Меню Рубрики

Чем полезны бактерии тест 3 класс

Проверочная работа по теме «Бактерии. Грибы»

1.Одни из самых маленьких, примитивных живых существ на Земле- это…

А) грибы Б) бактерии В) водоросли

2. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает…

А) палочка Б) спиралька В) шарик

3. Через какое оптическое устройство можно рассмотреть бактерии…

4. Проникая в организм человека, животного, растения, они вызывают различные заболевания…

6. Тонкие бесцветные нити, находящиеся в почве — это

7. Грибы, на нижней стороне шляпки которых находятся пластинки, называются…

8. С помощью чего размножаются грибы?

9. В какой части гриба образуются споры…

А) на грибнице В) на шляпке

10. Напиши 5 названий грибов_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа по теме «Бактерии. Грибы»

1.Одни из самых маленьких, примитивных живых существ на Земле- это…

А) грибы Б) бактерии В) водоросли

2. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает…

А) палочка Б) спиралька В) шарик

3. Через какое оптическое устройство можно рассмотреть бактерии…

4. Проникая в организм человека, животного, растения, они вызывают различные заболевания…

6. Тонкие бесцветные нити, находящиеся в почве — это

7. Грибы, на нижней стороне шляпки которых находятся пластинки, называются…

8. С помощью чего размножаются грибы?

9. В какой части гриба образуются споры…

А) на грибнице В) на шляпке

10. Напиши 5 названий грибов_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Итоговый тест по окружающему миру за 3 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. Каждый вариант состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 3 задания, в части С — 2 задания.

А1. Что не относится к признакам живых организмов?

1) дыхание
2) рост
3) течение
4) питание

А2. Что относится к характеристике семьи?

1) совместное хозяйство
2) свой язык
3) границы
4) государственные символы

А3. Что относится к телам?

1) кислород
2) Луна
3) вода
4) соль

А4. Какое свойство воздуха указано неверно?

1) прозрачен
2) серого цвета
3) не имеет запаха
4) бесцветен

А5. Какое растение относится ко мхам?

1) черёмуха
2) ромашка
3) кактус
4) ягель

А6. Какое животное относится к группе насекомых?

1) паук
2) дождевой червь
3) таракан
4) слизень

А7. Какие организмы относятся к производителям?

1) хищники
2) растения
3) бактерии
4) грибы

А8. К какой системе органов относится мозг?

1) к опорно-двигательной
2) к кровеносной
3) к дыхательной
4) к нервной

А9. Из чего делают бензин?

1) из торфа
2) из нефти
3) из железной руды
4) из природного газа

А10. Какое растение относится к зерновым культурам?

1) капуста
2) тимофеевка
3) рожь
4) лён

В1. Как ты различишь соль, сахар, соду?

1) по цвету
2) по размеру
3) по запаху
4) по вкусу

В2. Что находится в основании экологической пирамиды?

1) растения
2) насекомые
3) хищники
4) растительноядные животные

В3. Как выглядят предписывающие знаки?

1) синие круги с белыми рисунками
2) синие прямоугольники с рисунками
3) белые круги с красной каймой
4) белые треугольники с красной каймой

С1. Чем полезны бактерии?

1) они помогают переваривать пищу
2) их добавляют в тесто
3) очищают воздух
4) делают из молока йогурт

С2. Какие правила питания надо выполнять?

1) есть разнообразную пищу
2) есть в одно и то же время
3) утром не завтракать
4) есть поменьше булочек и сладостей

А1. Что отличает человека от всех других живых существ?

1) движение
2) размножение
3) разум
4) дыхание

А2. Что относится к характеристике страны?

1) государственные символы
2) государственный танец
3) цвет кожи
4) родной язык

А3. Какое травянистое растение является культурным?

1) лук
2) осот
3) крапива
4) лебеда

А4. Что относится к веществам?

1) Солнце
2) крахмал
3) шар
4) шуруп

А5. Какое растение относится к водорослям?

1) папоротник
2) кувшинка
3) водяной орех
4) морская капуста

А6. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

1) черепаха
2) каракатица
3) жаба
4) кальмар

А7. Какой орган относится к кровеносной системе?

1) почки
2) лёгкие
3) сердце
4) мозг

А8. Какое полезное ископаемое используют как топливо?

1) глина
2) известняк
3) торф
4) гранит

А9. Какое растение выращивают на корм домашним животным?

1) люцерну
2) пшеницу
3) хлопчатник
4) гречиху

А10. Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству?

1) налоги
2) штрафы
3) пени
4) премии

В1. Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

1) восприятие
2) воображение
3) память
4) внутренний мир

В2. Какое вещество газообразное?

1) алюминий
2) песок
3) кислород
4) вода

В3. Какое звено в цепи питания является первым?

1) растительноядные животные
2) хищные животные
3) насекомоядные животные
4) растения

С1. В каких строчках указаны системы органов?

1) сердце, вены, артерии
2) желудок, лёгкие, мозг
3) пищевод, желудок, кишечник
4) руки, ноги, голова

С2. Какие страны находятся на территории Европы?

1) Финляндия
2) Италия
3) Египет
4) Индия

Ответы на итоговый тест по окружающему миру за 3 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-2
А5-4
А6-3
А7-2
А8-4
А9-2
А10-3
В1-4
В2-1
В3-1
С1-124
С2-124
2 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-2
А5-4
А6-1
А7-3
А8-3
А9-1
А10-1
В1-3
В2-3
В3-4
С1-13
С2-12

источник

Тесты для проверки знаний по окружающему миру.

Проверочные тесты по окружающему миру.

А 1. Что относится к живой природе?

А 2. Что не относится к признакам живых организмов?

А 3. Какого царства живой природы не существует?

А 4. Как называется наука, изучающая живую природу?

В 1. Как называется прибор для изучения крошечных, не видимых глазом организмов?

В 2. Какое утверждение верно?

1) Природа не сможет существовать без человека.

2) Человек не сможет жить без природы.

3) реки относятся к живой природе.

4) Микробы – это неживая природа.

1) помогают переваривать пищу

4) делают из молока йогурт

А 1. Что отличает человека от других живых существ?

А 2. Какой орган у человека особенно развит по сравнению с другим организмом?

А 3. Что относится к внутреннему миру человека?

А 4 . Какие органы позволяют человеку воспринимать окружающий мир?

В 1 . Что помогает человеку накапливать свои знания о мире?

В 2. Что позволяет делать мышление?

С 1. Что помогает человеку познавать окружающий мир?

А 1. Что относится к характеристике семьи?

4) государственные символы

А 2. Что относится к характеристике народа?

А 3. Что относится к характеристике страны?

1) государственные символы

А 4. Кто является главой государства в нашей стране?

В 1. Укажи резиденцию главы нашего государства.

В. 2. Что общего имеют члены семьи?

С1. Что относится к символам государства?

тест 4. Мир глазами эколога

А 1. Что такое окружающая среда?

3) всё, что окружает живое существо

4) окружающий человека мир

3) связи между организмами и окружающей их средой

А 3. Что является окружающей средой для лягушки?

1) водоём, насекомые, Солнце

А 4. Укажи культурное травянистое растение.

В 1. Укажи пример связи живой и неживой природы.

1) зайцы питаются растениями

2) для питания растениям нужен свет

С 1. Что нарушили люди (текст на с. 22-23 учебника)?

1) связи между живой и неживой природой

2) связи между растениями и животными

3) связи между человеком и природой

4) связи между хищниками и растительноядными животными

Тест 5. Природа в опасности!

А 1. Почему исчезают многие виды животных?

1) не могут приспособиться к условиям обитания

3) их поедают другие животные

А 2. Какие действия взрослых помогают охране природы?

3) строительство очистных сооружений

4) строительство газопроводов

А 3. Как ты можешь помочь в охране лесов?

А 4. Как ты можешь в охране животных?

1) бороться с браконьерами

3) брать домой детёнышей животных

4) не ловить бабочек и жуков

В 1. Природа находится под строгой охраной в:

В 2. Природные музеи под открытым небом – это:

С 1. какие заповедники есть в нашей стране?

Тест 6. Разнообразие веществ

А 1. При приготовлении супа используют:

А 2. Как называется виноградный сахар?

