Меню Рубрики

Контурные карты по географии 7 класс рельеф и полезные ископаемые

Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

Кроме равнин в Африке также есть:

  • плоскогорья;
  • котловины(самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
  • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

Рис 1. Карта рельефа Африки

Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.

Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

Преобладающий рельеф

Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

Северная и Западная Африка богата также:

  • каменным углём;
  • солями (различного типа и свойств);
  • марганцем;
  • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
  • природным газом;
  • фосфоритами;
  • хромитами;
  • боскитами.

Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

источник

Для того, чтобы увеличить изображение на компьютере- прокручивайте колёсико мыши удерживая клавишу Ctrl .

Красные: все задания выполнены (Оценка 5 или 4)

Зелёные: плохо или не полностью выполненные (Оценка 2 или 3)

Оранжевые: выполнено , но не проверено учителем (Оценка 5 или 4 или 3)

Серые: невыполненные страницы

Вариант 1: 1 2 3 4 I II 5 I II 6 7 8 9 10 11 12 13 Мы в соц сетях ( ) 14 15 16 I 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Вариант 2: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ( II ) 31 ( II ) 32 33 34 ( II ) 35 36 37 Мы в соц сетях ( ) 38 39 40 41 42 43 44 45 46

Новые контурные карты выполнены с использованием современных ГИС-технологий. При создании контурных карт были учтены пожелания многих учителей. Увеличены масштабы всех карт. Разработаны контурные карты каждого из океанов Земли.

Наряду с картами, к которым предлагается система заданий разных типов и уровней сложности, ориентированных как на закрепление основных географических знаний и формирование базовых навыков, так и на развитие аналитических способностей школьников, в контурных картах размещены и карты без заданий.

Стр. 23, задание 3: оно обозначено на карте? Если да, то где? ( а то я его не вижу)

Это задание №5.
Черной линией показана зона великих разломов, а стрелками их направление!!

что на карте 22 чёрной линией показанно?

прошу сделать стр 12 и 13

Это для исправления если плохо написал. 20-21 также

Админ прошу сделай контурную карту стр 17

заебись решебник половина вообще нету

Крутой гдз, спасибо большое

дебилллллллллллллллл
я обосрался.

Я пошутил,закрытия не будет!

гдз класс,всегда тут списываю,а почему сайт закроют?

Сайт скоро закроется,так что пишите быстрее.

митмитмитмитмиттмит кыервв венове643 634феныкен ыапр алло
сделайте

Доброго времени суток.Админы пишу вам сделайте контурную за 7 класс по географии страничка 8-9
Спасибо удачи!Сайт Класс

Я вымысе на компе сделай, печатными буквами

Эй, админ, а сделай нормально гдз по Контурным Картам 8 класса географии сферы Нормально (как здесь)

Ваще не думают! ПРОЧИТАЙТЕ СТРОКУ, ОГРАННИЧЕННУЮ С ДВУХ СТОРОН КРАСНЫМ (там где написано тематическая рабочая тетрадь…)

у меня ПИСЯ большая
____________________
И че. Мне тебя по голове погладить что-ли?

Добавлены Вариант 1: страницы 44-45

Админ, кушаешь куличики на пасху?

Нормально всё, но есть ошибки. Вам стоит перепроверить все карты.

Круть, правда иногда есть ошибки.

Для быстрого поиска в Яндекс и Гугл используйте текст заголовка до точки.
Например на этой странице это » кк 7 » — так и вбивайте, сайт выпадет первый.

«Контурняшная карта седьмого класса сферки Земля и Люди»
Теперь новый код, чтобы найти этот сайт на гугле
Напишите в гугле все, что в кавычках и найдёте сайт

Токо старайся сделать Качественно.

44-45 стр. пппплллллиииииииззз 1 ВАРИАНТ

Добавлены Вариант 1: страницы 42-43

Обидно, что мои комментарии могут изменить, т. к. у меня нет почты! ?

Так-так… Я заметил на обложке контурных карт Лобова Дениса 7А. Админ, это твой брат что-ли?

Top Secret (/)(/) Опа ай лиги дай

Top Secret (/)(/) Опа ай лиги дай

Если почерк разборчивый — то можешь слитно, если кривой — то лучше печатными,, в 2 варианте можешь глянуть рукописные примеры…. Спроси у учителя

я туплю нада писать всё слитна или каждую букву раздельна помогити
_______________
Слитно через о,
Например,
Ты дно

⚠⚠⚠⚠Внимание.
Страницы 4-5, 8-9, 12-13, 16-17, 20-21, 25, 29, 37 являются страницами без заданий, т. е. задания может задать учитель!

спасибо за новые страницы вы меня спасли у меня было 2,70 а теперь 3,60 это средние оценки , вы самый лучший сайт

Админ, а ты мышкой или на графическом планшете рисуешь гдз по Контурным Картам?

Добавлены Вариант 1: страницы 40-41

Токо бы сделал гдз по учебнику Географии Земля и люди и практикум по географии 7 класма

спс за гдз. одмен всё-таки почти сделал гдз по кк 7 класса!

Извините, я в вас ошибался! Вы всё-таки сделали страницы 34-39. Молодцы! Простите, что плохо говорил про ваш сайт. Так держать. Сделайте ещё 40-45 страницу, тогда будет хорошо.

Ой, забыл упомянуть. Страницу 40-41 первого варианта

Оооо. Много уже страниц сделали. Молодец админ! Даже ошибку с французской станции исправил!
Сделай ещё 40-41 страницу, очень надо!

Добавлены Вариант 1: страницы 38-39, исправлены ошибки страница 22-23 .

