Меню Рубрики

Для чего нужна загадка чем она полезна 2 класс

Люди любят разгадывать тайны, поэтому «детективщиков» всегда больше, чем ценителей сентиментальных и поучительных историй. Загадки были первыми маленькими детективами, в которых за иносказаниями скрывались знакомые вещи и явления. Неизвестно, кто первым придумал шифровать знания таким образом, но это и не важно. У каждого народа есть загадки и головоломки, и это еще раз подтверждает единство homo sapiens.

Зачем нужны загадки? Очевидный ответ — чтобы скоротать время и дать неутомительную работу уму. Но для наших предков завуалированное описание событий и вещей имело более глубокий смысл.

В очень далеком прошлом охотники, земледельцы, скотоводы были уверены, что их окружают враждебные силы, и старались обмануть духов иносказаниями. Позже разгадывание загадок было частью свадебного обряда и других важных событий. Из сказок мы помним, как царевны предпочитали того претендента на половину царства, который умел разгадывать хитроумные загадки. Древние греки и норманны устраивали турниры, в которых недогадливый участник выбывал из дальнейших состязаний раз и навсегда — обычно его лишали жизни.

К счастью, со временем нравы смягчились. Того, кто не умеет проникнуть в смысл «шифровки» стали считать не очень сообразительным, над ним посмеивались и исключали из рейтинга местных интеллектуалов. Сейчас обычные загадки вытеснены компьютерными квестами, IQ-тестами и головоломками, но это не справедливо — мы за разнообразие жанров.

Мы получаем удовольствие от познания нового, даже если не осознаем, что решение кроссвордов, судоку или головоломок — часть этого процесса. Ломая голову над задачей, не имеющей практического применения, человек удовлетворяет любопытство, хочет найти разные пути решения и испытать радость победы. Маленькие открытия тешат самолюбие и пробуждают интерес к умственной работе.

  • Загадки полезны детям, познающим мир в форме игры. У ребенка формируется привычка к логическому мышлению, он запоминает новые понятия и слова.
  • Для взрослых людей активного возраста разгадывание головоломок — это возможность переключиться. Гимнастика для ума не менее полезна, чем физические упражнения, она снимает напряжение и помогает поддерживать интеллектуальную форму.

Периодически появляются новые виды головоломок. Когда-то на смену кроссвордам пришел кубик Рубика, потом мир увлекся сканвордами и судоку, тестами и компьютерными пасьянсами, лабиринтами и логическими задачами. Интерес к подобным занятиям не ослабевает, и это не может не радовать — значит, народу не чужды интеллектуальные развлечения.

Угомонить почемучку, которая недавно научилась говорить и хочет знать все и сразу, сложно. Удовлетворить тягу к знаниям необходимо, чтобы дитятко получило достоверную информацию из компетентных источников — это проще, чем перезаполнять базу данных. Загадки и головоломки для ребенка — обучающая игра, в ходе которой все быстро запоминается и усваивается. В процессе поиска правильного ответа можно не только продуктивно общаться, но и прививать полезные привычки к решению проблем и логическим умозаключениям. В школьные годы и во взрослой жизни умение оценивать ситуацию и понимать иносказания обязательно пригодится.

Детские загадки кажутся легкими только взрослым, от ребенка они требуют серьезных умственных усилий. Правильный ответ находится не сразу, приходится перебирать варианты, разбираться в деталях, группировать признаки. В процессе детеныш начинает понимать, что не все в жизни дается легко, иногда приходится хорошо постараться.

Каждая загадка — это история с персонажами, их свойствами и особенностями. Ребенок учится суммировать информацию и делать выводы, формулировать суть вопроса и находить правильный ответ.

Формируя в уме образы, описанные словами, ребенок гармонично развивается как мыслящая личность. Заинтересованность и внимательность лучше развивать в форме игры, а не утомительных уроков. Если предложить нарисовать ответ, заодно можно выявить склонность к изобразительному искусству.

Важно, что детям нравится разгадывать загадки, они могут самостоятельно заниматься любимым делом не только дома, но и на прогулке. Даже непоседы снижают скорость, когда их мозг занят решением сложной задачи. Подведите ребенка к мысли, что решить задачу можно, сосредоточившись на ней. Постепенно это войдет в привычку и умение удерживать внимание будет очень полезным, когда ребенок пойдет в школу.

Если загадки решает группа детей, например в саду или на детском празднике, у них развиваются навыки командной работы, готовность признавать чей-то успех и правильно реагировать на неудачи. Хорошо, если загадку будут обсуждать все вместе, тогда ребенок научится прислушиваться к мнению сверстников.

Загадки о незнакомых явлениях нужно решать вместе. Одновременно родители могут рассказать о новом понятии и знания, усвоенные в такой форме, ребенок хорошо запомнит.

Сказочные персонажи, удивительные перевоплощения и метафоры превращают загадки в увлекательные истории. Ребенок рисует воображаемые картинки, учится проводить аналогии, а заодно узнает новые слова. Во время приготовления обеда можно загадывать ребенку головоломки о фруктах, овощах и других продуктах — это будет наглядно и понятно. Во время прогулки будут к месту загадки о растениях и животных.

Ребенок будет взрослеть, и вместе с этим загадки должны становиться сложнее и разнообразнее. В какой-то момент вы поймете, что не успеваете в разгадывании за вчерашним малышом.

