Меню Рубрики

Чем полезна работа учителя обществу 4 класс

На фотографиях: А) валик, каска, кисть; Б) швейная машинка; В)пробирки.

На фотографиях изображены предметы, с которыми работают представители разных профессий. Выбери ОДНУ из фотографий и запиши букву, которой она обозначена.

Представители какой профессии работают с изображёнными на выбранной фотографии предметами? Если ты знаешь много профессий, представители которых работают с выбранным(-и) тобой предметом(-ами), назови любую из них.

Какую работу выполняют люди этой профессии?

Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

1) На рисунке А изображена строительная каска, валик и кисть. Данные предметы чаще всего используются в профессии маляр. Маляр занимается покраской и отделкой помещений. Польза обществу от этой профессии в том, что такие рабочие помогают привести жилые и государственные здания в надлежащий вид. К тому же неокрашенное помещение содержит в себе очень много производственной пыли, вредной для человека. Покраска стен помогает от нее избавится.

2) На рисунке Б изображена швейная машинка. Этот предмет относится к профессии швея. Швея занимается тем, то шьет и ремонтирует одежду. Польза обществу от этой профессии в том, что благодаря швее люди могут получить для себя удобную и подходящую одежду под заказ, а так же починить одежду, которая испортилась.

3) На рисунке В изображены пробирки и колба. Это приборы для работы химика. Химик занимается тем, что изучает вещества и создает различные химические продукты. Профессия эта очень важна, поскольку продукты этой работы используются в быту, например, моющие средства или для лечения, — это различные лекарственные средства и другое.

На картинке под буквой А) мы видим малярный валик малярную кисть и каску — все эти предметы принадлежат рабочему, который по профессии маляр. Маляр занимается окраской поверхностей внутри и снаружи зданий. Так как маляр работает на стройке, то он носит защитную каску, чтобы защитить голову от непредвиденного удара, ведь на стройке всякое может произойти и по технике безопасности каждый человек на стройке обязан носить защитную каску. Профессия маляра полезна для общества потому, что людям необходимы благоустроенные квартиры, в которых они хотят жить, а так же другие здания, которые необходимы для нашего общества, например, больницы, школы, заводы и другие.

На картинке под буквой Б) изображена швейная машинка. Швейную машинку использует в своей работе швея. Швея шьёт одежду для людей и поэтому профессия швеи полезна для нашего общества, так как людям необходима одежда.

На картинке под буквой Б) изображены пробирки колбы и химические реактивы, с которыми работает химик. Химик изучает разные вещества, как они взаимодействуют друг с другом. Работа химика полезна для общества тем, что он открывает новые вещества, которые позволяют создавать новые прочные материалы, новые лекарства и многие другие изобретения, которые используются в промышленности. Профессия химика полезна тем, что она позволяет двигать прогресс вперёд и общество получает много новых, нужных и полезных вещей для жизни.

Вопросы очень несложные, на мой взгляд, начнем отвечать по порядку:

1.) Фотография А: валик (малярный), каска (строительная), кисть (малярная). С этими тремя предметами работают маляры, чаще всего профессия эта называется штукатур-маляр. Работа этих людей заключается в том, чтобы выполнять внутреннюю отделку стен, они штукатурят, красят стены, иногда и потолки красят. Их работа очень нужна и полезна, без внутренней отделки квартиры и дома непригодны для жилья.

2.) Фотография Б: швейная машинка (электрическая). Профессия — швея, портниха. Люди этой профессии шьют для нас одежду, кроме этого они могут шить скатерти, занавески, покрывала, постельное белье и др. Конечно, эти вещи нам очень нужны, а, следовательно, профессия эта крайне полезна для общества.

3.) Фотография В: колба и пробирки. С этими предметами имеют дело люди очень многих профессий, например, ученые-химики, которые создают различные материалы, вещества, нужные людям, поэтому эта профессия тоже очень полезна.

В 4-м классе школьники уже имеют некоторые представления о профессиях, и той пользе, которую они несут людям. Поэтому выполним ВПР для всех вариантов, создадим подобие проверочного образца к работе.

Вариант А с кисточкой, каской и валиком можно отнести к строительной профессии, ведь такие головные уборы служат защитой на строительных площадках, где возводят новые здания. Однако, валик и кисть подсказывают, что это не каменщик или электрик, а маляр, который что-то красит, например, двери или полы. Его профессия очень нужна людям, т.к. из полуфабрикатов он создаёт конечное готовое изделие, которое приобретает не только законченный вид, но и получает дополнительную защиту для долгой жизни, благодаря составу краски (клея), который наносится маляром на поверхность.

Вариант Б, где показана швейная машинка, сантиметр, ножницы и нитки с иголками характерны для работы портнихи или швеи. И это тоже важная и нужная специальность потому, что люди данной профессии шьют не только для нас одежду, но и предметы быта, например, постельное белье, скатерти, занавески, салфетки и т.д..

Вариант С самый сложный, т.к. с колбами, пробирками и растворами могут работать разные учёные, например, биологи, врачи, генетики, физики или химики. Если говорить, например, о химиках, то благодаря им создаются разные новые материалы, которых не встречается в природе, но которые помогают людям улучшать жизнь и беречь природные богатства. Или же они соединяют или расщепляют природные вещества, образуя новые, которые могут стать новым лекарством от неизлечимой болезни или же новым видом топлива, способным стать более экологичным и безвредным, чем используется сейчас.

