Меню Рубрики

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы

Тест по русскому языку для поступающих в 5-й класс (проводится при переходе из начального звена в среднее)

Кудряшова Евгения Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГУ «Средняя общеобразовательная школа –лицей №20» г.Актобе

Цель: проверить уровень сформированности знаний и умений по русскому языку

  1. Расставьте ударения в словах.

Библиотека, алфавит, документ, добыча,

километр, квартал, молодежь, магазин,

  1. Найдите однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

Косилка, коса, косьба, кость.

  1. Вставьте пропущенные буквы или выберите нужную. Выделите приставки.

З_болел, н_кормил, п_кормил, пер_тащил, о_дал, по_держал, по_бил, о_правил, (с/з)шить, (с/з)гореть

  1. Раскройте скобки. Назовите предлоги и приставки.

Сильно рванул ветер и (с)шумом, (со)свистом, (за)кружил (по)степи. (За)холмами глухо (про)гремел гром, (по)дуло свежестью.

  1. Какое слово неправильно разобрано по составу? ( Подчеркните, исправьте.)

Осен-н-ий, объ-един-ит, лип-ов-ый, пере-ход, ус-меш-к-а.

  1. Вставьте там, где это необходимо, разделительные ъ и ь

От_ход, при_ход, об_явление, за_явление, в_езд, раз_езд, л_ет, коп_е, об_ем.

  1. В каком слове гласный проверяется? (Вставьте буквы, проверяемую гласную подчеркните.)

К_мбайн, т_варищ, упр_влять, п_мидор, _гроном.

  1. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова

Посм_трел – Бере_ка – Радос_ный –

Отцв_тает – Сколь_кий – Интерес_ный –

  1. В каком слове есть непроизносимая согласная?

Яс_ный ,по_ний, опас_ный, фу_бол, интерес_ный

  1. Какая из перечисленных частей речи является служебной?

1) глагол; 2) союз; 3) местоимение; 4) наречие; 5) прилагательное

  1. Какая из частей речи является самостоятельной (подчеркнуть)?

Местоимение, предлог, союз, частица

  1. Как изменяется имя существительное?

По родам, лицам, падежам, временам, числам.

  1. В каком падеже существительные 1-ого склонения имеют окончание –и(-ы) ?

1) в родительном; 2) в дательном; 3) в винительном; 4) в предложном;

  1. Вставьте пропущенные окончания. В скобках укажите склонение и падеж имен существительных.

На сирен_ (…) распустились душистые цветы. Цветы сирен_ (…) хорошо пахнут. К ел_ (…) подошел лось. По дорог_ (…) мчатся машины. По площад_ (…) идут дети.

  1. В каком падеже существительное 3-ого склонения имеют окончание –и?

1) В родительном; 2) в дательном; 3) в винительном; 4) в предложном;

  1. Отметьте существительные 2-ого склонения.

Шалаш, наш, ключ, ночь, луч, могуч.

  1. Найдите и допишите существительные 3-ого склонения.

Брош_, ваш_, речь_, полноч_, товарищ_

  1. Что означает имя прилагательное?

1) предмет; 2) признак действия; 3) признак предмета; 4) действие;

  1. Вставьте пропущенные окончания, объясните, как проверяли.

Со старш_ братом, зимн_ вечером, в соснов_ лесу, у старо_дуба, на обратн_ пути.

  1. Какой из глаголов относится к 1-му спряжению?

Стро_ть, обид_ть, дежур_ть, слуш_ть, завис_ть

  1. С каким глаголом не пишется слитно?

(не)пишет, (не)навидит, (не)боится, (не)спорит, (не)возражает.

  1. В каком глаголе пишется –ться ?

1) Мальчик учит_ся. 2) Спортсмены соревнуют_ся. 3) Самолет начинает снижат_ся. 4) Девочка красиво одевает_ся.

  1. От данных глаголов образуйте глаголы 1-ого, 2-ого и 3-ого лица единственного числа настоящего времени.

Строить – строю, строишь, строит

  1. Найдите ложные утверждение:

1) Подлежащее – главный член предложения

2) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.

3) Предложение может иметь второстепенных членов

4) Наличие главных членов – признак распространенного предложения.

  1. В каком предложении неверно определено подлежащее?

Малина растет в саду. Город украшает бульвар. Мальчик нашел гриб.

  1. Вставьте недостающие знаки препинания. Найдите предложения с однородными членами, подчеркните их.

Дерево – одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна доски для постройки жилищ. Столы стулья скамейки кровати лодки корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки груши сливы вишни.

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

23. Кормить – кормлю, кормишь, кормит

Чинить – чиню, чинишь, чинит

Видеть – вижу, видишь, видит

27. Дерево — одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна, доски для постройки жилищ. Столы, стулья, скамейки, кровати, лодки, корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки, груши, сливы, вишни.

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.

2. Графически объяснить пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).

Контрольное тестирование. Диагностика знаний по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1) Савраска плетется ни шагом, ни бегом,

Не встретишь души на пути. (Н. Некрасов.)

2) «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» (Н. Некрасов.)

2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1) Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2) Только ручей да осиновый лист

Что-то до боли родное бормочут! (В. Боков.)

3. Определите в предложениях цель высказывания.

1) Пора нам, Тётка, делом заняться. (А. Чехов.)

2) Алеша, Алеша, помоги мне поймать курицу! (А. Погорельский.)

4. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1) В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2) Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

5. Какой знак стоит в конце предложения?

1) От кого у тебя перстенек золотой (Н. Некрасов.)

2) Не падай духом Не умирай раньше времени (К. Ушинский.)

3) Ах, это ты, Чернушка (А. Погорельский.)

6. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1) Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

3) Журка в воду – и поплыл через море. (Из сказок.)

7. Найдите простое предложение:

а) Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

б) В тот же миг Снежная королева подхватила мальчика, и они взвились на черное облако.

в) Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

г) Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за невестой.

8. Определите подлежащее в предложении.

О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев.)

9. Какое предложение не имеет подлежащего?

1) И этот звон люблю я! (М. Лермонтов.)

2) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный! (М. Лермонтов.)

10. Определите сказуемое в предложении.

11. Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1) Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М. Лермонтов.)

2) И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый непреклонный взор и молодых моих сестер. (М. Лермонтов.)

12. Определите предложение с обращением.

1) – Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2) – Эй ты, оловянный солдатик! – крикнул тролль. – Не заглядывайся на плясунью.

13. Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.

1) Кто волны, вас остановил? (А. Пушкин.)

2) Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти погреться! (Сказка.)

14. Укажите правильную схему предложения с прямой речью.

15. Укажите словосочетание:

16. Укажите нераспространенное предложение:

а) Прохлада освежает и бодрит.

17. Укажите сложносочиненное предложение:

а) Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей.

б) Рано утром девочка отправилась дальше и вдруг встретила старушку с корзиной ягод.