Мы стремимся к познанию, ценим остроумие и развитой интеллект, обращаем внимание на неординарный ход мыслей. В простых загадках сконцентрированы элементарные знания, которые открывают мир ребенку, но и для взрослых найдется информация к размышлению.

Вряд ли уместно говорить о развивающих головоломках для взрослых, но можно использовать загадки для легкой интеллектуальной разминки. Уровень интеллекта, удовлетворение жизнью, общий настрой человека зависят от количества нейронных связей. Уже доказано, что на нейроны и синапсы можно влиять, постоянно подкармливая мозг информацией, над которой приходится потрудиться. Головоломки — один из примеров задачек, требующих не чрезмерных усилий, а кардинального переключения.

Для взрослых разгадывание загадок полезно, потому что они:

  • Стимулируют когнитивные способности.
  • Улучшают память.
  • Заставляют искать оригинальные решения и выходить за рамки шаблонов.
  • Развивают логическое мышление.
  • Отвлекают и развлекают.

Пока ученые продолжают спорить о ценности головоломок для взрослого человека. На двух полюсах мнений одна группа утверждает, что регулярные упражнения поддерживают мозговую деятельность, а другая уверена, что увлечение загадками развивает только умение их разгадывать. Например, многократное прохождение IQ-тестов существенно улучшает результаты, но не влияет на уровень интеллекта.

Разгадывание загадок не заменит образование, не сделает человека эрудированным и профессиональным, но смекалка и сообразительность — полезные качества, которые точно не причинят вреда.

источник

Уважаемые посетители сайта “Сказки для Машенек”! На этой странице вы найдёте материалы по следующим темам: Детские загадки. Детские загадки с ответами. Новые детские загадки. Бесплатные детские загадки.

Известно, что маленькие дети любят загадки. Многие загадки все мы помним с детства. «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице, что это?» Ну конечно же, морковка. Русских народных загадок про овощи – хоть пруд пруди. «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливае, что это?» Лук! – весело ответят вам дети, даже не думая над ответом.

Или возьмем загадки, которые воспитатели загадывают малышам в детском саду. Очень часто, во время тематического занятия или других познавательных мероприятий детям предлагают отгадать загадки, связанные с темой того или иного занятия, при этом детям даётся очень много «наводящих» подсказок. Ну вот, к примеру, загадка для занятия, посвященного правилам дорожного движения в дошкольном учреждении:

Согласитесь, ответ напрашивается сам собой. Загадки такого типа очень даже полезны. Правда, они развивают у детей не столько сообразительность, сколько чувство коллективизма, сопричастности к происходящему вокруг – дети легко угадывают искомое слово и они рады, что все вокруг тоже его угадали, кто-то выкрикнул ответ на загадку чуть раньше и счастлив от этого, другому показалось, что первым был именно он, и он счастлив не менее, третьему просто нравится кричать вместе со всеми.

Но что же такое загадка? В словаре Ожегова находим, что загадка – это “изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании”. Однако популярные загадки часто не нуждаются в разгадке – разгадывание общеизвестных народных загадок превратилось в своеобразный ритуал – тот, кто загадывает загадку, знает, что тот, кто эту загадку отгадывает, скорее всего, уже знает правильный ответ. В ситуации с загадками для дошкольников в детских садах происходит примерно то же самое. С одной стороны, это очень даже здорово, что всех нас, в каком-то смысле, объединяет это знание. Но согласитесь, в описанных ситуациях теряется сама сущность загадки, ведь загадка это, прежде всего тайна, нуждающаяся в разгадке, а тайна, известная всем, уже не совсем тайна. Ведь при проведении формального детсадовского утренника воспитателю важно только то, чтобы не было “сбоев”, поэтому загадывать новые интересные и/или сложные загадки, как правило, не входит в цель подобных мероприятий.

Другой тип загадокновые загадки, которые требуют определенных умственных усилий от ребенка, такие загадки должна быть действительно новыми, и, если и не уникальными, то хотя бы не «с бородой» (если это выражение, применяемое к описанию анекдота, можно применить по отношению к загадке). Такие загадки могут загадывать и родители своему ребёнку. Каждый может придумать собственные новые загадки для детей. Для этого достаточно вспомнить, что у вас есть фантазия.

Впрочем, к какому из описанных выше типов не относилась бы та или иная загадка, она, несомненно, станет ещё одним кирпичиком в том фундаменте, который вы закладываете для гармоничного развития вашего ребенка.

источник

Ученицы 1 класса «А» Лебедевой Кристины Учитель: Голикова Ирина Станиславовна

«Вода» в загадках

г .Г усь-Хрустальный 2008 г.

Творческая работа Ученицы 1 класса «А»

Учитель: Голикова Ирина Станиславовна

В работе мы исследовали русский фольклор, чтобы узнать, как описывали воду в русских загадках,

Сначала всем классом мы собирали загадки о воде и всех явлениях, связанных с водой. Было очень интересно отгадывать эти загадки. Потом меня заинтересовали происхождение и структура загадок. Так получилась эта работа.

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что раньше люди боялись произносить названия болезней и некоторых сущест в( волка, змеи. ).Вместо настоящих названий придумывали другие. Существовал особый «тайный» язык. Сибиряки называли медведя по-разному: «дедушкой», «хозяином», «черным зверем». Свинью называли « низкоглядкой ». С такими «подставными» словами связана народная загадка. В ней неназванный предме т( роса, лед, снег, вода, ручей) или явление( дождь, вьюга, радуга) описывались путем указания на какие-либо признаки. Постепенно тайные языки забывались, а загадка осталась в устной речи. Загадки связывают все явления мира в единую сеть понятий, способных истолковываться друг через друга.

