Меню Рубрики

Государственный баланс полезных ископаемых

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265
«Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27. ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616: 2009, N 1 ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31. ст. 4155; 2011, N 15. ст. 2018; N 15. ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572. ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009 N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный N 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 N 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный N 17635).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Порядок
постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса
(утв. приказом Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009. N 1 ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22. ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009. N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905; N 37, ст. 5001), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009 N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432; 2009, N 18, ст. 2248), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570; 2007, N 5, ст. 663; 2009, N 18, ст. 2248), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах», Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных, и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

Читайте также:  Чем полезен грушевый сок

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Роснедра ведут государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный баланс запасов полезных ископаемых. Обеспечивают постановку указанных запасов на государственный баланс и их списание с него.

Утрачивает силу административный регламент исполнения Агентством этой функции.

Утвержден новый порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с него. Прежде данная процедура регулировалась упомянутым административным регламентом.

Основные отличия сводятся к следующему.

Уточняется, когда запасы учитываются за территориальными органами Роснедр. Предусмотрено, что исключением являются участки недр, предоставленные для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений, или разведки и добычи полезных ископаемых, или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии). Ранее исключением были участки, предоставленные для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

На государственном балансе учитываются в т. ч. запасы лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Ранее — в т. ч. запасы рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

Изменения запасов полезных ископаемых учитываются в государственном балансе в срок не более 15 дней после получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей. Ранее — с момента утверждения такого заключения.

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 декабря 2012 г. N 301

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

Данная функция управления осуществляется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и т. д.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения, геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст. 31 Закона). В нем содержатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40. Классификация обязательна для всех недропользователей (юридических и физических лиц) на территории Российской Федерации при разведке и разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Классификация определяет единые для всей страны принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению.

Так, государственному учету подлежат выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой. Запасы подсчитываются и учитываются, а прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного использования. Подсчет проводится по месторождениям (участкам) на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений, а также по результатам геологосъемочных, геофизических и геохимических работ. Запасы полезных ископаемых подсчитываются в недрах в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, подтвержденными государственной экспертизой, без поправок на потери и разубоживание при добыче, обогащении и переработке концентратов.

В комплексных месторождениях подлежат обязательному подсчету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, целесообразность промышленного использования которых определена кондициями для подсчета запасов. Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки, требований государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Одновременно определяется содержание попутных ценных, токсичных и вредных компонентов. Подсчет и учет запасов, а также оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых производится в единицах массы или объема. Запасы полезных ископаемых разрабатываемых, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке и разведываемых месторождений, а также запасы резервных разведанных и резервных оцененных месторождений подлежат раздельному государственному учету.

Степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются на несколько групп. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий А, В,

К первой группе относятся месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже — со средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися равномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории А.

Вторая группа — месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивой мощностью и внутренним строением и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солеи и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий В, С1

Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием и с очень неравномерным распределением основных ценных компонентов относятся к третьей группе. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.

К четвертой группе относятся месторождения (участки) с мелкими, реже со средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, с крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.

При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств орудненения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

Месторождения полезных ископаемых по степени их изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горно-технические условия разработки изучены с полнотой, достаточной для техникоэкономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на их базе горнодобывающего предприятия.

Разведанные месторождения по степени изученности должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, должна быть обеспечена возможность классификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения. Во-вторых, состав и технологические свойства полезных ископаемых должны быть детально изучены. Это необходимо для того, чтобы обеспечить получение данных, требуемых для проектирования рациональной технологии переработки запасов с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, а также определить направления использования отходов производства или оптимальный вариант их складирования либо захоронения. В-третьих, запасы других совместно залегающих полезных ископаемых, включая породы вскрыши и подземные воды, с содержащимися в них компонентами, отнесенные на основании кондиций к балансовым, должны быть изучены и оценены в степени, достаточной для определения их количества и возможных направлений использования и др.

