Меню Рубрики

Кому в россии принадлежат полезные ископаемые в

Текст Ст. 9 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Развивая правовую позицию Конституционного Суда РФ, следовало бы признать, что в отношении природных ресурсов как публичного достояния субъектом права собственности должен выступать весь народ, а не конкретное местное сообщество, на чьей территории расположены природные ресурсы. Провозглашение природных ресурсов основой жизни и деятельности народов (населения) предполагает повышенную роль государства, поскольку именно государство выражает интересы населения в целом. Иными словами, природные ресурсы в таком толковании должны находиться исключительно в государственной собственности. Заметим, однако, что формулировка конституционной нормы предполагает, что земля и другие природные ресурсы «используются и охраняются», что не означает исключительной государственной собственности на них. Этот вывод подтверждается и частью второй комментируемой статьи 9 КРФ. Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Норма части второй комментируемой статьи сформулирована таким образом, что, с одной стороны, в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности, а с другой — формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд РФ, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности*(37).

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»*(41) исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или ее субъектов).

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

источник

Часто граждане страны задаются вопросом о том, кому принадлежат недра России по конституции РФ. Основная часть населения придерживается мнения, что недра являются собственностью многонационального народа России. Но верно ли это суждение на сегодня? Стоит разобраться подробнее.

Существует два понятия. Под первым, более научным, недра понимаются как участок структуры земной коры, который располагается ниже поверхностного слоя, то есть дна природных бассейнов и суши, доступного для исследования учеными этой специальности.

Второе понятие можно расшифровывать как правовое и более легкое для восприятия. Недра — участок земли, где располагаются любые полезные ископаемые на поверхностном слое и осуществляется их добыча людьми.

Значение недр никак нельзя занизить. Люди размещают на участках земли сооружения, добывают руды и нефть, используемые в любой сфере деятельности человека, сажают свои плантации и вырубают лес. Но никогда нельзя забывать об исчерпании этого богатства. Современный темп жизни только увеличивается, но на законы природы и ее развитие люди еще не способны влиять.

Невозможно представить жизнь без этого термина, причем при любом трактовании. Человечество питает все соки из земли, и с этим приходится мириться, но не надо забывать и о последствиях. Доля населения земного шара растет, и потребности в ресурсах только увеличиваются. Правительство стран должно максимально строго контролировать деятельность своих граждан в любом процессе, особенно если это связано с окружающим миром.

Кому же принадлежат недра России по конституции? В расчет стоит взять несколько периодов формирования страны. Во времена расцвета, а именно в 70-80-е годы, в конституции четко, черным по белому было написано, что власть заключена в руках народа. Свои требования и потребности он сообщает через советы народных депутатов, которые составляют основу государственного политического управления.

Там же было сказано, что вся государственная собственность — это имущество народа. То есть вопрос о том, кому принадлежат недра России по конституции, не ставился. Тогда государству, или народу, принадлежали все составляющие страны: земля, промышленные предприятия, полезные ископаемые, организации.

Следующий этап — это зарождение капитализма в Российской Федерации. Вопрос о том, кому принадлежат недра России по конституции, встал довольно серьезно, но ни о каких уже реальных правах народа речи не шло. Правительство побоялось вносить серьезные изменения в основной закон страны, поэтому формулировка, что вся власть заключена только в руках многонационального народа, а также он является собственником территорий, осталась прежней. Лишь добавили, что земля может находиться в различных формах собственности, таких как государственная, муниципальная, частная и другие. Формально принцип того, что именно народ владеет территориями страны, сохранился, но это только на словах. Это якобы подтверждает статья Конституции о недрах России. Но лишь заинтересованный гражданин смог уловить другой интересный факт.

Читайте также:  Огуречный лосьон для лица чем полезен

Основная поправка была сделана непосредственно в самом законе ‘О недрах’. Теперь регулирование деятельности и процессов недропользования вправе были осуществлять органы местного самоуправления, в полномочиях которых находилась эта территория. И это лишь верхушка айсберга. Стоит копнуть поглубже.

Далее в законе сказано про формы собственности. На данный момент недра являются предметом государственной собственности, при том они не могут быть кем-то куплены, а права для использования передаются в соответствии с федеральными законами. Здесь уже нет ни единого слова, что недра России принадлежат народу по конституции. Все права заменила в большей степени частная собственность, ведь такие проблемы решаются лишь размером кошелька. Не составляет никаких проблем положить на ‘лапу’ мелкому депутату, который сразу из администрации вам выписывает любые разрешения и лицензии. Такие же вопросы можно решить и в масштабе всей страны.

