Меню Рубрики

Чем полезно рисование для ребенка

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие родители задаются этими вопросами. Мы постараемся дать ответы на них в материале ниже. А также расскажем вам о средствах рисования и изотерапии.

Рисование – одно из самых первых проявлений личности человека. Взрослому может показаться, что в первых «каляках-маляках» малыша нет смысла, на самом же деле, первые рисунки указывают на развитие и работоспособность мозга ребенка. Маленький человек, еще не владеющий мелкой моторикой, при помощи рисования учится видеть связь между движениями рук и полученным результатом. Вот он рисует линии и закорючки в хаотичном порядке, через некоторое время он уже может рисовать их более упорядоченно, формируя определенный сюжет. Став еще старше, он научится при помощи детского рисунка и цветопередачи выражать собственные эмоции.

Маленький человек постоянно видит что-то новое для себя, узнает что-то интересное. При помощи рисования он может сформировать, упорядочить эти знания, дать им определенную оценку через цветопередачу, форму, размер изображения.
Исследователь детского творчества Л. С. Выготский выделяет несколько ступеней эволюции детского рисунка:

Чем выше ребенок поднимается по этим ступеням, тем больше в рисовании подключается логических мозговых процессов. Ведь для того, чтобы изобразить какой-то предмет, сначала его нужно рассмотреть или придумать, запомнить форму цвет, пропорции, проанализировать, суметь свести увиденные элементы в единое целое.

Уроки изобразительного искусства преподаются в школе, но многие родители водят своих детей в секции ИЗО еще в дошкольном возрасте. Можно удивиться этому факту, ведь зачем так напрягаться, если порисовать можно и дома. Уж лучше на занятиях с педагогом уделить внимание чему-то более «серьезному». На самом деле, профессиональные занятия ИЗО будут продуктивны не только для будущих художников.

Чтобы лучше понимать, зачем ребенку рисование, сформулируем четко задачи, которые оно ставит перед собой:

  • Правильная постановка руки. Правильно поставленная рука с раннего возраста рука положительно влияет на формирование почерка в будущем. Вы сами можете убедиться в том, что люди, которые в детстве много рисовали, как правило, красиво и разборчиво пишут.
  • Развитие детской моторики, напрямую влияющей на речь человека.
  • Тренировка памяти. Часто детей преподаватель рисования просит нарисовать что-либо по памяти, например, любимую игрушку или картинку, которую он показывает в течение нескольких минут и убирает из поля зрения.
  • Развитие усидчивости на уроке, собранности.
  • Проявление индивидуальности ребенка.
  • Обучение азам геометрии и цветоопределению. На уроках рисования ребенок может научиться передаче величин предметов, их пропорциональности. Дети постарше смогут определять и передавать полутона, тени.
  • Развитие интереса к творчеству как таковому. Во время занятий рисованием у ребенка активно работает правое полушарие мозга, отвечающее за творческое мышление. Отсюда постепенно сформируется любовь к чтению и другим интеллектуальным занятиям, которые позволят вашему малышу стать разносторонним человеком.

Чтобы заниматься в дошкольном возрасте на уроках рисования у профессиональных педагогов, ребенок изначально не должен обладать вообще никаким художественным талантом. Главное, чтобы ему самому это процесс нравился и был интересен. Родители должны понимать, что ребенок, посещая уроки рисования, необязательно станет маленьким Ван Гогом или Айвазовским. В дошкольном и младшем школьном возрасте не столько важны конечные детские рисунки, сколько решение вышеперечисленных задач.

Полезный досуг: все и немного больше о поделках с детьми Развитие творческой стороны личности помогает ребенку реализовывать свой потенциал, трениров .

Рисовать любят многие дети, и многие делают это очень хорошо для своего возраста. Но часто родители преувеличивают способности своего любимого чада, принимая действительно красивые, но вполне обычные рисунки, за проявление исключительного таланта. Важно понять, что дети предпочитают самовыражаться именно через рисунок, так как еще не умеют делать это по-другому. Но вот в художественной школе детям рисовать придется «по указке», то есть потребуется выполнять определенные задания по программе обучения, что может отбить охоту от этого занятия. Обучение в профессиональной художественной школе требует старательности, упорства, трудолюбия. К тому же ее посещение придется совмещать с общеобразовательной школой, что несет за собой дополнительные нагрузки. Поэтому не спешите отдавать свое чадо в профессиональную школу, пока не убедитесь, что это именно то, что ему нужно.

Как же распознать истинный талант от простого кратковременного интереса к занятию? Для начала можно попробовать следующий тест: дайте ребенку два одинаковых черно-белых рисунка противоположных значений и попросите раскрасить их. Например, портреты злого и доброго человека. Если юный художник смог при помощи цвета передать настроение изображения, притом сделал это осознанно и сможет объяснить выбор тех или иных оттенков, то, возможно, талант имеет место быть. Если же он просто раскрасил картинки без упора на определенную цветопередачу, то рисование, скорее, является просто интересным занятием.

