Меню Рубрики

Государственный баланс запасов полезных ископаемых

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265
«Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27. ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616: 2009, N 1 ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31. ст. 4155; 2011, N 15. ст. 2018; N 15. ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572. ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009 N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минприроды России от 14.07.2009 N 207 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2009 г., регистрационный N 15353);

приказ Минприроды России от 19.05.2010 N 172 «О внесении изменения в Административный регламент Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 207» (зарегистрирован в Минюсте России 29 июня 2010 г., регистрационный N 17635).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Порядок
постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса
(утв. приказом Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265)

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, ст. 3420; N 30, ст. 3616; 2009. N 1 ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018; N 15, ст. 2025; N 30, ст. 4567, ст. 4570, ст. 4572, ст. 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22. ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009. N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251; N 31, ст. 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5149; 2012, N 7, ст. 865; N 11, ст. 1294; N 19, ст. 2440; N 28, ст. 3905; N 37, ст. 5001), Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2669; 2006, N 25, ст. 2723; 2008, N 22, ст. 2581, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009 N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 38, ст. 4489; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935), Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 215 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1110; 2005, N 33, ст. 3432; 2009, N 18, ст. 2248), Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 69 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 8, ст. 651; 2006, N 32, ст. 3570; 2007, N 5, ст. 663; 2009, N 18, ст. 2248), и определяет порядок и условия постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса.

2. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации «О недрах», с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее — Государственный баланс).

3. На основании статьи 31 Закона Российской Федерации «О недрах», Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Федеральное агентство по недропользованию (далее — Роснедра) осуществляет ведение Государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списание с Государственного баланса.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геологоразведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.

6. Запасы полезных ископаемых на Государственном балансе учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам Российской Федерации, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

7. Запасы полезных ископаемых учитываются:

за соответствующим пользователем недр — по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

за уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

8. На Государственном балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

9. Учету на государственном балансе подлежат:

1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

2) по нефти и конденсату геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных, и газовых месторождений — только извлекаемые запасы;

3) по подземным водам и лечебным грязям — балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) — запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;

5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе;

6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

7) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

10. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

11. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

12. Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях:

запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Государственным балансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ вносятся:

соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

соответствующим территориальным органом Роснедр — по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);

уполномоченным территориальным органом Роснедр — по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

Читайте также:  Отвар овса для чего полезен

13. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

14. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

15. Роснедра осуществляет составление Государственного баланса в установленном порядке на основании данных:

ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;

заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом;

территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

16. Роснедра подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации:

по твердым полезным ископаемым (кроме угля) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным;

по нефти, газу и углю — до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивает выпуск Государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Роснедра ведут государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный баланс запасов полезных ископаемых. Обеспечивают постановку указанных запасов на государственный баланс и их списание с него.

Утрачивает силу административный регламент исполнения Агентством этой функции.

Утвержден новый порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с него. Прежде данная процедура регулировалась упомянутым административным регламентом.

Основные отличия сводятся к следующему.

Уточняется, когда запасы учитываются за территориальными органами Роснедр. Предусмотрено, что исключением являются участки недр, предоставленные для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений, или разведки и добычи полезных ископаемых, или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии). Ранее исключением были участки, предоставленные для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

На государственном балансе учитываются в т. ч. запасы лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Ранее — в т. ч. запасы рассолов и поверхностной рапы, а также полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных породах, спецотвалах и других техногенных образованиях.

Изменения запасов полезных ископаемых учитываются в государственном балансе в срок не более 15 дней после получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, ежегодной государственной отчетности недропользователей. Ранее — с момента утверждения такого заключения.

Приказ Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265 «Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 декабря 2012 г. N 301

источник

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
«РОСНЕДРА»

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФОНД
«РОСГЕОЛФОНД»

ОТДЕЛ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАЛАНСА ЗАПАСОВ ТВЕРДЫХ ГОРЮЧИХ ИСКОПАЕМЫХ (ОГБЗ-ТГИ)

Государственный баланс полезных ископаемых полно и достоверно отражает количество, качество и движение запасов, их размещение степень промышленного освоения, добычу, потери, обеспеченность промышленности разведанными запасами.

