Меню Рубрики

Добыча полезных ископаемых презентация 4 класс

Цели: создание оптимальных условий для осознания темы: “Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области”

Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать общее представление о добыче полезных ископаемых Архангельской области.

Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» Дмитриевой Н.Я.; физическая карта Архангельской области, образцы полезных ископаемых, презентация, раздаточный материал.

  • Организационный момент.
  • Блиц– опрос.
  1. Газообразное горючее полезное ископаемое.
  2. Образец гранита.
  3. Росли на болоте растения, стали топливом и удобрением.
  4. Образец угля.
  5. Осадочная горная порода, образовавшаяся из раковин моллюсков.
  6. Без нее не побежит
    Не автобус, не такси,
    Не поднимется ракета
    Отгадайте, что же это.
  7. Горная порода с большим содержанием металла.
  8. Место большого скопления полезных ископаемых.
  • На доске условные знаки полезных ископаемых. (нефть, газ, каменный уголь, поваренная соль, торф)
  • Назвать полезные ископаемые.
  • Обобщение.
    – Что общего у этих полезных ископаемых?
  • Классификация.
    – Какое полезное ископаемое лишнее и почему?

Постановка темы и задач урока.

Что мы знаем о полезных ископаемых?

Тема: Добыча полезных ископаемых. Месторождения полезных ископаемых Архангельской области.

Готовясь к уроку я обратила внимание на слово рудознатцы.
Как вы думаете что обозначает это слово? (Разведчики – рудознатцы.)
Можно ли подобрать к нему современное название?
Что вы знаете об этих людях?

Цель: давайте узнаем какими должны быть геологи.

Стр.114, 1 и 2 абзац. (чтение вслух)

Итог: Какими должны быть люди выбравшие эту специальность?

  • Итак, месторождение найдено, изучено… А что дальше?
  • Работа с учебником.

Прочитать и ответить на вопрос: Какими способами добывают полезные ископаемые?

  • Презентация “Добыча полезных ископаемых” (комментарий учителя).
  • Слайд 1– шахты.
  • Слайд 2– карьер.
  • Слайд 3– карьер.
  • Слайд 4– добыча каменного угля открытым способом.
  • Слайд 5– роторный экскаватор.
  • Слайд 6– фонтанный способ.
  • Слайд 7– насосный способ.
  • Слайд 8– буровые вышки.
  • Слайд 9– буровая платформа.
  • Слайд 10– “Приразломная” платформа.
  • Слайд 11– “Приразломная” платформа.
  • Слайд 13– способы добычи.

Создание коллажа “Месторождение полезных ископаемых Архангельской области”

Цель: обобщить знания о полезных ископаемых. Уточнить знания о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

(Подобрать образцы полезных ископаемых, условные знаки, иллюстрации.)

Творческая группа № 1 Бокситы.
Творческая группа № 2 Алмазы.
Творческая группа № 3 Каменный уголь.
Творческая группа № 4 Нефть.
Творческая группа № 5 Строительные полезные ископаемые.

Итог. Расскажите о месторождениях полезных ископаемых Архангельской области.

  • Защита коллажей.
  • Самооценка и оценка лидерами творческих групп.
  • О каких способах добычи полезных ископаемых вы знаете?
  • Какие полезные ископаемые добывают открытым способом?
  • Какие полезные ископаемые добывают подземным способом?
  • Какими полезными ископаемыми богата Архангельская область?
  1. Тетрадь № 46. (Составить план рассказа о геологах.)
  2. Тетрадь № 46 (Исследовать: какие полезные ископаемые использовались в строительстве зданий или в их облицовке. Из каких горных пород сделаны памятники в нашем городе?)
  3. Подготовить сообщение: Минеральные воды (добыча, использование).
  4. Как добывать полезные ископаемые без вреда для окружающей среды?
  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. “Мы и окружающий мир”: Учеб. для 4 кл. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочие тетради для 4 кл. к уч. “Мы и окружающий мир”. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2009.
  3. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу “Мы и окружающий мир” 3–4 классы. – Самара: Корпорация “Федоров”, 2007.
  4. Е.М. Елизарова “Мы и окружающий мир”: 4 класс: поурочные планы по учебнику Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.Волгоград: Учитель, 2007.
  5. География Архангельской области (физическая география) 8 класс. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. Бызовой Н. М. – Архангельск, издательство Поморского международного педагогического университета имени М. В. Ломоносова, 1995.
  6. Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9–11 классов общеобразовательной школы / Под. ред. Баталова А. Е., Морозовой Л. В. – М.: Изд-во МГУ, 2004.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда

НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

кварц слюда полевой шпат (белые (чёрные (розовые зёрна) зёрна) зёрна) 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный ГРАНИТ Гранитный массив

1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется

слюда 1. слоистая 2. Имеет стеклянный блеск 3. хрупкая 4. В воде не растворяется

ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах

ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит

Использование полезных ископаемых Строительство (песок, гранит, глина, известняк) Топливо (каменный уголь,торф,нефть, газ) Металлургия (руда)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? полезные ископаемые твёрдые жидкие газообразные (уголь, руда, известняк) (нефть) (газ)

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и закрытым способами. КАРЬЕР – открытый способ добычи полезных ископаемых. Закрытый способ – ШАХТА. Глубина подземных разработок до 4 км

Открытый способ добычи полезных ископаемых.

Закрытый способ добычи полезных ископаемых.

Буровая платформа для добычи нефти.

ВЫВОД: Полезные ископаемые – бесценное богатство Земли

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Презентация к уроку (окружающий мир, 4 класс) по теме:
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру.

Вложение Размер
umk.doc 46.5 КБ
prezentaciya1.ppt 1.87 МБ

Урок по окружающему миру на тему:

Полезные ископаемые. Их добыча.

Цели: сформировать понятие «полезные ископаемые»;

познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами

познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

развивать познавательную активность; умение характеризовать

объекты окружающего мира; экологическое мышление;

воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к

— Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

— С помощью чего можно приготовить обед?

— На каком топливе работает двигатель автомобиля?

— Из чего сделаны украшения?

— Где человек взял необходимые ему в быту материалы?

3. Сообщение темы, цели урока. Слайд №1.

— Что же называют полезными ископаемыми?

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, — это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

— На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

— А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

— Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?

— какие полезные ископаемые относятся к твердым?

— какие полезные ископаемые относятся к жидким?

— какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

-Давайте рассмотрим рисунок , (Слад №6 ) на котором изображены слои полезных ископаемых.

6. Как находят полезные ископаемые?

— Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?

— Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.

— Так чем же занимаются геологи? ( разведкой полезных ископаемых)

7. Условные знаки полезных ископаемых.

— Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

— Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

8. Как добывают полезные ископаемые.

-Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?

( песок, глину, нефть, природный газ)

9.Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

— О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.

Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах — нефтеналивных танкерах.

Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

10. Работа в тетради стр. 35, задание №15.

— А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.

11.Экологические проблемы. Слайд №11.

— Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие же экологические проблемы возникают

— при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);

— при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);

— при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).

Все эти экологические проблемы решают экологи.

— Что называют полезными ископаемыми?

— На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

— Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.

В классе висят условные знаки:

— Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)

13. Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их

добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 – ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

источник

Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме:
Полезные ископаемые: Кладовые земли , 4 класс, УМК «Гармония» (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК «Гармония» по теме «Полезные ископаемые: Кладовые земли».

Читайте также:  Чеснок в каком виде полезнее

Кладовые земли Окружающий мир, 4 класс УМК «Гармония» Марченко Е.В. МБОУ СОШ №3 Г. Красный Сулин Ростовская обл.

НИКОЛАЙ РЕРИХ «КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»

НИКОЛАЙ РЕРИХ «ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»

Полезные ископаемые — горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком.

Полезные ископаемые Твёрдые Жидкие Газообразные Металлические руды Уголь Глина Песок Драгоценные камни Газ Нефть Минеральная вода

Ещё 100 лет назад вольфрам считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают весь земной шар.

Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи

Для своего роста некоторые растения нуждаются в определённых минералах . гвоздика папоротник Анютины глазки Никель Цинк

Добыча полезных ископаемых Карьер Шахта Скважина Песок Глина Гранит Торф Известняк Уголь Каменный уголь Металлические руды Нефть Природный газ

Уголь Образуется из некогда живой материи Горит и выделяет тепло Отмёршая растительность опадает в болота и превращается в торф . Торф, уплотняясь , превращается в уголь . Из слоя торфа толщиной 10-15 м образуется слой угля толщиной 1 м. Торфяники Болото

Нетронутый пласт угля Промежуточные стволы породы Вентиляторы для вытяжки непригодного для дыхания воздуха Шахтный ствол для подачи воздуха, доставки людей и оборудования в шахту Вытяжной шахтный ствол для поднятия на поверхность угля Угольные пласты водосборник конвейер Подземная железная дорога Схема угольной шахты

Работа шахтёров по добыче угля

К группе ювелирного и полудрагоценного сырья, которую часто называют «самоцветы», относятся минералы и некоторые горные породы, благодаря своим свойствам использующиеся человечеством.

