Меню Рубрики

Кадастр месторождений полезных ископаемых это

Ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (ГКМ) является одной из ключевых задач в системе фондов геологической информации.

Паспорт ГКМ является практически единственным документом, всесторонне и полно описывающим месторождение в ясной и краткой форме.

Объем информационного массива ГКМ в Росгеолфонде составляет 35500 паспортов месторождений и проявлений, выявленных в Российской Федерации. По странам СНГ и Балтии массив паспортов включает 17949 объектов учета. За последние годы в Росгеолфонд с мест поступает в среднем около 800 новых паспортов ГКМ в год.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой построенную на единых методологических и программно-технических принципах информационную систему, содержащую унифицированные описания (паспорта) месторождений и проявлений полезных ископаемых. В паспорте отражены основные геологические, технологические и геолого-экономические характеристики месторождения, свойства руд и вмещающих пород, запасы полезных ископаемых, технологии их извлечения и переработки.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, повышения эффективности пользования недрами, информационного обеспечения государственной системы лицензирования пользования недрами.

Паспорта месторождений и проявлений полезных ископаемых — объектов учета ГКМ РФ составляются по следующим разделам:

А — месторождения металлических полезных ископаемых;

Б — месторождения неметаллических полезных ископаемых;

В — россыпные месторождения;

Г — проявления твердых и россыпных полезных ископаемых;

Д — месторождения и проявления нефти и газа;

Е — месторождения угля и горючих сланцев;

Ж — месторождения гидроминерального сырья;

ГКМ РФ предназначен для оперативного ознакомления с основными характеристиками месторождений и проявлений полезных ископаемых и содержит отсылки к более детальным их описаниям — в отчетах о результатах геологоразведочных работ, ТЭО, протоколах по Государственной экспертизе запасов и других исходных документах.

Отсюда, и тут есть ещё: http://www.rfgf.ru/2-3.htm

Кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой свод унифицированных описаний (паспортов) месторождений и проявлений полезных ископаемых. В соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» данный кадастр ведется для обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.

Кадастр содержит сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентах, горногеологические, гидрогеологические условия и горнотехнические особенности разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.

В кадастре также содержатся сведения об участках недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых в целях, не связанных с их добычей и лицензиях на пользовании недрами.

Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведется Государственный баланс запасов полезных ископаемых, содержащий сведения о:

! количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезного ископаемых по месторождениям, имеющим промышленного значение; ! размещении и степени промышленного освоения, добыче, потерях; ! обеспеченности промышленными разведанными запасами полезных ископаемых на основе их классификации. Запасы полезного ископаемого и его качество являются двумя фундаментальными параметрами, на которых основываются все расчеты эффективности проекта освоения месторождения. Это определяется тем, что годовые доходы от реализации проекта прямо зависят от величины запасов, содержаний полезных компонентов в руде и других параметров месторождения.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых является одним из основных отраслевых природно-ресурсных кадастров. Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности. Минеральные сырьевые ресурсы — первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.

Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов — степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.

Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых ресурсов. Эти факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и с эффектом от их эксплуатации, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья.

Правовой основой для создания государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее — Госкадастр) является Закон РФ «О недрах».

В приказе Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 регламентированы процедуры ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Данная государственная функция возложена на Роснедра. В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О недрах» Госкадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче. В него заносятся сведения по каждому месторождению, в том числе о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, о содержащихся в них компонентах, а также о горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения. Также Госкадастр содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения и данные по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Госкадастр ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач. Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный кадастр является сдача пользователем недр отчета о геологическом изучении недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации.

Составление и внесение изменений в Государственный кадастр осуществляются Роснедрами в установленном порядке на основании данных: государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке; территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации; геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ «О недрах» Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых. Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геолого-разведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов. Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

Исполнение государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых состоит из следующих этапов:

1. Поступление в установленном порядке геологического отчета в федеральный и территориальный фонды геологической информации.

2. Внесение сведений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых с присвоением кадастрового номера. Присвоенный кадастровый номер проставляется в Государственный кадастр при внесении записи в него об объекте учета Государственного кадастра.

3. Внесение дополнительных сведений в журнал учета изменений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Исполнение государственной функции по ведению Государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания с Государственного баланса состоит из следующих этапов:

1. Поступление заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых или акта о списании запасов в структурное подразделение Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса.

2. Учет изменений в запасах в Государственном балансе.

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

Данная функция управления осуществляется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче и т. д.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен содержать сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения, геолого-экономическую оценку каждого месторождения, а также сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых (ст. 30 Закона о недрах).

