Меню Рубрики

Чтение полезное и увлекательное занятие

Зачем читать книги? Читающий человек получает много преимуществ, с которыми мы и ознакомимся в этой мотивирующей статье.

1) Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя. Дерзайте!

2) Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

Интересный факт : влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, немецкий философ Артур Шопенгауэр считает, что чрезмерное чтение не только бесполезно, но и вредно. Причина этого, по словам философа, заключается в том, что читатель через книги получает чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он дошёл до этого самостоятельно. Кроме того, происходит ослабление разума читателя из-за привычки искать идеи во внешних источниках, а не в своей голове.

Достаточно необычное мнение, которое, тем не менее, имеет право на жизнь. Но всё же, друзья, умные люди, как правило, читать любят, а глупые — вообще не читают. Эта простая тенденция прослеживается довольно явно.

3) Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником. Особенно сильное впечатление вы можете произвести на тех людей, которые мало читают.

4) Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Как вы знаете, уважаемые читатели СиЗОЖа, то, что не используется — атрофируется (за ненадобностью). И наоборот: то, что постоянно используется, в итоге растёт, становится больше, развивается. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

5) Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

6) Чтение делает нас моложе. Давно доказано, молодость тела зависит от молодости мозга. Другими словами, если мозг дряхлый, то и тело будет ему соответствовать. А так как при чтении книг мы активно используем и развиваем наш мозг, то и на общем состоянии организма это сказывается только положительно. Читайте и молодейте, друзья!

7) Чтение улучшает концентрацию. Польза чтения состоит и в том, что во время этого процесса мы концентрируемся на содержании произведения. Сейчас всё больше людей испытывают проблемы с концентрацией, поэтому навык концентрации во время чтения книги окажется весьма полезным.

8) Чтение увеличивает словарный запас. Ну здесь всё понятно — читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Регулярно читая, вы сильно пополняете свой словарный запас. Это, в свою очередь, исключает ситуации, когда вы не можете выразить свои мысли. Больше никаких «Эээээ…», «Блин, забыл, как оно…» — теперь вам будем гораздо легче подбирать нужные слова благодаря богатому словарному запасу.

9) Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

10) Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом. После достойной книжки вы обязательно испытаете душевный подъём и получите пищу для ума.

Итак, друзья, как вы могли убедиться, чтение книг — весьма полезное времяпровождение.

Что делать, если вы хотите читать, но не можете себя заставить? Читайте по чуть-чуть, по несколько страниц. Если книга вам по душе, то вы обязательно втянетесь.

Что делать, если вы сильно устаёте после работы? Тут, ребята, тоже всё решаемо. Слушайте аудиокнижки! Конечно, выбор в сравнении с печатными изданиями здесь поменьше, но найти что-то стоящее получится обязательно.

Что делать, если ребёнок не хочет читать? Насильно любовь к чтению не привить. Лучший способ влиться в мир чтения — это расти в читающей семье. Да, да, именно ваш личный пример будет самой эффективной мотивацией для вашего ребёнка читать книжки.

На этом всё. Читайте и получайте удовольствие! И до скорых встреч на страницах СиЗОЖа!

источник

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут .

Современная наука нашла доказательства пользы от чтения книг и она не меньше, чем польза от занятий спортом. Профессор Джон Стейн разъясняет: «Чтение является своеобразной зарядкой для мозга. Понимание сюжета читаемого, погружает в мир воображения. Читатель переживает те же моменты, что и герои книг, получает заряд позитива и одновременно развивает мускулатуру мозга» .

«Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее? Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были ещё умнее, читайте им ещё больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.
Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.
Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребёнок открывает её впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, – это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус». ( Автор: Neil Gaiman)

Бельгийским фондом чтения разработаны «Десять фактов о пользе чтения» и «Пять золотых правил для тех, кто хочет приучить ребенка к чтению», которые помогут учителям и библиотекарям в повседневной работе по продвижению чтения в детской среде.

Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье

Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду

Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться

Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время

Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие

Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька

Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.

8. Чтение помогает сконцентрироваться

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре

Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей

Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – 1-15 окт. (№19). – С. 32-34

1. То, что вы узнали в детстве, останется с вами навсегда

Не бывает слишком маленьких детей для того, чтобы читать им сказки и стихи. Раннее знакомство с книгами – лучший способ на всю жизнь привить ребёнку любовь к чтению.

2.Дети и взрослые живут в одном и том же мире

Дети хотят как можно быстрее вырасти, поэтому им интересна жизнь взрослых. Так давайте холить и лелеять детей, но при этом не стоит их прятать под стеклянный колпак.

3.Мы учимся у людей, которыми восхищаемся

Дети восхищаются своими родителями и учителями. Если взрослые говорят о книгах с любовью и увлечением, дети обязательно последуют их примеру.

4.Не существует такого понятия, как средний ребёнок

Одному ребёнку интересны атласы, а другой любит поэзию. Один – реалист, а другой – мечтатель. Вашим девизом должны стать слова: «Каждому ребёнку – нужная книга в нужное время».

Когда вы хотите завоевать кого-нибудь, то должны быть готовы к тому, что придётся приложить немалые усилия. Поэтому прежде чем увлечь ребёнка чтением, нужно будет познакомить его с увлекательными историями и красивыми картинками, искусно напечатанными на хорошей бумаге. Но не пугайтесь: соблазнить ребёнка чтением не так уж сложно, ведь почти все дети, так же как и большинство взрослых, просто обожают разные истории.

Штейман А. Страсть к чтению / А. Штейман // Библиотека в школе. – 2009. – 1-15 окт. (№19). – С. 32-34

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, что оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше размышляем, чтобы понять ту или иную идею произведения.

В современном мире избавление от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.

Всего пять минут чтения в тишине, заменят вам один час стрессотерапии на приеме у психолога, или получасовой прогулки.

3. Увеличивает словарный запас

Когда вы читаете книги различных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используете в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре определение. Иногда о значении термина можно понять по смыслу, заключенному в предложении. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает грамотность.

4. Защищает от болезни Альцгеймера

По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии.

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

6. Делает нас более творческими

Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом, говорящим о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

8. Улучшает мозговую активность

При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику.

При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

«Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не будете полностью довольны миром, в котором выросли».

1. Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить.

2. Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых.

Читайте также:  Полезные упражнения для простаты

3. Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор.

4. Книга всегда лучше фильма, потому что в воображении нет ограничений на спецэффекты.

5. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.

6. Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

7. Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.

8. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

9. Существует только одна вещь, худшая, чем не прикасаться к чтению книг последние 90 дней; это не прикасаться к чтению последние 90 дней и думать, что ничего не случилось.

10. Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их.

11. Чтобы стать умным, достаточно прочитать 10 книг, но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

12. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

13. Помните: то, что вы собой представляете, определяется тем, что вы читаете.

14. Доверяй книгам, они самые близкие. Они молчат, когда надо, и говорят, открывая перед тобой мир, при надобности.

источник

В наш XXI век люди все меньше начали читать. Они тратят свое время на игры в гаджетах, просмотр телепередач, которые, как правило, ничему не учат, не расширяют кругозор, а, к сожалению, совсем наоборот.

И все-таки, в этой безумной ежедневной суматохе, современный человек иногда задает себе вопрос, а может что-то почитать? Ловит себя на мысли, что да, действительно давно не подпитывал свой мозг. Так в чем польза чтения? Все плюсы этого замечательного занятия можно отметить по пунктам, которые мы рассмотрим далее. А вот минусов у него нет ни одного.

Из книг можно черпать просто неограниченное количество полезных знаний. Когда человек читает, он начинает больше понимать ситуации, которые происходят в его собственной жизни, людей, его окружающих. Каждый может найти в книге что-то интересное и полезное для себя. Ведь жанров множество, есть из чего выбирать – история, приключения, фантастика, юмор, детективы, развитие личности, психология, самосовершенствование и другие.

Развивается воображение лучше всего именно при чтении. В этом тоже неоспоримая польза данного занятия. Чтение дает стимул задумываться над вещами, о которых человек и не мыслил до ознакомления с той или иной книгой. Также в процессе чтения он может оказаться в своем, видимом только ему фантастическом мире, которое рисует его воображение. В этом и заключаться разница между просмотром фильма и прочтением книги, ведь в кино мы видим сюжет и героев глазами режиссера.

А, читая книгу, мы рисуем все своими глазами. Таким образом, чем больше читать, тем богаче становиться воображение, а уровень нестандартного мышления и креативности повышается.

Чтение помогает общаться с людьми. Начитанный человек, если вы замечали, как правило, грамотен. У него хорошо поставленная речь, говорит он красиво, четко может формулировать свои суждения о чем-либо. Также он умеет доступно и понятно выражать свои мысли.

Поэтому с человеком, обладающим такими навыками, приятно и интересно общаться. Это еще одна польза чтения. И конечно, на тех людей, кто вовсе не любит книги, читающий человек производит сильное впечатление.

Почему нужно читать? Потому что при данном занятии очень сильно развивается мышление. Потому что анализируется та ли другая ситуация и в целом суть написанной книги. Поэтому логично, что при постоянном чтении литературы люди становятся более образованнее и умнее.

К улучшению памяти приводит то, что во время чтения человек следит за сюжетом и основными мыслями текста. Тут снова все просто, при использовании памяти, она развивается.

Ученые давно уже доказали, что тело молодо настолько, насколько молод мозг. То есть, если наш Мыслительный «аппарат» дряхлый, тело будет ему соответствовать. А регулярное чтение художественной литературы помогает мозгу оставаться в тонусе и тем самым тело тоже держится в порядке.

В процессе данного занятия люди сосредотачиваются на сюжетной линии. Они концентрируют свое внимание на том, о чем написано произведение. В наше время множество людей наблюдают проблему в том, что не могут быстро сконцентрироваться. Так что этот навык будет очень кстати.

Какая польза чтения? В книгах часто можно столкнуться со словами, которые не применяются при общении каждый день. Читая регулярно, словарный запас существенно увеличивается.

И в этом опять прослеживается огромная польза чтения. Так как человек всегда сможет ясно и четко выразить свои мысли, не будет таких ужасных и неловких моментов, когда не получается подобрать правильные и уместные слова.

Начитанный человек уверенно может чувствовать себя в любой компании, потому что он всесторонне развит. У него есть представление о многих областях, поэтому людям кажется, что он эрудирован, образован, имеет понятие, о чем идет разговор и имеет возможность поддержать его.

Благодаря этому начитанный собеседник в обществе чувствует себя комфортно и уверенно. Да и признание общества повышает его самооценку.

Люди сейчас находятся в постоянном стрессе из-за погони за деньгами, материальными благами, куда-то постоянно спешат, стараются все успеть, находятся все время в напряжении. Поэтому после трудного рабочего дня очень расслабляет, если спокойно посидеть в уютном местечке с книжкой и кружкой чая. Возможно даже чтение вслух.

Таким образом, книга помогает окунуться в другую реальность. Часто после такого отдыха отмечается душевный подъем, набираются силы, появляется мотивация.

В заключение можно сделать вывод, что чтение книг — это очень полезное и увлекательное времяпровождение. Поэтому по возможности не стоит пренебрегать таким отдыхом. Но бывает, что читать вы хотите, никак не можете заставить себя этим заняться. Что делать в такой ситуации? Нужно начинать с пары страниц. Будьте уверены, если книга затронет вашу душу, вы не сможете потом от нее оторваться.

Если же проблема состоит в том, что читать наотрез отказывается ребенок, то его стоит мотивировать. А это можно сделать своим примером. Ведь недаром говорят, что дети смотрят в первую очередь на родителей и пример берут с них. Вывод: стоит показать ребенку, что чтение — это очень интересное занятие. Можно самому читать, а потом с увлечением делиться с ребенком впечатлениями и ходом сюжета книги.

Если человек любит и привык всегда прокачивать свой мозг, читая, ему важно, чтобы возле него была интересная литература. Если все личные книги уже перечитаны по несколько раз, и человек немного устал от них, стоит пойти в библиотеку и взять что-то новенькое. Иногда бывает трудно определиться, что именно хотелось бы почитать. Тут нужно грамотно расставить приоритеты, и тогда можно достаточно просто выбрать себе замечательную и интересную книгу.