Инструментов для рисования очень много. Какие-то из них просты в применении, а какими-то придется учиться управлять. Поговорим об инструментах, которыми детям можно рисовать:

  1. Пальчиковые краски. Этот материал придется по нраву самым маленьким, так как не нужно напрягать руку, беря кисть или карандаш. Да и шире простор для шалостей. Пальчиковые краски для детей изготавливаются на основе безопасных материалов, они густые, не проливаются и имеют приятную фактуру. Редко можно встретить малышей, которые откажутся от рисования ручками.
  2. Карандаши. Это привычный детский инструмент для рисования, который не пачкает одежду, кожу рук и т.п. При выборе карандашей для ребенка лучше отдать предпочтение изделиям треугольной формы, так как именно их удобнее всего держать в руке.
  3. Фломастеры. Помимо цветового разнообразия, фломастеры выпускаются и с разной толщиной рисующего элемента. Тонкие – для контуров, толстые – для раскрашивания.
  4. Трубки с красками blow-pen. Если в такую трубку дунуть, направив ее на бумагу, то останется след в виде точки. Если дуть и вместе с этим водить над холстом, то будут получаться рисунки. Интересное средство для рисования, при помощи которого тренируется дыхательная система.
  5. Песок. Рисование песком сейчас популярно до такой степени, что открываются специализированные школы именно по этому виду творчества. В них детям дают рисовать песком по подсвеченному стеклу. При помощи такой техники создаются целые шедевры.
  6. Крупы. Из круп можно рисовать интересные объемные картины. Для основания используют плотный картон, который обильно промазывается клеем, а сверху насыпается материал в виде определенного изображения. При такой технике можно использовать разные крупы, но лучше всего ложится манка, которую после высыхания клея можно раскрасить красками.
  7. Краски. Для детского творчества лучше всего брать акварель или гуашь, а юными «профессиональным» художникам наверняка понравится работать с маслом.
  8. Пластилин. Рисование пластилином активно используется в детских садах. Такая техника развивает мелкую моторику и является очень полезной для подготовки рук ребенка к письменным занятиям.

Если вы позволите детям рисовать еще неизвестными для них материалами, то вызовите у них восторг и интерес.

Творческой личностью становятся тогда, когда развиваются все задатки с самого детства. Не нужно думать, что если ребенок родился с талантами или прете .

Различные виды искусства в современное время активно используются в коррекционных и лечебно-профилактических целях. Такое явление носит название «арт-терапия». Она является одной из форм психотерапевтического лечения и применяется для диагностики эмоционального состояния ребенка, а также лечения с помощью искусства. Одним из отделений арт-терапии является изотерапия, считающаяся наиболее изученным и часто применяющимся видом такого лечения.

Зачем ребенку рисование в качестве лечения? Этот метод психологической коррекции строится на основе аналитического мировоззрения Юнга и Фрейда. Он помогает человеку, в частности ребенку, освободиться от отрицательных эмоций, снять нервное напряжение, избавиться от страхов и выяснить их первопричину. Ребенок при помощи психотерапевта сможет воссоздать конфликтную ситуацию, проиграть ее удобным для психики способом, осознать. При помощи рисования детьми психотерапевт может даже выявлять у пациентов трудновербализуемые проблемы и переживания, раскрывать те чувства, о которых они даже не подозревают. Школьнику изотерапия помогает в повышении самооценки, снятии зажатости и неуравновешенности, агрессивного поведения. Она позволит ему справиться с ревностью и чувством одиночества.

На занятиях используются все виды материалов для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д. Заниматься изотерапией необходимо со специалистом этого дела. Преподаватель, опираясь на детский рисунок, сможет классифицировать психологическое и эмоциональное состояние юного пациента, составит индивидуальную программу лечения.

Надеемся, что вы нашли в материале ответы на вопрос о том, зачем ребенку рисование, и будете больше времени и внимания уделять именно этому занятию.

источник

Умение хорошо рисовать понадобится, даже если вы не рассчитываете на то, что в будущем ваше чадо станет художником. Инженеры, дизайнеры, кондитеры, портные, архитекторы и представители многих других профессий должны уметь рисовать, несмотря на то что сейчас существует множество графических компьютерных программ.

Рисование — это еще и прекрасный способ самореализации, а также своеобразная терапия.

О плюсах и минусах занятий рисованием журналист редакции Kaktus.media поговорила с художницей и преподавателем рисования Юлией Беловой.

  1. Развитие мелкой моторики;
  2. формирование красивого почерка;
  3. ребенок учится различать оттенки и фактуры, комбинировать их;
  4. развиваются усидчивость и концентрация внимания;
  5. развиваются фантазия, креативное и творческое мышление;
  6. ребенок учится завершать начатое, выявлять и исправлять ошибки, а также не бояться действовать;
  7. ребенок учится снимать стресс, выражать эмоции с помощью творчества.

Очень многие дети не умеют адекватно воспринимать критику, и иногда вскользь сделанное замечание учителя может очень сильно расстроить ребенка.

Отравления и грязная одежда. Особенно в возрасте, когда ребенок только начинает рисовать, он может попробовать краски на вкус и отравиться. Также некоторые родители отказываются от занятий рисованием из-за того, что одежда постоянно испачкана краской.

При неправильной позе во время рисования у ребенка могут развиться проблемы с позвоночником.

Так как этому виду творчества нужно уделять большое количество времени, ребенок будет мало гулять, что чревато ослаблением иммунитета.

Каким детям подходят такие занятия

Я считаю, что очень сложно понять, подходит ли рисование тому или этому ребенку. Бывает, ребенок дома рисует много и вроде бы с удовольствием. Потом его приводят в простой кружок, и он быстро теряет интерес. Другой же — не усидчивый, не проявляющий первоначально никакого интереса — вдруг увлекается рисованием настолько сильно, что обретает себя в этой профессии. Все очень индивидуально. Важно понять, для чего вам и, самое главное, вашему ребенку нужно уметь рисовать.

Специалисты советуют уже в 3-4 года отдавать ребенка на рисование. Но учить рисовать пейзажи или портреты в этом возрасте его, конечно, еще никто не будет. Поэтому если у вас нет средств оплачивать дополнительные подготовительные курсы подготовки к школе, то в этом возрасте вполне реально рисовать с ребенком дома.

