Меню Рубрики

Дирижер чем полезен обществу

Профессия дирижера является одной из наиболее редких профессий. Сегодня сфера искусства привлекает не так уж много молодых людей, а такие специальности, как дирижер, композитор и вовсе являются сравнительно невостребованными. Дирижером называется музыкант, который руководит группой других музыкантов при помощи движений рук и пальцев, головы. Также дирижер занимается подбором репертуара, первым знакомится с партитурой, разучивает с членами музыкального коллектива новые музыкальные произведения, предлагая им собственное толкование произведения в целом.

Профессия дирижера считается эксклюзивной, штучной, так как специалисты утверждают, что научить ей практически невозможно. Дирижером нужно родиться, к данной профессии многие идут на протяжении многих лет. Основной задачей дирижера является увлечение музыкантов музыкальным произведением, ведение их за собой. Оркестр является командой, лидером которой и становится дирижер, на котором лежит вся ответственность за деятельность оркестра, ошибки и неудачи, достижения.

Среди личных качеств, которыми обязательно должен обладать дирижер, выделяют такие, как прекрасная музыкальная память, наличие чувства ритма и музыкального слуха, хорошая координация, усидчивость, моторная беглость (хорошая подвижность пальцев рук), целеустремленность, терпение, творческие способности (гибкость мышления, склонность к импровизации), развитое воображение, педагогические способности, крепкая воля.

Как правило, «готовыми» дирижерами не выходят из высших музыкальных учебных заведений. Бесспорно, образование является очень важным, но только в том случае, если человек изначально обладает определенными музыкальными способностями. Немаловажным является и опыт – довольно часто дирижерами становятся после нескольких лет работы аккомпаниаторами, музыкантами в составе оркестров и т.д.

Для того, чтобы стать дирижером, музыкант должен знать теоретические основы записи, чтения хоровых произведений, изучать не только хороведение, но и педагогику, психологию, социологию. Дирижер должен обладать обширным музыкальным репертуаром, определенными знаниями из сферы композиции.

Работать дирижер может в любом профессиональном хоре или оркестре, с любым количеством музыкантов. Как правило, рост карьеры музыканта заключается в переходе в более серьезные оркестры (как по составу, так и по уровню профессионализма участников), при различных театрах, мьюзик-холлах, филармониях и т.д. Хороший дирижер может с оркестром объездить весь мир, выступая в самых разных городах в различных залах филармонии. Дирижер может работать как с классическим, так и с современным репертуаром.

Кроме того, любой дирижер имеет право и обладает всеми необходимыми знаниями и способностями для преподавания. Он может преподавать в государственной или частной музыкальной школе, других учебных учреждениях, где в составе изучаемых предметов есть музыкальное искусство. Такой большой выбор сфер деятельности дает возможность утверждать, что дирижер – это профессия, которая даст возможность построить успешную карьеру и обеспечить высокий уровень дохода.

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

источник

Среди музыкальных профессий есть одна, без которой не состоится ни один концерт оркестровой музыки. Данная статья посвящена такой профессии как «дирижер». Здесь мы расскажем, дирижер кто это такой, а так же, чем занимается и что за профессия это. Дадим описание личных психологических качеств, которыми должен обладать представитель профессии. А так же, где пройти обучение, что бы стать дирижером.

Из википедии нам известно, что дирижер – это человек, который виртуозно управляет игрой оркестра или хора.

Стоит отметить, что дирижер является одной из самых сложных музыкальных профессий, поэтому и функциональные обязанности у него далеко не простые.

К ним относятся:

-Несение полной ответственности за звучание того или иного произведения во время концерта;

-Иметь глубокие познания в большинстве классических музыкальных произведений;

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454

-Умеет правильно расставлять акценты между всеми участниками оркестра или хора;

-Видит музыкальные возможности всех музыкантов и согласно этому составляет партии в представлении.

Для того, что бы считаться профессионалом, дирижер должен обладать следующими знаниями и практическими навыками:

  • Обладать идеальным музыкальным слухом и чувством такта;
  • Иметь отличную интуицию;
  • Обладать музыкальной грамотностью;
  • Иметь гибкость рук и пальцев;
  • Обладать хорошей координацией движений;
  • Иметь высшее академическое образование по дирижерству;
  • Быть лидером по жизни и в коллективе;
  • Обладать организаторскими способностями;
  • Быть творческим человеком;
  • Возможно создание своего личного сценария по управлению коллективом музыкантов;
  • Быть коммуникабельным и общительным человеком.

Для того, что бы стать дирижером, необходимо следующее:

-Полное соответствие профессии со стороны личных качеств;

-Обязательно окончание музыкальной школы, знание нотной грамоты, сольфеджио;

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО

Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454

-Получить высшее музыкальное образование;

Только обладая идеальными знаниями и практическими умениями, можно стать успешным управленцем в музыкальной среде.

В этом разделе предоставим важную информацию для детей, которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты труда.

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Данная статья является информационным пособием для тех, кому интересно, дирижер это кто такой. Мы рассказали, чем он занимается, каковы его функциональные обязанности в управлении музыкальным коллективом. Ну и конечно, здесь представлено описание плюсов и минусов в этой сфере деятельности.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 555-67-55 доб. 454

источник

Сегодня каждый знает, что оркестром руководит особый музыкальный специалист – дирижер. Но так было далеко не всегда.

Во многих оркестрах прошлого подобной должности не было и некоторые обязанности художественного руководителя объединения музыкантов исполнял кто-то из участников коллектива. Таким образом, должность дирижера как самостоятельное направление в музыке сформировалось лишь к XIX веку.

Принято считать, что дирижер – это музыкальный деятель, который берет на себя управление музыкантами во время исполнения композиций. Поэтому у дирижера есть несколько профилей работы:

Как можно понять из названия, дирижер оркестра работает именно с такой формой объединения музыкантов. Более того, дирижер и оркестр – это некий единый организм, который существует исключительно в тандеме. Все участники хорошо понимают особенности манеры исполнения друг друга, умению чувствовать чужое настроение и подстраиваться под него.

При этом дирижер – это не просто руководитель. Его роль носит далеко не технический или формальный характер. Дирижер – это человек, который дает акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений. Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определенный инструментальных партиях. Иными словами, дирижер оркестра – это музыкальный аналог режиссера постановки. Они имеет исходный материал произведения, но вносит в него свое мировосприятие.

Кроме этого, дирижер оркестра, конечно же, отвечает за чистоту выступления коллектива. Во многом именно от дирижера зависит будет ли выступление оркестра успешным или не понравится публике.

Одним словом, профессия дирижера требует не просто умения руководить, но и безупречного слуха и таланта.

В перечень обязанностей этого музыкального деятеля необходимо включить следующее:

создание графика репетиций и выступлений;

работа над составом оркестра;

проведение мероприятий по адаптации участников оркестра;

работа с музыкантами, которым необходимо повысить навыки владения музыкальным инструментом;

совместное выступление, руководство оркестром.

