Меню Рубрики

На букву н полезное ископаемое

Всего найдено: 78, по маске 5 букв

мать Мурмана из оперы грузинского композитора З. П. Палиашвили «Абесалом и Этери»

сигнал тревоги для оповещения о пожаре или другом каком-либо бедствии, подаваемый ударами колокола; перен. Усиленно обращать внимание общества на какую-либо опасность; поднимать тревогу

устаревшее Большой величины барабан, в который били тревогу в войске

всполох, частый беспорядочный звон в большой колокол, сигнал тревоги при пожаре и т. д.

колокол, который бьет тревогу

колокольный звон частыми ударами, сигнал тревоги

колокольный звон, волнующий людей больше, чем падение рубля

колокольный звон, означающий тревогу

колокольный сигнал о бедствии

со времен Древней Руси — сигнал тревоги для сбора людей, частый беспорядочный звон в большой колокол, оповещавший о бедствии, общей опасности

удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги

большой медный барабан, возившийся на лошадях и использовавшийся для подачи сигнала общей тревоги в войска

в Древней Руси можно было увидеть перевозку на четырех лошадях войскового барабана огромных размеров, а как он назывался?

русский ударный музыкальный инструмент, вид литавры

тревожные удары в колокол

рассказ русского писателя Л. Андреева

тревожный колокольный звон

тревожное «избиение» колоколов

пожарная сирена в исполнении колоколов

предшественник пожарной сирены

звон общественного звучания

перезвон на случай тревоги

колокольный «переполох» при пожаре

колокольный аналог пожарной сирены

беспокойные удары в колокол

сигнал тревоги с колокольни

колокольный аналог сирены

пожарная сирена в исполнен. колоколов

колоколь. «переполох» при пожаре

буйный повод, за который вещий Олег обрек хазарские «селы и нивы» мечам и пожарам

в Древней Руси и Московском государстве — тактический прием ведения военных действий — внезапное нападение противника, стремительный удар с целью захвата пленных, грабежа и разрушения важных объектов

внезапное нападение, вторжение

внезапный стремительный и короткий удар по противнику

метод ведения боевых действий кочевников

что совершает стая саранчи на сельхозугодия

внезапный удар войск с последующим отходом

стремительный рейд в тыл врага

стремительное внезапное вторжение

«визит» кавалерии в тыл врага

внезапное стремительное нападение

поменяйте буквы в слове «Габен»

внезапн. вторжение кочевников

(Набид) спартанский тиран с 206 г. до н. э., сначала сторонник, затем противник римлян; в 192 г. до н. э. убит предводителем этолян Алексаменом

перевернутая буква греческого алфавита дельта, применяемая в качестве печатного элемента при наборе матем. формул

символ оператора Гамильтона имеет также такое название

(Le Nabab, 1877) роман А. Доде

богач, любящий восточную пышность

в Европе XVIII в. тот, кто разбогател в колониях

в Индии титул правителя областей

внезапно разбогатевший человек

титул крупных мусульманских аристократов (князьков) в Индии, лицо, носящее этот титул

титул правителей некоторых индийских провинций

человек, наживший большие богатства в Индии

быстро разбогатевший человек

роман французского писателя А. Доде

книжное название скоробогатея

человек, разбогатевший в колониях

человек, разбогатевший на спекуляциях

князек в мусульманской Индии

совокупность предметов, образующая нечто целое

совокупность элементов из твердого материала (металла, кости, дерева) на щите, доспехе или какой-либо его части

типографские литеры, воспроизводящие какой-нибудь текст

и типографский, и джентльменский

оперетта польского композитора Станислава Монюшко «Рекрутский . »

полное собрание инструментов

производственный процесс в типографиях и военкоматах

сервиз как группа предметов

украшение в виде мелких блях на упряжи, на ременном поясе

поменяйте буквы в слове «барон»

весенне-осенний призыв в армию

нават, вареный кристаллический сахар у народов Средней Азии. (этнографическое)

в Индии в 17 в. наместник провинции Монгольской империи

наместник провинции Могольской империи

в Индии в XVII века наместник провинции Монгольской империи

касание яхтой поворотного знака

португальский футбольный клуб из города Фигейра-да-Фош, в центральной части страны

в Библии — израильтянин, отказавшийся дать продовольствие воинам Давида

куча-мала, но не в виде игры

беспорядочная куча или груда

важная вещь в супе и коммерческом предприятии

еврей покупал яйца, варил их и продавал по той же цене. Что ему оставалось? (анекдот)

жидкость, насыщенная варящимся в ней продуктом

жир, образующийся в жидком кушанье при варке

жидкость, образующаяся при варке

прибыль с кухонным запахом

«прибыль» на поверхности бульона

прибыль с кастрюльным запахом

прибыль с кухонным названием

поменяйте буквы в слове «варан»