Обычная программа на 3-4 года — обучить правильно держать в руке карандаш и кисть, рисовать геометрические фигуры, ровно закрашивать контуры. Здесь даже творческое мышление в полной мере не развивается. Это нужно, чтобы заложить базу, на основе которой будет возможно выработать собственный стиль. В принципе, если уделять ребенку достаточно времени, это можно сделать самостоятельно. Если же этого времени нет, то выходом будет отдать ребенка в кружок рисования в садике.

Тут у родителя может возникнуть резонный вопрос: зачем мне отдавать ребенка в специальную школу, если вплоть до 8-го класса урок рисования есть в школьной программе? Там их так же, как в кружке детского садика, должны научить элементарным изобразительным приемам, даже учебники по рисованию уже выпустили.

На самом деле в школе урок рисования выполняет функцию разрядки между сложными уроками русского и математики и зачастую не несет эстетического значения. Многим школьным учителям, я не хочу говорить про всех, но многим, действительно, легче дать детям свободную тему, чем объяснить, какой цвет и с чем сочетается и почему так положено.

По моему опыту, и сами дети, и учителя к этому уроку относятся менее обязательно, чем, скажем, к литературе, которая тоже призвана воспитывать эстетический вкус. Поэтому, начиная со школы, можно задуматься о том, чтобы отдать ребенка в профессиональное учреждение, где его научат хорошо рисовать.

Читайте также:  Карта ленинградской области полезных ископаемых

ИЗО-кружки. Здесь преследуется две цели — занять ребенка после школы, научить его основам рисования. Если честно, не во всех ИЗО-кружках могут научить хорошо рисовать, но как минимум заложить базу они могут. Если вы еще точно не уверены, стоит ли ребенку заниматься рисованием на более профессиональном уровне, то кружок — оптимальный вариант. Там можно будет легко увидеть прогресс ребенка в рисовании, понять, насколько ему интересна тема искусства и стоит ли продолжать обучение дальше. Я всем родителям советую начинать именно с кружков, но как только заметили прогресс, лучше поговорить с ребенком, узнать, хочет ли он заниматься этим дальше, и если да, то отдать его в профессиональную детскую студию творчества.

Творческая студия. Сейчас в нашем городе нет недостатка в творческих студиях, и многие родители водят туда детей не только чтобы отточить какой-то навык, но и просто заменяя ими кружки. Но в отличие от кружков, которые зачастую строят свою программу на базе школьного образования, педагоги там создают программу индивидуально, и понять, насколько она подходит вам, можно только спустя несколько уроков. Студию можно как сочетать с кружком, так и использовать как следующий уровень.

Еще одно преимущество студии в том, что зачастую там занимаются не только рисованием, но и творчеством вообще. А вдруг лепка ребенку понравится больше? Хорошая возможность показать ребенку все многообразие изобразительного искусства.

В принципе для любительского рисования можно ограничиться этими двумя учреждениями. Они обучат ребенка основам рисования, композиции, творческому и эстетическому мышлению. Уже к средней школе он, при желании, сможет значительно развить свой талант и отличаться от сверстников.

Если же этого недостаточно и ваш ребенок захочет продолжить обучение на более профессиональном уровне, то здесь уже можно отдать ребенка в художественную школу.

Художественная школа. Очень важно понимать отличие художественной школы от факультатива, так как занятия в ней направлены не только на то, чтобы научить рисовать, но и на обучение изобразительной грамоте и развитию собственного стиля. Не исключено, что ваш ребенок сможет обучиться этому и в кружках, и в студиях, но здесь закладывается классическое художественное образование.

Во-первых, это даст ребенку возможность продолжить развитие на творческом пути на более профессиональном уровне. После школы легче поступить в художественные училища и институты искусств. Во-вторых, сделает его стиль еще более узнаваемым, ведь именно на это рассчитана большая часть работы ребенка в художественной школе.

Тем не менее есть и минусы. Ребенок будет постоянно занят сидячей работой. После общеобразовательной школы он должен будет еще 3-4 раза в неделю ходить в художественную школу и проводить там от 1,5 до 3 часов, плюс в этих школах есть еще и домашние задания. Не все дети это выдерживают. Уже спустя год становится понятно, кто действительно хочет связать с этим жизнь, а кто воспринимает рисование как хобби. Поэтому здесь важно понимать, насколько ребенок готов заниматься этим. В противном случае никогда не поздно в более осознанном возрасте начать заниматься с репетитором и в итоге также продолжить творческое развитие на творческой стезе.

Занятия с репетитором. Здесь можно положиться лишь на сарафанное радио. Нет какого-то официального рейтинга репетиторов, но если повезет, он станет настоящим наставником, который сможет развить творческий потенциал. Почему-то к репетиторам принято обращаться в последних классах школы, когда ребенок твердо решил идти в художественный вуз или на архитектурные специальности. Тем не менее сами репетиторы советуют начинать заниматься с ними не менее чем за 2-3 года до поступления, так как в этом случае результат будет «не как-нибудь, главное, чтобы поступил», а действительно качественным. Хотя важно понимать, что индивидуальные занятия обойдутся во много раз дороже, чем групповые.

Здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, кому-то нужен требовательный педагог, который не даст расслабиться, и это имеет место. Кому-то нужен более демократичный преподаватель, который позволит на уроках получать удовольствие от процесса. Это не так важно, важнее то, что учитель рисования ни в коем случае не должен быть нервным. Это тот фактор, который может погубить в ребенке гениального художника.

Некоторые путают нервного учителя со строгим, но различие есть. Нервный учитель будет срывать на ребенке какие-то свои настроения и пытаться заполнить свои комплексы, строгий будет стараться подтянуть недостатки ребенка.