А 3. С помощью йода можно определить:

А 4. Какое вещество на кухне может быть опасно?

В 1. Как называется наука, изучающая вещества?

В 2. Какое вещество используют только в разбавленном виде?

Тест 7. Воздух и его охрана

А 1. Какого газа в воздухе больше всего?

А 2. Какой газ выделяют при дыхании живые существа?

А 3. Какое свойство воздуха указано неверно?

А 4. Что происходит с воздухом при нагревании?

В 1. Почему растения не вымерзают зимой под снегом?

1) воздух при нагревании расширяется

2) воздух при охлаждении сжимается

3) воздух плохо проводит тепло

В 2. Как ты можешь помочь в охране воздуха?

С 1. Как используют то, что воздух плохо проводит тепло?

1) зимой носят шерстяную и пуховую одежду

2) в помещениях ставят двойные рамы

3) молодые саженцы в садах укрывают снегом

4) душные помещения проветривают

А 1. Сколько воды в теле школьника, если его масса 30 кг?

А 2. Какое свойство воды указано неверно?

А 3. Как можно очистить загрязнённую воду?

А 4. Что происходит с водой при охлаждении?

В 1. Почему чай становится сладким, если добавить туда сахар?

2) вода – хороший растворитель

4) вода при нагревании расширяется

В 2. Какое вещество не растворяется в воде?

С 1. Для чего человек использует способность воды растворять многие вещества?

Тест 9. Как разрушаются камни?

А 1. Почему лёд разрушает камни?

1) расширяясь, он давит на стенки трещин

4) камни разрушаются из-за таяния льда

А 2. Какие растения первыми поселяются на камнях?

А 3. Какая часть растения способствует разрушению камней?

А 4. Почему из-за изменения температуры камни разрушаются?

1) они трескаются при повышении температуры

2) от понижения температуры происходят камнепады

3) от перепадов температуры они то расширяются, то сжимаются

4) при понижении температуры образуется лёд

В 1. Во что превращаются разрушенные горные породы?

С 1. Какие пословицы раскрывают свойства камней?

1) Камень не человек, а тот рушится.

3) Ласковым словом и камень растопишь.

4) Как камень в воду канул.

1) верхний плодородный слой земли

2) слой земли на поверхности

3) слой земли, в который внесли удобрение

4) слой земли, в котором обитают животные

А 2. Что не входит в состав почвы?

А 3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. наличие чего в почве это доказывает?

А 4. Что растения не могут получить из почвы?

В 1. Чем богата плодородная почва?

В 2 . Почему почву трудно восстановить?

2) она медленно образуется

3) камни долго разрушаются

4) растения впитывают много минеральных солей

С 1. Какие действия человека наносят вред почве?

1) хищническая вырубка леса

2) распахивание почвы на больших участках

3) возделывание одних и тех же растений на одном участке

Тест 11. Солнце, растения и мы с вами

А 1. Докажи, что растения – живые существа.

А 2. Что растения получают из почвы?

А 3. какая часть растений «готовит» пищу?

А 4. Что необходимое для питания растений даёт им свет?

В 1. Какое утверждение верно?

1) Листья поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2) Листья поглощают минеральные соли и выделяют воду.

3) Корни поглощают воду и выделяют углекислый газ.

4) Листья поглощают газ и выделяют крахмал.

В 2. Растения называют лёгкими планеты, так как они:

С 1. Что необходимо для образования в листьях растений питательных веществ?

А 1. Какое растение занесено в Красную книгу?

А 2. Почему подснежники стали редко встречаться в природе?

1) из-за загрязнения окружающей среды

2) их поедают растительноядные животные

3) их обрывают ради красивых цветов

А 3. Какое растение является лекарственным?

А 4. Из какого растения люди делают ткани?

В 1. Что не является причиной исчезновения растений?

1) хозяйственная деятельность людей

2) ухудшение экологической обстановки

4) поедание дикими животными

В 2. Почему из-за вырубки хвойных лесов исчезают белки?

2) изменяется их окружающая среда

Тест 13. Разнообразие животных

А 1. Какое животное относится к группе червей?

А 2. Какое животное относится к группе насекомых?

А 3. Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

А 4. Какое животное относится к группе млекопитающихся?

В 1. как называется группа животных, которые вскармливают детёнышей молоком?

В 2 . Какое животное не относится к иглокожим?

В 3. К какой группе животных относятся кит, дельфин и тюлень?

Тест 14. Невидимая сеть и невидимая пирамида

А 1. В основании экологической пирамиды находятся:

А 3. Кто в пищевой сети напрямую связан с дубом?

А 4. Кто в пищевой сети косвенно связан с елью?

В 1. Укажи верное определение пищевой сети.

1) переплетение цепей питания

2) цепь питания из нескольких животных

4) несколько цепей питания

В 2. Какие животные входят в пищевую сеть с елью?

С 1. Отгадай загадки. Кто из этих животных не находится в общей пищевой сети с другими?

С большим хвостом пушной зверёк.

4) Днём спит, ночью летает – прохожих пугает.

Тест 15. Размножение и развитие животных

А 1. Какая группа животных развивается так: икринка – головастик – взрослая особь?

А 2. Какие животные рождают детёнышей:

А 3. Детёныши каких животных развиваются из икры?

А 4. Какие животные откладывают яйца и насиживают их:

В 1. Какие животные почти всегда заботятся о своём потомстве?

В 2 . Какое слово пропущено: яйцо – личинка – … – муха?

С 1. Какой пушистый зверёк кормит своих детёнышей молоком, нос у него похож на утиный, а потомство появляется из кожистых яиц?

Читайте также:  Полезные свойства сердце говяжье

Тест 16. Великий круговорот жизни

А 1. Кто является организмами-производителями?

А 2. Кто относится к организмам-разрушителям?

А 3. Кто относится к организмам-потребителям?

А 4. Какое звено в круговороте жизни наиболее важно?

В 1. Какова роль растений в круговороте жизни?

1) они потребляют углекислый газ

3) они производят питательные вещества

4) они всасывают из почвы воду с минеральными солями

В 2. Какова роль бактерий в круговороте жизни?

1) они разрушают останки мёртвых животных и растений

2) они разрушают жилища человека

3) они истребляют растения

4) они вызывают болезни животных

С 1. Кто контролирует численность растительноядных животных?

Тест 17. Организм человека

А 1. Какой орган относится к системе пищеварения?

А 2. Какой орган относится к системе кровообращения?

А 3. К какой системе органов относится мозг?

А 4. Какая система органов управляет деятельностью организма?

В 1. Что такое система органов?

1) органы, которые находятся в одной части тела

2) органы, выполняющие общую работу

4) органы, которые работают хорошо

В 2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?

С 1. Какие органы относятся к одной системе?

Тест 18. Надёжная защита организма

А 1. какой орган защищает внутренние части тела от повреждений, холода, бактерий?

А 2. Какую роль в работе кожи играет жир?

1) помогает переносить жару

2) помогает выполнять тяжёлую работу

А 3. Какую роль играет выделение кожей пота?

А 4. Почему важно хотя бы раз в неделю мыть тело с мылом?

2) чтобы на коже не скапливались бактерии

В 1. какая травма не относится к повреждениям кожи?

В 2. Чего нельзя делать при обмораживании?

1) растирать обмороженное место варежкой

3) отогревать обмороженное место водой

4) растирать обмороженное место снегом

С 1. Какие средства предназначены для ухода за кожей?

А 1. Как действовать при пожаре неправильно?

1) звонить в пожарную охрану

2) помогать выбраться младшим

3) дышать через мокрое полотенце

4) спрятаться в укромное место

А 2. Чего нельзя делать, если в доме прорвало трубу?

1) вызывать водопроводчика

3) устранять утечку самому

А 3. Что нужно сразу сделать, если в квартире запахло газом?

А 4. Где должен лежать список телефонных номеров на случай опасности?

В 1. Какие твои действия могут стать причиной несчастья?

С 1. Какие телефоны должны быть в твоей записной книжке на случай опасности?

2) аварийной газовой службы

А 1. Какое место в доме предназначено для игр?

А 2. Какое место на улице предназначено для детей?