источник

Каждый из нас помнит своего первого учителя. Это человек, который научил нас не только читать, писать, считать, но и дал первое представление об окружающем мире, о дружбе и взаимопомощи, об основных жизненных ценностях.

Со временем на смену первому педагогу приходят другие, которые пытаются донести до нас какие-то новые знания, и каждый из них оставляет в нашей памяти след. Став взрослым, вспоминая школьные годы, невольно вспоминаешь и своих учителей, которые иногда были строги и требовательны, но, несомненно, справедливы.

Профессия учителя – тяжелый труд, от которого зависит не только ваша дальнейшая жизнь, но и развитие общества в целом. Учитель дает нам необходимые знания, выявляет скрытые таланты, старается направить наши способности в нужное русло. При этом он должен уметь найти индивидуальный подход к каждому своему ученику. Ведь в случае неуважительного отношения к детям, нельзя заслужить их любовь и понимание, нельзя требовать уважения к себе и своему труду.

Порой, оценивая знания и навыки своих подопечных, очень трудно быть беспристрастным. Но настоящий профессионал никогда не даст воли эмоциям, всегда и в любой ситуации он будет следовать своим принципам. Чтобы процесс обучения был интересен детям и давал хорошие результаты, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, читать много литературы, получать информацию из сети Интернет. Тогда ему всегда будет, что сказать своим ученикам.

Немало в этой профессии и трудностей. Ведь в наше время многие дети просто не хотят учиться, некоторые даже не посещают занятия, другие ведут себя на уроках вызывающе. Часто между учениками возникают ссоры и конфликты, которые должен помочь разрешить педагог. Для того, чтобы справиться со всеми сложностями, учитель должен очень сильно любить свою профессию, отдавать ей часть себя, всегда быть выдержанным и иметь определенный кредит доверия у детей.

Очень важно, чтобы общение между учителем и детьми не ограничивалось лишь школьными стенами. Хороший педагог всегда заинтересует детей различными внеклассными мероприятиями: походом в театр, цирк, кино, организацией турпохода или просто вылазки на природу. Там, в неформальной обстановке, можно более тесно познакомиться между собой, обсудить общие интересы, сдружиться. Обычно такое вот совместное времяпрепровождение очень объединяет коллектив, позволяет почувствовать, что вы – не просто мальчишки и девчонки, а одно целое. Для того чтобы заниматься такими внешкольными делами, учитель должен жертвовать собственным свободным временем. К сожалению, не все этого хотят, и большинство современных педагогов мало интересуются увлечениями своих учеников.

Профессия учитель – одна из самых важных и нужных. Ведь именно он растит будущих ученых, дипломатов, выдающихся культурных деятелей и просто достойных граждан своего государства. Для того чтобы из сегодняшних школьников получились добрые, уважаемые люди необходимо уже сейчас приобщать их к основным законам государства, к формированию базовых моральных принципов, таких качеств характера, как уважение к окружающим, доброта, сострадание и готовность прийти на помощь. Учитель воспитывает в нас трудолюбие и ответственность за свои поступки, любовь к своей стране и чувство собственного достоинства.

Все эти идеи и принципы невозможно донести до человека, если ты сам ими не обладаешь. Поэтому хороший учитель всегда является прекрасным другом, примером для подражания, хорошим гражданином и настоящим патриотом своей страны. Несомненно, профессия учитель – одна из самых важных, она достойна уважения, восхищения и бесконечной благодарности.

источник

Динской район, станица Динская,

Автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 муниципального образования

Жилина Ольга Алексеевна АОУ СОШ № 4, учитель начальных классов,

1. Познакомить учащихся с особенностями профессии «педагог»

2. Повышать престиж учительской профессии.

3. Знакомство с историей этой профессии.

4. Формирование доброго, уважительного отношения к учительскому труду.

5. Содействовать развитию творческих способностей детей.

Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества!

Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы станете капитанами корабля, построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду и обувь, испечете самый вкусный в мире торт или построите новый красивый город. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо, прежде всего, вырасти и выучиться.

-Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить?

— Ребята, а сейчас мы будем угадывать профессии через пантомиму. Я вам показываю название, вы должны изобразить эту профессию, а вторая группа отгадать ее. И так:

2 группа. ИГРА «Узнай профессию»

— В каждой профессии есть свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идет речь.

(2 группа называет правильно профессию, а первая исправляет, если будут ошибки)

– Стетоскоп, градусник, шприц…

– Весы, калькулятор, гирьки, деньги, товары…

— Небо, штурвал, самолет, аэропорт.

—Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос.

— Ферма, коровы, ведро, молоко.

— Книги, полки, выставка книг.

— А что обозначает слово «профессия»?

«Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а

также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.

Professio – объявляю своим делом». Объявляю своим делом! Человек, выбравший профессию учитель, не просто объявил это дело своим, но вложил в это дело свою душу.

На свете очень много разных профессий, сегодня в мире существует более 10 тыс. профессий, и все они важны и почетны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным. И это действительно так.