прибыль с бульонным названием

поменяйте буквы в слове «Нарва»

испанский футболист, центральный защитник клуба «Рубин»

в Библии — 2-й царь Израильский, сын и преемник Иеровоама, следовавший всем порокам и нечестию своего отца

кровля, крыша на столбах для защиты от солнца и непогоды

футбольная атака с воздуха

разновидность крыши над головой

пас в поисках головы партнера

временная крыша на подпорках

козырек над входом в магазин

легкая крыша на подпорках

крыша на опорах и без стен

крыша или завеса для защиты от солнца или непогоды

тентовый козырек над входом в магазин

уличная неутепленая крыша

тентовый козырек над входом

уличная не утепленная крыша

«козырек» от дождя над входом

времен. крыша на подпорках

крыша от солнца на подпорках

футбольн. пас на голову партнера

(устаревшее) наговор, ложное обвинение

ложный донос, оговор, клевета

поклеп, возведенный на безвинного

устаревшее название клеветы

поклеп, возведенный на невинного

возведение напраслины на хорошего человека

клевета на невинного человека

(от слав. навь, навье, навы — духи мертвых, враждебные человеку) загробный, потусторонний

Иисус . — слуга и сподвижник Моисея

во время битвы с пятью аморейскими царями он совершает свое самое знаменитое чудо: по его молитве Яхве останавливает на время сражения луну и солнце

опера русского композитора М. Мусоргского «. Навин»

сподвижник и преемник Моисея

Татьяна Александровна — олимпийская чемпионка в парном фигурном катании

пара Романа Костомарова в танцах на льду

напарница Марата Башарова в «Звездах на льду»

российская фигуристка, завоевавшая Золотую медаль в паре с Романом Костомаровым на Олимпиаде 2006 в Турине

источник

  • Алюминиево-натриевые квасцы
  • Аспидолит
  • Набалампрофиллит
  • Набафит
  • Набесит
  • Набокоит
  • Навахоит
  • Нагасималит
  • Нагельшмидтит
  • Нагиагит
  • Надорит
  • Назинит
  • Назонит
  • Накауриит
  • Накафит
  • Накрит
  • Наллагайнит
  • Намансилит
  • Намбулит
  • Намибит
  • Намууит
  • Нанекевит
  • Нанлингит
  • Нантокит
  • Нарсарсукит
  • Наследовит
  • Настрофит
  • Настуран
  • Наталиит
  • Натанит
  • Натисит
  • Натриевая селитра
  • Натриевый антофиллит
  • Натриевый бетпакдалит
  • Натриевый дакиардит
  • Натриевый жедрит
  • Натриевый циппеит
  • Натрит
  • Натроалунит
  • Натроапофиллит
  • Натроболтвудит
  • Натровистантит
  • Натродюфренит
  • Натроксалат
  • Натролемуанит
  • Натролит
  • Натромонтебразит
  • Натрон
  • Натронамбулит
  • Натрониобит
  • Натроотенит
  • Натропалермоит
  • Натросилит
  • Натротантит
  • Натроураноспинит
  • Натрофайрчилдит
  • Натрофармакосидерит
  • Натрофилит
  • Натрофосфат
  • Натрохальцит
  • Натроярозит
  • Науманнит
  • Науяказит
  • Нафертисит
  • Нафилдит
  • Нахколит
  • Нахпоит
  • Нашатырь
  • Невадаит
  • Невскит
  • Невьянскит
  • Негевит
  • Нейборит
  • Нейит
  • Некоит
  • Некрасовит
  • Неленит
  • Нелтнерит
  • Немалит
  • Ненадкевит
    • Ненадкевичит
    • Неотокит
    • Непскоеит
    • Нептунит
    • Непуит
    • Несквегонит
    • Нескевараит-Fe
    • Нефедовит
    • Нефелин
    • Нефрит
    • Нефть
    • Ниахит
    • Нибёит
    • Нивеоланит
    • Нигглиит
    • Нигерит
    • Нидермайрит
    • Ниеререит
    • Ниигатаит
    • Никелин
    • Никель
    • Никель-железо
    • Никельалюмит
    • Никельаустинит
    • Никельбишофит
    • Никельблёдит
    • Никельбуссенготит
    • Никельгексагидрит
    • Никелькеролит
    • Никельскуттерудит
    • Никельталмессит
    • Никельфосфид
    • Никельциппеит
    • Никишерит
    • Никколит
    • Нилит
    • Нимит
    • Нингиоит
    • Нинингерит
    • Ниобокарбид
    • Ниобокуплетскит
    • Ниоболопарит
    • Ниобофиллит
    • Ниобоцирконолит
    • Ниобоэшинит-(Ce)
    • Ниобоэшинит-(Nd)
    • Ниокалит
    • Нисбит
    • Ниснит
    • Ниссонит
    • Нитратин
    • Нитробарит
    • Нитрокальцит
    • Нитромагнезит
    • Нифонтовит
    • Нихромит
    • Ноблеит
    • Новакит
    • Новацкиит
    • Новачекит
    • Нозеан
    • Ноланит
    • Нонтронит
    • Норбергит
    • Нордгауит
    • Норденшельдин
    • Нордит
    • Нордит-(Ce)
    • Нордит-(La)
    • Нордстрандит
    • Нордстремит
    • Нормандит
    • Норсетит
    • Нортупит
    • Нсутит
    • Нукундамит
    • Нунканбахит
    • Нуристанит
    • Ньюбериит
  • Камень на букву Н: минералы и горные породы