Также нужно смотреть на то, какой стиль рисования нравится вашему ребенку и какой стиль преобладает у учителя. Например, графиста лучше не отдавать к учителю, который больше любит живопись. Понять, на какой именно стиль сделан упор, можно, попросив рисунки учеников вашего мастера. К тому же некоторые кружки и студии могут предоставить пробное бесплатное занятие, на котором разрешено присутствовать родителю. Посмотрите, как ваш ребенок взаимодействует с учителем, и поймете, нужно ли его оставить.

Лично я никогда бы не отдала ребенка на рисование к учителю, который сам не соблюдает порядок на своем столе, плохо считает цвета в одежде или макияже в обычной жизни, а также выглядит неопрятно. В художественных образовательных учреждениях порядку учат с первых дней, а также учат чистоте и чувству цвета, если этого нет у вашего учителя, то вряд ли он хороший специалист.

В каждом кружке, студии и школе свои требования, что именно нужно покупать ребенку, который начинает обучаться рисованию. Главное, к чему стоит себя подготовить, — качественные краски, карандаши и кисти стоят недешево, а покупать их придется часто.

Некоторые курсы сами предоставляют родителям все необходимое для рисования, что значительно облегчает задачу. Для начала посмотрите, чем больше всего любит заниматься ваш ребенок и на что делает упор его педагог — на рисование красками или карандашами. В том направлении и двигайтесь. Советую не набирать канцелярских товаров больше, чем требует ваш педагог. Я заметила, что излишки канцелярии часто заставляют ребенка бросить заниматься рисованием, потому что он не знает, за что взяться.

В любом случае помните, рисование — это творчество, которое должно доставлять удовольствие вашему ребенку.

источник

Многие дети с удовольствием рисуют. В самом раннем возрасте — это линии и каракули, позже рисунки оформляются в нечто более осмысленное. Несмотря на некоторые неудобства в виде разлитой краски и испачканных футболок, родители, как правило, хорошо относятся к детскому творчеству.

Действительно, рисование не только увлекательный, но и полезный процесс, как для детей, так и для взрослых.

  • Это прекрасное совместное занятие с ребенком, дополнительный источник положительных эмоций и обратной связи с малышом.
  • Рисование благотворно сказывается на развитии мыслительных процессов, воображения, речевых способностей, стимулирует координацию движения, мелкую моторику и готовит руку к письму.
  • Рисуя, ребенок учится анализировать и сравнивать предметы между собой, а пытаясь нарисовать что-то определенное, развивает память.
  • Как любое творчество — это возможность самовыражения. Маленькие дети не все и не всегда могут высказать словами. Краски и лист бумаги — отличный способ образно проявить свои чувства и эмоции.
  • Помимо прочего — рисование еще и один из способов познания мира для самых юных художников. Ребенок замечает, как он может управлять движением руки и карандаша, какие его действия оставляют следы.

В последнее время широкое распространение получило мнение, что начинать рисовать можно уже с 6 месяцев. Хотя, по моему мнению, лучше все же начинать не раньше 8-9 месячного возраста, когда ребенок уже уверенно сидит.

Для этого лучше приобрести пальчиковые краски, которые не содержат вредных веществ. Для первых занятий достаточно будет одной — двух красок.

Рисовать лучше начинать, посадив ребенка на детский стульчик или за стол на колени к маме. Желательно надеть на ребенка не самую нарядную одежду и застелить стол или пол клеенкой. Испачкано будет все.

«Рисовать» малыш, вероятно, начнет не сразу. Сначала ребенок познакомится с краской, ее консистенцией и обязательно попытается попробовать ее на вкус. Последнее, разумеется, следует запретить.

Сторонники раннего развития утверждают, что это так же не плохая возможность познакомить ребенка с цветами.

Если краска часто тянется в рот, можно решить эту проблему с помощью самостоятельного создания красок — на основе натуральных соков и, например, детского питания; или на основе «клейстера» из крахмала с добавлением пищевого красителя. Необходимо запрещать ребенку есть даже такую краску, но если немного попадет в рот — вреда не будет.

Еще одним хорошим методом рисования для детей до года является рисование небольшим кусочком воскового мелка. Маленький кусочек сложно зажать в кулаке и ребенку придется учиться держать его тремя пальчиками, что благотворно скажется в дальнейшем на становлении руки. Мама должна показать малышу, как провести линию, скорее всего ребенок захочет повторить.

Данный способ первого знакомства с рисованием не столь «грязный» и создаст куда меньше неудобств.

После года можно использовать для рисования уже не только мелки, но и карандаши, фломастеры и маркеры. Лучше рисовать на большом листе бумаги — ребенок еще рисует «от плеча», не чувствует границ рисунка, и на большой поверхности ему будет удобнее. Подойдет кусок обоев или ватман.

С 1.5 лет можно начинать уменьшать листы бумаги. Сначала ребенок научится рисовать от локтя, позже к этому процессу подключится кисть и в последнюю очередь примерно к возрасту 2-2.5 лет — пальцы.

Постоянно следует следить, чтобы ребенок правильно держал ручку или карандаш — одновременно с рисованием рука будет готовиться к письму.

После двух лет можно рисовать уже краской и кисточками, комбинировать различные способы.

Первые детские рисунки на этапе знакомства с краской будут напоминать линии — прямые и кривые. После года появляются первые каракули, сначала хаотичные, затем круговые. Не следует просить ребенка изобразить что-либо на этом этапе — он еще только знакомится с новыми средствами самовыражения, «пробует» свои возможности, осваивает процесс нанесения линий на лист.

Чуть позже, ребенок станет сам искать осмысленные формы в своих рисунках. Это сложный интеллектуальный процесс для малыша. Очень часто родители «торопят» ребенка, стараясь разглядеть в его рисунках определенные предметы. Не следует подсказывать ему собственные ассоциации. Даже в возрасте старше трех лет будет лучше, если ребенок сам объяснит, что он нарисовал.