Для того чтобы иметь объективную информацию о состоянии минерально-сырьевой базы страны, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых (ст. 31 Закона). В нем содержатся сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых утверждена приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40. Классификация обязательна для всех недропользователей (юридических и физических лиц) на территории Российской Федерации при разведке и разработке месторождений твердых полезных ископаемых. Классификация определяет единые для всей страны принципы подсчета, оценки и государственного учета запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых в недрах по степени их изученности и экономическому значению.

Так, государственному учету подлежат выявленные и экономически оцененные запасы полезных ископаемых, количество и качество которых, хозяйственное значение, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия добычи подтверждены государственной экспертизой. Запасы подсчитываются и учитываются, а прогнозные ресурсы оцениваются всеми недропользователями по каждому виду твердых полезных ископаемых и направлениям их возможного промышленного использования. Подсчет проводится по месторождениям (участкам) на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы оцениваются в целом по бассейнам, рудным районам, узлам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений, а также по результатам геологосъемочных, геофизических и геохимических работ. Запасы полезных ископаемых подсчитываются в недрах в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, подтвержденными государственной экспертизой, без поправок на потери и разубоживание при добыче, обогащении и переработке концентратов.

В комплексных месторождениях подлежат обязательному подсчету и учету запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных полезных компонентов, целесообразность промышленного использования которых определена кондициями для подсчета запасов. Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки, требований государственных и отраслевых стандартов и технических условий. Одновременно определяется содержание попутных ценных, токсичных и вредных компонентов. Подсчет и учет запасов, а также оценка прогнозных ресурсов полезных ископаемых производится в единицах массы или объема. Запасы полезных ископаемых разрабатываемых, вводимых в эксплуатацию, намечаемых к разработке и разведываемых месторождений, а также запасы резервных разведанных и резервных оцененных месторождений подлежат раздельному государственному учету.

Степень разведанности запасов твердых полезных ископаемых определяется в зависимости от сложности геологического строения месторождений, которые подразделяются на несколько групп. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий А, В,

К первой группе относятся месторождения (участки) простого геологического строения с крупными и весьма крупными, реже — со средними по размерам телами полезных ископаемых с ненарушенным или слабонарушенным залеганием, характеризующимися равномерным распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории А.

Вторая группа — месторождения (участки) сложного геологического строения с крупными и средними по размерам телами с нарушенным залеганием, характеризующиеся неустойчивой мощностью и внутренним строением и неравномерным распределением основных ценных компонентов. К этой группе относятся также месторождения углей, ископаемых солеи и других полезных ископаемых простого геологического строения, но со сложными или очень сложными горно-геологическими условиями разработки. Особенности строения месторождений (участков) определяют возможность выявления в процессе разведки запасов категорий В, С1

Месторождения (участки) очень сложного геологического строения со средними и мелкими по размерам телами полезных ископаемых с интенсивно нарушенным залеганием и с очень неравномерным распределением основных ценных компонентов относятся к третьей группе. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категориям С1 и С2.

К четвертой группе относятся месторождения (участки) с мелкими, реже со средними по размерам телами с чрезвычайно нарушенным залеганием либо характеризующиеся резкой изменчивостью мощности и внутреннего строения, с крайне неравномерным качеством полезного ископаемого и гнездовым распределением основных ценных компонентов. Запасы месторождений этой группы разведываются преимущественно по категории С2.

При отнесении месторождений к той или иной группе могут использоваться количественные показатели оценки изменчивости основных свойств орудненения, характерные для каждого конкретного вида полезного ископаемого.

Месторождения полезных ископаемых по степени их изученности подразделяются на разведанные и оцененные. К разведанным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горно-технические условия разработки изучены с полнотой, достаточной для техникоэкономического обоснования решения о порядке и условиях их вовлечения в промышленное освоение, а также о проектировании строительства или реконструкции на их базе горнодобывающего предприятия.

Разведанные месторождения по степени изученности должны удовлетворять следующим требованиям. Во-первых, должна быть обеспечена возможность классификации запасов по категориям, соответствующим группе сложности геологического строения месторождения. Во-вторых, состав и технологические свойства полезных ископаемых должны быть детально изучены. Это необходимо для того, чтобы обеспечить получение данных, требуемых для проектирования рациональной технологии переработки запасов с комплексным извлечением полезных компонентов, имеющих промышленное значение, а также определить направления использования отходов производства или оптимальный вариант их складирования либо захоронения. В-третьих, запасы других совместно залегающих полезных ископаемых, включая породы вскрыши и подземные воды, с содержащимися в них компонентами, отнесенные на основании кондиций к балансовым, должны быть изучены и оценены в степени, достаточной для определения их количества и возможных направлений использования и др.