в) Среди комнаты стоял золотой сундук, на котором сидело настоящее страшилище.

г) Всю зиму прожила ласточка в подземелье и не заметила наступления весны.

18. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире:

а) Большие глазастые ромашки хороши.

б) Цыплят по осени считают.

19. Укажите термин, который не имеет отношения к разделу «Синтаксис и пунктуация»:

20. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово:

а) Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в веселой капели.

б) На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, веселые ярко-оранжевые неваляшки.

в) Лес был полон ягод, грибов, орехов.

г) Все пришли на праздник и очень радовались этому.

4. 1 – а, 2 – б5. 1 – б, 2 – а, 3 – в

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Выписать слова, в которых: 1) звуков больше, чем букв;

Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Лексика»

1. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:

2. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

3. Расставьте ударение в словах:

4. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:

5. Какие из данных букв являются шипящими?

6. Какие из данных согласных являются глухими?

7. Определите ряд слов с неправильным ударением.

2) ВЕрба, дозвонИтся, агЕнт, принУдить, ржАветь, фарфОр, хозЯева, чЕрпать.

8. Отметьте строку, в которой во всех словах есть непроизносимый согласный.

1) Ровес..ник, вкус..ный, чудес..ный, опас..ный.

2) Чу..ство, сверс..ник, чес..ный, праз..ник.

9. В каком слове букв меньше, чем звуков?

10. В каком слове пишется буква а?

11. В каком ряду расположены слова, в котором все согласные звуки звонкие?

1) Деревня, царица, небесный.

12. Словарный состав языка —

13. Слово, имеющее несколько ЛЗ, называют

14. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи.

1) омонимы 2) антонимы 3) синонимы 4) многозначные слова

15. Словарный запас одного человека –

16. Укажите, какие из слов являются однозначными:

1) ряска 2) айсберг 3) брошюра 4) квартал 5) земля 6) арена

17. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют пере­носное значение:

а) строить дом; б) часы бегут, в) мягкое кресло; г) острый нож

18. Укажите группу слов, в которой правильно приведены сино­нимы к слову смелость:

а. отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гор­дость;

б. отважный, храбрый, мужественный, бес­страшный;

в. отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г. отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гор­дость.

19. Выберите пары антонимов:

г. рассеянность — сосредоточенность;

е. отзывчивый — вспыльчивый.

20. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

Критерии оценивания задания 20

Соответствие работы учащегося

Все повторяющиеся слова заменены синонимами

Не все повторяющиеся слова заменены синонимами

Орфографических ошибок нет или допущена

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

Предложение разобрано правильно или допущена 1 негрубая ошибка

Слово разобрано правильно или допущена 1 негрубая ошибка

Максимальное количество баллов

20. Рябина — небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды рябины(её) круглые красные блестящие. Растет рябина(это дерево) по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов, по огородам.

Контрольная работа (диктант) по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Контрольная работа (тест) по теме «Окончания существительных»

1. На какие вопросы отвечает существительное?

2. Что обозначает существительное?

3. Чем, как правило, является в предложении существительное?

4. Как изменяется существительное?

5. Найти существительное 3-го склонения.

7. Найти существительное, имеющее только форму ед. ч.

8. Найти существительное, имеющее только форму мн. ч.

9. У какого существительного надо поставить букву и?

10. В каком случае нужен ь ?

11. В каком случае нужно вставить о?

12. В каком случае необходимо вставить и?

13. Каким членом предложения является слово танк в предложении Игрушечный танк подарил мне брат?

14. Имена существительные бывают:

а) собственными и нарицательными;

б) качественными, относительными, притяжательными;

15. Большинство имен существительных изменяется:

16. Существительные бывают:

а) одушевленными и неодушевленными;

г) собственными и несобственными.

17. Большинство имен существительных можно распределить по группам склонения:

18. Определите род существительных.

Мышь, малыш, пустошь, апрель, руль, тень, кровать, окно, сарай, небо, тополь, фасоль, фланель, путь, ферзь.

19. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы:

Отборная рож. холодная полноч. камыш..м, над крыш..й, туч..й, глуш. железный ключ. плеч..м к плечу, черная туш. исполнили туш. сторож. марш..м, пастбищ..м, плащ.. .

20. Непостоянные признаки существительных:

Контрольная работа (диктант) по теме «Имя существительное»

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) по теме «Имя прилагательное»

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.

1. Найти в тексте слова с орфограммой № 3, списать их, обозначить орфограмму графически.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения: 1 вариант – второе предложение первого абзаца; 2 вариант – первое предложение второго абзаца.

3. Разобрать по составу слова маленький, береговой, озерная, прозрачны.

Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол»

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

Читайте также:  Самая полезная соль для еды

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

Итоговый контрольный тест за курс 5 класса

1. Укажите звонкие согласные:

2. Какая часть слова образует форму слова:

3. Укажите суффикс глагола прошедшего времени:

4. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩ ^ ^ .

5. Укажите слово, в котором безударная гласная корня проверяется ударением:

а) расст..яние;

б) написала – глагол прош. вр., ж. р.;

г) написать – глагол несов. в.

7. Найдите слово, на конце которого не пишется мягкий знак:

8. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Ветер засвистел в ушах и поднялась снежная пыль.

б) Вдруг вспыхнула молния и осветила низкие кустарники.

в) Вот появилось солнце и его лучи залили окрестность светом.

г) Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.

9. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

, и. (Знаки препинания не расставлены.)

а) Когда я вернулся домой мама уже спала.

б) Капли дождя редко стучали и шлепали по листьям.

в) Наступила осень и птицы медленно потянулись к югу.

г) Трава появилась там где сильнее припекало солнце.

10. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

(Знаки препинания не расставлены.)

а) Я провожу тебя и мы обсудим эти вопросы.

б) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет.

в) Раздался страшный гром и вскоре над лесом зашумел дождь.

г) Птица взмахнула крыльями и полетела в сторону леса.

11. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

а) Сергей закричал: «Ребята лес горит!»

б) Мы знали, что скоро прилетят скворцы.

г) Мы принесли березу из леса и посадили ее в саду.

12. Найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков:

13. Найдите слово с ударением на втором слоге:

14. Какие из указанных морфем участвуют в словопроизводстве:

15. Найдите слово, строение которого соответствует схеме: ∩^^ ^ .

16. Укажите слово, в котором безударная гласная в корне проверяется ударением:

17. Найдите верный ответ в определении грамматических признаков слова:

в) жгуч (ветер) – гл. прош. вр., м. р.;

г) построила – гл. прош. вр., ж. р.

18. Укажите окончания глагола II спряжения:

19. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме:

(Знаки препинания не расставлены.)

а) За грачами скоро прилетят скворцы покажутся на весенних проталинках первые жаворонки.

б) Лишь некоторые наблюдательные люди знают что красногрудые клесты всю зиму проводят в хвойных лесах.

в) Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью.