В древности с помощью загадок испытывали мудрость человека при выборе вождя, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой, мальчика при посвящении в юноши.

Сегодня загадки — средство развлечения.

В основу загадок могут быть положены разные приемы:

(подробное сравнение одного предмета с другим по сходству) Заря-заряница, Красная девица П о миру ходила, Слезы обронила; Месяц видел, Солнце скрало. (Роса)

Летит орлица П о синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала, (Облако)

За ночь вставлено. (Прорубь)

(сравнение одного предмета с другим по сходству) Между гор. Между дол Б ежит белый конь. (Ручей)

3. Олицетворение (сравнение, где явления и предметы природы наделяются

признаками живого существа) День и ночь кричит, А голос не устанет. (Водопад)

Летит — молчит, Лежит — молчит. Когда умрет, Тогда заревет. (Снег)

4. Звукоподражание
Н е зверь, не птица под снегом таится,
Весна придет — побежит, запоет. (Ручей)

5. Прямое сравнение
Ш ел долговяз,

6. Отрицательное сравнение Н и в огне не горит, Ни в воде не тонет. (Лед)

На свете нет ее сильнее. На свете нет ее буйнее. В руках ее не удержать И на коне не обогнать. (Вода)

7. Описание признаков неназванного предмета Длинный Митрошка С тучится в окошко. (Дождь)

Я — вода и по воде плаваю. (Лед)

8. Метонимия (переименование предмета, замена прямого названия предмета

переносным ) На дворе горой, И в избе водой. (Снег)

9. Прямой вопрос. Какой камень в реке? (Мокрый)

Кто сбегает с гор высоких И несет водичку в море? Кто напоит всех животных

И спасет от жара в полдень? (Ручей)

У загадок своя особая интонация. Загадки очень разнообразны по ритму.

И растут все время вниз. (Сосульки)

Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он гуляет. (Дождь)

В сказках мы видим рождение героев и события. В загадках рождается образ. Из двух предметов словно возникает третий. Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (Берега)

В загадках отражаются все оттенки человеческих чувств и настроений: радость, шутка, ирония.

Посмотри, какое чудо- Белый сахар лег повсюду. А весны настанет срок, И растает сахарок. (Снег)

Бултыхаются щенки. (Капелька воды)

С моего горба гуртом. (Снежная горка)

Образы красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо.

Утром бусы засверкали. Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем, Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

Подморозило вчера. Налетела мошкара, И от этой мошкары С тали белые дворы. (Снег)

Загадки о воде полны движения. Течет, течет- Не вытечет, Бежит, бежит- Не выбежит .( Река)

Жизнь в загадке предстает в развитии, в столкновении, в многообразных связях. Дом шумит, Хозяева молчат; Пришли люди, Хозяев забрали; Дом в окошки ушел .( Вода, рыба, рыбаки, невод)

Загадка по-новому раскрывает мир, заставляет видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В давно известных вещах, таких как вода и лед, загадка открывает необычное и красивое. Мне кажется, что без загадок было бы скучно.

Я узнала о происхождении загадок о воде. Поняла, что создаются загадки на основе сравнений, олицетворений, вопросов, звукоподражаний. В загадках воду очень трудно узнать, так как русский народ нашел особые слова в языке для описания всего, что связано с водой. Мы с интересом отгадывали новые загадки.

Читайте также:  Полезно ли пиво в малых дозах

Список используемой литературы

1. Богомолова Е. И. Пособие по литературе. Москва. Высшая
школа. 1982 год.

2. Фелицина В. П. Русские пословицы, поговорки и крылатые
выражения. Москва. Русский язык. 1979 год.

источник

Загадки в любую эпоху считались самым таинственным жанром, который только принадлежит русскому фольклору. В коротеньких красочных и интригующих вопросах, которые составляются про абсолютно все на свете, была собрана мудрость и опыт ни одного поколения. Загадки помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом.

Сам же процесс загадывания и отгадывания загадок никогда не является скучным занятием. Ребенку весело пытаться самостоятельно найти и подобрать правильный ответ к загадке, в которой есть хитрая подковырка. По крайней мере, жизненный опыт показывает, что разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребенка, нежели просто чтение учебника, или слушанье занудных и мудреных советов взрослых людей. Возможно, именно по этим причинам, деткам так нравиться разгадывать различные тематические, юмористические загадки.

Но почему, же им так нравиться разгадывать и находить самостоятельно ответы? Для того чтобы это понять, необходимо разобраться в самой детской сущности. А она заключается в том, чтобы каждый день познавать новые вещи, открывать для себя двери в область знаний. Детский интерес не знает границ, поэтому коротенькие вопросы, которые могу звучать на самую любимую тематику, обязательно вызывают неподдельный интерес со стороны ребенка. Касаемо момента разгадывания, то малышу интересно не только проявить свои способности, и доказать свой ум, но и понять, на что он способен без посторонней помощи.

Безусловно, такой жанр народного фольклора открывает перед нашими детьми много возможностей. Начиная от развития логики и мышления, заканчивая развитием способности не только слушать, но и слышать. Ведь бывают и такие загадки, в который ответ кроется в самом содержании вопроса, и ребенок должен суметь его распознать. Такие занятия очень благоприятно сказываются на развитии внимательности малыша, и на том, как четко он может проследить все сказанные слова. Ну, и, конечно же, память, которая получает необходимую подпитку для своего развития.