А 3. Где детям нельзя играть зимой?

А 4. Какие места опасны в тёмное время суток?

В 1. Что делать, если остановилась кабина лифта?

1) постараться открыть дверь и выйти

2) попрыгать, чтобы кабина пришла в движение

3) нажимать по очереди разные кнопки

4) нажать кнопку «Вызов диспетчера»

В 2. Как себя вести, чтобы качели не стали опасными?

1) не подходить к ним близко

2) качаться по несколько человек

3) сильно раскачивать качели

С 1. Какие места опасны из-за высоты?

Тест 21. Полезные ископаемые

А 1. Что относится к полезным ископаемым?

А 2. Из какого полезного ископаемого делают бензин?

А 3. Какое полезное ископаемое самое прочное?

А 4. Где добывают каменный уголь?

В 1. Что образуется при разрушении гранита?

В 2. Какое полезное ископаемое называют камнем плодородия?

С 1. О чём идёт речь в тексте?

В нём часто встречаются раковины разнообразной формы и величины, потому что оно образовалось на дне морей и океанов из раковин и скелетов морских животных. Используют его в строительстве, а также как удобрение.

Тест 22. Какая бывает промышленность?

А 1. Что даёт нам добывающая промышленность?

А 2. Что производит электроэнергетика?

А 3. Что производит химическая промышленность?

А 4. Что производит лёгкая промышленность?

В 1. Что производит добывающая промышленность для химической?

В 2. Где производят электроэнергию?

С 1. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?

1) добывающая промышленность

А 1. Какой способ обмена товарами является прямым?

А 2. Какой способ обмена называют куплей-продажей?

2) обмен через посредников

3) обмен, в котором участвуют деньги

А 4. Где указан номинал монеты?

В 1. Как называется надпись на монете?

В 2. В какой стране денежной единицей является доллар?

С 1. Какие предметы служили деньгами в древности?

А 1. Кто из членов семьи не пополняет семейный бюджет?

А 2. Почему родители могут отказать детям в покупке вещей?

1) эти расходы не были запланированы в бюджете

3) им жалко тратить деньги

А 3. Что относится к доходам семьи?

А 4. Что относится к расходам семьи?

В 1. Какие расходы трудно запланировать заранее?

В 2. Какой вид расходов является ежемесячным?

С 1. Кого в семье называют иждивенцем?

Тема 25. Наши ближайшие соседи

А 1. Какая страна не имеет с Россией общей границы?

А 2 . Какая страна является нашим морским соседом?

А 3. В какой стране самое многочисленное население?

А 4. Какая самая северная страна граничит с Россией?

В 1. Где проходит граница между Европой и Азией?

3) между Чёрным и Каспийским морем

В 2. С каким морским соседом нас разделяет Берингов пролив?

С 1. какие страны находятся на территории Европы?

Тест 26. Что такое Бенилюкс?

4) сокращённое название трёх стран

А 2. Какая достопримечательность есть в столице Бельгии?

А 3. Какими цветами славится Голландия?

А 4. Какая страна имеет столицу с такими же названиями?

2) канал вдоль улиц города

3) вал от затопления водой

В.2 Какая страна почти наполовину расположена ниже уровня моря?

С 1. Чем знаменита страна Нидерланды?

Тесты по окружающему миру.

Итоговый тест по окружающему миру 3 класс 3 четверть. Тест состоит из 12 заданий. Задания интересны и разнообразны. С помощью теста можно повторить материалы 3 четверти по «Мое Отечество» и обитатели .

Тест используется в качестве материала для промежуточной аттестации учащихся 3 класса по окружающему миру по программе «Начальная школа XXI века». Тест предполагает выбор одного из четырех вариантов о.

Презентация из 15 вопросов по разделу «Земля -наш общий дом».

Проверочные работы ( тренинговые задания по определению сторон горизонта, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование на местности». Разработано для УМК «Планета зна.

Данный тест поможет учителю быстро организовать проверку текущих знаний.

Тест по окружающему миру 3 класс, к разделу «Дом как мир» (УМК «Перспектива»).

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Усвоение новых знаний. Урок-исследование.

Основное содержание: Бактерии. Виды бактерий, места их обитания, роль в природе.

Цели и задачи.

  • Познакомиться с обитателями Земли.
  • С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно – познавательной деятельности.
  • Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  • Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  • Развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в получении новых знаний. Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества. Чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Проблема исследования: Бактерии помогают или вредят человеку.

Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия):

— Работа с научными текстами.

— Лабораторная работа с использованием цифрового микроскопа.

— Сравнение исследуемых объектов по общим признакам.

1. Проверка приобретённых ранее знаний.

Игровой момент. Решение практических задач. Классификация представителей живой природы по общим признакам. Презентация выполненных работ. Работа в группах по 4 человека. (Приложение 5.doc)

Распределите представителей живой природы на подгруппы. Наклейте таблички с названиями на один из листов цветной бумаги. Цвет выберите сами.

Как называются эти подгруппы: классы, товарищества, царства? Выберите верный ответ.

2. Определение темы урока. Работа с кроссвордом. (Приложение 4.doc)

Кроссворд по теме “царства природы”.

Чёрный ящик.

— Назовите предметы, стоящие на столе (пакет с кефиром, колба с землёй, коробочка с лекарством, пакет с удобрениями).

— Как вы думаете, что может объединять эти разные предметы? (В них могут жить бактерии).

3. Открытие новых знаний.

1). Работа с текстами учебника (страницы 46 — 47).

— Внимательно прочитайте текст учебника.

— Что интересное узнали из прочитанного (высказывания учеников).

2). Работа с презентацией. (слайды 1 – 4)

Бактерии – самые маленькие организмы, из живущих, на планете Земля.

Выдвижение гипотезы. Бактерии, какие они: вредные или полезные?

Путешествие в прошлое. В 17 веке голландский учёный Антони ван Левенгук рассмотрел в микроскоп целый мир микроскопических организмов и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА.

Микробиологи стали называть эти живые существа БАКТЕРИЯ, что в переводе с греческого означает ПАЛОЧКА. Как вы думаете, почему именно так такое название дали этим живым существам?

4. Работа с микроскопом. Наблюдение за бактериями.

— Скажите, кто из вас видел бактерии?

— А почему вам не удалось увидеть бактерии?

— Кто из вас знает, как они выглядят?

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть бактерии?

— Рассмотрите бактерии в цифровой микроскоп. Расскажите, что вы увидели по плану:

— Нарисуйте бактерии, которые видели в микроскоп.

5. Продолжение работы с презентацией. (Слайды 5 – 10)

Знакомство с видами бактерий, роль в природной среде, среда обитания.

6. Первичное закрепление знаний.

  • Сапрофиты — извлекают питательные вещества из мертвого и разлагающегося органического материала.
  • Симбионты — живут совместно с другими организмами и часто приносят им пользу, например, клубеньковые бактерии.
  • Паразиты — живут внутри другого организма или на нем, укрываются и питаются его тканями.

Продолжение работы с презентацией. (Слайды 11 – 14)

Роль бактерий в природной среде.

Вредные бактерии вызывают тяжёлые заболевания у человека (туберкулёз, сибирскую язву, ангину, пищевые отравления, и др.), животных и растений (например, бактериальный ожог яблонь).

Благоприятные внешние условия увеличивают скорость размножения бактерий и могут вызвать эпидемии.

Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для него. В кишечнике любого человека содержится примерно три килограмма бактерий.

Эти друзья человека помогают ему справиться со всеми трудностями. Самые полезные бактерии — бифидобактерии. Если их в организме 98%, то человек здоров. Бифидобактерии — это настоящие стражи человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо болезнетворная бактерия, бифидобактерии вступают с ней в бой и убивают ее.

Полезные бактерии нужно поддерживать в организме, так как они помогают человеку. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий. Тысячелетиями человек использовал молочнокислых бактерий для производства сыра, йогурта, кефира, уксуса, а также квашения.

Проверка усвоения знаний (Слайды 15 — 17)

— Внимательно рассмотрите изобразительный коллаж, и расскажите, где обитают бактерии.

Самостоятельная аналитическая работа в парах.

