Меню Рубрики

Конспект урока познание мира 4 класс полезные ископаемые

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

расширение общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи урока закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых;

развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана;

развивать в детях чувство патриотизма и гордости за свою страну;

воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Результаты обучения научиться классифицировать полезные ископаемые по группам;

знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Источники заданий Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye. Задания классификация полезных ископаемых на группы;

работа с физической картой Казахстана;

развитие ассоциативного мышления;

обобщение знаний о горючих полезных ископаемых;

закрепление-составление карты горючих полезных ископаемых Казахстана;

Записи по уроку 1. Организационный момент.

Деление на группы с помощью карточек с названиями полезных ископаемых:

рудные ископаемые — алюминий, золото, медь, серебро, железо, свинец.

горючие ископаемые — каменный уголь, нефть, бурый уголь, природный газ, антрацит, торф.

нерудные ископаемые — соль, фосфор, гранит, песок, глина, мрамор.

— Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).

Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.

— На какие группы можно разбить полезные ископаемые?

(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).

— Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.

2. Актуализация знаний. Кластер.

— Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.

(Каждая команда представляет свой кластер).

За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.

— Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

— Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).

— Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).

6. Работа с новым материалом.

— Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева — это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.

1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)

2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)

3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)

— К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).

— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)

— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).

— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).

На доске появляется запись:

ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые

(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).

— Какими полезными ископаемыми богата наша область? (Нефтью, газом, солью).

— Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.

7. Работа с текстом. Инсерт.

Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.

— Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).

— Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).

8. Работа с тестами. Обобщение.

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) Врачи Б) Строители В) Геологи

2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) Песок, глина Б) Гранит, торф В) Каменный уголь, поваренная соль

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) Оловянная и медная руды Б) Каменный уголь, природный газ В) Графит, сера

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

А) Природный газ, нефть Б) Мрамор, гранит В) Золото

5. Зачем люди собирают металлолом?

А) Очищается территория от мусора Б) Так сохраняются запасы руды В) Люди участвуют в соревнованиях

6. С какими полезными ископаемыми надо обращаться осторожно?

А) Содержащие руду Б) Нерудные ископаемые В) Горючие ископаемые

Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы. (Слайды).

9. Творческая работа. Синквейн.

— Каждая команда составляет синквейн о природном ископаемом, о котором был текст.

Залучший синквей команды награждают друг друга смайликами.

10. Комментирование оценок.

Выставление оценок за урок.

— О чём сегодня мы говорили на уроке?

Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.

источник

Краткосрочный план урока познания мира 4 класс

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых

-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: индивидуально-групповая.

Методы: иллюстративный, проблемный.

Ресурсы: учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,

Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».

Дети выполняют задание закрыв глаза

Новые подходы в преподавании и

Деление на группы по цветным жетонам

Определение критериев оценивания

Крепится таблица с критериями оценок

У каждого лист оценивания

Опрос – тест д\з разноуровневые задания

Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?( нефть)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

6. Определение уровня знаний

-У вас на столах лежат карточки , вы должны заполнить то, что вы знаете на данный момент

Учащиеся самостоятельно выбирают карточки с тестами

Учащиеся формулируют цель урока

Учащиеся заполняют карточки

Новые подходы в преподавании и

Обучение критическому мышлению(2)

-Какие материалы люди используют для строительства?

-Какие виды топлива ты знаешь?

-Как получают металлы? Где их используют?

-Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

— Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»

Учащиеся отвечают на вопросы

Обучение критическому мышлению(2)

Выступление групп, оценивание «5 пальцами»

Лучшая работа записывается в тетрадях всеми учащимися

Соединить стрелками определения на доске

Полезные ископаемые- Природные богатства, которые люди добывают из-под земли или на ее поверхности, используют в хозяйстве

Месторождения – скопление полезных ископаемых в земле

Руда – Горные породы, содержащие металлы и их соединения

Металлы — Получают на металлургических заводах путем выплавки из руд

Каждая группа читает текст и составляют кластер –схему, или опорный конспект

Новые подходы в преподавании и

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями(6)

Обучение критическому мышлению(2)

К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетраде

Обучение критическому мышлению(2)

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

13. Сообщение учащихся о природных богатствах нашей страны

14. Подведение итогов урока.

Вывешивается таблица, по которой дети подводят итог:

15 Заполнение таблицы и листов самооценивания

16. Рефлексия по лестнице успеха

— Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?

