Меню Рубрики

Чем знание психологии может быть полезно специалисту таможенного дела

Психология таможенной деятельности есть отрасль психологической науки, предметом которой являются особенности психики сотрудников таможенных органов и их деятельности в специфических условиях таможенной службы. Проблема психологии в таможенном деле – сложная и многогранная.

Цель – оказать конкретную помощь всем изучающим таможенное дело и таможенное право, и тем, кто занят в сфере таможенного дела, в выработке и реализации плодотворного общения и взаимодействия, в корректировке своего поведения.

Выделим следующие основные моменты.

Во-первых, должностные лица таможенных органов обязаны владеть различными знаниями, умениями и навыками*. Ведущее место среди них занимают знания экономического и правового характера. Высоко ценятся также умения и навыки их применения на практике. В то же время общеизвестно, что в любой сфере успешно трудится лишь тот, кто умеет работать с людьми. Повседневное деловое общение с представителями организаций и физическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности, с коллегами по работе, начальником и подчиненными – требует профессионально-психологической подготовленности. Она предполагает:

способность устанавливать, исходя из той или иной модели поведения, контакт с людьми, оказывать на них психологическое воздействие;

умение выстраивать межличностное общение, адекватное моменту (от сотрудничества с коллегой до острого соперничества с опрашиваемым по делу о нарушении таможенных правил);

готовность корректировать свое поведение, модель общения и стиль взаимоотношений с окружающими в процессе выполнения задач таможенной службы;

владение навыками нейтрализации конфликтных ситуаций и выхода из них, методиками улучшения взаимоотношений с окружающими;

умение провести визуальную диагностику личности партнера по общению, распознавать подлинный смысл его движений, жестов, мимики, слов;

освоение методики снятия стресса и улучшения собственного самочувствия.

Во-вторых, сотрудники таможенных органов должны быть знакомы с общими основами психологии. Сюда входит: типологизация личности (например, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик) и определение типа темперамента; определение методики типологии, психологическая открытость и закрытость партнера.

В-третьих, чрезвычайно важное значение имеют элементы практической психологии в таможенном деле. Данная проблема в целом охватывает такие аспекты:

методика установления контакта;

приемы психологического присоединения к партнеру по общению;

психологические аспекты проведения опроса по делам о нарушениях таможенных правил:

визуальное выявление признаков провоза контрабанды;

психологические аспекты ведения беседы;

как правильно слушать, практические рекомендации;

телефонный разговор, практические рекомендации: что необходимо изменить в себе?

В-четвертых, проблемы конфликтных ситуаций. В самом схематичном виде они включают: конфликт. Основные понятия. Общение в конфликтных ситуациях. Методика преодоления конфликтов.

В-пятых, руководитель в таможне. Психологические особенности управленческой деятельности.

личные качества и стиль руководства;

личные качества руководителя;

взаимоотношения с подчиненными.

Остановимся на такой актуальной проблеме, как взаимоотношения с подчиненными.

1. Как обращаться с подчиненным, который раздражается от одного критического слова? У вас может возникнуть желание использовать благоприятный момент и мягко подготовить такого сотрудника к плохим новостям. Попробуйте обратное: перейти прямо к делу. Например: «Должен вам сказать, что я очень огорчен небрежностью и неполнотой подготовленного вами документа. Мне кажется, это не то, о чем мы договаривались».

Обидчивый человек начнет много говорить, злиться, смущаться и наверняка представит объяснения и доказательства, что в этом нет его вины. Он может даже заявить, что вообще никаких проблем нет, а ваши обвинения необоснованны.

Вы должны сохранить твердость, пока сотрудник не выскажется до конца. Поставьте его перед фактом, что проблема действительно существует.

Возможно, вы получите дополнительный заряд эмоций и логических обоснований. Выслушайте. Не соглашайтесь, пока не обнаружите, что его объяснения действительно достойны вашего внимания. Продолжайте возвращаться к вопросу: «Как вы собираетесь это исправить?» Не позволяйте себя уговорить, и не прекращайте беседу, пока не услышите тот ответ, который вам нужен.

2. Вслед за кратким выговором вы сказали сотруднику несколько добрых слов. В конце разговора вы поняли, что критика не была воспринята. Вероятно, он услышал только при-ятную часть разговора. Ваши действия?

Опасность смешивания отрицательных и положительных отзывов состоит в том, что положительные моменты могут ослабить отрицательные до такой степени, что последние не будут восприняты всерьез или не запомнятся. Но нередко руководители пытаются смягчить болезненность критики (как для себя, так и для критикуемых подчиненных). Здесь следует учитывать стремление большинства людей к положительным результатам своего труда. Можно с уверенностью сказать, что они воспримут критику, если она сопровождается объяснением того, как следует исправить неверный поступок. Важно также, чтобы взаимоотношения руководителя с критикуемым подчиненным были ровными; это доказывает, что руководитель отреагировал лишь на конкретный проступок.

3. Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одним из ваших подчиненных, критикуете его работу и спрашиваете, почему он так поступает, он ограничивается молчанием. Как изменить ситуацию, ведь наверняка вам это неприятно, вы расстраиваетесь и злитесь.

Сотруднику, без сомнения, кажется, что он нашел хороший способ выразить свое недовольство. Попытайтесь поменьше разговаривать с ним, скажите то, что хотели, и попросите дать ответ. После этого храните молчание. Смотрите на него. Возможно, он начнет испытывать то же напряжение, что и вы при его молчании. Не прерывайте молчания, иначе вы дадите ему возможность выйти из сложившейся ситуации. В конце концов подчиненный поймет, что не может уйти, не ответив.

4. Вы критикуете свою подчиненную, которая в ответ реагирует очень эмоционально и даже плачет. Вам приходится сворачивать беседу. Как добиться от нее понимания, что ваше недовольство справедливо?

Слезы оказывают сотруднице хорошую помощь, хотя возможно, что она действует неосознанно. Она будет давать волю своим чувствам всякий раз, когда вы будете критиковать ее, поскольку ей удалось таким образом избежать неприятного разговора.

Следовательно, выход состоит в том, чтобы не прерывать своих критических высказываний. Когда она начнет плакать, дайте ей время успокоиться, затем продолжайте. Не останавливайтесь, пока не скажете всего, что считаете необходимым, и в особенности пока не получите от нее обещание исправить ошибку.

Всякий раз, когда у вас появляется желание прекратить разговор, помните: вами (пусть даже и подсознательно) манипулируют.

5. В вашем кабинете во время беседы подчиненный «вышел из себя». Как вы поступите?