— Используя учебник, страницы 46, 47, заполните таблицу. (Приложение 3.doc)

2. В желудке человека, животного помогают переваривать пищу.

3. Используют в кулинарии для приготовления различных блюд.

Попадая в организм человека, животного, растения бактерии вызывают различные заболевания.

— Как вы ответите на поставленный в начале путешествия вопрос:

Бактерии — какие они: вредные или полезные? (Слайд 17)

— Что интересное узнали на уроке?

— Оцените урок. Раскрасьте в дневнике строку с данным уроком. (Слайд 18)

Домашнее задание.

1). Прочитать текст в учебнике страницы 46–48.

2). Собрать интересну информацию о бактериях. (можно пользоваться Карточкой помощницей (Приложение 2.doc)

Дополнительный материал для учителя (Приложение 1.doc)

источник

Многие годы безуспешно боретесь с ПАРАЗИТАМИ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно избавиться от паразитов просто принимая каждый день.

Класс ленточные черви состоит из группы гельминтов, которые паразитируют в кишечнике человека.

Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

  • Общий план строения
  • Бычий цепень
    • Лечение
  • Лентец широкий
    • Лечение
  • Свиной цепень
    • Лечение
  • Карликовый цепень
  • Эхинококк
    • Клиническая картина эхинококкоза
    • Лечение эхинококкоза

По своим морфологическим признакам ленточные черви отличаются от других паразитических червей. Для них характерно длинное лентовидное тело, поделенное на множество мелких члеников. Передний конец тела – сколекс (так называемая головка) снабжен специальными органами прикрепления.

Ввиду того, что ленточные черви ведут паразитический образ жизни, их система органов пищеварения и нервная системы развиты довольно слабо. Зато система половых органов сформирована очень хорошо и имеет место быть в каждом членике. Именно эта особенность обеспечивает их хорошую плодовитость и стойкость.

В класс ленточных червей входят следующие представители: бычий цепень, свиной цепень, эхинококк, лентец широкий и карликовый цепень. Поговорим о каждом виде подробней.

Это один из наиболее крупных представителей класса цестоды, паразитирующих у человека. Есть данные, что самая большая особь достигала десяти метров в длину. Взрослая форма бычьего цепня живет в кишечнике человека, а личинки хранятся в поперечнополосатой мускулатуре крупного рогатого скота. Паразит способен к самооплодотворению.

Чтобы вывести яйца наружу, последние четыре или пять члеников отделяются и покидают организм вместе с фекалиями. Было подсчитано, что один членик может содержать до двухсот яиц.

Заболевание, вызываемое бычьим цепнем, носит название «тениаринхоз». Заразиться можно при употреблении в пищу говядины, которая прошла недостаточную кулинарную обработку – плохо сварилась или прожарилась.

Проникнув в пищеварительный тракт, личинки фиксируются в тонком кишечнике. Спустя три месяца они достигают половозрелого возраста. Один червь может жить в организме человека несколько лет.

Симптомы тениаринхоза следующие:

  1. постоянная или приступообразная боль в области живота;
  2. тошнота;
  3. головокружение;
  4. рвота;
  5. склонность к задержке стула;
  6. нервное раздражение.

Следует отметить, что симптомы тениаринхоза довольно часто можно спутать с острым панкреатитом, холециститом или аппендицитом.

Чтобы устранить неприятные диспепсические симптомы и элиминировать червя из организма применяются такие препараты, как битионол в комбинации с фенасалом. Лекарства принимают однократно, лучше натощак. Кроме того, в отдельных ситуациях лечение может включать в себя противоаллергические средства.

Чтобы предупредить заражение, следует исключить из своего рациона говядину, не прошедшую хорошую термообработку.

Лентец широкий по праву занимает место самого большого паразитического червя. Наиболее крупные представители, согласно литературным даны, достигали до 25 метров в длину. Внешнее строение лентеца мало отличается от других цестод и показано на фото.

Лентец широкий может стать причиной заболевания, именуемого дифиллоботриозом. Заразиться им можно, если отдавать предпочтение сырой или вяленой рыбе. Яйца этого паразита созревают в воде и превращаются в корацидии – свободно живущие личинки.

Чтобы личинка полностью сформировалась, она должна попасть внутрь рачка – циклопа, который служит пищей рыбе. Опаснее всего употреблять полусырого окуня, щуку или омуля, так как именно в этой рыбе чаще всего живут личинки.

Проникнув в кишечник человека вместе с рыбой, лентец широкий может спровоцировать следующие симптомы:

  • боли в животе;
  • интоксикационные симптомы – вялость, повышение температуры, общая слабость, головокружение;
  • диспепсические расстройства в виде нарушения стула, рвоты и тошноты. Характерен выход с испражнениями отдельных кусков гельминта.

Для изгнания червя используются такие препараты, как:

  1. фенасал;
  2. празиквантел и его аналоги.

Профилактика дифиллоботриоза заключается в качественной термической обработке речной и озерной рыбы. Кроме того, категорически запрещается пить сырую воду из открытых водоемов.

Свиного цепня отличает от бычьего то, что он обладает хорошо сформированной системой органов прикрепления. Головка цепня снабжена несколькими мощными крючками и присосками, как показано на фото.

Читайте также:  Площадь здания общая полезная площадь

Взрослая форма цепня может стать причиной тениоза, а личинки могут вызвать цистицеркоз. Заражение осуществляется во время поедания плохо прожаренной или проваренной свинины.

Обычно в кишечнике человека паразитирует одна особь червя. Его продолжительность жизни составляет около двадцати лет. Симптомы тениоза аналогичны тениаринхозу и проявляются, как правило, диспепсическими реакциями.

Что касается цистицеркоза, то тут картина немного другая. Как правило, личинки попадают в головной мозг и скелетные мышцы. В связи с этим заболевание проявляется болью в мышцах, слабостью. Довольно часто случаются эпилептические приступы. Однако с током крови цистицерки могут накапливаться в любых органах.

Терапия тениоза основывается на применении никлозамида и празиквантела. Лечение цистицеркоза в большинстве случаев затруднительно. Применяют празиквантел, альбендазол, а так же противоэпилептические лекарственные препараты. В некоторых случаях нельзя обойтись без оперативного вмешательства.

Профилактика заражения свиным цепнем такая же, как и для заражения, бычьим цепнем: перед употреблением в пищу мясо свиньи должно проходить все этапы кулинарной обработки. Полусырую свинину есть очень опасно. Не менее важно контролировать качество мясной продукции, которая поступает для продажи.

Карликовый цепень – это гельминт, состоящий из тела, разделенного на членики, шеи и головки. Его длина составляет до 5 сантиметров.

Заразиться им можно через бытовые предметы, грязные руки, сырую воду и не мытые фрукты и овощи. Для заболевания свойственны такие симптомы, как диарея, снижение аппетита, боль в области живота, снижение массы тела.

В качестве базового лечения используют препарат «Фенасал».

Эхинококк – это самый грозный для человека паразит. Он имеет сложно устроенную систему органов прикрепления: четыре мощных присоски, которые окружены венцом из двух рядов крючьев.

Половозрелая форма паразитирует у некоторых млекопитающих — волков, собак, лисиц и других. Личинки проходят свое развитие внутри промежуточных хозяев – коз, овец, лошадей, свиней и др. Человек выступает для эхинококка в качестве промежуточного хозяина.

Личиночные формы развиваются внутри эхинококковой кисты, которая очень сложно устроена. Снаружи ее покрывает слоистая оболочка – кутикула, толщина которой может составлять один сантиметр. Под слоистой оболочкой расположена герминативная, или внутренняя зародышевая оболочка, которая производит дочерние пузыри и обеспечивает рост слоистого слоя.

В своем развитии эхинококкоз проходит четыре последовательных стадии:

  • бессимптомная, или латентная;
  • появления слабовыраженных субъективных расстройств;
  • появление резко выраженных объективных симптомов;
  • развитие осложнений.

Симптоматика данного заболевания напрямую зависит от того, в каком органе расположены кисты.

На начальном этапе человека будут беспокоить:

  1. общая слабость;
  2. повышенная утомляемость от привычных нагрузок;
  3. головная боль;
  4. раздражительность;
  5. периодический подъем температуры тела;
  6. мелкоточечная сыпь на теле.

