Меню Рубрики

Нормативы потерь при добыче полезных ископаемых

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921
«Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.

В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правила
утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921)

5 февраля 2007 г., 7 ноября 2008 г., 23 июля 2009 г., 3 февраля 2012 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются — нормативы потерь).

О перечне материалов, рассматриваемых территориальными органами МПР РФ при установлении нормативов потерь при добыче твердых полезных ископаемых см. письмо МПР РФ от 19 декабря 2002 г. N 19-53/4636

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 пункт 2 настоящих Правил изложен в новой редакции

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

См. Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ, утвержденные распоряжением МПР РФ от 5 февраля 2003 г. N 42-р

Согласно письму МПР РФ от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, согласованные и утвержденные в установленном порядке, при налогообложении учитываются исходя из периода их действия с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года

Согласно письму Госгортехнадзора РФ и МПР РФ от 13, 16 августа 2002 г. NN АС-04-35/472, ПС-19-46/4467 нормативы потерь твердых полезных ископаемых, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки при добыче твердых полезных ископаемых на 2002 г., утвержденные до 1 января 2002 г., повторному утверждению не подлежат

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 3 настоящих Правил внесены изменения

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по согласованию нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утвержденный приказом Минприроды России от 4 сентября 2013 г. N 322

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.1

3.1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», N 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», N 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и N 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.2

3.2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте «а» пункта 3.1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 настоящие Правила дополнены пунктом 3.3

3.3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами «б» — «ж» пункта 3.1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.

См. Административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь углеводородного сырья при добыче, транспортировке сырья и продуктов его переработки трубопроводным транспортом, утвержденный приказом Минэнерго России от 4 апреля 2016 г. N 261

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 9 января 2002 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (Часть II) ст. 42

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 82

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 605

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 833

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. N 76

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

источник

«Главбух». Приложение «Учет в производстве», 2006, N 1

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ нормативные потери при добыче полезных ископаемых облагаются налогом по ставке 0 процентов. И вот здесь-то может возникнуть спор с налоговиками, если они сочтут, что вы необоснованно не уплатили налог с потерь. Далее мы рассмотрим подобную ситуацию на примере Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. N Ф04-7097/2005(15628-А46-31).

Подробнее о порядке расчета налога на добычу полезных ископаемых — в статье, опубликованной в журнале «Учет в производстве» N 2, 2005, с. 27.

Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых. По результатам ее проверки налоговая инспекция вынесла решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа. А также предложило ему уплатить сумму налога на добычу полезных ископаемых и пени. Основание для такого решения — рассчитывая налог, общество использовало нормативы потерь, размер которых установлен не по Правилам утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 (далее — Постановление N 921).

Однако общество не согласилось с таким решением налоговиков, обратившись с иском в арбитражный суд.

Прежде чем рассматривать выводы суда, сразу скажем: он занял сторону общества.

Как мы сказали в самом начале, нормативные потери при добыче полезных ископаемых облагаются налогом по ставке 0 процентов. Правила утверждения таких нормативов потерь установлены Постановлением N 921.

В соответствии с п. 2 этих Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. И в составе проектной документации утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России (так называлось это министерство на момент возникновения спора).

Обязательное согласование нормативов потерь с Госгортехнадзором России предусмотрено также Распоряжением МПР России от 19 апреля 2002 г. N 224-р и Приказом того же министерства от 29 ноября 2002 г. N 783 (они действовали на тот момент). Более того, в п. п. 12 и 13 Регламента, утвержденного Приказом МПР России N 783, указано, что после утверждения нормативов потерь они направляются на согласование в Госгортехнадзор России и только после этого направляются в МНС России.

Суд отметил, что до того, как было утверждено Постановление N 921, применялась Инструкция Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 г. N 85 (действующая по настоящее время). В ней было предусмотрено, что нормативы потерь и уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ.

В данном случае, чтобы утвердить нормативы потерь песка, общество представило пакет документов в территориальный орган Госгортехнадзора России — Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России. Сделало оно это в порядке, предусмотренном Инструкцией N 85. Управление Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора России в свою очередь составило протокол. В данном документе были согласованы нормативы потерь по месторождениям, разрабатываемым обществом, в составе годовых планов развития горных пород.

