Меню Рубрики

Как называются места где залегают полезные ископаемые

1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)

2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный

1. Самоопределение к учебной деятельности

Проведение психологического энергизатора — это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.

Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:

  • Светит солнце (поглаживание)
  • Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
  • Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
  • Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
  • Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
  • Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.

— Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)

— Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)

— Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)

2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.

1. Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
Он несет в дома тепло
От него всегда светло. (Уголь)
2. Не зря она варилась в доменной печи
На славу получились ножницы, ключи. (Руда)
3. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ)
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте что же это? (Нефть)
5. Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)
6. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

— На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)

Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).

Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)

Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)

— Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)

— Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)

— Минералогия –наука о минералах.

— Минералог – специалист по минералогии.

— Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)

Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.

3. Постановка цели деятельности

— Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:

“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.

“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”

— Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?

(Горные породы полезны человеку)

— Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.

(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)

4. Изучение нового материала

— Чем полезны: — песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )

— глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)

— известняк? (Мел, строительный материал)

— нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)

— природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)

— Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.

  • 1 группа – найдет информацию о песке;
  • 2 группа – о глине;
  • 3 группа – об известняке;
  • 4 группа – о нефти;
  • 5 группа – о торфе;
  • 6 группа – об угле;
  • 7 группа – о железных рудах;
  • 8 группа – о граните

Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.

Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.

Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением

Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.

Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.

Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.

Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.

Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.

Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.

— Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)

— Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)

— А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)

— На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)

— Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)

— Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.

— Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.

Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.

— Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?

— Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?

— Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?

— Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта
  • Карьер
  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля
  • Из гранита
  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля
  • Из нефти
  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит
  • Нефть
  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть
  • Глина
  • Газ

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

  • Шахта
  • Карьер
  • Месторождение

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

  • Из угля
  • Из гранита
  • Из руды

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

  • Из угля
  • Из нефти
  • Из газа

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

  • Гранит
  • Нефть
  • Глина

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

  • Каменный уголь
  • Гранит
  • Торф

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

  • Нефть
  • Глина
  • Газ

— Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)

— Рассмотрите схему (Приложение 1). Расскажите, как используют различные полезные ископаемые. Приведите свои примеры.

источник

Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Полезные ископаемые Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями.

Полезные ископаемые Природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли или с её поверхности, называются полезными ископаемыми.

Горючие полезные ископаемые

Полезные ископаемые Полезные ископаемые и изготовленные из них предметы встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Вот простой пример. Чтобы налить чай, нам нужна чашка, а для её изготовления используют специальный песок и белую глину. Чтобы суп был вкусным, в него необходимо добавить соль. А для того чтобы его попробовать, нам понадобиться ложка – она сделана из металла. Чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо сесть в машину, поезд, корабль или самолёт, а всем этим видам транспорта необходимо топливо – бензин, керосин, которые получают из нефти.

Полезные ископаемые Если очень бережно использовать естественные богатства природы, которые спрятаны в недрах земли или находятся на её поверхности, то их хватит ещё на много столетий. Полезные ископаемые добывают двумя способами. Если полезные ископаемые залегают неглубоко или находятся на поверхности земли, их добывают открытым (в карьерах) способом, но чаще всего применяют закрытый способ добычи полезных ископаемых – в шахтах и скважинах.

1. Чёрный, блестящий, Помощник настоящий, Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль.

Без нее не побежит, Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета, Отгадайте, что же это?

На кухне у мамы помощник отличный, Он синим цветком расцветает от спичек

Каждое полезное ископаемое полезно своим свойством. Например нефть даёт бензин, газ даёт тепло в дом, уголь движение паровозам.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (а. minerals; н. Mineralien, Nutzmineralien; ф. mineraux utiles, matieres minerales; и. minerales) — природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые могут быть эффективно использованы в сфере материального производства. По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на твёрдые ( угли ископаемые , горючие сланцы , торф , рудные и нерудные полезные ископаемые), жидкие ( нефть , минеральные воды ) и газообразные ( газы природные горючие и инертные газы ).

Учение о полезных ископаемых формировалось с нарастанием потребностей человеческого общества в минеральном сырье , в связи с развитием горного дела (см. Геология полезных ископаемых ).

Генезис полезных ископаемых . Изучение месторождений полезных ископаемых проводится с целью выяснения их генезиса и промышленной ценности. Оно осуществляется полевыми и лабораторными методами. Полевыми исследованиями определяют; положение тел полезных ископаемых в стратиграфическом разрезе , связь их с изверженными породами, отношение к составу вмещающих пород и геологической структуре; форму, строение и минеральный состав залежей. Основной метод полевых исследований — геологическое картирование, составление геологических карт и разрезов масштабов 1:500 — 1:50000. Лабораторные исследования связаны с изучением вещества полезных ископаемых и разделяются на изучение минерального состава, химического состава и физико-технических свойств полезных ископаемых.

