моторику, но и подготавливает руку к письму.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

Лепка из пластилина — полезное занятие для детей, которое кроме развития мелкой моторики рук развивает также умственные способности, а именно:

развивает образное, абстрактное, пространственное и логическое мышление;

развивает память, интеллект, зрительное восприятие — перед тем, как что-то слепить из пластилина ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослых, затем повторяет за ними. А в конце сравнивает полученный результат с оригиналом.

Запоминание, что идет и за чем, хорошо развивает память, учит сопоставлять факты и образы, а также повышает уровень интеллекта;

При работе с пластилином у ребенка работают одновременно оба полушария мозга. Также происходит укрепление межполушарных связей, вследствие чего развивается концентрация внимания и саморегуляция.

формирует воображение и развивает творческие способности — когда малыш занимается лепкой из пластилина без помощи взрослых, он сам придумывает, что ему слепить.

Таким образом, делая из кусочков пластичного материала новые формы, смешивая цвета и создавая необычные фигурки, у ребенка тренируется творческая жилка;

развивает математические способности. Для детей лепка из пластилина — это не только творческий процесс, но и своеобразная математика. Ведь, создавая какую-либо фигурку, из рабочего материала нужно отщипывать определенное количество кусочков;

способствует развитию речи. Разминание в руках кусочка пластичного материала — это и массаж кисти, и развитие речи.

Читайте также:  Соки полезные при онкологии

Дело в том, что зона моторики кисти тесно связана с речевой моторикой. Поэтому детская лепка, стимулируя нервные окончания, тренирует речь в тот момент, когда дите еще не умеет говорить, то есть в 2 года. Именно в этот период речь только начинает активно развиваться.

Поэтому, если Вы дадите своему малышу что-то смастерить из пластилина, то ему проще будет учить новые слова и собирать их в простые предложения;

Лепка из пластилина — лучший метод для детей, которые страдают дислексией и заиканием. Это творческое занятие помогает малышам справляться с речевыми проблемами.

развивает сенсорную чувствительность — создавая различные фигурки, ребенок учится понимать, что такое вес, форма, фактура, цвет.

Создание маленьких пластилиновых произведений искусства положительно влияет на нервную систему. При регулярном занятии детской лепкой нормализуется сон, снимается напряжение, а также уменьшается чрезмерная активность, возбудимость и раздражительность. На смену плохому настроению приходит хорошее.

К тому же, с помощью лепки ребенок выплескивает как положительные, так и негативные эмоции: злость, тревогу, волнение, гнев.

По мнению психологов, лепка — это своеобразная арт-терапия, которая способствует внутреннему исцелению.

Также, пластилиновое творчество для детей — это лучший способ справиться со своими страхами. Например, малыш может слепить того, кого он очень боится: Бабу Ягу, клоуна или монстра из мультика, а потом смять фигурку и слепить из нее что-то положительное — солнышко, зайчика, медвежонка и так далее.

Для детей игра с пластилином — это также эффективный инструмент для развития своего «Я». Это занятие позволяет малышу выявить в себе скрытые способности, оно показывает ему собственную неповторимость.

А еще, при создании различных фигурок из пластилина малыш учиться быть усидчивым, целеустремленным, любознательным и аккуратным.

Также лепка повышает самооценку маленького скульптора. Экспериментируя, он забывает о том, что у него ничего не может получиться. Ведь пластилин — это мягкий материал с устойчивой формой. Поэтому при желании фигурку можно легко изменить или разрушить, не боясь допустить ошибку.
К тому же, лепка — важная составляющая эстетического воспитания. Это занятие прививает ребенку чувство прекрасного.

Лепка из пластилина — это не только хороший способ провести досуг, но и полезное занятие, как для родителей, так и для ребенка.

Занимая Ваше чадо таким творчеством, Вы тем самым способствуете развитию его умственных и творческих способностей, фантазии, речи. Ребенок становится более усидчивым, внимательным и аккуратным.

К тому же, разминая в руках мягкий материал и создавая яркие поделки, малыш избавляется от своих страхов, раздражительности и комплексов. Он растет целостной и гармоничной личностью.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

источник

Маленький ребенок нуждается не только в том, чтобы родители общались с ним и любили, но также и в качественно проведенном времяпрепровождении. Когда родители организовывают досуг с детьми, они придумывают разные занятия и игры, которые бы могли доставить малышу положительные эмоции и оказать влияние на его развитие. Так, мать и отец играют с ребенком, рисуют, читают, танцуют и поют, вырезают и лепят. Если этого не делать, дети вырастают не приспособленными к деятельности и возникает риск развития педагогической запущенности. Поэтому все родители знают о том, что ребенка нужно развивать и чем раньше начать делать это, тем лучше для становления его характера и формирования процессов познавательной сферы.

С детьми занимаются педагоги в детском саду и учителя в школе, однако самые лучшие занятия — это дома с мамой, потому что там есть настоящая близость, много свободного времени и внимание уделяется только одному ребенку. В этой статье речь пойдет о том, чем полезны для детского развития занятия лепкой. Работа с этим материалом служит одним из способов формирования гармонично развитой личности.

Как правильно лепить с ребенком? Какие виды лепки бывают? Какой материал является самым безопасным и интересным для малыша? Какие игры и упражнения можно выполнять дома, чтобы весело и с пользой провести время?