На странице 23 ошибка бАобаб, а не бОобаб

На странице 22 ошибка мадагаская, где должно быть Мадагаскар

Добавлены Вариант 1: страницы 36-37

Добавлена Вариант 1: страница 35

Добавлена Вариант 1: страница 34, исправлены ошибки страница 30 и 46 .

Главное комменты удалять горазд, а как гдз делать то нет

Не бойтесь, пишите что хотите, т. к. Тут даже маты не удаляют!

на 30 странице 1 варианта ошибка (там не Амурское море,а Арафурское море)

админ ваще не следит за сайтом
админ ваще не следит за сайтом
админ ваще не следит за сайтом
админ ваще не следит за сайтом
админ ваще не следит за сайтом
админ ваще не следит за сайтом
админ ваще не следит за сайтом

админ ваще не следит за сайтом

сделайте пожалуйста в варианте 1 стр. 34-35
просто во 2 варианте сложно разобрать

Не, я все конечно понимаю, но спутать меня с Хохлом…. Ребзя, не ведитесь на ошибку! Внимание на меня не стоит обращать вообще. Страница error_my_nationality в контурной карте!
———
Смешные корректировки анонимных комментариев cakle
Админу привет!
21.03.17
Lol

Добавьте стр 34 очень надо,срочно пжлст

Откройте пожалуйста страницы 34-36 в 1 варианте

Пост Войти
очень большой текст посвященный философии
[Моё] arinoshi 1440 дней назад
БОГ
«Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос.
— Всё, что существует, создано Богом?
Один студент смело ответил:
— Да, создано Богом.
— Бог создал всё? — спросил п,

Пост Войти
очень большой текст посвященный философии
[Моё] arinoshi 1440 дней назад
БОГ
«Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос.
— Всё, что существует, создано Богом?
Один студент смело ответил:
— Да, создано Богом.
— Бог создал всё? — спросил профессор.
— Да, сэр, — ответил студент.
Профессор спросил:
— Если Бог создал всё, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он ещё раз доказал, что Бог — это миф.
Ещё один студент поднял руку и сказал:
— Могу я задать вам вопрос, профессор?
— Конечно, — ответил профессор.
Студент поднялся и спросил:
— Профессор, холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не первых вида

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.

В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.

Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».

  1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
  2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
  3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.
Читайте также:  Добыча полезных ископаемых картинки

— Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)

— Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

— Разнообразен ли рельеф Евразии?

— Что вы можете сказать высоте Евразии?

— Назовите величайшую горную систему земного шара.

— Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

— Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)

Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)

География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.

4. Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)

5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)

— Что лежит в основании материка Евразии?

— Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?

— Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.

— Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.

— Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

6. Землетрясения и вулканизм.

— С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

— Чем отличаются эти части материка?

— Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)

— Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

— Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)

— Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)

— Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

— Что еще повлияло на рельеф Евразии?

Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».

Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).

10. Виртуальное путешествие по Евразии.

Горы Евразии. (Слайды №13-23)

Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)

Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.

Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)

— Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).

— Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)

Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)

1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.

2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?

Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.

3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.

Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:

  1. http://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
  2. http://images/yandex.ru
  3. http://ru.wikipedia/org/wiki/
  4. http://lotoskaj/ucoz/ru
  5. http://narod/ru
  6. http://school-collection/edu/ru
  7. http://img12.nnm.ru
  8. http://img15.nnm/ru
  9. http://0222.bu/upload/world
  10. http://novost.ge/wp-content
  11. http://graphics8/nutimes.com/images
  12. http://upload:wikimedia/org/wikipedia
  13. http://wwwalt-guide.ru
  14. http://wwwtrekkingsclub.ru

Приложение 1 (Рабочая тетрадь)

источник

Учебно-методический материал по географии (7 класс) по теме:
Учебно-методический материал по географии в 7 классе на тему «Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

Цель: познакомить учащихся с основными формами рельефа Австралии, рассмотреть закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на материке.

Образовательные: формирование знаний о причинно-следственных связях между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми.

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию всесторонне развитой личности, продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения, раскрывая взаимосвязь между рельефом материка и размещением полезных ископаемых.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, заполняя таблицы, совершенствовать умения работать с контурной картой; продолжить формирование познавательного интереса, используя видеоматериал.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие

Оборудование: физическая карта Австралии, мультимедийная доска, презентация.

7 класс Урок № 56 Дата: 13.04

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Австралии»

Цель: познакомить учащихся с основными формами рельефа Австралии, рассмотреть закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на материке.

Образовательные: формирование знаний о причинно-следственных связях между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми.

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию всесторонне развитой личности, продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения, раскрывая взаимосвязь между рельефом материка и размещением полезных ископаемых.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, заполняя таблицы, совершенствовать умения работать с контурной картой; продолжить формирование познавательного интереса, используя видеоматериал.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный

Тип урока: комбинированный, урок-путешетвие

Оборудование: физическая карта Австралии, мультимедийная доска, презентация.

Здравствуйте. Садитесь! Внимание, ребята! Сегодня у нас необычный урок это урок- путешествие. Цель нашего путешествия: изучение основных форм рельефа и полезных ископаемых Австралии. Значит, мы, куда с вами отправляемся? Правильно в Австралию. Вы, ребята, будете не учениками, а юными моряками – юнгами, а я буду вашим капитаном.

Теперь отправляемся в путешествие. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал. Давайте вспомним путешественников, которые были до нас.

— Спускаемся с корабля на берег. Давайте рассмотрим особенности рельефа Австралии, откройте карту атласа «Строение земной коры», страница 4(работа с тематическими картами). – На какие две части можно разделить Австралию по тектоническому строению? (на восточную и западную). Что лежит в основе западной части (Австралийская платформа), а что- в восточной (складчатые горы)?

