Меню Рубрики

Исследовательская работа полезные и вредные бактерии

Ольга Гиль
Исследовательская работа на тему: «Микроорганизмы, которые нас окружают»

Исследовательская работа

«Микроорганизмы, которые нас окружают»

Работу выполнил:

Я часто слышу от родителей один и тот же вопрос, когда сажусь кушать, прихожу с прогулки, возвращаюсь из садика: «Ты руки вымыл?» Родители заботятся и приучают нас к чистоте рук, потому что на грязных руках много микробов.

Вот я и решил побольше узнать об организмах, которые мы не видим, но часто о них говорим.

Цель моего исследования: узнать, что такое микроорганизмы; полезны или вредны микроорганизмы.

• Изучить и проанализировать информацию о микроорганизмах;

• Провести эксперименты с микроорганизмами

Объект исследования: микроорганизмы

Предмет исследования: польза и вред от микроорганизмов.

Гипотеза: Если микробы приносят вред здоровью, то микроорганизмы бывают только вредные.

Методы исследования:

• анализ литературы, материалов интернета;

В ходе исследования я хочу выяснить, что такое микроорганизмы, установить их пользу и вред для нас; провести эксперименты, позволяющие обнаружить микроорганизмы; разработать рекомендации о том, как защитить себя от вредных микробов.

Что такое микроорганизмы? Из литературы я узнал интересные сведения об открытии микроорганизмов. Было время, когда даже учёные считали, что самые маленькие живые существа на свете — это блохи! Никому и в голову не приходило, что рядом с нами, внутри и вокруг нас существует огромный мир «невидимок». Учёные открыли этот удивительный мир при помощи прибора микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый предмет. И то не сразу поверили! Но потом убедились. И назвали представителей этого мира микробами или микроорганизмами (от греческого слова «микрос»— маленький). Микроорганизмы (микробы)— невидимые невооруженным глазом организмы растительного и животного происхождения. Невидимые, но существующие везде. Микробы – самые настоящие невидимые хозяева Земли. Учёные установили, что микробы появились на Земле раньше всех других живых организмов. Микроорганизмы делят на несколько групп: бактерии, дрожжи, плесневые грибы, вирусы.

Главное место среди микробов занимают бактерии. От этих бактерий, можно сказать, во многом зависит вся наша земная жизнь. Бактерии живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растения, животных и в человеке.

Вред и польза от микробов. Некоторые бактерии, попадая в организм человека, вызывают различные заболевания. Например, ангину, дифтерию, воспаление легких и все инфекции в открытых ранах возбуждаются определенными видами бактерий. Они называются болезнетворными. Заражение происходит при употреблении сырой воды или несвежей пищи. А также при общении с заболевшими людьми.

Есть, однако, и полезные бактерии, без которых жить на земле было бы гораздо труднее.

Если бы на Земле не было бактерий, вызывающих гниение, наша планета постепенно покрылась бы останками погибших растений и животных. Но бактерии гниения помогают этим останкам сгнить.

Растениям бактерии тоже помогают. Растения развиваются лучше на той почве, где много азота. Азот попадает в почву благодаря особым бактериям. Некоторые бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых.

Много лет человек использовал молочные бактерии для создания многих молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии получатся, сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог. Бактерии помогают нам квасить капусту на зиму.

Из уксусной бактерии делают закваску для кваса.

Бактерии помогают жвачным животным: коровам, лосям, козам, лошадям переваривать растительную пищу.

В нашем желудке есть множество кишечных бактерий: они помогают справиться с пищей: переваривают ее. Большинство бактерий человеческого организма очень полезны для человека. Самые полезные бактерии, бифидобактерии — это настоящие защитники человеческого организма. Как только в него захочет проникнуть какая-либо «вредная» бактерия, они вступают с ней в бой и убивают ее. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них содержится много бифидобактерий.

Таким образом, в мире бактерий далеко не все являются нашими врагами. Большинство бактерий оказывается полезны.

Не обязательно иметь микроскоп, чтобы увидеть микробы. Я попробовал обнаружить их прямо у себя на кухне.

Как приготовить кефир в домашних условиях?

Многие из нас любят кефир. А как его приготовить? Конечно с помощью полезных микроорганизмов–бактерий. Для этого мне понадобилось сырое молоко, сметана. Нагреваем молоко до теплого состояния. Берем стакан и на дно кладем пару чайных ложек сметаны. Заливаем теплым молоком, размешиваем до однородной массы и ставим в теплое место. Я все сделал вечером, а утром кефир уже был готов.

Вывод: Это произошло из-за того, что в молоке, сметане всегда есть немного бактерий — молочнокислых. В тепле они начинают быстро размножаться. В результате в молоке начинается процесс брожения и в нем появляется много молочной кислоты. Что я и наблюдал.

Живые дрожжи. Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Мне понадобились мука, молоко и сухие дрожжи. Замесим тесто. Одну часть теста поставим в теплое место, а другую в прохладное место. Через 30 минут сравним, и увидим разницу. В тёплом месте брожение происходило быстрее.

Это и есть результат работы микробов — дрожжей.

Вывод: Дрожжи чувствительны к температуре, чем теплее, тем быстрее произойдет брожение.

Грибки — мы тоже можем увидеть у нас на кухне. Если надолго оставить какой-нибудь кусочек еды в теплом, темном и влажном месте (а именно такие места микробы любят больше всего, то на нем образуется плесень.

Для получения плесени мне понадобится кусочек хлеба, контейнер. На дно контейнера я положил хлеб добавил чуть-чуть воды, поставил контейнер в теплое место. Через несколько дней образовалась плесень.

Вывод: были созданы благоприятные условия: температура, повышенная влажность, поэтому плесень появилась.

Наша гипотеза не подтвердилась. Микробы бывают вредные и полезные. Мне удалось установить, что микробов больше полезных. Я узнал, где живут микробы, какую пользу мы от них получаем, какой вред они могут нам нанести.

Мне удалось провести эксперименты, которые доказывают существование микробов.

Я планирую продолжить работу над исследованием микроорганизмов, так как мир микробов очень велик.