Чаще всего эхинококковые кисты локализуются в печени. При этом больной будет жаловаться на тупые ноющие боли в правом подреберье, которые иногда носят характер приступообразных. Связаны они с перерастяжением Глиссоновой (печеночной) капсулы, вызванным ростом кисты. Постепенно нарастает снижение аппетита, нарушается стул. Сдавливание желчных протоков может вызвать развитие механической желтухи.

Второй орган, в котором чаще всего формируются кисты, — легкие. Больные ощущают боли в грудной клетке, жалуются на кашель и одышку, преимущественно возникающие в ночное время суток. Кашель вначале непродуктивный, однако, потом появляется слизистая мокрота с прожилками крови. Подтвердить диагноз помогает рентгенограмма органов грудной клетки, выполненная в двух проекциях.

Лечение эхинококкоза не зависимо от поражённого органа только хирургическое. После подтверждения диагноза лечение должно быть назначено в кратчайшие сроки, так как есть риск развития в любую секунду жизненно-опасных осложнений:

  • разрыв капсулы и массивная инвазия эхинококка в брюшину;
  • нагноение кисты;
  • прорыв кисты в расположенные вблизи органы.

При таких осложнениях показано неотложное хирургическое вмешательство, что связано с тяжким процессом нагноения, возникновением обтурационной желтухи, непроходимости кишечника, перитонита или гнойного холангита.

Хирургическое лечение противопоказано людям с тяжелой сердечно-сосудистой недостаточностью и с глубокими функциональными нарушениями, нередко развивающимися в органах печени при многочисленном эхинококкозе.

Для избавления от паразитов наши читатели успешно используют Intoxic. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Необходимость хирургического вмешательства обусловлена отсутствием эффективных методик в борьбе с внедрившимся в орган паразитом.

Вывод! Лечение ленточных червей должно осуществляться своевременно, так как они представляют угрозу для жизни человека. Поэтому при первых подозрениях на присутствие в организме паразитов не ленитесь посетить врача и пройти необходимое обследование. Будьте здоровы!

Гельминтами называется группа паразитических червей, которые обитают в организме человека, животных и даже растений, вызывая различные заболевания (гельминтозы). Таких паразитов насчитывается около 400 видов, и каждый относятся к определённому классу. Классификация гельминтов определяет тип червя, а также заболевания, вызываемые каждым из них.

  • Пути циркуляции паразитов в природе
  • Классификация паразитов
    • «Плоские черви» (трематоды)
    • Описторхиз – двуустка
    • Шистосомы
    • Парагоним
    • «Плоские черви» (цестоды)
    • Эхинококк
    • Широкий лентец
    • «Круглые черви» (нематоды)
    • Аскарида
    • Острица
    • Трихинеллы
    • Анкилостома
  • Вывод

Ежегодно у каждого 2-го человека на планете происходит инфицирование одним из гельминтов, что приводит к трихоцефалезу, анкилостомозу, энтеробиозу и иным болезням. Большой процент населения живут с гельминтами, не зная, что являются их носителями.

Все виды червей для сохранения своего рода в период размножения оставляют организм хозяина, поселяясь в другом организме, или заражая внешнюю среду. Пути циркуляции гельминтов и вызываемые ими болезни у человека и животных определяются механизмом перехода червей от заражённого организма к здоровому (или перемещения их во внешнюю среду), а также круг возможных хозяев.

Здесь важную роль играет такое понятие, как переносчик, им может быть:

  1. Промежуточный хозяин (специфический) это организм, в котором происходит развитие гельминтов на 1-м из циклов. К примеру, для эхинококка промежуточным хозяином является человек, а окончательным — волк.
  2. Механический переносчик — это когда в организме членистоногих паразит не развивается, а лишь перемещается на большие расстояния (на лапках комнатной мухи или другого насекомого).

Существуют также некоторые виды передачи гельминтов:

  • Пищевые — это когда личинки или яйца поступают в организм с продуктами.
  • Контактные — возбудитель внедряется через слизистые оболочки или повреждённую кожу.

Стоит выделить аскариду, так как свежие яйца самки этого паразита не являются инвазивными (они зреют в почве в течение месяца, но храниться могут 3 года, перенося отрицательный ультрафиолет и температуры.).

Каждая разновидность червя относится к определённому классу по разным причинам. Главное знать, как распознать присутствие в организме гельминтов и различать к какому виду относится тот или иной паразит. Это поможет оценить опасность ситуации и назначить правильное лечение. Ниже представлена схема в виде таблицы, на которой показано на какие классы подразделяются гельминты, и к какому из них относится каждая разновидность червя.

Какую угрозу для здоровья несут гельминты в зависимости от класса и рода происхождения? Каждый паразит представляет какую-то конкретную опасность для человека, вызывая определённое заболевание.

Представляют собой паразитов небольших размеров, имеющих плоский ланцетовидный или листовидный склад тела, на котором расположены 2 присоски. Первая — вокруг ротового отверстия, а вторая в районе брюшка (служит паразиту как орган прикрепления). Все разновидности гельминтов, относящиеся к этому классу – биогельминты (глисты, которые развиваются с участием промежуточного хозяина).

Многие трематоды являются гермафродитами. Заболевания, вызываемые глистами этого класса, называются – трематодозы. Рассмотрим самых часто встречаемых и опасных представителей этого класса и заболевания, вызываемые ими.

Этот червь получил название двуустка из-за своего строения, так как имеет 2 присоски. Паразит является гермафродитом, его тело имеет размеры от 4-13 мм в длину. Паразитирует в организме человека, домашних и диких животных, поражая желчные ходы печени:

  1. Поджелудочную железу;
  2. Желчевыводящие пути;
  3. Желчный пузырь.

Яйца паразитов выходят вместе с калом хозяина. При попадании их в воду, проглатываются пресноводными моллюсками, там из них высвобождаются личинки и проходят несколько этапов своего развития. Этот процесс длится в течение 2-х месяцев, затем личинки пробираются в воду вследствие чего внедряются в кожуру карповых рыб и спустя 6 недель становятся зрелыми. Когда человек полакомится такой рыбой, станет окончательным хозяином.

Попав в двенадцатиперстную кишку, личинки выйдут из своих оболочек и начнут проникать в желчные пути. Заболевание, которое они вызывают, называется – описторхоз. Главную роль в распространении этого червя играют люди и животные, поедающие инфицированных рыб. Механизмом передачи служит замусоривание водоёмов фекалиями в результате сброса в них сточных неочищенных вод, что происходит при опорожнении людей с пароходов и т. д.

Эти гельминты из группы разнополых, представляют собой тончайшие иглы. Самки имеют длину 7 – 26 мм, а самцы от 4 до 20 мм. Каждая пара производит 300 – 3000 яиц за сутки. Метод выражения всех видов шистом одинаков. Их яйца, попав в пресные воды с калом или мочой больного человека, внедряются в моллюсков (промежуточных хозяев), где проходят этап своего развития, выходя из них уже личинками.

Заражение человека происходит во время купания или проглатывания инфицированной воды. Через 16 часов личинка приобретает форму шистомы и просачивается в периферические вены, а оттуда попадает в органы лёгких и портальные сосуды, где достигает половозрелости.

Затем в толстой кишке или венулах мочевого пузыря происходит откладка яиц, из которых потом выходят личинки и в итоге формируются взрослые черви. Продолжительность существования шистомов составляет несколько десятилетий. Заболевание, которое они вызывают, называется – шистосоматоз. У больного человека наблюдается:

  • потеря аппетита;
  • нарушения деятельности толстого кишечника;
  • увеличение селезенки и печени;
  • развитие анемии;
  • боли в животе;
  • чередование запоров и поносов, что в результате приводит к кровотечениям, метеоризму, снижению массы тела, частичной или полной непроходимости кишечника;
  • у женщин возможны нарушения менструального цикла, у беременных – выкидыши;
  • у мужчин – неполноценные сперматозоиды, наступление импотенции;
  • у детей – задержка роста, снижение успеваемости в школе.