— Хорошо. Давайте посмотрим на физическую карту Австралии и сравним, на какие формы рельефа разделяется западная часть материка (на Западно – Австралийское плоскогорье и Центральную равнину),а на какие- восточная часть (Большой Водораздельный хребет). Далее учитель – капитан рассказывает, об истории формировании рельефа материка.

— Внимание юнги, а сейчас нам с вами предстоит установить соответствие:

Австралия богата различными полезными ископаемыми: железными, алюминиевыми, свинцово-цинковыми, никелевыми, медными, оловянными рудами, каменным и бурым углем, нефтью, газом, фосфоритами, золотом, платиной и т. д. Разделите указанные полезные ископаемые на две группы в соответствии с их происхождением.

  • Добыча золота. Штат Западная Австралия. Нашли наиболее крупный самородок золота «Плита Холтермана» — 285 кг вместе с кварцем, чистого золота- 83,3 кг.
  • Мировой славой пользуются Австралийские опалы. 95 % всех драгоценных опалов в Австралии добываются на месторождении «Кубер – Педи» — (самое жаркое место страны + 45 градусов) с аборигенского переводится как «белый человек в яме». Существует легенда: «Давным- давно духи похитили все цвета у радуги и вложили в камень». Люди, которые работают там и живут под землей, потому что очень жарко(возле озера Эйр).
  • Огромные запасы алмазов. 1 место в 1983 году по добыче. (Месторождение Кимберли, штат Западная Австралия)

— Молодцы! Пора домой возвращаться, но для того, чтобы вы могли рассказать своим близким о своем путешествии, давайте на контурной карте обозначим основные формы рельефа и полезные ископаемые Австралии (работа учащихся с контурными картами и атласами)

4. Домашнее задание : §53, с. 194 -195, закончить работу в контурных картах.

Урок применяет новые информационные технологии. Учащиеся знакомятся с географическим положением материка, исследователями и рельефом. Выполняют практическую работу.

Обобщающий урок по географии в 7 классе на тему: «Австралия и Океания». Урок — игра, в форме КВН. На уроке предполагаются различные виды деятельности: работа с картами и атласами, работа с текстом сти.

Данная презентация предназначена для урока «Население Австралии.Австралийский Союз». Содержит яркие,запоминающиеся иллюстрации, сравнения, интересные факты.

Презентация к уроку на тему «Окения» содержит карту, фотографии народов Океании, вид на основные типы островов.

Данная презентация предназначеня для первого знакомства с материком Австралия, содержит задания,карты, иллюстрации, контурную карту.

План урока составлен по всем методическим правилам ,которые предъявляяются к работам такого вида. Данная разработка приближена по своему содержанию к новым стандартам ФГОС и носит деятельностный.

Данный урок является комбинированным и помогает обобщить знания о климате на всех материках Земли и конкретизировать в области Евразии. Включена практическая работа с климатограммой в учебнике, работа.

источник

• об особенностях строения земной коры Евразии

• об общих чертах рельефа материка и факторах его формирования

• какими полезными ископаемыми богаты недра Евразии

• внутренние и внешние рельефообразующие процессы

• особенности тектонического строения Африки и Северной Америки

Среди других материков Евразия выделяется самым сложным и разнообразным рельефом. Евразия — единственный материк, где горные вершины поднимаются на высоту более 7000 м над уровнем моря. Четырнадцать из них даже превышают отметку 8000 м! Здесь находятся и самое обширное и высокое нагорье мира — Тибет, и самая глубокая впадина суши: берега Мертвого моря на 395 м ниже

Рис. 2. Этна — самый высокий действующий вулкан Европы (3343 м). Он расположен на острове Сицилия. На его вершине находятся четыре постоянно действующих кратера. Согласно древним верованиям местных жителей, Этна был кузницей бога Вулкана, который ковал доспехи и оружие для богов и героев.

В 1614 г. произошло самое долгое извержение Этны продолжительностью в десять лет.

уровня моря. Разнообразный и контрастный рельеф материка сформировался в результате продолжительных тектонических процессов, происходивших в недрах Земли и на ее поверхности.

В отличие от других материков, в основе Евразии лежит несколько древних платформ, соединенных между собой складчатыми поясами. Образно говоря, Евразия состоит из нескольких континентов, объединенных в одно целое. Древние платформы — Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская — вместе с Северо-Американской литосферной плитой формировали единый материк — Лав-разию. Позднее к ним присоединились Аравийская и Индостанская платформы — обломки древней Гондваны.

На карте строения земной коры (рис. 1) видно, что Евразия занимает не только всю Евразийскую литосферную плиту, но и части Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской. Вдоль линии их столкновения земная кора измята в складки — там в альпийскую эпоху образовался Альпийско-Гималайский складчатый пояс. Поэтому горы, появившиеся в этом поясе, располагаются не на окраинах вдоль побережья, как на других материках, а во внутренних и южных частях Евразии. Вдоль восточного побережья материка на стыке с Тихоокеанской литосферной плитой расположен еще один пояс альпийской складчатости — Тихоокеанский.

В поясах складчатости образование складок еще не завершилось, здесь продолжаются активные тектонические процессы. В связи с этим мы можем наблюдать высокую сейсмичность и вулканизм. Крупнейшими действующими вулканами в Европе в пределах Средиземноморского сейсмического пояса являются Этна (рис. 2), Везувий и Гекла. Действующие вулканы Азии — Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау и другие — входят в Тихоокеанский сейсмический пояс.

Объяснить расположение основных форм рельефа материка поможет сопоставление физической карты Евразии и карты строения земной коры. В пределах платформ сформировался равнинный рельеф разной высоты.