— На стикерах напишите, что вы узнали на уроке, что постараетесь запомнить.

Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.

Обучение критическому мышлению(2)

Работа с одарёнными детьми

17. Дома: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Перед проведением урока я расставила парты в группы, чтобы сэкономить время для организации самой работы. Часто роль ведущего приходилось брать на себя, чтобы избегать конфликтных ситуаций в группах. У детей в виду возрастных особенностей ещё слабо развита саморегуляция, умение контролировать время.

Для достижения целей я поставила ряд задач: учить самостоятельно добывать знания, развивать внимание, критическое мышление, учить отстаивать свою точку зрения; развивать элементы саморегулируемого обучения ,научиться оценивать результаты работы у себя и в других группах; воспитывать умение общаться в группах, способствовать воспитанию правовой культуры, развивать чувство справедливости.

Ключевыми идеями урока были: использование новых подходов (диалогическое обучение) в обучении для развития умения распределять, сравнивать, анализировать, делать выводы; применять полученные знания на практике; развивать навык общения в группе, умение анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников; вовлечение в собственное обучение через оценивание своих результатов.

В начале урока дети разделились на группы по геометрическим фигуркам. Получилось четыре группы по четыре человека. Работа в группе позволяет детям взаимообучаться через диалог. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уро­ке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении.

Данный урок проводится с использованием элементов Кембриджской программы идеи семи модулей. Работа проводится в группах, где учащиеся самостоятельно получают знания по теме, составляя при этом опорный конспект.Каждая группа проводит защиту свего постера.

На уроке имеет место формативное оценивание, рефлексия на стикерах.

Считаю, что поставленных целей на уроке я достигла.

источник

Тема урока: «Полезные ископаемые» 1 урок

Школа: КГУ » Гимназия № 2″акимата города Рудного

ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Все учащиеся могут: осмыслить содержание прочитанного, классифицировать полезные ископаемые.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения полезных ископаемых на карте, обозначать их условными знаками, давать характеристики группам полезных ископаемых.

Умеют: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знают: обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Могут обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека

Учащиеся могут: объяснять прочитанное, классифицировать.

Ключевые слова и фразы: месторождение, бассейн, горючие, рудные, нерудные.

Стиль языка, подходящий для диалога: групповая работа

учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица у каждого, стикеры, листы оценивания, дидактический материал, тетрадь ученика, рефлексия на доске, презентация к уроку.

Определение цели и задач урока.

Определение уровня знаний.

Эмоционально психологический настрой

Тренинг «Волшебный цветок»
Учитель держит в руках цветок с разноцветными лепестками( для деления на группы)
— Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем друг другу всего хорошего на уроке.
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
Дети, передают друг другу «волшебный цветок» и говорят пожелания на урок, отрывают один лепесток.

-Оценочный лист с указанием всех заданий, которые нужно выполнить на уроке.

-В парах проверить выполнение домашнего задания по критериям оценивания.

— Чтобы узнать, чему будет посвящён наш урок, попробуйте отгадать загадки:

— Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Без неё не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимется ракета. Отгадайте же, что это?

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют и за подвиг, и за труд. И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

— О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

— Сформулируйте тему урока (Полезные ископаемые)

— Давай те попробуем сформулировать задачи урока:

— Чтобы на уроке у нас всё получилось и все получили отличные оценки нам нужно прочитать с вами критерии успешности.

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о полезных ископаемых, для этого поиграем в игру «Верю — не верю» (верю -поднимаем две руки, не верю — руки положили перед собой)

— Верите ли вы, что полезные ископаемые — это неживая природа?

— Верите ли вы, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

— Верите ли вы, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

Читайте также:  Полезно ли с утра заниматься спортом

— Верите ли вы, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

— Верите ли вы, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

— Верите ли вы, что крупнейшие месторождения каменного угля находятся в Шахтах?

— Верите ли вы, что минералы — это вещества входящие в состав горных пород?

— Верите ли вы, что торф и каменный уголь используют как топливо?

— Верите ли вы, что в Казахстане есть месторождения различных полезных ископаемых?

— Вы уже много знаете о полезных ископаемых, а что ещё хотели бы узнать? — работа на листочках

(ответы детей вывешиваются на доску)

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.

С помощью цветных лепестков цветка происходит деление на 4 группы по 6 человек.

Учащиеся знакомятся, как будут оценивать свои знания.

Ученики отгадывают загадки.