Не стоит давать и оценку рисунку. Просто похвалите ребенка, скажите, что вам нравится.

Однажды сын принес рисунок, на котором был изображен шарик, неровно закрашенный оранжевой краской. Когда я попросила объяснить что это, он ответил, что это наша кошка. На вопрос, почему он нарисовал ее именно так (домашняя питомица почти белая), сын объяснил, что кошка теплая и пушистая.

Это наглядный пример того, что ребенку в его творчестве важны не только зрительные образы, к которым так привыкли взрослые, но и собственное восприятие объекта.

В последнее время появилось большое количество статей о том, как следует трактовать детский рисунок.

Например, считается, что если ребенок выбирает для своих рисунков желтый или оранжевый цвет — это говорит о том, что он оптимист и с интересом узнает все новое. А черный цвет на полотне юного художника сразу же вызывает озабоченность родителей — у ребенка депрессия, он подавлен.

Спешу Вас успокоить. Трактовать детские рисунки может только детский психолог и непременно с комментариями самого ребенка. Например, нарисованная маленькая фигурка ребенка на фоне больших взрослых не всегда будет означать, что ребенок чувствует себя униженным, возможно юный гений просто осваивает пропорции — он же видит себя рядом с родителями в зеркале.

Вышеупомянутый черный цвет и вовсе ничего не означает в рисунках детей до 5 лет. Считается, что до этого возраста у детей еще слабо развито цветовосприятие, просто они стараются использовать наиболее контрастные цвета.

Даже после 5 лет все не так однозначно — у ребенка могут быть положительные ассоциации с конкретным цветом. Красный будет напоминать любимое платье, а черный — папину машину.

Читайте также:  Устрицы полезны для мужчин

Почему я это пишу? Потому, что тоже в свое время начиталась психологии. Шоку не было предела, когда несколько рисунков подряд у трехлетнего сына были выполнены в красно-черной гамме.

Если что-то в рисунке ребенка Вам не нравится или вызывает опасения — лучше поговорить с детским психологом, а не надумывать разные ужасы.

Рисовать можно чем угодно:

  • Карандаши, фломастеры — формируют правильную постановку руки, а раскрашивание мелких предметов способствует лучшей координации движений пальцев и кисти руки.
  • Восковые мелки — так же готовят руку к письму. Очень интересно комбинировать восковой мелок и краски — мелок не закрашивается акварелью и получается восковой рисунок на цветном акварельном фоне.
  • Краски — дают наилучшее представление о цветах, их смешивании, наибольшую свободу в выражении эмоций.
  • blow-pen — специальные трубки с красящим элементом, при выдувании получаются капельки и брызги. Часто включают в себя и обычный фломастер. Помимо прочего еще и тренируют легкие.
  • Нетрадиционные средства — песок (в последнее время широко распространено рисование на стекле при помощи песка), различные крупы которыми можно рисовать как на столе, так и на листе бумаге, смазанном клеем. Перебирание мелких предметов лучше всего способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики.
  • Пластилин — очень популярный в детских садах метод «рисования» — когда цветные кусочки пластилина вместо красок размазывают на рисунке. Стимулирует развитие мелкой моторики, развивает мышцы пальцев и кисти.
  • Одним из интересных методов для детского творчества является рисование штампами. Штампы можно вырезать из картошки, яблока, использовать вместо штампа губку или любые подручные материалы.

Можно и комбинировать различные средства в одном рисунке. Это создаст дополнительный простор для творчества и возможности сравнения особенностей разных инструментов.

В отношении пользы и вреда специальных уроков рисования и родители и даже педагоги разделилась на две группы.

Одна группа считает, что если у ребенка есть склонность к рисованию, то талант, разумеется, нужно развивать. Существует большое количество студий и кружков для дошкольников, где ребенку объяснят основы рисования, основные принципы, научат правильно держать карандаш. На кружке малыш получит полезные знания о смешивании цветов, недостатках и преимуществах различных техник.

Систематическое посещение занятий формирует у ребенка усидчивость и способность концентрироваться на поставленной задаче.

Противники художественных школ, уверены, что главное в творчестве — возможность самовыражения, а не следования нормам и установкам. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что чувствует. В этом отношении большую роль играют не только зрительные, но и тактильные ассоциации, звуковое восприятие и даже запах.

Чтобы развить действительно творческую личность, считают они, необходимо, прежде всего, дать ребенку свободу самовыражения. Возможность передавать свое внутреннее состояние через рисунок. Любые уроки способны подавить образность мышления и приучить ребенка к шаблонам, что противоречит искусству.

На мой взгляд, обе точки зрения по-своему верны. В любом случае, если родители стремятся развить именно творческие способности, и ребенок начнет посещать профессиональные уроки рисования уже в школьном возрасте, технику он освоить успеет.

В то же время, если дошкольник с радостью и интересом посещает кружок по рисованию — это только на пользу.

Давление же, как в раннем, так и более старшем возрасте в отношении любого вида творчества недопустимо.

источник

Польза рисования для детей младшего школьного возраста

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

источник

Первыми обратились к искусству живописи пещерные люди, жившие 30-10 тыс. лет до н.э. Это были примитивные и однотипные рисунки животных и людей. Так первобытный человек стремился запечатлеть мир и оставить послание потомкам.

Существуют разные методики рисования, для каждой из которых применяются специальные материалы и техники. Как основу будущей работы используют холст, лист бумаги, ватман, ткань или дерево. Выбор художественных принадлежностей разнообразен: фломастеры, краски, карандаши, мелки, штампы, аэрограф, песок и пластилин.