Огромные просторы на востоке Европы занимает Восточно-Европейская равнина, образовавшаяся на Восточно-Европейской платформе. Древним азиатским платформам отвечают Среднесибирское плоскогорье (рис. 3), Великая Китайская равнина, плоскогорье Декан, равнины Аравийского полуострова.

Рис. 3. Среднесибирское плоскогорье — одно из древнейших на Земле. Оно занимает огромные просторы между реками Енисей и Лена. Высота плоскогорья колеблется в пределах 500—700 м над уровнем моря. Наиболее возвышенные массивы расположены на северо-западе, где отдельные из них достигают высоты 1700 м.

Молодым платформам — Западно-Сибирской и Туранской, которые долгое время были покрыты водами морей, — отвечают одноименные низменности.

Обширные просторы материка занимают складчатые сооружения времен палеозоя. В этот период 300—800 млн лет назад образовались Скандинавские и Уральские горы, хребты Алтая, Саян, Тянь-Шаня, Куньлуня. В последующие геологические эпохи значительно разрушенные внешними процессами горы омолаживались и снова поднимались отдельными гигантскими глыбами.

В областях альпийской складчатости образовались гигантские горные системы. В пределах Альпийско-Гималайского складчатого пояса раскинулись горные сооружения: Пиренеи, Альпы, Апеннинские и Балканские горы, Карпаты (рис. 4), Крымские горы, Кавказ, Памир, Гималаи.

Читайте также:  Полезные ископаемые на тюменской области на карте

Тихоокеанский пояс простирается от Камчатки до Зондских островов в виде огромной островной дуги с сотнями вулканических

Рис. 4. Горная система Карпат вытянулась в виде подковы на 1500 км в центральной части Европы. Это средневысотные горы с множеством низменностей, перевалов, долин, живописных округлых вершин. Часть Карпат длиной около 280 км, расположенную в пределах Украины, называют Украинскими Карпатами.

вершин. Неподалеку расположены самые глубокие океанические желоба: Марианский, Филиппинский, Курило-Камчатский.

В формировании рельефа Евразии важную роль играют внешние процессы. В северной части материка много ледниковых форм рельефа, образовавшихся в период древнего оледенения. Во внутренних пустынных районах материка господствует ветер. В результате его деятельности образуются барханы и дюны в песчаных пустынях, «эоловые города». Водно-эрозионные процессы становятся причиной изрезанности рельефа.

Различия в рельефе Европы и Азии.

По особенностям рельефа европейская и азиатская части материка имеют ряд различий. В Европе примерно 2/3 поверхности занято равнинами, среди которых преобладают низменности. Горы в основном невысокие. Исключением являются Альпы, раскинувшиеся более чем на 1000 км, со снежными и ледовыми острыми вершинами, большинство которых превышают отметку 4000 м (рис. 5). Самая высокая вершина Альп и Европы — гора Монблан (4807 м).

Средняя высота Азии почти в 3 раза превышает европейские показатели. Примерно 3/4 территории занято поднятиями рельефа: горными хребтами, нагорьями и плоскогорьями. Они расположены в центральной части Азии и вдоль ее окраин (рис. 6). Наиболее высокие нагорья и горные цепи тянутся на тысячи километров, среди них — горы Гималаи с высочайшей вершиной мира Джомолунгмой (8848 м) (рис. 7) и крупнейшее в мире нагорье Тибет.

Для Азии характерна самая высокая амплитуда колебаний высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.

Евразия занимает ведущее место в мире по запасам нефти и природного газа, руд цветных металлов.

С выходами на поверхность магматических и метаморфических пород в выступах фундамента платформ и в горах связаны крупные месторождения рудных полезных ископаемых. Богатые месторождения железных и марганцевых руд залегают в недрах Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Скандинавского полуострова, Индостана. Вдоль всей восточной окраины материка тянется пояс горных систем, где залегают месторождения олова и вольфрама. В породах докембрийского фундамента древних платформ содержатся золото, серебро, платина.

В Евразии много месторождений осадочного происхождения. Здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов топливных полезных ископаемых. Месторождения нефти расположены в снижениях древнего фундамента, в предгорных впадинах, на окраинах платформ, на шельфе морей. Крупнейшие запасы нефти представлены на Аравийском полуострове, в районе Персидского залива, в Западной Сибири, на Восточно-Европейской равнине, на шельфе Северного моря. Природный газ добывают на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, Туранской низменности, со дна Северного моря. Крупные угольные бассейны расположены в осадочном чехле Восточно-Европейской, Индостанской, Китайско-Корейской и Южно-Китайской платформ.

Исключительно богата Евразия и нерудными полезными ископаемыми. На полуострове Индостан, острове Шри-Ланка сосредоточены крупнейшие в мире месторождения синих сапфиров и рубинов. В древнем фундаменте Среднесибирского плоскогорья выявлена особая порода — кимберлит, содержащая алмазы.

рис. 7. У самой высокой вершины мира несколько названий. Тибетцы называют ее «Джомолунгма» — «Мать богов Земли», непальцы — «Сагарматха» — «Властелин мира». В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали еще одно название — Эверест. Абсолютная высота вершины — 8848 м — была определена в 1852 г.

• Рельеф Евразии сформировался под воздействием внутренних и внешних сил и характеризуется многообразием и контрастностью.

• В основе материка лежит несколько древних и молодых платформ, объединенных между собой областями складчатости.

• Европейская часть Евразии более равнинная, чем азиатская. В Азии расположена самая высокая горная система мира — Гималаи с вершиной Джомолунгмой.