Полезные ископаемые минеральных агрегатов , которые формировались на всём протяжении истории развития земной коры при свойственных ей процессах и физико-химических обстановках. Вещества, необходимые для образования таких минеральных агрегатов, поступали в магматических расплавах, в жидких и газообразных водных и иных растворах из верхней мантии , из пород Земной коры или сносились с поверхности Земли . Они отлагались при изменении геологических, географических и физико-химических условий, благоприятствующих накоплению полезных ископаемых. Возникновение различных полезных ископаемых зависело от благоприятного сочетания многих факторов — геологических, физико-химических, а для тех из них, которые формировались на поверхности Земли, также от физико-географических условий. Скопления полезных ископаемых в недрах и на поверхности Земли образуют месторождения полезных ископаемых. Геологическая структура месторождений полезных ископаемых, морфология тел полезных ископаемых, их строение и состав, а также их общее количество и запасы определяются в результате геологической разведки (см. Геологоразведочные работы ).

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Читайте также:  Чем полезно виноградное вино домашнее

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

источник

Полезные ископаемые являются минеральными образованиями, которые располагаются в земной коре. Благодаря наличию физических и химических свойств, их применяют в разных сферах промышленного производства. Полезные ископаемые могут быть газообразными, твердыми или жидкими.

Минеральные формирования залегают в форме разного типа скоплений. Они могут быть представлены штоками, россыпями, пластами, жилами. Те места, где обнаруживаются полезные ископаемые, называют месторождениями. Дисциплина, которая занимается разработкой таковых, называется горным делом.

В зависимости от своих практических или технических свойств, полезные ископаемые применяются в той или другой промышленной сфере.

К горючим минеральным образованиям относят нефть, уголь, сланцы, природный газ, торф и прочие ресурсы, при переработке которых образуется тепловая энергия.

Горно-химические скопления включают в себя минеральные соли, бораты, фосфаты и прочие вещества. Применяются они в горно-химической промышленности.

Отдельным типом полезных ископаемых являются гидроминеральные скопления. Они представлены в виде подземных вод.

К минеральным образованиям относят также и драгоценные камни, и самоцветы.

Существуют также нерудные полезные ископаемые. Они представлены месторождениями апатитов, фосфоритов, каменных и калийных солей, мергелями, известняками. К этой же категории относят и такие минеральные образования, как песчаники, глины, сера, асбест, графит, слюда, кварц, мрамор, плавиковый шпат и прочие.

Апатиты и фосфориты используются в качестве исходного сырья для выработки фосфорных удобрений. Крупнейшим месторождением апатитов считается месторождение Хибинское. Располагается оно на Кольском полуострове. Его балансовые запасы по оценкам специалистов составляют порядка 2,7 миллиардов тонн. Апатитовые руды, которые добываются на этом участке, поставляются на суперфосфатные заводы страны. Кроме того, они являются и сырьевой основой для получения глинозема за счет большого содержания нефелина.

Фосфориты в основном залегают в европейской части России. Наиболее крупным месторождением считается Вятско-Камское, расположено оно в Кировской области. Достаточно крупными считаются скопления в Московской, Брянской, Курской, Ленинградской области. В Чувашии и Башкортостане также обнаружены отдельные фосфоритные месторождения.

Для изготовления калийных удобрений применяют одноименные соли. На территории Урала, в Пермском крае располагается Верхнекамское месторождение. Оно считается крупнейшим скоплением калийных солей. Здесь содержится основная доля всех запасов этого сырья в России. Балансовые запасы составляют около 21,7 миллиардов тонн.

Серный колчедан и сера применяется для изготовления серной кислоты. Крупные залежи этого вещества обнаружены на Северном Кавказе (в Дагестане), Самарской области, на Дальнем Востоке. Серный колчедан в большом количестве находится на территории Урала. Здесь же располагаются и скопления поваренной соли. Крупными месторождениями являются Верхнекамское и Илецкое. Кроме того, поваренная соль добывается в Нижнем Поволжье, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.

Слюда добывается в Мурманской области и республике Карелии, а также в северной части Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.

Рудные полезные ископаемые включают в себя цветные, черные руды, а также благородные металлы.

Сегодня разработка месторождений считается одной из приоритетных промышленных отраслей. Это, главным образом, связано с тем, что минеральные образования являются важнейшим сырьевым материалом, обеспечивающим функционирование разных систем и структур. Добыча земных запасов осуществляется с использованием различной специальной техники опытными квалифицированными специалистами.

источник

Разделы: Начальная школа

1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)

2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный

1. Самоопределение к учебной деятельности

Проведение психологического энергизатора — это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.

Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:

  • Светит солнце (поглаживание)
  • Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
  • Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
  • Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
  • Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
  • Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.

— Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)

— Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)

— Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)

2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.

1. Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
Он несет в дома тепло
От него всегда светло. (Уголь)
2. Не зря она варилась в доменной печи
На славу получились ножницы, ключи. (Руда)
3. По трубе течет,
Пироги печет. (Газ)
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте что же это? (Нефть)
5. Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях.
А еще он есть в цементе.
Сам он удобренье. (Известняк)
6. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)

— На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)

Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).

Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)

Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)

— Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)

— Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)

— Минералогия –наука о минералах.

— Минералог – специалист по минералогии.

— Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)

Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.

3. Постановка цели деятельности

— Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2010. Зачитаю цитаты:

“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.

“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”

— Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?

(Горные породы полезны человеку)

— Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.

(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)

4. Изучение нового материала

— Чем полезны: — песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )

— глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)

— известняк? (Мел, строительный материал)

— нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)

— природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)

— Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.