Много есть профессий на планете,
Но учитель лучшая из них:
Крылья дарите бескрылым детям,
Вы в полеты провожая их!

Ученик
Сколько в школе дали вы уроков?
Сколько вы измерили дорог?
Лишь в одном уверены глубоко:
Жизнь у нас один большой урок!

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя нет космонавта,
Инженера, поэта, врача

— Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это гораздо больше чем профессия.

Учитель — это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям

— Сегодня наш классный час посвящён этой трудной, но интересной профессии.

— Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Учитель – мастер, чародей»

Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник — в картинах, скульптор — в созданных им скульптурах. А учитель в мыслях, поступках и делах своих учеников.

Вопросы записаны на листах.

Накануне детям было дано задание поискового характера, работая в группах они готовят свои выступления и рассказывают о том, что им удалось узнать.

1. Что вы знаете об этой профессии?

Профессия учитель (краткое описание, история профессии, социальная значимость профессии в обществе, массовость и уникальность, где получить профессию)

2. Как вы думаете, всегда ли было так? Учитель входит в просторный, уютный, светлый класс. Перед ним дети одного возраста. В классе есть удобные парты, доска, компьютер.
— Как учились дети в далёком прошлом?

— Среди множества профессий учитель всегда стоял и стоит на особом месте. С ним имеют дело все, кем бы потом они ни стали. И нет на земле человека, который бы добрым словом не вспомнил своего учителя, давшего путёвку в большую жизнь. Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней.

Учитель — Нынешнему поколению учителей нашей школы удивительно повезло: им было у кого поучиться педагогическому мастерству. Спасибо нашим учителям-ветеранам. Они замечательные учителя, и мы рады, что они сегодня вместе с нами.

И пусть года вперед летят,
Не надо возраста бояться.
Пусть в стаже вашем сорок, пятьдесят,
Но в сердце вашем только двадцать.

Каждый из гостей рассказывает о том, почему и как стал педагогом, об интересных случаях, об особенностях работы, о качествах, которыми должен обладать педагог.

Ученики заранее узнают о гостях на классном часе и проводят поисковую работу, берут интервью, готовят материал об учителе и его заслугах. Всё о чём не сказал гость дети дополняют.

Читайте также:  Чем полезен тыквенный свежевыжатый сок

Шевченко М. В. рассказывает о себе: «В моей семье много педагогов. Папа был учителем, дедушка тоже был учителем. Моя сестра тоже работает учителем. Я пошла учиться по стопам отца. Мне казалось, это благородно, когда можно что-то сделать для детей. В школе я работаю более 30 лет. За это время достигла неплохих результатов сама да и мои ученики тоже известные люди…»

1 группа дополняет рассказ учителя

Беловол Л. И. говорила о том, что с детства мечтала стать учителем. Многие близкие говорили, что эта работа подходит по характеру. Хотела помочь детям, поддержать тех ребят, которые стремятся к знаниям, к познанию мира, но в силу каких-то причин не могут…»

2 группа дополняет рассказ учителя

— Спасибо всем за интересный материал.

— а сейчас я предлагаю всем и гостям и ребятам провести профориентационную игру.

Я предлагаю всем сейчас поиграть.

Игра «Один день из жизни профессионала».

Сейчас мы совместными усилиями, работая в группах (ученики и гости – ветераны), составим рассказ о типичном трудовом дне работника педагогического труда с вашей точки зрения. Но особенность этого рассказа в том, что он должен состоять из одних существительных. Например, трудовой день врача можно представить так: «прием — пациент – планерка — вызов -. ». А теперь давайте то же проделаем с профессией «Педагог».

Итог игры: сравнение цепочек-рассказов детей с цепочками, составленными педагогами — ветеранами, нахождение общего и различий с целью осознания типичного и специфического в профессиональной деятельности педагога.

— Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, который выбрал профессию учитель?

— Да, учитель любит детей, добрый, справедливый, требовательный и т.д.

— Давайте немного поиграем. В начальной школе у вас почти по всем предметам один учитель, а в старших классах учителей будет много. Перед вами предметы, которые преподают в начальной и средней школе. Ваша задача подумать и сформулировать свой ответ по очереди.

преподаёт учитель английского языка,

преподаёт учитель биологии ,

преподаёт учитель русского языка и литературы ,

преподаёт учитель русского языка и литературы ,

преподаёт учитель математики ,

преподаёт учитель информатики ,

преподаёт учитель истории ,

преподаёт учитель технологии,

преподаёт учитель изобразительного искусства .

-Молодцы ребята, вы прекрасно справились с заданием

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Дорогие учителя! Пусть радость и удача сегодня, как всегда, сопутствуют вам!

— Пусть небо над нами будет особенно голубым и чистым!

— Пусть свежий ветер уносит тучи, грозящие тревогой и опасностью!

Ученик
Пусть тепло, забота и внимание близких согревает вас у семейного очага!

— С праздником вас, дорогие учителя!

Примите наши пожеланья
Здоровья, счастья и добра,

И пусть плохого настроенья

У вас не будет никогда!
Ученик

Пусть будет счастье и здоровье,
И пусть на все хватает сил,
И, чтобы каждый день с любовью

Вам только радость приносил!
Ученик

Пусть улыбкою доброю, нежною
Каждый день для Вас начинается,
Пусть заботы, тревоги житейские

На пути Вашем реже встречаются.