Еще недавно территория заповедников запрещала любую деятельность, а уже сейчас на ней строятся заводы, которые не проходят даже по минимальным требованиям экологии и выброса отходов. Такова суровая правда, при этом люди не могут предпринять что-то серьезное в ответ.

К сожалению, со временем граждане Российской Федерации теряют свои права. Ни о какой власти уже речи не идет. Капитализм и бюрократия полностью поработили правительство, при этом главным мучеником является народ. Банально в вопросе того, кому принадлежат недра России по конституции, уже можно сравнить два политических строя, а именно социализм и капитализм. Люди, отчаявшиеся от вечного защемления, просто не находят других выходов, как просто смириться. Если вы не являетесь успешным предпринимателем либо не находитесь у государственной ‘кормушки’, то почти не имеете никакого влияния на управление в своей стране.

источник

12.01.2017
USD 00.0000 0.000
EUR 00.0000 0.000

Кому принадлежат природные ресурсы?

По закону недра принадлежат народу. Но при этом 20 млн россиян живут за чертой бедности, то есть вынуждены экономить даже на еде, а если считать по европейским меркам, то за этой чертой окажется большая половина страны.

Как обстоят дела в других странах:

В богатых нефтью ОАЭ государство делает все, чтобы не было бедных, там гражданам дарят учебу в любом вузе мира, а на свадьбу — более 1 млн. руб. Когда в семье появляется третий ребенок — все долги аннулируются.

Нефтяной Кувейт оплачивает не только обучение за границей, но и перелет до места обучения. Минимальна пенсия в Кувейте — 168 000 руб. В 2007 году правительство простило гражданам кредитов на 1 млрд. долларов. А в 2011 году, в честь 50-летия независимости страны, всем раздали по 196 000 руб.

Норвегия тоже считает, что природные богатства принадлежат гражданам. Деньги от нефти идут на достойные пенсии — 152 000 руб. в месяц. ООН регулярно ставит Норвегию на первое место по уровню благополучия населения.

Но не везде все так благополучно:

Например в Нигерии, хотя она входит в первую десятку экспортеров нефти, уровень жизни населения один из самых низких в мире.

В России больше население, чем в той же Норвегии, но население России и Японии сопоставимы. По ресурсам Япония не входит даже в первую сотню стран, а по экономике входит в первую тройку. Россия входит в первую тройку по ресурсам, но не входит и в десятку по развитию экономики. А по уровню жизни где-то ближе к 100 месту.

Контраст очевиден, в странах где природные ресурсы- это достояние всего общества наблюдается общее благосостояние народа.

Россия — мировой лидер по запасам природных ресурсов, в год РФ добывает:

То есть кроме нефти в России огромнейшие запасы газа, золота, платины, алмазов, угля, дерева, редкоземельных металлов, разных руд, рыбные, лесные, водные ресурсы.

Практически все средства, вырученные от продажи российских ресурсов оседают на счетах западных банков.

Земля и другие природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов. Основное предназначение ресурсов — поддержание жизни и деятельности всех народов. Вот что написано в Конституции. Как говорится в Библии «Где ваше богатство, там будет и сердце ваше..».

В Дубае при рождении ребенка ему кладут немыслимую сумму денег на счет, а в России ипотека стоит в 15% годовых.

Я получаю 22 000 рублей. Минус: 1500 квартплата, 400 электричество, отопление, 300 интернет, 200 сотовая связь. Работаю фельдшером на скорой. Образование высшее платное, жильё купить за свои не реально. О, чуть не забыл…. содержание детей. Я не алкоголик, работаю, а живу за чертой бедности.

источник

Существует суеверие, что по Конституции РФ недра России принадлежат государству и народу, проживающему в данной местности. Этого заблуждения придерживается даже премьер министр В. Путин: «Я обращаюсь, уважаемые коллеги, ко всем вам – и к основным ключевым акционерам наших нефтяных компаний, и к менеджменту и хочу напомнить: вы работаете в Российской Федерации, — сказал Путин. — Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это – общенациональное достояние, это в соответствии с действующим законодательством. Даже получая лицензию на недра, недра остаются собственностью российского народа, российского государства».

Согласно статьи 9, пункт 2 Конституции РФ: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”. То есть здесь однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности.

Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Эти правомочия в комплексе составляют юридическое право собственности. (http://www.rosnedra.com/article/256.html ). Право распоряжения – это предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это значит, что по конституции РФ частный собственник, обладая тем же правом на недра, что и государство, может продать свою собственность на недра во владение, пользование и распоряжение любому другому юридическому лицу, в том числе и иностранным компаниям. Это напрямую затрагивает национальную безопасность и независимость России.

