Меню Рубрики

Общественно полезный труд программа

Рабочая программа (2 класс) по теме:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

на заседании школьного МО

рук. МО _______/Кузьменко И.А.

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1

по внеурочной деятельности

«Общественно полезный труд»

Квалификационная категория: первая

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Поурочное календарное планирование ……………………………….8

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11

Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.

В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.

Цель Программы : развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

Решаемые задачи : воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно — распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .

«Труд лечит, а лень портит человека»

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

• ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• элементарные представления о различных профессиях;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослы­ми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• разнообразие освоенных задач.

2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

• ценностно-смысловая ориентация учащихся;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение выражать свои мысли;

• разрешение конфликтов, постановка вопросов;

• планирование совместной деятельности;

• управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные универсальные учебные действия:

• оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия:

• умение структурировать знания;

• выделение и формулирование учебной цели;

• планирование деятельности для достижения результата.

• синтез, как составление целого из частей;

• выдвижение гипотез и их обоснование;

В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:

  1. Мои поручения в классе и дома (5 ч.)

Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.

  1. Вводное занятие. Режим дня школьника.
  2. Организация дежурства в классе.
  3. Генеральная уборка в классе.
  4. Мои поручения дома.

1.5. Составить свой режим дня.

Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.

2.1. Комнатные растения в доме.

2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.

2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)

2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)

Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.

  1. Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
  2. Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
  3. Изготовление закладок для книг.
  4. Изготовление книжных обложек.

Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.

  1. Изготовление елочных игрушек.
  2. Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
  3. Проведение подвижных игр для дошкольников.
  4. Мероприятие, посвященное дню Книги.
  1. Берегите птиц (6 ч.)

Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.

  1. Зимующие и перелетные птицы.
  2. Какую пользу приносят птицы.
  3. Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
  4. Экскурсия в березовую рощу.
  5. Рисунок птицы.
  1. Школьный двор — лучший двор (5ч.)

Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью

  1. Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
  2. Уборка территории школьного двора.
  3. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
  4. Уход за многолетними растениями на территории школы.

источник

Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Лариса Аношкина
Социально-педагогическая программа трудового воспитания подростков в условиях социально-реабилитационного центра

Программа «Труд — основа моей жизни!»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» в г. Орске — это стационарное Учреждение, обеспечивающее временное проживание и реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предметом деятельности Учреждения является профилактика безнадзорности и беспризорности детей и подростков.

В рамках Центра все более актуальными становятся вопросы, связанные с трудовым воспитанием подрастающего поколения, в целях его подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому, для наиболее успешной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется построение социализирующего и воспитательного пространства для реализации основных видов трудовой деятельности.

Неблагоприятные социальные, бытовые, жилищные проблемы, в которых ребенок находился с рождения, частично, привели его к дезадаптации, к пренебрежению в использовании ежедневных культурно-гигиенических процедур и навыков самообслуживания. У наших воспитанников наблюдается безынициативность, нежелание трудиться, отсутствие трудовых навыков, неумение ценить чужой труд, а присутствуют, такие качества, как лень, цинизм.

Актуальность данной проблемы обусловила разработку дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания «Труд – основа моей жизни!»

Направленность программы «Труд – основа моей жизни!» социально-педагогическая, так как ориентирована на работу с подростками в условиях прохождения реабилитации в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Работая по данной программе, воспитатель привлекает детей подросткового возраста к различным видам трудовой деятельности, строит работу так, чтобы трудовая основа была заложена в ежедневную жизнь.

Новизна данной программы основана на комплексном подходе в подготовке подростков к самостоятельной жизни через трудовую деятельность, при использовании оптимальных форм и методов трудового воспитания.

На наш взгляд, актуальность дополнительной общеразвивающей программы трудового воспитания подростков в условиях ГБУ СО «СРЦН «Росток» в г. Орске неоспорима, так как ценность труда в нашем обществе недооценивается молодым поколением. Отмечая данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение воспитанников к самообслуживающему и общественно-полезному труду.

