Общественно полезная деятельность студентов как средство повышения их практической подготовки
В данном докладе под общественно значимой работой понимается участие студента в работе:
общественных приёмных;
информационно-правового центра;
муниципальной адвокатуры;
юридических клиник.
Конечно, это далеко не единственная общественно значимая работа студента, где он может получить навыки применения нормативного материала на практике, но в рамках доклада хотелось бы этим ограничиться. Для начала необходимо определиться в терминологии. В настоящем докладе под «Общественной приемной» понимается образованный общественной организацией, политической партией, политическими лидерами процесс тестирования социально значимых проблем. Главной целью такой приемной является проведение среза общественно значимых проблем через оказание бесплатной юридической помощи. Такая помощь оказывается как средство привлечения населения со его проблемами и заботами с целью изучения этих проблем и работы с ними.
Под «Информационно-правовым центром» понимается образованный общественной организацией, вузом, органом государственной власти или местного самоуправления центр по формированию справок по различным юридическим вопросам. Информационно-правовой центр призван готовить правовые базы данных, справки, выписки, осуществлять кодификацию нормативной базы.
Под «Юридической клиникой» понимается образованная, как правило, вузом либо общественной организацией практическая подготовка студентов вузов, связанная с учебным процессом. В юридической клинике студенты по ходу образовательного процесса получают практические навыки применения нормативной базы. Процесс идет под контролем преподавателей.
Под «Муниципальной адвокатурой» понимается образованный общественной организацией с участием органов местного самоуправления процесс правовой помощи гражданам. В отличие от юридической клиники здесь нет прямой взаимосвязи с учебным процессом. Различие между Муниципальной адвокатурой и юридической клиникой можно провести и по целям их деятельности. Цель деятельности клиники, в первую очередь, дать возможность студентам получить практическую подготовку, и лишь за тем, дать конкретное разъяснение гражданам по интересующим их вопросам. Хорошей иллюстрацией сказанного могут служить ограничения в деятельности клиник (например в клиниках берутся далеко не за все дела, и каждый студент оказывает консультацию по своей теме, пройденной в учебном процессе). В муниципальной адвокатуре же главной целью является помощь гражданам в их проблемах и в качеств второстепенных целей — практическое обучение сотрудников и срез общественного мнения, аналогичных клинике ограничений там нет. Как же организован каждый вид общественно-полезной работы студента, в котором он получает навыки применения нормативной базы, каковы их плюсы и минусы для студента? Сначала небольшое отступление. Правовая реформа, проводимая сегодня в нашем государстве, во многом связана с подготовкой квалифицированных юридических кадров. Традиционное юридическое образование состоит из двух взаимосвязанных частей теоретической и практической. Теоретическая включает в себя лекционные и семинарские занятия. Практическая часть зачастую включает в себя ознакомительную, производственную и преддипломную практику. Что же в действительности представляют из себя практические занятия? Ознакомительная практика – ознакомительная и есть. Никакой возможности приложить свои знания у студентов нет. Производственная практика – 50/50. Повезет или нет зависит от того, насколько серьезно к своим обязанностям относится руководитель практики. Зачастую, несмотря на то, что работа непосредственного руководителя практики со студентом оплачивается, к работе своей они относятся формально. И если студент не проявит настойчивости, то вся практика может свестись к схеме: «сиди и не мешай работать, а еще лучше иди, а я тебе все что надо поставлю». К сожалению, такая формальная практика мало что может дать студенту. Преддипломная практика – пожалуй самое серьезное практическое занятие студента. Но в основном студента интересует лишь та часть практического приложения своих знаний, которая напрямую связана с темой его диплома и, следовательно, страдает однобокостью. В этой ситуации едва ли не единственным выходом для студента, желающего активно применить свои знания на практике уже сегодня, является указанная выше работа. К тому же, обострившаяся конкуренция на рынке труда требует от выпускника уже к окончанию вуза иметь и практический опыт работы, и умение вести дела в судах, и определенный круг контактов.
Многие студенты не задумываются о том, что им придется искать работу, столкнуться с тем, что они как специалисты могут быть невостребованны. Заканчивая вуз, такие молодые люди попадают в тупик – да, юрист сейчас нужен всем, но молодой специалист мало кому. Без опыта применения закона на практике, общения с правоприменительными органами, личных контактов в профессиональной среде юрист считается специалистом лишь частично. Данные требования работодателя обусловлены нестабильностью экономики в целом и большинства предприятий в частности. При нестабильном положении предприятия роль долгосрочной кадровой политики падает. Какой смысл брать выпускника, учить его, готовить к работе, в течении работы повышать его квалификацию, если предприятие может закрыться, попасть под массовое сокращение работников, наконец его хозяевам просто невыгодно вкладывать деньги и силы в рост специалиста в такой ситуации. Конечно, это касается в основном мелких и средних компаний, что же касается крупных предприятий, то они ведут кадровую политику в качестве именно долгосрочной перспективы, отслеживая, отбирая и планируя использовать молодые перспективные кадры.
Таким образом, студенты, проявляющие активность в общественно значимой работе, получают дополнительные возможности при приеме на работу. Эти возможности вытекают из следующих особенностей работы: работа студента в общественной приемной несет в себе следующие плюсы:
1. применение законодательной базы на практике – консультации, написание исковых заявлений, жалоб и ходатайств;
2. общение с руководством общественной приемной, обладающим, как правило, определенными возможностями, может дать дополнительный шанс трудоустройства;
3. понимание проблем населения в данном регионе даст реальное понимание существующих проблем и поможет в работе.
Имеет данная фора работы и свои минусы:
1. студент работает самостоятельно без руководства и контроля;
2. нет обучающих программ для студентов; эта форма не предусматривает специализацию.