К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. К этому виду месторождений предъявляются следующие требования. Во-первых, должна обеспечиваться возможность квалификации всех или большей части запасов по категории С2; состав и технологические свойства полезного ископаемого должны быть оценены с полнотой, необходимой для выбора технологической схемы переработки, обеспечивающей рациональное и комплексное использование полезного ископаемого. Во-вторых, гидрогеологические, инженерно-геологические, горно-геологические и другие природные условия должны быть изучены с полнотой, позволяющей предварительно охарактеризовать их основные показатели и др.

Запасы категории А выделяются на участках разведываемых месторождений первой группы сложности. На участках детализации разведываемых месторождений первой и второй групп выделяются запасы категории В. Запасы категории С1 составляют основную часть запасов разведываемых месторождений первой, второй и третьей групп, а также выделяются на участках детализации месторождений четвертой группы сложности. Запасы категории С2 выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях четвертой группы составляют основную часть запасов.

Запасы комплексных руд и содержащихся в них основных компонентов подсчитываются по одним и тем же категориям. Запасы попутных компонентов, имеющих промышленное значение, подсчитываются и оцениваются по категориям в соответствии со степенью их изученности, с характером распределения и формами нахождения. 11рогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на категории Р1, Р2 и РЗ.

Прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность выявления новых рудных тел полезного ископаемого на разведанных и разведываемых месторождениях. Прогнозные ресурсы категории Р2 учитывают возможность обнаружения в бассейне, рудном районе, узле или поле новых месторождений полезных ископаемых. Предполагаемое наличие таких месторождений основывается на положительной оценке выявленных проявлений полезного ископаемого при крупномасштабной геологической съемке и поисковых работах. Прогнозные ресурсы оцениваются до глубин, доступных для эксплуатации при современном и возможном в ближайшей перспективе уровне техники и технологии разработки месторождений.

Прогнозные ресурсы категории РЗ учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого при средне- и мелкомасштабном региональном геологическом изучении недр, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований.

Запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

Балансовые запасы подразделяются на две группы: запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды; запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при специальной поддержке недропользователя со стороны государства в виде налоговых льгот, субсидии и т. п.

Забалансовые запасы также подразделяются на две группы. К первой относятся запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам. Ко второй группе относятся запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки. Использование запасов этой группы в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или технического прогресса, обеспечивающего снижение издержек производства. Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.

Приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 утверждена Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Классификация устанавливает единые для страны принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Под эксплуатационными запасами подземных вод понимается такой объем этих вод, который может быть получен на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотреб- ления с учетом природоохранных требований. Под прогнозными ресурсами понимается объем подземных вод определенного качества и целевого назначения, который может быть получен в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности их использования.

Читайте также:  Почему уральские горы богаты полезными ископаемыми

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, а пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов

(в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод. По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидро- терм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Эксплуатационные запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому типу подземных вод (питьевые, технические, лечебные минеральные, теплоэнергетические, включая пароводяные смеси, промышленные) и направлениям их возможного промышленного использования по данным проведенных на месторождениях гидрогеологических поисково-оценочных и разведочных работ или по опыту эксплуатации действующих водозаборных сооружений на выявленных, осваиваемых либо уже освоенных месторождениях.

Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются на основе общих гидрогеологических представлений, региональных исследований, обобщения и интерпретации имеющихся материалов.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы дренажных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также с использованием недр в других целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе и государственному учету. Эти процедуры проводятся для того, чтобы определить возможность их дальнейшего использования, необходимость сброса этих вод и оценить их влияние на окружающую природную среду.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования, а также с требованиями водопотребляющих организаций. Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения. Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод проводится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления госу-

дарственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (ст. 31 Закона о недрах).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 215 [1] .

Приказом Минприроды России от 9 июля 1997 г. № 122 было утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов. Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в нашей стране. Требования Положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с Законом РФ “О недрах” с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и ее субъектов по важнейшим видам полезных ископаемых. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, который готовится территориальным органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов

Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении к названному Положению.

