Меню Рубрики

Обмен имеющимся опытом был очень полезен

21. Убежав из дома, мальчик был найден милицией.

22. Выращенные овощи в теплице менее полезны, чем грунтовые.

23. Подъезжая к городу, у меня слетела шляпа.

24. Учебники, полученные в начале года и которые указаны в списке, должны быть сданы на перерегистрацию.

25. Не окончив школу, Сергею пришлось работать.

26. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

27. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

28. Прочитав пьесу, передо мной отчетливо возникли образы персонажей.

29. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

30. После суда писатель был отправлен в Сибирь, находясь там долгие годы.

1. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балюстраде.

4. Помещики жестоко обращались со своими придворными.

5. Во время интервала между уроками в класс вошел директор школы.

6. Интерьер нашей улицы очень красивый.

7. Подруга Ольги ловко драпируется в богатую шаль.

8. Мой брат, меломан, не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь банкротом.

10. Премии получили и конструкторы новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.

13. Базаров – молодой человек с захудалым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало бестселлером.

15. Крылов – удобный катализатор добра и зла.

16. Мы испытываем летаргию по прошлому.

17. Свое следующее поприще, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких регулярных возмездий, которые обрушиваются на головы мужиков, жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена.

20. Летом мы совершили небольшой круиз: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Импорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы буклета – путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить картографию, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков имидж писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее импонирует ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

28. Радостное известие привело его в минорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу в других областях.

1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.

6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.

10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила карие чулки.

15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.

17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.

18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.

19. Это произошло глубокой весной.

20. В течение долговременного периода идет оформление документов.

21. Он был мне подлинным другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.

23. Он преклонил голову ей на плечо.

24. Сын склонил колени перед матерью.

25. Эта новость причинила ей удовольствие.

26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.

28. У нее были огромные каштановые глаза.

29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. Герой все время находится в подвесном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям.

18. На поляне мы увидели высокий земельный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

2. У него сразу вспотели ладони рук.

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

4. Прейскурант цен вывешен на витрине.

5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.

7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.

8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.

10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.

14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.

22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

источник

Тема: Речевые ошибки, связанные с неоправданным
повтором однокоренных слов. Интерактивное занятие

Цель: научиться выявлению речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов

Порядок выполнения работы:

1задание: Найдите в приведенных примерах тавтологические сочетания слов.

Проливной ливень превратил маленький ручей в бурлящий поток.

Проливной ливень. Правильно: проливной дождь или ливень.

Проект суперсовременной гостиницы спроектировал молодой архитектор.

Спроектировал проект. Правильно: разработал (создал) проект.

В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.

От занятий. занимаются. Правильно: в свободное от уроков время.

Этот забавный случай, о котором мы хотим рассказать, случился пять лет назад.

Случай случился. Правильно: случай произошел.

На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в области антикоррозионного покрытия.

Разработаны. разработки. Правильно: созданы новые приборы и сделаны разработки.

задание: Проведите взаимопроверку 1 задания

Проливной ливень. Правильно: проливной дождь или ливень.

Спроектировал проект. Правильно: разработал (создал) проект.

З.От занятий. занимаются. Правильно: в свободное от уроков время.

Случай случился. Правильно: случай произошел.

Разработаны. разработки. Правильно: созданы новые приборы и сделаны разработки.

задание: Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм, исправьте речевые ошибки.

Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень. 2. У него сразу вспотели ладони рук. 3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе. 4. Прейскурант цен вывешен на витрине. 5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы. 6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. 7. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается. 11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть. 14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. 21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль. 22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.

24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. 29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. 30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

задание: Проведите взаимопроверку задания 1 (правильный вариант см. на экране компьютера)

Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм). 3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм). 10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм). 11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм). 12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм). 13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм). 14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм). 15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм). 16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм). 17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм). 18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм). 19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).21. Мы его видели в профиль

(плеоназм).22. Старые методы руководства были признаны ошибочными

(плеоназм).23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).ЗО. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

источник

познакомить учащихся с плеоназмом и тавтологией как одним из видов многословия,

— формировать умение не допускать многословие в устной и письменной речи,

— продолжать работу над совершенствованием речевой грамотности,

— развивать языковое чутьё учащихся.

познакомить учащихся с плеоназмом и тавтологией как одним из видов многословия,

— формировать умение не допускать многословие в устной и письменной речи,

Читайте также:  Полезны ли консервы рыбные

— продолжать работу над совершенствованием речевой грамотности,

— развивать языковое чутьё учащихся.