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:»Загрязнение окружающей среды».Цели работы:изучить причины — почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Исследовательская работа «Люди и дельфины» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных.

Исследовательская работа «Небесные странники» Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь 2017» Исследовательская.

Исследовательская работа «Одуванчик» Введение Цель работы: «Вызвать эмоции и желание любоваться красотой природы, поддержать любопытство при встрече с одуванчиком и его необычайными.

Исследовательская работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на тему: «Как сделать видимым невидимое?» Цель исследования: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Задачи, которые мы поставили перед собой: 1. Изучить принцип.

Исследовательская работа «Сладкая жизнь» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№8»ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕСПУБЛИКИ.

Исследовательская работа «Свойства магнита» «Свойства магнита»Образовательная область «Познание» Исследовательская работа детей Руководитель: Захарова Н. Н. Цели исследования: 1. Найти.

Конспект организованной образовательной деятельности «Растения, которые лечат» (старшая группа) Конспект организованной образовательной деятельности «Растения, которые лечат» (старшая группа) Воспитатель: Губайдуллина Флюза Галимзяновна.

Конспект занятия — эксперимента. «Что такое микроорганизмы?» Тема занятия: «Что такое микроорганизмы?» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие»,.

Исследовательская работа «Люди и свет» Люди и свет Исследовательская работа Выполнил: Мячин Никита 7 лет Руководитель: Кокухина А. А. МКОУ Жерлыкская СОШ №20, дошкольная ступень.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель исследования: изучить особенности жизнедеятельности бактерий; узнать о болезнях, вызываемых бактериями и их профилактике.

Задачи:

    изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
  • проанализировать влияние болезнетворных бактерий на организм человека;
  • получить и обобщить информацию у врача — инфекциониста Роспотребнадзора о бактериальных заболеваниях в нашем районе, их профилактике.

Методы исследования:

  • изучение литературы;
  • сбор информации;
  • анализ собранной информации и систематизация;
  • оформление результатов.

В 5 классе мы начали изучать новый предмет – биологию. Меня заинтересовала глава “Царство бактерий” и у меня возникли вопросы:

— Почему бактерии, относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы, являются такими жизнеспособными?

— Какие условия способствуют распространению болезнетворных бактерий и какие меры профилактики существуют?

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 году. Как и всех микроскопических существ он назвал их “анималькули”.

Название “бактерии” ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828 году.

Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 30-е годы XX века.

Организм бактерий состоит из единственной клетки. Клетка эта устроена совершенно иначе, чем клетки растений, животных и грибов. Если у них клетки многочисленными перегородками (мембранами) разгорожены на специальные отсеки, где осуществляются процессы дыхания, питания, фотосинтеза и т. д., то у бактерии “разгораживание” находится в самой зачаточной стадии. Самое главное отличие — у бактерии отсутствует ядро. Другое отличие — нет митохондрий и пластид. ДНК у бактерий располагается в центре клетки, свёрнутая в хромосому. Если “раскрутить” ДНК бактерии, длина её будет около 1 мм.

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

И ещё одна интересная способность бактерий. В неблагоприятных условиях они часто могут превращаться в споры. Такие споры остаются живыми десятки и сотни лет, а в исключительных случаях, даже миллионы лет.

Эти особенности бактерий позволяют им выживать в любых условиях.

В зависимости от формы клеток, бактерии делят на несколько групп: шаровидные — кокки, палочковидные — бациллы или палочки, спиралевидные — спириллы, в виде запятой – вибрионы.

Болезни человека, вызываемые бактериями

Бактериальные заболевания являются одними из самых частых заболеваний человека. К таким заболеваниям можно отнести некоторые пневмонии (возбудитель стрептококк), сибирскую язву (возбудитель- бациллы сибирской язвы), холеру (возбудитель холерный вибрион), туберкулёз (возбудитель – туберкулезная палочка (палочка Коха), чуму (возбудитель – чумная палочка) и другие.

“Чёрной смертью” в древности и в Средние века называли эту болезнь, внушавшую людям панический ужас. В VI в. эпидемия чумы погубила 100 млн. человек. Некоторые государства, например Византийская империя, почти полностью обезлюдели.

С 1346 по 1351 г. от чумы (“великого мора”, как тогда говорили) погибло 24 млн. человек — четверть населения тогдашней Европы. Рассказом об эпидемии чумы в 1348 г. начинает свою книгу “Декамерон” итальянский писатель эпохи Возрождения Джованни Боккаччо: “В начале болезни у мужчин и женщин показывались под мышками какие-то опухоли, разраставшиеся до величины обыкновенного яблока или яйца; народ называл их бубонами. В короткое время эта смертоносная опухоль распространялась на другие части тела, а затем признак указанного недуга изменялся в чёрные и багровые пятна, появлявшиеся на всех частях тела. Казалось, против этой болезни не помогали и не приносили пользы ни совет врача, ни сила лекарства. не помогали против неё ни мудрость, ни предусмотрительность человека. Почти все умирали на третий день после появления указанных признаков”.

В XX в. эпидемии чумы практически перестали грозить человеку. Почему это произошло? Конечно, сыграла свою роль планомерная борьба с этим заболеванием. Почти исчезла, вытесненная серой крысой, чёрная крыса, блохи которой служили переносчиками заболевания. Но всё-таки исчерпывающий и точный ответ на вопрос, почему прекратились эпидемии чумы, ещё не найден.

Холеру часто сравнивают с чумой — из-за её скоротечности и смертоносности. В Европу холера была занесена только около 1816 г. из Индии, где была известна с древнейших времён. В России до 1917 г. холерой переболело более 5 млн. человек, причём половина из них погибла.

К концу XX в. эпидемии холеры благодаря профилактике стали достаточно редки. В настоящее время мы живем в эпоху 7-й пандемии. Для России проблема остается актуальной, эпидемическая обстановка оценивается как неустойчивая.

Читайте также:  Полезна ли малина ремонтантная

Так как холера “болезнь грязных рук”, то необходимо систематически перед каждым приемом пищи мыть руки, и ни в коем случае не дотрагиваться немытыми руками до слизистых оболочек рта. Руки мыть только горячей водой. Продукты нужно держать в защищенных от мух и насекомых местах. Санитарно- гигиенические навыки — основное оружие в борьбе с холерой.