У любого дирижера должен быть определенный набор навыков:

особенности музыкальных инструментов;

чтение нот и другие музыкальные знания;

Для того, чтобы работать дирижером, необходимо соответствовать жестким требованиям:

высшее музыкальное образование;

подвижность и гибкость пальцев

Присутствует мнение, что дирижер может работать только в профессиональном коллективе, но на самом деле есть достаточно большое число мест, куда возможно устроиться на работу:

музыкальные школы и училища;

профессиональные и любительский оркестр.

У дирижера достаточно плотный и насыщенный график. Он проводит репетиции, индивидуальные встречи с музыкантами, разрабатывает и планирует дальнейшие выступления.

Пусть дирижер оркестра и представляет собой творческую специальность, но для получения этой работы необходимо иметь профильное образование, которое возможно получить в музыкальных учебных заведениях.

Чаще всего будущий дирижер начинает получать профильное образование еще в детстве. Сначала он идет в детскую музыкальную школу, а после получения начального образования следует поступление в училище или высшее учебное заведение по направлению «Дирижерское искусство».

Профессиональный дирижер оркестра должен обладать следующими качествами:

Заработная плата представителя данной творческой профессии определяет тем, насколько признан его дирижерский талант. Поэтому естественно наиболее высокий доход имеют дирижеры с громким именем в профессиональных кругах.

Таким образом, средняя заработная плата дирижера оркестра в различных регионах России составляет около 15 000 рублей. Если же брать крупные концертные площадки в мегаполисах, то заработная плата дирижера может составлять примерно 30 000 рублей.

При этом доходы известных дирижеров, которые активно гастролируют как в России, так и за рубежом, неизвестны.

К положительным моментам профессии можно отнести следующее:

возможности и перспективы развития, профессионального роста;

возможность самостоятельно прорабатывать репертуар.

Минусами профессии стоит считать:

плотный и насыщенный график;

высокий уровень ответственности;

большая и разнообразная нагрузка;

относительно невысокий уровень заработка.

источник

Дирижёры, кто такие, чем занимаются, какую работу выполняют?

Для чего вообще нужен дирижер? Представьте себе большой оркестр или не менее большой хор. Каждый оркестрант или хорист – человек, личность, музыкант, он по-своему слышат произведение, чувствует, даже дышит в своем ритме – а оркестр или хор должен звучать как один большой музыкальный инструмент. Вот для этого и нужна воля дирижера, который объединит оркестр или хор своей «железной рукой»!

Были времена, когда музыканты обходились без дирижера – в Средние века количество музыкантов в ансамблях не превышало трех человек, в этом случае дирижер действительно не нужен (небольшие ансамбли играют без дирижера и сейчас). Первыми дирижерами обзавелись церковные хоры – правда, поначалу дирижер играл роль… нот. Он показывал особыми ручными знаками – невмами – напарвление и характер движения мелодии. Современные руководители церковных хоров (их называют регентами) так уже не делают, но их манера дирижирования и сейчас отличается от манеры светских дирижеров.

Вопрос об объединяющем начале встал в Новое время, когда стали появляться оркестры. Первоначально роль руководителя сводилась к отбиванию ритма специальной палкой – батутой. Кстати, из-за нее безвременно скончался известный французский композитор Ж.Б.Люлли: случайно попал по ноге, рана воспалилась, началось заражение крови… Но батута была нехороша не только опасностью «производственных травм»: ее стук портил музыку… Потому-то уже тогда родился другой способ руководства оркестром: капельмейстер одновременно играл на скрипке и управлял исполнением, кивая головой (так сейчас бывает в камерных оркестрах).

Дирижер в современном понимании – человек, который не играет, а только управляет исполнением – появился в начале XIX века. Дирижеры в то время нередко сворачивали ноты в трубочку – не только потому, что их надо было куда-то девать, но и потому, что такое «продолжение руки» помогало конкретизировать один из элементов дирижирования – точку. В 1812 году австрийский композитор и дирижер И.Мозель сделал следующий шаг – заменил нотный рулон специальным орудием, небольшой деревянной палочкой. Так родилась дирижерская палочка, которой до сих пор пользуются оркестровые дирижеры, а вот хоровики обходятся без нее – им важнее не столько конкретизировать точку, сколько постоянно «держать в руках» хоровой звук.

Когда-то дирижер стоял лицом к публике – что было не слишком-то удобно. Первым решительный шаг сделал Ф.Мендельсон-Бартольди – повернулся лицом к оркестру. Не сразу коллеги приняли это – кое-кому это показалось неуважением к слушателям – но в конце-то концов, жесты дирижера обращены к музыкантам, и постепенно к такой практике перешли все.

Собственно, вот так рождалось дирижирование в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Что за человек современный дирижер, что он должен знать и уметь?

Практически все… студентов-хоровиков (будущих хоровых дирижеров) о каждом произведении, над которым они работают, заставляют писать т.н. аннотацию, в которой нужно отразить практически все о произведении – начиная биографией автора текста и кончая приемами репетиционной работы. К сожалению, на студенты народного отделения такую «суровую школу» не проходили, а сейчас их и вообще перестали учить дирижированию – этому начинают учиться только в аспирантуре (о да, это была одна из тех «ковровых бомбардировок», которые у нас по недоразумению именуют реформами образования!).

Но вернемся к нашим баранам… т.е. к нашим дирижерам… Впрочем, когда впервые встаешь к оркестру, вполне может возникнуть стойкое впечатление, что перед тобой именно бараны – и именно ты должен сделать их этого стада Оркестр. Как донести до них свой исполнительский замысел?

На репетиции дирижер может использовать словесные указания – так что ораторские навыки и образная речь обязательны. Образность у некоторых дирижеров прямо-таки зашкаливает. Так, К.Кондрашин рассказывал об одном коллеге, который выражался примерно так: «Альты, откройте здесь форточку! Тромбоны, выплесните ведро воды!» Но главное средство воздействия на оркестрантов (а на концерте – единственное) – это мануальная техника, проще говоря – движения рук.

Дирижерский жесть состоит из двух составляющих: во-первых, ауфтакт – предваряющее движение, сопоставимое с дыханием в пении, он «предупреждает», как нужно вступить, во-вторых – точка, собственно доля. Но было бы ошибкой считать, что задача дирижера – только отсчет ритма. Он показывает практически все: динамику (громкость), штрихи, характер звукоизвлечения, развитие мелодической линии… словом, задача дирижера – сделать из нотного текста Музыку. А для этого он должен заранее услышать внутренним слухом, что должно прозвучать – хороший дирижер умеет «слышать» даже не проигрывая партитуру на фортепиано, а только видя нотный текст. И, конечно, дирижер умеет сам писать партитуры – делать переложение с одного состава на другой (например, с симфонического оркестра на народный, или даже «расцвечивать» оркестровыми красками фортепианную фактуру).