Один использует рисование, чтобы расслабиться, другой ‒ чтобы выразить творческий потенциал, третий ‒ чтобы заняться на пару часов приятным делом.

Во время рисования функционируют оба полушария мозга. Это важно не только для гармоничного развития мыслительных процессов, но и для поддержания здоровья мозга взрослого человека. Современный художник и педагог Марина Трушникова в статье «Секрет долголетия: почему нужно рисовать, чтобы быть здоровым и жить долго» утверждает, что рисование ‒ это профилактика старческого слабоумия и заболеваний мозга. Когда взрослый человек рисует, его мозг развивается и появляются новые нейронные связи.

Самовыражение

Конечный продукт ‒ картина, которая демонстрирует творческий взгляд. Рисуя, мы выражаем индивидуальность и проявляем креативность. Не нужно преследовать цель создать шедевр: отразите внутренний мир через картину.

Создавая рисунки на определенную тематику и с заданной целью, человек способен выплеснуть негатив или переключиться на позитивное восприятие мира. Методику давно применяют психологи и психиатры в работе с пациентами. Благодаря лечебному эффекту, который оказывает рисование, появилось направление «арт-терапия».

Польза рисования в том, что оно успокаивает нервы, снимает напряжение, помогает расслабиться и улучшить настроение. Не важно, как работать с рисунком: проводить плавные разноцветные линии, образующие картинку, или создавать хаотичную абстракцию. Главное, почувствовать облегчение после работы.

Развитие эстетического вкуса

Когда человек берет в руки художественные принадлежности и начинает рисовать, он приобщается к искусству. Создавая и созерцая прекрасное, мы получаем эстетическое наслаждение и учимся отличать хорошую работу от плохой. Это умение формирует художественный взгляд и прививает любовь к изобразительному искусству.

Интересный досуг

Чтобы не изнывать от скуки в свободное время, можно заняться рисованием. Так время пройдет незаметно и с пользой.

Объединение

Ничто так не объединяет людей, как общие дела и увлечения. Рисование может выступить общим занятием, сплачивающим членов семьи или участников художественной студии. В результате творческой деятельности мы приобретаем не только новые знания и положительные эмоции, но и находим единомышленников.

В детском возрасте мы впервые беремся за бумагу и карандаш. Если для взрослого рисование является дополнительным способом времяпрепровождения, то для ребенка это один из навыков, который он обязательно должен освоить.

Развитие сосредоточенности, памяти и воображения

Когда ребенок занят рисованием, он концентрируется на процессе, чтобы сделать нужный штрих. Малышу требуется быть внимательным, поскольку одно неловкое движение руки испортит рисунок. А в ходе срисовывания предмета ребенок учится запоминать и визуально передавать детали, что развивает память. В процессе подключается фантазия, ведь творческий процесс ‒ это создание нового, взятого из воображения.

Подготовка руки к письму

В дошкольном возрасте одной из основных задач для родителей и воспитателей является развитие мелкой моторики рук. С помощью рисования ребенка учат управлять движениями запястья и пальцев, правильно держать руку ‒ навыки пригодятся, когда ребенок будет учиться писать.

Если вы хотите научить ребенка работать с разными материалами и инструментами, то прочтите книгу Мэри Энн Ф. Колль «Рисование. Главное ‒ процесс, а не результат!». Автор рассказывает о 50 техниках для дошкольников.

Самосознание

В ходе рисования ребенок осознает себя художником, ответственным за конечный результат. Ведь от того, какие цвета и движения он будет применять, зависит итоговая картинка. Это формирует представление об ответственности. Происходит осознание себя участником, контролирующим процесс.

Родителей волнует, начиная с какого возрасте ребенок должен рисовать. Единого мнения на этот счет нет. Екатерина Ефремова в статье «О пользе рисования для детей» пишет, что начинать лучше не раньше 8-9 месяцев, когда ребенок уверенно сидит. Для маленьких детей до года самыми подходящими приспособлениями станут пальчиковые краски и восковые мелки.

Читайте также:  Питание полезное на каждый день

Что касается взрослых, которые давно не брали в руки художественные принадлежности, но есть желание что-то изобразить ‒ дерзайте. Никогда не поздно ощутить себя художником.

Вреда рисование оказать не может, поскольку это развивающая и увлекательная творческая деятельность. Выделим 2 неприятных нюанса, связанных с рисованием.

Не все дети и взрослые способны адекватно воспринимать критику, и не все умеют критиковать конструктивно. В результате у художника появляются комплексы, неуверенность в таланте, приводящие к нежеланию рисовать и показывать работы. Важно, выражая оценку, подчеркнуть не только недостатки работы, но и достоинства.

Грязная одежда и отравление

Такой «побочный эффект» характерен больше для детей, которые не умеют аккуратно обращаться с материалами и любят все пробовать на вкус. Важно, чтобы взрослый контролировал процесс, если ребенок ещё маленький. А чтобы защитить одежду и поверхность от пятен и грязи, наденьте фартук и застелите клеенкой рабочую область.

Для тех, кого природа не наделила даром мастера живописи, созданы пособия и наборы для рисования. Например, книга «Вы сможете рисовать через 30 дней» от Марка Кистлера расскажет о законах и приемах творчества, сопровождаемых легкими инструкциями и примерами.

Если вы хотите сразу перейти к практике, начните с раскрашивания готовых изображений. Для новичков подойдут мандалы, дудлинг и зентаглы. Техники выполняют задачу медитативного расслабления и антистрессовой терапии.

Более продвинутый уровень ‒ это рисование картины по номерам. Техника предполагает раскрашивание нанесенного на картон или холст трафарета в определенные цвета, обозначенные в схеме к работе. Такие картины продаются в наборах, куда входят кисти, краски, основа будущей картины и инструкция.

