Меню Рубрики

Горючие полезные ископаемые конспект урока 4 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых результатов Учебные действия Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные Д Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. Уметь формулировать свойства

горючих полезных ископаемых

метапредметные Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в

текстах учебника, других источниках

Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. Уметь работать по плану и оценивать

результат своих действий

Коммуникативные УУД Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. Уметь приходить к общему решению

в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные Проявлять учебную и коммуникативную активность. Уметь взаимодействовать в группе

в соответствии с правилами, развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

I. Минутка вхождения в урок (создание психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

— На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат на партах, учитель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест. Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

Б) медь, алюминий, железо, олово

4. Из железной руды получают:

5. Условное обозначение месторождения железной руды:

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

4. Из железной руды получают:

5. Условное обозначение месторождения железной руды:

— Проверим. Оцените свою работу. У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети отвечают)

О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети — таблички на доску)

— А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

— Какое общее свойство у этих полезных ископаемых? (Они горят)

— Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные ископаемые)

— Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка — помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые?

— Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

– Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)

— Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

— У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы с вами снова окажемся в “лаборатории” и исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию полезных ископаемых, таблица для записи результатов исследований:

    Каменный уголь
  • Торф
  • Нефть
  • Газ

Цель работы: Исследование свойств каменного угля, торфа, нефти.

1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши органы чувств.

2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и торфа. Определите их твёрдость и прочность.

3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили? Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили? Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание свойств природного газа, занесите данные в таблицу.

5. В графе таблицы “ Состав и свойства” напишите следующие характеристики: состояние: твёрдое, жидкое или газообразное; состав: однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах: имеет запах, без запаха; горючесть.

Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются друг от друга?

6. Найдите на Физической карте России (форзац учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ; приготовьтесь, из предложенных карточек, на доске и на карте показать их местонахождение.

Полезное ископаемое каменный уголь торф нефть газ
состояние твердое твёрдое жидкое газообразное
состав однороден однороден смесь веществ смесь веществ
цвет чёрный коричневый

бурый

чёрный бесцветный запах без запаха без запаха резкий запах без запаха легче или тяжелее воды
(воздуха)
тяжелее легче легче легче воздуха горючесть горит горит горит горит

— Проверим результаты исследования. Слайд

(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на карту вывешивают карточки-обозначения)

VI. Сообщения детей о способах добычи горючих полезных ископаемых.

(Узнали о свойствах горючих полезных ископаемых.)

Что будем делать дальше? (Узнаем , кто открывает, как добывают полезные ископаемые?)

— Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

— Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети говорят)

— Как добывают полезные ископаемые? (Дети могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

— Ребята приготовили сообщения и сейчас подробнее узнаем о том, как добывают полезные ископаемые и где их применяют.

Образуется на дне болот. Здесь его и добывают. А образуется торф очень медленно — за год всего 1 мм!

В старину торф называли “горючей землёй”.

Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций в России около 80.

Старинный способ добычи торфа: лопата.

Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

Основные залежи угля находятся в Сибири.

Добывают уголь двумя способами: в карьерах (открытым способом) и в шахтах (закрытый способ).

В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля. На открытых месторождениях огромные шагающие экскаваторы сначала срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные самосвалы.

Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ.

Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка фронтально)

— Закрепим наши знания. В тетради на стр.22 найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать способы добычи полезных ископаемых)

— Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

— На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах проговариваем)

— Дома напомните родителям о безопасном использовании газа.

-А как используют нефть? (бензин , керосин, дизельное топливо,даже духи)

— Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том как и где добывают полезные ископаемые.

— А теперь представьте себе, что на Земле закончились все запасы горючих полезных ископаемых? Что произойдёт?

-Что же должен делать человек, чтобы полезных ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь и охранять)

Каким образом человек может сберечь полезные ископаемые? (Ответы учащихся).

3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

Как нужно беречь полезные ископаемые?

3. Соблюдать правила перевозки.

4. Заменять по возможности искусственными материалами.