Зловещие симптомы туберкулёза лёгких (чахотки) — слабость, одышка, а при далеко зашедшей болезни и кровохарканье — были знакомы ещё жителям Древнего Египта и людям, жившим сотни тысяч лет назад. Это показали исследования их останков.
В древности и в Средние века бытовало поверье, что венценосные особы могут излечивать туберкулёз своим прикосновением. Английский король Карл II в XVII в. прикоснулся более чем к 90 тыс. больных. За “лечение” взималась немалая плата, шедшая в королевскую казну.

Только в XIX в. появились первые туберкулёзные санатории. Но настоящая борьба с этой болезнью началась после открытия Робертом Кохом туберкулёзной бактерии в 1882 году.

Туберкулёз не побеждён окончательно и сегодня. В бывшем Советском Союзе рассадником туберкулёза стали тюрьмы и лагеря, где этим заболеванием заражается значительная часть заключённых. Туберкулез – социальная инфекция. “Чем беднее население, тем чаще оно болеет туберкулезом”

Для новорожденных детей является необходимым вакцинация БЦЖ. Далее, по этапу их взросления, проводят обязательную (каждые 8-12 месяцев) постановку реакции Манту. Место проживания желательно выбирать в сухих, хорошо освещенных местах. В квартире систематично делать влажную уборку и проветривание.

Пути передачи болезнетворных бактерий

— переносчиками заболеваний являются грызуны, блохи, клещи, вши, крупный рогатый скот.

Поэт Владимир Маяковский, бравшийся за всякую агитационную работу, даже написал стихотворные разъяснения к плакату, посвящённому борьбе с холерой: “Гражданин!

Как протекает заболевание бактериальной инфекцией

При развитии бактериального инфекционного процесса одним из первых симптомов будет лихорадка. Лихорадка является защитной реакцией организма, так как температура тела до 39 градусов стимулирует работу иммунной системы. Если же температура тела поднимается выше 39 градусов, то её необходимо сбивать с помощью парацетамола или, косвенно, антибиотиками (снижение температуры тела в течение 24-48 часов от начала антибиотикотерапии является признаком правильно подобранного антибактериального препарата).

Другое проявление бактериального инфекционного процесса – это синдром интоксикации. Проявляется он ухудшением самочувствия, апатией, снижением настроения, головными болями, болями в мышцах и суставах, возможны тошнота, рвота и тому подобное. Для снятия этих симптомов необходимо много пить теплой воды (не менее 2 л в день). Излишек воды разбавит токсины бактерий, снизив их концентрацию, а так же выведет часть их с мочой.

Эти два признака бактериального воспаления являются универсальными практически ко всем инфекциям. Все остальные признаки обусловлены характеристиками конкретного возбудителя, их экзотоксинами и прочими факторами агрессии.

Иммунитет – невосприимчивость организма к чужеродному агенту, в частности, к бактериям.

Иммунитет человека защищает наш организм постоянно и всегда.

Задача иммунитета человека найти и обезвредить проникшие в организм бактерии, а также их токсины.

Для предупреждения заболевания некоторыми бактериальными болезнями проводят прививки. При этом в организм здорового человека вводят ослабленных возбудителей болезни или яды, выделяемые ими. Организм создаёт особые вещества, которые помогают в последующем привитому человеку быстро справиться с болезнетворными бактериями.

Нужно сказать, что в последнее время происходит “вытеснение” бактериальных инфекций вирусными, но значение их не перестает быть актуальным. Так, например, в 90-е годы, “успокоившись”, что не регистрируется дифтерия, снизился процент прививаемых от этой инфекции, в результате – рост заболеваемости, вспышки данной инфекции со смертельными исходами, которых можно было бы избежать. Среди бактериальных инфекций огромное место занимают кишечные инфекции:

  • холера
  • брюшной тиф
  • дизентерия
  • сальмонеллез.

Заболеваемость бактериальными инфекциями по стране

Болезни Случаи Причины Профилактика
1. Холера 1994 год – Чеченская республика, 415 случаев;

2005 год – Ростовская область;

2006 год – Мурманская область;

2010 год – Москва.

Изменение социально-экономических условий: беженцы, туризм, паломники; ухудшение экологической ситуации – плохое качество воды — Улучшение качества воды

— очистка, канализирование населенных мест;

— строгий надзор за работой общественного питания, качеством продуктов, отстранение от работы больных;

— соблюдение правил личной гигиены;

— ветеринарный контроль за животными

2. Брюшной тиф Случаи инфекции постоянно регистрируются на территории России Миграция, неудовлетворительное состояние очистки населенных мест; плохое качество водоснабжения, общественного питания 3. Дизентерия Сальмонеллез Несоблюдение правил личной гигиены, употребление в пищу зараженной продукции 4. Туберкулез В последние годы число новых случаев постоянно растет Социальные – бедность населения — Ранняя иммунизация новорожденных;

— постановка реакции Манту всем детям;

— флюрография (взрослое население)

А как обстоят дела с бактериальными инфекциями в нашем районе? Каковы их причины и профилактика? Об этом я узнала у врача — инфекциониста территориального отдела Роспотребнадзора в Валдайском районе Гусевой Натальи Томовны.

Заболеваемость бактериальными инфекциями по району

Болезнь 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
район обл
абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс на 100 тыс абс
Дизентерия 9 59,4 5 33,0 5 34,0
Сальмонеллез 2 13,7 3 23,7 1 8,0
Скарлатина 1 6,6 15 103,2 3 20,6 7 49,2 4 28,7 1 8,0
Дифтерия 7
Коклюш 3 21,5 7221
Менинго-кокковая инфекция 1 6,6 1 7,2 1 8,0
Туберкулез 9 59,4 3 19,8 7 48,1 9 61,9 10 70,3 11 79,0 4 31,6 3 24

Из диаграммы видно, что за последние 5 лет не регистрировались случаи заболевания дизентерией и дифтерией (хотя по области в 2012 году отмечено 7 случаев). Постоянно регистрируются менингококковая инфекция (был 1 смертельный случай), сальмонеллез и скарлатина. Но заметнее всего растет число новых случаев больных туберкулезом и среднее число ежегодно регистрируемых больных в нашем районе составляет 6-7 человек.