Первое, что нужно сделать, это закрыть дверь. Ведь вы не хотите, чтобы остальные стали зрителями «спектакля».

Если его тирада не имеет четкой направленности, можете воспринимать ее как свидетельство существования более крупной проблемы. Сотрудник испытал перегрузку, и от вас потребуется терпение, чтобы выдержать до конца весь взрыв его негодования, если вы хотите выяснить подоплеку. Импульс к такому событию может быть совершенно случайным и незначительным.

Прежде чем выяснять причину, позвольте подчиненному выговориться. Выслушайте его. Отнеситесь благосклонно к чувствам. Пусть он выскажет все, что наболело и вызывает раздражение. Затем заручитесь его поддержкой в выяснении причин беспокойства. Если причина уважительная, вы можете изменить ситуацию. Если она не находится под вашим контролем, то подчиненный, по крайней мере, убедится в этом.

Нужно признать, что тяжело соблюдать спокойствие, когда вы выступаете в качестве мишени. Утешением может стать то, что в действительности не вы являетесь причиной взрыва негодования. Вы должны вместе со своим подчиненным выяснить, в чем состоит проблема и по возможности определить способы ее решения.

6. Ваш заместитель слишком демократичен. Вы считаете, что он предоставляет сотрудникам слишком большую свободу и власть и что у него из-за этого будут неприятности. Вам же потом придется приводить его дела в порядок.

Если вам до сих пор не приходилось разгребать никаких завалов, то этот человек – просто находка, т. е. вам предстоит бороться не с его ошибками или неудачами, а с собственной боязнью того, что может произойти. Почему бы не поделиться с ним своим беспокойством? Дайте ему понять, что хотя вам и не очень нравится его стиль руководства, вы все же признаете, что он хорошо работает. Однако если это явится причиной неприятностей, то отвечать будет он. Это законное требование. И если в его работе проблемы все же возникают, то прежде чем привлекать его к ответственности, вы должны убедиться, что это происходит главным образом вследствие его манеры общаться с людьми.

7. Ваш заместитель знает работу от начала и до конца. Но он бесчувственный человек и обижает людей, с которыми работает. Вы пытались с ним это обсудить, но он не понимает, о чем вы говорите.

Подобным людям зачастую трудно понять, что вы имеете в виду, когда говорите о необходимости быть чуткими.

Ваша реакция на его действия должна основываться на конкретной ситуации, в которой сотрудник проявил бесчувственность и не достиг нужных результатов. Вы должны быть готовы продемонстрировать ему пример с лучшими результатами. Вероятно, он будет спорить, но если вы сможете показать, как и почему он не достиг эффекта, то он начнет к вам прислушиваться. Не давайте ему за один раз слишком много примеров для размышления, вы перегрузите и демобилизуете его.

На все это уйдет время, но вы обязаны улучшить его обращение с людьми, результаты чего отметите и поощрите.

8. Как обращаться с подчиненными, которые приходят к вам с личными вопросами?

Выслушайте. Создайте атмосферу, в которой сотрудник будет настроен на разговор. Продемонстрируйте свое понимание. Все, что от вас потребуется, – это отнестись благосклонно к теме разговора. Вы можете не согласиться с тем, как подчиненный видит вопрос, но согласитесь, что проблема существует. Будет мало пользы (а возможно, будет даже вред), если вы скажете в утешительном тоне: «Я уверен, вы все это преувеличиваете».

Не изображайте из себя судью. Если сотрудник обсуждает события и поступки, которые вы не одобряете, постарайтесь не демонстрировать свои чувства. Давайте информацию как таковую, а не совет. Например, если вы считаете, что он может воспользоваться профессиональной помощью, не предлагайте этого, а просто укажите, что возможен такой вид помощи.

9. Что вам делать с подчиненной, которая беспрестанно приходит к вам жаловаться по мелочам?

Когда подчиненная жалуется по разным поводам, а не на одно и то же снова и снова, вероятно ей не так важно существо этих жалоб, как необходимость привлечь ваше внимание. Если вы похвалите ее за работу и вознаградите по результатам труда, то, возможно, поток жалоб ослабеет.

Если количество жалоб не уменьшилось, а вы уверены, что все они несерьезны, то сделайте так, чтобы ей было не просто отнимать у вас время. Объясните, что вы заняты важным делом и не можете прерваться. Таким образом вы не сможете полностью покончить с жалобами (да в этом и нет необходимости, так как некоторые из них и в самом деле могут потребовать изучения), но вы прекратите поощрять ее явные попытки завладеть вашим вниманием.

10. Вы знаете, что вам свойственно брать на себя чрезмерные обязательства. Как правило, вы делаете это, чтобы избежать конфликтов, однако не всегда можете выполнить просьбы, а их становится все больше, потому что некоторые просто эксплуатируют вашу слабость. Как отказать, ведь у вас практически не остается времени на работу?

Отзывчивость, готовность помочь человеку, доброжелательность – хорошие качества и важное слагаемое авторитета руководителя. Поэтому как можно реже следует игнорировать просьбы, в том числе личного характера, а также те, которые на первый взгляд лежат за пределами ваших возможностей.

источник

1. Профессиональная деятельность таможенника как процесс высоко формализованного контроля

2. Психологическая характеристика таможенного коллектива

3. Пихологические особенности общения сотрудников таможенных органов с подконтрольными лицами

4. Стрессогенность профессиональной деятельности таможенника и проблема повышения стрессоустойчивости

5. Психологические аспекты профотбора сотрудников таможенных органов.

1. Таможенный коллектив – целенаправленно организованная общность профессионалов для совместной деятельности по защите экономических и иных (нравственных и экологических норм, безопасности и т.д.) интересов государства и его граждан в сфере внешних связей, регламентированной Таможенным кодексом. Таким образом, профессиональная деятельность таможенника, с точки зрения психологического анализа, — это процесс высоко формализованного контроля.

2. Главной особенностью таможенного коллектива является четкость и уставная определенность его организации. В таможенном коллективе точно и однозначно выражены отношения подчинения (субординация). Это определяет особенные требования к профессиональным и личным качествам руководителей всех рангов, к стилю руководства. Руководитель таможенного коллектива ограничен в делегировании ответственности, он несет, в конечном итоге, всю полноту ответственности за результаты деятельности своего подразделения.

Вторым следствием рассмотренной особенности является повышенная требовательность к уровню дисциплинированности сотрудников. Сотрудник таможенного коллектива ограничен в самостоятельности и произвольности принятия решений. В то же время сотрудники многих подразделений таможенных органов по роду выполняемых задач обязаны постоянно принимать решения (выполняя разрешительно — запретительную функцию). Это порождает специальную задачу воспитания ответственной активности сотрудников. Одним из способов решения этой задачи может быть, например, организация специальных форм выражения личного мнения о ходе работы и имеющихся трудностях (письменные отчеты по заданным позициям и пр.).

