Меню Рубрики

Конспект урока полезные ископаемые изделие буровая вышка 4 класс

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;
  3. Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;

Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Этап урока и его продолжительность

Сегодня мы с вами узнаем, каким бывает климат в России.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были прочитать параграф про песок. Ответьте на мои вопросы: 1. Из чего состоит песок?

2. Что делают из глины и песка?

Повторение (проверка знаний по ранее изученному материалу)

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

минеральные и органические образования земной коры , которые используются людьми в производстве.

Изложение нового материала

Рассказ о пользе горючих полезных ископаемых

Первичное закрепление изученного материала

Какие горючие полезные ископаемые вы запомнили? Расскажите о них.

Разгадаем кроссворд из презентации.

Торф, нефть, природный газ, каменный уголь.

Подведение итогов и постановка домашнего задания

Записываем домашнее задание. Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

Записывают домашнее задание.

Горючие полезные ископаемые

Подготовила: Калугина Римма Фанисовна

минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми в производстве.

Полезные ископаемые бывают:

  • Твердыми
  • Жидкими
  • Газообразными

Горючие полезные ископаемые

  • Они хорошо горят и при горении выделяют много тепла.
  • К ним относятся каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
  • Торф и каменный уголь – твердые тела, нефть – жидкость, природный газ – газообразное тело.

Польза горючих полезных ископаемых

  • Используются как топливо на фабриках и заводах, в жилых домах, школах, больницах.
  • Крупные потребители – электростанции, которые снабжают весь город электричеством.
  • Из горючих полезных ископаемых получают много различных продуктов: бензин, керосин.

  • Торф – это остатки полусгнивших растений на болотах.
  • Он темно-бурого цвета, пористый.
  • В сухом состоянии легкий.
  • Толщина – от 1 метра до 11 метров
  • Добывается на торфяных болотах с помощью воды и насоса.

  • Как топливо
  • Как удобрение
  • Как подстилка для скота
  • Из торфа делают плиты, которыми утепляют стены зданий
  • Из переработанного торфа получается светильный газ, керосин.

  • Он черного или черно-бурого цвета
  • Твердый, но хрупкий.
  • Плотный, тонет в воде.
  • Медленно загорается, горит долго и ярко
  • В природе встречается 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь

  • Залегает глубоко в земле, иногда встречается и на поверхности земли
  • Толщина до 20-30 метров
  • Для добычи угля делают шахты.

Шахта – это глубокий колодец, который доходит до пластов каменного угля

Использование каменного угля

  • Им отапливают помещения, фабрики и заводы, электростанции.
  • Из него получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
  • Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи.
  • Кокс используют при плавке чугуна
  • Светильный газ используют как топливо.

  • Нефть – густая маслянистая жидкость
  • Цвет: черный, темно-коричневый, зеленовато-бурый, белый, бесцветный.
  • Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
  • Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности

  • Находится в земле на большой глубине
  • Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
  • В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).

  • На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
  • Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
  • В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны

  • Скапливается глубоко в земле
  • Бесцветен, не имеет запаха
  • В 2 раза легче воздуха
  • Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
  • Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).

Использование природного газа

  • Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
  • Как топливо для машин, котельных, электростанций
  • Из природного газа изготавливают пластмассу.

1. остатки полусгнивших растений на болотах

2. жидкое горючее полезное ископаемое

3. природное ископаемое — каменный …

4. специальные трубы для добычи природного газа

5. газообразное полезное ископаемое – природный …

6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа

  • Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

источник

Разработка урока технологии (4 класс, ФГОС, УМК Школа России, тема раздела Человек и Земля) «Полезные ископаемые».

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Урок технологии в 4 классе

(УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

мить суждение о человеческих ценностях;

понимание успешности при освоении темы.

— раскрыть значение понятий буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— определять материалы для изготовления изделия

— использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результаты своей деятельности.

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

адекватно представлять результат собственной деятельности.

-месторождение нефти на карте России и обозна-чать его, исполь

— этапы операции по добыче нефти;

Оформлять суждение о человеческих ценностях.

Организация образовательного пространства

Презентация «Полезные ископаемые».

1 этап Самоопределение к деятельности

Мотивация к изучению темы

Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

— Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

— Подберите синонимы к слову ценность.