Ученики сами формулируют задачи урока, что мы должны знать, уметь, чему научиться.

классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знать обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научиться отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Дети читают с доски критерии успешности.

1. Уметь делить полезные ископаемые по группам.

2. Знать, как обозначаются полезные ископаемые условными знаками.

3. Работать по контурной карте.

4. Знать, как человек применяет полезные ископаемые в жизни.

Учащиеся пишут свои ответы на вопросы и вывешивают на доску

Новые подходы в преподавании и обучении.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.

(заполнение листа оценивания)

Формативное оцениванием- похвала.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Побуждение к осмыслению новой темы.

Закрепление. «Мозговой штурм»

Контроль и оценка успешности на уроке

» Полезные ископаемые» — работают в группе. презентуют свой Кластер.

Повторить правила работы в группе.

Презентация по теме » Полезные ископаемые Казахстана»

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. В Казахстане более 6000 месторождений полезных ископаемых.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота.

По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Работа со статьёй учебника стр. 27 -29

Метод » ЗХУ» — чтение с пометками

Заполняют таблицу ( у каждого), презентуют классу, 1 человек от группы.

1. Полезные ископаемые . 1б

2. Три группы: рудные, нерудные, горючие. 1б

3. Способы добычи: шахта, карьер. 1б

Работа по карте Казахстана по плану группой.

1. Обвести контур Казахстана на контурной карте в рабочей тетради.(стр. 24-25)

2. Нанести условные знаки и подписать города- месторождения.

3. Рассказать всему классу.( 1 ученик от группы)

Выскажи свое мнение «Мозговой штурм»

— Как в вашем крае используют полезные ископаемые?

— Как влияет добыча полезных ископаемых на поверхность земли?

— А как отвечает нам природа?

— Что можно предпринять, чтобы не загрязнять окружающую среду отходами переработок?

Творческая работа составление » Синквейна» — по теме полезные ископаемые.

Заполнение Листов оценивания, подсчёт баллов.

Умею: классифицировать полезные ископаемые по группам;

Знаю обозначения полезных ископаемых;

уметь находить полезные ископаемые на карте;

Научился отличать полезные ископаемые, применять полезные ископаемые в жизни человека.

Учащиеся работают в группе, составляют кластер, презентуют его своим одноклассникам.

Учащиеся смотрят презентацию, задают вопросы по ходу.

Подготовленные ученики презентуют свой рассказ.

Учащиеся читают статью учебника и заполняют ( проговариваются критерии)

Учащиеся работают в тетрадях, наносят условные обозначения, подписывают города, презентуют свою работу.

Ученики отвечают на вопросы, обобщают изученный материал.

Учащиеся составляют синквейн по критериям, зачитывают и оценивают, некоторые зачитываются.

Учащиеся подсчитывают количество баллов за все виды работы на роке, переводят баллы в суммативную оценку.

Учащиеся возвращаются к задачам урока и анализируют свою деятельность.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Обучение талантливых и одарённых.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Критериальное суммативное самооценивание.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Обучение критическому мышлению.

Обучение критическому мышлению.

Формативное внешнее оценивание

Формативное самооценивание фишками

Работа с талантливыми и одарёнными.

Формативное критериальное взаимооценивание

Суммативное внешнее итоговое оценивание

Новые подходы в преподавании и обучении.

— Ваши ожидания? Сбылись ли в течении урока?

1. Урок был — полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Учащиеся анализируют свою работу на уроке.

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).

3.Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)

Учащиеся записывают в дневник.

Работа в одарёнными и талантливами.

Как вы планируете поддержать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Индивидуальная помощь, поддержка в течении всего урока.

Сильным учащимся — дополнительная информация о полезных ископаемых, разноуровневое домашнее задание.

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?

У детей листы самооценки в видами работы, они их заполняют по ходу всей работы, в конце урока подсчитывают баллы — итоговая суммативная оценка.

Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.

Литературное чтение, музыка, география.

1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?

1. Определение целей и задач урока самими учениками, критерии успешности.

2. Работа с листами самооценивания, в конце урока баллы перевели в оценку, каждый ученик получил отметку за урок.

2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?

1. Самостоятельное деление на группы.( на первом уроке я предложила ученикам разделиться на 4 группы, и одна группа работала не могла найти взаимопонимание)

2. Правильное распределение времени на уроке.