Сейчас, чтобы ограничить эту возможность, даваемую Конституцией РФ, существует Федеральный закон “О недрах», где указано, что: “Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации” (статья 1-2).

Важно отметить, что группой заинтересованных лиц эти вопросы могут быть решены так, что пункт единоличной государственной собственности может исчезнуть из нового закона «О недрах», и тогда недрами России будет распоряжаться по своему усмотрению любой частный собственник, в том числе и иностранные компании. По мнению академика РАСХН В. Кашина (http://zlev.ru/71_10.htm ) «содержание нового закона развивает линию на уничтожение прав Российской Федерации и ее граждан на свои ресурсы». Он пишет: «Недопустима конструкция закона, низводящего Российскую Федерацию, одну из крупнейших стран мира, владеющую богатейшими природными ресурсами, в положение простого партнера гражданско-правовых отношений с недропользователями – добывающими компаниями и даже отдельными физическими лицами… В проекте нового закона записано: «… в отношении стратегических видов минерального сырья федеральными законами может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на заключение договоров о приобретении в собственность государства таких видов минерального сырья»… Кто же так маниакально «продавливает» этот законопроект? Ответ на этот вопрос очевиден, если рассмотреть новые законопроекты: «Земельный кодекс», «Лесной кодекс», «Водный кодекс», «Закон о недрах». Это стройный ансамбль, монолит, составные части которого подчинены единому замыслу: тотальное разгосударствление (читай — изъятие у народа природных ресурсов, превращение их в обычных товар, продажа частным лицам, включая иностранцев)…Итак, дан старт второму, этапу приватизации крупных стратегических объектов государства»

Чтобы исключить очередное разбазаривание природных ресурсов России, я предлагаю в Конституции РФ дополнить статью 9 пунктом 3: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Тогда частной собственностью природные ресурсы Росси могут быть только после продажи государством уже добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов.

источник

«Общенациональное богатство», «народное достояние». Мы часто слышим эту формулу в связке с понятием «недра». Соответствуют ли наши ожидания и представления реальному положению дел? Кому на самом деле принадлежат полезные ископаемые и кто имеет на них право?

По словам руководства Госкомгеологии, где-то в недрах нашей страны спрятаны фантастические 5,7 триллиона американских долларов. Твердо можно говорить о целом триллионе, который находится в уже разрабатываемых и разведанных месторождениях полезных ископаемых. Остальное спрятано в земле, и его еще предстоит найти, разведав 80% территории страны, на которые не ступала нога геолога.

К слову, ВВП Узбекистана, то есть стоимость всего, что произведено в стране, в 2017 году составил около 60 миллиардов долларов. Выходит, разведанные запасы ископаемых эквивалентны стоимости продукции, произведенной за 17 неполных лет (вынесем за скобки рост экономики).

Недрами в нашей стране считается все, что ниже подошвы вашей обуви и до границы расплавленной мантии Земли. К недрам также относятся все отходы горнорудного производства — хвосты, отвалы и т. д., то есть часть того, что извлечено из земли, но до сих пор лежит и ждет своего часа.

По международным стандартам суверенное право на использование природных богатств страны принадлежит нации. Это заложило современную модель правовой регламентации, по которой именно нации распоряжаются недрами в пределах своей юрисдикции.

Законодательно все это регулируют многие документы. Но их основная идея выводится из 55-й статьи Конституции, по которой «недра являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством». Закон объявляет все наши подземные сокровища «общенациональным достоянием» (вспоминаем «Газпром»).

То есть прав на недра у вас чуть больше, чем нисколько. Но есть право гордиться родной землей, включающей почти всю таблицу Менделеева.

Итак, право собственности, то есть право на владение и распоряжение недрами принадлежит государству.

Как владелец и распорядитель недр государство устанавливает правила игры и контролирует то, как они работают. Кстати, это же относится и к другим объектам общенационального достояния — земле, воде и прочему. Стоит отметить, что государственное регулирование во многом призвано обеспечивать более рациональную эксплуатацию природных богатств.

Все остальные имеют право пользоваться недрами с позволения государства, становясь недропользователями. Ими могут быть как физические лица — граждане, иностранцы и лица без гражданства, так и различные юридические. В зависимости от того, какие недра и как вы хотите использовать, государство устанавливает самые разные правила.

Недропользование для физических лиц ограничивается чем-то личным. Допустим, вы можете выкопать колодец, чтобы поливать огород и поить животных. Не исключено и что-то коммерческое: например, ремесленники могут добывать глину.

