Меню Рубрики

Объясните зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Сегодня я составлю сравнительную характеристику основных геопараметров крупнейших российских равнин — Западно-Сибирской и Русской, а также постараюсь выявить закономерности расположения их рельефных форм и залегания полезных ископаемых от строений коры нашей планеты.

Русская равнина раскинулась в северо-восточном регионе Восточной Европы, от побережья Каспия и Азова до холодных северных морей Баренцева и Белого. Её территория очерчена:

  • с запада рекой Вислой;
  • с северо-запада Скандинавским хребтом;
  • с юго-востока и юго-запада, соответственно, Кавказом и европейскими горами.

Равнина находится на одноимённой плите докембрийской эпохи (возраст более 540 млн лет), средняя, максимальная и минимальная высоты составляют 170, 470 и -28 метров соответственно (последний показатель – каспийское побережье).

Практически все формы рельефа — тектонического происхождения. В направлении с севера на юг резкое чередование крупных возвышенностей сменяется преобладающими низменностями. Огромные заболоченные территории богаты торфом, а в горах найдены обширные месторождения каменного угля. Почва весьма плодородна.

За счёт своей протяжённости Русская равнина подвержена ураганам и засухам, особенно в южной части (каждый третий год — аномально низкая влажность).

Эта равнина находится в Азии, в северной её части; её территория очерчена:

  • Казахским мелкосопочником на юге;
  • побережьем Карского моря на севере;
  • Горной Шорией и Алтаем на юго-востоке.

Расположена равнина на складчатой Западно-Сибирской плите, образовавшейся в эпоху палеозоя, то есть сразу после докембрия. Происхождения также тектонического. Средняя высота — около 150 метров, на юге и западе — до 250-300.

Поскольку на Западно-Сибирской равнине наблюдается в основном низинный рельеф, то закономерно образование здесь месторождений газа, нефти и торфа (около 50% запасов России).

Здесь также нередки ураганы, особенно в приморских областях.

Русская равнина расположилась в Восточной Европе, а Западно-Сибирская на севере Азии. Первая раскинулась на Русской плите с докембрийским фундаментом, а вторая — на Западно-Сибирской плите с палеозойским фундаментом. Соответственно возраст пород Русской равнины около 4 млрд.лет, а Западно-Сибирской — 540 млн.лет. У Западно-Сибирской равнины самая низкая высота 50-100 м, средняя высота — 140 — 150 м, а самая высокая высота 250 м. Тогда как самая низкая высота Русской равнины — 200-300 м, средняя высота — 171 м, а самая большая — 479 м.

На формирование рельефа Русской равнины повлияло оледенение, когда возникли многие озера, а Западно-Сибирской — опускание и поднятие части плиты, из-за чего особенно сильно выражена заболоченность территории. Обе равнины особенно богаты водными и растительными ресурсами, рудными, нерудными и топливными полезными ископаемыми.

Месторождения полезных ископаемых на нашей планете зависят от строения Земной коры и от расположения разных форм рельефа.

Так, рудные ископаемые, которые были образованы, в большинстве своем, из магмы, которая попала в земную кору. Поэтому их месторождения располагаются в горах или на древних щитах. Ископаемые образовались, когда было активное излияние магмы также там, где фундамент близко к поверхности.Осадочные ископаемые чаще всего залегают в предгорных прогибах, в осадочном чехле платформ, а так же в краевых и внутренних прогибах древних платформ.

Из-за равнинного рельефа на территории Западной-Сибири осуществляется свободный воздухообмен, что вызывает суровый континентальный климат, а также циклоны на границе территорий с разным давлением. Равнинный рельеф на территории Русской равнины так же благоприятствует переносу воздуху, что приходят циклоны с Атлантики или Арктики, а также антициклоны с континента.

источник

Под действием каких сил постоянно изменяется рельеф Земли.

Рельеф Земли постоянно изменяется под действием внутренних и внешних сил.

*Какие территории России испытывают наиболее интенсивные поднятия. Как вы думаете, почему?