3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Ученики могут формулировать цель и задачи урока. Саморегуляция учащихся на высоком уровне: распределение ролей в группе, соблюдение правил работы в группах, защита групп.

По другому взглянула на слабоуспевающих учеников, они могут связно говорить, отвечать у доски, защищать продукт группы, когда их поддерживают товарищи. Высокомотивированные учащиеся чувствовали себя лидерами при работе, иногда принимали решения за всю группу, приходилось вмешиваться в работу групп.

источник

Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке : Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных

Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию

Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых

Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками

Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы

Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку.

Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн.

Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом

Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

І — Организационный момент

Позитивный настрой (видеоролик)

II – Проверка домашнего задания.

1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___

2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________

Какие низменности вам известны ____________________________________________

Сарыарка – это _______________________________

Самая высокая гора Алтая – это ________________

«Тянь – Шань» в переводе с китайского означает ___________________________________________

7) Город Алматы расположен у

Озеро – это __________________________________________________________________________________

На карте солёные озера обозначают

_____________________ цветом, а пресные — _______________________ цветом

Показать на карте Прикаспийскую низменность,

Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.

Показать на карте горы Тянь – Шань, Сарыарку. Дать характеристику.

ІІІ – Мотивация к деятельности.

Чем еще богата наша страна?

Что необходимо знать человеку о полезных

ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)

Объявление тумы урока. Определение целей и задач .

III – Работа по теме урока.

Работа в парах. Иллюстрации стр 27.

-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?

Повторение правил работы в группах.

Работа с учебником стр. 27 – 29. (презентация от учителя)

Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном.

Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным?

3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый ?

Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.

Защита постеров (сопровождается презентацией)

— Интересной была информация о _____________________

— Я постараюсь узнать _______________________

Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель

Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

Какие низменности вам известны ____________________________________________

Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8. Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

Какие низменности вам известны ____________________________________________

Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8 Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.

Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.

Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.

Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
Конспект урока окружающего мира «Полезные ископаемые» 4 класс «Школа России»

Конспект урока окружающего мира «Полезные ископаемые» 4 класс «Школа России», составленный в соответствии с ФГОС НОО

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;
  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

1. Образцы полезных ископаемых.

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

Читайте также:  Полезная выпечка из тыквы

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок )

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов.

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.

источник

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Задачи урока:

1. Обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве( каменный уголь, нефть, железная руда); повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми республики Казахстан и их месторождения.

2. Развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, сравнивать и делать выводы; развивать логическое мышление, устную речь.

3. формировать интерес ребёнка к предмету; бережное отношение к природе и её дарам.

Оборудование: Карта полезных ископаемых Казахстана, учебник « Познание мира» 4класс, образцы полезных ископаемых( гранит, каменный уголь, железная руда, торф, известняк), карточки с изображением знаков полезных ископаемых, кроссворд.

1 этап: Организационный момент урока.

Цель: психологическая подготовленность учащихся к обобщению и взаимному действию.

2этап: Всесторонняя проверка знаний по пройденной теме.

Цель: проверить правильность и полноту выполнения домашнего задания всем классом, систематизировать полученные знания.

Методы: словесный, групповой.

3 этап: Обобщение, систематизация знаний по теме.

Цель: закрепить, обобщить знания, умения, навыки, которые необходимы для анализирования; добиться более углубленного осмысления материала, рассказать о месторождениях полезных ископаемых в Казахстане.

Методы: наглядный, словесный, работа в парах.

4 этап : Контроль полученных знаний.

Цель: выявить степень усвоения учебного материала.

Цель: подведение итогов проделанной работы.

1. Организационный момент.

— Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства и узнаем, какие ископаемые есть в нашей республике. Но сначала мы должны сделать прогноз погоды на сегодняшний день.

2. Всесторонняя проверка знаний по пройденной теме.

— Давайте вспомним, что мы называем ископаемыми?

— Какими бывают полезные ископаемые?

— Наш класс мы разделим на 2 команды. Каждая команда приготовила рассказ — загадку команде соперника. Приглашаю участников первой команды.

Выступление первой команды.

Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над могучими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись долгие и скучные дни, годы. От горя, тоски, и одиночества я превратился в твёрдое и холодное чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек и взял меня в свой дом. Я подружился с человеком. От счастья я превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров.

— Кто узнал, что это за полезное ископаемое?