Возможность лепить положительным образом сказывается на эмоциональном и психическом развитии. Иногда взрослые считают, что в занятиях с пластилином нет ничего особенного, и если ребенок не лепит, то не лишается чего-то важного. Это представление является неверным. Работая с мягким материалом, ребенок активизирует подушечки пальцев, создавая мелкие предметы из пластилина или теста, заставляет пальцы напрягаться. Все это способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с деятельностью мозга.

Все процессы детской психики тесно связаны между собой. Это говорит о том, что благодаря работе руками, у ребенка развивается память, внимание, мышление, а вслед за ними — речь и восприятие.

Когда ребенок лепит вместе с мамой по образцу — то есть, повторяя то, что сделала она, у него бессознательно укрепляется чувство доверия к ней, развивается воображение, фантазия, а также такие мыслительные процессы, как сравнение и зрительное восприятие.

Мягкий материал, такой как пластилин, глина и тесто имеет достаточно устойчивую форму, которую, при желании можно легко изменить или разрушить. Таким образом, взаимодействие с лепкой для ребенка всегда легко и безопасно — он знает, что может исправить свою работу в любой момент, поэтому не боится совершить ошибку.

Во время лепки ребенок взаимодействует не только с текстурой, но также и с цветом — его изучение, выбор, смешение способствуют тому, что эмоциональный фон ребенка налаживается, он становится более спокойным, чувствительным, сосредоточенным.

Лепка развивает абстрактное мышление и математические способности.

Если психика ребенка не стабильна — он взбудоражен и обеспокоен — то сосредоточенная работа с пластилином способна быстро гармонизировать психическое состояние.

Игры и упражнения с пластилином приучают к доведению дела до конца, и формируют способность гордиться с собой. Это происходит, когда малыш видит результат своего труда, гордится, демонстрирует поделку взрослым и получает в ответ много похвалы и одобрения.

Психика человека устроена, так, что от того, как налажено его рабочее место, во многом зависит результат выполняемого дела. Взрослые люди знают об этом на собственном опыте, поэтому они заботятся о том, чтобы рабочее место было максимально комфортным и удобным. Так они понимают, что их продуктивность повышается, и во время работы находятся в хорошем расположении духа. То же самое можно применять к детям, когда те занимаются творчеством или решают учебные задачи. Прежде чем сажать ребенка лепить из пластилина, следует позаботиться о том, чтобы пространство для этого как можно больше соответствовало детским особенностям. Где лучше всего лепить с детьми дома?

  • За рабочим столом. Выбирая это место, следует позаботиться о том, чтобы на нем не было лишних предметов — бумаги, карандашей, ручек, книг. Кроме пластилина или глины, ребенку понадобится доска для лепки, специальные палочки или ножи для вырезания, влажные салфетки или тряпочки.
  • Лепка на полу. В таком случае ребенок получает большее пространство для фантазии и воображения, однако родителям необходимо создать особые условия для занятий лежа или сидя: застелить пол клеенкой, дать ребенку все необходимые принадлежности для лепки, убрать подальше предметы, которые могли бы упасть и разбиться или малыш мог нечаянно их испачкать.

Чем можно лепить? Пластилин, соленое тесто, глина.

Последнее — это то, что родители и дети делают своими руками. Надо сказать, что видов пластилина и глины много, они отличаются по консистенции и цвету, возможности смешивания, составу. Пластилин отличается от некоторых видов глины тем, что после того, как с ним поработали, он не высыхает. Глина же или соленое тесто хороши тем, что из них можно делать игрушки, фигурки животных, затем сушить их и раскрашивать — обычно этот процесс очень привлекает детей.

Для самых маленьких лучше использовать обычный пластилин без дополнительных добавок к цвету или составу — он самый безопасный. Другие виды пластилина: плавающий, флуоресцентный, восковой, зернистый, скульптурный, кинетический.

Какие игры и упражнения можно придумать с ребенком дома, занимаясь лепкой?

  • Рисование пластилином. Техника, которую любят дети и которая хорошо развивает мелкую моторику. Рисовать пластилином можно на подготовленном листе бумаги — белом или закрашенном. Лист будет фоном, а пластилином можно изобразить сюжет на нем. Кусочки пластилина в данном случае плотно прижимаются к бумаге и размазываются по ней. Таким образом, ребенок сам придает форму тому, что он хочет изобразить.
  • Из пластилина можно лепить любимых сказочных или мультипликационных героев.
  • Для налаживания эмоционального состояния можно предложить ребенку слепить свою семью или себя.
  • При желании можно делать настоящие картины или объемные предметы из пластилина, добавляя к работе другой материал — камни, траву, сухие цветы, пуговицы, нитки, бумагу.

Ребенок может лепить из пластилина все, что ему угодно. Часто во время этого занятия важен не результат — то, что получилось у ребенка — а сам процесс лепки, который успокаивает и развивает детскую психику.

источник

Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы — от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней.

Для умственного развития

• Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление.

• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.

• Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности.

• Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.

• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.

• Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.

Для здоровья и эмоционального состояния

• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.

• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.

• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.

• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.

• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.

• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.

• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.

• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.

• Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.

• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

Для развития личности

• Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало.

• Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой».

• Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.

• Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.

• Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.

• Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.

• Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

источник

Источники:
  • http://school-science.ru/6/23/38427
  • http://zhenskie-uvlecheniya.ru/chem-polezna-lepka-iz-plastilina-i-kak-osvoit-xobbi.html
  • http://estet-portal.com/statyi/lepka-iz-plastilina-chem-polezno-eto-zanyatie-dlya-detey
  • http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/v_chem_polza_lepki_dlya_rebenka/
  • http://mama.ru/articles/chem-polezna-lepka/