Человека, который не занимается написанием текстов профессионально, легко можно узнать по обильному употреблению плеоназмов. Еще один отличительный признак — эти люди не знают, что обозначает слово «плеоназм». Все просто: плеоназм — это оборот речи, содержащий избыточные слова. Так, например, выражения вроде «пять рублей денег» или «прейскурант цен» являются плеоназмами — в первом случае лишнее слово «денег» (поскольку и так понятно, что пять рублей — это деньги), во втором — «цен» (слово «прейскурант» и обозначает «справочник цен»; почему-то выражение «прейскурант цен» достаточно часто употребляют в торговле — его можно встретить даже в документах весьма солидных фирм).

При удалении лишних слов фраза становится менее громоздкой и более краткой и ясной, поэтому с плеоназмами и борются. Часто они возникают в тексте из-за невнимательности автора, который не вдумывается в то, что именно он пишет. Еще одна причина появления плеоназмов — незнание пишущим точного значения употребляемых им слов, особенно если они были заимствованы из иностранных языков — слово «прейскурант» является здесь классическим примером. Часто встречаются и другие плеоназмы, например, «памятная мемориальная доска» («мемориальная» и обозначает «памятная»), «свободная вакансия» (слово «вакансия» обозначает свободную рабочую должность), «наиболее оптимальный» (значение слова «оптимальный» — «наиболее благоприятный»), «горячий хот-дог» (слово «хот» — это калька с английского «hot», которое и переводится как «горячий»).

Если значение слова «плеоназм» знает далеко не каждый, то о тавтологии слышали практически все. Часто говорят, что тавтология — это «масло масляное», то есть фраза, содержащая несколько уточняющих друг друга слов, как в приведенном выше примере. Часто употребляют такие тавтологические сочетания, как «случился случай», «бежать бегом», «спросить вопрос». Дурацкие фразы, правда? Именно поэтому редакторы их и исправляют.

Упражнения на закрепление материала

Задание 1. Предложенные словосочетания сгруппируйте в 2 столбика (правильные и неправильные)

Народный фольклор, изображаемый образ, коллеги по труду, добродушный человек, бесчисленное множество, ветреный день, резьба по дереву, негодовал от возмущения, броский эффект, кисть винограда, сильнейшие асы, памятный сувенир, рассказанный в рассказе.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях

Опустив голову вниз, он увидел примятую траву.

Наступил август месяц – пора собирать урожай.

Оставалось только негодовать от возмущения.

Собравшиеся встречали гостя долгими и продолжительными аплодисментами.

Упражнение 1. Тест (раздаточные карточки, взаимокнтроль )

Выберите правильный вариант написания:

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

источник

1. Спонсоры внесли большую лепту в организацию праздника.

2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать учителем.

3. Билетов в партер уже не было, пришлось довольствоваться местом на балконе.

4. Помещики жестоко обращались со своими дворовыми.

5. Во время перерыва между уроками в класс вошел директор школы.

6. Наша улица выглядит очень красиво.

7. Подруга Ольги ловко закутывается в богатую шаль.

8. Мой брат не переносит ни музыку, ни пение.

9. Предприятие наладило выпуск товаров, пользующихся большим спросом, поэтому считалось теперь рентабельным.

10. Премии получили и селекционеры новых сортов пшеницы.

11. Этот портрет стоит рядом с великолепными образцами в ряду мировых достижений портретной живописи.

12. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

13. Базаров – молодой человек с худым лицом.

14. Стихотворение Симонова «Жди меня» стало популярным.

15. Крылов представляет в своих произведениях добро и зло.

16. Мы испытываем тоску по прошлому.

17. Свою карьеру, я думаю, он сделает в политике.

18. Именно из-за таких постоянных гонений на мужиков жители деревни испытывают ужас перед помещиком и его бурмистром.

19. Задача, поставленная перед коллективом, была успешно решена.

20. Летом мы совершили небольшое путешествие: сели на поезд и поехали в Москву.

21. Экспорт этой страны составили меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

22. Он медленно перелистывал страницы путеводителя по дворцу.

23. Если хорошо изучить искусство игры в карты, можно выиграть в покер много денег.

24. Правда и только правда – таков девиз писателя.

25. Девушка изменила имя Катя на Кармен, считая, что последнее более подходит ее внешности.

26. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом камзоле.

27. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным сюжетом.

28. Радостное известие привело его в мажорное настроение – он готов был запрыгать от счастья.

29. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым экипажем.

30. Наши успехи в экономике привели к заметному прогрессу в других областях.

1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.

3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.

6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.

7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.

