Меню Рубрики

Лицензия на общераспространенные полезные ископаемые

Добыча общераспространенных полезных ископаемых без лицензии на право пользования недрами – основание не только для взыскания крупного штрафа, но и ущерба окружающей среде

Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 апреля 2018 года по делу № А40-220047/17-181-1742

Предмет спора: о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 36 444 000 рублей

Суть спора: Министерство экологии и природопользования Московской области (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО «Строй Маркет» (ответчик) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде — земельному участку с кадастровым номером 50:19:0050304:3730, в размере 36 444 000 рублей.

Решение суда: исковые требования Министерства экологии и природопользования Московской области удовлетворить

Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 111335/24/2016 от 23.01.2017 (вступило в силу 15.04.2017) ООО «СТРОЙ МАРКЕТ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии с назначением наказания в виде штрафа в размере 990 000 рублей.

В ходе возбужденного производства по делу об административном правонарушении Министерством экологии и природопользования Московской области установлено, что ООО «СТРОЙ МАРКЕТ» в период с 01.12.2015 по 24.10.2016 при проведении земельных работ по добыче инертных материалов в соответствии с договором на оказание услуг № 16/2015 от 01.12.2015, заключенным с ОАО «Рузский РСК», в качестве исполнителя без разработки проектной документации организовало проведение земельных работ на территории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0050304:373, расположенного вблизи дер. Аннино Рузского р-на Московской области. В ходе ведения хозяйственной деятельности, ООО «СТРОЙ МАРКЕТ» без получения в государственных органах в установленном законом порядке лицензии на пользование недрами, на указанном участке на площади 36 кв. метров организовало добычу песчано-гравийных материалов.

Песчано-гравийные материалы, извлекаемые при проведении ООО «СТРОЙ МАРКЕТ» земляных работ относятся к общераспространённым полезным ископаемым — «Смеси песчано-гравийные».

Истцом произведен расчет имущественного ущерба, причиненного окружающей среде. Согласно указанному заключению:

— объем добытого песчано-гравийного материала из карьерной- выемки составляет 201 402 м3;

— площадь нарушенных земель в результате разработки карьерной выемки составляет 4,47 га, затраты на проведение горнотехнической рекультивации составляет 192,0 тыс. руб.;

— ущерб, причинённый недрам в результате нарушения законодательства, составляет 36 444,0 тыс. руб. (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2013 № 564 «Об утверждении правил расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах»).

В соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-«О недрах» основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответчики с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Суд согласился с доводом истца о том, что добыча природных ископаемых в отсутствие права на пользование недрами причиняет ущерб природным ресурсам.

Согласно статье 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

По общему правилу в соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины.

01.12.2015 между ООО «Рузский РСК» и ООО «Строймаркет» был заключен договор подряда № 16/2015, в соответствии с пунктом 1 которого последнее приняло на себя обязательства по выполнению работ по добыче инертных материалов для нужд ООО «Рузский РСК», не числящихся на государственном балансе, необходимых для использования в соответствии с технологическим процессом для пересыпки коммунальных отходов и рекультивации полигона ТБО «Аннино» на условиях, согласованных Сторонами в Договоре.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.

На основании пункта 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом, как полностью, так и в части долга.

В настоящем споре истец, руководствуясь указанной нормой предъявил требование к одному должнику – подрядчику. Не предъявление одновременно требования к заказчику не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска полностью или в части к подрядчику.

Вместе с тем суд полагает необходимым отметить то, что в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого.

источник

Согласно законодательству РФ, недра являются собственностью государства. Их невозможно купить или унаследовать, принять в дар или использовать в качестве недвижимого залогового имущества.

Но вполне реально получить у государства эксклюзивное право на исследование и добычу хозяйственных и производственных ресурсов, залегающих в глубине этих недр. Для этого предпринимателю нужно лишь оформить соответствующие документы.

Основанием для проведения геологических и производственных работ, связанных с исследованием и добычей природных ресурсов, служит государственная лицензия на пользование участком недр.

Она является подтверждением заключенного между предпринимателем и государством соглашения о передаче прав на использование участка недр от одной стороны к другой на определённый срок. Длительность этого срока, а также другие условия договора, перечисляются обычно в текстовых и графических приложениях, которые являются неотъемлемой частью лицензионного соглашения.

Сколько существует способов использования земных недр, столько и видов лицензий. Государством выдаются документы, разрешающие гражданину:

Проводить геологические исследования недр. В этом случае предприниматель имеет право вести поиск месторождений полезных ископаемых и оценивать их предполагаемые объёмы. Изучение объектов земной коры, которые могут использоваться для эксплуатации и возведения подземных сооружений, функционально не связанных с добычей ресурсов, также относится к этому типу лицензирования. Лицензия на геологическое изучение недр не даёт права на детальную разведку месторождений. Разрешается изучать только те виды ископаемых, которые перечислены в приложении к документу.

Добывать полезные ископаемые. Владелец этой лицензии получает право на разведку и добычу природных ресурсов, а также на переработку отходов производства в пределах предоставленного ему компетентными органами горного отвода. Геологическое исследование недр может проводиться предпринимателем без оформления дополнительной лицензии, но с согласия экологического контроля и органов горного и санитарного надзора.

Строить и эксплуатировать сооружения, не предназначенные для добычи и разведки природных ресурсов. Это могут быть, например, объекты для хранения нефтепродуктов и газа, сброса хозяйственных вод, захоронения токсичных отходов производства и т. д.

Заниматься организацией образования особо охраняемых государством объектов, которые имеют важное научное, лечебно-оздоровительное, эстетическое, культурное или иное значение. К ним относятся учебные полигоны, экологические и геологические заповедники, природные памятники и т. д.

Получение лицензии на недропользование понадобится вам, если:

  • собираетесь начать бизнес, связанный с добычей и исследованием месторождений полезных ископаемых;
  • необходим участок для возведения подземных сооружений, предназначенных для захоронения производственных отходов, хранения ресурсов и т. д.;
  • предприятию нужен собственный источник водоснабжения. Подземные воды являются таким же природным ресурсом, как нефть или газ. Поэтому для их добычи и использования в коммерческих целях необходимо наличие лицензии;
  • занимаетесь организацией природного заповедника, научно-исследовательского полигона, оздоровительной зоны и т. д.

Как открыть букмекерскую контору? Законен ли этот бизнес в России?

Должностная инструкция менеджера по снабжению: образец скачать можно в статье.

Если общераспространённые полезные ископаемые, расположенные на территории земельного участка, планируется использовать в хозяйственных (некоммерческих) целях, то его владельцы и арендаторы могут делать это без оформления лицензии.

Стать пользователем недр и получить государственную лицензию соответствующего образца могут:

  • индивидуальные предприниматели;
  • участники простого товарищества (без образования юр. лица);
  • юридические лица, созданные гражданами РФ самостоятельно или с привлечением иностранных инвестиций.

Если для реализации некоторых видов деятельности, тесно связанных с использованием земных недр, необходима отдельная лицензия (ведение работ по добыче и захоронению радиоактивных и высокотоксичных веществ и т. д.), потенциальный пользователь обязан предварительно получить и её.