Работа студента в информационно-правовом центре имеет следующие преимущества:
1. студент постоянно работает именно с нормативной базой и её знания значительно увеличиваются;
2. есть большое поле деятельности для научно-практической работы.
К недостаткам работы в таком центре относятся:
1. нет контакта с гражданами и, следовательно, нет опыта общения с клиентами;
2. нет обучающей программы для студентов.
Работа студента в юридической клинике несет в себе следующие плюсы:
1. работа студента идет под контролем и под руководством преподавателей;
2. применение законодательной базы на практике – консультации, написание исковых заявлений, жалоб и ходатайств;
3. опыт общения.
К основным недостаткам можно отнести:
1. ограничение по кругу вопросов. Работа в Муниципальной адвокатуре даёт следующие преимущества:
1. применение законодательной базы на практике – консультации, написание исковых заявлений, жалоб и ходатайств;
2. практика общения;
3. понимание своей роли в оказании помощи населению;
4. контакт с работниками муниципальных образований может иметь результатом содействие в трудоустройстве.
К недостаткам такой работы можно отнести:
1. отсутствие образовательной программы. Кировское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ в контакте с Правительством Кировской области и администрацией г. Кирова реализует программу «Муниципальная адвокатура». Работают три приемные (в помещениях администрации г. Кирова, муниципальном клубе и областном Дворце молодежи). Для материально-технического обеспечения работы приемных имеется 2 компьютера, на одном из которых установлена правовая база «Кодекс», в приемных имеется юридическая литература. Студенты попадают на работу в программе после прохождения собеседования с юристом и психологом. С сотрудниками программы проводятся еженедельные тренинги и семинары. В течение года проводятся спец семинары по темам наиболее актуальным в работе приемных (за год работ было проведено 6 семинаров). Эти семинары проводят специалисты-практики высокого уровня (областной и арбитражный суд и проч.).
Между тем общественно-значимая работа имеет еще ряд преимуществ, в частности, осознание студентом того, что его работа непосредственно помогает людям в решении их проблем благотворно влияет на морально-нравственное воспитание молодого человека. Собрание же воедино группы активно и позитивно настроенных студентов и проведение с ними постоянных занятий создает серьезный противовес тлетворному влиянию приоритета денежных отношений в обществе.
Нужно отметить, что принцип безвозмездности такой работы принципиально важен, не допускается никакая форма благодарности, особенно денежная. В этом заключается еще одна цель, которую студент сразу не осознает, но впоследствии ощущение сострадания и помощи людям делает его работу осознанной и несущей определенный морально-нравственный аспект.
Методология при работе со студентами в различных типах приемных строится на следующих этапах:
1. отбор участников. Отбор осуществляется из числа желающих получить практическую подготовку именно таким образом. Отбор должен включать в себя не только оценку профессиональных качеств и уровня знаний, но и психологическую и моральную возможность участвовать в работе приемных.
2. непосредственная работа в приемных. Первое, работа должна быть ограничено самостоятельной. Т.е. студент самостоятельно консультирует посетителя, но с обязательным участием еще одного студента. Студент пишет все письменные документы, заключения, но посетителю они выдаются только после проверки опытным юристом. Представительство в суде возможно только при опыте работы в приемной не менее 6 мес., с обязательным информированием о процессе юриста.
Второе, дополнительное обучение студентов строится на двух принципах: текущее – по оперативно возникающим вопросам (проверка исковых заявлений, жалоб, писем с письменной консультацией, вопросов возникших в ходе работы в приемной) и основное – по вопросам, возникшим по итогам деятельности приемной (спецсеминары по конкретным вопросам которые наиболее часто возникают в работе приемной, такие спецсеминары проводят специалисты по конкретным вопросам). Третье, предоставление дополнительных возможностей студентам, работающим в приемной. Такие возможности могут заключаться в пользовании ими библиотекой со спецлитературой, предоставление информации о профессиональных конкурсах и Олимпиадах.
3. Дальнейшие возможности трудоустройства. Работая в приемной студент значительно расширяет свои социальные связи, и возможности его трудоустройства растут. Через свои социальные связи организаторы приемной так же могут оказать содействие в трудоустройстве. Хотелось бы остановится на роли общественной организации при осуществлении студентом общественно-полезной деятельности. Именно общественные организации ставят во главу угла оказание конкретной помощи населению. Именно работа в общественной организации несет в себе морально-нравственную нагрузку и служит хорошей школой воспитания качественно нового поколения российских юристов.
Конечно, общественно-значимая работа не является панацеей от всех бед высшего образования, но то, что эта работа повышает практическую подготовку юриста, содействует его морально-нравственному воспитанию и приносит очевидную пользу обществу несомненно.
Источник: «Юридическое образование и наука» № 2, 2003 год, журнал одобрен ВАК РФ
источник
Серьезной альтернативой разного рода занятий, дезадаптирующих современную студенческую молодежь, а также мерой профилактики девиаций является общественно-полезная деятельность. Как известно, занятость — лучшая таблетка от авантюрных поступков подростков с их нежелательными психологическими и социальными последствиями. Для значительной части молодых людей общественно-полезная деятельность открывает жизненные горизонты. Лидерские посты в студенческой группе развивают организаторские и коммуникативные качества, выполнение разного рода общественных поручений тренирует соответствующие навыки, способность к самоорганизации.