Затем эти планы общество представило для согласования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Омской области, которое вынесло экспертное заключение, согласовав представленные нормативы потерь песка.

Суд отметил, что в период обращения общества в ГУПР МПР России по Омской области с необходимой документацией МПР России приостановило свою работу по утверждению нормативов потерь и рекомендовало использовать прежний порядок такого утверждения через территориальные органы Госгортехнадзора России.

Таким образом, общество обоснованно применяло в целях налогообложения утвержденные нормативы потерь песка.

Читайте также:  Чем полезен тверк для тела

Сейчас нормативы потерь твердых полезных ископаемых при их добыче утверждает МПР России, согласовывая их с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором).

Причем, как указано в Письме МПР России от 12 января 2005 г. N ВС-58-42/39 «О применении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых», эти нормативы устанавливаются в составе годового плана развития горных работ (годовой программы работ). Поэтому срок их действия — с 1 января по 31 декабря рассматриваемого года.

источник

ПОТЕРИ полезного ископаемого (а. mineral losses; н. Mineralienverluste; ф. pertes du mineral utile; и. perdidas de minerales) — часть балансовых запасов твёрдых полезных ископаемых, не извлечённая при разработке месторождения или утраченная в процессе добычи и переработки.

Потери при добыче — относительная величина, характеризующая недоизвлечение балансовых запасов в процессе разработки месторождений. Причины допускаемых потерь разнообразны: недостаточно полное и качественное проведение геологоразведочных работ, ведущее к неточному определению геологических характеристик, несоответствие запроектированных методов и параметров добычи полезных ископаемых условиям разработки месторождений, несвоевременная или неполная подготовка запасов к добыче, нерациональная выборочная выемка участков, несоответствие применяемых машин и механизмов для выемки полезных ископаемых горно-геологическим условиям эксплуатации, отсутствие научно обоснованных нормативов потерь, достоверных методов их учёта и контроля и пр. Различают потери общешахтные (общерудничные, общекарьерные, общеприисковые) и эксплуатационные. Количество потерь исчисляется в единицах массы или объёма и в процентах: общешахтных — от общих балансовых запасов шахты (рудника, прииска), эксплуатационных — по отношению к погашаемым балансовым запасам. В многокомпонентных рудах потери учитываются по всем полезным компонентам, имеющим промышленное значение. Потери определяются замерами в натуре или по маркшейдерским планам и разрезам при достоверном оконтуривании и опробовании залежей или очистных участков. При невозможности применения прямых методов используются косвенные: сопоставление количества полезных ископаемых в погашенных балансовых запасах и добытой рудной массы.

Для оценки полноты извлечения запасов из недр применяются коэффициент извлечения полезного ископаемого и полезного компонента. Коэффициент извлечения полезных ископаемых выражает отношение количества добытого полезного ископаемого вместе с примешанной к нему породой к количеству погашенных балансовых запасов. Величина эта изменяется от 0,4 до 1,2 и более; при разработке тонких жил системами с валовой выемкой — до 3 и более. Коэффициент извлечения полезного компонента из недр выражает отношение количества полезного компонента, извлечённого из недр, к количеству полезного компонента, которое было заключено в подсчитанных балансовых запасах. Коэффициент извлечения из недр полезного компонента — обобщённый показатель.

В процессе ведения добычных работ при установлении причин неполного извлечения балансовых запасов пользуются показателем потерь полезных ископаемых В отраслях горнодобывающей промышленности потери балансовых запасов колеблются от 2-3 до 40-50% и даже более в зависимости от применяемых способов и систем разработки, ценности сырья, горно-геологических и иных условий эксплуатации месторождений твёрдых полезных ископаемых Наименьшие потери присущи открытому способу разработки (3-6%). При подземной добыче эксплуатационные потери составляют в среднем 12-18%. Наилучшие результаты по определению потерь дают прямые методы, когда количество потерянного полезного ископаемого оценивается непосредственно в горных выработках, в транспортных средствах. Однако в отдельных случаях применяются косвенные методы, основанные на расчётах. Точность этих методов невысокая.

