Меню Рубрики

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом

деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни уменья, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства.
1. Озаглавь текст.
2. В чём проявляется значение общества для человека?
3. Какие факты являются основанием о значимости общества для человека?

1. Человек и общество
2. Люди должны оказывать взаимопомощь друг к другу
3. Если бы люди не оказывали взаимопомощь друг другу не хватило бы умения и времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно.

отношений власти и подчинения*?

необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для
сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать
взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать
и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему
способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один
больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы
он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать
многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусства и науках,
которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы
и для её блаженства.»

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

охарактерезуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 4.Как вы понимаете связь прошлого , настоящего и будущего в истории стран и народов?Приведите пример . 5.Опираясь на знания по истории , литературе , другим предметам , приведите примеры , характирезующие роль народа в историческом процессе. 6.Верно ли утверждение,что мировозрение может иметь не только отдельная личность , но и социальная группа , нация , историческая эпоха ?Поясните своё мнение ,потвердите его примерами.

охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

и охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841—1911) писал, что знание прошлого — «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация — уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ С ЧЕМ МОЖЕТЕ. ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

источник

Тетрадь для практических работ по обществознанию

Общество и общественные отношения

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

2. Какова взаимосвязь общества и природы?

3.Назовите основные сферы общественной жизни общества. Покажите их взаимосвязь.

4. Какие отношения можно считать общественными?

5. Какие науки изучают общество?

1. Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство. Ему приходится приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.

Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?

2. Прочитайте текст и выполните задания.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять жать, молоть, варить, ткань, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства.

1. Озаглавь текст.___________________________________

2. В чем, по мнению, Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?_____________________

4.Напишите сценарий фильма, действие которого происходят на нашей планете в 2200 г. Ваша задача – дать представление об отношении людей к природе и о его последствиях.

Название фильма __________________________________

Основные действующие лица ________________________

5. В разные исторические периоды в человеческом обществе господствовали различные взгляды на природу и отношение к ней. Прочитайте два основных утверждения:

Как вы понимаете эти высказывания? С каким утверждением согласны и почему?_________________________

1. Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство. Ему приходилось приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.

Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

3. Установи соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни:

1) выборы главы государства;

4. Совместите в таблице понятия и определения.

А. Исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

Б. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление

3.Политическая сфера общества

В. Социальная организация страны, основанная на социальной структуре

Г. Сфера общества, включающая центральные и местные органы власти, армию, милицию, налоговую и таможенную службу, а также политические партии

5.Экономическая сфера общества

Д. Территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом

6.Социальная сфера общества

Е. Сфера общества, включающая в себя культуру, науку, образование и религию

7. Духовная сфера общества

Ж. Политическая организация страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру управления

З. Сфера общества, охватывающая классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом

5. Завершите схему «Признаки общества».

Какие сущностные черты свойственны человеку?

Как менялись философские воззрения на сущность и бытие человека?

Что известно науке о происхождении человека?

В чем различие понятий «индивид» и «индивидуальность»?

1.Древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он ответил: «Ищу человека». В каком значении Диоген употреблял слово «человек»?. Свой ответ поясните.

2.Попробуйте составить перечень обстоятельств, которые активно влияют на формирование личности человека.

3.Прочитайте фрагмент исторического текста и выполните задания.

Наполеон Бонапарт родился на острове Корсика в 1769 ., через три месяца после перехода острова во владение французов. Его отец был дворянином. Он признал французское владычество и стал фаворитом французского наместника. В 1779 г. отец отправил Наполеона на учебу в Британскую военную школу. Затем его перевели в Парижскую военную школу. Наполеон плохо знал французский язык, что создавало проблемы в обучении. После учебы он начал военную службу в чине артиллерийского поручика. В обществе он проявлялся редко из-за недостатка средств, читал военную и политическую литературу. Участвовал в революционных событиях, а после удачного штурма Тулона (1793) по приказу Конвента был произведен в генералы. Когда Конвент пал и власть поменялась, Наполеону пришлось искать расположение новой власти.

