Меню Рубрики

Определи название полезного ископаемого по его описанию

1)нефть, энергетика, промышленность, медицина, топливо.
2) возможно:метан, сероводород, энергетика, топливо
3) глина, строительство, медицина, поделки
4) песок, строительство, изготовление стекла
5) известняк, строительство
6) гранит, мергель, изготовление цемента, строительство
7) минеральная вода, медицина
8) гейзер, термальные воды, медицина
9) торф, лечебные грязи, топливо, удобрения, химия, медицина

Это название или использование?

Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)

2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.

Полезные скопаемые Кубани

Горючие Строительный материалы Нерудные

__________________ _____________________ _________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ ___________

3.Узнай полезное ископаемое по описанию.

1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.

2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.

3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.

4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.

5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________

Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

используется человеком,называют_____________. Они
накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник
возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани
обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание) 2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь. Полезные скопаемые Кубани Горючие Строительный материалы Нерудные __________________ _____________________ _________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ ___________ 3.Узнай полезное ископаемое по описанию. 1.Бурого
иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо
горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки
для скота-__________________________. 2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________. 3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________. 4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут. 5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________ Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

Установите свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, другие (например, блеск, запах)

прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, другие ( например, блеск, запах). Горючее это полезное ископаемое или нет? ПОМОГИТЕ. ПОЖАЛУЙСТА ПРОШУ, УМОЛЯЮ!

2)Потом поставь соовествуюшие цифры над названиями местррождений этих полезных ископаемых.
я вам дам фотку 2 задания в ответе пишите:1 слово-5 2 слово 6
фотка 2 задания — месторождение

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

В пище ( газ используется в газовых плитах), в тепле, в свете, в предметах быта (ложки, кастрюли), в быстром передвижении (транспорт) и др.

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

Название полезного ископаемого Свойства
Уголь Каменный уголь — твердое полезное ископаемое черного, иногда серо-черного цвета, хрупкий горючий материал.
Нефть Нефть — маслянистая жидкость темного цвета.
Газ Газ — смесь различных газов.

Оценка выполнения работы (достигнута ли цель): да

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

Применение полезных ископаемых

Названия полезного ископаемого Применяется в строительстве Служит топливом Применяется для получения металлов
Глина +
Известняк +
Нефть +
Песок +
Природный газ +
Железная руда +
Каменный уголь +

Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветным карандашом (по своему выбору).

4. Учительница попросила Сережу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

1. Из нее делают бензин — нефть

2. С его помощью готовят обед — газ

3. Из нее делают кирпичи — глина

4. Из нее выплавляют сталь — руда

5. С ним играют дети — песок

6. Из него делают памятники — мрамор

7. Его добывают на болотах — торф

8. Его добывают в шахтах — уголь

9. Ее добавляют в суп — соль

10. Из него делают известь — известняк

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображени карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь ее стрелкой. Начни путь с лифта.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нем.

Воспользуйся записью при пыступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

источник

Глубинные недра нашей планеты содержат богатые природные ресурсы, которые стали значимым ресурсом для обеспечения жизнедеятельности человека на Земле, значительно способствовавшие техническому и экономическому прогрессу человечества.

Полезные ископаемые это результат минеральных и органических образований в земной коре на протяжении миллионов лет формирования земной коры с первых истоков зарождения Земли. Невероятные возможности использования и применения в хозяйстве открыли при освоении человеком недра Земли.

Основные виды полезных ископаемых:

Класс органических соединений

Карта месторождений полезных ископаемых мира
(Для увеличения нажмите на изображение и на значок в правом нижнем углу)

  • Полезные ископаемые России — крупные месторождения нефти, природного газа, угля, древисины, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, а также вольфрам, золото, платина, слюда и другие полезные ископаемые.
  • Полезные ископаемые Украины — железная руда, уголь, марганец, природный газ, нефть, соль, сера, графит, titanium, магний, каолин, никель, ртуть, древесина
  • Полезные ископаемые Белоруссии — леса, торфяные месторождения, небольшие залежи нефти и природного газа, гранит, доломитовый известняк, мергель, мел, кварцевый песок, гравий, глина
  • Полезные ископаемые Китая — уголь, железная руда, нефть, природный газ, ртуть, олово, вольфрам, сурьма, марганец, молибден, ванадий, магнетит, алюминий, свинец, цинк, уран
  • Полезные ископаемые Европы — железная руда, природный газ, нефть, уголь, медь, свинец, цинк, бокситы, уран, калий, соль, древесина
  • Полезные ископаемые Африки — золото, хром, сурьма, уголь, железная руда, марганец, никель, фосфаты, олово, уран, алмазы, платина, медь, ванадий, соль, природный газ
  • Полезные ископаемые Северной Америки — уголь, медь, свинец, молибден, фосфаты, уран, бокситы, золото, железо, ртуть, никель, калий, серебро, вольфрам, цинк, нефть, природный газ, древесина
  • Полезные ископаемые Южной Америки — нефть, серебро, медь, бокситы, золото, железная руда, марганец, никель, фосфаты, платина, олово, уран, нефть, природный газ, древесина
  • Полезные ископаемые Австралии — бокситы, уголь, железная руда, медь, олово, золото, серебро, уран, никель, вольфрам, кварцевый песок, свинец, цинк, алмазы, природный газ, нефть
  • Полезные ископаемые в Арктике — кварцевый песок и гравий, россыпные месторождения, полиметаллы, нефтяные и газовые месторождения
  • Полезные ископаемые Антарктиды — железная руда, хром, медь, золото, никель, платина и другие минералы
  • Полезные ископаемые на Луне — проекты разработки полезных ископаемых вне Земли

Какие богатства и природные ресурсы дарит человеку наша Земля! К сожалению, не все природные ископаемые возобновляемые. Многие из них имеют ограниченные запасы природных ресурсов. Современная капитализация и глобализация мира приводит к перерасходу и завышенному использованию многих природных ископаемых, таких, как газ, нефть, золото, что приводит к их подорожанию и постепенному уменьшению ресурсов. Другой стороной активной добычи переработке природных ресурсов является негативное влияние на экологию и экосистему земного шара.