Юридические лица, которые соприкасаются с недрами, делятся на несколько категорий. Кто-то занимается геологоразведкой, кто-то добывает полезные ископаемые, кто-то строит инфраструктуру или хранит добытые ресурсы. Многое здесь завязано на Госкомгеологии — государственном органе, который как раз контролирует и регулирует сферу.

В сфере добычи в зависимости от извлекаемого сырья имеются разные режимы лицензирования. Извлечение стратегических материалов — нефти, газа, редкоземельных и драгоценных металлов, а также драгоценных камней — лицензируется по многоступенчатой программе через множество ведомств. Но так как добычей указанных ископаемых занимаются в основном государственные предприятия либо иностранные компании по международным соглашениям, то лицензирование они проходят на пять.

Иностранный капитал ко всему этому привлекают очень активно. И раньше, и сейчас. Но не у всех все складывается удачно. Достаточно долго работают российские («Лукойл», «Газпром»), южнокорейские (государственная KOGAS и негосударственные Lotte Chemical, GSE&R), китайские (CNPC, CNDOC) компании. Ушли южноафриканская Sasol и малазийская Petronas. Есть информация, что в страну придут турецкие и южнокорейские предприятия, добывающие золото.

К счастью, парадигма власти смещается от исключительности разработки месторождений собственными силами к необходимости их разработки кем-то другим. Все-таки у отечественных компаний есть недостаток ресурсов и опыта.

Это, кстати, зрелая позиция: доктрина суверенитета над недрами в развивающихся странах все еще зиждется на контроле со стороны государства, а развитые страны приветствуют интернационализацию. Здесь любопытен опыт России. В первой редакции национального закона о недрах были включены положения о концессиях и соглашениях о разделе продукции, в дальнейшем их изъяли. Но к началу XXI века под давлением дефицита средств и технологий эти положения вернулись в российское право.

Но не все так гладко. Негативный инвестиционный климат и, видимо, память о печальном опыте американской компании Newmont Mining, работавшей в стране с 1995 года и выдворенной в 2006-м по политическим мотивам, препятствуют свободному притоку инвестиций в отрасль. По большей части иностранный капитал — это «приведенные за ручку» компании из стран с «дружественным» правительством, которым мы гарантировали защиту от экспроприации. Это, конечно, влияет на качество инвестиций. Ведь чем больше компаний хочет получить право на разработку недр, тем больше плюсов получает отрасль и страна в целом.

Читайте также:  Что полезно а что вредно для зубов

Эксплуатация недр приносит отечественному бюджету серьезные доходы. В бюджете текущего года, составившем 62 триллиона сумов, только налог за пользование недрами принес 6,2 триллиона — одну десятую часть. А ведь есть еще иные налоги добывающих предприятий, дивиденды от госсобственности, продукция в рамках соглашений о разделе добытого и другие источники дохода. Вклад добывающей промышленности в ВВП страны составил на 2017 год около 15 триллионов сумов.

Экспортная выручка страны во многом формируется за счет эксплуатации недр. Так, доля энергоносителей и металлов в совокупном экспорте за 2017 год составила более 20%. Для сравнения, доля хлопка, который многими все еще представляется базой отечественного экспорта, — только 3,4 %.

На самом деле, если вдуматься в эти «триллионы», то становится понятно, что потенциал первичного сектора в стране раскрыт далеко не полностью. Во многом это «заслуга» далеко не передового правового регулирования. По мере роста национальной экономики будет расти и потребность в сырье, так что, хотим мы того или нет, нам придется улучшать и расширять правовую часть вопроса.

Не стоит опасаться расширения добычи богатств страны. В конечном итоге все зависит не от добычи сырья, а от способности его рационального использования. Если изучить экономику развитых государств, то выяснится, что сырье там добывают очень активно. Но промышленность этих стран, во многом возникшая в местах извлечения полезных ископаемых, способна переработать добываемое сырье в нечто более ценное и интересное.

Цепочка переработки сырья стимулирует рост производств, обслуживающих эти цепочки, поставляющих им оборудование и комплектующие. Так что активная эксплуатация подземных богатств нашей страны при прочих равных может помочь развитию других секторов экономики, созданию рабочих мест и росту благосостояния населения.

Тут нужно отметить и существующие опасения, что подземные богатства, находящиеся на пике своей стоимости, могут быть заменены дешевыми альтернативами и просто станут никому не нужными, драматично падая в цене. Либо, даже если будут извлечены все разведанные и подлежащие добыче запасы полезных ископаемых, будут появляться технологии, способные извлекать ископаемое сырье, которое до недавнего считалось трудно- или даже неизвлекаемым. Все мы прекрасно знаем о сланцевой революции в США, резко опустившей стоимость энергоносителей в мире в 2014 году и рентабельность производства нефти в ряде стран-конкурентов.