    источник

    Полезные ископаемые – это образования земной коры, состоящие из минералов, химические и физические свойства которых позволяют применять их в производственно-бытовой сфере. Без многообразия веществ, которыми богата Земля, наш мир бы не был таким разнообразным и развитым. Технический прогресс был бы недостижим и непомерно сложен. Рассмотрим понятие, виды полезных ископаемых и их характеристику.

    Прежде чем разбирать виды полезных ископаемых, необходимо знать специфические определения, касающиеся этой темы. Так будет легче и проще со всем разобраться. Итак, полезные ископаемые – это минеральное сырье или образования земной коры, которые могут иметь органическое или неорганическое происхождение и применяться в производстве материально-вещественных предметов.

    Месторождением полезных ископаемых называют скопление некоторого количества минерального вещества на поверхности или в недрах Земли, которые разделяют на категории в зависимости от области применения в промышленности.

    Рудой называют минеральное образование, возникшее в природных условиях и состоящее из таких компонентов и в таком соотношении, что ее использование возможно и целесообразно для промышленно-технической сферы.

    Доподлинно неизвестно, когда именно произошла первая добыча ископаемых. По данным историков, открыли завесу древние египтяне. Экспедиция была отправлена на Синайский полуостров в 2600 году до нашей эры. Предполагалось, что они добудут слюду. Однако произошел прорыв в знаниях древних жителей о сырье и материалах: была найдена медь. О добыче и обработке серебра известно из истории Греции. Римляне узнали о такие металлах, как цинк, железо, олово и свинец. Основав шахты от Африки до Британии, Римская империя осуществляла их добычу, а затем использовала для изготовления орудий.

    В XVIII веке после промышленной революции полезные ископаемые стали остро необходимы. В связи с чем их добыча развивалась быстрыми темпами. Современные технологии основываются на открытиях именно того периода. В XIX веке произошла знаменитая «золотая лихорадка», в ходе которой было добыто огромное количество драгоценного металла – золота. В тех же местах (Южной Африке) открыли несколько месторождений алмазов.

    Из уроков физики известно, что вещества способны находиться в одном из четырех агрегатных состояний: жидком, твердом, газообразном и плазматическом. В обычной жизни каждый без труда может пронаблюдать первые три. Полезные ископаемые, как и любые другие химические соединения, могут быть обнаружены на поверхности Земли или в ее недрах в одном из трех состояний. Таким образом, виды полезных ископаемых в первую очередь делятся на:

    • жидкие (минеральные воды, нефть);
    • твердые (металлы, угли, руды);
    • газообразные (природный газ, инертный газ).

    Каждая из групп – важная и неотъемлемая часть промышленной жизни. Многообразие ресурсов позволяет странам развиваться в технической и экономической сфере. Количество залежей полезных ископаемых – показатель богатства и благополучия страны.

    После обнаружения первых минеральных пород, человек серьезно задумался о том, какую пользу они могут принести в его жизнь. С зарождением и развитием промышленности была сформирована классификация месторождений полезных ископаемых на основе их использования в технической сфере. Рассмотрим эти виды полезных ископаемых. Таблица содержит полную информацию об их характеристике:

    Промышленные типы месторождений и ископаемые, их составляющие
    Тип месторождения ископаемого Группы в его составе Виды ископаемых
    Горючие (топливные) Твердое состояние Торф, уголь
    Жидкое/газообразное состояние Газ, нефть
    Металлические Металлы черные Марганец, хром, титан, железо
    Металлы цветные Свинец, медь, кобальт, алюминий, никель
    Металлы благородные Платина, золото, серебро
    Металлы редкие Олово, тантал, вольфрам, ниобий, молибден
    Радиоактивные соединения Торий, радий, уран
    Неметаллические Сырье горнорудное Слюда, магнезит, тальк, известняк, графит, глины, пески
    Сырье химическое Флюорит, фосфорит, барит, соли минеральные
    Строительные материалы Мрамор, гипс, гравий и песок, глины, облицовочные камни, цементное сырье
    Камни самоцветные Камни драгоценные и поделочные

    Рассмотренные виды полезных ископаемых вместе с запасами пресной воды являются главной характеристикой богатств земли или отдельной страны. Это типовая градация минерально-сырьевых ресурсов, при помощи которой все природные вещества, используемые в промышленно-бытовой сфере, сгруппированы в зависимости от физических и химических свойств. Познакомимся с каждой категорией отдельно.