г) На колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег и под тяжестью снега согнулись молодые березки.

20. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Сова по-прежнему сидела на жердочке, и смотрела на меня своими круглыми глазами.

Б) Опытные охотники говорят, что медведица с осени берет в берлогу только одного медвежонка, а другого выгоняет из своей берлоги.

В) Ежи – смирные и кроткие животные.

Г) «Дедушка, выходи скорее!» — крикнул в открытое окно внук.

1. Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009

2. Авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов , , , которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год

3. Учебник «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: , , . М.: Просвещение, 2007

4. Беляева, О. В., Даценко, разработки по русскому языку для 5 класса/ , , — Москва «ВАКО», 2009

5. Колчанова, планы по учебнику / , — Волгоград: Учитель, 2007

источник

Разработка заданий базового и повышенного уровней для оценки предметных планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.

Раздел «Синтаксис и пунктуация».

В начальных классах обучающиеся уже знакомятся с такими понятиями как «Единицы языка», «Синтаксис», «Предложение» и «Словосочетание», поэтому при изучении темы «Синтаксис и пунктуация» на этапе актуализации детям можно задать такие вопросы:

У: — Ребята, назовите единицы языка.

Д: — Фонема, морфема, слово, предложение и текст.

У: — Какие единицы изучает синтаксис?

Д: — Словосочетание и предложение.

У: — ДОКАЖИТЕ, что знание синтаксиса необходимо для речевого общения.

Д: — Знание синтаксиса необходимо для речевого общения, чтобы правильно строить предложения, правильно и грамотно говорить писать.

На уроке «открытия» новых знаний ученикам 5 класса данной теме можно предложить такое упражнение. Текст написан на мультимедийном экране и распечатан на рабочих листах для каждого ребенка.

1. — Прочитайте стихотворение Б.Заходера.

— Возможно ли то, о чем рассказывает автор?

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

2. — Автор назвал стихотворение «Где поставить запятую?».

— А где поставите нужные точки и запятые?

— Спишите текст так, чтобы стихотворение стало понятным.

Дети работают над коррекцией текста – расставляют знаки препинания, чтобы упражнение стало понятным.

Учитель дает на это задание 1-2 минуты, в зависимости от уровня класса. Затем детям предлагается проверить правильность выполнения задания. Они обмениваются листами и проверяют правильность расстановки знаков препинания, обозначая маркером запятые, пропущенные партнером. После проверки учитель на экран выводит эталон задания и подводится итог работы на данном этапе. Дети делают выводы. А учитель подводит итог, говорит о значимости знаков препинания в русском языке.

Мальчик, чуть не слопал мышку

Кот, в очках читает книжку

3. У: — Прочитайте полученный текст.

— Осталась ли речь стихотворной?

— Почему автор так построил свое стихотворение?

4. У: — Посчитайте сколько предложений в этом тексте.

У: — Посчитайте сколько в данном предложение грамматических основ.

5. У: — Чем для нас еще интересно это предложение?

Д: — Это предложение осложнено прямой речью.

У: — Постройте схему этого предложения.

Задания повышенного уровня .

Такие упражнения нужно проводить из урока в урок ,

постепенно начиная подготавливать учеников к ОГЭ.

6.У: — Выпишите из текста 2 имени существительных.

— Определи у каждого существительного род, склонение, число и падеж.

Д: Речка- жен.род, 1 скл., ед.число, И.п.

Вид- муж.род, 2 скл., ед.число, И.п.

7.У: — Выпишите из текста 2 глагола.

Определите вид, спряжение, время глагола.

Д: Крикнет – соверш.вид, 1 спр., настоящ.время.

Схватил – соверш.вид, 2 спр., прош.время.

Учитель дает на рабочих листах распечатанный текст и задание к нему.

1. — Спиши текст, расставив пропущенные буквы и знаки препинания.

2. — Найди предложение, осложненное рядом однородных подлежащих.

Дер…во одно из прекр…снейших и полезных созданий пр…роды.

Дер…во дает нам бревна доски для постройки жилищ… . Ст…лы стул…я скамейки кр…вати лодки к…рабли делают из дерева. На дерев…ях выр…стают яблоки груши сливы вишни.

Дети выполняют задание в рабочих тетрадях, самостоятельно.

Дерево – одно из прекраснейших и полезных созданий природы.

Дерево дает нам бревна, доски для постройки жилища. Столы, стулья, скамейки, кровати, лодки, корабли делают из дерева.

На деревьях вырастают яблоки, груши, сливы, вишни.

Указывают предложение с рядом однородных подлежащих.

И строят схему этого предложения.

4.У: — Выпишите из текста словосочетания, соответствующие схемам.

Сущ.+прилаг. (полезные создания);

Сущ.+сущ. (для постройки жилища).

(Возможны и другие варианты)

5.У: — Выпишите из текста имена прилагательные и укажите их разряд.

Д: Прекраснейших (качественное).

Задание повышенного уровня .

6. Выпишите из текста слово, которого соответствует орфограмме «Правописание чередующихся гласных в корне слова». ( вырастают )

7.Выпишите из текста слово, которое соответствует орфограмме «Правописание приставок со значением приставки «очень»». ( прекраснейших).

Упражнения проверяются учителем.

— Подчеркни в них главные и второстепенные члены предложения.

— Дай характеристику 1 предложению под буквой А и 1 предложение под буквой Б.

— Проанализируйте, что общего у этих предложений и чем они отличаются друг от друга.

Оба этих предложения полные, повествовательные.

Отличаются друг от друга тем, что 1А нераспространенное, а предложение 1Б — распространенное.

А)1) Утро наступило. Лизавета Ивановна встала ,вынула из комода ключ, вручила его Герману и дала ему подробное наставление.

2) Он спустился вниз по витой лестнице и вошел опять в комнату графини.

3) Лизавета Ивановна погасила свечу.

4) На нижних ветках ели сидит зяблик.

Запишите предложения так, чтобы они из повествовательных превратились в побудительные.

Образец: Мы принесли лодки. – Принесите лодки, пожалуйста!

Сын растет смелым и сильным. (Сын, расти смелым и сильным!)

Ученики совершают благородные поступки.(Ученики, совершайте благородные поступки!)

Лошадке надо поесть. (Дайте лошадке поесть!)

Брат купил булочку и поделился со мной. (Брат, поделись булочкой со мной!)

Спортсмен отжался десять раз. (Спортсмен, отожмитесь десять раз!)

Изучая тему «Словосочетание» можно использовать такие задания.

Зайчик лепил из пластилина самолетик.

— Какой красивый самолетик. Из чего ты его лепишь?- поинтересовался дедушка Заяц.

Зайчик задумался: про самолет можно сказать «сделан из пластилина и пластилиновый».

И он стал придумывать новые слова.

Стена из камня — каменная стена.

