Меню Рубрики

Используя карты атласа определите какими видами полезных ископаемых об

Содержание: Состав, политическая карта Зарубежной Азии, субрегионы, политико-экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал.

Учебно-воспитательные цели урока:

  1. Выявить типологические черты стран Зарубежной Азии, показать экономическую и социальную отсталость некоторых стран.
  2. Формировать знания о политической карте Зарубежной Азии.
  3. Дать хозяйственную оценку природным ресурсам и природным условиям, показать особую роль природно-ресурсного фактора в экономическом и социальном развитии стран.
  4. Продолжать формировать умения работать с картами и таблицами, составлять развёрнутый план изучаемого материала в процессе проведения занятий.

Средства Обучения: Политическая карта Азии, карта полезных ископаемых мира, географические атласы для 10 класса, хрестоматия по экономической и социальной географии мира, учебное пособие по географии.

  • определение готовности учащихся к уроку и конспектированию материала
  • постановка целей и задач урока.

Конспект учащихся должен включать следующие характерные черты стран Зарубежной Азии:

1. Отличительные особенности стран Зарубежной Азии:

  1. Территория – 27,7млн.кв.км (уступает только Африке)
  2. Население-3,75 млрд. человек (превосходит все другие регионы)
  3. На политической карте Зарубежной Азии – 38 суверенных государств( многие из них относятся к древнейшим в мире)
  4. Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества, родин земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.
  5. Почти все страны относятся к числу развивающихся.
  6. В составе Зарубежной Азии выделяют четыре субрегиона:
    • Центральная и Восточная Азия
    • Юго-Восточная Азия
    • Южная Азия
    • Юго-Западная Азия.

Практическое задание 1: Выделить основных стран представителей субрегионов Зарубежной Азии. (Работа выполняется в виде таблицы, и имеет следующий вид)

Субрегионы Зарубежной Азии

Центральная и Восточная Азия Юго-Восточная Азия Южная Азия Юго-Западная Азия

2. Общая характеристика стран: территория, границы, положение.

  1. Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км.
  2. Две страны – Китай и Индия относятся к странам –гигантам, большинство остальных – к довольно крупным странам (Турция, Монголия, Казахстан и др.), есть микрогосударства (Сингапур).
  3. Границы проходят по хорошо выраженным границам (горам и рекам)
  4. Экономико-географическое положение характеризуется тремя главными чертами:
    • во-первых, это соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из четырёх субрегионов Азии
    • во-вторых, это приморское положение большинства стран, обеспечивающих выход к морям 3-х океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути
    • в третьих, это глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно.

3. Политическая карта зарубежной Азии:

  1. претерпела большие изменения за последнее время
  2. перед второй мировой войной в колониях и полуколониях жило 90% её населения
  3. в настоящее время почт все страны региона – суверенные государства
  4. На Ближнем Востоке ещё не решена проблема палестинского государства, Корея разделена демаркационной линией на КНДР и Республику Корея, существуют территориальные споры между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном, Японией и Россией.
  5. в Зарубежной Азии представлены и республики, и монархии, и унитарные, и федеративные государства

Практическое задание 2: Используя «визитную карточку» стран на форзаце учебника конкретизируйте характеристику их государственного строя. Работа выполняется в виде таблицы.

Государственный строй стран Зарубежной Азии

Форма правления Форма административно-территориального устройства
Республики Монархии Унитарные государства Федеративные государства
Конституционные Абсолютные

4. Природные условия и ресурсы:

  1. В Целом минеральные региона создают базу для развития тяжёлой промышленности, и отличается большим разнообразием.
  2. Основные бассейны каменного угля, железных и марганцевых руд сосредоточены в Китайской и Индостанской платформах.
  3. В горных странах сосредоточены руды цветных и редких металлов.
  4. Главное богатство региона – нефть, которая во многом определяет его роль в международном географическом разделении труда. Запасы нефти сосредоточены в странах Юго-Западной Азии (Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране).

Практическое задание 3: Используя карты атласа, определите какими видами полезных ископаемых обладают страны Зарубежной Азии. Класс делится на четыре группы, «поручив» каждой из них один из субрегионов. Задание выполняется в виде составления таблицы и имеет примерно следующий вид (для субрегиона Юго-Западная Азия)

Страны Виды полезных ископаемых
Турция
Иран
Ирак
Сирия
Иордания
Саудовская Аравия
Кувейт
ОАЭ

Вывод: в большинстве стран субрегиона состав полезных ископаемых отличается сильно выраженной «некомплектностью». Исключение составляют лишь Турция и Иран.

5. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства очень разнообразны. Тем не менее для большинства стран существует две главные проблемы:

  • во-первых, это проблема недостатка земельных ресурсов (наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств). Низкая обеспеченность пашней из расчёта на душу населения в странах региона и составляет всего 0,1-0,2 га.
  • во-вторых, это проблема рационального использования агроклиматических ресурсов(запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений почти круглый год, а ресурсы влаги распределены крайне неравномерно). Многие страны используют искусственное орошение полей. Здесь находится ¾ орошаемых земель мира.

Домашнее задание:

  1. §1 стр. 223.
  2. Подготовить материал для презентаций стран Зарубежной Азии.
  3. Составить кроссворд по странам Зарубежной Азии.

источник

1. Заполните пропуски в предложениях с помощью учебника: Зарубежная Азия занимает огромную территорию на материке Евразия, около 30 млн. км2.

На политической карте региона расположено около 40 государств. Зарубежная Азия размещается

в 5 климатических областях. Зарубежная Азия обладает крупнейшими мировыми запасами полезных ископаемых.

Зарубежная Азия густозаселённый регион. Здесь проживает 60 % населения планеты. Этнический состав населения

Около 1/3 населения говорит на языках китайско-тибетской семьи, 60% населения проживает в сельской местности. Экономически наиболее развитые государства зарубежной Азии — Китай и Япония

К новым индустриальным странам относят Сингапур, Таиланд, Республика Корея, Малайзия, Индонезия.

Экономически наименее развитые страны зарубежной Азии — Афганистан, Лаос, Камбоджа.

В зарубежной Азии выделяют следующие регионы:

Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральна Азия, Восточная Азия.

2. Используя карты атласа и текст § 16—21 учебника, составьте таблицу обеспеченности крупных регионов зарубежной Азии полезными ископаемыми. Какие выводы вы можете сделать, проанализировав таблицу?

3. По карте атласа «Народы» определите, народы каких языковых семей населяют крупные регионы зарубежной Азии.

Анализируя карту “Языковые семьи и народы мира”, можно определить, что население Азии относится к нескольким крупным языковым семьям: Юго-Западная часть к афразийской семье, её представляют арабы и индоевропейской семье, которую представляют курды, персы, афганцы и самый многочисленный народ хиндустанцы. Население Центральной Азии и частично Восточной относится к алтайской семье – это уйгуры, монголы, корейцы и японцы. На востоке региона проживают представители сино-тибетской семьи- это тибетцы и китайцы. Юго-Восточную Азию населяют вьеты (австроазиатская семья) , лао (паратайская семья) , яванцы (австронезийская семья) . В Индии, кроме хиндустанцев, на юге страны проживают тамилы, относящиеся к дравидийской семье. На основе данной характеристики можно сделать вывод, что этнический состав населения Зарубежной Азии очень сложный т. к. население относится ко многим языковым семьям. Для примера, население Европы, в основном, относится к индоевропейской семье.