Наиболее интенсивные поднятия наблюдаются на Дальнем Востоке, Южной Сибири, Кавказе. Эти территории входят в область кайнозойской складчатости (Альпийско-Гималайский геосинклинальный пояс).

*Определите, какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие – в более южных районах, где происходит таяние льда.

В центрах оледенения преобладают экзарационные формы – ледниковые ложбины, бараньи лбы, фиорды. В местах таяния ледника происходит накопление обломочного материала и формируются камы, озы, гряды конечной морены на озерно-ледниковых равнинах. Еще южнее потоками талых вод образованы зандровые равнины.

1. Какие процессы, происходящие в наше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?

Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

2. Назовите наиболее крупное покровное оледенение четвертичного периода?

3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?

Из центров оледенения вместе с массой льда увлекалось огромное количество обломочного материала. При этом сглаживались скалы, образовывались рытвины. На юге во время таяния ледника обломочный материал оседал и формировались аккумулятивные формы рельефа.

4. В каких районах нашей страны особое влияние на рельеф оказала деятельность текучих вод, а в каких – деятельность ветра?

Деятельность текучих вод особенно ощутима в районах с наклонными поверхностями и горных районах со значительным количеством осадков. Там, где осадков выпадает мало, преобладает деятельность ветра. На территории страны она выражена в Прикаспийской низменности, на балтийском побережье в районе Калининграда.

5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?

Землетрясения, извержения вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязекаменные потоки.

1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?

Тектоническую и физико-географическую карты, аэрофотоснимки и космоснимки.

2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?

Крупнейшие формы рельефа в своем размещении соответствуют крупным тектоническим структурам. Равнины и низменности находятся на платформах. Горы соответствуют складчатым областям. Для установления закономерности необходимо использовать тектоническую и физико-географическую карту.

3. Докажите, что и в наше время происходит формирование рельефа.

Рельеф Земли непрерывно изменяется под действием внутренних и внешних сил. Эндогенные процессы – тектонические движения. Экзогенные процессы – деятельность текучих вод, живых организмов, ветра.

4. Практическая работа №3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения Земной коры.

Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план:

5. Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.

а) где находится территория

Горная система расположена там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана

б) к какой тектонической структуре приурочена

область каледонской складчатости

в) породы какого возраста слагают территорию

породы каледонского возраста

г) средние, минимальные и максимальные высоты территории, причины их размещения

Минимальные высоты – 200 м в области древнего пенеплена. Максимальные высоты в области альпийского высокогорного рельефа – до 4506 м. Средние высоты 800-1800 м – имеет среднегорный рельеф, который занимает большую половину Алтая.

д) какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа

деятельность текучих вод, физическое выветривание, горные ледники.

е) какие формы рельефа созданы этими процессами; их размещение;

Область древней равнины представляет собой высокие горные массивы с широким развитием поверхностей выравнивания и крутыми, ступенчатыми, изменёнными регрессивной эрозией склонами. Над поверхностями выравнивания возвышаются отдельные вершины и небольшие хребты, сложенные более твёрдыми породами с относительными превышениями 200—400 м. Альпийский рельеф менее распространён, чем поверхность древнего пенеплена. Хребты с альпийскими формами рельефа — это наиболее приподнятые их осевые части (до 4000-4500 м), сильно расчлененные эрозией и морозным выветриванием. Основными формами рельефа здесь являются островершинные пики и карлинги, кары, троговые долины с озёрными котловинами, моренные холмы и гряды, обвалы, осыпи, морозно-солифлюкционные образования. Среднегорный рельеф характеризуется сглаженными, округлыми формами невысоких хребтов и их отрогов, разделённых речными долинами.

ж) какие полезные ископаемые есть на данной территории

полиметаллические руды, ртутные месторождения, железные руды, бокситы, медные руды, руды магния.

з) чем объяснить их нахождение именно здесь

размещение полезных ископаемых связано с геологическим строением – они приурочены к складчатым областям.

и) какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а так же тектоническим и геологическим строением

источник

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема: «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».

Цели работы: установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры; проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности; по тектонической карте определить закономерности размещения магматических и осадочных полезных ископаемых; объяснить выявленные закономерности.

1. Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, определите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры. Выявленную закономерность объясните.

2. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

3. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» определите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

4. Как обозначены на карте типы месторождений магматических и метаморфических? Осадочных?

5. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу? Какие к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

6. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

7. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

Вывод об установленной зависимости

выступ кристаллического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь…)

Тема: «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны».

Цели работы: определить закономерности распределения суммарной радиации, объяснить выявленные закономерности; изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины такого распределения; учиться работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Рассмотрите рисунок 31 на странице 59 в учебнике. Как показаны величины суммарной солнечной радиации на карте? В каких единицах она измеряется?

Определите суммарную радиацию для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Суммарная радиация, ккал/см 2

Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации. Объясните полученные результаты.

Рассмотрите рисунок 35 на странице 64 учебника. Каким способом показано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиатской частях России? Где расположены территории с самыми высокими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Читайте также:  Расходы будущих периодов срок полезного использования

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 36 на странице 65 в учебнике. Каким способом показано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких – самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразующих факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Рассмотрите рисунок 37 на странице 66 учебника. Каким способом показано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше всего осадков? Где – меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказывают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

источник

Материки и океаны – основные формы рельефа Земли. Их образование обусловлено тектоническими, космическими и планетарными процессами.

Материк – это крупнеИшиИ массив земноИ коры, который имеет трехслойное строение. Большая часть его поверхности выступает над уровнем Мирового океана. В современную геологическую эпоху существует 6 материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Мировой океан – непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и обладающая общностью солевого состава. Мировой океан делится материками на 4 океана: ТихиИ, Атлантический, ИндиИскиИ и Северный Ледовитый.

Поверхность Земли составляет 510 млн. км 2 . На долю суши приходится всего 29 % площади Земли. Все остальное – Мировой океан, то есть 71 %.

Горы и равнины, так же как материки и океаны, являются основными формами рельефа Земли. Горы образуются в результате тектонических поднятий, а равнины – в результате разрушения гор.

Равнины – обширные участки с относительно ровной поверхностью. Они различаются по высоте. Примеромнизменности (от 0 до 200 м над уровнем моря) может служить Амазонская низменность – самая большая на Земле, а также Индо‑Гангская низменность. Бывает, что низменности располагаются ниже уровня моря, – этовпадины. Прикаспийская низменность расположена на 28 м ниже уровня моря. Примером собственно равнины может служить крупнейшая Восточно‑Европейская равнина.

На высотах 200–500 м над уровнем моря располагаются возвышенности. Например, Среднерусская, Приволжская, а выше 500 м –плоскогорья инагорья. Крупнейшими из них являются Среднесибирское,

Бразильское, Декан, Гвианское, Восточно‑Африканское, Большой Бассейн, Аравийское.

Горы – участки земной поверхности, значительно приподнятые над уровнем моря на высоту более 500 м и сильно расчлененные. Горы считаются низкими, если их высота – от 500 до 1000 м; средними – от 1000 до 2000 м и высокими – свыше 2000 м. Самая высокая горная вершина на Земле – гора Джомолунгма (Эверест) в Гималаях имеет высоту 8848 м. Определить высоту гор можно по физической карте, пользуясь шкалой высот.

Размеры форм рельефа отражают особенности их происхождения. Так, наиболее крупные формы рельефа – тектонические – образовались в результате преобладающего влияния внутренних сил Земли. Формы средних и мелких масштабов образовались при преимущественном участии внешних сил(эрозионные формы).

Горы различаются не только по высоте, но и по форме (табл. 7.3). Группа гор, вытянутых цепочкой, носит название горный хребет. Такую форму имеют, например, горы Кавказа.

Выделяют горные пояса, например Альпийско‑Гималайский, и горные страны, например Памир.

Горы и равнины расположены как на материках, так и в океанах.

