Меню Рубрики

Молочный обжиг глины полезные свойства

Добро пожаловать в нашу студию!

Молочение керамики

Молочение керамики в последнее время стало очень популярным способом обработки керамических изделий. Считается, что этим методом издревле пользовались гончары на Руси, еще до того как научились покрывать изделия глазурью.

Молочение придает черепку водоотталкивающие свойства, а также получается очень интересный декоративный эффект — изделия приобретают красивый коричневый оттенок, и к тому же они становятся более гладкими, приятными на ощупь.

А рецепт молочения керамики очень простой: нужно покрыть изделия молоком и нагреть до температуры около 300°С.

Итак, приступим. Окунаем наши обожженные на утиль изделия в молоко и «купаем» их там некоторое время. Черепок насыщается молоком, все поры закупориваются, и образуется молочная пленка, блестящая и гладкая.

Если изделия крупные, и вам жалко тратить на них много молока, то можно просто полить их сверху и дать излишкам молока стечь.

Можно воспользоваться таким достижением цивилизации, как пульверизатор. Тогда «окрашивание» будет более равномерным, без потеков. Хотя в потеках тоже есть своя прелесть…

В зависимости от того, какое молоко использовать, будет получаться разный эффект от молочения. Молоко можно брать как магазинное, так и деревенское, разной жирности, топленое или даже скисшее. Можно использовать кефир и другие готовые кисло-молочные продукты. А еще можно покрывать жидкой процеженной овсяной кашей и другой органикой — тут большой простор для творчества…

Очень хороший эффект дает ультрапастеризованное молоко — на обожженных изделиях появляется красивый глянец, а цвет получается более ярким, насыщенным.

После, того, как мы покрыли изделия, нужно оставить их на некоторое время для просушки.

Затем ставим их в печь для обжига или духовку. Можно ставить на полочки, а можно и просто — друг на дружку.

Не забудьте включить вытяжку или открыть настежь все окна и двери — сейчас будет очень дымно!

Нагреваем печь до 300 градусов и смотрим, что у нас получается. Нагревать нужно постепенно, чтобы садка хорошо прогревалась по всему объему.

В зависимости от температуры нагрева, а также длительности обжига цвет от молочения может получиться разным — от охристого светло-коричневого до почти черного. Это как со сгущенкой: если варить недолго, то она светлая, если же долго, то она становится темной, как шоколад.

Если обжигать до черноты, то молоко постепенно теряет свои водоотталкивающие свойства, и остается только декоративный эффект — в углублениях получается темнее, а на выпуклостях светлее.

Ну а если пережечь, то молоко и вовсе сгорает, и нужно начинать все сначала.

Вот такие у нас получились чумазики 🙂

А на этом фото видно, насколько разными по цвету могут получиться молоченые изделия:

Прошедшая молочный обжиг посуда выглядит очень аутентично, как будто ей уже много-много лет. А если добавить еще каких-нибудь натуральных веревочек, типа шпагата, то получится еще «фактурнее»…

И напоследок, хочу познакомить вас с мастером-гончаром, который практически все свои изделия обжигает с молоком. Зовут его Илья Калашников.

Илья делает очень добротную посуду в классических древне-русских традициях, с толстыми стенками. Его изделия очень теплые, и даже как-будто светятся изнутри))

Кроме молочения, Илья применяет еще такие методы, как лощение и вощение, о которых мы поговорим как-нибудь в другой раз…

У Ильи есть своя небольшая школа в Жуковском, так что если вы живете в Москве или поблизости, приезжайте к нему на гончарные уроки. Помимо занятий непосредственно на гончарном круге вас ждут удивительные истории и наблюдения о гончарстве, о том, как нам стать ближе к природе и о том, как пробудить в себе творческие способности…

Например, способность к сочинению стихов:

Горшки, кувшины, крынки,
Ты почеши им спинки,
И губкой приголубь их,
Родится новый стих.

Гончарные изделия,
Использовал Емеля их,
Как в сказках, в кухне носятся,
«Возьми меня!» все просятся.

Все гладкие, молочные
Лощёные и сочные,
К столу их подавай,
И чай всем наливай!

И крикни «Мурр!» в окошко!
Налей Мурёнке в плошку…
Себе — в Кандюшку чаю,
Садись, но ближе с краю.