    К какому виду полезных ископаемых относится нефть? А газ? Полезное ископаемое чаще представляется твердым металлом, нежели непонятной жидкостью или газом. С металлом знакомы с раннего детства, тогда как понимание, что такое нефть или даже бытовой газ, приходит немного позже. Итак, к какому виду, согласно уже изученных классификаций, стоит отнести нефть и газ? Нефть – к группе жидких веществ, газ – к газообразным. Исходя из их применения, однозначно, к горючим или, по-другому, топливным полезным ископаемым. Ведь нефть и газ используются в первую очередь в виде источника энергии и тепла: на них работают двигатели машин, ими отапливаются жилые помещения, с их помощью готовят еду. Сама энергия высвобождается за счет горения топлива. А если посмотреть еще глубже, то этому способствует углерод, который входит во все горючие ископаемые. К какому виду полезных ископаемых относится нефть, разобрались.

    Читайте также:  Кто автор этих строк смеяться полезнее для здоровья чем плакать

    Какие еще вещества сюда относятся? Это твердые топливные соединения, образующиеся в природе: каменный и бурый уголь, торф, антрацит, горючий сланец. Рассмотрим краткую их характеристику. Виды полезных ископаемых (горючие):

    • уголь – первое горючее, которое начал использовать человек. Основной источник энергии, используемый в масштабных размерах на производстве, именно благодаря этому ископаемому произошла промышленная революция. Образуется он за счет остатков растений без доступа воздуха. В зависимости от удельной массы углерода в угле различают его разновидности: антрациты, бурый и каменный уголь, графиты;
    • горючий сланец был образован на дне морском около 450 млн лет назад из остатков растительности и животных. Состоит из минеральной и органической части. При сухой перегонке образует смолу, которая близка к нефти;
    • торф – скопление не полностью разложившихся остатков растений в условиях болот, более половины его состава – углерод. Используется в качестве горючего, удобрения, теплоизоляции.

    Горючие природные вещества являются важнейшими видами полезных ископаемых. Благодаря им человечество научилось вырабатывать и использовать энергию, а также создало множество отраслей промышленности. В настоящее время потребность в топливных ископаемых стоит очень остро для большинства государств. Это крупный сегмент мировой экономики, от которого зависит благополучие стран всего мира.

    Нам известны виды полезных ископаемых: топливные, рудные, нерудные. Первая группа успешно изучена. Продвигаемся дальше – рудные, или металлические, ископаемые – то, ради чего вообще зарождалась и развивалась промышленность. Еще с древних времен человек понял, что металл дает в повседневной жизни гораздо больше возможностей, чем его отсутствие. В современном мире уже невозможно представить жизнь без какого-либо металла. В бытовой технике и электронике, в домах, в ванной комнате, даже в маленькой лампочке – он повсюду.

    Как добывают? Лишь благородные металлы, которые из-за своих химических свойств не вступают в реакцию с другими простыми и сложными веществами, можно найти в чистом виде. Остальные же активно взаимодействуют друг с другом, превращаясь в руду. Смесь металлов при необходимости разделяют или оставляют без изменений. Сплавы, образованные природой, «прижились» благодаря смешанным свойствам. Железо, например, можно сделать более твердым, если добавить к металлу углерод, получится сталь – прочное соединение, выдерживающее большие нагрузки.

    В зависимости от индивидуальных характеристик, а также области применения рудные полезные ископаемые делятся на группы: черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные металлы.

    Черные металлы — это железо и его разнообразные сплавы: сталь, чугун и другие ферросплавы. Применяется в производстве самого различного направления: военном, судостроении, авиастроении, машиностроении.

    Многие изделия из железа используются в повседневной жизни: из стали изготавливают кухонную утварь, ею покрывают многие элементы сантехники.

    В группу цветных металлов входит большое количество полезных ископаемых. Название группы произошло от того, что многие металлы имеют специфический цвет. Например, медь — красная, алюминий — серебристый. Оставшиеся 3 вида полезных ископаемых (благородные, редкие, радиоактивные), по сути, являются подвидом цветных металлов. Многие из них смешивают в сплавы, т. к. в таком виде они обладают лучшими свойствами.