1. Нужно сделать список и ответить себе на такие вопросы, как:

  • Люблю ли я книги? А какие именно? Какой жанр хочу почитать прямо сейчас – мистику, мотивирующие, детективы, любовнее романы, исторические и так далее.
  • Каких авторов выделяю? Можно выбрать какую-то книгу из тех, которые были прочитаны, но по стилю написания и сюжету автор тронул.
  • Какими направлениями сейчас интересуюсь?

2.Сначала нужно поискать книгу, конечно же, у себя дома, прежде чем отправляться в такое место, как библиотека. Бывает, что где-то на запыленной и забытой полке или на чердаке можно найти очень интересные, но почему-то забыты там издания.

3.Можно попросить, помощи в выборе увлекательной книги у кого-то из друзей и знакомых, вдруг они в последнее время читали что-то, что их заинтересовало и заинтриговало. Да и обсудить потом вы сможете книгу вместе.

4.Нужно читать обзоры и рецензии в журналах и газетах. Таким образом, можно найти интересные книги, новых авторов с новыми веяниями.

5.Можно зарегистрироваться в книжном клубе. Когда человек становиться его членом, у него часто появляется мотивация почитать что-то новое или из рекомендуемой литературы участников.

6. Быстро оглянуть нужно полки, где лежат издания интересующего вас жанра. Возможно, взгляд найдет книгу, про которую забыли, но хотели когда-то прочитать или же читали очень давно, и появиться желание ее вспомнить.

7.В библиотеке можно немного задержаться и начать читать выбранную книгу. Конечно же, не всю, а хотя бы одну главу. Так можно понять, заинтересует она вас или нет.

8. Можно поинтересоваться в интернете, что читают любимые писатели. После этого у вас будет возможность попробовать прочитать те же книги.

9. Удобно также найти много сайтов, где можно огромное количество литературы в различных жанрах на самые разнообразные темы скачать в электронном виде. В наше время вообще очень распространены электронные книги. Они удобны в использовании, не громоздки, бывают по размеру не больше мобильного телефона. Поэтому их легко можно брать с собой в любую дорогу, так как они не займут много места, даже если в памяти книги будет закачено множество томов. Можно считать, что в кармане везется целая маленькая библиотека, для которой, если везти ее реальными книгами, нужен был бы минимум грузовик.

Чтение вслух или про себя — это очень полезное занятие. Оно помогает сделать анализ собственной жизни, возможно, где-то заметить свои ошибки, а может, если это еще возможно, и исправить их. Книги помогают найти взаимопонимание с близкими, с окружением, подсказывают, может быть в каких-то моментах не стоит проявлять категоричность, а следует кого-то понять и простить.

Каждый человек сам решает, что читать. Самое главное найти именно ту книгу, которая затронет его душу, будет ему помощником в той или иной ситуации. Возможно, что эта литература поможет разрешить какую-то непонятную для человека ситуацию, или даст мотивацию для продолжения какого-нибудь дела, даст вдохновение, дабы начать что-то новое. А возможно, книга поможет понять, что пора оставить все старое за бортом и начать совсем новое плавание. Литература может дать мотивацию человеку на что угодно, даже начать новую жизнь, о которой тот, возможно, давно мечтал, но по каким-то причинам не решался.

источник

Для некоторых детей чтение представляется очень трудным, утомительным и совсем не веселым занятием. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка чтением, родителям необходимо проявить изобретательность, а также обратиться к опыту других родителей и педагогов, который поможет достичь желаемой цели.

Среди всех советов и способов того, как превратить чтение в увлекательное занятие, мы выделили шесть наиболее эффективных.

Способ № 1: читайте подходящие книги

Ничто так не снижает мотивацию к чтению, как попытка ребенка читать, скажем, роман Достоевского вместо такой книги, как, например, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Астрид Линдгрен, больше соответствующей его читательскому уровню.

Убедитесь, что ваш ребенок читает книги, которые действительно ему подходят, а не являются слишком сложными произведениями, которые могут вызывать внутренне напряжение и на долгие годы отбить охоту открывать книгу. Для того чтобы правильно подбирать книги для вашего ребенка, используйте простое «Правило пяти пальцев». Помните: чрезвычайная сложность книги равна демотивации ребенка.

Способ № 2: дайте детям право выбрать книгу

Дети любят ощущение того, что им под силу что-то изменить в своей жизни. Поэтому, если вы отправляетесь в детский книжный магазин или детскую библиотеку, позвольте вашему малышу загрузить в корзинку все книги, которые его заинтересовали. Такой подход будет подстегивать ребенка поскорее открыть самую привлекательную для него книгу по приходе домой и с интересом погрузиться в ее увлекательный мир.

Способ № 3: выходите за рамки обычных книг (используйте аудио- и электронные книги)

Знаете ли вы, что прослушивание аудиокниг также считается чтением? Да, это восприятие на слух, которое не связано со зрительным распознаванием букв и знаков препинания, но такой способ чтения также полезен, и вот почему: он позволяет пополнять словарный запас и получать знания на разные темы, включая литературные приемы и литературные обороты. И самое лучшее в этом то, что ребенок гораздо меньше устает и в большей степени сосредоточен на самой истории, что помогает ему почувствовать волшебство этого увлекательного занятия. И это ключ к тому, чтобы полюбить чтение.

Кроме того, не забывайте о чтении книг с помощью электронных устройств, таких как электронные книги или планшет. Поскольку многие дети загипнотизированы новейшими технологиями, высокотехнологичные устройства могут сделать чтение очень заманчивым.

И, наконец, помните о детских журналах с минимальным количеством текста и максимальным количеством иллюстраций. Не забывайте, что это также чтение или хотя бы мощный трамплин к нему.

Способ № 4: создайте в доме сказочное пространство для чтения

Создайте в доме такое пространство для чтения, в котором ребенок захочет находиться как можно дольше. Например, небольшой шатер, ковры с восточными узорами, светильники, приглашающие в сказку, подушки в узорных чехлах, плакаты со сказочными и мультипликационными героями, а также полочка с любимыми игрушками. Создайте атмосферу сказки, праздника и развлечения, а затем положите в центре книгу и начинайте читать с интонациями, которые соответствуют созданной атмосфере. Сказка продолжается. Ребенок погружается в сказочный мир повествований.