4. Заполните таблицу по Китаю.

5. С помощью рисунка 28 и текста учебника, а также карт атласа заполните таблицу.

6. На основе заполненной таблицы к заданию 5 укажите особенности территориальной структуры хозяйства Китая.

Восточная зона в экономическом отношении наиболее развита. Здесь находятся большинство промышленных центров и узлов, многие сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали, все морские порты. В Центральной зоне преобладает добыча сырья, производство топлива, электроэнергии, химических продуктов, полуфабрикатов, продовольствия. В Западной зоне предпочтение имеет животноводство, переработка минерального сырья. Одна из проблем страны — стирание различий в уровнях социально-экономического развития между Восточным и континентальным Китаем.

7. Составьте схему «Экономика Китая».

8. Заполните таблицу.

9. Оцените экономико-географическое положение Японии, заполнив таблицу. Сделайте вывод.

10. Рассмотрите рисунок 29 в учебнике. Выясните, откуда поступают ресурсы в Японию.

Ресурсы в Японию поступают морским путем со всего света. Каменный уголь из США и Австралии, бокситы из Гайаны и Австралии, нефть с Ближнего Востока, железо из Австралии, медь из Канады

11. Составьте схему «Транспорт Японии». Каких видов транспорта не будет на схеме?

В Японии не развит речной и трубопроводный транспорт так как нет крупных рек и месторождений нефти.

12. Заполните таблицу.

13. Укажите особенности ЭГП региона Юго-Восточная Азия.

В состав региона входит 11 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Восточный Тимор, Таиланд, Филиппины. Регион расположен на территории полуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Регион соединяет Евразию с Австралией и является границей между бассейнами Тихого и Индийского океанов. Через страны Юго-Восточной Азии пролегают важные воздушные и морские пути.

14. С помощью текста учебника назовите характерные черты экономики стран Юго-Восточной Азии.

Интенсивное расслоение, переход одних стран в разряд новых индустриальных, в других же по-прежнему преобладает сельское хозяйство, и добывающая промышленность.

15. В чём особенности сельского хозяйства стран Юго-Восточной Азии?

Сельское хозяйство — основная отрасль экономики стран Юго-Восточной Азии. В нем занято до 80% всего населения.За время своего господства иностранный капитал превратил страны Юго-Восточной Азии в производителей с.-х. сырья. Плантационные культуры (каучук, табак, чай, сахарный тростник, кофе, кокосовая пальма и др.), насильственно внедрявшиеся колонизаторами, вытеснили (главным образом в Малайе, Индонезии и на Филиппинах) традиционные посевы риса и др. зерновых, а также овощей, составляющих основу продовольственного рациона населения. Сокращение сбора зерновых привело к хронической нехватке продовольствия. В 1960/61 не был достигнут даже довоенный уровень производства продовольствия на душу населения. В импорте всех стран Юго-Восточной Азии на долю продовольствия приходится 10-15%, а в отдельные неурожайные годы — 25% и больше.

16. Укажите основные этапы формирования политической карты Южной Азии.

В конце 19 — начале 20 в. Индия стала объектом приложения английского капитала, усилилось развитие индийского капитализма. В кон. 19 в. национально-освободительное движение возглавила партия Индии национальный конгресс. Создание массовых общественно-политических организаций, кампании гражданского неповиновения, проводившиеся Индийским национальным конгрессом под руководством его лидера М. Ганди, ослабили позиции колониальных властей. После 2-й мировой войны английское правительство вынуждено было предоставить Индии права доминиона, разделив страну (1947) на 2 части — Индийский Союз (с преобладающим индуистским населением) и Пакистан (с преобладающим мусульманским населением). Пришедшее к власти в Индийском Союзе правительство Индийского национального конгресса провозгласило 15 августа 1947 года независимость Индии.

В 19 в. территория Пакистана захвачена английскими колонизаторами и включена в Британскую Индию. В 1947 образовалось государство Пакистан, в которое вошли северо-восточные (Вост. Бенгалия) и северо-западные (Синд, Пенджаб, Белуджистан, Сев.-Зап. Пограничная пров. и др.) районы Индостана с мусульманским большинством населения. В 1965 и 1971 Пакистан находился в состоянии вооруженного конфликта с Индией. В 1971 на территории Вост. Пакистана образовалось государство Бангладеш.

До 1968 Мальдивы — султанат. В 1887 над островами был установлен британский протекторат. В 1965 они получили государственную независимость. В 1968 провозглашена республика.

С 19 в. по 1947 Бутан — английский протекторат. В 1949 король Бутана заключил с Индией договор об особых отношениях между двумя странами.

В 1919 правительство Амануллы-хана провозгласило независимость Афганистана. Война Великобритании против Афганистана (май — июнь 1919) окончилась победой Афганистана.

17. Дайте оценку экономико-географического положения Индии.

Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. В ее состав также входят Лаккадивские острова в Аравийском море, Андамаские и Никобарские в Бенгальском заливе. Индия граничит с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой. Максимальная протяженность Индии — с севера на юг — 3200 км, с запада на восток — 2700 км. Полезные ископаемые Индии значительны и разнообразны. Основные залежи расположены на северо-востоке страны. Здесь находятся крупнейшие железорудные, каменноугольные бассейны, месторождения марганцевой руды; это создает благоприятные условия для развития отраслей тяжелой промышленности. Однако перед страной стоит проблема перенаселения, что существенно ухудшает социальное благополучие.

18. В § 20 учебника говорится о стремительном росте населения Индии. Изобразите в виде схемы последствия продолжающегося демографического бума.

19. В чём особенности развития экономики стран Южной Азии?

Страны Южной Азии в основном заняты в таких производствах и видах промышленности как пищевая и текстильная, кроме того, в некоторых государствах развиты отдельные добывающие отрасли промышленности. В большой мере экономика государств Южной Азии зависит от активной торговли с партнерами из других азиатских регионов и Европы. Отдельным пунктом в экономике всех стран Южной Азии проходит графа «туризм» . Во всех странах этого региона туристическая инфраструктура хорошо развита, поскольку эта отрасль привлекает значительные объемы инвестиций в страны Южной Азии

20. В начале XXI в. в структуре ВВП Индии на промышленность приходилось 30%, на сельское хозяйство — 31%, на сферу услуг — 39%. В структуре промышленного производства удельный вес текстильной и пищевой промышленности составлял соответственно 17 и 11%, нефтяной и угольной — 16%, чёрной и цветной металлургии — 14%, машиностроения — 12%. Постройте на основе этих данных круговую диаграмму. Прокомментируйте её.

В Индии все отрасли экономики имеют приблизительно одинаковую занятость

21. На контурной карте обозначьте регионы, которые входят в зарубежную Азию.

22. Полезные ископемые Азии.

Условные обозначения 1 — нефть,2 — газ,3 — уголь,4 — железная руда, 5 — марганец, 6 — титан, 7 — хром, 8 — алюминий, 9 — кобальт,10 — медь,11 — никель,12 — олово,13 — свинец,14 — цинк,15 — бериллий,16 — вольфрам,17 — редкие металлы,18 — ртуть,19 — сурьма,20 — уран,21 циркон,22 — бор,23 — бром,24 — графит,25 — магнезит,26 — сера,27 — слюда,28 — соль,29 — фосфориты,30 — алмазы,31 — драгоценные камни,32 — область архейской и протерозойской складчатости,33 — область позднекембрийской и раннепалеозойской складчатости,34 — платформенный чехол,35 — областьпалеозойской складчатости,36 — областьмезозойской складчатости,37 — область кайнозойской складчатости, 38 — краевые прогибы

23. В каком регионе Азии (стране) их наибольшее количество городов миллионеров?