    Цветные металлы классифицируют на:

    • тяжелые – высокотоксичные с большим атомным весом: свинец, олово, медь, цинк;
    • легкие, обладающие малой плотностью и весом: магний, титан, алюминий, кальций, литий, натрий, рубидий, стронций, цезий, бериллий, барий, калий;
    • благородные в связи с высокой стойкостью практически не вступают в химические реакции, красивы на вид: платина, серебро, золото, родий, палладий, рутений, осмий;
    • малые (редкие) – сурьма, ртуть, кобальт, кадмий, мышьяк, висмут;
    • тугоплавкие обладают высокой температурой плавления и стойкостью к износу: молибден, тантал, ванадий, вольфрам, марганец, хром, цирконий, ниобий;
    • редкоземельные – группу составляют 17 элементов: самарий, неодим, лантан, церий, европий, тербий, гадолиний, диспрозий, эрбий, гольмий, иттербий, лютеций, скандий, иттрий, тулий, прометий, тербий;
    • рассеянные встречаются в природе только в виде примесей: теллур, таллий, индий, германий, ренний, гафний, селен;
    • радиоактивные самостоятельно излучают поток радиоактивных частиц: радий, плутоний, уран, протактиний, калифорний, фермий, америций и другие.

    Особое значение для человечества представляют алюминий, никель и медь. Развитые страны стремятся к увеличению их производства, т. к. количество этих цветных металлов напрямую влияет на технический прогресс в авиастроении, космонавтике, атомных и микроскопических приборов, электротехнике.

    Подведем небольшой итог. Основные категории из таблицы «Виды полезных ископаемых» (топливные, рудные, нерудные) изучены. Какие же элементы относят к нерудным, т. е. неметаллическим? Это группа твердых или мягких полезных ископаемых, встречающихся в виде отдельных минералов или горных пород. Современной науке известно более сотни таких химических соединений, являющихся ничем иным, как продуктом природных процессов.

    По масштабам их добычи и использования нерудные ископаемые опережают только топливные виды полезных ископаемых. Таблица ниже содержит основные породы и минералы, составляющие неметаллическую группу природных недр, и их краткую характеристику.

    Нерудные полезные ископаемые
    Группа неметаллических минералов/пород Вид породы/минерала Характеристика
    Сырье горнорудное Асбест Несгораемая горная порода. Применяют для изготовления огнестойких материалов, кровель, тканей противопожарных.
    Известняк Осадочная горная порода, широко используется в строительстве. При его обжиге получается негашеная известь.
    Слюда Породообразующий минерал. По химическому составу подразделяется на алюминиевые, магнезиально-железистые литиевые слюды. Применяется в современной технике.
    Сырье химическое Калийные соли Осадочные горные породы, в состав которых входит калий. Используется в качестве сырья для химической промышленности и при изготовлении калийных удобрений.
    Апатит Минералы, содержащие большое количество фосфорных солей. Применяют для изготовления удобрений, а также в производстве керамики.
    Сера Встречается в виде руды самородной серы и в соединениях. Используется в основном для производства серной кислоты, при вулканизации каучука.
    Строительные материалы Гипс Сульфатный минерал. Применяется в различных сферах деятельности человека.
    Мрамор Горная порода, основанная на кальците. Используют в электротехнике, для изготовления штукатурки и мозаики, памятников.
    Камни самоцветные Драгоценные Обладают красивым рисунком или цветом, блестят, легко поддаются шлифовке и огранке. Применяются для изготовления ювелирных украшений и прочего декора.
    Полудрагоценные
    Поделочные

    Нерудные виды полезных ископаемых очень важны для разных отраслей производства, строительства, а также необходимы в повседневной жизни.

    Помимо градации полезных ископаемых по их физическому состоянию и характеристикам, рассматривают показатели их исчерпаемости и возобновляемости. Основные виды полезных ископаемых подразделяют на:

    • исчерпаемые, которые в определенный момент могут закончиться и будут недоступны к добыче;
    • неисчерпаемые – относительно неиссякаемые источники природных ресурсов, например, солнечная и ветровая энергия, океаны, моря;
    • возобновимые – ископаемые, которые на определенном уровне исчерпаемости могут быть частично или полностью восстановлены, например, леса, почва, вода;
    • невозобновимые – если ресурсы были полностью исчерпаны, возобновить их, как правило, не удается;
    • заменимые – ископаемые, которые можно при необходимости заменить, например, топливные виды.
    • незаменимые – те, без которых жизнь будет невозможной (воздух).

    Природные ресурсы требуют бережного отношения и рационального использования, так как большинство из них имеют исчерпываемый предел, а если и будут возобновимы, то очень нескоро.

