Меню Рубрики

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Вывод об установленной зависимости

выступ кристаллического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь…)

Тема: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

Цели работы: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Рассмотрите рисунок 31 на странице 59 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Суммарная радиация, ккал/см 2

Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

источник

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Сегодня я составлю сравнительную характеристику основных геопараметров крупнейших российских равнин — Западно-Сибирской и Русской, а также постараюсь выявить закономерности расположения их рельефных форм и залегания полезных ископаемых от строений коры нашей планеты.

Русская равнина раскинулась в северо-восточном регионе Восточной Европы, от побережья Каспия и Азова до холодных северных морей Баренцева и Белого. Её территория очерчена:

  • с запада рекой Вислой;
  • с северо-запада Скандинавским хребтом;
  • с юго-востока и юго-запада, соответственно, Кавказом и европейскими горами.

Равнина находится на одноимённой плите докембрийской эпохи (возраст более 540 млн лет), средняя, максимальная и минимальная высоты составляют 170, 470 и -28 метров соответственно (последний показатель – каспийское побережье).

Практически все формы рельефа — тектонического происхождения. В направлении с севера на юг резкое чередование крупных возвышенностей сменяется преобладающими низменностями. Огромные заболоченные территории богаты торфом, а в горах найдены обширные месторождения каменного угля. Почва весьма плодородна.

За счёт своей протяжённости Русская равнина подвержена ураганам и засухам, особенно в южной части (каждый третий год — аномально низкая влажность).

Эта равнина находится в Азии, в северной её части; её территория очерчена:

  • Казахским мелкосопочником на юге;
  • побережьем Карского моря на севере;
  • Горной Шорией и Алтаем на юго-востоке.

Расположена равнина на складчатой Западно-Сибирской плите, образовавшейся в эпоху палеозоя, то есть сразу после докембрия. Происхождения также тектонического. Средняя высота — около 150 метров, на юге и западе — до 250-300.

Поскольку на Западно-Сибирской равнине наблюдается в основном низинный рельеф, то закономерно образование здесь месторождений газа, нефти и торфа (около 50% запасов России).

Читайте также:  Что полезнее орех пекан или грецкий

Здесь также нередки ураганы, особенно в приморских областях.

Русская равнина расположилась в Восточной Европе, а Западно-Сибирская на севере Азии. Первая раскинулась на Русской плите с докембрийским фундаментом, а вторая — на Западно-Сибирской плите с палеозойским фундаментом. Соответственно возраст пород Русской равнины около 4 млрд.лет, а Западно-Сибирской — 540 млн.лет. У Западно-Сибирской равнины самая низкая высота 50-100 м, средняя высота — 140 — 150 м, а самая высокая высота 250 м. Тогда как самая низкая высота Русской равнины — 200-300 м, средняя высота — 171 м, а самая большая — 479 м.

На формирование рельефа Русской равнины повлияло оледенение, когда возникли многие озера, а Западно-Сибирской — опускание и поднятие части плиты, из-за чего особенно сильно выражена заболоченность территории. Обе равнины особенно богаты водными и растительными ресурсами, рудными, нерудными и топливными полезными ископаемыми.

Месторождения полезных ископаемых на нашей планете зависят от строения Земной коры и от расположения разных форм рельефа.

Так, рудные ископаемые, которые были образованы, в большинстве своем, из магмы, которая попала в земную кору. Поэтому их месторождения располагаются в горах или на древних щитах. Ископаемые образовались, когда было активное излияние магмы также там, где фундамент близко к поверхности.Осадочные ископаемые чаще всего залегают в предгорных прогибах, в осадочном чехле платформ, а так же в краевых и внутренних прогибах древних платформ.

Из-за равнинного рельефа на территории Западной-Сибири осуществляется свободный воздухообмен, что вызывает суровый континентальный климат, а также циклоны на границе территорий с разным давлением. Равнинный рельеф на территории Русской равнины так же благоприятствует переносу воздуху, что приходят циклоны с Атлантики или Арктики, а также антициклоны с континента.

источник

Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли.