Наибольшее количество городов миллионеров находится в Китае, Индии и Японии.

Читайте также:  Картинки еда полезная и вредная

24. Сравните выделенные в учебнике на с. 84 экономические зоны Китая по показателям, указанным в таблице.

25. Приведите доказательства того, что Китай — динамически развивающаяся страна мира.

Китай имеет один из самых высоких показателей роста ВВП. Трудовые ресурсы китая поистине безграничны, очень многие ведущие мировые корпорации имеют свои основные производственные мощности именно в Китае, что обеспечивает беспрецедентный уровень занятости населения

26. Современная транспортная система Японии является одной из наиболее высокоразвитых в мире. Докажите этот тезис.

Отличительной чертой транспортной системы Японии, по сравнению с другими странами, является большая степень зависимости от железных дорог. Железнодорожным транспортом осуществляется более 52 % общих пассажирских и грузовых перевозок (на конец 1992 г.). Кроме того, сегодня железнодорожный транспорт находится в начале качественно нового этапа развития. Последовательно проводятся расширение и модернизация дорожной сети, увеличиваются объемы использования поездов на магнитной подушке, быстрыми темпами растет компьютеризация подвижного состава, удалось добиться сокращения времени перевозок (особенно пассажирских) за счет разветвления сети сверхскоростных магистралей. Специальные планы развития городского транспорта предусматривают также сокращение расходов на содержание городского железнодорожного транспорта за счет создания дополнительных магистралей и переноса части пассажиропотока на автобусные линии и метро. Кроме Токио, метро также существует и в 8 других городах Японии, включая Осака и Нагоя.

27. Предложите туристический маршрут по Индии. Чем ваш маршрут будет интересен? Свои доводы аргументируйте.

При поездке в Индию обязательно нужно посетить Тадж-Махал , Золотой храм Хармандир-Сахиб, Колодец Чанд Баори – памятники архитектуры, прекрасное место для всех туристов остров Гоа, , и город Мумбаи- центр смешения многих культур Индии.

28. Установите соответствие: Страна

A) 2,03 млн км2; Б) 9,6 млн км2;

B) 3,3 млн км2; Г) 1,6 млн км2.

29. Назовите государства, обозначенные на рисунке 8 цифрами:

Ответ 1.Вьетнам, 2.Лаос, 3.Таиланд, 4-5 Малайзия.

30. Китай лидер по производству:

31. К новым индустриальным странам не относится:

1) Сингапур; 4) Республика Корея;

32. Отраслью специализации Японии не является:

33. Установите соответствие:

1) центр автомобилестроения Японии; А) Кобе;

2) крупнейший порт Японии; Б) Нагоя;

3) коренные жители Японии; В) Токайдо;

4) мегалополис Японии Г) айны.

34. О какой стране идёт речь, если в структуре её ВВП на долю промышленности приходится 35%, сферы услуг — 63%, сельского хозяйства — 2%?

35. Установите соответствие:

1) мировые экспортёры каучука;

A) Бруней; Б) Филиппины; B)Малайзия, Индонезия; Г) Сингапур.

36. Какие городские агломерации не относятся к Южной Азии?

источник

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. Задание 1.С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Азии на форзаце учебника

Задание 1.С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Азии на форзаце учебника конкретизируйте характери­стику их государственного строя. Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной дру­гой части мира не сохранилось столько абсолютных монархий, сколько в зарубежной Азии. Нанесите рес­публики и монархии на контурную карту. Обозначьте на ней федеративные государства. Используйте также таблицу 2 «Приложений».

Дополни-Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту

тельное за-страны зарубежной Азии, получившие политическую независимость после

дание (ус- Второй мировой войны. Проставьте даты получения независимо­сти и ложненное).сравнитепо ним страны четырех субрегионов.

Задание 2.Используя карты атласа, определите, какими видами полезных ископаемых обладают страны зарубежной Азии. Распределите их по главным странам и сделай­те выводы о «комплектности» и «некомплектности» со­става их минеральных ресурсов. Приведите примеры территориальных сочетаний этих ресурсов. Используй­те также таблицы 3, 4 и 5 в «Приложениях».

Задание 3.На основе текста учебника, физической карты зарубежной Азии, а также карт земельных, водных и агро­климатических ресурсов мира в атласе и таблицы 6 в «Приложениях» дайте характеристику природных усло­вий для развития сельского хозяйства зарубежной Азии. Примените типовой план характеристики природных условий для развития сельского хозяйства страны (региона) на с. 272. Используйте также знания, полу­ченные при изучении географии материков и океанов в 7 классе.

Задание 4.По карте народов мира в атласе определите, к каким главным языковым семьям относится население Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, представля­ющие отдельные семьи.

Задание 5.Дополните характеристику населения зарубежной Азии цифрами и фактами, содержащимися на рисунках 17, 18 и в таблицах 2 и 3 учебника, а также на кар­тах атласа и в таблицах 11—17 «Приложений».

Задание 6.По экономической карте Юго-Западной Азии в атласе и рисунку 61 учебника охарактеризуйте размеще­ние нефтяной промышленности в этом субрегионе. На­зовите главные нефтяные месторождения, центры пере­работки нефти, нефтепроводы, морские порты, через которые экспортируется нефть.

Задание 7.По карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта страна имеет сухопутные границы. Сравните ее по числу стран-соседей с Россией.

Задание 8.Используя текст учебника, «визитную карточку» на его форзаце, рисунки учебника, таблицу в «Приложе­ниях» и карты атласа, дайте характеристику населения Китая. Изложите основные факты, сделайте выводы. Примените типовой план характеристики населения страны (региона) на с. 272.

Дополни-Используя следующий топонимический словарик, «расшифруйте» названия

тельное за-некоторых провинций Китая, обозначенных на рисунке 65: «бэй» — север, дание (для «нань» — юг, «дун» — восток, «си» — запад, «шань» — гора, «юань» и «нин»

удовольствия).— равнина, «хэ» и «цзян» — река, «ху» — озеро, «юнь» — облако.

Например: «Хэбэй» — «к северу от реки» (Хуанхэ).

Задание 9.Используя рисунки и таблицы части I учебника, а также таблицу 23 в «Приложениях», составьте табли­цу-диаграмму по Китаю по образцу рисунка 59, отно­сящегося к Японии.

Задание 10.Используя карты атласа, приведите примеры наиболее крупных промышленных центров, представляющих главные отрасли тяжелой промышленности Китая.

Дополни-Нанесите эти центры на контурную карту. Подумайте над причинами их

тельное задание (ус­ложненное).возникновения.

Задание 11.Пользуясь агроклиматической картой мира и экономической картой Центральной и Восточной Азии в атласе, определите:

1) в пределах каких агроклиматических поясов распо­ложена территория Китая; 2) какие сельскохозяйствен­ные культуры для него характерны; 3) где находятся главные районы их выращивания. Попробуйте назвать главные причины такой их специализации.

Дополни-Нанесите на контурную карту главные районы возделывания риса, пшеницы

тельное задание (усложненное). и чая в Китае. Объясните их размещение.

Задание 12.Используя текст учебника, рисунок 65 и карты атласа, дайте сравнительную характеристику трех эконо­мических зон Китая.