    Полезные ископаемые играют важную роль в жизни человека. Без них не было бы технических и научных открытий, да и привычной жизни в целом. Результаты их добычи и переработки окружают нас повсюду: здания, транспорт, коммунально-бытовые блага, медикаменты.

    источник

    При разведке найденного месторождения, закладывают шурфы (колодцы), проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.

    Среди площадей распространения полезных ископаемых выделяют:

    Провинции полезных ископаемых представляют собой крупный участок земной коры, относящийся к платформе, складчатому поясу или дну океана, с размещёнными в его пределах и свойственными ему месторождениями. Например, выделяют Кавказскую провинцию, Уральскую провинцию и проч. Иногда различают металлогенетические, угленосные, нефтегазоносные провинции.

    Область (пояс, бассейн) полезных ископаемых занимают часть провинции и характеризуются набором определённых по составу и происхождению месторождений полезных ископаемых, приуроченных к одной и той же группе тектонических элементов первого порядка (антиклинории, синклинории и проч.). Пояса полезных ископаемых могут быть как однородными, так и разнородными по составу полезных ископаемых, размеры их колеблются в широких пределах. Бассейны полезных ископаемых представляют собой области непрерывного или почти непрерывного распространения пластовых полезных ископаемых.

    Район полезных ископаемых составляет часть области и обычно характеризуется местным сосредоточением месторождений, в связи с чем, он нередко называется узлом полезных ископаемых.

    Рудное поле представляет собой группу месторождений, объединяемых общностью происхождения и единством геологической структуры. Поля полезных ископаемых состоят из месторождений, а последние — из тел полезных ископаемых.

    Тело, или залежь полезного ископаемого — это локальное скопление природного минерального сырья, приуроченное к определенному структурно-литологическому элементу или комбинации таких элементов.

    Области, районы, поля месторождений могут полностью обнажаться на поверхности земли и относиться к открытым, быть частично закрытыми перекрывающими их породами и принадлежать к полузакрытым или быть полностью погребёнными и квалифицироваться как закрытые.

    Запасы твёрдых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов по их экономическому значению подразделяются на две основные группы, подлежащие раздельному подсчёту и учёту: балансовые (экономические); забалансовые (потенциально экономические).

    Балансовые (экономические) запасы. Они подразделяются на:

    а) запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчётам экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды;

    б) запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчётам не обеспечивает экономически приемлемую эффективность их разработки в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при осуществлении со стороны государства специальной поддержки недропользователя в виде налоговых льгот, субсидий и т. п. (гранично экономические или пограничные запасы).

    Забалансовые (потенциально экономические) запасы. К ним относятся:

    а) запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно по горно-техническим, правовым, экологическим и другим обстоятельствам;

    б) запасы, извлечение которых на момент оценки экономически нецелесообразно вследствие низкого содержания полезного компонента, малой мощности тел полезного ископаемого или особой сложности условий их разработки или переработки, но использование которых в ближайшем будущем может стать экономически эффективным в результате повышения цен на минерально-сырьевые ресурсы, или при техническом прогрессе, обеспечивающих снижение издержек производства.

    Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчётами установлена возможность их сохранения в недрах для последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем.

    При подсчёте забалансовых запасов производится их подразделение в зависимости от причин отнесения к забалансовым (экономических, технологических, горнотехнических, экологических и т. п.).

    Оценка балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых производится на основании специальных технико-экономических обоснований, подтверждённых государственной экспертизой. В этих обоснованиях должны быть предусмотрены наиболее эффективные способы разработки месторождений, дана их стоимостная оценка и предложены параметры кондиций, обеспечивающие максимально полное и комплексное использование запасов с учётом требований природоохранительного законодательства..

    Классификация запасов месторождений и прогнозных ресурсов твёрдых полезных ископаемых.

    Читайте также:  Полезные самоделки из дрели

    В. И. Смирнов Геология полезных ископаемых, М., «Недра», 1989

    источник

    Существует множество природных месторождений важных для человека веществ. Это ресурсы, которые являются исчерпаемыми и которые следует беречь. Без их разработки и добычи многие стороны жизни людей были бы крайне затруднительными.

    Полезные ископаемые и их свойства — это объект и предмет изучения геологии горного дела. Результаты, полученные ей, используются в дальнейшем для переработки и производства многих вещей.

    Что вообще называют полезными ископаемыми? Это такие горные породы или минеральные структуры, которые имеют большое народно-хозяйственное значение и широко используются в промышленности.

    Разнообразие их велико, поэтому свойства для каждого вида специфичны. Можно выделить несколько основных вариантов скоплений рассматриваемых веществ в природе:

    Если же говорить об общем распространении ископаемых, то можно выделить:

    Полезные ископаемые и их свойства зависят от конкретного вида сырья. Именно этим определяется и область их использования человеком, а также способ добычи и переработки.