Достоверный и надёжный учёт потерь базируется на обоснованной классификации. В СССР действует единая классификация потерь при разработке месторождений (табл. 1), которая позволяет выявить потери по стадиям производственного процесса, способам и системам разработки, по отдельным выемочным участкам месторождения и изыскивать меры борьбы с ними; ориентирует горное производство на использование прямых методов учёта потерь; создаёт основу для экономической оценки последствий потерь и определения их рационального уровня. Рациональная величина потерь или извлечения запасов из недр устанавливается на основе сопоставления ценности конечной продукции, полученной из израсходованных запасов полезных ископаемых, т.е. добытых и потерянных при эксплуатации, а также приведённых суммарных затрат на получение данной продукции. В качестве критерия оценки принимается максимальный экономический эффект, получаемый народным хозяйством от реализации продукции. Нормативы потерь рассчитываются на отдельную выемочную единицу, т.е. минимально допустимый участок месторождения, имеющий относительно однородные геологические, технологические и другие параметры разработки. Нормативы потерь или извлечения из недр могут быть проектными, установленными на стадии проектирования, текущими, определёнными на действующем предприятии при существующих технико-экономических показателях его работы, и перспективными (прогнозными), учитывающими научно-технический прогресс в области техники и технологии добычи и переработки, потребность и обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами и другие факторы.

Потери при обогащении — относительная величина, характеризующая недоизвлечение ценного компонента в конечный продукт обогащения полезных ископаемых. Потери ценного компонента рассчитывают как разность (100-е)%, где е — извлечение ценного компонента в концентрат. Величина потерь минералов, извлекаемых в процессе обогащения, от 5 до 50%. Наиболее существенны потери сопутствующих компонентов. При некомплексной переработке минерального сырья величина потерь неизвлекаемых компонентов может достигать 100%. Отсутствие отработанных промышленных технологических процессов извлечения полезных компонентов из бедных сростков, шламов и пульпы с находящимися в ней в растворённом виде металлами является причиной значительных потерь цветных, редких и драгоценных металлов при обогащении руд.

Различают технологические и механические потери, которые определяются при технологическом и товарном балансах. Величина потерь зависит от состава, строения и свойств полезных ископаемых и применяемого метода обогащения (табл. 2). Однако основные потери обусловлены минералогическим составом и физико-химическими свойствами полезных ископаемых. В первую очередь к ним относятся потери с тонкими и крупными классами обогащаемой руды. Значительные потери наблюдаются при наличии в полезных ископаемых несколько минералов одного элемента. Обогащение таких полезных ископаемых всегда сопровождается повышенными потерями, т.к. разные минералы требуют различных методов обогащения, они могут извлекаться одним методом, но с различной эффективностью. Применение же комбинированных схем экономически оправдано лишь тогда, когда доля тех или иных минералов извлекаемого компонента в полезных ископаемых значительна.

Недоизвлечение полезных компонентов может быть связано с недостаточным уровнем технологической и производственной дисциплины, неритмичностью снабжения фабрики полезных ископаемых и резкими колебаниями его состава, недостатком и низким качеством запасных частей оборудования. При безотходной технологии степень потерь компонентов характеризует состояние использования сырья, содержание ценных компонентов в отвальных отходах. В процессах переработки полезных ископаемых и, в частности, обогащения, образующих сложную систему взаимосвязанных и взаимовлияющих технологических процессов, строго выделить место образования потерь невозможно. В общем случае это положение применимо ко всем производственным процессам с непрерывной технологией, характеризующимся наличием промпродуктов в схеме, циркуляционных потоков и т.п. Например, операции рудоподготовки (дробления, измельчения, классификации) принципиально не подлежат оценке с точки зрения потерь (прямые механические потери в виде просыпей, смывов и т.п. в данном случае не рассматриваются). Концентрат определённой стадии обогащения, например флотационной или гравитационной, являющийся промпродуктом, характеризует потери (через извлечение) не полностью, т.к. весь он или часть его поступает в виде циркулирующих потоков в измельчение и другие процессы, изменяя тем самым состояние всех технологических процессов. Кроме того, везде, где в процессе обогащения включён этап транспортировки, возможны потери.

При рассмотрении взаимосвязанных звеньев технологической цепи: добыча (разработка месторождения) — обогащение — металлургический передел (в общем случае предприятие, использующее продукцию обогатительных фабрик) — возможна классификация потерь и отходов по переделам. Сложная связь существует между потерями при обогащении и снижением качества руды в результате разубоживания вмещающими породами, а также материалами закладки выработанного пространства.