1.Дорога из песка – песчаная дорога

Шляпа из соломы – соломенная шляпа

Ваза из стекла – стеклянная ваза

Халат бабушки – бабушкин халат

Ложка из металла – металлическая ложка

Солдатик из олова – оловянный солдатик

Салфетка из бумаги – бумажная салфетка

Люстра из хрусталя – хрустальная люстра

Чаша из серебра – серебряная чаша

Солонка из дерева – деревянная солонка.

2.У: — Составите схемы данных и новых словосочетаний.

У: — Назовите прилагательные, которые противоречат правилу правописания суффиксов ин, ан, ян в именах существительных.

Д: — Стеклянный, деревянный, оловянный.

3.У: — Распределите имена прилагательные в три столбика:

4. Составь с двумя словосочетаниями предложения.

Задание повышенного уровня.

У: — Запиши предложения, меняя синтаксическую конструкцию в соответствии со схемой.

«Ты восхищаешься красотой и величием Волги», — проговорил Семен Николаевич.

«Ты восхищаешься красотой и величием Волги!» — проговорил Семен Николаевич.

Семен Николаевич проговорил: «Ты восхищаешься красотой и величием Волги.»

Семен Николаевич спросил: «Ты восхищаешься красотой и величием Волги?»

У: — Приведите свои примеры, соответствующие схемам предложений с прямой речью.

У: — Замените прямую речь косвенной речью.

Объясните постановку знаков препинания.

Задание повышенного уровня, содержащее вопросы ОГЭ по русскому языку.

В лесу притаилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с

тополей сухие листья. Кусты шиповника стояли будто объятые

пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как

огненные язычки. Горький запах сопревшей дубовой коры

заполнял лес. Ежевичник опутывал землю. Под сплетением

ползучих ветвей его искусно прятались от солнца зрелые кисти

ежевики. На мертвой траве в тени до полудня лежала роса.

Блестела посеребренная паутина. Только деловое постукивание

дятла да еще щебетание дроздов нарушало тишину.

Несказанно нарядный, весь сиял под холодным осенним солнцем

куст черноклена. Раскидистые ветки его с пурпурной листвой были

распахнуты, как крылья сказочной птицы. (По М.Шолохову.)

(Стиль художественный, тип речи описание)

3.Обозначьте в первом предложении все орфограммы и надпишите над каждым словом часть речи.

4.Назовите слово с разделительным твердым знаком.

5.Назовите слово с удвоенной Н.

6. Назовите из текста имена существительные 2 и 3 склонения.

7. Назовите имя существительное непроизносимой гласной в корне.

8. Назовите слово с чередующейся гласной в корне слова.

9. Назовите сложное существительное.

10. Назовите слово, которое соответствует правилу «Правописание приставок по глухости-звонкости».

Все эти задания разработаны для учащихся 5 класса.

Я считаю, что сейчас, работая в современных условиях внедрения ФГОС, и проводя Общий Государственный Экзамен по русскому языку по итогам девяти лет обучения, подготовку к ОГЭ нужно начинать с 5 класса. И ежедневно на каждом уроке русского языка уделять 5-7 минут подготовке к ОГЭ.

Предлагать ребятам задания с той же формулировкой, которая применяется и в контрольно-измерительных материалах в 9 классе.

Лишь ежедневная кропотливая работа поможет ребятам успешно сдать экзамен.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

1 Вариант Запишите слова и расставьте в них ударение: библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет. 2. Выпишите однокоренные слова. Обозначьте корень. а) Косилка, коса, косьба, кость. б) Водить, провод, водяной. 3. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. З..болел, н..кормил, п..кормил, пер..тащил,о..дал, по..держал, по..бил, о..правил, (с/з)гореть 4. Запишите, раскрывая скобки, обозначая предлоги и приставки. Сильно рванул ветер и (с)шумом, (со)свистом (за)кружил (по)степи. (За)холмами глухо (про)гремел гром, (по)дуло свежестью. 5. Подберите и запишите проверочное слово к слову с безударной проверяемой гласной. К..мбайн, т..варищ, упр..влять, п..мидор. гроном. 6. В каком слове есть непроизносимый согласный? коллекти..; поз..ний; опас..ный; фу..бол; интерес..ный. 7. Какая из перечисленных частей речи является служебной? глагол; союз; местоимение; наречие; прилагательное. 8. Как изменяется имя существительное? а) по лицам; б) по падежам; в) по временам; г) по числам. 9. От данных глаголов образуйте формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени по образцу (стоить строю, строишь, строит). Кормить, чинить, видеть. 10. Запишите предложения, вставляя знаки препинания. Найдите предложения с однородными членами, подчеркните их. Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна доски для постройки жилищ. Столы стулья скамейки кровати лодки корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки груши сливы вишни. Вариант Укажите слово, в котором количество звуков и букв совпадает: 1) ночь 2) съесть 3) боюсь 4)ѐлка 2.В каком слове ударение падает на второй слог? 1)магазин 2) документ 3) щавель 4)сантиметр 3. Укажите слово без окончания 1) чѐрный 2) гора 3) быстро 4) сантиметр 4.Укажите, слово какой части речи отсутствует в предложении: Первые из известных нам греков называли свою страну Элладой. 1)существительное 2)прилагательное 3)глагол 4) наречие 5.Определите падеж прилагательного в предложении: Панда живѐт в бамбуковых лесах. 6.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) г лубка, зв нить

2 2)шир ко, м шина 3) р синка, м линка 4)бр дить, зак ляться 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) зар сли, пол гать, к ртофель 2) р стение, вл жить, к бинет 3)прир щение, прол жить, к пуста 4)взр стить, сл гать, кв ртал 8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)ключ м, щ тка, трещ тка 2)огурц в, ш рох, за плащ м 3)расч ска, удальц в, в круж к, 4) ш рстка, над меч м, ж лоб 9. В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква И? 1)он хвал т, стел тся 2) он труд тся, засе л 3) он усво л, ты спрос шь 4)он сруб т, скач т 10. В каком ряду во всех словах пропущена буква Ь? 1) кипуч, овощ 2)задач, шипуч 3) пахуч, колюч 4) молодѐж, ноч 11.Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены). 1)По словам синоптиков погода будет прекрасная. 2)Мишка сказал что не понял вопроса учителя. 3)Устами младенца глаголет истина воскликнул клоун. 4)Почему ты сбился Дениска. 12. В каком предложении необходимо поставить запятую? (знаки препинания не расставлены). 1)Том вышел на улицу с ведром извѐстки. 2)Белого медведя от других медведей отличают длинная шея и плоская голова. 3)Коротышки делали из берѐзовой коры лодочки переплывали через реку. 4) Распилят гриб на части и несут его домой. Прочитайте текст. (1)У птенцов подрастают крылья. (2)Они ещѐ малы, но смелой молодѐжи уже тесно становится в родном гнезде, тянет выбраться из него. (3) Птенцы готовятся к длинным перелѐтам. (4)Такие птенцы-подростки зовутся слетками, или поршками. (5)Эти поршки есть не только в птичьей семье. (6)Они есть и у людей. (7)В начале жизни наступает пора, когда уже перестаѐшь быть ребенком, а до юноши ещѐ не дорос. (8) «Подросток,» говорят про тебя. (9)И это очень точно, очень верно сказано. (10) Уже не малыш, но ещѐ и не взрослый человек, а именно подросток, вот так, как в лесу бывает молодой подлесок.