2 этап Учебно – познавательная деятельность

— Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

— Где находятся эти богатства?

— Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

— Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

— Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

— Кто приходит на смену геологам? (буровики)

— Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

— Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

— Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

источник

План-конспект урока по технологии (4 класс) по теме:
Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».», 4 кл, УМК «Школа России»

1. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».

2. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика

3. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

4. Тип урока: развивающее обучение

Вложение Размер
malahitovaya_shkatulka_4_klass.doc 88.5 КБ
malahitovaya_shkatulka.ppt 2.9 МБ

Выполнила: Кириллова Настя № школы, класс: 4

  1. № урока по календарно-тематическому плану:
  2. Тема урока : Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка».
  3. Изделие, выполняемое на уроке: Шкатулка в технике мозаика
  4. Цель урока: изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».
  5. Тип урока: развивающее обучение
  6. Планируемые результаты:

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

  1. Оборудование для учителя: учебник Технология 4 класс, презентация, технологическая карта, готовые образцы шкатулок, проектор, компьютер, таблицы по технике безопасности.
  2. Оборудование для ученика : учебник, цветной пластилин, ножницы, мультимедийная презентация, образцы изделий
  3. Схема доски

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Л: действия смыслообразования

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? ( твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита.

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Объяснение нового материала: анализ образца

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой — отдохнём.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

источник

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Технология» для 4 класса общеобразовательных учреждений к УМК образовательных систем «Перспектива», «Школа России» и «Гармония», а также тематическое планирование по действующим учебникам системы «Начальная школа XXI века», соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Издание адресовано учителям начальных классов общеобразовательных учреждений, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям ИПК.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ПЕРСПЕКТИВА» И «ШКОЛА РОССИИ»
Тематическое планирование 6
Знакомство с учебником 7
Урок 1. Как работать с учебником 8
Человек и земля 13
Уроки 2, 3. Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» 14
Урок 4. Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка» 24
Урок 5. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка» 31
Уроки 6, 7. Автомобильный завод. Изделие «КамАЗ» 36
Урок 8. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Стороны медали» 44
Урок 9. Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие «Медаль» 50
Уроки 10, 11. Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза» 53
Урок 12. Швейная фабрика. Изделие «Прихватка» 61
Урок 13. Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка» 68
Уроки 14, 15. Обувная фабрика. Изделие «Модель детской летней обуви» 73
Уроки 16, 1 7. Деревообрабатывающее производство. Изделие «Лесенка-опора для растений» 83
Уроки 18, 19. Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» 93
Урок 20. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа» 101
Урок 21. Бытовая техника. Изделие «Абажур». Сборка настольной лампы 108
Урок 2 2. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы» 114
Человек и вода 119
Урок 23. Водоканал. Изделия «Фильтр для очистки воды», «Струемер» 120
Урок 24. Порт. Изделие «Канатная лестница» 125
Урок 25. Узелковое плетение. Изделие «Браслет» 131
Человек и воздух 136
Урок 2 6. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие «Самолет» 138
Урок 2 7. Ракета-носитель. Изделие «Ракета-носитель» 144
Урок 28. Летательный аппарат. Изделие «Воздушный змей» 148
Человек и информация 152
Уроки 2 9, 3 0. Издательское дело. Изделия «Титульный лист», «Таблица» 154
Урок 31. Создание содержания книги. Практическая работа «Содержание» 162
Уроки 3 2, 3 3. Переплетные работы. Изделие «Дневник путешественника» 166
Урок 34. Подведение итогов года. Презентация выполненных работ 168
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО УМК «ГАРМОНИЯ»
Тематическое планирование 171
Из глубины веков — до наших дней 172
Урок 1. Введение. Керамика в культуре народов мира 173
Урок 2. Сосуд с магическим орнаментом (отрывная аппликация, роспись) 177
Уроки 3, 4. Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. Коллективное панно (лепка, роспись) 181
Уроки 5, 6. Плетение из полос бересты, щепы, лыка или бумаги. Плетеный короб 185
Уроки 7, 8. Украшения в культуре народов мира. Изготовление украшений на основе традиционных канонов ритма и симметрии 192
Традиции мастеров в изделиях для праздника 198
Урок 9. Бумагопластика. Изготовление форм приемом гофрирования 199
Урок 10. Бумагопластика. Раскладная открытка 202
Урок 11. Упаковка-футляр для подарка 206
Урок 12. Оформление упаковки новогоднего подарка 210
Урок 13. Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные шапочки (оригами) 213
Урок 14. Традиционные народные праздники. Святочные пряники по традиционным канонам (лепка из соленого теста) 217
Уроки 15, 16. Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и лепка декоративной рамки 223
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие 227
Урок 17. Вязание как один из видов рукоделия. Простейшие приемы вязания крючком 227
Уроки 18, 19. Простейшие приемы вязания крючком. Вязание панно 232
Урок 20. Петельный шов: приемы выполнения 235
Уроки 21, 2 2. Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки 239
Уроки 2 3, 2 4. Окантовка картона 242
Уроки 2 5, 2 6. Жесткий переплет 246
В каждом деле — свои секреты 250
Урок 27. Соломенных дел мастера. Приемы и технологии аппликации из соломки 250
Уроки 2 8, 2 9. Дарим людям свое мастерство. Игрушки из соломки и ниток 254
Уроки 3 0, 31. Металл в руках мастера. Тиснение по фольге 257
Урок 32. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Кусудама 261
Урок 33. Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. Коробочка санбо 265
Урок 34. Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся 269
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тематическое планирование по УМК «Начальная школа XXI века» 271
Правила техники безопасности на уроках технологии 276
Физкультминутки 278
Список литературы 283