Дополни-Представьте, что вы являетесь экскурсоводом и вам поручено провести

тельное за-экскурсию по центру Пекина. Пользуясь текстом учебника, планом Пекина в дание (для атласе и дополнительными источниками информации, подготовьте

удовольствия).материал для такой экскурсии и «проведите» ее со своими товарищами.

Задание 13.Используя текст учебника, политическую карту мира и экономическую карту Японии в атласе, охаракте­ризуйте ЭГП Японии. Примените типовой план харак­теристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Дополни-Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также картами атласа, дайте

тельное за- сравнительную характеристику ЭГП Японии и Великобритании; определите дание (усложненное).черты сходства и различия.

Задание 14. С помощью текста учебника и рисунка 69 дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Используя рисунки темы 5, охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.

Задание 15.Используя текст учебника и рисунки 70 и 72, дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Япо­нии. С помощью экономической карты Японии в ат­ласе конкретизируйте следующие положения учебника: 1) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, метал­лургических, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»; 2) «В его пределах находятся и многие главные районы интен­сивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты».

Задание 16. Обычный туристский маршрут по Японии включает Токио, Осаку, Киото,

(творчес-Хиросиму. Но он не дает полного представления об этой стране. Используя

кое!). текст и рисунки учебника, а также дополнительные источники информации, составьте такой маршрут, который пока­зывал бы оба лица Японии.

Задание 17. Используя текст учебника, рисунок 74, таблицы 14, 16, 17 в «Приложениях» и карту народов Индии в ат­ласе, дайте характеристику населения Индии. Назови­те города-«миллионеры». Рассчитайте показатель сред­ней плотности населения в 1951, 1981, 1991 и 2001 гг. Сравните полученные данные и объясните, о чем они свидетельствуют.

Задание 18. Используя текст учебника, физическую карту Азии и экономическую карту Южной и Юго-Восточной Азии в атласе, дайте характеристику сельского хозяйства Ин­дии. Примените типовой план характеристики сельско­го хозяйства страны (региона) на с. 242.

Дополни-Пользуясь картой в атласе, нанесите на контурную карту ареалы возделыва-

тельное за- ния риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. дание (ус-Определите, какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии

ложненное).представлены в Индии.

Задание 19.Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и выберите из

(творче-них все относящееся к Австралии. Используйте карты атласа по Австралии

ское!).и таблицы «Приложений». На основе этих материалов до­полните краткую социально-экономическую характери­стику этой страны, данную в учебнике.

Задание 20. 1. (Работа в тетради.) Составьте логический конспект одного из

(итоговое). параграфов темы 7.

2. (Работа на контурной карте.) Используя текст и рисунки учебника, составьте картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продук­ции горнодобывающей, обрабатывающей промышлен­ности и сельского хозяйства.

3. Выберите одну из стран зарубежной Азии, кото­рую вы хотели бы посетить. Подберите интересный ма­териал по этой стране. Опишите ее — как будто по личным впечатлениям.

4. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении темы 7.

5. Пользуясь рисунком 73 учебника, дайте описание осушенного прибрежного участка моря в Японии.

источник

Подробное решение раздел Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона) по географии тренажер для учащихся 10 класса, авторов Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина 2016

  • Гдз по Географии за 10 класс можно найти тут

1. Заполните пропуски в предложениях с помощью учебника: Зарубежная Азия занимает огромную территорию на материке Евразия, около 30 млн. км2.

На политической карте региона расположено около 40 государств. Зарубежная Азия размещается

в 5 климатических областях. Зарубежная Азия обладает крупнейшими мировыми запасами полезных ископаемых.

Зарубежная Азия густозаселённый регион. Здесь проживает 60 % населения планеты. Этнический состав населения

Около 1/3 населения говорит на языках китайско-тибетской семьи, 60% населения проживает в сельской местности. Экономически наиболее развитые государства зарубежной Азии — Китай и Япония

К новым индустриальным странам относят Сингапур, Таиланд, Республика Корея, Малайзия, Индонезия.

Экономически наименее развитые страны зарубежной Азии — Афганистан, Лаос, Камбоджа.

В зарубежной Азии выделяют следующие регионы:

Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральна Азия, Восточная Азия.

2. Используя карты атласа и текст § 16—21 учебника, составьте таблицу обеспеченности крупных регионов зарубежной Азии полезными ископаемыми. Какие выводы вы можете сделать, проанализировав таблицу?

3. По карте атласа «Народы» определите, народы каких языковых семей населяют крупные регионы зарубежной Азии.

Анализируя карту “Языковые семьи и народы мира”, можно определить, что население Азии относится к нескольким крупным языковым семьям: Юго-Западная часть к афразийской семье, её представляют арабы и индоевропейской семье, которую представляют курды, персы, афганцы и самый многочисленный народ хиндустанцы. Население Центральной Азии и частично Восточной относится к алтайской семье – это уйгуры, монголы, корейцы и японцы. На востоке региона проживают представители сино-тибетской семьи- это тибетцы и китайцы. Юго-Восточную Азию населяют вьеты (австроазиатская семья) , лао (паратайская семья) , яванцы (австронезийская семья) . В Индии, кроме хиндустанцев, на юге страны проживают тамилы, относящиеся к дравидийской семье. На основе данной характеристики можно сделать вывод, что этнический состав населения Зарубежной Азии очень сложный т. к. население относится ко многим языковым семьям. Для примера, население Европы, в основном, относится к индоевропейской семье.

4. Заполните таблицу по Китаю.

5. С помощью рисунка 28 и текста учебника, а также карт атласа заполните таблицу.

6. На основе заполненной таблицы к заданию 5 укажите особенности территориальной структуры хозяйства Китая.

Восточная зона в экономическом отношении наиболее развита. Здесь находятся большинство промышленных центров и узлов, многие сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали, все морские порты. В Центральной зоне преобладает добыча сырья, производство топлива, электроэнергии, химических продуктов, полуфабрикатов, продовольствия. В Западной зоне предпочтение имеет животноводство, переработка минерального сырья. Одна из проблем страны — стирание различий в уровнях социально-экономического развития между Восточным и континентальным Китаем.

7. Составьте схему «Экономика Китая».

8. Заполните таблицу.

9. Оцените экономико-географическое положение Японии, заполнив таблицу. Сделайте вывод.

10. Рассмотрите рисунок 29 в учебнике. Выясните, откуда поступают ресурсы в Японию.

Ресурсы в Японию поступают морским путем со всего света. Каменный уголь из США и Австралии, бокситы из Гайаны и Австралии, нефть с Ближнего Востока, железо из Австралии, медь из Канады

11. Составьте схему «Транспорт Японии». Каких видов транспорта не будет на схеме?

В Японии не развит речной и трубопроводный транспорт так как нет крупных рек и месторождений нефти.

12. Заполните таблицу.

13. Укажите особенности ЭГП региона Юго-Восточная Азия.

В состав региона входит 11 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Восточный Тимор, Таиланд, Филиппины. Регион расположен на территории полуострова Индокитай и многочисленных островах Малайского архипелага. Регион соединяет Евразию с Австралией и является границей между бассейнами Тихого и Индийского океанов. Через страны Юго-Восточной Азии пролегают важные воздушные и морские пути.

14. С помощью текста учебника назовите характерные черты экономики стран Юго-Восточной Азии.

