Меню Рубрики

Определите по тектонической карте какие полезные ископаемые

Подробное решение параграф § 17 по географии для учащихся 8 класса, авторов А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина 2016

  • Гдз тетрадь-тренажер по Географии за 8 класс можно найти тут

1. Сопоставим физическую и тектоническую карты. Определим, на какой тектонической структуре находится территория.

Территория России расположена на следующих литосферных плитах: Евразийской, Охотоморской, Северо-Американской. На их территории можно выделить следующие тектонические структуры: Восточно-Европейская платформа, Балтийский щит, Скифская платформа, Кавказские горы, Печерская платформа, Уральские горы, Западно-Сибирская платформа, Сибирская платформа, Анабарский и Алданский щит, горы Южной Сибири, горы Дальнего Востока, горы Камчатки и Сахалина.

2. По шкале высот на физической карте установим, какие высоты преобладают в её пределах.

Восточно-Европейская платформа – преобладающие высоты: 150-200 м., Балтийский щит – преобладающие высоты: 200-500 м., Скифская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Кавказские горы – преобладающие высоты: 2000-3000 м., Печерская платформа– преобладающие высоты: 0-200 м. , Уральские горы – преобладающие высоты: 500-1000 м., Западно-Сибирская платформа – преобладающие высоты: 0-200 м., Сибирская платформа – преобладающие высоты: 200-500 м., Анабарский и Алданский щит – преобладающие высоты: 500-1000 м., горы Южной Сибири – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Дальнего Востока – преобладающие высоты: 1000-2000 м., горы Камчатки и Сахалина – преобладающие высоты: 2000-3000 м.

3. Определим характер рельефа (горный, равнинный) и его особенности.

Восточно-Европейская платформа – равнинный рельеф, с большим числом возвышенностей, Балтийский щит – невысокие, древние горы, Скифская платформа – низменности и равнины, Кавказские горы – высокие молодые горы в широтном направлении, Печерская платформа– равнины, Уральские горы – древние горы в меридиональном направлении, Западно-Сибирская низменности и равнины с уклоном рельефа на север, Сибирская платформа – плоскогорья и холмы, Анабарский и Алданский щит – древние разрушенные горы, горы Южной Сибири – старые, но высокие горы в широтном направлении, горы Дальнего Востока – высокие горы среднего возраста, горы Камчатки и Сахалина – молодые горы с вулканической активностью.

4. Сделаем вывод о зависимости рельефа от тектонического строения территории.

Сопоставление карт тектонического строения и рельефа, показывает общую закономерность, что древние и молодые платформы соответствуют равнинам и низменностям, щиты – древним, невысоким горам и плоскогорьям, складчатости – высоким горам.

1. На карте на с. 250—251 Приложения найдите: а) древние и молодую платформы (как они называются?); б) выступы кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (как они называются?). Месторождения каких полезных ископаемых с ними связаны?

А) Древние платформы: Восточно-Европейская платформа и Сибирская платформа; молодые платформы: Скифская платформа, Печерская платформа, Западно-Сибирская платформа.

Б) Выступы кристаллических пород на поверхности платформ называются щитами: Балтийский щит, Анабарский и Алданский щит. Им присуще рудные полезные ископаемые (железо, никель, алюминий, медь и др.).

2. Выберите верный ответ. На территории России преобладают: а) низкие горы; б) высокие и средневысотные горы; в) равнины; г) нагорья.

3. Выберите верный ответ. Места выхода кристаллического фундамента платформ на поверхность называют: а) щитами; б) плитами; в) впадинами.

4. Продолжите определения: а) Геосинклиналь — это. ; б) Платформа — это. .

А) Геосинклиналь – очень крупный и протяженный прогиб земной коры с длительным погружением, в результате которого формируются мощные тела осадочных и магматических горных пород, в дальнейшем вовлекаемые в складчатость и горообразование.

Б) Платформа – крупный участок континентальной земной коры, характеризующийся относительно спокойным тектоническим режимом. Платформы противопоставляются высокоподвижным геосинклинальным поясам.

5. Чем отличается строение плиты от строения щита?

В строении плиты присутствует осадочный чехол, на щите он отсутствует.

6. Используя шкалу высот на физической карте России (см. Приложение, с. 244—245), определите средние и максимальные высоты Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Восточно-Европейская равнина: средние высоты 170 м., максимальная высота 479 м – на Бугульминско-Белебеевской возвышенности в Предуралье; Западная Сибирь: средние высоты 100 м., максимальная высота 285 м.

7. Используя физическую и тектоническую карты, определите, какие из перечисленных гор относятся к области наиболее молодой складчатости и являются самыми высокими: а) Хибины; б) Большой Кавказ; в) Урал; г) Алтай.

Наиболее молодыми являются Кавказские горы (ответ б), однако, Алтай, хоть и возник в период Герцинской складчатости, но в Неогене (Kz), он претерпел вертикальные поднятия, в результате данные горы оказались довольно высокими.

8. Опишите особенности рельефа вашей местности, используя рубрику «Шаг за шагом».

Территория Челябинской области расположена на двух тектонических структурах – Уральские горы (запад области) и Западно-Сибирской (восток области) платформе. На западе преобладающие высоты 800-1000 м., которые в центральной части области понижаются, поскольку восточные склоны Южного Урала переходят в Зауральский пенеплен, где средние высоты составляют 200-500 м., на востоке области пенеплен переходит в Западно-Сибирскую равнину с высотами 0-200 м. Поэтому Уралу – соответствуют горы, Зауральскому пенеплену – холмистые равнины, Западной Сибири – низменности.

источник

Экскурсия по заказникам степной зоны (с применением электронной презентации).

Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному биосферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).

Задание 7. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны

Заказники степной и лесостепной зоны:

1.Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Имеет статус регионального (кравого) заказника. Расположен в Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь – 30600га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.

2.Заказники зоны лесов:В зоне лесов создано 12 заказников. Среди них заказники Большой Утриш, Крымский, Горяче-Ключевский, Сочинский, Черногорье и др.