Если яйца шистосом попадут в ЦНС человека, появится или острый церебральный шистосоматоз, в виде нарушения сознания и паралича, или хронического поражения головного мозга, при котором возможен летальный исход. Причиной проблем, которые возникают при инфицировании человека шистомами, приходятся не так взрослые особи, как их яйца.

Поскольку только 50% отложенных яиц выводится из организма, а остальная часть скапливается в органах, чем и вызывает повреждения, закупорку и воспаления. На яйцах этих паразитов есть шипы, они повреждают сосуды и органы вплоть до глубочайших язв, после чего происходит инфицирование этих органов различными вирусами и микробами, которые переносят шистосомы.

Данный гельминт ещё называют лёгочным сосальщиком. Его тело покрыто красновато-коричневыми шипами и имеет яйцевидную форму длиной около 1 см. Парагоним является природно-очаговым червём, который развивается в лёгких животных. Личинки живут в речных раках, пресноводных моллюсках, реже в пресноводных крабах. Эти паразиты вызывают заболевание – парагонимоз.

Человек инфицируется только при поедании сырых крабов, раков и свинины, которые содержат их личинки. Паразит преимущественно поражает органы дыхания. Проявляет себя симптомами аллергической реакции и механическим воздействием на органы. У человека возникают:

  1. повышения температуры тела;
  2. утренний кашель с отхождением небольшого количества мокроты;
  3. появляется головная боль;
  4. одышка;
  5. тяжесть в груди;
  6. хрипы и шум в лёгких, прослушивается трение плевры;
  7. нарушается зрение;
  8. возникает рвота;
  9. происходит брадикардия и кальцификация органов легких, так как паразиты поедают кремний, который обеспечивает тканям эластичность.

Парагонимоз всегда протекает с сопровождением вторичного инфицирования. Личинки паразитов могут на протяжении долгих лет паразитировать в диафрагме, мышцах и лёгких.

Такие паразиты имеют лентовидное плоское тело, которое состоит из члеников (отдельных участков), численность которых значительно варьируется в зависимости разновидности червя. Некоторые виды достигаю огромных размеров. На их головках есть присоски, а некоторые вооружены крючьями или присасывающими щелями, что служит паразитам помощью при закреплении их к стенкам кишечника человека.

Все виды цестодов – гермафродиты (у них в каждом членике присутствуют как женские, так и мужские половые органы), многие из них – биогельминты. Заболевания, вызываемые этими паразитами, носят название – цестодозы и являются очень опасными в особенности для детей, так как вызывают малокровие, которое у младшего поколения развивается в разы быстрее, чем у взрослых.

Эта разновидность гельминтов представляет особую опасность для человека. Длина тела червя 5 мм. Эхинококк может быть:

  • Однокамерным – возбуждает одноимённые заболевания;
  • Многокамерным – вызывает альвеококкоз. Провоцирует возникновение бугристой опухоли на органах печени.

В организм к хозяину эхинококки попадают в виде сколексов – паразитарных головок, которые представляют собой настоящих монстров, имеющих мощные присоски и зубы в виде крючьев. Промежуточным хозяином червя является крупнорогатый скот, а также могут быть и собаки с кошками. Заражение происходит во время ухаживаний человеком за инфицированными животными, так как яйца паразитов находятся на их шерсти.

При попадании сколекса в кишечник к основному хозяину он вгрызается своими зубьями в слизистую оболочку, питается, постепенно превращаясь в большого взрослого червя с членистой шейкой. По мере созревания последний членик набивается яйцами, которые после созревания отрываются от тела матери, и перемещаются по всем органам, разбрасывая свои болезнетворные яйца.

Вылупившиеся из них личинки растут, превращаясь в чрезвычайно опасный для человека эхинококковый пузырь. Поражённый орган начинает постепенно увеличиваться и может появиться нагноение или прорыв пузыря в органы брюшной полости, что чревато осложнениями и даже летальным исходом.

Признаки присутствия червя в организме выражаются в виде:

  1. Слабости;
  2. Головокружения;
  3. Аллергии;
  4. Местных симптомов в зависимости от поражённого органа.

Паразит может поразить любой орган в организме человека даже костные ткани. Его лечение происходит только путём оперативного вмешательства. Если этого не сделать вовремя наступит смерть.

Данный гельминт является одним из наикрупнейших паразитов. Длина его тела 10 и более метров. По всему туловищу расположены множества члеников шириной значительно больше по отношению к длине. Паразитирует червь в тонком кишечнике, выделяя яйца, которые выходят с каловыми массами при опорожнении. Дальнейшее развитие яиц происходит, при попадании их в водоём.

Здесь созревают личинки, которые в следствии поглощаются пресноводными раками и рыбами. В основном заражаются: окуни, налимы, ерши и щуки. При потреблении сырой, недостаточно прожаренной или проваренной рыбы, а также малосольной икры, в течение 2 месяцев в кишечнике человека из личинки вырастает взрослая особь. Заболевание, которое вызывает этот червь, называется – дифиллоботриоз.

На начальном этапе его развития ярко выраженных признаков не наблюдается – это приходит по мере взросления червя, тогда начинают беспокоить:

  • Тошнота, иногда рвота;
  • Лихорадка;
  • Неустойчивый стул;
  • Снижение аппетита;
  • Болевые ощущения по всему животу.

Позже человек значительно теряет вес при повышенном аппетите, обрывки паразитов выделяются с калом. При длительном течении заболевания, возможно наступление кишечной непроходимости, что происходит в результате большого накопления червей в тонком кишечнике.

Схожие признаки возникают при заражении свиным цепнем. Широкий лентец поглощает в больших дозах витамин В12 – это способствует развитию малокровия, что является главной опасностью, вызываемой данным гельминтом.

Представители этого класса, обладают удлинённым телом, круглой или цилиндрической формы. Развиваются прямым путём с переменой хозяев. Заболевания, вызываемые ими, называются – нематодозы. Паразитируют некоторые виды, преимущественно у детей, взрослые заражаются редко.

Этот паразит является одним из крупных. Самки достигаю размеров от 24 — 44 см, а самцы – 15 – 25 см. Самка ежедневно откладывает до 200 тыс. яиц и это независимо, оттого присутствуют самцы в кишечнике или нет. Яйца выходят в момент опорожнения и, попав в почву, развиваются и хранятся там 20 и более лет. Развитие личинок до инвазивной стадии, происходит при повышенной влажности.

Вызванное аскаридами заболевание называется – аскаридоз. Заражение человека происходит фекально-оральным путём при проглатывании яиц с грязными овощами, фруктами и иными продуктами, а также через немытые руки. В организме могут одновременно паразитировать несколько сотен аскарид. Их жизненный цикл составляет около года. При вторичном инфицировании инвазия продолжается годами.

Читайте также:  Полезные ископаемые кольского полуострова

Главными признаками заражения являются нарушения нормальной работоспособности пищеварительных органов и нервной системы. У инфицированных людей отмечаются:

  1. Сильное слюноотделение в особенности ночью;
  2. Нарушение аппетита;
  3. Тошнота.

Осложнение болезни протекает крайне сложно. Аскариды могут даже разорвать на кишечнике послеоперационные швы, а проникнув в желчные протоки и печень, вызвать обтурационную желтуху, а иногда и абсцесс. При внедрении паразитов в другие органы происходит кровоизлияние с возникновением очагов воспаления. Переместившись в поджелудочную железу аскариды, приводят к панкреатитам.

Особую опасность они представляют для беременных женщин, так как их личинки внедряются в плаценту и поселяются в теле эмбриона, в местах, где позволяет им генетика плода. Если это лёгкие – ребёнок с раннего возраста будет страдать от пневмоний, бронхитов и частых ОРЗ. Если мозг – малыш может появиться на свет с диагнозом «гидроцефалия» (увеличенная головка).

Острицами называют небольших белых червей, обитающих в толстом и тонком кишечнике человека. Длина самца – 5 мм, самки – 10 мм. Заболевание, вызываемое ими, называется – энтеробиоз. Инфицируются преимущественно дети, посещающие дошкольные и образовательные учреждения. Источником заражения приходится больной человек. Основную роль в заражении играет несоблюдение человеком гигиенических норм.