Классификация форм рельефа по их размерам

Люди еще в древности научились применять для своих нужд некоторые из этих ресурсов, что нашло свое выражение в названиях исторических периодов развития человечества: «каменный век», «бронзовый век», «железный век». В наши дни используются более 200 различных видов минеральных ресурсов. По образному выражению академика А. Е. Ферсмана (1883–1945), ныне к ногам человечества сложена вся периодическая система Менделеева.

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве, скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны.

Распространение полезных ископаемых в земной коре подчиняется геологическим (тектоническим) закономерностям (табл. 7.4).

Топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение и обычно сопутствуют чехлу древних платформ и их внутренним и краевым прогибам. Так что название «бассейн» отражает их происхождение довольно точно – «морской бассейн».

На земном шаре известно более 3,6 тыс. угольных бассейнов и месторождений, которые в совокупности занимают 15 % территории земной суши. Основная часть ресурсов угля приходится на Азию, Северную Америку и Европу и сконцентрирована в десяти крупнейших бассейнах Китая, США, России, Индии, Германии.

Нефтегазоносных бассейнов разведано более 600, разрабатывается 450. Общее число нефтяных месторождений достигает 35 тыс. Основные запасы находятся в Северном полушарии и являются отложениями мезозоя. Главная часть этих запасов также сконцентрирована в небольшом числе крупнейших бассейнов Саудовской Аравии, США, России, Ирана.

Рудные полезные ископаемые обычно приурочены к фундаментам (щитам) древних платформ, а также к складчатым областям. В таких областях они нередко образуют огромные по протяженности рудные (металлогенические) пояса, связанные своим происхождением с глубинными разломами в земной коре. Ресурсы геотермальной энергии особенно велики в странах и районах с повышенной сейсмической и вулканической активностью (Исландия, Италия, Новая Зеландия, Филиппины, Мексика, Камчатка и Северный Кавказ в России, Калифорния в США).

Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания (скопления) полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья.

Добыча минеральных ресурсов закрытым (шахтным) способом в мировых масштабах ведется в зарубежной Европе, Европейской части России, США, где многие месторождения и бассейны, находящиеся в верхних слоях земной коры, уже сильно выработаны.

Если полезные ископаемые залегают на глубине 20–30 м, выгоднее снять бульдозером верхний слой горной породы и вести добычу открытым способом. Открытым способом добывают, например, железную руду в районе Курска, уголь на некоторых месторождениях Сибири.

По запасам и добыче многих минеральных богатств Россия занимает одно из первых мест в мире (газ, уголь, нефть, железная руда, алмазы).

В табл. 7.4 показана зависимость между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых.

Залежи полезных ископаемых в зависимости от строения и возврата участка земной коры и форм рельефа

источник

Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс

Конспект урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс. На уроке используются ИКТ, ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии по теме «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий», 8 класс»

Тема урока: «Минеральные ресурсы России. Практическая работа «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

сформировать знания о многообразии и главных особенностях размещения минеральных ресурсов России.

сформировать понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «бассейн»; конкретизировать представление о многообразии полезных ископаемых России; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми;

развивать умения работать с различными источниками географической информации, с тематическими географическими картами, развивать память, внимание, быстроту логического мышления.

развивать познавательный интерес к предмету, к познанию окружающего мира, осуществлять экологическое воспитание.

Планируемые результаты:

личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с географическими картами для исследования;

знать новые понятия, виды минеральных ресурсов, особенности размещение полезных ископаемых по территории России;

уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации.

Универсальные учебные действия:

личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

регулятивные: совершенствовать умение чётко осознавать цели учебной деятельности, совершенствовать умение планировать пути достижения поставленных целей, осуществлять учебные действия, самоконтроль.

познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия природных явлений.

коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Тип урока: открытие новых знаний.

Образовательные технологии: ИКТ, проблемного изложения материала.