Поскольку увеличивается рост использования полезных ископаемых в совокупности с невозобновляемости некоторых из них, ведется мониторинг и активное использование вторичных ресурсов и поиск новых видов сырья, топлива и энергии (солнечной, энергией ветра и других естественных природных источников).

источник

Глубинные недра нашей планеты содержат богатые природные ресурсы, которые стали значимым ресурсом для обеспечения жизнедеятельности человека на Земле, значительно способствовавшие техническому и экономическому прогрессу человечества.

Полезные ископаемые это результат минеральных и органических образований в земной коре на протяжении миллионов лет формирования земной коры с первых истоков зарождения Земли. Невероятные возможности использования и применения в хозяйстве открыли при освоении человеком недра Земли.

Основные виды полезных ископаемых:

Класс органических соединений

Карта месторождений полезных ископаемых мира
(Для увеличения нажмите на изображение и на значок в правом нижнем углу)

  • Полезные ископаемые России — крупные месторождения нефти, природного газа, угля, древисины, калийных солей, никеля, олова, алюминиевого сырья, а также вольфрам, золото, платина, слюда и другие полезные ископаемые.
  • Полезные ископаемые Украины — железная руда, уголь, марганец, природный газ, нефть, соль, сера, графит, titanium, магний, каолин, никель, ртуть, древесина
  • Полезные ископаемые Белоруссии — леса, торфяные месторождения, небольшие залежи нефти и природного газа, гранит, доломитовый известняк, мергель, мел, кварцевый песок, гравий, глина
  • Полезные ископаемые Китая — уголь, железная руда, нефть, природный газ, ртуть, олово, вольфрам, сурьма, марганец, молибден, ванадий, магнетит, алюминий, свинец, цинк, уран
  • Полезные ископаемые Европы — железная руда, природный газ, нефть, уголь, медь, свинец, цинк, бокситы, уран, калий, соль, древесина
  • Полезные ископаемые Африки — золото, хром, сурьма, уголь, железная руда, марганец, никель, фосфаты, олово, уран, алмазы, платина, медь, ванадий, соль, природный газ
  • Полезные ископаемые Северной Америки — уголь, медь, свинец, молибден, фосфаты, уран, бокситы, золото, железо, ртуть, никель, калий, серебро, вольфрам, цинк, нефть, природный газ, древесина
  • Полезные ископаемые Южной Америки — нефть, серебро, медь, бокситы, золото, железная руда, марганец, никель, фосфаты, платина, олово, уран, нефть, природный газ, древесина
  • Полезные ископаемые Австралии — бокситы, уголь, железная руда, медь, олово, золото, серебро, уран, никель, вольфрам, кварцевый песок, свинец, цинк, алмазы, природный газ, нефть
  • Полезные ископаемые в Арктике — кварцевый песок и гравий, россыпные месторождения, полиметаллы, нефтяные и газовые месторождения
  • Полезные ископаемые Антарктиды — железная руда, хром, медь, золото, никель, платина и другие минералы
  • Полезные ископаемые на Луне — проекты разработки полезных ископаемых вне Земли

Какие богатства и природные ресурсы дарит человеку наша Земля! К сожалению, не все природные ископаемые возобновляемые. Многие из них имеют ограниченные запасы природных ресурсов. Современная капитализация и глобализация мира приводит к перерасходу и завышенному использованию многих природных ископаемых, таких, как газ, нефть, золото, что приводит к их подорожанию и постепенному уменьшению ресурсов. Другой стороной активной добычи переработке природных ресурсов является негативное влияние на экологию и экосистему земного шара.

Поскольку увеличивается рост использования полезных ископаемых в совокупности с невозобновляемости некоторых из них, ведется мониторинг и активное использование вторичных ресурсов и поиск новых видов сырья, топлива и энергии (солнечной, энергией ветра и других естественных природных источников).

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

В пище ( газ используется в газовых плитах), в тепле, в свете, в предметах быта (ложки, кастрюли), в быстром передвижении (транспорт) и др.

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

Название полезного ископаемого Свойства
Уголь Каменный уголь — твердое полезное ископаемое черного, иногда серо-черного цвета, хрупкий горючий материал.
Нефть Нефть — маслянистая жидкость темного цвета.
Газ Газ — смесь различных газов.

Оценка выполнения работы (достигнута ли цель): да

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

Применение полезных ископаемых

Названия полезного ископаемого Применяется в строительстве Служит топливом Применяется для получения металлов
Глина +
Известняк +
Нефть +
Песок +
Природный газ +
Железная руда +
Каменный уголь +

Попроси рядом сидящего ученика проверить твою работу. После проверки проставь знаки «+» ручкой или цветным карандашом (по своему выбору).