• По запасам нефти, природного газа, каменного угля, железных руд Евразия занимает первое место среди других континентов.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие платформы лежат в основе материка Евразия? Назовите их. Как они отличаются по возрасту? 2. Какие равнины отвечают этим платформам? 3. В каких районах Евразии расположены области складчатости? Образование каких горных систем с ними связано? 4. Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? 5. Назовите основные причины многообразия форм поверхности Евразии. 6. Какими причинами обусловлено образование поясов складчатости на территории Евразии? Каким образом проявляется их активность? 7. По запасам каких полезных ископаемых Евразия занимает ведущие места в мире?

Какие внешние силы повлияли на формирование рельефа Евразии? Приведите конкретные примеры результатов внешних рельефообразующих процессов.

Практическая работа 10 (продолжение)

Нанесение на контурную карту названий географических объектов Евразии. Нанесите на контурную карту основные формы рельефа Евразии: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунгма); равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма.

Используя дополнительные источники географических знаний, определите: а) какие разрушительные землетрясения и извержения вулканов происходили на территории Евразии за последние 100 лет; б) какие предупредительные меры борьбы с последствиями землетрясений и вулканизма применяются в разных странах материка; в) возможно ли использование разрушительной энергии землетрясений и вулканизма.

источник

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГерман Струняшев

Презентация 7 класса по предмету «География» на тему: «Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Рельеф и полезные ископаемые. Урок географии в 7 классе ГБОУ Гимназия 1572 Москва 2013

2 Основные вопросы узнать о своеобразии рельефа Африки; выявить причины этого своеобразия; выявить закономерность размещения форм рельефа и тектоники. определить основные месторождения полезных ископаемых.

3 Проверочный тест. Выбери правильный ответ: А. Африка – …по величине территории материк. 1) первый 2) второй 3) третий 4) четвертый Б. Крайняя южная точка Африки – … 1) мыс Бен-Секка 2) мыс Игольный 3) мыс Рас-Хафун 4) мыс Альмади В. Африка омывается водами… 1) Индийского океана 2) Тихого и Атлантического океанов 3) Атлантического и Индийского океанов 4) Тихого и Индийского океанов Г. Площадь территории Африки (вместе с островами) равна … млн. кв. км. 1) 54,9 2) 30,3 3) 24,2 4) 17,8

4 Рельеф изображают на карте с помощью послойной окраски, то есть цветом (зеленым и коричневым) разной интенсивности. Участники, имеющие высоты от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет, а от 200 до 500 м в светло-коричневый и т.д. Какому цвету соответствует определенная высота или глубина видно на шкале высот и глубин, которая имеется на любой физической карте. Изображение рельефа на карте

5 Типы рельефа Равнина Плоскогорье Горы Возвышенность

6 Низкая Африка имеет преимущественно высоты, не превышающие 1000 м. Преоб- ладающие высоты Высокой Африки – м, а самые высокие горы (Килиманд- жаро, Кения, Рувензори) превышают 5000 м. Несмотря на то, что рельеф значительной части Африки плоский, по преобладающим вы- сотам материк делят на Низкую Африку (Север- ная, Западная, Централь- ная) и Высокую Африку (Восточная, Южная). Особенности рельефа Африки

7 Гористая местность Северо-Западной Африки. Гористая местность Восточной Африки.

8 Схема Восточно-Африканских разломов Восточноафриканская рифтовая система – самый протяженный на суше пояс разломов, протянувшийся почти на 6 тыс. км. Вдоль нее воз- вышаются вулканы, узкие глубочай- шие впадины. Эта система состоит из ряда горстов и грабенов. Линия разломов

9 Горст – участок земной коры, занимающий приподнятое по- ложение и ограниченный раз- ломами. Грабен – опущенный участок земной коры, отделенный раз- ломами.

10 АТЛАС (Атласские горы), на северо- западе Африки, в пределах Марокко, Алжира и Туниса. Длина около 2000 км. Состоит из хребтов Тель-Атлас, Высо- кий Атлас, Средний Атлас, Сахарский Атлас, внутренних плато и равнин. Высота до 4165 м (гора Тубкаль). Вулкан КИЛИМАНДЖАРО – высшая точка Африки. На языке африкан- цев «Калиманджара»-«сияющая гора». Это вулканический массив высо- той 5895 м в Восточной Африке, в Танзании.

11 На крайнем юге африкан- ского материка поднимаются КАПСКИЕ ГОРЫ (высотой до 2326 м), сложенные пре- имущественно песчаниками и кварцитами. ДРАКОНОВЫ ГОРЫ распо- ложены на юго-востоке Аф- рики. Высота до 3482 м Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми гора- ми.

12 КАЛАХАРИ – природная, преиму- щественно пустынная область в Южной Африке. Это обширная впадина, обрамленная с востока и запада ступенчатыми плато и горстово-глыбовыми хребтами. Равнины САХАРЫ покрыты барханами формами ветрового происхождения. Ориентировка барханных цепей перпендику- лярна направлению создавших их пассатов, господствующих здесь.

13 Полезные ископаемые В Африке находятся место- рождения почти всех извест- ных видов полезных ископа- емых. По запасам руд марганца, хромитов, бокситов, золота, кобальта, фосфоритов Аф- рика занимает 1 место среди материков. По запасам руд меди, ура- на, графита Африка на 2-ом месте По запасам нефти, газа, ртути, железной руды – на 3-ем месте.

14 Цель: сформировать общие представления о рельефе Африки; установить связь между строением земной коры и рельефом. Оборудование: — физическая карта Африки; карта строения земной коры. План выполнения работы: 1. По физической карте Африки определите основные формы рельефа Африки (табл.1), нанесите их на контурную карту. 2. Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых. Практическая работа 9.