Лицензии на недропользование выдаются обычно в конкурсном или аукционном порядке. Вне конкурса документ может быть выдан предпринимателю в исключительных случаях на основании решения специальной комиссии, созданной федеральным органом управления госфондом недр. В её состав должны также входить представители действующей исполнительной власти региона РФ.

Чтобы участвовать в конкурсе или аукционе, предприниматель должен своевременно подать заявку и представить конкурсной комиссии все необходимые документы, указанные в сопроводительном списке к официальному объявлению о проведении мероприятия.

При конкурсной системе выдачи лицензии победителем признаётся участник, предложение которого признано комиссией наиболее экономически выгодным и соответствующим всем технологическим и экологическим требованиям. При аукционной – участник, предложивший наибольшую сумму за право использования недр.

Лицензии на недропользование выдаются Министерством экологии и природных ресурсов РФ. Отвечает за этот процесс Федеральное агентство по вопросам недропользования (Роснедра). Как правило, в процессе организации конкурса или аукциона по выдаче лицензии участвуют также представители исполнительной власти регионов и областей РФ.

Если речь идёт о лицензировании права на разработку месторождений федерального значения, к оценке заявки подключается Правительство РФ. Разрешение на эксплуатацию и строительство подземных сооружений для осуществления деятельности, не связанной с добычей природных ресурсов, принимается после согласования с Госгортехнадзором.

Для участия в конкурсе нужно, прежде всего, заполнить заявку. В ней должна быть указаны следующие сведения:

  • о заявителе (место основной коммерческой деятельности предприятия, хозяйственные взаимоотношения с производственными и финансовыми партнёрами и т. д.);
  • о владельцах компании-заявителя, составе руководства и представителях на аукционе/конкурсе;
  • о финансовых возможностях компании-заявителя, которые бы подтверждали её способность выполнить намеченный план работ;
  • о научно-технической базе предприятия и о технологических возможностях подрядчиков, если они будут привлекаться компанией для реализации указанного ею проекта;
  • о предыдущих проектах заявителя. Обязательная составляющая – список государств, в которых компания осуществляла коммерческую и/или производственную деятельность в течение 5-ти последних лет;
  • проект пользования недрами, разработанный компанией-заявителем, включающий в себя конкретные предложения по его реализации.

К заявке нужно приложить заверенные печатью организации или нотариально копии следующих документов:

  • свидетельства о внесении в Единый государственный реестр юр. лиц компании-заявителя;
  • выписки из ЕГРЮЛ;
  • свидетельства о регистрации (или перерегистрации) организации;
  • справки из налоговой о постановке на учёт и уплате платежей всех уровней;
  • устава предприятия;
  • бухгалтерского баланса компании-заявителя (как за год, предшествующий подаче заявки, так и за последний отчётный период). Баланс должен быть принят налоговыми органами и содержать соответствующие отметки.

Более подробно ознакомиться со списком документов в каждом конкретном случае можно, изучив официальное объявление о проведении аукциона или конкурса по предоставлению лицензии на недропользование. Размещается оно обычно на государственном сайте, посвящённом проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (www.torgi.gov.ru).

Предпринимателю могут отказать в приёме заявки на участие в аукционных торгах или конкурсе на получение лицензии на пользование недрами, если:

  • заявка подана с нарушением установленных законодательно требований, её содержание не соответствует условиям торгов;
  • заявитель не может доказать наличие у него необходимых технических и финансовых средств для реализации проекта;
  • заявитель пытался обмануть конкурсную комиссию, предоставляя о себе неверные сведения;
  • передача заявителю права на пользование недрами нарушает антимонопольное законодательство РФ;
  • заявитель не отвечает всем требованиям, предъявленным к конкурсантам на основании условий проведения торгов.

Порядок получения лицензии на недропользование следующий:

  1. Правительством РФ или администрацией субъекта РФ, при участии Федерального агентства по вопросам недропользования, принимается решение о проведении конкурса либо аукциона по выдаче лицензии на пользование недрами.
  2. Объявление об этом решении размещается на официальном сайте по проведению торгов в отношении муниципального и федерального имущества (за 90 дней – до даты конкурса, за 45 дней – до даты аукциона).
  3. Участники заполняют заявки и представляют комиссии необходимую документацию.
  4. Проводится аукцион или конкурс. Если мероприятие признано состоявшимся, в течение 30 дней принимается решение об официальном утверждении его результатов. Победитель торгов получает лицензию на добычу недр.

В каких случаях происходит предоставление учебного отпуска работнику? Могут ли сотрудника лишить его?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  • на 5 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ;
  • на 7 лет – при проведении исследовательских геологических и геолого-физических работ в границах Республики Саха, Красноярского края, Камчатского края, Хабаровского края, Магаданской, Сахалинской и Иркутской областей, Ямало-Ненецкого АО;
  • на 10 лет – при проведении геологического исследования недр континентального шельфа и внутренних морских вод;
  • на 25 лет – для добычи и использования подземных вод;
  • на время полной отработки месторождения – для добычи полезных ископаемых;
  • бессрочно – для эксплуатации и строительства сооружений, расположенных под землёй и по своему назначению не связанных с добычей природных ресурсов, для образования особо охраняемых государством объектов, для размещения в пластах попутных вод и вод для технологических нужд, и т. д.

Срок действия соглашения может продлеваться недропользователем при необходимости завершения разработки или оценки месторождений, если во время проведения работ он не допускал нарушения условий соглашения.

Лицензия на право пользования недрами считается действительной с момента официальной государственной регистрации.

За оформление и использование документа предприниматель выплачивает следующие платежи:

  • единовременный сбор за участие в аукционных торгах или конкурсе. Вносится всеми заявителями, является одним из обязательных этапов регистрации заявки. Сумма определяется Федеральным агентством (Роснедра) для каждого конкретного случая;
  • разовые платежи за использование недр. Не менее 10% от величины налога на добычу природных ресурсов (не менее 5%, если речь идёт о разработке газовых и нефтяных месторождений). Окончательная сумма по результатам конкурса или аукциона фиксируется в лицензии;
  • регулярные платежи за использование недр. Расчёт суммы проводит Федеральное агентство по недропользованию. Ставка устанавливается за 1 км² площади разрабатываемого участка.

Если лицензия на использование недр оформляется предпринимателем вне конкурса или аукциона, он оплачивает установленную законодательством пошлину. Так, получение лицензии на воду обойдётся компании в 6 000 рублей. Оформление сопроводительной документации также потребует дополнительных финансовых вложений, размер которых варьируется от случая к случаю.

За нарушение условий использования земных недр законодательством предусматривается административная ответственность. Сумма штрафа за отсутствие лицензии:

  • для гражданских лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 800 тыс. рублей до 1 млн. рублей.
Читайте также:  Тыквенное варенье чем полезно

Сумма штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией и техническим проектом:

  • для гражданских лиц – от 2 тыс. рублей до 3 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 тыс. рублей до 40 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

Можно заняться оформлением лицензии на пользование недрами самостоятельно, подключив к этому процессу штатных сотрудников предприятия. А можно – делегировать выполнение задачи сторонней юридической компании. Какой способ выбрать в вашем случае, решать вам. Но не забывайте, что подготовка документов, заполнение заявки и участие в конкурсе или аукционных торгах – процесс сложный и хлопотный. Если штатные юристы уже нагружены работой, с лицензированием они могут не справиться.