5. Собирать металлолом и макулатуру.

  • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
  • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

— Ребята, как вы можете помочь взрослым сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить свет, тепло в квартире, в школе; бережно относиться ко всему,что нас окружает)

— Наш урок подходит к концу. Подведём итоги нашей работы.

— На какие вопросы мы ответили на уроке?

  • Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?
  • Кто и как открывают и добывают горючие полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли охранять горючие полезные ископаемые?

— Кому сегодняшний урок был полезен?

— Какие маленькие открытия сделали?

— Что ещё захотелось узнать?

— Прочитать дополнительный материал по учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к проверочной работе по теме “Полезные ископаемые”

— № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

— по желанию составить кроссворд “Полезные ископаемые”

источник

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;
  3. Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;

Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Этап урока и его продолжительность

Сегодня мы с вами узнаем, каким бывает климат в России.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были прочитать параграф про песок. Ответьте на мои вопросы: 1. Из чего состоит песок?

2. Что делают из глины и песка?

Повторение (проверка знаний по ранее изученному материалу)

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

минеральные и органические образования земной коры , которые используются людьми в производстве.

Изложение нового материала

Рассказ о пользе горючих полезных ископаемых

Первичное закрепление изученного материала

Какие горючие полезные ископаемые вы запомнили? Расскажите о них.

Разгадаем кроссворд из презентации.

Торф, нефть, природный газ, каменный уголь.

Подведение итогов и постановка домашнего задания

Записываем домашнее задание. Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

Записывают домашнее задание.

Горючие полезные ископаемые

Подготовила: Калугина Римма Фанисовна

минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми в производстве.

Полезные ископаемые бывают:

  • Твердыми
  • Жидкими
  • Газообразными

Горючие полезные ископаемые

  • Они хорошо горят и при горении выделяют много тепла.
  • К ним относятся каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
  • Торф и каменный уголь – твердые тела, нефть – жидкость, природный газ – газообразное тело.

Польза горючих полезных ископаемых

  • Используются как топливо на фабриках и заводах, в жилых домах, школах, больницах.
  • Крупные потребители – электростанции, которые снабжают весь город электричеством.
  • Из горючих полезных ископаемых получают много различных продуктов: бензин, керосин.

  • Торф – это остатки полусгнивших растений на болотах.
  • Он темно-бурого цвета, пористый.
  • В сухом состоянии легкий.
  • Толщина – от 1 метра до 11 метров
  • Добывается на торфяных болотах с помощью воды и насоса.

  • Как топливо
  • Как удобрение
  • Как подстилка для скота
  • Из торфа делают плиты, которыми утепляют стены зданий
  • Из переработанного торфа получается светильный газ, керосин.

  • Он черного или черно-бурого цвета
  • Твердый, но хрупкий.
  • Плотный, тонет в воде.
  • Медленно загорается, горит долго и ярко
  • В природе встречается 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь
Читайте также:  Полезные свойства гранатового сиропа

  • Залегает глубоко в земле, иногда встречается и на поверхности земли
  • Толщина до 20-30 метров
  • Для добычи угля делают шахты.

Шахта – это глубокий колодец, который доходит до пластов каменного угля

Использование каменного угля

  • Им отапливают помещения, фабрики и заводы, электростанции.
  • Из него получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
  • Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи.
  • Кокс используют при плавке чугуна
  • Светильный газ используют как топливо.

  • Нефть – густая маслянистая жидкость
  • Цвет: черный, темно-коричневый, зеленовато-бурый, белый, бесцветный.
  • Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
  • Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности

  • Находится в земле на большой глубине
  • Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
  • В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).

  • На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
  • Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
  • В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны

  • Скапливается глубоко в земле
  • Бесцветен, не имеет запаха
  • В 2 раза легче воздуха
  • Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
  • Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).

Использование природного газа

  • Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
  • Как топливо для машин, котельных, электростанций
  • Из природного газа изготавливают пластмассу.