4. Учительница попросила Сережу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

1. Из нее делают бензин — нефть

2. С его помощью готовят обед — газ

3. Из нее делают кирпичи — глина

4. Из нее выплавляют сталь — руда

5. С ним играют дети — песок

6. Из него делают памятники — мрамор

Читайте также:  Витамины группы б чем полезны

7. Его добывают на болотах — торф

8. Его добывают в шахтах — уголь

9. Ее добавляют в суп — соль

10. Из него делают известь — известняк

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображени карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь ее стрелкой. Начни путь с лифта.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нем.

Воспользуйся записью при пыступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

источник

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым. Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

Заполните таблицу.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия, известняк, нефть, песок
8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.
1. Название полезного ископаемого
2. Где добывается
3 Свойства полезного ископаемого
4. Использование его в хозяйственной деятельности
Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

Вернуться — Плешаков, 3 класс. 2 часть рабочей тетради

Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.

3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.

Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».

II. Проверка домашнего задания.

1. Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.

Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.

2. “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п. и. из которых получают металлы.

Сегодня мы поговорим о том, что такое полезные ископаемые. Свойства их и применение также будут рассмотрены. В нашей стране активно развивается промышленность. Это необходимо для того, чтобы улучшать уровень жизни. Для этого нам нужно всё больше и больше ресурсов и материалов. Большинство этого сырья добывается человеком из недр планеты Земля. От ее запасов и зависит благосостояние всего человечества. Изучают на уроках дети свойства полезных ископаемых (3 класс). Видимо, государство желает вырастить грамотных экологов и энергетиков! Это будет полезным для нашей планеты.

Практически каждый человек знает, что такое полезные ископаемые. Свойства этих ресурсов подсказывают нам о том, что их добывают из недр земли. Это сырье может быть твёрдым (минерал), жидким (нефть) и даже газообразным (природный газ). Все ископаемые назвали полезными. А это значит, что добываемые человеком вещества приносят пользу. Какие вы знаете свойства полезных ископаемых?

Казалось бы, в этом вопросе нет ничего сложного. Мы многое знаем о таких ресурсах, как полезные ископаемые. Свойства, применение и состав этих даров природы мы изучали еще в школе. Однако есть тонкая грань, которая связана с пониманием того, что же полезно человеку. Прошло много эпох и веков, прежде чем наши предки смогли понять полезность найденного на берегу реки камня. Очень долго они учились обрабатывать эту находку, чтобы ее можно было применить в качестве палки-копалки.

Прошло большое количество времени, прежде чем человек понял, что под его ногами, в земной коре, находится несметное количество запасов руды, минералов и прочего полезного сырья. Несколько столетий человек добывает полезные ископаемые, использует их для своего блага. Возникает непростая проблема: когда человек поднимает на поверхности все эти ископаемые, то нутро Земли истощается. Всё это приводит к нарушению геологической структуры, перегружается земная поверхность продуктами переработки ископаемых, а также отходами, которые образуются при их переработке. С каждым годом эта экологическая проблема становится все острее, человек вынужден искать новые способы добычи и переработки полезных ископаемых.

Полезные ископаемые, свойства и применение которых мы рассмотрим в рамках данной статьи, имеют большое количество классификаций. Давайте рассмотрим их подробно. Итак, геологи выделили:

ископаемые горючие; руды металлов; цветные камни; строительные ископаемые.

Цветные минеры – это особое семейство твердых материалов. Его отнесли к полезным ископаемым. Их не используют в качестве топлива, не применяют для получения различных металлов или каких-нибудь продуктов производства химсырья. Их разделяют на две группы:

  • Прозрачные минералы – это драгоценные камни или самоцветы. Например: изумруд, аквамарин, алмаз, топаз, рубин, аметист и другие.
  • непрозрачные минералы или полудрагоценные и поделочные камни. Например: малахит, жемчуг, янтарь, яшма, агат, лазурит и так далее.

Давайте поближе познакомимся с драгоценными и полудрагоценными камнями. Алмаз интересует большинство добытчиков драгоценных камней. Название он получил от греческого слова «адамас», что в переводе означает «несокрушимый». И действительно, это самый твердый минерал в природе, а значит, его используют не только в ювелирных делах, но и в основном техническом производстве. Алмаз применяют для полировки и шлифовки различных твердых веществ. Его используют для проходки очень глубоких скважин. Из минерала делают особо твердые сверла. Также при помощи алмаза обрабатывают и металлы. Из камня делают твердые резцы.

Сегодня ученые добились того, что они могут получать алмазы искусственным путем, но их применяют для технических целей. Химики пришли к выводу, что по своему составу алмаз – это углерод. Удивительно, как сильно отличается углерод в разных минералах. В основе графита тоже лежит углерод. Но он уже не может похвастаться такой твердостью, как алмаз. Кроме того, минерал славится своей игрой света. Если через камень проходит солнечный свет, то мы можем с вами наблюдать различные яркие блики – от голубых до красных оттенков. Всю красоту алмазов человек увидел лишь в XVIII веке, когда научился делать специальную огранку, которая превращает камень в блистательный бриллиант. Но их уже не использует в технических целях. Бриллиант – это камень, предназначенный для ювелирного искусства.

Ценные для человека полезные ископаемые, свойства имеют различные. Нетрудно догадаться, что к ним относят торф, уголь, природный газ, нефть и горючие сланцы. Оказывается, эти ископаемые используют не только в качестве топлива. Нефть, газ, уголь и торф применяют сегодня электростанции и различные промышленные предприятия. Но эту группу ископаемых широко используют еще и для других целей, особенно в химической промышленности. Такие вещества образуются и добываются на месте бывших озер, которые с течением времени превратились в болото, а затем – в равнины. На дне этих водоемов много лет происходили различные химические процессы: отложения остатков растений и прочих организмов. С годами они перегнивали, потом превращались в сапропель. Многие даже такого слова не слышали, с греческого оно означает «гнилой» и «грязь». Таким образом, сапропель – это грязь из перегнивших останков живых организмов. Она становится торфяниками или же превращается в бурый уголь.