В Кувшины — молоко,
Сменить посуду так легко!
И так приятно взляду и рукам,
Живая глина здесь и там…

Илья Калашников. 11 января 2015

Остается только добавить, что посуда, покрытая молоком, требует бережного к себе отношения. Ее нельзя мыть чистящими порошками, да и жидкими средствами тоже нежелательно. Лучше всего хорошо споласкивать их водой, после чего обязательно полностью высушить, можно даже в духовке. Или на солнышке — как в старину — сушили на заборах) Если же в молоченых сосудах будет застаиваться влага, то со временем они покроются плесенью, избавиться от которой можно только если обжечь их снова на высокую температуру.

Оптимальный же способ покрытия посуды — это все же глазурование ее изнутри, хотя Илья со мной, наверное, не согласится…

Хороших вам обжигов, и успехов в гончарном деле!

Молочный обжиг глиняных изделий. Декорирование керамики.

В данном мастер-классе я хочу поделиться с начинающими гончарами одним из очень интересных способов декорирования керамики. Речь пойдет о молочном обжиге. Так же, в некоторых источниках, вы можете встретить эту технику под словом молочение.

Информация о том, когда и где впервые люди стали использовать молочный обжиг глины утеряна в веках. Вероятно, это произошло в древности немногим позже после того, как люди научились обжигать глину и изобрели гончарный круг. Если проснулось любопытство, и вам захотелось узнать подробней о шагах человечества от первобытной глиняной фигурки носорога к современному искусству керамики, почитайте статью об истории керамики. Никто не может точно сказать когда и где люди придумали обжигать горшки в молоке. Путешествуя по миру и изучая особенности гончарного дела разных народов, я убедилась, что техника молочного обжига характерна только для России, в других страна и тем более на других континентах она не встречается.

В России гончары издревле пользовались молочным обжигом, однако «темные времена» коммунизма и перестройки практически выкорчевали из памяти людей знания истории и традиций, многие секреты были забыты, в том числе и гончарные. В наши дни мы, в некотором роде, переживаем эпоху Возрождения и заново открываем потерянные секреты гончаров. Не удивительно, что почти никто из городских жителей не знаком с молочальной керамикой. Посетители нашей мастерской, приходя к нам на мастер-классы, впервые видят такие необычные шоколадного цвета и очень сдобные на вид горшочки, выполненные в технике молочного обжига.

Молочный обжиг глины, ни смотря на внешнюю декоративность –румяные, сдобные оттенки коричневого и легкий глянец, появился вовсе не для красоты. Он выполнял исключительно практичную функцию. Дело в том, что глина после первого утильного обжига остается пористой, то есть, впитывает в себя воду и микро-частички пищи. Для того, чтобы сделать керамические изделия пригодными для хранения и употребления пищи и напитков, гончары во всем мире шли на разные хитрости — лощение, обвар, вощение, и конечно же, молочный обжиг.

Самый надежный способ сделать глину водонепроницаемой, это покрыть черепок стекловидной массой – глазурью. Однако, глазурование требует второго длительного обжига при температуре более 1000градусов, что автоматически повышает цену на готовое изделие. Так же не дешевы сами глазури для керамики. Но о работе с глазурями речь пойдет в следующих статьях, а сейчас мы приступим к практике!

Для работы нам понадобиться:

1.Изделия из глины, прошедшие первый утильный обжиг. Цвет глины, из которой вы лепили, значения не имеет. По моим наблюдениям, белую глину лучше подобным образом не декорировать, т.к. молоко на белую поверхность ложится прозрачной пригорелой пленкой и красоты от таких спецэффектов немного.

2. Молоко. Эстеты предпочитают только деревенское молочко из под коровы. Но мы, городские жители, коров в квартире не держим, поэтому не привередничаем и покупаем любое молоко с жирностью выше 2,5%. Сухое молоко для молочного обжига не годится.

3. Муфельная печь, электрическая или газовая духовка, русская печь – у кого что найдется под рукой. Микроволновая печь не подойдет.

4. Емкость для молока. Главное условие, чтобы ваши керамические «штучки» в ней полностью помещались «с головой».

Читайте также:  Башмала ягода полезные свойства

5. Возможно, вам понадобятся: хлопковые тряпочки, прихватки, огнеупорная подставка, на которую вы будете ставить горячую керамику после обжига.