Пусть в этот день Вам солнце ярче светит,
Цветы под ноги падают ковром.

Желаем Вам здоровья, счастья, света,
Всего того, что называется добром!

Дети дарят цветы гостя и подарки, сделанные своими руками

— Профессия педагога вечна, как вечны истины добра, мудрости и милосердия, которые вы несете всем людям! Желаем вам здоровья, любви и улыбок.

Учительское сердце… Ну, с чем его сравнить?
С Галактикой космической, которой нет границ?
А может с Солнцем ярким, что дарит людям свет?

С пучиною морскою, что дремлет сотни лет?
Нет, сравнивать не будем! А скажем мы: «Стучи!
Учительское Сердце

— Итак, ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)

— О какой профессии конкретно? (учитель)

— Что мы узнали о ней? (ответы детей)

— Да, ребята, профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.

Предлагаю по очереди выразить своё мнение по поводу услышанного на классном часе, поделиться впечатлениями.

Продолжите незаконченные предложения, записанные на доске:

Я узнал, что профессия педагога

Я думаю, что после сегодняшнего разговора…

— Организуется чаепитие, и дети показывают свои музыкальные номера для гостей.

источник

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Всероссийская проверочная работа по окружающему миру

Очёрского района Пермского края

Автор: учитель начальных классов

Пыстогова Валентина Васильевна

На картинках изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Белая стрелка поможет тебе просмотреть цифры и знаки. Нажав на маленькую картинку, ты узнаешь какую. Работу выполняют люди этой профессии.

Вернуться назад ты сможешь, опять нажав на картинку.

На картинках изображены предметы, с которыми работают представители определённых профессий. Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

Продавец-кассир может работать в любой торговой точке. Он консультирует покупателей, демонстрирует и выдаёт товар. Люди этой профессии должны обладать такими качествами: доброжелательность, общительность, вежливость, терпение.

Швея одевает нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам красивые платья и сарафаны, юбки и блузки, пальто и куртки. Много десятилетий главным инструментом были стальная игла и льняная нитка. Теперь с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать и даже пришивать пуговицы. Людям этой профессии нужен вкус, усидчивость, умение работать аккуратно.

Профессия художника – это творческий труд, требующий хорошей фантазии. При желании любой человек сможет научиться рисовать, технически правильно смешивать краски, подбирать цветовую палитру, кисти и даже написать картину, но не все могут видеть красоту окружающего мира. И лишь истинные художники не только видят красоту, но и способны отражать её в своих творениях. Чтобы стать настоящим художником, у человека должен быть талант.

Садовник создаёт красоту вокруг нас.

Он занимается подготовкой почвы, рыхлением, удобрением. Садовник высаживает саженцы, рассаду на подготовленные грядки. Ухаживает за ними и оберегает их.

Одной из полезнейших машин можно назвать трактор. А человек, который им управляет и ремонтирует, называется тракторист. Представители этой профессии делают огромный вклад в народное хозяйство. Тракториста можно встретить везде: в поле, на стройке, в лесу, на шахте.

Гончар- это мастер, который изготавливает глиняную посуду. И в давние времена, и в настоящее время основное орудие труда гончара- это гончарный круг и умелые руки.

Гончар должен кусок глины превратить в прекрасное глиняное изделие: вазу, горшочек. Чтобы глиняные изделия стали красивыми художники расписывают их узорами.

Узоры состоят из различных линий, кругов, точек, цветов и ягод.

Химик – это специалист, разбирающийся в составе веществ. Химики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. На огромных химических заводах изготавливают соду и кислоту, мыло и краски, стиральные порошки и удобрения. Человек, который решил связать свою профессию с данным направлением, должен обладать аккуратностью, внимательностью, точностью, а ещё терпением, потому что от его работы зависит не только его жизнь, но и жизнь окружающих людей.

Маляр одна из самых основных профессий на строительной площадке, который красит стены, клеит обои.

Не каждый, кто взял в руки кисточку и банку краски, сумеет перекрасить поверхность. Этому ремеслу нужно учиться. Маляр должен быть аккуратным и не бояться высоты, ведь стены многоэтажных зданий тоже нужно красить.

Врач — специалист, который лечит людей. Доктор — важнейшая в мире профессия, самая почётная и трудная.

Врачи очень умные и добрые люди. Они много знают про каждую болезнь, про каждое лекарство. Врачи помогают людям, которые заболели. Очень важны для врача такие качества как: терпеливость, доброта и ответственность.

Профессия дирижёра — одна из самых сложных в музыкальной сфере. От его профессионализма зависит успех всего выступления. Дирижёр несёт ответственность за качество звучания и слаженность работы всей команды.

В профессии дирижёра важны такие качества, как: музыкальный слух, чувство ритма, гибкие и подвижные пальцы, богатая творческая фантазия, организаторские способности.

Парикмахер – мастер по работе с волосами. Парикмахер делает разные виды стрижек, окраску, химическую завивку и укладку. Занимается лечением волос. Парикмахеру необходимо быть аккуратным и внимательным, иметь хороший вкус и стремиться прививать его своим клиентам. Он должен быть общительным,

чтобы человек во время посещения парикмахерской не скучал.