Читайте также:  Как выбрать полезную курагу

Прежде всего, дирижер – это музыкант, только инструмент у него особый – оркестр или хор (а бывает, что и то, и другое одновременно). Играть на таком «инструменте», состоящем из живых людей, конечно, нелегко – люди ведь имеют свойство сопротивляться, поэтому дирижер обязан быть еще и организатором, и харизматичной личностью, только тогда соблюдается свод правил, известный любому оркестранту: «п.1. Дирижер всегда прав. п.2. Если дирижер неправ, см. п.1» Да, дирижер – диктатор по определению, демократия возможна где угодно – только не в оркестре, где музыканты подчиняются своему маэстро буквально по мановению руки. И только тогда сборище музыкантов или певцов превращается в единый организм. В этом «чудесном превращении» и состоит работа дирижера.

источник

«Дирижера можно сравнить сразу с двумя людьми: во-первых, с режиссером в драматическом театре, во-вторых — с регулировщиком движения. Техническая функция дирижера заключается в том, чтобы координировать между собой различные группы в оркестре. В симфоническом оркестре может быть от 60 до 120 человек, это многолюдное собрание. На сцене все эти люди сидят таким образом, что друг друга они зачастую не видят и не слышат. Скажем, через звуковую стену, которая разделяет первые скрипки, сидящие по переднему краю, и тромбоны в глубине, в правом дальнем углу, до них попросту не доходит, что играют другие. Если оркестранты при этом разойдутся — будет катастрофа, начнется какофония.

Чтобы предотвратить это, как раз и нужен дирижер — чтобы музыканты были скоординированы между собой, чтобы они играли слаженно, в едином темпе и настроении, что называется, «дышали вместе». Плюс ко всему этому дирижер должен заблаговременно показать вступление тех или иных инструментов. Конечно, музыканты сами умеют считать паузы, могут отсчитать 25 тактов и снова вступить, но иногда количество тактов в паузе измеряется сотнями, а иногда у некоторых инструментов в произведении всего несколько нот, а между ними минуты полнейшего молчания. Дирижер должен точно знать партитуру и указать музыкантам момент вступления. Функция дирижера в таком виде существовала не всегда, только с начала XIX века. До этого в оркестре, конечно же, было первое лицо, но это был либо первый скрипач, либо человек за клавесином — нередко это был сам композитор, дирижирующий собственное произведение. Но оркестры во времена барокко были меньше, ими было гораздо проще управлять, и инструментов было меньше — и не только в количественном отношении. В XVIII столетии в оркестре было гораздо меньше разновидностей духовых и ударных инструментов, чем в романтическом оркестре времен Чайковского и Вагнера.

Клаудио Аббадо дирижирует Первую симфонию Густава Малера

Но не надо забывать про вторую, творческую функцию дирижера. Вообще, если назвать любого дирижера в лицо регулировщиком, это будет как пощечина, и плохих дирижеров оркестранты называют именно так, имея в виду, что они только умеют показывать темп и ритмическую сетку — и ничего более. Хороший же дирижер сродни хорошему режиссеру в театре: это человек, который выстраивает форму спектакля, задает темп, ритм, настроение, обрисовывает характеры героев — в данном случае разных инструментов симфонического оркестра. А самое главное, он создает интерпретацию произведения, которое ему доверено.

Дирижеры, как и музыканты других специальностей, учатся в консерватории — но считается, что это возрастная профессия. Говорят, что 40–50 лет для дирижера — это молодость, зрелость наступает позже. В консерватории работают над дирижерской техникой, над тем, чтобы движения рук и корпуса были максимально понятными, четкими и ясными. Это своего рода хиромантия, или, более примитивно, сурдоперевод: ты должен не произнося ни слова, объяснить свои намерения музыкантам — темп, нюансы, динамику, характер музыкальной фразы, особенности баланса оркестровой фактуры, какие группы инструментов в данный момент более важны, какие — менее. Это невербальный способ коммуникации с помощью жестикуляции, который осуществляется не только руками, но и всем корпусом. Некоторые особо колоритные дирижеры даже танцуют за пультом, но это ни о чем не говорит — иногда такие активные телодвижения абсолютно бесполезны, хорошие дирижеры часто ограничиваются очень экономными жестами — а звучание оркестра при этом может напоминать извержение вулкана.

Леонард Бернстайн дирижирует Шестую симфонию Бетховена

Симфонический оркестр — не машина, а партитура — не точная инструкция к применению, не все указания, которые там есть, точно применимы к музыке. Да, конечно, там есть обозначения темпа, штрихов, детали артикуляции и фразировки, но это скорее руководство к действию, не цель, а средство ее достижения. Скажем, темп adagio, медленно, — в нем одном есть свои градации и изменения, и у каждого дирижера время в adagio пульсирует по-разному — это и есть простор для интерпретации. Авторский текст не воспринимается как непреложная данность. Это точка отсчета для дирижера, для создания его собственного прочтения и видения: так же, как пьеса Чехова, Гете или Ибсена — точка отсчета для режиссера. Только в классической, академической музыке есть незыблемое правило: авторский текст дается без конструктивных изменений. Нельзя поменять инструментовку, поменять части симфонии местами, кардинально изменить темп, поменять характер на противоположный. Вы создаете интерпретацию в рамках тех границ, которые даны композитором. Режиссеры в драматическом театре свободнее: они делают с пьесой, что хотят, — для них авторский текст — это гипс, из которого они могу слепить то, что им угодно. Дирижеры имеют дело с законченным произведением искусства, их задача — придать ему новый ракурс, новое звучание, свою индивидуальную интонацию. Это сложнее — но так еще интереснее».

источник

«Зачем нужен дирижер?» — самый популярный вопрос, на который приходится отвечать профессионалам от музыки. Второй по популярности: «Как стать дирижером?». А третий вопрос: «Как стать великим дирижером» — остается без ответа. Оттого гениальных немного, а живых еще меньше. С момента появления дирижерского пульта между оркестрантами и человеком с палочкой идет вечная война, порой с человеческими жертвами. В разговоре с обозревателем DE I руководитель международных мастер-классов для дирижеров Михаил Цукерник раскрывает подробности битв, происходящих в оркестровых ямах.

DE I: Есть ли хорошие дирижеры?

М.Ц.: Оркестранты шутят: «Хороший дирижер — это мертвый дирижер». Как и для любого архитектора: хороший строитель — мертвый строитель. Я знаю, что на Западе из молодых российских дирижеров любят работать с Владимиром Юровским, Кириллом Петренко. Из российских мэтров — с Рождественским, Федосеевым, Лазаревым, Темиркановым, Понькиным.
У оркестра всегда свои критерии. Допустим, на международном конкурсе дирижеров из двадцати человек на второй тур прошли пять. Но поверьте, если бы спросили у оркестрантов, то они бы выбрали совершенно других. Кто-то четко показывает: раз, два, здесь три, здесь четыре; у другого красивый свитер; от этого хорошо пахнет и он улыбается, этот отпускает с репетиции раньше… Оркестр любит дирижеров, которые точно показывают.
Есть много дирижеров, на которых ты смотришь и не понимаешь, как он может дирижировать, потому что техники у него — ноль или она очень специфическая, и тебе непонятно, что он хочет. Но, сидя перед ним, ты все понимаешь вот этим местом — затылком, а глазам ничего неясно. Но звучит музыка, и ты четко понимаешь, что надо вот так! Это не техника, с этим надо родиться.