источник

Не каждый становится художником, но рисовать пробуют все, особенно в детстве. Интересно, что дети хотят и любят рисовать. Рисование — это самые любимые уроки! И это не случайно.

Для развития ребенка важна хорошая моторика рук — рисование в этом деле приносит большую пользу. Движения пальцев стимулируют речевую деятельность. Дети, рано взявшие в руки карандаши и краски, быстрее начинают говорить. Во время творчества включаются двигательные, зрительные и осязательные анализаторы мозга, малыш учится думать, сравнивать и фантазировать.

Рисование неимоверно расслабляет и отвлекает детей от напряжений и стрессов. Они погружаются в новый, сказочный и безграничный мир искусства. Первые уроки можно начинать, когда маленький человечек научился сидеть. Дайте ему в руки карандаш , и вы увидите удивительные абстракции из первых линий и штрихов, которые потом навсегда сохранятся в вашем семейном архиве.

  • Приготовьте пальчиковые краски, для малышей их делают безвредными и экологически чистыми. Не страшно, если ребенок попробует на вкус свою первую палитру. Начать можно с четырех цветов.
  • Бумагу возьмите плотную и большого размера. Альбомного листа мало — скорее всего вы увидите продолжение рисунка на столе и стенах.
  • Приготовьтесь к измазанной одежде. Не ругайте малыша, дайте свободу творчеству.
  • Хвалите за каждую попытку, пытайтесь угадывать, что он изобразил.
  • Рисовать можно где угодно. Если ребенку трудно усидеть за столом, пусть занятия рисованием переместятся на пол. Главное, чтобы было мягко и тепло.
  • Иногда детям полезно, что рядом рисовал взрослый. Наблюдение за процессом — отличный урок для ребенка.

Заниматься творческим развитием ребенка через рисование можно пару раз в неделю, лучше до обеда. Следите за настроением малыша, не принуждайте. Как только он отталкивает или бросает краски и карандаши, прекращайте уроки. Занятия, начатые в годовалом возрасте, открывают скрытые способности человека. Не упустите это время. Курсы рисования для детей — вам в помощь.

  • Становление ассоциативно-образного мышления, обогащение внутреннего мира.
  • Развитие мелкой моторики, а следом — речи.
  • Мотивация, понимание, что для получения результата необходимы усилия.
  • Развитие концентрации и сосредоточенности

Родители недооценивают пользу рисования. Почему? Потому что:

  • ничто так не отвлекает от проблем насущных, не расслабляет и не поднимает настроение, как бумага и краски
  • вы сможете вместе с вашим ребенком расслабиться и зарядиться энергией
  • дети получат первые уроки рисования от мамы/папы
  • кроме развития творческого воображения рисование тренирует память и повышает внимание

Для получения удовольствия от рисования талант не нужен. Увидеть красоту в стакане воды может не каждый, но тот, кто рисует, замечает удивительное в любом предмете.

Вы отдыхаете и в то же время стимулируете мозговую деятельность, заряжаетесь позитивом. Живость ума не дает стареть. А еще можно почувствовать себя ребенком хоть на мгновение, когда делаешь, что хочется, а не то, что необходимо. Заодно в процессе рисования измазать себя и дитё красками и устроить потом совместную постирушку. Вау! Это круто!

Психологи считают арт-терапию (рисуем что хотим) лучшим средством избавления от стресса и информационной перегрузки. Достаточно нарисовать проблему (рисовать можно в любой свободный промежуток времени, для этого есть специальная техник рисования — скетч), а потом на бумаге попробовать изменить изображение.

Человек таким образом находит выход из сложных ситуаций. Каждый офисный работник посреди рабочего дня отрывается от документов и компьютера, и начинает хаотично водить ручкой или карандашом по листочку бумаги (т.е. рисовать). Так мы снимаем стрессы.

Учите детей рисовать, рисуйте сами! Не лишайте себя приятных моментов легкости бытия.

ЗЫ. Если ребенку нравиться рисование, приводите его в нашу художественную школу, мы научим его разным техникам рисования, покажем ему удивительный мир красок, а вдруг это его призвание и именно ваш ребенок станет известным художником?

. и не забудьте прийти сами!

Напоминаем адрес: Москва, метро Павелецкая, Шлюзовая наб., 2/1

источник

источник

Детское творчество начинается с простых и доступных занятий — рисования и лепки. Психологи отмечают необыкновенную важность этих занятий для интеллектуального и физического развития ребенка. Замечательным их качеством является то, что они приятны и интересны детям, их не надо заставлять и уговаривать взять в руки карандаши и краски.

Рисование — это первое творческое занятие, которым с удовольствием занимаются практически все дети. Еще не умеющие самостоятельно ходить малыши водят пальчиками по полу или по тарелке с кашей, изображая какие-то каракули. Крохи рисуют чем угодно и где угодно: карандашами и красками на бумаге, мелками на стене и асфальте, палочкой на песке.

Сначала детские рисунки представляют собой непонятные линии и каракули, впоследствии они становятся более осмысленными и понятными взрослым.

Родители обычно с одобрением относятся к этому детскому занятию и легко мирятся с испачканными столами, руками и предметами одежды. Совместное рисование взрослых и детей может стать интересным занятием, увлекательным для всех участников.

Рисование является не только развлечением, но и необходимым занятием для развития детского организма, мыслительных и речевых способностей малыша. Пользу рисования можно свести к следующим моментам:

  • развитие мелкой моторики, координации движений, подготовка к письму;
  • развитие воображения, образного мышления, памяти;
  • обучение анализу внешнего вида предметов, сравнению их между собой;
  • понимание важности размеров предметов и их правильному соотношению;
  • знакомство с многообразием цветов и оттенков;
  • возможность самовыражения ребенка, проявление эмоций, отражение впечатлений;
  • интерес к окружающему миру, развитие наблюдательности, понимание важности мелких деталей предметов.