Ученые заметили, что процесс формирования горючих ископаемых очень сложный и долгий, он требует большого количества времени. Например, торфяники вообще формируются в течение нескольких тысячелетий. Экологи говорят, что это нужно знать и помнить любителям осушения болот. Самые первые места добычи горючих сланцев появились более миллиарда лет назад. Почти половина всех горючих сланцев появилась в эру палеозоя. Пласты каменного угля были сформированы около 350 миллионов лет назад. В те далекие времена наша планета напоминала пышные заросли гигантских папоротников, хвощей и плаунов. Благодаря этим растениям почва не успевала гнить, превращаясь в древесную массу. Растения и деревья, которые отмирали, попадали в воду, заносились глиной и песком, не разлагались, а постепенно формировались и превращались в каменный уголь. Если вы возьмете в руку кусочек такого угля, то смело можете представить, что сейчас в вашей ладони находится гость из далекого прошлого.

Переходим к следующей категории – руды металлов. На окраинах городов очень часто встречаются объявления о приёме черных и цветных металлов. Следует знать, что чёрный ресурс выглядит вовсе не чёрным по цвету. Это металлы, которые используют при получении чугуна и стали путём выплавки. К ним относится железо, марганец, ванадий или хром. Они бывают серебристого или белого оттенков. К цветным металлам относят никель, цинк, медь, золото, свинец и другие. Большинство из них образовались в глубинных породах магмы. Постепенно они поднимаются к земной поверхности. Благодаря природному воздействию воздуха, солнца и воды горы разрушаются, а в их осадочных породах появляются и открываются для человека месторождения металлов.

Металлы применяют в легкой и тяжелой промышленности. Из них делают оружие, детали для транспорта и так далее. Прочность изделия зависит от того, из какого материала его изготовили. Славится своей прочностью сталь. Алюминий широко используют в самолетостроении, потому что он очень легкий. А электрическую проводку выполняют из меди, так как она лучше всего проводит электрический ток.

Свойства полезных ископаемых ценятся с древних времен. Из них человек возводил различные постройки. Например, древние цивилизации из мрамора, гранита или известняка строили различные оккультные объекты – храмы, обелиски, пирамиды и так далее. Известняк очень легко распиливали на блоки, поэтому древние египетские пирамиды строили из этого ископаемого.

Глину человек начал применять для изготовления посуды, кирпича, кафеля и различных других предметов сантехники. Известно, что ее используют и сейчас в качестве утеплителя. У неё есть прекрасное свойство – водонепроницаемость. Глина имеет целебные свойства. Она бывает разных цветов. Красная глина содержит железо и калий. Вещество зелёного цвета имеет в себе медь и железо. Кобальт обнаружили в голубой глине. Углерод и железо содержатся в тёмно-коричневой и черной глине.

Свойства глины и песка являются для человечества очень ценными. Это своего рода первые строительные материалы. Из песка научились делать стекло. Чтобы помыть посуду, часто использовали песок и воду. Данная смесь прекрасно отмывала любые загрязнения. Еще со школьной скамьи мы начинаем изучать свойства полезных ископаемых (3 класс). Люди используют эти ресурсы повсеместно. Но так ли они бесконечны? Важная задача всего человечества – научиться рационально использовать то, что дарит нам природа.

Урок по окружающему миру в 3 классе.

Харитонова Ольга Петровна, учитель начальных классов.

• Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Рязанской области.

• Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

• учебник «Природоведение» для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);

• коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

• доклады учащихся по полезным ископаемым Рязанской области;

• дополнительная литература по теме урока;

• медиапродукт для интерактивной доски;

Звучит мелодия ( Э.Григ «В пещере горного короля»).

В пещере горного короля Э.Грига хранятся несметные сокровища, вот и мы сегодня на уроке узнаем о главном кладе нашей земли.

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету —

Металл такой же, как в ракетах.

— Где и как добываются? Есть ли в Ряз. области?

— Зачем и как их нужно охранять?

Читайте также:  Чем полезны игрушки ручной работы

Что же такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

Песок, глина, гранит, уголь, нефть, газ. – очень нужны человеку. Они ему полезны. Их берут из глубин земли или с ее поверхности, выкапывают специальными машинами. Отсюда они и получили свое название.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу.

Но сначала рассмотрим полезные ископаемые на доске. Какие из них вам известны?

Какими же свойствами могут обладать полезные ископаемые? Посмотрите на доску.

Практическая работа учащихся.

На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:

1. Напиши название полезного ископаемого.

3. Где используется это полезное ископаемое?

4. Есть ли оно в нашей области?

Работая в группе, дети определяют свойства своего полезного ископаемого, а затем вместе с учителем заполняют таблицу на доске.

Название Свойства Использование В Ряз. обл.

твердая, рыхлая, негорючая, коричневого цвета в строительстве,

твердый, рыхлый, негорючий, белого цвета в строительстве,

для получения извести, строит. растворов в Михайловском

маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом топливо, получают бензин, керосин, машинное масло __________

6. Бурый уголь твердый, плотный, горючий, темный топливо в Скопинском

Для чего добывают пол. иск.