  • 1 группа – найдет информацию о песке;
  • 2 группа – о глине;
  • 3 группа – об известняке;
  • 4 группа – о нефти;
  • 5 группа – о торфе;
  • 6 группа – об угле;
  • 7 группа – о железных рудах;
  • 8 группа – о граните

Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.

Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.

Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением

Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.

Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.

Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.

Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.

Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.

Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.

— Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)

— Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)

— А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)

— На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)

— Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)

— Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.

— Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.

Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.

— Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?

— Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?

— Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?

— Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?

5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?

5. Что не является горючим полезным ископаемым?

6. Какое полезное ископаемое является жидким?

— Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)

— Рассмотрите схему (Приложение 1). Расскажите, как используют различные полезные ископаемые. Приведите свои примеры.

источник

Подробное решение часть 1 (страницы) 58–61 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Окружающему миру за 4 класс можно найти тут

1. Что такое полезные ископаемые?

Ответ: Полезные ископаемые это природные богатства, минеральные и органические образования, которые люди добывают из глубин Земли или с ее поверхности. Различают твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

2. Какие полезные ископаемые вы знаете?

Ответ: Полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, калийная соль, каменная соль, торт, железные, алюминиевые, медные руды, золото и т.д.

3. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?

Ответ: Место, где залегают полезные ископаемые, называется месторождением.

4. Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?

Ответ: Полезные ископаемые Челябинской области довольно разнообразны. Особый интерес представляет горная часть региона. Учитывая, что Уральские горы существенно разрушены, многие пласты пород, располагавшиеся на существенной глубине, теперь находятся на поверхности. Полезные ископаемые Челябинской области оцениваются 300 промышленными месторождениями. Здесь найдены руды цветных и черных металлов, химическое сырье, уголь, камни-самоцветы, различные строительные материалы.

*Используя карту на с. 50–51, узнайте и расскажите, какие полезные ископаемые добывают в различных районах России. Рассмотрите иллюстрации. Соотнесите условные знаки и фотографии.

Ответ: В России открыто более 20000 месторождений полезных ископаемых. В разных регионах нашей страны добывают различные полезные ископаемые. Нефть и газ добывают на Западно-Сибирской провинции, Тимано-Печорской, Волго-Уральской, Прикаспийской, Северо-Кавказском Мангышлак, Енисейско-Анабарской, Лено-Тунгусской, Лена-Вилюйской, Охотской области и т.д.

Читайте также:  Напиток из шиповника чем полезен

Уголь. Главный угольный бассейн – Кузнецкий, Печорский, Южно-Якутский и российская часть Донецкого.

Горючие Сланцы. Главные месторождения сланцев расположены в европейской части РФ.

Торф. Наибольшие запасы торфа сосредоточены в северо-западных районах европейской части, на Северном Урале и Западной Сибири.

Железные руды. Россия находится на первом месте в мире по запасам железняка. Самый большой бассейн РФ и один из крупнейших в мире – Курская магнитная аномалия. Магматические месторождения известны в Карелии, на Урале, в Горном Алтае, в Забайкалье.

Марганец. Крупнейшие залежи известный на Урале, в Сибири, и на Дальнем Востоке.

Медь. Месторождения таких руд известны на Кольском полуострове. Залежи медно-колчеданных руд распространены на Урале.

Золото. Основная часть запасов золота в РФ сосредоточена в Восточно Сибирском и Дальневосточном регионах.

Используя информацию, полученную из текста, сравните нефть и природный газ.

Ответ: Нефть – это густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Природный газ – бесцветный и лёгкий, не имеет запаха, но тоже горючее, как и нефть. Учёные считают, что и нефть, и газ образовались из останков животных и растений, которые жили много миллионов лет назад. Нефть, как их газ используют для производства топлива, пластмасс, волокон и других ценных материалов. Из них также и производят смазочные масла. Эти полезные ископаемые добывают из недр земли с помощью скважин.

Какую роль играют полезные ископаемые в хозяйстве России, вашего родного края?

Ответ: Полезные ископаемые играют очень важную роль в хозяйстве нашей страны. Еще в древности люди начали использовать полезные ископаемые. Любая деятельность человека сегодня основана на использовании природных ресурсов. Полезные ископаемые используют в производстве, строительстве, энергетике, быту, транспорте и т.д. полезные ископаемые нашей планеты служит человеку они превращаются в разнообразной необходимые для нашей жизни вещи, создают уют, обеспечивать безопасность, обогревают, кормят, перевозят нас из одного места в другое. Следовательно, полезные ископаемые необходимы нам всегда и везде.

Если запасы полезных ископаемых в нашей стране так велики, почему их нужно использовать бережно?

Ответ: Полезные ископаемые необходимы нам сегодня для производства материальных благ. С каждым годом человечеству требуется всё больше и больше природных ископаемых для своих нужд. Запасы природных ископаемых очень велики, но не безграничны и их нельзя в одно мгновение восстановить, для этого понадобится миллионы лет. Поэтому полезные ископаемые нужно охранять и оберегать. Экономично использовать природные ресурсы, оберегать от пожаров, соблюдать правила перевозки и постараться, по возможности, заменить их искусственными материалами всё это поможет бережно расходовать запасы полезных ископаемых.

1. Какие факты свидетельствуют о том, что Россия хорошо обеспечена полезными ископаемыми?