DE I: Но публика, кажется, обожает и ценит именно дирижеров-тиранов.

М.Ц.: Говорят, Мравинский мог просто посмотреть, мог только повернуться — и люди падали. Он уничтожал взглядом. И сейчас есть такие. Мравинский — я сам слышал записи его репетиций — останавливал и говорил тихо, почти шепотом: «Если, Юрочка, не вместе — ничего не будет, если не строит — это хуже, а если не строит и не вместе… Еще раз…» Все, руки мокрые, пульс за 200… Тирания — это вопрос воспитания.
Можно любое замечание обратить в просьбу: «Я показал легато, вы правильно поняли?» А можно: «Вы что, не видели легато! Что у вас в нотах написано?! Слепые»!» Воспитание… Дирижер не имеет права хамить. Литаврист Мюнхенской филармонии, профессор Петер Садло мне признался однажды, что у них в оркестре за 14 лет работы с Серджо Челибидаки повесилось пять человек. Маэстро во время концерта мог наорать на музыканта или палкой тыкать в его сторону и требовать нужного нюанса… Не все выдерживают такое отношение. Другая история из Гааги. Один дирижер восемь лет руководил оркестром. После концерта он с женой пришел в ресторан. К ним подходит молодой человек во фраке с бабочкой и говорит: «Добрый вечер, маэстро». Тот отвечает: «Добрый вечер, я бы хотел стейк прожаренный, а моя жена — рыбки». Дирижер не узнал своего музыканта и принял его за официанта. И что мог подумать о нем этот музыкант после восьми лет совместной работы?

DE I: Зачем нужны ваши мастер-классы?

М.Ц.: За последний год мы подготовили 130−140 дирижеров, и если хотя бы десяти процентам из них занятия у нас принесут успех, то это и наш успех. Я хочу, чтобы дирижер не только умел красиво трясти головой и властно жестикулировать, но был бы еще и грамотным руководителем. Оркестранты быстро понимают, что перед ними: мастерство или амбиции. Отец Рихарда Штрауса играл на валторне в Придворной опере в Мюнхене, он говорил, что определяет уровень дирижера не по первым взмахам, а по тому, как тот выходит к оркестру. Одна походка показывает, справится он или нет.

М.Ц.: Можно. Мы помогаем человеку понимать замысел композитора. Но дирижер может воплотить его только с помощью музыкантов, и он должен помнить, что оркестранты — не клавиши, сколько не жми — всегда будут вступать позже. К этому нужно привыкать, и знать, как показать, например, стаккато, чтобы оно прозвучало, как ты это слышишь.

DE I: С чего все начинается?

М.Ц.: Это называется «всухую». Ученик дирижирует в тишине перед педагогом, который сверяется с партитурой. Это напоминает сумасшедший дом, но педагог должен понимать и чувствовать, что складывается в голове у студента: если перед оркестром он что-нибудь упустит, то все — конец! Если замечания безграмотные, дирижер плавает в материале, не уверен в собственной правоте, а при этом требует и спорит, то музыкант это легко поймет. В принципе работа дирижера — убедить в собственной правоте, что темп — вот этот. Написано, допустим, аллегро, а оно может быть и 136 ударов в минуту, а может и 144. А бывает и так: сам потерялся в партитуре, очевидно ошибся, а вместо извинений останавливает оркестр и начинает искать виноватых. Разумеется, если во время концерта дирижер промахнулся, то опытный музыкант может ошибку исправить. Но это очко в пользу музыканта, а дирижеру от этого только хуже. Такого музыканта стоит поблагодарить, но это происходит крайне редко. Не надо забывать, что там, между дирижерским пультом и оркестром, идет линия фронта. Многие видят у пульта бывшего музыканта, которого осенило стать дирижером: был скрипачом, а теперь руками размахивает, замечания делает! Тигры не станут помогать дрессировщику. Он может заставить их только своей волей, по-другому — никак. Один профессор по психологии сказал, что дирижирование — самая сложная из психофизических деятельностей. Потому что дирижер должен учиться управлять не музыкантами, а людьми.

DE I: Тогда как можно влюбить в себя оркестрантов?

М.Ц.: Зависит от человека. Один мило поговорил, все посмеялись, не устали — но тогда страдает качество. А бывает, приходит тиран, всех поимел, а результат — потрясающий! Но если музыкантам не понравилось, как с ними обращаются, их из-под палки не заставишь.
Они не будут играть. Дирижер приглашенный и дирижер, который постоянно работает, — разные вещи. С одним, стиснув зубы, потерпишь три репетиции и концерт, перекрестишься после, и все. А с постоянным, у которого к тому же пятилетний контракт, ты вынужден терпеть годы. Испытание для нервов серьезное. Быть тираном невыгодно, потому что второй раз тебя не пригласят. Поэтому даже про дирижеров, известных как тираны, в других оркестрах, где они появляются в качестве приглашенных, рассказывают: «Знаете, к нам приезжал такой милый человек, мы очень хорошо поработали…»
Я знаю дирижера, который в одном оркестре крутил любовь с четырьмя женщинами. И они не о чем не догадывались, пока он не женился на одной. Потом эти трое сделали его и ее жизнь невыносимой. Ему пришлось их уволить. Есть один универсальный способ завоевать любовь и уважение коллектива. Мне рассказывал один известный дирижер и хороший профессор. Он говорил, что когда приходишь в абсолютно незнакомый коллектив, то в первые минуты общения выискиваешь глазами самую красивую девушку и начинаешь говорить через нее. Неважно, что говоришь… Ты обращаешься ко всем, но думаешь о ней: «Ребята, в этом месте надо бы поправить». Или: «Повторим с той цифры». Слово «повторим» можно сказать конкретно ей. И все видят, что ты нормальный человек: ты находишь контакт. Правда, могут сказать — бабник. Но лучше так, чем бездарь. Это даже может вызвать некоторую симпатию. Но если речь о той же Германии, то в таком случае могут сказать: «Ага, у человека в голове не музыка, а другое…»

DE I: Что бывает, если любовь не возникла?

М.Ц.: Во время репетиции может дойти до того, что у людей начинается язва желудка от того, как с ними общаются. Я не буду говорить фамилии — такие люди есть и в Израиле, и в Германии, и в России. Как кто-то сказал, что один раз человек может быть в плохом настроении, но когда человек систематически так работает с людьми… Некоторые не выдерживают и просто бьют. За хамство. И в России есть такие случаи. В оперном театре в Саксонии была такая история. Сыграли первый акт, оркестр договорился: «Ребята, сыграем идеально!» И все — каждое вступление, динамика, баланс железный — концентрация 150 процентов. А потом второй акт — просто назло: всю динамику наоборот, все вступления не в месте, ничего не строит. После этого спектакля дирижер повесился. Для артиста сцена важнее семьи, и такая месть стала для дирижера роковой.