В последнее время появилось много родителей, которые отказываются делать детям прививки, тем самым подвергая своих детей смертельной опасности, а также подвергая опасности и других детей. Достоверно известно, что снижение заболеваемости возможно только при высоком уровне иммунизации населения — 99%, в 2012 году этот показатель по всем инфекциям в нашем районе снизился до 94%.

Осуществление данного исследования позволило мне развить навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить исследования, обосновывать итоги исследований.

В ходе выполнения исследовательской работы я пришла к выводу:

1) бактериальные заболевания до сих пор являются одними из самых частых заболеваний;

2) чтобы уберечься от бактерий нужно соблюдать правила личной гигиены, не есть немытые фрукты и овощи, не пить некипяченую воду, употреблять в пищу только свежие продукты, и, конечно, не забывать почаще мыть руки.

3) действенной мерой профилактики бактериальных инфекций является иммунизация детского и взрослого населения.

Практическая ценность работы состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы на уроках биологии при изучении темы “Бактерии” или при проведении внеурочных занятий.

1. Борисов Л.Б. и др. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. М.: Медицина, 1994.

2. Васильев К.Г. Сегал А.Е. История эпидемий в России. М.: Медгиз, 1960.

3. Ликум А. Детская энциклопедия “Всё обо всём”. М.: АСТ, 2008г.

4. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. РОСМЭН, 2007.

5. Детская энциклопедия “Я познаю мир”. Медицина. М.: Астрель, 2006.

6. Интернет-ресурсы (иллюстрированные материалы к презентации)

источник

Исследовательская работа ученика 3 класса по теме «Бактерии: вредные и полезные».

Вложение Размер
Исследовательская работа 2.57 МБ
Презентация к работе 84.03 КБ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Актуальность… Однажды я своим родителям задал вопрос, почему люди болеют? Мама сказала, что это бактерии попадают в организм и человек болеет. И тогда я задумался, а что такое бактерии, где они живут, как размножаются и чем опасны? И все ли бактерии вредны? Цель исследования: изучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными и вредными. Задачи: изучить литературу по выбранной теме познакомиться с разнообразием и классификацией бактерий выяснить какие бывают вредные и полезные бактерии приготовить домашний кефир

Объект и предмет исследования Объект исследования: бактерии Предмет исследования: значение бактерий для человека Гипотеза Гипотеза: предположим, что множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные и их можно размножить в домашних условиях. Методы исследования: Работа с дополнительными источниками, поиск необходимой информации; Наблюдения и анализ полученной информации; Опыты; Тест; Обработка данных

История возникновения бактерий Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг . Изучением бактерий и их строения занимается микробиология, которая сформировалась во второй половине 19 века как наука о возбудителях болезней, то есть как раздел медицины. Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве

Строение бактерий Бактерия имеет сложное строение Стенка клетки защищает одноклеточный организм от внешнего воздействия, придает определенную форму, обеспечивает питание и сохранение его внутреннего содержимого П лазматическая мембрана содержит ферменты, участвует в процессе размножения, биосинтезе компонентов. Жгутиками называют поверхностные структуры, служащие для передвижения клеток в жидкой среде или по твердой поверхности Цитоплазма служит для выполнения жизненно важных функций. У многих видов в цитоплазме содержится ДНК, рибосомы, различные гранулы. Пили – нитевидные образования, намного тоньше и меньше жгутиков. Они бывают различных типов, различаются по назначению, строению. Пили нужны для прикрепления организма к поражаемой клетке.

Виды бактерий кокки (имеют округлую форму); бациллы (имеют палочковидную форму); спириллы (имеют форму спирали); спириллы (имеют форму спирали);

Классификация бактерий Полезные бактерии кишечная палочка Является неотъемлемой частью флоры кишечника человека и большинства животных. Ее пользу трудно переоценить: расщепляет неусваиваемые моносахариды, способствуя пищеварению; предотвращает развитие патогенных и болезнетворных микроорганизмов в кишечнике. Молочнокислые бактерии Представители этого отряда присутствуют в молоке, молочных и ферментированных продуктах, и в то же время являются частью микрофлоры кишечника и ротовой полости. Способны сбраживать углеводы и в частности лактозу и вырабатывать молочную кислоту, которая является основным источником углеводов для человека. Посредством поддержания постоянно кислой среды сдерживают рост неблагоприятных бактерий. Бифидобактерии По средством выработки молочной и уксусных кислот они полностью предотвращают развитие гнилостных и болезнетворных микробов в детском организме. Кроме того бифидобактерии : способствуют перевариванию углеводов; обеспечивают защиту кишечного барьера от проникновения микробов и токсинов во внутреннюю среду организма

Вредные бактерии Сальмонелла Эта бактерия является возбудителем очень острой кишечной инфекции, брюшного тифа. Сальмонелла вырабатывает токсины опасные исключительно для людей. Столбнячная палочка Эта бактерия — одна из самых стойких и одновременно самых опасных в мире. Вырабатывает чрезвычайно токсичный яд, столбнячный экзотоксин, приводящий к практически полному поражению нервной системы. Микобактерии Микобактерии — семейство бактерий, часть из которых являются патогенными. Различные представители этого семейства вызывают такие опасные заболевания как туберкулез, микобактериоз , лепра (проказа) — все они передаются воздушно-капельным путем.