В издаваемых выпусках и отчетных балансах :

отражается состояние и движение разведанных в недрах запасов и полезных ископаемых

дается их количественная и качественная характеристика, приводятся основные результаты геологоразведочных работ и технико-экономические показатели добывающих предприятий и обогатительных фабрик, данные о ресурсном потенциале

Государственный баланс является единственным официальным документом, обеспечивает высокую достоверность отражаемых сведений и оперативность их представления заинтересованным министерствам, ведомствам, предприятиям, ведомствам, предприятиям и организациям, что позволяет вести мониторинг запасов полезных ископаемых.

Отдел подготовки Государственного баланса запасов твердых горючих ископаемых (ОГБЗ-ТГИ) является структурным подразделением ФГУ НПП «Росгеолфонд» и осуществляет свою деятельность в целях обеспечения Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федерального агентства по недропользованию, других ведомств и организаций информацией о состоянии минерально-сырьевой базы угля, горючих сланцев, торфа и сапропеля.

Основные направления и задачами отдела

  • учет запасов и прогнозных ресурсов угля, горючих сланцев и торфа;
  • учет месторождений и проявлений угля, горючих сланцев, торфа и сапропеля;
  • анализ и обработка территориальной и ведомственной отчетной документации, в т.ч. отчетов организаций и предприятий по форме № 5-гр;
  • составление аналитических информационно-справочных материалов по геологическому изучению и использованию недр по углю, горючим сланцам, торфу и сапропелю.

ОГБЗ-ТГИ ежегодно составляет Государственный баланс запасов:

  • Выпуск 92. Сланцы горючие;
  • Выпуск 91. Уголь.
    • Том 1. Сводные данные;
    • Том 2. Центральный федеральный округ. Тверская, Смоленская, Калужская, Тульская, Рязанская области;
    • Том 3. Северо-Западный федеральный округ. Ненецкий АО, Республика Коми;
    • Том 4. Южный федеральный округ. Ростовская область, Карачаево-Черкесская Республика;
    • Том 5. Приволжский федеральный округ. Пермская область, Республика Башкортостан, Оренбургская область;
    • Том 6. Уральский федеральный округ. Ханты-Мансийский АО, Свердловская и Челябинская области;
    • Том 7. Сибирский федеральный округ.
      • Часть 1. Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай;
      • Часть 2. Таймырский АО, Красноярский край, Эвенкийский АО, Республики Хакасия и Тыва, Иркутская область, Усть-Ордынский Бурятский АО, Республика Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский АО;
    • Том 8. Дальневосточный федеральный округ. Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Чукотский АО, Камчатская область, Корякский АО, Амурская область, Хабаровский край, Еврейская АО, Приморский край, Са-халинская область.
  • Выпуск 96. Торф. Сводные данные.

    В 1998-2000 гг. отделом был составлен уникальный справочник «Сапропелевые ресурсы России» (сводный том и тома по субъектам РФ), содержащий сведения по более чем 10000 месторождений и проявлений сапропеля, который имеется в наличии. Преды-дущий подобный справочник был составлен Институтом «Гипроторфразведка» в 1964 г., в котором обобщены данные лишь по 578 месторождениям сапропеля.

    АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАЛАНСА ЗАПАСОЛВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

    Автоматизированный учет полезных ископаемых, составление и подготовка к изданию Государственного баланса запасов полезных ископаемых.

    • Формирование и ведение баз данных запасов полезных ископаемых России;
    • Технологическое обеспечение основных процессов выпуска Государственного баланса запасов полезных ископаемых;
    • Оперативное обеспечение информацией всех органов государственной и исполнительной власти о состоянии и движении разведанных запасов о результатах геологоразведочных работ и технико-экономических показателях добывающих предприятий, о ресурсном потенциале территорий, мониторинг запасов полезных ископаемых;
    • Подготовка аналитических и статистических данных для принятия управленческих решений;
    • Организация и ведение единых словарей;
    • Обеспечение взаимосвязей с данными паспортов ГКМ и лицензионных соглашений.

    Входная информация: составление балансов осуществляется на основе данных государственной отчетности предприятий, о состоянии и ежегодном изменении запасов. Государственная отчетность о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых и их использовании представляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения 5-гр., 6-гр., 70-тп., 71-тп. и др.

