Меню Рубрики

Конспект урока на тему полезные ископаемые 3 класс

Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Развивать способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  • фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование:

  • учебник Плешкова «Окружающий мир” 3 класс 1 часть;
  • коллекция полезных ископаемых:(5 контейнеров с полезными ископаемыми :гранита, известняка, каменного угля, торфа, железной руды, нефть) ; план описания полезного ископаемого;
  • атлас- определительпо окружающему миру Плешакова А.А.
  • рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса Плешакова А.А.
  • презентация в программе PowerPoint. Приложение 1.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых, учатся бережному отношению к богатствам природы.

1. Организационный момент: (дети сидят в группах: 5 групп по 6 человек)

— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

Вспомним правила работы в группах:

В группе работая вежливы будьте.

Другу помочь вы не позабудьте.

Не перебивайте друг друга.

Будьте открытыми для взаимодействия.

Уважайте мнение всех участников группы.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение:

3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
ЦелЫ они-
Всё возродится снова.

2. Проверка домашнего задания.

— О каких же 3 кладах говорится в этом стихотворении?( воде, земле и воздухе)

  • Расскажите, как человек использует воздух в экономике?
  • Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
  • А что было бы невозможно без земли?
  • Что является основой экономики? (природные богатства и труд людей)

Есть ещё такое выражение, как подземные богатства. Как вы это понимаете? Как можно по-другому назвать подземные богатства? (Полезные ископаемые). Я поставила между ними знак =. Почему?

Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми. У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по атласу определителю узнать название этих пород. Положить возле каждого карточку с его названием. (известняк, торф, железная руда, глина, гранит, каменный уголь)

Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель показывает полезное ископаемое, а представители от каждой группы называют его).

Определите по плану, данному на листочке, свойства той породы, которая записана в вашей карточке.

План разбора полезного ископаемого по группам:

•из чего состоит (по атласу-определителю с.11)

•где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл

2 (группа)
Известняк.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.15)

•где применяется (используется): в строительстве, служит топливом; из него получают металл (атлас-определитель с.15)

3 (группа)
Каменный уголь.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.13- с 3 абзаца)

•где применяется (используется): в строительстве? служит топливом? Или из него получают металл?

4 (группа)
Торф.

•из чего состоит (по атласу-определителю с.13-первый абзац)

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; из него получают металл?

5 (группа)
Железная руда.

•как ведёт себя магнитная стрелка рядом с этим ископаемым?

•где применяется (используется): в строительстве?, служит топливом?; Или из неё получают металл?

Записать в тетрадь на с.28 в таблицу 2 по плану. После этого один представитель от команды расскажет об этом ископаемом.

Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили —
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.

Показ презентации. Обратите внимание, где используют эти полезные ископаемые.На с. 29 в тетради запишите, где используют.

Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают эти полезные ископаемые и где их используют. А вы потом ответите, какие породы залегают у нас в Московской области.

_ Назовите , какие полезные ископаемые встречаются у нас в Подмосковье? Как нужно обращаться с дарами природы?

5. Закрепление.

Самостоятельная работа. (Взаимопроверка парами). Работа по тетради с.30. №4,№5

Работа у доски: Заполните таблицу — (один у закрытой доски). Затем проверка.

Название ископаемого Применяют в строительстве Делают металл Используют как топливо
гранит
известняк
нефть
природный газ
глина
песок
торф
железная руда
каменный уголь

6. Рефлексия.

О каком богатстве нашего государства мы сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных ископаемых) Как нужно относится к подземным богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя) Какое из подземных богатств мы не можем увидеть? (Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.) Какие полезные ископаемые обладают горючестью? Торф, газ, нефть, каменный уголь)

Используют в строительстве? (известняк, гранит, глина, песок).

Поднимите руки, кто для себя открыл что-то новое? Кому урок показался интересным? Что особенно понравилось? Спасибо за активную работу. На память о нём я дарю вам закладки с полезными ископаемыми.

7. Дом.задание.

Дома вы прочитаете ещё раз этот материал и по тетради выполните №6, 7.

источник

Данный урок предназначен для учеников 3 класса. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением полезных ископаемых.

Конспект урока в 3 классе

Тема урока : Полезные ископаемые

Цель урока : познакомить детей с разнообразием полезных ископаемых.

1.1.Формировать понятие «полезные ископаемые», представления о свойствах, месторождениях, способах добычи, применении и охране полезных ископаемых;

1.2.Обучать умению распознавать полезные ископаемые, работать с картой, проводить практическую работу;

1.3.Формировать умение строить речевое высказывание осознанное и произвольное в устной и письменной форме;

1.4.Формировать умение извлекать нужную информацию из прочитанных и прослушанных текстов;

2.1. Развитие умения анализировать объекты;

2.2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

2.3. Развитие памяти, внимания, исследовательских навыков, любознательности;

2.5. Развивать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения;

3.1.Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).