Такие же примеры можно привести и касательно нашей страны. Ранее никогда не добывавшиеся и не рассматривавшиеся в качестве перспективных месторождения горючих сланцев в Узбекистане могут стать дополнительным источником энергии.

источник


В преамбуле Конституции подчеркивается ответственность народа России за свою Родину перед будущими поколениями. А в сфере бюджетных отношений появились такие понятия, как «стабилизационный фонд», «фонд будущих поколений».

Поэтому с Российской Федерации и ее субъектов не снимается вытекающая из ст.

9 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 71 и 72 обязанность по охране и обеспечению использования земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях (Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П).

1Конституция СССР 1977 год. Статья 11.

Статья 1.2. Собственность на недра.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

До конца он не разрешен и сейчас. Норма ч. 1 комментируемой статьи сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному.

Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32).

Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории.

Чего национализировать-то?»ЭТО СЛОВА ПУТИНА ПОСЛЕ ИНАУГУРАЦИИ 2012 года . ОЧЕВИДНО, ЧТО ПРЕЗИДЕНТ ЛУКАВИТ.

Пакеты у государства, а на доходы компаний хорошо живет только их руководство, а не народ. Нахождение контрольного пакета крупных компаний у государства подразумевает благополучие в стране. Однако, пока хорошо живется только чиновникам и олигархам.Главное не в выборе стратегии — национализации или приватизации, а в обеспечении благополучия каждому гражданину.

Дело не в инструментах, а в реализации главной конституционной цели существования российского государства — обеспечение достойной жизни гражданам.ЭТО МОГЛО БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНО СОЗДАНИЕМ ФОНДА ПРАВ ГРАЖДАН, в котором бы аккумулироваласть часть доходов от ресурсов и распределялась бы каждому гражданину без посредников. ЧТО ТОЛКУ НАРОДУ ОТ ТОГО, ЧТО КОНТРОЛЬНЫЕ ПАКЕТЫ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ НАХОДЯТСЯ У ГОСУДАРСТВА ?Деньги крупных компаний

Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

0 7 3 Введите ваш комментаpий осталось 1185 символов пользователи оставили 27 комментариев , вы можете свернуть их написал комментарий 9 февраля 2019, 09:22 А перзидент отчего -то поет про независимость и суверенитет.Для лохов.

0 0 0 ответил на 9 февраля 2019, 09:28 Президент «поёт» о том, что суверенитет России повышается,но еще далеко не полный.


Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности.

В исключительной собственности государства находятся: земля,ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. 0 7 3 Введите ваш комментаpий осталось 1185 символов пользователи оставили 27 комментариев , вы можете свернуть их написал комментарий 9 февраля 2019, 09:22 А перзидент отчего -то поет про независимость и суверенитет.Для лохов.

0 0 0 ответил на 9 февраля 2019, 09:28 Президент «поёт» о том, что суверенитет России повышается,но еще далеко не полный.

и где нефть принадлежит народу.тот же стабилиз.

фонд, а бабки в ценных бумагах сша.в общем наеб.ка для болотников и евродемократов.

0 1 1 кто? ответил на 19 октября 2015, 20:09 . «. Деньги от нефтяных доходов в Норвегии идут на социальные программы и Фонд Всеобщего Благоденствия. Сегодня нефтегазовая промышленность дает 20% ВВП Норвегии.

В Северном и Норвежском морях эксплуатируется 60 месторождений нефти и газа, и на очереди еще 136. Доля доходов от экспорта нефти и газа в общих от экспорта доходов составляет 45%. На личный счет каждого норвежца поступают отчисления от полученной прибыли нефтяных доходов.

На сегодняшний день эти отчисления составляют более 100 000 долларов у каждого норвежца. На каждого ребенка, при рождении открывается счет в банке, куда поступает не менее 3 тыс.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.Кто-нибудь видит тут фразу, что недра РФ принадлежат народу РФ?

Лично я нет.В прежней, брежневской да и в сталинской Конституциях такая фраза .

Вот она как звучала:Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.Таким образом в СССР была верна формула «государственное = народное».

В нынешней России государственное не равно народному. В нынешнем праве даже формулы такой нет, как «всенародное/народное достояние».

Пока конспирологи строят заумные логические схемы на не проверяемых аргументах, Путин позволяет себе соврать принародно, открыто, цинично.