Жизненный цикл паразитов продолжается 1-2 месяца, а при повторном самозаражении доходит до нескольких лет. Главным признаком заболевания является зуд по ночам в прианальной области. К иным относится:

  • Головокружение;
  • Беспокойный сон;
  • Потеря работоспособности;
  • Нервное истощение.

Паразитирование червей приводит к возникновению дисбактериоза – это увеличивает риск появления кишечных инфекций и дисфункций. Заболевание хоть и не несёт угрозу для жизни, но крайне неприятное.

Данные черви разнополы, имеют округлую форму тела, длина которого у самцов достигает до 1,6 мм, а у самок до 4 мм. Паразиты являются биогельминтами. Они не развиваются в условиях внешней среды, а паразитируют в организмах хищных и млекопитающих животных. Заражение происходит в результате употребления сырой или недостаточно проваренной домашней свинины, а также мяса диких животных.

Из личинок, попавших в кишечник человека, развиваются взрослые половозрелые особи. Когда самки достигают зрелости, их оплодотворяют самцы, в итоге рождаются около 1500 личинок, которые с кровотоком разносятся по всем органам. Личинки прибыв на постоянное место «жительства» осумковываются, сохраняя жизненные способности на протяжении долгих 20 лет.

Заболевание, которое они вызывают, называется – трихинеллез. Паразиты имеют способность поражать все системы и органы без исключения. Клинически заболевание проявляется по-разному, что зависит от того, какие из органов были поражены в наибольшей степени. Однако наиболее часто встречающихся признаков заражения 4, к ним относятся:

  1. Гиперэозинофилия крови – большое содержание эозинофильных лейкоцитов в плазме крови пациента, которые состоят из веществ, расплавляющих чужеродный белок (оболочки гельминтов);
  2. Повышение температуры от 37,1 до 38-40 С;
  3. Болевые ощущения в мышцах, в основном в глазных, плечелопаточных, ягодичных, бедренных, икроножных, шейных, и жевательных отделах;
  4. Конъюнктивит в сочетании с отёком век, а иногда и всего лица.

В некоторых случаях могут наблюдаться на теле уплотнения, которые при постановлении диагноза ошибочно принимают за раковую опухоль.

Подобный паразит, менее разнообразен своими проявлениями, чем иные представители нематодов, но вред для здоровья приносит просто гигантский. Тело анкилостомы имеет бледно-розовый окрас и небольшие размеры 10-20 мм. Главным и опасным орудием этого червя является его ротовая капсула, оснащённая режущими пластинами или большими зубцами, при помощи которых он насквозь прогрызает сосудистые стенки.

Личинки гельминта попадают в организм к человеку через ротовую полость вместе с грязными овощами, ягодами или фруктами. Заражение может осуществиться и через почву, потому как личинки имеют способность впитываться в кожу человека, что происходит при отдыхе на траве или хождении босиком по земле.

Проникнув в организм, они передвигаются по току крови в органы лёгких, затем через просвет бронхов и альвеол просачиваются в ротовую полость, после чего заглатываются человеком вместе со слюной и попадают в кишечник. Спустя 4-5 недель из личинок вырастают взрослые особи.

Анкилостомы питаются кровью человека. Своей ротовой капсулой они повреждают слизистую кишечника и моментально приступают к трапезе. Эти паразиты выделяют особый секрет, препятствующий свёртываемости крови. После смены места прикрепления от анкилостом остаются кровоточащие ранки – это приводит к возникновению анемии. Человек от одного паразита теряет 0,1 – 0, 3 мл крови за сутки.

Также они несут опасность своими продуктами жизнедеятельности (токсинами), которые отрицательно воздействуют на костный мозг. Болезнь, которая вызывается этими гельминтами, называется – анкилостомидоз. Признаками заражения служат:

  • Бронхиты;
  • Зудящие дерматиты;
  • Расстройства пищеварения;
  • Боли в животе;
  • Тошнота.

Однако главным признаком остаётся – анемия, которая появляется вследствие резкого снижения уровня гемоглобина в крови. Живут паразиты в организме человека до 15 лет, причём их численность может составлять в порядке нескольких тысяч. Анкилостомы часто локализуются в области сердца, нанося тканям сильные механические повреждения. Патологическую зону, организм ограждает соединительной тканью, вследствие чего, появляются рубчики – миокардионекрозы.

Основная опасность заключается в том, что при обследовании, клиническая картина смутна и на КТГ изменения не видны. Только позже, когда вовлекаются в процесс другие паразиты (стафилококки, грибки и т. д.), которых привлекают отходы жизнедеятельности червей, начинает реагировать иммунная система в виде проявления воспалительных процессов в организме.

Диагнозы при таких обстоятельствах ставятся следующие: перикардит, миокардит или эндокардит. Очень опасен этот червь для детей, потому как приводит к тяжелому малокровию, задержке психического и физического развития.

Итак, гельминты независимо от класса и рода происхождения представляют достаточно серьёзную угрозу для здоровья и жизни человека, так как вызывает тяжкие заболевания, которые нередко протекают с осложнениями. Поэтому важно не допускать заражения, предпринимая для этого все необходимые меры, в частности гигиенические (следить за чистотой рук и всего тела).

Также не следует употреблять в пищу недоваренное мясо и рыбу, а поедание их в сыром виде необходимо исключить полностью. Важным моментом является тщательная обработка фруктов, овощей, ягод и зелени, перед употреблением их в пищу. Соблюдение такого простого режима сможет предупредить инфицирование гельминтами и избавит от проблем, касающихся здоровья.

  1. Паразит балантидий кишечный: класс, тип и его характеристика
  2. Место обитания
  3. Строение и морфология
  4. Жизненный цикл развития: схема размножения
  5. Какие заболевания вызывает балантидий
  6. Локализация балантидия в организме человека
  7. Пути заражения и распространения
  8. Диагностика
  9. Лечение
  10. Профилактика

Говоря о паразитах человека, чаще всего имеют в виду гельминтов, однако среди них также множество простейших, в том числе инфузорий. К ним относятся и балантидии, одна из шести тысяч разновидностей инфузорий, известных в настоящее время науке. В отличие от других своих собратьев, балантидий представляет для человека серьезную опасность.

Балантидий (Balantidium coli) представляет собой один из самых крупных одноклеточных микроорганизмов. Его активное паразитирование в организме человека может вызвать развитие тяжелого заболевания — балантидиаза.

С точки зрения систематики, морфологии и классификации Balantidium coli – это ресничная инфузория, принадлежащая подцарству простейших Protozoa, царства Zoa, подтипа Ciliophora.

восточный сосальщик ланцетовидный сосальщик печеночная двуустка сибирский сосальщик острицы аскариды головные вши лямблии сибирская двуустка кошачья двуустка кровяные сосальщики бычий и свиной цепни

Паразит распространен по всему миру, но больше всего на юге, особенно в районах с развитым свиноводством и большим количеством предприятий по переработке мяса. Это объясняется тем, что именно свиньи – постоянные носители балантидия: в некоторых регионах им инфицировано до 100% свиней. Кроме того, носителями паразита нередко являются собаки, мыши, крысы, причем без ущерба для их здоровья.

Цисты балантидия попадают во внешнюю среду вместе с фекалиями животных, где благодаря своей двухслойной оболочке цисты способны достаточно долго сохранять жизнеспособность: если в каловых массах при температуре 18-20°С этот срок составляет около 30 часов, то в воде, водопроводной или сточной, в канализации, — до 7 суток; в природе при достаточном тепле и влажности – до 2 месяцев, а в сухом затененном месте – до 2 недель.

Balantidium coli имеет самые большие размеры из всех кишечных простейших: в вегетативной форме размеры клетки могут достигать 50—80×35—60 мкм, а диаметр цисты — 50 мкм. Тело балантидия по форме напоминает яйцо и покрыто множеством маленьких ресничек – это его органы передвижения (см. фото).

Строение паразита соответствует его классу и типу: у него имеются ротовое и анальное отверстия; питательные вещества через глотку попадают непосредственно в цитоплазму, и их поглощает пищеварительная вакуоль. Частицы, которые не были усвоены, выводятся наружу через анальное отверстие. В качестве питания балантидию служат крахмальные зерна, мельчайшие бактерии, грибы, эритроциты и другие клеточные элементы.