Мои опыты… Приготовление домашнего кефира

Выращивание сенной палочки К числу бактерий, которые широко распространены в природе, относится и сенная палочка. Впервые она была описана в 1835 году. А название своё получила из-за того, что изначально культуру выделяли из прелого сена. Эта бактерия – одна из самых крупных. Она имеет прямую вытянутую форму с тупыми закруглёнными концами и обычно бесцветна. Эту бактерию довольно просто получить в домашних условиях. Для работы мне понадобилось следующее: сено (его можно купить в зоомагазине), кастрюля с водой, банка с широким горлышком, марля для процеживания. На один литр воды нужно взять 10 грамм сена. Кипятим сено в течение 20 минут. Получившийся отвар процеживаем и переливаем в банку, разбавляя 1:1 с отстоянной холодной водой. В другую банку я решил налить неразбавленный отвар и посмотреть, что из этого получится. Банки ставим в тёплое место. Наилучшие условия для жизни сенной палочки – большое количество растворённых органических веществ, обилие кислорода и температура около +30 градусов. При таких условиях на поверхности отвара сена уже через двое суток должна образоваться плёнка, сплошь состоящая из бактерий.

Читайте также:  Чем полезна аджика острая

Результаты теста «Бактерии» Оказалось, что многие ребята не знают, о царстве бактерий и о существовании полезных бактерий в наших молочных продуктах.

Заключение Изучая бактерии, я познакомился с их разнообразием и классификацией, смог самостоятельно вырастить бактерии в домашних условиях. Узнал, что существует огромное количество полезных бактерий, которые мы употребляем каждый день с кисломолочными продуктами и о вредных бактериях (опасных для человека) Я выяснил, что бактерии являются незаменимой частью нашей жизни и всего живого. Они находятся абсолютно везде и во всём, играют колоссальную роль в жизни человека. Люди научились использовать бактерии: На основании выше изложенного материала и проведенных исследованиях, считаю, что моя гипотеза подтвердилась: « Множество бактерий живет в организме человека, они бывают как полезные, так и вредные и их можно размножить в домашних условиях»

источник

Кулебакский район, р.п. Гремячево, МБОУ Гремячевская СОШ, 7 б «Удивительные бактерии».

Руководитель: Древс Светлана Андреевна, учитель биологии. МБОУ Гремячевская школа №1

Цель научной работы: изучение особенности строения и жизнедеятельности бактерий, определение их положительного и отрицательного воздействия на жизнедеятельность человека, провести лабораторную работу по обнаружению бактерий.

Метод проведения: реферативно-исследовательская с проведением практической работы. Основные результаты исследования: подробно изучила строение и жизнедеятельность бактерий; определила значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве; провела практическую работу по обнаружению молочнокислых бактерий, бактерий гниения, изучила их свойства; узнала интересные факты о бактериях.

Открытие бактериальной клетки……………………………………. 5

Строение и жизнедеятельность бактерий…………………………………………. 7

Значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве…………………………..….10

Практическая работа «Обнаружение молочнокислых бактерий, изучение их свойств»………………………………………………………………………………..13

Интересные факты о бактериях………………………………………………………16

Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ — бактерий. Их находили в струях гейзеров с температурой около 105, сверх солёных озерах, например в знаменитом Мертвом море. Живые бактерии были обнаружены в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11км; на высоте 41км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине нескольких километров — везде находили бактерии. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали и в открытом космосе, помещенные туда на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Среди бактерий есть паразиты, которые, поселяясь в чужих организмах, могут стать причиной болезни. Есть и бактерии-хищники, которые из множества своих тел «плетут» приспособления, чем-то напоминающие паутину, и ловят туда свою добычу (например, простейших). Долгое время люди жили, так сказать, «бок о бок» с бактериями, не подозревая об их существовании.

Выбранная тема работы «Удивительные бактерии)» актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияние на организм человека. Учёные всего мира работают над созданием лекарств против многих инфекционных болезней.

Работая по данной теме, я поставила перед собой следующую цель: изучение особенности строения и жизнедеятельности бактерий, определение их положительного и отрицательного воздействия на жизнедеятельность человека.

Для выполнения данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

подробно изучить строение и жизнедеятельность бактерий;

определить значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве;

провести практическую работу по обнаружению молочнокислых бактерий, бактерий гниения, изучить их свойства;

узнать интересные факты о бактериях.

II. Основная часть

1. Открытие бактериальной клетки.

Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология. Бактерии наряду были одними из первых живых организмов на Земле, появившись около 3,5 млрд. лет назад.

Бактерии (др. греч. — палочка) — царство микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий и предполагается, что их существует свыше миллиона.

Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828. Луи Пастер в 1850-е положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

До 19 века микробиология представляла собрание разрозненных фактов. Основоположниками микробиологии как науки были выдающиеся ученые 19 века французский химик Л. Пастер (1822—1895) и русский ботаник Ценковский Л. С. (1822—1887 г. г.). В 1862 году Пастер блестяще доказал, что микроорганизмы не возникают самопроизволь­но. Он доказал, что заразные болезни вызываются различны­ми микробами. Пастером были приготовлены вакцины против бешенства и сибирской язвы. Ценковский Л. С. показал на близость бактерий с сине-зелеными водорослями.

Разработка методов выращивания микробов на различных твердых пита­тельных средах связана с именем немецкого врача Р. Коха (1843—1910 г.), который открыл бациллу сибирской язвы, холерный вибрион и туберкулёзную палочку. После работ Л. Пастера и Р. Коха микро­биология разбилась на ряд более узких специальностей. Вы­деляются общая, сельскохозяйственная, техническая, ветери­нарная и медицинская микробиология.

Большую роль в развитии общей и почвенной микро­биологии сыграли работы С. Н. Виноградского и В. Л. Омелянского. С. Н. Виноградским был установлен факт усвоения углекислоты бесхлорофильными микроорганизмами, т. е. спо­собность строить свое тело всецело за счет усвоения неорга­нических веществ. Он доказал существование анаэробных азотфиксирующих бактерий; положил начало изучению мик­роорганизмов, населяющих почву. В. Л. Омелянский вскрыл микробиологическую приро­ду процесса анаэробного разложения клетчатки. Из исследователей в области медицинской микробио­логии следует отметить Д. К.Заболотного, известного своими работами по изучению возбудителей холеры и чумы.

Советские микробиологи много сделали по выработке мер профилактики инфекционных заболеваний. Много сдела­но в области изучения вопросов общей микробиологии и в применении микроорганизмов в промышленности и в сельском хозяйстве. Микробы широко и пользуются для получения спирта, ацетона, лимонной кислоты, дрожжей, для полу­чения антибиотиков. В сельском хозяйстве используются бак­териальные удобрения, повышающие урожай сельскохозяйственных культур.