Подумайте, какие события и факты оказали влияние на формирование личности Наполеона?

4.Прочитайте высказывание известного английского писателя С. Смайлса и выскажите свое мнение.

Каждый из нас сам вычеканивает цену собственной личности, человек бывает мал или велик в зависимости от собственной воли.

5.Прочитайте текст и выполните задания:

Читайте также:  Полезные привычки 1 класс рабочая тетрадь

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там много народа.

— Почему ты обманул меня? – закричал он на Эзопа.

— Взгляни на этот камень, — ответил Эзоп. – Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

В каком значении употреблено понятие «человек»? Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

6.В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результаты опроса приведены в диаграмме. Внимательно изучи диаграмму и ответь на вопросы.

Вопросы к диаграмме:

1.Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

2.Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

3.Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

4.Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?

5.Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.

1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.

а) человек как социальное существо с присущими ему чертами;

б) отдельно взятый представитель человеческого рода;

в) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Сущность человеческой деятельности

1. Каковы отличительные признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется его отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем состоит отличие между ними?

1. И.В. Гете писал: «Поведение – это зеркало. В котором каждый показывает свой лик».

Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры различного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях проявляется личность?

2. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899 – 1961) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом 2дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

3. Составьте список своих потребностей за прошедшую неделю (1 – 15).

4. Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Старик жил со своей старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды он поймал золотую рыбку, которая могла выполнить любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом – избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом – царицей. И наконец – владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.

1.Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи.

2. Перечислите, какие потребности не возникли.

3. Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?

4. Внимательно посмотрите на фотографии. Определите, об удовлетворении каких потребностей идет речь.

1. Каковы основные виды деятельности? Как они связаны между собой?

2. В чем состоят особенности творческой деятельности?

3. Что общего между трудом, учебой и игрой? Чем они отличаются? Какое значение в жизни человека имеют эти виды деятельности?

1. О каком виде деятельности идет речь в следующем высказывании академика И.П. Павлова: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединил «голову с руками»?

2. В греческом мифе дочери царя Даная за убийство мужей после смерти были осуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве. Как вы охарактеризуете такую деятельность? Что означает выражение «бочка Данаид»?

3. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»?

4. Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан заявлял: «Все радости жизни в творчестве».

Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?

1. Могут ли телевизор и компьютер заменить общение с людьми? Аргументируйте сове мнение.

2. Каковы основные точки зрения на соотношение деятельности и общения? Какой точке зрения на соотношение деятельности и общения вы отдаете предпочтение? Почему?

3. Что такое коммуникация? Приведите примеры коммуникации, проанализируйте их с точки зрения содержания информации, способа ее передачи, характеристики участников коммуникации.

4. Какой вид общения представлен в следующем отрывке? Знакомо ли вам произведение, из которого взят отрывок? Какие еще необычные примеры общения встречаются в этом произведении?

1. В известном произведении Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию» рассказывается о войне между могущественными империями – Лилипутией и Блефуску. Эти государства воюют в течении 36 лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства: император Лилипутии выпустил указ о том, что вареные яйца надо разбивать только с острого конца. В ходе войны, которая велась с переменным успехом, Лилипутия потеряла 40 линейных кораблей и огромное число мелких судов с 30 тысячами лучших моряков и солдат, потери Блефуску были еще значительнее.

Как вы думаете, в реальной жизни непонимание и неумение договориться может привести к таким серьезным последствиям?

1. Определите, к какому виду общения относятся предлагаемые ситуации:

— Два приятеля разговаривают о прошедшем рок-концерте, один очень доволен, другой считает, что организация была плохая.

— Родители уговаривают сына поехать на выходные с ними на дачу. Сын-восьмиклассник хочет остаться дома, пообщаться с друзьями.

— Мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице и помогает ей выйти.

— После окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

2. Заполните таблицу «Правила общения», указа не менее трех позиций по каждому положению.

3. Письменное общение – важная форма общения между людьми. Напишите дружеское послание воображаемому или реальному другу, содержащее описание вашей жизни и вопросы о его делах (5 – 10 предложений).