К оцененным относятся месторождения, запасы которых, их качество, технологические свойства, гидрогеологические и горнотехнические условия разработки изучены в степени, позволяющей обосновать целесообразность дальнейшей разведки и разработки. К этому виду месторождений предъявляются следующие требования. Во-первых, должна обеспечиваться возможность квалификации всех или большей части запасов по категории С2; состав и технологические свойства полезного ископаемого должны быть оценены с полнотой, необходимой для выбора технологической схемы переработки, обеспечивающей рациональное и комплексное использование полезного ископаемого. Во-вторых, гидрогеологические, инженерно-геологические, горно-геологические и другие природные условия должны быть изучены с полнотой, позволяющей предварительно охарактеризовать их основные показатели и др.

Запасы категории А выделяются на участках разведываемых месторождений первой группы сложности. На участках детализации разведываемых месторождений первой и второй групп выделяются запасы категории В. Запасы категории С1 составляют основную часть запасов разведываемых месторождений первой, второй и третьей групп, а также выделяются на участках детализации месторождений четвертой группы сложности. Запасы категории С2 выделяются при разведке месторождений всех групп сложности, а на месторождениях четвертой группы составляют основную часть запасов.

Запасы комплексных руд и содержащихся в них основных компонентов подсчитываются по одним и тем же категориям. Запасы попутных компонентов, имеющих промышленное значение, подсчитываются и оцениваются по категориям в соответствии со степенью их изученности, с характером распределения и формами нахождения. 11рогнозные ресурсы по степени их обоснованности подразделяются на категории Р1, Р2 и РЗ.

Прогнозные ресурсы категории Р1 учитывают возможность выявления новых рудных тел полезного ископаемого на разведанных и разведываемых месторождениях. Прогнозные ресурсы категории Р2 учитывают возможность обнаружения в бассейне, рудном районе, узле или поле новых месторождений полезных ископаемых. Предполагаемое наличие таких месторождений основывается на положительной оценке выявленных проявлений полезного ископаемого при крупномасштабной геологической съемке и поисковых работах. Прогнозные ресурсы оцениваются до глубин, доступных для эксплуатации при современном и возможном в ближайшей перспективе уровне техники и технологии разработки месторождений.

Читайте также:  Черный тмин полезные свойства масло

Прогнозные ресурсы категории РЗ учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого при средне- и мелкомасштабном региональном геологическом изучении недр, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований.

Запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчету и учету: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

Балансовые запасы подразделяются на две группы: запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды; запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при специальной поддержке недропользователя со стороны государства в виде налоговых льгот, субсидии и т. п.

Забалансовые запасы также подразделяются на две группы. К первой относятся запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам. Ко второй группе относятся запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки. Использование запасов этой группы в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы или технического прогресса, обеспечивающего снижение издержек производства. Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой. В обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учетом требований природоохранительного законодательства.

Приказом Минприроды России от 7 марта 1997 г. № 40 утверждена Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Классификация устанавливает единые для страны принципы подсчета, оценки и государственного учета эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод по степени их изученности и подготовленности для дальнейшего изучения и использования с учетом природоохранных и других ограничений в соответствии с требованиями действующего законодательства. Государственному учету подлежат эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод, прошедшие государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.

Под эксплуатационными запасами подземных вод понимается такой объем этих вод, который может быть получен на месторождении (участке) с помощью геолого-технически обоснованных водозаборных сооружений при заданных режиме и условиях эксплуатации, а также качестве воды, удовлетворяющем требованиям ее целевого использования в течение расчетного срока водопотреб- ления с учетом природоохранных требований. Под прогнозными ресурсами понимается объем подземных вод определенного качества и целевого назначения, который может быть получен в пределах гидрогеологического региона, бассейнов рек или административного района и отражает потенциальные возможности их использования.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются и учитываются в кубических метрах в сутки, а пароводяной смеси — в тоннах в сутки. В промышленных водах определяется также количество основных и попутных компонентов

(в тоннах), которое может быть получено на месторождении за расчетный срок его разработки без учета потерь при переработке вод. По месторождениям теплоэнергетических вод и парогидро- терм кроме эксплуатационных запасов оценивается также теплоэнергетическая мощность месторождения (в гигаджоулях в год, мегаваттах, тоннах условного топлива).

Эксплуатационные запасы подсчитываются и учитываются раздельно по каждому типу подземных вод (питьевые, технические, лечебные минеральные, теплоэнергетические, включая пароводяные смеси, промышленные) и направлениям их возможного промышленного использования по данным проведенных на месторождениях гидрогеологических поисково-оценочных и разведочных работ или по опыту эксплуатации действующих водозаборных сооружений на выявленных, осваиваемых либо уже освоенных месторождениях.

Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются на основе общих гидрогеологических представлений, региональных исследований, обобщения и интерпретации имеющихся материалов.

Эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы дренажных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, а также с использованием недр в других целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственной экспертизе и государственному учету. Эти процедуры проводятся для того, чтобы определить возможность их дальнейшего использования, необходимость сброса этих вод и оценить их влияние на окружающую природную среду.