Чтобы выявить ложь, нет необходимости долго ее проверять — президентская ложь прозрачна и проверяема. На очередной факт хуцпы обратил внимание товарищ (рекомендую его журнал к регулярному чтению).Итак, Путин сказал на пресс-конференции: по поводу недр: по Конституции, по закону недра принадлежат народу.Но по Конституции недра не принадлежат народу:Конституция РФСтатья 91.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.Да в законе о том, что недра принадлежат народу, ни слова:Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1Статья 1.2.

Собственность на недраНедра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.То есть, собственность — у государства, но не у народа, а уж пользоваться может кто угодно, а уж добытое из не народных, но хоть государственных, недр, вообще может принадлежать кому угодно.Итак, Путин простенько и прямолинейно соврал.

источник

Мы привыкли с советского времени, что природные ресурсы находятся в общенародной собственности. Но вот мало кто заметил в 1993, голосуя за принятие Конституции РФ, что есть там небольшой «нюансик». — нефть в России может находится «. в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [читайте — в частной собственности] . « /Конституция РФ, статья 9.2/.

А вот в Норвегии нефть объявлена достоянием народа, как и все природные ресурсы страны.

Так всё же — в России нефть народная или частная? Предлагаю подумать над этим на примере цены бензина для граждан Норвегии и России.

В России бензин стоит примерно 35 рублей, в Норвегии — примерно 100 рублей. Но средняя зарплата в Норвегии примерно 200’000 рублей (3300$ после уплаты налога), а в России — порядка 30’000 (без вычета НДФЛ), то есть, всяко в 7 раз меньше. Таким образом «норвежская» цена бензина в России была бы равна 5-ти рублям.
Цифры приведены примерные, но разница уж больно очевидна — для норвежцев бензин в несколько раз дешевле, чем для россиян.

— В США на Аляске житель этой северной территории получает по 1 тыс. $ в месяц только от того, что в штате добывается золото! На Аляске создан специальный нефтяной фонд, на счету которого 30 млрд. $. Из этого фонда ежегодно населению штата выдаются дивиденды.

— В Арабских эмиратах новорожденному детство обеспечено суммой в 150 тыс. $ отчислений от продажи нефти.

— В Кувейте каждому новорожденному государство открывает банковский счет в размере 3 тыс. $, представляет гражданам беспроцентный кредит на сумму 220 тыс. $, для строительства жилья. Кроме того, правительство выдает ежемесячное пособие в размере 170 $ каждому несовершеннолетнему, и 300 $ выплачивается каждой домохозяйке. Образование в этой стране бесплатное.

— В Саудовской Аравии правительство перечисляет 10 тыс. $ на счет каждого новорожденного, безвозмездно выдает 80 тыс. $ на приобретение жилья, 13 тыс. $ каждому выпускнику ВУЗа. Медицина и образование в этой стране являются бесплатными за счет нефтяных доходов.

В тоже самое время в России все доходы от продажи природных богатств проходят мимо кошельков российских граждан.

Так объём средств получаемых от продажи нефти, газа и прочих недр земли и вывезенных за рубеж за 20 лет, составил около 10 трлн. $, где то около 70 000 $ на каждого гражданина России, а это около 200 тыс. $ на однодетную семью, 140 тыс. $ на семью из 2 пенсионеров.

Помимо этого по 250000$ на человека приходится за многочисленные рудники, нефте -и газопромыслы и и другие природные богатства России. По гражданскому закону они принадлежат нам, гражданам России (ГК РФ, гл. 16 и др.) . Однако, на деле, всеми благами пользуются марксисты-олигархи, которые позволяют себе все о чём можно только мечтать, в то время, как законные собственники этих благ, живут в коммуналках и экономят копейки!

“Роснефть” отказывается платить в бюджет дивиденды по установленной правительством норме – половина чистой прибыли по Международной системе финансовой отчетности. Аргумент – “мы не госкомпания”. Формально контрольный пакет акций “Роснефти” не принадлежит россиянскому правительству, а контролируется некоей прослойкой под названием “Роснефтегаз”, совет директоров которой возглавляет все тот же глава “Роснефти” Сечин. То есть когда надо получать поддержку из бюджета и преференции “Роснефть” — это госкомпания, а когда платить дивиденды – уже таки нет.

В последний раз за 2015 год “Роснефть” заплатила своим акционерам дивиденды из расчета примерно 1 доллар за баррель добытого нефтяного эквивалента. Частные нефтяные компании РФ традиционно платили своим акционерам 2–3 доллара за баррель. Международные – еще больше: ExxonMobil – 8 долларов за баррель за 2015 год. Если бы “Роснефть” платила рыночные дивиденды хотя бы на уровне частных россиянских нефтедобытчиков, то на нынешний госпакет 50% плюс одна акция государство ежегодно получало бы почти 150 млрд рублей, на пакет в прошлогоднем объеме, до продажи консорциуму Glencore и Катарского инвестфонда – почти 200 млрд.