8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.

9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.

10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.

11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.

12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.

13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.

14. Девушка купила коричневые чулки.

15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.

17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.

18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.

20. В течение долгого времени идет оформление документов.

21. Он был мне настоящим другом.

22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.

23. Он склонил голову ей на плечо.

24. Сын преклонил колени перед матерью.

25. Эта новость доставила ей удовольствие.

26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.

27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.

28. У нее были огромные карие глаза.

29. Он испытывал к нему сильную ненависть.

30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.

6. Студент быстро усвоил материал.

7. Мой брат – человек практичный, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виноватым видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

10. Она приготовила сытный завтрак.

11. Болотный ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветном платье.

13. Соседский кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на искусственное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на разных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по тенистым аллеям.

17. Землю надо было обезводить.

18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережливая.

20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.

21. С особым удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была предоставлена возможность поехать на юг.

23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресант которого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

27. Он не любил работать и вел праздный образ жизни.

28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятны и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список рекомендуемой литературы.

1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).

2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).

3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).

4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).

5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).

6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).

9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).

10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).

11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).

13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).

14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).

15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).

16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).

21. Мы его видели в профиль (плеоназм).

22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).

23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).

25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).

29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).

30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).

3. А сейчас все пойдут по своим делам.

4. Надо взглянуть на дело глазами будущих потомков.

6. Цыплят, как известно, считают по осени.

7. Завтра боевое крещение наших спортсменов.

8. Музыка оказала сильное воздействие на всех.

9. Не довелось Семену Давыдову насладиться счастьем семейной жизни.

10. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втирать очки авторитетной комиссии.

11. Из-за недостатка улик дело было положено под сукно.

12. Взаимопонимание и доверие имеют большое значение в семейной жизни.

13. Русские писатели всегда уделяли большое внимание проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

14. Мальчишка любил пускать пыль в глаза, рассказывая о своих успехах.

15. Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой радости?

16. Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон выходящий случай!

17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разбираемся. Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами хлопают.

18. Если разобраться, ему в базарный день грош цена.

19. Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет первую скрипку.

20. Среди всеобщей тишины раздается гомерический смех.

21. У нее всегда семь пятниц на неделе: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – голова на плечах.

23. Такое несоответствие проходит красной нитью в студенческих работах.

24. Рабочие занимались сизифовым трудом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам.

25. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета.

26. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.

27. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом вопиющего в пустыне.

28. В плановых отделах и бухгалтериях готовят финансовые отчеты за прошедший год.

29. Мы трудились в поте лица, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

30. Каждый из этих авторов внес свою лепту в сокровищницу театрального искусства.

источник

Тема 3.2 Лексические нормы
Задание 22 Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

  1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
У него сразу вспотели ладони рук. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Прейскурант цен вывешен на витрине.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
Читайте также:  Полезные ископаемые краснодарского края кубановедение 4 класс

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В заключении рассказчик рассказывал еще одну забавную историю.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Впереди лидирует гонщик под номером пять.___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

_______________________________________________________________________________

  1. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть._______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.

_______________________________________________________________________________

  1. ^ Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ^ Мы его видели и сбоку, и в профиль.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Некоторые руководители не сосредоточивают внимание на решении необходимых насущных вопросов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. ^ Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.________________

_______________________________________________________________________________

  1. ^ Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3.3 Типы фразеологических единиц. Их использование в речи.
Задание 23 Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

  1. Сейчас же спрячь язык за зубами!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты что, первый раз с Луны свалился?______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. А сейчас все пойдет по своим делам.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Надо взглянуть на дело глазами будущего потомка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Я уйду, как француз, по–английски.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________
6. Цыплят, как известно, считают по очереди.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Завтра первое боевое крещение наших спортсменов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Музыка оказала сильное впечатление на всех._______________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть счастья семейной жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Все действия гражданина Петрова были направлены на то, чтобы втереть очки авторитетнойкомиссии.______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. ^ Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Русские писатели всегда уделяли большую роль проблеме использования иноязычных слов в русском литературном языке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мальчишка любил пускать туман в глаза, рассказывая о своих успехах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Да я просто обязан злиться на тебя! Скажи, ради чего я поехал? Ради чего оторвался от работы – с какой великой радости?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Сегодня ночью вышел проверить часового, а его, миленького, на посту нет – оказывается, спит на диване мирным сном младенца и пузыри пускает. Это уж – из ряда вон!

_____________________________________________________________________________

^ 15. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы знаем, кто такой Толстой, разберемся.

Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры, ушами холодными хлопают._________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Если разобраться, ему в базарный день полкопейки цена.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Обнаружено крупное хищение строительных материалов, в котором Качеровский играет главную скрипку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Среди всеобщей тишины раздается гомерический хохот.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ У него всегда семь пятниц: то она поможет в работе, то не хочет об этом говорить.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я вам, господа русские офицеры, заслужили мы божеский отдых, судьба нас приласкала – целыми остались, есть с чем в Россию вернуться. Главное – башка на плечах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Такое несоответствие проходит красной полосой в студенческих работах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Рабочие занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая вверх, к лесам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета.

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.______________

____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Десятки жалоб на руководство предприятия остаются гласом, вопиющим в пустыне.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Мы трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ^ Каждый из этих авторов внес бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________
Задание 24 Определите значение фразеологизмов.
Авгиевы конюшни -__________________________________________________________
Альфа и омега -______________________________________________________________
Белые мухи -__________________________________________________________________
Буриданов осел –______________________________________________________________
Дурочка с переулочка –________________________________________________________
Желтая пресса-________________________________________________________________
Избиение младенцев-___________________________________________________________
Как выжатый лимон-__________________________________________________________
Как у дурака фантиков-________________________________________________________
Когда рак на горе свистнет-____________________________________________________
Конь не валялся______________________________________________________________
Крокодиловы слезы___________________________________________________________
Маменькин сынок____________________________________________________________
Махнуть рукой_______________________________________________________________
Медвежий угол_______________________________________________________________
На вес золота_________________________________________________________________
Наше вам с кисточкой_________________________________________________________
Не в моде_____________________________________________________________________
Ни рыба ни мясо______________________________________________________________
Перейти Рубикон_____________________________________________________________
Пожинать лавры_____________________________________________________________
Пускать пыль в глаза__________________________________________________________
Пятая колонна______________________________________________________
Сбиться с панталыку__________________________________________________________
Сизифов труд_________________________________________________________________
Сыграть в ящик______________________________________________________________
Тихой сапой__________________________________________________________________
Точка зрения_________________________________________________________________
Увы и ах_____________________________________________________________________
Золотая молодежь____________________________________________________________
Нить Ариадны_______________________________________________________________
Самостоятельная работа № 5.

источник

Садилко Олена Борисівна, учитель російської мови та літератури вищої кваліфікаційної категорії 2008 рік структура учебной программы пояснительная записка

Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология)

У него сразу вспотели ладони (плеоназм).

Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).

Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).

Гость попытался собрать осколки вазы (пле­оназм).

В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).

Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).

Между природой и человеком уже не суще­ствует разницы (тавтология).

Работа была выполнена небрежно (плео­назм).

Даже при неблагоприятных условиях раз­витие растений продолжается (плеоназм).

Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).

В прошлом году они окончили универси­тет (плеоназм).

Выступление было сумбурным, непродуман­ным, поэтому трудно было уловить его суть (плео­назм).

Рано или поздно всем станет известна по­доплека распускаемых слухов (плеоназм).

Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (пле­оназм).

А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).

В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).

На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).

В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).

Народ сумеет отстоять свою независи­мость и территориальную целостность (плео­назм).

Мы его видели в профиль (плеоназм).

Старые методы руководства были призна­ны ошибочными (плеоназм).

Некоторые руководители не сосредоточи­вают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).

Обмен опытом был очень полезен (плео­назм).

Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).

Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).

Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).

Студенты активно готовятся к зимней сес­сии (плеоназм).

Отчёт о проделанной работе следует подго­товить к марту (плеоназм).

Много жалоб на плохую доставку коррес­понденции поступило от жителей деревень (плео­назм).

ПОРЯДОК ФОНЕТИКО — СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Выразительное чтение произведения.

Характеристика средств благозвучия:

а) чередование гласных и согласных, в частности эвфонические;

б) музыкальность, легкость произношения;

Функционально — стилистическая нагрузка рифмования.

Особенности выделения ударением.

Тропы и стилистические фигуры, построенные на основе фонетических средств.

Вывод о значении фонетико — стилистических средств для передачи темы и идеи произведения.

НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С УПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАРОНИМОВ

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил або­нент.

2. Герой все время находится в подвесном со­стоянии.

3. В этот день я услышала много обидчивых слов.

4. Любой поступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и да­лекие холмы.

6. Студент быстро освоил материал.

7. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то ви­новным видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10. Она приготовила сытый завтрак.

11. Болотистый ил является отличным удобрением.

12. Она пришла в цветистом платье.

13. Соседний кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка пере­вели на искусное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.

16. В жаркий день приятно походить по тене­вым аллеям.