Читайте также:  Чем полезно красное домашнее вино

3 (11)Подросток уже не ребѐнок; хочется быть свободным от повседневной опеки, независимым. (12)Но вместе с тем сколько совсем ещѐ детского остаѐтся в юной душе. 13. Какова основная мысль текста? 14. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что подростка нельзя считать взрослым человеком? 1. Они ещѐ малы, но смелы. 2. Подросток уже не ребенок, но вместе с тем сколько совсем ещѐ детского остается в юной душе. 3. В начале жизни наступает пора, когда уже перестаѐшь быть ребѐнком. 4. Уже не малыш, но ещѐ и не взрослый человек. 15.В предложении 10 найдите слово со значением «кустарники и мелкие деревья, не достигающие высоты основного лесного массива». 16.Подберите синонимы к прилагательному в юной (душе) из предложения Из предложения 3 выпишите грамматическую основу. Вариант 3. 1.Укажите слово, в котором нет звука Й. 1) съезд 2) неясно 3) отутюжить 4)муравьи 2.В каком слове ударение падает на второй слог? 1)алфавит 2) километр 3) молодѐжь 4)квартал 3. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания 1)вымпел 2) воздух 3) монетка 4) забег 4.Укажите, слово какой части речи отсутствует в предложении От всего этого человек испытывает светлую радость. 1)существительное 2)прилагательное 3)глагол 4) союз 5.Определите падеж существительного «заросли» в предложении: Молодые ели растут быстро, образуя колючие густые заросли. 6.В каком ряду во всех словах пропущена буква И? 1) воскл цательный, пов ствовательный 2)восх щаться, уд вляться 3) оч ровательный, ож вать 4)сдв гать, загл деться 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) прик сновение, з ря, к ртофель 2) выр щенный, прик.снуться, к бинет 3)прир щение, з гадки, к пуста 4)взр стить, кв ртал, изл.жение 8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1)ключ м, щ тка, трещ тка 2)огурц в, ш рох, за плащ м 3)расч ска, удальц в, в круж к, 4) ш рстка, над меч м, ж лоб

4 9. В каком ряду во всех окончаниях глаголов пропущена буква И? 1)он хвал т, стел тся 2) он труд тся, засе л 3) он усво л, ты спрос шь 4)он сруб т, скач т 10. В каком ряду во всех словах НЕ пишется буква Ь? 1) проч ти,ноч.ка 2)улуч шить, тон ше 3) мач та, фел дшер 4) изящ ный, тес ма 11.Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены). 1)По словам ученых на планете происходит изменение климата. 2)Брат сказал что не поедет в оздоровительный лагерь. 3)Я сразу спросил Можно войти, Раиса Ивановна? 4)Дядя Гоша сказал, что его слово для нас закон. 12. В каком предложении необходимо поставить ОДНУ запятую? (знаки препинания не расставлены). 1)Очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна. 2)Сегодня мы должны взять реванш за поражение в прошлом футбольном матче. 3)Собачонку втащили в подвал и заперли на ключ. 4) Девочка тебя это конечно не касается. Прочитайте текст. (1)Пришла долгожданная весна, и из южных стран вернулись в отеческие края перелѐтные птицы. (2)Как счастливы теперь поля и леса! (3)Сколько повсюду радостных песен, весѐлого свиста! (4)Над полем высоко в синем небе звенели жаворонки. (5) В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи. (6)Кулик взлетел над болотистой низиной, оттуда стрелою вниз. (7) Несѐтся к земле, сам хвост веером растопырил. (8) Перья в хвосте у него жѐсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (9)Так кулик на собственном хвосте и разыгрывает в воздухе свою весеннюю песенку. (10)Так разные птицы, каждая по- своему, но все одинаково радостно приветствовали весну. 13. Какова основная мысль текста? 14. Какой факт, по мнению автора, свидетельствует о том, что природа рада прилѐту птиц? 1. Несѐтся к земле, сам хвост веером растопырил. 2. Сколько повсюду радостных песен, весѐлого свиста! 3. В лесу заливались пеночки, зяблики, соловьи. 4. Пришла долгожданная весна. 15.В предложении 6 найдите слово со значением «место, расположенное ниже уровня». 16.Подберите синонимы к прилагательному (в) отеческие (края) из предложения Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.

5 Вариант Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков. 1) ѐлка 2) льют 3) взять 4) поют 2. Укажите, в каком слове ударение падает на второй слог. 1) документ 2) звоните 3) километр 4) повторим 3. Укажите, какое слово является формой слова ПАЛАТА. 1) палаточный 2) у палатки 3) в палате 4) палатный 4. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова? 1) исправит наст.вр., ед. ч., 3-е л. 2) исправил прош. вр., ед. ч., 3-е л. 3) исправить наст.вр., неопред. ф. 4) исправят буд. вр., мн. ч., 3-е л. 5. Определите падеж прилагательного из предложения Весной тополѐк покрылся зелѐными листочками. 6. В каком случае правильно указаны главные члены предложения? Гордые лебеди расправляют белоснежные крылья. 1) гордые лебеди 2) лебеди расправляют 3) крылья расправляют 4) белоснежные крылья 7. Укажите предложение с однородными сказуемыми. 1) С восходом солнца одуванчики просыпаются и широко раскрывают свои лепестки. 2) Под лучами горячего солнца посветлели поля, чуть пожелтела нива. 3) Холодными зорями тянется от болота к лесу редкая полоса тумана. 4) Часто прилетают в наш сад на угощенье проворные синицы и свиристели. 8. В каком предложении необходимо поставить запятую? 1) Над колокольней чернеют грозовые тучи с золотистыми проблесками солнца. 2) Долго раздаются над лесом и озером печальные крики улетающих журавлей. 3) Подсолнечник любит тепло и всегда поворачивает голову к яркому солнечному свету. 4) Ветер принѐс в наш сад несколько зѐрен подсолнечника уронил их в чернозѐм. 9. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е? 1) поч нить, р мень, (на) вокзал 2) стр ла, пом дор, (на) улиц 3) н бесный, ч ловек, (в) газет 4) з рновой, д кабрь, (у) дорог Прочитайте текст. (1) Есть подвиги, за которые не полагается ни орденов, ни медалей: за доброту, милосердие награда одна память. (2) Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году, когда немцы окружили Ленинград, на позолоченный Адмиралтейский шпиль для маскировки натянули прочный чехол.