Практическая значимость программы очевидна, так как полученные результаты в процессе трудовой практической деятельности, в дальнейшем, способствуют положительному отношению детей к труду и их трудовой готовности к самостоятельной жизни.

Данная дополнительная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков подростков нашего Учреждения, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни;

также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

Цель программы: развитие трудовых умений и навыков подростков, необходимых для самостоятельной жизни, посредством их включения в различные виды трудовой деятельности.

Данная цель программы достигается в процессе решения следующих задач:

воспитательные:

— приобщение детей подросткового возраста к активному систематическому участию в трудовой деятельности, сообразно их возможностям и потребностям общества;

— воспитание у воспитанников трудолюбия, чувства уважения к своему труду и к труду членов коллектива; чувства бережного отношения к результатам труда; творческого отношения к труду;

— воспитание у подростков честности, сознательности, моральных качеств, чувства долга и целеустремленности, творческого отношения к труду;

— воспитание трудовой дисциплинированности, взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки в коллективной трудовой деятельности;

— воспитание основ трудовой культуры;

— формирование у подростков системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем;

— формирование у воспитанников потребности в саморазвитии, самосовершенствовании;

— развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

— развитие аккуратности, опрятности, самостоятельности, трудовой активности, ответственности;

— развитие коммуникативных навыков; межличностных отношений;

— способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни;

— приобретение системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности;

— включение подростков в трудовую деятельность при помощи систематического участия в труде;

Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на подростков социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Программа рассчитана на подростков (13-15 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся на государственном обеспечении и не имеющих возможности непосредственно в семье получать социальный опыт по ежедневному овладению культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания, активно участвовать в общественно-полезном труде. Наполняемость группы подростков, проходящих реабилитацию в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, составляет – 10 человек.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы «Труд – основа моей жизни!»: 3 месяца (24 занятия); которые проводятся 2 раза в неделю, время проведения составляет – 1 час.

Реализация программы трудового воспитания подростков «Труд – основа моей жизни!» осуществляется через отработку культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, а также в активном участии в общественно-полезном труде, посредством включения подростков в различные виды трудовой деятельности.

Программа разделена на 2 этапа:

I) Бытовой, самообслуживающий труд.

Бытовой самообслуживающий труд включает в себя два блока:

1) «Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

2) «Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

II. Общественно-полезный труд.

Общественно-полезный труд также включает в себя 2 блока:

2.) «Трудовая неделя. Труд в природе».

Такой вид работы проводится, как трудотерапия – ежедневно, в каникулярное время.

Реализация двух этапов определяет анализ проделанной работы педагога и воспитанников.

Учитывая то, что подростковый период выражается в потребности общения, стремлению к самостоятельности, необходимости самоутвердиться среди сверстников и взрослых, соответственно, в практические занятия включены следующие формы работы:

— индивидуальные (выполнение посильных трудовых поручений);

— групповые (через практические задания, распределяемые по группам).

— и коллективные (работа в бригадах, экскурсии).

Определить эффективность деятельности, в том числе и воспитательной, можно по её результатам.

Знать: 1. Различные виды трудовой деятельности.

2. Технологию работы по приготовлению пищи.

3. Осознавать связь между благополучием человека и его трудом.

4. Соблюдать правила общения в трудовом коллективе, правила приема гостей.

5. Технику безопасности при использовании электрических приборов.

6. Знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.

Уметь: 1. Овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания:

— овладеть системой навыков по уходу за собой;

— уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица,

— наводить порядок в личном гардеробе;

2. Овладение системой элементарных трудовых навыков:

— уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине активаторного типа;

4. Анализировать результаты труда.

Учебно-тематический план.

1)«Позабочусь о себе сам!» («Позабочусь о себе сама!»)

1. Режим дня и личная гигиена подростка.

2. Ароматы тела. Современные средства гигиены.

3. Ежедневный уход за кожей, пораженной угрями. Современные средства ухода за кожей.