Танцовщица, участвующая в балетном представлении, называется балериной.

Часто в балете рассказывается какая-нибудь история, но сами танцующие не говорят ни единого слова. В балете балерина порхает легко, словно бабочка, кружится, как юла. Выглядит это очень легко и красиво. Стоять на пальчиках ног балерине помогают специальные матерчатые туфельки, которые называются пуанты.

источник

МОУ Чистопольская СОШ Коченёвского района Новосибирской области

Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание

Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас.

Но на житейском уровне учителем называют не только профессионального педагога, а любого человека, который научил другого чему-то: рукоделию ли, столярному ли ремеслу, управлению ли машиной— продолжать можно бесконечно. И люди уважительно, с почтением, называют такого человека своим учителем. Но мы будем говорить о профессиональных педагогах: учителе и преподавателе, воспитателе, наставнике и тренере, словом, о тех, кто избрал учебно-воспитательную деятельность делом всей своей жизни.

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, “выше которой ничего не может быть под солнцем”, — писал великий педагог (1592—1670). По словам Я. Коласа (1882—1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог — это не только воспитатель, педагог, это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень

Cоциальные функции педагога претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живет в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Подчеркивая исключительное значение социальной роли педагога, польский социолог-исследователь Ф. Знанецкий писал: “У учителя сегодня более сложные задачи, чем у политика, общественного деятеля, финансиста, промышленника, чем у кого-либо другого в современном обществе (1925 г.— И. Пр.). Он является, а точнее, должен быть главным мотором самых радикальных в истории социальных преобразований, вождем мировой культурной революции. Примеры истории доказывают, что социальная роль и функции учителя зависят от самой истории общества. Между тем в них есть нечто постоянное и общее для разных исторических периодов и эпох. Назовем основные из них.

1. Педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.

2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению..

4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени.. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми.

5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога в современном обществе — формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Читайте также:  Почему утром полезно пить воду с медом

Таковы, на мой взгляд, основные социальные функции педагога в современном обществе.

Конец ХХ и начало ХХI века войдут в историю как время вхождения человечества в эпоху информационного общества. Информационное общество – общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. На это и должна быть направлена сфера образования и воспитания.

Происходящий сейчас процесс информатизации общества влечёт за собой радикальные изменения в стратегии образования: в информационном обществе и школа должна быть информационной. . Новое содержание обучения возможно на основе новых технологий: использование компьютера, проектора, разработка и внедрение нетрадиционных форм урока (презентации, телеконференции, Интернет, электронная почта). Таким образом, информатизация образования – это процесс трансформации содержания, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающий подготовку школьников к жизни в условиях информационного общества.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогом, главный лозунг которого: “Быть с веком наравне”. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания. А чтобы успешно справиться с этой задачей каждому учителю информационного общества требуется:

— глубоко знать процессы, происходящие в образовании;

— оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;

— уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;

— повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру;

— собирать, оценивать, модифицировать и разумно использовать полученную —- — информацию для совершенствования методики урока;

— тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);

— теоретически осмысливать результаты своей деятельности;

— обладать широкой эрудицией.

Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию.

Какие же перспективы открываются перед учителем ХХI века? Какими же возможностям наделяет новый век наше образование? С переходом на новый вид обучения, сочетающий традиционные формы с применением современных информационно-коммуникативных технологий, в образовании происходит:

Перенос центра тяжести с обучения на учение.

Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию

Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.

Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей

Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.

Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.

Формирование сетевых сообществ в сфере образования, что позволяет эффективно использовать территориально распределенный человеческий потенциал. Учителя в режиме реального времени осуществляют обмен опытом с коллегами, ведут поиск необходимой информации для подготовки к уроку или мероприятию

Получение образования независимо от места проживания и мобильности человека.

Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение)

Появление домашнего образования.

Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.

Колоссальная экономия социального времени.

Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.

Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.

Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источники

Педагогические работники, должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века.

Радует, что в настоящее время государство и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Национальный проект «Образование» успешно осуществляется в России. Мы это ощутили и в крае, и в районе, и в школе. Это и денежные гранты лучшим учителям и школам, , и подключение школ к Интернету. Все это непосредственно коснулось и нашей маленькой школы

Все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.

Проблема качества образования в школе существовала, наверное, всегда. Какими только методами, с помощью каких только реформ не пытались ее решить. В современной школе существует множество технологий, используемых на уроках. Но у каждого учителя эти технологии перерабатываются и приобретают свои черты. Одни из учителей добиваются прекрасных результатов, другие, используя в своей работе те же методики, никак не могут достичь каких-либо значимых успехов.

Проработав в школе 25 лет, я тоже использовала в работе многие технологии, различные формы и методы обучения. Но все-таки главную роль в школе, по-моему, играет учитель. Именно от него зависит, будет ли методика Шаталова (или иная другая) работать на ученика или нет. Можно замечательно знать свой предмет, но не уметь заинтересовать им учащихся. И тогда о каком качестве образования может идти речь?

