Меню Рубрики

Горючие полезные ископаемые урок 4 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, презентация, образцы каменного угля, торфа, нефти, физическая карта России, таблицы для записи выводов по результатам исследования свойств полезных ископаемых.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых результатов Учебные действия Планируемый уровень достижений результатов обучения
Предметные Д Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. Уметь формулировать свойства

горючих полезных ископаемых

метапредметные Познавательные УУД Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в

текстах учебника, других источниках

Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. Уметь работать по плану и оценивать

результат своих действий

Коммуникативные УУД Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. Уметь приходить к общему решению

в спорных вопросах и проблемных ситуациях

Личностные Проявлять учебную и коммуникативную активность. Уметь взаимодействовать в группе

в соответствии с правилами, развитие познавательных

интересов, учебных мотивов

I. Минутка вхождения в урок (создание психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть удивительное в природе.

II. Проверка усвоения предыдущих знаний.

— На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить задания по вариантам, я думаю, что вы с ним успешно справитесь и получите хорошие отметки.

(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат на партах, учитель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест. Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)

1. Выбери 1 верное утверждение:

А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

Б) медь, алюминий, железо, олово

4. Из железной руды получают:

5. Условное обозначение месторождения железной руды:

1. Выбери 1 верное утверждение:

А) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли и используют в своей деятельности

Б) Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.

В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

4. Из железной руды получают:

5. Условное обозначение месторождения железной руды:

— Проверим. Оцените свою работу. У кого “5” поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно справились с тестом! Хвалю!

III. Постановка цели и задач урока. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети отвечают)

О каких полезных ископаемых будем говорить сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети — таблички на доску)

— А вот ещё об одном ископаемом загадка:

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)

— Какое общее свойство у этих полезных ископаемых? (Они горят)

— Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные ископаемые)

— Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка — помощник на доске)

  • Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?
  • Кто открывает, как добывают горючие полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли беречь горючие полезные ископаемые?

— Какие источники информации нам помогут ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)

IV. Изучение нового материала.

1. Практика под руководством учителя.

– Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)

— Дополнительную информацию узнаем из учебника.

2) Работа с учебником. 2 минуты

Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)

– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (Все образовались из остатков растений)

3) Практическая работа по группам.

Исследование свойств полезных ископаемых.

— У кого возникло желание исследовать свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы с вами снова окажемся в “лаборатории” и исследуем их свойства.

Работаем в группах, на столе инструкция по исследованию полезных ископаемых, таблица для записи результатов исследований:

    Каменный уголь
  • Торф
  • Нефть
  • Газ

Цель работы: Исследование свойств каменного угля, торфа, нефти.

1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши органы чувств.

2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и торфа. Определите их твёрдость и прочность.

3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили? Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили? Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.

4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание свойств природного газа, занесите данные в таблицу.

5. В графе таблицы “ Состав и свойства” напишите следующие характеристики: состояние: твёрдое, жидкое или газообразное; состав: однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах: имеет запах, без запаха; горючесть.

Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются друг от друга?

6. Найдите на Физической карте России (форзац учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ; приготовьтесь, из предложенных карточек, на доске и на карте показать их местонахождение.

Полезное ископаемое каменный уголь торф нефть газ
состояние твердое твёрдое жидкое газообразное
состав однороден однороден смесь веществ смесь веществ
цвет чёрный коричневый

бурый

чёрный бесцветный запах без запаха без запаха резкий запах без запаха легче или тяжелее воды
(воздуха)
тяжелее легче легче легче воздуха горючесть горит горит горит горит

— Проверим результаты исследования. Слайд

(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на карту вывешивают карточки-обозначения)

VI. Сообщения детей о способах добычи горючих полезных ископаемых.

(Узнали о свойствах горючих полезных ископаемых.)

Что будем делать дальше? (Узнаем , кто открывает, как добывают полезные ископаемые?)

— Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).

— Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети говорят)

— Как добывают полезные ископаемые? (Дети могут сказать про нефтяные вышки, шахты)

— Ребята приготовили сообщения и сейчас подробнее узнаем о том, как добывают полезные ископаемые и где их применяют.

Образуется на дне болот. Здесь его и добывают. А образуется торф очень медленно — за год всего 1 мм!

В старину торф называли “горючей землёй”.

Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций в России около 80.

Старинный способ добычи торфа: лопата.

Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.

Основные залежи угля находятся в Сибири.

Добывают уголь двумя способами: в карьерах (открытым способом) и в шахтах (закрытый способ).

В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля. На открытых месторождениях огромные шагающие экскаваторы сначала срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные самосвалы.

Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна морей добывают нефть и газ.

Для добычи нефти и газа бурят скважины, по которым они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.

2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка фронтально)

— Закрепим наши знания. В тетради на стр.22 найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать способы добычи полезных ископаемых)

— Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)

— На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах проговариваем)

— Дома напомните родителям о безопасном использовании газа.

-А как используют нефть? (бензин , керосин, дизельное топливо,даже духи)

— Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том как и где добывают полезные ископаемые.