3.В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система — вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде больше не осталось.

4.В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.

5.В Сочинском заказникеохраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.

6.Карстовый массив Черногорье, расположенный в междуречье рек Пшеха и Цице (Серебрячка), — одна из наиболее ценных природных территорий Западного Кавказа. С 1988 года Черногорье имеет статус регионального ландшафтного заказника. Это единственная на российском Кавказе охраняемая территория, полностью расположенная на карстовых ландшафтах. Черногорье является зоной формирования источников, обеспечивающих города Майкоп и Апшеронск чистейшей водой, качеству и составу которой могут позавидовать другие города России.

7.Заказники Приазовья:Приазовский, Тамано-Запорожский, Ясенский. Отличаются самобытной природой лиманов и плавней. В недавнем прошлом этот край называли «краем непуганых птиц». Здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие. Через Приазовье пролегают пути перелетных птиц, которые останавливаются здесь на отдых. В последние десятилетия в связи с быстрым хозяйственным освоением плавней и лиманов, площади нетронутых угодий резко сократились.

8.Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения природных ландшафтов? Где бы вы еще создали заказники?

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Краснодарского края. Особенности природопользования.

Цели занятия: сформировать знания о рельефе и полезных ископаемых края; создать образ Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа; изучить состав полезных ископаемых края, их размещение; выяснить, какие формы рельефа образовались в результате хозяйственной деятельности человека на территории Таманского полуострова; формировать умения работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; а также умений конкретизировать и систематизировать знания; обобщить знания о природных ресурсах, их использовании и тех изменениях в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека, на примерах своей местности.

Оборудование:физическая, контурная, тектоническая, карты Краснодарского края, атлас Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронная презентация.

Проанализируйте тектоническую карту Краснодарского края, определите крупные тектонические структуры, расположенные на севере и юге нашего края, запишите их в схему.

По рисунку 1 определите возраст этих тектонических структур.

Тектонические структуры

Рис. 1. Определение возраста тектонических структур.

Разнообразие рельефа зависит от геологического строения и тектонических структур, которые находятся в основании территории края. Студенты выполняют задание самостоятельно

Вопросы к заданию:

1. Какая структура расположена на север территории края, а какая на юге?

2. Какая часть края древнее, южная или северная?

3. Какие ещё тектонические структуры имеются на территории?

Задание 3.Надпишите на контурной карте Краснодарского края формы рельефа края:

1. Азово-Кубанская равнина: Приазовская низменность, Прикубанская низменность;

2. Ставропольская возвышенность;

3. Кавказ: Главный и Скалистый хребет.

Задание 4.Установить по картам особенности рельефа Кубани.

Задание 5.По физической карте края определите полезные ископаемые, определите к какому виду, они относятся. Заполните таблицу 1.

Полезные ископаемые Краснодарского края
топливные рудные нерудные

1. Назвать и показать карте Краснодарского края самые высокие вершины края.

2. Какая тектоническая структура лежит в основании Азово — Кубанской равнин

3. Какими геологическими отложениями сложена Приазовская низменность?

( лессовидные суглинки, наносы древних рек). Верные ли ответы? Если нет, укажите верные ответы! __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие полезные ископаемые залегают в горной части края? (гранит, диабаз, кварцит, сланцы, змеевики, руды цветных металлов). Верные ли ответы? Если нет, укажите верные ответы! _____________________________________________________________________________________

5. Покажите по карте месторождения нефти и газа. _____________________________________________________________________________________

Заполнить таблицу.

Форма рельефа Тектоническая структура Геологические отложения Геоморфоло-гическая структура Высоты Полезные ископаемые
Прикубанская низменность Скифская платформа Пески, глины, суглинки, галечник, известняк Аллювиально-эрозионная лессовая равнина 150м Газ
Закубанская равнина

Задание 8. По картам атласа, тексту учебника определите, какие полезные ископаемые есть в нашей местности и как они использовались или используются в хозяйственной деятельности.

Задание 9. По карте края определите обеспеченность территории, где Вы живёте водными ресурсами. Перечислите реки района. Покажите их.

Задание 10. Используя оценочную таблицу, определите степень чистоты воздуха на территории Вашего проживания.

Сделайте вывод. (Используется мультимедийный проектор или таблицы)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Степень загрязнения Наличие или отсутствие лишайников
накипные листоватые кустистые
Отсутствует + + +
Слабое + +
Среднее +
Сильное («лишайниковая пустыня»)

Можно использовать и другие таблицы, например, такую:

Степень загрязнения Наличие лишайников
Слабое загрязнение исчезают кустистые
Среднее загрязнение исчезают листоватые и кустистые
Сильное загрязнение «лишайниковая пустыня», исчезают накипные, листоватые и кустистые

Вывод, обобщение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Ответьте на вопросы.

1. Почему выделяются региональные проблемы природопользования? (Сосредоточение в отдельных регионах определенных природных ресурсов и проблема выбора использования того или иного ресурса.)

2. Каковы же негативные последствия хозяйственной деятельности человека в нашем районе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое экологические проблемы и почему они возникают? (Проблемы ухудшения условий жизни человека в результате взаимодействия человека и природы; воздействие человека на природу сверх допустимых возможностей.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Предложите пути решения экологических проблем и проблем природопользования в Вашем районе. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

1. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).

2. Назовите две основные формы рельефа суши. (Равнины и горы).

3. Какие силы формируют рельеф? (Внутренние и внешние).

4.Какие силы первоначально воздействуют на формирование рельефа? (Внутренние).

Задание 13. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

1. Проанализируйте физическую карту края и назовите крупную равнину, расположенную на ней: Азово-Кубанская равнина и Кавказские горы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что собой представляет Азово-Кубанская равнина? Во-первых, она является продолжением Восточно-Европейской равнины на севере и на востоке прерывается отрогами Ставропольской возвышенности. Её высота = 156 м над уровнем моря. Азово-Кубанская равнина наклонена к Азовскому морю и на юг. Скажите, какие низменности она включает и где они расположены. (Прикубанскую, Приазовскую и Закубанскую равнину). Приазовская низменность опускается на 2 — 3 мм в год.