18. На поляне мы увидели высокий земель­ный холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье пото­му, что моя бабушка была очень бережная.

20. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.

21. С особенным удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.

22. Ему была представлена возможность по­ехать на юг.

23. Были проведены отборные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресат которо­го характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

27. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

28. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

30. В конце книги был приведен список реко­мендательной литературы.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонемент.

2. Герой все время находится в подвешенном состоянии.

3. В этот день я услышала много обидных слов.

4. Любой проступок заслуживает осуждения.

5. Все вокруг привлекательно: и близкие и дальние холмы.

6. Студент быстро усвоил материал.

7. Мой брат — человек практичный, он не выб­расывает старые вещи.

8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то ви­новатым видом.

9. В новых кварталах города находятся самые высокие дома.

10. Она приготовила сытный завтрак.

11. Болотный ил является отличным удобре­нием.

12. Она пришла в цветном платье.

13. Соседский кот важно прошел на кухню.

14. В десятимесячном возрасте ребенка пере­вели на искусственное вскармливание.

15. Мы живем в одном доме, но на разных эта­жах.

16. В жаркий день приятно походить по тени­стым аллеям.

17. Землю надо было обезводить.

18. На поляне мы увидели высокий земляной холм.

19. Эти фотографии сохранились в семье пото­му, что моя бабушка была очень бережливая.

20. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины.

21. С особым удовлетворением учитель отме­тил успехи слабого ученика.

22. Ему была предоставлена возможность по­ехать на юг.

23. Были проведены отборочные соревнования по гимнастике.

24. На радио пришло письмо, адресант кото­рого характеризует себя так: «Я одинок».

25. Учиться он не хотел, вот и вырос невеждой.

26. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое существование.

27. Он не любил работать и вел праздный об­раз жизни.

28. Маяковский стоял у истоков нашей поэзии.

29. Ранние произведения поэта понятны и до­ступны каждому.

30. В конце книги был приведен список реко­мендуемой литературы.

ПОРЯДОК МОРФОЛОГО — СТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Выразительное чтение произведения.

Определение семантико — стилистических функций самостоятельных и служебных частей речи, междометий (функции образности, конкретизации, эмоциональности, динамичности и т.д.)

Характеристика тропов и стилистических фигур, в основе которых лежат морфологические средства.

Выводы о стилистических возможностях морфологических средств. Обоснованность отбора автором определенных грамматических категорий в связи с жанром, стилем, типом речи, идеей произведения.

Порядок лексико-фразеологического анализа текста

Дайте толкование выделенных слов.

Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приве­дением примеров) всех значений одного-двух слов.

Укажите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.

Выявите фразеологизмы, определите их значение, подбери­те к ним синонимы и антонимы.

Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомменти­руйте их назначение в тексте, особенности их морфемного со­става.

стилистической характеристики синтаксических средств

Выразительное чтение произведения.

Определение стилистической функции предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Смысловые и стилистические функции простых и сложных предложений.

Стилистическая функция односоставных и двусоставных предложений (описательная, обобщенно — смысловая, экспрессивно — эмоциональная).

Стилистические возможности порядка слов; вводных и вставных конструкций; обращений; однородных членов предложения; форм, связанных с управлением; обособленных членов предложения.

Стилистическое использование прямой и косвенной речи, цитат, параллельных конструкций.

Композиционно — стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого.

Характеристика тропов и стилистических фигур, в основе которых лежат синтаксические средства.

Выводы о значении синтаксических средств в отображении темы и идеи произведения.

ПРИЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ

Текст лучше править карандашом. Это позволит при повтор­ном редактировании вносить уточнения и поправки. Вставки можно вписывать между строк или на полях. Написанная на по­лях вставка обводится и стрелкой указывается место вставки.

Сейчас в мире ежегодно уничтожает —

ся 245 тысяч квадратных километров

тропического леса. На месте леса разби-

2.

Межстрочная вставка подчеркивается, а место вставки указывается птичкой.

Международная группа археологов обнаружила у города Александрия (Египет), на глубине восьми метров, развалины легендарного дворца царицы Клеопатры.

Читайте также:  Как правильно заваривать зверобой и чем он полезен

Слова, исключаемые из текста, аккуратно зачеркиваются одной горизонтальной чертой.

Это крупнейшее уникальнейшее открытие по своему зна чению и интересу превосходящее даже сделанную в 1802году находку гробницы Александра Македонского, основателя Александрии.

При замене одних слов другими первые аккуратно зачер­киваются одной горизонтальной чертой, а над ними надписы­вается новый вариант.