Нефть Образуется из останков живой материи, растений и животных. Большая часть нефти в море образовалась из останков морских водорослей и бактерий , которые перегнивали и осаждались в ил на морском дне. Нефтяная скважина

Минеральный источник в Хойто-Голе Кармадон Минеральные источники Минеральные источники

Газ При формировании угольных пластов под воздействием внутреннего тепла Земли на глубине около 4 км из угля выделяется газ Газовый трубопровод

Крупнейший в мире золотой прииск В Южной Африке

Э.ПИССНЕР «СОЛЯНОЙ БУНТ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ 1648 Г.»

СОЛЯНАЯ ШАХТА В ГОРОДЕ ВЕЛИЧКА (ПОЛЬША)

Польский город Величка -один из старейших действующих центров разработки каменной соли в Европе. Возраст соляных копей « Величка » — больше 700 лет. Глубина шахты 340 метров, а общая длина коридоров составляет более 350 километров. Древнейшие солевары сначала пользовались источниками природного рассола, затем начали рыть колодцы, пока не добрались до каменной соли.

Именно в ХІІІ столетии был выкопан первый шахтный ствол. С тех пор горняки вырубили в соляных толщах свыше двух тысяч камер. За семь веков здесь добыто, по расчетам, не менее, чем 7500 тысяч кубометров вещества, столь необходимого в кулинарии. Лечебные свойства велицкой соли были известны ещё в XVI веке. В настоящее время специфический микроклимат подземелья Велички используется в лечении бронхиальной астмы, различных видов аллергии, заболеваний верхних дыхательных путей, заболеваний сердечно-сосудистой системы.

20 миллионов лет назад, на территории нынешней Польши плескалось море. Морские воды испарялись, оставляя на дне слои соли. Когда поднялся массив Карпат, соляной щит треснул и раздробился, образуя подземные пустоты. До многих из них добрались неутомимые шахтеры; в свете их ламп засверкали гигантские кристаллы на стенах гротов, узоры, образованные застывшими каплями рассола, искристые сталактиты и сталагмиты. Красота и величие этих пещер никого не оставляют равнодушным.

Но одно дело — настроение праздного туриста, и совсем другое — взгляд средневекового горняка. Для многих тысяч людей работа в Величковской королевской шахте была настоящей каторгой. Полости, остававшиеся после добычи соли, постоянно оборудовали деревянной крепью, — но опоры нередко трескались под тяжестью пластов, и сверкающие глыбы погребали под собою шахтеров. Лет четыреста назад в течение года здесь погибал или оставался калекой чуть ли не каждый десятый шахтер! Другой опасностью был метан. Горючий газ постоянно накапливался под землей и мог взорваться от любой искры. Чтобы предупреждать взрывы, существовала страшная профессия «кающихся грешников».

Так называли рабочих, одетых в плащи с капюшонами. «Грешники» ползали галереями, держа над головами шесты с горящей паклей на конце. Если под потолком скапливался метан, он вспыхивал. Нередко такая «чистка» оказывалась последней для шахтера, — и все равно угроза не исчезала. До изобретения безопасных ламп горняки пользовались открытым огнем. То и дело вспышки газа давали начало сокрушительным пожарам. Один из них, в 1644 году, бушевал в шахте целых восемь месяцев!

Соль в забоях рубили кирками, а выносили на поверхность в бочках или деревянных корытцах — мульдах. Поскольку в шахту всегда проникала вода, под землей собирались целые озера крепкого соляного раствора. Его выкачивали с помощью специального подъемника, называемого «патерностер».

В 1999 году в часовне руками горных резчиков был высечен из глыбы соли памятник Святому Отцу Иоанну Павлу II. «Чудо в Кане Галилейской » — барельеф на соли Антония Выродека

Гномы — помощники шахтеров. Автор соляных скульптур — шахтер Стефан Козик

Соляной бюст короля Казимежа Великого — создателя первого в Европе горного законодательства. Автор Владислав Хапка

источник

Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы

Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

учитель начальных классов

Горючие полезные ископаемые

Как используют каменный уголь?

Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина.

Горючие полезные ископаемые

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

А очищается территория от мусора

Б так сохраняются запасы руды

В люди участвуют в соревнованиях

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • Б
  • В

  • УЗНАЛ (а)
  • НАУЧИЛСЯ(ась)
  • УДИВИЛСЯ( ась)

  • Спасибо

источник

Презентация подготовлена для урока окружающий мир УМК Гармония, 4 класс «Полезные ископаемые». В презенации собраны подробные материалы о полезных ископаемых: о разных видах ископаемых, как и где добывают ископаемые, о месторождении ископаемых, пользе ископаемых, где и в каких отраслях используют добытые полезные ископаемые.

