Меню Рубрики

Конспект занятия полезные ископаемые в старшей группе

Название: Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , краеведение, Подготовительная к школе группа
Автор: Небольсина Светлана Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 34
Месторасположение: г Курганинск, Курганинский район, Краснодарского края

Программное содержание. Формировать первоначальные представления о полезных ископаемых Кубани. Закреплять знания о труде взрослых в крае, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края. Подчеркнуть вклад кубанцев в развитие всей страны.

Материал. картинки (мергель, песок, глина, нефть, газ, мрамор, минеральная вода); (карточки с изображением промышленных продуктов из ископаемых, например: бензин -керосин — кирпич ); (полотно с изображением ископаемых и продуктов сделанных из них), карта Краснодарского края, символы для обозначения ископаемых на карте., видеопроектор, презентация «Полезные ископаемые»

Предварительная работа. Рассматривание карты Краснодарского края; дидактические игры «Третий лишний» , «Я без тебя не существую»

Педагог задаёт детям вопрос:

— Ребята знаете ли вы, что такое «полезные ископаемые?» (ответы детей).

— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае.

Воспитатель предлагает детям отправиться в пещеру, где проходит тайное собрание полезных ископаемых, которые добываются в нашем крае.

— Послушаем, о чём они говорят? (да)

Показ презентации (слайд №1).

Песок: — Я Песок, и куда меня только не добавляют. Скажу честно: без меня не то, что дом построить, ремонта настоящего люди сделать не смогут. Скажите, куда меня добавляют? (в землю, цемент, известь).

Воспитатель предлагает узнать свойства песка и слепить куличики из мокрого и сухого песка и выложить их на поднос. Дети определяют, что мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которой он находился, а сухой нет..

В. Какой вывод вытекает из этого опыта? (Ответы детей.)

Вывод (помогает сформулировать воспитатель): когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с Воспитатель обращает внимание детей на карту. Сообщает, что песок добывают в районе г. Гулькевичи и г. Кропоткин. А возле станицы Варениковской добывают особый песок, из которого делают стекло.

— Что можно сделать из стекла? (окна, вазы, графины, стаканы и т.д.) Дети отмечают значками города, где добывается песок.

другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

— Я, Мергель или цемент — самый главный, самый нужный и необходимый. Потому, что именно мне люди обязаны тем, что у них есть цемент. Когда вот этот серый порошок смешивают с водой, то получается масса, похожая на тесто. Без неё не обойтись в строительстве. А через некоторое время она становится твёрдой.

— А вот сейчас мы это и проверим. — педагог с детьми проводит опыт с цементом. В ёмкость наливает немного воды и добавляет цемент и песок. Затем смесь перекладывают в формочку и оставляют немного полежать.

Воспитатель объясняет детям, что куличик из песка при высыхании развалится, а куличик, в который добавили цемент, сохранит свою форму навечно. (Показывает для сравнения куличик из цемента, вылепленный накануне.)

Вывод: песок в смеси с цементом используют при строительстве домов для их высокой прочности.

— Что можно сделать с помощью цемента? (дома, мосты, платины и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на карту, сообщая города вблизи которых добывают мергель (Сочи, Новороссийск). Предлагает отметить значком.

Глина: — Что-то я не пойму, идёт разговор о строительстве, а меня никто не замечает, как будто без меня они, эти хвастуны, на что- то способны. Я — Глина, единственная дама, самая мягкая и покладистая. Я прочнее, чем гранит и железо.

— Кто знает, что из меня делают? (кирпичи, посуду, можно лепить статуэтки, фарфор).

Физминутка. Игра «Скульптор и глина»

Один из участников получает роль Глины, другой — Скульптора. Скульптор должен придумать и вылепить из Глины скульптуру, формируя ее из тела Глины. Его прикосновения должны быть мягкими, но уверенными. Глина при этом должна пытаться быть мягкой и максимально расслабленной, держать ту форму, которую ей задает Скульптор (не «помогать» Скульптору и не упираться).

Когда скульптура будет вылеплена, Скульптор спрашивает у Глины, все ли ей нравится. Если нет, исправляет детали скульптуры или «переделывает» ее, пока оба участника не останутся довольными. Потом участники меняются ролями.

Педагог обращает, внимание на карту и сообщает, что глину добывают в разных местах и даже у нас в Курганинске. «В нашем городе есть кирпичный завод, где из глины делают кирпичи, а (завод) затем обжигают в специальных печах».

Нефть: — Позор! Ужас! Единственная дама! А я, по вашему, кто? Ох, извините, забыла представиться. Я — Нефть, по прозвищу «каменное масло». Посмотрите какая я чёрная, блестящая и маслянистая. Я живу под землёй и образую там реки, озёра и даже моря нефти. А характер у меня очень вспыльчивый, чуть что сразу загораюсь. За это меня люди и оценили.

— Какую пользу я приношу людям?

После ответов детей, педагог предлагает рассмотреть материалы сделанные из нефти (ткань, мех, пластмассу, воск и т.п.).

Нефть: — Ах, извините, забыла представить моего спутника — это Газ. Он всегда со мною рядом, его так и прозвали «сопутствующий».

Газ: — Добрый день! Да, мы с Нефтью друзья. А ещё мы самые дешёвые ископаемые. Ведь детали многих машин, трикотаж, ткани и даже обувь, делается из нефти и газа. А скольких животных мы спасаем, подарив людям искусственный мех.

— Где ещё используется газ? (в домах для отопления и приготовления пищи, в автомашинах, при сварке труб и т. п.).

Воспитатель сообщает детям, что нефть и газ добывают в Краснодарском крае в районе таких городов как Абинск, Хадыженск, Славянск-на-Кубани (дети помогают найти города на карте и отмечают специальными значками).