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Свой ответ обоснуйте.

2. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

3. Какой человек может стать преступником? Почему?

4. В чем социальная опасность преступности?

1. Как вы понимаете высказывание английского историка Г.Т. Бакла (1821 – 1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из СМИ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. По вопросу о борьбе с преступностью возникала дискуссия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрит на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками – высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, — тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное – неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится. А что по этому вопросу думаете вы?

3. В 1989 г. был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтеучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вредное влияние на здоровье человека, 70,1% — что они приводят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9%, больным – 44%, морально опустившимся – 46,5%, преступником – 19,9%. Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?

1. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведенные в школах одного из регионов в 2009 г., обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

— они помогают отвлечься от личных неприятностей;

— это приятно, от них балдеешь;

— все друзья пробуют, не хочется быть белой вороной;

— употреблять наркотики – это круто;

— на дискотеке надо делать то, что делают все.

Составьте краткое обращение к своим сверстникам, ссылающимся на любую из этих мотиваций, и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

2. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм. Приведите аргументы за и против этого мнения. Каково ваше мнение по данной проблеме?

3. Опираясь на личный социальный опыт, заполните таблицу:

источник

Таблица 1. Взаимоотношения общество/государство/страна.

      Общество Государство Страна
      Образование +
      Недра +
      Прокуратура +
      Народ +
      Армия +
      Социология +
      Семья +
      Законодательство +
      Природа +
      Хоккей +
      Безработица +
      Транспорт +
      Профсоюз +
      Территория +
      Пресса +
      Энергетика +
  1. „Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей». Б. Спиноза.

Какие основные потребности людей удовлетворяет общество? Какое из многочисленных определений понятия „общество» представляется вам наиболее точным и практичным? Почему?

Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи. Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели.

Мировосприятие и мироотношение личности 4 – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни, система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить три группы основных потребностей удовлетворяющих социумом:

1) социальные потребности (потребности в понимании, причастности к какой-либо группе, привязанности и поддержке);

2) статусные потребности (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);

3) потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

Таким образом, происходит социализация индивида 5 это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества. Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития.

Понятие „общество» имеет многочисленные определения, такие как общество – это 6 :

1) совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически;

2) исторически конкретный тип соц иальной системы , определённая форма социальных отношений;

3) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами;

4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью;

Наиболее точным и практичным определением данного понятия, на мой взгляд, представляется, что общество — это исторически сложенное единение людей, имеющих общие интересы и ценности, так как считаю, что именно такая формулировка в полной мере отражает системные параметры, характеризующие общество как социальную систему.

6.Методы сбора социологический информации. Заполните таблицу. Поясните.

Общественная жизнь постоянно ставит перед человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их «ядро»), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. Согласно этому, в таблице 2 предоставлены методы сбора социологической информации, преимущества и недостатки каждого из методов, а также сфера его возможного применения.

Таблица 2. Методы сбора социологической информации.

а) непосредственность восприятия;

б)возможность более глубокого изучения проблемы, отслеживания эмоциональных реакций;

в)получение информации –оперативно;

г)возможность использования метода прямого наблюдения в сложной, экстремальной ситуации;

д)полученная информация не зависит от эмоционального состояния и желания респондента участвовать в исследовании;

ф) применим как в лабораторных условиях, так и в естественной социальной среде.

а)невозможность контролировать ход исследования;

б)сложность фиксирования результатов наблюдения, обработки, описания и анализа;

г) присутствие исследователя, который, так или иначе, влияет на поведение изучаемых лиц, что следует принимать в расчет при регистрации и интерпретации данных, собранных подобным образом.

ж) информационные технологии;

а) относительная объективность получаемой информации;

б) возможность регулярного получения информации о ходе и эффективности событий;

в) позволяет исследовать стратегию, «поле жизнедеятельности» объекта;

г) отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект;

д) высокая степень надежности получаемых данных;

е) возможность получения информации, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов.