Оборудование: Учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс 2 часть, атлас-определитель А.А.Плешакова «От земли до неба», картинки, карта, атласы, образцы полезных ископаемых (каменный уголь, известняк, гранит, нефть), таблички с обозначениями полезных ископаемых.

Литература: учебник Плешков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение.

Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

— Какие природные богатства использует экономика?

От чего же зависит успех труда в экономике?

Самоопределение к деятельности

— Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок, урок – путешествие. Вы узнаете много удивительных историй, узнаете о подземных сокровищах нашей планеты Земли.

— Ребята посмотрите на доску. Прочитайте слова хором. Какое слово здесь лишнее?

(написаны слова: гранит, песок, глина, известняк, дерево, нефть, железная руда, природный газ).

— Объясните свое предположение. Почему дерево лишнее слова. Давайте её уберем.

— Как можно назвать остальные вещества? (горные породы)

-А что такое горные породы? ( Различают вещества, которые залегают на поверхности и в толще земной коры. Природные тела ученые назвали горными породами. Любая горная порода состоит из минералов.)

— Какие еще горные породы вы знаете? ( Речная галька, мрамор, каменный уголь, базальт, каменная соль, торф)

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?

— Как еще можно назвать горные породы? Найдите ответ в учебнике на странице с.16. (Полезные ископаемые)

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Беседа. Что такое полезные ископаемые.

— А почему полезные. Как вы думаете? (Полезные – потому, что служат человеку, т.е. по его воле превращаются в строительный материал, топливо и разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят. Одним словом полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.).

— Почему ископаемые? (Ископаемые – потому, что их добывают из различных слоев Земли).

— Ребята открываем страницу 46. И читаем первый абзац.

— Кто же мне может сказать, что такое полезные ископаемые?

— Назовите мне жидкое полезное ископаемое.

— Назовите газообразное полезное ископаемое.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Полезные ископаемые добывают для хозяйственной деятельности человека в больших объемах. Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

— Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает месторождения?

— Люди, какой профессии занимаются добычей полезных ископаемых?

Словарная работа (произнесите хором эти слова и запомните их)

— Полезные ископаемые: твердые, жидкие, газообразные)

— Найдите по учебнику виды полезных ископаемых, которые относятся к твердым? Перечислите их. (Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы)

-А какие относятся к жидким? (Нефть, минеральная вода)

— Перечислите газообразные? (Природный газ)

— Недра нашей страны богаты различными полезными ископаемыми. В стране есть большие залежи нефти и природного газа, месторождения каменного и бурого угля, золота, алмазов. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, другие служат топливом, из руд выплавляют различные металлы, а поваренную соль человек использует для приготовления пищи.

Знакомство с некоторыми полезными ископаемыми

Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Одно из самых ценных полезных ископаемых. Залегаю глубоко в земле. Нефть выкачивают из- под земли при помощи насосов и труб. На дне морей находится практически половина всех запасов нефти. Её достают с помощью специальных платформ. Я стала важнейшим сырьем для производства топлива. Из нефти изготавливают бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и смазочные масла; служит сырьем для химической промышленности, где из нее делают клей, краски, пластмассы, моющие средства. Но нефть может быть и источником загрязнения окружающей среды.

Я ценное топливо, бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняюсь. При горении выделяю много тепла. Из меня получают многие вещества, такие как пластмассы, искусственное волокно, из которого изготавливают резину и многие ценные вещества. От месторождений газа проводят многокилометровые газопроводы, по которым я поступаю в крупные города и села нашей страны.

Я горючее полезное ископаемое. При горении я даю много тепла. Вот почему в хозяйстве меня используют как топливо. Служу сырьем для химической промышленности. Из меня получают краски, пластмассы. Различают бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Добывают уголь в шахтах и карьерах.

Я довольно прочный камень белого или серого цвета.

Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из меня получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом пишут на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Я один из самых твердых и прочных камней. Гранит состоит из зерен полевого шпата, кварца и слюды. Меня применяют в строительных целях. Я очень живописный камень, поэтому меня используют для украшения зданий, сооружают из меня памятники. Чаще всего я красного или серого цвета, могу быть также пепельного или зеленого цвета, существует и белый гранит. Гранит залегает в основном глубоко в земле.

-Люди научились изготавливать из каменного угля и нефти искусственные материалы. Это предметы, которыми мы пользуемся: сода, свечи, зубная паста, крема, шампуни, моющие средства, стиральные порошки, керосин, бензин, смола, кислота, удобрения.

— Все полезные ископаемые делят на три группы :

1. горючие (каменный уголь, торф, нефть)

2. рудные (металлические) (медная руда, железная руда)

3. нерудные (строительные) (известняк, глина, песок

— А кто из вас сможет привести по несколько примеров полезных ископаемых для каждой из группы.

— Открываем страницу 47. И читаем для чего же добывают полезные ископаемые? (для использования в экономике)

— с. 48 – 49, как добывают полезные ископаемые.