Второй важной психологической особенностью таможенного коллектива, вытекающей из задачи защиты интересов государства, является высокий уровень сплоченности, развитость чувства «мы» против нарушителей, посягающих на эти интересы. Эта особенность роднит таможенный коллектив с армейским. Но есть и существенная разница. Для армейского коллектива сплоченность – непосредственное условие выживания. Для таможенного коллектива сплоченность опосредуется личным переживанием значимости целей и задач таможенной деятельности. Утрата, в рамках профессионального самоопределения, чувства служения Родине, понимания общественной значимости своей деятельности не только как квалифицированного труда, но как миссии, приводит, разумеется, не к гибели, но к разложению коллектива, к размыванию сущности деятельности. Повышению сплоченности способствует поддержание традиций и ритуалов, обеспечивающих коллективное переживание чувства профессиональной гордости и чести.

Читайте также:  Чай с лимоном полезен ли при беременности

Производными от выше названных являются такие психологические особенности таможенных коллективов как повышенная взаимная требовательность сотрудников, в особенности начальников к подчиненным, и, одновременно, забота о «чести мундира».

Уже названная регламентированность отношений в коллективе, а также функция таможенных органов представлять государство во взаимоотношениях с зарубежными лицами и организациями формирует такую особенность таможенной деятельности как необходимо обезличенный, отстраненный, «процедурный» или «этикетный» характер ее осуществления. Это в особенности ярко проявляется в общении сотрудников таможенных органов с клиентами.

3. И.Н. Колобова выделяет такие характерные черты общения таможенных специалистов с подконтрольными лицами: 1

Общение сотрудника таможенного органа и подконтрольного лица является ролевым, заданным их юридическим статусом. Законодательные акты об их правах и обязанностях определяют границы их общения и его содержание. Также определяющее значение играют общественные ожидания и установки относительно роли таможенника. Поведение таможенного служащего в процессе ролевого общения стандартизируется, вырабатывается, а затем в разнообразных формах закрепляется, особый стереотип, шаблон или нормативный образец поведения. Наигрывается «профессиональная маска» — фиксированная сумма стандартных поведенческих реакций. Независимо от конкретной ситуации взаимодействия с подконтрольным лицом, сотрудник стремится к постоянному сохранению маски доброжелательности, приветливости, сдержанности и ровного отношения. Это обеспечивается определенной совокупностью речевых, мимических и пантомимических знаков, постоянное воспроизведение которых в поведении сотрудника создает условия для оптимального бесконфликтного протекания ролевого общения. «Сбрасывание» профессиональной маски равносильно отказу от выполнения ролевых функций. Умение максимально адекватно осуществлять свою роль в соответствующих шаблонах поведения есть первый признак уровня профессионализма и квалификации сотрудника.

Однако в процессе ролевого в своей основе общения, клиент таможенного органа, а также и сотрудник не могут не проявить своих личных интересов и индивидуальных особенностей. Задачей таможенного специалиста является создать благоприятный психологический фон общения. Каждый специалист вырабатывает индивидуальный стиль ролевого поведения.

Чувства, возникающие у сотрудника и подконтрольного лица в процессе их общения, могут быть конъюнктивными (сближающими, объединяющими) или дизъюнктивными (разъединяющими, отчуждающими). Сотрудник является организующей и регулирующей стороной общения с клиентом, поэтому одной из его важных функций является устранение условий для возникновения отрицательного эмоционального фона общения. Известно, что инициатором дизъюнктивных чувств нередко бывает подконтрольное лицо. Резко выраженные клиентом недовольство, недоверие, неприязнь порой легко заражают сотрудника провоцируют ответить тем же. Не следует сообщать подконтрольному лицу, что нам нет никакого дела до его проблем, или что его действия создают нам проблему. Конструктивная,(а значит высоко профессиональная) позиция сотрудника должна быть иной. Сотрудник должен суметь «самортизировать» негативные эмоции, а затем найти способ разрядить негативные эмоции клиента, перенаправить энергию эмоций в позитивное русло совместного решения общей задачи.

Инициатором дизъюнктивных чувств может стать и сам сотрудник, как правило вследствие эмоциональных перегрузок. Перечислим некоторые причины эмоциональных перегрузок:

— большая персональная ответственность за выполнение обязанностей;

— пристальное внимание контролирующих работу таможенника специальных органов;

— разнообразие постоянно меняющихся объектов наблюдения и др.

Заметим, что клиент как правило не намерен «амортизировать» негативные эмоции таможенника, более того, иногда он склонен их стимулировать и использовать в своих интересах. При этом клиент, как правило, может рассчитывать на безнаказанность своей эмоциональной несдержанности, а сотрудник, напротив, не имеет оснований для подобного рода ожиданий. Поэтому сотруднику следует формировать установку на сдерживание эмоций средствами сознательного самоконтроля. Излишняя эмоциональная включенность является профессионально вредной. Умение держать себя в руках, не снимать профессиональную маску – необходимое профессиональное качество таможенного специалиста.

4. Все выше изложенное позволяет утверждать, что профессиональная деятельность таможенника характеризуется повышенной стрессогенностью. Организационные мероприятия, помогающие снизить эмоциональную напряженность сотрудников:

— комнаты психологической разгрузки;

— спортивные залы, тренажеры;

— комфортно организованные пункты питания и др.

Большое значение в профилактике психоэмоциональных перегрузок сотрудников играет здоровая атмосфера в трудовом коллективе. Общий деловой настрой и оптимизм, трудовые достижения, поддержка инициатив сотрудников создают благоприятный морально-психологический климат, способствуют уверенной и четкой работе и хорошему настроению.

5. Проблема профессионального отбора сотрудников таможенных органов имеет два взаимосвязанных аспекта: диагностика личностных и операциональных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности и качеств, препятствующих профессиональной деформации личности профессионала ТО.