У балантидия имеется макронуклеус — вегетативное ядро, ответственное за метаболизм, и микронуклеус – диплоидное ядро, содержащее генетический код, который передается при размножении.

Эластичная пелликула (оболочка), содержащая внутри прозрачную альвеолярную эктоплазму, покрывает все тело инфузории и позволяет ей сохранять гибкость в процессе передвижения.

При возникновении экстремальной ситуации балантидий переходит из вегетативной формы в небольшую цисту (до 50 мкм) круглой, а не удлиненной формы и без ресничек в отличие от самой инфузории. От негативного воздействия окружающей среды цисту защищает двойная прочная оболочка. Циста, в отличие от инфузории, не способна передвигаться.

После того как цисты вместе со свиными фекалиями оказываются во внешней среде, они обычно разносятся насекомыми и попадают в воду, почву и на растения (овощи, зелень), используемые человеком в пищу. Как правило, именно таким путем, то есть через зараженные продукты, не прошедшие соответствующей обработки, человек и заражается балантидием.

После попадания цист в организм человека или животного на них воздействует кислая среда, обусловленная выделением желудочного срока, и под ее воздействием происходит разрушение плотной оболочки цист, из которых появляются трофозоиты – паразиты в вегетативной стадии, существование и размножение которых протекают в области просвета толстого кишечника.

Начинается новый цикл развития балантидия, который занимает несколько дней и заключается в прикреплении инвазионной формы Balantidium coli к клеткам слизистой оболочки эпителия в прямой и сигмовидной кишке его хозяина. Здесь же балантидий начинает свой новый жизненный цикл, активно размножаясь в благоприятной для него среде.

Балантидий может размножаться двумя способами – бесполовым и половым. Бесполовая форма размножения заключается в поперечным делении одной инфузории на две. Половая форма размножения (конъюгация) встречается достаточно редко и осуществляется в результате связи, образующейся между ядрами двух инфузорий.

Результатом полового размножения становится образование цист, которые вместе с фекалиями выводятся наружу, после чего схема развития повторяется.

Заболевание, вызываемое балантидием, получило название по его возбудителю – балантидиаз, или инфузорная дизентерия. Однако инвазия балантидия не обязательно вызывает развитие заболевания, нередко инфузория как бы встраивается в микрофлору кишечника, и ее патогенное воздействие на организм человека не проявляется.

В этом случае можно говорить о латентном носительстве у зараженного балантидием человека.

Однако если инвазия произошла в организм человека, ослабленный такими серьезными хроническими заболеваниями как ВИЧ, сахарный диабет и др., то балантидий кишечный выступает как патогенный паразит, и развивается балантидиаз. Его симптоматика в острой фазе проявляется в следующем:

  • Повышение температуры, лихорадка, озноб, ощущение слабости;
  • Головная боль, сопровождающаяся тошнотой вплоть до рвотных спазмов;
  • Понос с кровью и слизью до 20 раз в сутки, метеоризм;
  • Резкие и тянущие боли в животе.

Гнойно-кровяной понос вызывает снижение массы тела. Больной испытывает ощущение сухости языка и ротовой полости, у него изменяется цвет лицевых кожных покровов.

Если вовремя не начать лечение, то балантидиаз может перейти в хроническую форму с обострениями в течение целого месяца. Но при отсутствии эффективного лечения больному может грозить летальный исход вследствие перфорации кишечника, абсцесса и калового перитонита из-за того, что паразит разъедает стенки кишечника, следствием чего является поступление каловых масс непосредственно в брюшную полость.

Балантидий проникает в организм человека в виде цисты, где обитает преимущественно в желудочно-кишечном тракте, а конкретнее, в толстом кишечнике, но иногда поражает также тонкий кишечник и аппендикс. Как уже говорилось, если эта инфузория живет в кишечнике, встроившись в его микрофлору и не вызывая при этом заболевания, то имеет место латентное носительство балантидия.

Однако током крови цисты балантидия разносятся по всему организму, и тогда их можно обнаружить в печени, легких, лимфатических протоках, сердечной мышце; в ряде случаев они могут локализоваться в мочевом пузыре, во влагалище и матке.

Пути заражения балантидием в принципе такие же, как и другими паразитами:

  • Несоблюдение требований личной гигиены;
  • Потребление сырой воды;
  • Потребление недостаточно промытых овощей, фруктов и зелени, не проходящих термическую обработку;
  • Несоблюдение правил хранения продуктов (хранение их в открытом виде, когда к ним имеют доступ мухи и другие насекомые – переносчики паразитов).

Особо угрожаемую категорию представляют работники животноводческих (особенно свиноводческих) ферм, скотобоен и мясоперерабатывающих предприятий, а также те, кто держит свиней на своих участках, поскольку именно свиньи являются основным источником заражения балантидием, а в процессе ухода за ними, особенно при уборке фекалий, вероятность заражения резко возрастает.

Помимо свиней, балантидием могут быть инфицированы собаки, крысы, мыши. Паразит встраивается в их микрофлору и не причиняет вреда своим носителям, но для человека они являются потенциальными источниками заражения.

Человек при латентном носительстве балантидия не может стать источником заражения, поскольку в его организме не образуются цисты, а вегетативная форма не является заразной.

Диагностика балантидиаза осуществляется следующими методами:

  • Ректороманоскопии, то ее взятия соскоба со слизистой оболочки кишечника для определения его состояния; при балантидиазе на ней выявляются язвы;
  • Анализ кала (проводится в лаборатории санэпидстанций), в котором балантидий хорошо виден под микроскопом благодаря своим крупным (для простейших) размерам;
  • Соскоб Гейденгайна, позволяющий обнаружить в каловых массах присутствие кровяных следов, определить размеры балантидиев, а также характер заполнения их вакуолей.

Лечение балантидиаза должно быть начато немедленно после постановки диагноза, в противном случае дело может дойти и до летального исхода, особенно при развитии калового перитонита, который требует срочного хирургического вмешательства. Статистические данные свидетельствуют, что при отсутствии лечения смертность от балантидиаза составляет 10% — огромная цифра для подобных заболеваний.

В комплексное лечение входит прием следующих препаратов:

  • Легких антибиотиков (Мономицин, Окситетрациклин)
  • Противопротозойных антибактериальных препаратов при неосложненной форме (Тетрациклин, Метранидозол, Нитазоксадин);
  • Ферментативных средств, нормализующих работу ЖКТ (Линекс);
  • Иммуномодуляторов и средств детоксикации.

Если балантидиаз вызвал развитие язвенной болезни кишечника или другие осложнения, лечение проводится в условиях стационара.

Больному рекомендуется высококалорийное питание и обильное питье, чтобы нормализовать водный баланс.

Профилактика балантидиаза в принципе ничем не отличается от обычных профилактических мер, предупреждающих паразитарные инвазии:

  • Необходимо неукоснительно соблюдать требования личной гигиены, особенно людям, контактирующим со свиньями, занятыми их разведением и переработкой;
  • Тщательно мыть в проточной воде овощи, фрукты и зелень;
  • Не пить сырую воду;
  • Подвергать мясо полной термической обработке, то есть хорошо его проваривать или прожаривать.
  • Отпускается без рецепта врача;
  • Можно использовать в домашних условиях;
  • Очищает от паразитов за 1 курс;
  • Благодаря дубильным веществам оздоравливает и защищает от паразитов печень, сердце, легкие, желудок, кожу;
  • Избавляет от гниения в кишечнике, обезвреживает яйца паразитов благодаря моллекуле F.

Сертифицированное, рекомендуемое врачами-гельминтологами средство для избавления от паразитов в домашних условиях. Имеет приятный вкус, который понравится детям. Состоит исключительно из лекарственных растений, собранных в экологически чистых местах.

. Мнение экспертов о препарате.

источник

Источники:
  • http://testschool.ru/2018/01/06/itogovyiy-test-po-okruzhayushhemu-miru-za-3-klass/
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/04/05/testy-po-okruzhayushchemu-miru-3-klass
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/650699/
  • http://askaridoz.lechenie-parazitov.ru/simptomyi/chem-polezny-bakterii-3-klass/