1. остатки полусгнивших растений на болотах

2. жидкое горючее полезное ископаемое

3. природное ископаемое — каменный …

4. специальные трубы для добычи природного газа

5. газообразное полезное ископаемое – природный …

6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа

  • Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна

Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.

Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.

Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

принятие и освоение социальной роли;

формирование принимаемой обществом системы ценностей.

формировать умение наблюдать за природой;

формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс 1 часть.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых

бурый уголь — железная руда;

Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?

Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.

Учитель: Для чего используют эти знаки?

Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.

Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?

Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?

Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.

Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?

Дети: Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Горючие полезные ископаемые.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.

Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».

Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.

Учитель: В каких местностях следует искать торф?

Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?

Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?

Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?

Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.

Учитель: Так о чем же этот текст?

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.

Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!

Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
Урок-проект по окружающему миру «Горючие полезные ископаемые»

Цель: раскрыть значение горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Урок-проект по окружающему миру

Горючие полезные ископаемые

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Цель : раскрыть значения горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Задачи : формирование представлений учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.

Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать способы их добычи, в ладеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

— развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
— способствовать развитию умения работать в группе;
— способствовать расширению словарного запаса детей;
— умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— высказывать своё предположение;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. .

— о существлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

— принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Оборудование : интерактивная доска, проектор, карточки с загадками, образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика» учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы, карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.

1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная работа.

Я предлагаю вам Ситуацию выбора:

• Новый материал объяснит учитель.

• Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.

— Какой вариант вы выбираете?

Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.

Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).

Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.

— Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)

— Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ», вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.

— Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)

— Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)

– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)

4. Составление плана работы.

— Наш урок сегодня пройдет в форме урока — проекта .

— Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.

Слайд — Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)

Слайд — Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.

Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.

— Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес… — где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще использовать в качестве топлива?)

Слайд Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?

— А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.

У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).

Стали топливом и удобрением (торф)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло (уголь)

На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)

6. Проверка групп — зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости

— Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)

Слайд — появляются все 4 ПИ

— Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.

Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)

7. Формулирование темы урока

Слайд — Сформулируйте тему проекта — горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)

— Какие задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?

Какие … ? (свойства и значение для человека)

Читайте также:  Что полезней молоко или кефир

Как…? (добывают, обозначают на карте)

— Какие источники информации нам помогут ответить на эти вопросы?

Слайд — В проведении исследовательской работы вам поможет маршрутный лист.

Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.

8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).

Слайд — Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.

Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.

9. Представление результатов исследования

Слайд — Давайте послушаем и посмотрим на результаты ваших исследований, остальные учащиеся по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.

Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.

На доске постепенно заполняется таблица:

— Сегодня мы попробовали быть геологами.

— Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?

10. Работа с физической картой на интерактивной доске

Слайд — Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.

(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)

— Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.

— О какой проблеме идет в нем речь?

— Какая проблема была затронута в сюжете?

(нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)

— Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?

— Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).

— Давайте вспомним, как они образовались ? (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)

— Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?

( подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)

— Какие меры по охране ПИ вы можете предложить ? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)

– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?

(Находить новые виды топлива и источники энергии)

— Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.

— А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и прославляют своим трудом наш край.

13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью т еста «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.

источник

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.

Личностные : положительное отношение к процессу обучения;

Регулятивные: — умение точно выражать свои мысли;
— умение определять цель деятельности на уроке;
— умение определять успешность своего задания;

Познавательные: — умение извлекать информацию из иллюстраций;
— умение выявлять сущность, особенности объектов;
— умение на основе анализа объектов делать выводы;
— умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные: — умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;

Проверка готовности рабочих мест

— Пожелайте друг другу успеха

— Желаю всем сохранить радостное настроение

— Над каким разделом работаем? Давайте вспомним, что вы уже знаете? ( 7 мин)

На какие группы можно разделить все полезные ископаемые?

Перечислите способы добычи различных полезных ископаемых?

Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Перечислите свойства металлов?