6 (3) Зачехлили и трѐхмачтовый кораблик-флюгер с надутыми парусами, венчающий шпиль на семидесяти-двухметровой высоте. (4) И сам шпиль, который называют Адмиралтейской иглой, и кораблик на нѐм один из дорогих сердцу каждого ленинградца символов города.(5) Однако снаряды, которыми забрасывали Ленинград фашисты, рвались в самом центре осаждѐнного города, и поэтому к лету 1943 года Адмиралтейский шпиль с флюгером уже посверкивал через множество прорех и дыр. (6) Двое музыкантов, О.А. Фирсова и М.И. Шестаков, увлекавшиеся до войны альпинизмом, мужественно поднялись на шпиль и залатали прорехи. (7) Шпиль снова стал невидимым. (8) Для людей, ослабленных голодом, работа на высоте труд неимоверно тяжѐлый и очень опасный. (9) И вот, когда многочасовая работа была закончена и вконец уставшие мастера уже стали спускаться вниз, вдруг раздались крики ласточек. (10) Чехол закрыл под карнизом шпиля гнѐзда. (11) Что было делать? (12) Да ничего другого, как спасать жизни! (13) Оба музыканта-альпиниста были без сил. (14) Но распороли парусину и снова зашили, освободив гнѐзда, а это ещѐ несколько часов изнурительной работы. (15) Опустились верхолазы на землю едва живые, но счастливые.(16) Ласточки летали над родным городом. (17) Родные ласточки! 10. В каком предложении выражена основная мысль текста? 1) в 1-м 2) в 6-м 3) в 4-м 4) в 17-м 11. В каком предложении содержится слово со значением «вид спорта, цель которого восхождение на вершины гор»? 1) в 4-м 2) в 6-м 3) в 8-м 4) в 15-м 12. С какой целью музыканты-альпинисты поднялись на Адмиралтейский шпиль в первый раз? 1) для того чтобы потренироваться в восхождении 2) для того чтобы спасти гнѐзда ласточек 3) для того чтобы сверху посмотреть на Ленинград 4) для того чтобы залатать прорехи на чехле Вариант 5. 1.Укажите слово, в котором совпадает количество букв и звуков. 1) листья 2) гулять 3) ясли 4) маяк 2. Укажите, в каком слове ударение падает на второй слог. 1) положить 2) приняли 3) ворота 4) алфавит 3. Укажите, какое слово является формой слова ДОРОГА. 1) дорожный 2) на дорожке 3) при дороге 4) за дороженькой 4. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны морфологические признаки слова? 1) попросит наст.вр., ед. ч., 3-е л. 2) попросят буд. вр., мн. ч., 3-е л. 3) попросить наст.вр., неопред. ф 4) попросил прош. вр., ед. ч., 3-е л. 5. Определите падеж прилагательного в предложении: В высоких облаках живѐт солнце.

7 6. В каком случае ПРАВИЛЬНО указаны главные члены предложения? Дожди омыли пыльные кроны деревьев. 1) дожди омыли 2) кроны омыли 3) пыльные кроны 4) кроны деревьев 7. Укажите предложение c однородными сказуемыми. 1) В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели. 2) Хлопья снега укрыли землю и нарядили в пушистую шубу лес. 3) По небу неторопливо плывут синие облака с розовыми прожилками заката. 4) Вдоль опушки растут пышные ѐлочки, от них идѐт смолистый дух. 8. В каком предложении необходимо поставить запятую? 1) В середине марта снег ещѐ лежал сугробами в лесах и тенистых оврагах. 2) Ветер доносит свежий июньский запах разнотравья и речной прохлады. 3) Внезапно чѐрная туча обрушилась на голубое поле льна холодным ливнем. 4) Туча поднималась серо-синей стеной медленно поглощала чистую синеву неба. 9. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е? 1) расп сание, ж лание, (по) лужайк 2) нач ртить, тел визор, (в) журнал 3) л нейный, р шение, (у) калитк 4) св тлячок, г роизм, (у) сирен Прочитайте текст. (1) В один из осенних дней, когда с подвозом продовольствия были перебои и солдаты голодали в окопах, рядовой Лукашук нашѐл в обвалившейся части траншеи вещевой мешок, доверху набитый овсянкой.(2) Вещевые мешки солдаты прятали в траншеях перед атакой, чтобы легче было, и нередко хозяин мешка не мог вернуться назад продолжал наступление или погибал в бою. (3) Потому не зазорно было Лукашуку с солдатами воспользоваться находкой. (4) Но едва удалось разложить костѐр, чтобы сварить овсяную кашу, в траншею спрыгнул незнакомый рыжий солдат. (5) «Ребята, давайте мешок назад! Это я оставил», сердито проговорил незнакомец. (6) По фронтовому закону если хозяин за мешком вернулся, то делать нечего надо отдать.(7) Отдали молча, а Лукашук с обидой подумал: «Вон он какой тощий! Это ему дополнительный паѐк дали. Пусть лопает!» (8) Наступила зима, дороги замѐрзли, подвоз продовольствия наладился, и про историю с овсянкой забыли (9) В одном из ожесточѐнных январских боѐв с немцами Лукашука тяжело ранило. (10) Пуля попала в грудь, и от боли он потерял сознание.(11) Когда солдат очнулся, он, перебинтованный, лежал около палатки-госпиталя на фанерных саночках, к которым были привязаны три тяжело дышавшие собаки. (12) Рядом стоял тощий рыжий солдат-санитар с каской дымящейся овсяной каши. (13) «Где-то я видел его раньше, подумал Лукашук и вдруг вспомнил: Овсянка!»(14) Санитар поставил каску с овсянкой в снег. (15) «Молодцы, други мои, успели, спасли, приговаривал он, гладя собак. Ну, подкрепитесь и вперѐд!» (16) Лукашук

8 слабо улыбнулся санитару и сказал: «Так ты не себе овсянку? В том мешке, значит, чья-то жизнь солдатская лежала Плохо я о тебе подумал Прости, брат!» 10. В каком предложении выражена основная мысль текста? 1) в 1-м 2) в 3-м 3) в 15-м 4) в 16-м 11. В каком предложении содержится слово со значением «защитный шлем военнослужащих»? 1) в 4-м 2) в 10-м 3) в 12-м 4) в 16-м 12. Почему голодные солдаты вернули вещевой мешок с овсянкой его владельцу? 1) владелец мешка был очень тощий 2) на всех солдат каши бы не хватило 3) солдаты подчинились фронтовому закону 4) солдатам некогда было варить кашу

источник

Приложение к календарно-тематическому планированию

уроков русского языка в 5 классе (КИМы)

Контрольная работа (диктант) по повторению изученного в начальной школе

Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.

Контрольная работа (тест) по повторению изученного в начальной школе

Библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет.

2. Найти однокоренные слова. Обозначить в них корень.

Косилка, коса, косьба, кость.