— А теперь представьте себе, что на Земле закончились все запасы горючих полезных ископаемых? Что произойдёт?

-Что же должен делать человек, чтобы полезных ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь и охранять)

Каким образом человек может сберечь полезные ископаемые? (Ответы учащихся).

3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)

Как нужно беречь полезные ископаемые?

3. Соблюдать правила перевозки.

4. Заменять по возможности искусственными материалами.

5. Собирать металлолом и макулатуру.

  • 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
  • 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!

— Ребята, как вы можете помочь взрослым сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить свет, тепло в квартире, в школе; бережно относиться ко всему,что нас окружает)

— Наш урок подходит к концу. Подведём итоги нашей работы.

— На какие вопросы мы ответили на уроке?

  • Какие свойства имеют горючие полезные ископаемые?
  • Кто и как открывают и добывают горючие полезные ископаемые?
  • Где они применяются?
  • Нужно ли охранять горючие полезные ископаемые?

— Кому сегодняшний урок был полезен?

— Какие маленькие открытия сделали?

— Что ещё захотелось узнать?

— Прочитать дополнительный материал по учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к проверочной работе по теме “Полезные ископаемые”

— № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23

— по желанию составить кроссворд “Полезные ископаемые”

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
Урок-проект по окружающему миру «Горючие полезные ископаемые»

Цель: раскрыть значение горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Урок-проект по окружающему миру

Горючие полезные ископаемые

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

Цель : раскрыть значения горючих полезных ископаемых в жизни человека; уметь определять вид полезного ископаемого, изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.

Задачи : формирование представлений учащихся в ходе исследовательской работы о горючих ПИ, создать условия для знакомства со свойствами горючих ПИ и их использованием.

Изучить свойства горючих полезных ископаемых; знать способы их добычи, в ладеть знаниями о горючих полезных ископаемых. Выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы, составлять связные рассказы, работать в группах, пользоваться продуктами совместной исследовательской деятельности.

— развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
— способствовать развитию умения работать в группе;
— способствовать расширению словарного запаса детей;
— умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— высказывать своё предположение;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

— принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. .

— о существлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

— формировать умение работать с коллекционным материалом, с картой;

— формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, делать выводы.

— формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;

— формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

— принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Оборудование : интерактивная доска, проектор, карточки с загадками, образцы горючих полезных ископаемых (нефть, торф, каменный уголь), 2 стакана с водой, лупы, 4 «черных ящика» учебник «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 4 класс, карточки для групповой работы, карточки со словами-помощницами (для сводной таблицы), маршрутный лист, нетбуки, анкеты для учащихся, атлас «Природоведение 3-5 класс», фломастеры, магниты.

Читайте также:  Видео полезные советы и приспособления для дачи и дома своими руками

1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку.

Дорогие друзья! Нам с вами предстоит интересная, напряженная и серьёзная работа.

Я предлагаю вам Ситуацию выбора:

• Новый материал объяснит учитель.

• Можно познакомиться с новым материалом самостоятельно в совместной работе.

— Какой вариант вы выбираете?

Лучший способ изучить что-либо – это открыть знания самому.

Давайте пожелаем друг другу удачи и успехов (беремся за руки в группах).

Слайд Чтобы приступить к работе, я предлагаю вам разгадать ребус.

— Кто такие геологи? (люди, которые занимаются поиском ПИ, открытием месторождений)

— Как их называли издавна на Руси? (разведчики-рудознатцы)

– Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «ПИ», вы побываете в роли геологов и проведете исследовательскую работу.

— Давайте вспомним, что вы уже знаете о полезных ископаемых (горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйственной деятельности и промышленности)

— Что такое месторождение? (места, где находятся большие скопления ПИ)

– Где они используются человеком? ( в строительстве, для выплавки металлов, в быту, в машиностроении..)

4. Составление плана работы.

— Наш урок сегодня пройдет в форме урока — проекта .

— Каждый из вас при работе внесёт свой вклад в исследование, и от работы каждого будет зависеть результат работы всей группы.

Слайд — Ребята, вы знаете, чем отапливали свои дома люди раньше? Что они использовали в качестве топлива? (дрова)

Слайд — Оказывается, из всей заготовленной в стране древесины только на топливо идет 90%, при этом уничтожается ежегодно 13 миллионов гектара леса, это приблизительно площадь Франции, а полный цикл восстановления леса занимает около 100 лет.

Если так дальше человек будет использовать леса, то нашей планете грозит опустынивание.

— Какой выход из этой ситуации вы можете предложить? – Что можно еще использовать в качестве топлива? (если не лес… — где брать топливо, чем можно заменить? Что можно еще использовать в качестве топлива?)

Слайд Какие полезные ископаемые можно использовать в качестве топлива?

— А вот, чтобы определить тему нашего проекта, вам необходимо отгадать по описанию полезное ископаемое, которое лежит в черном ящике у каждой группы.

У каждой группы свое полезное ископаемое (на карточках записаны загадки).