Для понимания функций общественно-полезной деятельности, психологически важно осознавать мотивацию студентов, ибо именно она соотносима с личностными последствиями этой деятельности [7]. Мотивация внешняя (да еще и корыстная) может иметь развивать карьеристские устремления и качества: общественной деятельностью студент СПО будет заниматься лишь из соображений прагматических — для получения определенных бонусов — и оставит ее, как только ресурс полезности будет исчерпан. При других мотивах, например, потребности в самовыражении, могут формироваться способности, а также такие качества личности как ответственность и организованность. Если же подросток движим желанием помочь, принести пользу — можно прогнозировать развитие эмпатии и альтруистического начала, способных стать его стержневыми качествами. Сказанное актуализирует задачу формирования системы мотивов для занятий общественно-полезной деятельностью. В этой связи в работе социального педагога важно учитывать следующие моменты:
- 1) для растущего человека мотив участия в какой-либо деятельности может задаваться взрослым;
- 2) принимая во внимание современные социально-экономические реалии, следует сочетать социальные мотивы для других с мотивами для себя;
- 3) учитывая такие возрастные особенности как увлекаемость, романтизм, коллективизм, мотивировать занятия общественно-полезной деятельностью через использование оригинальных игровых форм с элементами романтики;
- 4) важным мотивом для подростка и юноши — возможность проявить самостоятельность в принятии решений (мотив продиктован чувством взрослости как возрастным новообразованием);
- 5) не менее важный мотив — возможность делать что-то совместно с друзьями, обусловленная коллективистскими побуждениями подростков (ведущая деятельность подростка — эмоциональное общение со сверстниками).
Благородным и полезным видом общественно-полезной деятельности студентов СПО становится волонтерская деятельность, ценность которой для гражданского становления молодых людей нельзя переоценить. В целом значение волонтерства можно определить так:
- • студенты учатся работать в команде, овладевают приемами эффективной групповой коммуникации;
- • овладевают практическими навыками использования различных технологий в волонтерской деятельности;
- • участие студентов в работе группы волонтеров создает предпосылки для их профессионального самоопределения, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества и формированию профессиональных компетенций;
- • волонтерство позволяет упражняться в профессиональной деятельности, формирует навыки будущей профессиональной деятельности;
- • волонтерство способствует духовно-нравственному развитию студентов, формированию гуманистического личностного начала: добровольная бескорыстная работа тренирует привычку не измерять все в деньгах, заботиться о других, подмечать чужие трудности, проявлять доброту;
- • опыт волонтерской деятельности может стать основой тех жизненных установок, которые человек будет иметь в течение всей жизни: молодой человек, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем;
- • волонтерство может выступать психотерапевтическим средством: ощутить себя нужным — это еще одна его привилегия, которую растущий человек может получить от волонтерства. А ведь кому-то из под- ростков-студентов СПО этого может очень не хватать;
- • проведение разного рода волонтерских акций повышает правовую и финансовую грамотность студентов, учит контактировать со спонсорами, государственными органами, формирует таким образом взрослое взвешенное и активное поведение.
Итак, волонтерская работа — всегда дает возможность развития. Сказанное не просто пафос — он подкреплен как личным опытом, так и наблюдениями.
Волонтерство в нашей стране давно уже стало массовым движением, что дает возможность широких контактов с единомышленниками, как правило, интересными и активными людьми. Таким образом, общественно-полезная работа вообще и волонтерство, как ее вид, должны присутствовать в каждом образовательном учреждении. Среднее профессиональное образование только выиграет от активного привлечения студентов к общественной-полезной деятельности в ее различных формах. Социальный педагог в этом движении может выступать инициатором и помощником. При этом благодаря привлечению к волонтерству проблемных студентов связанные с ними отдельные трудности могут исчезнуть сами собой.
Направления волонтерской деятельности традиционно определяются специализацией учебного заведения. Так, будущие парикмахеры безвозмездно работают с пенсионерами, искренняя похвала и благодарность которых становится в последующем мотивом для профессионального самоопределения. Студенты педагогических колледжей посещают детские дома и школы-интернаты, организуют для их воспитанников праздники, концерты, собирают пожертвования. Причем работают с большим увлечением, стремятся встретиться со своими новыми подопечными, чувствуя их искреннюю радость и привязанность.
В организации подобной работы желательно, чтобы инициатива исходила от самих студентов, присутствие в ней взрослых, как правило, не афишируется. Тем не менее социальный педагог может инициировать обращение к студентам со стороны органов социальной защиты населения (обратившись туда с предложением помощи), из школы- интерната, от одиноких, нуждающихся в помощи людей. Такие обращения переадресуются студенческому активу, по чьей инициативе и формируются волонтерские бригады. Очевидно, что главным принципом волонтерства является добровольность. Но включение в это движение накладывает и ряд обязательств перед людьми, которым оказывается помощь, это должен понимать каждый волонтер. Целесообразно в этой связи создать свод правил или своеобразный «Кодекс волонтера», который следует принять на общем собрании, после обсуждения. Как показывает опыт, целесообразно структурировать деловые отношения в волонтерской группе, избрав руководителей, в последующем организующих и поддерживающих это движение в колледже. При этом очень важно не допускать застоя в этом деле, к которому приводят однообразие и монотонность. Поэтому социальному педагогу постоянно надо «держать руку на пульсе», интересоваться, поощрять, подчеркивать значимость этой работы, привлекать внимание руководства колледжа к деятельности волонтеров, способствовать вовлечению новых участников этого движения. Важно помнить, что общественно-полезная деятельность поддерживается мощной мотивацией, и не только моральной. В этой связи полезно использовать все доступные ресурсы, в том числе и поощряющие: это может быть организация совместных поездок, чествования волонтеров на мероприятиях колледжа, проведение клубных волонтерских мероприятий. Полезными для развития корпоративности являются знаки отличия, форма волонтера, которую целесообразно совместно «придумать». Продуктивно и с точки зрения развития волонтерского движения, и с точки зрения мотивации студентов на участие в волонтерском движении взаимодействие в социальных сетях, создание сетевых сообществ, обмен опытом, подготовка совместных акций.