Мрамор: — Я — старый благородный Мрамор — важнее всех, потому что я дарю людям красоту. Но если кто против, то пусть люди для красоты обмазывают свои дома глиной или нефтью, а памятники делают из песка.

Воспитатель: — не расстраивайтесь, дорогой Мрамор. Ребята, скажите пожалуйста, для чего людям необходим мрамор? (для отделки и украшения домов, изготовления памятников).

Далее педагог показывает бутылки с минеральной водой.

— Что это за вода в бутылках? (минеральная)

— Почему её так называют? (в ней содержатся минералы).

Воспитатель предлагает детям попробовать минеральную воду из разных источников и рассказать, чем она отличается.

Воспитатель сообщает, что минеральная вода тоже полезное ископаемое. По названию бутылки можно узнать, где эта вода добывается. Затем вместе с детьми находит на карте населённые пункты, где добывают минеральную воду и отмечают значками.

— С какими полезными ископаемыми вы познакомились?

— Давайте сейчас закроем глаза и представим, что этих полезных ископаемых нет. Что тогда будет? (дети высказывают свои предположения, затем воспитатель подводит итог). Да, ребята, не будь ископаемых, у нас сейчас не было бы автомобилей, ни самолетов, ни электричества, ни красивой одежды и многих других интересных вещей. Но и к ископаемым надо относится очень бережно, так как и они могут закончиться.

Название: Конспект НОД по краеведению в подготовительной группе «Полезные ископаемые»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , краеведение, Подготовительная к школе группа
Автор: Небольсина Светлана Александровна

источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Искитимского района Новосибирской области
детский сад «Родничок» с. Лебедёвка

Выполнила: воспитатель
первой классификационной категории
Вдовина С. Г.

Цель: Формирование краеведческой любознательности, познавательного интереса к окружающему миру и миру неживой природы родного края.

  • Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел.), сравнить чем они отличаются.
  • Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Продолжать знакомить с профессией геолога.
  • Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.
  • Закреплять правила безопасности при проведении опытов.
  • Продолжать знакомить с богатством родного края.

Ход занятия:

Дети входят в группу и здороваются с гостями.

Воспитатель: (На столе лежит снаряжение для геологов: компас, молоток-кирка, карта, канат, карандаши, блокнот и контейнеры под образцы .) Посмотрите ребята , что за снаряжение лежит на столе

Дети: Снаряжение для геологов.

Воспитатель: Ребята скажите кто такие геологи?

Дети: Геологи — это люди, занимающееся изучением и поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: А полезные ископаемые что это такое?

Дети: Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сегодня будем геологами и отправимся в экспедицию на месторождение полезных ископаемых.

Собираем рюкзак и что необходимо в экспедиции.

Воспитатель: Мы геологами станем?

Дети: Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Высокая гора (показывают руками)

Бурная река (показывают руками)

Её не обойдёшь(топают ногами)

Да! Да! Да!(Хлопок над головой)

Вот наше первое препятствие. Здесь бежит бурная река, нам надо аккуратно пройти по мосту и не упасть.(Дети проходят по мосту. И видят на мольберте плакат « Чернореченский карьер»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы пришли?

Дети: К «Чернореченскому карьеру» (или к месторождению мела)

Воспитатель: А что на этом карьере добывают?

Дети: Добывают тут мел. Мел-это разновидность известняка.

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся дальше. Следующее наше препятствие « туннель».

.(Дети проходят по «туннелю». И видят на мольберте плакат « Елбашинского карьера»)

Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К « Елбашинскому карьеру»

Воспитатель: А что на этом карьере добывают?

Дети: Песок и глину. Песок добывают на берегу реки Бердь.

Воспитатель: Отбираем образецы и отправляемся дальше.

Следующее наше препятствие «болото».(Прыжки на двух ногах по кочкам, через болото.)

И видят на мольберте плакат ( « Горловского разрез») Воспитатель: Ребята, кто скажет куда мы теперь пришли?

Дети: К «Горловскому разрезу»

Воспитатель: А что на этом разрезе добывают?

Воспитатель: Отбираем образец и отправляемся в лабораторию.

А для чего мы туда пойдём?

Дети: Что бы исследовать и провести эксперименты с полезными ископаемыми и уточнить где их можно использовать.

Возвращаемся . И идём в лабораторию.

Воспитатель: Вот мы и в лаборатории. Снимайте рюкзаки. Доставайте образцы, ставьте их на стол. Одевайте фартуки а я раскладу образцы.

Ребята вспомните, какие правила надо соблюдать при проведении опытов.

1. Внимательно слушать взрослого.

2. Не брать не чего в рот и не пробовать.

4. Специальные вещества может использовать только взрослый, а дети смотреть.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку и будем экспериментировать. (Воспитатель загадывает загадку про глину. Попросить любого ребёнка рассказать про глину. Рассказ про глину.) Скажите каким значком обозначается на карте глина.

Ребята послушайте следующую загадку.
( Воспитатель загадывает загадку про песок.)
Правильно . Это песок.( Рассказ ребёнка про песок)Скажите каким значком обозначается на карте песок.

Оборудование: пластиковые бутылки по количеству детей, вода в графине, песок , глина.

Пластиковые бутылки обрезаем, верхнею часть бутылки переворачиваем и вставляем во вторую часть. Насыпаем песок в одну бутылку, а в другую глину. И наливаем воды одинаково.

Наблюдаем проходит ли вода через песок и глину.

Вывод: Песок хорошо пропускает воду, а глина плоха. Она раскисает и становиться липкая.

Следующую загадку слушайте.

( Воспитатель загадывает загадку про уголь.)

Правильно это уголь.( описательный рассказ детей про уголь.)