Оценка качества питьевых, технических и лечебных минеральных вод проводится в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих качество воды целевого назначения, отраслевых стандартов, технических условий водопользования, а также с требованиями водопотребляющих организаций. Кондиции на лечебные минеральные воды разрабатываются организациями, специально на то уполномоченными федеральными органами здравоохранения. Оценка качества промышленных и теплоэнергетических вод проводится в соответствии с кондициями, разработанными на основе применения наиболее рациональных и эффективных методов добычи и переработки этих вод с соблюдением требований по их комплексному использованию и охране окружающей природной среды.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления госу-

дарственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора (ст. 31 Закона о недрах).

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Минприроды России на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальные фонды геологической информации на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 215 [1] .

Приказом Минприроды России от 9 июля 1997 г. № 122 было утверждено Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов. Положение устанавливает порядок и условия учета разведанных запасов полезных ископаемых по месторождениям (участкам) в государственном и территориальных балансах, постановки запасов на баланс и их списания с балансов с целью учета состояния минерально-сырьевой базы и рационального использования недр в нашей стране. Требования Положения являются обязательными для организаций, независимо от форм собственности, граждан Российской Федерации и иностранных граждан, осуществляющих на основании лицензий на право пользования недрами поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых является документом, подготавливаемым Министерством природных ресурсов РФ в соответствии с Законом РФ “О недрах” с целью ежегодного учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации и ее субъектов по важнейшим видам полезных ископаемых. Территориальный баланс запасов полезных ископаемых является документом, который готовится территориальным органом управления государственным фондом недр с целью учета состояния минерально-сырьевой базы соответствующих субъектов

Федерации по всем видам полезных ископаемых, перечисленных в приложении к названному Положению.

Государственный и территориальные балансы запасов составляются на основе государственной отчетности, представляемой пользователями недр в соответствии с названным выше Порядком представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, а также геологической информации, полученной пользователями недр, и данных государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность пре дета вляется пользователями недр по формам государственного федерального статистического наблюдения.

Балансы запасов должны содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами. Методика ведения государственного и территориальных балансов определяются Минприроды России.

Балансы запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Российским федеральным фондом геологической информации (Рос- геолфондом) и территориальными фондами геологической информации Минприроды России в субъектах Федерации, осуществляющими формирование, хранение и организацию использования федерального и территориальных фондов геологической информации в установленном порядке. Перечень полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, по которым составляются государственный и территориальные балансы запасов, приведен в приложении 1 к указанному выше Положению.

В государственном и территориальных балансах учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе и подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Минприроды России, а их количество и качество подтверждены заключениями органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. По твердым полезным ископаемым раздельному учету подлежат балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов, подразделяемые в соответствии с классификацией запасов месторождений и прогнозных ресурсов на группы А и В.

По нефти и конденсату учитываются только геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутанам, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений — только балансовые извлекаемые запасы. По подземным водам раздельно учитываются балансовые и забалансовые эксплуатационные запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, погребенных рассолов, балансовые и забалансовые запасы рассолов и поверхностной рапы и содержащихся в них ценных компонентов.

Запасы полезных ископаемых в государственном и территориальных балансах учитываются по месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам и другим объектам учета) в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки пользователями недр, по рудным районам, бассейнам, субъектам Федерации и России в целом.

Подлежащие учету балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых должны быть подсчитаны в соответствии с требованиями по классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Учету подлежат также запасы полезных ископаемых во вскрышных породах, в спецотвалах и других техногенных образованиях. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых, перспективные и прогнозные ресурсы нефти, газа и конденсата учитываются в балансах на основании апробации их количества и качества Научно-техническим советом Минприроды России.

Постановка месторождений и запасов полезных ископаемых на государственный и территориальные балансы, их изменения и списание с балансов могут производиться на любой стадии геологического изучения недр по данным геологоразведочных работ и разработки месторождений. Основанием для этого являются заключения и протоколы ГКЗ (ЦКЗ) и ТКЗ с учетом заключений органов Госгортехнадзора России. Протоколы ГКЗ, ЦКЗ и I КЗ вместе с геологическими отчетами с подсчетом запасов подлежат представлению в Российский федеральный фонд геологической информации и в соответствующие территориальные фонды геологической информации для использования содержащихся в них данных при подготовке государственного и территориальных балансов, а также для последующего их хранения.

Списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов, утвержденных органами Минприроды России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения. Порядок утверждения и согласования, содержание и оформление документации на списание запасов полезных ископаемых с учета организации определяются Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Минприроды России и Госгортехнадзором России 18 июля, 17 сентября 1997 г. № 121-1, № 28.