Вести разработку или исследование месторождений полезных ископаемых без лицензии – себе дороже. Вместе со штрафом вам будут предъявлены иски о возмещении государству убытков, причинённых вашей компанией во время незаконного использования недр. Поэтому не экономьте на лицензии. И не откладывайте процесс оформления заявки на последний момент: чем позже вы подадите документы, тем сложнее будет получить одобрение комиссии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (495) 212-90-15 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

источник

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Вопрос: Можно ли добывать общераспространенные полезные ископаемые на землях сельскохозяйственного назначения при условии выданной лицензии?

Ответ: Добыча полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения не соответствует принципам приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для добычи песка, гравия запрещено, так как противоречит закону об использовании земель сельскохозяйственного назначении (ст. 77-79 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Ст. 7. Земельного Кодекса Российской Федерации Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения и д.р. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов и п.р.

Согласно ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».

Для использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых необходимо изменение категории такого земельного участка на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» (ст. 7 ЗК РФ) с установлением вида разрешенного использования земельного участка «недропользование».

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пп. 8 п. 1 ст. 7 Закона № 172-ФЗ). То есть такому переводу должны предшествовать разработка и утверждение проекта рекультивации, в соответствии с которым после выработки месторождения необходимо обеспечить восстановление нарушенных земель.

Собственники земельных участков вправе со ст.19 «Закона о недрах» по своему усмотрению, в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы для своих нужд, например строительства. В случае добычи указанных полезных ископаемых для коммерческих целей, например на продажу в качестве строительных материалов из добытого сырья, необходимо получение лицензии на добычу полезных ископаемых на общих основаниях в соответствии с требованиями законодательства, в частности Закона о недрах. Однако, надо понимать, что земли сельскохозяйственного назначения подпадают под приоритетное действие Федерального закона «Об обороте земель с/х назначения», которым не предусматривается использование земель с/х для добычи. Поэтому, придется предварительно пройти процедуру перевода из категории земель сельскохозяйственного производства в земли промышленности в субъекте Федерации до получения лицензии.

источник

Статья 18 Закона «О недрах» предусматривает два возможных варианта предоставления недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых.

— Когда для разработки недр необходимо предоставление земельного участка, получение лицензии и горного отвода осуществляется по решению компетентных государственных органов. Земельный участок в этом случае предоставляется в общем порядке, установленном статьями 28 — 29 ЗК РСФСР. Получение лицензии и горного отвода производится в соответствии со статьями 7, 11, 13 Закона «О недрах».
— Когда пользование недрами осуществляется юридическими лицами и гражданами в границах уже имеющихся в их владении земельных участков. В этом случае, в отличие от первого, не требуется решения о предоставлении земельного участка, так как он уже имеется. Что касается получения лицензии и горного отвода, то они необходимы лишь тогда, когда добыча полезных ископаемых ведется свыше норм, установленных статьей 19 Закона «О недрах», а также в объемах свыше 50 тыс. куб. м в год.

Решения о предоставлении недр для разработки полезных ископаемых принимают органы, наделенные этим правом субъектами РФ. Если нарушаются правила предоставления и использования недр, то названные органы обязаны приостановить работы на основании статьи 5 пункт 4 Закона «О недрах». В частности, это делается тогда, когда есть возможность использования отходов горнодобывающих и других производств в качестве строительных материалов, являющихся альтернативными источниками сырья.

Субъекты РФ принимают нормативные акты, в которых, в развитие статьи 18 Закона «О недрах», устанавливается подробный порядок и условия добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Так, правительство Республики Саха (Якутия) Постановлением от 17 декабря 1993 г. N 520 утвердило «Положение о порядке предоставления права недропользования по общераспространенным полезным ископаемым» . Приведем основные его правовые нормы, характерные и для других субъектов РФ, принимающих подобные нормативные акты.
———————————
Далее — Положение.

Определяя разрешительную систему при предоставлении права пользования недрами, Положение устанавливает, что решение о предоставлении этого права хозяйствующим субъектам, порядке и условиях недропользования принимается коллегиально постоянно действующей комиссией или иным коллегиальным органом, назначаемым главой администрации района (города) из числа руководителей местных органов Министерства внутренних дел, Министерства экологии и природопользования, Фонда управления госимуществом, Госгортехнадзора, земельных органов, геологоразведочных, горнодобывающих и других предприятий, учреждений и организаций.

Решение комиссии утверждается главой администрации. Организационное обеспечение разрешительной системы осуществляется районными, городскими органами земельных ресурсов. Эти органы, действуя в пределах своих полномочий, осуществляют регистрацию заявок недропользователей, проверяют комплектность материалов, представляемых заявителями, подготавливают условия недропользования и согласовывают их с органами, перечисленными выше, разрабатывают проекты решений, выдают разрешительные документы, регистрируют недропользователей и разрешительную документацию, осуществляют сбор платежей за право пользования недрами, координируют действия органов контроля в сфере недропользования, а также осуществляют взаимоотношения с республиканскими органами управления по вопросам недропользования.

Право пользования недрами предоставляется в форме лицензии на следующие сроки:
для геологического изучения месторождений на срок до 5 лет;
для разработки месторождений полезных ископаемых на срок до 20 лет;
для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на срок, указанный заявителем;
для сбора коллекционного материала — на 1 год.
По инициативе недропользователя право пользования недрами может быть продлено.
Недропользователь обязан начать непосредственную деятельность в сроки, указанные в условиях лицензии. В случае нарушения сроков начала непосредственно деятельности возникает ситуация, при которой лицензия может быть погашена выдавшим ее органом.

Владельцами лицензий могут быть юридические и физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность на территории Республики Саха (Якутия).

Владелец лицензии может передать права на пользование недрами в пределах лицензии любому другому предприятию, имеющему необходимые технические и финансовые возможности, предварительно получив на это письменное согласие органов, предоставивших лицензию, с последующим переоформлением лицензии и земельного отвода. Лицензия на право пользования недрами может быть передана в качестве имущественного взноса в уставный фонд акционерных обществ без переоформления.

Основанием для рассмотрения вопроса о выдаче лицензии является заявление юридического или физического лица установленной формы.

К заявлению прилагаются:
— свидетельство о регистрации предприятия в органах местного самоуправления или Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия);
— схема расположения испрашиваемого участка недр и земельного отвода на топооснове масштаба не мельче 1:5000, с изображением границ ближайших горных отводов (если последние имеются), действующих и законсервированных разведочных выработок, объектов инфраструктуры (дорог, линий электропередач, иных инженерных коммуникаций, объектов жилого и производственного назначения);
— согласие владельцев земельных участков (промышленных, сельскохозяйственных или иных предприятий, объединений и ассоциаций малочисленных народов, этнических общин и иных владельцев) на передачу права землепользования, оформленное в виде договора.

При получении лицензии на право поисков и геологического изучения месторождений общераспространенных полезных ископаемых дополнительно предоставляется копия плана геологоразведочных работ, согласованного с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и зарегистрированного Республиканским геологическим фондом.

При получении лицензии на право разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых дополнительно предоставляется справка Республиканского геологического фонда, удостоверяющая наличие и состояние разведочных запасов, а также справка, подтверждающая отсутствие в испрашиваемых границах горного отвода разведанных месторождений, относящихся к компетенции республиканского лицензионного органа.