    Выходная информация: Государственный баланс запасов полезных ископаемых, нерегламентированная отчетность в виде справок по запросам.

    Система разрабатывается и ведется с 1990 года.

    Ежегодно Росгеолфондом совместно с ТГФ подготавливаются 90 выпусков баланса запасов по 135 видам минерального сырья.

    Государственный баланс запасов (ГБЗ) угля, горючих сланцев и торфа распространяется согласно разнарядке на рассылку томов и частей, которая составляется Росгеолфондом и утверждается Федеральным агентством по недропользованию. Ведомства и организации, не включенные в список, могут получить ГБЗ согласно их заявкам и разрешению Федерального агентства..

    По вопросам предоставления информации в отношении ГБЗ и упомянутого справочника можно обращаться к Трушину Василию Николаевичу тел. (499) 259-40-36;

    по вопросам составления аналитических справок — к И.O. начальника ОГБЗ-ТГИ Рябкову Александру Борисовичу тел. (499) 259-66-24 или непосредственно в отдел тел. (499) 259-66-15.

    источник

    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

    Данная функция управления осуществляется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и т. д.

    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения, геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

    Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст. 31 Закона). В нем содержатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40. Классификация обязательна для всех недропользователей (юридических и физических лиц) на территории Российской Федерации при разведке и разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Классификация определяет единые для всей страны принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению.

    Так, государственному учету подлежат выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой. Запасы подсчитываются и учитываются, а прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного использования. Подсчет проводится по месторождениям (участкам) на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений, а также по результатам геологосъемочных, геофизических и геохимических работ. Запасы полезных ископаемых подсчитываются в недрах в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, подтвержденными государственной экспертизой, без поправок на потери и разубоживание при добыче, обогащении и переработке концентратов.

    В комплексных месторождениях подлежат обязательному подсчету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, целесообразность промышленного использования которых определена кондициями для подсчета запасов. Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки, требований государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Одновременно определяется содержание попутных ценных, токсичных и вредных компонентов. Подсчет и учет запасов, а также оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых производится в единицах массы или объема. Запасы полезных ископаемых разрабатываемых, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке и разведываемых месторождений, а также запасы резервных разведанных и резервных оцененных месторождений подлежат раздельному государственному учету.

    Степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются на несколько групп. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий А, В,

    К первой группе относятся месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже — со средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися равномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории А.

    Вторая группа — месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивой мощностью и внутренним строением и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солеи и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий В, С1

    Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием и с очень неравномерным распределением основных ценных компонентов относятся к третьей группе. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.

    Читайте также:  Чем полезно соленое море

    К четвертой группе относятся месторождения (участки) с мелкими, реже со средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, с крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.

    При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств орудненения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

    Месторождения полезных ископаемых по степени их изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горно-технические условия разработки изучены с полнотой, достаточной для техникоэкономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на их базе горнодобывающего предприятия.

    Разведанные месторождения по степени изученности должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, должна быть обеспечена возможность классификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения. Во-вторых, состав и технологические свойства полезных ископаемых должны быть детально изучены. Это необходимо для того, чтобы обеспечить получение данных, требуемых для проектирования рациональной технологии переработки запасов с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, а также определить направления использования отходов производства или оптимальный вариант их складирования либо захоронения. В-третьих, запасы других совместно залегающих полезных ископаемых, включая породы вскрыши и подземные воды, с содержащимися в них компонентами, отнесенные на основании кондиций к балансовым, должны быть изучены и оценены в степени, достаточной для определения их количества и возможных направлений использования и др.

    К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. К этому виду месторождений предъявляются следующие требования. Во-первых, должна обеспечиваться возможность квалификации всех или большей части запасов по категории С2; состав и технологические свойства полезного ископаемого должны быть оценены с полнотой, необходимой для выбора технологической схемы переработки, обеспечивающей рациональное и комплексное использование полезного ископаемого. Во-вторых, гидрогеологические, инженерно-геологические, горно-геологические и другие природные условия должны быть изучены с полнотой, позволяющей предварительно охарактеризовать их основные показатели и др.