4. Порядок в моем гардеробе.

5. Большая стирка. Стирка, чистка, сушка одежды.

6. Волшебный утюг. Глажка рубашек и школьных костюмов.

7. Вылечи вещи! Мелкий ремонт одежды – зашивание дыр, пришивание пуговиц.

8. Помогаю обуви сам! Уход за обувью.

Читайте также:  Магазин вкусно и полезно волгоград

2)«Мужчина на кухне!» («Женщина на кухне!»)

1. Профессия повар. Экскурсия в Центре.

2. Все салаты хороши – выбирай на вкус! Приготовление овощного и фруктового салата.

3. Бутербродный стол. Сервировка стола.

4. Мы гостей встречаем чаем. Сервировка чайного стола.

5. Лакомство для семьи. Приготовление домашнего пирога.

7. Пицца для друзей. Приготовление пиццы.

8. Яблоки на десерт. Запеченные яблоки в духовке.

2.)Общественно-полезный труд

1. Час труда. Наведение порядка в доме.

2. Час труда. Генеральная уборка в доме.

3. Час труда. Дежурство в столовой.

4. Час труда. Уход за комнатными растениями.

2.«Трудовая неделя. Труд в природе».

1. Трудовая неделя. Благоустройство осеннего участка.

2. Трудовая неделя. Уход за осенними цветущими растениями.

3. Трудовая неделя. Благоустройство земельной площади в осеннее время года.

зимнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство зимнего участка.

3. Трудовая неделя. Оформление участка снежными постройками.

весеннее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

2. Трудовая неделя. Благоустройство весеннего участка.

3. Трудовая неделя. Подготовка цветников к посадке растений.

4. Трудовая неделя. Уход за высаженными растениями.

5. Трудовая неделя. Оформление клумб.

летнее время года

1. Трудовая неделя. Благоустройство летнего участка.

2. Трудовая неделя. Посадка растений в цветнике.

3. Трудовая неделя. Уход за цветущими растениями.

4. Трудовая неделя. Оформление клумб.

Доклад на тему: «Требования к личности педагога реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой являются обучение и воспитание. Воспитатель наставляет, как надо.

Организация трудовой деятельности в группе социально-реабилитационного центра В работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра большую роль играет трудовое воспитание. Решаются следующие задачи : — формирование.

источник

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Заместитель директора по УЧ

«____» ________________2014 год

по учебному курсу «Общественно-полезный производительный труд» в 3 классе

учителя начальных классов

Созоновой Анжелики Юрьевны

Сформировать первичные навыки социально- бытовых видов трудовой деятельности и воспитание учащихся к самостоятельному труду в условиях обычных производственных отношений,

В программе поставлены следующие задачи:

1. Дать определённую систему знаний по тому или иному виду труда (профессии);

2. Формирование соответствующих профессионально — трудовых умений и навыков;

3. Воспитание нравственных, личностных качеств, обеспечивающих достаточно успешное включение воспитанников коррекционной школы в производительный труд;

4. Коррекция недостатков на основе трудовой деятельности.

Коррекционная задача связана с проблемой и задачами школы, которая направлена, на подготовку ученика к самостоятельной жизни, к труду, на решение общесоциальных умений и навыков после окончания специального учреждения.

Воспитание правильного отношения к труду у детей с ОВЗ возможно только при систематической организации его собственной трудовой деятельности в семье, в школе, в интернате, при показе конкретных образцов правильного отношения к совершенно конкретным видам труда (труд по самообслуживанию, труд в мастерской, в подсобном хозяйстве, труд при обучении). Виды общественно производительного труда подбирать нужно в соответствии с психофизическими возможностями детей, при обязательном обсуждении с врачом показаний и противопоказаний для каждого ученика, с учётом потребности школы и ближайшего производственного окружения.