Ответ: На территории России сосредоточены необычайное запасы сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В частности имеются: крупные месторождения нефти, газа, угля, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, вольфрама, золота, платины, асбеста, графита, слюды и других полезных ископаемых. На территории нашей страны построено огромное количество шахт и вышек для добычи различных природных ресурсов. Часть полезных ископаемых в России идет на экспорт в другие страны. Все эти факты говорят о больших запасов природных ископаемых в нашей стране.

2. Дайте краткую характеристику полезных ископаемых вашего края.

Ответ: Полезные ископаемые Челябинской области довольно разнообразны. Особый интерес представляет горная часть региона. Учитывая, что Уральские горы существенно разрушены, многие пласты пород, располагавшиеся на существенной глубине, теперь находятся на поверхности. Полезные ископаемые Челябинской области оцениваются 300 промышленными месторождениями. Здесь найдены руды цветных и черных металлов, химическое сырье, уголь, камни-самоцветы, различные строительные материалы.

источник

Полезные ископаемые залегают в самых различных районах Земли. Большинство ме­сторождений меди, свинца, цинка, ртути, сурь­мы, никеля, золота, платины, драгоценных камней встречается в горных районах, иногда на высоте больше 2 тыс. м.

На равнинах находятся месторождения уг­ля, нефти, различных солей, а также железа, марганца, алюминия.

Месторождения руд разрабатывали еще в глубокой древности. В то время руду добы­вали железными клиньями, лопатами и кай­лами, а выносили на себе или вытаскивали в бадьях примитивными воротками, как воду из колодца. Это был очень тяжелый труд. В не­которых местах древние рудокопы сделали огромные по тем временам работы. В крепких скалах они вырубили большие пещеры или глубокие, похожие на колодцы выработки. В Средней Азии до сих пор сохранилась выби­тая в известняках пещера высотой 15, шириной 30 и длиной более 40 м. А недавно обнаружили узкую, как нора, выработку, уходящую вглубь на 60 м.

Современные рудники — крупные, обычно подземные, предприятия в виде глубоких ко­лодцев — шахт, с подземными ходами, напоми­нающими коридоры. По ним движутся элек­тропоезда, подвозящие руду к специальным

лифтам — клетям. Отсюда руду поднимают на поверхность.

Если руда залегает на небольшой глубине, то роют огромные котлованы — карьеры. В них работают экскаваторы и другие машины. До­бытую руду увозят самосвалы и электропоезда. За один день 10—15 человек, работая на таких машинах, могут добывать столько руды, сколь­ко раньше не смогли бы выработать кайлой и лопатой 100 человек за год работы.

Количество добываемой руды ежегодно воз­растает. Металлов нужно все больше и больше. И не случайно появилась тревога: не будут ли скоро выработаны полезные ископаемые и нечего будет добывать? Экономисты произвели даже подсчеты, результаты которых оказались неутешительными. Так, например, подсчитали, что при современной скорости выработки за­пасы известных никелевых месторождений во всем мире полностью будут исчерпаны за 20 — 25 лет, запасы олова — за 10—15 лет, свин­ца — за 15—20 лет. А потом начнется «метал­лический голод».

Действительно, многие месторождения бы­стро истощаются. Но это относится в основном к тем месторождениям, где руды выходили на поверхность Земли и давно уже разрабатыва­лись. Большинство таких месторождений на самом деле за несколько сотен лет горного промысла частично или полностью выработа­но. Однако Земля — богатейшая кладовая по-

лезных ископаемых, и рано говорить о том, что богатства ее недр исчерпаны. Немало есть еще месторождений и близ поверхности Земли, много их залегает и на большой глу­бине (200 и больше метров от поверхности). Геологи называют такие месторождения скры­тыми. Искать их очень трудно, и даже опытный геолог может пройти над ними, ничего не заме­тив. Но если раньше геолог, отправляясь на поиски месторождений, был вооружен лишь компасом и молотком, то теперь он пользуется сложнейшими машинами и приборами. Уче­ные разработали много различных способов поисков полезных ископаемых. Чем глубже спрятала природа запасы ценных руд, тем труднее их обнаружить, а следовательно, совер­шеннее должны быть способы их поисков.

С тех пор как человек начал выплавлять из руд металлы, много отважных рудознатцев побывали в труднопроходимой тайге, в степях и в неприступных горах. Здесь они искали и находили месторождения полезных ископае­мых. Но старинные рудознатцы хотя и обладали опытом поколений в поисках руд, но не имели достаточно знаний для научно обос­нованных действий, поэтому они часто искали вслепую, полагаясь «на чутье».

Нередко большие месторождения открывали люди, не связанные с геологией или горным делом,— охотники, рыбаки, крестьяне и даже дети. В середине XVIII в. крестьянин Ерофей Марков, разыскивая на Урале горный хрусталь, нашел белый кварц с блестящими зернышками золота. Позже здесь открыли месторождение золота, названное Березовским. Богатые за­лежи слюды в 40-х годах XVII в. в бассейне р. Ангары нашел посадский человек Алексей Жилин. Маленькая девочка открыла в Южной Африке крупнейшее в капиталистическом мире месторождение алмазов, а первый русский алмаз нашел на Урале в 1829 г. 14-летний крепостной мальчик Павлик Попов.