Воспитатель: Вы сказали что уголь твёрдый но если ударить по нему тяжёлым то что с ним произойдёт. Давайте посмотрим что с ним будет.(В салфетку кладём уголь и ударяем по нему молотком. Он рассыпался, значит уголь твёрдый но хрупкий.)Скажите каким значком обозначается на карте уголь.
И последняя загадка.( Воспитатель загадывает загадку про мел.) Описательный рассказ детей про мел. Скажите каким значком обозначается на карте мел.

Ребята а мел ещё умеет злиться, хотите проверить? Возьмите пипетку, наберите в неё лимонный сок и капните на мел. Что произошло?

Ребята давайте подойдём к нашей карте. Вы сегодня были такие молодцы, поделитесь вашими впечатлениями о путешествии.(ответ детей) Это карта Новосибирской области. Мы сегодня отобрали образцы и провели с ними опыты. Вы много мне рассказали про полезные ископаемые. Назовите их.(уголь, мел, глина, песок.)Эти полезные ископаемые добывают в Искитимском районе. На карте они обозначаются значками.

Давайте отметим на карте флажками что мы здесь были.

Наше путешествие закончено.( Сюрприз.)

Название: Конспект НОД по старшей группе «В мире полезных ископаемых»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , краеведение, Старшая группа
Автор: Вдовина Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МК ДОУ детский сад «Родничок»
Месторасположение: село Лебедевка, Искитимский район, Новосибирская область

источник

Задачи занятия: формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; воспитывать гордость за свою страну интерес к природе.

Ход занятия

На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.

В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.

В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?

Читайте также:  Какую полезную нагрузку несет рено крафтер простой и со спаркой

Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много зверей, ягод, грибов, в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.

Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)

В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.

Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.

Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.

В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?

Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.

источник

Цель: знакомство детей с полезными ископаемыми через исследовательскую деятельность.

  1. Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми: (гранит, соль, нефть, песок, уголь, золото, серебро, мрамор, известняк, медь, алюминий, глина).
  2. Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.
  3. Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир.
  4. Вызвать интерес к полезным ископаемым.
  5. Дать понятие названию «полезные ископаемые».
  6. Закрепить знания детей об окружающем мире.
  7. Познакомить с профессией геолога.
  8. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, прививать любовь к природе.

Материалы: образцы полезных ископаемых (гранит, соль, уголь, песок, глина, известняк, нефть, медь, алюминий); образцы камней; картинки полезных ископаемых в формате А4; картинки для игры «Над землей и под землей»; предметы изготовленные из полезных ископаемых (мел, стекло, угольные таблетки, соль, проволока медная и алюминиевая, золотые и серебряные украшения, керамическая ваза торфяные стаканчики); лопатки, лейки с водой, семена цветов; фартуки с нарукавниками; земля с закопанными полезными ископаемыми; бабочка-раскраска для раскрашивания.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Чтение художественной литературы», «Познавательное развитие», «Трудовое развитие».

Воспитатель: Ребята, скоро на всей планете наступит праздник. А какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Воспитатель. Правильно,22 апреля «День Земли». И его отмечает вся страна. А для чего придумали этот праздник? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, придумали для того, чтобы люди обратили внимание к проблемам земли, на ее окружающую среду. В этот день проводят акции и мероприятия, посвященные к празднику, озеленяют улицы, «чистят» планету от мусора.

Воспитатель: А что вы знаете о нашей планете Земле? Я предлагаю вам поиграть в игру «Над землей и под землей».

Воспитатель: Перед вами на столе картинки. Надо взять одну картинку, сказать, где это находится; какую пользу приносит людям и надо ли это беречь, охранять. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о нашей Земле-матушке. А теперь я вас приглашаю в лабораторию. (Дети проходят в лабораторию.)

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на этих картинках? (Ответы детей.) А как назвать все это одним словом? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, все, что вы узнали на картинках – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые – это богатство нашей страны.

Воспитатель: А почему их так назвали — «полезные?» (Ответы детей.) А почему «ископаемые?» (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы ребята, эти полезные ископаемые залегают глубоко под землей. Места, где залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Занимаются поисками полезных ископаемых геологи. И я предлагаю вам стать начинающими геологами и произвести исследование земли, которой нам поступила в лабораторию (Дети надевают фартуки с нарукавниками и проходят за столы.)

Воспитатель: Давайте возьмем лопатки и снимем первый слой земли. Что вы видите? (Ответы детей.) Да, это глина, возьмите в руки потрогайте ее, какая она? На что похоже? А что делают из глины? (Ответы детей.) Дети дальше делают раскопки и натыкаются на песок и другие полезные ископаемые. Идет беседа о свойствах и пользе полезных ископаемых для человека.

Воспитатель: Посмотрите, у нас осталась одна земля. А как вы думаете, земля нужна человеку? (Ответы детей.) И я вам предлагаю внести свой вклад и посадить цветы. И когда они взойдут, мы будем ухаживать за ростками, а потом высадим на клумбу и наша планета Земля будет еще красивее. (Дети вместе с воспитателем берут по торфяному стаканчику, насыпают землю, садят семена, поливают землю.)

Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, с какими полезными ископаемыми мы познакомились? Пройдем к столику и назовем предметы, и из какого ископаемого они сделаны. (Дети по очереди называют, из какого полезного ископаемого сделаны предметы.)

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я вам предлагаю дома с родителями найти в интернете другие полезные ископаемые, которые вы еще не знаете, и создать коллекцию полезных ископаемых и камней. И в честь праздника «Дня Земли» я предлагаю вам раскрасить бабочку, в которой олицетворяется вся красота нашей родной планеты.