Волонтерство, как уже сказано, обладает мощным воспитательным воздействием, поэтому социальному педагогу важно поддерживать участие студентов в этом движении.
источник
Магомедов Роберт Магомедгалибович,старший преподаватель кафедры физического воспитания филиала ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» в г. Дербенте, декан факультета физической культуры НОУ ВПО «Институт «ЮжДаг»», г. Дербентkhazovasn@rambler.ru
Содержание общественнополезной деятельности студентов–
будущих спортивных педагогов
Аннотация. В статье представлено теоретическое описание содержания общественнополезной деятельности студентов –будущих спортивных педагогов, направленной на решение актуальных социальнопедагогических проблем современной молодежи; охарактеризованы принципы, средства и формы работы студентов, обеспечивающей повышение гражданской активности, толерантности, ответственности молодежи перед обществом и собой.
Ключевые слова: общественнополезная деятельность студентов,потенциал физической культуры и спорта, социальнопедагогические проблемы молодежи, личностные средства решения молодежных проблем,информационные средства решения молодежных проблем, деятельностныесредства решения молодежных проблем.
Целевым ориентиром развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является усиление ее значимости и действенности, создание возможностей полноценного использования потенциала физкультурноспортивной деятельности для гармоничного развития личности и прогрессивногоразвития страны. Особенно важным сегодня является полноценное использование физической культуры и спорта для решения задач гражданского, духовнонравственного воспитания молодежи, ее эффективной социализации. Революционные преобразования, происходящие в российской экономической, общественной, политической жизни, актуализировали серьезные социальнопедагогические проблемы в воспитании и образовании подрастающего поколения, для разрешения которых можно и должно использовать потенциал физической культуры и спорта.Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданской активности, ответственности за настоящее и будущее страны и собственную жизнь –важнейшая задача современной педагогики. Одним из способов решения указанной задачи является обеспечение участия студентов в общественнополезной деятельности. При этом важно, чтобы эта деятельность была ориентирована на преодоление актуальных социальнопедагогических проблем, студенты участвовали бы в ней на основе добровольности и безвозмездности, а сама работа была содержательно связана с их будущей профессией. В этом случае появится возможность нивелирования некоторых негативных проявлений, свойственных молодежи (ксенофобии, правового нигилизма, ценностноцелевой неопределенности или деструктивности и пр.) [1, 2]. А благодаря профессиональной ориентации деятельности будут созданы дополнительные условия для накопления будущими специалистами профессионального опыта, становления у них творческого подхода к труду и ответственности за его результаты [3]. Заметим, что привлечение студентов к решению проблем воспитания подрастающего поколения не противоречит основным целям и задачам профессионального образования. В частности, в вузах осуществляется подготовка специалистов в области физической культуры и спорта, труд которых направлен, в том числе, на решение социальнопедагогических проблем средствами физической культуры и спорта. В контексте настоящего исследования, можно сказать, что перед вузами стоят две важнейших, взаимосвязанных задачи. Вопервых, образовательный процесс призван обеспечить теоретическую, практическую и психологическую готовность будущих педагогов к осуществлению физического воспитания разных групп населения, а также к участию в педагогическом процессе духовнонравственного, гражданскопатриотического, трудового и т.д. воспитания подрастающего поколения,способствуя таким образом эффективной социализации молодежи. Так, в ФГОС ВПОпо направлению подготовки 034300 Физическая культура сказано, что область профессиональной деятельности бакалавра физической культуры включает в себя: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научноизыскательные работы, исполнительское мастерство. В процессе профессиональной деятельности спортивные педагоги призваны участвовать в решении следующих задач: способствование социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурноспортивных занятий, ее приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни, осуществление обучения и воспитания занимающихся в процессе занятий (учитель физической культуры); способствование формированию личности обучающихся в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровомуобразу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции (тренер). При этом в качестве профессиональных компетенций обозначены: способность воспитывать у обучающихся социальноличностные качества (целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность), а также способность использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности,занимающихся для воспитания патриотизма, профилактики девиантного поведения, формирования здорового образа жизни, потребности в регулярных занятиях [4].