-Для строительства (песок, глина, известняк)

-Для топлива (уголь, газ, нефть)

-Для получения металлов (руды).

– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей)

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

Что такое месторождение? (места залегания п.иск.)

Кто такие геологи? (изучают п.иск. отыскивают месторожд.)

Физминутка «Отдых для глаз».

Какие же п.иск. есть в Ряз. обл. Давайте рассмотрим карту.

А сейчас мы составим свою карту пол.иск. На нее мы нанесем основные, самые большие месторожд. п.иск.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Как же сберечь природные богатства земли?

3.Соблюдать правила перевозки.

4.Заменять по возможности искусственными материалами.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Физминутка «Земля, вода, воздух».

IV. Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать их по описанию и разгадать кроссворд.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Красивы станут и заметны. (Гранит)

В школе не лежит без дела:

Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твер­дость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения привести примеры использования горных пород и минералов человеком.

2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;

Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.

3. Расшифруй в таблице слово.

Классификация полезных ископаемых

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Полезные ископаемые – это природные минеральные образования земной коры органического и неорганического происхождения, которые могут эффективно использоваться в сфере материального производства.

По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:

— газообразные – природные горючие и инертные газы.

К рудам цветных металлов относят руды меди, свинца, цинка, никеля, сурьмы.

Руды редких металлов представлены рудами олова, вольфрама, молибдена, ртути, бериллия, лития, тантала, ниобия.

Рассеянные элементы – актиний, гафний, галлий, германий, индий, кадмий, рубидий, селен, таллий, теллур, цезий и др. – извлекаются в качестве дополнительного продукта при переработке руд других металлов.

— драгоценные и самоцветные камни.

Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь подразделяется на бурый, каменный и антрацит.

Бурые угли делятся в зависимости от влажности на технологические группы: 1Б (влажность свыше 40 %), 2Б (30 – 40 %), 3Б (до 30 %).

От каменного угля бурый уголь, как показывает самое название, отличается цветом (то более светлым, то более темным); есть, правда, и черные разновидности, но они в порошке всё-таки являются бурыми, между тем как антрацит и каменный уголь всегда дают черную черту на фарфоровой пластинке.

Самое существенное отличие от каменного угля заключается в меньшем содержании углерода и значительно большем содержании битуминозных летучих веществ (до 50 %). Этим и объясняется, почему бурый уголь легче горит, дает больше дыма, запах, а также реакцию с едким калием. Содержание азота также значительно уступает каменным углям. Содержат много воды и поэтому имеют низкую теплоту сгорания (менее 24 МДж/кг).

Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков высших растений, претерпевших изменения (метаморфизм) в условиях давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры.

С возрастанием степени метаморфизма в горючей массе каменного угля последовательно увеличивается содержание углерода и одновременно уменьшается количество кислорода, водорода, летучих веществ.

Каменные угля подразделяются на марки:

С древних времен каменный уголь человечество использует в качестве одного из источников энергии. И в наши дни это полезное ископаемое применяется достаточно широко. Иногда его называют солнечной энергией, которая законсервирована в камне.

Тувинское месторождение. По оценкам экспертов, на его территории находится около 20 млрд. тонн полезного ископаемого. Месторождение весьма привлекательно для разработки. Дело в том, что восемьдесят процентов его залежей располагается в одном пласте, имеющем толщину в 6-7 метров. Кузнецкий угольный бассейн. Это месторождение, расположенное на западе Сибири, дает продукт, используемый в черной металлургии. Уголь, который добывают в этих местах, идет для коксования. Объем залежей здесь просто огромен.

Каменный уголь в России добывают в Печорском угольном бассейне. Активно разрабатываются месторождения и в Ростовской области.

Это происходит даже в том случае, если уголь имеет одинаковую маркировку. Дело в том, что характеристики ископаемого зависят от места его добычи. Именно поэтому каждое предприятие, выбирая уголь для своего производства, должно ознакомиться с его физическими характеристиками.

Уголь различается по следующим свойствам:

Плотность. Это одна из самых важных характеристик, которая колеблется в районе от 1,28 до 1,53 грамм на кубический сантиметр. При повышении значений плотности увеличивается удельная теплота сгорания каменного угля. Механическая прочность. Эта характеристика определяет способность ископаемого переносить транспортировку. Данный параметр находится в пределах от 40 килограмм на квадратный сантиметр (у бурых углей) до 300 (у антрацитов). Удельная теплота сгорания. Этот показатель находится в пределах от 6500 до 8600 ккал/кг. Он характеризует то количество тепла, которое образуется при сгорании одного килограмма топлива.

В зависимости от цели использования может быть приобретен различный уголь каменный. Свойства топлива при этом становятся понятны, исходя из степени его обогащения. Выделяют:

2. Промышленные продукты. Их используют в металлургии.

3. Шлам. Это мелкая фракция угля (до шести миллиметров), а также пыль, образующаяся в результате дробления породы. Из шлама формируют брикеты, имеющие хорошие эксплуатационные свойства для бытовых твердотопливных котлов.

3. Антрациты. Это наиболее качественный вид каменного угля.

При выборе угля важно знать его размеры. Этот показатель зашифрован в марке полезного ископаемого. Итак, уголь бывает:

— «К» — крупный, размеры которого составляют от 5 до 10 см.

— «С» — семечко — дешевая фракция для длительного тления с размерами в 0,6-1,3 см.