Интенсивное расслоение, переход одних стран в разряд новых индустриальных, в других же по-прежнему преобладает сельское хозяйство, и добывающая промышленность.

15. В чём особенности сельского хозяйства стран Юго-Восточной Азии?

Читайте также:  Сколько полезно спать часов

Сельское хозяйство — основная отрасль экономики стран Юго-Восточной Азии. В нем занято до 80% всего населения.За время своего господства иностранный капитал превратил страны Юго-Восточной Азии в производителей с.-х. сырья. Плантационные культуры (каучук, табак, чай, сахарный тростник, кофе, кокосовая пальма и др.), насильственно внедрявшиеся колонизаторами, вытеснили (главным образом в Малайе, Индонезии и на Филиппинах) традиционные посевы риса и др. зерновых, а также овощей, составляющих основу продовольственного рациона населения. Сокращение сбора зерновых привело к хронической нехватке продовольствия. В 1960/61 не был достигнут даже довоенный уровень производства продовольствия на душу населения. В импорте всех стран Юго-Восточной Азии на долю продовольствия приходится 10-15%, а в отдельные неурожайные годы — 25% и больше.

16. Укажите основные этапы формирования политической карты Южной Азии.

В конце 19 — начале 20 в. Индия стала объектом приложения английского капитала, усилилось развитие индийского капитализма. В кон. 19 в. национально-освободительное движение возглавила партия Индии национальный конгресс. Создание массовых общественно-политических организаций, кампании гражданского неповиновения, проводившиеся Индийским национальным конгрессом под руководством его лидера М. Ганди, ослабили позиции колониальных властей. После 2-й мировой войны английское правительство вынуждено было предоставить Индии права доминиона, разделив страну (1947) на 2 части — Индийский Союз (с преобладающим индуистским населением) и Пакистан (с преобладающим мусульманским населением). Пришедшее к власти в Индийском Союзе правительство Индийского национального конгресса провозгласило 15 августа 1947 года независимость Индии.

В 19 в. территория Пакистана захвачена английскими колонизаторами и включена в Британскую Индию. В 1947 образовалось государство Пакистан, в которое вошли северо-восточные (Вост. Бенгалия) и северо-западные (Синд, Пенджаб, Белуджистан, Сев.-Зап. Пограничная пров. и др.) районы Индостана с мусульманским большинством населения. В 1965 и 1971 Пакистан находился в состоянии вооруженного конфликта с Индией. В 1971 на территории Вост. Пакистана образовалось государство Бангладеш.

До 1968 Мальдивы — султанат. В 1887 над островами был установлен британский протекторат. В 1965 они получили государственную независимость. В 1968 провозглашена республика.

С 19 в. по 1947 Бутан — английский протекторат. В 1949 король Бутана заключил с Индией договор об особых отношениях между двумя странами.

В 1919 правительство Амануллы-хана провозгласило независимость Афганистана. Война Великобритании против Афганистана (май — июнь 1919) окончилась победой Афганистана.

17. Дайте оценку экономико-географического положения Индии.

Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. В ее состав также входят Лаккадивские острова в Аравийском море, Андамаские и Никобарские в Бенгальском заливе. Индия граничит с Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой. Максимальная протяженность Индии — с севера на юг — 3200 км, с запада на восток — 2700 км. Полезные ископаемые Индии значительны и разнообразны. Основные залежи расположены на северо-востоке страны. Здесь находятся крупнейшие железорудные, каменноугольные бассейны, месторождения марганцевой руды; это создает благоприятные условия для развития отраслей тяжелой промышленности. Однако перед страной стоит проблема перенаселения, что существенно ухудшает социальное благополучие.

18. В § 20 учебника говорится о стремительном росте населения Индии. Изобразите в виде схемы последствия продолжающегося демографического бума.

19. В чём особенности развития экономики стран Южной Азии?

Страны Южной Азии в основном заняты в таких производствах и видах промышленности как пищевая и текстильная, кроме того, в некоторых государствах развиты отдельные добывающие отрасли промышленности. В большой мере экономика государств Южной Азии зависит от активной торговли с партнерами из других азиатских регионов и Европы. Отдельным пунктом в экономике всех стран Южной Азии проходит графа «туризм» . Во всех странах этого региона туристическая инфраструктура хорошо развита, поскольку эта отрасль привлекает значительные объемы инвестиций в страны Южной Азии

20. В начале XXI в. в структуре ВВП Индии на промышленность приходилось 30%, на сельское хозяйство — 31%, на сферу услуг — 39%. В структуре промышленного производства удельный вес текстильной и пищевой промышленности составлял соответственно 17 и 11%, нефтяной и угольной — 16%, чёрной и цветной металлургии — 14%, машиностроения — 12%. Постройте на основе этих данных круговую диаграмму. Прокомментируйте её.

В Индии все отрасли экономики имеют приблизительно одинаковую занятость

21. На контурной карте обозначьте регионы, которые входят в зарубежную Азию.

22. Полезные ископемые Азии.

Условные обозначения 1 — нефть,2 — газ,3 — уголь,4 — железная руда, 5 — марганец, 6 — титан, 7 — хром, 8 — алюминий, 9 — кобальт,10 — медь,11 — никель,12 — олово,13 — свинец,14 — цинк,15 — бериллий,16 — вольфрам,17 — редкие металлы,18 — ртуть,19 — сурьма,20 — уран,21 циркон,22 — бор,23 — бром,24 — графит,25 — магнезит,26 — сера,27 — слюда,28 — соль,29 — фосфориты,30 — алмазы,31 — драгоценные камни,32 — область архейской и протерозойской складчатости,33 — область позднекембрийской и раннепалеозойской складчатости,34 — платформенный чехол,35 — областьпалеозойской складчатости,36 — областьмезозойской складчатости,37 — область кайнозойской складчатости, 38 — краевые прогибы

23. В каком регионе Азии (стране) их наибольшее количество городов миллионеров?

Наибольшее количество городов миллионеров находится в Китае, Индии и Японии.

24. Сравните выделенные в учебнике на с. 84 экономические зоны Китая по показателям, указанным в таблице.

25. Приведите доказательства того, что Китай — динамически развивающаяся страна мира.

Китай имеет один из самых высоких показателей роста ВВП. Трудовые ресурсы китая поистине безграничны, очень многие ведущие мировые корпорации имеют свои основные производственные мощности именно в Китае, что обеспечивает беспрецедентный уровень занятости населения

26. Современная транспортная система Японии является одной из наиболее высокоразвитых в мире. Докажите этот тезис.

Отличительной чертой транспортной системы Японии, по сравнению с другими странами, является большая степень зависимости от железных дорог. Железнодорожным транспортом осуществляется более 52 % общих пассажирских и грузовых перевозок (на конец 1992 г.). Кроме того, сегодня железнодорожный транспорт находится в начале качественно нового этапа развития. Последовательно проводятся расширение и модернизация дорожной сети, увеличиваются объемы использования поездов на магнитной подушке, быстрыми темпами растет компьютеризация подвижного состава, удалось добиться сокращения времени перевозок (особенно пассажирских) за счет разветвления сети сверхскоростных магистралей. Специальные планы развития городского транспорта предусматривают также сокращение расходов на содержание городского железнодорожного транспорта за счет создания дополнительных магистралей и переноса части пассажиропотока на автобусные линии и метро. Кроме Токио, метро также существует и в 8 других городах Японии, включая Осака и Нагоя.