Загадки хороши тем, что помогают каждому ребенку отыскать свой спрятанный внутренний мир, открыть свое воображение. Загадки оказывают свое влияние и на образное мышление. Таким образом, дети начинают постепенно понимать образную речь, метафоры, афоризмы. Такие слова довольно часто используются в фольклоре, и помогают перенести смысл с одного предмета на слово другое, но близко похожее по смыслу.

Народные загадки могут нравиться детям и по той причине, что их структура намного ритмичнее, чем обычная разговорная речь. Поэтому, ко всему прочему, наши дети получают самые полезные навыки по ритму своей речи. Очень полезными считаются и такие загадки, в которых ответ произвольно подсказывается рифмой.

Если вы только приступаете приучать своего ребенка к загадкам, не стоит добиваться от него с первого раза полного и правильного разгадывания. Ну и заваливать ребенка различными загадками также не стоит. Чтобы проверить интерес малыша, можно задать ему только одну, самую простую загадку, и посмотреть, как он отреагирует. Если малыш не сможет самостоятельно сориентироваться, помогите ему, и дайте небольшую подсказку.

источник

Назарова Мария Олеговна
Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок

Статья «Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок»

Автор: Назарова Мария Олеговна. ГБДОУ №36 Санкт-Петербург

Описание: Данная статья будет полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям младших классов.

Загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса. Загадки разнообразны по своему содержанию. Часто они носят описательный характер, включающий главные качества предметов или действий.

В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат — все в один ряд связанные стоят. — Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. — Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие — громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.

Загадки помогают научить наших детей простым жизненным истинам, познакомить их с окружающими предметами, вещами, и миром в целом. По крайней мере, разгадывание загадок в несколько раз интереснее для каждого ребенка, нежели просто чтение учебника, или слушанье занудных и мудреных советов взрослых людей. Детский интерес не знает границ, поэтому коротенькие вопросы, которые могу звучать на самую любимую тематику, обязательно вызывают неподдельный интерес со стороны ребенка. Касаемо момента разгадывания, то малышу интересно не только проявить свои способности, и доказать свой ум, но и понять, на что он способен без посторонней помощи.

Загадка может быть изложена в стихах или прозе. Содержать явный или скрытый вопрос. Знакомить ребенка с загадками нужно в младшем дошкольном возрасте. Тогда, когда у ребенка уже достаточно развита речь, он живо интересуется окружающим миром, открыт к общению с людьми. Загадки можно загадывать во время творческих занятий с ребенком. Например, к занятию по поделкам из природного материала, или экспериментирование подберите интересные загадки на тему природы.

С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, образному и точному слову, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, чтобы отгадать загадку ребенку нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять найденное. Помимо этого с помощью загадок можно развивать у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству.

Кроме развития мышления детей загадка играет важную роль в развитии речи детей. Использование загадок в работе с детьми способствует формированию образности речи детей, загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Необходимо использовать загадки как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме, применять их во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Можно выделить следующие группы загадок:

1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;

2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:

3. загадки, в которых описание дается через отрицание;

4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;

5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);

9. Математические загадки и др.

Рассмотрим первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания.

Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки.

Вторая группа загадок — загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает, что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) — существа, обитающие в реке и строящие плотины.

Шубка в точечку на нем. (Гепард.)

Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего, в их построении — перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Серый, длинноухий, с копытами (Осел.)

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

Не галстук он, не воротник,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда наступят холода. (Шарф.)

Слова «галстук» и «воротник» в загадке указывают на то, что речь идет о предмете или детали одежды, которая носится на шее. Именно это и объединяет данные слова. Вторая строка подтверждает нашу отгадку, а из двух последних строк мы узнаем, что носят этот предмет только в холода.

Не будильник, а всех будит. (Петух)

Четвертая группа — загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Целый день гляжу в него. (Окно.)

Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

Пятая группа — загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

«Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня» (Крапива).

Вкусны — оближешь пальчики! —

Оранжевые мячики. (Апельсины.)

А на крыше суп да ложки. (Стол.)

Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т. е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Идут не останавливаясь (Часы)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

Загадка требует узнать зверя, который спит летом, что для наших климатических условий нонсенс. Вдобавок у него не крови, и он не двигается с места. Уяснив это, нужно выстраивать новую линию рассуждения. Важнейшие признаки — теплое «тело», летняя «спячка» и необходимость «кормить» только зимой. Это печь.

Шестая группа — загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (Обезьяны);

У меня пропал носок, утащил его … (Щенок);

Летом, в болоте, вы ее найдете, зеленая квакушка. Кто это … (Лягушка);

На жарком солнышке подсох, и рвется из стручков… (Горох).

Следующая группа — загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Белым снегом все одето- значит наступает… лето (Зима);

Ночью каждое оконце слабо освещает…солнце (Луна);

Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …петух (Филин);

Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это. мишка (Белка)

У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось? (Девять, потому что сдохла одна).