Вовторых,в вузе должнысоздаваться условия для воспитанияактивных членов общества, патриотов своей Родины, для становления у студентов системы гуманистических ценностных ориентаций, развития личностнопсихологических качеств и способностей,знаний и умений, востребованных не только в профессиональной, но и в социальной практике [5]. Достигается это как средствами физкультурноспортивной деятельности, так и в рамках воспитательной деятельности учебного заведения –при соблюдении ряда условий, в числе которых следующие: –участие студентов в разных видах волонтерской деятельности с освоением в процессе взаимодействия эффективных способов коллективной деятельности, разрешения конфликтов, навыков конструктивного социального поведения;–участие студентов в творческих, спортивных, просветительских мероприятиях как способ расширения поликультурных знаний, коррекции деструктивныхкультурных установок;–включение в содержание профессиональной практики заданий, связанных с решением общепедагогических задач воспитанияучащихсяобщеобразовательных и спортивных школ, организации физкультурнорекреационной деятельности в учебных заведениях и по месту жительства населения и др.;–проведение со студентами бесед о роли личности в развитии общества, о степени влияния активности граждан на внутриполитические и экономические процессы, о значении международного авторитета государства для жизни его граждан (цель –осознание студентами движущей роли активного гражданина в развитии общества); по вопросам многообразия форм, способов и предметных областей социального взаимодействия, способам оценки степени конфликтности ситуаций, стратегиям эффективного поведения в социуме, в разных ситуациях общения (цель –овладение навыками социально одобряемого поведения);–организация бесед и круглых столов, посвященных вопросам этнического и конфессионного многообразия мира, России, региона проживания, содержанияи смыслаобщечеловеческих ценностей как объединяющегоядраразных культур, о наиболее интересных и значимых для различных этнических групп традициях и обычаях, влиянииэтнических и интернациональных факторов на жизнь современных людей, причинахвозникновения современных межнациональных конфликтов и т.п. (цель –повышение толерантности, формирование поликультурной направленности личности студентов);–проведение встреч с интересными людьми, принадлежащими различным этническим и конфессионным группам, социальным слоям, профессиональным сообществам с целью обогащения жизненного опыта студентов положительными примерами гражданственности, профессионализма, общественно полезной деятельности, толерантности и пр. [6].Таким образом, целевые установки воспитательной и образовательной деятельности вузов позволяют рассматривать данные учреждения в качестве организационного ядра и методической базы работы, направленной на решение социальнопедагогических молодежных проблем средствами физкультурноспортивной деятельности.Современным, весьма популярным и действенным способом организации общественно полезной деятельности молодежи являетсяволонтерство. Оно представляет собой широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [7]. К направлениям деятельности волонтеровотносятся, в том числе, поддержка детей и подростков, спортивная и туристская подготовка, досуговая деятельность(организация свободного времени детей, подростков и молодежи) и т.п. Волонтерское движение базируется на семи основных принципах: добровольность, независимость, единство, универсальность, гуманность, беспристрастность, нейтральность. При этом волонтеры работают не только из альтруистических побуждений, но и для и приобретения социального и профессионального опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность –это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути [8].Анализ научных и публицистических материалов, посвященных современному состоянию системы образования и воспитания, гражданской социализации молодежи и т.п. позволяет выделить ряд задач, к решению которых целесообразно привлекать учащуюся молодежь. К ним относятся: –просвещение подрастающего поколения в области противодействия экстремистской пропаганде,полноценного посильного участия в жизни общества, рациональной организации свободного времени,здорового образа жизни и т.п.; –организация досуга школьников (в том числе по месту жительства); –помощь детям и подросткам в профессиональном самоопределении, в поиске способов проявления гражданской активности и т.п.Для будущих спортивных педагогов все вышесказанное означаетиспользование потенциала физической культуры и спорта для решения указанных социальнопедагогических проблем.Физическая культура и спорт как сложное социальное явление выполняют в обществе важнейшие социальные функции в области морали, этики, воспитания. Развивающая функция связана совершенствованием сущностных сил людей, включая мышечную инервную системы; воспитательная –с укреплением выносливости и закалкой морального духа человека, формированиемприверженности высоким нравственными целям, коллективистской направленности личности; образовательная –с просвещением в области теории и истории физической культуры и спорта, содержания и видов физкультурноспортивной деятельности, их значения для здоровья личности и общества; оздоровительногигиеническая –сповышением двигательной активности,становлением здорового образа жизни;общекультурная –с рациональнойорганизацией свободного времени [9, 10и др.]. Кроме того, физическая культура и спортспособствуют процессу социализации личности, обеспечиваютмежличностные отношения, процессы физического и духовного общения людей, служат объединению людей в различные социальные группы, содействуют удовлетворению потребности людей в зрелищах, существенно влияют на становление гуманистического мировоззрения занимающихся и т. д. [11]. Огромное значение имеет спорт как средство социальной интеграции и обеспечения международных связей,как способ демонстрации высших физических и духовных возможностей человека идемократических, нравственных способов и путей их достижения. В целом, физическая культура и спортобладают возможностями комплексного гуманистического воздействия на личность, на отношения между людьми, позволяющими влиять не только на физические, но и на психические и духовные качества и способности человека, на развитие его эстетической, нравственной, коммуникативной культуры и т.д. [12]. Сущность, миссия физической культуры и спорта позволяют использовать ее потенциал для комплексного решения многочисленных социальнопедагогических проблем современной молодежи.
При этом возможно использование следующих средств.