— По каким свойствам вы узнали каменный уголь? ( каменный уголь чёрног цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий; основное свойство – горючесть; им отапливают жилище, получают лекарства)

— Каким значком на карте обозначается каменный уголь?

Выступление второй команды.

Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена на равнине, но есть даже целые горы. Состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть серого, тёмно — красного и дымчатого цвета. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент.

— Кто узнал, что это за полезное ископаемое?

3. Обобщение и систематизация знаний по теме.

— А сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашей республике и узнаем, какие полезные ископаемые добывают. Наша республика расположена в центральной части Евразийского материка. Территория Казахстана протянулась на 1700км с севера на юг, с запада на восток – на 300км; преобладают равнинные земли. Территория, прилегающая к Каспийскому и Аральскому морям, а также территории северных областей нашей страны – это равнины. Прикаспийская низменность обрамляет север Каспийского моря в виде подковы. Центральная часть обозначена жёлтым и коричневым цветом. Здесь беспорядочно разбросаны холмы и незначительные возвышенности. Южную часть занимают пустыни. На территории Казахстана находится часть Алтая, которая состоит из многочисленных хребтов. Благодаря обширности территории, республика имеет богатейшие запасы недр. Посмотрев на карту полезных ископаемых Казахстана , вы увидите, что есть залежи каменного угля, железной руды, поваренной соли, нефти, золота, медной руды.

По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85% всего запаса железной руды сосредоточено в Костанайской области, другие месторождения имеются в Сарыарке и на севере Арала.

Основное месторождение каменного угля – это Карагандинское и Экибастузкое. Карагандинское месторождение открыл Апак Байжанов в начале 19 века.

— Сейчас вам предстоит выполнить трудное, но интересное задание. Каждая команда должна охарактеризовать полезные ископаемые по плану.

— назвать полезное ископаемое

— использование и значение полезного ископаемого

4. Контроль полученных знаний.

— А сейчас вам предстоит отгадать кроссворд.

В школе не лежит без дела

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Стали топливом и удобрением.

5. Рефлексия.

— Молодцы. Все на уроке потрудились на славу. Спасибо. Урок закончен.

Тема : Полезные ископаемые.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

Задачи урока: 1. Обобщить сведения о полезных ископаемых наиболее ценных в народном хозяйстве( каменный уголь, нефть, железная руда); повторить знания о свойствах полезных ископаемых; познакомить с полезными ископаемыми республики Казахстан и их месторождения.

2.Развивать умения анализировать, доказывать и опровергать, сравнивать и делать выводы; развивать логическое мышление, устную речь.

3.формировать интерес ребёнка к предмету; бережное отношение к природе и её дарам.

Оборудование: Карта полезных ископаемых Казахстана, учебник « Познание мира» 4класс, образцы полезных ископаемых( гранит, каменный уголь, железная руда, торф, известняк), карточки с изображением знаков полезных ископаемых, кроссворд.

1 этап: Организационный момент урока.

Цель: психологическая подготовленность учащихся к обобщению и взаимному действию.

2этап: Всесторонняя проверка знаний по пройденной теме.

Цель: проверить правильность и полноту выполнения домашнего задания всем классом, систематизировать полученные знания.

Методы: словесный, групповой.

3 этап: Обобщение, систематизация знаний по теме.

Цель: закрепить, обобщить знания, умения, навыки, которые необходимы для анализирования; добиться более углубленного осмысления материала, рассказать о месторождениях полезных ископаемых в Казахстане.

Методы: наглядный, словесный, работа в парах.

4 этап : Контроль полученных знаний.

Цель: выявить степень усвоения учебного материала.

Цель: подведение итогов проделанной работы.

— Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства и узнаем, какие ископаемые есть в нашей республике. Но сначала мы должны сделать прогноз погоды на сегодняшний день.

Всесторонняя проверка знаний по пройденной теме.

— Давайте вспомним, что мы называем ископаемыми?

— Какими бывают полезные ископаемые?

— Наш класс мы разделим на 2 команды. Каждая команда приготовила рассказ-загадку команде соперника. Приглашаю участников первой команды.

Выступление первой команды.

Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над могучими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись долгие и скучные дни, годы. От горя, тоски, и одиночества я превратился в твёрдое и холодное чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек и взял меня в свой дом. Я подружился с человеком. От счастья я превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров.

Читайте также:  Полезная и вредная диффузия примеры

— Кто узнал, что это за полезное ископаемое?