(Одинаковые карточки раздаются по группам. Ученики отвечают на данные вопросы в группе. По команде учителя карточка передается другой группе, и ее ученики проверяют ответы предыдущей группы, исправляя ошибки ручкой своего цвета. Так происходит 5 раз. Когда карточка возвращается в команду, ученики анализируют ответы и исправленные ошибки, намечая вопросы, которые надо доработать. )

— Определите название полезных ископаемых, значки которых вы видите на слайде:

— На уроке перед нами будут стоять 2 вопроса: Где? Как?

( Установка на самостоятельную работу)

Изучение нового материала

Дополнительные сведения и вопросы

— Перед вами лист познания. Вы его будете заполнять, работая самостоятельно. Подпишите свой индивидуальный лист.

— Итак, какие ПИ нас сегодня интересует?

— Заполните 1 столбик таблицы. Не открывая учебник, напишите все, что знаете о данных ПИ. (2мин)

— Откройте учебник на с. 94. Познакомьтесь с материалом учебника на с. 94-97.

Фиксируйте основные моменты в таблицу. По ходу работы у вас могут возникать вопросы, заносите их в последний столбик таблицы. (10мин )

( В группе обсуждают полученные знания)

— На обратной стороне индивидуального листа вопросы по каждому из изученных вами ПИ.

( По окончанию работы консультант проверяет работу, фиксирует результат)

— На какой вопрос не смогли ответить?

Какое свойство объединяет

данные полезные ископаемые?

Чем нефть отличается от других

горючих полезных ископаемых?

Какое ПИ является попутчиком

Почему газ считается самым

— Что нам может помочь ответить на данный вопрос? (карта)

Перед вами карта. Определите регион, который на ней обозначен.

С помощью карты ответьте на вопрос.

— Какие горючие ПИ добывают в нашем крае? Зафиксируйте данные в таблице.

Удалось ли ответить на поставленные вопросы? А пополнить и расширить свои знания? Представляете ли вы себе жизнь без ПИ?

Можно ли закончить урок на этой положительной ноте? И так ли полна информация?

— Любая деятельность человека имеет две стороны медали. Положительную мы разобрали, а сейчас постараемся проанализировать и другую сторону.

Сейчас у каждой группы будет возможность погрузиться в профессию, относящуюся к добыче и переработке ПИ

( Каждая группа получает конверт, в котором дана подборка материалов по профессиям, работая с материалом конверта группа отмечает положительные и отрицательные моменты, связанные с данной профессией и деятельностью человека и отвечают на вопрос: Пользу или вред приносят ПИ?)

После каждого выступления представителю группы задают вопросы.

На доске появляются выводы:

ГРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Подведение итогов. Рефлексия.

— Какой вывод можно сделать по итогам сегодняшнего урока?

— С. 94-97 учебника, ТПО (для всех)

— Работа по карточкам показала, над какими вопросами нужно поработать индивидуально.

Если какая-то тема вас заинтересовала, то она и может стать темой индивидуального проекта

Применение нефти . Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают краски, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты, духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Добыча нефти. Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

Где добывают нефть? Крупнейшие месторождения нефти сосредоточены в Западной Сибири и Казахстане, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.

Какую пользу приносит нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения.

В чем ценность нефти? Наиболее ценное свойство нефти – то, что она выделяет при горении значительное количества тепла.

Профессии нефтедобывающей отросли

Что же это за профессия — нефтяник? Под это наименование подпадают все, кто так или иначе связан с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой нефти : геологи, инженеры, химики, биологи, буровики, программисты, экономисты.

Нефтяник – профессия не только почетная, но и высокооплачиваемая. Кроме того, специалисты по нефти и газу востребованы везде, имеют ряд льгот и хорошие пенсии

Нефтяник — профессия перспективная.

Любой способ добычи предусматривает выемку руды из земной коры, что приводит к образованию полостей и пустот, нарушается целостность коры.

В результате этого растет вероятность обвалов, оползней, разломов близлежащей к руднику территории.