В случае совмещения площадей испрашиваемого для добычи общераспространенных полезных ископаемых участка недр и месторождения полезного ископаемого, относящегося к компетенции республиканского лицензионного органа, решение о предоставлении права пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых в установленном порядке выносится республиканским лицензионным органом.

Лицензия на право пользования недрами, разработки месторождений подземных вод, дополнительных водозаборов выдается в установленном порядке Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по строительству и подтверждает профессиональную подготовленность будущего недропользователя к заявленной деятельности.

То же самое относится и к оформлению лицензии на строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В пределах ранее полученного земельного отвода землепользователи могут осуществлять разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых без оформления лицензии открытым способом, без применения буро — взрывательных работ, на глубину не более 5 м от земельной поверхности.

Недропользователи, получившие лицензии на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых в пределах ранее предоставленного земельного отвода на глубинах свыше 5 м от земельной поверхности или с применением буро — взрывательных работ, осуществляют разрешенную хозяйственную деятельность без переоформления землеотводного акта.

В случаях если при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых возникает необходимость специального водопользования, заявитель предоставляет дополнительные материалы в объеме, необходимом для оформления разрешения на спецводопользование, в Министерство экологии Республики Саха (Якутия).
Органы государственного управления могут потребовать при рассмотрении заявок дополнительные материалы, характеризующие финансовые, технические, технологические и другие возможности заявителей для осуществления заявленной деятельности.

Заявки, оформленные в соответствии с ранее названным Положением, регистрируются в земельном органе и направляются на экспертизу.
Задачей экспертов является определение граничных условий недропользования, при которых лицензия может быть выдана исходя из принципа получения максимального экономического эффекта от заявленной хозяйственной деятельности при минимальном воздействии на состояние природной среды.

Экспертиза заявок и принятие решения осуществляются в срок не более месяца со дня регистрации заявок.
Заявки после проведения экспертизы рассматриваются на заседании постоянно действующей комиссии в присутствии заявителей. Решения комиссии оформляются протокольно и утверждаются распоряжениями глав администраций.

Распоряжение главы администрации является основанием для оформления лицензии.

Лицензии, оформленные с нарушениями, являются недействительными.
В случаях если на одно месторождение подано две и более заявки, райгоркомземы обязаны предпринять попытку урегулирования спора путем прямых переговоров с заявителями. При невозможности урегулирования спора решение о предоставлении лицензии принимается на конкурсной основе, с предварительным утверждением условий конкурса главой администрации района.

При несогласии заявителей с решением районного лицензионного органа решение может быть обжаловано в республиканский орган или в судебном порядке.

Составной и неотъемлемой частью лицензии является топографическая карта — схема с нанесенными на ней согласованными границами горного и земельного отводов. Карта — схема заверяется подписями должностного лица, выдавшего лицензию, и печатью администрации.

Выдача лицензии осуществляется земельным органом после предоставления заявителем копии платежного поручения, удостоверяющего факт оплаты лицензионного сбора.

При выдаче лицензии производится ее регистрация в специальном реестре.
Лицензия оформляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр вручается владельцу, второй остается на хранении в соответствующем земельном органе, третий направляется для регистрации и хранения в Республиканский геологический фонд, четвертый экземпляр направляется для регистрации и контроля в Якутский округ Госгортехнадзора РФ.

Лицензия вступает в силу только после ее регистрации в Республиканском геологическом фонде. Факт регистрации лицензии удостоверяется телеграфно; уведомление о регистрации направляется в адрес соответствующего земельного органа.

Владелец лицензии может приступить к недропользованию только после оформления землеотводного акта в общем порядке, который установлен статьями 28 — 29 ЗК РСФСР.

Положение содержит Перечень общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в ведении местных органов самоуправления Саха (Якутия). В их число входят:
1. Песок (кроме формовочного, стекольного для фарфорно — фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности).
2. Галька, гравий, камень бутовый.
3. Глина (кроме огнеупорной, тугоплавкой, формовочной, для фарфоро — фаянсовой и цементной промышленности, флоридиновой, красочной, бентонитовой, кислотоупорочной и каолина).
4. Суглинок (кроме суглинка для цементной промышленности).
5. Песчаник (кроме битуминозного, облицовочного и для стекольной промышленности).
6. Кварцит (кроме динасового, флюсового облицовочного, железистого и для производства карбида кремния, кристаллического кремния, ферросплавов).
7. Мел (кроме мела для цементной, химической, стекольной, резиновой промышленности и для получения глинозема из нефелина).
8. Доломит (кроме пильного, облицовочного, для металлургической, химической и стекольной промышленности).
9. Мергель (кроме битуминозного и для цементной промышленности).
10. Известняк (кроме битуминозного, облицовочного, пильного, для цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно — бумажной и сахарной промышленности, а также для производства глинозема).
11. Ракуша.
12. Сланец (кроме горючего и кровельного).
13. Аргиллиты и алевролиты (кроме пригодных для использования в цементной промышленности).
14. Магматические, вулканогенные и метаморфические породы (кроме облицовочных, декоративных, для производства огнеупорных и кислотоупорных материалов, каменного литья и минеральной ваты, а также пригодных для использования в цементной промышленности).

Статья 19 Закона «О недрах» предусматривает порядок непромышленной добычи общераспространенных полезных ископаемых. Такая добыча производится самими владельцами земли свободно, без каких-либо разрешений, но только для своих хозяйственных нужд.

При этом Закон устанавливает несколько ограничений:
— добыча полезных ископаемых может производиться в границах своего земельного участка;
— для добычи тех же полезных ископаемых за пределами своего участка требуется отвод места этих работ и получение разрешения компетентного государственного органа в соответствии с законодательством субъекта РФ;
— добыча может производиться только без применения взрывных работ, т.е. подручными средствами и собственной техникой;
— общераспространенные полезные ископаемые, которые имеются на земельном участке собственника и любого другого его владельца, не должны числиться на государственном балансе.

Это означает, что владелец земли не вправе вести добычу без разрешения компетентного государственного органа даже в тех случаях, когда данный вид полезного ископаемого отнесен к категории общераспространенного. На практике может оказаться, что один владелец вправе открыть у себя карьер по добыче того или иного полезного ископаемого, а его сосед не будет иметь этого права и для получения его вынужден будет обратиться к местной администрации и органам Министерства природных ресурсов (МПР России), которые или откажут ему в этом, или разрешат добычу в определенных объемах и на определенных условиях, не нарушающих интересов государства.

Читайте также:  Чем полезна печень и икра минтая

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается правительством республики, главой администрации (губернатором) данного субъекта РФ и, как правило, согласовывается

источник

Как известно, право на пользование недрами нужно заслужить – получить специальное разрешение (лицензию). А что будет, если добыча полезных ископаемых осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему безлицензионную добычу полезных ископаемых. Кроме того, определимся, являются ли такие ископаемые объектом обложения НДПИ.

  • иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами;
  • привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих данные разрешения (лицензии).

На основании ст. 11 поименованного закона предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия выступает в качестве документа, удостоверяющего право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах согласно указанной в ней цели (например, для добычи полезных ископаемых) в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Права и обязанности пользователя недр возникают только с даты государственной регистрации лицензии. В свою очередь, одним из прав пользователя недр является использование предоставленного участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии (ст. 22 Закона о недрах).