15 Основные формы рельефа Строение земной коры Атлас Область новой складчатости Пустыня Сахара Древняя платформа Эфиопское нагорье Древняя платформа, зона разломов материка Нагорье Аххагар Древняя платформа Нагорье Тибести Древняя платформа Восточно-Африканское плоскогорье Древняя платформа, область древнейшей складчатости, зона разломов материка Драконовы горы Древняя платформа Капские горы Область древнейшей складчатости Пустыня Калахари Древняя платформа Таблица 1. Связь между основными формами рельефа и строением земной коры

16 Домашнее задание § 25, §24 (повторить). Выполнение практической работы 9.

источник

Рельеф и полезные ископаемые африки Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 города Буденновска Буденновского района » Урок географии, 7 классАвтор: Головань Ольга Викторовна,учитель географии

Цели и задачи: Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Африки – их составе, строении, расположении. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Повторение пройденного материала. Какое место по площади занимает Африка? (Второе в мире)В скольких полушариях расположена Африка? (В четырех)Чем является Альмади? (Мысом)Какой мыс является крайней южной точкой Африки? (Игольный)Какой материк ближайший к Африке? (Евразия)Какой пролив отделяет Африку от Европы? (Гибралтарский)Северный мыс Африки.

Повторение пройденного материала. Укажите имя путешественникаЭтот португальский мореплаватель открыл морской путь в Индию, обогнув Южную Африку, прошёл вдоль восточного побережья материка, пересек Индийский океан и достиг берегов Индостана. Васко да Гама

Повторение пройденного материала. Назовите имя знаменитого исследователя.Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им Виктория. Кто руководил экспедицией, которая с 1926 по 1927г. в Африке собрала 6000 образцов культурных растений?

Анализ карты: «Строение земной коры». На скольких литосферных плитах находится Африка? Есть ли районы столкновения с другими плитами? Если ли есть, то где, и какие процессы происходят при столкновении? Как называется плита и платформа, на которых расположен материк? (Древние горы: Капские и Драконовы; молодые горы: Атлас) Горы какого возраста расположены на материке? В каком направлении и с какой скоростью движется плита?

Сравнение тектонической и физической карт. Что такое рельеф? В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка? Вспомните изученные формы рельефа суши. (Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют рельефом) (Равнины располагаются на платформах, а горы – в районах складчатостей.) Рельеф суширавнинынизменности1 — 200 мвозвышенности200 — 500 мплоскогорьяболее 500 мгорынизкие500 — 1000 мсредние1000 — 2000 мвысокиеболее 2000 м

восточно-африканские разломы Какие формы рельефа преобладают в Африке?В чем причины разнообразия рельефа? В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Подумайте, с чем связано его образование?

Рельеф Где находятся молодые горы? Как они называются?Могли ли молодые горы образоваться в центре Сахары?Где находятся низменности?В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры материка?

РЕЛЬЕФ Равнины занимают большую часть Африки. По преобладающим высотам материк можно разделить на Низкую Африку и Высокую Африку. Определите по карте преобладающие высоты Низкой и Высокой Африки.

Работа с физической картой Африки. По физической карте Африке занесите в таблицу недостающие данные.

Читайте также:  Какой класс общества аристотель считал наиболее полезным ответ

Атласские горы На северо-западе материка находятся горы Атлас, северные молодые хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

тубкальСамая высокая вершина Атлас гора Тубкаль (4165 м), излюбленное место отдыха поклонников горнолыжного туризма.

Вулкан килиманджароКилиманджаро – один из крупнейших потухших вулканов в мире, самая высокая гора в Африке.

Эфиопское нагорье – огромный горный массив с цепями высоких гор и множеством отдельных потухших вулканов.

Драконовы горы похожи на уступ, один склон которого пологий, а другой крутой, причем крутой склон короче пологого в два раза.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. Какая часть Африки богата рудными полезными ископаемыми магматического происхождения, а какая – полезными ископаемыми осадочного происхождения?С чем связаны различия в размещении месторождений полезных ископаемых разного происхождения?

Полезные ископаемые осадочного происхождения, соответствуют равнинам, а это северная, западная и центральная части материка. Полезные ископаемые магматического происхождения, соответствуют горному рельефу, а это восточная и юго-восточная части материка. Следовательно, между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми существует определенная связь, а именно: платформам соответствуют равнины и залежи осадочных полезных ископаемых. Полезные ископаемые магматического происхождения встречаются на равнинах, где кристаллический фундамент платформы подходит близко к земной поверхности, а также по линии разломов земной коры. Складчатым областям соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения. Осадочные полезные ископаемые встречаются в горах, образование которых происходило на месте древнего моря.

1. Располагаются на стыке двух литосферных плит1)Драконовы горы; 2) Капские горы; 3) Атласские горы; 2. Наивысшая точка Африки1)вулкан Килиманджаро; 2)вулкан Кения; 3)вулкан Камерун. 3. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива обнаружены огромные запасы1)медных руд; 2)алмазов; 3)нефти.4. Нагорье на востоке Африки1)Ахаггар; 2) Эфиопское; 3) Тибести.5. Горы на юго-востоке Африки1)Драконовы горы; 2)Капские горы; 3)Атласские горы;

Домашнее задание §25. Обозначьте на контурной карте крупные форм рельефа и месторождения полезных ископаемых.

Библиотека электронных наглядных пособий «География 6 -10 классы»Никитин Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО»,2005http://ru.wikipedia.orghttp://www.tonnel.ru/?l=gzl&u >

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

источник

Рельеф. В основании материка залегает древняя гондванская платформа, опущенная на северо-западе и более приподнятая на юго- востоке континента. В Африке преобладают равнины высотой от 200 до 1000 м, в основном, это возвышенности и плоскогорья. Низмен­ностей на континенте мало, расположены они у побережий океанов и морей. Гор в Африке тоже немного. Самый юг материка окаймляют разрушенные, плосковершинные Капские горы. На юго-востоке образовались Драконовы горы. Северо-запад континента занят высокими горами Атлас, хребты которых располагаются на стыке двух литосферных плит.