Еще одним негативным последствием, связанным с добычей полезных ископаемых является загрязнение ими близлежащих сельскохозяйственных почв. Это происходит во время транспортировки. Пыль разлетается на многие километры и оседает на поверхности почвы, на растениях и деревьях

Колоссальные экологические проблемы оказывает добыча полезных ископаемых на атмосферу. В результате процессов первичной обработки добытых руд в воздух выбрасываются большие объёмы:

Такое загрязнение атмосферы приводит к увеличению уровня радиации, изменению температурных показателей и увеличение или уменьшения осадков.

В результате добычи природного сырья сильно истощаются водоемы как подземные, так и поверхностные, осушаются болота. При добыче угля осуществляется откачка подземных вод, которые располагаются вблизи месторождения.

Влияние на животный и растительный мир

Во время активной разработки крупных месторождений сырья радиус загрязнений близлежащих почв может составлять 40 км. Почва подвержена различным химическим изменениям, в зависимости от вредности перерабатываемых веществ. Если в землю попадает большое количество токсических веществ, на ней гибнут и не растут деревья, кустарники и даже трава.

Альтернативные источники энергии

1.Применение угля. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах, дает своему другу — человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы .

2.Добыча угля. Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Уголь добывают в зависимости от залегания двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта это глубокий колодец.

3. Шахтер В списке профессий самой вредной и самой опасной по праву считается профессия шахтера. Только закаленные и сильные личности становятся шахтерами. Людям, не обладающим выдержкой, быстрой реакцией, дисциплинированностью лучше поискать другую профессию.

Если вы точно решили стать шахтером, то вам следует знать, что эта профессия требует психологической готовности работать в очень тяжелых условиях, ведь шахтер занимается добычей различных полезных ископаемых (алмазов, золота, серебра, меди, железа, угля, нефти). Работники горной промышленности работают в специальных сооружениях, которые находятся под землей. Одна из основных шахтных специальностей — горнорабочий очистного забоя. Она же и самая высокооплачиваемая

Учат профессии шахтера в горном институте или техникуме. Находятся они в основном вблизи районов добычи. Есть шахтерские трудовые династии

На территории регионов России небогатых такими видами энергоресурсов, как нефть, газ и уголь, в условиях затрудненности их доставки и ввиду роста цены на них, наблюдается тенденция перехода к местным видам топлива. В том числе и таким, казалось бы давно забытым, как торф.

Торф — ресурс, для России имеющий пусть не ключевое, но немаловажное значение. Большую энергетику на нем не построишь, а вот как местный вид топлива и по цене и по доступности он готов потягаться с любым другим видом энергоносителей!

В то же время, рассматривать торф исключительно в качестве топлива и удобрения в современных условиях нецелесообразно — этот вопрос ставился исследователями и производственниками ещё в советское время. Глубокая и комплексная переработка торфа позволяет получать на выходе целый спектр материалов, которые могут использоваться в сельском хозяйстве, медицине, строительстве, химической промышленности, в качестве лекарств, сорбентов, изоляционных материалов, кормовых добавок.

Профессии, связанные с добычей торфа:

Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа;

Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;

Машинист торфодобывающего экскаватора;

Торфорабочий, занятый на валке деревьев, на выстилке торфяных кирпичей.

Аппаратчик по сушке торфа

Машинист брикетного пресса

Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа

Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа

Читайте также:  Полезен имбирь для сердца

Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации

Машинист торфодобывающего экскаватора

Конверт №5 Работники газовой отрасли

Природный газ – это смесь газов, сформировавшихся миллионы лет назад в недрах земной коры в результате преобразования органических веществ в осадочных породах. Природный газ относится к полезным ископаемым. В течение долгого времени газ накапливается в микроскопических порах, пустотах и трещинах на большой глубине.