а) сложности отбора источников информации в связи с их специализацией по функциональному признаку, часто не совпадающему с задачами исследования;

в) необходимость высокого уровня квалификации аналитиков.

Читайте также:  Полезные мелочи для дачи и огорода

ж) информационные технологии;

Анкетирование а) возможность в быстрые сроки охватить довольно большие группы людей, что позволяет выявить целевую аудиторию;

б) относительная дешевизна.

б) проблема экстраполяции результатов.

Интервью а) позволяет выявить индивидуальные мнения респондентов, особенности;

б) позволяет разъяснить респондентам отдельные вопросы методики;

в) возможность охватить социально-незащищенные слои населения (слепых и неграмотных), включая их в состав целевых групп.

а) возможность влияния личных особенностей интервьюера, его поведения на ход интервью и содержание ответов;

б) трудоемкость проведения интервью;

в) возможность недоверчивого отношения респондентов к интервьюеру.

Экспертная оценка а)оперативность получения требуемого решения;

б)разностороннего анализа проблем;

в)комплексный охват решаемой проблемы.

сложность организации экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать непринужденную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоотношений. методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения событий в настоящем, так и для целей прогнозирования. Эксперимент а) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;

б) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;

в) количественно изменять условия эксперимента;

г) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.

а) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;

б) аналитичность и абстрактность эксперимента не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях;

в) осложняющая роль воздействия экспериментатора.

источник

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 8 класса, авторов Котова О.А., Лискова Т.Е.

1. В каких смыслах употребляется понятие «общество»?

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию. Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временному; по способу производства и т. д.

Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов; с другой точки зрения, сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределение совместно произведённого продукта, ещё не составляют в специальном, социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности. Если натурализм (вульгарно-социологическая трактовка общества) утверждает, что общество сводится к своим материальным носителям, то в феноменологических его интерпретациях общество относится к ментальности и формам общения («социумам»).

2. Найди в тексте учебника и выпиши три-четыре основных признака общества.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает таким признакам, как (по Э. Шилзу): объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки заключаются между представителями данного объединения; пополнение общества происходит преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у объединения есть собственное название и своя история; оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность (всеобъемлющий характер); автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

3. Запиши определение понятия.

Общественные отношения — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.

Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

Приведи примеры общественных отношений.

Общественные отношения бывают:

1. Классовые (рабовладельцы и рабы, феодалы и зависимые крестьяне)

2. Национальные (между национальными государствами)

3. Этнические (между этносами, живущими рядом)

4. Групповые (Например фанаты разных клубов)

5. Межличностные (Между друзьями, сослуживцами, родителям и детьми)

6. Правовые (человек перед судом)

4. Запиши определение понятия.

Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Какие виды социальных норм тебе известны?

Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание — по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды: нормы права (правовые нормы); нормы морали (нравственности); религиозные нормы; корпоративные нормы; нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Нормы морали — это своеобразные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм. Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Религиозные нормы. Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии. В религиозных нормах: определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру; определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств; регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни; закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.). Корпоративные нормы: создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре; распространяются на членов данного сообщества; обеспечиваются предусмотренными организационными мерами; закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения.

Традиции — под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.

Ритуалы — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека.

Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

1. Дозволение — указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны (Пример: Традиционно, первая суббота февраля встреча выпускников, но никто не заставляет туда идти, или одевать шапку зимой. А шапку одевать надо)

2. Предписание — указание на требуемое действие (Пример: Правила этикета. Помощь пожилому человеку, уступить место)

3. Запрет — указание на действия, которые не следует совершать. (Пример: Запрещено продавать детям до 18 лет. спиртные напитки и сигареты)

Нормы дозволения: свобода вероисповедания, свобода совести, право на использование личного времени по своему усмотрению

Нормы предписания: в случае экстренных ситуаций вызывать 112

Норма запрета: Курение в общественных местах запрещено!

5. Прочитай текст и выполни задания.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.

(Б. Спиноза (1682—1677), нидерландский мыслитель)

1) Озаглавь текст.