Приведем выводы, сделанные Р.А. Сафаровым по данному вопросу. 2

«К числу основных социально-психологических характеристик, определяющих облик таможенника, следует отнести:

— широту и многосторонность знаний и представлений в сочетании с выраженным стремлением к их развитию, к расширению своего кругозора и культурного уровня (культурно-когнитивный аспект социально-психологического облика),

— умение правильно осмысливать свой жизненный опыт, вырабатывать на его основе рациональные поведенческие правила, корректировать свое поведение (аутопедагогический аспект);

— устойчивость убеждений, умение реализовывать их в практике профессиональной деятельности, поступать в соответствии с ними, а не вопреки им во всех, в том числе сложных ситуациях (ценностно-поведенческий аспект);

— развитые волевые качества, настойчивость, решительность, умение мобилизовать себя в экстремальных условиях (волевойаспект);

— развитая способность к общению, умение правильно понять окружающих и быть правильно понятым ими, способность получить и верно оценить исходящую от них информацию (коммуникативный аспект);

— высокий уровень лояльности к руководящим лицам, к сотрудникам, к гражданам, чьи интересы затрагивает его профессиональная деятельность, умение держать себя в нормативных границах (характерологический аспект).

Р.А. Сафаров отмечает общие и особенные стороны формирования профессиональной деформации таможенников:

Профессионализация психических процессов (представлений, восприятия, эмоций, стремлений), психических свойств (характера, мотивационных особенности, темперамента) и психологических образований (особенностей общения и взаимодействия) таких сотрудников, будучи объективно обусловленной, может выйти за рамки целесообразности и, вызвать у них неадекватные реакции на окружающий мир. Хладнокровие оперативного или следственного работника правоохранительной структуры, защищающее его от избыточной эмоциональной информации, может, в ряде случаев, перерасти в равнодушие, эмоциональную «глухоту», скептицизм, цинизм и пр. Осторожность, как профессионально необходимое качество, — перерасти в подозрительность, недоверчивость, предубежденность и т.д. В силу этого устойчивость к профессиональной деформации должна также рассматриваться как одно из важнейших качеств сотрудника таможенных органов, образующих его социально-психологический портрет.

Это качество выступает в органическом единстве с теми, которые названы выше. Прежде всего, его формирование находится в прямой зависимости от культурно-когнитивных, аутопедагогических, ценностно-поведенческих, волевых, характерологических и коммуникативных особенностей сотрудника. Широта кругозора, культурный уровень, характер жизненного опыта, степень устойчивости убеждений, степень развития волевых качеств, уровень лояльности — именно это в своей совокупности определяет вероятность возникновения и развития профессиональной деформации психики.

Необходимо обратить внимание и на то, что последствиями возникновения профессионально-психологической деформации являются ослабление самоконтроля и самокоррекции, нежелательные изменения ценностных ориентаций, снижение уровня профессиональной лояльности сотрудника. Дальнейшее нарастание деформационного процесса может привести к стойкой деактуализации (длительной невостребованности) рассматриваемых социально-психологических качеств и, в конечном итоге, — к их утрате.

Профессиональная деформация психики является гипертрофированной защитной реакцией сотрудника на действие психогенных (стрессовых) факторов. Не меньшей является, однако, вероятность формирования у него и такой защитной реакции, которая заключается, наоборот, в ослаблении уровня требовательности к лицам, нарушающим закон. Данное негативное явление всегда связано с изменением служебной мотивации сотрудника. В силу этого к числу социально-психологических качеств, профессионально характеризующих таможенника, следует отнести его психологическую устойчивость и мотивационную устойчивость.

Особое значение имеет мотивационная устойчивость таможенников. Правоохранительной практике известны случаи, связанные с попытками криминальных организаций завербовать офицера, склонить его к передаче служебной информации. При этом в вербовочных беседах с сотрудником, например, МВД воздействие на него обычно ограничивается подкупом в сочетании с угрозой. Подобные же беседы с таможенниками чаще всего основаны на иной тактике, предусматривающей наряду с применением традиционных мер воздействия и апелляцию к «гражданским» чувствам вербуемого лица. При этом приводятся такие доводы:

— «многие предприниматели нарушают таможенное законодательство не умышленно, а в связи с наличием в федеральных законах и нормативных актах ГТК противоречий и неопределенностей — поэтому к ним нельзя относиться как к преступникам»;

— «нерациональные таможенные правила тормозят развитие российского предпринимательства. Поэтому в интересах страны поддержать наиболее способных бизнесменов, обеспечить им благоприятные условия для расширения производства, пусть даже за счет некоторого нарушения данных правил»

Несомненно, такой подход способен снизить остроту мотивационного конфликта у сотрудника, вставшего на путь должностного преступления, что делает особо важной, можно подчеркнуть — специфически важной — проблему мотивационной устойчивости таможенника.

источник

Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее психологические особенности. Система таможенных органов занимает важные позиции в экономической, правовой и социальной политике государства. Ее основой является эффективный таможенный контроль в интересах обеспечения экономической безопасности России, защита здоровья и нравственности ее населения. Она включает Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможни, таможенные посты. Ее основные функции: участие в разработке таможенной политики государства и ее реализации; обеспечение соблюдения законодательства, защита прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий для ускоренного товарооборота через таможенную границу РФ; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции и др.

Правоохранительная деятельность таможенных органов является составной частью их деятельности. В соответствии с Положением о ГТК РФ 1994 г. ее задачами выступают: защита экономических интересов России; участие в осуществлении мер по защите государственной безопасности и охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, а также мер по защите животных и растений, окружающей природной среды; борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного контроля, борьба с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов; содействие компетентным органам в борьбе с международным терроризмом; контроль за соблюдением должностными лицами таможенных органов законности; охрана таможенной инфраструктуры и таможенной границы.

Деятельность должностных лиц таможенных органов отличается психологическими особенностями, которые определяются ее внешними условиями (среда, результаты и их влияние на психику), внутренними (цели, способы), а также возможностями управления и самоуправления. Она осуществляется под постоянным волевым контролем, сила которого во многом определяется продолжительностью работы таможенника, сложностью взаимоотношений с различными категориями лиц, проходящих таможенный контроль, физиологическим состоянием таможенника (нервно-психическое утомление, стресс, болезнь).

Степень эмоционального напряжения (от умеренного до чрезвычайного) таможенной деятельности зависит от характера выполняемых действий профессионального опыта и индивидуальных психологических особенностей должностного лица таможенного органа. На ней сказываются:

• большая персональная ответственность;

• наличие компетентных органов, контролирующих работу, и возможность идентификации допустившего нарушение специалиста;

• необходимость постоянной готовности к неожиданным ситуациям;

• воздействие постоянно меняющихся объектов наблюдения, внешних факторов;

• достаточно высокий уровень конфликтных ситуаций, возникающих при таможенном контроле и оформлении;

• постоянное воздействие криминогенных структур, стремящихся оказать психологическое давление, шантаж, подкуп таможенников, создать возможности для нарушения действующих правовых норм;

• противоборство, возникающее достаточно часто.