Читайте также:  Зеленый чай полезен или нет

DE I: Что побуждает людей становиться дирижерами?

М.Ц.: Помимо действительно талантливых музыкантов, которые стремятся на новые высоты, есть очень много карьеристов или диктаторов: вот я делаю так, а восемьдесят человек пусть играют. Это хуже, чем наркотики. Человек, уколовшийся дирижированием один раз, никуда от этого не денется. Вот у президента корпорации Sony была мечта продирижировать Девятой симфонией Бетховена. Он это сделал на открытии Sony-центра в Берлине. Это же реальная власть! Ты только подумал: «Здесь крещендо», а потом подумал, что многовато, а это уже звучит. Один известный критик, Курт Паллен из Зальцбурга, сказал, что дирижер только к 80-ти созревает.

источник

Я провела с ним культпросвет работу примерно по такому плану.

Что такое симфонический оркестр

Это грандиозное достижение музыкальной цивилизации, универсальный, сложившийся за века исполнительский аппарат, которому доступны абсолютно любые краски.

Он состоит из четырех четко сбалансированных групп:
— струнные смычковые (то есть, скрипки, альты, виолончели и контрабасы)
— деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы)
— медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и тубы)
— ударные (литавры, барабаны и пр.).

Принцип баланса заключается в том, чтобы одни инструменты не заглушали другие. Если композитор любит медные (как Вагнер) и взял их побольше, то он вынужден будет соответственно увеличить количество струнных и деревянных.

И на сцене музыканты оркестра сидят не по росту и не по должностному расписанию, а по требованиям этого самого баланса. Мощные медные и громкие ударные в глубине сцены. Тихие струнные на первом плане, деревянные — в середине. Вот схема расположения музыкантов на сцене.

Акустически самый выгодный сектор сцены — слева, если смотреть из зала. Там сидят скрипачи. На них ложится самая главная нагрузка. Все основные темы играют они, особенно в классической музыке.

Есть ли в оркестре иерархия

Есть. Главный, сами понимаете — дирижер. Его правая рука и фактически заместитель — концертмейстер оркестра. Видели, как после исполнения дирижер всегда пожимает руку ближайшему к нему скрипачу? Это он и есть. В каждой группе инструментов тоже есть свое ответственное лицо.

Принцип абсолютной монархии

Симфонический оркестр — это не только монархическая, но и тоталитарная система. Дирижер здесь — царь и диктатор. Забавно, что эта профессия появилась в 1-й трети 19 века, когда европейские монархии как раз трещали по швам.

Но музыка становилась все сложнее, количественно симфонический оркестр разрастался, и уже недостаточно было просто кивком головы или смычком показывать вступление, как когда-то это делал Бах, Гайдн или Моцарт.

Была еще традиция громкого отбивания такта жезлом о пол, но в 19 веке она выглядела уже варварски. К тому же, это, как оказалось, было небезопасно для дирижера. Жан-Батист Люлли — французский композитор 17 века, по неосторожности нанес себе производственную травму (ударил жезлом по себе по ноге) и скончался от ее последствий.

Итак, в центре оркестра появился дирижерский пульт, и дирижер взял в руки специальную палочку, чтобы жест его был точнее.

Из вежливости к публике он не поворачивался к ней спиной, а стоял полубоком.

Вагнер первый отбросил эти буржуазные предрассудки и решительно показал господам в первых рядах фалды своего фрака. Он был настоящим фюрером и внушал музыкантам свою волю, не только жестами заражая из своей энергией, но и глядя им в глаза своим убойной силы взглядом.

После него профессия дирижера стала связываться с особыми качествами личности. Если ты мягкий, склонный к состраданию и вежливый человек, не быть тебе дирижером. Если у тебя есть харизма лидера, пуленепробиваемая психика — тогда тебе хоть в президенты, хоть в дирижеры)

Джеймс Ливайн

Стоит ли говорить, что это не женская профессия. Однако, достижения феминизма налицо. В 20 веке женщины активно пробуют себя в этом качестве.

Зачем он нужен, этот дирижер?

— спросил себя однажды один скрипач (Лев Цейтлин), который 9 лет отсидел в концертмейстерах, и устроил симфоническую революцию — создал оркестр без царя-дирижера. Тем более, что время было большивистское (1922). Он назывался Персимфанс, и просуществовал аж 10 лет, как музыкальная реклама принципа советской демократии.
После него так больше никто не делал.

Дирижер совершенно необходим вот почему:

— он есть та голова, в которой рождается концепция трактовки музыкального произведения. То есть, он решает КАК это сыграть. Проблема интерпретации — это вообще главная проблема сегодня, поскольку исполняется в основном давно написанная и игранная-переигранная музыка, и надо ее сыграть как-то так, чтобы она зазвучала свежо и оригинально;

— он заряжает своим видением музыки всех оркестрантов, а они все, кстати, тертые калачи, и у каждого свой взгляд на музыку;

— он добивается высокого качества исполнения, оттачивая коллективное мастерство, корректируя на репетициях все детали, отбирая в оркестр хороших музыкантов и увольняя плохих. В итоге лучшие оркестры — это такие настроенные, как часы, коллективы, которые могут прекрасно играть, что угодно, почти без репетиций;

— он координирует во время исполнения весь процесс: громче — тише, быстрее — медленнее, показывает вступления инструментов, мимикой, жестами и взглядами внушает оркестру нужные эмоции.

Чем только он не дирижирует! В 18 веке — смычком скрипки, листом, свернутым в трубочку, жезлом стучат. В 19 — дирижерской палочкой. Вот так она выглядит.

В наше время дирижер иногда обходится без палочки. Гергиев дирижирует совсем крохотной, размером с большую зубочистку.

Дирижируют вообще всем: телом, мимикой, всем самим собой!

Посмотрите на нашу российскую звезду, главного дирижера Пермского оперного театра, грека по национальности, Теодора Курентзиса. Какая там палочка! Это вообще дирижерское шоу)
(Прошу прощения за качество видео).

А вот как можно дирижировать с руками в карманах, только лицом. Между тем, это крупнейший американский дирижер Леонард Бернстайн.

Как отличить хорошего дирижера от плохого

Непрофессионал не может оценить дирижерскую технику. Нужно судить по тому, насколько хорошо звучит сам оркестр, насколько вас увлекает музыка.

Но некоторые дирижеры изо всех сил стараются показать публике, насколько они замечательны. Чересчур эксцентричные дирижеры — это дурной тон. Хотя именно они пользуются горячей любовью публики)

Хороших оркестров (не просто хороших, а фантастически хороших) сейчас довольно много. Но есть такие мировые бренды, как Берлинский филармонический, Венский филармонический, Королевский оркестр Концертгебау (Нидерланды), Чикагский симфонический оркестр.
В России хорошие оркестры — Российский национальный (под управлением Михаила Плетнёва, который удачно переквалифицировался из пианистов в дирижеры), Оркестр Мариинского театра (Валерий Гергиев).