— Какое полезное ископаемое добывают в карьере? (глину, песок, железную руду, известняк, гранит)

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (каменный уголь)

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (нефть, газ)

— Какие полезные ископаемые добывают из недр Земли? (железную руду, гранит)

— Как вы думаете почему добыть полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

— Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

Закрепление изученного материала

— А теперь поиграем в игру. Игра называется «Проверь себя» -Я вам раздам названия полезных ископаемых, вы должны определить к какому состоянию они относятся? (твердое, жидкое, газообразное)

источник

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почему надо беречь полезные ископаемые»

Технологическая карта урока

«Почему надо беречь полезные ископаемые»

Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»

Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; выявить понимание учащихся о необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; формировать универсальные учебные действия – работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух.

Предметные: приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;

Личностные: организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке, формирование ученической компетентности, стремление к получению новых знаний, воспитывать заботливое отношение к окружающей природе; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс (О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова), компьютер, проектор, презентация, тетради для самостоятельных работ.

Планируемые результаты (УУД)

2. Постановка учебной задачи

Устная фронтальная работа.

Практический: выполнение упражнения

Устная фронтальная работа.

Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.

Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира? Давайте же вспомним что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд) Какие группы полезных ископаемых вы знаете? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Расскажите пожалуйста о горючих/рудных/строительных полезных ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область. Если предположить, что полезных ископаемы очень много, то стоит ли их беречь? Почему? Тогда как звучит тема нашего урока? Какие поставим цели?

Читайте также:  Рябина красная фото полезные свойства и противопоказания

Давайте познакомимся с материалом учебника. Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Выскажите свои предположения. Теперь прочитайте самостоятельно.

Ребята, в чем же заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? По цепочке продолжаем чтение текста.

Какие дела можно отметить для себя, которые помогут внести свой вклад в дело охраны полезных ископаемых? (Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд)

Задание на дом: № 8, 9 в тетради, прочитать текст учебника.

Ребята, какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Встанут те ребята, которые считают, что они внимательно работали на протяжении всего урока и отлично поняли новый материал. Докажите, что вы работали на пять. Теперь встаньте те, кто работал на четыре и объясните, почему именно так.

Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, вспоминать пройденный материал

Отвечать на вопросы, рассуждать

Приводить собственные примеры

Формулировать тему и цель урока

Л:положительное отношение к урокам окружающего мира.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

источник

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему:
Конспект урока + презентация по окружающему миру «Полезные ископаемые » (3 класс, УМК «Школа России»)

Вложение Размер
poleznye_iskopaemye_1.pptx 2.26 МБ
poleznye_iskopaemye.doc 91 КБ

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Полезные ископаемые- это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Применение Глина является основой гончарного , кирпичного производства.

Известняк Известня́к — осадочная горная порода органического, происхождения. В малых количествах растворяется в воде .

Гранит Грани́т ( итал . granito , — зерно) —Состоит из кварца , калиевого полевого шпата и слюд. Граниты очень широко распространены в континентальной земной коре.

Эта гора железной руды будет использована в производстве стали .

Нефть Нефть ( греч. ναφθα — вспыхивать, воспламеняться) — горючая маслянистая жидкость , красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда встречается и слабо окрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли ; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых

Каменный уголь У́голь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива Каменный уголь — осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений ( папоротников , хвощей и плаунов ). Большинство залежей каменного угля было образовано примерно 300-350 миллионов лет тому назад.

Инструкция: 1. Название полезного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое ископаемое? 3. Прочное или хрупкое? 4. Определить цвет, прозрачность. 5. Где можно использовать, применить.

1.Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры

5. Большинство полезных ископаемых: а) жидкие б) твердые в) газообразные 6. Нефть и газ добывают а) на суше б) на море в) и на суше, и на море

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя:

— познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

— разовьют представлений о форме, размерах, цвете предметов;

— научатся различать образцы полезных ископаемых;

— сформируют понятие «полезные ископаемые», освоят знания о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

— умеют сотрудничать с учителем и сверстниками;

— нравственно оценивают усвоенное содержание занятия.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Окр. мир 3 кл.ч2. А.А Плешаков. Издательство «Просвещение» 2012г.

— Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, ручка.

— Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.

Л: формировать положительное отношение к урокам;

Постановка учебных задач и её решение

Словесн.: ответы на вопросы;

формулирование темы и цели урока;

В школе не лежит без дела:

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Она понадобится сразу. (Глина)

-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)

— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)

— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Практическая работа в группах;

Практический: защита работ;

— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

— А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента , известняка ; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти .

Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

— А почему они полезные? (Ответы детей)

— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие , рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ . Всё это разные виды ископаемого топлива.

— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа .

— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды . Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

— Молодцы. Перейдём к третьей группе.

— Как вы думаете, почему они называются строительными?

— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).

— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.