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

источник

Урок по окружающему миру на тему:

Полезные ископаемые. Их добыча.

сформировать понятие «полезные ископаемые»;

познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами

познакомить с условными знаками полезных ископаемых;

развивать познавательную активность; умение характеризовать

объекты окружающего мира; экологическое мышление;

    воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к

    — Из чего построена школа, в которой вы учитесь?

    — С помощью чего можно приготовить обед?

    — На каком топливе работает двигатель автомобиля?

    — Из чего сделаны украшения?

    — Где человек взял необходимые ему в быту материалы?

    3. Сообщение темы, цели урока.

    — Что же называют полезными ископаемыми?

    Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности, — это полезные ископаемые. Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называют месторождениями.

    Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты, другие еще предстоит открыть.

    Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве, другие служат топливом, а каменную соль, например, человек использует для приготовления пищи.

    — На какие группы могут делиться полезные ископаемые?

    — А чтобы точнее ответить на этот вопрос, давайте прочитаем статью в учебнике.

    Дети читают статью «Что называют полезными ископаемыми» на стр. 88-89 учебника.

    — Так на какие группы можно распределить полезные ископаемые?

    — какие полезные ископаемые относятся к твердым?

    — какие полезные ископаемые относятся к жидким?

    — какие полезные ископаемые относятся к газообразным?

    -Давайте рассмотрим рисунок, на котором изображены слои полезных ископаемых.

    Как находят полезные ископаемые?

    — Ребята, скажите, а кто же ищет полезные ископаемые?

    — Прочитайте текст о работе геологов на стр. 89-90 учебника.

    — Так чем же занимаются геологи? (разведкой полезных ископаемых)

    Условные знаки полезных ископаемых.

    — Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.

    — Найдите на карте то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), золото, природный газ, железные руды, медные руды, нефть.

    Как добывают полезные ископаемые?

    -Какие полезные ископаемые добывают с помощью этих установок?

    (песок, глину, нефть, природный газ)

    Рассказы детей о добыче полезных ископаемых.

    — О добыче полезных ископаемых нам расскажут девочки.

    Основные залежи угля находятся в Сибири. Добывают уголь двумя способами: в карьерах и шахтах. Так как уголь в основном находится глубоко под землей, второй способ более распространен. В старину уголь добывали киркой и лопатой. Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты угля.

    Для добычи нефти строят буровые вышки и бурят высокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом ей приходится «помогать». Для этого ее выкачивают мощными насосами.

    В разные районы страны нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на особых морских судах — нефтеналивных танкерах.

    Чтобы добыть природный газ из-под земли, бурят скважины. От месторождений на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу.

    Работа в тетради стр. 35, задание №15.

    — А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради.

    — Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие же экологические проблемы возникают

    — при разработке месторождений (нарушаются места обитания растений и животных);

    — при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);

    — при транспортировке (разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).

    Все эти экологические проблемы решают экологи.

    — Что называют полезными ископаемыми?

    — На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

    — Найдите в классе условные знаки, которыми обозначают полезные ископаемые и вставьте их в таблицу.

    В классе висят условные знаки:

    — Какие сооружения делают для добычи твердых полезных ископаемых? жидких? (карьеры, скважины)

    Домашнее задание. Узнать, какие полезные ископаемые и как их

    добывают в твоем крае. Страница 90 и 92 — ответить на вопросы. Задание выполняем по выбору.

    источник

    План-конспект урока технологии на тему: «Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка»», 4 класс УМК «Перспектива». Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» . Тема урока: Полезные ископаемые.

    Подготовила учитель начальных классов ГБОУ «СОШ № 000 Пушкинского района Санкт-Петербурга» .

    Тема урока: Полезные ископаемые. Изделие «малахитовая шкатулка».

    Цели: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с поделочными камнями, используемыми для изготовления предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином (лепка слоями), с технологией изготовления изделия, имитирующего технику «русской мозаики»; совершенствовать навыки лепки; формировать умение самостоятельно выполнять изделия; — рассказать о профессии (мастер по камню).

    • Мультимедийный проектор;
    • Ноутбук;
    • Экран;
    • Мультимедийная презентация к уроку;
    • Учебник «Технология» 4 класс, ч. 1;
    • Рабочая тетрадь» Технология» 4 класс
    • «Толковый словарь живого великорусского языка» .
    • Иллюстрации поделок из камня;
    • Пластилин;
    • Инструменты и приспособления для работы с пластилином.

    У.: — Проверьте готовность к уроку. Сегодня нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, инструменты и приспособления для работы с ним.

    II. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

    У.: — Мы продолжаем тему «Полезные ископаемые».

    — Вспомните, что такое полезные ископаемые?

    Д.: Полезные ископаемые — это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей, для своей пользы.

    У.: Как их добывают, и транспортируют?

    Д.: — Полезные ископаемые добывают из недр или с поверхности земли.

    — Транспортируют по нефтепроводам или в цистернах,

    У.: -На какие группы можно разделить полезные ископаемые

    Д.: — Твёрдые, жидкие и газообразные?

    У.: — Какие полезные ископаемые вы знаете?

    — Прочитайте загадки, которые вы приготовили дома.

    Д.: Читают и отгадывают загадки.

    У.:- Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

    — О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная?

    У.: -Какое изделие будем делать на уроке?

    У.: — Из чего сделана малахитовая шкатулка.

    У.: -Сегодня мы узнаем какие узоры можно увидеть в камне.

    У.: — Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Рассмотрите иллюстрации.

    Д.: Читают, рассматривают иллюстрации с изображением поделок .

    У.: — Что такое шкатулка? Для чего она используется?

    Д.: Шкатулка – это ларчик, ящичек с замком для хранения драгоценностей, бумаг.

    У.: — Вам известно словосочетание малахитовая шкатулка? Из какой книги?

    Д.: — Из сборника уральских сказок .

    У.: Объясните значение понятия «поделочные камни».

    Д.: — Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни..

    У.: — Что такое малахит? – Посмотрите в словаре точное значение.

    Д.: Ответы учащихся, работа со словарем.

    Мультимедиа-презентация «Русский малахит»

    У.: — Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

    У.:- Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

    У.:-Какой приём будем использовать?

    Д.: — Мы будем использовать прием мозаика.

    У.:-Какие приёмы лепки будем использовать?

    Д.: — Мы будем использовать имитацию.

    У.: — Рассмотрите на стр. 26 учебника узоры малахита, созданные природой.

    — Какие еще поделочные камни вы знаете? Какие изделия из них вам известны?

    Д.: — Агат, оникс, лазурит, змеевик…

    — Из поделочных камней делают украшения, вазы, шкатулки…

    Уральские горы (шаги на месте, с подниманием рук)

    По каменным плитам (изображаем руками спуск по ступенькам)

    В страну малахита – (разводим руки в стороны)

    В страну работящих (руки сгибаем в локтях, затем разводим)

    V. Продолжение работы по теме урока.

    У.: -Прочитайте план работы на стр 26-27 учебника. -Назовите этапы работы.