Звезды дирижерского искусства

Тут много легендарных фигур. Австриец Карлос Клайбер, итальянцы Клаудио Аббадо и Артуро Тосканин, немец Герберт фон Караян, наши Евгений Мравинский, Владимир Федосеев и Валерий Гергиев.

источник

Степень: Дирижер хора. Хормейстер. Артист хора. Преподаватель (Дирижирование академическим хором). Дирижер оркестра народных инструментов. Преподаватель (Дирижирование оркестром народных инструментов). Дирижер оркестра духовых инструментов. Дирижер хора

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Дирижирование представляет собой, пожалуй, одну из наиболее сложных отраслей музыкальной деятельности. Именно на дирижера ложится вся ответственность за выступление музыкального коллектива. В задачи будущих специалистов входит детальное изучение музыкальных произведений, особенностей исполнительской манеры каждого из членов коллектива, подбор репертуара, распределение партий с учётом возможностей подчиненных, индивидуальная интерпретация музыкального произведения таким образом, чтобы придать ему экспрессивность, выразительность и необычность звучания.

Дирижер – эксклюзивная, штучная профессия, научиться которой без наличия таланта практически нельзя. Дирижером нужно родиться, а стремление к профессионализму приходится годами.

Для выявления у абитуриента способностей к реализации этой творческой, эксклюзивной деятельности вузы предлагают сдать следующие дисциплины в качестве вступительных испытаний:

  • русский язык;
  • литература (профильный);
  • история;
  • творческий экзамен, в качестве которого может выступать экзамен по теории музыки, гармонии, фортепиано, сольфеджио, исполнение программы (дирижирование симфоническими, хоровыми произведениями, сольное исполнение одного из голосов партитуры хора) и т. д.

Главные задачи дирижера – увлечение музыкантов за собой и организация слаженной работы оркестра.

От мастерства дирижера зависит качество звучания оркестра и хора. Именно взмах дирижерской палочки превращает отдельных музыкантов в единый организм, звучание которого стимулирует реакцию у слушателей. Профессионализм дирижера во многом зависит от музыкального слуха, памяти, чувства ритма, терпения, целеустремленности, сильной воли, развитого воображения, педагогических способностей и ряда иных уникальных личностных качеств. Музыканты чувствуют малейшие нюансы настроения дирижера, от его руководства зависит то, что услышит аудитория. Он может создать шедевр из любого музыкального произведения, а может уничтожить любой шедевр безграмотным руководством. Профессия безумно интересная, увлекательная, но и чрезвычайно сложная, требующая полной отдачи сил.

Дирижер является соавтором композитора и создателем музыкальной репрезентации произведения. Как уже отмечалось, без врожденного таланта стать дирижером практически невозможно. Развитием творческих способностей талантливых студентов сегодня занимаются следующие ведущие вузы РФ:

  1. Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке;
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных;
  3. Государственная классическая академия имени Маймонида;
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н. А. Римского-Корсакова;
  5. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Срок обучения на очной форме составляет 4 года.

Дирижер – своего рода медиум, отвечающий за качество музыки перед композитором музыкального произведения и аудиторией. Смысл дирижерской интерпретации заключается в умении глубоко прочесть, понять, постигнуть внутреннее содержание музыкального произведения, а затем передать его до современного слушателя. Принимая во внимание разницу исторических эпох, смену мировоззренческих парадигм, появление инновационных средств оформления музыкального звучания, задача воплощения в музыкальных образах замыслов автора, жившего, возможно, не одно столетие назад, требует от дирижера синтеза теоретических знаний, практических навыков, уникальных личностных качеств и таланта. Формирование теоретического багажа знаний осуществляется при изучении следующих специальных дисциплин курса:

  • дирижирование,
  • гармония,
  • история отечественной музыки,
  • история зарубежной музыки,
  • музыка второй половины xx и начала xxi веков,
  • музыкальная форма,
  • сольфеджио,
  • полифония,
  • фортепиано,
  • музыкальная педагогика и психология.

Для создания нового звучания музыкального произведения, не искажающего сути внутреннего содержания, заложенного композитором, дирижеру необходимо, прежде всего, «слышать» автора. В остальном – организация работы оркестра зависит от индивидуального стиля виртуоза.

Слаженного гармоничного звучания коллектива добиваются и дирижеры-диктаторы, и лояльные, и в меру требовательные дирижеры. Профессиональное дирижерское руководство позволит за кратчайшие сроки даже наиболее посредственному оркестру «зазвучать» на весь мир, добиться признания – именно от дирижера зависит качество звучания, состав оркестра и его организация. Актуальность и многочисленность задач, которые стоят перед будущим выпускником, требуют:

  1. Дирижировать учебными, любительскими, профессиональными оркестрами и хорами.
  2. Руководить творческими коллективами.
  3. Проводить репетиции с солистами и творческими коллективами.
  4. Создавать аранжировку музыкальных произведений различных стилей, жанров, исторических эпох.
  5. Создавать фонограммы для ансамблей и отдельных солистов.
  6. Выступать в качестве сольного артиста либо артиста хора и оркестра.
  7. Осуществлять педагогическую деятельность в отношении специальных дисциплин музыкального цикла.

Профессию дирижера достаточно сложно назвать востребованной. Как уже отмечалось, это весьма эксклюзивная, штучная профессия, что сказывается и на оплате труда. Начинающий специалист может рассчитывать на заработную плату от 200 у. е. в случае трудоустройства по данному профилю. При наличии таланта и постоянном совершенствовании уровня профессионализма дирижер может рассчитывать на оплату до 2 000 у. е. Именитые дирижеры, гастролирующие в составе известных оркестров, получают большие гонорары.

Окончание обучения по данному профилю позволяет бакалавру, помимо реализации дирижерской деятельности, занимать должности:

  • педагога,
  • аранжировщика,
  • арт-менеджера,
  • артиста хора (ансамбля),
  • артиста оркестра (ансамбля),
  • звукооператора,
  • концертмейстера,
  • организатора массовых мероприятий,
  • музыкального редактора.

В зависимости от выбранной сферы деятельности заработная плата может колебаться от 4 000 руб. (аранжировщики детских театров) до 60 000 руб. и выше (руководители коллективов).

Уже отмечалось, что даже глубоких теоретических знаний и доведенных до автоматизма практических навыков для признания недостаточно. Помимо таланта, будущему виртуозу необходимо постоянно продолжать профессиональное совершенствование, целям чего служит продолжение обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Кроме углубленного изучения теоретических основ профессии, дальнейшего формирования, развития практических навыков и творческих способностей, магистратура даст возможность принимать участие в музыкальных конкурсах, фестивалях, общаться с выдающимися культурными деятелями нашей страны, что представляется чрезвычайно важным.