В балансах отражаются сведения о происшедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате добычи из недр; потерь при добыче в недрах; добычи из недр и складирования в спецотвалы; прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ; переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам — коэффициента извлечения); утраты промышленного значения по техникоэкономическим и горно-геологическим причинам; неподтвержде- ния запасов при разработке или последующих геологоразведочных работах; передачи в установленном порядке для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

Балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых учитываются непосредственно за недропользователем по участкам, на которые выданы в установленном порядке лицензии, или за территориальным органом управления государственным фондом недр по резервному нераспределенному фонду участков недр, на которые не выданы лицензии. Контроль за соблюдением правил ведения государственного учета запасов и отчетности о состоянии и движении запасов в организациях, осуществляющих поиски, оценку, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, производится органами государственного геологического контроля и государственного горного надзора в пределах их компетенции.

Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования по объектам пользования производится пользователем недр, осуществляющим поиски, оценку, разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых. Формы государственного федерального статистического наблюдения о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год представляются пользователями недр в Российский федеральный и территориальные фонды геологической информации Минприроды России, которые обобщают эти формы и представляют их государственным органам управления фондом недр и органам государственной исполнительной власти субъектов Федерации.

У чету и постановке на государственный и территориальные балансы подлежат количественные изменения балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых. Основанием для постановки на баланс указанных запасов и учета их изменения являются заключения органов государственной экспертизы. Постановке на государственный и территориальные балансы из прочих минеральных ресурсов подлежат балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы и запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

Российский федеральный фонд геологической информации (Рос- геолфонд) осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых. I ерриториаль- иые фонды геологической информации ежегодно составляют территориальные балансы запасов полезных ископаемых по объектам, находящимся на территории их деятельности и до 25 апреля представляют их Росгеолфонду. Последний ежегодно представляет Минэкономики России, Госкомстату России, Госгортехнадзору России и Минприроды России сводные данные о разведанных запасах и добыче важнейших полезных ископаемых по Российской Федерации до 1 июля, по углю, нефти и газу — до 1 августа; государственный баланс запасов полезных ископаемых по мере его подготовки и издания; сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых — до 1 августа. Кроме того, издания государственного баланса направляются федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере использования и охраны недр.

Рос геолфонд направляет территориальным фондам геологической информации часть изданного государственного баланса запасов полезных ископаемых по территории соответствующего субъекта Федерации, а также заключение по территориальным балансам запасов и формам государственного федерального статистического наблюдения, представленным пользователями недр, об изменениях, внесенных в них при составлении государственного баланса запасов полезных ископаемых. Согласно заключению Российского федерального фонда геологической информации территориальные фонды в свою очередь вносят соответствующие изменения в территориальные балансы запасов, сообщают о них пользователям недр, представившим государственную отчетность, и обеспечивают справочно-информационное обслуживание органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Порядок государственного учета и государственной регистрации работ по недропользованию регулируется ст. 28 Закона РФ “О недрах”. Эта деятельность тесно связана с ведением государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

Читайте также:  Полезна или нет манка

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением 11равительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726 (п. 22), Министерство осуществляет в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на

пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая 1

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и субъектами РФ.

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, a также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

источник

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых является одним из основных отраслевых природно-ресурсных кадастров.
Кадастровая информация в комплексном управлении природопользованием региона необходима прежде всего для того, чтобы стратегически правильно дать перспективную оценку находящимся на территории региона отраслям и предприятиям промышленности.
Минеральные сырьевые ресурсы — первоисточник естественной основы производства. Любой природный минеральный ресурс, пока он в недрах, представляет для человека лишь потенциальную потребительскую стоимость.

Созданные природой минеральные ресурсы скрыты в глубине недр, их количество, свойства и местоположение неизвестны заранее. Поиски залежей начинаются, по существу, с нулевой информации, которая нарастает по мере поисковых и геологоразведочных работ и становится полной лишь после извлечения полезного ископаемого на поверхность. Поэтому одна из важнейших характеристик конкретных залежей минеральных ресурсов — степень их надежности. Она является одним из основных параметров, принятых в основу классификационного разделения минеральных ресурсов на «запасы» и собственно ресурсы. По мере разведочных работ все большая часть потенциальных ресурсов переходит в категорию «запасов», хотя этот переход никогда не бывает полным: риск неподтверждения прогнозных ресурсов, как правило, бывает довольно большим.

Важной характеристикой месторождений минерально-сырьевых ресурсов, которая отражается в кадастровой информации, является их потенциальная экономическая эффективность. Это зависит в первую очередь от условий залегания, качества и территориального размещения сырьевых ресурсов. Эти факторы определяют размеры затрат на промышленное освоение, вовлечение и использование минеральных ресурсов. Величина оценки природных ресурсов связывается с затратами на их освоение и с эффектом от их эксплуатации, различием затрат и денежной ценности вырабатываемых полезных продуктов из минерального сырья.