И так, приступим:

1. Для начала наливаем молоко в заранее подготовленную емкость и «купаем» всю керамику в молоке. Конечно же, изначально все глиняные изделия должны быть сухими и чистыми, без следов жира, воска или краски. Задача номер один – позволить молоку равномерно впитаться в глиняный черепок. Если керамических изделий для обжига много, а емкость с молоком небольшая, лучше «купать» керамику поочереди. . Не нагромождайте друг на друга кучу всего, иначе может получиться так, что где-то молоко хорошо проникнет в поры, а где-то нет, соответственно в конце обжига мы получим брак.

Достаточно подержать изделие в молоке 2-3 минуты. Чем меньше вы держите керамику в молоке, тем более прозрачным будет покрытие после обжига. Если купать черепок слишком долго, то покрытие может отслоится. В первые секунды, после того, как вы опустите глину в молоко, можно услышать характерный звук, похожий на легкое шипение и на поверхности молока появятся пузырьки –

Это признак того, что молоко, заполняя глиняные поры, вытесняет из них воздух.

2. После того, как вся керамика прошла процедуру «купания», изделия следует хорошо просушить — лучше всего несколько часов, пока молоко полностью не высохнет. Если вы поставите в обжиг влажное изделие, то в большинстве случаев молочный налет просто потрескается и отшелушится с керамики. Молоко образует на поверхности глины жирную пленку, которая по мере высыхания глины из прозрачной глянцевой будет становиться белой. Уже в процессе обжига этот жирный налет станет красивым и практичным покрытием для наших глиняных вещей.

3. Тут начинается самое интересное — молочный обжиг! Выкупанную в молоке и высохшую керамику ставим в печь. Для обжига в мастерской я пользуюсь муфельной печкой, а дома обычной духовкой. Керамика, как и стекло, не любит резких перепадов температур, поэтому желательно загружать изделия в холодную печь и только после этого выставлять температурный режим. Температура молочного обжига варьируется от 300 до 400 градусов. При 300 градусах глина приобретает золотистый цвет, как у хлебной корочки. Если поднимать температуру выше, можно добиться очень красивого цвета горького шоколада. При температуре выше 400 градусов молоко просто сгорает с поверхности глины.

На максимальной температуре в печи керамику следует держать, пока не перестанет идти дым — это верный признак того, что из молока выгорела вся органика. Тут уж все с опытом приходит, какое-то молоко быстро темнеть начинает, а какое-то долго не сдается.

Для меня лично, молочный обжиг очень увлекательный процесс — то и дело хочется раньше времени засунуть нос в печь и полюбоваться на метаморфозы, происходящие в печи. Любопытство часто приводит к тому, что от воздушных потоков разных температур, попадающих в печь вместе с моим носом, на поверхности керамики образуются совершенно непредсказуемые переходы и разводы всевозможных оттенков коричневого цвета. С одной стороны, можно считать это браком – цвет изделия получился неровный, но мне такие «бракованные» черепки нравятся гораздо больше – специально такую красоту захочешь, а не сделаешь! Счастливые случайности никто не отменял.

Когда мы проводим молочный обжиг в мастерской, к нам часто заглядывают коллеги с вопросами: «а чего это вы такое вкусное готовите?». Дело в том, что при температуре 150-200 градусов, когда молоко на глиняном черепке начинает спекаться, появляется очень аппетитный запах свежеиспеченных булочек. У всех тут же урчать животы. А когда температура в печке достигает 300-400 градусов, можно услышать типичное «ой, а что это у вас там горит?» — ароматы сдобы меняются на типичный запах горелого молока или каши. Поэтому, очень важно, чтобы если ваше рабочее место хорошо проветривалось или было оборудовано вытяжкой — при температуре 350 градусов из молока сгорает вся органика, поэтому дым из печки валит нещадно.

Совет: попробуйте добавить в молоко немного сахара – 2-3 столовые ложки на 1 литр. Сахар дополнительно забьет поры, а так же придаст керамике красноватые оттенки! Экспериментируйте!

4. После того, как керамика приобретет нужный вам цвет от золотистого до темно-шоколадного, изделия, пока они еще горячие, можно покрыть ганозисом – водоотталкивающим составом на основе воска, масла и канифоли. Для этого вам и понадобятся различные тряпочки, прихватки и подставки, перечисленные выше. Подробности о том, что такое ганозис, как его сделать самостоятельно и для чего он нужен, вы узнаете на сайте из следующей статьи.

P.S.