27. Предложите туристический маршрут по Индии. Чем ваш маршрут будет интересен? Свои доводы аргументируйте.

При поездке в Индию обязательно нужно посетить Тадж-Махал , Золотой храм Хармандир-Сахиб, Колодец Чанд Баори – памятники архитектуры, прекрасное место для всех туристов остров Гоа, , и город Мумбаи- центр смешения многих культур Индии.

28. Установите соответствие: Страна

A) 2,03 млн км2; Б) 9,6 млн км2;

B) 3,3 млн км2; Г) 1,6 млн км2.

29. Назовите государства, обозначенные на рисунке 8 цифрами:

Ответ 1.Вьетнам, 2.Лаос, 3.Таиланд, 4-5 Малайзия.

30. Китай лидер по производству:

31. К новым индустриальным странам не относится:

1) Сингапур; 4) Республика Корея;

32. Отраслью специализации Японии не является:

33. Установите соответствие:

1) центр автомобилестроения Японии; А) Кобе;

2) крупнейший порт Японии; Б) Нагоя;

3) коренные жители Японии; В) Токайдо;

4) мегалополис Японии Г) айны.

34. О какой стране идёт речь, если в структуре её ВВП на долю промышленности приходится 35%, сферы услуг — 63%, сельского хозяйства — 2%?

35. Установите соответствие:

1) мировые экспортёры каучука;

A) Бруней; Б) Филиппины; B)Малайзия, Индонезия; Г) Сингапур.

36. Какие городские агломерации не относятся к Южной Азии?

источник

Тема 7. ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ. АВСТРАЛИЯ

БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Азии на форзаце учебника конкретизируйте характери­стику их государственного строя. Опираясь на знания по курсам истории, объясните, почему ни в одной дру­гой части мира не сохранилось столько абсолютных монархий, сколько в зарубежной Азии. Нанесите рес­публики и монархии на контурную карту. Обозначьте на ней федеративные государства. Используйте также таблицу 2 «Приложений».

Дополни- Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту

тельное за- страны зарубежной Азии, получившие политическую независимость после

дание (ус- Второй мировой войны. Проставьте даты получения независимо­сти и ложненное). сравните по ним страны четырех субрегионов.

Задание 2. Используя карты атласа, определите, какими видами полезных ископаемых обладают страны зарубежной Азии. Распределите их по главным странам и сделай­те выводы о «комплектности» и «некомплектности» со­става их минеральных ресурсов. Приведите примеры территориальных сочетаний этих ресурсов. Используй­те также таблицы 3, 4 и 5 в «Приложениях».

Задание 3. На основе текста учебника, физической карты зарубежной Азии, а также карт земельных, водных и агро­климатических ресурсов мира в атласе и таблицы 6 в «Приложениях» дайте характеристику природных усло­вий для развития сельского хозяйства зарубежной Азии. Примените типовой план характеристики природных условий для развития сельского хозяйства страны (региона) на с. 272. Используйте также знания, полу­ченные при изучении географии материков и океанов в 7 классе.

Задание 4. По карте народов мира в атласе определите, к каким главным языковым семьям относится население Восточной, Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии. Назовите наиболее крупные народы, представля­ющие отдельные семьи.

Задание 5. Дополните характеристику населения зарубежной Азии цифрами и фактами, содержащимися на рисунках 17, 18 и в таблицах 2 и 3 учебника, а также на кар­тах атласа и в таблицах 11—17 «Приложений».

Задание 6. По экономической карте Юго-Западной Азии в атласе и рисунку 61 учебника охарактеризуйте размеще­ние нефтяной промышленности в этом субрегионе. На­зовите главные нефтяные месторождения, центры пере­работки нефти, нефтепроводы, морские порты, через которые экспортируется нефть.

Задание 7. По карте Китая в атласе определите, с какими государствами эта страна имеет сухопутные границы. Сравните ее по числу стран-соседей с Россией.

Задание 8. Используя текст учебника, «визитную карточку» на его форзаце, рисунки учебника, таблицу в «Приложе­ниях» и карты атласа, дайте характеристику населения Китая. Изложите основные факты, сделайте выводы. Примените типовой план характеристики населения страны (региона) на с. 272.

Дополни- Используя следующий топонимический словарик, «расшифруйте» названия

тельное за- некоторых провинций Китая, обозначенных на рисунке 65: «бэй» — север, дание (для «нань» — юг, «дун» — восток, «си» — запад, «шань» — гора, «юань» и «нин»

удовольствия). — равнина, «хэ» и «цзян» — река, «ху» — озеро, «юнь» — облако.

Например: «Хэбэй» — «к северу от реки» (Хуанхэ).

Задание 9. Используя рисунки и таблицы части I учебника, а также таблицу 23 в «Приложениях», составьте табли­цу-диаграмму по Китаю по образцу рисунка 59, отно­сящегося к Японии.

Задание 10. Используя карты атласа, приведите примеры наиболее крупных промышленных центров, представляющих главные отрасли тяжелой промышленности Китая.

Дополни- Нанесите эти центры на контурную карту. Подумайте над причинами их

тельное задание (ус­ложненное). возникновения.

Задание 11. Пользуясь агроклиматической картой мира и экономической картой Центральной и Восточной Азии в атласе, определите:

1) в пределах каких агроклиматических поясов распо­ложена территория Китая; 2) какие сельскохозяйствен­ные культуры для него характерны; 3) где находятся главные районы их выращивания. Попробуйте назвать главные причины такой их специализации.

Дополни- Нанесите на контурную карту главные районы возделывания риса, пшеницы

тельное задание (усложненное). и чая в Китае. Объясните их размещение.

Задание 12. Используя текст учебника, рисунок 65 и карты атласа, дайте сравнительную характеристику трех эконо­мических зон Китая.

Дополни- Представьте, что вы являетесь экскурсоводом и вам поручено провести

тельное за- экскурсию по центру Пекина. Пользуясь текстом учебника, планом Пекина в дание (для атласе и дополнительными источниками информации, подготовьте

удовольствия). материал для такой экскурсии и «проведите» ее со своими товарищами.

Задание 13. Используя текст учебника, политическую карту мира и экономическую карту Японии в атласе, охаракте­ризуйте ЭГП Японии. Примените типовой план харак­теристики ЭГП страны (региона) на с. 222.

Дополни- Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также картами атласа, дайте

тельное за- сравнительную характеристику ЭГП Японии и Великобритании; определите дание (усложненное). черты сходства и различия.

Задание 14. С помощью текста учебника и рисунка 69 дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Используя рисунки темы 5, охарактеризуйте главные импортные грузопотоки топлива и сырья в Японию.

Задание 15. Используя текст учебника и рисунки 70 и 72, дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Япо­нии. С помощью экономической карты Японии в ат­ласе конкретизируйте следующие положения учебника: 1) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, метал­лургических, нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»; 2) «В его пределах находятся и многие главные районы интен­сивного сельского хозяйства, и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты».

Задание 16. Обычный туристский маршрут по Японии включает Токио, Осаку, Киото,

(творчес- Хиросиму. Но он не дает полного представления об этой стране. Используя

кое!). текст и рисунки учебника, а также дополнительные источники информации, составьте такой маршрут, который пока­зывал бы оба лица Японии.

Задание 17. Используя текст учебника, рисунок 74, таблицы 14, 16, 17 в «Приложениях» и карту народов Индии в ат­ласе, дайте характеристику населения Индии. Назови­те города-«миллионеры». Рассчитайте показатель сред­ней плотности населения в 1951, 1981, 1991 и 2001 гг. Сравните полученные данные и объясните, о чем они свидетельствуют.