Большие скопления ценного камня — ма­лахита, из которого делают различные укра­шения, были найдены впервые на Урале кре­стьянами при рытье колодца.

Месторождение красивых ярко-зеленых дра­гоценных камней — изумрудов открыл на Ура­ле в 1830 г. смолокур Максим Кожевников, когда выкорчевывал в лесу пни. Из этого месторождения за 20 лет разработок добыли 142 пуда изумрудов.

Одно из месторождений ртути (Никитовское на Украине) случайно открыл студент, увидевший в глинобитной стене дома ярко-красный минерал ртути — киноварь. В том месте, откуда возили материал для строитель­ства дома, оказалось большое месторождение киновари.

Развитию северных районов Европейской части СССР мешало отсутствие мощной энер­гетической базы. Каменный уголь, необходимый промышленным предприятиям и городам Се­вера, приходилось возить с юга страны за несколько тысяч километров или закупать в других странах.

Между тем в записках некоторых путешест­венников XIX в. указывалось о находках ка­менного угля где-то на севере России. Досто­верность этих сведений вызывала сомнения. Но вот в 1921 г. старый охотник прислал в Москву «образцы черных камней, которые жарко горят в костре». Эти горючие камни он собрал вместе с внуком в районе села Усть-Воркута. Каменный уголь оказался вы­сокого качества. Вскоре в Воркуту была послана экспедиция геологов, которая с по­мощью Попова открыла большое Воркутинское месторождение каменного угля. Впослед­ствии выяснилось, что это месторождение — наиболее важный участок Печорского угленос­ного бассейна, крупнейшего в Европейской части СССР.

В бассейне р. Воркуты вскоре вырос город шахтеров, к нему была проведена железная дорога. Теперь город Воркута стал центром угольной промышленности Европейского Севе­ра нашей страны. На базе воркутинских ка­менных углей развиваются металлургия и хи­мическая промышленность Севера и Северо-Запада СССР. Обеспечен углем речной и мор­ской флот. Так открытие охотника привело к созданию нового горнопромышленного цент­ра и разрешило энергетическую проблему для громадной области Советского Союза.

Не менее интересна история открытия маг­нитных железных руд летчиком М. Сургутановым. Он обслуживал совхозы и различные экспедиции в Кустанайской степи к востоку от Урала. На легком самолете Сургутанов возил людей и различные грузы. В один из рейсов летчик обнаружил, что компас перестал правильно показывать направление: магнит­ная стрелка начала «плясать». Сургутанов предположил, что это связано с магнитной

аномалией. Закончив рейс, он направился в библиотеку и выяснил, что подобные аномалии возникают в районах залегания мощных зале­жей магнитных железных руд. В следующие рейсы Сургутанов, пролетая над районом ано­малии, отмечал на карте места максимальных отклонений стрелки компаса. О своих наблю­дениях он сообщил в местное геологическое управление. Геологическая экспедиция, осна­щенная буровыми станками, заложила сква­жины и вскрыла на глубине нескольких десят­ков метров мощную залежь железных руд — Соколовское месторождение. Затем была вскры­та вторая залежь — Сарбайская. Запасы этих месторождений оцениваются в сотни миллионов тонн высококачественной магнитной железной руды. В настоящее время в этом районе создан один из крупнейших в стране горнообогати­тельных комбинатов с производительностью в несколько миллионов тонн железной руды в год. Рядом с комбинатом возник город горня­ков — Рудный. Заслуги летчика Сургутанова были высоко оценены: он был удостоен Ленин­ской премии.

В большинстве случаев поиски и открытие месторождений требуют серьезных геологиче­ских знаний и специальных вспомогательных работ, иногда весьма сложных и дорогостоящих. Однако в ряде случаев рудные тела выходят на поверхность по склонам гор, в обрывах речных долин, в руслах рек и т. п. Такие ме­сторождения могут быть открыты и неспе­циалистами.

За последние годы наши школьники прини­мают все более активное участие в изучении по­лезных ископаемых родного края. В каникулы учащиеся старших классов совершают турист­ские походы По родному краю. Они соби­рают образцы горных пород и минералов, описывают условия, в которых нашли их, и наносят на карту моста, где взяты об­разцы. По окончании похода с помощью квали­фицированного руководителя определяют прак­тическую ценность собранных горных пород и минералов. Если какие-либо из них пред­ставляют интерес для народного хозяйства, то на место находки отправляются специали­сты-геологи для проверки и оценки найденного месторождения. Так были найдены многочис­ленные месторождения строительных материа­лов, фосфоритов, каменного угля, торфа и других полезных ископаемых.

В помощь юным геологам и другим раз­ведчикам-любителям в СССР издана серия популярных книжек по геологии.

Таким образом, поиски месторождений до­ступны и посильны любому наблюдательному человеку, даже не имеющему специальных знаний. И чем шире круг людей, которые вклю­чаются в поиски, тем с большей уверенностью можно ожидать открытия новых месторожде­ний полезных ископаемых, нужных народному хозяйству СССР.

Однако рассчитывать только на случайные открытия поисковиков-любителей нельзя. В на­шей стране, с ее плановым хозяйством, искать надо наверняка. Это и делают геологи, знаю­щие, что, где и как искать.