3.Нужно отметить, что уникальным на западе Азово-Кубанской равнины является грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова. А чем он уникален? (Наличие вулканических процессов).

4. Гряды – это купола вздымания, увенчанные грязевыми вулканами. Самая длинная гряда – Центральная (40м).

5.На полуострове насчитывается около 30 вулканов. Назовите известные вам вулканы края? (Карабетова, Миска, Гнилая, Цымбалы).

6.Самый высокий грязевой вулкан — Карабетова гора.

7.А какой вулкан, причём единственный, находится за пределами полуострова? (Шуго – 8 км от ст. Варениковской)

8. Выбрасываемая на поверхность камнеобразная светло-серого цвета грязь с пузырьками нефтяных газов и сероводорода, называется сопочная брекчия. Газы воспламеняются и взрываются. Огонь гаснет после дождя или засыпки землёй. Острые на язык кубанские казаки назвали грязевые вулканы Таманского полуострова за их деятельность «блеваками», «гнилыми горами». Скажите, о чём свидетельствуют присутствие на полуострове вулканов и их активная деятельность? (О тектоническом глубинном процессе сдавливания, продолжает формироваться земная кора).

9. Определите на физической карте, откуда начинаются хребты Западного Кавказа и самую высокую точку края. (От ст. Варениковской и г. Анапы, гора Цахвоа — 3345м).

10. Проанализируйте физическую карту, определите полезные ископаемые с севера на юг. (Азово-Кубанская равнина — газ, на юге равнины в прогибах — нефть).

11. Определите по физической карте, какие ещё месторождения полезных ископаемых существуют в крае? (мергель, известняк, строительный камень).

12. Каким способом добывают мергель, известняк и строительный камень? (Открытым, карьерным).

1. Определите, к какой группе полезных ископаемых относятся нефть и газ, запишите __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Определите группы происхождения золота и ртути,

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 1711 ; Нарушение авторских прав? ;

Читайте также:  Чем полезен бром для человека

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

• об особенностях строения земной коры Евразии

• об общих чертах рельефа материка и факторах его формирования

• какими полезными ископаемыми богаты недра Евразии

• внутренние и внешние рельефообразующие процессы

• особенности тектонического строения Африки и Северной Америки

Среди других материков Евразия выделяется самым сложным и разнообразным рельефом. Евразия — единственный материк, где горные вершины поднимаются на высоту более 7000 м над уровнем моря. Четырнадцать из них даже превышают отметку 8000 м! Здесь находятся и самое обширное и высокое нагорье мира — Тибет, и самая глубокая впадина суши: берега Мертвого моря на 395 м ниже

Рис. 2. Этна — самый высокий действующий вулкан Европы (3343 м). Он расположен на острове Сицилия. На его вершине находятся четыре постоянно действующих кратера. Согласно древним верованиям местных жителей, Этна был кузницей бога Вулкана, который ковал доспехи и оружие для богов и героев.

В 1614 г. произошло самое долгое извержение Этны продолжительностью в десять лет.

уровня моря. Разнообразный и контрастный рельеф материка сформировался в результате продолжительных тектонических процессов, происходивших в недрах Земли и на ее поверхности.

В отличие от других материков, в основе Евразии лежит несколько древних платформ, соединенных между собой складчатыми поясами. Образно говоря, Евразия состоит из нескольких континентов, объединенных в одно целое. Древние платформы — Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская — вместе с Северо-Американской литосферной плитой формировали единый материк — Лав-разию. Позднее к ним присоединились Аравийская и Индостанская платформы — обломки древней Гондваны.

На карте строения земной коры (рис. 1) видно, что Евразия занимает не только всю Евразийскую литосферную плиту, но и части Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской. Вдоль линии их столкновения земная кора измята в складки — там в альпийскую эпоху образовался Альпийско-Гималайский складчатый пояс. Поэтому горы, появившиеся в этом поясе, располагаются не на окраинах вдоль побережья, как на других материках, а во внутренних и южных частях Евразии. Вдоль восточного побережья материка на стыке с Тихоокеанской литосферной плитой расположен еще один пояс альпийской складчатости — Тихоокеанский.

В поясах складчатости образование складок еще не завершилось, здесь продолжаются активные тектонические процессы. В связи с этим мы можем наблюдать высокую сейсмичность и вулканизм. Крупнейшими действующими вулканами в Европе в пределах Средиземноморского сейсмического пояса являются Этна (рис. 2), Везувий и Гекла. Действующие вулканы Азии — Ключевская Сопка, Фудзияма, Кракатау и другие — входят в Тихоокеанский сейсмический пояс.

Объяснить расположение основных форм рельефа материка поможет сопоставление физической карты Евразии и карты строения земной коры. В пределах платформ сформировался равнинный рельеф разной высоты.

Огромные просторы на востоке Европы занимает Восточно-Европейская равнина, образовавшаяся на Восточно-Европейской платформе. Древним азиатским платформам отвечают Среднесибирское плоскогорье (рис. 3), Великая Китайская равнина, плоскогорье Декан, равнины Аравийского полуострова.

Рис. 3. Среднесибирское плоскогорье — одно из древнейших на Земле. Оно занимает огромные просторы между реками Енисей и Лена. Высота плоскогорья колеблется в пределах 500—700 м над уровнем моря. Наиболее возвышенные массивы расположены на северо-западе, где отдельные из них достигают высоты 1700 м.

Молодым платформам — Западно-Сибирской и Туранской, которые долгое время были покрыты водами морей, — отвечают одноименные низменности.