Под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Другие опускались, в результате возникли крупные котловины. Движения сопровождались разломами земной коры, образованием горстов, грабенов, извержениями вулканов, землетрясениями. В Восточной Африке находится самый крупный на суше разлом земной коры. Он протянулся вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение Африканской литосферной плиты, поэтому бывают землетрясения и извержения вулканов.

По преобладающим высотам материк подразделяют на две части:

1) Низкая Африка, включающая Северную и Западную Африку, где высоты ниже 1000 м. Низкая Африка на значительной части покрыта осадочными породами — континентальными и морскими. Эти территории длительное время были заняты морем;

2) Высокую Африку т.е Восточную и Южную Африку с высотами более 1000 м. Восточная часть Африки занимает приподнятое Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находится самая высокая вершина материка, Килиманджаро. К северу от Восточно-Африканского плоскогорья располагается Эфиопское нагорье. Оно состоит из высоких плато — возвышенных равнин, сложенных горизонтально залегающими осадочными и вулканическими породами. Плато ограничено высокими уступами. Плоскогорье Южной Африки в центральной части понижается и переходит в котловины. В Восточной и Южной Африке часто на поверхность выходят древние кристаллические породы.

Полезные ископаемые. Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Из-за преобладания магматических пород в Африке много рудных полезных ископаемых, которые образовались при внедрении магмы из глубин Земли в толщу земной коры по линиям разломов. В Южной и Восточной Африке они залегают неглубоко, так как древние кристаллические породы находятся близко от поверхности. Южная Африка богата алмазами (ЮАР, Ботсвана). Среди осадочных пород наибольшее распространение получили каменный уголь, различные соли. В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива находятся крупные нефтяные месторождения. Горы Атлас известны фосфоритами.

Найдите географические объекты; указанные в тексте параграфа на карте.

1. Нагорье Тибести — вулканический массив, высшая точка . которой является потухшим вулканом Эми-Куси (3415м) и имеющий огромный кратер в размере 12 км в диаметре.

2. Нагорье Ахаггар — вулканический массив, состоящий из плосковершинных ступенчатых плато (высоты около 800м), которые вытянуты с севера на юг и базальтовых хребтов (высота около 2000м) над которым поднимается самая высокая вершина этого массива-Тахат (3005м).

3. Горный массив Рувензори находится в Нейтральней Африке. Снежные вершины поднимаются в высоту до 5000 м Их назвал Лунными горами древний географ Птолемей.

1. Назовите особенности рельеф а континента.

2. Покажите на карте основные формы рельефа Африки.

3. На какие две части по преобладающим высотам подразделяют материк?

4. Какими полезными ископаемыми богат материк?

Заполните пропуски, используя карты «Африка. Физическая карта» и «Строение земной коры»:

1. Основная форма рельефа Африки , а именно:

2. В основании материка залегает платформа.

3. Всем платформам в рельефе соответствуют

4. Самое большое плоскогорье —

5.Самая высокая точка континента — , её высота —

6. На северо-западе находятся горы , они соответствуют

. складчатости. и образовались на стыке. плит.

7. На юге образовались горы , по высоте они

источник

· актуализировать знания о закономерности размещения основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых; сформировать знания об особенностях тектонического строения, размещения основных форм рельефа и полезных ископаемых на материке; продолжить совершенствование практических умений и навыков работы с картами атласа;

· развивать умение работать с картами атласа, сопоставлять, сравнивать их; выполнять тестовые задания, осуществлять самопроверку и коррекцию знаний;

· формировать положительное отношение к учебной деятельности, укреплять желание самостоятельно добиться успеха в обучении.

Оборудование: физическая карта Африки, тектоническая карта Африки, атласы, учебники, шаблоны Африки, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут называть, показывать и обозначать на карте основные формы рельефа Африки; объяснять связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми материка; характеризовать размещение полезных ископаемых.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Прием «Картографическая разминка»

Учитель (или один из учащихся) задает вопросы по карте, показывая географические объекты, характеризующие географическое положение Африки.

· В чем заключается особенность географического положения Африки?

· Назовите и покажите на карте крайние точки Африки.

· Какие океаны и моря омывают берега Африки?

· Какие выводы о общие признаки природы Африки вы можете сделать, имея знания о ее географическое положение?

· Какие этапы в изучении и исследовании Африки можно выделить?

· Какая взаимосвязь существует между строением земной коры и основными формами рельефа?

· Под действием каких факторов формируются различные формы рельефа?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с планом изучения материка следующим этапом нашей работы является исследование особенностей тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых материка.

Подумайте, почему эти три направления исследований соединены вместе.

Варианты ответов учащихся.

Действительно, именно от строения земной коры, истории ее формирования в течение геологического развития Земли зависит размещение основных форм рельефа и полезных ископаемых. Сегодня на уроке вам нужно установить и выяснить, как названа географическая закономерность отражена в Африке. Для этого вам пригодятся умения работать с тематическими картами атласа.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Установление особенностей геологического строения материка

Работа с картой «Тектоническая карта Африки», мультимедийной презентацией

Задачи. По тектонической картой Африки установите, какие структурные элементы земной коры составляют основу материка, их геологический возраст.