(Изучение свойств песка, угля)

В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!

источник

Урок окружающего мира Тема Полезные ископаемые

Программа «Школа России» учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

Показать их важную роль в экономике страны.

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Развивать умения составлять таблицы.

Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально — групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, коллекция ископаемых.

Дидактические материалы: презентация учителя, карточка с планом изучения свойств полезных ископаемых, исследовательские карты

Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря.

2. 2.Актуализация знаний, целеполагание.

В начале урока вспомним, какую тему вы изучали на предыдущем уроке.

Что является основой экономики?

Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Наша планета щедро одарила людей. Дары Земли человечество использует в разных отраслях экономики, воплощая от самых масштабных идей, до штучных предметов.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки — это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь?

— Это и есть тема нашего урока.

Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Что будем узнавать?

с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;

с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

важную роль полезных ископаемых в экономике страны

— Сегодня у нас урок необычный — урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.

Кто эти люди по роду своей деятельности?

Удовлетворять потребности людей с помощью товаров и услуг.

Труд людей в разных отраслях экономики.

Кадры из фильма «Полёт над Землёй»

Актуализация понятия «полезные ископаемые»

Геологи добывают полезные ископаемые.

Что такое полезные ископаемые?

Настя подготовила нам определение из энциклопедии о том, что такое полезные ископаемые.

Откройте учебник на стр. 46. Используя учебник в гуппах прочитайте и запишите в таблицу «Знаю» определение «Полезные ископаемые». (секретари)

полезные — значит… нужные, необходимые.

— ископаемые — значит …их нужно доставать, извлекать.

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала.

Сейчас нам предстоит выполнить исследовательскую работу по сообщениям ребят каждой группы. Капитаны читают сообщение о том или ином полезном ископаемом. Затем идёт обсуждение в группах по следующему плану:

в) прозрачное или непрозрачное;

Секретари под руководством капитанов записывают ответы группы.-1 группа запишет данные о песке и газе

-2 группа запишет в дневник данные о железной руде, каменном угле

3 группа запишет данные об известняке и нефти.

-4 группа запишет в дневник данные о железной руде, глине

На эту работу вам отводится 5 минут.

-Проверим, что у вас получилось в таблице и исследовательской карте (слайд).

— Как вы думаете, для чего мы узнали свойства

-Верно. Унаем где их применяют. Для чего добывают.

Испльзуя учебник на стр. 47, и сообщения

обсудите вопрос: где используют полезные ископаемые.

Секретари, под руководством капитанов на цветных листах записывают мнения группы (по ранее полученным типам п.ископаемых).

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

— А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.

Обратимся к уже полученным нами знаниям на этом уроке. Какими по своим свойствам бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими, газообразными). Полезные ископаемые добываются в зависимости от свойств п.ископаемых, месторождений.

Испльзуя учебник на стр. 48, и сообщения

обсудите вопрос: где добывают полезные ископаемые. Что такое месторождение.

Секретари, под руководством капитанов на цветных листах записывают мнения группы (по ранее полученным типам п.ископаемых).

По окончании обсуждения капитаны пополняют «Ковер идей»

Добыча полезных ископаемых может проводится открытым и

закрытым способами. КАРЬЕР — открытый способ добычи

Закрытый способ — ШАХТА. Глубина

подземных разработок до 4 км

Итак, в завершении изучения темы, возьмите задания «Блиц-опрос» каждый.

Найди ошибки в следующих утверждениях, около утверждений с ошибкой поставьте минус):

Природный газ извлекают из-под земли?

Гранит используют, как топливо?

Геологи — это люди, которые добывают полезные ископаемые?

Нефть добывают на поверхности земли?

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?

Проведите самопроверку. Сверьте с образцом. Поднимите руки те, кто всё выполнил верно.

Итак, ребята, что вы узнали сегодня на уроке:

(в колонке узнал — секретари ведут запись)

с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;

с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

Можем ли мы теперь ответить на вопрос :

    какова важная роль полезных ископаемых в экономике страны

    Прочитайте вывод пожалуйста в учебнике на стр. 50

    Сейчас каждый из вас имеет возможность привести пример использования полезных ископаемых в жизни, быту.

    (каждый ученик приклеивает свой ответ на доску в виде клейкой полоски)

    Полезные ископаемые — это природные минеральные образования в недрах земли, которые могут быть использованы в сфере материального производства и потребления.

    с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;

    с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые

    важную роль полезных ископаемых в экономике страны

    Найди ошибки в следующих утверждениях (около утверждений с ошибкой поставьте минус):

    Природный газ извлекают из-под земли?

    Гранит используют, как топливо?

    Геологи — это люди, которые добывают полезные ископаемые?

    Нефть добывают на поверхности земли?

    Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

    Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?

    Найди ошибки в следующих утверждениях (около утверждений с ошибкой поставьте минус):

    Природный газ извлекают из-под земли?

    Гранит используют, как топливо?