    Д.: — Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

    У.: — Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

    У.: -Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

    Д.: — Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

    — Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

    — Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

    У.: Как можно получить различные оттенки цвета?

    Д.: — Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

    У.: — Как придать законченность изделию?

    Д.: — Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

    У.: — К чему теперь мы можем приступить?

    Д.: — Мы можем приступить к выполнению изделия.

    У.: — Подготовьте рабочее место. Вспомните необходимое оборудование и правила работы с пластилином.

    У.: — Разделитесь на группы по четыре человека. Вспомните правила работы в группе. – Можете приступать к изготовлению шкатулки.

    Д.: Выполнение задания в группе по технологической карте и слайдам в учебнике.

    У.: — А сейчас мы проведем выставку малахитовых шкатулок.

    Д.: Представляют полученные изделия.

    У.: — Что у вас получилось лучше всего?

    — В чем испытали затруднения?

    — Выберите понравившуюся фразу и продолжите её:

    • На уроке технологии я узнал…
    • Мне было интересно…
    • Теперь я могу…
    • Я научился…
    • Меня удивило…

    У.: — К следующему уроку подготовьте сообщение о поделочных камнях, из которых выполняют декоративные предметы и о том, какие их особенности необходимо учитывать при отделке различных предметов.

    источник

    Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

    • Главная
    • Публикации в журнале
    • Начальная школа. Технология
    • Полезные ископаемые

    Урок технологии в 4 классе

    (УМК Школа России Н. И. Роговцева и др. Технология 4 класс)

    Тема раздела Человек и Земля (21 ч.)

    Титова Татьяна Евгеньевна

    Тема изучения

    Полезные ископаемые

    Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

    Ввести: этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

    Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

    Основное содержание темы, термины и понятия

    Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Буровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото.

    Планируемые результаты

    Метапредметные

    Проявлять

    — ответственность при выполнении учебного задания в рамках группо-

    мить суждение о человеческих ценностях;

    понимание успешности при освоении темы.

    Познавательные:

    — раскрыть значение понятийбуровик, буровая вышка, геолог, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, скважина, чёрное золото;

    — определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

    — определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

    — определять материалы для изготовления изделия

    — использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

    Регулятивные:

    — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

    — распределять обязанности для выполнения учебного задания;

    — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

    соотносит поставленную цель и полученный результат деятельности;

    — оценивать результаты своей деятельности.

    Коммуникативные:

    — формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

    — согласовывать позицию с партнёрами и находить общее решение;

    — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

    адекватно представлять результат собственной деятельности.

    -месторождение нефти на карте России и обозначать его, исполь-

    — этапы операции по добыче нефти;

    Оформлять суждение о человеческих ценностях.

    ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

    Организация образовательного пространства

    Метапредметные связи

    Формы работы

    Окружающий мир

    Русский язык

    Информационный материал

    Демонстрационный материал

    Образцы изделий из нефти.

    Интерактивный материал

    Презентация «Полезные ископаемые».

    1 этап Самоопределение к деятельности

    Мотивация к изучению темы

    Ситуативное задание

    Однажды Оля принесла в школу шкатулку. Эта шкатулка досталась Оле от бабушки. В ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

    Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым и тогда можно купить всё, что хочешь. Оксана сказала, что самое ценное – это золотые украшения, а Серёжа утверждал, что здоровье – вот главное богатство.

    — Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть и долгой, и счастливой.

    — Подберите синонимы к слову ценность.

    2 этап Учебно – познавательная деятельность

    — Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

    — Где находятся эти богатства?

    — Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

    Что мы называем полезными ископаемыми?

    Сообщение учителя

    Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

    Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

    — Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

    Сообщения учащихся

    1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.
    1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.
    1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

    Сообщение учителя

    Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

    — Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

    Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

    — Кто приходит на смену геологам? (буровики)

    — Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

    Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

    Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

    -Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

    Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

    -Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

    — Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

    — Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

    Диагностика качества освоения темы

    Чёрное золото – это ……………………………………………. .

    Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

    2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

    1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

    Шахтёр геолог буровик фармацевт

    1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

    … Бурение скважин;

    … Поиск нефтяных месторождений;

    … транспортировка нефти по трубопроводам;

    … подготовка месторождений к разработкам.

    источник

    Тип урока: Открытие новых знаний

    Дидактическая цель: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологии проблемно – диалогического обучения.

    Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

    Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

    коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

    познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог, рисунок, схема.

    Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением и способом добычи

    4 мешочка с коллекцией полезных ископаемых,

    рюкзак с коллекцией полезных ископаемых,

    карта полезных ископаемых Советского района Кировской области (1 на пару),

    рисунки и знаки полезных ископаемых,

    ноутбук, на рабочем столе папка «Полезные ископаемые»,

    атлас-определитель: «От Земли до неба»,

    учебник «Мир вокруг нас » для 3 класса (автор – Плешаков А. А.); 2 часть.

    I Постановка учебной проблемы

    -Послушайте отрывок из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля»

    -Как вы думаете, что храниться в пещере горного короля? (золото, драгоценности)

    — Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства, посмотрите на экран. Как они называются? ( Полезные ископаемые).

    -Кто может назвать тему урока?

    -Как вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без полезных ископаемых? (да, нет)

    — У нас появилась проблема, чтобы её разрешить, я предлагаю провести исследование.

    II Поиск решения учебной проблемы

    -Для начала разберёмся в значении слов «полезные», «ископаемые»?

    -Откуда достают полезные ископаемые? (Из земли)

    -Что такое полезные ископаемые?

    -Уточним определение по учебнику, откройте по закладке с. 48

    – Для того, чтобы узнать как называется профессия людей, которые занимаются поиском и изучением п.с. разгадаем ребус:

    – Правильно! (Геолог) (Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их).

    – И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. Итак, в путь!

    -Чтобы провести исследование, мне геологи передали рюкзак, а вам мешочки. Посмотрим, что там находится?

    Выложите содержимое из мешочка на тарелочку.

    -Что здесь? (достаю, показываю)

    -Какие полезные ископаемые вы знаете?

    -В каком состоянии все эти полезные ископаемые? (твёрдом)

    Известен такой исторический факт:

    В VII веке арабы напали с моря на Константинополь. Однажды, когда ветер дул в сторону арабского флота, византийцы выкатили на берег сосуды с коричневой жидкостью и вылили её в море. Жидкость поплыла в сторону вражеских кораблей. Но арабы не обратили на это внимания. Когда она окружила корабли, византийцы подожгли её. Море вспыхнуло вместе с кораблями. Так византийцы уничтожили весь флот врага. Что это было?

    – Какие свойства нефти помогли византийцам победить арабов?

    О следующем полезном ископаемом узнаете из загадки

    -Почему геологи нам его не передали? (не положить в рюкзак)

    -Мы видим, что полезные ископаемые могут быть твёрдыми, жидкими и газообразными.

    — Геологи нам послали лишь некоторые полезные ископаемые. Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче природного газа. Если вас заинтересовало, какие ещё полезные ископаемые добывают в нашей стране, можете узнать из дополнительных источников.

    -А знаете ли вы, какие полезные ископаемые добывают в вашем районе?

    — Сегодня мы их начнём подробно изучать.

    -Чтобы лучше запомнить изучаемый материал, составим схему полезных ископаемых Советского района.

    — Что такое схема? Схема – это чертёж, на котором условными обозначениями показаны составные части изделия и связи между ними.

    -На каких уроках вы встречались со схемой?

    Я буду составлять схему на доске, а вы на рабочих листах. Переверните, начало схемы у вас есть. Нужно продолжить. Но прежде, чем заполнить схему, нужно узнать, какие полезные ископаемые есть на территории Советского района. Для этого поработаем в парах с картой. Рассмотрите карту Кировской области, находим г. Советск. На карте имеются условные обозначения полезных ископаемых. Работая в парах определите те, которые добывают в Советском районе. На это вам 1 минута.