Методы и методические приемы: словесные: беседа, диалог (на актуализацию знаний), объяснительно-иллюстративные (работа с географическими картами и цифровыми ресурсами), практические (заполнение таблицы), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия, использование ЭОР.

Методы контроля – устный, тестовый, практический.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Оборудование:

электронная физическая карта России: http://maps-of-world.ru/russia/russia-fizmap.jpg .

ЭОР «Коллекция полезных ископаемых»:

Презентация «Минеральные ресурсы России».

ЭОР «Природно-ресурсный потенциал России»:

1. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

2. Проверка домашнего задания.

Тест по теме «Особенности рельефа и геологическое строение территории России»

2. Общий уклон территории России на:

3. Устойчивый, относительно выровненный участок Земли, которому в рельефе соответствуют равнины, называют:

4. Низшая точка поверхности России (- 28 м) расположена:

б) в Минусинской котловине

в) на берегу Каспийского моря

6. Крупнейший действующий вулкан России:

7. Самые высокие горы России:

8. На какой из перечисленных территорий России наиболее вероятны землетрясения?

9. Крупнейшее плоскогорье России:

10. Горы, расположенные в Южной Сибири:

3. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке изучим многообразие полезных ископаемых России, их виды, особенности образования и размещения. Определим экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

4. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

(Подготовка к восприятию новой темы)

Вопрос учителя: «Знакомо вам понятие «полезные ископаемые»? (ответы обучающихся)

Вводная беседа о многообразии полезных ископаемых. Постановка проблемного вопроса: «Как Вы думаете, сколько существует видов полезных ископаемых»?

Используется цифровой ресурс «Коллекция полезных ископаемых».

Цель этапа: изучить новые понятия, виды минеральных ресурсов и особенности их размещения, способы добычи полезных ископаемых; работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение строить логическую цепочку рассуждений, развивать умения владеть приемами диалогической речи, определять причинно-следственные связи, совершенствовать умение использовать изученную географическую лексику в ходе устных ответов.

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых.

Читайте также:  Полезные свойства ягод калины

Введение в тему. (беседа). Используется презентация «Минеральные ресурсы России».

Вопрос: Полезные ископаемые, что это такое?

Формулировка определения. (Обучающиеся самостоятельно дают определение понятию).

«Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве».

Месторождение — это скопление полезных ископаемых.

Бассейн — это группа близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого.

Как распределяются полезные ископаемые по территории России? (работа с тектонической картой России).

Полезные ископаемые делятся по особенностям образования на рудные (магматические), метаморфические, осадочные, последняя группа, в свою очередь, делится еще на три группы- горючие, строительные и химическое сырье.

Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные — осадочные, также встречаются полезные ископаемые метаморфического происхождения (железистые кварциты, мрамор). Исключение составляют алмазы, т. к. это неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.

Закономерности размещения полезных ископаемых.

На схеме (в презентации) рассмотрим особенности образования магматических и осадочных полезных ископаемых.

Какие полезные ископаемые размещены в горах, а какие на равнинах? (ответы обучающихся с использованием схемы).

Экологические проблемы при добыче полезных ископаемых.

Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.

Цель этапа: уметь сопоставлять карты, выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением, работать с различными источниками географической информации, совершенствовать умение рационально оформлять записи в тетради.

Выполнение практической работы «Объяснение зависимости расположения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере различных территорий».

Учитель объясняет цель работы и ход работы.

Эта работа позволяет закрепить полученные ранее выводы о зависимости набора полезных ископаемых от тектонического строения земной коры.

Используется цифровой ресурс «Природно-ресурсный потенциал России», тектоническая карта России.

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых”

источник

Название Рабочая программа По учебному курсу «География»
страница 3/3
Дата публикации 20.11.2013
Размер 417.57 Kb.
Тип Рабочая программа

top-bal.ru > География > Рабочая программа

Практическая работа №2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.

2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

^ Практическая работа№3. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

1. Определить, используя карты атласа суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районах расположения г. Архангельска и г. Оренбург. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах выявленных отличий.

^ Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые
Город Суммарная радиация ккал/см2 Годовое количество осадков мм Испаряемость мм Коэффициент увлажнения

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени в:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет через:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :


Практическая работа 1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель работы: формирование умений составлять экономико – географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.

Дать характеристику угольного бассейна по плану:

3.Общегеологические и промышленные запасы.

4.Условия добычи и затраты на добычу 1 т условного топлива.

5.Количество и качество добываемого угля.

6.Проблемы окружающей среды.
Практическая работа 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

Цель работы: формирование умений выделить главные условия размещения металлургических предприятий.

1.Указать города, в которых есть предприятия по производству меди.

2.Объяснить, почему производство меди размещено именно здесь.

3.Указать города, в которых находится алюминиевое производство.

4.Почему производство алюминия размещается у источников электроэнергии?

Практическая работа 3. Определение районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цели работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

1.Дать определения понятий: наукоемкое, трудоемкое, металлоемкое машиностроение.

2. С помощью карт атласа и учебника подготовить ответы на вопросы:

— Какие отрасли относятся к наукоемкому машиностроению? По карте определить центры наукоемкого машиностроения.

— Какие отрасли относятся к трудоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

— Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

—Почему отрасли станкостроения, электротехнической промышленности обычно размещаются в районах, где имеются квалифицированные кадры?

— Записать общий вывод о принципах размещения машиностроения.
^ Практическая работа 4. Сравнение географического положения двух столиц – Москвы и Санкт–Петербурга.

Цель работы: отработать прием сравнения.

1. На каких реках расположены города?

3.Какова планировка городов?

5.Почему Москва стала центром Русского государства?

Практическая работа 5. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.

2.Природные условия и ресурсы.

3Набор производств, их взаимосвязь.

Тест 1 Почва и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир.
1. Основатель науки о почвах:

2.Какие почвы называются тяжелыми:

3. Чернозем — самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв;

б) о механическом составе почв;

5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности:

а) в России преобладает равнинный рельеф;

б) на территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

7. Какие почвы формируются при увлажнении 0,3-0,4:

8. По видовому составу богаче:

9.Найдите ошибку: характерная растительность тундры-

10. Лемминги – представители фауны:

11. Найдите ошибку: основные типы растительности России-

12. Основным продуктом леса является:

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

^ Перечень учебно – методических средств обучения:

Основная литература

1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 класс. –М.: Дрофа,2012 год.
3. Природа России. 8 кл.: Атлас. — М.: Дрофа, 2012
4. Природа России. 8 кл.: Контурные карты.- М.: Дрофа, 2012

  1. Дополнительная литература
    Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: ВАКО, 2009.- 352 с.
  2. Баринова И. И. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс к учебнику И. И. Бариновой География России : Природа 8 класс» / И. И, Баринова.- М.: изд. Экзамен.2007.- 159 с.
  3. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах/ сост. А. Ф. Романова.- Волгоград: Учитель, 2007.158 с.
  4. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника Максаковского .- Волгоград: Учитель, 2007.- 143 с.
  5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. Алексеева.А.И. « География Росии.8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.»/ В. И. Евдокимов.-М.: изд. «Экзамен», 2009.- 127с.
  6. Малый атлас России. Изд. «Ультраэкстен», 2006.-48 с.
  7. География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
  8. Практические работы школьников по экологии: Ч. 4. Красная Книга Белгородской области и Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.
  9. Практические работы школьников по экологии: ч. 3. Природные условия и экологические проблемы Белородской области Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.

10.География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
11 Белгородская область: История и современность- М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», 2007.- 64 с.: ил., карт.- (серия «Великая Россия»).