Стали топливом и удобрением (торф)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло (уголь)

На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)

6. Проверка групп — зачитывают загадки и называют отгадку, помогают другие учащиеся при необходимости

— Убедитесь в правильности ответов, откройте черные ящики.( открываю таблички на доске)

Слайд — появляются все 4 ПИ

— Итак, сегодня на уроке пойдет речь об особой группе полезных ископаемых.

Предположите, что же объединяет все эти полезные ископаемые, какое их главное свойство? (горючесть, дают тепло и свет)

7. Формулирование темы урока

Слайд — Сформулируйте тему проекта — горючие полезные ископаемые (вытянуть карточку)

— Какие задачи мы перед собой поставим, что мы должны будем исследовать?

Какие … ? (свойства и значение для человека)

Как…? (добывают, обозначают на карте)

— Какие источники информации нам помогут ответить на эти вопросы?

Слайд — В проведении исследовательской работы вам поможет маршрутный лист.

Познакомьтесь с ним (переверните желтый лист). Это ваш план действий в работе.

8. Исследовательская работа учащихся (работа в группах по исследованию ПИ).

Слайд — Задача каждой группы: провести исследовательскую работу по изучению свойств своего ПИ, заполнить инструктивные карточки, на доске в таблицу внести данные и составить рассказ о ПИ.

Не забывайте при проведении исследования следует соблюдать меры предосторожности и правила работы в группе.

9. Представление результатов исследования

Слайд — Давайте послушаем и посмотрим на результаты ваших исследований, остальные учащиеся по критериям могут отслеживать, на все ли вопросы получили ответы исследователи группы.

Проверка работы групп. Представитель каждой группы рассказывает о своем ПИ по карточке 1, другой ученик на доске прикрепляет карточки-ответы.

На доске постепенно заполняется таблица:

— Сегодня мы попробовали быть геологами.

— Месторождения каких полезных ископаемых открыты геологами в нашем крае?

10. Работа с физической картой на интерактивной доске

Слайд — Давайте найдем на карте России месторождения этих ПИ на Ямале.

(1 ученик у доски перетаскивает изображения ПИ на карту)

— Вашему вниманию предлагается видеосюжет о добыче нефти.

— О какой проблеме идет в нем речь?

— Какая проблема была затронута в сюжете?

(нефтяные пласты истощились за 60 лет добычи, нефть не бьет фонтаном, ее приходится добывать при помощи бурения скважин на большую глубину)

— Возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо?

— Почему? Можно ли их восстановить? (Это невосстанавливающиеся ресурсы).

— Давайте вспомним, как они образовались ? (образовались из остатков растений и животных за многие миллионы лет!)

— Уже сейчас существует проблема добычи полезных ископаемых. Где же через несколько десятилетий будущие поколения будут брать полезные ископаемые? О чем нужно задуматься?

( подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании)

— Какие меры по охране ПИ вы можете предложить ? (Не допускать потерь при добыче, перевозке и транспортировке ПИ, экономно их расходовать, заменять более дешевыми материалами)………..)

– С каждым годом растут темпы промышленности, увеличивается количество населения, и топливо необходимо все в больших размерах? Как быть?

(Находить новые виды топлива и источники энергии)

— Если вас заинтересовала проблема охраны ПИ, вы можете подготовить сообщение к следующему уроку о различных источниках энергии – гидро и атомных ЭС, о ветряных установках, солнечных батареях.

— А также предлагаю вам творческое задание – взять интервью или подготовить информацию о людях, которые заняты на нефтяных и газовых промыслах и прославляют своим трудом наш край.

13. Все задачи нашего проекта выполнены, давайте проверим знания с помощью т еста «Верно ли, что ….». Если вы со мной согласны, ставим +, если нет – ставим -.

источник

Тема: Горючие полезные ископаемые, их использование

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми, их использованием

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Программа. Окружающий мир.

О.Т.Поглазова, Н.И.Ворожейкина. Учебник. Окружающий мир.

Личностные : положительное отношение к процессу обучения;

Регулятивные: — умение точно выражать свои мысли;
— умение определять цель деятельности на уроке;
— умение определять успешность своего задания;

Познавательные: — умение извлекать информацию из иллюстраций;
— умение выявлять сущность, особенности объектов;
— умение на основе анализа объектов делать выводы;
— умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные: — умение слушать и понимать других;
— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
— умение оформлять свои мысли в устной форме;

Проверка готовности рабочих мест

— Пожелайте друг другу успеха

— Желаю всем сохранить радостное настроение

— Над каким разделом работаем? Давайте вспомним, что вы уже знаете? ( 7 мин)

На какие группы можно разделить все полезные ископаемые?

Перечислите способы добычи различных полезных ископаемых?

Какие полезные ископаемые используются в строительстве?

Перечислите свойства металлов?

(Одинаковые карточки раздаются по группам. Ученики отвечают на данные вопросы в группе. По команде учителя карточка передается другой группе, и ее ученики проверяют ответы предыдущей группы, исправляя ошибки ручкой своего цвета. Так происходит 5 раз. Когда карточка возвращается в команду, ученики анализируют ответы и исправленные ошибки, намечая вопросы, которые надо доработать. )

— Определите название полезных ископаемых, значки которых вы видите на слайде:

— На уроке перед нами будут стоять 2 вопроса: Где? Как?