Для чего необходимо общество?

2) В чём, по мнению Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?

По мнению Б. Спиноза значимость общества для человека – это взаимопомощь, т.к. один человек в этой жизни один со всем не справится.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается.

3) Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?

Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.

4) Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа.

Например, художник или писатель не смогут написать научные труды, человек, всю жизнь работающий в офисе и проживающий в городе, не смог бы накосить сена или вырастить огород, архитектор не может лечить, он не врач, таких примеров достаточно много.

5) Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства. Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

Изучая искусство и науку, возможно обогатиться духовно, благодаря науке мы познаем много: факты, термины, что-то неизведанное и т.д., так мы развиваемся умственно, искусство же позволяет расслабиться, пребыть в своих мечтах и возможно в совершенно другом мире.

1) Заполни пропуски в схеме.

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

2) Определи стадию развития общества в каждом примере, заполни таблицу.

Читайте также:  Чем полезен геркулес по утрам на воде

источник

Прочитай текст и выполни задания «Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусства и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.» 1. Озаглавьте текст. 2. В чем, по мнению Б. Спинозы проявляется значение общества для человека? 3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека? 4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить сене то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. 5. Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

Прочитай текст и выполни задания «Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусства и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.» 1. Озаглавьте текст. 2. В чем, по мнению Б. Спинозы проявляется значение общества для человека? 3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека? 4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить сене то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. 5. Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

1.Общество в жизни человека 2.По мнению Б. Спиноза значимость общество для человека-это взаимопомощь, т.к. один человек в этой жизни один со всем не справится 3.» . В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни.» 4. Например художник или же худ. писатель никогда не смогут написать научные труды, человек, работающий в офисе и проживающий в городе, не смог бы накосить сена или «вырастить» огород, конструктор не может лечить, он не врач, таких примеров достаточно много. 5. Изучая искусство и науку, возможно обогатиться духовно, благодаря науке мы познаем много: факты, термины, что-то неизведанное и т.д., так мы развиваемся умственно, искусство же позволяет расслабиться, пребыть в своих мечтах и возможно в совершенно другом мире.

источник

Прочитай текст и выполни задания «Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусства и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.» 1. Озаглавьте текст. 2. В чем, по мнению Б. Спинозы проявляется значение общества для человека? 3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека? 4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить сене то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. 5. Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

Прочитай текст и выполни задания «Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусства и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства.» 1. Озаглавьте текст. 2. В чем, по мнению Б. Спинозы проявляется значение общества для человека? 3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека? 4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить сене то, в чём он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа. 5. Б. Спиноза подчёркивал, что искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для её блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

1.Общество в жизни человека 2.По мнению Б. Спиноза значимость общество для человека-это взаимопомощь, т.к. один человек в этой жизни один со всем не справится 3.» . В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чём он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни.» 4. Например художник или же худ. писатель никогда не смогут написать научные труды, человек, работающий в офисе и проживающий в городе, не смог бы накосить сена или «вырастить» огород, конструктор не может лечить, он не врач, таких примеров достаточно много. 5. Изучая искусство и науку, возможно обогатиться духовно, благодаря науке мы познаем много: факты, термины, что-то неизведанное и т.д., так мы развиваемся умственно, искусство же позволяет расслабиться, пребыть в своих мечтах и возможно в совершенно другом мире.

источник

Урок 14. В чем состоит единство общества

Цель урока: познакомить учащихся с проблемами, возникающими при определении сущности общественных отношений; дать представление о современном понимании понятия «общество».

Основные понятия: духовная близость, историческая память, общественные отношения, общая история, общий язык, общество, признаки общества.

1. История развития научных представлений об обществе.

2. Сущностные признаки общества.

3. Общее и различия между понятиями «общество», «государство», «стран а».

Целесообразно урок по данной теме провести с использованием различных приемов обучения: лекции (первая часть урока); проблемной дискуссии (вторая часть урока). Организация учащихся на уроке индивидуально-групповая.