Сейчас во главу угла ставится личностно-ориентированный подход на уроках. Это обусловлено, прежде всего, тем, что за последние несколько лет в стране выросло совсем новое поколение, современные дети часто не верят бездоказательным утверждениям учителя, им нужно, как утверждал Базаров, «пощупать, потрогать. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в виртуальном мире, не представляют своей жизни без Интернета. Кроме того, сложная экономическая обстановка последних лет способствовала тому, что происходит социальное расслоение общества. Многие учащиеся, часто из социально неблагополучных семей, не хотят учиться, не видят в этом нужды, перспективы. У таких учащихся нет мотивации к учению.

Вот поэтому главная задача школы и учителя — способствовать созданию на уроке такой атмосферы, в которой бы каждый ученик почувствовал необходимость обучения. А как же это сделать? Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире?

Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет. Можно много говорить о реформах, о качестве образования, но если нет кадров, нет учителя, способного на самоотдачу, на внедрение нового в образовательный процесс, если учитель сам не перестроился, а работает «по старинке», если он не видит в ученике личность, о какой реформе может идти речь, о каком качестве образования можно говорить?

Наверное, прежде всего учитель должен сам перестроиться. Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник.

Конечно, таким учитель должен быть в идеале. Я не могу сказать, что я являюсь именно таким педагогом. Но я люблю свою профессию, не могу представить свою жизнь без детей. Ведь не только я учу детей, но и они учат меня. И, несмотря на трудности моей профессии, каждый год с нетерпением жду 1 сентября.

В своем опыте работы использую такие формы взаимодействия, когда я не только воспитываю и учу, но стимулирую стремление учащихся к саморазвитию, стараюсь, чтобы обучение воспринималось учащимися не только как необходимость, но и вызвало позитивные чувства, происходило в условиях психологического комфорта.

Профессия учителя стала для меня возможностью самореализации личности. Работа учителя приносит удовлетворение, новую энергию.

Принципы, которые я хотела бы реализовывать в своей работе можно выразить следующей формулой: традиционность — новаторство — мастерство.

А еще у меня есть своя формула успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих:

любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Свой доклад я бы хотела словами

«если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

источник

В этой статье мы всесторонне рассмотрим определение слова учитель, укажем на проблемы профессии учителя, пути их решения, и постараемся доказать, что роль исполняемая им имеет большой вклад в развития современного общества.

Профессия учителя очень древняя. Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я.А. Коменский (1592-1670). По словам Я. Коласа (1882-1956), классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Слово учитель молодое. В русском языке возникло примерно два века назад и закрепилось столетие назад. Понятие учитель выделилось среди более раннее возникших понятий воспитатель, мастер, наставник, магистр, проповедник, святой отец. Учитель происходит от учить, что полтора века назад и ранее выполняли святые отцы, уча Вере и своему учению. В основном, полтора века назад задачу воспитания и обучение детей решала семья. И только обеспеченные семьи позволяли нанимать гувернанток и гувернёра. До сих пор понятие «учитель» расширяется и уточняется.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К.Д. Ушинский (1823-1870): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознаёт, что его дело, скромное по наружности, — одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

УЧИ́ТЕЛЬ (толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940), учителя, мн. учителя и (книжн.) учители, муж. 1. (учители устар.). Лицо, занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник. || Вообще лицо, обучающее, учащее чему-нибудь. Учитель пения. Учитель танцев. 2. (учители) чего. Глава, автор или распространитель какого-нибудь учения. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин — великие учители социализма. 3. кого и чей. Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-чего-нибудь. «И за учителей своих заздравный кубок поднимает.» Пушкин. Мои университетские учителя. УЧИТЕЛЬ (Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 2012) — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире — учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. Учитель одна из трех (наряду с профессией врач и строитель) основополагающих

В настоящее время , с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю растут. Вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества.

Начну с того, что роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции претерпевают изменения вместе с развитием самого общества. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

Любой учитель не просто учит своему предмету, но и осуществляет педагогическую деятельность в целом. А это значит что будучи педагогом он постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, другими людьми и выполняет определенные необходимые функции т. е., как их иначе называют — «Функции педагогической деятельности». Исследования ученых ( Н. В. Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И. Щербаков, и др.) показали, что в педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции учителя: диагностическая — связанная с изучением учащихся уровня их воспитанности, обученности; прогностическая — выражающаяся в умении учителя определять направление воспитательной деятельности на каждом этапе воспитательной работы; конструктивно-проектировочная функция — обеспечивающая отбор и организацию содержания учебного материала, а также предполагающая постановку дальних перспективных целей обучения и воспитания; организаторская — связанная с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности; информационная —

связанная с передачей научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации; коммуникативная — предполагающая установление доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса; творческая — определяющая отношение педагога к педагогической деятельности как творческому процессу.

Учитель, воспитатель должен уметь применять в своей работе научные знания (педагогические теории) и передовой педагогический опыт составляют содержание педагогической профессии, педагогической специальности. Конечно, первые шаги будут непростыми. В первые годы самостоятельной работы учителю свойственно будет частое обращение к готовым, кем — то разработанным рекомендациям и рецептам.