Обширные просторы материка занимают складчатые сооружения времен палеозоя. В этот период 300—800 млн лет назад образовались Скандинавские и Уральские горы, хребты Алтая, Саян, Тянь-Шаня, Куньлуня. В последующие геологические эпохи значительно разрушенные внешними процессами горы омолаживались и снова поднимались отдельными гигантскими глыбами.

В областях альпийской складчатости образовались гигантские горные системы. В пределах Альпийско-Гималайского складчатого пояса раскинулись горные сооружения: Пиренеи, Альпы, Апеннинские и Балканские горы, Карпаты (рис. 4), Крымские горы, Кавказ, Памир, Гималаи.

Тихоокеанский пояс простирается от Камчатки до Зондских островов в виде огромной островной дуги с сотнями вулканических

Рис. 4. Горная система Карпат вытянулась в виде подковы на 1500 км в центральной части Европы. Это средневысотные горы с множеством низменностей, перевалов, долин, живописных округлых вершин. Часть Карпат длиной около 280 км, расположенную в пределах Украины, называют Украинскими Карпатами.

вершин. Неподалеку расположены самые глубокие океанические желоба: Марианский, Филиппинский, Курило-Камчатский.

В формировании рельефа Евразии важную роль играют внешние процессы. В северной части материка много ледниковых форм рельефа, образовавшихся в период древнего оледенения. Во внутренних пустынных районах материка господствует ветер. В результате его деятельности образуются барханы и дюны в песчаных пустынях, «эоловые города». Водно-эрозионные процессы становятся причиной изрезанности рельефа.

Различия в рельефе Европы и Азии.

По особенностям рельефа европейская и азиатская части материка имеют ряд различий. В Европе примерно 2/3 поверхности занято равнинами, среди которых преобладают низменности. Горы в основном невысокие. Исключением являются Альпы, раскинувшиеся более чем на 1000 км, со снежными и ледовыми острыми вершинами, большинство которых превышают отметку 4000 м (рис. 5). Самая высокая вершина Альп и Европы — гора Монблан (4807 м).

Средняя высота Азии почти в 3 раза превышает европейские показатели. Примерно 3/4 территории занято поднятиями рельефа: горными хребтами, нагорьями и плоскогорьями. Они расположены в центральной части Азии и вдоль ее окраин (рис. 6). Наиболее высокие нагорья и горные цепи тянутся на тысячи километров, среди них — горы Гималаи с высочайшей вершиной мира Джомолунгмой (8848 м) (рис. 7) и крупнейшее в мире нагорье Тибет.

Для Азии характерна самая высокая амплитуда колебаний высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.

Евразия занимает ведущее место в мире по запасам нефти и природного газа, руд цветных металлов.

С выходами на поверхность магматических и метаморфических пород в выступах фундамента платформ и в горах связаны крупные месторождения рудных полезных ископаемых. Богатые месторождения железных и марганцевых руд залегают в недрах Восточно-Европейской равнины, Уральских гор, Скандинавского полуострова, Индостана. Вдоль всей восточной окраины материка тянется пояс горных систем, где залегают месторождения олова и вольфрама. В породах докембрийского фундамента древних платформ содержатся золото, серебро, платина.

В Евразии много месторождений осадочного происхождения. Здесь сосредоточена значительная часть мировых запасов топливных полезных ископаемых. Месторождения нефти расположены в снижениях древнего фундамента, в предгорных впадинах, на окраинах платформ, на шельфе морей. Крупнейшие запасы нефти представлены на Аравийском полуострове, в районе Персидского залива, в Западной Сибири, на Восточно-Европейской равнине, на шельфе Северного моря. Природный газ добывают на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, Туранской низменности, со дна Северного моря. Крупные угольные бассейны расположены в осадочном чехле Восточно-Европейской, Индостанской, Китайско-Корейской и Южно-Китайской платформ.

Исключительно богата Евразия и нерудными полезными ископаемыми. На полуострове Индостан, острове Шри-Ланка сосредоточены крупнейшие в мире месторождения синих сапфиров и рубинов. В древнем фундаменте Среднесибирского плоскогорья выявлена особая порода — кимберлит, содержащая алмазы.

рис. 7. У самой высокой вершины мира несколько названий. Тибетцы называют ее «Джомолунгма» — «Мать богов Земли», непальцы — «Сагарматха» — «Властелин мира». В честь руководителя индийской топографической службы англичанина Джорджа Эвереста ей дали еще одно название — Эверест. Абсолютная высота вершины — 8848 м — была определена в 1852 г.

• Рельеф Евразии сформировался под воздействием внутренних и внешних сил и характеризуется многообразием и контрастностью.

• В основе материка лежит несколько древних и молодых платформ, объединенных между собой областями складчатости.

• Европейская часть Евразии более равнинная, чем азиатская. В Азии расположена самая высокая горная система мира — Гималаи с вершиной Джомолунгмой.

• По запасам нефти, природного газа, каменного угля, железных руд Евразия занимает первое место среди других континентов.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие платформы лежат в основе материка Евразия? Назовите их. Как они отличаются по возрасту? 2. Какие равнины отвечают этим платформам? 3. В каких районах Евразии расположены области складчатости? Образование каких горных систем с ними связано? 4. Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? 5. Назовите основные причины многообразия форм поверхности Евразии. 6. Какими причинами обусловлено образование поясов складчатости на территории Евразии? Каким образом проявляется их активность? 7. По запасам каких полезных ископаемых Евразия занимает ведущие места в мире?

Какие внешние силы повлияли на формирование рельефа Евразии? Приведите конкретные примеры результатов внешних рельефообразующих процессов.

Практическая работа 10 (продолжение)

Нанесение на контурную карту названий географических объектов Евразии. Нанесите на контурную карту основные формы рельефа Евразии: горы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Скандинавские, Уральские, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи (г. Джомолунгма); равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская; низменности: Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская; плоскогорья: Среднесибирское, Декан; нагорья: Тибет, Иранское; вулканы: Гекла, Везувий, Ключевская Сопка, Фудзияма.