Таким образом, осуществление добычи полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии – это нарушение требований Закона о недрах. Статьей 49 названного закона предусмотрено: лица, виновные в нарушении законодательства РФ о недрах, несут административную и уголовную ответственность в установленном порядке. Привлечение к обозначенной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный данными лицами вред.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых при отсутствии документа, удостоверяющего право пользования участком недр (лицензии), является нарушением законодательства РФ о недрах, что влечет применение установленных мер ответственности.

  • добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубине до 5 м без применения взрывных работ;
  • устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Например, в отношении таких земельных участков, находящихся на территории Московской области, соответствующий порядок утвержден Постановлением Правительства МО от 02.12.2009 №1061/51, Нижегородской области – Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.02.2009 №39. Указанными документами предусмотрено, что для осуществления перечисленных действий получать лицензию на право пользования недрами не нужно.

Получается, что положения ст. 19 Закона о недрах допускают в определенных случаях возможность проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых без соответствующей лицензии. В связи с этим не нужна, допустим, лицензия на пользование недрами при осуществлении для своих нужд работ по добыче песка (если таковой включен в соответствующий перечень общераспространенных полезных ископаемых) на глубине до 5 м, но только при условии, что добычей занимается собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец или арендатор.

Ключевой момент

Действующим законодательством предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществлять добычу полезных ископаемых без получения лицензии при соблюдении определенных условий.

Приведем примеры, когда компании были привлечены к ответственности за добычу полезных ископаемых без лицензии.

Реквизиты постановления

от 13.11.2013 по делу № А19-22913/2012

от 24.04.2014 по делу № А70-8268/2013 от 11.06.2014 № Ф05-11034/2013

от 24.10.2013 по делу № А65-5453/2013

от 23.09.2014 по делу № А05-1726/2014

от 03.03.2014 по делу № А56-26703/2013

Не привлекут организацию к административной ответственности за добычу полезного ископаемого без лицензии и в том случае, если она входит в круг лиц, в отношении которых действует исключение из общего правила (при условии совершения соответствующих действий).

Реквизиты постановления

от 06.03.2013 по делу № А27-14372/2012

от 02.04.2013 по делу № А38-2787/2012

Реквизиты постановления

от 28.05.2013 по делу № А19-20447/2012

от 28.05.2014 по делу № А79-6492/2013

от 25.04.2014 по делу № А27-6302/2013 от 15.02.2013 по делу № А27-13222/2012

от 03.04.2014 по делу № А65-14649/2013 от 04.03.2014 по делу № А65-14450/2013

Ключевой момент

Пользование недрами без лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц, если не действует исключение из общего правила, когда для добычи полезных ископаемых лицензия не нужна. Штрафных санкций можно избежать, если пропущен срок давности привлечения к административной ответственности либо нарушен порядок привлечения к ней.

  • вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, а также пожарами, самовольным пользованием недрами;
  • нарушение свойств участка недр, из-за которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых;
  • вред, нанесенный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.

Добыча полезных ископаемых при отсутствии лицензии – это и есть самовольное пользование недрами. Необходимо учитывать, что вред, причиненный государству, возмещается при наличии вины соответствующего лица. В свою очередь, вина может быть установлена в порядке административного, гражданского либо уголовного судопроизводства. Поэтому привлечение юридического лица к административной ответственности может послужить сигналом для взыскания с него в пользу государства вреда, нанесенного в результате безлицензионной добычи полезных ископаемых. Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100% (п. 6 ст. 46 БК РФ). В связи с этим суммы нанесенного ущерба не могут быть взысканы, к примеру, в бюджет Республики Башкортостан (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 11.02.2014 по делу №33-2000/2014) или в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области (Апелляционное определение Тверского областного суда от 19.06.2014 по делу №33-2180).

Расчет размера вреда производит Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ (в отношении участков недр местного значения). Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного самовольным пользованием недрами (D), рассчитывается по формуле:

D = Lз + Cл + Cо, где:

– стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда;

Сл – фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда;

Со – фактические расходы Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта РФ на оценку размера вреда.

В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда вычисляется по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются.

Для определения стоимости запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, используется формула:

Lз = Nбз x Р, где:

Nбз – объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда;

Р – стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за шесть месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения. Информацию о данной стоимости представляет Росстат.

Ключевой момент

Добыча полезных ископаемых без специального разрешения (лицензии) является самовольным пользованием недрами, приводящим к причинению государству вреда, который подлежит возмещению нарушителем.

Вспомним: предоставление участка недр в пользование оформляется специальным разрешением – лицензией. Следовательно, при добыче полезных ископаемых на отдельном участке недр без наличия соответствующей лицензии обязанность по уплате НДПИ на названном участке недр отсутствует. Именно на таком подходе в свое время настаивала ФНС, добавляя: суммы, уплачиваемые в качестве возмещения ущерба государства от безлицензионного пользования недрами, не имеют статуса налога, поэтому налоговые органы не являются администраторами данных поступлений. Кроме того, налоговые органы не уполномочены принимать меры по предотвращению безлицензионного пользования недрами и по обеспечению поступления в бюджет сумм в возмещение вреда, причиненного государству (Письмо от 16.08.2006 № ММ-6-21/816@).

Однако потом появилось Распоряжение Правительства РФ от 22.08.1998 № 1214-р, которым дано поручение МПР и МНС с участием органов исполнительной власти субъектов РФ при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, применять с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством РФ меры. К таким мерам относится в том числе обеспечение поступления в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты взносов в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами. Здесь же уточнено, что при определении размеров таких убытков нужно исходить из ставки НДПИ (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.12.2001 № 845). На этом основании налоговики требовали в связи с самовольной добычей полезных ископаемых уплаты в бюджет НДПИ (Постановление ФАС ДВО от 29.06.2005 № Ф03-А51/05-2/1675 – решение вынесено в пользу налоговой инспекции).

В связи с появлением Постановления Правительства РФ № 564, которое, в отличие от Распоряжения Правительства РФ № 1214-р, является нормативным актом, вопрос по поводу необходимости уплаты в бюджет НДПИ по причине самовольного пользования недрами решен однозначно (ответ отрицательный). Более того, после вступления в силу данного постановления добровольное внесение в бюджет НДПИ на основании Распоряжения Правительства РФ № 1214-р в отношении полезных ископаемых, добытых в отсутствии лицензии, не свидетельствует о возмещении государству ущерба, причиненного недрам (Постановление АС СЗО от 13.11.2014 по делу № А52-3535/2013).

Ключевой момент

При самовольном пользовании недрами, заключающемся в добыче полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии, исчислять и уплачивать в бюджет НДПИ не нужно.

Добыча полезных ископаемых в отсутствие соответствующей лицензии признается самовольным пользованием недрами, кроме ситуации, когда лицензия не нужна (действует исключение из общего правила). Пользование недрами без лицензии – административно наказуемое деяние, за совершение которого на юридическое лицо накладываются достаточно высокие штрафы (в размере от 800 000 до 1 000 000 руб.). Привлечение нарушителя к административной ответственности не освобождает виновное лицо от еще одной меры ответственности – возмещения государству причиненного вреда, что осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Причем добровольная уплата в бюджет НДПИ при добыче полезных ископаемых без лицензии с 16.07.2013 не считается возмещениеaм нанесенного вреда. Безлицензионное пользование недрами не порождает обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДПИ.