1. Личностных:личность, биография, достижения знаменитых спортсменов; реализация данных средств может осуществляться в виде встреч и бесед с интересными людьми.2. Информационных:знания в области: теории физической культуры и спорта, их значения для становления здорового образа жизни и достижения жизненного успеха; истории спорта, спортивных традиций и достижений спортсменов России, народных подвижных игр и видов спорта; общественной деятельности, роли молодежи в развитии общества и государства, гуманистических ценностейи моральных принципов цивилизованного человека, социально одобряемых жизненных целей и приоритетов; патриотизма и гражданственности, гражданской активности и форм ее проявления; их реализация осуществляется посредством проведения лекций, семинаров, диспутов, встреч, поисковоисследовательской работы.3. Деятельностных:
(а) физкультурноспортивная деятельность: организованные занятия сортом в спортивных школах, кружках и секциях, участие в физкультурнорекреационной активности (походы, экскурсии, подвижныеи спортивные игры в свободное время в школах и по месту жительства), самостоятельные занятия физической культурой и спортом; (б) общественнополезная деятельность: организация и осуществление физкультурноспортивного, рекреационного и духовнонравственного просвещения детей и подростков; популяризация (собственным примером и посредством показательных выступлений) здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом, волонтерство; организация физкультурноспортивной занятостидетей, подростков и молодежи по месту жительства, в том числе, в каникулярное время.Выделенным задачам и средствам должны соответствовать и направления общественнополезной деятельности студентов. К таким направлениям, на наш взгляд, целесообразно отнести просветительскую работу, организацию общественно полезной деятельности подростков и молодежи, организацию активного отдыха детей, подростков, молодежи. Собственно, работа может осуществляться как по месту учебы (в общеобразовательных и спортивных школах, колледжахи вузах), так и по месту жительствасубъектобъектов воздействия (например, на дворовых площадках, если позволяют погодные условия). Учитывая цели работы (решение актуальных социальнопедагогических проблем молодежи) и сущность основной формы ее реализации (волонтерство), деятельность студентов должна базироваться на следующих принципах:–добровольность –участие в общественнополезной работе отрицает всяческое принуждение и обеспечивается исключительно желанием субъектов; –безвозмездность –участие в общественнополезной работе не предусматривает материального вознаграждения, а также стимулирования средствами педагогического оценивания;
–сознательность,активность и инициативность –участие вобщественнополезной работе предполагает убежденность субъектов вважности деятельности, стремление каждого внести теоретический или практический вклад в коллективное дело; приветствуетсявнесение предложений по организации и содержанию работы каждым ее участником;–непрерывность и систематичность –общественнополезная работа осуществляется без перерывов на выходные и каникулы, предполагает направленность воспитательных мероприятий на комплексное решение выделенных проблем;
–социальная ориентация –возможность решения актуальных социальнопедагогических проблем является главным целевым ориентиром в выборе средств, методов работы, проводимых мероприятий; –равноправие и уважение –все участники деятельности равны, не зависимо от возраста, пола, национальной и религиозной принадлежности, места учебы; мнение каждого учитывается при целеполагании, планировании деятельности,выборе мероприятий и т.п.Рассмотрим содержание каждого направления общественнополезной деятельности будущих спортивных педагогов. Просветительская работа может осуществляться в форме лекций, бесед и диспутов, политинформаций. Ее ориентировочное содержание отражено выше –при описании информационных средств решения социальнопедагогических задач. Значение данного направления деятельности заключается в обеспечении когнитивномотивационной основы для повышения этнорелигиозной толерантности и чувства гражданской идентичности учащейся молодежи, снижения привлекательности для нее экстремистских идей и негативного влияния СМИ, повышения у подростков и юношества чувства социальной значимости иобщественной полезности, формирования ценностей свободы, справедливости, патриотизма, человеческого достоинства, равенства, ненасилия и пр., становления позитивного взгляда на будущее,сознательного ответственного отношения к своей жизни и стремления к рациональной организации досуга, повышению двигательной активности.Кроме того, полученная и осмысленная информация станет базой для укрепленияи становления профессиональной направленности личности будущих спортивных педагогов,спортивнопрофессиональногосамоопределения воспитанников детскоюношеских спортивных школ, повышения интереса к физической культуре, спорту,двигательной активности у детей, не включенныхв систематические организованные занятия спортом.Для рациональной организации свободного времени детей,подростков, учащейся молодежи студенты могут использовать средства и методы физической рекреации. Их применение возможно в разных формах: организация и проведение спортивных праздников, соревнований в общеобразовательных и спортивных школах; организация подвижных игр, конкурсов и пр. на дворовых площадках; организация однодневных туристических походов в выходные дни и в период каникулдля молодыхжителей микрорайонов или учащихся школ и пр. Важным аспектом работы может стать применение спортивных и подвижных игр народов Дагестана, России, мира. Сами игры отличаются большим зарядом эмоционального позитива, позволяют получить удовольствие от двигательной активности,а изучение, освоение и сравнение игр разных народов, при условии их грамотного подбора,позволит увидеть не только различия, но сходства между культурами разных этносов. Таким образом, все это будет способствовать, помимо прочего, повышению межэтнической толерантности и уважению к чужим культурам, развитию интернационализма подрастающего поколения. Можно сказать, что организованный активный отдых детей и подростков станет средством отвлечения их от антриобщественных идей, способом профилактики или предотвращения асоциального поведения, по крайней мере, в тех случаях, когда такое поведение является следствием скуки, неспособности или невозможности занять себя интересным делом, безнадзорности и пр.Кроме того, повышение двигательной активности подрастающего поколения не возможно без использования потенциала обязательных регламентированных занятий физической культурой и организованных занятий спортом. В связи с этим данное направление общественнополезной активности будущих спортивных педагогов предполагает их работу в учреждениях общего и дополнительного (физкультурноспортивного) образования. Содержание деятельности может быть связано с участием в проведении уроков физической культуры, тренировочных занятий; значимым аспектом является целенаправленное и актуализированное влияние на интересы, мотивы, эмоции детей и подростков с целью повышения у нихпотребности в двигательной активности. В отличие от предыдущего направления, в данном случае, на наш взгляд, основным методом воздействия на ценностномотивационную сферу учащихся может быть собственный пример студентов, для реализации которого служат и показательные выступления, и соревнования по разным видам спорта (как между студентами, так и между студентами и школьниками или воспитанниками детскоюношеских спортивных школ). Причем такая работа, обязательная в период педагогической и производственной практик, может быть по договоренности с образовательными учреждениями продолжена студентами и в дальнейшем на основе принципов волонтерства, и составить значимую часть их общественнополезной деятельности. Работа студентов по организации общественнополезной деятельности молодежи преследует цель обеспечения подрастающему поколению возможностей для проявления своей гражданской активности, становления у негочувства собственной социальной значимости. Она содержательно связана с двумя вышеописанными направлениями и, в контексте настоящего исследования, может заключаться, прежде всего, в привлечении широкого круга детей и подростков к работе по гражданскому и физкультурноспортивному просвещению сверстников, организации их активного отдыха, по пропаганде физической культуры и спорта, здорового образа жизни и пр. Таким образом, увеличивая число участников просветительской и физкультурнорекреационной работы, студенты –будущие спортивные педагоги будут способствовать расширению круга детей и подростков, отличающихся социально одобряемыми личностными качествами и поведением, обеспечат непрерывность общественнополезной деятельности, а также перевод ее из разряда организованной в разряд самоорганизованной.В зависимости от субъектобъектов общественнополезной деятельности студентов–будущих спортивных педагогов, от проведенной работы правомерно ожидать следующих результатов:1) общих:повышение гражданской активности, становление чувства собственной социальной значимости, накопление опыта общественнополезной деятельности, рациональная организация свободного времени;2) частных:
–для студентов–организаторов работы:повышение профессиональной направленности, увеличение соревновательного и судейского опыта, накопление опыта профессиональнопедагогической деятельности;–для учащихся(работа проводится в общеобразовательных школах, в профессиональных учебных заведениях нефизкультурного профиля, по месту жительства, на дворовых площадках):увеличение количества детей, подростков, юношества, активно занимающихся спортом в спортивных секциях и школах; становление позитивного, заинтересованного отношения к физической культуре; –для юных спортсменов (работа проводится в спортивных школах):увеличение количества подростков, выбирающих физическую культуру и спортв качестве сферы профессиональной деятельности; увеличение соревновательного и судейского опыта.Осуществление вышеописанной деятельности, на наш взгляд,позволит представителям учащейся молодежи ощутить себя полноправными и значимыми членами общества, получить навыки общественной деятельности, обеспечит становление гражданственности и формирование гуманистических целей и ценностей, а также будет способствовать накоплению профессионального опыта и повышению его разносторонности еще в процессе профессиональной подготовки.