Используя дополнительные источники географических знаний, определите: а) какие разрушительные землетрясения и извержения вулканов происходили на территории Евразии за последние 100 лет; б) какие предупредительные меры борьбы с последствиями землетрясений и вулканизма применяются в разных странах материка; в) возможно ли использование разрушительной энергии землетрясений и вулканизма.

источник

Практическая работа № 3 Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей

1. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять выявленные закономерности.

Сравнив физическую и тектоническую карту атласа, опреде­лите, каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа. Сделайте вывод о зависимости рельефа от строе­ния земной коры. Выявленную закономерность объясните.

Результаты работы оформите в виде таблицы. (Желательно дать работу по вариантам, включив в каждый на более 5 указан­ных в таблице форм рельефа.)

Тектонические структуры, залегающие в основании территории

Вывод о зависимости рельефа от строения земной коры

Определение и объяснение закономерностей размещения

магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической карте

1. По тектонической карте определить закономер­ности размещения магматических и осадочных полезных ископае­мых.

2. Объяснить выявленные закономерности.

Последовательность выполнения работы

1. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы» опре­делите, какими полезными ископаемыми богата территория нашей страны.

2. Как обозначены на карте типы месторождений магматичес­ких и метаморфических? Осадочных?

3. Какие из них встречаются на платформах? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадоч­ному чехлу? Какие — к выступам кристаллического фундамента древних платформ на поверхность (щитам и массивам)?

4. Какие типы месторождений (магматические или осадочные) приурочены к складчатым областям?

5. Результаты проведенного анализа оформите в виде таблицы, сделайте вывод об установленной зависимости.

осадочный чехол; выступы кристал­лического фундамента

Осадочные (нефть, газ, уголь. )

Определение по картам закономерностей распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение

Общее количество солнечной энергии, дости­гающее поверхности Земли, называется суммар­ной радиацией.

Часть солнечной радиации, которая нагрева­ет земную поверхность, называется поглощенной радиацией.

Она характеризуется радиационным балансом.

1. Определить закономерности распределения сум­марной и поглощенной радиации, объяснить выявленные законо­мерности.

2. Учиться работать с различными климатическими картами.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрите рис. 24 на с. 49 учебника. Как показаны вели­чины суммарной солнечной радиации на карге? В каких единицах она измеряется?

2. Каким способом показан радиационный баланс? В каких еди­ницах он измеряется?

3. Определите суммарную радиацию и радиационный баланс для пунктов, расположенных на разных широтах. Результаты ра­боты оформите в виде таблицы.

4. Сделайте вывод, какая закономерность просматривается в распределении суммарной и поглощенной радиации. Объясните полученные результаты.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогнозов погоды

Сложные явления, происходящие в тропосфере, от­ражаются на специальных картах синоптических, которые показывают состояние погоды на определен­ный час. Первые метеорологические элементы ученые обнаружили на картах мира Клавдия Птолемея. Си­ноптическая карта создавалась постепенно. А. Гум­больдт в 1817 г. построил первые изотермы. Первым синоптиком был английский гидрограф и метеоролог Р. Фицрой. Он с I860 г. давал прогнозы бурь и состав­лял карты погоды, которые очень ценили моряки.

1. Научиться определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов. Научиться состав­лять элементарные прогнозы погоды.

2. Проверить и оценить знания основных факторов, влияющих на состояние нижнего слоя тропосферы — погоду.

Последовательность выполнения работы

1) Проведите анализ синоптической карты, фиксирующей со­стояние погоды на 11 января 1992 г. (рис. 88 на с. 180 учебника).

2) Сравните состояние погоды в Омске и Чите по предложен­ному плану. Сделайте вывод, какой ожидается прогноз погоды на ближайшее время в указанных пунктах.

2. Атмосферное давление (в гектопаскалях)

3. Облачность; если есть осадки, то какие

4. Какой атмосферный фронт оказывает влияние на состояние погоды

5. Какой ожидается прогноз на ближайшее время

Выявление закономерностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков

1. Изучить распределение температур и осадков по территории нашей страны, научиться объяснять причины тако­го распределения.

2. Проверить умение работать с различными климатическими картами, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Читайте также:  Бобровый жир чем полезен

Последовательность выполнения работы

1) Рассмотрите рис. 27 на с. 57 учебника. Каким способом по­казано распределение январских температур по территории нашей страны? Как проходят изотермы января в европейской и азиат­ской частях России? Где расположены территории с самыми высо­кими температурами января? Самыми низкими? Где находится в нашей стране полюс холода?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших фак­торов оказывает наиболее существенное влияние на распределение январских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

2) Рассмотрите рис. 28 на с. 58 учебника. Каким способом по­казано распределение температур воздуха в июле? Определите, в каких районах страны температуры июля самые низкие, в каких — самые высокие. Чему они равны?

Сделайте вывод, какой из основных климатообразуюших факторов оказывает наиболее существенное влияние на распределение июльских температур. Краткий вывод запишите в тетрадь.

3) Рассмотрите рис. 29 на с. 59 учебника. Каким способом по­казано количество выпадающих осадков? Где выпадает больше все­го осадков? Где — меньше всего?

Сделайте вывод, какие из климатообразующих факторов оказы­вают наиболее существенное влияние на распределение осадков по территории страны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов

1. Сформировать знание о коэффициенте увлаж­нения как об одном из важнейших климатических показателей.

2. Научиться определять коэффициент увлажнения.

Последовательность выполнения работы

1) Изучив текст учебника «Коэффициент увлажнения», запиши­те определение понятия «коэффициент увлажнения» и формулу, по которой он определяется.

2) Пользуясь рис. 29 на с. 59 и рис. 31 на с. 61, определите ко­эффициент увлажнения для следующих городов: Астрахани, Но­рильска, Москвы, Мурманска, Екатеринбурга, Красноярска, Якут­ска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Владивостока (мож­но дать задания для двух вариантов).