Традиционно, молочный обжиг применяли для обработки керамической посуды, однако мне очень нравится использовать данный метод и для декоративных вещей – дамских украшений, декоративных панно, вазочек, сувениров. Керамика, прошедшая молочный обжиг приобретает ни с чем не сравнимую теплоту, ее не хочется выпускать из рук. Глазурованная керамика такой магией не обладает. Если вы зайдете в нашу галерею, то убедитесь, что в мастерской мы очень часто пользуемся молочением. Наши ученики так же по достоинству оценили эту древнюю забытую технику.

Практичный совет: керамическую посуду, прошедшую молочный обжиг моют мягкими губками, и обязательно вытирают насухо. Хранить такую посуду тоже лучше в сухом проветриваемом месте, чтобы не завелась плесень. Если плесень все же появилась, то лучший способ от нее избавиться – прокалить керамику в печке или духовке при 300 градусах, предварительно хорошо промыв водой.Если запах плесени не исчез, тогда можно просто сжечь все молоко с глины в печи при 500 градусах и провести процедуру молочения заново.

Успехов в творческом поиске!

Подарок на память всем участника праздничного мастер-класса! Наскучило проводить день рождения в кафе? Или хочется порадовать друзей необычным досугом? Тогда приходите .

Друзья, мы придумали для вас приятный сюрприз! Теперь все ваши замечательные горшочки и мисочки, которые вы сделаете на мастер-классе .

Cделайте сюрприз близкому человеку, пригласите его провести досуг в гончарной мастерской! Урок на гончарном круге для двоих ( два изделия) — .

Друзья! Новогодние чудеса начинаются! Скоро мы запускаем серию мастер-классов «Волшебная зима». Новогодние праздники не за горами и скоро начнётся приятная суета .

Друзья! В мастерской начался курс для новичков «Основы художественной керамики». В новом учебном сезоне мы собрали 3 группы новичков! Это очень здорово, что в .

Друзья! Лето несётся вперёд со скоростью метеоритного потока Персеиды. На носу сентябрь, а это значит, что скоро в мастерской «Leonardo» .

Молочение керамики. Пошаговая инструкция

Молочение – очень аппетитная формулировка и один из самых популярных способов огневого декорирования. Суть заключается в следующем – спеченный черепок (прошедший утельный обжиг) помещают в молоко, а затем запекают снова на более низкую температуру (около 300 °C). Поры «закрываются», изделие приобретает водоотталкивающие свойства и красивый темно-коричневый оттенок.

1. Функциональную керамику (чашки, миски, тарелки) не молочат внутри. Только снаружи полностью или выборочно, для декорирования поверхности. В далекие бородатые времена действительно молочили посуду полностью со всех сторон. Но только потому, что с глазурями была напряженка, особенно на Руси, как и с санитарными нормами.

2. Молочение не гарантирует 100% плотного покрытия. В зависимости от выбранной массы и размера зерна (шамот), может пропускать воду, частички пищи застревать и гнить в раскрытых порах глины. Очень часто внутри молоченой посуды образуется плесень.

3. После молочения, по-хорошему нужно обработать черепок ганозисом (смесь пчелиного воска, льняного масла и других природных ингредиентов). Масляная пленка служит защитным барьером и придает изделию благородный блеск. И если вернуться к п1 . При наливании кипятка в молоченую чашку, воск будет таять, попадать в напиток, поры раскрываться и забиваться налетом. Все еще хотите молочить внутри? 😉

4. Со временем эффект молочения исчезает. От длительного пребывания под прямыми солнечными лучами, посудомойки, средств для мытья посуды и т.д. В этом случае можно замолочить заново.

5. На терракотовые гончарные глины молочение ложится идеально. Для поклонников ручной лепки я рекомендую использовать массу МКФ-2.

6. Температурный режим – min 220 °C, оптимально 300-340 °C, выше 400 °C молоко начинает выгорать с поверхности и эффект пропадает полностью.

Читайте также:  Амарантус полезные свойства

7. Молочить можно не только молоком. Кефир, сыворотка, сливки и другие молочные продукты. В зависимости от состава, % жирности, температуры обжига эффект может быть совершенно разным. Были случаи, когда молоко неизвестных марок давало совершенно неубедительный результат. Поэтому последние годы мы стабильно используем проверенный «Домик в деревне» 3,2%. При добавлении сахара получаются красноватые оттенки (2-3 ст.л. на 1 литр молока).