Государственный и территориальные балансы запасов составляются на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с названным выше Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность пре дета вляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения.

Балансы запасов должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются Минприроды России.

Балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Рос- геолфондом) и территориальными фондами геологической информации Минприроды России в субъектах Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к указанному выше Положению.

В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Минприроды России, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы А и В.

По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Федерации и России в целом.

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, в спецотвалах и других техногенных образованиях. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом Минприроды России.

Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений. Основанием для этого являются заключения и протоколы ГКЗ (ЦКЗ) и ТКЗ с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и I КЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов, а также для последующего их хранения.

Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов, утвержденных органами Минприроды России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Минприроды России и Госгортехнадзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, № 28.

В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр; потерь при добыче в недрах; добычи из недр и складирования в спецотвалы; прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); утраты промышленного значения по техникоэкономическим и горно-геологическим причинам; неподтвержде- ния запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются непосредственно за недропользователем по участкам, на которые выданы в установленном порядке лицензии, или за территориальным органом управления государственным фондом недр по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых. Формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации Минприроды России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Федерации.

У чету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы. Постановке на государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы и запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

Российский федеральный фонд геологической информации (Рос- геолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых. I ерриториаль- иые фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности и до 25 апреля представляют их Росгеолфонду. Последний ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и Минприроды России сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Кроме того, издания государственного баланса направляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере использования и охраны недр.

Рос геолфонд направляет территориальным фондам геологической информации часть изданного государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации, а также заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых. Согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации территориальные фонды в свою очередь вносят соответствующие изменения в территориальные балансы запасов, сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Порядок государственного учета и государственной регистрации работ по недропользованию регулируется ст. 28 Закона РФ “О недрах”. Эта деятельность тесно связана с ведением государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением 11равительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 (п. 22), Министерство осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на

пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая 1

источник

Государственный баланс запасов полезных ископаемых — 2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) в соответствии с Законом Российской Федерации О недрах с целью ежегодного учета… … Официальная терминология

Государственный учет запасов полезных ископаемых — 1) вид государственного экологического учета; 2) функция управления в области регулирования использования и охраны недр; 3) (для цели учета состояния минерально сырьевой базы и рационального использования недр) учет разведанных запасов полезных… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Читайте также:  Зола чем полезна для огорода

Территориальные балансы запасов полезных ископаемых — система документов установленной формы и содержащихся в них сведений, подготавливаемых территориальным (региональным) органом управления государственным фондом недр соответствующего субъекта РФ с целью учета состояния минерально сырьевой базы по… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Балансы запасов полезных ископаемых — система документов установленной формы и содержащихся в них сведений о запасах полезных ископаемых; различают государственный баланс запасов полезных ископаемых и территориальные балансы запасов полезных ископаемых … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Геологическая разведка месторождений полезных ископаемых — Геологической разведкой месторождений полезных ископаемых признается проведение работ на поверхности и в недрах земли с целью установления качественных и количественных характеристик запасов полезных ископаемых, в том числе их технологических… … Официальная терминология

державний баланс запасів корисних копалин — государственный баланс запасов полезных ископаемых State balance of mineral reserves містить відомості про кількість, якість та ступінь вивчення запасів к.к. щодо родовищ, які мають промислове значення, їх розміщення, рівень промислового освоєння … Гірничий енциклопедичний словник

Государственные реестры природных ресурсов — (от польск. rejestr, позднелат. regestrum, registrum список, перечень, опись) своеобразная база данных, свод сведений о природных ресурсах, содержащий информацию о конкретных природных ресурсах, природопользователях, документах, на основании… … Большой юридический словарь

Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации МПР России — организации, осуществляющие хранение и систематизацию геологической и иной информации о недрах, полученной пользователем недр за счет государственных средств; такая информация предоставляется в такие фонды пользователем недр по установленной… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Норильский никель — (Norilsk Nickel) Компания Норильский никель , история компании, деятельность компании Компания Норильский никель , история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение Миссия и стратегия История Слияния… … Энциклопедия инвестора