Учебный план коррекционной школы в первом, втором и третьем классах отводит по два часа в неделю в урочное время на общественно — полезный, производительный труд. Общественно полезный производительный труд является составной частью учебно-воспитательного процесса, действенным средством воспитания и развития учащихся, который в себя включает следующие виды деятельности:

принимать посильное участие в уборке классных комнат, игровых, медицинского кабинета, уходе за комнатными растениями уход за животными в живом уголке, дежурстве по классу и школе;

заниматься простейшим ремонтом книг (обрезать и подклеивать страницы, оклеивать корешки);

изготавливать закладки для книг;

распускать бракованные трикотажные вещи и сматывать нитки в клубки т.д.

участвовать в работе «Книжкиной больницы», «Мастерской Деда Мороза», «Мастер Самоделкин» и т.д. Игровая форма деятельности младших школьников – полезна, так как позволяет сделать обыденный труд увлекательным, продлить его во времени;

принимать участие в охране природы, благоустройстве школьного двора;

работать на школьном учебно-опытном участке;

собирать природный материал для уроков труда;

выращивать цветочную рассаду (лук, зелень петрушки и укропа).

участвовать в расчистке дорожек, в уборке пришкольной территории.

Программа предусматривает преемственность в общетрудовой деятельности учеников младших и старших классов (генеральная уборка территории школы, оформление школы и зала к празднику, сезонная работа на школьном огороде и т.д.).

Приобретённые трудовые навыки в младшем звене будут совершенствоваться в среднем и старшем звене.

— положительное отношение к труду и людям труда;

— бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;

-формирование коммуникативных и межличностных отношений м/у учениками класса и классами;

-бережное отношение к оборудованию, к инструментам, материалам;

-уход за комнатными растениями и за растениями пришкольного участка;

-соблюдать санитарно – гигиенические нормы рабочего помещения;

-выполнять уличные работы по благоустройству территории;

-соблюдать технику безопасности при выполнении общественно полезных работ.

Данная программа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности при выполнении трудовых заданий, подготавливает учащихся к профессиональному труду в школьных мастерских, а также оказывает психолого-педагогическую поддержку в трудовой деятельности.

источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности, направление — общественно-полезный труд «Творческая мастерская» в 5-х классах

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42 им. Эшрефа Шемьи-заде» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

курса внеурочной деятельности направление

Исмаилова Диана Энверовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно — деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

— патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

— трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

— ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

— ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

— ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

— интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

— формирование информационной грамотности современного школьника; — развитие коммуникативной компетентности;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно — деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 140 часа (4 часа в неделю).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

— широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

— устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

— адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

— выраженной познавательной мотивации;

— устойчивого интереса к новым способам познания;

— адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Читайте также:  Чем полезен имбирный чай с лимоном и медом

Регулятивные универсальные учебные действия

— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

— планировать свои действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

— адекватно воспринимать оценку учителя;

— различать способ и результат действия;

— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

— проявлять познавательную инициативу;

— самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

— преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

— допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

— учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— договариваться, приходить к общему решению;

— соблюдать корректность в высказываниях;

— задавать вопросы по существу;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

— владеть монологической и диалогической формой речи.

— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

— осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

— высказываться в устной и письменной форме;

— анализировать объекты, выделять главное;

— осуществлять синтез (целое из частей);

— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения об объекте;

— обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

— Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

— осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

— использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

— Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

— Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

— Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

— Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

— Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

— Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

— Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

— Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

— Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

— Достичь оптимального для каждого уровня развития;

— Сформировать систему универсальных учебных действий;

— Сформировать навыки работы с информацией.

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

бережное отношение к окружающему миру,

положительное отношение к труду, уважение к людям труда;

умения применять навыки взаимопомощи,

навыки работы в коллективе;

умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,

подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

Характеристика деятельности обучающихся

источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезная деятельность» для 1 класса разработана в соответствии ФГОС.

Общественно полезная деятельность

Рабочая программа «Общественно полезная деятельность» разработана

на основе авторской программы Д.В.Григорьев,Б.В.Куприянов

«Социальное творчество» в соответствии с требованиями Федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа «Общественно полезная деятельность»» основывается на следующих программно-методических материалах:

Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов.-М.: Просвещение, 2011.

ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст№17785 от 22.12.2009.

направлена на достижение обу­чающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуни­кативных) и предметных результатов.

Программа предназначена для детей 7-8 лет и рассчитана на 1 год33часа (1 час в неделю).

Предлагаемая программа курса по ОПД дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».

Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Общественно полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Она организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

Общественно полезная деятельность должна решать общеобразовательные задачи ,способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный труд. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников

новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые

занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных работ успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

Цель программы состоит в формировании у детей первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию; удовлетворении потребностей детей в познанииприроды, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.

воспитание любви к своей школе, к своему посёлку, к своей Родине;

формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;

развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти.

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Организация занятий по программе основывается на ряде принципов.

Принцип гуманизации: на занятиях необходимо создавать атмосферу доверия и сотрудничества;учитель старается предоставить возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и личный опыт, реализовать себя в разных видах познавательной деятельности, а также в играх и в процессе создания творческих работ.

Принцип сезонности: является систематизирующим при структурировании материала .

Принцип единства логического и эмоционально-чувственного познания окружающей природной среды выражается в сочетании естественнонаучных методов с гуманитарными при изучении природы.

Принцип практической направленности заключается в ориентире учителя при реализации программы курса не только на содействие учащимся в овладении знаниями и умениями, но и на создание условий для развития коммуникативной компетенции как интегрированной общепредметной компетенции, направленной на непрерывное образование в современном информационном обществе. В разработанной программе акцентируется внимание на развитие личного опыта человеко — и природосберегающей деятельности школьников в процессе занятий в социоприродном окружении школы. Важно опираться на личный опыт школьников при раскрытии каких-либо закономерностей или решении конкретных экологических проблем. В такой ситуации учащиеся осознают уникальность собственного опыта и приучаются сберегать его в сознании как основу для новых знаний и осмысленных действий.

Принцип креативности: впрограмме предусмотрены задания на организацию творческой деятельности учащихся, в процессе которой человек наряду с материальными и духовными ценностями создаёт и самого себя как личность.

Виды и содержания общественно полезной деятельности:

Самообсуживание– дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей.Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

Сельскохозяйственный труд. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы). Подготовка семян к посеву, внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

Волонтерская работа– забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

Разные трудовые операции.Сбор плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятником. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);

индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

игровая деятельность (высшие виды игры — игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Формы проведения занятий: экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, спектакли, продуктивные игры.

источник

Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Муниципальное образовательное учреждение

с углубленным изучением отдельных предметов № 12

г. Волжский Волгоградской обл.

Общественно – полезный труд

учитель начальных классов

Лазарева Ольга Вячеславовна

Общественно – полезный труд

ХХI век – век высоких технологий. Эта формула стала девизом нашего времени. В современном мире технологические знания, технологическая культура приобретают все большую значимость. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный курс может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Надпредметный курс имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Программно – методическое обеспечение

2.1.Учебно – тематический план

2.3.Информационно – содержательная основа курса

Учебно – дидактическое обеспечение

Читайте также:  Полезная информация для подростков

В программе представлено поурочное планирование для 1 класса по курсу «Общественно – полезный труд» в соответствии с основными требованиями Новых образовательных стандартов на основе Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Поурочные разработки предлагают различные формы и методы организации занятий, предусматривающие размышление, наблюдение, решение творческих задач, планирование работы и коллективный труд. Каждый урок – это обучение технологии наблюдения, изучения материалов, изготовления изделий, планирования своей деятельности. Практическую часть урока обязательно предваряет вводный инструктаж по правилам техники безопасности.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и опыта трудовой деятельности. Основным предназначением является формирование технологической культуры младшего школьника, системы знаний и умений в этом направлении, воспитании трудовых и гражданских качеств его личности.

Общая характеристика курса

Теоретической основой данной программы являются:

Системнодеятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).

Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта (В.А.Петерсон)

Содержание программы предусматривает изучение материала по линиям:

Культура и эстетика материала – 10 ч.

Элементы домашнего и прикладного труда – 10 ч.

Знакомство с миром профессий – 7 ч.

Проектная деятельность – 6 ч.

Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Освоение основ общественно – полезного труда в процессе включения в разнообразные виды трудовой и технологической деятельности.

Овладение безопасными приёмами труда, обще — трудовыми умениями, необходимыми для поиска и использования информации, создания поделок и проектирования.

Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, творческих и коммуникативных способностей.

Основные задачи курса:

развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции;

обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места.

Программа авторская, то есть создана на основе учебно – методической литературы:

Петерсон Л.Г. Кубышева М.А.Типологоя уроков деятельностной направленности.М.: УМЦ «Школа 2000», 2008

Мастерская трудового обучения в 1-4 классах. Методические рекомендации – Новая школа, Арктоус 2000

Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль: Академия холдинг, 2002

ПРОГРАММНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Календарно – тематическое планирование

Узнаём, как работают мастера

Знакомство с «правилами мастеров», инструментами для уроков

Красота окружающей природы

Наблюдение за природой и её объектами. Сбор гербария

Урок открытия нового знания

Расширение знаний о деревьях, их значении в жизни людей

Знакомство с «оригами», правилами техники безопасности при работе с ножницами

Базовая форма «треугольник»: «Кошечка» «Лисица»

Элементарные приёмы складывания

Базовая форма «воздушный змей»: «Уточка «Лебедь»

ознакомление с понятиями и способом складывания: наружу, внутрь

Базовая форма «блинчик»: «Играем сказку»

Занятие – творческая лаборатория

В ходе коллективной работы дети изготавливают поделки оригами и проигрывают сказку

Базовая форма «дверь»: «Избушка»

Складывание поделки из нескольких деталей

Занятие — проект построения системы знаний

Обобщение изученного материала, закрепление умения складывать бумагу разными способами. Работа в группах

Элементы домашнего труда «Приходите в гости к нам»

Рассказы детей о своём доме

«Что где стоит?» Мебель, электроприборы, инструменты

Деление предметов домашнего быта на группы по их назначению

Что такое электричество Электроприборы в нашем доме

Урок открытия нового знания

Разъяснение нового понятия, правила пользования электроприборами

Знакомство с видами комнатных растений, их роль в жизни человека

Рассказ детей о своей комнате, умение организовать своё рабочее место

Работа с картоном, бумагой, фольгой

Изготовление подарка своими руками из данного материала, правила безопасного труда

Урок – обучающего контроля

Самостоятельное изготовление открытки

Открытие нового знания (использование презентации)

Расширение представлений о мире профессий

Где работают мои родители

Рассказы, рисунки, фото о своих родителях

Изготовление геометрических объёмных тел, правила безопасного труда

Создание проекта по теме, работа в группах (правила работы в группе), презентация своей работы

Занятие – исследование (использование презентации)

Знакомство с новым понятием, беседа о назначении моды

Беседа о внешнем виде ученика, разъяснение назначение школьной формы

Правила безопасного труда, нанесение на ткань рисунок, вырезание деталей одежды и сшивание

Урок практической рефлексии

Правила безопасного труда, работа с иголкой, ниткой и тканью, совершенствование умения пришивать пуговицы

Занятие – творческая лаборатория

Расширение представлений учеников о народных традициях, изготовление куклы

Правила безопасного труда, изготовление объёмной поделки

(посильный труд на территории)

Наблюдение за изменениями природы с приходом весны, уборка пришкольной территории

Построение системы знаний (использование презентации)

Систематизация и обобщение изученного, выставка поделок учеников

Методические рекомендации к проведению занятий

«Узнаём, как работают мастера»

Цель: познакомить с «правилами мастеров», с основными материалами и инструментами для занятий.

На вводном занятии используется мультимедийная презентация «Инструменты прикладного труда», определятся основные направления работы учеников и учителя.