источник

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 82 г. Москва «О внесении изменений в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 921 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 42; 2007, N 7, ст. 897; 2008, N 46, ст. 5351; 2009, N 30, ст. 3841).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 13.02.2012, N 7, ст. 866.

Изменения, которые вносятся в Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения

1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23 2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.».

а) абзац первый после слов «твердых полезных ископаемых» дополнить словами «и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных)»;

б) абзац второй заменить текстом следующего содержания:

«Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.».

3. Дополнить пунктами 3 1 — 3 3 следующего содержания:

«3 1 . Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения N 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», N 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», N 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и N 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

3 2 . В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте «а» пункта 3 1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

3 3 . Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами «б» — «ж» пункта 3 1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.».

а) в абзаце первом слова «по согласованию с Федеральным агентством по недропользованию» исключить;

б) в абзаце втором слова «Федеральную налоговую службу» заменить словами «соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации».

источник

Если организация занимается добычей полезных ископаемых, она является плательщиком НДПИ. Порядок исчисления и уплаты данного налога регулируется гл. 26 НК РФ (ст. 334 – 346). Так, размеры налоговых ставок установлены ст. 342 НК РФ. В пункте 1 этой статьи перечислены случаи, когда налогообложение производится по нулевой ставке: например, при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь этих ископаемых (пп. 1). Разберемся, при каких обстоятельствах можно воспользоваться данной льготой и в каком порядке утверждаются нормативы потерь.

Об утверждении нормативов потерь…

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Такой порядок [1] утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921 (далее – Правила). До недавнего времени Правила применялись при добыче твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и углеводородного сырья и не распространялись на добычу подземных (минеральных, промышленных, термальных) вод, что вызывало определенные трудности при налогообложении (об этом мы писали в рубрике «Обзор новостей» прошлого номера журнала, стр. 7). Этот пробел в правовом регулировании был устранен благодаря изменениям, внесенным в Правила Постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 № 82, вступившим в силу с 21.02.2012. При этом изменился и сам порядок утверждения нормативов потерь.

Читайте также:  Чем полезно сало и чем вредно

… при добыче твердых полезных ископаемых и подземных вод

Ранее нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждались Федеральным агентством по недропользованию (Роснедрами), а нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых – органами государственной власти субъектов РФ и включались в состав проектной документации. В течение 10 дней сведения об утвержденных нормативах потерь направлялись данными органами в налоговую инспекцию. В таком же порядке производилось уточнение нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ).

Теперь нормативы потерь при добыче твердых полезных ископаемых, а также подземных вод должны утверждаться недропользователями в составе проектной документации. Нормативы потерь рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. Извещение налоговиков об утвержденных нормативах – также забота недропользователя. Сведения о нормативах потерь вместе с протоколом согласования проектной документации представляются в территориальный орган ФНС по месту постановки на учет в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Проектная документация утверждается недропользователем только после ее согласования с комиссией, созданной Роснедрами или их соответствующим территориальным органом. Рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией в течение 30 дней со дня представления материалов недропользователем. Этот срок может быть увеличен (максимум на 30 дней) в случае рассмотрения проектной документации по уникальным и крупным месторождениям полезных ископаемых. О принятом комиссией решении недропользователь должен быть извещен в течение семи дней [2] .

… при добыче углеводородного сырья

В этом случае нормативы потерь также рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь. Для этого используются принятые схема и технология разработки месторождения, проект обустройства месторождения или план пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии). Нормативы ежегодно утверждаются Минэнерго (причем теперь без согласования с Роснедрами). Именно Минэнерго направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление ФНС по субъекту РФ в течение 10 дней с момента их утверждения.

Об уточнении утвержденных нормативов потерь

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (речь идет о нормативах, утвержденных в составе проектной документации) могут быть уточнены в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, разработка которого планируется в предстоящем году. Обратите внимание: по-прежнему не производится уточнение нормативов, утвержденных для месторождений, срок разработки которых не превышает пяти лет.