источник

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы «Ознакомление с полезными ископаемыми»

Татьяна Рыбинцева
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы «Ознакомление с полезными ископаемыми»

Цель: закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи: продолжать формировать представления о внутреннем содержании земли — полезных ископаемых;

познакомить с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека;

развивать память, мышление, речь и исследовательскую деятельность;

самостоятельно оценивать ответы детей и высказывания других детей.

Карта земли, образцы полезных ископаемых (гранит, уголь, песок, глина – на каждого ребенка, увеличительные стекла, 2 сосуда – лейки, молоток, стаканчики на каждого ребенка, лист бумаги.

Ребята, мы с вами поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). Какими словами их можно еще назвать? (сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т. д.). Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве. Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль, мрамор и т. д.). Это только часть полезных ископаемых, а в природе их гораздо больше. Сейчас давайте рассмотрим коллекцию с полезными ископаемыми. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и найдите этот экземпляр в нашей коллекции, если он присутствует.

Она понадобится сразу. (Глина)

Красивы, станут и заметны. (Гранит)

Он на дорогах есть и во дворе. (Песок)

Делать краски и эмали. (Уголь)

Правильно, дети. Молодцы! Отгадали все загадки и отыскали их в коллекции.

Скажите мне, а какими бывают полезные ископаемые? (Твердые, жидкие, газообразные).

А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (Нефть, минеральная вода).

А газообразные? (Природный газ).

Наша коллекция, к каким ископаемым относится? (К твердым).

А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых которые у вас на столах.

(На столах у детей подносы с образцами) .

Сначала мы свами рассмотрим песок и глину, проведем несколько экспериментов и выясним их свойства, чем они отличаются друг от друга.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (легко)

А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (песок)

Почему? (Песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины).

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

Теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички). Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

Берем две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

Общий вывод: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.

А теперь давайте чуть- чуть отдохнем.

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

Проходим и присаживаемся на свои места.

Теперь мы с вами будем сравнивать уголь и гранит.

Посмотрите на гранит. Какого он цвета?

Давайте рассмотрим гранит через увеличительное стекло. Что вы видите? (вкрапления трех цветов: белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше.

Теперь давайте рассмотрим уголь. Какого он цвета? (черного).

Рассмотрим уголь через увеличительное стекло. (блестящий, слоистый).

Возьмите в одну руку уголь, а в другую гранит. Сожмите сильно – сильно.

Сломались ли наши уголь и гранит? (нет) Значит, о них можно сказать, что они твердые.

А как вы думаете прочные или нет? (ответы, предположения детей).

Завернем уголь и гранит в платочки и ударим по ним молотком.

Что произошло с гранитом? (ничего)

А что произошло с углем? (он раскрошился).

Значит, о граните можно сказать, что он прочный, а уголь – хрупкий.

Общий вывод: гранит – твердый, прочный, имеет неоднородную окраску; уголь – твердый, хрупкий, черный.

Ребята скажите, где используют песок, глину, уголь, гранит? (ответы детей)

«Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!

источник

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
Конспект занятия полезные ископаемые

Конспект занятия полезные ископаемые

Конспект НОД для детей подготовительной группы по естествознанию

«Использование человеком полезных ископаемых»

Цели и задачи: познакомить детей с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека. Учить узнавать условные обозначения ископаемых. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.

Предполагаемые результаты. Имеют элементарные представления о полезных ископаемых и их использование.

Предшествующая работа: беседы на тему полезные ископаемых. Рассматривание карты России с отмеченными месторождениями ископаемых (нефть, газ, каменный уголь, золото, соль, песок). Чтение книг: Феликса Кривина «Сказки, добытые из-под земли»; Белла Дижур «От подножья до вершин»; Виктор Левин «Вот она, какая, пластмасса»; Константин Лагунов «Как искали Тюменскую нефть»; энциклопедия «Почемучка» статьи:

  • Что такое подземное богатства;
  • Сказка о каменном угле;
  • Из чего делают железо?
  • Что крепче – железо ли сталь?
  • Что внутри шахты?
  • Откуда берется бензин.

Материал: выставка прочитанных книг. Дидактическая игра «угадай и назови» (картинки с изображением разных предметов и знаки обозначения полезных ископаемых). Кроссворд «Ископаемые». Сундучок с двойным дном, а в нем конфеты.

На столе у воспитателя: стакан с водой, бутылочка переработанного машинного масла (вместо бензина), птичье перо, кусок соли крупного помола, тарелочка с мелкой солью, деревянная ступка.

На столе у детей: по 3 прозрачных пластиковых стаканов, по чайной ложке, по тарелочки с крупной и мелкой солью, по тарелочки разноцветной соли для ванны, салфетки. Для каждого ребенка фартук и нарукавники.

Читайте также:  Черный изюм чем полезен

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель вместе с детьми рассматривает стенд с книгами, которые они прочитали о полезных ископаемых. Беседа о прочитанном.

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.

Воспитатель . Здравствуй, Незнайка. Что случилось?

Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, тьфу ты не помню. А меня брать не хотят. (плачет)

Воспитатель . Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?

Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.

Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?

Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжечку.

Воспитатель. Постараемся. Прочитай нам

Незнайка. А я сказал – грязь.

он в стекле расплавлен даже.

Незнайка. А я сказал – камни.

Незнайка. А я сказал – человек.

Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?

Дети говорят, что они знают из прочитанных книг и из рассказов воспитателей.

Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.

Воспитатель. Нет, Незнайка, мы как раз на нашем занятии хотели поговорить о полезных ископаемых. Присаживайся и послушай.

Дети и Незнайка садятся за столы. На столах лежит у каждого ребенка дидактическая игра « Угадай и назови».

— Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр», «Кладовые земли» — речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.

Вот когда-то давным-давно, на земле очень многого не было. Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров. Ну, раз на земле ничего не было, пришлось добывать из-под земли.