8. Молочение очень часто используют в нижней части изделия, чтобы предотвратить стекание потечной глазури на лещадку.

Способ молочения и способ обжига с поваренной солью

Популярный способ огневого декорирования – так называемый молочный обжиг, или же молочение. Сначала необходимо хорошо залощенное глиняное изделие, произведенное из красной глины (белая не даст нужного декоративного эффекта), подвергнуть утельному обжигу. После чего сосуд из глины нужно опустить в чистое молоко и довольно долго в нем полоскать до того момента, когда появятся белые пузырьки на поверхности изделия. Как только вы этого достигли, дайте глиняному сосуду выстояться и обсохнуть, немного протирая его при помощи чистой тряпочки. Это необходимо для того, чтобы не остались подтеки. Остаток молока вылейте из сосуда и протрите его изнутри.

Как только вы все это проделаете, глиняное изделие поставьте снова в печь для обжига и разогрейте его до температуры в 350 градусов с двадцатиминутной выдержкой. В принципе, вы можете применять данную технологию на свой вкус, так как декоративный эффект напрямую зависит, прежде всего, от степени жирности молока, а также от периода времени, которое сосуд проводит в молоке. Сюда же можно добавить качество лощения, а также температуру нагрева глиняного сосуда. Закономерность одна – чем степень жирности молока больше, чем больше вы будете выдерживать глиняную посуду, чем до большего температурного режима вы доведете изделие (не доводите температурный режим до 450 градусов, так как молочная эмульсия просто выгорит), тем более темную цветовую гамму приобретет изделие из глины.

Когда глиняная посуда высохнет и остынет, вы может также, как и при способе обварки, покрыть его при помощи ганозиса. Если вы поставите свое изделие из глины в обжиговую печь в конкретное место и в определенном положении, например, под свод печи, или на под, на горлышко или на донышко, можно достичь необычного эффекта отмывки. Ваше глиняное произведение будет постепенно темнеть, начиная сверху (на это влияет наличие в обжиговой печи вертикального градиента температуры). В этом процессе, самое главное, не просмотреть важный момент и вытянуть глиняный сосуд из обжиговой печи.

Обжиг с поваренной солью

Если вы хотите достичь самого простого декоративного эффекта, необходимо по окончанию обжига изделия из глины, в стандартном горне посыпать раскаленные угольки в топке самой обычной поваренной солью. Вы сразу увидите эффект – ваше изделие покроется желтоватым налетом, который по своей структуре напоминает глазурь.

Техника обработки глины-Молочение (молочный обжиг)

Молочение или молочный обжиг — древний способов обработки керамики. После такого обжига изделие приобретает красивый коричневый цвет различных оттенков.

Для молочного обжига берется изделие, уже прошедшее первоначальный обжиг (970 градусов), пропитывается натуральным жирным коровьим молоком или купается в молоке,

и ещё раз обжигается при температуре 270—350 градусов (при температуре свыше 400 градусов — молоко выгорает, процесс требует большого внимания)

При этом процессе меняется не только внешний вид: поры изделия впитывают в себя молоко, и глина меньше впитывает воду, в такой посуде можно долго хранить продукты без порчи и прокисания.

Молоченые вещи имеют очень приятную, нежную структуру. Уход за такими изделиями тоже особенный, их нельзя мыть в посудомоечной машине и надолго оставлять грязными, чтобы не развести плесень. Посуду, прошедшую молочный обжиг, моют мягкой губкой без использования абразивных средств, и протирают сухой тряпочкой.

Молоченные изделия-это особенная посуда, созданная сейчас , она как будто несет память поколений. Передавая традиции, формы и фактуру.

Уход за керамикой молочного обжига

Молочение (или молочный обжиг) — очень популярный способ обработки посуды – причем он несет не только декоративную функцию, но и практическую — когда-то в древности молочный обжиг использовался для придания глиняной посуде водостойкости. Сейчас для этого используют глазури.

Как любитель керамики, я очень ценю посуду молочного обжига за удивительно теплые и уютные оттенки коричневого, за ощущение живой теплой глины, когда держишь такую посуду в руках, — глазурь иная на ощупь, ведь по сути это стекло. А тоненький слой молока делает черепок еще более приятным для рук, и визуально он тоже очень деликатно меняет поверхность обожженной глины.