    Геологи — это люди, которые добывают полезные ископаемые?

    Нефть добывают на поверхности земли?

    Читайте также:  Чем касторовое масло полезно для ресниц

    Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

    Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?

    Найди ошибки в следующих утверждениях (около утверждений с ошибкой поставьте минус):

    Природный газ извлекают из-под земли?

    Гранит используют, как топливо?

    Геологи — это люди, которые добывают полезные ископаемые?

    Нефть добывают на поверхности земли?

    Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями?

    Полезные ископаемые могут быть жидкие и газообразные?

    источник

    Муниципальное общеобразовательное учреждение –

    Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

    Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

    Цель: Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

    1) знать о значении камней в жизни человека;

    2) вызвать интерес к изучению новой темы;

    3) расширение кругозора учащихся.

    1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

    2) развитие представлений о форме, размерах, цвете предметов; учить различать образцы полезных ископаемых;

    3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи.

    Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня у нас необычный урок, у нас присутствуют гости. Они пришли, чтобы посмотреть, чему мы научились и что мы умеем. Я надеюсь, что вы сегодня покажете все свои знания.

    II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

    У: Как называет раздел, который мы изучаем?

    У: А какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе?

    — Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.

    У: Сегодня мы проверим, что вы запомнили с прошлых уроков.

    На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал)

    Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные)

    Какой бывает труд? (Умственный и физический.)

    Пересказ домашнего задания

    III. Самоопределение к деятельности.

    Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

    Какие хитрые секреты
    Таят обычные предметы:
    Блестят в солонке минералы!
    Снежинки – это же кристаллы!
    Фольга, скрывавшая конфету —
    Металл такой же, как в ракетах.
    Таит его простая глина,
    Сестра сапфира и рубина!
    А коль споткнешься ты о камень,
    Не думай, что виной булыжник,
    И тут всесильная природа
    Тебе подсунула породу!

    — Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

    Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых? (Ответы)

    Конечно, сегодня вы узнаете о некоторых их свойствах, познакомитесь с использованием их человеком, способами добычи, с некоторыми профессиями людей.

    Как вы думаете, что означает сочетание этих слов ( ответы детей). Это тела созданные природой из веществ находящихся в земной коре.

    Назовите мне полезные ископаемые?

    Какие вы молодцы, что знаете столько полезных ископаемых! А сегодня мы с вами более подробно познакомимся со свойствами полезных ископаемых, месторождениями, как их добывают, как используют и подумаем: а нужно ли охранять полезные ископаемые или у нас их очень много.

    От какого слова произошло слово «Ископаемые»(от слова «копать»)

    Почему они полезные? (Приносят пользу людям)

    – Подберите синонимы к каждому слову.

    (Полезные ископаемые, нужные доставать, необходимые добывать,приносят пользу извлекать)

    Ребята, а какое определение полезным ископаемым вы бы дали? (Ответы детей)

    – А теперь откройте учебники. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые». Сравните его с составленным нами. Может быть, мы что-то упустили?

    (Дополнительно: минерал – твёрдое природное кристаллическое вещество; горная порода – природная совокупность минералов, образующая самостоятельное тело в земной коре)

    Полезные ископаемые- богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

    Большинство из них твердые. Нефть – жидкое , природный газ – газообразное.

    Ребята, скажите, кто ищет полезные ископаемые? Люди какой профессии ищут полезные ископаемые? (Геологи)

    Много камешков разных нашли.

    И дальше вприпрыжку пошли.

    – Сейчас вы будете работать «геологами» в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника попробуйте определить, какое полезное ископаемое вы «нашли».

    У: Посмотрите, у вас на столах образцы полезных ископаемых. Как вы думаете, что это за полезные ископаемые?

    Д: Каменный уголь, известняк, гранит.

    У: Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли вы определили.

    У: А что такое полезное ископаемое?

    На какие группы делятся полезные ископаемые?

    Д: Жидкие, твердые, газообразные

    Полезные ископаемые делятся на 3 группы

    1 Горючие: Каменный уголь, торф, нефть, природный газ.

    2. Рудные (металлические): медная руда, железная руда.

    3. Нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит

    У: Какие ещё полезные ископаемые вы здесь увидели?

    Сейчас мы будем составлять таблицу в тетрадях «Полезные ископаемые» по плану.

    Назови исследуемое полезное ископаемое

    Определи, какого оно цвета. Есть ли у него блеск, прозрачность.

    Выясни состав: однородный (весь одинаковый) или неоднородный (состоит из частиц), окраску частиц, размеры.

    Сыпучее или несыпучее это вещество?

    Определи твердость полезного ископаемого по сравнению с железом. Для этого поцарапай гвоздем по исследуемому объекту. Если гвоздь оставляет на нем царапину, полезное ископаемое мягче железа. Если царапины нет, оно тверже железа.