Диплом магистра позволит осуществлять профессиональную деятельность за пределами нашей страны, не проходя процедуры переаттестации. Поскольку отечественная музыкальная традиция является одной из наиболее сильных и перспективных в мире, талантливые дирижеры востребованы во многих мировых странах, где уровень заработной платы достигает 20 000 долл. в месяц.

источник

«Сложность дирижерской профессии обусловливается по­ли­функциональностью роли дирижера, который является мы­сли­телем, создающим интерпретацию сочинения, “инже­не­ром”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой ин­терпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распре­де­ляющим время и качество звучания, “контролером” ка­че­ствен­ной стороны исполнения. Дирижер выступает как “ма­стер”, который в необходимых случаях “подправляет” дета­ли. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Ди­ри­жер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необ­хо­ди­мые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Спи­сок этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дири­жи­ро­вание требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкаль­ный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.

Каждый музыкант, решивший овладеть искусством ди­ри­жи­рования, должен отчетливо представлять себе всю слож­ность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учаще­му­ся особенности, составляющие специфику этой профессии.

Читайте также:  Полезные идеи для квартиры своими руками

Первая особенность заключается в том, что в процессе ис­пол­нения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие наме­ре­ния до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.

Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии со­стоит в своеобразии творческой, художественной ответ­ствен­ности дирижера. В отличие от исполнителя-солиста ди­рижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит. Кроме этого ди­ри­жер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произве­де­ние, чтобы общее звучание с наи­большей полнотой раскры­вало творческие намерения композитора.

К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над про­из­ве­де­ни­ем дирижер проводит вообще вне контакта со своим «ин­стру­ментом». Положение дирижера, приступающего к изу­че­нию нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спек­такля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.

Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мы­слен­но слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы. Та­кая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном зву­ча­нии, но представление о темповых, ритмических, динами­че­ских, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фан­тазии он сможет прийти и к созданию более или менее со­вершенного музыкального образа. Благодаря этому дири­жер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей мо­жет составить план действий, план репетиций.

Четвертой специфической особенностью дирижерского ис­пол­нительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных му­зыкальных произведений часто создается впечатление край­ней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать. Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и ор­га­низационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и твор­ческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музы­каль­ной деятельностью, общей культурой, высоким интел­лек­туальным развитием, разносторонней одаренностью и ис­ключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.

Дирижер поставлен в особые условия. Его «инстру­мен­том» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает зада­чи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением. Учи­тывая, что он сам непосредственно не участвует в про­цес­се звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремить­ся к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внима­ние к качеству звука. Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обес­печивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воз­дей­ствии. Звук должен быть музыкальным, красивым, удов­ле­творяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особен­ность дирижирования заключается в том, что это вну­трен­няя, созидательная, исполнительская деятельность. Ди­ри­жер воздействует на звук, производимый певцами, бес­кон­такт­но, прежде всего своей волей, психологическим влияни­ем. В самом схематичном виде процесс трансформации му­зы­кальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выра­зи­тельные жесты; сознание исполнителей; процесс воплоще­ния.

Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель ко­торого – сделать внутренний мир дирижера не только «ви­ди­мым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.

Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно. Из специ­фи­чес­ких дирижерских данных следует отметить в первую оче­редь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мы­шле­ние, высокое владение концентрированным и диффе­рен­ци­рованным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.

Дирижирование – многофункциональная деятельность, пред­ставляющая целый комплекс, который составляют: ин­тер­претационная (аналитическая); исполнительская (эвристи­че­ская); управляющая (реализующая); репетиционная (педа­го­гическая) и организующая (планирующая) деятельность.

источник

Ну, уж эта профессия кажется понятной всем. Только, поспешите вы уточнить, интересна она лишь тем, кто учится в музыкальной школе. Я бы добавил жёстче: она и тем, кто учится в музыкальной школе (даже в училище, в консерватории) далеко не всем интересна. Большинство выпускников музыкальных училищ и высших учебных заведений (консерваторий, музыкально-педагогических институтов) даже не стремятся вырасти в дирижёра. Кто-то ограничивается поприщем музыканта-исполнителя (артиста оркестра — духового, симфонического, народного) или певца (солиста, артиста хора, актёра оперы), а кто-то (и таких большинство) либо аккомпанирует на своём инструменте (обычно это фортепиано, реже баян), либо преподаёт (в музыкальном училище, музыкальной школе, нередко и в обычно общеобразовательной школе – урок музыки). Некоторых выпускников консерватории оставляют преподавать на какой-либо из кафедр – в случае если выпускник поступил в аспирантуру или его посчитали перспективным кандидатом в аспирантуру на следующий год. Кто же становится дирижёром?

Для начала разберём, какие бывают дирижёры.

Наиболее распространенный дирижёр во всем мире – это дирижёр детского хора в одном из дворцов культуры или центров детско-юношеского творчества. Но это не просто дирижёр, а еще и руководитель хора. То есть, он этот хор нередко сам и создаёт – набирает девочек и мальчиков разного возраста, обучает их грамотному пению, нотной грамоте, помогает каждому поставить голос, разучивает с ними тексты песен и мелодию, репетирует и уже на концерте этим хором дирижирует. Многие руководители детского хора ведут его в музыкальной школе. Хоровые коллективы обязательно поют и в музыкальных училищах, консерваториях, институтах культуры и на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Самое простое для выпускника музыкального учебного заведения (начиная от училища) – возглавить именно детский хор в центре детско-юношеского творчества, либо в музыкальной школе. Есть такое отделение в музыкальных учебных заведениях – дирижёрско-хоровое. Именно на него и поступают мечтающие работать в детском хоре выпускники школ, имеющие за плечами опыт учёбы в музыкальной школе[1]. А что делать, если в музыкальной школе вы не учились, но в период с седьмого по одиннадцатый класс вдруг поняли, что очень интересуетесь профессией дирижёра?

Первое, это с пристрастием допросить самого себя, на самом ли деле вам нужна профессия музыканта, ведь дирижёр – одна из музыкальных специальностей. А для того чтобы ответ самому себе показался ближе к истине, усвойте следующее.

  1. Зарплата дирижёра самой массовой и наиболее для вас доступной когорты (наиболее доступная в данном случае вовсе не означает, что попасть в неё проще простого – для этого кроме таланта нужно обладать ещё и немалым трудолюбием, много заниматься, постоянно беречь свой голос и руки), как правило, зависит от квалификационного разряда единой тарифной сетки и чаще всего несколько уступает средней зарплате среднего учителя общеобразовательной школы.
  2. Учиться на дирижёра весьма интересно, но нелегко. А каким по уровню дирижёром (и вообще музыкантом) вы станете, наперёд никогда не определишь. Соответственно, нельзя быть уверенным, что по окончании музыкального училища (института культуры, пединститута) вы окажетесь успешным дирижёром. Немало выпускников дирижёрско-хорового отделения ограничиваются преподаванием урока музыки в школе. И также немало людей с дирижёрскими дипломами работают вообще в сфере, далёкой от музыки.