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

У кого за носом пятка? (Обувь);

От чего плавает утка (От берега);

Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с шурином. Сколько всего человек? (3 человека);

Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100? (две: ноль и один);

Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько минут будут вариться 2 яйца? (3 минуты);

Как 2 литра молока поместить в литровую банку? (Превратить его в творог)

9. Математические- решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь. Здравствуйте,- говорит,- сто гусей!- Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, так бы нас было сто гусей? Сколько гусей летело? Ответ: (36 гусей т. к. если к 36 прибавить столько (36, полстолько 18, четверть столько 9, и еще одного 1 будет ровно 100).

Читайте также:  Камчатский краб полезные свойства

Загадки начинают отгадывать тогда, когда освоен принцип их создания. Чтобы отгадать ответ, ребенку надо выявить все признаки предмета или явления, сопоставить их между собой, вспомнить, где он видел тот или иной предмет Лучшая помощь при этом – не подсказывать отгадку, а указать направление, в котором следует искать ответ. Если ребенок не может отгадать, не спешите сразу сообщать разгадку. Дайте ему время подумать, иначе интерес к загадкам быстро пропадет.

Придумывайте с ребенком загадки сами. Составление своих загадок поможет вам понять их принцип, а заодно вы научитесь разбивать их на части для того, чтобы решить. Это не менее увлекательно и полезно, чем разгадывать. Придумывать загадки можно обо всем. Начинайте с простых описаний окружающих вас предметов. Такое творчество учит ребенка говорить ярко и образно, смотреть на обычные предметы с новой стороны, находить сходства между разными предметами.

Разгадывать загадки – очень увлекательное занятие. Поощряйте у детей интерес к загадкам! Ведь они учат думать и анализировать, расширяют знания о мире, пополняют словарный запас, прививают любовь к родному языку, к окружающему миру. Загадки прекрасно развивают мышление, логику, память. И делают это непринужденно, в игровой форме. Ведь искать разгадку так весело и интересно!

Загадка – это игра. Игра в узнавание, в отгадывание, в разоблачение того, что скрыто.

Загадывайте детям загадки!

Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития.

Консультация для родителей «Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей» Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму.

Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Материал подготовила: Шпилёва.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевые нарушения делятся на несколько видов. — общее недоразвитие речи -фонематическое недоразвитие речи -фонетико-фонематическое недоразвитие.

Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Роль подвижной игры в развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста. Игра оказывает огромное влияние на психическое и физическое развитие.

Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста Выступление с докладом на районном методическом объединении Воспитатель: Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г. Роль театральной деятельности.

Роль загадок в развитии и активизации словаря детей. Презентация «Загадки о диких и домашних животных» Роль загадок в развитии и активизации словаря детей Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

источник

В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение

Краткое содержание Загадки истории РадзинскийЗагадки истории Эдвард Радзинский – известный российский писатель-историк написал необыкновенную историческую книгу “Загадки истории” и привлек внимание читателя своим субъективным подходом и неординарными взглядами на окружающий мир. Этот автор смог достаточно точно передать образ личностей далекого прошлого. Персонажи предстают, словно Read More .

Пословицы, поговорки, загадкиКаждый народ имеет свои пословицы и поговорки. Пословица это – изречение народной мудрости, в которой образно и символически высказывается или совет, как надо поступать в жизни: “Тише едешь, дальше будешь”, “Семь раз примерь, один отрежь”, “Куй железо, пока горячо”; или Read More .

“Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого “После бала”? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” поднимает важные общечеловеческие проблемы: что есть честь, долг, совесть, как следует вести себя, чтобы называться настоящим человеком, что важнее – суд людей или суд Божий. Это произведение рисует два эпизода из жизни одного человека Read More .

Рецензия на произведение Э. С. Радзинского “Загадки истории”Произведения Эдварда Радзинского находятся где-то на стыке жанров. Даже там, где они основаны на серьезных архивных источниках, они в первую очередь явление литературы художественной, а не биографические исследования, посвященные той или иной исторической личности. Документальные свидетельства служат для автора только Read More .

Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчестваНа уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми Read More .

Нужны ли Обломовы России?Прежде чем начать свое рассуждение на тему: нужны ли Обломовы России? Я хочу рассказать о И. С, Гончарове и его великом произведении. И. С. Гончаров – писатель второй половины 19 века. Свой роман автор написал в 1859 году и опубликовал Read More .

Загадки лесковского сказа на примере повести “Очарованный странник”Манеру письма Лескова литературоведы называют “коварной”. Читатель его произведений попадает на своеобразный перекресток различных смыслов, своего рода “семантическое распутье”, когда невозможно выбрать один вариант прочтения, но необходимо учитывать диапазон различных толкований. Между тем мудрый и ироничный автор всегда дает внимательному Read More .

Нужны ли России образованные людиНужны ли России образованные люди. На первый взгляд этот вопрос кажется странным и даже абсурдным. Какой же стране не нужны умные и образованные люди? Но, всерьез задумавшись над этой проблемой, понимаешь, что все не так однозначно. Известны времена, например, в Read More .

источник

Актуализация знаний
— Здравствуйте, гости дорогие!
Пожалуйте в гости!
Давно мы вас поджидаем,
Загадочки вам загадаем!
— Скажите, о каком виде устного народного творчества говорится в приветствии?
О чем мы говорили на прошлом уроке? (О загадках). О каких загадках шла речь?
А зачем вообще нужны загадки? Это мы с вами постараемся выяснить, а еще откроем новый секрет загадки. А девизом этого урока будут слова:
«Загадка не отгадывается сама –
Надо попробовать силу ума!» (на доске)

II. Развитие умений
Вы сегодня работаете в группах. У каждой группы есть какая-то информация о загадках. Из этой информации мы к концу урока должны сложить свой паззл – расширить свои знания о загадках.
Я предлагаю вам взять лист с №1, познакомиться с текстом и выполнить предложенные задания или выбрать самое интересное из прочитанного.