3. Вставить пропущенные буквы. Выделить приставки.

З..болел, н..кормил, п..кормил, пер..тащил, о..дал, по..держал, по..бил, о..правил, (с/з)гореть.

4. Раскрыть скобки. Обозначить предлоги и приставки.

Сильно рванул ветер и (с)шумом, (со)свистом (за)кружил (по)степи. (За)холмами глухо (про)гремел гром, (по)дуло свежестью.

5. Какое слово неправильно разобрано по составу? Выделить, исправить.

а) осен-н-ий; б) объ-един-ит; в) лип-ов-ый; г) пере-ход; д) ус-меш-к-а.

6. Вставить там, где это необходимо, разделительные ъ и ь.

От..ход, при..ход, об..явление, за..явление, в..езд, раз..езд, л..ет, коп..е, об..ем.

7. В каком слове гласная проверяется? Вставить все, привести проверочное слово к проверяемой гласной.

К..мбайн, т..варищ, упр..влять, п..мидор, ..гроном.

8. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Погл..дел, посм..трел, отцв..тает, ни..кий, бере..ка, сколь..кий, чес..ный, радос..ный, интерес..ный.

9. В каком слове есть непроизносимая согласная?

а) коллекти..; б) поз..ний; в) опас..ный; г) интерес..ный.

10. Какая из перечисленных частей речи является служебной?

а) глагол; б) союз; в) местоимение; г) наречие; д) прилагательное.

11. Какая из перечисленных частей речи является самостоятельной?

а) местоимение; б) предлог; в) союз; г) частица.

12. Как изменяется имя существительное? Выбрать правильные ответы.

а) по лицам; б) по падежам; в) по временам; г) по числам.

13. В каком падеже сущ-ые 1-го склонения имеют окончание –и?

а) в родительном; б) в дательном; в) в винительном; г) в предложном.

Читайте также:  Чем полезны грибы белые для человека

14. Вставить пропущенные окончания. В скобках указать склонение и падеж имен существительных.

На сирен.. распустились душистые цветы. Цветы сирен.. хорошо пахнут. К ел.. подошли дети. По дорог.. мчатся машины. По площад.. идут люди.

15. В каком падеже сущ-ые 3-го склонения имеют окончание –и?

а) в родительном; б) в дательном; в) в винительном; г) в предложном.

16. Найти существительные 2-го склонения:

а) шалаш; б) наш; в) ключ; г) ночь; д) луч; е) могуч.

17. Найти существительные 3-го склонения:

а) брош..; б) ваш..; в) реч..; г) полноч..; д) товарищ.. .

18. Имя прилагательное обозначает:

а) предмет; б) признак действия; в) признак предмета; г) действие.

19. Вставить пропущенные окончания.

Со старш.. братом; зимн.. вечером; в соснов.. лесу; стар.. дуба; на обратн.. пути.

20. Какой из перечисленных глаголов относится к I спряжению?

а) строить; б) обидеть; в) дежурить; г) брить; д) зависеть.

21. С каким глаголом не пишется слитно?

а) (не)пишет; б) (не)навидит; в) (не)боится; г) (не)спорит; д) (не)возражает.

22. В каком глаголе пишется –ться?

а) Мальчик учит..ся. б) Спортсмены соревнуют..ся.

в) Самолет начинает снижат..ся. г) Девочка красиво одевает..ся.

23. От данных глаголов образовать формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени по образцу (стоить – строю, строишь, строит).

24. Найти ложное утверждение:

а) подлежащее – главный член предложения;

б) подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу;

в) предложение может не иметь второстепенных членов;

г) наличие главных членов – признак распространенного предложения.

25. В каком предложении неверно выделено подлежащее?

а) Малина растет в саду. б) Город украшает бульвар. в) Мальчик нашел гриб.

26. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

а) Солист напевал мелодию. б) Весело лилась музыка.

в) Начинает играть оркестр. г) Музыкант играл на трубе.

27. Вставить недостающие знаки препинания. Найти предложение с однородными членами, выделить их графически.

Дерево одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна доски для постройки жилищ. Столы стулья скамейки

кровати лодки корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки груши сливы вишни.

«5» — 25 — 27 б., «4» — 21 — 24 б., «3» — 15 — 20 б., «2» — 0 – 14 .

1. Библиотека, алфавит, документ, добыча, километр, квартал, молодежь, магазин, портфель, шофер, портрет.

2. Косилка, коса, косьба, кость. Водить, провод, водяной

3. Заболел, накормил, покормил, перетащил, отдал, поддержал, подбил, отправил, сгореть.

4. Сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружил по степи. За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью.

6. Отход, приход, объявление, заявление, въезд, разъезд, льет, копье, объем.

7. Управлять – править, правка

8. Поглядел, посмотрел, отцветает, низкий, березка, скользкий, честный, радостный, интересный.

9. б) поздний 10. б) союз 11. а) местоимение 1 2. а,г 13. а

14. На сирени (3 скл., П.п.) распустились душистые цветы. Цветы сирени (3 скл., Р.п.) хорошо пахнут. К ели (з скл., Д.п.) подошли дети. По дороге (1 скл., П.п.) мчатся машины. По площади (3 скл., П.п.) идут люди.

15. а, б 16. а, в, д 17. а, в, г 18. в

19. Со старшим братом; зимним вечером; в сосновом лесу; старого дуба; на обратном пути.

23. Кормить – кормлю, кормишь, кормит. Чинить – чиню, чинишь, чинит.

Видеть – вижу, видишь, видит

27. Дерево — одно из прекраснейших и полезнейших созданий природы. Дерево дает нам бревна, доски для постройки жилищ. Столы, стулья, скамейки, кровати, лодки, корабли делают из дерева. На деревьях вырастают яблоки, груши, сливы, вишни.

Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1. Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1) Савраска плетется ни шагом, ни бегом,

Не встретишь души на пути. (Н.Некрасов.)

2) «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!» (Н.Некрасов.)

2. Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1) Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2) Только ручей да осиновый лист

Что-то до боли родное бормочут! (В.Боков.)

3. Определите в предложениях цель высказывания.

1) Пора нам, Тётка, делом заняться. (А.Чехов.)

2) Алеша, Алеша, помоги мне поймать курицу! (А.Погорельский.)

А. Сообщение. Б. Вопрос. В. Побуждение.

4. Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1) В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2) Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание. Б. Предложение.

5. Какой знак стоит в конце предложения?

1) От кого у тебя перстенек золотой (Н.Некрасов.)

2) Не падай духом Не умирай раньше времени (К.Ушинский.)

3) Ах, это ты, Чернушка (А.Погорельский.)

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.

6. Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1) Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

3) Журка в воду – и поплыл через море. (Из сказок.)

А. Распространенное. Б. Нераспространенное.

7. Найдите простое предложение:

а) Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.

б) В тот же миг Снежная королева подхватила мальчика, и они взвились на черное облако.