    Пора заполнять схему. Какие полезные ископаемые нашли, назовите их, не повторяясь. (Я к схеме прикрепляю рисунок, слово и условное обозначение на одном листе А4) ,

    Запишите под первой стрелкой. (Показываю камень)

    Мы геологами станем
    Будут все гордится нами.
    Всю мы Землю обойдем,

    Мы выяснили, какие полезных ископаемых добывают на территории вашего района. Чтобы ответить на проблемный вопрос, можно ли без них обойтись, исследуем подробно самое распространённое в вашем районе полезное ископаемое – это известняк. Найдите его на тарелочке.

    Исследование будем проводить в группах, работая с разными источниками информации. Каждая группа работает по карте исследования и делает вывод. Инструкция у вас на столе , вам 3 минуты, можете приступать.

    Пришло время представить материалы своего исследования. 1 группа работала с атласом — определителем , вам слово, ( на экране камень), остальным предлагаю внимательно слушать и при необходимости задавать уточняющие вопросы.

    Продолжаем заполнять схему. Как вы поняли, что такое известняк? (горная порода). Записываем под словом известняк, под первой стрелочкой.

    Слово предоставляется второй группе . Какие свойства известняка запишем под второй стрелочкой?

    Слово третьей группе . Где используется? (в строительстве, удобрение, мел) (на экране) запишем под третьей стрелочкой.

    Каким способом добывают? (открытым, в карьерах. на экране) Какие ещё способы добычи полезных ископаемых знаете? (на экране – закрытый, шахта, и буровые вышки и скважины )

    Слово четвёртой группе. Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (месторождения) Запишем под следующей стрелкой.

    Для здоровья и счастья людей на Земле есть красивейшие уголки Природы, излечивающие и вызывающие сильные положительные эмоции. В вашем районе тоже есть такие уголки, они называются Памятники природы, их в вашем районе 17, из них 6 геологических. Посмотрите слайд-шоу «Геологические памятники природы» Советского района.

    -Я тоже была в этих уникальных местах, когда училась в Советском педагогическом училище.

    У вас есть возможность увидеть красоту земли Советской, маленького родного кусочка планеты.

    Посмотрите на схему и прочитайте её.

    -Можно ли обойтись без известняка? (нет)

    -Почему? (нужен в строительстве, как удобрение, мел, образует памятники природы)

    -Кто знает, где применяются другие полезные ископаемые?

    -Так можем ли мы без них обойтись?

    -Выберите прилагательное, которое запишем в последнем прямоугольнике.

    Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Почему?

    Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
    -Как же сберечь природные богатства земли?
    1.Экономно использовать.
    2.Оберегать от пожаров.
    3.Соблюдать правила перевозки.
    4.Заменять по возможности искусственными материалами.

    -Какие полезные ископаемые Советского района вы запомнили?

    -Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

    -Что нам помогло изучить новый материал? (схема, рисунок)

    VI Итог урока. Домашнее задание

    – Ребята, интересно быть геологом? Почему? Мне очень понравилось, как вы работали. Я вручаю вам значки юного геолога.

    – А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Посмотрите на схему, она у нас не закончена. Я предлагаю дома, используя дополнительную литературу, интернет, музей, продолжить исследование любого полезного ископаемого, а можно нескольких, по плану, который мы использовали при исследовании известняка (показываю по стрелочкам)

    На следующий урок принесёте схему и покажите вашей учительнице или пошлете мне на электронный адрес.

    Учебник: А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 3 класс. Часть 2., М. : Просвещение, 2006.

    Л.И Рудченко. Мир вокруг нас. 3 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006.

    Азин В.Н., Деньгин В.Г., Дружинин Г.В. и др. «Минерально-сырьевые ресурсы Кировской области» г. Киров, 2003 г.

    Бирюков В.И., Куличихин С. Н., Трофимов Н.Н. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых. Москва. Недра. 1987г.

    источник

    Источники:
    • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/polieznyie-iskopaiemyie
    • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2017/01/31/tema-uroka-poleznye-iskopaemye-izdelie-malahitovaya
    • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/529485/
    • http://alleng.org/d/add/teh061.htm
    • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/oeepnxkb.html
    • http://pandia.ru/text/81/320/93065.php
    • http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/147-preschool-tech/8142-tekhnologiya-4-klass-poleznye-iskopaemye.html
    • http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_na_temu_poleznie_iskopaemie_111426.html
    Читайте также:  Полезное мясо у курицы