Способ № 5: позвольте ребенку немного поозорничать

Чтобы при чтении ребенок чувствовал себя в своей тарелке и ощущал некоторые преимущества, попробуйте разрешить ему следующие виды послабления:

  • Ради чтения хорошей книги разрешите ребенку не доесть ужин и лечь поздно.
  • Если ребенок устал читать сам, возьмите инициативу на себя и почитайте ему продолжительное время, возможно, даже с использованием игровых интонаций, жестов и пантомимики.
  • Разрешите ребенку двигаться во время чтения – ходить по комнате, прыгать на батуте, сидеть на мяче для упражнений или вращать обруч на талии.

Правило № 6: не игнорируйте затруднения, возникающие у ребенка

Если ребенок нуждается в помощи для устранения затруднений, которые возникают у него в процессе чтения, обязательно помогите ему. Возможно, ребенку нужно пройти тестирование, посетить окулиста, пригласить репетитора – что угодно. Не ждите. Спешите помочь вашему малышу преодолеть трудности, которые ни в коем случае нельзя откладывать в «долгий ящик». Ведь если вы их не победите, они будут только усиливаться. Поэтому, получив помощь нужного специалиста, вы снимете препятствия, которые мешали ребенку наслаждаться таким увлекательным занятием, как чтение, и подарите ему целый мир и добрый навык, который будет полезен ему всю его жизнь.

Поверьте, родителям под силу превратить чтение в веселое и увлекательное занятие, которое откроет детям новые горизонты и останется с ними навсегда. Это достижимо! Нужно только постараться и в случае необходимости обратиться за помощью.

Читайте также:  Каша гречневая полезные свойства и противопоказания

источник

Родители-книголюбы нередко обижаются на своих детей за то, что они отказываются читать книги. Ещё бы, ведь в мире столько интересного: телевизор, компьютер, планшет. Все эти предметы не требуют никакого интеллектуального напряжения, достаточно сесть перед экраном и иногда нажимать на кнопки. Принуждать ребенка не следует. С детьми нужно говорить на их языке.

Чтобы ребенок осознал важность чтения и книг в своей жизни, обустройте в квартире специальное место, где можно спокойно отдохнуть и почитать. Это должен быть уголок с книжными полками, настольной лампой и удобным креслом. Книжный уголок должен быть максимально уютным, располагающим к чтению. На стене можно повесить портрет известного писателя или просто любую красивую картинку. «Свято место» не должно пустовать. Проводите здесь за книгой каждую свободную минуту.

Любую незнакомую или неприятную деятельность детям нужно представлять в форме игры, и они с удовольствием вам подыграют.

Скажите ребенку, что никак не можете найти в тексте какое-нибудь слово, затем попросите его отыскать это слово. Когда родители дают «важное» задание, дети обычно относятся к просьбе очень ответственно, ведь им доверили «серьёзное дело», как взрослым. Ребенок начинает чувствовать свою значимость, когда он может сделать что-то такое, чего не могут родители.

Слова для поиска нужно выбирать такие, которые встречаются нечасто, то есть, предлоги и союзы не подходят. Детям необязательно понимать значение слова, которое они ищут. Сосредоточенные на поиске, они вряд ли будут задумываться над смыслом. Однако после того, как ребёнок найдёт слово, непременно объясните, что оно значит.

Предсказания умеют делать не только гадалки и ясновидящие. Настоящие сыщики справляются с этой задачей ничем не хуже.

Найдите книжку с огромным количеством картинок, которые так нравятся детям. Предложите ребёнку предсказать, о чём книга, и чем она закончится. Пусть он внимательно рассмотрит картинки и сделает вывод о содержании истории. Ребёнок с увлечением будет сочинять свою собственную сказку, а затем непременно прочитает книжку, чтобы проверить, насколько точным было его «предсказание».

Чтение может стать своеобразным дополнением к другой игре. Например, постройте тайное убежище. В частном доме для этих целей хорошо подойдёт подвал, чердак или любая хозяйственная постройка. В квартире можно приспособить застеклённый балкон или кладовку. Если ни того, ни другого нет, постройте убежище из подушек и одеял. Многие сегодняшние взрослые всего 10-15 лет назад строили волшебные замки, в которые был запрещён доступ родителям. Настало время передать семейную традицию.

Постройте шалаш, пока ребёнка нет дома. Это станет для него настоящим сюрпризом. Чтобы в «замке» не было скучно, предложите взять с собой книгу. В убежище можно читать, подсвечивая себе текст фонариком. Продолжительное чтение при свете фонарика может быть вредным. Не забудьте объяснить это детям. Ребёнок должен понять, что чтение – сам по себе очень интересный и захватывающий процесс, и чтобы получить от него удовольствие, совсем необязательно прятаться в убежище из подушек и одеял.

Современных детей крайне трудно чем-либо удивить. Технический прогресс шагнул слишком далеко. Возможно, шалаш для чтения будет выглядеть в их глазах недостаточно убедительно. В таком случае возьмите старую книгу со сказками и внесите имя своего ребёнка на место имени главного героя в нескольких волшебных историях. Имя можно набрать на компьютере, затем распечатать и вклеить в книгу. Также можно просто аккуратно закрасить имя персонажа корректором текста.

Читая сказку, неожиданно «обнаружьте», что главного героя зовут Дима («Так ведь это сказка о тебе!»). Ребёнок не сможет остаться равнодушным к истории, которая написана про него. Прочитав 1-2 страницы, скажите ребёнку, что вы устали, или что у вас появилось срочное дело. Если он хочет, то пусть дочитывает сказку самостоятельно. Долго уговаривать не придётся.

Творчество тоже может стать стимулом для чтения. Когда ребёнок будет знать достаточное количество сказок, предложите ему написать свою собственную историю. Книга, в которой будет написана сказка, может быть как классической, так и более современной – электронной.

В изготовлении бумажного варианта должен помочь кто-нибудь из родителей. Самый простой способ изготовления – купить готовый блокнот, записную книжку или тетрадь. Дети могут попробовать себя не только в роли сказочников, но и в роли иллюстраторов. Любители рисовать непременно захотят продемонстрировать своё мастерство. Если же у ребёнка нет склонности к рисованию, дайте ему старые журналы, из которых он сможет вырезать нужные картинки.