    Определи, легче оно или тяжелее воды? Чтобы определить это, опусти кусочек исследуемого полезного ископаемого в воду. Если полезное ископаемое тонет, оно тяжелее воды. Если плавает на поверхности – легче.

    Запиши все полученные данные в таблицу.

    — Давайте проверим, как каждый ряд справился с работой.

    Зернистый, твёрдый и прочный

    Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников

    Белого, чёрного или розового цвета

    Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета

    Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч

    Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи

    Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча

    Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло

    Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

    Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

    А сейчас я дополню ваши рассказы.

    Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.

    Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

    Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

    Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

    Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

    Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

    Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

    Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений . Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.

    Газ. – Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (– Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)

    Добыча полезных ископаемых

    Для чего добывают полезные ископаемые?

    (Для использования в экономике)

    — Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

    Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.

    Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.

    – Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?

    — Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.

    В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

    С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

    — Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

    — Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

    Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

    Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)

    А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)

    Вывод: полезные ископаемые – бесценное богатство Земли.

    А сейчас послушайте о полезных ископаемых.(диск)

    А теперь рассмотрите коллекции полезных ископаемых (рассматривают)

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Солнце утром лишь проснётся,

    V. Закрепление изученного материала.

    1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:

    2. Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?

    3. Как называют ученых, которые занимаются поиском полезных ископаемых ?

    4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?

    6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:

    7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?

    А Каменный уголь б Нефть в Гранит г Железная руда

    12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:

    А Мрамор б Медь в Газ г Глина

    14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:

    А Известняк б Нефть в Каменная соль г Глина

    Ребята, продолжите фразу: «Сегодня на уроке

    Тест « Полезные ископаемые» 3 класс

    Тест 11 вопросов 3 варианта ответов.

    1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

    2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?

    б) кирпич, бензин, известняк

    3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

    4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

    а) оловянная и медная руда

    в) каменный уголь, природный газ

    5. В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?

    6. Жидкое горючее полезное ископаемое

    7. Где добывают поваренную соль?

    8. Из какого полезного ископаемого получают металлы?

    9. Кто создал горные породы?

    10. Из какого полезного ископаемого получают бензин?

    11. Места залегания полезных ископаемых в количествах, достаточных для их добычи называются..

    Ответы к тесту « Полезные ископаемые» 3 класс

    источник

    Конспект урока

    1. Тема урока: Полезные ископаемые.

    2. Предмет: окружающий мир

    4. Автор: Железова В.Ю.

    5. Тип урока: проектно-исследовательская работа

    6. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

    Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

    Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых, о месторождениях в Костромской области.

    2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

    УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

    Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

    Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

    Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

    Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме Полезные ископаемые.»

    5. Тип урока: проектно-исследовательская работа

    6. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

    Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

    Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых, о месторождениях в Костромской области.

    2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

    УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

    Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

    Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

    Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

    Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

    Подготовить учащихся к работе на уроке

    Долгожданный дан звонок
    Начинается урок.
    Все ль у вас, друзья, в порядке?
    Есть учебники, тетрадки?
    Настроенье каково?

    Значит, будем начинать
    Мир чудесный открывать
    Для себя и для друзей
    К новым знаниям скорей!

    – А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.

    Полная готовность класса к работе

    Мотивация и актуализация знаний
    целеполагание.

    Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации

    — Сегодня у нас необычный урок-исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

    — Что изучают геологи? —А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?

    -Подберите однокоренные слова к слову ИСКОПАЕМЫЕ.
    — Найдите значения слов ГЕОЛОГ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ в атласе-определителе, учебнике, словарях, энциклопедиях, сети интернет.

    — Какова же будет тема урока?

    -Какие цели мы перед собой поставим?

    -Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых.

    — Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

    1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)

    2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)

    Читайте также:  Полезен ли инжир беременным

    3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

    4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый, красный, желтый, белый В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)

    -Работать будем в группах, которые мы создали заранее.

    Ответы детей, а затем учитель дает определение.

    Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.

    -Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.

    ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

    — Тема «Свойства полезных ископаемых»

    — Побольше узнать о ПИ, их свойствах, где они используются.

    Дети отгадывают загадки и находят образцы в коллекции минералов.

    Активность познаватель­ной деятель­ности учащих­ся на последу­ющих этапах; эффек­тив­­ность вос­при­­ятия и ос­мыс­ления но­во­го материала; по­нимание учащимися практической значимости изучаемого материала

    Постановка учебной задачи, разработка плана действий

    -Какая общая цель стоит перед участниками групп?

    Правильная постановка цели урока, разработка плана действия

    -Добавьте слова из предло­жен­ного задания в незакон­ченные предложения.

    Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи.

    -Ребята, вы пред­ставите результаты прак­ти­ческой деятельности в таб­ли­це, подготовите сообщение.

    — Итак, вы подготовите сообщение о свойствах извест­няка, мрамора, глины, песка и их использовании и изучите свойства полезных ископаемых.