Читайте также:  Чем полезен уссурийский бальзам

Если бы “Газпром” платил дивиденды похожего уровня, получилось бы не менее 220 млрд рублей в год. То есть почти полтриллиона только от двух крупнейших госкомпаний. Это более 10% общего объема годовых поступлений в Пенсионный фонд, меж тем как сегодня платежи “Роснефти” и “Газпрома” в этот фонд не превышают 3% — основная нагрузка по содержанию пенсионной системы взвалена на малые и средние предприятия.

Однако даже фактически выплачиваемые дивиденды далеко не в полном объеме попадают в бюджет. Уже упомянутый “Роснефтегаз”, владеющий помимо госпакета “Роснефти” еще и 11% акций “Газпрома”, перечислил в прошлом году в бюджет всего 30 млрд рублей дивидендов. Остальные доходы от акций госкомпаний этот посредник аккумулирует на своих счетах много лет, получая процентный доход от размещения этих денег в банках.

Отчетность компании-прослойки, возглавляемой путинским подельником давно перестали публиковать, но по независимым оценкам на счетах “Роснефтегаза” может находиться более 600 млрд рублей. Из этих средств “Роснефтегаз” доплатил государству за “приватизацию” 19,5% акций “Роснефти” в конце прошлого года, когда денег Glencore и Катарского инвестфонда не хватило до утвержденной правительством суммы поступлений от сделки. То есть в качестве “доходов от приватизации” учли средства, которые и так давно уже должны были оказаться в бюджете, если бы не существовало понятно зачем нужного “посредника” по аккумулированию государственных дивидендов под названием “Роснефтегаз”.

Помимо этого, качество менеджмента самой “Роснефти” вполне соответствует моральному облику управляющего этой структурой чекиста. Чего стоит одно лишь падение чистой прибыли вдвое по итогам 2016 года – оно не может быть объяснено снижением цен на нефть, так как выручка снизилась всего на 3%. Чистая прибыль “Роснефти” составила всего 2,8 млрд долларов за год. Exxon, добывающий на 20% меньше нефти и газа, приносит почти столько же чистой прибыли за квартал.

Неожиданное и резкое падение чистой прибыли лишило государство перспективы получить в этом году от “Роснефти” значительные дивиденды даже до того, как Сечин потребовал еще и разрешить ему не перечислять в бюджет положенные 50% от чистой прибыли по МСФО. На этом фоне “Роснефть” выпрашивает у государства то крупные налоговые льготы, например, в правительстве обсуждается поддержанное Минэнерго предложение предоставить компании 50% льготу по налогу на добычу полезных ископаемых для Самотлорского месторождения, где “Роснефть” добывает примерно десятую часть своей нефти. С “Газпромом” ситуация не лучше: компания платит в бюджет немногим более триллиона рублей налогов в год, в то время как нефтяная индустрия – более 5 триллионов.

Очевидно, что россиянские нефтегазовые гиганты являются частными лавочками Путина и его приятелей. Статус “государственных” они носят лишь для обоснования разнообразных льгот. Хотя именно у них можно было найти недостающие деньги и для Пенсионного фонда, и для снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Только, разумеется, ничего этого не произойдет. Минфин уже затеял игру по повышению НДС, кремлевские олигархи продолжат купаться в нефтедолларах, а недостающие доходы бюджета будут взысканы, по традиции, с нищего населения.

источник

В СССР все принадлежало не народу, а государству.

КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1

Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ)

источник

На последней (дай Бог) пресс-конференции Путина состоялась очередная словесная дуэль между Путиным и журналисткой Марией Соловьенко (та самая, которая «спасибо Вова»). Заруба между ними случилась по поводу Газпрома, который якобы «национальное достояние».

М.СОЛОВЬЕНКО:
Все знают, идёт реклама по телевидению: «Газпром» – национальное достояние. Добавим кучке олигархов, правда? Так случилось, я Вас очень прошу, не отвечайте сейчас, по Конституции недра принадлежат народу: и нефть, и газ, и все ископаемые. Давайте сделаем так, не сразу у Вас это получится, может быть, Вам страшно будет, давайте вернём, всё-таки национализируем это всё, и тогда не будет этой прослойки, не будут сдирать шкуру с налогоплательщика.

Если Вы боитесь, а Вы не бойтесь, Вас тогда каждый даже самый маленький Мальчиш-Кибальчиш защитит за это, и тогда у нас проблем не будет: и на ПЭТ нам хватит, и на пенсии хватит – без всяких «прокладок» вот этих олигархических. Это трудно. Можете не отвечать. Но я Вас очень прошу – думаю, вся страна тогда Вас полюбит и скажет: «Будьте Вы пожизненным, Владимир Владимирович».