Ребёнок не должен догадываться о том, что ему прививают любовь к чтению. В противном случае, он просто возненавидит книги. Не превращайте чтение в утомительное и неприятное обязательство. Не забывайте о том, что в школе детям придётся читать объёмные произведения художественной литературы. Если у них с самого детства разовьётся отвращение к общению с книгами, в школьные годы могут возникнуть определённые трудности, а книги из добрых друзей раз и навсегда превратятся в злейших врагов. Используйте творческий подход, чтобы в сознании ваших детей чтение ассоциировалось только с радостными моментами приятного досуга в кругу семьи.

Читать лучше всего по очереди. После 3-4 страниц передайте книгу ребёнку. Следующая страница его. Поскольку скорость чтения у детей меньше, чем у взрослых, не стоит требовать прочтения слишком больших объёмов.

Немного о детском внимании

Не следует забывать о том, что дети не могут долго концентрировать на чём-то своё внимание. Необходимо делать перерывы в чтении. Время для перерыва наступает тогда, когда ребёнок становится непоседливым, отвлекается, пытается найти себе какое-нибудь развлечение, смотрит по сторонам.

Подбирая литературу, старайтесь отдать предпочтение тем книгам, в которых есть небольшое количество незнакомых слов. Непонятное слово обязательно привлечёт внимание ребёнка и заставит спросить о том, что оно означает. Если новая лексическая единица не находит места в сознании малыша, попробуйте отмечать новое слово тем или иным способом, когда оно встречается в тексте. Можно подпрыгнуть, поднять руку, хлопнуть в ладоши и т. д. Такой метод хорошо подходит кинестетикам, у которых память связана с ощущениями, получаемыми во время прикосновения и движений.

Присутствие сверстников стимулирует детей, порождает чувство некоторого соперничества. Ребёнок всегда стремится показать себя перед ровесниками с лучшей стороны. Договоритесь о совместных занятиях со своими знакомыми, у которых есть дети. Возможно, они планируют пойти в театр или на деловую встречу, а ребёнка оставить не с кем. Знакомые будут вам благодарны за ваше предложение. Заранее подготовьте детей к тому, что им придётся соревноваться. Установите сладкий приз победителю в номинациях: за самое быстрое чтение, за лучшую дикцию и другие. Победить должна дружба.

источник

Читать полезно — это знают все. Читая, вы узнаете много нового и важного, повышаете свой словарный запас, становитесь умнее и более приспособленными к жизни. Ведь так? Нет, не так.

Просто большинство людей ошибается.

С легкой руки общественного мнения, чтение возведено в ранг занятия, которое приносит пользу будто бы само по себе. Человеку свойственно все категоризировать и упрощать, поэтому в существовании подобного явления нет ничего удивительного. Тем не менее, не стоит забывать: чтение это всего лишь один из способов потребления информации. Да, чтение помогает нам быть более сосредоточенными и внимательными, но в итоге все сводится к тому, какую информацию мы получаем.

К счастью, проблемы с доступом к книгам сейчас вроде бы ни у кого нет. Зато появилась другая проблема — книг очень много, и лишь немногие из них стоят того, чтобы тратить на них время. Наша задача — находить лучшие из них, такие книги, прочтение которых поможет вам достичь ваших целей.

Не позволяйте себя обмануть: почти никогда выбор книги для чтения не является вопросом вкуса!

Только если вы собираетесь провести время на пляже и вам нужно чем-то занять свои руки — только тогда вы можете выбрать что-то “на свой вкус”. Причем тут вам придется руководствоваться скорее размером, нежели содержанием книги.

Я же говоря о тех случаях, когда вы хотите таким образом составить список книг к прочтению, чтобы извлечь из потраченного времени наибольшую пользу. К счастью, несмотря на обилие всевозможной литературы, можно выделить несколько видов книг, среди которых вы точно сможете найти те, которые наилучшим образом повлияют на вашу эрудицию.

Когда у Илона Маска спросили, какие книги он считает своими главными учителями, Илон не задумываясь перечислил несколько книг-биографий.

Если примера Илона Маска для вас недостаточно, то вот основные преимущества биографий интересных людей:

  • Биографии позволяют нам учиться на чужих ошибках. Это как читать о нелегком выборе главного героя книги, вот только все герои настоящие, а события в той или иной инкарнации могут настичь и вас.
  • Каждый человек, проживает свою уникальную жизнь и попадает в уникальные ситуации. И в первую очередь это касается людей, о которых пишут книги. В отличие от большинства псевдохудожественных бестселлеров, которые повествуют в основном об одном и том же, знаний, которые вы можете почерпнуть из биографии, найти больше негде.
  • Только на примере биографий вы можете прочувствовать, как на самом деле в нашем мире работает причинно-следственная связь. Все мы понимаем, что наши действия приводят к определенным результатам, но часто эти результаты оказываются неожиданными, будто некто свыше просто кидал игральные кубики. Так вот, на самом деле все логично и даже предсказуемо — но только для тех, кто понимает, что мир функционирует несколько иначе, чем себе представляет большинство. Как? Понять это вам и помогут биографии.

Несколько биографий, которые вас не разочаруют (кликабельно):

Если с первым пунктом, скорее всего, все согласны, то тут могут возникнуть возражения. Художественная литература, да еще и фантастика? Многие считают такую литературу уделом школьников и гиков. Пусть. Тем интереснее мне будет вас в этом разубедить.

Следует только отметить, что среди литературы под грифом “научная фантастика” или “фэнтэзи” скрывается огромное количество низкопробной литературы. Как, впрочем, и везде, но именно низкопробную фантастику почему-то рекламируют наиболее активно. Мы здесь, конечно же, обсуждаем только качественную фантастику.