источник

Разработка карьера песка, то есть добыча песка промышленным способом, подлежит обязательному лицензированию, как и разведка и добыча всех прочих полезных ископаемых. Необходимость получения лицензии на песок прописана в законе «О недрах». Любая компания может самостоятельно оформить лицензию на добычу песка, но дело это достаточно хлопотное и требующее серьезных знаний не только в лицензионном праве, но и в смежных областях.

Собрать все необходимые документы, провести геологические изыскания, составить проект – все это гораздо лучше выполнят профессионалы своего дела.

Но для начала нужно выбрать участок, на котором вы хотите осуществлять добычу песка. Наши геологи готовы провести для вас предварительную оценку местности и подобрать участок, соответствующий всем вашим требованиям, с песком, добыча которого принесет вам серьезную выгоду.

После выбора участка, необходимо получить лицензию на разработку карьера и добычу песка.

Для получения лицензии на добычу песка понадобятся следующие документы:

  1. Заявка, содержащая юридические и налоговые данные о заявителе и его компании, название месторождения песка или отдельного его участка, цель недропользователя, технологический и экономический прогноз добычи и потребности в песке в ближайшей перспективе.
  2. Сведения о наличии в штате предприятия необходимых специалистов и на балансе – соответствующих технических средств. Обязательно наличие маркшейдерской службы либо договор аутсорсинга со сторонними организациями, осуществляющими маркшейдерскую съемку.
  3. Информация о финансовом состоянии компании.
  4. Документы, подтверждающие право заявителя на указанный участок.

В Ленинградской области лицензия выдается на основании проведения открытого аукциона в Комитете по природным ресурсам Ленинградской области. Мы готовы подготовить и подать все необходимые документы в государственные регистрирующие органы, чтобы вы смогли без лишних усилий отрыть карьер для добычи песка.

Группа компаний «Специалист» предлагает своим клиентам полное сопровождение сделки в сфере недропользования и в частности – получение лицензии на добычу песка. Выбрав нас, вы получите необходимый результат в максимально короткие сроки. Мы готовы проконсультировать вас по вопросам порядка получения лицензии на песок, перечню необходимых для этого документов, размере госпошлины и государственных инстанциях, отвечающих за лицензирование.

ООО ГК «Специалист» занимается проектированием и разработкой месторождений уже более пяти лет. За эти годы мы стали профессионалами в сфере недропользования и готовы помочь добывающим компаниям в таких вопросах как открытие карьера и разработка карьера. Если Вы хотите открыть карьер или купить карьер в Ленинградской области, а также на любой территории Российской Федерации, то мы готовы оказать вам поддержку в решении этих задач.

Первым делом необходимо определить какое полезное ископаемое вы хотите добывать и на какой территории предполагается разработка месторождения. Перед покупкой/освоением карьера мы можем произвести работы по рекогносцировке и подобрать участок, отвечающий всем вашим требованиям.

После выбора участка для будущего карьера необходимо получить лицензию на право пользования недрами.

Специалисты нашей компании готовы подготовить и подать все необходимые документы в государственные регистрирующие органы для того, чтобы вы смогли отрыть карьер.

Мы проводим полное сопровождение процедуры по открытию месторождения (открытию карьера).

Один из часто задаваемых вопросов при разработке карьера: какая нужна разрешительная документация при его разработке?

Наши специалисты готовы выполнить комплекс работ по согласованию проекта для разработки карьера, которые могут включать в себя:

  • Получение лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезного ископаемого на участке недр;
  • Подготовка и согласование проекта геологоразведочных работ;
  • Разработка и получение положительного заключения экспертизы по геологическому отчету с утверждением запасов полезного ископаемого на балансе предприятия;
  • подготовка пакета документов, их подача в необходимые инстанции для получение горноотводного акта, а также Протокола заседания Территориальной комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
  • и ряд других.

Наши специалисты готовы подготовить для вас индивидуальное коммерческое предложение по всем этапам выполнения необходимых работ и согласований для начала разработки карьера.

Продажа песчаного карьера также невозможна без грамотной оценки его запасов.

ООО ГК “Специалист” составляет геологические отчёты и ставит запасы общераспространенных полезных ископаемых на баланс после экспертизы в ЛОГКУ “Агентство природопользования”. В сфере нашей компетенции находятся не только песчаные, но и гранитные карьеры, продажа которых также может быть осуществлена только после оценки запасов месторождения.

Если вы решили открыть карьер и уже выбрали место, то наши специалисты готовы взять на себя буровые, топографические работы, лабораторные испытания, разработку документации под ваше месторождение и ее согласование во всех необходимых инстанциях.

Мы подскажем, как открыть карьер с минимальными затратами времени и сил, ведь на нашем счету такие крупные проекты, как месторождение песков “Куньголово” и месторождение доломитов “Смольково”.

Выбирайте СПЕЦИАЛИСТОВ в сфере недропользования.

По данным отдела исследования и стандартизации нерудных строительных материалов ВНИПИИcтромсырье, годовая потребность московского строительного и дорожного комплексов в песке составляет 8 млн м3. По оценкам аналитиков ИГ «Регион», в Московской области ежегодно добывается около 5,4 млн м3 песка.

Но, как отмечают специалисты, наличие «чёрного» рынка песка в Московской области не даёт возможности и объективной оценки объёма рынка потребления данной продукции регионом.

Основной сдерживающей причиной развития рынка нерудных материалов в регионе является проблема с получением и продлением лицензий на разработку карьеров. Об этом и шла речь при встрече корреспондента делового журнала «ТОЧКА ОПОРЫ» с руководителем одной из ведущих компаний по добыче нерудных материалов в московском регионе – ООО «Дорстройсинтез» – Ольгой Ивановной Абрамовой.

Читайте также:  Грибы для чего полезны

– Ольга Ивановна, насколько верен слух, что на добычу песка в Московской области наложено табу?

– Наложить табу на добычу песка и разведку месторождений – это тоже самое, что наложить табу на строительство вообще. Песок везде нужен, при любом этапе строительства, от начала до конца. Основными сферами его потребления являются дорожное строительство, капитальное строительство, в том числе жильё, производство стройматериалов (железобетона, бетона, кирпича). Завозить в Московский регион песок откуда-то крайне невыгодно из-за дешевизны самого материала и дороговизны его транспортировки. Трансрегионального рынка песка вообще не существует, зато есть масса локальных рынков. И крупнейший из них — московский. Добываемый в МО карьерный песок имеет более высокий модуль крупности, считается достаточно качественным, особенно если очищен от глины и примесей. Именно намывной карьерный (то есть очищенный) песок идёт на производство высоких марок бетона. Спрос же данной категории песка с каждым годом увеличивается – в столице ощущается дефицит песка средней и высокой крупности. Месторождений в Московской области достаточно, чтобы закрыть потребность в нём: суммарные запасы региона по песчано-гравийным смесям по оценкам специалистов составляют около 700 млн м3 (более 60 месторождений). Около 20% запасов пока не разрабатывается — месторождения находятся в нераспределённом фонде Министерства Природных Ресурсов.