Рельеф Земли постоянно изменяется под действием внутренних и внешних сил.

*Какие территории России испытывают наиболее интенсивные поднятия. Как вы думаете, почему?

Наиболее интенсивные поднятия наблюдаются на Дальнем Востоке, Южной Сибири, Кавказе. Эти территории входят в область кайнозойской складчатости (Альпийско-Гималайский геосинклинальный пояс).

*Определите, какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходит таяние льда.

В центрах оледенения преобладают экзарационные формы – ледниковые ложбины, бараньи лбы, фиорды. В местах таяния ледника происходит накопление обломочного материала и формируются камы, озы, гряды конечной морены на озерно-ледниковых равнинах. Еще южнее потоками талых вод образованы зандровые равнины.

1. Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

2. Назовите наиболее крупное покровное оледенение четвертичного периода?

3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?

Из центров оледенения вместе с массой льда увлекалось огромное количество обломочного материала. При этом сглаживались скалы, образовывались рытвины. На юге во время таяния ледника обломочный материал оседал и формировались аккумулятивные формы рельефа.

4. В каких районах нашей страны особое влияние на рельеф оказала деятельность текучих вод, а в каких – деятельность ветра?

Деятельность текучих вод особенно ощутима в районах с наклонными поверхностями и горных районах со значительным количеством осадков. Там, где осадков выпадает мало, преобладает деятельность ветра. На территории страны она выражена в Прикаспийской низменности, на балтийском побережье в районе Калининграда.

5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?

Землетрясения, извержения вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязекаменные потоки.

1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?

Тектоническую и физико-географическую карты, аэрофотоснимки и космоснимки.

2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?

Крупнейшие формы рельефа в своем размещении соответствуют крупным тектоническим структурам. Равнины и низменности находятся на платформах. Горы соответствуют складчатым областям. Для установления закономерности необходимо использовать тектоническую и физико-географическую карту.

3. Докажите, что и в наше время происходит формирование рельефа.

Рельеф Земли непрерывно изменяется под действием внутренних и внешних сил. Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

4. Практическая работа №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения Земной коры.

Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.

а) где находится территория

Горная система расположена там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана

б) к какой тектонической структуре приурочена

область каледонской складчатости

в) породы какого возраста слагают территорию

породы каледонского возраста

г) средние, минимальные и максимальные высоты территории, причины их размещения

Минимальные высоты – 200 м в области древнего пенеплена. Максимальные высоты в области альпийского высокогорного рельефа – до 4506 м. Средние высоты 800-1800 м – имеет среднегорный рельеф, который занимает большую половину Алтая.

Читайте также:  Полезные ископаемые урок 4 класс

д) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа

деятельность текучих вод, физическое выветривание, горные ледники.

е) какие формы рельефа созданы этими процессами; их размещение;

Область древней равнины представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200—400 м. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа — это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000-4500 м), сильно расчлененные эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Среднегорный рельеф характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами.

ж) какие полезные ископаемые есть на данной территории

полиметаллические руды, ртутные месторождения, железные руды, бокситы, медные руды, руды магния.

з) чем объяснить их нахождение именно здесь

размещение полезных ископаемых связано с геологическим строением – они приурочены к складчатым областям.

и) какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а так же тектоническим и геологическим строением

источник

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».
Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Формы рельефа

Тектонические структуры, залегающие в основании территории Восточно-Европейская равнина
Западно-Сибирская низменность

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Тектоническая структура
Вывод об установленной зависимости
Пункты

Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

  • Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?
  • Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
  • Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?
  • Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.
  • Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?
  • Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

    источник

    Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс

    Конспект урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс. На уроке используются ИКТ, ЭОР.

    Просмотр содержимого документа
    «Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс»

    Тема урока: «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

    сформировать знания о многообразии и главных особенностях размещения минеральных ресурсов России.

    сформировать понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление о многообразии полезных ископаемых России; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми;

    развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.

    развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира, осуществлять экологическое воспитание.