( Установка на самостоятельную работу)

Изучение нового материала

Дополнительные сведения и вопросы

— Перед вами лист познания. Вы его будете заполнять, работая самостоятельно. Подпишите свой индивидуальный лист.

— Итак, какие ПИ нас сегодня интересует?

— Заполните 1 столбик таблицы. Не открывая учебник, напишите все, что знаете о данных ПИ. (2мин)

— Откройте учебник на с. 94. Познакомьтесь с материалом учебника на с. 94-97.

Фиксируйте основные моменты в таблицу. По ходу работы у вас могут возникать вопросы, заносите их в последний столбик таблицы. (10мин )

( В группе обсуждают полученные знания)

— На обратной стороне индивидуального листа вопросы по каждому из изученных вами ПИ.

( По окончанию работы консультант проверяет работу, фиксирует результат)

— На какой вопрос не смогли ответить?

Какое свойство объединяет

данные полезные ископаемые?

Чем нефть отличается от других

горючих полезных ископаемых?

Какое ПИ является попутчиком

Почему газ считается самым

— Что нам может помочь ответить на данный вопрос? (карта)

Перед вами карта. Определите регион, который на ней обозначен.

С помощью карты ответьте на вопрос.

— Какие горючие ПИ добывают в нашем крае? Зафиксируйте данные в таблице.

Удалось ли ответить на поставленные вопросы? А пополнить и расширить свои знания? Представляете ли вы себе жизнь без ПИ?

Можно ли закончить урок на этой положительной ноте? И так ли полна информация?

— Любая деятельность человека имеет две стороны медали. Положительную мы разобрали, а сейчас постараемся проанализировать и другую сторону.

Сейчас у каждой группы будет возможность погрузиться в профессию, относящуюся к добыче и переработке ПИ

( Каждая группа получает конверт, в котором дана подборка материалов по профессиям, работая с материалом конверта группа отмечает положительные и отрицательные моменты, связанные с данной профессией и деятельностью человека и отвечают на вопрос: Пользу или вред приносят ПИ?)

После каждого выступления представителю группы задают вопросы.

На доске появляются выводы:

ГРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Подведение итогов. Рефлексия.

— Какой вывод можно сделать по итогам сегодняшнего урока?

— С. 94-97 учебника, ТПО (для всех)

— Работа по карточкам показала, над какими вопросами нужно поработать индивидуально.

Если какая-то тема вас заинтересовала, то она и может стать темой индивидуального проекта

Применение нефти . Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как она образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают краски, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты, духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Добыча нефти. Нефть добывают в основном с помощью бурения скважин на суше, морях и океанах. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

Где добывают нефть? Крупнейшие месторождения нефти сосредоточены в Западной Сибири и Казахстане, Северной и Южной Америке, в Северной Африке.

Какую пользу приносит нефть? Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли. Без нее все двигатели остановятся из-за трения.

В чем ценность нефти? Наиболее ценное свойство нефти – то, что она выделяет при горении значительное количества тепла.

Профессии нефтедобывающей отросли

Что же это за профессия — нефтяник? Под это наименование подпадают все, кто так или иначе связан с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой нефти : геологи, инженеры, химики, биологи, буровики, программисты, экономисты.

Нефтяник – профессия не только почетная, но и высокооплачиваемая. Кроме того, специалисты по нефти и газу востребованы везде, имеют ряд льгот и хорошие пенсии

Нефтяник — профессия перспективная.

Любой способ добычи предусматривает выемку руды из земной коры, что приводит к образованию полостей и пустот, нарушается целостность коры.

Читайте также:  Чем полезно донорство крови для женщин

В результате этого растет вероятность обвалов, оползней, разломов близлежащей к руднику территории.

Еще одним негативным последствием, связанным с добычей полезных ископаемых является загрязнение ими близлежащих сельскохозяйственных почв. Это происходит во время транспортировки. Пыль разлетается на многие километры и оседает на поверхности почвы, на растениях и деревьях

Колоссальные экологические проблемы оказывает добыча полезных ископаемых на атмосферу. В результате процессов первичной обработки добытых руд в воздух выбрасываются большие объёмы:

Такое загрязнение атмосферы приводит к увеличению уровня радиации, изменению температурных показателей и увеличение или уменьшения осадков.

В результате добычи природного сырья сильно истощаются водоемы как подземные, так и поверхностные, осушаются болота. При добыче угля осуществляется откачка подземных вод, которые располагаются вблизи месторождения.

Влияние на животный и растительный мир

Во время активной разработки крупных месторождений сырья радиус загрязнений близлежащих почв может составлять 40 км. Почва подвержена различным химическим изменениям, в зависимости от вредности перерабатываемых веществ. Если в землю попадает большое количество токсических веществ, на ней гибнут и не растут деревья, кустарники и даже трава.

Альтернативные источники энергии

1.Применение угля. Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах, дает своему другу — человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы .

2.Добыча угля. Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Уголь добывают в зависимости от залегания двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта это глубокий колодец.

3. Шахтер В списке профессий самой вредной и самой опасной по праву считается профессия шахтера. Только закаленные и сильные личности становятся шахтерами. Людям, не обладающим выдержкой, быстрой реакцией, дисциплинированностью лучше поискать другую профессию.

Если вы точно решили стать шахтером, то вам следует знать, что эта профессия требует психологической готовности работать в очень тяжелых условиях, ведь шахтер занимается добычей различных полезных ископаемых (алмазов, золота, серебра, меди, железа, угля, нефти). Работники горной промышленности работают в специальных сооружениях, которые находятся под землей. Одна из основных шахтных специальностей — горнорабочий очистного забоя. Она же и самая высокооплачиваемая

Учат профессии шахтера в горном институте или техникуме. Находятся они в основном вблизи районов добычи. Есть шахтерские трудовые династии

На территории регионов России небогатых такими видами энергоресурсов, как нефть, газ и уголь, в условиях затрудненности их доставки и ввиду роста цены на них, наблюдается тенденция перехода к местным видам топлива. В том числе и таким, казалось бы давно забытым, как торф.

Торф — ресурс, для России имеющий пусть не ключевое, но немаловажное значение. Большую энергетику на нем не построишь, а вот как местный вид топлива и по цене и по доступности он готов потягаться с любым другим видом энергоносителей!

В то же время, рассматривать торф исключительно в качестве топлива и удобрения в современных условиях нецелесообразно — этот вопрос ставился исследователями и производственниками ещё в советское время. Глубокая и комплексная переработка торфа позволяет получать на выходе целый спектр материалов, которые могут использоваться в сельском хозяйстве, медицине, строительстве, химической промышленности, в качестве лекарств, сорбентов, изоляционных материалов, кормовых добавок.

Профессии, связанные с добычей торфа:

Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа;

Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации;

Машинист торфодобывающего экскаватора;

Торфорабочий, занятый на валке деревьев, на выстилке торфяных кирпичей.

Аппаратчик по сушке торфа

Машинист брикетного пресса

Машинист машин по добыче и переработке кускового торфа

Машинист машин по добыче и переработке фрезерного торфа

Машинист машин по подготовке торфяных месторождений к эксплуатации

Машинист торфодобывающего экскаватора

Конверт №5 Работники газовой отрасли

Природный газ – это смесь газов, сформировавшихся миллионы лет назад в недрах земной коры в результате преобразования органических веществ в осадочных породах. Природный газ относится к полезным ископаемым. В течение долгого времени газ накапливается в микроскопических порах, пустотах и трещинах на большой глубине.

Найти газ очень нелегко, ведь он находится под землей и его совсем не видно! Я узнала, что исследователям иногда попадаются подсказки – бывает, что газ прячется не очень глубоко и небольшая его часть просачивается наружу. Оказывается, ни собаки, ни другие животные не умеют находить природный газ по запаху. Но у геологов – ученых, занимающихся поиском полезных ископаемых, есть специальные приборы, которые «нюхают» воздух и верхние слои земли и могут почувствовать следы природного газа. Кроме того, природный газ часто обнаруживается во время поисков или добычи нефти, только обычно он находится под землей несколько глубже.

Все ученые утверждают (представлено в учебниках), что природный газ не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Но когда включаешь газовую горелку, то чувствуешь неприятный запах. Это происходит потому, что уже после добычи в него добавляют специальное вещество –запах которого как раз и неприятен. Он необходим, чтобы предупредить человека об утечке – ведь газ взрывоопасен и ядовит для людей.

! Поэтому будьте осторожны при использовании газа в быту.

Природный газ широко используется в быту и в промышленности

Природный газ – самое экологически чистое минеральное топливо

Природный газ позволяет беречь природу, так как при его сжигании в воздух попадает гораздо меньше углекислого газа, который может привести к парниковому эффекту.

Добыча газа – это очень трудозатратные мероприятия, требующие привлечения большого количества людей. Поэтому не удивительно, что специалисты нефтегазовых специальностей достаточно востребованы, да и зарплаты, которые получают эти люди, скажем так, не сравнимы со среднестатистическим показателем по стране .

Самые востребованные нефтегазовые профессии: геолог, геофизик, инженер по бурению, менеджер

источник

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в четвертом классе «Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ»

Ольга Яворская
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в четвертом классе «Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ»

Урок №12 Дата:

Тема: Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ.

Цели и задачи: Способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении

1. Познакомить детей со свойствами горючих полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

2. Развивать логическое мышление, речь.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.

ТСО: карточки для проверки домашнего задания, виды угля

1. Психологический настрой.

— Что такое полезные ископаемые?

— Назовите руды черных металлов.

— Назовите руды цветных металлов.