Основная часть

2. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Бактерии — это мельчайшие прокариотические организмы, имеющие клеточное строение. По причине микроскопических размеров клеток от 0,1 до 10—30 мкм бактерии

По форме и особенностям объединения клеток различают несколько морфологических групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др. Кокки, сцепленные попарно, получили название диплококки, соединенные в виде цепочки — стрептококки, в виде гроздей — стафилококки и др. Реже встречаются нитчатые формы.

Строение клетки. Клеточная стенка придает бактериальной клетке определенную форму, защищает ее содержимое от воздействия неблагоприятных условий среды и выполняет ряд других функций. Основу клеточной стенки бактерий (как и всех прокариот) составляет особое вещество — муреин (полисахарид в соединении с несколькими аминокислотами). Многие виды бактерий окружены слизистой капсулой, которая служит дополнительной защитой для клеток.

Способ расположения жгутиков является одним из характерных признаков при классификации подвижных форм бактерий.

Плазматическая мембрана по структуре и функциям не отличается от мембраны эукариотической клетки. У некоторых бактерий плазмалемма способна образовывать впячивания внутрь цитоплазмы, называемые мезосомами. На складчатых мембранах мезосом находятся окислительно-восстановительные ферменты, а у фотосинтезирующих бактерий — и соответствующие пигменты (в том числе бактериохлорофилл), благодаря чему мезосомы способны выполнять функции митохондрий, хлоропластов и других органелл, а также участвовать в фиксации азота.

В цитоплазме имеется около 20 тыс. рибосом и одна крупная кольцевая двухцепочечная молекула ДНК, длина которой в 700 или тысячу раз превышает длину самой клетки. Кроме того, у большинства видов бактерий в цитоплазме имеются еще и мелкие кольцевые молекулы ДНК, называемые плазмидами. Мембранные структуры (органеллы), характерные для эукариотических клеток, у бактерий отсутствуют.

У ряда водных и почвенных бактерий, лишенных жгутиков, в цитоплазме имеются газовые вакуоли. Регулируя количество газа в вакуолях, водные бактерии могут погружаться в толщу воды или подниматься на ее поверхность, а почвенные — передвигаться в капиллярах почвы. Запасные вещества бактериальной клетки — это полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, полифосфаты, сера.

Формы бактериальной клетки.

Шаровидные виды – кокки. В форме спирали – спириллы. Палочковидныебактериибациллы.

Питание бактерий.

По типу питания бактерии делят на две группы: автотрофные и гетеротрофные. Автотрофные бактерии синтезируют органические вещества из неорганических. В зависимости от того, какую энергию используют автотрофы для синтеза органических веществ, различают фото- (зеленые и пурпурные серобактерии) и хемосинтезирующие бактерии (нитрифицирующие, железобактерии, бесцветные серобактерии и др.). Гетеротрофные бактерии питаются готовыми органическими веществами отмерших остатков: (сапротрофы) или живых растений, животных и человека (симбионты).

К сапротрофам относятся бактерии гниения и брожения. Первые расщепляют азотсодержащие соединения, вторые — углеродосодержащие. В обоих случаях выделяется энергия, необходимая для их жизнедеятельности.

Размножение. Бактерии размножаются путем простого бинарного деления клетки. Этому предшествует самоудвоение (репликация) молекулы ДНК. Почкование встречается как исключение.

При образовании спор в бактериальной клетке уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, протопласт сжимается и покрывается очень плотной оболочкой. Споры обеспечивают возможность переносить неблагоприятные условия. Они выдерживают длительное высыхание, нагревание свыше 100°С и охлаждение почти до абсолютного нуля. В обычном же состоянии бактерии неустойчивы при высушивании, воздействии прямых солнечных лучей, повышении температуры до 65—80°С и т. д; В благоприятных условиях споры набухают, образуя новую клетку бактерий.

Несмотря на постоянную гибель бактерий (поедание их простейшими, действие высоких и низких температур и других неблагоприятных факторов), эти примитивные организмы сохранились с древнейших времен благодаря способности к быстрому размножению (клетка может делиться через каждые 20—-30 мин), образованию спор, чрезвычайно устойчивых к факторам внешней среды, и их повсеместному распространению.

Цианобактерии.

Мы познакомимся с бактериями – «травами». Чуть-чуть влаги, воздуха и солнца – вот почти всё, что им нужно для жизни. Да и выглядят эти бактерии не совсем обычно. Настолько необычно, что учёные долгое время считали их …водорослями! Но исследования показали, что у этих «водорослей» нет ядра, и стало быть, их нужно относить к бактериям – прокариотам. Из-за сине-зелёного цвета их назвали цианобактериями (cyanus по гречески «голубой»).

Цианобактерии обитают в самых различных местах. Представьте себе бесплодную скалу. Изо дня в день они «отгрызают» от камня мельчайшие крупинки. Камень покрывается трещинками, в которые могут запустить корни растения, и со временем рассыпаются на песчинки. А начало этому положили цианобактерии.

У вас «зацвёл» аквариум? В нём появились тёмно-зелёные хлопья или налёт на стенках? Тревожный знак! В аквариуме появились цианобактерии. Некоторые цианобактерии выделяют в воду ядовитые для рыб вещества. Процессы фотосинтеза у цианобактерий и эукариотных организмов осуществляются сходным образом. Основным запасным углеводом у них является гликоген.

3. Значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве.

Роль бактерий в биосфере велика. Благодаря их жизнедеятельности происходит разложение и минерализация органических веществ отмерших растений и животных. Образовавшиеся при этом простые неорганические соединения (аммиак, сероводород, углекислый газ и др.) вовлекаются в общий круговорот веществ, без которого была бы невозможна жизнь на Земле. Бактерии вместе с грибами и лишайниками разрушают горные породы, участвуя тем самым в начальных стадиях почвообразовательных процессов.