3) Выполните расчеты и распределите города по группам в за­висимости от коэффициента увлажнения. Результаты работы офор­мите в виде схемы:

4) Сделайте вывод о роли соотношения тепла и влаги в форми­ровании природных процессов.

5) Можно ли утверждать, что восточная часть территории Став­ропольского края и средняя часть Западной Сибири, получающие одинаковое количество осадков, одинаково сухие?

Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности)

Почвы и грунты есть зеркало и вполне правдивое отражение, ре­зультат векового взаимодействия между водой, воздухом, землей, с одной стороны, растительности и животными организмами и возрас­том территории — с другой.

1. Познакомиться с основными зональными ти­пами почв нашей страны. Определить условия их образования.

2. Проверить и оценить умение работать с различными источ­никами географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.

Последовательность выполнения работы

1) На основе анализа текста учебника, с. 94-96, почвенной кар­ты и почвенных профилей (учебник, с. 100-101) определите усло­вия почвообразования для основных типов почв России.

2) Результаты работы оформите в виде таблицы (дать задания по 2 вариантам).

Условия почвооб­разования (соотно­шение тепла и влаги, характер раститель­ности)

источник

Тектоническая структура Особенности строения Основные полезные ископаемые и причины их формирования
Русская платформа Кристаллический фундамент Русской платформы залегает здесь на глубине около 4—6 тыс. м. Осадочный чехол сложен отложениями девона, карбона и перми. Пермские отложения выходят на поверхность и представлены комплексом по- род артинского яруса. известняки, реже встречаются доломиты, песчаники, алевролиты. Брахиоподы, кораллы, морские лилии, головоногие моллюски.
Уральская склад­чатая система
Предуральский краевой прогиб Ширина прогиба от 70 до 100 км. Он асимметричен: имеет узкое западное крыло и широкое восточное, осложненное на востоке более мелкими складками. Прогиб заполнен осадочными отложениями карбона и нижней перми. Мощные толщи обломочных пород накапливались за счет интенсивного сноса продуктов разрушения Уральских гор. Песчаники, конгломераты, глинистые сланцы, алевролиты. С отложениями артинского яруса связаны месторождения нефти и газа Предуралья.
Центральное поднятие Поднятие сложено метаморфическими и осадочными породами верхнего протерозоя и кембрия. Кварциты, кварцито-песчаники, кварцитовые конгломераты, слюдяно-кварцевые сланцы, глинистые и кристаллические сланцы, известняки, аргиллиты.
Тагильская зона Структура сложена вулканогенными и осадочными породами раннего палеозоя. Породы часто метаморфизованы до стадии зеленых (хлоритовых) сланцев. Это стало причиной того, что Тагильскую зону (прогиб) называют «зеленокаменной полосой Урала». Важным составным элементом прогиба являются глубинные разломы с крупными интрузиями ультраосновных и основных пород Туфы, порфириты, песчаники. С зонами магматизма связаны медно-колчеданные и магнетитовые месторождения. Месторождения платины, титаномагнетита, хромита, асбеста.
Восточно-Уральское поднятие Для поднятия также характерно широкое развитие осадочно-вулканогенной толщи силура-девона, прорванной позднепалеозойскими интрузиями гранитов и гранодиоритов. Месторождения золота, молибдена, редких металлов, самоцветов.
Западно-Сибирская эпипалеозойская плита

Задание 2. На основе анализа текста учебника и тектонической карты заполните таблицу (впишите названия месторождений)

Основные месторождения полезных ископаемых Свердловской области

Рудные (металлические) полезные ископаемые
железные руды медные руды алюминиевые руды марганцевые руды золото, платина
Гороблагодатское Березовское
Высокогорское Ново-Березовское
Евстюнинское Южно-Березовское
Качканарское Екатерининское
Первоуральское Марсятское
Тыньинское
Нерудные (неметаллические) полезные ископаемые
асбест тальк кварциты огнеупорные глины строительные материалы
Драгоценные и цветные камни
Горючие полезные ископаемые

Задание 3. Заполните контурную карту «Полезные ископаемые Свердловской области». Для этого:

1. Утолщенной линией черного цвета покажите границы основных текто­нических структур.

2. Методом качественного (цветного) фона обозначьте основные тектонические структуры в пределах области (раскрасьте выделенные территории общепринятыми обозначениями).

3. Подпишите названия месторождений, показанных на контурной карте.

4. Составьте легенду карты.

5. Укажите свой населенный пункт и месторождения полезных ископаемых, которые разрабатываются в его окрестностях.

источник

Формами рельефа и полезными ископаемыми

На территории Донецкого края

Цель работы: сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержаниюкарты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкого края.

Источники знаний: атлас,контурная карта,дополнительная информация.

ОПОРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тектонические структуры –это закономерно повторяющиеся в земной коре формызалегания горных пород.

Платформы–это жесткие,малоподвижные блоки земной коры,прошедшиедлительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит–это выход фундамента платформы,сложенного кристаллическими породами,на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощностиземной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды развития Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

1. Установитесоответствие между тектоническими структурами и формами рельефаДонецкого края:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;
2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;
3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

2. Заполнитепропуски:

Платформам в рельефе соответствуют – ________________ и ________________, складчатым областям – ____________________, плитам – ______________________, щитам – ____________________.

Поверхность нашего региона формировалась на протяжении

Чем глубже от поверхности лежат породы, тем они ______________________, а слои пород на поверхности земли самые ________________________.

На территории нашего края распространены ________________________ горные породы.

3.Пользуясь геохронологической таблицей, определите суммарную толщину (м) горных пород палеозойского возраста.

Порода Геологический период Толщина (м)
Песок Палеогеновый
Известняк Юрский
Уголь Каменноугольный

4. Сравнитетектоническую структуру юго-западной и северной частей области.

5. Нанеситена контурную карту границы тектонических структур Донецкого края,подпишите эти структуры и формы рельефа, которые им соответствуют.

6. Нанеситена карту с помощью условных обозначений места расположенияполезных ископаемых Донецкого края в соответствии с тектоническими структурами и формами рельефа.