    Запасы категории А выделяются на участках разведываемых месторождений первой группы сложности. На участках детализации разведываемых месторождений первой и второй групп выделяются запасы категории В. Запасы категории С1 составляют основную часть запасов разведываемых месторождений первой, второй и третьей групп, а также выделяются на участках детализации месторождений четвертой группы сложности. Запасы категории С2 выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях четвертой группы составляют основную часть запасов.

    Запасы комплексных руд и содержащихся в них основных компонентов подсчитываются по одним и тем же категориям. Запасы попутных компонентов, имеющих промышленное значение, подсчитываются и оцениваются по категориям в соответствии со степенью их изученности, с характером распределения и формами нахождения. 11рогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на категории Р1, Р2 и РЗ.

    Прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность выявления новых рудных тел полезного ископаемого на разведанных и разведываемых месторождениях. Прогнозные ресурсы категории Р2 учитывают возможность обнаружения в бассейне, рудном районе, узле или поле новых месторождений полезных ископаемых. Предполагаемое наличие таких месторождений основывается на положительной оценке выявленных проявлений полезного ископаемого при крупномасштабной геологической съемке и поисковых работах. Прогнозные ресурсы оцениваются до глубин, доступных для эксплуатации при современном и возможном в ближайшей перспективе уровне техники и технологии разработки месторождений.

    Прогнозные ресурсы категории РЗ учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого при средне- и мелкомасштабном региональном геологическом изучении недр, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований.

    Запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

    Балансовые запасы подразделяются на две группы: запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды; запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при специальной поддержке недропользователя со стороны государства в виде налоговых льгот, субсидии и т. п.

    Забалансовые запасы также подразделяются на две группы. К первой относятся запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам. Ко второй группе относятся запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки. Использование запасов этой группы в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или технического прогресса, обеспечивающего снижение издержек производства. Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

    Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.

    Приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 утверждена Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Классификация устанавливает единые для страны принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

    Под эксплуатационными запасами подземных вод понимается такой объем этих вод, который может быть получен на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотреб- ления с учетом природоохранных требований. Под прогнозными ресурсами понимается объем подземных вод определенного качества и целевого назначения, который может быть получен в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности их использования.

    Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, а пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов

    (в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод. По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидро- терм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

    Эксплуатационные запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому типу подземных вод (питьевые, технические, лечебные минеральные, теплоэнергетические, включая пароводяные смеси, промышленные) и направлениям их возможного промышленного использования по данным проведенных на месторождениях гидрогеологических поисково-оценочных и разведочных работ или по опыту эксплуатации действующих водозаборных сооружений на выявленных, осваиваемых либо уже освоенных месторождениях.

    Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются на основе общих гидрогеологических представлений, региональных исследований, обобщения и интерпретации имеющихся материалов.

    Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы дренажных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также с использованием недр в других целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе и государственному учету. Эти процедуры проводятся для того, чтобы определить возможность их дальнейшего использования, необходимость сброса этих вод и оценить их влияние на окружающую природную среду.

    Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования, а также с требованиями водопотребляющих организаций. Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения. Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод проводится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

    Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления госу-

    дарственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (ст. 31 Закона о недрах).

    Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 215 [1] .

    Приказом Минприроды России от 9 июля 1997 г. № 122 было утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов. Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в нашей стране. Требования Положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

    Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с Законом РФ “О недрах” с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и ее субъектов по важнейшим видам полезных ископаемых. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, который готовится территориальным органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов

    Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении к названному Положению.

    Государственный и территориальные балансы запасов составляются на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с названным выше Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность пре дета вляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения.

    Балансы запасов должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются Минприроды России.

    Балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Рос- геолфондом) и территориальными фондами геологической информации Минприроды России в субъектах Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к указанному выше Положению.

    В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Минприроды России, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы А и В.

    Читайте также:  Что можно полезного приготовить из кабачков

    По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

    Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Федерации и России в целом.

    Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, в спецотвалах и других техногенных образованиях. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом Минприроды России.

    Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений. Основанием для этого являются заключения и протоколы ГКЗ (ЦКЗ) и ТКЗ с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и I КЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов, а также для последующего их хранения.

    Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов, утвержденных органами Минприроды России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Минприроды России и Госгортехнадзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, № 28.