Особую роль в природе играют бактерии, способные связывать свободный молекулярный азот, недоступный для высших растений. К этой группе относятся свободноживущий азотобактер и клубеньковые бактерии, поселяющиеся на корнях бобовых растений. Проникая через корневой волосок в корень, они вызывают сильное разрастание клеток корня, имеющее форму клубеньков. На первых порах бактерии живут за счет растения, а затем начинают фиксировать азот с последующим образованием аммиака, а из него — нитритов и нитратов. Образовавшихся азотистых веществ достаточно и для бактерий, и для растений. Кроме того, часть нитритов и нитратов выделяется в почву, повышая ее плодородие. Количество фиксируемого азота клубеньковыми бактериями может достигать 450—550 кг/га в год.

Читайте также:  Чем полезны ягоды облепихи для здоровья

Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д. В процессе их жизнедеятельности образуются биологически активные вещества — антибиотики, витамины, аминокислоты. Наконец, бактерии являются объектом для исследований в области генетики, биохимии, биофизики, космической биологии и др.

Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Такие болезнетворные бактерии, как возбудитель чумы, туляремии, сибирской язвы, пневмококки в организме животных и человека устойчивы против фагоцитоза и антител. Известен целый ряд других болезней человека бактериального происхождения, которые передаются воздушно-капельным путем (бактериальная пневмония, туберкулез, коклюш), через пищу и воду (брюшной тиф, дизентерия, бруцеллез, холера), при половом контакте (гонорея, сифилис и др.).

Бактерии могут поражать и растения, вызывая у них так называемые бактериозы (пятнистость, увядание, ожоги, мокрые гнили, опухоли и др.). Бактериозы довольно часто встречаются у картофеля, томатов, капусты, огурцов, свеклы, бобовых культур, плодовых деревьев.

Сапротрофные бактерии вызывают порчу продуктов питания. При этом наряду с выделением углекислого газа, аммиака и энергии, избыток которой вызывает нагревание субстрата (например, навоза, влажного сена и зерна) вплоть до его самовоспламенения, происходит образование и ядовитых веществ. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают.

В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

Полезные функции лактобактерий впервые заметил русский ученый Илья Ильич Мечников. Идея использовать кисломолочные продукты для нормализации биохимических процессов в кишечнике и питания организма в целом, принадлежит ему.

Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка. При засолке огурцов, помидоров, грибов, квашении капусты за счет деятельности молочнокислых бактерий создается кислая среда, угнетающая развитие бактерий. На этом основано консервирование продуктов питания. Для уничтожения бактерий и сохранения продуктов применяется метод пастеризации—нагревание до 65°С в течение 10—20 мин и метод стерилизации кипячение. Высокая температура вызывает гибель всех бактериальных клеток. Помимо этого в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве для дезинфекции, т. е. для уничтожения патогенных бактерий, используются йод, перекись водорода, борная кислота, марганцовокислый калий, спирт, формалин и другие неорганические и органические вещества.

Изучив различные источники, я убедилась, что все материалы подтверждают гипотезу моего проекта о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

Практическая работа

Мини – исследование

Получив информацию о том, что бактерии бывают вредными и полезными, мне стало интересно на них посмотреть. Для этого я решила провести эксперимент.

Описание эксперимента.

Для того, чтобы создать питательную среду для размножения бактерий, я взяла кастрюлю, поставила ее на плиту и довела воду до кипения. Добавила в воду бульонный кубик и ложку сахара. Прокипятила эту смесь в течение нескольких минут. Сняла кастрюльку с огня и дала ей остыть. Бульон я принесла в класс. В каждый из приготовленных ранее сосудов налила одинаковое коли­чество бульона. Затем в один из сосудов кашлянула, в другой сунула свой палец, а третий сосуд не трогала.

Наклейкой «Не пить!» на каждом сосуде предупредила всех, что идет эксперимент. Обернула сосуды пластиковой пленкой и поставила их в теплое место так, чтобы они никому не мешали.

Через некоторое время проверила, что происходит с бульоном. Жидкость в сосудах помутнела и стала издавать неприятный запах, что является подтверждением того, что в ней находятся бактерии.

После этого я взяла несколько капель жидкости и попыталась рассмотреть бактерии с помощью увеличительного прибора – лупы. Но это не привело к положительному результату – бактерий я не увидела. Тогда я решила прибегнуть к помощи другого прибора – светового микроскопа.

При двухсоткратном увеличении мне удалось рассмотреть бактерии во всех ёмкостях. Я обратила внимание на то, что больше всего бактерий было в сосуде, в который я опускала палец. Это ещё раз подтверждает тот факт, что на наших руках обитают бактерии. А меньше всего бактерий было в третьем сосуде. Хочется отметить, что меня удивило небольшое количество бактерий во всех ёмкостях, хотя они находились в тёплом месте несколько недель. Я думаю, что это связано с наличием в бульонном кубике консервантов (веществ, которые позволяют продуктам не портиться долгое время).

«Обнаружение кисломолочных бактерий, и изучение их свойств»

Впервые о пользе кисломолочных продуктов заговорили в начале ХХ века, когда Илья Мечников (русский биолог, лауреат Нобелевской премии) рассказал миру о благоприятных свойствах этого продукта. В ходе своих исследований Мечников выяснил, что в нашем желудочно-кишечном тракте, как и в кисломолочных продуктах, содержатся живые микроорганизмы. Они то и помогают желудку успешно функционировать.

Цель: обнаружить молочнокислые бактерии, изучить их свойства.

Оборудование и материалы: микроскоп,предметные стёкла, покровные стёкла, пробирки, кефир, простокваша, гнилой картофель, спирт, метиловая синька.

Исследую кисломолочные продукты. Для этого необходимо приготовить мазки простокваши, ке­фира. На воздушно сухой мазок наливаю спирт и выдерживаю 1—2минуты.

Окрашиваю метиленовой синькой. Пре­параты рассматриваю с иммерсионным объективом. В маз­ке из простокваши будут видны диплококки, в кефире—палочки и дрожжи.

Опыт 1. Порча молока гнилостными микробами.В пробирку с молоком прибавляю несколько капель жидкости из гнилого картофеля и оставляю в теплом месте на 10—12 часов. В результате развития гнилостных бактерий белок молока начнет растворяться и через 1—2 дня полностью растворится с выделением дурно пахнущих газов.