    1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

    2.Представить результаты … (в таблице)

    3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

    Составить … (сообщение) (коллаж)

    Показать необ­хо­ди­мость приме­не­ния инструкции при выполнении данной практи­чес­кой работы

    Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника. —Правила работы с оборудованием вы знаете. Инструкция на стенде.

    — план проведения опытов (Приложение №1),

    — памятку по составлению сообщения (Приложение №2),

    — таблица для заполнения (Приложение №3),

    — картинки для оформления коллажа.

    Полное соблюдение инструкции

    Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

    Настрой на работу в группах

    -Определите правила сотрудничества, выберите только одно правило, которым пользуемся при работе в группе.

    Вспомним девиз групповой работы:

    У: -Необходимо правильно распределить работу.

    У: -Будем выслушивать мнение каждого.

    У: -Следовать плану и следить за временем

    Каждый имеет право высказаться.

    Не нужно слушать товарища по команде.

    Можно смеяться над ошибками товарища.

    Главное – результат команды.

    Главное – доказать свою доброту.

    Говори одновременно с другими.

    Говори по теме, кратко и понятно.

    Нельзя отстаивать своё мнение.

    Можно делать все, что захочется.

    Точно выполняй возложенную на тебя роль.

    В ходе опытов выявить свойства известняка, мра­мора, глины, пес­ка; представить результаты в таб­лице; подготовить сообщение.

    Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

    Каждая группа выполняет работу в соответствии со своими инструкциями.

    Организованная работа в группах

    Мы геологами станем
    Да? – да! ( хлопок над головой).
    Будут все гордится нами.
    Да? – да! ( хлопок над головой).
    Что ждет нас впереди?
    Высокая гора (показывают руками),
    Бурная река (показывают руками)
    Ее мы обойдем (топают ногами),
    Ее мы проплывем (плывут),
    Все мы сможем, все сумеем
    И своей достигнем цели.
    Да? – да! ( хлопок над головой).

    Умение пред­ста­вить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом

    -Скажите, какое свойство известняка и мрамора дает возможность использовать их так часто?

    Оцените выступление 1 группы по плану:

    Своевременно выполнили задание..

    Качественно выполнили задание…

    Каждый приложил усилие в общем

    — Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?

    Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таб­лице о свойствах известняка, 2-ой — мрамора, 3-песка, 4- глины и представляют коллаж «Использование известняка, мрамора, песка, глины» (коллаж прилагается).

    У: — Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

    У: — Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

    У: — твердость, в строительстве.

    Аналогично представляет результаты группа №2.

    У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.

    У: Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

    Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

    Отвечают на проблемный вопрос.

    Познакомить с условными обозначениями, месторождениями полезных ископаемых Костромской обл.

    Наметить перспективу на будущее.

    -Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?

    — Оцените по критерию : полнота и правильность выступления.

    — Что общее в использовании данных полезных ископаемых?

    — Ответили мы на проблемный вопрос?

    Учащиеся высказывают предположения. Сыпучий песок хорошо пропускает воду.

    Оценивание работы 2 группы по критериям

    У: — используют в строительстве.

    Как вы думаете, в нашей области есть месторождения изучаемых нами полезных ископаемых ?

    ископаемыми богата наша область? (слайд «Полезные ископаемые Костромской области»)

    -К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

    -Что должны делать мы, чтобы

    по-хозяйски использовать подземные богатства?

    — Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке.

    Работаем с картой Костромской области.

    Охрана: — отходы металлургических заводов(шлаки) пригодны для изготовления стройматериалов .

    — Дети собирают металлолом, из которого выплавляют металл, экономно используют газовые и электрические приборы, берегут тепло дома и в школе; рационально потребляют питьевую воду, потому что её очистка и доставка по трубам невозможна без использования полезных ископаемых; собирают коллекции природных богатств и отмечают на картах места их залегания.

    Дать оценку успешности достижения цели .

    -Ребята, как вы считаете, достигли мы цели урока?

    У: — Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

    Осознание достижения цели урока

    — Какая задача была сложной для вашей группы?

    У: — Составление таблицы, но мы справились.

    Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

    — Рада за всех. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.

    Учащиеся заполняют оценочные листы

    (оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)

    Адекватная оценка своей деятельности

    — Кто хочет поделиться своими достижениями?

    — Мне было интересно узнать о

    — Я обязательно найду дополнительную информацию о

    — Я поделюсь новыми знаниями

    У: — Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.

    Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

    Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи.

    — Кого заинтересовала эта профессия? Кто хотел бы стать геологом? Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

    И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились.

    Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

    1) Тетрадь — с.29-30 №3,4 — заполнить таблицу, где применяются полезные ископаемые и разгадать кроссворд.

    2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

    3) Узнать из дополнительных источников, как добывают полезные ископаемые.

    Дети записывают задания в дневник

    Понимание цели и методики выполнения домашнего задания

    План изучения свойств известняка и создания коллажа

    ● Определите размер частиц известняка.

    1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

    2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.

    3. Значение свойства запишите в таблице.