Найти газ очень нелегко, ведь он находится под землей и его совсем не видно! Я узнала, что исследователям иногда попадаются подсказки – бывает, что газ прячется не очень глубоко и небольшая его часть просачивается наружу. Оказывается, ни собаки, ни другие животные не умеют находить природный газ по запаху. Но у геологов – ученых, занимающихся поиском полезных ископаемых, есть специальные приборы, которые «нюхают» воздух и верхние слои земли и могут почувствовать следы природного газа. Кроме того, природный газ часто обнаруживается во время поисков или добычи нефти, только обычно он находится под землей несколько глубже.

Все ученые утверждают (представлено в учебниках), что природный газ не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Но когда включаешь газовую горелку, то чувствуешь неприятный запах. Это происходит потому, что уже после добычи в него добавляют специальное вещество –запах которого как раз и неприятен. Он необходим, чтобы предупредить человека об утечке – ведь газ взрывоопасен и ядовит для людей.

! Поэтому будьте осторожны при использовании газа в быту.

Природный газ широко используется в быту и в промышленности

Природный газ – самое экологически чистое минеральное топливо

Природный газ позволяет беречь природу, так как при его сжигании в воздух попадает гораздо меньше углекислого газа, который может привести к парниковому эффекту.

Добыча газа – это очень трудозатратные мероприятия, требующие привлечения большого количества людей. Поэтому не удивительно, что специалисты нефтегазовых специальностей достаточно востребованы, да и зарплаты, которые получают эти люди, скажем так, не сравнимы со среднестатистическим показателем по стране .

Самые востребованные нефтегазовые профессии: геолог, геофизик, инженер по бурению, менеджер

источник

Урок разработан с применением идей семи модулей.

Тема: Горючие полезные ископаемые

Цель: познакомиться со свойствами горючих полезных ископаемых; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.

.Создание коллаборативной среды.

— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг и для начала поздороваемся с нашими гостями ( дети здороваются на казахском и русском языке) . Подарите нашим гостям свои добрые улыбки. А теперь давайте поздороваемся друг с другом ладошками, а теперь коленочкой, спинками.

Поприветствовали друг друга , а теперь произнесите на ушко свои пожелания на урок соседу слева. Посмотрите на доску, что вы видите? (карточки с названием полезных ископаемых. По способу применения полезные ископаемые делят на три основные группы: рудные, нерудные, горючие. ). Я предлагаю выбрать вам одну из карточек и пройти за тот стол, к какой группе относится выбранное вами полезное ископаемое:

рудные — алюминиевая руда, золото, медная руда, полиметаллические руды, железная руда, .

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, торф.

нерудные ископаемые(неметаллические) — соль, гранит, песок, глина, мрамор.

— Какие знания вам помогли правильно распределить полезные ископаемые по группам? ( рудные- содержат металл, нерудные – не содержат металл, их ещё иначе называют неметаллические полезные ископаемые)

— Как вы думаете почему мы на уроке повели разговор о полезных ископаемых? ( сегодня продолжим разговор)

Прежде чем мы узнаем что-то новое о полезных ископаемых нам необходимо повторить то, что мы уже знаем . А сделаем мы это следующим образом

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Тест на усвоение изученного материала.

1.Выбери верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли, используют в хозяйстве.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2.Горные породы, из которых получают металлы, называются:

3.Из железной руды получают:

4.Крупнейшие месторождения железной руды Казахстана:

5 .Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина;
б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль.

6. Магнитным свойством обладает:

7. Месторождения полезных ископаемых отыскивают.

8. Что из названного не является горючим полезным ископаемым?

9. Если руда находится на большой глубине, то ее добывают

10.Из руд цветных металлов получают:

3. Сообщение темы и цели урока.

А сейчас я предлагаю вам отгадать следующие загадки.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ)

— Что объединяет слова-отгадки? ( это горючие полезные ископаемые)

Кто может сформулировать тему урока ( Горючие полезные ископаемые)

Горючие полезные ископаемые

-По опорным словам определите цели урока:

Вернемся к нашим словам- отгадкам, именно об этих горючих полезных ископаемых мы будем говорить более подробно на уроке.