Как мастер — я большой фанат молочного обжига, потому что это отличный способ сделать так, чтобы из чашек можно было пить, а из мисок есть, не прибегая при этом к помощи глазурей, которые сами по себе, конечно, бесконечно прекрасны, но все же ни одна глазурь такого эффекта, как молочный обжиг, не даст.

На первый взгляд может быть не очень понятно, как связаны молоко и непротекаемость керамики, но — все действительно просто: обожженный черепок по структуре пористый (правда, это зависит от глины, но мы сейчас говорим о той глине, с которой этот фокус работает) и отлично впитывает молоко. Когда вещица хорошенько напиталась молоком, ее сушат, и после этого ставят в печь, нагревая примерно до 350 градусов, и подгоревшее молоко закупоривает поры черепка.
После таких нехитрых манипуляций посуду можно использовать на кухне. Однако, есть некоторые нюансы ухода за молоченой посудой, о которых я и хочу сегодня рассказать в этой статье.

1. Мойте такую посуду только руками, при необходимости мягкой мыльной губкой (лучше избегать моющих хим. средств), посудомойка на раз смоет весь ютный окрас посуды.
2. Не стоит применять никаких абразивных моющих средств и металлических мочалок, помните, что молочный обжиг — это не глазури, поверхность легко поцарапать
3. В эксплуатации посуда молочного обжига по сравнению с глазурованной — более живая и переменчивая. Вначале она, как правило, пахнет (кому-то нравится этот запах, а кого-то отталкивает), но это явление временное, запах очень скоро улетучивается. Но! Молоченая керамика еще и отлично «набирает» и хранит запахи. Поэтому, если вы чайный или кофейный гурман и чувствительны к запахам, не пейте из вашей чашки все подряд. Есть смысл завести отдельно чашку для кофе, отдельнно — для чая.

4. Продолжая тему переменчивости молоченых посудин, замечу, что окраска тоже со временем может меняться: где-то потемнеет от чайного налета, где-то посветлеет от контакта с губами, где-то притрется к руке и станет еще более гладкой и шелковистой. А еще керамика молочного обжига имеет тенденцию к выцветанию на ярком солнце.
5. Важный момент: чашка тоже пьет! Снова отмечу, что это — не глазурь. То, что чашка впитывает какое-то количество влаги (и со временем это количество будет уменьшаться) не должно вас пугать. Но в этом месте появляется очень важное правило: посуда молочного обжига любит сухость и не любит влагу. Старайтесь не оставлять недопитый чай на недели и месяцы, не бросать в воде среди замоченной посуды, не оставлять в молоченой пиалке разрезанную луковицу или лимон (опять же, помните — запах тоже останется с ней очень надолго) — есть шанс, что вы выведете в любимой чашке новую форму жизни.

Вот ,в общем-то, и все нехитрые правила. Резюмируя: бережность, нежность, мягкость, сухость 🙂 В остальном — как с обычной посудой. Есть, пить, любить, не хранить на пыльных полках.

Молочный обжиг керамики в духовке. МК Владимира

Здравствуйте дорогие мастера и покупатели. Хоть эта тема и не нова, но всё равно хочу осветить её ещё раз. Древний способ декорирования керамики сейчас приобретает большую популярность, так как при бурном развитии химического производства производители в погоне за прибылью зачастую забывают о экологичности производимой продукции. (не исключением являются и производители посуды, которой мы пользуемся в повседневной практике). Впервые попробовав декорирование гончарной керамики способом молочного обжига, я буквально «влюбился » в этот способ не только потому, что он является экологически чистым способом, а потому, что изделие совершенно преображается, совершенно отличается от утильного, как будто в него вселяется душа, и именно с момента второго обжига у него начинается какая-то своя жизнь. Потрогайте молочную керамику- почувствуете всё тепло, таинственную душу, сокровенный секрет, который таит или крынка или бокал.

Читайте также:  Мед липовый с маточным молочком полезные свойства

Купаем керамику в молоке. С того момента, когда вы помещаете изделие в молоко- оно начинает жадно пить, как будто измученный жаждой путник припал живительному источнику

А вот и изделие готорое запеклось в духовке и подрумянилось. Но не только, оно ещё покрыто ганозисом собственного приготовления по старинному рецепту.

Удачи вам в обжигах.

«Не боги горшки обжигают»

Автор и источник мк Владимир

Обжиг самой глины происходит действительно, при очень высоких температурах, а вот именно молоко можно выжигать из глины (молочный как раз обжиг) и в обычной духовке.