Группа 1.
Само название жанра «загадка» происходит от слова «гадати» — думать, рассуждать. «Гадание» — выяснение чего-то скрытого, затаённого. Загадку широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказках. Главное, чтобы человек свою смекалку испытал, лишний раз вокруг себя оглянулся – пусть видит, в каком интересном мире живёт. Загадка – это «задачка», которую надо решить.

Подчеркните в тексте ответы на вопросы:
1. От какого слова произошло название «загадка»?
2. Для чего использовали загадку в древности?

Группа 2.
Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.
Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” — для коня, “рыкуша” — для коровы, “тонконогая” — для овцы, “низкоглядая” — для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

Ответьте на вопрос: древние славяне придумывали загадки специально?

Группа 3.
Загадочный мир.
Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её палкой и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться. Приходится идти замуж да вести Ивана к престолу.
Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найдите ответ в статье, подчеркните его.
Группа 4.
Сколько живёт человек, столько живут и загадки. На протяжении многих веков их создавал народ. Из глубины времён они донесли до нас мудрость русского народа. В них просто и красочно, кратко и выразительно человек описывал мир, явления природы, растения, животных. Загадка — образное выражение, в котором один предмет изображается через сравнение с другим, имеющим с ним хотя бы отдалённое сходство. В них слышна поэзия русского языка. В древности — это единственное средство для развития смекалки, ума, испытание мудрости, а сейчас — забава. Загадка — мудрёный вопрос, она развивает догадливость, сообразительность.

Найдите и подчеркните ответы на вопросы:
1. Как в загадках описываются предметы?
2. Для чего нужны загадки?

Группа 5.
С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.
В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.

Для чего нужна была загадка Сфинксу?

Группа 6.
Перед вами страницы словарей. С их помощью объясните значение слова «загадка».

Итак, что же такое загадка?
От какого слова произошло название «загадка»?
Для чего служили загадки в древности?
А для чего они нужны сейчас?

Сравните две загадки (на слайде):
Пробил я стенку – увидел серебро;
Пробил серебро – увидел золото.
(русская народная загадка)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, пушистое
и золотое.
(К.И.Чуковский)

Чем похожи загадки? А чем отличаются?
Сделайте вывод: загадки бывают народные и авторские.

Физминутка. А сейчас я предлагаю отгадать несколько загадок, но не называть отгадки, а показать их движениями.

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.

И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

Кто в беретке ярко-красной,
в черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
все стучит, стучит, стучит.

Посмотрите-ка, какая —
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.

Отлично, отдохнули? Тогда продолжаем. Многие известные вам детские писатели сочиняли загадки. Я предлагаю познакомиться с некоторыми из них.
Работа с учебником (с.46-48).
А вот еще один автор. Напомню вам еще одну сказку. Английский писатель Дж.-Р. Толкиен в сказочной повести «Хоббит» рассказал об отважном маленьком герое Бильбо Бэггинсе, который заблудился в подземелье и встретился там со злобным существом Голлумом. (слайд 5)Вечно голодный Голлум был готов съесть неожиданно доставшуюся добычу. И вот они обратились к старинному способу решения споров – загадкам. Если проиграет Бильбо – Голлум его съест, а если Голлум не отгадает загадку – он должен показать Бильбо дорогу из пещеры.
Вот их загадки. Интересно, удалось бы вам выиграть в таком состязании?
Не увидать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
(Гора.)
Без замков, без засовов дом,
Слиток золота спрятан в нем.
(Яйцо.)
Ее не видать
И в руки не взять,
Царит надо всем,
Не пахнет ничем.
Встает во весь рост
На небе меж звезд.
Все начинает
И все кончает.
(Темнота.)
На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся. –
И смирными станут
До новых затей.
(Зубы.)
Две ноги на трех ногах,
А безногая в зубах,
Вдруг четыре прибежали
И с безногой убежали.
(Человек, табуретка,
рыба, собака.)
Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом.
Сжует железо, сталь сожрет
И скалы в порошок сотрет.
Мощь городов, власть королей
Его могущества слабей.
(Время.)
– Загадки трудны, но все же попытаемся отгадать их с помощью подсказок (лист №3): зубы, яйцо, время, темнота, гора, человек, рыба, собака, табуретка.
– Что помогло нам отгадать загадки? На чем они строятся? (На том, что один предмет заменяется другим, похожим на него. Но сходство это было неожиданное, необыкновенное, замысловатое.)

Читайте также:  Презентация полезные ископаемые украины 4 класс

А кому принадлежат эти загадки?
Серенький, усатенький,
Хвостик полосатенький.
Молоко хлебает,
Рыбу он съедает!
Авторы загадки: Власова Виктория, Власова Вероника, Быстрова Александра, Подопросветова Варвара, Кочарян Ангелина, Прилепская Юлия.

Много зубов, но не крокодил;
медленно ходит, но не черепаха;
носит на себе дом, но не рак.
Авторы загадки:
Субботин Данила, Соловьёв Андрей, Петров Андрей,
Ермаков Данила.

Верно, эти загадки вы сочинили на прошлом уроке. Как вы думаете, они народные или авторские? А хотите еще попробовать свои силы? Для тех, кому трудно сочинять загадки самим, на листе № 5 есть подсказка.