— По каким свойствам вы узнали каменный уголь? ( каменный уголь чёрног цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий; основное свойство – горючесть; им отапливают жилище, получают лекарства)

— Каким значком на карте обозначается каменный уголь?

Выступление второй команды.

Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена на равнине, но есть даже целые горы. Состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть серого, тёмно-красного и дымчатого цвета. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент.

— Кто узнал, что это за полезное ископаемое?

3. Обобщение и систематизация знаний по теме.

— А сейчас мы совершим маленькое путешествие по нашей республике и узнаем, какие полезные ископаемые добывают. Наша республика расположена в центральной части Евразийского материка. Территория Казахстана протянулась на 1700км с севера на юг, с запада на восток – на 300км; преобладают равнинные земли. Территория, прилегающая к Каспийскому и Аральскому морям, а также территории северных областей нашей страны – это равнины. Прикаспийская низменность обрамляет север Каспийского моря в виде подковы. Центральная часть обозначена жёлтым и коричневым цветом. Здесь беспорядочно разбросаны холмы и незначительные возвышенности. Южную часть занимают пустыни. На территории Казахстана находится часть Алтая, которая состоит из многочисленных хребтов. Благодаря обширности территории, республика имеет богатейшие запасы недр. Посмотрев на карту полезных ископаемых Казахстана , вы увидите, что есть залежи каменного угля, железной руды, поваренной соли, нефти, золота, медной руды.

По запасам железной руды Казахстан занимает среди других стран мира одно из первых мест. Более 85% всего запаса железной руды сосредоточено в Костанайской области, другие месторождения имеются в Сарыарке и на севере Арала.

Основное месторождение каменного угля – это Карагандинское и Экибастузкое. Карагандинское месторождение открыл Апак Байжанов в начале 19 века.

— Сейчас вам предстоит выполнить трудное, но интересное задание. Каждая команда должна охарактеризовать полезные ископаемые по плану.

-назвать полезное ископаемое

-использование и значение полезного ископаемого

4. Контроль полученных знаний.

— А сейчас вам предстоит отгадать кроссворд.

В школе не лежит без дела

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

Стали топливом и удобрением.

-Молодцы. Все на уроке потрудились на славу. Спасибо. Урок закончен.

1. Плотные и рыхлые массы, слагающие земную кору, называются:

в) месторождения полезных ископаемых

2. Полезные ископаемые – это…

а) плотные и рыхлые горные породы

б) горные породы, которые залегают в недрах земли

в) горные породы, которые добываются из земной коры и

используются для нужд человека

3. Места залегания полезных ископаемых называются:

4. Для добычи полезных ископаемых используют:

в) шахты, открытые карьеры, бурение земных слоев

5. Определите полезное ископаемое по его описанию.

«Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись бесконечно долгие годы. Вдруг, однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров»

а) газ б) гранит в) каменный уголь

6. Отгадай загадку. Покажи стрелками отгадки.

а) Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. а) глина

б) Если встретишь на дороге,

То увязнуть могут ноги. б) газ

в) По трубе течет – пироги печет.

г) Он очень прочен и упруг, г) песок

Строителям – надежный друг.

7. Какими знаками на физической карте обозначаются: (соедини стрелочками)

газ

нжелезные руды

8. Его называют «крылатым металлом»

а) медь б) железо в) алюминий

9. К горючим полезным ископаемым относятся:

а) песок, глина, гранит, соль

б) каменный уголь, свинец, железная руда

в) каменный уголь, нефть, газ

10. Каменный уголь добывают (соедини стрелочками)

а) в Караганде а) открытым способом

б) в Экибастузе б) закрытым способом

11. Самые крупные месторождения нефти в Казахстане находятся:

источник

Разработка урока по познанию мира с элементами критического мышления, по теме «Полезные ископаемые».

«ТАРАН АУДАНЫ ӘКІМДІГІНІҢ БІЛІМ БЕРУ БӨЛІМІНІҢ

116 ТОБЫЛ ОРТА МЕКТЕБІ» КММ

КГУ «ТОБОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 116 ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ТАРАНОВСКОГО РАЙОНА»

Разработка урока по познанию мира с элементами критического мышления.

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Учитель начальных классов: первой категории высшего уровня

Обобщить сведения о полезных ископаемых; повторить сведения о свойствах полезных ископаемых

Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках познания мира.

1.Развивать познавательную активность, умение работать с картой

2.Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера

3. Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся

4.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы; мыслить логически.

Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к её богатствам.

Уважение к труду людей, занятых в добычи полезных ископаемых.

Воспитывать чувство гордости за свою родину.

— Руды чёрных и цветных металлов.

— Виды, свойства, способы образования и основные месторождения угля, нефти, железной руды, известняка в нашей стране.

— Использование полезных ископаемых в быту.

— Различать полезные ископаемые, знать их условные обозначения, уметь работать с картой.

— Давать характеристику полезных ископаемых, основываясь на полученные знания.

— Использовать полезные ископаемые в быту.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых, план рассказа о полезном ископаемом, опорный лист с заданиями для повторения темы.

1.Индукция (психологический настрой)

Начинается вот- вот интереснейший урок-

2.Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня урок повторения. А тему урока вы назовете сами. В этом поможет игра «Отгадайте загадки» (чтение загадок)

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

(после ответов детей , слайд о теме урока)

Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, вспомним их свойства.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах.

-Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

— Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

(горные породы, которые добываются из земной коры и используются для нужд человека)

— Почему их называют ископаемые?

(Потому что извлекаются из недр земли.)

— А почему их называем полезные?

(Потому что служат человеку.)

Нашу страну называют кладовой полезных ископаемых. На карте нашей страны можно встретить условные обозначения всех видов полезных ископаемых известных в мире.

-Что такое месторождение полезных ископаемых?

Места, где полезных ископаемых в достаточном количестве для разработки называют месторождением.

-Как называется большая область залегания полезных ископаемых? (бассейн)

— Какими способами добывают полезные ископаемые?

Для добычи полезных ископаемых находящихся глубоко в земле, строят шахты.

А полезные ископаемые, расположенные близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.

Нефть и природный газ добывают путем бурения скважин.

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Твердые (гранит), жидкие (нефть, ртуть), газообразные (природный газ).

-По способу применения полезные ископаемые делятся на 3 основные группы. Назовите их. Приведите примеры.

Руды черных металлов: (железная руда, магнитный железняк, красный железняк)

Руды цветных металлов: (медь, алюминий, свинец, цинк, серебро, золото, латунь, бронза)

Нерудные: (соль, фосфориты, асбест, гранит, песок, известняк, мел, мрамор)

Горючие: (нефть, газ, каменный уголь)

Продолжим работу в группах. У каждой группы свое задание. Каждой группе, используя план описания, нужно рассказать о полезном ископаемом, которое у вас будет указано в задании.

1 задание группам (задание на листочках)

5.Месторождения в Казахстане.

1.Должны выбрать условный знак полезного ископаемого.

(на столах каждой группы 12 условных знаков полезных ископаемых: (известняк, природный газ, глина, гранит, каменный уголь, нефть, золото, медная руда, железная руда, алюминий, асбест, бурый уголь)

2. В листочках (опорный лист) записаны свойства. Вы определяете свойства своего полезного ископаемого. (приложение имеется)

3. Должны выбрать способ добычи.

4.Из предложенных вариантов ответов, находите ответ. Где используется ваше полезное ископаемое?

5.Указаны разные месторождения. Вы определяете месторождения вашего полезного ископаемого (прикрепление значка на карту, у доски)

1. Твердая, очень плотная, тяжелая, основное свойство –плавкость, притягивает металлические предметы.

2.Добывают в шахтах или карьерах.

3. Выплавляют сталь, из нее делают ножи, ножницы, рельсы, вагоны, детали машин.

4. Более 85 % железной руды в Костанайской области. Самое крупное месторождение – Соколовско – Сарбайское. Добывают в Сарыарке, в северном Приаралье.

1. Жидкая, маслянистая жидкость, горючая, черного цвета иногда красноватого, желтоватого и даже белого, с резким запахом (бензина), легче воды, хорошо горит.

3. Получают машинные масла, бензин, керосин, дизельное топливо, искусственный каучук, пластмассу, капрон, различные краски, лекарства, фотопленку, духи. Из остатков нефти производят парафин, глицерин, гудрон.

4.Месторождения: Прикаспийская низменность, полуостров Мангыстау, территория Каспийского шельфа и Тенгиз.

1. Твёрдый, белого, серого или жёлтого цвета, непрозрачный, плотный камень, тяжелее воды, если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ).

2. Добыча ведется в карьерах.

3. Получают известь, строительные камни, известковые растворы, используется в строительстве, в качестве удобрения.