Сначала стали добывать чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…, самолеты и звездолеты. Космические корабли летают в космос, но добывали-то их из-под земли! Правда не в готовом виде. В готовом виде под землей даже простого гвоздя не найдешь – разве что его туда зароешь.

Почему они называются, полезными? А почему и ископаемыми?

Правильно, потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Чтобы изготовить стекло и сделать стакан, нужен специальный… (Дети – песок). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы суп был соленый, нужна (Дети – соль). А это… (Дети – полезное ископаемое). Чтобы сделать фарфоровую тарелку для супа, нужна особая… (Дети – глина). А это… (Дети – полезное ископаемое).

И так – за что ни возьмись.

Дети, а какие еще полезные ископаемые вы знаете? (Дети называют).

Незнайка. Ой, как интересно. Спасибо, что вы меня научили.

Воспитатель. Незнайка, а полезные ископаемые обозначают определенными знаками. И наши дети некоторые знаки знают.

Дети по одному выставляют и называют знаки.

Воспитатель. А сейчас мы поиграем в игру «Угадай и назови». У вас на столе лежат картинки с изображением разных предметов, вы должны рядом с картинкой положить знаки ископаемых, из которых они сделаны.

Дети раскладывают. А Незнайка подходит к детям и спрашивает, почему они положили определенные знаки. Воспитатель и Незнайка хвалят детей. Незнайка предлагает поиграть. Дети встают и-за стола, выходят на середину зала.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Сели – встали, сели – встали.

Надо вам свободней встать

Словно в пляске – руки в боки.

Получается на славу. Молодцы!

Воспитатель. Незнайка, а наши дети очень любят разгадывать кроссворды. Вот посмотри.

( Пока дети выполняют физ. Минутку и разгадывают кроссворд, помощник воспитателя готовит столы для опытов).

  1. Как назвать одним словом: нефть, уголь, газ… (ископаемое)
  2. Ее не едят и без нее мало что едят (соль)
  3. Слой земли, который используется при изготовлении стекла (песок)
  4. По доске он бегает.
  1. Жидкое горючее полезное ископаемое (нефть)

Незнайка. А мы в Солнечном городе, тоже любим разгадывать кроссворды. Надо записать, а потом предложить друзьям его разгадать. Вот они удивятся, что я теперь такое знаю!

Воспитатель. Незнайка, дети подойдите к столу, я вам что-то покажу. Вы уже знаете, для чего нужна нефть и что из нее делают ( дети называют ). А расскажите, какая она ( дети – черная, маслянистая, плохо пахнет… ). Нефть – это полезное ископаемое. Но с нефтью, как с другими полезными ископаемыми нужно обращаться осторожно. А почему? (ответы детей ). Правильно! Если нефть попадет в море, озеро то одна будет плавать на поверхности воды и от этого погибнет много животных, птиц и растений. А если нефть загорится, то потушить такой пожар будет очень непросто. Вот посмотрите, у меня есть немного нефти (воспитатель предлагает детям и Незнайке понюхать ). Если я налью немного нефти в стакан с водой, то посмотрите, что получится. Нефть будет плавать на поверхности воды. А теперь я возьму птичье перо и опущу его в стакан. На перышке осталась нефть. А, как мы с вами говорили, что это очень опасно для птиц. От этого они погибают. Значит с полезными ископаемыми нужно обращаться очень, Очень осторожно.

А у меня еще, что есть. Что это за камень? Да это пищевая соль. Соль – это тоже камень. Поэтому ее называют каменной. И используем в приготовлении еды именно пищевую соль. Ее добывают в горах, в специальных шахтах. Затем очищают, дробят, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Продают ее не в виде камня, а уже рассыпчатую и в пакетах, бывает крупная и мелкая.. а для этого, я уже говорила, ее дробят. (Воспитатель показывает, как от большого куска можно отделить маленькие). На заводах это делают большими дробильными машинами. А потом специальными жерновами размалывают. Поэтому и получается мелкая соль, а если правильно говорить – соль мелкого помола. (Воспитатель показывает в деревянной ступке, как из кусочка соли получается сначала крупная соль, а потом мелкая).

Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и нарукавники и сесть за свои столы.

Воспитатель. У вас на столах стоят стаканы с водой и в тарелочках соль крупного и мелкого помола. Давайте проведем опыты.

1 опыт. Сначала растворим в воде крупную соль.

2 опыт. А теперь растворим мелкую соль.

Какая быстрее растворилась? Правильно мелкая соль растворяется быстрее, поэтому хозяйки чаще используют соль мелкого помола.

А еще в магазинах и аптеках продается специальная морская соль и соли для ванн. Но это другие соли и использовать в пищу их нельзя. Морской солью, многие полощут горло, когда болеют. А как приятно принимать ванну, если в нее добавить специальную соль. Да, она еще бывает разного цвета, в зависимости от добавленных в них травяных настоев, еще приятно пахнет.

3 опыт. Воспитатель раздает тарелочки с разноцветной солью. Давайте, растворим в воде и посмотрим, что получится. Еще раз напоминаю, что это соль для ванны, есть ее нельзя!

Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! Во сколько интересного я узнал. Что я хочу подарить вам свои любимые камешки. Правда, красивые! Просто клад!

Воспитатель. Незнайка, у меня есть волшебный сундучок. Давай положим твои камешки в сундучок и посмотрим, что произойдет. (Незнайка кладет). А теперь вместе скажем волшебные слова: «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС…»

Воспитатель открывает сундучок, а там лежат конфеты.

Воспитатель и Незнайка раздают конфеты. Незнайка прощается и уходит.

источник

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Полезные ископаемые»

Цель: знакомство детей с полезными ископаемыми через исследовательскую деятельность.