  • Фантастика побуждает нас размышлять над самыми важными вопросами, которые в других ситуациях мы просто боимся задавать. Какое будущее ждет людей? Что мы для Вселенной? Не бессмысленно ли все, что мы делаем, в большей перспективе?
  • Мы можем взглянуть на качества и ценности людей с иной стороны. Отсюда начинается то самое мышление “out of the box”. Фантастика помогает нам вырваться из навязанных обществом категорий мышления, взглянуть на привычные нам вещи с иной стороны. Так у нас появляется возможность познавать их истинную ценность.
  • Фантастика отлично прокачивает уровень вашей эрудиции. Позвольте напомнить, что именно писатели-фантасты предсказали появление подводных лодок и танков (Жюль Верн и Герберт Уэллс соответственно), кредитных карт (Эдвард Беллами), интернета (Уильям Гибсон), антидепрессантов (Олдос Хаксли) и многих других изобретений и феноменов, о возможности существования которых раньше никто и не думал. Таким образом, читая фантастику, вы не только можете пополнить свой запас знаний на тему физики, астрономии и информационных технологий, но и получить занимательные сведения о том, как будет выглядеть мир в будущем.

источник

В наш XXI век люди все меньше начали читать. Они тратят свое время на игры в гаджетах, просмотр телепередач, которые, как правило, ничему не учат, не расширяют кругозор, а, к сожалению, совсем наоборот.

И все-таки, в этой безумной ежедневной суматохе, современный человек иногда задает себе вопрос, а может что-то почитать? Ловит себя на мысли, что да, действительно давно не подпитывал свой мозг. Так в чем польза чтения? Все плюсы этого замечательного занятия можно отметить по пунктам, которые мы рассмотрим далее. А вот минусов у него нет ни одного.

Из книг можно черпать просто неограниченное количество полезных знаний. Когда человек читает, он начинает больше понимать ситуации, которые происходят в его собственной жизни, людей, его окружающих. Каждый может найти в книге что-то интересное и полезное для себя. Ведь жанров множество, есть из чего выбирать – история, приключения, фантастика, юмор, детективы, развитие личности, психология, самосовершенствование и другие.

Развивается воображение лучше всего именно при чтении. В этом тоже неоспоримая польза данного занятия. Чтение дает стимул задумываться над вещами, о которых человек и не мыслил до ознакомления с той или иной книгой. Также в процессе чтения он может оказаться в своем, видимом только ему фантастическом мире, которое рисует его воображение. В этом и заключаться разница между просмотром фильма и прочтением книги, ведь в кино мы видим сюжет и героев глазами режиссера.

А, читая книгу, мы рисуем все своими глазами. Таким образом, чем больше читать, тем богаче становиться воображение, а уровень нестандартного мышления и креативности повышается.

Чтение помогает общаться с людьми. Начитанный человек, если вы замечали, как правило, грамотен. У него хорошо поставленная речь, говорит он красиво, четко может формулировать свои суждения о чем-либо. Также он умеет доступно и понятно выражать свои мысли.

Поэтому с человеком, обладающим такими навыками, приятно и интересно общаться. Это еще одна польза чтения. И конечно, на тех людей, кто вовсе не любит книги, читающий человек производит сильное впечатление.

Почему нужно читать? Потому что при данном занятии очень сильно развивается мышление. Потому что анализируется та ли другая ситуация и в целом суть написанной книги. Поэтому логично, что при постоянном чтении литературы люди становятся более образованнее и умнее.

К улучшению памяти приводит то, что во время чтения человек следит за сюжетом и основными мыслями текста. Тут снова все просто, при использовании памяти, она развивается.

Ученые давно уже доказали, что тело молодо настолько, насколько молод мозг. То есть, если наш Мыслительный «аппарат» дряхлый, тело будет ему соответствовать. А регулярное чтение художественной литературы помогает мозгу оставаться в тонусе и тем самым тело тоже держится в порядке.

В процессе данного занятия люди сосредотачиваются на сюжетной линии. Они концентрируют свое внимание на том, о чем написано произведение. В наше время множество людей наблюдают проблему в том, что не могут быстро сконцентрироваться. Так что этот навык будет очень кстати.

Какая польза чтения? В книгах часто можно столкнуться со словами, которые не применяются при общении каждый день. Читая регулярно, словарный запас существенно увеличивается.

И в этом опять прослеживается огромная польза чтения. Так как человек всегда сможет ясно и четко выразить свои мысли, не будет таких ужасных и неловких моментов, когда не получается подобрать правильные и уместные слова.

Читайте также:  Чем компьютер полезен для человека

Начитанный человек уверенно может чувствовать себя в любой компании, потому что он всесторонне развит. У него есть представление о многих областях, поэтому людям кажется, что он эрудирован, образован, имеет понятие, о чем идет разговор и имеет возможность поддержать его.

Благодаря этому начитанный собеседник в обществе чувствует себя комфортно и уверенно. Да и признание общества повышает его самооценку.

Люди сейчас находятся в постоянном стрессе из-за погони за деньгами, материальными благами, куда-то постоянно спешат, стараются все успеть, находятся все время в напряжении. Поэтому после трудного рабочего дня очень расслабляет, если спокойно посидеть в уютном местечке с книжкой и кружкой чая. Возможно даже чтение вслух.

Таким образом, книга помогает окунуться в другую реальность. Часто после такого отдыха отмечается душевный подъем, набираются силы, появляется мотивация.

В заключение можно сделать вывод, что чтение книг — это очень полезное и увлекательное времяпровождение. Поэтому по возможности не стоит пренебрегать таким отдыхом. Но бывает, что читать вы хотите, никак не можете заставить себя этим заняться. Что делать в такой ситуации? Нужно начинать с пары страниц. Будьте уверены, если книга затронет вашу душу, вы не сможете потом от нее оторваться.

Если же проблема состоит в том, что читать наотрез отказывается ребенок, то его стоит мотивировать. А это можно сделать своим примером. Ведь недаром говорят, что дети смотрят в первую очередь на родителей и пример берут с них. Вывод: стоит показать ребенку, что чтение — это очень интересное занятие. Можно самому читать, а потом с увлечением делиться с ребенком впечатлениями и ходом сюжета книги.

Если человек любит и привык всегда прокачивать свой мозг, читая, ему важно, чтобы возле него была интересная литература. Если все личные книги уже перечитаны по несколько раз, и человек немного устал от них, стоит пойти в библиотеку и взять что-то новенькое. Иногда бывает трудно определиться, что именно хотелось бы почитать. Тут нужно грамотно расставить приоритеты, и тогда можно достаточно просто выбрать себе замечательную и интересную книгу.