В основе континента лежит Африкано-Аравийская платформа, которая в далеком прошлом была частью древнего материка Гондвана. Возраст горных пород, составляющих ее кристаллический фундамент, достигает 2-3 млрд лет. Активизация внутренних процессов Земли в мезозое вызвала раскол Гондваны и движения отдельных участков платформы. Отдельные части платформы поднимались, образующие высокие плоскогорья, вторые — наоборот, опускались, в результате чего возникали крупные котловины, где накапливались осадочные континентальные и морские горные породы. Движения земной коры, которые сопровождались многочисленными землетрясениями и извержениями вулканов, стали причиной образования крупнейшего на суше разлома земной коры — Восточноафриканского.

На северо-западной и южной окраинах материка расположены складчатые структуры. На них приходится около 4 % площади Африки.

Вывод 1. В основе Африки лежит древняя платформа. Это дает основания сделать предварительный вывод о преобладании в Африке равнинных форм рельефа.

2. Установление закономерностей размещения основных форм рельефа

Задачи. Сопоставьте тектоническую и физическую карту Африки и установите закономерности размещения основных форм рельефа материка.

В ходе работы учащиеся помечают в тетрадях на шаблоне Африки географическую номенклатуру рельефа материка (горы: Атлас, Драконовы, Капские; вулкан: Килиманджаро; нагорья: Эфиопское; плоскогорья: Восточноафриканское).

Большая часть Африки занята возвышенностями, плоскогорьями и нагорьями, местами перерезанными долинами рек. Материк возвышается, будто высокий стол, над водами океанов. На окраинах материка поднимаются горные хребты, на побережьях океанов расположены небольшие низменности.

Высокие массивы — Эфиопское нагорье и Восточноафриканское плоскогорье — расположены в восточной части Африки. их образование связано с деформациями земной коры в зоне разломов. Разломы сопровождались вулканической деятельностью, поэтому на Восточноафриканском плоскогорье и Эфиопском нагорье есть большие участки лавовых плато и крупные вулканические массивы.

Плато — плоская приподнятая равнина со слабо расчлененной поверхностью, отделенная от соседних равнинных пространств хорошо выраженными крутыми склонами.

С розламами связано образование самых высоких гор Африки — Килиманджаро, Кении и Рувензори. Они расположены вблизи экватора и поднимаются свыше 5000 м над уровнем моря. Килиманджаро (5895 м) — потухший вулкан и самая высокая вершина Африки. Наименьшую высоту над уровнем моря имеет уровень озера Ассаль (-155 м), расположенный в пределах прибрежной низменности Красного моря.

На северо-западе в области альпийской складчатости сформировались горы Атлас. Вдоль южного и юго-восточного побережья материка тянутся невысокие Капские и Драконовы горы.

Вывод 2. В Африке перевесят возвышенности и плоскогорья. Особенности строения поверхности Африки связаны с его геологическим строением.

Задачи. Сопоставьте физическую и тектоническую карты Африки и установите закономерности залегания полезных ископаемых на материке. Результаты занесите в таблицу.

Группы полезных ископаемых

Наиболее распространенные виды полезных ископаемых

Медные, урановые, кобальтовые, марганцевые, железные руды; золото, платина

Фосфориты, слюда, асбест, графит, алмазы

Северная часть побережья и шельф залива Ґвінейської

Восточная и Южная Африка, Атласские горы

Фосфориты — на севере, алмазы — западная и южная Африка

Связь с геологическим строением

В осадочном чехле платформы

В кристаллическом фундаменте платформы и магматических породах в зоне разломов, складчатой области

Фосфориты — осадочный чехол платформы, алмазы — в магматических породах

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Прием «Экспресс-тест», «Самопроверка»

1. Высшей отметкой материка Африка является гора:

2. В альпийскую эпоху горообразования сформировались горы:

3. В магматических породах в пределах Восточноафриканских разломов сформировались богатые месторождения:

4. Укажите форму рельефа, в пределах которой являются высочайшие вершины Африки:

В Восточноафриканское плоскогорье;

5. В южной и западной Африке добывают ценный минерал —

Прием «Картографическая разминка»

Ученики задают друг другу по очереди вопросы о расположении основных форм рельефа Африки.

Почему высочайшая вершина материка — вулкан Килиманджаро расположен на платформе, а не в складчатой области, как правило, расположены вулканы?

Прием «Творческая лаборатория»

Составьте прогноз: что произойдет с Африкано-Аравийской платформой и материком Африка, если процессы раздвижения, происходящие в зоне разломов Восточной Африки, будут усиливаться.

Учитель помогает ученикам сделать вывод с помощью вопросов.

1. Какая тектоническая структура лежит в основе большей части материка Африка?

2. Чем объяснить то, что среди форм рельефа Африки преобладают возвышенности и плоскогорья?

3. Чем объяснить формирование в недрах Африки значительных и разнообразных месторождений полезных ископаемых?

4. Какие этапы урока для вас были наиболее интересными? Какие задания были сложными?

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Практическая работа 3 (продолжение): нанести на контурную карту основные формы рельефа Африки, что были указаны на уроке.

источник

Источники:
  • http://gdz-vip.ru/%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8E%D1%88%D0%BA%D0%B0/7-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D1%8B/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631130/
  • http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/11/12/uchebno-metodicheskiy-material-po-geografii-v-7-klasse-na-temu
  • http://narodna-osvita.com.ua/6379-tektonicheskoe-stroenie-evrazii-relef-poleznye-iskopaemye.html
  • http://www.myshared.ru/slide/960324/
  • http://ppt4web.ru/geografija/relef-i-poleznye-iskopaemye-afriki0.html
  • http://tak-to-ent.net/publ/21-1-0-581
  • http://schooled.ru/lesson/geographic/7klas_2/14.html