Дворец -был неподалеку от большого порта и был самым роскошным зданием своей эпохи.

Таким же образом, т. е. аккуратным зачеркиванием (/ — наклонной небольшой чертой) и надписыванием сверху, если это буква, и рядом, если это знак препинания, исправляются ор­фографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

Достаточно сказать, что двери в нем были одделаны изум­ рудами и пластинами черепахового панциря, / а в петлях две­рей для бесшумности и плавности открывания применялись подшипники из драгоценных камней.

Если нужно перенести отрывок с одной страницы на дру­гую, делают это так: отрывок обводят карандашом и около него располагают обведенную в кружок надпись, например «на с. 10 », место вставки отмечается и около него тоже нужна надпись, обведенная в кружок, например, «Вст. со с. 4».

Учеба. Труд. Общественная жизнь. Быт. Куль­ тура. В каждой из этих сфер жизни молодежи свои проблемы. Об этом и многом другом размышляет социолог, приглашая нас решать проблемы вмес те с ним. Так, тысячелетиями учеба была для по давляющего большинства людей неразрывно связа­ на с трудом, профессией овладевали в семье с ма­ лолетства. Этот способ обучения устарел, он не в состоянии произвести профессионала нашего времени — от десяти до двадцати лет мы теперь учимся, что называется, «с отрывом от производ­ ства», то есть с отрывом от взрослого труда, взрослых проблем, взрослых отношений. Как вернуть утраченное единство мира учебы и мира труда, не потеряв при этом качества образования?

Почти одновременно с особым статусом моло­ дого человека в обществе, с особой молодежной «субкультурой» формировалось еще одно доволь­ но новое для человечества

явление — досуг, сво­ бодное время, которое можно проводить как хо­ чешь.

У наших дедов и бабушек никакого досуга в современном понимании не было —

время для от­ дыха, время для «посиделок», хороводов, празд­ ников регламентировалось

так же жестко, как и время труда. \/

Если же какой-то отрывок нужно исключить из текста, он обводится и перечеркивается крест-накрест.

Чтобы сравнить эффективность разных средств город­ ского транспорта, гамбургская вечерняя газета послала трех своих корреспондентов добраться от одной из стан­ ций метро до здания редакции. Один из них ехал на такси, другой — на метро, а третий —- на велосипеде. Испытание проходило весной, погода была прекрасная . Первым к фини шу пришел велосипедист, затратив на дорогу 14минут, на две минуты отстал от него корреспондент, ехавший на метро, а такси пришло к цели еще через девять минут.

Иногда нужно поменять местами слова, предложения, аб­зацы в пределах страницы или изменить порядок слов в пред­ложении. Удобно это делать с помощью особых знаков:

а) Наши слова звучат странно очень — этот знак применяет­ся, если нужно поменять местами рядом стоящие слова, в нашем примере слова странной очень;

б) Лед треснул, и рыбаки оказались отрезанными от суши.

Произошло это 15 апреля Их стало уносить все дальше от берега. . —- Такой знак используется при переносе слов, частей предложения, предложений в пределах страницы;

в) Начался митинг с опозданием на 2 часа из-за отсут ствия разрешения. — цифрами указывается порядок слов в

Знаком Z обозначается абзац.

Человек не безучастно относится к окружающему миру. Предметы, события, свидетелем или участником которых че­ ловек становится, вызывают в нем различные эмоциональные со­ стояния. Z Радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев — все это эмоциональные процессы.

В нашем примере предложение Радость, печаль, хорошее или плохое настроение . нужно писать с красной строки.

Знак указывает на то, что абзац нужно убрать.

Русский алфавит иначе называют кириллическим.

Название это историческое. Считают, что славянский алфа­ вит изобрели два ученых монаха — братья Кирилл и Мефодий.

Знаком ‌‌│‌‌ обозначается пробел, а знаком ↕ то, что пробел между словами нужно убрать.

Кириллическая письменность, или кириллица, — это н е │ единственная ранне ↕ славянская письменность. Одно­ временно с ней в древности существовала так называемая глаголица.

В тексте показано, что слова не единственная и с ней нуж­но написать раздельно, а раннеславянская — слитно.

Существуют особые знаки для замены строчной буквы про­писной — в прописной строчной В.

Некоторые ученые полагают, что Кирилл изобрел и Кирил лицу и Глаголицу, другие думают, что одна из них существо­ вала до кирилла.

В примере знаки указывают на то, что слово Кирилл нуж­но писать с большой буквы, а слова кириллицу и глаголицу — с маленькой.