Это наименее качественный каменный уголь. Цена у него самая низкая (около ста долларов за тонну). Бурый уголь образовывался в древних болотах путем прессования торфа на глубине около 0,9 км. Это наиболее дешевое топливо, содержащее большое количество воды (около 40%).

Данное топливо более качественное. Каменный уголь — это горная порода, имеющая черный цвет и матовую, полуматовую или блестящую поверхность.

В этом виде топлива содержится всего пять-шесть процентов влаги, из-за чего оно обладает высокой теплотой сгорания. По сравнению с дубовыми, ольховыми и березовыми дровами каменный уголь дает тепла в 3,5 раза больше. Минусом такого вида топлива является его большая зольность. Цена на каменный уголь летом и осенью находится в пределах от 3900 до 4600 рублей за тонну. Зимой стоимость данного топлива увеличивается на двадцать-тридцать процентов.

Если топливо предполагается использовать на протяжении длительного срока, то его необходимо разместить в специальном сарае или бункере. Там оно должно быть защищено от прямых солнечных лучей и от осадков.

Если кучи угля большие, то при хранении нужно постоянно контролировать их состояние. Мелкие фракции в сочетании с высокой температурой и влагой могут самовозгораться.

2. Классификация каменного угля

Каменный уголь — это осадочная порода, представляющая собой товар глубокого разложения остатков растений (древовидных папоротников, хвощей и плаунов, а также первых голосеменных растений).

Химические свойства каменного угля

По химическому составу каменный уголь представляет собой смесь высокомолекулярных ароматических соединений с высокой массовой долей углерода, а также воды и летучих веществ с небольшими количествами минеральных примесей. Таковые примеси при сжигании угля образуют золу. Ископаемые угли отличаются друг от друга соотношением слагающих их компонентов, что определяет их теплоту сгорания. Ряд органических соединений, входящих в состав каменного угля, обладает канцерогенными свойствами.

Большинство залежей каменного угля было образовано в палеозое, преимущественно в каменноугольном периоде, примерно 300-350 миллионов лет тому назад. По химическому составу каменный уголь представляет смесь высокомолекулярных полициклических ароматических соединений с высокой массовой долей углерода, а также воды и летучих веществ с небольшими количествами минеральных примесей, при сжигании угля образующих золу. Ископаемые угли отличаются друг от друга соотношением слагающих их компонентов, что определяет их теплоту сгорания. Ряд органических соединений, входящих в состав каменного угля, обладает канцерогенными свойствами. Содержание углерода в каменном угле, в зависимости от его сорта, составляет от 75 % до 95 %.

Каменный уголь, твёрдое горючее полезное ископаемое растительного происхождения; разновидность углей ископаемых с более высоким содержанием углерода и большей плотностью, чем у бурого угля. Представляет собой плотную породу чёрного, иногда серо-чёрного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью. Содержит 75-97% и более углерода; 1,5-5,7% водорода; 1,5-15% кислорода; 0,5-4% серы; до 1,5% азота; 45-2% летучих веществ; количество влаги колеблется от 4 до 14%; золы — обычно от 2-4% до 45%. Высшая теплота сгорания, рассчитанная на влажную беззольную массу каменный уголь, не менее 23,8 Мдж/кг (5700 ккал/кг).

Уголь — это остатки растений, погибших многие миллионы лет назад, гниение которых было прервано в результате прекращения доступа воздуха. Поэтому они не смогли отдать в атмосферу отобранный у нее углерод. Доступ воздуха прекращался особенно резко там, где болота и заболоченные леса опускались в результате тектонических подвижек и изменения климатических условий и покрывались сверху другими веществами. При этом растительные останки превращались под воздействием бактерий и грибов ( углефицировались) в торф и дальше в бурый уголь, каменный уголь, антрацит и графит.

Структурно-молекулярная перестройка органического вещества при метаморфизме сопровождается последовательным повышением в угле относительного содержания углерода, снижением содержания кислорода, выхода летучих веществ; изменяются содержание водорода, теплота сгорания, твердость, плотность, хрупкость, оптичность, электричность и др. физические свойства. Каменные угли на средних стадиях метаморфизма приобретают спекающие свойства — способность гелифицированных и липоидных компонентов органического вещества переходить при нагревании в определенных условиях в пластическое состояние и образовывать пористый монолит — кокс. В зонах аэрации и активного действия подземных вод вблизи поверхности Земли угли подвергаются окислению.

Читайте также:  Чем полезны миндальные орехи для мужчин

уголь утрачивает прочностные свойства и спекаемость;

в нем возрастает относительное содержание кислорода, снижается количество углерода, увеличивается влажность и зольность, резко снижается теплота сгорания.

Удельный вес каменного угля 1,2 — 1,5 г/см3,теплота сгорания 35000 кДж/кг. Каменный уголь считается пригодным для технологического использования если после сгорания зола составляет 30% или менее. Примитивная добыча ископаемых углей известна с древнейших времён (Китай, Греция). Существенную роль в качестве топлива уголь стал играть в Британии в 17 веке. Становление угольной промышленности связано с использованием углей, как кокса при выплавке чугуна. Начиная с 19 века крупный приобретатель угля — транспорт. Основные направления промышленного использования угля: производство электроэнергии, металлургического кокса, сжигание в энергетических целях, получение при химической переработке разнообразных (до 300 наименований) продуктов. Возрастает потребление углей для получения высокоуглеродистых углеграфитовых конструкционных материалов, горного воска, пластических масс, синтетического, жидкого и газообразного высококалорийного топлива, ароматических продуктов путём гидрогенизации, высоко азотистых кислот для удобрений. Получаемый из каменного угля кокс, необходим в больших количествах металлургической промышленности .