Инвестиции — (Investment) Инвестиции это капитальные вложения для получения прибыли Виды инвестиций, инвестиционные проекты, инвестиции в фондовый рынок, инвестиции в России, инвестиции в мире, во что инвестировать? Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

источник

Государственный Баланс Запасов Полезных Ископаемых — форма государственного учета запасов полезных ископаемых, выявленных в недрах РФ по состоянию на 1 января каждого года Баланс содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых, а также об изменениях запасов за отчетный год в результате их переоценки или проведения геолого-разведочных работ Составляется и ведется федеральным органом управления Государственным фондом недр.

Статья 31. Государственный баланс запасов полезных ископаемых

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.

Минерально-сырьевые ресурсы Канады очень богаты и разнообразны. У Канады значительные запасы цветных металлов (медь, никель, свинец, цинк), урана, нефти, железной руды, калийных солей, асбеста, угля и природного газа. Поэтому Канада и является самым крупным поставщиком минерального сырья в различные страны мира, и в первую очередь в США. стран на долю Канады приходится 13% урана, 14% железной руды, 20% ильменита, 9% никеля, 8% кобальта, 29% вольфрама, 6% меди, 22% цинка, по 14% молибдена и свинца, 50% асбеста, 90% калийных солей. Руды кобальта связаны с медно-никелевыми (месторождения Садбери в Онтарио. Наиболее крупные месторождения нефти : Хиберния, Бен-Невис, Бьярни. Канада занимает 1-е место среди промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран по производству ильменитовых концентратов

По запасам целого ряда минералов ЮАР занимает первое или одно из ведущих мест в мире. Согласно официальным данным, ее доля в мировых запасах составляет: по марганцу — 82%, металлам платиновой группы -69%, хромитам — 56%, золоту — 40%, алюминоглюкатам — 37%, ванадию — 33%, цирконию — 26%. единственным слабым местом минерально-сырьевой базы ЮАР является отсутствие промышленных запасов нефти. Крупное месторождение железа – Табазимби. Рудное поле Калахари представляет собой крупнейшее в мире скопление марганцевых руд. Надежная база горнодобывающей промышленности была основана на открытых в 1886 году в Витвотерсрэнде в Трансваале (ныне Готенг) месторождениях золота. Это стало поворотной точкой в истории страны и привело к тому, что современная Южная Африка является промышленно развитым государством.

Стадии экономической оценки месторождений

Экономическая оценка месторождении полезных ископаемых представляет собой неотъемлемую часть геологоразведочного процесса на всех его этапах, начиная с поисков. альная геолого-экономическая оценка обнаруженных месторождений и рудопроявлений, выполняемая на основании данных о геолого-промышленном типе выявленного объекта, возможных контурах распространения рудной минерализации в плане и на глубину, содержании основных и ценных попутных компонентов в рудах. Указанные ориентировочные параметры объекта сравниваются с оценочными (браковочными) кондициями, скорректированными применительно к конкретным геологическим особенностям исследуемого объекта и географо-экономическим условиям района. Результаты ориентировочных геолого-экономических расчетов по всем положительно оцененным на стадии поисково-оценочных работ объектам излагаются в виде кратких технико-экономических соображении (ТЭС), В ТЭС должны быть отражены следующие данные:1) географо-экономические условия района месторождения;2) краткие сведения о проведенных в его пределах геолого-съемочных, поисковых работах, 3) основные особенности геологического строения месторождения; его геолого-промышленный тип; размеры, морфология и условия залегания рудных тел; минеральный и вещественный состав руд, средние содержания основных и важнейших попутных компонентов; 4) группа месторождения по сложности разведки; гидрогеологические и горнотехнические условия на.5) данные, определяющие предполагаемые способы добычи и переработки руд.6) сведения о методике, объемах и затратах на поисково-оценочные работы; 7) запасы категории С2 и прогнозные ресурсы категории P1, 8) выбор и характеристика эксплуатируемых или детально разведанных месторождений-аналогов. На основе выполненных исследований дается та самая экономическая оценка мест-я.