Молодцы, а дома я вас попрошу сочинить загадку уже самостоятельно и оформить новые странички для наших книг.

Итог
Итак, скажите, с какими загадками мы сегодня познакомились?
Кого из авторов загадок запомнили?
Чем интересно и полезно занятие по составлению и разгадыванию загадок?
А теперь выразите свое мнение о работе (лист №6)

IV. Рефлексия
Мы поняли, что…
Было интересно…
Было трудно…
Нам захотелось…
У нас получилось…
(Ребята заполняют лист рефлексии в группах и озвучивают его)

источник

— на основе наблюдений показать учащимся, как построена загадка;
— учить детей применять свои умения в свободной письменной речи, сочинять загадки;
— совершенствовать навык каллиграфического письма.

— развитие внимания, памяти мышления;
— развитие орфографической зоркости;
— расширение кругозора;
— развитие способности к самоконтролю;
— развитие умения работать в заданном темпе.

— воспитание интереса к предмету, к чтению;
— воспитание самостоятельности.

Оборудование:

— интерактивная доска;
— слайды с изображением “отгадок” к загадкам;
— учебник русского языка (авторы – М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко)

1) Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

— Давайте хором прочтём тему урока.
— Что такое загадка? (Это выражение, нуждающееся в разгадке. И у каждой загадки есть разгадка.)
— Кто загадывает загадки?
— А вы хотите научиться сочинять загадки?

Паровоз без колёс –
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!

— Отгадайте эту загадку.
— Как вы догадались? По каким признакам?
— Назовите эти признаки.
— Называется ли в загадке предмет, о котором придумана загадка? (нет)
— Как вы узнаёте загаданный предмет? (с помощью признаков)
— По- твоему, загадки- это деловая речь или картинная?
— Сегодня мы попробуем сочинять загадки.

2) Работа по учебнику.

— Обратимся к задачнику.
— Первый текст не загадка, так как в нём назван предмет (стол), т.е. не выполнено первое требование к загадкам.
— Второй текст – загадка. Почему? (Есть признаки, по которым можно понять, что это загадка.)
— Назовите эти признаки.
— Но первый текст легко превратить в загадку. Каким образом? (Убрать слово стол)
— Прочитаем загадку.

Продолжим работу по учебнику.

— Предметы, о которых можно попробовать сочинить загадки, подсказаны картинками: это лопата и ножницы.
— Что это за предмет? (Лопата)
— Зачем он нужен? (Копать)
— Из какого материала сделан? (Железо)
— На что похож? Может быть, на ладошку?
— Давайте назовём признаки этой “ладошки”, подберём рифму и постараемся сочинить загадку.
— Из какого материала и на что похожа? (железная ладошка)
— Что мы делаем лопатой? (копаем)
— А что сейчас осенью копают лопатой? (картошку) (копает картошку)

Железная ладошка
копает картошку.

— Запиши её. Не испорть ошибками! Как уйдёшь от них?
— Запись на доске (одно слово один ученик)

— Пропустите одну строчку.
— Это словарное слово, но мы его ещё не учили.
— Где можно найти это слово и решить орфографическую задачу? (в словаре)
— Прочитайте слово по слогам (ло-па-та)
— Перед тем, как записать слово, посмотрим, как соединяются первые три буквы.
— Давайте попробуем потренироваться в написание

3) Чистописание.

— А сейчас запишите это слово на строке.

4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

5) Сочинить загадку про ёжика.

— Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
— Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
— Какой он по форме?
— По цвету?
— Какая у него мордочка? Ножки?
— Чем покрыта у него спинка?
— Какие у него повадки?
— Где он живёт?
— Чем питается?
— Что он частенько носит на своей спинке?
— Давайте выделим главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных.

(Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, зверёк часто сворачивается и становится круглым, колючим шаром, недотрога)

— Подберите слова, обозначающие действие ежа.

(Катится, бежит, укатился, шуршит, фыркает, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)

— Мы говорили, что в загадках часто есть рифма.
— Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа:

катится — прячется
комочек — клубочек
ёлка – иголки
бежит – шипит, шуршит
по дорожке – на ножках

Шуршит колючий комочек,
Подойдешь, свернётся в клубочек.

— Подели на слоги, отметь орфограммы.
— Спишите эту загадку с доски.
— Отметить опасные места.

6) Найди спрятанное слово.

— Мы продолжаем разгадывать загадки.
— Отгадав кроссворд, найдём спрятанное слово.
— Чтение учителем.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – на лета,
Для зимы – другого цвета.

Я зелёный, полосатый,
Сочный, сладкий, красноватый.
С толстоватой кожурой.
Угадай: кто я такой?

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков…

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.

Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит.

Мудрец в нём видел мудреца,
Баран – барана
Овцу в нём видела овца,
А я увидела себя.

Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена.

7) Игра “Отгадай-ка”.

— Ученик- отгадчик выходит из класса, коллективно загадывается какой-нибудь предмет. Когда отгадчик возвращается, все по очереди называют, на что похож этот предмет. Нужно отгадать, какой предмет загадан. (Стул, доска, карандаш, пенал)

8) Итог урока.

— Понравилось ли сочинять загадки?
— Как вы сочиняли загадки?
— Дома сочините загадки об одном из этих предметов и можете нарисовать его, а в классе мы проведем конкурс на лучшую загадку.
— Расскажите мамам и папам, чему вы научились на уроке, и загадайте наши загадки.