НАУЧНО ОБОСНОВАННЫЕ ПОИСКИ

Прежде чем начинать поиски полезных ископаемых, необходимо знать условия, при которых образуются те или иные месторож­дения.

Большая группа месторождений образова­лась при участии внутренней энергии Земли в процессе проникновения в земную кору огненно-жидких расплавов — магм. Геологическая на­ука установила четкую зависимость между химическим составом внедрившейся магмы и составом рудных тел. Так, к изверженным породам черно-зеленого цвета (дунитам, перидо­титам и др.) приурочены месторождения пла­тины, хрома, алмазов, асбеста, никеля и др. Со светлыми, богатыми кварцем породами (гранитами, гранодиоритами) связаны место­рождения слюды, горного хрусталя, топаза и др.

Многие месторождения, особенно цветных и редких металлов, образовались из газов и водных растворов, отделявшихся при осты­вании на глубине магматических расплавов. Эти газы и растворы проникали в трещины земной коры и отлагали в них свой ценный груз в виде линзообразных тел или плитообразных жил. Большинство месторождений золота, воль­фрама, олова, ртути, сурьмы, висмута, молиб­дена и других металлов образовалось именно таким путем. Кроме того, установлено, в ка­ких горных породах осаждались из растворов определенные руды. Так, свинцово-цинковые руды чаще встречаются в известняках, а оловянно-вольфрамовые — в гранитоидах.

Читайте также:  Клюква свежая полезные свойства

Очень широко распространены на Земле осадочные месторождения, образовавшиеся в прошедшие века в результате осаждения мине­рального вещества в водных бассейнах — океанах,

морях, озерах, реках. Таким путем сфор­мировались многие месторождения железа, мар­ганца, бокситов (алюминиевой руды), камен­ной и калийной солей, фосфоритов, мела, са­мородной серы (см. стр. 72—73).

В местах древних морских побережий, ла­гун, озер и болот, где в большом количестве накапливались растительные осадки, образова­лись месторождения торфа, бурого и каменного угля.

Рудные осадочные месторождения имеют форму пластов, параллельных слоям вмеща­ющих их осадочных горных пород.

Накопление различных видов полезных ис­копаемых происходило не непрерывно, а в опре­деленные периоды. Так, например, большая часть всех известных месторождений серы образова­лась в пермский и неогеновый периоды истории Земли. Массы фосфоритов в нашей стране отло­жились в кембрийский и меловой периоды, крупнейшие месторождения каменных углей Европейской части СССР — в каменноуголь­ный период.

Наконец, на поверхности Земли в резуль­тате процессов выветривания (см. стр. 107) могут возникнуть месторождения глин, каолина, си­ликатных никелевых руд, бокситов и др.

Геолог, отправляясь на поиски, должен знать, какими горными породами сложен рай­он поисков и какие месторождения скорее всего можно в нем встретить. Геологу должно быть известно, как залегают осадочные гор­ные породы: в какую сторону вытянуты пласты, как они наклонены, т. е. в каком на­правлении они погружаются в глубь Земли. Это особенно важно учитывать при поисках таких полезных ископаемых, которые отла­гались на дне моря или в морских заливах в виде пластов, параллельных пластам гор­ных пород. Так залегают, например, пластовые тела каменного угля, железа, марганца, бок­ситов, каменной соли и некоторых других полезных ископаемых.

Пласты осадочных горных пород могут ле­жать горизонтально или быть смятыми в склад­ки. В перегибах складок иногда образуются большие скопления руд. А если складки имеют форму крупных пологих куполов, то в них можно встретить месторождения нефти.

В осадочных породах геологи стараются найти окаменелые остатки животных и расти­тельных организмов, потому что по ним можно определить, в какую геологическую эпоху обра­зовались эти породы, что облегчит поиски полезных ископаемых. Помимо знания состава

горных пород и условий их залегания, надо знать поисковые признаки. Так, очень важно найти хотя бы немного рудных минералов. Они часто находятся возле месторождения и могут подсказать, где нужно более тщательно искать руду. Тонкие плитообразные тела (жи­лы), сложенные нерудными минералами — кварцем, кальцитом и др., нередко располага­ются возле месторождения руд. Иногда одни минералы помогают искать месторождения дру­гих, более ценных. Например, в Якутии алма­зы искали по сопутствующим им ярко-красным минералам — пиропам (разновидность граната). В местах залегания рудных месторождений часто бывает изменена окраска горных пород. Происходит это под воздействием на породы горячих минерализованных растворов, подни­мающихся из недр Земли. Эти растворы про­никают по трещинам и изменяют породы: одни минералы они растворяют, а другие от­лагают. Зоны измененных пород, образующихся вокруг рудных тел, часто имеют большую про-

Крепкие горные породы в виде гребней возвышаются среди разрушенных более мягких пород.

тяженность и хорошо видны издали. Например, отчетливо выделяются измененные оранжево-бурые граниты среди обычных розовых или серых. Многие рудные тела в результате вы­ветривания приобретают бросающиеся в гла­за расцветки. Классическим примером явля­ются сернистые руды железа, меди, свин­ца, цинка, мышьяка, которые при вы­ветривании приобретают ярко-желтые, крас­ные, зеленые и синие цвета.