Но если вас высокая вероятность такой перспективы не пугает и вы готовы к трудностям творческой профессии, лишь бы только окунуться в этот прекрасный мир искусства, — пусть вас не смущает то, что вы не учились в музыкальной школе. Ибо если приёмная комиссия на предварительном прослушивании обнаружит у вас хороший природный голос, наличие музыкального слуха, чувства ритма и внутренней музыкальности (это когда вы поёте, чувствуя музыку и зачаровывая тем самым любого слушателя), то до экзаменов вас допустят. А подготовиться к сдаче экзамена по специальности (в данном случае, пение с дирижированием) в музыкальное училище можно и у частного преподавателя дирижирования. Лучше всего – у преподавателя музыкального училища, в которое вы планируете поступить после школы. Только чем раньше вы найдете такого преподавателя и чем раньше начнете с ним заниматься, тем больше у вас появится шансов поступить.

Но что делать, если вы хотите окончить 11 классов, а потом не просто получить профессию дирижёра, но и высшее образование?

Здесь трудно советовать, не зная ваших талантов. В любом случае, вряд ли вас допустят к экзаменам в консерваторию, скорее всего, даже если вы напроситесь на неофициальное прослушивание к какому-нибудь преподавателю и он останется доволен вашими вокальными и дирижёрскими данными, скорее всего вы получите от него совет подать документы в музыкальное училище. Может, он подскажет, в какое училище конкретно. Впрочем, попытка не пытка. А вдруг вы исключение из правил?

Кроме музыкального училища, можно поступить и, к примеру, в институт культуры, скажем, в Московский, что в Химках. Рейтинг у него сегодня высокий, требования к абитуриентам творческих факультетов, соответственно, тоже. И, конечно, там спросят у вас свидетельство об окончании музыкальной школы. Но, повторяю, если вы споёте преподавателям так, что они невольно заслушаются, документы у вас приёмная комиссия примет. И останется только сдать экзамены и пройти по конкурсу.

Ну а если вы мечтаете стать дирижёром симфонического оркестра? Тогда дирижёрско-хоровое отделение училища или вуза вам не подойдёт. Путь к руководству симфоническим оркестром начинается с обучения игре на каком-нибудь духовом инструмента. Многие симфонические дирижёры вначале в совершенстве освоили игру, скажем, на кларнете, флейте, фаготе, а то и валторне, трубе, даже тубе. Потом научились дирижировать духовым оркестром, а потом уже только симфоническим.

Приходят в симфоническую музыку в качестве дирижёров и скрипачи, и пианисты. Как, скажем, известный композитор Дмитрий Шостакович, со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 100 лет. Кстати, на большинство из духовых инструментов многие абитуриенты поступают, не только не имея за плечами музыкальной школы, но и вообще не зная нот. Потому что конкурса, как правило, не бывает. Зато, если поступивший действительно способен и усерден, добиться на духовом инструменте он может многого. Во всяком случае, пробиться к славе дирижёра духового или симфонического оркестра музыканту-духовику намного легче, чем, скажем, пианисту.

А если вы хотите дирижировать оркестром русских народных инструментов, то вам придётся выбрать домру или балалайку, либо старый добрый «дедушкин» баян – отличный певучий инструмент, слава которого сегодня молодым поколением незаслуженно забыта.

Но сразу скажу: учёба в музыкальном учебном заведении (в средне-специальном или высшем – не важно) – труд нелёгкий. Очень часто к середине учёбы наступает разочарование. А для будущего дирижёра, особенно хорового, одним из основных предметов является многими музыкантами не любимое сольфеджио. По сути, это пение по нотам без слов. И не хорошо известных мелодичных песен, а разных, кажущихся нередко нудными и не певучими упражнений и отрывков из разных арий, сонат и других произведений музыкальной классики. Но если бы сольфеджио ограничивалось только пением! Самая большая заноза для многих инструменталистов в сольфеджио – это музыкальные диктанты. Представляете: преподаватель играет вам на фортепиано мелодию, а вы должны записать её нотами.

Но вот вы получили заветный диплом и с гордостью осознаёте, что владеете музыкальным инструментом (для дирижёров это, в первую очередь, фортепиано), можете свободно читать с нот партитуры, по которым вам придётся дирижировать хором или оркестром, знаете теорию музыки, гармонию, о жизни и творчестве многих композиторов. Что дальше? А вот тут как получится. Ибо так устроена музыкальная жизнь: или вас заметили ещё в студентах, или по окончании даже консерватории вас никто не замечает. В первом случае студенту приходится, кроме учёбы, ещё и «пахать» в каком-нибудь профессиональном хор (оркестре) (а это и бессонные ночи, и сорванный голос и т.п.), чтобы закрепить свой успех и «забить» себе интересное место на после учёбы. Во втором случае молодой музыкант ищет себе работу сам и снова доказывает незнакомым людям, что он отучился не напрасно и чего-то стоит как профессионал. Увы, но в таких случаях далеко не все молодые музыканты остаются «верными» полученному диплому.

Девушки часто в отчаянии просто выходят замуж и очень скоро после этого в декрет, что, в общем-то, если замужество удачное, очень не плохо. Мама-музыкант – что может быть прекраснее. Жаль, конечно, что музыка в таких случаях не кормит, но и сказать, что зря проучилась, тоже нельзя.

Труднее юношам, которым не везет, что называется, попасть в струю. Таким приходится, как правило, либо ограничиться преподаванием в музыкальной школе (что для мужчины и не денежно, и далеко не во всем соответствует представлениям о карьере дирижёра), либо устроиться рядовым музыкантом в какой-нибудь оркестр (но и это не просто), либо оставить музыку исключительно для себя, любимого. Папа-музыкант – разве это само по себе плохо?

Но можно пойти в армию и, проявляя настойчивость, попасть в хороший военный оркестр. И попытаться за годы службы пробиться в дирижёры.

Короче, где наша не пропадала? И потом, хорошо владеть музыкальным инструментом (для выпускника ДХО – это фортепьяно) и красиво петь – разве само по себе это не ценность? Ещё какая! Потому что не все в нашем мире измеряется уровнем жизни и заработками. Это я вам не только как автор книги о профессиях говорю, но и как профессиональный музыкант, которого музыка никогда, увы, нормально не кормила, но для которого она при этом не стала чем-то не стоящим любви.

источник

Источники:
  • http://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/dirizher/
  • http://kedu.ru/press-center/profgid/dirizher
  • http://www.topauthor.ru/dirigri__kto_takie__chem_zanimayutsya__kakuyu_rabotu_vipolnyayut_f167.html
  • http://daily.afisha.ru/archive/volna/context/chto-delaet-dirizher/
  • http://minkult.info/zachem-nuzhen-dirizher
  • http://elsa-brabant.livejournal.com/23746.html
  • http://edunews.ru/entrants/okso/iskusstvo-i-kultura/musikalnoe-iskusstvo/dirizhirovanie.html
  • http://moinoty.net/stati/osobennosti-professii-dirizhera-ee-polifunkcionalnost.html
  • http://yaspecialist.ru/professii/professiya-dirizhyor.html