Электронные пособия
1. Уроки географии 8 класс
2. Уроки географии 8 класс. Интерактивные уроки
3. Географическое положение России
4.Тектоника и минеральные ресурсы России
5.Водные ресурсы России
6.Урал физическая карта
7.Народы России
8.При родные зоны мира
9.Дальний Восток. Физическая карта
10.Западная Сибирь. Социально- экономическая карта
11.Экологические проблемы России

источник

Процессы, формирующие рельеф. Было бы ошибкой считать, что только формирование тектонических структур в далеком геологическом прошлом повлияло на облик современного рельефа. Как и все другие компоненты природы, рельеф постоянно меняется. Даже в таких стабильных областях земной коры, как платформы, происходит постоянное изменение форм поверхности.

Современные рельефообразующие процессы можно разделить на две группы: внутренние (эндогенные), вызванные движениями земной коры (их называют неотектоническими или новейшими), и внешние (экзогенные).

Новейшие тектонические движения земной коры могут проявляться как в горах, так и на равнинных платформенных участках. В областях древних складчатых сооружений, где земная кора утратила пластичность, сделалась жесткой и породы потеряли способность изгибаться в складки, под воздействием новейших тектонических двиясений образовались мощные разломы и сбросы. Они расчленили территорию на монолитные глыбы: одни из них поднялись в виде возрожденных высоких хребтов, другие опустились, образовав межгорные понижения. Новейшие поднятия происходят на Кавказе, причем амплитуда движений достигает нескольких сантиметров в год.

Экзогенные процессы, формирующие современный рельеф, связаны прежде всего с деятельностью текучих вод, в первую очередь рек и ледников, а также с особенностями климатических условий. Таков, например, рельеф, создающийся мерзлотными процессами.

Древнее оледенение на территории России. В четвертичный период из-за изменения климатических условий во многих районах Земли возникло несколько покровных оледенений. Самым крупным из них было так называемое Днепровское. Центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Отсюда лед распространялся на другие территории.

Рис. 23. Древнее оледенение

По рисунку 23 определите южную границу распространения покровного оледенения. Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника?

При движении ледника на юг поверхность Земли сильно изменялась. Из центра оледенения вместе со льдом перемещались камни (валуны) и рыхлые отложения (песок, глины, щебень). На своем пути ледник сглаживал скалы, оставляя на них глубокие царапины. В южных районах с более теплым климатом ледник таял, откладывая принесенный с собой материал. Рыхлые глинистовалунные ледниковые отложения называют мореной. Моренный холмисто-грядовый рельеф преобладает на Валдайской и Смоленско-Московской возвышенностях Русской равнины.

Какие формы рельефа преобладают в центре оледенения, а какие — в более южных районах, где происходило таяние льда?

При таянии ледника образовались огромные массы воды, которые переносили и отлагали песчаный материал, выравнивая поверхность. Так создавались водно-ледниковые равнины по окраинам ледника. В северных районах талые ледниковые воды заполняли понижения, углубленные ледником в твердых кристаллических породах. Так образовались многочисленные озера на северо-западе Русской равнины.

Деятельность текучих вод. Поверхность суши постоянно подвергается воздействию текучих вод — рек, подземных вод, временных водотоков, связанных с атмосферными осадками. Особенно усиливается деятельность текучих вод в районах со значительными уклонами и большим количеством осадков. Поэтому во многих горных районах преобладает водно-эрозионный рельеф.

Текучие воды не только расчленяют поверхность, создавая ущелья, овраги, ложбины, но и отлагают продукты разрушения в долинах рек, в предгорных районах и на отлогих склонах гор.

Рис. 24. Формы ледникового рельефа

Деятельность ветра. Там, где выпадает небольшое количество осадков, ведущую роль в изменении рельефа играет ветер. Деятельность ветра в европейской части России особенно проявляется в районах Прикаспийской низменности.

Там, где распространены пески, ветер создает эоловый рельеф с дюнами, как, например, на Куршской косе на побережье Балтийского моря в районе города Калининграда.

Деятельность человека. Еще академик В. И. Вернадский отмечал, что деятельность человека по добыче полезных ископаемых превратила его в серьезный рельефообразующий фактор.