«Красота окружающей природы»

Цель: развивать умение наблюдать за природой и её объектами, учить собирать гербарий.

На экскурсии в школьный двор выявляются знания детей о растениях, растущих там, проводится беседа о том, как сделать двор чище и краше.

Цель: расширить представления детей о мире деревьев, выяснить, какие материалы даёт дерево человеку.

Особое внимание уделяется бумаге и её значению в жизни человека.

Цель: познакомить с искусством оригами, его историей.

Учитель рассказывает о родине оригами. Обязательна демонстрация поделок из бумаги.

«Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК»

Цель: познакомить с элементарными приёмами складывания.

Учитель демонстрирует приёмы складывания, комментируя каждое своё действие. Обязательна индивидуальная работа с учениками.

«Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ»

Цель: формирование умения применять изученный алгоритм при работе с новой моделью.

Необходимо использовать наглядные пособия – схемы с различными примерами складывания бумаги. Дети самостоятельно (под контролем учителя) организуют свою деятельность.

Цель: развивать умение работать в группе.

Перед началом работы над созданием поделок учитель проводит беседу о правилах работы в группах, дети делятся на группы и получают задание. По окончании работы коллектив объединяется и проигрывает сказку с использованием изготовленных поделок.

Цель: учить работать с модулями.

Можно организовать работу в парах, где дети создают несколько модулей из бумаги и собирают их в поделку.

Цель: систематизировать и обобщить полученные знания в процессе проектной деятельности.

Организуется краткосрочный проект (2 занятия) по теме, дети делятся на группы и выбирают объекты (герои сказок), которые будут изготавливаться. В процессе работы групп учитель контролирует и направляет их деятельность. В конце второго занятия каждая группа делает презентацию своего проекта. Все остальные оценивают результат.

Цель: познакомить с обязанностями по дому, разъяснить необходимость их выполнения.

Занятие направлено на развитие нравственно – эстетических качеств детей, ответственности за себя и своё окружение. Разъясняется надобность содержания дома в чистоте, необходимость в помощи родителям.

Цель: определить группы бытовых предметов разного назначения, выделить опасные для здоровья человека.

В ходе беседы определяются группы бытовых предметов: мебель, электроприборы, бытовые инструменты и т.д. выясняется, какие предметы представляют опасность для здоровья и жизни человека.

12. «Электроприборы в нашем доме»

Цель: расширить представление детей об электричестве и электроприборах.

Слушается рассказ о том, как возникло электричество, и какие изобретения в этой области сделал человек. Учитель проговаривает правила пользования электроприборами.

13. «Сделаем наш дом уютней»

Цель: расширить представления детей о комнатных растениях.

На первом занятии дети знакомятся с видами комнатных растений, уходом за ними. На втором занятии дети учатся сами ухаживать за растениями в классе, делается вывод о значимости комнатных растений, их пользе или вреде.

Цель: научить самостоятельно организовать своё рабочее место дома и поддерживать его в чистоте.

Дети делятся впечатлениями о своей комнате, рисуют расположение предметов в ней. С помощью презентации можно показать, как организуется рабочее место в комнате ученика.

Учиться изготавливать подарки своими руками.

Перед занятием повторяются правила безопасного труда. Используя различные материалы ( бумагу, фольгу, картон, гофре ), ученики с помощью учителя выбирают направление и изготавливают поделку.

Цель: уметь контролировать свою деятельность в процессе изготовления открытки.

Ученик сам продумываем алгоритм своих действий перед выполнением работы. С помощью учителя проговаривается и составляется план действий. Затем дети самостоятельно выполняют работу.

Цель: расширить представления детей о мире профессий.

С помощью презентации, опираясь на опыт учеников, проходит знакомство с миром профессий. Определяются особенности некоторых профессий. Дети рисуют, кем они хотят стать.

Совершенствование умения работать с пластилином.

На практическом занятии можно работать в парах. Изготавливаются объёмные геометрические тела, их которых складываются башенки, дома, крепости.