в) Утенок узнал этих прекрасных птиц, и его охватила какая-то непонятная грусть.

г) Наконец настал день свадьбы, и крот пришел за невестой.

8. Определите подлежащее в предложении.

О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф. Тютчев.)

9. Какое предложение не имеет подлежащего?

1) И этот звон люблю я! (М.Лермонтов.)

2) Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный! (М. Лермонтов.)

10. Определите сказуемое в предложении.

11. Нужна ли запятая между однородными членами перед союзом и.

1) Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов.)

2) И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый непреклонный взор и молодых моих сестер… (М.Лермонтов.)

А. Запятая ставится. Б. Запятая не ставится.

12. Определите предложение с обращением.

1) – Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! – закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2) – Эй ты, оловянный солдатик! – крикнул тролль. – Не заглядывайся на плясунью.

13. Определите предложение с неправильной пунктуацией при обращении.

1) Кто волны, вас остановил? (А.Пушкин.)

2) Жученька, Жучок, беленькие ножки, шелковый хвостик, пусти погреться!

14. Укажите правильную схему предложения с прямой речью.

а) пришла осень; б) яблоко румяно; в) из-под стола; г) оказать поддержку.

16. Укажите нераспространенное предложение:

а) Прохлада освежает и бодрит. б) Плыли по небу тучки.

в) Утром похолодало. г) Месяц встал над лугом.

17. Укажите сложносочиненное предложение:

а) Напротив императорского трона поставили золотой шест, и на самой верхушке его сидел соловей.

б) Рано утром девочка отправилась дальше и вдруг встретила старушку с корзиной ягод.

в) Среди комнаты стоял золотой сундук, на котором сидело настоящее страшилище.

г) Всю зиму прожила ласточка в подземелье и не заметила наступления весны.

18. Укажите предложение, в котором необходимо поставить тире:

а) Большие глазастые ромашки хороши. б) Цыплят по осени считают.

в) Июль макушка лета. г) Зима снежная и мягкая.

19. Укажите термин, который не имеет отношения к разделу «Синтаксис и пунктуация»:

а) часть речи; б) интонация; в) член предложения; г) пунктограмма.

20. Укажите предложение, в котором есть обобщающее слово:

а) Весна чувствовалась повсюду: в прозрачном звенящем воздухе, в звонких утренних песнях синичек, в веселой капели.

б) На полках магазина красовались куклы с большими голубыми глазами, игрушечные машины с блестящими кузовами, веселые ярко-оранжевые неваляшки.

в) Лес был полон ягод, грибов, орехов.

г) Все пришли на праздник и очень радовались этому.

4. 1 – а, 2 – б5. 1 – б, 2 – а, 3 – в

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдет», — проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

1. Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов.

2. Графически объяснить пунктуацию двух-трех предложений (по указанию учителя).

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)

по теме «Фонетика. Графика. Орфография»

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки. (97 слов)

Выписать слова, в которых: 1) звуков больше, чем букв; 2) букв больше, чем звуков.

Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Лексика»

1. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся буквы ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:

2. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

3. Расставьте ударение в словах:

4. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:

5. Какие из данных букв являются шипящими?

6. Какие из данных согласных являются глухими?

7. Определите ряд слов с неправильным ударением.

2) ВЕрба, дозвонИтся, агЕнт, принУдить, ржАветь, фарфОр, хозЯева, чЕрпать.

8. Отметьте строку, в которой во всех словах есть непроизносимый согласный.

1) Ровес..ник, вкус..ный, чудес..ный, опас..ный.

2) Чу..ство, сверс..ник, чес..ный, праз..ник.

9. В каком слове букв меньше, чем звуков?

10. В каком слове пишется буква а?

11. В каком ряду расположены слова, в котором все согласные звуки звонкие?

1) Деревня, царица, небесный.

12. Словарный состав языка —

13. Слово, имеющее несколько ЛЗ, называют

омоним 2) синоним 3) многозначное 4) антоним

14. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи.

омонимы 2) антонимы 3) синонимы 4) многозначные слова

15. Словарный запас одного человека –

1 6. Укажите, какие из слов являются однозначными:

1) ряска 2) айсберг 3) брошюра 4) квартал 5) земля 6) арена

17. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют пере носное значение:

а) строить дом; б) часы бегут , в) мягкое кресло; г) острый нож

д ) убить время; е) тяжелый характер;

18. Укажите группу слов, в которой правильно приведены сино нимы к слову смелость :

отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гор дость;

отважный, храбрый, мужественный, бес страшный;

отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гор дость.

19. Выберите пары антонимов:

20. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.

Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями 1 . Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек 4 . Можно видеть рябину у домов по огородам.

* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

Критерии оценивания задания 20

Соответствие работы учащегося

Все повторяющиеся слова заменены синонимами

Не все повторяющиеся слова заменены синонимами

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет или допущена

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка

Предложение разобрано правильно или допущена 1 негрубая ошибка

Слово разобрано правильно или допущена 1 негрубая ошибка

Максимальное количество баллов

«5» — 24 — 26 б. «4» — 20 — 23 б. «3» — 15 — 19 б. «2» — 0 – 14 б.

20. Рябина — небольшое красивое дерево с ажурными листьями 1 . Плоды рябины(её) круглые красные блестящие. Растет рябина(это дерево) по лесным опушкам и обрывистым берегам рек 4 . Можно видеть рябину у домов, по огородам.

Контрольная работа (диктант) по теме «Имя существительное»

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Еще мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьем и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги? (92 слова)

Контрольная работа (диктант с грамматическим задание)

по теме «Имя прилагательное»

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь. (По И.Соколову-Микитову) (96 слов)

1. Найти в тексте слова с орфограммой № 3, списать их, обозначить орфограмму графически.

2. Выполнить синтаксический разбор предложения: 1 вариант – второе предложение первого абзаца; 2 вариант – первое предложение второго абзаца.

3. Разобрать по составу слова маленький, береговой, озерная, прозрачны.

Контрольная работа (диктант) по теме «Глагол»

Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идет полная талой воды дорожка. Рядом вьется сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных сережек. Вершины молодых берез стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдет день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зеленые язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он еще не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (99 слов) (По Г.Скребицкому)

Итоговая контрольная работа (диктант) за курс 5 класса

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь еще штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.

Итоговый контрольный тест за курс 5 класса

1. Укажите звонкие согласные:

2. Какая часть слова образует форму слова:

источник

Источники:
  • http://pandia.ru/text/78/651/98044-5.php
  • http://infourok.ru/metodicheskie-zarisovkiraznourovnevie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-fgos-1041713.html
  • http://docplayer.ru/55618016-Variant-1-variant-2.html
  • http://globuss24.ru/doc/prilozhenie-k-kalendarno-tematicheskomu-planirovaniyu-urokov-russkogo-yazika-v-5-klasse-kimi