Но постепенно, накапливая опыт и расширяя научный кругозор, имея желание и даже смелость, он будет отходить от стандартов, от рецептов и постепенно превратится в учителя — мастера, творчески и увлекательно работающего воспитателя.

Читайте также:  Чем полезен сок из свеклы

Научные знания, опыт, желание искать, исследовать, пробовать внедрять новое в свою деятельность составляют сущность педагогической профессии, педагогической специальности.

Если человеку будет интересно работать, будет интересно и детям, а отсюда будет рождаться и высокий результат деятельности — знающий и воспитанный ребенок. И тогда учитель никогда не усомниться в правильности слов Яна Амоса Коменского: «Должность учителя — одна из непревзойденных под солнцем». Это и есть практическая функция педагогики, и реализуют ее только учитель и воспитатель.

Первое, что должен знать будущий учитель начальной школы, чтобы действительно войти в свою специальность, — это что такое педагогика и ее самые важные понятия:

1. процесс обучения и воспитания педагогические процессы,

2. взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитуемого;

3. цели педагогического процесса,

4. содержание обучения и воспитания,

5. методы и приемы обучения и воспитания,

6. формы организации педагогических процессов.

Поскольку педагогика изучает тенденции и перспектива развития воспитания и обучения, она выполняет прогностическую функцию. То есть педагогика может делать прогнозы в области образования, планировать развитие школ и других учебно-воспитательных учреждений на будущее. Например, в настоящее время в результате педагогического прогноза установлено, что к концу этого тысячелетия и в начале следующего будет возрастать роль педагогики в жизни общества. Именно педагогика должна стать наукой, которую будут изучать все специалисты, работающие с людьми, особенно с детьми. Это прежде всего работники средств массовой информации (телевидения, радио, прессы), искусства, кино и др. от успехов педагогики, воспитания и обучения напрямую зависит процветание общества. Эту мысль хорошо выразил писатель — фантаст Иван Ефремов в книге «Час быка». Земляне попадают на планету Янг. Властелин ее спрашивает: «Как могли на Земле люди создать общество гармонии, красоты, добра и любви?» Ему ответили: «Это стало возможно потому, что профессии учителя и врача были сделаны ведущими по отношению к другим».

Обычно прогноз базируется, строится на реальных, объективных фактах жизни и научно обоснованных идеях, на изучении тенденций развития общества. Так как ребенка воспитывают не только семья, детский сад, школа, но и телевидение, радио, кино, театр и вся окружающая его детская, молодежная, взрослая среда, то необходимо подумать над тем, как усилить положительное воспитанное влияние окружения на ребенка и уменьшить отрицательное. Или, как принято говорить в науке, — необходимо педагогизировть среду, т. е. усилить влияние воспитателей, учителей и других специалистов по педагогике на средства массовой информации, родителей, организаторов детского досуга и т. д. причем это влияние должно осуществляться как в микрорайоне школы или детского сада, по месту жительства детей, так и быть частью государственной политики в области воспитания и обучения.

Поэтому учитель и воспитатель, получившие педагогическое образование, должны уметь и знать, как организовывать свою работу с детьми, родителями и другими группами населения по воспитанию и обучению.

Конечно, эта работа не легкая, ибо соответствующая государственная политика в современном обществе отсутствует. Воспитателю и даже воспитательному коллективу в наше время трудно противостоять тому потоку отрицательной информации, которую обрушивают на ребенка телевидение, радио, пресса. Это и культ денег, и низкопробные фильмы, и другие радио- и телепрограммы, конкурсы, не требующие ни интеллектуального развития детей и подростков.

Конечно, противостоять этому потоку учитель — воспитатель не в состоянии даже в союзе с семьей, общественностью. Необходим государственный контроль над духовной продукцией, предназначенной ребенку. Надо помнить, что ребенок формируется, у него еще не созданы системы ценностей, системы оценок, позволяющие отбирать и правильно анализировать всю информацию, которую он получает из разных источников.

Здесь опять хочется подчеркнуть значимость деятельности учителя и воспитателя: на них лежит ответственность за формирование системы ценностей с самого раннего возраста — с дошкольного, помогать родителям и другим людям, заинтересованным в воспитании, правильно организовать этот процесс. Ведь только специалист — педагог может ответственно, с позиций педагогической науки дать тот или иной совет, рекомендацию, консультацию.

Многие считают, что в педагогические институты идет молодежь, которая подготовлена слабее своих сверстников, поступающих в университеты и технические вузы. Многие из поступающих в наше время в педагогические институты не считают профессию учителя привлекательной, престиж этой профессии не достаточно высок. Вот основные причины поступления в педагогические ВУЗы: 1. мотивы, свидетельствующие о действительной направленности (желание обучать и воспитывать детей, любовь к детям); 2. частичная педагогическая направленность (осознание у себя педагогических способностей, представление об общественной важности и престиже педагогической деятельности); 3. конъюнктурные мотивы, не содержащие педагогической направленности (интерес к изучаемой науке, желание иметь высшее образование, стремление к материальной обеспеченности, случайные обстоятельства).

Доминирование конъюнктурных мотивов приводит к тому, что около 40 % поступающих в пединституты — случайные люди, не желающие в будущем работать учителем. Эти факты свидетельствуют о том, что склонность к педагогическому труду, престиж учительской профессии с точки зрения выбора молодежью жизненного пути невысок. Профессия педагога большой популярностью пользуется в основном у девушек.