Задание 18. Используя текст учебника, физическую карту Азии и экономическую карту Южной и Юго-Восточной Азии в атласе, дайте характеристику сельского хозяйства Ин­дии. Примените типовой план характеристики сельско­го хозяйства страны (региона) на с. 242.

Дополни- Пользуясь картой в атласе, нанесите на контурную карту ареалы возделыва-

тельное за- ния риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. дание (ус- Определите, какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии

Читайте также:  Презентация полезные и вредные продукты

ложненное). представлены в Индии.

Задание 19. Внимательно просмотрите текст и рисунки части I учебника и выберите из

(творче- них все относящееся к Австралии. Используйте карты атласа по Австралии

ское!). и таблицы «Приложений». На основе этих материалов до­полните краткую социально-экономическую характери­стику этой страны, данную в учебнике.

Задание 20. 1. (Работа в тетради.) Составьте логический конспект одного из

(итоговое). параграфов темы 7.

2. (Работа на контурной карте.) Используя текст и рисунки учебника, составьте картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продук­ции горнодобывающей, обрабатывающей промышлен­ности и сельского хозяйства.

3. Выберите одну из стран зарубежной Азии, кото­рую вы хотели бы посетить. Подберите интересный ма­териал по этой стране. Опишите ее — как будто по личным впечатлениям.

4. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении темы 7.

5. Пользуясь рисунком 73 учебника, дайте описание осушенного прибрежного участка моря в Японии.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии? Почему именно Япония стала пионером в стро­ительстве супертанкеров, углевозов, рудовозов, автомобилевозов?

2. Почему в Южной и Юго-Восточной Азии плотность населения наиболее велика в долинах и дельтах рек?

3. Почему животноводство стало главной отраслью хо­зяйства Монголии?

4. Почему реку Меконг можно назвать «Дунаем Азии»?

5. Как изменяется специализация сельского хозяйства Китая по мере продвижения с севера на юг? с востока на запад?

6. Почему в структуре промышленности Японии на до­бывающие отрасли приходится всего 0,3%?

7. Почему говорят: «Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне»?

8. Почему в Австралии освоены главным образом при-океанические территории?

Проверьте, правильны ли следующие утверждения, и, если нужно, дайте правильный ответ:

1. Каждый пятый житель Земли — китаец.

2. Для Японии, в отличие от других стран Азии, ха­рактерен первый тип воспроизводства населения.

3. Южная Азия — наиболее многонациональный и мно­гоязыкий регион мира.

4. Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов — трудовые ресурсы.

5. Крестьяне в муссонных областях Азии выращивают пшеницу и ячмень.

6. Австралия занимает второе место в мире по пого­ловью овец и первое по производству шерсти.

Выберите правильный ответ:

1. Недра стран Юго-Западной Азии богаты: нефтью, природным газом, железной рудой, ураном, рудами цвет­ных металлов.

2. Среди продуктов сельского хозяйства Южной Азии выделяются: рис, бананы, финики, пшеница, чай, хлопок, шерсть.

3. Наиболее экономически развитым из четырех главных японских островов является: 1) о. Хоккайдо, 2) о. Хонсю, 3) о. Кюсю, 4) о. Сикоку.

Исключите неправильные ответы:

Япония экспортирует: черные металлы, автомобили, морские суда, изделия электроники, уголь, нефть, желез­ную руду, лесоматериалы, продукты животноводства.

1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Монголия, КНДР, Таиланд, Сингапур, Афганис­тан, Иран, Ирак, Сирия, Турция, Израиль?

2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Шанхай, Осака, Джакар­та, Бангкок, Мумбаи, Кабул, Эр-Рияд, Стамбул, Сидней, Мельбурн?

3. Указать, какие из перечисленных ниже стран отно­сятся к новым индустриальным странам: КНДР, Камбод­жа, Республика Корея, Сингапур, Ирак?

4. Указать, какие из перечисленных ниже столичных городов являются приморскими городами: Улан-Батор, Пе­кин, Токио, Сеул, Ханой, Дели, Багдад, Анкара, Бейрут?

5. Назвать пять крупных городов Австралии?

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна занимает первое место в мире по показате­лю средней плотности населения (без микрогосударств).

2. Страна занимает первое место в мире по запасам нефти.

3. Страна занимает первое место в мире по площади орошаемых земель.

4. Страна-материк, входящая в состав Содружества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 7

1. Политическую карту, народы и страны зарубежной Азии. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зарубежной Азии и Австралии, природные зоны в их пределах. (География, 7 класс.) 3. Государства Азии в древности и в Средние века. (История, 5, 6 классы.) 4. Особенности исторического развития Китая, Индии и Японии в конце XIX — первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 5. Материалы части I учебника. 6. Понятия и термины: климатические пояса, муссоны, эрозия почв, мелиорация, богарное земледелие, резервация.

1. В последние десятилетия роль стран зарубежной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой политике и экономике все время возрастает. 2. На территории зарубежной Азии исторически сложились отдельные крупные культурные регионы.

Главные научные знания темы 7:

1. Характерные черты экономико-географического положения, географии природных условий и ресурсов, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем зарубежной Азии и четырех субрегионов. 2. Экономико- и социально-географическая характеристика Китая. 3. Экономико- и социально-географическая характеристика Японии. 4. Экономико- и социально-географическая характеристика Индии. 5. Краткая обзорная характеристика Австралии. 6. Ключевые слова темы: 1) межэтнический и религиозный конфликт, 2) сепаратизм, 3) восточный (азиатский) тип города, 4) мегалополис, 5) «полюс роста».

1. Давать характеристику природных предпосылок для развития сельского хозяйства страны (региона). 2. Давать характеристику сельского хозяйства страны (региона). 3. Давать характеристику населения страны (региона). 4. Составлять логический конспект части текста учебника. 5. Составлять картосхемы.

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы.

1. План характеристики природных условий для сель^^^^Н ского хозяйства страны (региона):

1. Условия рельефа территории и их влияние на размещение сельского хозяйства. 2. Агроклиматическая характеристика территории. 3. Почвенно-растительные условия территории. 4. Общая оценка природных предпосылок для развития сельского хозяйства.

2. План характеристики сельского хозяйства страны (региона):

1. Значение отрасли и размеры продукции. 2. Природные условия для развития отрасли. 3. Особенности аграрных отношений. 4. Структура отрасли, соотношение растениеводства и животноводства. 5. География растениеводства и животноводства, сельскохозяйственные районы (зоны). 6. Зависимость страны от экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. 7. Общий вывод и перспективы развития отрасли.

3. План характеристики населения страны (региона):

1. Численность, тип воспроизводства населения, демографическая политика. 2. Возрастно-половой состав населения, обеспеченность трудовыми ресурсами. 3. Национальный (этнический) состав населения. 4. Социально-классовый состав населения. 5. Основные черты размещения населения, влияние миграций на это размещение. 6. Уровни, темпы и формы урбанизации, главные города и городские агломерации. 7. Сельское расселение. 8. Общий вывод. Перспективы роста населения и обеспеченности трудовыми ресурсами.

БJIOK ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь таблицей 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой вой ны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

Дополни- С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответст-

тельное за- вующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по

дание (для удовольствия). по размерам территории.