Многое могут рассказать геологу-поисковику формы рельефа. Разные горные породы и по­лезные ископаемые имеют различную кре­пость. Кусок угля легко разбить, а кусок гра­нита — трудно. Одни породы от солнца, ветра и влаги быстро разрушаются, и кусочки их сносятся с гор вниз. Другие породы гораздо тверже и разрушаются медленнее, поэтому они возвышаются среди разрушенных пород в виде гребней. Их можно видеть издалека. Посмотри­те на фотографию на стр. 94, и вы увидите греб­ни крепких пород.

В природе есть руды, которые разрушаются быстрее горных пород и на их месте образу­ются углубления, похожие на канавы или ямы. Геолог проверяет такие места и ищет здесь

С особым вниманием относятся поисковики к древним выработкам. В них добывали ру­ду наши предки несколько столетий назад. Здесь на глубине, куда не могли проникнуть древние рудокопы, или поблизости от древних выработок может находиться месторождение руды

Иногда о местах залегания руды говорят старые названия поселений, речек, логов, гор. Так, в Средней Азии в названия многих гор, логов, перевалов входит слово «кан», что озна­чает руда. Оказывается, давным-давно здесь находили руду, и это слово вошло в название места. Геологи, узнав, что в районе есть лог или горы, в названии которых есть слово «кан», начинали искать руду и иногда находили ме­сторождения. В Хакассии есть гора Темир-Тау, что в переводе означает «железная гора». На­звали ее так из-за бурых натеков окисленной железной руды.

Железа в горе оказалось немного, но зато геологи нашли здесь более ценную руду — медную.

Когда геолог ведет поиски месторождений в каком-нибудь районе, то он обращает внима­ние и на водные источники: выясняет, не со­держатся ли в воде растворенные минеральные вещества. Зачастую даже небольшие источники

Такие канавы прорывают, чтобы определить, какие породы скрыты под слоем почвы и наносов.

могут рассказать о многом. Вот, например, в Тувинской АССР есть источник, к которому издалека приезжают больные. Вода этого ис­точника оказалась сильно минерализованной. Окружающая источник местность покрыта тем­но-бурыми ржавыми окислами железа. Зимой, когда вода источника замерзает, образуется лед бурого цвета. Геологи обнаружили, что здесь подземная вода проникает по трещинам в руды месторождения и выносит на поверхность растворенные химические соединения железа, меди и других элементов. Источник находится в труднодоступном горном районе, и геологи долгое время даже не знали о его существо­вании.

Мы вкратце рассмотрели, что надо знать и на что приходится обращать внимание гео­логам-поисковикам в маршруте. Из горных пород и руд геологи берут образцы, чтобы затем произвести их точное определение с помощью микроскопа и химического анализа.

ЗАЧЕМ НУЖНА ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И КАК ЕЕ СОСТАВЛЯЮТ

На геологических картах показано, какие породы и какого возраста находятся в том или ином месте, в каком направлении они вытяги­ваются и погружаются на глубину. На карте видно, что одни породы встречаются редко, а другие тянутся на десятки и сотни километ­ров. Например, когда составили карту Кав­каза, то выяснилось, что почти вдоль всего горного хребта тянутся граниты. Много гра­нитов на Урале, в Тянь-Шане и других горных районах. О чем говорят геологу эти горные породы?

Мы уже знаем, что в самих гранитах и в изверженных породах, похожих на граниты, встречаются месторождения слюды, горного хрусталя, свинца, меди, цинка, олова, воль­фрама, золота, серебра, мышьяка, сурьмы, ртути, а в темноокрашенных изверженных по­родах — дунитах, габбро, перидотитах — концентрируются хром, никель, платина, асбест.

Зная, с какими горными породами связаны месторождения определенных полезных иско­паемых, можно обоснованно планировать их поиски. Геологи, составляющие геологическую карту, установили, что в Якутии находятся такие же изверженные горные породы, как и в Южной Африке. Разведчики недр сделали вывод, что в Якутии следует искать алмазные месторождения.

Составление геологической карты — большая и трудная работа. Она была выполнена в основном за годы Советской власти (см. стр. 96—97).

Чтобы составить геологическую карту всего Советского Союза, геологам пришлось много лет исследовать один район за другим. Гео­логические партии проходили по долинам рек и их притоков, по горным ущельям, взбирались на крутые склоны хребтов.

В зависимости от масштаба составляемой карты прокладываются маршруты. При составле­нии карты масштаба 1 : маршруты гео­логов проходят на расстоянии 2 км один от другого. В процессе геологической съемки геолог берет образцы горных пород и делает в специальной маршрутной тетради записи: от­мечает, какие породы встретил, в каком на­правлении они вытягиваются и в какую сторону погружаются, описывает встреченные складки, трещины, минералы, изменение

окраски пород. Таким образом, получается, как показано на рисунке, что геологи как бы раз­бивают исследуемый район на квадраты, обра­зующие сетку маршрутов.