Некоторые лица, проходящие таможенный контроль, видят в таможеннике главного виновника возникающих трудностей и свое раздражение пытаются выместить именно на нем, грозя всевозможными карами или предлагая взятки для облегчения своей участи.

Перечисленные особенности деятельности предъявляют высокие требования к любому должностному лицу таможенного органа, к его моральным и нравственным качествам.

Профессиограмма таможенного специалиста. Профессиограмма таможенного специалиста отражает основные особенности его деятельности. Ей свойственна структура, логика и содержание, адекватные этой деятельности.

I. Общие сведения о профессии.

1.1. Наименование, назначение, ответственность.

В структуре таможенного поста — сотрудник группы по борьбе с таможенными правонарушениями, группы досмотра.

В структуре таможни: сотрудник отдела по борьбе с таможенными правонарушениями, сотрудник отдела дознания, сотрудник отдела таможенных расследований, сотрудник отдела по борьбе с контрабандой, сотрудник юридического отдела, сотрудник отдела таможенной охраны.

• обеспечение соблюдения таможенного законодательства, защита интересов и прав государства, физических и юридических лиц при производстве таможенного контроля и оформления;

• осуществление контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

• физический досмотр товаров и транспортных средств лиц, пересекающих государственную границу РФ;

• борьба с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, вооружения или боеприпасов, оружия массового поражения, культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (ст. 188, 189, 190 УК РФ);

• борьба с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);

• борьба с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);

• осуществление мер предупреждения по борьбе с нарушением таможенных правил и правонарушениями, совершаемыми участниками внешнеэкономической деятельности;

• проверка правильности предоставления таможенных преференций — транзитных и налоговых льгот;

• контрольные функции на объектах хозяйствования и на транспорте;

• организация и проведение оперативно-розыскной деятельности;

• организация службы таможенной охраны. Ответственность:

• специалист несет личную ответственность (до уголовной включительно) в полном объеме за выполнение функциональных обязанностей и нарушения действующего законодательства;

• повышенная моральная ответственность, закрепленная публично принятой присягой.

1.2. Характеристика рабочего места, средств и орудий труда:

• специально оборудованные для выполнения функциональных обязанностей помещения и участки местности;

• нерегламентированный рабочий день;

• работа с компьютерной техникой, средствами связи, техническими средствами таможенного контроля, средствами специального назначения;

• контакт с оружием и спецсредствами;

Читайте также:  Для чего полезно активированный уголь

• работа со специально обученными служебными собаками.

1.3. Необходимая общая и специальная подготовка специалистов:

• высшее (средне специальное) образование;

• специальная таможенная подготовка.

1.4. Профессиональное мастерство.

• знание нормативных актов по уголовному и таможенному праву и делу;

• знание правил и инструкций, регламентирующих деятельность подразделений таможни (таможенного поста), а также организаций, предприятий, юридических и физических лиц — участников внешнеэкономической деятельности;

• знание механизмов и способов преступного поведения в сфере внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц;

• знание особенностей оформления документов, участвующих в таможенном процессе;

• знание конструктивных и прочих особенностей транспортных средств и средств доставки товаров, следующих через таможенную границу;

• знание основных путей контрабанды наркотиков, вооружения и боеприпасов и других объектов контрабанды, их характеристики, приемы и способы укрытия от таможенного контроля;

• знание психологических особенностей и поведенческих реакций типичных контрабандистов;

• знание основ работы с вычислительной техникой, средствами связи, техническими средствами таможенного контроля, штатного оружия и специальной техники;

• знание объектов таможенной инфраструктуры, особенностей охраны и безопасности таможенных помещений, складов и т.п.;

• знание правовых основ и принципов оперативно-розыскной деятельности.

• умение логически мыслить и организовывать свою деятельность в условиях дефицита времени;

• умение организовывать и проводить дознание по делам, отнесенным к компетенции таможенных органов;

• умение проводить неотложные следственные действия: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемого, допрос свидетеля и потерпевшего и др.;

• умение принимать решение с осознанием личной ответственности за его последствия;

• умение эффективно работать с людьми, устанавливать психологический контакт в интересах выполнения поставленной задачи;

• умение грамотно и полно составлять компетентные заключения, протоколы по фактам таможенных нарушений, максимально подробно отражать субъективную сторону составов преступлений;

• умение соблюдать установленный порядок неразглашения сведений, относящихся к служебной деятельности;

• умение следить за сохранностью технических средств таможенного контроля, штатного оружия и боеприпасов, техническим состоянием специальной техники;

• умение противостоять негативному воздействию со стороны участников внешнеэкономической деятельности;

• умение быстро ориентироваться в различных условиях обстановки;

• умение применять различные подходы к оценке возникшей ситуации, отсутствие шаблонов и стереотипов мышления.

2.1. Санитарно-гигиенические условия:

• микроклимат бытовых помещений таможни (таможенного поста);

• закрытое помещение с резкими изменениями микроклимата;

• открытое помещение технологического характера;

• транспортные средства (виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, речной, авиационный);

• на открытом воздухе в естественных природных условиях;

• необычные условия (предприятия с вредным или опасным производством).

2.2. Организация и режим труда:

• нерегламентированный рабочий день;

• командировки, выезды, рейды;

• охрана объектов таможенной инфраструктуры.

III. Социально-психологические факторы деятельности.

3.1. Характеристика структурных подразделений.

Структурные подразделения правоохранительного блока несут основную нагрузку по предотвращению таможенных преступлений и правонарушений, защите экономических интересов государства, здоровья и нравственности его населения.

3.2. Роль и место специалиста в системе внутриколлективных связей.

Специалист непосредственно подчинен прямому начальнику, тесно связан технологической цепочкой таможенного контроля с другими специалистами своего отдела, других отделов таможни, участвующих в таможенном контроле и оформлении. Высокая значимость успешного выполнения функциональных обязанностей для самого специалиста, для его отдела и таможни в целом. Возможность повышения результативного труда при проявлении

внимательности, бдительности, наблюдательности, собранности, аккуратности, строгом соблюдении должностных инструкций, творческом подходе к выполнению своих служебных обязанностей и снижение результативности труда при отсутствии этих и других качеств.

3.3. Мотивационные аспекты деятельности.