При редактировании текста часто используется не один знак, а их комбинация. Так, чтобы объединить два простых предложения в сложное, нужно зачеркнуть точку и поставить запятую, вписать сверху союз и указать место вставки, поменять прописную букву на строчную.

Пример: Не пойдут они, Устали.

После внесения исправлений необходимо ещё раз внимательно перечитать новый вариант, чтобы убедиться в его правильности, логичности, отсутствии ошибок.

Запишите текст в отредактированном варианте. Результаты работы представьте в виде таблицы.

Мы выполняем большие и ответственные задачи.

Слово выполняем не сочетается со словом задачи

Мы решаем большие и ответственные задачи.

Мы выполняем большие и ответственные задания.

игрового обучения общению. Имитационное моделирование отдельных аспектов профессиональной деятельности.

Профессиональная цель обучения всех видов коммуникативной деятельности достигается при имитационном моделировании отдельных аспектов профессиональной деятельности. Здесь важно отметить тот факт, что обучаемый, оказываясь в условиях, которые близки к реальным, имеет возможность объективно оценить свои силы и знания, убедиться в необходимости восполнять и совершенствовать их.

Имитационное моделирование, кроме того, способствует укреплению интереса обучаемых к своей будущей профессии. Общая цель профессионального общения реализуется через различные образцы диалогической и монологической речи. Участники игры в каждой конкретной ситуации должны советоваться друг с другом, возражать, доказывать свою точку зрения, выслушивать собеседника и стараться его понять.

Основная функция диалогического общения в деловой игре — коммуникативная. Она выполняет и диагностическую функцию, которая заключается в том, что «в условиях языковой среды, находясь в тех или иных коммуникативных ситуациях, школьник ощущает неадекватность коммуникативной задаче своих языковых знаний (их недостаточность или несоответствие), вследствие чего возникает производная от диагностирующей и коммуникативной функций мотивационная функция, побуждающая обучаемых стремиться к более совершенному овладению общением на русском языке».

В ряде случаев, когда участники деловой игры отстаивают свою точку зрения или выражают свою позицию и мотивируют её, их речь приобретает монологический характер. Поэтому в систему предваряющих деловую игру упражнений рекомендуется включать упражнения по обучению монологическим высказываниям, коммуникативная цель которых — убедить партнера по общению в своей правоте, согласиться либо не согласиться с ним, обосновав свою точку зрения.

Во всех случаях эти игры носят, как правило, ролевой характер, а особенности взаимодействия участников обусловливаются:

определенными функциональными обязанностями лиц, в роли которых выступают участники игры;

установленными правилами игры и методикой её проведения;

принятой в данной игре системой оценивания деятельности участников.

Причем в деловых играх допускаются роли любого уровня — от специалиста до руководителя министерства или ведомства.

Эффективность сформированного участниками игры решения.

Межгрупповое взаимодействие участников деловых игр.

Взаимодействие участников внутри игровых групп.

Личностные качества участников деловых игр.

При оценивании личностных качеств в деловых играх в области речевой коммуникации следует учитывать также культуру речи, коммуникабельность, соблюдение речевого этикета.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Под сопровождением деловой игры в данном случае понимается пакет документации, методические разработки, технические средства, компьютерная техника и т.д., без чего эффективность игры будет неполной, а в ряде случаев игра вообще может не состояться.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ

ДЛЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Документ, определяющий содержание работ по созиданию игры: цели её проведения, характеристику и основные требования к игре.

Документ, определяющий правила игры, её организацию, структуру, содержание действий участников.

Документ, определяющий состав и содержание имитируемого объекта или сферы профессиональной деятельности, а так же требования к материально — техническому обеспечению игры.

Руководство организаторам игры

Документ, определяющий порядок организации и проведения игры, а также содержание инструкции организаторам.

Документ, определяющий порядок действий каждого игрока в процессе игры.

Материалы по изучаемой проблеме

Документ, содержащий тексты и задания по рассматриваемым в игре проблемам.

АНАЛИЗ ХОДА И РЕЗУЛЬТАТОВ ИГРЫ

языковых средств выразительности

для усиления, подчеркивания предшествующего

как выразительное средство создания контраста.

для создания впечатления быстрой смены картин.

выражают отношение говорящего к высказываемому;

выражение эмоциональной оценки сообщаемого;

указание на экспрессивный характер высказыва­ния;

указание на последовательность изложения;

— указание на способ оформления мыслей;

— призыв к читателю с целью привлечь его внима­ние к излагаемым фактам, т.е. вид коммуникативно­го контакта.