Часто горные породы бывают закрыты гус­той травой, таежными дремучими лесами, бо­лотами или слоем почвы. В таких местах при­ходится раскапывать почву, вскрывая гор­ные породы. Если слой почвы, глины или песка мощный, то бурят скважины, пробивают по­хожие на колодцы шурфы или делают еще более глубокие горные выработки — шахты. Чтобы не закладывать шурфы, геолог может идти не по прямолинейным маршрутам, а по руслам речек и ручьев, в которых есть естест­венные обнажения горных пород или породы местами выступают из-под почвы. Все эти вы­ходы пород наносят на карту. И все же на гео­логической карте, составленной по маршрутам, которые расположены примерно через 2 км, показано не все: ведь маршруты находятся на далеком расстоянии один от другого.

Если нужно узнать подробнее, какие по­роды залегают в районе, то маршруты ведут ближе один от другого. На рисунке слева показаны маршруты, расположенные один от другого на расстоянии 1 км. В каждом таком маршруте геолог останавливается и берет образцы горных пород через 1 км. В результате составляется геологическая карта масштаба 1 : , т. е. более детальная. Когда собра­ли геологические карты всех районов и соеди­нили их, получилась одна большая геологиче­ская карта всей нашей страны. На этой карте

Во время геологической съемки исследуемый район разбивают условной сеткой, по которой геолог ведет свои маршруты.

видно, что, например, граниты и другие из­верженные породы находятся в горных хреб­тах Кавказа, Урала, Тянь-Шаня, Алтая, Во­сточной Сибири и других районов. Поэтому месторождения меди, свинца, цинка, молиб­дена, ртути и других ценных металлов нужно искать именно в этих районах.

К западу и востоку от Уральского хреб­та — на Русской равнине и в пределах Запад­но-Сибирской низменности — распространены осадочные породы и отложившиеся с ними полез­ные ископаемые: уголь, нефть, железо, бокси­ты и др.

В местах, где уже обнаружены полезные ископаемые, поиски ведутся еще тщательнее. Геологи ходят по линиям маршрутов, распо­ложенным на расстоянии 100, 50, 20 и 10 м один от другого. Эти поиски называются де­тальными.

На современных геологических картах мас­штабов 1 : , 1 :и более крупных нанесены все породы с указанием их геологи­ческого возраста, с данными о крупных тре­щинах (разломах в земной коре) и выходах руды на поверхность.

Геологическая карта — верный и надеж­ный помощник поисковика, без нее находить месторождения очень трудно. С геологической картой в руках геолог уверенно идет в маршрут, потому что знает, где и что нужно искать.

Ученые много думали о том, как облегчить и ускорить поиски руды, и разработали для этой цели различные методы исследования недр Земли.

ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ИСКАТЬ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Представьте себе, что геологи ведут поиски в глухой, дремучей тайге Восточной Сибири. Здесь горные породы закрыты почвенным слоем и густой растительностью. Лишь изредка среди травы возвышаются небольшие скалы гор­ных пород. Природа, кажется, сделала все, чтобы спрятать от человека свои богатства. Но, оказывается, кое в чем она просчиталась, и этим пользуются геологи.

Мы знаем, что дождь, снег, ветер и солнце постоянно и неутомимо разрушают горные породы, даже такие крепкие, как гранит. За сотни лет реки пропиливают в гранитах глу­бокие ущелья.

Разрушительные процессы приводят к то­му, что в горных породах появляются трещинки, кусочки пород отваливаются и скатываются вниз, некоторые обломки попадают в ручейки и выносятся водой в речки. А в них эти кусоч­ки перекатываются, округляются в гальку и передвигаются дальше, в более крупные реки. Вместе с горными породами разрушаются и залегающие в них руды. Кусочки руды сно­сятся в реку и перемещаются по дну ее на большие расстояния. Поэтому геолог при по­исках руд просматривает камешки, которые лежат на дне реки. Кроме того, он берет пробу рыхлой породы из русла речки и в похожем на корыто лотке промывает ее водой до тех пор, пока все легкие минералы будут смыты и на дне останутся только крупинки самых тяжелых минералов. Среди них могут быть золото, платина, минералы олова, вольфрама и других элементов. Такая работа называется промыв­кой шлихов. Продвигаясь вверх по течению реки и промывая шлихи, геолог в конце кон­цов определяет, откуда вынесены ценные ми­нералы, где находится месторождение руд.

Шлиховой метод поисков помогает находить полезные ископаемые, которые химически ус­тойчивы, имеют значительную прочность, не истираются, а сохраняются после длительного переноса и перекатывания в речках. А что делать, если минералы мягкие и, как только попадают в бурную горную речку, сразу же растираются в порошок? Таких, например, длинных путешествий, как проделывает зо­лото, не выдерживают минералы меди, свинца, цинка, ртути, сурьмы. Они не только превра­щаются в порошок, но и частично окисляются и растворяются в воде. Понятно, что геологу тут поможет не шлиховой, а другой способ поисков.

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/mesta_gde_poleznye_iskopaemye_nahodyatsya_v_kolichestvah_dostatochnyh_dlya_razrabotki_-453254.htm
  • http://fb.ru/article/45470/poleznyie-iskopaemyie
  • http://karta.uef.ru/kak-nazyvajutsja-mesta-gde-zalegajut-poleznye-iskopaemye/
  • http://resheba.me/gdz/okruzhajushhij-mir/4-klass/pleshakov-novickaya/58
  • http://pandia.ru/text/78/250/2473.php