Качество деятельности сильно обусловлено личностными качествами таможенного специалиста:

• мировоззренческой позицией, морально-этическими качествами, направленностью личности на общественно значимые цели, морально-психологическим настроением, наличием определенных склонностей, интересов, увлечений;

• твердой жизненной позицией, сознательным желанием работать в системе таможенных органов;

• честностью, принципиальностью, порядочностью, патриотизмом;

• высоким чувством долга, профессиональной гордостью;

• тягой к справедливости, профессиональной этикой;

• склонностью к общению с людьми;

• интересом к самосовершенствованию, работе над собой;

• эрудицией, широким кругозором;

• знанием иностранных языков;

• устойчивостью к вниманию и воздействию со стороны участников внешнеэкономической деятельности, посторонних лиц;

• устойчивостью к продолжительной монотонной и напряженной работе, непрерывному поддержанию высокого уровня внимания, собранности и целеустремленности в течение рабочего дня.

Мотивационное значение имеют возможности достаточно быстрого продвижения по службе (досрочного присвоения специального звания, выдвижения на вышестоящую должность, денежного премирования, направления на дополнительную профессиональную учебу и применения мер морального поощрения непосредственно от практических результатов деятельности).

3.4. Особенности социально-психологической и профессиональной адаптации:

• прохождение 12-месячного (6-месячного) испытательного срока;

• наставничество, помощь со стороны опытного, подготовленного специалиста;

• возможность сокращения испытательного срока в связи с успешностью деятельности, обусловленной индивидуальными особенностями личности.

IV. Содержание деятельности.

4.1. Содержание основных задач и операций, выполняемых специалистом:

• физический досмотр пассажиров и грузов, пересекающих таможенную границу РФ;

• борьба с контрабандой наркотиков, вооружения, культурных, археологических и исторических ценностей;

• проверка таможенных деклараций и других документов на сопровождение груза и багажа;

• борьба с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте;

• контроль багажа и ручной клади на предмет обнаружения не разрешенных к перемещению через границу предметов;

• досмотр транспортных средств;

• проверка достоверности предъявляемых документов;

• контроль за уплатой таможенных платежей;

• проверка достоверности декларирования товаров и транспортных средств;

• контроль за доставкой товаров и транспортных средств в место доставки и за вручением документов на них; контроль за уклонением от уплаты таможенных платежей;

• принятие решения о выпуске или невозможности выпуска товаров и транспортных средств через границу;

• осуществление оперативно-розыскной деятельности в интересах борьбы с криминальными организованными структурами;

• осуществление охраны и обороны объектов таможенной инфраструктуры;

• проведение дознания по составам преступлений, предусмотренных ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ;

• проведение предусмотренных УК РФ следственных действий (опрос, осмотр, обыск, допрос подозреваемого, допрос свидетеля и др.);

• оформление принимаемых решений и действий по делу постановлениями и протоколами.

Основное психологическое содержание деятельности специалиста: логико-аналитическая, контролирующая, познавательная деятельность, связанная с высоким уровнем персональной ответственности и необходимостью самостоятельно принимать решение при определенном дефиците времени.

4.2. Источники приема информации о нарушении таможенных правил:

• непосредственное обнаружение признаков нарушения таможенных правил;

• сообщения и заявления российских и иностранных лиц, а также сообщения в средствах массовой информации;

• материалы, поступившие от других таможенных органов РФ,

• материалы, поступившие от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;

• информация, поступившая от таможенных и иных правоохранительных служб и компетентных органов иностранных государств, международных организаций.

4.3. Особенности приема информации:

• получение от различных источников (документы на различных языках, объяснения участников внешнеэкономической деятельности, визуальный канал, данные технических средств контроля и др.);

• поступление информации в ограниченное время и по нескольким каналам одновременно;

• возможные помехи со стороны подконтрольного лица;

• постоянная нагрузка на органы чувств;

• устойчивое произвольное внимание с хорошей переключаемостью.

4.4. Особенности переработки информации и принятия решений:

• сжатые сроки переработки информации и принятия решения;

• зависимость результатов труда от качества памяти;

• высокая значимость логического мышления, его быстроты, гибкости, самостоятельности, критичности;

• влияние чувства личной ответственности;

• обстановка возможного влияния участника внешнеэкономической деятельности (сопровождающих его лиц).

4.5. Структура исполнительских действий:

• рабочая поза зависит от выполнения конкретной функции и изменяется от статической (работа за столом, рентгеновским аппаратом, специальными средствами) до преобладания двигательных актов;

• активная работа пальцев, кистей рук, верхних и нижних конечностей;

• хорошая координация движений;

• речевая культура, умение выслушать собеседника, обосновать свою точку зрения и доказательно ее аргументировать, владение профессиональной терминологией.

4.6. Ошибки в деятельности специалиста:

а) сенсорно-перцептивные (ошибки приема и первичной оценки информации);

б) гностические (ошибки переработки информации и принятия решения);

в) моторные (недостатки психомоторики и речи);

г) личностные (обусловленные особенностями мотивации, характера, воли, эмоциональной сферы и т.п.)

Недопустимость грубых ошибок в деятельности.

4.7. Загруженность в ходе деятельности различных психологических функций:

• распределение усилий, а также времени зависит от количества и интенсивности потока пассажиров, грузов, деятельности смежных служб (расписания прилета и отлета самолетов, движения поездов, судов и т. п.) ;

• преобладание загруженности сенсорно-перцептивных, логических и интеллектуальных процессов;

• приоритет внимательности и психомоторики.

V. Динамика психического состояния специалиста в процессе деятельности.

5.1. Характер и степень изменения психофизиологических функций и работоспособности специалиста:

• достаточно высокая зависимость результативности труда от эмоциональной сферы и психоэмоционального состояния специалиста и подконтрольного лица;

• тенденция к снижению внимательности и работоспособности во второй половине рабочего дня (или смены), в ночное время;

• возможность влияния разнообразных внешних факторов (от метеоусловий до морального давления со стороны);

• возможность снижения динамики работоспособности к концу рабочей недели.

5.2. Основные пути преодоления неблагоприятных ситуаций:

• навыки психосаморегуляции, аутогенные тренировки;

• профилактика монотомии, занятия физической культурой и спортом;

• совершенствование профессионального обучения;

• формирование морально-психологических установок на безусловное выполнение своих функциональных обязанностей и служебного долга.

Психограмма таможенного специалиста. Психограмма включает структурированный перечень психологических качеств, которыми должен обладать специалист в соответствии с требованиями профессиограммы.

1. Направленность, мотивация, склонности, волевые качества:

• направленность и интерес к таможенному делу;

• склонность к работе с людьми, к общению;

• способность к научению, интерес к приобретению новых знаний;

• настойчивость, решительность, смелость;

• самообладание, уверенность в своих силах, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

2. Сенсорно-перцептивные свойства:

• устойчивость функций анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного; формы, размеров, скорости, объема и т.п.);

• преобладание зрительного канала восприятия;

• устойчивое внимание, его широкое распространение, быстрое переключение и большой объем;

• способность выделять существенные признаки, подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте.