источник

В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение

Как тебя не любить мой родной городНаверное, каждый человек считает, что его город или село, где он родился и живет, – наилучший уголок земли. И это понятно, так как этот город – единственный и неповторимый. Он.

“Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею.” (2)Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. К. Симонов Прошло много лет с того рокового утра 22 июня.

Как я помог соседкеУ нашей соседки тети Паши случилось не­счастье: ее кошка Нюрка убегала от собаки и залезла на высокое дерево во дворе, а слезть не может или боится. А у тети Паши.

Осенний лес. Как я провела осенние каникулыСвободная тема “Про осень” – сочинение “Осенний лес. Как я провела осенние каникулы” Еще очень тепло, но уже грустно от запаха ушедшего лета, многослойного, пряно-кисловатого. Деревья сбрасывают обожженную за лето.

“Быстрая” для белочкиНачало марта. Дерева в небольшой роще по колено в снегу. Кусты напоминают стареньких бабушек, которые согнулись и завернулись в белые пушистые платки. Солнце, пробираясь сквозь толщу беловатых туч, чуть-чуть освещает.

Сочинение по картине Шишкина “Зима”Шишкин создавал разные картины, которые тонко и с любовью передавали красоту родной природы. Художник показывал, что может увидеть обычный человек, если на секунду остановится, отдохнет от суеты. Просто не всегда.

Школа – это второй домДля каждого из нас школа – это второй дом. Здесь есть и вторая мама – наша первая учительница. Именно она научила нас писать, читать, логически мыслить. Учительница учит нас быть.

Магия колыбельной песниСамой природой предусмотренная незримая связь между матерью и ребенком. Когда новорожденный грудной ребенок заплачет ночью, мать ощущает это и просыпается даже из глубокого сна. Когда волнуется мать, начинает плакать ребенок.

“Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца”Тема отношения к Родине, любви к родной земле стала сквозной в творчестве многих писателей и поэтов Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведения великих.

Сочинение по картине Крымова “Зимний вечер”На картине Крымова “Зимний вечер” изображены люди, которые неспешно идут по тоненькой тропинке домой. Они пробираются сквозь сугробы, а до дома еще идти далеко. Немного поодаль мы видим дома, которые.

Отображение борьбы за волю казачества в народных думах и песняхНарод всегда нес в своих сердцах великое пламя свободы, которое ничем нельзя было погасить. Шли в бой украинцы за волю, шли, хотя и понимали, что не всех ожидало возвращение домой.

Война в истории моей семьи9 Мая – праздник Великой Победы. Его отмечает вся страна. На этой войне погибли миллионы людей. Эта война задела горем каждую семью в стране. Надо знать и помнить тех, кто.

Что такое культура, зачем она нужнаЧто такое культура как система ценностей? Какова цель такого широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при.

Стихотворение Н. А. Некрасова “Я не люблю иронии твоей.”Ирония, тонкая, скрытая насмешка – понятия, чуждые настоящей любви. И Некрасов, будучи “ Человеком высокого благородства души “, ценящий моральные принципы настоящих отношений, не допускает Иронии в чувствах, пробудившихся между.

Пересказ былины из дренерусской литературы “Задонщина”8 сентября 1380 года объединенное русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Ивановича разбило на поле Куликовом монголо-татарские полчища Мамая. “Задонщина” создана в конце XIV или в начале XVI века.

Осенний парк (сочинение-описание)Наш любимый парк со всех сторон опоясан водой. Он находится на острове, который образовали протекающая через город речка и рукотворный канал. Чтобы попасть на тот остров, надо перейти через небольшой.

Анализ “Повести о Петре и Февронии Муромских”1) Истории создания “Повести о Петре и Февронии Муромских”. Во времена Ивана Г розного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях.

Рецензия на повесть В. Л. Стронгина “Игры с сатириком в эпоху застоя”Повесть “Игры с сатириком в эпоху застоя” входит в новую книгу писателя Варлена Стронгина “Двойник Сталина”. Все произведения автора, включенные в сборник, – будь то рассказ о репрессивном лагере “Двойник.

Я люблю тебя РоссияПлан 1. Наша Родина – Россия. 2. Что такое Родина? а) С чего начинается любовь к Родине? б) Что значит любить Родину? в) Охрана природы – забота каждого. 3. Любовь.

Мои родные всегда рядомМоя семья самая обычная, состоит из четырех человек – это мама, папа, старший брат и я. Мне хочется познакомить вас с каждым из нас. Мама у нас добрая, ласковая и.

Сейчас вы читаете: Для чего нужны загадки

источник

Источники:
  • http://talesformasha.ru/riddles_for_children/riddles_puzzles_for_children/
  • http://ekolan9.narod.ru/1-a/3agadki.htm
  • http://kid-game.ru/%D0%94%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D0%BD%D0%B8-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B/
  • http://www.maam.ru/detskijsad/statja-rol-zagadok-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta-i-vidy-zagadok.html
  • http://rus-lit.com/dlya-chego-nuzhny-zagadki/
  • http://ped-kopilka.ru/blogs/ana-nikolaevna-bireva/urok-literaturnogo-chtenija-kak-pridumat-zagadku-literaturnye-zagadki-2-klas.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/527595/
  • http://studentguide.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/dlya-chego-nuzhny-zagadki.html