Ссылки на источники1.Муртазалиев А.М. Проблемы правовой социализации молодежи. –URL: http://www.opdag.ru/7publik/murtuzaliev/16.htm/.2.Гусаев Т. Омолодежном протесте и формах его выражения // Доклад на заседании Совета по молодежной политике в СКФО от 25 апреля 2011. –URL: http://www.vestikavkaza.ru/news/politika/dagestan/36287.html.3.Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. –М.: Спутник+, 2010. –84 с.4.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»). –М., 2010.5–6. Хазова С.А.Указ. соч.7–8. Волонтер // Википедия. –URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтер.9.Динер В.Л. Теория и методика физической культуры. –Краснодар, 2001.–341 с.10.Холодов Ж.К.,Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.–М.: Академия,2000.–480 с.11.Хакунов Н.Х., Ахтаов Р.А. Физическая культура и спорт в современном мире –социальные аспекты. –Майкоп: Издво АГУ, 2008. –168 с.12.Столяров В.И. Спорт, устойчивое развитие и культура мира. –URL: http://www.mpress.ru/sport/index1.html.
Magomedov Robert,Senior Lecturer, Department of Physical Education Branch of the Dagestan State Technical University in the city of Derbent, Dean of the Faculty of Physical Culture Institute «YuzhDag» Derbentkhazovasn@rambler.ruThe content of public benefit activities of students –future sports educatorsAbstract.This articlepresentsa theoreticaldescription of thepublic benefitofthe students
the futureof sportseducatorsto addressurgent social andeducational problemsof modern youth,describedthe principles,means and forms ofstudent work, providingincreasedcivic participation, tolerance, responsibilitytowards society and theyoutha.Keywords:nonprofit activities of students, the potential for physical culture and sports, social and educational problems of youth, personal means of addressing youth issues, information tools, addressing youth issues, activityrelated means of addressing youth issues.
Рецензент: Хазова Снежана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»
источник
Трудовые и нравственные качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобретает их через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно-полезный труд. Дети учатся понимать, что любая деятельность требует усилий, напряжения, но вместе с тем доставляет радость, приносит пользу.
Общественно-полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию колллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учится руководить и самому выполнять распоряжения других.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развить у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезной деятельности успешно решаются многие воспитательные задачи:
— ребенок живет заботами о важном деле,
-стремится добиться определенных результатов в работе,
— знает, что для этого надо сделать,
— проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Актуальность общественно-полезной деятельности заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребенком того, что жизнь человека, его добрые дела – это ценность на земле, и что счастье его самого, родных, и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, воспитанным, трудолюбивым, готовым нести людям добро.
Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня, развивает умение выражать собственные мысли, умение проявлять чувство уважения к партнерам и сотрудничать в процессе труда.
Цель: воспитание уважительного отношения к труду, людям труда, к родному дому, школе, городу, чувства гордости за свою Родину.
1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьника;
2. Организация многообразной общественно-полезной и творческой деятельности учащихся;
3. Формирование гражданских и организаторских качеств школьников, развитие инициативы самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов;
4. Развитие интереса школьников к общественно-полезному виду деятельности;
5. Активизация общественно-значимой деятельности учащихся;
6. Формирование здорового образа жизни;
7. Воспитание нравственности и патриотизма у школьников.
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников.
Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель самообслуживания – воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в ОУ, в классе, на школьном дворе. Учащихся привлекают к выполнению различных поручений, связанных с поручением по классу, в столовой и в реакреации, к уборке классных помещений, уходу за растениями в классе.
Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды.
Дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по их охране.
В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе. Организуя труд на цветнике, пришкольном участке, у учащихся вырабатываются жизненно-необходимые практические навыки.
Проведение различных акций способствует формированию у детей активной жизненной позиции. Общественно-полезная деятельность ориентирована на эмоционально-нравственное, творческое и трудовое развитие ребенка и тесно связана с такими дисциплинами как ИЗО, окружающий мир, технология.