3. Особенности высших психических функций:

• достаточный объем, быстрота и точность запоминания и восприятия;

• оперативность, четкость и критичность мышления; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;

• развитая память на внешность и поведение человека;

• способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание;

• способность вести наблюдение одновременно за большим количеством переменных исследуемого объекта, а также за большим количеством объектов;

• способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации;

• потребность развития воображения.

4. Психомоторные свойства и физические качества:

• хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;

• хорошая координация движений, устойчивость к тремору;

• устойчивость речедвигательных характеристик к психофизическим нагрузкам, склонность быстро устанавливать коммуникативный контакт, четко и ясно излагать свои мысли;

• способность к резкой смене вида деятельности;

• способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;

• владение приемами самозащиты и рукопашного боя.

5. Личностные и профессиональные особенности:

• готовность к сотрудничеству, отзывчивость, приспособляемость, легкость включения в групповую активность, наличие собственного мнения;

• эмоциональная зрелость, устойчивость, невозмутимость;

• склонность к соблюдению общественных моральных норм;

• чувство ответственности, способность убедить группу работать на практической и реалистической основе;

• эффективность деятельности в ситуациях, требующих постоянства, настойчивости и упорства;

• осмотрительность, осторожность и бдительность;

• самообладание, забота о социальной репутации.

6. Противопоказания к деятельности:

• нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;

• жестко выраженные психические акцентуации и отклонения;

• алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;

Изложенные психологические особенности деятельности и личности таможенного специалиста целесообразно учитывать при профессиональном отборе и расстановке кадров, прогнозе способностей к адаптации к таможенной деятельности и степени успешности ее осуществления.

Существующая в настоящее время система подготовки таможенных специалистов не является оптимальной, так как не в полной мере обеспечивает высокий профессиональный уровень их деятельности, что является одним из факторов, снижающих эффективность государственного таможенного контроля в России.

Изменить ситуацию возможно путем дальнейшего изучения профессиональной деятельности специалистов таможенной службы и созданием системы ее психологического обеспечения. Такая система должна включать в себя разработку критериев и показателей эффективной профессиональной деятельности, обоснование содержания и структуры таможенной деятельности, включающих описание отличительных признаков различных инвариантов таможенной деятельности, действующих в них экстремальных факторов, наиболее распространенных функциональных состояний, возникающих у таможенника, разработку нормативной модели профессионализма некоторых категорий таможенных служащих и алгоритма ее применения.

источник

Характеристика профессиональной деятельности специалиста таможенное дело

Область профессиональной деятельности специалистов включает: таможенное регулирование и таможенное дело; борьбу с правонарушениями в области таможенного дела.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: отношения в области профессиональной деятельности специалистов, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, лица, участвующие в их перемещении, система таможенных органов.

Виды профессиональной деятельности:

применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля;

Задачи профессиональной деятельности:

— обеспечение применения таможенных процедур;

— осуществление таможенного контроля;

— обеспечение соблюдения таможенного регулирования;

— определение и контроль таможенной стоимости товаров;

— обеспечение соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений;

— выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений

— защита государственной тайны;

— составление процессуальных документов

— управление деятельностью таможенных органов;

— управление качеством, результативностью

— проведение расчетов по оптимизации организационно

4. Информационно – аналитическая:

— применение информационных систем и технологий,

5. Научно – исследовательская:

— мониторинг достижения целей, выполнения задач и плановых показателей таможенных органов,

Читайте также:  Овес для коз полезен

— разработка предложений по внедрению результатов исследований и инноваций в практическую деятельность.

7.Структура учебного плана и формирование профессиональных компетенций специалиста таможенного дела

Учебный план — это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, удостоверяется деканом факультета.Задача учебного плана — определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения. Учебный план предусматривает 4 цикла: 1 цикл — гуманитарных и социально экономических дисциплин (русский язык, философия, история)-формирует общекультурную компетенцию; 2 цикл- математических и естественно — научных дисциплин(математика, КСЕ, БЖД)- начинает формировать профессиональную компетенцию3 цикл- профессиональных дисциплин(ОТД)-формируют непосредственно профессиональную компетенцию4 цикл — специальных профессиональных дисциплин формируют профессиональную компетенцию специалиста таможенного дела в более узких областях таможенного права. Для лучшего усвоения материала теоретические знания, полученные в течение учебного года, студенты подкрепляют во время практик. Учебный план подготовки специалистов таможенного дела предусматривает четыре практики: учебная (ознакомительная) — после второго курса; первая таможенная — после третьего; вторая таможенная — после четвертого и преддипломная — на пятом курсе. Учебный план включает в себя:1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;3) трудоемкость их изучение 4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа)

54 аса раб неделя ученика

8.Роль экономических, правовых и управленческих дисциплин в формировании профессиональных компетенций специалиста таможенного дела.

Требования СГУПС к промежуточной аттестации и прохождению практики

Система оценок при проведении промежуточной аттестации студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования, порядок и периодичность сдачи зачетов и экзаменов, правила повторной сдачи экзаменов, основания и сроки продления сессии, порядок перевода на следующий курс устанавливаются положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов университета, которое рассматривается на Ученом совете и утверждается приказом ректора.

Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «зачтено», «не зачтено», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Обучающиеся по основным программам высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более десяти экзаменов и двенадцати зачетов, Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, на следующий курс не переводятся.

Практики являются обязательным компонентом учебного процесса и важным этапом в теоретической и профессиональной подготовке. Цели организуемой системы практик:

— более углубленное изучение, закрепление и обобщение полученных в процессе обучения знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

— приобретение студентами первоначального опыта профессионального применения полученных знаний для решения реальных производственных задач

Практики организуются в сроки, определенные графиком учебного процесса.

В процессе обучения студенты проходят 3 вида практик:

— учебная практика —- производственная практика —- преддипломная По итогам практики студенты составляют и защищают отчет.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительным причинам (по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, обстоятельствам форс-мажорного характера и другим аналогичным по значимости причинам), направляется на практику повторно, в свободное от учебы время. Если программа не выполнена без уважительной причины или при защите отчета выставлена неудовлетворительная оценка, студент отчисляется из университета, как имеющий академическую неуспеваемость.

Студенты, проработавшие по профилю специальности не менее года и представившие в деканат справку с места работы, могут быть по представлению заведующего кафедрой освобождены от прохождения практики распоряжением декана факультета.