Правовой основой для создания государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых (далее — Госкадастр) является Закон РФ «О недрах» [1].

В приказе Минприроды России от 14 июля 2009 г. N 207 [2] регламентированы процедуры ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых. Данная государственная функция возложена на Роснедра.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ «О недрах» Госкадастр ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче. В него заносятся сведения по каждому месторождению, в том числе о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, о содержащихся в них компонентах, а также о горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения. Также Госкадастр содержит геолого-экономическую оценку каждого месторождения и данные по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Госкадастр ведется и составляется, чтобы определить государственные балансы запасов полезных ископаемых в целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач.
Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный кадастр является сдача пользователем недр отчета о геологическом изучении недр в федеральный и территориальный фонды геологической информации.

Составление и внесение изменений в Государственный кадастр осуществляются Роснедрами в установленном порядке на основании данных:
государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;
заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных в установленном порядке;
территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации;
геологических отчетов о поисках, оценке и разведке месторождений.

В соответствии со статьей 31 Закона РФ «О недрах» Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.
Постановка запасов полезных ископаемых на Государственный баланс, их изменение и списание с Государственного баланса осуществляются по данным геолого-разведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов.
Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.

Исполнение государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых состоит из следующих этапов:

  1. Поступление в установленном порядке геологического отчета в федеральный и территориальный фонды геологической информации.
  2. Внесение сведений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых с присвоением кадастрового номера. Присвоенный кадастровый номер проставляется в Государственный кадастр при внесении записи в него об объекте учета Государственного кадастра.
  3. Внесение дополнительных сведений в журнал учета изменений в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Исполнение государственной функции по ведению Государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс и их списания с Государственного баланса состоит из следующих этапов:

  1. Поступление заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых или акта о списании запасов в структурное подразделение Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса.
  2. Учет изменений в запасах в Государственном балансе.
  3. Подготовка сводных данных о запасах.
  4. Составление Государственного баланса.

источник

Обеспечивается достоверность количественных и качественных оценок минерального сырья.

Часть 6: «Государственный баланс запасов полезных ископаемых».

Государственный баланс запасов полезных ископаемых –является правовой формой учета состояния минерально-сырьевой базы по видам полезных ископаемых

С его помощью достигается систематизация информации о состоянии минерально-сырьевой базы отдельно по каждому виду полезных ископаемых:

· учет количества запасов полезных ископаемых;

· учет их разведанности и освоенности на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Государственному балансу запасов полезных ископаемых посвящена ст. 31Закона РФ «О недрах».

Государственный баланс запасов полезных ископаемыхдолжен включать в себя сведения о запасах каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, а именно сведения:

· об их количестве, качестве и степени изученности;

· о степени промышленного освоения, добыче, потерях;

· об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых(статья 30 Закона РФ «О недрах») ведется в целях обеспечения разработки федерального и регионального программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен:

1)включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие:

· количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых;

· содержащиеся в них компоненты;

· условия разработки месторождения:

2) содержать геолого-экономическую оценку по каждому месторождению;

3) включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемыхсоставляются и ведутся ФОУГФН:

· на основе геологической информации недропользователей, осуществляющих геологическое изучение недр;

· на основе государственной отчетности недропользователей, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Эта информация сдается в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом РФ «О недрах», в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 32 Закона РФ «О недрах).

Часть 8: «Классификация запасов ПИ».

Классификация запасовполезных ископаемых утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Приказом МПР России от 01 ноября 2005 года №298утверждена новая классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов.

Однако, она не вступила в силу, и сейчас ведется работа по внесению в данную классификацию, чтобы она лучше учитывала экономические параметры разработки запасов.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляется в соответствии с приказом МПР России от 15 декабря 2006 года № 286«Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса».

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 382 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Кадастр природных ресурсов — совокупность научно обоснованных и достоверных данных о количественном и качественном составе каждого природного объекта, ресурса, а также субъектах прав на них (собственников, пользователей, арендаторов).

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру. Территориальные кадастры охватывают все элементы окружающей среды на отдельной территории.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. Территориальные кадастры содержат сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

Кадастровая оценка проводиться в составе соответствующих кадастров природных ресурсов. Ее объектом служат все без исключения хозяйственно освоенные природные ресурсы. Планово-перспективная оценка природных ресурсов может проводиться выборочно, по мере надобности, для проработки соответствующих планово-проектных решений.

Сводная информация о совокупных природных ресурсах отдельного региона содержится в комплексных территориальных кадастрах природных ресурсов (КТКПР).

Назначение КТКПР- обеспечить органы исполнительной власти и органы местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в РФ.