Но в Московской области на самом деле получить сейчас лицензию на разработку месторождения, практически, невозможно. Мы работаем, так как у нас старое месторождение и лицензия на его разработку ещё действует. Но её, почему-то, по совершенно непонятным нам причинам, не продлевают. Это при том, что все проводимые нами работы контролируются Гортехнадзором, специальными государственными комиссиями. Прежде чем разработать какое-то месторождение, правильно его освоить, забрать нужные полезные ископаемые и потом рекультивировать, мы привлекаем специалистов различного профиля. Несмотря на то, что мы производим все необходимые работы, которые достаточно затратны в финансовом плане, «Дорстрой-синтез» никогда не выставляет заказчикам заоблачные цены. При этом, будучи легальной фирмой, мы платим немалые налоги.

– На самом деле не понятно, почему компании, давно зарекомендовавшей себя, как добросовестный производитель работ, отказывают в продлении лицензии. Насколько нам известно, получить новую лицензию на добычу нерудных материалов вообще нереально, процесс согласований занимает до полутора лет. Мелким компаниям вообще невозможно подступиться к получению участков.

– С одной стороны понятно, почему такие сложности с получением лицензии – очень много копают незаконно. А что такое незаконная добыча песка? Это вред государству, так как те, кто незаконно добывает песок, никаких налогов не платят. Это вред окружающей среде, потому что «песчаные браконьеры», как правило, оставляют после себя «лунный ландшафт». Это вред строителям, так как соответствующее качество материала «браконьеры» им гарантировать не могут, как и не могут предоставить необходимых сопроводительных документов. Это вред нам – добросовестным разработчикам месторождений и поставщикам качественного нерудного материала, поскольку те, кто добывает песок незаконно, продают его по демпинговой цене.

На мой взгляд, прекращение выдачи лицензий на добычу песка, лишь увеличивает число таких браконьеров.

Напротив, надо выдавать лицензии тем, у кого есть техника, возможности вести нормальную разработку месторождения, специалисты соответствующего профиля и квалификации. Есть у них желание работать – пусть работают, соблюдают все существующие нормы и требования, платят соответствующие налоги.

Пока же из-за того, что перед нами, добросовестными добытчиками нерудных материалов, ставятся непонятные преграды, пока искусственно затягиваются сроки выдачи лицензий на уже разрабатываемые карьеры, страдать будут все. Не будет качественного песка, затянется дорожное строительство, капитальное строительство, производство качественных строительных материалов. Строителям некуда будет деваться, они вынуждены будут брать некачественный песок у «браконьеров». И какие дороги, какие сооружения мы получим, когда из такого песка начнут производить строительные материалы? А что будет с природой? Появятся сплошные «лунные пейзажи». Я уж не говорю про налоги, которые государство с «песчаных браконьеров» точно взыскать не сможет, поскольку их просто невозможно поймать за руку, да и с нас не дополучит, если мы не сможем нормально работать.

– Будем надеяться, что те, от кого зависит продление лицензии вашей компании на разработку месторождения песка, прочитают этот материал, и сделают всё, чтобы не затягивать более сроки её выдачи.

Беседовала Лилия Золотарёва.

ООО «Дорстройсинтез»
125222, г. Москва,
пер. Уваровский, д. 3
тел.: +7 (495) 754 7273
+7 (495) 759 9425

Виноградова Светлана, директор компании Юрнедра

В Московской области ведется активная разведка и добыча песка, глины, битумов, песчано-гравийных пород для строительных и дорожных нужд. Такая добыча полезных ископаемых требует получения лицензии на недропользование. В этой статье мы расскажем об особенностях законодательства Подмосковья в области лицензирования песчаных карьеров.

Московская область обладает мощной минерально-сырьевой базой, включающей месторождения 18 видов полезных ископаемых, в том числе таких общераспространённых полезных ископаемых как, строительный песок, гравийно-песчаные материалы, карбонатные пород различного назначения, глинистое сырье для производства керамического кирпича и керамзита, торф и сапропель.

Разведка и добыча ведется на сотнях песчаных карьеров. В государственном балансе по Московской области числится около 600 месторождений общераспространённых полезных ископаемых с общими запасами промышленных категорий более 2 млрд м3.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения.

Список и порядок отнесения полезных ископаемых к общераспространенным приведен во Временных методических рекомендациях о подготовке и рассмотрению материалов связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых относимых к общераспространенным (утверждены Распоряжении МПР РФ от 07.03.03 №47-р ). Для получения лицензии на участок недр под общераспространенными полезными ископаемыми необходимо, чтобы этот участок находился в специальном перечне.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых утвержден совместным распоряжением Минприроды России № 39-р и Губернатора Московской области № 392-РГ от 25.10.2010 и включает в себя:

  • глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина);
  • диатомит, трепел, опока (кроме используемых в цементной и стекольной промышленности);
  • доломиты (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности);
  • известковый туф;
  • известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы);
  • мергель (кроме используемого в цементной промышленности);
  • облицовочные камни (кроме высокодекоративных и характеризующихся преимущественным выходом блоков 1-2 группы);
  • пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);
  • песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы;
  • сапропель (кроме используемого в лечебных целях);
  • суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности);
  • торф (кроме используемого в лечебных целях).

Добыча песка и разработка карьера требует получения лицензии на недра.

В соответствии с совместным Распоряжением МПР РФ и Губернатора Московской области от 25.10.2010 г. №39-р, указанные виды полезных ископаемых относятся к общераспространенным полезным ископаемым:

  • пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях);
  • песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.

Песок строительный — один из основных видов сырья, используемого для производства стеновых материалов, отвечает требованиям ГОСТ 8736 – 93 «Песок для строительных работ. Технические условия» с модулем крупности от 1,0 до 2,5 по фракционному составу песок относится к очень мелкому, мелкому, среднему, крупному и используется в производстве в естественном виде без фракционного разделения.

Участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, относятся к участкам недр местного значения (согласно п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах». Полномочия по распоряжению ими находятся в ведении Министерство экологии и природопользования Московской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.3 Закона РФ «О недрах» подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Компания «Элит Строй-ВНВ» имеет многолетний опыт, занимает лидирующие позиции на рынке добычи полезных ископаемых, реализовывает проекты любой сложности, является многофункциональной компанией и надежным партнером для Вашего бизнеса. Основным направлением деятельности нашей компании является разработка карьеров по добыче глины и песка.

Открытый способ добычи полезных ископаемых и нерудных материалов на сегодняшний день является самым распространенным по целому ряду причин. Главная из них – низкая стоимость карьерного метода добычи. Разработка карьеров представляет собой сложный процесс, требующий от исполнителя большого опыта проведения подобных работ, наличия собственного парка грузового транспорта и спецтехники, квалифицированных кадров как рабочих, так и инженерных специальностей. Всем этим требованиям мы соответствуем в полной мере.

Разработка карьера начинается с комплекса подготовительных работ. На этом этапе необходимо собрать и проанализировать информацию о геологических характеристиках объекта: свойствах основной породы, расположению водоносных слоев и т.д. Исходя из собранных данных, разрабатывается проект карьера, включающий в себя информацию о его максимальной проектной глубине, углах откосов бортов, высоте уступов и многих других нюансах. План карьера согласовывается в Госгортехнадзоре. После того как план составлен и все необходимые разрешения получены, начинается работа на земле.