Задание 2. Используя карты атласа и таблицы 3—5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые ресурсами

сырья

Страны, богатые одним-

двумя видами минерального

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности.

Дополни- По тем же источникам определите главные территориальные сочетания

тельное за- полезных ископаемых. Охарактеризуйте состав ископаемых в каждом из них; дание (ус- постарайтесь связать его с тектоническим строением территории. Нанесите ложненное). сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

Задание 3. С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дополните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Задание 4. Используя таблицу 3, дайте количественную характеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?

Дополни- Подготовьте конспект доклада на тему: «Население Африки». Используйте

тельное за- текст и рисунки тем 3 и 8 учебника, карты атласа, таблицы «Приложений», дание (усложненное). дополнительную литературу.

Задание 5. Проанализируйте рисунок 77. Используя экономическую карту Африки в атласе, укажите конкретно, какие рудные, нерудные полезные ископаемые, продовольственные товары и виды сельскохозяйственного сырья определяют монокультурную специализацию каждой из указанных на графике стран.

Задание 6. По физической и экономической картам Африки в атласе определите: 1) главные районы горно-добываю­щей промышленности Африки и их специализацию, 2) главные районы товарного земледелия и их специа­лизацию, 3) трансафриканские транспортные магистра­ли. Используйте также рисунки темы 5 учебника.

Дополни- Используя карты атласа, составьте в тетради таблицу «Зональная специали-

тельное за- зация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в

дание (творческое!) Африке» по следующей форме:

Сделайте все возможные выводы из анализа данной таблицы.

Задание 7. Используя текст учебника и план Каира в атласе, подготовьте сообщение

(творчес- на тему «Каир — арабский город Северной Африки». Используйте также

кое!). дополнительные источники информации.

Дополни- Представьте, что вы предприняли путешествие по Нилу от Асуана до

тельное за- устья. Опишите свое путешествие в письме к товарищу. Постарайтесь сделать дание (для так, чтобы возник красочный образ этой территории.

Задание 8. Как по-вашему, что нужно предпринять для предотвращения в будущем

(творческое!). повторения «сахельской трагедии»? Дайте обоснование своему «проекту».

Дополни- В своем романе «Пять недель на воздушном шаре» Жюль Верн рассказал о

тельное за- путешествии по Африке на воздушном шаре. «Повторите» маршрут этого дание (для путешествия. В каких странах находятся и что собой представляют удовольствия). описанные писателем районы Африки сегодня?

Итоговое 1. (Работа в тетради.) Сравните страны Северной, Тропической Африки и

задание 9. ЮАР по некоторым показате­лям, характеризующим их население и хозяйство. Оп­ределите черты сходства и различия. Оформите необ­ходимые данные в виде таблицы.

2. Сравните главные отрасли добывающей промышленности Северной Африки и Юго-Западной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

3. Сравните главные экспортные сельскохозяйственные культуры Тропической Африки и Южной Азии. Какой вывод можно сделать из этого сравнения?

4. Для демонстрации в классе подготовьте небольшой альбом «География Африки на почтовых марках».

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

1. Почему сдвинутость населения к побережьям океанов и морей в Африке выражена меньше, чем в зарубежной Азии?

2. Почему для вывоза промышленной продукции из района Медного пояса не используется река Конго?

3. Почему Каир называют «алмазной пуговицей, застегивающей дельту»?

4. Почему Сенегал называют «арахисовой республикой»?

Правильны ли следующие утверждения:

1. Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине XX в.

2. Африка — регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

3. Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

4. Главное полезное ископаемое Нигерии — бокситы.

Выберите правильный ответ:

1. Самая крупная по населению страна Африки . (Египет, Эфиопия, Нигерия, ЮАР).

2.Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются . (уголь, железная руда, бокситы, нефть, природный газ, фосфориты).

3. К числу наименее развитых стран Африки относятся. (Алжир, Эфиопия, Чад, Нигер, Сомали, ЮАР).

4. Главными экспортными сельскохозяйственными культурами Тропической Африки являются . (пшеница, просо, хлопчатник, цитрусовые, арахис, кофе, какао, натуральный каучук, сизаль).

1. Нанести на контурную карту мира по памяти сле­дующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Ливию, Алжир, Судан, Гану, Конго, Анголу, Зим­бабве, Намибию, Мозамбик, Мадагаскар?

2. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Каир, Киншасу, Аддис-Абебу, Най­роби, Лагос, Дакар, Луанду, Йоханнесбург?

3. Объяснить значение следующих понятий и терми­нов: монокультура, натуральное хозяйство, апартеид?

4. Указать, какие из перечисленных ниже стран явля­ются главными производителями и экспортерами какао: Кот-д’Ивуар, Гана, Нигерия, Танзания, Ангола?

Определите страны, к которым относятся следующие утверждения:

1. Страна, расположенная на острове площадью 1 600 тыс. км 2 .

2. Страны, находящиеся «внутри» территории ЮАР.

3. Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер и не имеющая выхода к морям.

4. Страна, столицей которой является город Найроби.

5. Страна, где 98% населения сосредоточено на терри­тории, занимающей менее 4% ее общей площади.

Заполните пропуски в следующих фразах:

1. Медный пояс протягивается из Замбии в юго-восточную часть … .

2. . — крупнейший в Африке производитель и экс­портер нефти, член ОПЕК.

3. ЮАР производит . всей продукции обрабатываю­щей промышленности Африки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 8

1. Политическую карту и народы Африки. (География, 7 класс.) 2. Особенности физико-географического положе­ния, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности Африки, природные зоны в ее пределах. (География, 7 класс.) 3. Древний Египет. (История, 5 класс.) 4. Основное содержание национально-освободительной борьбы народов Африки в конце XIX — начале XX в. (История, 8 класс.) 5. Материал части I данного учебни­ка. 6. Понятия и термины: колония, бантустан, платфор­ма, пустыня, саванна, экваториальный лес, кимберлитовая трубка, национальный парк.

Преобразование социально-экономической структуры Африки требует больших усилий со стороны как афри­канских народов, так и всего мирового сообщества.

Главные научные знания темы 8:

1. Характерные черты экономико-географического по­ложения, географии природных условий и ресурсов, насе­ления, промышленности, сельского хозяйства, природо­охранных проблем Африки. 2. Представление о монокуль­туре. 3. Образ территории Северной Африки. 4. Образ территории Тропической Африки. 5. Краткая обзорная ха­рактеристика ЮАР. 6. Ключевые слова темы: 1) колони­альный тип отраслевой структуры хозяйства, 2) монокуль­тура, 3) арабский тип города.

1. Пользуясь учебником и атласом, самостоятельно до­бывать необходимые знания для характеристики. 2. Осу­ществлять сравнительную характеристику отраслей, реги­онов и городов. 3. Готовить конспект доклада на задан­ную тему.

источник

Природная зона Экспортные культуры Потребительские культуры
  1. Субтропики
  2. Полупустыни и пустыни
  3. Саванны и редколесья
  4. Влажные экваториальные леса
Источники:
  • http://karta.uef.ru/ispolzuja-karty-atlasa-opredelite-kakimi-vidami-poleznyh-iskopaemyh-obladajut-strany-zarubezhnoj-azii/
  • http://megaobuchalka.ru/1/31836.html
  • http://resheba.me/gdz/geografija/10-klass/gladkij-moj-trenazher/11
  • http://filling-form.ru/turizm/66754/index.html?page=5