Добыча полезных ископаемых

Подготовил: учитель начальных классов Трофимова Анжелика Александровна

  • нефть

Как добывают полезные ископаемые.

Добыча угля и железной руды

Каменный уголь образовался из

Залегает огромными пластами,

которые разбивают и измельчают

на поверхность. Существует

несколько видов угля: бурый уголь,

каменный уголь и антрацит .

В карьерах добывают песок, щебень, гранит, глину, известняк, торф, необходимые для строительства.

Песок – добывается в больших количествах для строительства

дорог, приготовления бетона и цемента. Кроме рыхлого песка

находят залежи горной породы – песчаника. Ценный строительный

материал. Реже встречается белый кварцевый песок из которого

Торф – образуется из отмирающих болотных растений. Земледельцы

используют его в качестве удобрения. Торф хорошо впитывает

Влагу, поэтому его используют для подстилки скоту. Хорошо горит

Поэтому спрессованные брикеты применяют для работы

который сильно меняет свои свойства

При смачивании водой и при

прокаливании. Мокрая глина – вязкая

и пластичная. Из нее легко лепят

кирпичи, разнообразную посуду,

статуэтки, игрушки. После прокаливания

глина становится твердой и хрупкой.

Белую глину используют для изготовления

Нефть – одно из горючих полезных ископаемых, которое широко используется в наше время . На основе нефти делают пластмассы, горючее для автомобилей

Горючий газ – полезное ископаемое,

которое сопутствует месторождениям нефти. Раньше его считали «священным огнем». Сейчас это эффективный горючий материал, широко используемый в быту и промышленности. На основе газа делают резину, пластмассы, искусственные волокна

Известняк – менее твердая и прочная

Порода. В куске известняка можно

разглядеть останки скелетов древних

животных, которые и составляют его

основу. Используют для строительства,

приготавливают белый порошок,

который используют для побелки стен,

Изготовления цемента. Земледельцы

добавляют в почву для улучшения

её состава. Мягким известняком (мелом)

Мрамор – сотворенный природой

из известняка. Замечателен

разнообразием оттенков цвета,

узорами прожилок. Мрамором

украшают здания, залы музеев,

Гранит – отличается твердостью

и прочностью. Серые , иногда

красным оттенком камни используют

для строительства фундаментов,

подземных переходов, опор мостов.

Полированный гранит украшает

Памятники, укрепляет станции метро,

стены домов, набережные рек.

Базальт – покрывают дно океанов

и пространства суши. Образовались

из остываний раскаленной магмы,

которая выплеснулась из извержения

вулкана на поверхность земли.

Имеют черный цвет, содержат железо,

вулканическое стекло. В порах базальта

иногда вырастают кристаллы

кальцита и другие минералы. Используют

для строительства дорог, фундаментов зданий.

источник

Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Презентация для школьников на тему «Полезные ископаемые» по окружающему миру. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Читайте также:  Экологическая проблема добычи полезных ископаемых

МОУ Новоюгинская СОШ Учительначальных классовГорохова Ирина Владимировна

Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых. Расширять кругозор учащихся по родному краю. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. Оборудование Физическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Проверка домашнего задания. Сообщение нового материала. Физкультминутка. Практическая работа. Обсуждение изученного материала. Обобщение. Итог урока.

Тест «Поверхность и водоёмы нашего края» Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) плато К естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, пруд Горы, созданные людьми, называют… а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а)Индийский, Тихий, Атлантический; б)Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в)Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический. Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли. С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Карточка №1 Карточка №2 Заполните таблицу: Заполните схему реки:

2.Водный поток, имеющий исток и устье. 5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность. Разгадайте кроссворд: По горизонтали:

О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах: 1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника) 2 группа: Изучает свойства иприменение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.) 3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Название Условное обозначение Свойства Способы добычи Значение и применение Месторождения на территории края

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

-Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали? -Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.) -Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.) — А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Читайте также:  Печень для чего полезна

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/prezentaciya-po-okruzhayuschemu-miru-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-874801.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/04/01/prezentatsiya-k-uroku-po-okruzhayushchemu-miru-na
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/11/29/poleznye-iskopaemye-kladovye-zemli-4-klass-umk
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_k_roku_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie_dlia_4_klassa
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/dobychapolieznykhiskopaiemykh
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html
  • http://pptcloud.ru/okruzhayushchij-mir/poleznye-iskopaemye-4-klass
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya