Меню Рубрики

Горючие полезные ископаемые 4 класс презентация

Предметные: изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (П);
  • принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий (Р);
  • принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях (К).

Личностные: учить умению взаимодействовать в группе и паре в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, инструкции по изучению свойств полезных ископаемых, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых. Лабораторное оборудование для исследования свойств полезных ископаемых.

Методы и приемы: беседа, рассказ, диалог, работа с тетрадью, загадки, просмотр презентации, работа в парах, работа в группах, работа с учебником, работа с текстом.

I. Орг. момент. Слайд 2. (Приложение 4)

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью» Л.Н.Толстой

– Как вы понимаете эти слова?

II. Актуализация знаний учащихся. Слайд 3.

– Прочитайте слова. Что их объединяет?

– Что такое полезные ископаемые?

– Какое полезное ископаемое «лишнее» и почему?

– На прошлом уроке мы изучили тему «Руды металлов». Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы, думаю, что вы с ними успешно справитесь и получите хорошие отметки.

1. Выбери 1 верное утверждение:

а) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

в) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

б) медь, алюминий, железо, олово

4. Из железной руды получают:

5. Руды металлов человек использует:

– Проверим и оценим вашу работу. Слайд 4. Взаимопроверка работ.

– У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4”? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока.

– Подумайте и отгадайте. Слайд 5.

1) Росли на болоте растения,

А теперь это топливо и удобрение. (торф)

2) Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)

3) На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (природный газ)

4) Он чёрный, блестящий, людям помощник настоящий

Он несёт в дома тепло, от него в домах светло, помогает плавить стали, делать краски и эмали. (каменный уголь)

– Торф, нефть, природный газ и каменный угол … Как одним словом их можно назвать? (полезные ископаемые).

– Сформулируйте тему урока. (полезные ископаемые)

– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточки-помощники на доске)

Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?

Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?

Где они применяются?

Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые? (охрана)

– Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты, учитель, одноклассники.)

IV. Изучение нового материала.

1. – Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему дрова решили заменить другим топливом? (высказывания детей)

– Дополнительную информацию узнаем из учебника (стр.117-119).

Работа в парах.

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений и горят)

На доске появляется полная формулировка темы урока: Горючие полезные ископаемые.

2. Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

– У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых?

– Сейчас мы с вами снова окажемся в «лаборатории» и исследуем их свойства.

– Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию свойств полезных ископаемых (Приложение 1), таблица для записи результатов исследований. (Приложение 2), а также необходимое для исследований лабораторное оборудование.

– Проверим результаты вашего исследования. Слайд 6.

источник

Обучающая: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их свойствами, местами залегания и способами добычи; закреплять навык самостоятельно добывать знания, анализировать материал и делать выводы

Развивающая: развивать речь учащихся, познавательный интерес, самостоятельность, внимание, творческие способности; развивать интерес к предмету

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

учитель начальных классов

Горючие полезные ископаемые

Как используют каменный уголь?

Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина.

Горючие полезные ископаемые

А оловянная и медная руды

Б каменный уголь, природный газ

А очищается территория от мусора

Б так сохраняются запасы руды

В люди участвуют в соревнованиях

  • В
  • А
  • Б
  • А
  • Б
  • В

  • УЗНАЛ (а)
  • НАУЧИЛСЯ(ась)
  • УДИВИЛСЯ( ась)

  • Спасибо

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Посмотрите на экран и разбейте на группы полезные ископаемые : уголь, песок, известняк ,глина ,нефть , газ

песок уголь известняк нефть глина газ

Строительные материалы ? песок уголь известняк нефть глина газ

Горючие полезные ископаемые.

Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые? Где они применяются?

Ход работы: 1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши органы чувств. 2. Разбейте молотком кусочки каменного угля . Определите их твёрдость и прочность. 3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили? Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”. 4.. В графе таблицы “ Состав и свойства”напишите следующие характеристики: состояние: твёрдое, жидкое или газообразное; цвет; запах: имеет запах, без запаха; горючесть.

Каменный уголь внешний вид состояние цвет запах легче или тяжелее воды хрупкость горючесть

Каменный уголь топливо краски, резина, пластмасса, лекарства

Торф внешний вид состояние цвет запах легче или тяжелее воды горючесть

Торф топливо удобрение подстилка для животных кокс воск спирт уксус

Нефть внешний вид состояние цвет запах легче или тяжелее воды жирность горючесть

Нефть горючее топливо масла краски, эмали пластмасса, ткани удобрения, ядохимикаты спирт

Природный газ состояние цвет запах горючесть

Природный газ топливо пластмасса масла каучук резина

Свойства полезных ископаемых 1. горючее 6. сыпучее 11. бесцветный 2. твёрдое 7. хрупкое 12. легче воды 3. жидкость 8. коричневого цвета 13. газообразное 4. имеет запах 9. чёрного цвета 14. тяжелее воды 5. маслянистый 10. лёгкий 15. не имеет запаха 1. горючее 6. сыпучее 11. бесцветный 2. твёрдое 7. хрупкое 12. легче воды 3. жидкость 8. коричневого цвета 13. газообразное 4. имеет запах 9. чёрного цвета 14. тяжелее воды 5. маслянистый 10. лёгкий 15. не имеет запаха

Я ПОВТОРИЛ ЗАПОМНИЛ УЗНАЛ УДИВИЛСЯ ГОРЖУСЬ

Домашнее задание 1.Сообщения о полезном ископаемому. 2.стр 94-97

Данная презентация используется на уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Горючие полезные ископаемые» автор учебника Поглазова.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Испо льзуя данную презентацию учащиеся развивают такие умения, как:анализ, синтез,классифицировать,моделировать,работать по плану, поиск информации,сотрудничать ,проверка по эталлону, оценивать.слайд 1.

Посмотрите на экран и разбейте на группы полезные ископаемые : уголь, песок, известняк ,глина ,нефть , газ.

Какие полезные ископаемые вошли в 1 группу?

Что мы можем сказать про 2 группу?

Предположи, о чем мы будем говорить ?

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Презентацию на тему ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Химия. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 17 слайдов.

Горючие полезные ископаемые

Каменный уголь Нефть Природный газ

Уголь образуется в недра Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Вот почему в народном хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Добывают уголь в шахтах и карьерах. А перевозят в вагонах по железной дороге.

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад, глубоко под землей. Нефть – густая маслянистая жидкость темного цвета. У неё резкий запах. Попадая в воду, она растекается тонкой пленкой по её поверхности. Нефть – горюча. Это очень ценное полезное ископаемое. Их нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин), смазочные масла, вазелин, различные краски, лаки, пластмассы, волокна для изготовления ткани. Нефть добывают из скважин. Бурят их очень глубоко и строят буровые установки. Сейчас наша страна экспортирует нефть во многие страны мира.

По мнению ученых, природный газ, как и нефть, образовались из остатков растений и животных, которые когда – то жили на планете. Газ бесцветный, легкий, горит голубым пламенем, мы это видим дома, когда он горит в газовой плите. Природный газ очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. Из природного газа, получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы. Чтобы добыть газ из – под земли, бурят скважины. От месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в города и села. Запасы природного газа в нашей стране немалые.

Железную руду добывают обычно бурого или красноватого цветы. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды – плавкость. Добывают железную руду в шахтах и карьерах. На металлургических заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, сталь.

Запасы коксующегося угля превышают все мировые запасы нефти и газа более чем в 7 раз. Некоксующиеся энергетические угли составляют 31, 3% от общих запасов углей в Кузбассе. Имеются в Кемеровской области и другие виды горючих ископаемых. Это торф ( более 20 месторождений), проявление нефти и природного газа.

К настоящему времени в пределах Кузбасса открыто более 90 месторождений и 20 рудопроявлений различных металлов. Это : золото, серебро, железо, алюминий, марганец, цинк, свинец, медь, титан, хром, вольфрам, молибден, ртуть, сурьма, уран, торий. Сконцентрированы они главным образом в районах Горной Шории и Кузнецкого Алатау.

Потенциал железрудного сырья по Горной Шории оценивается в 2 млрд. 169 млн. т. Крупные месторождения этой группы (Таштагольское, Шерегешское, Шалымское, Казское) в разное время сданы в эксплуатацию и являются основной сырьевой базой для металлургической промышленности нашей области.

В нашем регионе идет и добыча россыпного золота в Тяжинском районе, а также в пределах Кузнецкого Алатау, Горной Шории и Салаирского кряжа. Здесь же добывают и свинцово – цинковые руды. В области имеются богатейшие запасы марганца, флюсовых известняков (Тяжинского Гурьевского, Тисульского и др.), кварцитов (Горная Шория, Яйский район), огнеупорной глины (Кемеровский, Новокузнецкий, Гурьевский районы), формовочных песков( Чебулинский, Ижморский), мрамора.

Читайте также:  Полезен или вреден творог

Кроме перечисленных полезных ископаемых наш край богат самоцветами: аметистом, яшмой, агатами, сердоликами, и другими, которые являются ценным поделочным материалом и ювелирным сырьем.

Тест. 1.Какое полезное ископаемое используют как топливо? а) железная руда; б) торф; в) глина. 2. Какое полезное ископаемое используют в строительстве? а) каменный уголь; б) газ; в) глина.

3. Какое полезное ископаемое используют при изготовлении стекла? а) нефть; б) глина; в) песок. 4. Что получают при переплавки железной руды? а) резину; б) чугун; в) газ.

5. Какое полезное ископаемое используют как жидкое топливо? а) торф; б) природный газ; в) нефть. 6. Какое полезное ископаемое является «попутчиком» природного газа? а) нефть; б) торф; в) уголь.

Проверьте свои ответы. 1. б 2. в 3. в 4. б 5. в 6. а

источник

Интересная презентация к уроку.Очень полезная информация для учеников 4 класса.

Горючие полезные ископаемые

Выполнила: Косарева Елена Георгиевна

учитель начальных классов

  • ЧТО ТАКОЕ НЕФТЬ?
  • Нефть — полезное ископаемое, представляющее из себя маслянистую жидкость. Это горючее вещество, часто черного цвета, хотя цвета нефти в разных районах различаются. Она может быть и коричневой, и вишневой, зеленой, желтой, и даже прозрачной. С химической точки зрения нефть — это сложная смесь углеводородов с примесью различных соединений, например, серы, азота и других. Ее запах также может быть различным, так как зависит от присутствия в ее составе ароматических углеводородов, сернистых соединений.
  • Углеводороды , из которых состоит нефть, — это химические соединения состоящие из атомов углерода (C) и водорода (H). В общем виде формула углеводорода — C x H y . Простейший углеводород, метан, имеет один атом углерода и четыре атома водорода, его формула — CH 4 (схематично он изображен справа). Метан — легкий углеводород, всегда присутствует в нефти.
  • В зависимости от количественного соотношения различных углеводородов, составляющих нефть, ее свойства также различаются. Нефть бывает прозрачной и текучей как вода. А бывает черной и настолько вязкой и малоподвижной, что не вытекает из сосуда, даже если его перевернуть.
  • С химической точки зрения обычная (традиционная) нефть состоит из следующих элементов:
  • Углерод – 84%
  • Водород – 14%
  • Сера – 1-3% (в виде сульфидов, дисульфидов, сероводорода и серы как таковой)
  • Азот – менее 1%
  • Кислород – менее 1%
  • Металлы – менее 1% (железо, никель, ванадий, медь, хром, кобальт, молибден и др.)
  • Соли – менее 1% (хлорид кальция, хлорид магния, хлорид нат
  • Нефть (и сопутствующий ей углеводородный газ) залегает на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. При этом на глубинах 6 км и ниже встречается только газ, а на глубинах 1 км и выше — только нефть. Большинство продуктивных пластов находятся на глубине между 1 и 6 км, где нефть и газ встречаются в различных сочетаниях.
  • Залегает нефть в горных породах называемых коллекторами. Пласт-коллектор — это горная порода способная вмещать в себе флюиды, т.е. подвижные вещества (это могут быть нефть, газ, вода). Упрощенно коллектор можно представить как очень твердую и плотную губку, в порах которой и содержится нефть.
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕФТИ
  • Образование нефти – процесс весьма и весьма длительный. Он проходит в несколько стадий и занимает по некоторым оценкам 50-350 млн. лет.
  • Наиболее доказанной и общепризнанной на сегодняшний день является теория органического происхождения нефти или, как ее еще называют, биогенная теория. Согласно этой теории нефть образовалась из останков микроорганизмов, живших миллионы лет назад в обширных водных бассейнах (преимущественно на мелководье). Отмирая, эти микроорганизмы образовывали на дне слои с высоким содержанием органического вещества. Слои, постепенно погружаясь все глубже и глубже (напомню, процесс занимает миллионы лет), испытывали воздействие усиливающегося давления верхних слоев и повышения температуры. В результате биохимических процессов, происходящих без доступа кислорода, органическое вещество преобразовывалось в углеводороды.
  • Часть образовавшихся углеводородов находилась в газообразном состоянии (самые легкие), часть в жидком (более тяжелые) и какая-то часть в твердом. Соответственно подвижная смесь углеводородов в газообразном и жидком состоянии под воздействием давления постепенно двигалась сквозь проницаемые горные породы в сторону меньшего давления (как правило, вверх). Движение продолжалось до тех пор, пока на их пути не встретилась толща непроницаемых пластов и дальнейшее движение оказалось невозможным. Это так называемая ловушка , образуемая пластом-коллектором и покрывающим ее непроницаемым пластом-покрышкой. В этой ловушке смесь углеводородов постепенно скапливалась, образовывая то, что мы называем месторождением нефти . Как видите, месторождение на самом деле не является местом рождения . Это скорее местоскопление . Но, как бы там ни было, практика названий уже сложилась.
  • Поскольку плотность нефти, как правило, значительно меньше плотности воды, которая в ней всегда присутствует (свидетельство ее морского происхождения), нефть неизменно перемещается вверх и скапливается выше воды. Если присутствует газ, он будет на самом верху, выше нефти.
  • В некоторых районах нефть и углеводородный газ, не встретив на своем пути ловушку, выходили на поверхность земли. Здесь они подвергались воздействию различных поверхностных факторов, в результате чего рассеивались и разрушались.
  • ИСТОРИЯ НЕФТИ
  • Нефть известна человеку с древнейших времен. Люди уже давно обратили внимание на черную жидкость, сочившуюся из-под земли. Есть данные, что уже 6500 лет назад люди, жившие на территории современного Ирака, добавляли нефть в строительный и цементирующий материал при строительстве домов, чтобы защитить свои жилища от проникновения влаги. Древние египтяне собирали нефть с поверхности воды и использовали ее в строительстве и для освещения. Нефть также использовалась для герметизации лодок и как составная часть мумифицирующего вещества.
  • Во времена древнего Вавилона на Ближнем Востоке велась довольно интенсивная торговля этим «черным золотом». Некоторые города уже тогда буквально вырастали на торговле нефтью. Одно из семи чудес света, знаменитые Висячие сады Серамиды (по другой версии — Висячие сады Вавилона ), также не обошлись без использования нефти в качестве герметизирующего материала.
  • Не везде нефть собирали только с поверхности. В Китае более 2000 лет назад при помощи стволов бамбука с металлическим наконечником бурили небольшие скважины. Изначально скважины предназначались для добычи соленой воды, из которой извлекалась соль. Но при бурении на бОльшую глубину из скважин добывали нефть и газ. Неизвестно нашла ли нефть применение в древнем Китае, известно только, что газ поджигали для выпаривания воды и извлечения соли.
  • Примерно 750 лет назад известный путешественник Марко Поло в описании своих путешествий на Восток упоминает использование нефти жителями Апшеронского полуострова в качестве лекарства от кожных болезней и топлива для освещения.
  • Первые упоминания о нефти на территории России относятся к XV веку. Нефть собирали с поверхности воды на реке Ухта. Также как и другие народы, здесь ее использовали в качестве лекарственного средства и для хозяйственных нужд.
  • Хотя, как мы видим, нефть была известна с древнейших времен, она находила довольно ограниченное применение. Современная история нефти начинается с 1853 года, когда польский химик Игнатий Лукасевич изобрел безопасную и удобную в обращении керосиновую лампу. Он же по данным некоторых источников открыл способ извлекать из нефти керосин в промышленных масштабах и основал в 1856 году нефтеперегонный завод в окрестностях польского города Ulaszowice.
  • Еще в 1846 году канадский химик Абрахам Геснер придумал, как получать керосин из угля. Но нефть позволяла получать более дешевый керосин и в гораздо большем количестве. Растущий спрос на керосин, использовавшийся для освещения, породил спрос на исходный материал. Так было положено начало нефтедобывающей промышленности.
  • По данным некоторых источников первая в мире нефтяная скважина была пробурена в 1847 году в районе города Баку на берегу Каспийского моря. Вскоре после этого в Баку, входящем в то время в состав Российской империи, было пробурено столько нефтяных скважин, что его стали называть Черный город.
  • Тем не менее, рождением российской нефтяной промышленности принято считать 1864 год. Осенью 1864 года в Кубанской области был осуществлен переход от ручного способа бурения нефтяных скважин к механическому ударно-штанговому с использованием паровой машины в качестве привода бурового станка. Переход к этому способу бурения нефтяных скважин подтвердил свою высокую эффективность 3 февраля 1866 года, когда было закончено бурение скважины 1 на Кудакинском промысле и из нее забил фонтан нефти. Это был первый в России и на Кавказе фонтан нефти.
  • Датой начала промышленной мировой нефтедобычи , по данным большинства источников, принято считать 27 августа 1859 года. Это день, когда из пробуренной «полковником» Эдвином Дрейком первой в США нефтяной скважины был получен приток нефти с зафиксированным дебитом. Эта скважина глубиной 21,2 метра была пробурена Дрейком в городе Тайтусвиль, штат Пенсильвания, где бурение водяных скважин часто сопровождалось проявлениями нефти.
  • Новость об открытии нового источника нефти с помощью бурения скважины разнеслась по округе Тайтусвиля со скоростью лесного пожара. К тому времени переработка, опыт обращения с керосином и подходящий тип лампы для освещения уже были отработаны. Бурение нефтяной скважины позволило получить достаточно дешевый доступ к необходимому сырью, дополнив, таким образом, последний элемент в зарождение нефтяной отрасли.

  • Торф — это что такое? Добыча, свойства и использование торфа
  • Согласно ориентировочным подсчётам учёных, по состоянию на сегодняшний день, запасы торфа на нашей планете составляют порядка пятисот миллиардов тонн. При этом значительная их доля сконцентрирована в Северном полушарии. Причина этого довольно проста и связана с климатическими особенностями, а именно – показателями количества осадков и среднегодовой влажности. В данной статье речь пойдёт о том, что такое торф, а также о его видах, характеристиках и сферах применения.
  • Общее понятие
  • Прежде всего, следует отметить, что он представляет собой один из видов твёрдых полезных ископаемых, который чаще всего используется при производстве топлива. Он образуется в болотистой местности и является результатом массового скопления разнообразных органических элементов, которые разложились не полностью. Как правило, толщина залежей его слоёв составляет не меньше тридцати сантиметров. Нельзя не отметить тот факт, что торф – это полезное ископаемое, которое более чем на половину состоит из углерода. Помимо него, в состав входит кальций, калий, фосфор, железо, азот, а также гуминовые кислоты и растительные волокна. Современная наука выделяет два основных его вида – низинный и верховой торф.
  • Сферы использования
  • Ископаемое нашло довольно обширное применение. В частности, в сфере сельского хозяйства использование торфа связано с получением плодородных удобрений, процессами озеленения городских улиц, мульчированием почвы и так далее. В отрасли животноводства он часто выступает в роли подстилки для скота. Помимо этого, он применяется в виде топлива, а также для производства лекарственных препаратов.
  • Основные характеристики
  • Как уже было отмечено, многочисленные полезные свойства торфа позволяют использовать его в самых разных направлениях человеческой деятельности. В частности, ископаемое обеспечивает существенное улучшение воздушно-водного состояния грунтов, благодаря чему повышается их плодородность и урожайность. Вместе с этим нельзя забывать о том нюансе, что перед применением в цветоводстве либо садоводстве оно должно выветриться, что позволит устранить вредные для многих растений кислоты. На это уходит в среднем около трёх лет. Более того, вещество обеспечивает высокую влагоёмкость различных почвенных смесей, произведённых на его основе.
  • Ископаемое играет очень важную роль в природе. Дело в том, что в нём накапливаются продукты фотосинтеза и атмосферный углерод. Помимо всего прочего, вещество выступает в роли своеобразного природного водного фильтра, поскольку свойства торфа позволяют выводить из её состава различные примеси, к которым относятся даже тяжёлые металлы. В этом заключается его экологическая функция

Приро́дный газ — смесь газов образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ

Читайте также:  Чем полезная минеральная газированная вода

Зажигая горелку на кухне, мало кто из хозяек задумывается, как давно люди стали использовать природный газ в качестве топлива. Эта история насчитывает не века, а тысячелетия: в IV веке до н. э. китайцы обогревались и освещали жилища при помощи бездымного голубоватого огня.

В России промышленная разработка месторождений природного газа началась в прошлом веке, а до этого его находили только при добыче нефти или бурении скважин для воды.

Русская смекалка всегда помогала людям с пользой применять все, что встречается на пути. Когда в Саратовской губернии один купец начал бурить артезианскую скважину и обнаружил не воду, а огонь, он с выгодой воспользовался ситуацией и организовал там стекольное и кирпичное производство.

Другие промышленники переняли его опыт, и бесполезный подземный газ стал постепенно превращаться в ценное топливо.

Каменный уголь — твёрдое горючее полезное ископаемое, промежуточный между бурым углём и антрацитом. Каменный уголь был известен ещё в древнем мире.

Как образуется каменный уголь

Для образования угля необходимо огромное количество растительной массы. И лучше, если растения накапливаются в одном месте и не успевают разлагаться полностью. Идеальное место для этого – болота. Вода в них бедна кислородом, что препятствует жизнедеятельности бактерий.

В болотах накапливается растительная масса. Не успевая полностью сгнить, она спрессовывается следующими отложениями почвы. Так получается торф – исходный материал для угля. Следующие пласты почвы как бы запечатывают торф в земле. В результате он полностью лишается доступа кислорода и воды и превращается в угольный пласт. Процесс этот длительный. Так, большая часть современных запасов каменного угля образовались в эпоху палеозоя, т. е. более 300 млн. лет назад.

  • Месторождение каменного угля
  • Место залегания каменного угля называют угольным бассейном. В мире известно свыше 3,6 тысяч угольных бассейнов. Их площадь занимает около 15% территории земной суши. Самый большой процент залежей мирового запаса угля в США – 23%.На втором месте – Россия, 13%. Замыкает тройку стран-лидеров Китай – 11%. Самые крупные залежи угля в мире находятся в США. Это Аппалачский каменноугольный бассейн, чьи запасы превышают отметку в 1600 млрд. тонн.
  • В России самый большой угольной бассейн – Кузнецкий, что в Кемеровской области. Запасы Кузбасса составляют 640 млрд. тонн.
  • Перспективна разработка месторождений в Якутии (Эльгинское) и в Тыве (Элегестское).

  • Добыча каменного угля
  • В зависимости от глубины залегания угля применяют либо закрытый способ добычи, либо открытый.
  • • Закрытый, или подземный метод добычи. Для этого метода строят шахтные стволы и штольни. Шахтные стволы строят, если глубина залегания угля 45 метров и выше. От нее ведут горизонтальный тоннель – штольню.
  • Существуют 2 системы закрытой добычи: камерно-столбовая и добыча длинными очистными забоями. Первая система менее экономична. Ее используют лишь в тех случаях, когда обнаруженные пласты мощные. Вторая система гораздо безопаснее и практичнее. Она позволяет извлекать до 80% породы и равномерно доставлять уголь на поверхность.
  • • Открытый метод применяют, когда уголь залегает неглубоко. Для начала проводят анализ твердости почвы, выясняют степень выветриваемости почвы и слоистость покрывающего слоя. Если грунт над пластами угля мягкий, достаточно использования бульдозеров и скреперов. Если верхний пласт толстый, то пригоняют экскаваторы и драглайны. Пролегающий над углем мощный слой твердой породы взрывают.

источник

Презентация содержит богатый литературный, исторический, иллюстративный материал к уроку по теме «Полезные ископаемые».

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске — Оставляет белый след. Потолок наш тоже белый, Ведь и он побелен .

В серых скалах её вырубали, Из морей и озёр добывали, Чтоб потом положить по щепотке В миски, плошки, горшки, сковородки. Рис и рыба, фасоль и салат Сразу стали вкусней во сто крат!

Становлюсь собой в плену огня. Не было бы в мире без меня Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков.

Подготовила: учитель биологии

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Цель для учащихся:осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

1- Верите ли вы, что полезные ископаемые – это неживая природа?

2- Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

3- Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

4- Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

5- Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

6- Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

7- Верите ли вы, что минералы – это вещества входящие в состав горных пород?

8- Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

9- Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 110 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики.

По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

1 — Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

2 — Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

3 — А как отвечает нам природа?

4 — Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Название и местонахождение

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

5. Нефть: глубоко под землей

Название и местонахождение

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

4. Каменный уголь: шахты глубоко в земле

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

5. Нефть: глубоко под землей

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен

нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум.

От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из-под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их.

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения Это горючее полезное ископаемое

3 задание: 1.Назовите горючие полезные ископаемые:

4 задание: Укажите рудное полезное

5.Какое полезное ископаемое используют

при производстве кирпичей?

Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?

7. задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

8.Укажите общее свойство для каменного

угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда

В Мексиканском заливе недавно произошла трагедия. Было зафиксировано несколько взрывов на нефтяной вышке, из-за чего большое количество нефти попало в залив. В связи с плохими погодными условиями эту нефть не удалось собрать вовремя. Вода с нефтью губит огромное количество птиц, животных и рыб.

-Какая трагедия произошла в Мексиканском заливе?

-Чем опасна нефтяная пленка?

Нефть используют и в тяжелой и в легкой промышленности, и в качестве топлива, и в качестве элемента того или иного продукта. Даже если вы узнаете, что самый привычный для вас продукт содержит в себе нефть, это не значит, что он чем-то опасен или что он будет пахнуть бензином.

Дело в том, что сырая нефть подвергается сначала первичной, затем вторичной обработке.

Первичная обработка нефти

В результате первичной обработки нефти получают различные виды топлива и мазут.

Для удобства расположим все эти элементы на картинке.

резина и каучуки (синтетические)

полиэтиллен (пакеты и прочее)

ткани (синтетика, например, полиэстер)

Помимо всего перечисленного из нефти делают различные смазочные материалы:

гидравлическое и электроизоляционное масла

И это еще не все. В процессе переработки нефти образуются еще несколько полезных материалов и веществ, которые активно используют в промышленности. Среди таких веществ, например:

гудрон (он используется при строительстве дорог)

кокс (находит применение в металлургии)

сера (идет для производства серной кислоты)

Взять, к примеру, досуг любого человека и с какими продуктами он сталкивается во время своего досуга. На производство CD и DVD-дисков уходит более 40 млрд литров нефти в год. В каждом диске и его коробке содержится до 1 литра нефти.

Читайте также:  Крапива полезные свойства для волос

Важно знать, что около 625 миллионов дисков ежегодно выбрасываются. И снова производится до 40 млрд новых.

Диван, на котором вы спите или смотрите телевизор, содержит в себе до 60 литров нефти. Материал, который содержится в любом диване, полиуретан, делают из сырой нефти. Этот материал позволяет изолировать детали софы от влаги.

Перейдем к рабочим часам. В каждом компьютере содержится до 11 литров нефти: 9 литров в корпусе и клавиатуре, 2 литра в мониторе.

В мире моды тоже не обходятся без “черного золота”. При производстве 40 % всего текстиля, нефть активно используется в составе материалов. Особенно это касается функциональной немнущейся одежды.

Функциональная одежда — одежда для занятий какими-либо видами спорта либо специальная одежда для людей различных профессий. Она делается из синтетических материалов. Нефть в этой одежде присутствует в огромных количествах.

Вы все носите такую одежду: это горнолыжные костюмы, термобелье, флисовые кофты, все пуховики с синтетическим наполнителем, искусственные шубы, искусственные ткани, например, полиэстер.

Для производства нейлоновых колготок также активно применяются продукты нефтехимии.

Даже производство косметики не обходится без использования нефти. В мыло, например, добавляют продукты вторичной нефтепереработки, получаемые путем переработки сырой нефти. К таким же продуктам относятся помада, парфюм, вазелин и парафин. Из парафина, помимо свечей, делают и цветные парафиновые карандаши.

Сотовые телефоны изготовлены из материалов, 40 % которых получаются из продуктов нефтехимии.

Даже медицина не обошла нефтяную промышленность стороной. Одно из самых популярных лекарств — аспирин тоже имеет в своем составе нефть.

Жевательная резинка. Имея в своем составе полиэтиленовые и парафиновые смолы, лакомство также частично состоит из нефти.

Как мы видим, нефть — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. С помощью нее мы получаем тепло, водим машины, запускаем самолеты и подводные лодки, почти все синтетические продукты в наше время имеют компоненты нефти в своем составе (возьмите, к примеру, пластик, все моющие средства, краски и даже некоторые лекарства).

Наша жизнь без нефти? Пока это кажется невозможным. Ежегодно, например, Германия тратит 18 миллионов тонн нефти на производство синтетических тканей.

источник

Человек давно научился применять то, что так щедро дает ему природа. Полезные ископаемые – еще одно богатство Земли. На этом уроке мы поговорим о добыче, свойствах и применении таких полезных ископаемых как гранит, известняк, песок, глина, торф, уголь, железная руда, нефть, природный газ. Поговорим об охране подземных богатств и месторождениях полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые использует человек. Земная кора – источник самых разнообразных полезных ископаемых: нефти, каменного угля, железной руды, меди, золота, никеля и многих других.

Гранит – одно из наиболее известных полезных ископаемых (рис. 1).

Он очень прочный и тяжелый, встречается не только в горных районах, но и на равнинах. Гранит может быть серого, темно-красного, дымчатого цветов. Часто встречаются белые или черные вкрапления. Состоит из кварца, слюды, полевого шпата. Используется в строительстве, как облицовочный материал. Имеет низкое водопоглощение и высокую устойчивость к морозу и загрязнению, потому он оптимален для мощений как внутри помещений, так и снаружи. В интерьере гранит применяется также для отделки стен, лестниц, для создания столешниц и колонн (рис. 2–4).

Рис. 2. Гранитные ступени лестницы (Источник)

Рис. 3. Облицовка пола и стен гранитом (Источник)

Известняк – это мономинеральная порода, состоящая из кальцита с примесями (рис. 5).

Из известняков сложены целые горные цепи в Альпах, он широко распространен и в других местах. Известняк не блестит, обычно светло-серого цвета, хотя может быть белым и темным, почти черным, голубоватым, желтоватым или розовым – в зависимости от состава примеси. Используется в строительстве, в качестве удобрения, из него изготавливают школьный мел (рис. 6).

Песок и глина – это очень распространенные горные породы, они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используется в строительстве, а также при изготовлении стекла (рис. 7–9).

Рис. 8. Песок используется в строительстве (Источник)

Из глины же делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы (рис. 10–12).

Влажная глина очень хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство называют пластичностью. Изготовленные из глины изделия обжигают в специальных печах, чтобы они стали прочными и твердыми (рис. 13–15).

Изделия из обожженной глины называют керамикой (рис. 15).

Торф – это горючее полезное ископаемое, образованное скоплением остатков растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот (рис. 16).

Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполностью разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см. Используется торф комплексно: как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал. Использовать торф нужно экономно, потому что он медленно образуется в природе. Очень важно оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень трудно потушить, а ведь возникнуть они могут из-за непотушенного костра, от неосторожно брошенной спички и по другим причинам.

Уголь – это горная порода, которая образовалась в недрах земли из останков древних растений (рис. 17).

Сначала образовался торф, а потом из него уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, антрацит, каменный уголь (рис. 18–20).

Уголь – это горючее полезное ископаемое. При горении он дает много тепла, вот почему его используют как топливо. Кроме того уголь служит сырьем для химической промышленности, из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы. Уголь коксуется, а кокс используется в металлургическом производстве. Уголь добывают в специальных шахтах и карьерах (рис. 21).

Железная руда – это общее название нескольких разновидностей материалов, которые служат источником железа (рис. 22).

Они бывают черного, бурого, желтоватого или красноватого цветов. Самое главное свойство железной руды – это плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна делают сталь (рис. 23).

Рис. 24. Чугунный радиатор отопления (Источник)

Рис. 25. Столовые приборы из нержавеющей стали (Источник)

Чугун очень хрупок, поэтому он идет на изготовление только некоторых деталей. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Из стали делают очень многое: от кухонных ножей до машинных механизмов (рис. 24, 25). Железную руду добывают в шахтах или карьерах. Как и другие полезные ископаемые, железную руду нужно расходовать экономично. В железной руде, кроме железа, содержатся другие ценные химические элементы, такие как титан, ванадий, кобальт. Это очень важные вещества. Например, без титана невозможно обойтись при создании космических ракет.

Нефть – это густая маслянистая жидкость темного цвета с резким запахом (рис. 26).

Она горючая. Попадая в воду, нефть растекается тонкой пленкой по ее поверхности. Ученые считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад. Это очень ценное полезное ископаемое. Из нефти получают топливо (бензин, керосин), мазут, смазочные масла, различные лаки, краски, пластмассы и многое другое. Для добычи нефти строят специальные буровые вышки и бурят глубокие скважины (рис. 27).

По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится помогать. Для этого ее выкачивают мощными насосами. Добытая нефть используется не только на территории нашей страны. Россия – один из самых крупных в мире экспортеров нефти. В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам – это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железной дороге в цистернах и особых морских суднах – нефтеналивных танкерах (рис. 28).

Рис. 28. Нефтеналивной танкер (Источник)

Природный газ – это очень хорошее топливо, его используют не только в быту, но и на электростанциях, котельных и на заводах (рис. 29–31).

Рис. 29. Добыча природного газа (Источник)

Рис. 31. Использование природного газа в быту (Источник)

Чтобы добыть газ из-под земли, бурят скважину, от месторождения на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Очистить загрязненную реку, посадить новый лес на месте вырубленного, получить потомство от редких или исчезающих видов животных хотя и непросто, но можно. А вот восстановить природные богатства практически невозможно. Полезные ископаемые образовались в недрах нашей земли за миллионы лет, вот почему нужно использовать их очень экономично. Часто случается так: добывают одно полезное ископаемое, а вместе с ним попадаются и другие, например, в железной руде вместе с железом добывают и другие ценные металлы, а вместе с нефтью – попутный газ. Их тоже нужно обязательно использовать.

Когда полезные ископаемые перевозят, строго следят за тем, чтобы твердые вещества не рассыпались, а нефть не проливалась, не попадала в почву, реки, моря, ведь так можно потерять много полезных ископаемых и загрязнить окружающую среду (рис. 32).

Рис. 32. Перевоз полезных ископаемых (Источник)

Вместо железной руды нередко можно использовать металлолом, а ценные материалы заменять более дешевыми. Например, сталь – пластмассой.

Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе, но оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ, и этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

Месторождением полезных ископаемых называют территорию, где присутствуют скопления минеральных образований, выходящих на поверхность или находящихся в недрах земной коры. В результате определенных геологических процессов природного характера создаются приемлемые условия для залегания полезных ископаемых. В месторождениях полезных ископаемых могут залегать следующие типы минеральных образований:

Полезные ископаемые газового типа (горючие и негорючие газы).

Полезные ископаемые жидкого типа (подземные воды и нефть).

Полезные ископаемые твердого типа (горные породы).

Месторождения полезных ископаемых имеют несколько классификаций, отличающихся по функциональным и практическим особенностям. С точки зрения промышленной эксплуатации месторождения полезных ископаемых подразделяют на такие типы:

Металлорудные месторождения, в которых залегают руды различных металлов (черных, драгоценных, цветных или даже радиоактивных).

Месторождения нерудного и неметаллического характера, которые служат для добычи сырья для промышленного, технического, химического, строительного и металлургического назначения.

Месторождения горючих полезных ископаемых, содержащие такие материалы, как торф, нефть, уголь, горючие газы и т. д.

Месторождения гидроминерального характера, где залегают подземные минеральные воды.

После обнаружения месторождение полезных ископаемых исследуется: определяется количество полезных и вредных компонентов в минеральных образованиях, которые пригодны для обработки. В случае если в месторождениях присутствует минимальное количество полезного сырья и его качество не достигает поставленных пределов, но при этом пригодно для эксплуатации в той или иной сфере, то такие месторождения называются промышленными кондициями. Месторождения полезных ископаемых могут истощаться, поэтому относиться к полезным ископаемым нужно бережно и расходовать их экономично.

На следующем уроке мы узнаем, из чего состоят все живые организмы (в том числе наше тело), из чего состоит клетка любого живого организма и много других интересных фактов.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Составьте короткий тест (6 вопросов с тремя вариантами ответа) на тему «Полезные ископаемые России».
  2. Подготовьте небольшое сообщение об одном из полезных ископаемых России.
  3. Обоснуйте необходимость рационального использования угля или нефти.
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте сканворд (до 20 вопросов) «Полезные ископаемые моего края».

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_k_roku_goriuchiie_polieznyie_iskopaiemyie_dlia_4_klassa
  • http://infourok.ru/prezentaciya_po_okruzhayuschemu_miru_4_klass_po__teme_goryuchie_poleznye_iskopaemye.-515049.htm
  • http://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-himiy/101230-gorjuchie-poleznye-iskopaemye.html
  • http://multiurok.ru/files/prezentatsiia-na-temu-goriuchie-poleznye-iskopaemy.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/priezientatsiia-k-uroku-poznaniie-mira-v-4-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaie.html
  • http://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/4-klass/rodnoy-kray-chast-bolshoy-strany/poleznye-iskopaemye-tvoego-kraya