Уточненные нормативы также подлежат утверждению недропользователем. Если их величина не превышает нормативов, включенных в состав проектной документации, утверждение данных нормативов производится ежегодно без каких-либо согласований. В том случае, если уточненные нормативы по величине превышают нормативы, утвержденные в составе проектной документации, недропользователи утверждают их только после согласования:

а) с органами государственной власти субъектов РФ (в отношении нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых) – в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ;

б) с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) или ее территориальным органом (в отношении нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод) – в порядке, установленном Правилами. Решение о согласовании нормативов потерь указанный орган принимает на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

  • копии лицензий на право пользования недрами. Если копии лицензий не будут представлены, указанная служба самостоятельно запросит их в Роснедрах;
  • копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;
  • копии утвержденных нормативов потерь за предыдущий период;
  • копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь;
  • пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;
  • сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемом периоде по выемочным единицам;
  • графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

На рассмотрение заявления и приложенных к нему документов Росприроднадзору отводится 30 дней. По результатам их рассмотрения должно быть принято решение о согласовании или мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь, которое направляется недропользователю в течение пяти дней со дня его принятия. Причинами вынесения отрицательного решения являются:

  • представление документов не в полном объеме;
  • недостоверность представленной информации;
  • отсутствие у заявителя лицензии на право пользования недрами;
  • неверно произведенные расчеты нормативов потерь.

Сведения об утвержденных после уточнения нормативах потерь с письмом, подтверждающим их согласование (когда таковое должно проводиться), направляются недропользователем в налоговый орган по месту учета. Срок также составляет 10 дней после утверждения.

Заметим: Росприроднадзор обязан проинформировать ФНС о выявленных случаях нарушения недропользователями Правил.

В каких случаях можно воспользоваться налоговой льготой?

Напомним: нормативными признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче в пределах нормативов потерь. Понятие фактических потерь приведено в ст. 339 НК РФ, в которой прописан порядок определения количества добытого полезного ископаемого. Согласно п. 1 данной статьи это количество определяется налогоплательщиком самостоятельно в единицах массы или объекта прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено указанной статьей. При этом косвенный метод используется только в том случае, если отсутствует возможность применения прямого метода.

При прямом методе количество добытого полезного ископаемого рассчитывается с учетом фактических потерь полезного ископаемого (п. 3 ст. 339 НК РФ). Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между его расчетным количеством, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.

Означает ли это, что нулевая ставка по НДПИ в части нормативных потерь может применяться только в случае расчета количества добытых полезных ископаемых прямым методом? Финансисты в свое время ответили так: положениями ст. 339 НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение данной нормы. Следовательно, применение нулевой ставки в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого (письма от 22.05.2007 № 03-06-06-01/21, от 19.02.2007 № 03-06-06-01/7).

Однако, как показывает практика, налоговые органы придерживаются другой позиции, которая в ряде случаев нашла поддержку и у судей. Так, в Постановлении от 06.07.2010 по делу № А29-3421/2009 [3] ФАС ВВО указал: учет фактических потерь полезного ископаемого при определении количества добытого полезного ископаемого косвенным методом нормами гл. 26 НК РФ не предусмотрен. При использовании косвенного метода фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье. Кстати, именно на этом настаивает Минэкономразвития: фактические потери учитываются только при прямом методе. При косвенном методе фактические потери включены в расчетные данные содержания полезного ископаемого в минеральном сырье (Письмо от 07.11.2006 № 16542-КА/Д07).

Арбитры выяснили: в спорном периоде общество определяло количество добытой нефти, которая является объектом обложения НДПИ, расчетным путем, по данным о содержании нефти в извлекаемой из недр нефтесодержащей жидкости, то есть фактически применялся косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого. В связи с этим было признано обоснованным доначисление налоговым органом НДПИ из-за неправомерного применения налогоплательщиком ставки 0% к величине нормативных потерь (как части фактических потерь).

Общество при определении количества добытой нефти использовало косвенный метод, поэтому применение нулевой ставки в части нормативных потерь полезных ископаемых в данном случае неправомерно. Судьи согласились с таким выводом налоговиков (см. Постановление ФАС ВВО от 24.09.2010 № А29-13698/2009).

В другом деле суд этого же округа отклонил довод общества о том, что применение нулевой ставки по НДПИ в части нормативных потерь возможно при учете количества добытого полезного ископаемого как прямым, так и косвенным методом. Такой подход основан на неверном толковании налогового законодательства (Постановление от 19.07.2011 по делу № А29-11750/2009).