1. Нужно сделать список и ответить себе на такие вопросы, как:

  • Люблю ли я книги? А какие именно? Какой жанр хочу почитать прямо сейчас – мистику, мотивирующие, детективы, любовнее романы, исторические и так далее.
  • Каких авторов выделяю? Можно выбрать какую-то книгу из тех, которые были прочитаны, но по стилю написания и сюжету автор тронул.
  • Какими направлениями сейчас интересуюсь?

2.Сначала нужно поискать книгу, конечно же, у себя дома, прежде чем отправляться в такое место, как библиотека. Бывает, что где-то на запыленной и забытой полке или на чердаке можно найти очень интересные, но почему-то забыты там издания.

3.Можно попросить, помощи в выборе увлекательной книги у кого-то из друзей и знакомых, вдруг они в последнее время читали что-то, что их заинтересовало и заинтриговало. Да и обсудить потом вы сможете книгу вместе.

4.Нужно читать обзоры и рецензии в журналах и газетах. Таким образом, можно найти интересные книги, новых авторов с новыми веяниями.

5.Можно зарегистрироваться в книжном клубе. Когда человек становиться его членом, у него часто появляется мотивация почитать что-то новое или из рекомендуемой литературы участников.

6. Быстро оглянуть нужно полки, где лежат издания интересующего вас жанра. Возможно, взгляд найдет книгу, про которую забыли, но хотели когда-то прочитать или же читали очень давно, и появиться желание ее вспомнить.

7.В библиотеке можно немного задержаться и начать читать выбранную книгу. Конечно же, не всю, а хотя бы одну главу. Так можно понять, заинтересует она вас или нет.

8. Можно поинтересоваться в интернете, что читают любимые писатели. После этого у вас будет возможность попробовать прочитать те же книги.

9. Удобно также найти много сайтов, где можно огромное количество литературы в различных жанрах на самые разнообразные темы скачать в электронном виде. В наше время вообще очень распространены электронные книги. Они удобны в использовании, не громоздки, бывают по размеру не больше мобильного телефона. Поэтому их легко можно брать с собой в любую дорогу, так как они не займут много места, даже если в памяти книги будет закачено множество томов. Можно считать, что в кармане везется целая маленькая библиотека, для которой, если везти ее реальными книгами, нужен был бы минимум грузовик.

Чтение вслух или про себя — это очень полезное занятие. Оно помогает сделать анализ собственной жизни, возможно, где-то заметить свои ошибки, а может, если это еще возможно, и исправить их. Книги помогают найти взаимопонимание с близкими, с окружением, подсказывают, может быть в каких-то моментах не стоит проявлять категоричность, а следует кого-то понять и простить.

Каждый человек сам решает, что читать. Самое главное найти именно ту книгу, которая затронет его душу, будет ему помощником в той или иной ситуации. Возможно, что эта литература поможет разрешить какую-то непонятную для человека ситуацию, или даст мотивацию для продолжения какого-нибудь дела, даст вдохновение, дабы начать что-то новое. А возможно, книга поможет понять, что пора оставить все старое за бортом и начать совсем новое плавание. Литература может дать мотивацию человеку на что угодно, даже начать новую жизнь, о которой тот, возможно, давно мечтал, но по каким-то причинам не решался.

источник

Современная жизнь требует от человека, вступающего в нее, качественного образования, высокого интеллектуального и физического развития, глубокого знания окружающего мира, сознательного, творческого подхода к природе, обществу.

В Концепции модернизации образования РФ перед теоретиками и практиками школы поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических средств, в целях повышения познавательной активности детей в учебном процессе. Как известно, учебный процесс протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если учитель использует в своей работе различные методы стимулирования учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования условно подразделяют на подгруппы: методы эмоционального стимулирования; методы развития познавательного интереса; методы формирования ответственности и обязательности; методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Знание методов стимулирования познавательной активности особенно важно на начальном этапе обучения. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно — учиться легко. Поэтому каждый учитель задумывается: «Что можно и нужно сделать, чтобы дети с большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению знаний?»

Эти вопросы задавала себе и я. В результате изучения психолого-педагогической литературы, опыта учителей и его анализа, я пришла к выводу, что воспитать у детей познавательный интерес к учению можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь к себе внимание каждого ученика. Ведь то, что привлекает детей, заставляет их размышлять, сосредоточиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Недаром Ш.А. Амонашвили в своих работах отмечал, что «педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни, чтобы этот процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями».

Одним из главных учебных предметов в начальной школе я считаю литературное чтение. Ведь хорошо читающие дети, имеющие высокий уровень речевого развития успешно обучаются не только в начальных классах, но и в среднем звене. Без чтения человек не может постичь окружающий мир. Поэтому каждый учитель стремиться, чтобы чтение было самым любимым для детей уроком.

Дети идут в школу с огромным желанием научиться в первую очередь читать. Поэтому уже с первых уроков я начинаю знакомство с буквами. На первом уроке обучения грамоте мы знакомимся с волшебной страной «Букварией» и ее жителями: гномиками Тимом и Томом, маленькими феями Иришкой и Настенькой, человечком Ударение. Далее идет блоковое изучение букв. При работе над каждой буквой работаем над артикуляцией, разучиваем стихотворения на изученные буквы. Таким образом, к началу букварного периода дети практически знакомы со всеми буквами алфавита. К моменту знакомства с согласными дети неплохо умеют классифицировать гласные и согласные буквы. Именно в этот момент начинается процесс обучения чтению.

Каждый урок начинаю с разминки. В процессе разминки большое внимание уделяю работе над дикцией, четкому произношению слов и фраз. Здесь мне помогают чистоговорки, скороговорки. В скороговорках нужно преодолеть все трудные звукосочетания. Очень важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких – либо затруднений и оговорок. Работая над скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, интонации с помощью заданий: «Прочитай скороговорку с удивлением, с радостью, с возмущением». В разминку также входят чтение открытых и закрытых слогов, составление слов по слоговой таблице, игровые приемы «Доскажи словечко», «Слог потерялся», «Слоговая туча», «Угадай, какая буква пропущена», «День-ночь» и другие. Очень помогает в работе сборник игровых упражнений В.В. Волиной «Занимательное азбуковедение».