1 стол –готовит информацию о нефти, используя информационную карту и предложенный план

2 стол- готовит информацию о природном газе по предложенному плану

3 стол- готовит информацию о каменном угле по предложенному плану

На подготовку вам 5- 7минут .Необходимо прочитать про себя информацию, обсудить в группе и выбрать самую интересную и важную информацию и представить её ребятам из других групп. На подготовку вам 5 минут.

1.Образование каменного угля (нефти, природного газа)

Нефть
Люди издавна находили в земле и на её поверхности тёмную маслянистую жидкость, которую на Руси называли «земляной дёготь» за сходство с дёгтем, получаемым из берёзовой коры. Эту жидкость использовали для смазки (осей телег, обуви), употребляли даже как лекарство. Жидкость эта хорошо горит, поэтому с древнейших времён применялась на войне, где зажигательными стрелами поджигались укрепления неприятеля. Это была нефть.
Нефть – это жидкость. Цвет нефти разнится: от светло-желтого до темно-коричневого. Встречается и черная нефть, и насыщенно-зеленая и даже бесцветная. Запах тоже может быть разным: от легкого и приятного до тяжелого. Все зависит от содержания в нефти серы и кислорода, но главное её достоинство — она хорошо горит, за что её и ценят.
Добывается нефть нефтяниками под землёй, откуда её по скважинам выкачивают насосами — качалками. Скважины обычно бывают глубиной 2 — 3 км, хотя есть и глубже. От скважин по трубам — нефтепроводам, нефть подаётся на нефтеперерабатывающие заводы, где из неё изготавливают различные вещества.
Главным образом нефть идёт на изготовление горючего для машин: бензин, керосин, солярка, а также масел для смазки деталей. Из нефти также делают спирт, различные пластмассы, удобрения, полиэтиленовые плёнки, краски, ткани, одежду и даже взрывчатку для бомб и снарядов..
Месторождения нефти на карте обозначаются тёмными вышками-треугольниками. Крупнейшие месторождения газа расположены в Прикаспийской низменности и на полуострове Мангустау. Также запасы нефти имеются в прибрежной части Каспийского моря. ( найди и покажи это на карте)

Сегодня большинство ученых считает, что нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений , живших миллионы лет назад. Старейшие месторождения нефти были образованы 600 млн. лет назад. В то время большая часть Земли была покрыта водой. Живые организмы после смерти опускались на дно морей и покрывались илом, песком . Эти отложения постепенно уплотнялись, обезвоживались и опускались все ниже и ниже. При этом давление и температура в этих отложениях увеличивались. Под воздействием бактерий ( есть бактерий, способных жить без доступа кислорода), из органического вещества стали образовываться углеводороды, собиравшиеся в маленькие маслянистые капельки. К сожалению, ученые пока не могут точно ответить на вопрос, какие именно процессы в органических отложениях привели к образованию нефти.

Природный газ представляет собой смесь газообразных углеводородов, в составе которой преобладает метан. Образовался в недрах земли при медленном разложении органических веществ без доступа воздуха, под влиянием давления и высокой температуры. Этот процесс проходил миллионы лет. Природный газ часто является попутным газом при добыче нефти. Он является высокоэффективным энергоносителем и ценным химическим сырьем. Чистый природный газ используют как топливо и химическое сырье. Из газа получают искусственные волокна. Имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами топлива и сырья:

— стоимость добычи природного газа значительно ниже, чем других видов топлива; производительность труда при его добыче выше, чем при добыче нефти и угля;

отсутствие в природных газах оксида углерода предотвращает возможность отравления людей при утечках газа;

— при газовом отоплении городов и населенных пунктов гораздо меньше загрязняется окружающая среда;

— при сжигании газа можно обеспечить более точную регулировку температурного режима, чем при сжигании других видов топлива, это позволяет экономить топливо; газовые горелки можно располагать в любом месте печи, что позволяет улучшить процессы теплообмена и обеспечить устойчивый температурный режим;

Надо помнить о том, что горючие газы представляют значительную пожарную опасность; они сами легко воспламеняются, и их горение может вызвать ожоги или воспламенение других горючих материалов.