Рис. 25. Антропогенные воздействия на рельеф

Так, при открытом способе добычи полезных ископаемых создаются огромные карьеры, котлованы, и вся местность приобретает жутковатый фантастический вид. Люди строят каналы, плотины, железнодорожные тоннели, перемещая огромные массы грунта. Все это приводит к ускорению рельефообразующих процессов. При этом часто они сопровождаются неблагоприятными последствиями для человека: образуются оползни и обвалы, затопляются большие участки плодородных земель и т. д.

Стихийные природные явления, происходящие в литосфере и приносящие большие бедствия людям, — это землетрясения и извержения вулканов, а также обвалы, оползни, лавины и грязе-каменные потоки.

В 1995 г. в результате сильного землетрясения (около 8 баллов по шкале Рихтера) на севере острова Сахалин в считанные минуты был буквально стерт с лица земли поселок нефтяников Нефтегорск. Пострадали тысячи жителей. Разрушения были столь велики, что правительственная комиссия приняла решение о невозможности восстановления города на этом месте.

Рис. 26. Пояса землетрясений и вулканизма

По рисунку 26 определите сейсмоактивные районы нашей страны. Вспомните, какие по мощности землетрясения вызывают большие разрушения и опасны для жизни человека.

Большие неприятности приносят людям обвалы, осыпи, оползни, лавины. Все они происходят чаще всего в горных районах, когда под действием силы тяжести по горным склонам перемещаются обломки пород или массы снега.

Сели — бурные грязекаменные потоки. Чаще всего они возникают недалеко от конца ледника после сильных ливней или бурного снеготаяния, когда насыщенный влагой грунт со всевозрастающей скоростью начинает спускаться вниз по долине, захватывая с собой массу камней.

Оползни — это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести. Образуются они при неглубоком залегании водоупорных пород или при чередовании водоносных и водоупорных слоев. Переувлажненные верхние пласты соскальзывают по водоупору, увлекая за собой все, что находится на поверхности. Оползневые процессы усиливаются при землетрясениях, выпадении обильных осадков.

Вопросы и задания

  1. Какие процессы, происходящие в паше время, свидетельствуют о непрерывном развитии рельефа?
  2. Когда было древнее покровное оледенение? Покажите южную границу самого крупного оледенения.
  3. Какое влияние на современный рельеф оказал ледник?
  4. В каких районах нашей страны на рельеф особенно влияет деятельность текучих вод, в каких — деятельность ветра?
  5. Какие стихийные явления связаны с литосферой?
  6. На контурной карте покажите районы нашей страны, где могут происходить землетрясения, извержения вулканов, сели, оползни.

Итоговые задания по теме

  1. Какие источники географической информации следует использовать для того, чтобы составить характеристику рельефа той или иной территории?
  2. Объясните закономерности размещения основных форм рельефа на территории России. Какие карты вы при этом использовали и почему?
  3. Докажите, что и в наше время продолжается процесс формирования рельефа.
  4. Практическая работа № 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Составьте сравнительную характеристику рельефа, геологического строения и полезных ископаемых Русской и Западно-Сибирской равнин, используя следующий план: где находится территория; к какой тектонической структуре приурочена; породы какого возраста слагают территорию; средние, минимальные и максимальные высоты территории; причины их размещения; какие внешние процессы участвовали и участвуют в формировании рельефа; какие формы рельефа созданы тем или иным процессом; их размещение; какие полезные ископаемые есть на данной территории; чем объяснить их нахождение именно здесь; какие стихийные явления связаны с особенностями рельефа, а также с тектоническим и геологическим строением; возможные меры борьбы с ними.

  • Составьте характеристику любого из горных массивов России, расположенных на юге Сибири, используя приведенный выше план.
  • Дайте характеристику рельефа своей области (края, республики).
  • источник

    Источники:
    • http://resheba.me/gdz/geografija/8-klass/barinova/9
    • http://gigabaza.ru/doc/110418.html
    • http://studfiles.net/preview/5850719/page:5/
    • http://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po.html
    • http://top-bal.ru/geografiya/11018/index.html?page=3
    • http://tepka.ru/geografiya_8/9.html