Чтобы прочитать слоги-слияния с изученным согласным звуком, повторяем гласные с помощью пособия, показывающего артикуляцию при произнесении гласных. Затем перед гласным в кармашек помещается изучаемый согласный звук, буквы «берутся за ручки» — читаем полученные слоги-слияния. С помощью этого пособия проводим игру «Угадай по моим губам, к произнесению, какого слога я приготовилась».

Дети приходят в 1 класс с довольно скромным запасом слов. С первых шагов учу детей выражать свои мысли точно, ясно, в меру громким голосом. Пополнять словарный запас слов помогают пословицы, поговорки. На своих уроках применяю некоторые приемы и методы, разработанные в пособии Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие на уроках обучения грамоте».

Игры, игровые приемы, загадки, ребусы, кроссворды, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные виды чтения на уроке не дают детям скучать. Но самое главное, чтобы работа велась систематически и регулярно.

Приведу пример одного из уроков.

Тема: «Чтение слогов, слов и текстов с буквами М, м»

  1. учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений;
  2. развивать фонематический слух, внимание, память, умение работать с текстом, четко отвечать на поставленные вопросы;
  3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни, правильному и рациональному питанию.

Оборудование: предметные рисунки, разрезная азбука, «Русская азбука» В.Г. Горецкий

Приветствие, проверка готовности класса и учащихся к уроку, настрой на хорошую работу.

а) Актуализация знаний учащихся

На доске помещены рисунки следующих предметов: кот, кит, машина, мяч, дом, дерево.

-Назовите изображенные на доске предметы, постарайтесь их запомнить.

-Закройте глаза. (учитель делает 3 перестановки).

-Откройте глаза. В какой последовательности были изображены предметы первоначально? Какие предметы поменяли свои места?

Учитель распределяет изображенные предметы на 2 группы.

В 1-ой группе: кит, кот, машина. Во 2-ой группе: мяч, дом, дерево.

Найдите «лишнее» слово в 1-ой группе, во 2-ой группе (машина, мяч).

-По какому признаку вы исключили эти слова?

б) Формулирование целей урока совместно с учащимися.

-Произнесем первые звуки «лишних» слов. Сформулируем тему сегодняшнего урока. (Слово машина начинается со звука [м], слово мяч — со звука [м`], значит тема сегодняшнего урока – «Чтение слогов, слов и текстов с буквой «м».) В соответствии с темой урока сформулируем цели урока.

  • чистоговорки:
    МА-ма-ма – дома я сама.
    Му-му-му – молоко кому?
    Мо-мо-мо — едим эскимо.
    Мы-мы-мы – прочитали мы.
    Ми-ми-ми – поем ноту ми.

-Какой слог лишний? Почему? Чей это слог – Тима или Тома? Придумайте слова, начинающиеся на этот слог.

    игра «День-ночь»:
    На наборном полотне поочередно выставляются слова: рамымыло – лопата.
  • работа над скороговоркой:
    Кот молоко лакал,
    А Боря булку в молоко макал.
  • -Что Боря макал в молоко? (при ответе на вопросы дети прочитывают скороговорку с логическим ударением на нужном слове)

    а) чтение текста «Мурка» «цепочкой».

    -Какие имена собственные есть в тексте?

    -В этом тексте встречается словарное слово молоко.

    Сколько слогов в этом слове?(3)

    -Назовите 1-ый слог (мо), 2-ой (ло), 3-ий (ко).

    -Что интересного заметили? (в каждом слоге буква о).

    -Словарное слово молоко пишется с тремя буквами о.

    -Молоко – очень важный продукт. В нем содержатся многие полезные элементы, в том числе кальций. Недостаток кальция в организме приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, переломам костей, кариесу и многим другим болезням. Чтобы этого не случилось нужно пить молоко, хотя бы два стакана в день.

    Если хочешь стать здоровым, жизнерадостным, веселым,

    Пей парное молоко – силу нам дает оно!

    в) чтение текста «Кролики» жужжащим чтением;

    -Найдите предложения, в которых говорится:

    -Чем кормил Максим кроликов?

    -Сколько раз в тексте употребляется слово кролики?

    -Назовите слова с буквой «м».

    Дружно помогаем маме,
    Мы бельё полощем сами.
    Раз, два три, четыре-
    Потянулись, наклонились-
    Хорошо мы потрудились.

    д) чтение текста «Мама» парами.

    -Прочитайте последнее предложение, соблюдая интонацию.

    2) Словесное рисование по рис. на с.92.

    -Прочитайте слова и расскажите, какую картинку нарисовал веселый художник.

    -Я буду задавать вопросы, вы можете отвечать только лишь с помощью слов со звуками [м] и [м`].

    -Что ты любишь из еды? (мороженое, молоко)

    -Куда ты любишь ходить? (в музей)

    -Куда вы собираетесь поехать летом? (на море)

    -Какой вид транспорта предпочитаешь? (машина)

    -Какие ты знаешь профессии, специальности? (маляр, милиционер, медсестра).

    -Я буду читать загадку, а вы будете в тетради печатать отгадку:

    Белый камешек растаял,
    На доске следы оставил. (мел)

    Ускользает как живое,
    Но не выпущу его я.
    Белой пеной пенится,
    Руки мыть не ленится. (мыло)

    Над рекой поперек,
    Великан врастяжку лег.
    Через реку, по спине,
    Он ходить позволил мне. (мост)

    Какой это мастер на стекла нанес,
    И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)

    б) работа над схемами слов

    -К любому слову составьте схему, подготовьтесь проанализировать слово по схеме.

    Учитель даёт характеристику работы всего класса на уроке, а также отдельных учащихся.

    7. Рефлексия.

    При выходе из класса учащиеся ставят «+» около любой рожицы, выражая свое отношение к уроку.

    источник

    Источники:
    • http://infourok.ru/knigi-delayut-nas-luchshe-soveti-o-polze-chteniya-1158515.html
    • http://www.syl.ru/article/339594/polza-chteniya-vyibor-knig-chto-chitat
    • http://childdevelop.ru/articles/edu/2796/
    • http://r-book.club/best/knigochtenie/kak-sdelat-chtenie-interesnim.html
    • http://medium.com/russian/3-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-73dfcaa77eac
    • http://www.syl.ru/article/339594/polza-chteniya-vyibor-knig-chto-chitat
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/550168/