    Планируемые результаты:

    личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

    метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с географическими картами для исследования;

    знать новые понятия, виды минеральных ресурсов, особенности размещение полезных ископаемых по территории России;

    уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации.

    Универсальные учебные действия:

    личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

    регулятивные: совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, самоконтроль.

    познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.

    коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.

    Методы и методические приемы: словесные: беседа, диалог (на актуализацию знаний), объяснительно-иллюстративные (работа с географическими картами и цифровыми ресурсами), практические (заполнение таблицы), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

    Методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, использование ЭОР.

    Методы контроля – устный, тестовый, практический.

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

    Оборудование:

    электронная физическая карта России: http://maps-of-world.ru/russia/russia-fizmap.jpg .

    ЭОР «Коллекция полезных ископаемых»:

    Презентация «Минеральные ресурсы России».

    ЭОР «Природно-ресурсный потенциал России»:

    1. Организационный этап.

    Приветствие, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

    2. Проверка домашнего задания.

    Тест по теме «Особенности рельефа и геологическое строение территории России»

    2. Общий уклон территории России на:

    3. Устойчивый, относительно выровненный участок Земли, которому в рельефе соответствуют равнины, называют:

    4. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:

    б) в Минусинской котловине

    в) на берегу Каспийского моря

    6. Крупнейший действующий вулкан России:

    7. Самые высокие горы России:

    8. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?

    9. Крупнейшее плоскогорье России:

    10. Горы, расположенные в Южной Сибири:

    3. Постановка темы и целей урока.

    Сегодня на уроке изучим многообразие полезных ископаемых России, их виды, особенности образования и размещения. Определим экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

    4. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

    (Подготовка к восприятию новой темы)

    Вопрос учителя: «Знакомо вам понятие «полезные ископаемые»? (ответы обучающихся)

    Вводная беседа о многообразии полезных ископаемых. Постановка проблемного вопроса: «Как Вы думаете, сколько существует видов полезных ископаемых»?

    Используется цифровой ресурс «Коллекция полезных ископаемых».

    Цель этапа: изучить новые понятия, виды минеральных ресурсов и особенности их размещения, способы добычи полезных ископаемых; работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи, определять причинно-следственные связи, совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов.

    Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.

    Введение в тему. (беседа). Используется презентация «Минеральные ресурсы России».

    Вопрос: Полезные ископаемые, что это такое?

    Формулировка определения. (Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию).

    «Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве».

    Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

    Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

    Как распределяются полезные ископаемые по территории России? (работа с тектонической картой России).

    Полезные ископаемые делятся по особенностям образования на рудные (магматические), метаморфические, осадочные, последняя группа, в свою очередь, делится еще на три группы- горючие, строительные и химическое сырье.

    Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные, также встречаются полезные ископаемые метаморфического происхождения (железистые кварциты, мрамор). Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.

    Закономерности размещения полезных ископаемых.

    На схеме (в презентации) рассмотрим особенности образования магматических и осадочных полезных ископаемых.

    Какие полезные ископаемые размещены в горах, а какие на равнинах? (ответы обучающихся с использованием схемы).

    Экологические проблемы при добыче полезных ископаемых.

    Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.

    Цель этапа: уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение рационально оформлять записи в тетради.

    Выполнение практической работы «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

    Учитель объясняет цель работы и ход работы.

    Эта работа позволяет закрепить полученные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тектонического строения земной коры.

    Используется цифровой ресурс «Природно-ресурсный потенциал России», тектоническая карта России.

    Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”

    источник

  • Мурманск
    Источники:
    • http://travelask.ru/questions/110547-ob-yasnenie-zavisimosti-raspolozheniya-krupnyh-form-reliefa
    • http://resheba.me/gdz/geografija/8-klass/barinova/9
    • http://birmaga.ru/dostc/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0+%E2%84%963+%D0%A2%D0%B5%D0%BC%D0%B0:+%C2%AB%D0%9E%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC+%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%84%D0%B0+%D0%B8+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85+%D0%BE%D1%82+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D0%BD%D0%B0+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85+%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9%C2%BBc/main.html
    • http://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po.html