7. Определите,на какой тектонической структуре находится ваш населенный пункт,подпишите его на карте.

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, ПР № 5
формами рельефа и полезными ископаемыми на территории Донецкого края

8. Закончителогические цепочки:

Подвижные участки земной коры Устойчивые участки земной коры
Границы литосферных плит ___________________________
В образовании рельефа преобладают В образовании рельефа преобладают
процессы: процессы:
______________________________ ______________________________

9.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название Особенности Название Геологическое
тектонической формы рельефа строение, полезные
структуры ископаемые
Донецкое Образовалось в эпоху Донецкий кряж Образовано
складчатое герцинской осадочными,
сооружение складчатости, в преимущественно
мезозое и кайнозое палеозойскими
проявлялись альпийские отложениями,
тектонические которые залегают на
движения кристаллическом
фундаменте
(песчаники, известняки,
гипс)
Приазовская
возвышенность
Приазовская
низменность

8 класс ГЕОГРАФИЯ ДОНЕЦКОГО КРАЯ : ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

10.Как вы считаете, характерны ли для Донецкого края ледниковые формы рельефа? Связанны ли ледниковые формы рельефа с тектоническим строением?

источник

Географическое положение. Сарыаркя занимает большую часть территории Центрального Казахстана. На западе она граничит с плато Торгам, на востоке — с горной системой Са- уыр-Тарбагатай, на севере с Северо-Казахской равниной, на юго-западе — с Туранской равниной. Протяженность рав­нины с запада на восток составляет 1200 км, ширина в вос­точной части 400 км, в западной около 900 км.

Рельеф и геологическое строение. Сарыарка — очень древняя, сильно разрушенная горная область, состоит из выровненных возвышенностей и мелкосопочных низких гор. Между ними раскинулись выровненные участки, боль шие и малые впадины, котловины, различающиеся геоло! и ческим строением и рельефом.

Древние осадочные и магматические породы ранне палеозоя наблюдаются только на высоких скалисты них. А на равнинах и во впадинах они погребены п нымн и морскими отложениями палеогена.

На формирование рельефа этой части Сарыарки вместе с продолжительным процессом выветривания повлияли и оса­дочные породы мелового и палеогенового периодов. Крупная котловина — Тениз-Коргалжынская впадина (304 м) разде­ляет западную часть Сарыарки на две части. В северо-запад­ной части расположены горы Кокшетау, в юго-западной — Улытау. Кокшетауские горы не очень высокие (около 900 м). Они сложены известняками, кварцитами и порфиритами палеозоя. Их склоны расчленены текучими водами. В меж- горных долинах расположены необыкновенно живописные озера, на побережьях и склонах которых растут сосновые боры.

Улытау (1134 м) — это остатки крупных антиклиналей, залегающих в меридиональном направлении, основа кото­рых состоит из гранита. Горные склоны сложены сланцами, песчаниками, конгломератами. Они сильно расчленены. Иногда здесь встречаются березовые колки. Окрестности Улытау — холмистая равнина, образованная из разных гли­нистых пород нижнего кайнозоя.

Полезные ископаемые. Сарыарка богата полезными ис­копаемыми. Карагандинский и Екибастузскнй угольные бассейны являются крупными топливными базами респуб­лики. Жезказганское, Карсакпанское, Атасуское. Саякское,

Коныратское месторождения богаты рудами меди, железа и марганца. В Жайремском месторождении добывают ред­кие металлы. Дальнейшая их переработка идет на крупных металлургических комбинатах в Караганды. Жезказгане, Балкаше и Темиртау.

Климат. Так как Сарыарка расположена в отдалении от океанов и морей, здесь беспрепятственно циркулируют Си­бирский антициклон и арктические воздушные массы. По­этому климат мелкосопочника сухой и резко континенталь­ный. Зима холодная, средняя температура января -14 18*С, максимальная до -40*С. Лето сухое, жаркое, средняя температура июля 20-24’С, максимальная 35‘С. Среднего­довое количество осадков 200-300 мм. В горных районах осадков выпадает больше — 370 мм.

Реки и озера. На мслкосопочнике немало рек, наиболее крупные из них Есиль, Нура, Сарысу. Силеты, Шидерты, Токырау. Реки питаются в основном за счет весеннего сне­готаяния. В половодье они выходят из своих берегов и обра­зуют широкую пойму. В летние месяцы реки мелеют, пре­вращаясь в плесы и старицы, часто их русла пересыхают. Постоянный сток наблюдается только на Есиле.

Вспомните описание реки Есиль в разделе «Внутренние поды Казахстана.

Для обеспечения пресной водой этого региона был построен канал Ертис-Караганды. В Сарыарке много соленых озер. Пресновод­ные озера расположены в основ­ном в районе Кокшетауской воз­вышенности — это Боровое, Щу­чье, а также Коргалжын. Участок целинной степи, озера Коргалжын и Тениз и прилегающие к ним тер­ритории образуют Коргалжын- ский заповедник.

Природные зоны. Раститель­ный и животный мир. Сарыарке присущ ландшафт степной, полу­пустынной и пустынной зон.

В районах Кокшегау, Атбасара и на побережьях реки Есиль пре­обладают черноземы. Здесь выра­щивают пшеницу. В низкогорьях и на сопках встречаются сосновые боры. березовые леса (колки).

Южная часть стенной зоны, Тениз-Коргалжынская впадина, бассейн реки Сарысу, территории горных массивов Улытау, Карка- ралы, Шынгыстау относятся к по­лупустынной зоне. Климат здесь сухой. На темно-каштановых по­чвах в растительном покрове пре­обладают полынь, типчак и ко­выль. Долины рек, горные склоны покрыты луговой растительнос­тью, здесь также растут тополь, береза, сосна, можжевельник, таль ник. Зону полупустынь удобно ис­пользовать в качестве пастбищ для выпаса скота.