В начале урока необходимо отметить, что философские споры о сущности общества продолжаются уже более двух тысяч лет и данная проблема не обусловлена сугубо научным интересом, а имеет большое практическое значение, поскольку человек — существо социальное и может вести полноценную жизнь только в среде себе подобных. Следовательно, разгадать сущность общества, т. е. причины, связывающие людей в некое единое целое, механизмы взаимоотношений между людьми, занимающими разное социальное положение, означает гарантировать само существование общества, обеспечение его стабильности и возможности решать многие насущные проблемы.

Далее рекомендуем подробнее остановиться на истории изучения проблемы общественных отношений.

Как известно, о классовом делении общества, методах его управления, принципах общественной справедливости размышляли философы разных стран и народов начиная с VI в. до н. э.

Рассказ о решении этой проблемы в Новое и Новейшее время можно начать с чтения отрывка из «Богословско-политического трактата» одного из самых интересных философов Нового времени — нидерландского мыслителя Б. Спинозы.

«Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое для поддержания жизни.

Люди, живущие с варварами без гражданственности, ведут жалкую, почти скотскую жизнь, однако они и то немногое, жалкое и грубое, что есть у них, не приготовляют себе без взаимной помощи, какова бы она ни была. Теперь, если бы люди от природы так были созданы, что они ничего не желали бы, кроме того, на что им указывает истинный разум, то общество, конечно, не нуждалось бы ни в каких законах, но, безусловно, довольствовалось бы обучением людей истинным правилам морали, дабы люди совершенно добровольно и от всей души делали то, что истинно и полезно. Но человеческая природа устроена совсем иначе. Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей».

Закончив чтение отрывка, необходимо выделить проблемы, обозначенные философом, записав их на доске. Это позволит учащимся проследить, как проблемы общественного развития решались другими учеными Нового и Новейшего времени (лучше, если учитель сделает это вместе с учащимися).

Основные идеи, высказанные Б. Спинозой:

1. Общество необходимо для выживания людей.

2. Существование общества — результат взаимодействия и взаимопомощи людей.

3. Для того чтобы общество существовало, необходима власть силы и законы.

4. Сила власти и законов нужна потому, что люди неразумны, большинство из них не может добровольно следовать «истинным правилам морали».

Далее учитель может предложить школьникам, объединившись в группы, обобщить основные идеи данного отрывка и сформулировать свой вывод (руководствуясь рассуждениями Б. Спинозы) о том, что такое общество. На эту работу не стоит отводить более 1—2 минут. Выводы, сделанные школьниками, рекомендуем обсудить, скорректировать и записать на доске. Формулировка ответа может быть следующей: «По мнению Б. Спинозы, люди объединяются в общество для выживания, которое может быть обусловлено только взаимопомощью. Так как люди неразумны и не следуют истинным правилам морали, то для сохранения общества необходима сила власти и законы».

После этого учитель предлагает учащимся во время объяснения нового материала зафиксировать в тетради (простым карандашом) идеи ученых XIX—XX вв. о причинах существования общества и о силах, его связывающих.

Данную работу советуем выполнять в таблице «Изучение общества в Новое и Новейшее время».

Изучение общества в Новое и Новейшее время

Взгляды данного ученого на то:

Какие идеи высказал этот ученый, которых не было у Спинозы

источник

Источники:
  • http://infourok.ru/tetrad-dlya-prakticheskih-rabot-po-obschestvoznaniyu-dlya-kursa-1303449.html
  • http://student.zoomru.ru/soc/socialnaya-stratifikaciya-obshhestva/60619.486176.s2.html
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/rabochaya-tetrad-kotova/3
  • http://gramotey.com/question/3168163-prochitay-tekst-i-vypolni-zadaniyaobshchestvo-vesma-polezno-i-v-vysshey-stepenineobkhodimo-ne-tolko-d.html
  • http://egerest.ru/question/5075336-prochitay-tekst-i-vypolni-zadaniyaobshchestvo-vesma-polezno-i-v-vysshey-stepenineobkhodimo-ne-tolko-d.html
  • http://compendium.su/social/10-11klass/14.html