Рассказать о рудах цветных металлов.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка «Руды цветных металлов»

1. Это металл мягкий, красного цвета, очень хорошо проводит электрический ток, хорошо сплавляется с другими металлами – это ___

2. Сплав этот прочнее самой меди, желтоватого цвета, не ржавеет, изготавливают проволоку, корпуса часов, радиаторные трубы — ___

3. Серовато-белый тяжелый металл, ковкий, изготавливают оболочки для кабеля, пластины аккумуляторов, задерживает радиоактивные лучи — ___

4. Легкий металл серебристо-белого цвета, не ржавеет, хорошо проводит электроток, сплавы этого металла используют в авиации, делают фольгу ___

5. Голубовато-серый металл, покрытое им железо не ржавеет, изготавливают ведра, тазы, ванны, крыши — ___

6. Эта металлическая «ткань» умеет согревать и охлаждать, очень легкая. Одеяла из этой ткани весят 55 граммов. В плаще из этой ткани не жарко, если носить его металлом наружу, в холод – вывернуть его наизнанку, и металл возвратит тепло вашему телу. Это ткань из ___

7. Целый период развития человечества носит название этого сплава, из него изготавливают оружие, памятники___

— Обозначим на контурной карте месторождения руд цветных металлов.

3. Постановка темы урока.

— С каким видом полезных ископаемых мы познакомились?

— Какие еще бывают полезные ископаемые?

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Горючие строительные

— Сегодня мы познакомимся с вами с нерудными горючими полезными ископаемыми.

4. Работа по теме урока.

1. Черного цвета, твердый, горюч, тонет в воде. (каменный уголь)

2. Он есть в каждом доме, помогает готовить обед. (газ)

3. Маслянистая жидкость, хорошо горит, выделяет много тепла, из нее получают бензин. (нефть)

Работа по учебнику с. 45-46 и в тетрадях.

Антрацит Обыкновенный уголь Бурый уголь

Используют для выплавки металлов. Черный, не блестит

Используют как местное топливо.

В Торгайской степи (Ленгерское месторождение)

Обозначение на контурной карте месторождений угля.

Образование угля с. 45, с. 46 рисунок.

Открытый способ Закрытый способ (шахтный)

Карагандинское месторождение – Апак Байжанов

— Назовите месторождения угля.

С. 45-46 пересказ, ПГК с. 79 №1-11

1. Психологический настрой.

— Что такое полезные ископаемые?

— На какие группы делятся полезные ископаемые?

— Что относится к рудным полезным ископаемым?

— что относится к нерудным полезным ископаемым?

— назовите месторождения угля.

— Кто открыл Карагандинское месторождение?

Индивидуальная работа по карточкам.

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение___

3. Постановка темы урока.

— Продолжим изучать горючие полезные ископаемые.

— Какие еще горючие полезные ископаемые вы знаете?

4. Работа по теме урока.

— Составить по плану о нефти и газе.

1. Образование нефти, газа.

Нефть — самостоятельно

1. Из остатков растений и животных. Газ

2. Закрашенный треугольник Незакрашенный треугольник в виде вышки.

3. Горючая маслянистая жидкость; темно-коричневого или черного цвета; по запаху напоминает керосин; легче воды, горит

Нефтепровод

Нефтеперерабатывающие заводы

Бензин, керосин, дизельное топливо

Каучук, пластмассу, капрон, краски, лекарства В быту, в качестве топлива, каучук

Прикаспийская низменность, Мангыстау

Работа по контурной карте.

Обозначаем месторождения угля, газа, нефти.

— что узнали про нефть и газ?

— Назовите горючие полезные ископаемые.

С. 47-49 пересказ, ПГк с. с. 79-80 №12-20

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение___

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___

1. Твердое, черного цвета вещество ___

2. Наиболее качественный каменный уголь ___

Читайте также:  Можжевельник крымский полезные свойства

3. Черный уголь без металлического блеска, его много добывают в Караганде и Экибастузе___

4. Не обладает блеском, выделяет мало тепла, крошится ___

5. Если каменный уголь залегает близко к поверхности, его добывают ___

6. Каменный уголь используется не только как топливо, но и как сырье для получения ___

7. Его именем назван один из проспектов г. Караганды ___

8. Ленгерское месторождение – это месторождение ___

Развлечение «Овощи и фрукты — полезные продукты» В развлечение участвуют (ведущий,Петрушка,дети-морковь,петрушка,горох,лук) Декорации и реквизиты-шапочки с изображением овощей,овощи,фрукты,поднос.

Конспект занятия «Полезные и вредные продукты» Цель: Формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания. Коррекционно-образовательные задачи: — Систематизировать и обобщить.

План беседы «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: Закрепить представление детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Ход беседы Предложить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Как нефть помогла освещению домов и улиц» Программное содержание: 1. Формировать знания о нефти: как ее добывают, что из нее делают (керосин, бензин, техническое масло) 2. Расширять.

Конспект НОД «Полезные овощи» Тема непрерывной непосредственно образовательной деятельности: «Полезные овощи». Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование.

Консультация для родителей «Полезные игры» Многих родителей беспокоит, что у ребенка плохая «память», он плохо запоминает простые песенки, стихи. Ребенок не может сосредоточиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Полезные ископаемые» Цель: Пoпoлнить знания детей о тoм, какие на нашей территории региона добываются полезные ископаемые. Задачи: • Формирование представлений.