Глина обычно добывается из земли в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры и осадочной горной породой, вымытой и образовавшейся из-за разрушения скал в процессе выветривания. Залегание глины бывает монотонным и селективным.

Перед добычей глины проводится маркшейдерская съемка как самого карьера так и основания складов глины. Маркшейдеры также ставят отметки границ земельного и горного отводов, где в дальнейшем будет проходить добыча и формироваться подъездные пути.

Добыча глины производится при помощи экскаваторов. Чтобы добыть глину необходимо экскаваторами либо бульдозерами снять ПРС (почвенно растительный слой), сложить его в отдельный гурт для последующей рекультивации им же отработанного участка в карьере.

Следующий этапом работ является вскрыша — снятие песка, гравия и иных примесей. Вскрыша снимается для того, чтобы полезное ископаемое (глина) было более чистым.

Вскрышу автосамосвалами вывозят в отвалы либо также гуртуют для последующей рекультивации.

После того как проведены вскрышные и подготовительные работы, а именно — подъездные пути к месторождению, дороги для транспортировки глины и вскрыши, а также подготовка площадок для складирования глины (конус), начинается процесс добычи. Экскаваторы снимают глину послойно так, чтобы ее можно было укатать на конусе, и грузят в автосамосвалы для дальнейшей транспортировки на склад. На складе ее принимает бульдозер или виброкаток после чего укатывает в конус.

Добыча глины на добычном участке заканчивается тогда, кода под глиной начинает проступать песок либо гравий. После этого комплекс переезжает на другой подготовленный участок. В такой последовательности и ведется добыча глины.

Важно знать, что в неосвещенных карьерах, а также складах глины, работа в темное время суток запрещена!

Глиняные карьеры, как правило, обводнены, поэтому необходимо использовать мотопомпы для откачки воды, а также окапывать карьер водоотводными канавами, так как в противном случае может последовать затопление полезного ископаемого и потеря значительных объемов глины!

В зимнее время добыча не останавливается. Для исключения промерзания грунта карьер утепляют при помощи опилок, торфа и других материалов, имеющих низкий уровень теплопроводности. Иногда толщина утеплителя достигает 70 см. Транспортируемая глина накрывается брезентом, чтобы в процессе доставки до места производства она не промерзла. В закрытых карьерах северных районов, где зимой земля серьезно промерзает, оборудуются тепляки – сооружения закрытого типа с оборудованными обогревательными приборами.

На примере можно рассмотреть задействованную технику для разработки участка в 6 га мощностью 90000 м3 глины и 200000 м3 вскрыши на период 7 месяцев работы карьера.

Процесс включал в себя следующие единицы техники: 2 экскаватора с объемом ковша 1.8 м3., 4 сочлененных самосвала грузоподъемностью 30 тонн, а также 2 бульдозера весом по 25 тонн каждый на плече до 400 м.

По окончанию добычных работ в карьере производится рекультивация, которая включает в себя обратную засыпку отработанных участков вскрышей и расстилкой почвенно-растительного слоя. Рекультивацию можно делать как бульдозерами так и экскаваторами, если позволяют плечи.

Песок является одним из наиболее востребованных материалов в любом строительстве, и самый распространенный способ его добычи — карьерная разработка. Для разработки песочных карьеров применяются экскаваторы, скреперы, подвесные канатные дороги и другое оборудование.

Первым этапом разработки песочного карьера являются вскрышные работы, в ход которых предотвращается попадание в песок различных примесей.

Далее прокладываются траншеи для рабочих уступов и организуются транспортные пути. Для эффективного выполнения этих работ мы обладаем обширным собственным парком бульдозеров Komatsu, CAT, ЧТЗ, Shantui и других марок. После того как все подготовительные работы завершены, можно приступать к добыче и транспортировке песка.

Для выполнения работ по непосредственной разработке карьера мы применяем собственные гусеничные и колесные экскаваторы марок CAT, JCV, Hitachi, John Deere и Hyunday. Модели, представленные в нашем парке, показывают отличную производительность и способны выполнять большой объем работ в сжатые сроки. Любое необходимое навесное оборудование также имеется в собственности компании.

Известняк представляет собой горно-осадочную породу органического или хемогенного происхождения. Известняк является одним из наиболее востребованных строительных материалов и широко применяется для производства негашеной извести и известнякового щебня.

Добыча известняка, как правило, осуществляется методом карьерных разработок. Вдоль по простиранию карбонатных пластов нарезают уступы высотой 10 — 15 м. и производят буро-взрывные работы. Добыча сырья, как и удаление верхних наносных пород (вскрышные работы), производятся экскаваторами. Полученная масса вывозится с карьера грузовым автотранспортом.

Для погрузки грунта и добытой породы применяются фронтальные и телескопические погрузчики JCB, XCMG и других марок. Все модели, имеющиеся в парке компании «Элит Строй-ВНВ», отличаются маневренностью, высокой скоростью перемещения, большой вместимостью ковшей и неоднократно доказали свою эффективность в условиях карьерной разработки. Для транспортировки грунта и добытой породы компания «Элит Строй-ВНВ» обладает собственным парком самосвалов большой вместимости и повышенной проходимости.

Торфяные карьеры относятся к карьерам с поверхностным типом разработки и характеризуются небольшой глубиной. Подготовка к разработке месторождения заключается в удалении поверхностного растительного слоя с корчевкой пней, осушении участка, подготовке полей для высушивания торфа, устройстве дорог и мостов через осушительные каналы.

При работе на заболоченной почве используются специальные машины вездеходного типа с невысоким удельным давлением на грунт.

Торфяные экскаваторы производят выемку торфа на глубину до 5 метров. После этого торф поступает в переработку на пресс, прессуется в виде ленты и должен быть высушен естественным путем (разрезанные ленты выкладываются на поля для просушки). Ширина разработки зависит от размеров болота, на котором производится добыча торфа.

Диориты представляют собой горную магматическую породу. В качестве строительного материала диорит широко применяется для изготовления щебня, а также облицовки зданий, изготовления постаментов, ваз, столешниц и т.д. Диорит является прочным и тяжелым материалом и по своим механическим свойствам близок к граниту.

Флюорит — это минерал, встречающийся главным образом в гидротермальных рудных жилах, доломитах и известняках.

Этот материал широко применяется в металлургии (в качестве плавня), в химической промышленности и керамическом производстве. Добывается в том числе методом карьерной разработки в составе флюоритовых и комплексных руд.

источник

Источники:
  • http://101million.com/sozdanie/razreshitelnaya-dokumentatsiya/litsenzii/na-polzovanie-nedrami.html
  • http://rsnamur.ru/voprosy-i-otvety-zadannye-do-provedeniya-publichnykh-obsuzhdenij/864-vopros-mozhno-li-dobyvat-obshcherasprostranennye-poleznye-iskopaemye-na-zemlyakh-selskokhozyajstvennogo-naznacheniya-pri-uslovii-vydannoj-litsenzii.html
  • http://www.lawmix.ru/comm/7381/28077
  • http://www.klerk.ru/law/articles/409083/
  • http://regionopi.ru/spravochnik/poryadok-polucheniya-litsenzii-na-dobychu-nerudnyh-materialov/