Простите, я дилетант в керамике, всегда считала, что обжиг возможен при очень высокой температуре. А обжиг в духовке — это возможно только для молочного обжига, так я поняла ?

как долго нужно «купать» в молоке обожженный, но не глазурованый кувшин, и при какой температуре и сколько времени обжигать его в духовке? Можно ли в кувшине после такого обжига хранить молоко?

Купать минут 10. Молочить — довести температуру духовки до 300 — 340 градусов и выдержать минут 20-30 при этой температуре. Потом храните молоко, квас, воду.

Молочный обжиг глины полезные свойства

г. Краснодар, ул. Красная, 43 ТЦ «Дом книги»

8 900 233 9 800

Рекомендации по уходу за глиняной посудой

Перед каждой готовкой горшочек следует залить водой минут на 10, глина впитает в себя нужное количество воды и можно начинать готовить.

Горшок лучше ставить в холодный духовой шкаф, чтобы происходил постепенный нагрев.

Глиняная посуда отлично впитывает в себя запахи, поэтому, когда появится запах, или будут готовиться разные по составу блюда (рыба, а потом топленое молоко, например) следует прокаливать ее в духовке на максимальной температуре около 30 минут.

Не рекомендуется мыть глиняную посуду в посудомоечной машине, а так же химическими моющими средствами, лучше натуральными средствами, например, порошком горчицы.

В посуде из красной глины можно готовить в духовке, микроволновке, аэрогриле, русской печи, нельзя ставить на электрическую или газовую плиту. Посуду из белой дивеевской глины можно ставить на электроплиту, на газ на рассекатель.

Посуда молочного обжига имеет двойной обжиг при температуре 985 и 400 градусов, перед вторым обжигом покрывается молоком. Все изделия, кроме тех, что предназначены для приготовления пищи, покрываются натуральный пчелиным воском с растительным маслом (древнегреческий лак-ганоза).

Керамика держит жидкости, но для хранения воды нужна глазурь внутри или восковое покрытие. В противном случае емкость будет «потеть», покрываться маленькими капельками воды, но течь не будет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛИ КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ С САЙТА ЗАПРЕЩЕНО БЕЗ ПИСЬМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОНЧАРНАЯ ЛАВКА © 2012-2016. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ

ДАННЫЙ ИНТЕРНЕТ-САЙТ НОСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР И НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПУБЛИЧНОЙ ОФЕРТОЙ.
ИНФОРМАЦИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ НА САЙТЕ, НИ ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ НЕ ДОЛЖНА РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ПРЕДЛОЖЕНИЕ, СДЕЛАННОЕ ПРОДАВЦОМ КАКОМУ-ЛИБО ЛИЦУ.

Как я делаю керамическую кухонную утварь по технологии древней Руси — лощение, молочный обжиг, ганозис

Многие мастера и покупатели спрашивают меня, как я изготавливаю свои керамические творения.

И сегодня я расскажу вам и покажу, как я это делаю, о той старинной русской технологии, которую я применяю.

Лощение и молочение керамики — это технология, которая применялась в древней Руси задолго до того, как была изобретена глазурь.

Посмотрите видео, которое я для вас записала.

Лощение глиняного сосуда — это процесс полировки верхнего слоя практически до зеркального блеска. Лощится изделия либо ещё когда сосуд не до конца высох, либо, смачивая верхний слой высохшей глины.

В древности керамику лощили гладкими палочками, камушками, косточками. Сейчас используют и другие более удобные инструменты.

При лощении верхний слой глины уплотняется, становится прочнее и более влагоустойчивым. Именно с этой целью и лощили свои творения древние мастера.

Молочный обжиг

Молочение или молочный обжиг — это очень старая технология обработки керамических изделий.

После первого обжига, который называют утельным, керамическую посуду вымачивают в молоке. После того, как она высохнет, её отправляют на второй обжиг при температуре 350 С.

Зачем нужно молочение?

Во-первых, после второго молочного обжига посуда становится ещё более влагонепроницаемой.

А, во-вторых, она приобретает красивый темный цвет. Возникает эффект старения.

Насколько цвет будет темным, зависит и от жирности молока, и от температуры обжига, и от времени выдержки при максимальной температуре.

Вымачивать можно не только в молоке. Многие мои изделия вымочены в молочной сыворотке. Тогда изделие не сильно темнеет, но свойства молоченной посуды приобретает.

Можно натирать изделия кефиром или другими кисломолочными продуктами.

Как-то на выставке белорусские мастера поделились своим секретом — они вымачивали свои горшочки в огуречном рассоле.

В принципе, вымачивать или натирать сосуды можно любыми органическими веществами.

Например, для придания изделию почти черного цвета можно натереть его растительным маслом. Этот прием называют масляным обжигом. Тут цвет кухонной утвари тоже зависит и от температуры, и от выдержки, и от сорта и качества самого масла.

Покрытие ганозисом

Третьей операцией является покрытие обожженной второй раз керамики ганозисом.

Кухонную утварь натирают ганозисом и полируют до блеска.

Ганозис — изобретение античных мастеров Древней Греции. Это экологически чистое и универсальное защитное средство не только для керамики. Его применяют для защиты дерева, кожи, мрамора и других камней.

О ганозисе и его свойствах более подробно можно почитать ЗДЕСЬ

Способ молочения и способ обжига с поваренной солью

Популярный способ огневого декорирования – так называемый молочный обжиг, или же молочение. Сначала необходимо хорошо залощенное глиняное изделие, произведенное из красной глины (белая не даст нужного декоративного эффекта), подвергнуть утельному обжигу. После чего сосуд из глины нужно опустить в чистое молоко и довольно долго в нем полоскать до того момента, когда появятся белые пузырьки на поверхности изделия. Как только вы этого достигли, дайте глиняному сосуду выстояться и обсохнуть, немного протирая его при помощи чистой тряпочки. Это необходимо для того, чтобы не остались подтеки. Остаток молока вылейте из сосуда и протрите его изнутри.

Как только вы все это проделаете, глиняное изделие поставьте снова в печь для обжига и разогрейте его до температуры в 350 градусов с двадцатиминутной выдержкой. В принципе, вы можете применять данную технологию на свой вкус, так как декоративный эффект напрямую зависит, прежде всего, от степени жирности молока, а также от периода времени, которое сосуд проводит в молоке. Сюда же можно добавить качество лощения, а также температуру нагрева глиняного сосуда. Закономерность одна – чем степень жирности молока больше, чем больше вы будете выдерживать глиняную посуду, чем до большего температурного режима вы доведете изделие (не доводите температурный режим до 450 градусов, так как молочная эмульсия просто выгорит), тем более темную цветовую гамму приобретет изделие из глины.

Когда глиняная посуда высохнет и остынет, вы может также, как и при способе обварки, покрыть его при помощи ганозиса. Если вы поставите свое изделие из глины в обжиговую печь в конкретное место и в определенном положении, например, под свод печи, или на под, на горлышко или на донышко, можно достичь необычного эффекта отмывки. Ваше глиняное произведение будет постепенно темнеть, начиная сверху (на это влияет наличие в обжиговой печи вертикального градиента температуры). В этом процессе, самое главное, не просмотреть важный момент и вытянуть глиняный сосуд из обжиговой печи.

Обжиг с поваренной солью

Если вы хотите достичь самого простого декоративного эффекта, необходимо по окончанию обжига изделия из глины, в стандартном горне посыпать раскаленные угольки в топке самой обычной поваренной солью. Вы сразу увидите эффект – ваше изделие покроется желтоватым налетом, который по своей структуре напоминает глазурь.

Источники:
  • http://www.leonardo-master.com/?page=22
  • http://yuliashi.ru/blog/molochenie
  • http://goncharnoedelo.ru/stati/202-sposob-molocheniya-i-sposob-obzhiga-s-povarennoj-solyu
  • http://www.livemaster.ru/topic/1884181-tehnika-obrabotki-gliny-molochenie-molochnyj-obzhig
  • http://www.livemaster.ru/topic/1961207-uhod-za-keramikoj-molochnogo-obzhiga
  • http://filosofyfree.ru/post296434282/
  • http://xn--80aaaajc7cfpbi0a3gvf.xn--p1ai/o-gline/7-rekomendatsii-po-ukhodu-za-glinyanoj-posudoj
  • http://craft-trade.ru/32-izba-chitalnya/istoriya-keramiki-i-sovremennost/30-keramicha-tekhnologii-drevnej-rusi
  • http://goncharnoedelo.ru/stati/202-sposob-molocheniya-i-sposob-obzhiga-s-povarennoj-solyu