    В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр; потерь при добыче в недрах; добычи из недр и складирования в спецотвалы; прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); утраты промышленного значения по техникоэкономическим и горно-геологическим причинам; неподтвержде- ния запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

    Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются непосредственно за недропользователем по участкам, на которые выданы в установленном порядке лицензии, или за территориальным органом управления государственным фондом недр по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

    Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых. Формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации Минприроды России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Федерации.

    У чету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы. Постановке на государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы и запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

    Российский федеральный фонд геологической информации (Рос- геолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых. I ерриториаль- иые фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности и до 25 апреля представляют их Росгеолфонду. Последний ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и Минприроды России сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Кроме того, издания государственного баланса направляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере использования и охраны недр.

    Рос геолфонд направляет территориальным фондам геологической информации часть изданного государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации, а также заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых. Согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации территориальные фонды в свою очередь вносят соответствующие изменения в территориальные балансы запасов, сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

    Порядок государственного учета и государственной регистрации работ по недропользованию регулируется ст. 28 Закона РФ “О недрах”. Эта деятельность тесно связана с ведением государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

    В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением 11равительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 (п. 22), Министерство осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на

    пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая 1

    источник

    Государственный учет работ по геологическому изучению недр

    Регулирование изучения и пользования недрами предполагает учет и государственную регистрацию работ, затрагивающих недра. В соответствии со ст. 28 Закона «О недрах» государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

    Государственный баланс запасов полезных ископаемых является обобщением некоторых данных, содержащихся в Государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых (ст. 30 Закона). Но, в отличие от Кадастра, он включает только те месторождения, выявленные запасы полезных ископаемых которых позволяют считать их имеющими промышленное значение. Согласно ст. 31 Закона «О недрах», баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются Федеральным агентством по недропользованию.

    Подобно Государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых Госбаланс запасов полезных ископаемых должен служить для планирования дальнейшего изучения недр. Разница между этими системами документов заключается в том, что в Кадастре фиксируется в основном то, что «предлагает» природа, а данные Госбаланса направлены скорее на выявление тех видов сырья, разведанных запасов которых недостаточно и поиск которых оправдан с позиции спроса на них отраслей народного хозяйства. Поэтому не исключено, что перспективные месторождения с точки зрения Госкадастра могут оказаться маловостребованными с позиции Госбаланса и наоборот. «Примирить» эти позиции могут только экономические расчеты и экологические прогнозы, в которых учитываются как ценность отдельных видов сырья для народного хозяйства, так и производственные особенности разработки отдельных месторождений

    4) создание особо охраняемых геоло­гических территорий

    Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных объектов, достопримечательностей, имеющих особое научное, культурное, эстетическое значение, регулируются Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., изданным в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов.

    Суть данного направления заключается в том, что редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую, научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памятни­ками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохран­ность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.

    В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологиче­ских и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на со­ответствующем участке и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию (ст. 33 Закона РФ «О недрах») (хотя, неспециалисту весьма сложно отличить, например, отдельные палеонтологические находки от обрабо­танных природой кусков камня. Не менее сложная проблема и с иденти­фикацией археологических находок).

    В целом задачи государственного регулирования отношений недропользованияопределены в ст. 35 Закона «О недрах». Приоритетное направление государственного регулирования отношений недропользования — обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

    Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

    В задачи государственного регулирования входят:

    определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

    обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

    обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

    установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

    введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

    установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

    Опираясь на эти задачи, органы законодательной и исполнительной власти разрабатывают, принимают соответствующие нормативные правовые акты, способствующие наиболее полной реализации поставленных задач; осуществляют контроль и надзор за исполнением требований законодательства.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8105 — | 7779 — или читать все.

    193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    источник

  • Источники:
    • http://old.rfgf.ru/1-2-41.htm
    • http://studref.com/380839/ekologiya/gosudarstvennyy_kadastr_mestorozhdeniy_proyavleniy_poleznyh_iskopaemyh_gosudarstvennyy_balans_zapasov_
    • http://studopedia.ru/2_79900_gosudarstvenniy-balans-zapasov-poleznih-iskopaemih.html