Получение кокса осуществляется на коксохимических заводах. Каменный уголь подвергается сухой перегонке (коксованию) путём нагревания в специальных коксовых печах без доступа воздуха до температуры С. При этом получается кокс — твердое пористое вещество. Кроме кокса при сухой перегонке каменного угля образуются также летучие продукты, при охлаждении которых до 25-75 С образуется каменноугольная смола, аммиачная вода и газообразные продукты. Каменноугольная смола подвергается фракционной перегонке, в результате чего получают несколько фракций:

легкое масло (температура кипения до 170 С) в нем содержится ароматические углеводороды (бензол, толуол, кислоты и др. вещества;

среднее масло (температура кипения 170-230 С). Это фенолы, нафталин;

В состав газообразных продуктов (коксового газа) входят бензол, толуол, ксиолы, фенол, аммиак и другие вещества. Из коксового газа после очистки от аммиака, сероводорода и цианистых соединений извлекают сырой бензол, из которого выделяют отдельные углеводороды и ряд других ценных веществ.

Каменный уголь — твердое горючее, полезное ископаемое растительного происхождения. Он представляет собой плотную породу черного, иногда темно-серого цвета с блестящей матовой поверхностью. Содержит 75-97% углерода, 1,5-5,7% водорода, 1,5-15% кислорода, 0,5-4% серы. до 1,5% азота, 2-45% летучих веществ, количество влаги колеблется от 4 до 14%. Высшая теплота сгорания, рассчитанная на влажную беззольную массу каменного угля не менее 238МДж/кг.

Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических веществ высших растений, претерпевших изменения в условиях давления различных пород земной коры и под воздействием температуры. С возрастанием степени метаморфизма в горючей массе каменный уголь увеличивает содержание углерода и одновременно уменьшает количество кислорода, водорода, летучих веществ. Изменяется также теплота сгорания угля.

Характерные физические свойства каменного угля:

содержание углерода (С,%) — 75-97;

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».

Ход работы (по заданиям учебника).

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия,

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.

1. Название полезного ископаемого

3 Свойства полезного ископаемого

4. Использование его в хозяйственной деятельности

— твердые – торф, уголь, горючие сланцы, рудные и нерудные полезные ископаемые;

— жидкие – нефть, минеральные воды;

Среди рудных полезных ископаемых выделяют руды черных, легких, цветных, редких, благородных, радиоактивных металлов, а также рассеянных и редкоземельных элементов.

К рудам черных металлов относят руды железа, марганца, хрома, титана и ванадия.

Руды легких металлов представлены алюминиевыми рудами, основным сырьевым источником которых являются бокситы.

К благородным металлам принадлежат руды золота, платиноидов и серебра; к радиоактивным – уран, торий, радий.

Нерудные или неметаллические полезные ископаемые обычно подразделяют на:

— горно-химическое сырье – фосфориты, апатитовые руды, калийные соли, борные руды, самородная сера, йод, бром, сульфат натрия;

— индустриальное и горно-металлургическое сырье – слюда, асбест, графит, тальк, баритовые руды, флюорит, каолин, бентонит, магнезит, кварцит;

— строительные материалы – гранит, лабрадорит, диорит, известняк, доломит, мрамор, мергель, туфы, песчаники, перлит, глины, кварцевые пески;

Практически невозможно установить точную дату, но десятки тысяч лет назад человек, впервые познакомился с углем, стал постоянно соприкасаться с ним. Так, археологами найдены доисторические разработки залежей углей. Известно, что с каменным углем люди были знакомы в период древней культуры, но факты про его использование отсутствуют. Позже, в Древнем Риме, предпринимались пути использования угля, но лишь во времена Аристотеля появилось описание некоторых других его свойств, а в 315 г. до н.э. ученик философа описывает уголь как горючий материал и называет его «антраксом» (позже появилось название «антрацит»).

Бурый уголь — твёрдый ископаемый уголь, образовавшийся из отмерших органических остатков под давлением нагрузки и под действием повышенной температуры на глубинах порядка 1 километра. Это наиболее молодой из ископаемых углей, это переходная форма от торфа к каменному углю. Он имеет бурый цвет, содержит 63 — 78 % углерода, плотность 1200 – 1500 кг/м3. На воздухе бурый уголь теряет влагу, растрескивается и превращается в мелочь.

Используется как местное топливо, а также как химическое сырье.

Каменный уголь — твёрдое горючее полезное ископаемое растительного происхождения; разновидность ископаемых углей с более высоким содержанием углерода и большей плотностью, чем у бурого угля. Представляет собой плотную породу чёрного, иногда серо-чёрного цвета с блестящей, полуматовой или матовой поверхностью.

Плотность каменного угля зависит от петрографического состава, количества минеральных примесей и степени метаморфизма и составляет 1280 – 1500 кг/м3.

Уголь сжигают, получая тепло, которое идет для горячей воды и обогрева домов. Полезное ископаемое применяют в технологических процессах выплавки металлов. На тепловых станциях уголь путем сжигания преобразуется в электричество.

Научные достижения позволили использовать это ценное вещество иначе. Так, в химической промышленности успешно освоена технология, позволяющая получить из каменного угля жидкое топливо, а также такие редкие металлы, как германий и галлий. Из ценного ископаемого в настоящее время извлекаются углеграфитовые композиционные материалы с выскокой концентрацией углерода. Также отработаны методы получения пластмассы и газообразного топлива высокой калорийности из угля.