А еще рисование и лепка способствуют развитию таких качеств как усидчивость и самодисциплинированность.

Специалисты по детскому развитию расходятся во мнениях, надо ли учить детей правилам рисования, или оно должно быть процессом самовыражения. В любом случае, ребенку не повредит узнать, как держать карандаш, какие бывают цвета, как смешивать краски.

Рисовать ребенок может начать в самом раннем возрасте, как только сможет уверенно сидеть. Для первых занятий лучше приобрести пальчиковые краски так, как слабые детские ручки не смогут пока удержать карандаш. Малыша надо удобно устроить на детском стульчике и приготовиться к тому, что все окружающее будет испачкано.

Ребенка нельзя оставлять одного, потому что первым делом он попробует краску на вкус. Иногда родители изобретают краски собственного изготовления: из натуральных соков и крахмала. Ее попадание в рот не принесет вреда, но крохе все равно надо запретить ее есть, чтобы это не стало опасной привычкой.

Малышей до года можно учить рисовать более чистым методом — с помощью воскового мелка. Давать ребенку надо маленький кусочек, его придется держать тремя пальчиками, а это будет полезно для подготовки руки к письму. Мелком малыш сможет проводить линии, повторяя движения за мамой.

После года ребенок уже может удерживать в руке карандаши и фломастеры. Для рисования надо подготовить большие листы бумаги, можно остатки обоев. Ребенок в этом возрасте рисует размашисто, не чувствует границ листа, если предложить ему обычный лист, он легко продолжит рисунок на столе.

Постепенно размеры бумаги будут уменьшаться, малыш научится контролировать движения, управлять кистью руки и пальчиками. Вначале ребенок зажимает карандаш в кулачке, поэтому родители должны приучать его к правильному положению карандаша, готовя руку к письму.

Акварельные краски можно давать ребенку в возрасте 2-3 лет. Первые попытки будут мало похожи на рисунки, скорее это будут разноцветные пятна, смысл которых понятен только самому ребенку. Маленькие дети еще не различают промежуточных цветов и при рисовании выбирают контрастные цвета. Но малышам очень интересно смешивать цвета, окуная кисточку во все баночки сразу.

Они могут рисовать не только традиционными инструментами: карандашами, красками, мелками, но и новыми средствами: песком, крупами, специальными трубками, штампиками, мягким пластилином. Все они благотворно влияют на развитие мышц руки и тактильных ощущений.

Пластилин всегда входил в список лучших подарков для детей. Самым маленьким давать его не надо, так как они сразу потянут его в рот. А вот, начиная с двухлетнего возраста, интерес ребенка к лепке следует всячески стимулировать. Лепка способствует развитию ребенка в нескольких направлениях.

  • В первую очередь, это мелкая моторика, возможность выполнять точные и скоординированные движения, обучение управлению кистью руки и пальчиками.
  • При разминании пластилина массируются активные точки на пальцах и ладошках, связанные с областью мозга, отвечающего за интеллект.
  • Ребенок придумывает форму фигурок, воспроизводит знакомые образы, развивая воображение и память.
  • Занятия лепкой успокаивающе действуют на ребенка, и могут иметь терапевтический эффект для гиперактивных детей.

И просто лепка — это творческий, интересный процесс, дающий возможность малышу проявить свою индивидуальность.

Ребенка надо постепенно знакомить с материалом для лепки, учить отщипывать кусочки, разминать их, катать колбаски и шарики, создавать фигурки.
Вместо пластилина можно использовать тесто для лепки. Особенно для тех детей, кто на протяжении долгого времени тянет все в рот. Соленое тесто для лепки невкусно. В нем слишком много соли. Поэтому дети из него только лепят. Оно так же, как и пластилин, бывает нескольких цветов. Еще в продаже можно встретить тесто для лепки с ароматами, с блестками.
Дома самим можно легко сделать соленое тесто из муки, воды и соли. Если добавить акварельные или гуашевые краски, то оно будет цветным.

Из теста для лепки с помощью пластмассовых формочек можно вырезать разные фигурки, потом наклеить их на картон или плотную бумагу. Таким способом делают целые картины по мотивам детских сказок и стихов.

Есть замечательное свойство у соленого теста — оно застывает и сохраняет форму. Предметы, куклы, фигурки из теста можно высушить просто на подоконнике и оставить на память.

Все новые знания и умения по рисованию и лепке идут на пользу ребенку. Родители должны стимулировать и поощрять все творческие занятия, не оценивая и не критикуя получившийся результат.

Полезно давать детям новые темы и идеи для рисования и лепки, подсказывать, как сделать работу лучше. Обязательно нужно хвалить все произведения и рисунки, сравнивая только с его предыдущим результатом. Поддержка со стороны родителей будет вдохновлять малыша на новые творческие успехи.

источник

Источники:
  • http://kaktus.media/doc/388010_polezno._chto_nyjno_znat_otdavaia_rebenka_na_risovanie.html
  • http://hvatalkin.ru/deti/polza-risovaniya
  • http://fruktoviysad.ru/articles/dosug/chto-daiet-risovaniie-dietiam/
  • http://polzavred.ru/risovanie-polza-i-vred-dlya-vzroslyx-i-detej.html
  • http://www.izocenter.ru/blog/risovanie-dlya-detej-tolko-polza/
  • http://mamaexpert.ru/article/chem-polezno-risovanie-dlya-detey
  • http://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/polza_risovaniya_i_lepki_dlya_detey/