19. «Где работают мои родители»

Цель: познакомиться с профессиями жителей нашего города.

Ученики, используя рисунки, фотографии, рассказывают о том, где работают их мамы и папы. Можно пригласить на занятие родителей определённой профессии.

Цель: создание проекта по теме.

Организуется краткосрочный проект (2 занятия) по теме. Повторяются правила работы в группах. В конце второго занятия дети презентуют свои продукты проекта.

Цель: расширить представления детей о моде.

В ходе беседы и показа презентации раскрывается история моды и её направлений.

Цель: разъяснить назначение школьной формы.

Проводится беседа о необходимости следить за своим внешним видом. Ученики выясняют – зачем нужна школьная форма?

Цель: умение работать с тканью, развитие творческого воображения.

Проводится инструктаж по правилам безопасного труда. На первом занятии по готовым шаблонам дети наносят рисунок на ткань и вырезают выкройки. На втором – сшивают детали, получая готовую модель. Затем оценивается работа детей.

Цель: совершенствование умения пришивать пуговицы.

Перед первым занятием обязателен инструктаж по правилам безопасного труда. Учитель контролирует и направляет работу детей, помогает индивидуально. На втором занятии можно организовать работу помощников – инструкторов на каждом ряду.

Цель: расширить представление учеников о народных традициях.

Организуется беседа о русских народных традициях. Дети по образцу учителя изготавливают из толстых ниток куклу, затем украшают её.

Цель: умение работать с деревянными палочками.

После инструктажа по ПБТ ученикам предоставляются варианты «домиков из спичек». Проговаривается поэтапный алгоритм работы со спичками. Можно предложить работу в парах.

Цель: развивать умение наблюдать за изменениями природы и её объектами.

Проводится экскурсия на школьный двор, в ходе которой выясняется, что нужно сделать, чтобы двор стал чище и наряднее. По возможности можно организовать посильный труд на пришкольном участке.

Цель: систематизировать и обобщить полученные знания.

Представляется презентация о достижениях детей (фото, рисунки), организовывается выставка работ обучающихся, на которой по одному или группой дети демонстрируют свои достижения.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Положительное отношение к труду

Готовность к безотказной помощи родителям, одноклассникам, учителю

Позитивные отношения в классном коллективе

Повышение компетентности педагога в общественно – полезном направлении

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу года первоклассники должны иметь представление об основах общественно – полезного труда, овладеть безопасными приёмами труда.

Уметь составлять алгоритм своей работы и выполнять его поэтапно, а так же оценивать результат своего труда.

Различать материалы: природные и искусственные, уметь изготовить поделки из бумаги, картона, фольги, пластилина, ткани и ниток, правильно собирать и хранить гербарий.

Знать о профессиях и их особенностях.

Уметь организовать своё рабочее место, содержать в порядке свою комнату, следить за своим внешним видом.

Уметь наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений.

Учебно – дидактическое обеспечение.

Мультимедийные презентации по темам.

Наглядные пособия: схемы оригами, «Что нам даёт дерево», схема квартиры и комнаты, выкройки.

Предметные образцы: поделки оригами (кошечка, лисица, утка, лебедь, избушка), кукла из ниток, поделки из картона, бумаги и фольги, образцы из ткани.

источник

Источники:
  • http://www.maam.ru/detskijsad/socialno-pedagogicheskaja-programa-trudovogo-vospitanija-podrostkov-v-uslovijah-socialno-reabilitacionogo-centra.html
  • http://www.metod-kopilka.ru/rabochaya_programma__po_uchebnomu_kursu__obschestvenno-poleznyy_proizvoditelnyy_trud_v_3_klasse-19879.htm
  • http://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-napravlenie-obschestvennopolezniy-trud-tvorcheskaya-masterskaya-v-h-klassah-945013.html
  • http://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-obshchiestvienno-polieznaia-d.html
  • http://videouroki.net/razrabotki/proghramma-nadpriedmietnogho-kursa-napravlieniie-obshchiestvienno-polieznyi-trud.html