2. Конструирование из разных материалов;
3. Рисование с натуры и по воображению;
6. Творческие конкурсы( рисование, лепка, сочинение стихов, песен)
7. Проектная деятельность, наблюдение;
8. Коллективные разработки;
10. Встречи с интересными людьми;
11. Организации круглых столов;
16. Просмотр видео и слайдов;
17. оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций.
Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности:
1. Подготовка к труду, трудовому процессу;
2. Подведение итогов, анализ;
В результате учащиеся начальной школы знают и выполняют:
ü Знают и выполняют правила дежурных по классу
ü Знают несколько видов комнатных растений
ü Знают пословицы о труде
ü Знают особенности труда обслуживающего персонала школы
ü Знают способы ухода за комнатными растениями
ü Знают правила бережного отношения к книгам
ü Знают правила личной гигиены
ü Выполняют мелкий ремонт книг и тетрадей
ü Выполняют творческие работы с использованием различных материалов.
источник
Основой деятельности является общественная деятельность студента, проводимая в университете или на ином уровне от лица университета, степень его участия в студенческом самоуправлении университета.
Под общественной деятельностью подразумевается:
— общественная нагрузка (староста, профорг, член профсоюзной организации факультета, член студенческого совета общежитий, член студенческих отрядов) (в случае участия студента в нескольких общественных объединениях или органах студенческого самоуправления учитывается только один показатель, имеющий наибольшее значение);
— участие в акциях, проектах, позиционирующих общечеловеческие ценности, уважение к правам и свободам человека, а также направленные на защиту природы;
— участие студентов в конкурсных мероприятиях, форумах, школах, и т.д. различного уровня от имени вуза и их достижения;
— участие студента в деятельности по информационному продвижению положительного образа вуза (разработка сайта, издание и редактирование печатных СМИ, создание телепрограмм, публикация статей в СМИ разного уровня, в т.ч. в интернет-пространстве). Не рейтингуются штатные журналисты, получающие заработную плату, кроме журналистов работающих в газете «Кадры индустрии».
Данные по мероприятиям и степень участия студентов определяется ответственными организаторами мероприятия, и подтверждаются соответствующими должностными лицами. После чего утверждаются руководством профсоюзной организации студентов ЮРГТУ(НПИ).
Для получения стипендии по научной деятельности могут быть предоставлены следующие документы: документы, подтверждающие систематическоеучастие в проведении (обеспечении проведения):
— социально ориентированной, культурной (культурно-просветительской, культурно-воспитательной) деятельности в форме шефской помощи, благотворительных акций и иных подобных формах;
— общественной деятельности, направленной на пропаганду общечеловеческих ценностей, уважения к правам и свободам человека, а также на защиту природы;
— общественно значимых культурно-массовых мероприятий;
— ксерокопии изданий, подтверждающих авторство, справки редакций средств массовой информации (газет, журналов, теле- и радиопрограмм и др.) подтверждающих систематическоеучастие в деятельности по информационному обеспечению общественно значимых мероприятий, общественной жизни университета (в разработке, наполнении сайта университета, института, организации и обеспечении деятельности средств массовой информации, в том числе в издании газеты, журнала университета);
— выписки из протоколов собраний (заседаний) органов управления общественных организаций, справки от руководителей общественных организаций, заверенные копии членских билетов, подтверждающие участие, членство в общественных организациях в течение года, предшествующего назначению повышенной стипендии;
— выписки из протоколов решений правовой комиссии, конфликтной комиссии и других органов ПОС подтверждающие систематическоеучастие в обеспечении защиты прав студентов;
— заверенный деканом факультета, (директором института (филиала)) проректором по УВР, председателем ПОС, директором студгородка, руководителями общественных организаций перечень мероприятий, в которых принял участие студент, в области общественно-полезной деятельности, в том числе организационной, направленной на поддержание общественной безопасности, благоустройство окружающей территории, природоохранной деятельности или иной аналогичной деятельности, подтверждающий систематическое безвозмездное выполнение студентом указанной общественно-полезной деятельности, копия волонтерской книжки.
Балл по общественной деятельности рассчитывается по таблицам №4, №5 ,№6, №7, с учетом академического рейтинга и коэффициента курса.
В случае наличия академической задолженности или пересдачи экзамена (зачета) по неуважительной причине в течение 2 следующих друг за другом семестров,предшествующих назначению стипендии, повышенная стипендия не назначается.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8105 — | 7778 — или читать все.
193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
источник
МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно — потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.
1.Проверь, все ли готово к работе.
2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.
3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.
4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.
5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.
1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание — часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.
Содержи в порядке свое рабочее место
1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.
3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.
4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.
5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.
6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.
1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.
2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.
3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.
4.Береги время, используй каждую минуту в деле.
5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.
1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Что мы знаем друг о друге»,
I четверть «Осенние мотивы»
Экскурсия на пришкольный участок.
Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.
Сбор листьев для гербарий.
Папка-гербарий «Мои любимые цветы»
Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.
Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.
Путешествие в страну «Золотая осень»
Конкурс рисунков «Я рисую осень!»
Выставка «Мы творим чудеса!»
Литературно музыкальный вечер «Наши родники»
II четверть «Мы сами мастера»
Изготовление флажков к празднику
Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну»
Встреча с мастерами-плотниками.
Разучивание песен о мамах.
Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.»
Праздник «Дорогие наши мамы.»
Игра «Мы делаем снежные фигурки»
Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!»
источник
- http://studme.org/147088/pedagogika/obschestvenno_poleznaya_deyatelnost_studentov
- http://e-koncept.ru/2012/12078.htm
- http://poisk-ru.ru/s47791t5.html
- http://studopedia.ru/10_249162_obshchestvennaya-deyatelnost.html
- http://pandia.ru/text/78/249/86178.php