Необходимо повысить необходимую значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда понижают его социальный престиж. Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов, после чего можно осуществить отбор в педагогические учебные заведения по рекомендациям, которые дает руководство школ на основе научно обоснованных разработанных требований по определению профессионально — педагогической пригодности к профессии учителя.

Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально — педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науки, особое внимание многие исследователи уделили проблеме учителя и системе его подготовки.

Самый существенный недостаток в деле русского просвещения есть недостаток наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей.

Высокое общественное значение учителя определяет серьезные требования к нему одним из важнейших качеств, которыми должен обладать учитель, является убеждение: «Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно только в том случае, если он имеет свое мировоззрение. Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждении можно действовать только убеждением» (Ушинский К. Д.). Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни программно — методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Одним из важнейших знаний учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитанные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, не обладающим особенными способностями». Учитель должен преобладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для учителя необходимо всестороннее широкое образование.

Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и четко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.

Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.

Кроме того, будущему учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.

Из всего этого можно сделать вывод, что перед педагогическими вузами сейчас стоят три основные задачи: 1. разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания» (Ушинский К. Д.); 2. подготовка широко образованных педагогов; 3. распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений.

Но, учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. «Учитель живет до тех пор, пока учится» (Ушинский К. Д). Это утверждение в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».

Способность «творить себя» в соответствии с социально — нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное развитие, как и любая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребностью в самосовершенствовании.

Для развертывания процессов саморазвития большое развитие имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнением окружающих.

Да, ошибка в выборе профессии учителя обходится слишком дорого, ибо ее цена — жизнь, здоровье и уровень знаний доверенных тебе детей. Недаром говорят: «Учитель учителю рознь». Мы нередко встречаемся с тем, что один и тот же ученик у одного педагога работает на уроке творчески и активно, у другого — пассивен, а у третьего ведет себя плохо, мешает работать другим. Значит дело не только в ученике, а и в учителе, его профессионализме и определенных личностных качествах. Уважение, как известно, не приходит вдруг — это результат великого труда ума и души.

Учитель во все времена был уважаемым человеком в обществе. Когда — то он был чуть ли не единственным образованным человеком, особенно на селе, а его эрудиция — основным источником знаний. Сегодня книги, журналы, телевидение и радио стали важнейшими источниками информации, что как бы оттеснило учителя, лишив его данного приоритета. А потому ему приходится много работать, чтобы и сегодня быть наиболее информированным, доказывая особую значимость педагога, как для детей, так и для их родителей, доказывая право на уважение и авторитет.

Но педагог не только учит и дает знания, он выполняет и нелегкую миссию воспитателя, а это не просто работа, это подвижничество. Личность педагога, его позиция, мироощущение и безграничная любовь — вот что сегодня особенно значимо, хотя и требует времени, сил, полной самоотдачи. Трудно ли это? Да. Вместе с тем только учитель может говорить о своих воспитанниках с такой искренней заинтересованностью, с такой решимостью вступаться за каждого из них перед администрацией и даже его собственными родителями, если над их головами «сгущаются тучи», проводить с детьми многие часы в беседах, походах и поездах, организовывать различные виды деятельности. И это очень важно. По мнению С. Л. Рубинштейна, «главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним встали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда все им нипочем».

Всегда ли школьники по достоинству оценивают нелегкий труд учителя, отдавая ему дань должного уважения? Увы, нет. Вспомним, сколько раз мы в душе обрушивали свой гнев на педагога, когда нам предлагалось ответить за конкретные дела и поступки. Как строги были наши оценки в отношении не только уровня знаний педагогов и умения их передать ученикам, но и внешнего вида, даже манеры говорить и улыбаться. Все подвергалось критике и обсуждению, все и вся.… Из большого количества учителей лишь единицам удавалось «заслужить» нашего доверие и любовь. А ведь в современном обществе добиться этого еще сложнее.

Мы столько требований предъявляем к учителю, и совсем забываем о том, что и мы сами должны относиться к учителю с любовью и уважением, с глубокой благодарностью за его тяжелый труд. Ведь учитель нам открывает двери в мир науки и знаний, учит дружить, работать в команде, ставит нам цели и помогает их достигать, учит решать сложные задачи в науке и в общении со сверстниками.

Гипотеза подтвердилась – роль учителя в обществе важна. В учителе ценят прежде всего человеческие качества. Учитель – пример для подражания.

Наши учителя переживают за наши неудачи и промахи, радуются вместе с нами нашим успехам, могут смеяться над нашими проделками и строго наказать за невыученные уроки.

Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».

Список литературы

6. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940

источник

Источники:
  • http://lasola.ru/career/uchitel-professiya-dostoynaya-uvazheniya.html
  • http://infourok.ru/klassniy-chas-uchitel-master-i-tvorec-klass-1154853.html
  • http://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/79466-vpr-po-okruzhayuschemu-miru-4-klass-zadanie-8.html
  • http://pandia.ru/text/78/291/28316.php
  • http://scienceforum.ru/2015/1210/12511