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми: (гранит, соль, нефть, песок, уголь, золото, серебро, мрамор, известняк, медь, алюминий, глина).

Дать первоначальные сведения об использовании полезных ископаемых человеком.

Дать понятие названию «полезные ископаемые».

Познакомить с профессией геолога.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, прививать любовь к природе.

Материалы: образцы полезных ископаемых (гранит, соль, уголь, песок, глина, известняк, нефть, медь, алюминий); образцы камней; картинки полезных ископаемых в формате А4; картинки для игры «Над землей и под землей»; предметы изготовленные из полезных ископаемых (мел, стекло, угольные таблетки, соль, проволока медная и алюминиевая, золотые и серебряные украшения, керамическая ваза торфяные стаканчики); лопатки, лейки с водой, семена цветов; фартуки с нарукавниками; земля с закопанными полезными ископаемыми; бабочка-раскраска для раскрашивания.

Воспитатель: Ребята, скоро на всей планете наступит праздник. А какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Воспитатель: Правильно,22 апреля «День Земли». И его отмечает вся страна. А для чего придумали этот праздник? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, придумали для того, чтобы люди обратили внимание к проблемам земли, на ее окружающую среду. В этот день проводят акции и мероприятия, посвященные к празднику, озеленяют улицы, «чистят» планету от мусора.

Воспитатель: А что вы знаете о нашей планете Земле? Я предлагаю вам поиграть в игру «Над землей и под землей». Перед вами на столе картинки. Надо взять одну картинку, сказать, где это находится; какую пользу приносит людям и надо ли это беречь, охранять. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о нашей Земле-матушке. А теперь я вас приглашаю в лабораторию. (Дети проходят в лабораторию.)

Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на этих картинках? (Ответы детей.) А как назвать все это одним словом? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, все, что вы узнали на картинках – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые – это богатство нашей страны.

Воспитатель: А почему их так назвали — «полезные?» (Ответы детей.) А почему «ископаемые?» (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы ребята, эти полезные ископаемые залегают глубоко под землей. Места, где залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Занимаются поисками полезных ископаемых геологи. И я предлагаю вам стать начинающими геологами и произвести исследование земли, которой нам поступила в лабораторию.

Воспитатель: Давайте возьмем лопатки и снимем первый слой земли. Что вы видите? (Ответы детей.) Да, это глина, возьмите в руки потрогайте ее, какая она? На что похоже? А что делают из глины? (Ответы детей.) Дети дальше делают раскопки и натыкаются на песок и другие полезные ископаемые. Идет беседа о свойствах и пользе полезных ископаемых для человека.

Воспитатель: Посмотрите, у нас осталась одна земля. А как вы думаете, земля нужна человеку? (Ответы детей.) И я вам предлагаю внести свой вклад и посадить цветы. И когда они взойдут, мы будем ухаживать за ростками, а потом высадим на клумбу и наша планета Земля будет еще красивее. (Дети вместе с воспитателем берут по торфяному стаканчику, насыпают землю, садят семена, поливают землю.)

Воспитатель: А теперь давайте еще раз вспомним, с какими полезными ископаемыми мы познакомились? Пройдем к столику и назовем предметы, и из какого ископаемого они сделаны. (Дети по очереди называют, из какого полезного ископаемого сделаны предметы.)

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я вам предлагаю дома с родителями найти в интернете другие полезные ископаемые, которые вы еще не знаете, и создать коллекцию полезных ископаемых и камней. И в честь праздника «Дня Земли» я предлагаю вам раскрасить бабочку, в которой олицетворяется вся красота нашей родной планеты.

источник

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края; закреплять знания о неживой природе.

Рассказать, что полезные ископаемые образовались на протяжении долгого времени.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; первоначальные понятия о полезных ископаемых родного края; закреплять знания о неживой природе.

Рассказать, что полезные ископаемые образовались на протяжении долгого времени.

Продолжать формировать умения исследовать природу и делать элементарные выводы.

Расширить знания детей о шахте, о профессии — шахтёр, об использовании полезных ископаемых человеком.

Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых ( песок, глина, уголь, мел), сравнить чем они отличаются.

Совершенствовать умение устанавливать причинно- следственные связи, поддерживать беседу, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Закрепить умение рассказывать о предмете, составлять рассказ с последовательно развивающимся действием.

Пополнить лексический словарь, обозначающие предметы, действия, признаки.

Закреплять навыки исследовательской деятельности; умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведения опытов.

Развивать любознательность, логическое мышление, интерес к природным ресурсам.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Посылка, коллекция полезных ископаемых, схемы: использования полезных ископаемых (уголь, мел, песок, глина), образование угля, материалы для проведения опытов (уголь, мел, песок, глина, лупы, палочки, емкость с водой, тарелочки) ноутбук.

«Я живу в родном краю,
Родину свою люблю,
И «привет» всегда ей говорю,
И в тёплый, и в морозный день
Мне здороваться с землёй своей не лень:
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, нежный колосок!
Здравствуй, поле, здравствуй, лес,
Шум дубрав и детский смех!»

— Сегодня к нам в группу пришла посылка. Давайте откроем.

Письмо. « Здравствуйте, дорогие дети!

Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила прислать вам посылку с предметами неживой природы. Я надеюсь вы узнаете, что это за предметы и выполните мои задания. Желаю удачи! Хозяйка Медной горы.»

Читайте также:  Полезен ли мед при онкологии

— Как выдумаете, что относится к неживой природе? ( камни, песок, вода, солнце).

— Что вы видите? ( камни, уголь, мел, глина, известняк, мергель, гранит, мрамор, каменная соль)

— Как одним словом можно назвать эти предметы? Полезные ископаемые.

Почему они называются полезные ископаемые? (Потому, что их добывают из-под земли, они приносят пользу людям.)