В то же время судьи других округов заступились за налогоплательщиков. Положения ст. 342 НК РФ не исключают возможности применения налоговой ставки 0% при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых при использовании налогоплательщиком косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого. Поэтому применение нулевой ставки в части нормативных потерь полезных ископаемых правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого (Постановление ФАС ЗСО от 17.09.2009 № Ф04-5633/2009(19823-А75-43)). Доводы налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0% в связи с тем, что количество добытого полезного ископаемого должно определяться косвенным методом, предусмотренным п. 8 ст. 339 НК РФ, являются незаконными и необоснованными (Постановление ФАС МО от 24.02.2011 № КА-А40/643-11).

В пользу того, что расчет количества добытого полезного ископаемого косвенным методом не исключает возможности применения нулевой ставки в отношении фактических потерь в пределах нормативов, высказался и Президиум ВАС в Постановлении от 15.11.2011 № 7838/11. Высший арбитр отметил: правила определения количества добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь и налогообложения части этих потерь, находящихся в пределах утвержденных нормативов, по нулевой ставке направлены на обеспечение методами налогового регулирования принципа рационального недропользования, закрепленного в п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». В соответствии с этим пунктом недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.

Налогоплательщики, применяющие прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, имеют возможность непосредственно замерять добытое полезное ископаемое, определять фактические потери и облагать налогом часть из них (в пределах утвержденного норматива) по нулевой ставке. Что касается налогоплательщиков, применяющих косвенный метод, то положения Налогового кодекса не содержат прямого указания на возможность применения ими ставки 0%. Однако последние не должны по причинам, от них не зависящим, в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законодательством находиться в худшем положении по сравнению с налогоплательщиками, использующими прямой метод определения объема добытого полезного ископаемого. Поэтому оставшиеся в недрах полезные ископаемые в пределах утвержденного норматива потерь не должны учитываться при определении налоговой базы по НДПИ не только налогоплательщиками, применяющими прямой метод, но и налогоплательщиками, использующими косвенный метод. Необходимо помнить: возможность применения в отношении фактических потерь в пределах установленных нормативов налоговой ставки 0% появляется только в том случае, если эти потери включены в объем добытого полезного ископаемого, определенного косвенным методом.

В том деле, которое дошло до Президиума ВАС, суды не выяснили, суммировалось ли обществом при определении налоговой базы по НДПИ количество соли, оставшееся в недрах (в пределах утвержденного норматива потерь), с объемом рассола, замеренного при выходе из скважины, и умножалось ли все количество на коэффициент 0,310, поэтому дело было направлено на новое рассмотрение. Арбитры подчеркнули: исследование указанного вопроса имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора. Если количество не извлеченной из недр соли (в пределах утвержденного норматива потерь) не включалось в объем рассола, выкачиваемого из скважин, и общество не учитывало в налоговой базе неизвлеченную соль, в налоговой декларации по данному налогу может быть ошибочно отражено количество соли, облагаемое налогом по ставке 0%.

Что делать, если нормативы не утверждены?

В пункте 4 Правил зафиксировано: при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь. Своя норма есть и в Налоговом кодексе: если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы, утвержденные ранее в установленном порядке. В отношении вновь разрабатываемых месторождений в такой ситуации используются нормативы, установленные техническим проектом (абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Таким образом, требования Правил противоречат нормам НК РФ. Большей юридической силой, естественно, обладает Налоговый кодекс. Следовательно, в отсутствие утвержденных нормативов на соответствующий период при определении фактических потерь полезного ископаемого следует учитывать нормативы потерь, утвержденные ранее (Постановление ФАС ВСО от 06.12.2011 по делу № А78-2/2011), причем, как подчеркнули финансисты, последние из утвержденных ранее в установленном порядке. Кроме того, необходимо учитывать, что вновь утверждаемые нормативы потерь действуют с момента их утверждения. Перерасчет по НДПИ при утверждении новых нормативов потерь законодательством не предусмотрен (Письмо Минфина РФ от 22.05.2007 № 03-06-06-01/21).