Полезные советы педагогам и родителям 1. Обнимайте детей чаще. 2. Проявляйте к малышу любовь, уважение, сострадание и внимание. 3. Хвалите ребёнка за достижения, вдохновляя на.

Стенгазета к Дню Здоровья «Полезные продукты — это наш выбор»! В преддверии Дня Здоровья с детьми в группе была проведена беседы о правильном питании, о витаминах и о вредных продуктах. Детям были предоставлены.

Вкусные и полезные конфеты для мамы. Фотоотчет К празднику 8 марта, ребята старшей группы решили сделать мамам сюрприз-приготовить вкусные и полезные конфетки. Для приготовления конфеток.

источник

Цели и задачм: способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении..

Учитель: Коженовская Марина Николаевна

Тема урока: Горючие полезные ископаемые

1) способствовать формированию знаний о горючих полезных ископаемых, их свойствах и применении;

2) развивать логическое мышление, умение задавать вопросы;

3) содействовать воспитанию бережного отношения к природ­ным ресурсам.

предметные: знать о полезных ископаемых и их роли в жизни человека; уметь различать полезные ископаемые;

личностные: проявлять стремление к заботе, защите и охране окружающей среды;

системно-деятельностные: уметь собирать и систематизиро­вать информацию; выполнять практическую работу.

Виды работ: работа с картой, эксперимент, самостоятельная работа с текстом.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карта полезных ископаемых Казахстана стакан, подсолнечное масло,ложечка

Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.

Проблемный вопрос: Необходимо ли беречь полезные ископаемые.?

1.Индукция (психологический настрой)

Начинается вот- вот интереснейший урок-

1.Сообщение темы и целей урока.

-Какой раздел мы изучаем? (Полезные ископаемые)

— Сегодня на уроке мы будем повторять и расширять свои знания о полезных ископаемых. А тему урока вы назовете сами. В этом поможет игра «Отгадайте загадки» (чтение загадок подготовленными детьми)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

И если жидкость нагревать,

Теперь это топливо и удобрение.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Назовите тему урока. (Горючие полезные ископаемые).

Проблемный вопрос: Необходимо ли беречь полезные ископаемые.?

Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых и более подробно остановимся на горючих полезных ископаемых вспомним их свойства.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

-Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

(горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека)

— Почему их называют ископаемые?

(Потому что извлекаются из недр земли.)

— А почему их называем полезные?

(Потому что служат человеку.)

1.Место скопления полезных ископаемых – месторождение

2.большая область залегания полезных ископаемых- бассейн

3 полезные ископаемые в природе находятся в состоянии (бывают)-

Твердые (гранит), жидкие (нефть, ртуть), газообразные (природный газ).

4.группы полезных ископаемых – горючие, рудные и нерудные

5. перечисли рудные п.и. (железная руда)

Руды черных металлов: (железная руда, магнитный железняк, красный железняк)

Руды цветных металлов: (медь, алюминий, свинец, цинк, серебро, золото, латунь, бронза)

6. перечисли нерудные п.и. (соль, фосфориты, асбест, гранит, песок, известняк, мел, мрамор)

7. перечисли горючие пи. (нефть, газ, каменный уголь)

Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты.

А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

3.Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.

Работа с условными обозначениями

У вас на партах лежат модели- знаки полезных ископаемых. Вы должны разложить их в два столбика.1столбик – полезные ископаемые используемые в строительстве, 2 столбик- полезные ископаемые, которые используют в виде топлива.

— железная руда -каменный уголь

-известняк -нефть

-песчанно –гравийный материал

— — глины -горючие газы — золото

1 группа — горючие 2 группа-строительство

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

III. Работа над новым материалом.

1.Работа с текстом и таблицей в группах.

— Продолжим работу в группах. У каждой группы свое задание. Каждой группе, используя план описания, нужно рассказать о полезном ископаемом, которое у вас будет указано в тексте

. — Прочитайте текст и заполните таблицу по плану.

5.Месторождения в Казахстане

1. Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.

2. Добыча ведется в карьерах и шахтах.

3. Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов.

4.Месторождения: Караганда, Экибастуз, Кушмурун (бассейн бурого угля).

-Рассказ учителя о строении шахты.

1. Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.

3. Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков нефти производят парафин, глицерин, гудрон.

4.Месторождения: Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, территория Каспийского шельфа и Тенгиз.

Проблемный вопрос: Почему горящую нефть нельзя тушить водой

Налейте полстакана воды. Добавьте немного нефти (можно заменить подсолнечным маслом) и хорошо взболтайте. Через некоторое время увидите, что слой нефти находится на поверхно­сти воды. О чем это говорит? Нефть тяжелее или легче воды?

Нефтепродукты загораются также быстро, как и остальные вещества. Горят нефтепродукты достаточно долго.Однако для борьбы с очагом возгорания нефтепродуктов необходимо пользоваться нетрадиционными средствами. А все потому что воду ни в коем случае нельзя применять для тушения нефтепродуктов.