10. Организация самостоятельной работы и НИРС

Исследовательская работа студентов – составная часть практических занятий. В процессе практических занятий студенты учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно моделируют, проводят эксперименты, Написание докладов, рефератов, дипломных проектов – еще одна форма самостоятельной учебной исследовательской работы. Идет глубокое изучение научной литературы, ее анализ, систематизация, логическое изложение обработанного материала.Исследовательская работа подразумевает для преподавателей повышение квалификации, а для студентов – углубление знаний

Научно-исследовательская работа содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в институте знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в магистратуре и аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров института.

• выявлениестудентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;

• создание благоприятных условий для развития • содействие всестороннему развитию личности студента, приобретение навыков самостоятельной работы

• интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, Организационные формы НИРС, реализуемые в институте:

1. НИРС, включаемая в учебный процесс.

выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ2. НИРС, дополняющая учебный процесс.

Предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы обучения и организуется в форме: работы в студенческих научных кружках; выполнения индивидуальных научных.3. НИРС, параллельная учебному процессу.

Организация и формы самостоятельной работы

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента — 27 часов в неделю в среднем

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый — это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Второй — повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Цель СРС — научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Характеристика профессиональной деятельности специалиста таможенное дело

Область профессиональной деятельности специалистов включает: таможенное регулирование и таможенное дело; борьбу с правонарушениями в области таможенного дела.

Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: отношения в области профессиональной деятельности специалистов, товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, лица, участвующие в их перемещении, система таможенных органов.

Виды профессиональной деятельности:

применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и осуществление таможенного контроля;

Задачи профессиональной деятельности:

— обеспечение применения таможенных процедур;

— осуществление таможенного контроля;

— обеспечение соблюдения таможенного регулирования;

— определение и контроль таможенной стоимости товаров;

— обеспечение соблюдения установленных законодательством запретов и ограничений;

— выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений

— защита государственной тайны;

— составление процессуальных документов

— управление деятельностью таможенных органов;

— управление качеством, результативностью

— проведение расчетов по оптимизации организационно

4. Информационно – аналитическая:

— применение информационных систем и технологий,

5. Научно – исследовательская:

— мониторинг достижения целей, выполнения задач и плановых показателей таможенных органов,

— разработка предложений по внедрению результатов исследований и инноваций в практическую деятельность.

7.Структура учебного плана и формирование профессиональных компетенций специалиста таможенного дела

Учебный план — это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, удостоверяется деканом факультета.Задача учебного плана — определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения. Учебный план предусматривает 4 цикла: 1 цикл — гуманитарных и социально экономических дисциплин (русский язык, философия, история)-формирует общекультурную компетенцию; 2 цикл- математических и естественно — научных дисциплин(математика, КСЕ, БЖД)- начинает формировать профессиональную компетенцию3 цикл- профессиональных дисциплин(ОТД)-формируют непосредственно профессиональную компетенцию4 цикл — специальных профессиональных дисциплин формируют профессиональную компетенцию специалиста таможенного дела в более узких областях таможенного права. Для лучшего усвоения материала теоретические знания, полученные в течение учебного года, студенты подкрепляют во время практик. Учебный план подготовки специалистов таможенного дела предусматривает четыре практики: учебная (ознакомительная) — после второго курса; первая таможенная — после третьего; вторая таможенная — после четвертого и преддипломная — на пятом курсе. Учебный план включает в себя:1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;3) трудоемкость их изучение 4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа)

54 аса раб неделя ученика

8.Роль экономических, правовых и управленческих дисциплин в формировании профессиональных компетенций специалиста таможенного дела.

Требования СГУПС к промежуточной аттестации и прохождению практики

Система оценок при проведении промежуточной аттестации студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования, порядок и периодичность сдачи зачетов и экзаменов, правила повторной сдачи экзаменов, основания и сроки продления сессии, порядок перевода на следующий курс устанавливаются положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов университета, которое рассматривается на Ученом совете и утверждается приказом ректора.

Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «зачтено», «не зачтено», «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Обучающиеся по основным программам высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более десяти экзаменов и двенадцати зачетов, Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, на следующий курс не переводятся.

Практики являются обязательным компонентом учебного процесса и важным этапом в теоретической и профессиональной подготовке. Цели организуемой системы практик:

— более углубленное изучение, закрепление и обобщение полученных в процессе обучения знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

— приобретение студентами первоначального опыта профессионального применения полученных знаний для решения реальных производственных задач

Практики организуются в сроки, определенные графиком учебного процесса.

В процессе обучения студенты проходят 3 вида практик:

— учебная практика —- производственная практика —- преддипломная По итогам практики студенты составляют и защищают отчет.

Студент, не выполнивший программу практики по уважительным причинам (по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам, обстоятельствам форс-мажорного характера и другим аналогичным по значимости причинам), направляется на практику повторно, в свободное от учебы время. Если программа не выполнена без уважительной причины или при защите отчета выставлена неудовлетворительная оценка, студент отчисляется из университета, как имеющий академическую неуспеваемость.

Студенты, проработавшие по профилю специальности не менее года и представившие в деканат справку с места работы, могут быть по представлению заведующего кафедрой освобождены от прохождения практики распоряжением декана факультета.

10. Организация самостоятельной работы и НИРС

Исследовательская работа студентов – составная часть практических занятий. В процессе практических занятий студенты учатся пользоваться приборами, оборудованием, самостоятельно моделируют, проводят эксперименты, Написание докладов, рефератов, дипломных проектов – еще одна форма самостоятельной учебной исследовательской работы. Идет глубокое изучение научной литературы, ее анализ, систематизация, логическое изложение обработанного материала.Исследовательская работа подразумевает для преподавателей повышение квалификации, а для студентов – углубление знаний

Научно-исследовательская работа содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в институте знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт. Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях науки и техники.

Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в магистратуре и аспирантуре и пополнения научных и педагогических кадров института.

• выявлениестудентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;

• создание благоприятных условий для развития • содействие всестороннему развитию личности студента, приобретение навыков самостоятельной работы

• интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, Организационные формы НИРС, реализуемые в институте:

1. НИРС, включаемая в учебный процесс.

выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), выпускных квалификационных работ2. НИРС, дополняющая учебный процесс.

Предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственной программы обучения и организуется в форме: работы в студенческих научных кружках; выполнения индивидуальных научных.3. НИРС, параллельная учебному процессу.

Организация и формы самостоятельной работы

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента — 27 часов в неделю в среднем

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый — это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Второй — повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Цель СРС — научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

источник

Источники:
  • http://megaobuchalka.ru/2/14056.html
  • http://studfiles.net/preview/6189808/page:100/
  • http://infopedia.su/9x3c26.html