Читайте также:  Айва рецепты полезные свойства и противопоказания

Кстати, указанный абзац был введен Федеральным законом от 27.07.2006 № 151-ФЗ (опубликован в «Российской газете», № 165, 29.07.2006) и его положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006. В связи с этим в 2006 году налогоплательщики в случае отсутствия утвержденных в установленном порядке нормативов потерь до появления обозначенных изменений не могли применить нормативы потерь полезных ископаемых для исчисления налоговой базы по НДПИ. Однако затем у них появилась возможность представить уточненные декларации, пересчитав налоговые показатели с учетом ранее утвержденных нормативов. При этом предусмотренный п. 7 ст. 78 НК РФ [4] трехлетний срок для обращения с заявлением о зачете (возврате) переплаты по налогу истек 28.08.2009. Это связано с тем, что об излишней уплате налога налогоплательщик в любом случае не мог узнать ранее 29.07.2006, когда был официально опубликован Федеральный закон № 151-ФЗ (Постановление ФАС МО от 07.07.2010 № КА-А40/6852-10).

При добыче полезных ископаемых их фактические потери в пределах утвержденных нормативов облагаются НДПИ с применением нулевой ставки. Причем эта ставка применяется не только в том случае, когда расчет количества добытых полезных ископаемых осуществляется прямым методом, но и при использовании косвенного метода. Правда, в последнем случае нужны доказательства того, что потери учтены в объеме добытого полезного ископаемого. Что касается нормативов потерь, то порядок их утверждения претерпел существенные изменения, о чем подробно рассказано в статье.

[1] Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

[2] Данный порядок согласования прописан в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118.

[3] Определением ВАС РФ от 21.10.2010 № ВАС-14168/10 отказано в передаче указанного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

[4] Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

источник

Понятие «потери полезных ископаемых» введено для использова­ния при расчетах платежей за пользование недрами, а также для осу­ществления контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья.

Под потерями понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, а также потери при первичной переработке минерального сырья. Потери дра­гоценных металлов и драгоценных камней при их первичной перера­ботке отнесены к потерям при добыче [74].

Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разра­ботке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранитель­ных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с орга­нами Госгортехнадзора охранных целиках у геологических наруше­ний и водных объектов, в случае их своевременного списания в уста­новленном порядке с учета организации по добыче полезных ископа­емых в потери при добыче не включаются.

Потери при добыче минерального сырья подразделяются на нор­мативные и сверхнормативные.

К нормативным потерям полезных ископаемых при добыче отно­сятся потери, технологически связанные с принятой схемой и систе­мой разработки месторождения согласно утвержденному техническо­му проекту. Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины погашаемых запасов.

Нормативные потери устанавливаются в планах развития горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортех­надзора. Объем фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и технологической службами предприятий не менее одного раза в год.

Объемы нормативных (проектных) потерь, заключенные в предох­ранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов, продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных объектов, согласован­ные с органами Госгортехнадзора, при расчете платежей за право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объе­мы добытого полезного ископаемого из этих целиков.

Сверхнормативные потери определяются как разность между фак­тическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах развития горных работ по каждой выемочной единице.

На предприятиях, где ведется прямое определение объемов потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных ископаемых и за сверхнормативные потери производится с учетом

фактически допущенных потерь. На предприятиях, где имеется толь­ко расчетное (косвенное) определение потерь и добычи полезного ископаемого, платы за право на пользование недрами, определяется с учетом соответствующего установленного норматива потерь с после­дующей корректировкой по фактическим потерям в целом за год.

При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных и нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчет­ных технологических расходов на собственные нужды, а также по­тери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений (прорывы трубопроводов, открытое фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного обо­рудования).

Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в преде­лах, установленных Минэнерго по согласованию с Госгортехнадзором (процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного (растворенного) газа сверх установленного предела (про­цента утилизации) относятся к сверхнормативным потерям.

Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы, зака­чиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления сайклинга — процесса для повышения конденсатоот-дачи, а также газлифта, являются рабочими технологическими агента­ми, и их соответствующие объемы к потерям не относятся.

Платежи за сверхнормативные потери осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче увеличивается в два раза по сравнению с нормативными отчислениями.

Под потерями при переработке понимается часть полезных иско­паемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери при переработке, за исключением случаев добычи драгоценных ме­таллов и драгоценных камней, а также при особых способах добычи подлежат специальному нормированию и в потери при добыче не включаются.