Опыт 2. Предохранение молока от порчи молочнокис­лыми бактериями.В пробирку с молоком вношу гнилостные и молочно­кислые бактерии. В качестве источника молочнокислых бак­терии можно взять 1—2 мл кефира. Развитие молочнокислых бактерий обеспечивает образование в молоке молочной кис­лоты, которая подавляет развитие гнилостных бактерий. В пробирке получается нормальный сгусток молока.

Вывод: Кисломолочные продукты содержат три основных вида полезных бактерий: бифидобактерии, лактобактерии и энтеробактерии. Когда мы здоровы, в состав микрофлоры кишечника входят пробиотические молочнокислые бактерии. Это именно благодаря их работе всем прочим микроорганизмам, проживающим в нашем желудочно-кишечном тракте, удается не только мирно сосуществовать друг с другом, но и эффективно работать нам на пользу.

Проведение опроса

После того, как я познакомилась с информацией о бактериях и провела собственное мини — исследование, мне стало интересно узнать, насколько ребята, которые учатся вместе со мной, владеют этой информацией.

С этой целью вместе с классным руководителем мы составили опрос-анкету. Были опрошены 24 учащихся нашего класса.

В опрос были включены вопросы о бактериях и их значении в жизни человека (см. Приложение)

Проанализировав результаты, я узнала, что:

знают о существовании бактерий – 100% учащихся;

знают, что бактерии могут вызывать различные заболевания человека – 100 % учащихся;

95, 8 % учащихся знают, что не все бактерии вредны для человека;

100 % , т.е. все ученики знают, что в организме человека живут бактерии, 75 % считают, что они помогают переваривать пищу и восстанавливают защитные силы организма;

многие ребята знают, что человек использует бактерии в хозяйственной деятельности.

Интересные факты о бактериях.

Ученые открыли структуру упаковки светочувствительных молекул зеленых бактерий, помогающую организмам чрезвычайно эффективно перерабатывать солнечный свет в химическую энергию, необходимую им для жизни. Открытие может в будущем привести к созданию нового поколения солнечных батарей, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Зеленые бактерии, ставшие предметом исследования ученых, используют энергию света для переработки соединений серы или железа, подобно тому, как растения используют солнечный свет в фотосинтезе. При этом организмы вынуждены довольствоваться очень ограниченным количеством солнечного света, так как живут они в водах горячих гидротермальных источников или в морях на глубине более 100 метров.

Японские специалисты создали первый в мире микродвигатель, который приводится в действие бактериями. Его главный вращающийся компонент имеет диаметр 20 миллионных метра.

Бактерия и бацилла – это одно и то же. Первое слово — греческого происхождения, а второе – латинского.

Существуют бактерии, которые помогают чистить зубы. Ученые из шведского Каролинского института скрестили эти бактерии с обычными йогуртовыми и теперь пытаются сделать трансгенный йогурт, который позволит нам не чистить зубы.

Общий вес бактерий, живущих в организме человека, составляет 2 килограмма.

Во рту человека около 40 000 бактерий. Во время поцелуя от одного человека другому передается 278 различных культур бактерий. К счастью, 95 процентов из них не представляют опасности.

Роль прокариот в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая практически во всех средах, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Первыми обитателями Земли были бактерии. Первые бактерии возникли на земле более 3 миллиардов лет назад.

Благодаря воздействию бактерий внешний облик и химический состав оболочек Земли изменился, и благодаря этому стало возможно появление других форм жизни (например, растений). Благодаря бактериям стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, вышедшие на сушу раньше растений, участвовали в почвообразовании и создали условия для выхода растений на сушу. В настоящее время роль бактерий также очень велика.

1. Почвенные бактерии – бактерии гниения. Они перерабатывают мертвое органическое вещество. Если бы не было этих бактерий, то поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают именно эти бактерии. Разлагают мертвые останки до минеральных солей, которые усваиваются растениями.

2. Азотфиксирующие бактерии. Поселяются на корнях бобовых культур (гороха, люцерны) и усваивают азот из воздуха, тем самым обогащают почву этим элементом, необходимым для роста растений.

3. Молочнокислые— используют для приготовления сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса.

4. Кишечная палочка – спутник человека. Обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины.

5. Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний таких как: туберкулез, чума, дизентерия, столбняк.

6.Любуясь голубыми язычками пламени на вашей газовой плите, вспомните о мельчайших тружениках, которые сделали для вас природный газ. Это метанобактерии, они перерабатывают донные остатки, в результате чего образуется болотный газ – метан, который мы используем в быту.

7. Биотехнология, генная инженерия – отрасль современной биологии, где без бактерий тоже не обойтись. Встраивая нужные гены в ядерное вещество бактерий, ученые заставляют производить их инсулин – препарат, применяемый при лечении сахарного диабета.

Выносим вердикт – бактерии жить, т.к. без нее многие процессы остановятся, и нарушается экологическое равновесие.

Ах, эта среда обитания!Все связанны между собойОбменом, цепями питания, Составом, структурой, судьбой…

В чащобах, и в грядах, и в весях, Где дышит и движется жизнь,Да будет всегда равновесие!Его потревожить страшись!

Список литературы.

А.Г. Еленевский, М. А.Биология. Растения, грибы, бактерии. Дрофа, 2001 г

Биология 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёрой. Автор –составитель Г.В. Чередникова. Волгоград. «Учитель» 2008г. Стр.144-146

Биология 10-11 класс. Поурочные планы по учеб В.И.Сивоглазова. Автор –составитель Т.В.Зарудняя. Волгоград. «Учитель» 2008г. Стр.70-71

Методические рекомендации проведения факультатива по микробиологии (Для учащихся средней школы). Арзамас, 1988г. Под редакцией А.Г.Сидорского стр.5-6,8,22,24-25.

Общая биология. 9 класс.В.Б. Захаров, А.Г. Мустафин, Москва. Просвещение 2003г.стр. 44 – 46.

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/654738/
  • http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/08/10/issledovatelskaya-rabota-bakterii-vrednye-i
  • http://school-science.ru/2/1/30237