    Существует не одна классификация рассматриваемого сырья. Так, если в основу положены признаки агрегатного состояния, то выделяют такие разновидности.

    1. Полезное ископаемое твердое. Примеры: мрамор, соли, гранит, металлические руды, неметаллические.
    2. Жидкое — подземные минеральные воды и нефть.
    3. Газовое — природный газ, гелий.

    Если же в основе подразделения на виды применение полезных ископаемых, тогда классификация принимает следующий вид.

    1. Горючие. Примеры: нефть, горючие сланцы, каменный уголь, метан и другие.
    2. Рудные или магматические. Примеры: все металлсодержащее рудное сырье, а также асбест и графит.
    3. Нерудные. Примеры: все сырье, не содержащее металлов (глина, песок, мел, гравий и прочие), а также различные соли.
    4. Камнесамоцветные. Примеры: драгоценные и полудрагоценные, а также поделочные камни (алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, яшма, халцедон, опал, сердолик и прочие).

    По представленному разнообразию очевидно, что полезные ископаемые и их свойства — это целый мир, который исследуется огромным количеством специалистов геологов и горняков.

    Различные минеральные ресурсы (полезные ископаемые) распространены по планете достаточно равномерно согласно геологическим особенностям. Ведь значительная часть из них образуется за счет платформенных подвижек и тектонических извержений. Можно назвать несколько основных континентов, которые наиболее богаты практически всеми видами сырья. Это:

    Все страны, которые расположены на обозначенных территориях, широко используют полезные ископаемые и их свойства. В те же области, где своего сырья нет, проходят экспортные поставки.

    Вообще, конечно, сложно определить общий план месторождений минеральных ресурсов. Ведь все зависит от конкретного вида сырья. Одними из самых дорогих являются драгоценные (содержащие благородные металлы) полезные ископаемые. Золото, например, есть везде, кроме Европы (из перечисленных выше континентов плюс Австралия). Оно ценится очень высоко, а его добыча — одно из самых распространенных явлений в горном деле.

    Самой богатой на горючие ресурсы является Евразия. Горные полезные ископаемые (тальк, барит, каолин, известняки, кварциты, апатиты, соли) распространены практически повсеместно в большом количестве.

    Для того чтобы минеральное сырье извлечь и подготовить для использования, применяются разные методы.

    1. Открытый путь. Необходимое сырье добывается прямо из карьеров. Со временем это приводит к образованию обширных оврагов, поэтому является не щадящим для природы.
    2. Шахтный способ — более правильный, но дорогостоящий.
    3. Фонтанный метод выкачивания нефти.
    4. Насосный способ.
    5. Геотехнологические методы обработки руды.

    Разработка месторождений полезных ископаемых — это важный и необходимый процесс, однако приводящий к весьма плачевным последствиям. Ведь ресурсы исчерпаемы. Поэтому в последние годы особый упор делается не на больших объемах добычи минеральных ресурсов, а именно на их более правильном и рациональном использовании человеком.

    К данной группе относятся самые важные и большие по объемам добычи полезные ископаемые. Руда — это такое образование минеральной природы, в котором содержится в большом количестве тот или иной нужный металл (другой компонент).

    Места добычи и обработки такого сырья называются рудники. Классифицировать магматические породы можно на четыре группы:

    Приведем примеры некоторых рудных минеральных ресурсов.

    Есть среди рудных и особые полезные ископаемые. Золото, например. Его добыча была актуальна издревле, ведь оно всегда высоко ценилось людьми. Сегодня золото добывают и отмывают практически в каждой стране, на территории которой есть хотя бы небольшие его месторождения.

    В природе золото встречается в виде самородных частиц. Самым крупным слитком стал найденный в Австралии весом почти в 70 кг пласт. Часто из-за выветривания месторождений и их размывов образуются россыпи в виде песчаных крупинок из этого драгоценного металла.

    Из таких смесей его извлекают отмыванием и просеиванием. В целом, это не слишком распространенные и объемные по содержанию полезные ископаемые. Золото поэтому и называют драгоценным и благородным металлом.

    Центрами по добыче данного рудного ископаемого являются:

    К данной группе относятся такие минеральные ресурсы, как:

    • бурый уголь;
    • нефть;
    • газ (метан, гелий);
    • каменный уголь.

    Применение полезных ископаемых такого рода — это топливо и сырье для получения различных химических соединений и веществ.