Данные КТКПР используются в целях:

· обеспечения управленческих решений в эколого-ресурсной сфере на уровне субъектов РФ и ниже;

· проведения функционального зонирования территории для регламентации ее использования;

· организации размещения производительных сил;

· реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий;

· изменения структуры и базы налогообложения в регионе;

· ресурсосбережения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

· проведения экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности;

· обеспечения санитарной и экологической безопасности;

· разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между РФ, субъектами РФ и муниципалитетами;

· приватизации природных объектов.

КТКПР содержит сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией, сведения о правовом статусе природных объектов. В частности, земельный кадастр включает информацию о количестве земель, их распределении по категориям и использованию, о качественном составе земель, реестре собственников земли, владельцев, пользователей, арендаторов. Данные кадастра применяют при планировании использования земель, распределении их по целевому назначению, определении платы за землю, оценки степени рациональности использования.

Кадастр месторождений полезных ископаемых содержит сведения об экономической ценности каждого месторождения, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки. Информация КТКПР представляется в виде карт, таблиц и описаний на электронных и бумажных носителях, она унифицирована по масштабам карт, стандартам сбора данных, родам классификаций, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки. Порядок формирования КТКПР Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют работу по формированию КТКПР на подведомственной территории, путем создания территориальных кадастровых центров (государственных предприятий или учреждений).Все природные ресурсы находятся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной и т.д. Земельный кодекс предусматривает передачу земель несельскохозяйственного назначения в частную собственность. На участок, находящийся в частной собственности, может быть установлен сервитут. Сервитут — ограниченное право пользования землей — может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации и т.д. Обременение участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения им.

источник

Основания для планирования работ по геологическому изучению недр и размещению предприятий горнодобывающей промышленности. Условия проведения экспертизы запасов полезных ископаемых. Правовое регулирование и охрана недр. Земельный кадастр в России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственный кадастр полезных ископаемых РФ

1. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленности, рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых, и составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых.

Читайте также:  Полезно ли яблоки есть на ночь

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в них компонентах, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условиях разработки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геологических работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд и территориальные геологические фонды, расположенные на территории республик и других субъектов РФ.

Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Количество и качество, условия залегания, степень изученности, народнохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией Российской Федерации по запасам полезных ископаемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при разработке месторождения, подлежат списанию с государственного баланса полезных ископаемых в установленном порядке по согласованию с органами государственного горного надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с Законом о недрах.

А также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предоставляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

3. Планирование использования и охраны недр

Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов и месторождении полезных ископаемых.

Также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.

Проекты планов использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и предприятиям — правительствами республик, входящих в состав РФ, и соответствующими органами других субъектов РФ Планы использования и охраны недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации. Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также другими нуждами народного хозяйства.

4. Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых

Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами. Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченными государственными органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, происходит в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, других субъектов РФ.

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых. Для образования особо охраняемых геологических объектов недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода — геометризованного блока недр.

Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная организации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей полезных ископаемых.

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружении, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения придается статус геологического отвода в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных) предоставляются органами государственного горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнадзора), для разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых — соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора.

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода запрещается.

Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промышленная разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вод.

Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении.

Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но является основанием для ходатайства об отводе земельного участка, порядок и условия которого регулируются ЗК РФ. Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют обязательств, в горноотводном акте.

5. Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользователями установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Он осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами.

Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранительными и иными контрольными органами.

Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами. Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ. Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием и охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов.

Правильность разработки месторождений полезных ископаемых контролируется маркшейдерской, геологической и иными службами.

Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации недр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами, является государственный горный надзор.

Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности.

Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, по договору. геологический недра горнодобывающий

Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию или сведения о ней в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.

Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о недрах).

6. Формирование единой системы земельного кадастра в России

России повсеместно. Во всех регионах страны завершена оценка сельскохозяйственных угодий, и её результаты утверждены на уровне субъектов федерации. Примерная стоимость земель сельскохозяйственного назначения в России колеблется от 400 руб. за гектар в районах Крайнего Севера до 43 тыс. руб. в Краснодарском крае. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России в системе земельного кадастра формируется единая база данных кадастровой стоимости объектов недвижимости и участков различных категорий земель, которая рассчитывается от рыночной стоимости объектов недвижимости и учитывает экономическую ситуацию, как в государстве, так и в регионе, на момент оценки. Проблемы природопользования. Почва относится к легко разрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Поэтому особое значение приобретает проблема рационального использования пахотных угодий.