служат собственно вопросом, вопросом-размышлением;

подчеркивают нужную мысль;

являются эмоциональным откликом на ситуа­цию.

выражение сильного чувства, волнения;

выражение отношения автора (возмущение, ирония);

выражение эмоциональной прерывистости ре­чи.

дополнительное пояснение, уточнение;

с целью преувеличения какого-либо явлений

произвести впечатление по нарастающей.

деепричастие и деепричастные обороты

для выражения краткости и динамичности.

— в качестве средства выразительности:

— для реалистического изображения быта, т.е. создания «местного колорита»;

— для передачи особенностей речи жителей опре­деленной местности.

привлечь внимание, сделать акцент на что-либо.

для создания добавочных смысловых и выра­зительных оттенков.

для создания образности и компактности в пла­не языковых средств, т.е. о многом можно сказать одним словом;

особая выразительность и эмоциональность речи.

предельно краткое выражение мысли;

для логического и интонационного подчеркива­ния соединяемых союзами членов предложения;

для усиления выразительности речи.

для создания оттенка необычности, новизны.

с целью экономии языковых средств.

обобщенно- личное предло жение

с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках.

с целью сделать изложение живым, легким для восприятия.

однородные члены (конст рукции)

зарисовка общей картины как единого целого;

создание гаммы красок, звуков и т.д.;

создание ряда эпитетов, обладающих экспрес­сивностью, живописностью;

создание ритмического рисунка;

создание выразительной смысловой соотнесенности и своеобразной симметрии.

для создания образности, выразительности.

как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

для выражения волеизъявления говорящего.

для обозначения большого числа предметов, явлений;

для усиления признака, степени качества или действия;

для указания на длительность действия.

для подчеркивания каких-либо деталей;

для создания экспрессивной окраски.

для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность;

присоединительные конструкции придают ха­рактер разговорности, непринужденности.

в качестве показателя образованности в определенной сфере.

дословная передача чужого высказывания;

средство характеристики говорящего;

средство создания художественного образа.

для создания атмосферы непринужденности,

для привлечения внимания читателя.

чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выра­зительность речи.

для создания своеобразного ритмического рисунка текста, ряды.

с целью указания смысловых оттенков;

для характеристики экспрессии или эмоций.

чтобы усилить экспрессию речи и придать ей глубокий обобщающий смысл.

сделать речь точной, яркой, художественной;

чтобы избежать повторений;

как отражение высокого профессионального мастерства, как показатель высокой речевой культуры.

сложные синтаксические конструкции

как характеристика авторского стиля.

для создания художественной выразительности.

стилистически окрашенные слова

для выражения отношения к предметам, поступкам;

для выражения различных чувств;

в качестве комического средства при неумест­ности.

несут в себе информацию значительно боль­шую, чем другие лексические единицы.

для придания высказыванию выразительности;

в целях дословной передачи чужих слов;

для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной вырази­тельности.

с целью художественной выразительности.

В совместной деятельности с учащимися создайте банк творческих идей!

Банк идей

 Удивительные факты из истории языка и литературы

 В творческой лаборатории писателя

Мастер – класс для учащихся

Пауза, её смыслоразличительная роль

Стилистическая функция ударения

Слово, которому больше 2000 лет

Звуковые образные средства языка

Стилистическая роль индивидуально-авторских образований (окказионализмов)

Мелодика речи как особенность интонационного рисунка речи

Приёмы создания зрительных эффектов с помощью средств графики

САДЫЛКО ЕЛЕНА БОРИСОВНА

Автор программы факультативного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка. Практическая стилистика»

ОБРАЗОВАНИЕ

высшее, Таганрогский педагогический институт

учитель русского языка и литературы Шахтерской общеобразовательной школы I-III ступеней № 19 Шахтерского городского совета Донецкой области

СТАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

специалист высшей категории

Она прекрасна красками рассвета.

В ней смех, добро и много света.

И расцветут цветы, уйдут печали.

Чтоб души в нас не умирали!»

В профессиональной деятельности утверждает принцип:

“ Развивать речевую коммуникацию-найти путь к автентичной личности”

«Истина языка есть художественная истина, есть осмысленная красота»

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/prakticheskoe-zanyatie-rechevie-oshibki-svyazannie-s-neopravdannim-povtorom-odnokorennih-slov-2738970.html
  • http://multiurok.ru/files/pleonazmy-i-tavtologiia.html
  • http://studfiles.net/preview/3618205/
  • http://lit-yaz.ru/kultura/86029/index.html?page=4
  • http://refdb.ru/look/2277866-p8.html