4.Месторождения: Мангыстауские карьеры, Талдыкорган,в нашем районе – Варваринка.

1. Твёрдый, но хрупкий, черного цвета, блестит, хорошо и ярко горит, в воде не растворяется.

2. Добыча ведется в карьерах и шахтах.

3. Используется как топливо, сырье для получения красителей, взрывчатых веществ, удобрений, пластмасс, искусственных тканей, лекарственных препаратов.

4.Месторождения: Караганда, Экибастуз, Кушмурун (бассейн бурого угля).

1. Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и темно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

-Каким значком на карте обозначается гранит?

2.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Я — мягкий металл красного (в изломе — розового) цвета. Люди начали использовать меня раньше других металлов. Одним из ценных свойств является то, что я хорошо провожу электрический ток. Из меня изготавливают детали электрических машин и приборов, запасные части. Меня хорошо используют в телефонной и телеграфной связи.

По моим запасам Казахстан занимает третье место в мире.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

-Каким значком на карте обозначается медь?

3.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Ни огня, ни света, а огнём блестит. На этот товар всегда есть спрос.

Используется не только в ювелирном деле, но и в некоторых современных технологиях, особенно в электронике.

Кто догадался, о каком полезном ископаемом идет речь?

-Каким значком на карте обозначается золото?

4.Отгадайте рассказ – загадку, о каком полезном ископаемом говорится?

Меня формуют и обжигают – получается кирпич.

Я вхожу в состав грифеля карандаша.

Из меня также изготавливают пластилин.

Кто догадался, о каком полезном ископаемо идет речь?

-Каким значком на карте обозначается глина?

Числа связаны с сегодняшней темой урока.

3 – три разновидности каменного угля: антрацит, бурый уголь, обыкновенный каменный уголь.

Полезное ископаемое в природе находится в 3 состояних: жидкие, газообразные, твердые.

По способу применения делятся на 3 группы: рудные, нерудные, горючие.

По запас меди Казахстан занимает 3 место в мире.

Существует 3 вида известняка: мел, мрамор, ракушечник.

117 – всего в РК 117 видов полезных ископаемых.

400 – в РК всего 400 месторождений каменного и бурого угля.

Учитель называет полезное ископаемое, учащиеся должны выбрать модель-знак полезного ископаемого.

Каждая группа показывает условный знак полезного ископаемого (12 знаков, которые лежат на столах).

5. Индукция (психологический настрой)

(Ребята, сели удобно, закрыли глазки и повторяем вместе со мной)

Тест. (2 варианта, приложение 1)

— Время тестирования 5 минут.

Ребята, вы обратили внимание на то, что в каждом вопросе варианты ответов идут под определенной буквой. Если вы решили тест правильно, тогда у вас должно получиться слово. Сложите все буквы по очередности и прочитайте его. Назовите слово, которое у вас получилось? (Ископаемое, недра земли)

У кого получилось слово ископаемое?

У кого получилось словосочетание – недра земли ?

Полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь. С каждым годом народному хозяйству требуется все больше полезных ископаемых, но их запасы в недрах Земли не безграничны.

Нужно ли беречь полезные ископаемые?

Ученица нашего класса Гаухар вела исследовательскую работу над этим вопросом. Сегодня она расскажет нам о своей работе.

Сегодняшний урок мы хоти закончить стихотворением.

Путешествуя по подземному царству,

Ищем клады мы в недрах земли.

Нам подарит земля богатства:

Раз — летят самолеты в небе.

Два — мы строим большие дома.

Не забудь охранять богатства,

К чему призывает нас это стихотворение?

Давайте поступать правильно, и тем самым мы внесём свой вклад в охрану природы.

Придумайте со словом ископаемое синквейн.

Добывают, перерабатывают, используют.

Ищем клады мы в недрах земли.

-Что больше всего понравилось?

— Какие чувства вы испытывали в течение урока?

-Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради

источник

Источники:
  • http://www.metod-kopilka.ru/urok_po_poznaniyu_mira_dlya_4_klassa_poleznye_iskopaemye-2144.htm
  • http://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/oxm9btda.html
  • http://infourok.ru/urok-poznanie-mira-klass-poleznie-iskopaemie-1248061.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/09/13/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-poleznye
  • http://videouroki.net/razrabotki/urok-po-poznaniyu-mira-poleznye-iskopaemye.html
  • http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-4-klass-3.html