При интенсивном использовании земли необходимо не только думать о том, как больше у нее взять, но и одновременно заботиться и об увеличении плодородия почвы. Земельный фонд России составляет 1709,7 млн. га. Около 1100 млн. га земель находится в зоне вечной мерзлоты. За последние 25 лет площади сельхозугодий сократились на 33 млн. га, несмотря на ежегодное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. Основными причинами уменьшения сельхозугодий являются появление эрозии почв, недостаточно регламентируемый отвод земель для несельскохозяйственных нужд, затопление, подтопление и заболачивание, зарастание лесом и кустарником. К факторам, способствующим разрушению почв, относятся также подземные и открытые разработки полезных ископаемых.

По оценкам научных учреждений, почвы сельхозугодий теряют ежегодно около 1,5 млрд. т. плодородного слоя вследствие эрозии. Термин «эрозия» происходит от латинского глагола «erodere» — разъедать.

Эрозия представляет собой разрушение и снос почвенного покрова (иногда и почвообразующих пород) потоками воды или ветром. При этом разрушается самый плодородный верхний слой почвы. Приемы борьбы с эрозией почв весьма разнообразны и зависят от почвенно-климатических и агроэкономических условий. Они должны осуществляться на основе внедрения зональных систем земледелия:

— в районах распространения ветровой эрозии — почвозащитные севообороты с полосным размещением посевов, снегозадержание, закрепление и облесение песков, выращивание полезащитных лесных полос;

— в районах распространения водной эрозии — обработка почв и посевов сельхоз. культур поперек склонов, контурная вспашка, укрепление пахотного слоя и другие способы обработки, уменьшающие сток поверхностных вод;

— в горных районах — устройство противоселевых сооружений, облесение, заложение склонов, регулирование выпаса скота, сохранение горных лесов, осушение заболоченных земель увеличивает ресурсы почв.

Ознакомление с порядком внесения сведений в государственный реестр работ по геологическому изучению. Изучение порядка ведения государственного реестра участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также в целях, несвязанных с добычей.

контрольная работа [20,0 K], добавлен 13.01.2015

Понятие недр и состав государственного фонда. Право собственности на недра и пользования ими. Порядок предоставления недр и земель, предназначенных для пользования. Правовой режим земель, использованных для разработки недр и добычи полезных ископаемых.

курсовая работа [67,8 K], добавлен 06.12.2007

Классификация видов недроиспользования: геологическое изучение; добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация подземных сооружений; сбор минералогических, палеонтологических материалов. Мероприятия по правовой охране недр в Республике Беларусь.

реферат [14,2 K], добавлен 08.05.2012

Земельный кадастр как подсистема государственного кадастра недвижимости. Основания и условия для перехода жилого помещения в нежилой фонд. Предоставление документов на государственную регистрацию прав. Организация работ по технической эксплуатации зданий.

реферат [120,2 K], добавлен 03.03.2015

Право пользования недрами как разновидность права природопользования. Государственный фонд недр. Месторождения полезных ископаемых. Техногенные месторождения полезных ископаемых. Субъекты и объекты права пользования недрами. Размер горного отвода.

реферат [14,3 K], добавлен 24.02.2009

Правовая основа полномочий органов местного самоуправления. Полномочия муниципальных органов в области использования земли, недр и других природных ресурсов, в области земельных отношений и охраны окружающей среды. Земельный кадастр Республики Татарстан.

реферат [31,5 K], добавлен 03.09.2011

Содержание учетной функции государственного управления земельным фондом. Особенности кадастровой системы учета земель. Понятие и содержание государственного земельного кадастра, его правовое регулирование, его проблемы и перспективы развития в России.

контрольная работа [22,4 K], добавлен 09.02.2010

Обязанности предприятий по охране животного мира, предусмотренные законодательством. Порядок оценки и возмещения нанесенного вреда. Особенности предоставления недр в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Лесное законодательство.

контрольная работа [36,4 K], добавлен 06.01.2011

Правовое регулирование государственного кадастрового учета земельных участков. Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости. Деятельность Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

реферат [27,3 K], добавлен 21.05.2013

Правовой порядок использования недр владельцами земельных участков, оформление лицензии. Вознаграждение за выявление месторождений полезных ископаемых. Ответственность за нарушение лесного законодательства и режима особо охраняемых природных территорий.

контрольная работа [18,7 K], добавлен 27.03.2011

источник

Источники:
  • http://studref.com/380839/ekologiya/gosudarstvennyy_kadastr_mestorozhdeniy_proyavleniy_poleznyh_iskopaemyh_gosudarstvennyy_balans_zapasov_
  • http://studfiles.net/preview/5267881/page:9/
  • http://mylektsii.ru/1-16468.html
  • http://studopedia.su/1_34606_chast--gosudarstvenniy-kadastr-mestorozhdeniy-i-proyavleniy-poleznih-iskopaemih.html
  • http://studbooks.net/1243536/ekologiya/kadastr_poleznyh_iskopaemyh
  • http://allbest.ru/otherreferats/law/00466254_0.html