B таком случае следует обратить внимание на школьный курс физики в котором сказано, что плотность нефти значительно меньше чем плотность воды и соответственно при тушении водой, она будет опускаться вниз, и тем самым не будет происходить совершенно никакого воздействия на очаг возгорания. В таком случае горящие нефтепродукты начинают всплывать наружу и продолжают гореть дальше.

Для тушения горящих нефтепродуктов можно воспользоваться специальной воздушно-механической пеной. Если возгорание нефти произошло в мелких масштабах, то в таком случае можете воспользоваться обыкновенным порошковым огнетушителем который обычно используют для автомобилей.

2. У чис­того газа нет запаха и цвета, но для использования в быту в него добавляют вещества с неприятным резким запахом.

3. Природный газ добывают путем бурения скважин.

4.Природный газ применяется для отопления и приго­товления пищи в частных и многоквартирных жилых до­мах. Также его используют как топливо для транспортных средств. При сгорании газа образуется меньше вредных ве­ществ, чем при сгорании угля и бензина, поэтому он счита­ется экологически чистым видом топлива.

5.Месторождения газа и нефти расположены в Прикаспий­ской низменности и на полуострове Мангыстау. Мелковод­ная прибрежная часть Каспийского моря тоже богата неф­тью и газом.

2. Торф-рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, лёгкий светло-коричневого цвет

3. Раньше торф добывали исключительно вручную лопатами. В настоящее время технологии вытеснили ручной труд. Все процессы полностью автоматизированы. Добыча производится механизированными агрегатами, после чего расстилается и сохнет под действием солнца и ветра. Периодически тракторы с ворошилками проходятся по настилу с целью ускорить просушку. Затем скатывается в валки и штабелируется. Транспортируется по железной дороге.

4.Применяется торф в основном в сельском хозяйстве для удобрения культур, в качестве подстилки животным, для удобрения почвы. Также используют в медицине, косметологии и как топливо в энергетической промышленности.

5.Область локальных топогенных низинных торфяников занимает северную часть Казахстана.

2.Работа с картой. Перекличка «У нас в Казахстане»

-А сейчас мы совершим маленькое путешествие по Казахстану и узнаем, какие полезные ископаемые здесь добываются. (Каждый выступающий ученик прикрепляет полезные ископаемые на карту, остальные отмечают полезные ископаемые в контурной карте)

1уч. Казахстан справедливо называют «кладовой подземных сокровищ», здесь добываются все элементы по таблице Менделеева. Более 90% видов, или почти все известные на земле полезные ископаемые, представлены в стране запасами.

2 уч. Основное разрабатываемое газовое месторождение находится в Карачаганаке. Оно относится к крупнейшим в мире.

3 уч. В Атырау природа не очень красива, но земля богата нефтью и газом.

4 уч. Акмолинщина производит добычу золота, меди, каменного угля, бокситов.

5 уч. В Талдыкоргане развита цветная металлургия, производство строительных материалов.

6.уч. В Южных областяхдобываются и перерабатываются фасфорит, суперфасфорит, свинец.Здесь производят кирпич и цемент.

7 уч. Жезказган: развитая цветная металлургия, добыча железной руды.

8 уч. В ходе буровых работ в Кызыл-Ординской области нашли нефть и газ. Работа только началась. А с прошлого века здесь добывают соль, глину, песок.

9 уч. Мангыстау стал развиваться с 1960 года, с освоения месторождений нефти и газа, а сейчас этот регион кормит республику доходами от продажи нефти.

10 уч. А наша область богата углем.

11 уч. Крупнейший в мире угольный разрез «Богатырь» находится на павлодарской земле.

12 уч. Более 85% всех запасов железной руды республики сосредоточено в Костанайской области

13 уч. В Казахстане основные месторождения полиметаллических руд находятся на Алтае

-Посмотрите на карту сколько полезных ископаемых мы отметили. Это только часть всех полезных ископаемых. Много их? Если их так много необходимо ли беречь полезные ископаемые?

-Обсудите в группах: 1 группа-3 –да нужно

Полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны. Поэтому необходимо экономное использование всех подземных богатств.

Сегодняшний урок мы хоти закончить стихотворением.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Раз — летят самолеты в небе.

Два — мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

К чему призывает нас это стихотворение?

Давайте поступать правильно, и тем самым мы внесём свой вклад в охрану природы.

Придумайте со словом ископаемое синквейн.

Добывают, перерабатывают, используют.

Ищем клады мы в недрах земли.

-Что больше всего понравилось?

— Какие чувства вы испытывали в течение урока?

VI. Информация о домашнем задании. с 35-38 читать, р.т.с

источник

Источники:
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/10/14/urok-proekt-po-okruzhayushchemu-miru-goryuchie
  • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/goryuchie_poleznie_iskopaemie_121039.html
  • http://www.maam.ru/detskijsad/goryuchie-poleznye-iskopaemye-neft-i-gaz.html
  • http://multiurok.ru/files/urok-poznaniia-mira-na-tiemu-goriuchiie-polieznyie.html