Очень низкую фракцию низкосортного угля и его пыль после переработки прессуют в брикеты. Этот материал отлично подходит для отопления частных домов и производственных помещений. В целом выпускают более четырехсот наименований различной продукции после химической переработки, которой подвергается уголь. Цена на все эти продукты в десятки раз превышает стоимость исходного сырья.

На протяжении нескольких последних столетий человечество активно использует каменный уголь в качестве топлива, необходимого для получения, а также преобразования энергии. Причем потребность в этом ценном ископаемом в последнее время возрастает. Этому способствует развитие химической промышленности, а также необходимость в получаемых из него ценных и редких элементов. В связи с этим в России на сегодняшний день ведется интенсивная разведка новых месторождений, создаются шахты и карьеры, строятся предприятия для переработки этого ценного сырья.

В давние времена на Земле был теплый и влажный климат, в котором бурно развивалась разнообразная растительность. Из нее в дальнейшем и образовался каменный уголь. Происхождение этого ископаемого кроется в скоплении миллиардов тонн отмершей растительности на дне болот, где они покрывались наносами. С той поры прошло около 300 млн. лет. Под мощным прессом песка, воды и различных пород растительность медленно разлагалась в бескислородной среде. Под воздействием высоких температур, которые давала близко расположенная магма, происходило затвердевание этой массы, которая постепенно превращалась в каменный уголь. Происхождение всех существующих месторождений имеет только такое объяснение.

На нашей планете имеются большие залежи каменного угля. Всего, по подсчетам специалистов, земные недра хранят в себе пятнадцать триллионов тонн этого полезного ископаемого. Причем добыча каменного угля по своему объему стоит на первом месте. В год она составляет 2,6 миллиарда тонн, или 0,7 тонны на одного жителя нашей планеты.

Месторождения каменного угля в России находятся в различных регионах. Причем в каждом из них полезное ископаемое обладает различными характеристиками и имеет свою глубину залегания. Ниже приведен перечень, в который входят самые крупные месторождения каменного угля в России:

Эльгинское месторождение. Оно располагается в юго-восточной части Якутии. Глубина залегания угля в этих местах позволяет осуществлять открытую добычу ископаемого. Это не требует особых затрат, что сказывается на снижении стоимости конечного продукта. Минусинские месторождения. Они располагаются в республике Хакассия. Это несколько месторождений, самыми крупными из которых являются Черногорское и Изыхское. Запасы бассейна невелики. По оценкам специалистов, они составляют от 2 до 7 млрд тонн. Здесь добывают очень ценный по своим характеристикам уголь каменный. Свойства полезного ископаемого таковы, что при его сгорании фиксируется очень высокая температура. Кузнецкий Алатау. Это месторождение дает продукт самого высокого качества. Наибольшая глубина залегания пластов полезного ископаемого достигает пятисот метров. Добыча ведется как в открытых разрезах, так и в шахтах.

В различных отраслях промышленности существует потребность в разных марках полезного ископаемого. Какие же отличия имеет уголь каменный? Свойства и качественные характеристики этого продукта колеблются в широких пределах.

  1. Содержание углерода. Этот показатель находится в пределах от 75 до 97 процентов. При большем содержании углерода в топливе остается меньше объема для посторонних примесей. Это позволяет получить максимальное количество энергии при сгорании продукта.
  2. Содержание серы. В угле ее может находиться от 0,5 до 5,4 процента. При меньшем значении данной величины применять топливо безопаснее.
  3. Выход летучих компонентов (2-45%).
  4. Влажность. Топливо может содержать от 4 до 15 процентов влаги. От данного показателя напрямую зависит, эффективен ли при сжигании уголь каменный. Свойства более влажного продукта в корне отличаются от сухого. Такой уголь крошится и подвергается быстрому выветриванию.
  5. Зольность. Эта характеристика указывает на количество негорючих смесей, содержащихся в ископаемом. При меньшей зольности возрастает удельная теплоемкость. Самый низкий процент содержания негорючих смесей имеют антрациты. Он находится в пределах 2%. Для отопления приемлема зольность в пределах тридцати процентов. Наиболее высокое значение данной характеристики — 45%.

Урок: познание мира

Тема: Виды полезных ископаемых. Практическая работа. Определение свойств полезных ископаемых.

Цели: Сформировать представление по осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи: Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

— Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

-Воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе;
воспитывать потребность в знаниях; прививать навыки бережного отношения к природным богатствам, воспитывать взаимоуважение, умение работать в группе; воспитывать потребность в знаниях; прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Тип урока: изучение новой темы.

Модули и подходы в преподавании обучении:

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Обучение талантливых и одаренных учеников

Новые подходы в преподавании и обучении

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Развитие критического мышления.

Оборудование: Электронная презентация, коллекция полезных ископаемых, ватманы, маркеры, стикеры, карточки, цветочек, таблица, словарь С.И.Ожегова, лист оценки

источник

Источники:
  • http://okrumir.ru/3-klass/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-dlya-3-klassa-pleshakov-a.a.-2-chast/poleznye-iskopaemye.html
  • http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5.html
  • http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%B5.html
  • http://okrumir.ru/3-klass/rabochaya-tetrad-po-okruzhayushhemu-miru-dlya-3-klassa-pleshakov-a.a.-2-chast/poleznye-iskopaemye.html
  • http://vred-ili-polza.ru/cel-raboty-opredelit-nazvanie-i-svoystva-poleznogo-iskopaemogo.html