Месторождения газа на карте обозначается белыми вышками(треугольниками). Запасы газа находятся на территории Казахстана на полуострове Мангыстау и Прикаспийской низменности.

Каменный уголь образовался примерно 300-350 миллионы лет назад из остатков отмерших растений. В те времена Земля была покрыта пышными зарослями гигантских папоротников. Почва не успевала «переваривать» всю эту древесную массу. Отмирая, деревья падали в воду, заносились песком и глиной и не разлагались (не сгнивали), а постепенно превращались в каменный уголь.
Обладает следующими свойствами: чаще всего он имеет чёрный цвет. Довольно твёрдый, но хрупкий — при ударе разбивается на куски. Главное свойство каменного угля — он хорошо горит, выделяя много тепла.

Главным образом каменный уголь используется как топливо для получения тепла и электроэнергии. Свет в дома приходит с электростанций, где сжигают уголь. Горячая вода для людей часто нагревается в котельных, работающих на угле.
Поезда на железных дорогах и станки на заводах работают на электроэнергии, полученной при сжигании угля.

Каменный уголь добывают в карьерах или шахтах в зависимости от глубины его залегания в земле

На территории Казахстана разведаны более 100 угольных месторождений, крупнейшими из которых является Экибастузское месторождение и Карагандинский угольный бассейн с запасами свыше 50 миллиардов тонн коксующихся углей. На территории нашего района также есть запасы каменного угля, которые были обнаружены на кушмурунских землях и добывают в Кушмурунском угольном разрезе. Месторождения угля на карте обозначаются чёрным квадратом.

Выступление групп ( выступает вся группа) ,по ходу выступления идет показ слайдов

-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Каждый из вас сейчас возьмет со стола вот такую карточку ( показать) Они у вас разные, у кого- то это условный знак, а у кого-то просто название полезного ископаемого. Вам необходимо сейчас найти свою пару.

— Сейчас я обращаюсь к ребятам , которые в начале урока выбрали карточку с названием горючего полезного ископаемого. Вы все помните свои названия? Давайте их повторим.

(каменный уголь, бурый уголь, нефть, газ, торф)

— О каком полезном ископаемом мы сегодня еще не говорили? ( торф)

-Вот как раз об этом полезном ископаемом нам приготовила небольшую информацию Качковская Дарина, а точнее он а расскажет как образуется это полезное ископаемое.

(Торф образуется при зарастании болот, заболоченных долин и озер болотными растениями. Отмершие остатки растений падают на дно зарастающих водоемов, постепенно заполняя их. Полного разложения органических остатков при этом не происходит, так как не хватает воздуха, происходит лишь обугливание. В результате накапливаются большие толщи богатого углеродом торфа различного качества.

( показать полезное ископаемое)

— Ребята вас заинтересовало это полезное ископаемое? Вот кому интересно как добывают торф, как и где его используют , вы приготовите дополнительную информацию об этом полезном ископаемом.

Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

По оценкам специалистов, горючих полезных ископаемых хватит еще примерно на 50—100 лет.

-. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

Я сейчас я предлагаю вам в группах обсудить и написать эссе «Письмо-обращение к людям планеты о бережном отношении к горючим полезным ископаемым. Богатствам, которые невозможно восстановить. Закончите свое эссе лозунгом , призывом.

Заслушиваются эссе учащихся.

Каждая группа выбирает ученика , а может двух, которые в группе были самыми активными.

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки . Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете? Вам необходимо свой кружок расположить на той лесенке на каком этапе вы себя ощущаете

источник

Источники:
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-4-klass-polieznyie-iskopaiemyie
  • http://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-goriuchiie-polieznyie-iskopa.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/14/urok-proekt-po-okruzhayushchemu-miru-goryuchie
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/goryuchie_poleznie_iskopaemie_121039.html
  • http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-goriuchiie-polieznyie-iskopaiemy-1.html