В.ПУТИН:
... по поводу недр: по Конституции, по закону недра принадлежат народу – вопрос в том, как эффективнее использовать эти недра на благо народа, нашего народа.

По поводу «Газпрома» и национального достояния, что это принадлежит кучке олигархов, – это не так: «Газпром» – это государственная компания с контрольным пакетом у российского государства.

Незнание Конституции несколько простительно журналистке, но возникает резонный вопрос по поводу слов Путина, что по Конституции недра принадлежат народу России: он тут сознательно врет или просто не читал Конституции страны, которой правит?

Вот что на сей счет написано в Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Кто-нибудь видит тут фразу, что недра РФ принадлежат народу РФ? Лично я нет.

В прежней, брежневской да и в сталинской Конституциях такая фраза была. Вот она как звучала:
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Таким образом в СССР была верна формула «государственное = народное». В нынешней России государственное не равно народному. В нынешнем праве даже формулы такой нет, как «всенародное/народное достояние». Отличие в формулировках каждый может прочувствовать на своем кармане: в СССР всенародность достояния каждый мог ощутить на себе через бесплатность жилья, медицины, образования. Через крайне дешевые цены и тарифы на газ, э/энергию, горючее, ЖКХ и пр. Т.е. возникала триада «государственное-народное-бесплатное» .

Нынешняя же «государственность» ГАЗПРОМа на дешевизне или даже бесплатности никак не сказывается. Каждый может ощутить это на своем кармане через дороговизну цен и тарифов. Вот к примеру, скан моего квитка оплаты коммунальных услуг:

Красным я выделил те позиции, которые прямо или косвенно связаны с газом: отопление, горячая вода и пр. Получилось, что 1 748 рублей из 3 476 так или иначе связаны с «национальным достоянием» — ГАЗПРОМом. Половина. Это не считая того, что я плачу за газ и э/энергию.

Так что, не нужно врать народу про недра, якобы принадлежащие народу, господин Путин. Они являются достоянием немногих избранных и приближенных к вам олигархов, а не народа России.

источник

9.2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности

67.1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

67.2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

71. В ведении Российской Федерации находятся:
. н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

72.1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
. в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
. к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

Получается, что недра России ей не принадлежат? И защищать их не надо? А частное и даже иностранное лицо может владеть ими аж до центра Земли?

Для сравнения: в Конституции СССР 1978 г. в статье 11 было сказано, что в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса. Про воздушное пространство, наоборот, ничего не было сказано.

Вернуться к началу
Oil, gas and stock market
Специалист

Заголовок сообщения: Нефть, газ и фондовый рынок
Не нравится видеть рекламу? Выход есть! Зарегистрируйтесь!
Вернуться к началу
dorzhi

Зарегистрирован: 15.12.2005
Сообщения: 21

Добавлено: Пт Dec 23, 2005 11:08 Заголовок сообщения:
Когда-то сдавал зачет в Госгортехнадзор (ну как там сдают понятно), но особенно запомнилось, что недра таки принадлежат государству (все что больше определенной глубины). Частные компании могут взять только в аренду.
Вернуться к началу
бобыль

Зарегистрирован: 15.11.2005
Сообщения: 677
Откуда: Москва Первомайская

Добавлено: Пт Dec 23, 2005 17:47 Заголовок сообщения:
Но ведь это должно быть явным образом где-то написано. По логике, должно быть в конституции. На самом же деле — в законе О недрах, правда, сейчас он пересмативается; вот только что нашел из него:
Цитата:
Статья 1.2. Собственность на недра
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Вернуться к началу
Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы

© 2005 Нефть, газ и фондовый рынок
Powered by phpBB © 2001-2005 phpBB Group

источник

Источники:
  • http://fb.ru/article/396931/komu-prinadlejat-nedra-rossii-po-konstitutsii-i-ponyatiya
  • http://pravda19.ru/2018/11/24/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%B6%D0%B0%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B-%D0%B2/
  • http://yra49.livejournal.com/8274.html
  • http://hook.report/2018/12/moe-rodnoe/
  • http://ukpravoedelo.ru/komu-prinadlezhat-poleznye-iskopaemye-v-rossii-konstitucija-74558/
  • http://maxpark.com/community/129/content/6111068
  • http://and-ekb.livejournal.com/19569271.html
  • http://burckina-faso.livejournal.com/545209.html
  • http://forum.ngfr.ru/viewtopic.php?t=178