Основной показатель экономической оценки месторождения в денежном выражении — разность между ценностью конечной продукции, получаемой из данного вида минерального сырья, и затратами на её получение.

Условный металл

думаю что условный металл-это пересчет капитальных затрат или инвестиций в какой либо проект в переводе на металл ( сырье которое будет продаваться).

Горно-технические условия эксплуатации месторождений

Организации, занятые разработкой месторождений полезных ископаемых открытым способом, обязаны обеспечить:- соблюдение требований законодательства, по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья;- соблюдение требований технических проектов, планов (программ) развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых;- соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;- приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;- сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях;- ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;- выполнение лицензионных условий. Наряду с количеством и качеством запасов они включают гидрогеологические параметры (водонасыщенность, наличие плывунов); размеры; форму; строение; условия залегания рудных тел, что определяет способ добычи.

Китай чрезвычайно богат топливными и сырьевыми минеральными ресурсами. В палеозое на Китайской платформе сформировались огромные залежи каменного угля, медных и полиметаллических руд. Наиболее богатые месторождения угля расположены в Северном и Северо-Западном Китае. Китайская платформа отличается и чрезвычайно высокой нефтеносностью: 1/3территории КНР перспективна на нефть. Сосредоточено до 60% мировых запасов олова и вольфрама. Около 70% запасов связаны с гидротермальными жильными месторождениями, до 28% — с контакгово-метасоматическими (скарновыми), 2-6% — с грейзеновыми и россыпными месторождениями. (месторождения Гуймэйшань, провинция Цзянси)Достаточно разнообразны в Китае и ресурсы нерудных полезных ископаемых: асбеста, графитов, фосфоритов, магнезита. Начальные суммарные извлекаемые ресурсы нефти Китая на суше оцениваются в 10-15 млрд. т, из которых около 4 млрд. т разведаны и более 1,3 млрд. т извлечены. . Самое крупное месторождение нефти Китая — Дацин, с извлекаемыми разведанными запасами 1,5 млрд. т.

источник

Государственный учет работ по геологическому изучению недр

Регулирование изучения и пользования недрами предполагает учет и государственную регистрацию работ, затрагивающих недра. В соответствии со ст. 28 Закона «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение. Согласно ст. 31 Закона «О недрах», баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются Федеральным агентством по недропользованию.

Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что «предлагает» природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. «Примирить» эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений

4) создание особо охраняемых геоло­гических территорий

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое научное, культурное, эстетическое значение, регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., изданным в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.

Суть данного направления заключается в том, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую, научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятни­ками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохран­ность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.

В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологиче­ских и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на со­ответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию (ст. 33 Закона РФ «О недрах») (хотя, неспециалисту весьма сложно отличить, например, отдельные палеонтологические находки от обрабо­танных природой кусков камня. Не менее сложная проблема и с иденти­фикацией археологических находок).

В целом задачи государственного регулирования отношений недропользованияопределены в ст. 35 Закона «О недрах». Приоритетное направление государственного регулирования отношений недропользования — обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Опираясь на эти задачи, органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают, принимают соответствующие нормативные правовые акты, способствующие наиболее полной реализации поставленных задач; осуществляют контроль и надзор за исполнением требований законодательства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9051 — | 7273 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Источники:
  • http://studref.com/380839/ekologiya/gosudarstvennyy_kadastr_mestorozhdeniy_proyavleniy_poleznyh_iskopaemyh_gosudarstvennyy_balans_zapasov_
  • http://environmental_law.academic.ru/146/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%81_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85
  • http://lektsia.com/5x4ea8.html
  • http://studopedia.ru/2_79900_gosudarstvenniy-balans-zapasov-poleznih-iskopaemih.html