    ● Определите цвет частиц известняка.

    1. Рассмотрите под лупой образец известняка.

    2. Значение свойства запишите в таблице .

    ● Определите, известняк легче или тяжелее воды.

    1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

    2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

    3. Значение свойства запишите в таблице.

    ● Определите твердость известняка.

    1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

    2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

    3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

    4. Значение свойства запишите в таблице .

    ● Создайте коллаж «Использование известняка».

    1. Рассмотрите иллюстрации 2. Приклейте на лист.

    План изучения свойств мрамора и создания коллажа.

    1. Рассмотрите образцы под лупой.

    2. Значение свойства запишите в таблице .

    ● Определите, какой у мрамора блеск.

    2. Значение свойства запишите в таблице .

    ● Определите, мрамор легче или тяжелее воды.

    1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.

    2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)

    3. Значение свойства запишите в таблице

    ● Определите твердость мрамора . Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.

    1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.

    2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.

    3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.

    4. Значение свойства запишите в таблице .

    ● Создайте коллаж «Использование мрамора».

    1. Рассмотрите иллюстрации.

    2. Познакомьтесь с названиями.

    План изучения свойств глины .

    ● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

    1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

    2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

    3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

    4. Значения свойств запишите в таблице.

    ● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

    1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

    2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

    3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

    4. Обсудите, что вы наблюдаете.

    5. Значение свойства запишите в таблице.

    6. Создайте коллаж «Использование песка»

    План изучения свойств песка.

    ● Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?

    1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.

    2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.

    3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.

    4. Значения свойств запишите в таблице.

    ● Определите, песок или глина дольше удерживает воду.

    1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.

    2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.

    3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.

    4. Обсудите, что вы наблюдаете.

    5. Значение свойства запишите в таблице.

    ● Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице ).

    ● Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

    ● Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

    ●Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице).

    6. Создайте коллаж « Использование глины».

    Памятка по подготовке сообщения

    «Свойства известняка и его использование».

    Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.

    Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.

    «Свойства мрамора и его использование»

    3.Один участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.

    4.Второй участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.

    Памятка по подготовке сообщения

    Один участник расскажет по таблице о свойствах песка.

    Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.

    Памятка по подготовке сообщения

    1.Один участник группы расскажет об использовании песка

    2. Второй участник расскажет об использовании глины.

    1.Активно работал в группе

    2.Был организатором работы в группе

    3.Слушал мнение каждого участника группы

    5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом

    6.Представлял результаты работы группы перед классом

    Свойства песка Приложение №3

    Свойства известняка Приложение №3

    Твердый, гвоздь оставляет след

    белый, серый, желтый, красный, черный

    Твердый. Тверже, чем известняк

    Желтый, белый, красный,серый. Прозрачные и непрозрачные

    Плохо пропускает, удерживает

    Каждый имеет право высказаться.

    Не нужно слушать товарища по команде.

    Можно смеяться над ошибками товарища.

    Главное – результат команды.

    Главное – доказать свою доброту.

    Говори одновременно с другими.

    Говори по теме, кратко и понятно.

    Нельзя отстаивать своё мнение.

    Можно делать все, что захочется.

    Точно выполняй возложенную на тебя роль.

    Известняк— осадочная горная порода органического происхождения. Он образовался из остатков морских организмов. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла Земли дает источник газа для минеральных вод. Известняк твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов, для создания скульптур. Разновидностью известняка является мел.

    Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм. Цвет бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый, а белый встречается чаще всего. Песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, он незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. При производстве железобетонных изделий, а также при производстве тротуарной плитки, бордюров.

    Глина твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используется в строительстве: из нее с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в нее добавляют воду, то она становится мягкой, вязкой и из нее лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. Является основой гончарного и кирпичного производства. Из специальных сортов глины изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду. Также глину используют в косметологии для изготовления различных масок

    Мрамор – твёрдый родственник известняка, плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий. Мрамор используется как камень для памятников . Мраморная крошка и дроблёный песок используются при изготовлении каменной мозаики и штукатурки, в качестве заполнителей бетона. Мраморная мука находит применение в сельском хозяйстве.

    Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже — цветной или чёрный).

    Также мрамор применяется для облицовки каминов и фонтанов, изготовления столешниц, лестничных маршей, полов, вазонов и балясин.

    источник

    Источники:
    • http://multiurok.ru/files/okruzhaiushchii-mir-3-klass-tiema-uroka-polieznyie.html
    • http://infourok.ru/plankonspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-klass-na-temu-tehnologicheskaya-karta-pnsh-dlya-provedeniya-uroka-okruzhayuschego-mir-1306446.html
    • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/04/24/konspekt-uroka-prezentatsiya-po-okruzhayushchemu-0
    • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/ovwj4wiu.html
    • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/plan__konspekt_uroka_po_okruzhayushemu_miru_3_klass_t_190043.html
    • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-polieznyie-iskopaiemyie