    Уголь — это такое ископаемое, которое залегает на сравнительно небольшой глубине широкими пластами. Его количество ограничено в одном конкретном месторождении. Поэтому, исчерпав один бассейн, люди переходят на другой. В целом уголь содержит до 97% углерода в чистом виде. Сформировался он исторически, в результате отмирания и утрамбовывания растительных органических остатков. Процессы эти длились миллионы лет, поэтому сейчас запасов угля огромное количество по всей планете.

    Нефть по-другому называют жидкое золото, что подчеркивает, насколько важным минеральным ресурсом она является. Ведь это основной источник высококачественного горючего топлива, а также различные ее составляющие — основа, сырье для химических синтезов. Лидерами по добыче нефти являются такие страны, как:

    Природный газ, который представляет собой смесь газообразных углеводородов, это также важное промышленное топливо. Относится к самому дешевому сырью, поэтому особенно масштабно используется. Страны-лидеры по добыче — Россия и Саудовская Аравия.

    К данной группе относятся такие минералы и горные породы, как:

    Все разновидности можно объединить в несколько групп по области использования.

    1. Горно-химические минералы.
    2. Металлургическое сырье.
    3. Технические кристаллы.
    4. Строительные материалы.

    К этой же группе часто относят и камнесамоцветные ископаемые. Области использования полезных ископаемых нерудной природы многогранны и обширны. Это сельское хозяйство (удобрения), строительство (материалы), стекловарение, ювелирное дело, техника, общехимическое производство, производство краски и так далее.

    источник

    Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»

    Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, — он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
    В. А. Сухомлинский

    Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.

    Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.

    Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.

    Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

    Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды . Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.

    1. Он очень прочен и упруг,

    Строителям – надежный друг:

    В школе не лежит без дела:

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже.

    5. На кухне у мамы помощник отличный.

    Он синим цветком, расцветает от спички.

    1. Если встретишь на дороге,

    А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.

    7. Росли на болоте растения,

    Стали топливом и удобрением.

    Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.

    2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.

    Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

    Ребус — это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

    Песок известняк газ уголь

    Найди полезные ископаемые

    Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    2. Не зря она варилась в доменной печи.

    На славу получились ножницы, ключи. (Руда).

    Красивы станут и заметны. ( Гранит).

    Отгадайте, что же это. (Нефть)

    6. Если встретишь на дороге,

    Она понадобится сразу. (Глина)

    Сам он — удобрение. (Известняк)

    8. На кухне у мамы помощник отличный.

    Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)

    9. В воде родится, А воды боится. ( соль)

    Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.

    а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.

    1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)

    2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)

    3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)

    4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)

    5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)

    6. Из нефти получают бензин.( +)

    7. Песок и глина плотные горные породы? (-)

    8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)

    9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)

    10. Из песка делают стекло? (+)

    11. Наш организм может обходиться без соли? (-)

    12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)

    13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)

    14. Железо относится к группе черных металлов. (+)

    15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)

    16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)

    17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)

    18. У металлов плохая теплопроводность. (-)

    19. Все металлы обладают блеском. (+)

    1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)

    Читайте также:  Статьи о мебели полезные

    7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)

    Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, — это…..( полезные ископаемые ) . Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. ( месторождениями. ) Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
    Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………( строительстве ), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
    Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. ( металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.

    5. Топографический диктант .

    2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого

    3. Подпиши полезные ископаемые

    1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк

    1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо».

    3 . Образуется при разрушении гранита и кварца.

    4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
    5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор.

    6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. ( Нефть.)

    Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.

    Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» — шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку — как творческую задачу.

    Шарады , в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом — слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

    Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова — названия полезных ископаемых.

    ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)

    СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)

    ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
    ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)

    Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
    Каменный уголь
    Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
    По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
    Гранит
    Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
    О каком полезном ископаемом идёт речь?
    Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
    Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.

    Заполни схему

    Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.

    1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?

    ( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)

    2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?

    ( На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)

    3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: «Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?» Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.

    Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?

    ( Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, «увидеть» их может только специальный точный прибор.)

    4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?

    (Так как добывается из-под земли.)

    5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?

    (От минералов, входящих в ее состав)

    6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?

    (Так как песок хорошо пропускает воду.)

    7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?

    (Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)

    8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?

    (Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).

    9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?

    (Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)

    10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?

    (Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)

    11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)

    12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?

    ( Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)

    13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?

    (Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)

    14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)

    15. Почему песок и глину можно образно назвать «детьми гранита»?

    (В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)

    16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)

    Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

    Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

    источник

    Источники:
    • http://www.catalogmineralov.ru/13.html
    • http://businessman.ru/new-poleznye-iskopaemye-ponyatie-xarakteristika-klassifikaciya-vidy-poleznyx-iskopaemyx-tablica.html
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1099627
    • http://fb.ru/article/181118/poleznyie-iskopaemyie-i-ih-svoystva-primenenie-poleznyih-iskopaemyih
    • http://infourok.ru/metodicheskiy-material-poleznie-iskopaemie-837683.html