Какие виды полезных ископаемых вы знаете?

Твердые, жидкие и газообразные.

Проводится игра «Полезные ископаемые».

( дети встают в круг, воспитатель называет полезное ископаемое: если оно жидкое, дети идут по кругу; если твердое – просто стоят, взявшись за руки ; если газообразное – разбегаются)

Мама мне рассказывала, что наш край славится добычей угля, а еще уголь называют черное золото.

— Что значит черное золото? Уголь- ценное топливо, он приносит огромную пользу, на его добычу затрачивают много труда и средств, а из — за цвета — называют черным.

— Какие вы знаете виды угля ? (каменный, бурый, антрацит)

— Чем он отличается? ( каменный — черный, матовый, бурый — коричневый, антрацит — черный, блестящий)

— А вы знаете как образуется каменный уголь?

Много — много лет назад, когда нас с вами не было, на Земле царил влажный и жаркий климат. Благоприятные условия способствовали росту вечнозеленых лесов. Растения отмирали, перегнивали и погружались в воду. Так получался торф – исходный материал для угля . Позднее торфяные залежи, погружаясь в толщу земной коры, под воздействием давления и высокой температуры превратились в пласты бурого угля, а потом в пласты каменного угля, а затем в антрацит. Поэтому большая часть современных запасов каменного угля образовались более 300 млн. лет назад.

— Как вы думаете, где добывают уголь? Я видел по телевизору, уголь добывают в шахтах.

— А кто может добывать уголь? Шахтеры.

-Труд шахтера очень опасный, тяжелый, поэтому шахтеры должны быть какими? (Отважными, смелыми, сильными, трудолюбивыми).

(Рассказ о работе шахты, используя слайды).

Добыча каменного угля производится глубоко под землёй, в шахтах.

Шахты – это глубокие, тёмные колодцы.

— В стволах шахт устанавливают подъёмные машины. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение. Шахтёры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в особые вагонетки и на них его перевозят до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на поверхность земли.

Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен.

Слайд» Как используют уголь»

— Для каких целей используют уголь?

1.Уголь используют для отопления домов, заводов, фабрик.

2. Уголь нужен для получения света.

3. Мне мама читала в энциклопедии, что уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных.

4.Уголь применяют для производства красок.

5. Уголь используют с в медицине, для производства лекарств.

6.Из угля получают самое лучшее стекло.

— Молодцы, вы справились с этим заданием.

— А здесь в посылке и загадка.

Буквы пишут на доске ( мел)

В океане существуют разные мельчайшие животные и растения. Некоторые одноклеточные животные имеют панцирь, который состоит из извести. Когда они умирают, то панцирь опускается на дно океанов. Образуется толстый слой панцирей, из которых после образуются известняки, которые становятся мягкими, а мы их уже называем мелом. Но большая часть мела образуется из водорослей, которые имеют известковые наросты.

— Где добывают мел? ( в карьерах)

-А что такое карьер? Карьер – это громадная вырытая в земной поверхности скважина.

— Как вы думаете, где мел используется?

Таблица » Где используют мел?

— Мелом рисуют на доске; на асфальте.

— Мел — составная часть зубных паст.

— Мел необходим для производства резины.

— Мел применяют в медицине, при производстве лекарств.

— Мел используют для побелки деревьев, окраски стен.

— Мел нужен для производства бумаги.

По дорожке мы пойдем, много камешков найдем.

Скачем мы на правой ножке.

— Хорошо, и с этим заданием справились.

— Посмотрите, что у меня в стаканчиках? ( песок и глина).

— Чем они похожи? Песок и глина желтого цвета.

— Какого еще цвета бывает песок и глина?

коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного.

— Как вы думаете, как образовались песок и глина?

Ветер и вода разрушают камни, в результате чего образуется песок и глина.

На земле существуют «поющие» пески, способные под действием ветра или при ходьбе по ним издавать звуки. Эти звуки издают многочисленные песчинки, которые скатываются по склонам.

При попадании молнии в песок образуются стеклянные фигуры.

Песок может быть довольно опасен. Существуют зыбучие пески с пониженной вязкостью и высокой плотностью. В них очень легко увязнуть и для того, чтобы выбраться из такого песка, нужно приложить колоссальные усилия.

— А где применяется песок и глина?

Таблица: » Где используют и что изготавливают из песка и глины»

1. Песок и глину используют в строительстве

2.Они необходимы для производства кирпичей.

3.Их используют в медицине, глиняная ванна и маски очищают кожу тела, а песочная ванна — утоляет боль при болезни позвоночника, суставов.

4.Из песка и глины производят посуду.

— Чем отличается песок и глина?

Песок — сыпучий, а глина нет.

Давайте проверим. Дети садятся за столы.

— Как вы думаете, что легче высыпать песок или глину?

Дети берут ложечку песка и глины и высыпают на тарелочки

— Что мы видим? Песок высыпается легче.

— А глина сыпучая? Нет, она сыпется комками.

Мы убедились, песок — сыпучий, рыхлый, а глина — нет, она плотнее.

— Из чего состоит песок? Из песчинок

— Похожи ли песчинки одна на другую? Нет

— Песчинки очень маленькие, круглые, не прилипают друг к другу.

— Видны ли такие песчинки в глине? а в глине — песчинки слиплись.

— Скажите, а где можно встретить много песка? В пустыне.

(рассматривание иллюстраций песчаной пустыни, на которой изображены барханы).

— А вы знаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?

— Подойдите ко мне. В банках ( на боку)тонким слоем лежат песок и глина

— Если мы создадим легкий ветер ( через трубочку в крышке дую в банку), что происходит? Песок в банке сдувается

-Что мы можем сказать? Песок при воздействии ветра движется.

Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

— А как вы думаете, глина будет сдуваться? Глина — сдувается труднее или совсем не сдувается.

— Почему? Песчинки в песке легче, чем в глине.

— Если мы в стаканчики нальем воды, где быстрее вода впитается в песке или глине? Почему?

Дети в стаканчики наливают воду.

— В песке вода впитывается быстрее, потому что песок быстрее пропускает воду, чем глина.

— Из чего легче лепит из глины или песка? Из глины.

— Почему? Она пластичная, похожа на пластилин.

Когда глина высыхает, её частицы прочно слипаются между собой. Поэтому фигурки, сделанные из глины, не рассыпаются, как песчаные, а сохраняют свою форму, становятся твёрдыми.

Если глиняную фигурку обжечь на углях, то глина становится твёрдой и прочной, как камень.

— Чем они похожи? (Твёрдые – сжать в руке, маркие – оставляют след на руках.)

-А чем они отличаются друг от друга? (Уголь блестящий, чёрный, а мел шероховатый, белый, матовый.)

— Как вы считаете, уголь и мел прочные?

— Подойдите ко мне и попробуем молотком расколоть уголь, мел, завернутый в пленку.

— Как вы думаете, что быстрее расколится?

Мел, потому что он мягче угля, когда ним пишут он крошится.

— А, если мы мел и уголь опустим в воду, что с ними произойдет?

— Почему? Мел и уголь тяжелее воды.

— Как вы думаете, изменится цвет воды?

Дети опускают в воду уголь и мел, мешают палочкой.

В стаканчике с углем цвет не меняется, потому что уголь не растворяется, а вода с мелом помутнела, мел растворяется в воде.

— Ребята, хотите я вам покажу фокус.

Посмотрите у меня два стакана, что в них ( вода). Я бросаю в оба стакана мел.

— Что происходит? В одном мел растворяется, в другом — вода начала бурлить.- Почему?- Давайте понюхаем, что в этом стакане? ( Уксус)

Мел при соприкосновении с уксусной кислотой превращается в другие вещества, одно из которых — углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. Точно также, но очень медленнее разрушаются каменные статуи из-за слабого раствора кислоты, содержащегося в каплях в дождя.

— Молодцы, вы справились со всеми заданиями и познакомились с полезными ископаемыми родного края, их свойствами.

— Как вы думаете, запасы полезных ископаемых безграничны?

Полезные ископаемые — это клад нашей Земли. Поэтому , как любой клад их нужно беречь и рационально использовать то, что дает природа.

источник

Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе. Продолжать совершенствовать умения детей объединяться в минигруппы, включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания свого мнения. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.

Оборудование: три картинки о значении Земля (планета, суша, почва), карта Иркутской области, карточки с символами полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, лупы, стаканы с водой, простые карандаши, листы бумаги, алгоритм исследования полезного ископаемого, мел, каменный уголь, соль, сюжетные картинки с изображением строительства, больницы.

— Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо из букв составить слово.

Предлагаю детям буквы для выкладывания слова “Земля”. Дети выполняют задание самостоятельно.

По ходу объяснения детей выставляю иллюстрации: планета, суша, почва.

— Значит, у Земли есть три основных значения: планета, суша, земля. Планета – это когда мы говорим о космосе, почва говорим, когда сажаем растения, суша – когда выплываем или выходим из воды.

— А сейчас давайте поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). А как их можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.)

— Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции.

Вношу образцы полезных ископаемых.

— Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль и др.).

— Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Какими бывают полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные).

— Наша коллекция, к каким полезным ископаемым относится? (к твердым).

— А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (нефть, минеральная вода)

— А газообразные? (природный газ)

— А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”

Если воспитатель называет “твердое” — дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” — двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.

— Давайте совершим маленькое путешествие в наш родной край.

Вношу карту Иркутской области.

— По какой области будем путешествовать? (По Иркутской обл.)

— В недрах нашего края есть полезные ископаемые. Какие?

— Вы будете выкладывать карточки – символы на карту и называть их по очереди. Так мы и узнаем, что добывают из недр Земли нашего края.

Выкладывают уголь, глину, соль, известь, газ, минеральную воду, золото. Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.

— Вот какой богатый наш край! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.

— Кто изучает полезные ископаемые?

— Давайте представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.

Предлагаю детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.

— Так получилось, что вы будете работать в парах. Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Кто из вас расскажет, с чего начнем наше исследование? (проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет или растворяется ли в воде). А также надо будет рассказать, где его применяют.

— Какими знаками мы будем отмечать, присутствует этот признак или нет? (“+”, “-”). Итак, приступаем к работе.

Слежу за самостоятельным выполнением исследовательской работы по алгоритму. При необходимости помогаю и объясняю.

— Ребята, вы провели исследования полезных ископаемых. Договоритесь, кто из вас будет докладывать об их результатах. Послушаем, у кого будет самый интересный отчет о полезном ископаемом.

После каждого отчета предлагаю детям задать вопрос или дополнить ответ своих товарищей или загадать загадки о полезном ископаемом.

— Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края.

источник

Источники:
  • http://portal2010.com/konspekt-nod-starshej-gruppe-mire-poleznyh-iskop/
  • http://vscolu.ru/konspekty-zanyatij/konspekt-zanyatiya-po-teme-poleznye-iskopaemye-v-starshej-gruppe.html
  • http://dohcolonoc.ru/conspect/13663-konspekt-nod-poleznye-iskopaemye.html
  • http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-s-detmi-v-starshei-grupy-na-temu-oznakomlenie-s-poleznymi-iskopaemymi.html
  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/09/04/konspekt-zanyatiya-poleznye-iskopaemye
  • http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-poleznie-iskopaemie-3169639.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-niedra-ziemli.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501871/