За сверхнормативные потери при переработке, за исключением случаев их включения в потери при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь при переработке, подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Основы налогообложения и система платности недропользования.

Налоги и сборы при пользовании недрами в НК РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых.

Акциз на минеральное сырье.

Платежи за право пользования недрами.

Разовые платежи при пользовании недрами.

Регулярные платежи при пользовании недрами.

Налоги и платежи в режиме раздела продукции.

источник

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921

«Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»

(в редакции, актуальной с 21 февраля 2012 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст,

согласно постановлениям Правительства РФ:

от 05.02.2007 г. № 76, от 07.11.2008 г. № 833, 23.07.2009 г. № 605,

В соответствии со статьей 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2002 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 921)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее именуются — нормативы потерь).

2. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) при добыче рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются недропользователем в составе проектной документации, подготовленной и согласованной в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с протоколом согласования проектной документации в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

3. Нормативы потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) уточняются в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году, при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ). Для месторождений, срок разработки которых не превышает 5 лет (без учета периода подготовки месторождения к промышленной эксплуатации), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче включаются в состав технического проекта на разработку месторождения на весь период разработки месторождения и впоследствии не уточняются.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (включая общераспространенные) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), не превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, ежегодно утверждаются недропользователем.

Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном настоящими Правилами.

Нормативы потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающие по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, утверждаются недропользователем после их согласования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Недропользователь направляет сведения об утвержденных нормативах потерь с письмом, подтверждающим согласование нормативов потерь, в территориальный орган Федеральной налоговой службы, в котором он состоит на налоговом учете, в 10-дневный срок со дня их утверждения.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует Федеральную налоговую службу о выявленных случаях нарушения недропользователями настоящих Правил.

3.1. Решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган принимают на основании заявления недропользователя, к которому прилагаются следующие документы:

а) копии лицензий на право пользования недрами;

б) копии годовых форм федерального государственного статистического наблюдения № 5-гр «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», № 70-тп «Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче», № 11-шрп «Сведения о потерях угля (сланца) в недрах» и № 2-тп (водхоз) «Сведения об использовании воды» за предыдущий период;

в) копии утвержденных нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод за предыдущий период;

г) копии документов, подтверждающих согласование проектной документации на разработку месторождения, с указанием утвержденных в составе проектной документации нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод;

д) пояснительная записка с обоснованием нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод, включая расчет нормативов потерь по каждой выемочной единице (скважине), вовлекаемой в отработку в планируемом периоде;

е) сводная таблица потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) (план-факт) за текущий год и в планируемый период по выемочным единицам;

ж) графические материалы планов развития горных работ с выделением участков нормируемых потерь для твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных).

3.2. В случае непредставления недропользователем документа, указанного в подпункте «а» пункта 3.1 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган самостоятельно запрашивает в Федеральном агентстве по недропользованию указанный документ.

3.3. Рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в течение 30 дней со дня их подачи. По результатам рассмотрения указанных заявления и документов принимается решение о согласовании или о мотивированном отказе в согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), которое направляется недропользователю в течение 5 дней со дня его принятия. Основаниями для принятия решения об отказе в согласовании нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод являются:

а) представление документов, предусмотренных подпунктами «б» — «ж» пункта 3.1 настоящих Правил, не в полном объеме, а также недостоверность представленной информации, либо отсутствие лицензии на право пользования недрами у заявителя;

б) неверно произведенные расчеты нормативов потерь указанных твердых полезных ископаемых и подземных вод.

4. При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.

5. Нормативы потерь углеводородного сырья рассчитываются по каждому конкретному месту образования потерь на основании принятой схемы и технологии разработки месторождения, проекта обустройства месторождения или плана пробной эксплуатации скважин (если участок недр предоставлен для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии) и ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации.

Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в соответствующее управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации в 10-дневный срок со дня их утверждения.

6. Для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.

источник

Источники:
  • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/15512-normativy-poter-poleznyx-iskopaemyx
  • http://www.mining-enc.ru/p/poteri
  • http://rg.ru/2012/02/14/iskopaemye-site-dok.html
  • http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a48/438250.html
  • http://studfiles.net/preview/2827862/page:115/
  • http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293759/4293759291.htm