К зоне пустынь относятся юж­ные районы Сарыарки — Казах­ского мелкосопочника (южное подножье Улытау, окрестности Жезказгана, Северное При* балкашье). Здесь на бурых пустынных почвах растут би- юргун. полынь, обыкновенная таволга, карагача, ковыль, типчак . лебеда и др.

Читайте также:  Салаты легкие и полезные

Животный мир сформирован из различных видов жи­вотных, приспособленных к условиям существования в степных, полупустынных и пустынных зонах. В сосновых лесах обитают олень, косуля, а в степной и полупустынной местностях — сайгак, волк, лисица. На озерах водится много птиц. В 1968 году здесь был организован заповедник Кор­галжын.

В низкогорьях Сарыарки всюду: в озерах, на их берегах можно увидеть выточенные ветром и дождем причудливые скалы и каменные изваяния. Горы Кокшетау, Каркаралы, Баянауыл самые живописные места Казахстана, о них сложено немало легенд и песен.

1. Какая часть Сарыарки наиболее приподнята?

2. Почему рельефы Сарыарки, Алтая и Тянь-Шаня не похожи друг на друга, несмотря на одинаковое время их формирования?

3*. Определите по тектонической карте, какими полезными ископаемы­ми богата Сарыарка и какова их связь с геологической структурой.

4. Определите по климатической карте распределение осадков в Сары- арке по широте и высоте местности. Объясните причину.

5. Каковы особенности питания рек в центральной части Казахстана? С чем это связано? В какое время гола бывает половодье?

6. Почему проблема водообесиеченности региона считается первооче­редной? Каковы пути ее решения?

7. Какова экологическая ситуация в Нейтральном Казахстане?

источник

Название Рабочая программа По учебному курсу «География»
страница 3/3
Дата публикации 20.11.2013
Размер 417.57 Kb.
Тип Рабочая программа

top-bal.ru > География > Рабочая программа

Практическая работа №2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.

2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

^ Практическая работа№3. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

1. Определить, используя карты атласа суммарную радиацию и коэффициент увлажнения в районах расположения г. Архангельска и г. Оренбург. Сравнить полученные результаты и сделать выводы о причинах выявленных отличий.

^ Тектоническая структура Форма рельефа Полезные ископаемые
Город Суммарная радиация ккал/см2 Годовое количество осадков мм Испаряемость мм Коэффициент увлажнения

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определения поясного времени.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени в:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет через:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 1 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из V часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 2 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

Задание №1. На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

Задание №2. В Москве 9ч. 15 мин., сколько будет времени:

б) в Петропавловск- Камчатском

Самолет вылетел из Москвы в 12.00, в каком часовом поясе он будет:

Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :

^ Практическая работа №1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России. 3 вариант

Цель работы: формирование умений определять поясное время.

^ Задание №1. Сколько времени будет в Хабаровске , когда в Калининграде 5 часов?
Задание №2.Определите, когда по московскому времени должен совершить посадку в Москве( II часовой пояс) самолет, вылетевший из Читы (VIII часовой пояс) в 7 часов по местному времени, если расчетное время полета составляет 8 часов.
Задание №3На сколько и в каком направлении надо перевести стрелку часов, если мы перелетим из III часового пояса :


Практическая работа 1. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель работы: формирование умений составлять экономико – географическую характеристику топливной базы по картам и статистическим показателям.

Дать характеристику угольного бассейна по плану:

3.Общегеологические и промышленные запасы.

4.Условия добычи и затраты на добычу 1 т условного топлива.

5.Количество и качество добываемого угля.

6.Проблемы окружающей среды.
Практическая работа 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

Цель работы: формирование умений выделить главные условия размещения металлургических предприятий.

1.Указать города, в которых есть предприятия по производству меди.

2.Объяснить, почему производство меди размещено именно здесь.

3.Указать города, в которых находится алюминиевое производство.

4.Почему производство алюминия размещается у источников электроэнергии?

Практическая работа 3. Определение районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цели работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

1.Дать определения понятий: наукоемкое, трудоемкое, металлоемкое машиностроение.

2. С помощью карт атласа и учебника подготовить ответы на вопросы:

— Какие отрасли относятся к наукоемкому машиностроению? По карте определить центры наукоемкого машиностроения.

— Какие отрасли относятся к трудоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

— Какие отрасли относятся к металлоемкому машиностроению? Определить центры по карте.

—Почему отрасли станкостроения, электротехнической промышленности обычно размещаются в районах, где имеются квалифицированные кадры?

— Записать общий вывод о принципах размещения машиностроения.
^ Практическая работа 4. Сравнение географического положения двух столиц – Москвы и Санкт–Петербурга.

Цель работы: отработать прием сравнения.

1. На каких реках расположены города?

3.Какова планировка городов?

5.Почему Москва стала центром Русского государства?

Практическая работа 5. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Цель работы: углубление знаний о взаимосвязи различных отраслей производства; формирование умений составлять экономико-географическую характеристику промышленного узла на основе экономических карт и текста учебника.

2.Природные условия и ресурсы.

3Набор производств, их взаимосвязь.

Тест 1 Почва и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир.
1. Основатель науки о почвах:

2.Какие почвы называются тяжелыми:

3. Чернозем — самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв;

б) о механическом составе почв;

5. Найдите соответствие типа почв природной зоне:

6. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности:

а) в России преобладает равнинный рельеф;

б) на территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

7. Какие почвы формируются при увлажнении 0,3-0,4:

8. По видовому составу богаче:

9.Найдите ошибку: характерная растительность тундры-

10. Лемминги – представители фауны:

11. Найдите ошибку: основные типы растительности России-

12. Основным продуктом леса является:

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

Практическая работа 2. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Цель работы: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.

1.Сопоставить физическую и тектоническую карты и определить, какие крупные формы рельефа соответствуют платформам и их частям – плитам и щитам.
2.Определить по тектонической карте, какие полезные ископаемые характерны для щитов и плит древних и молодых платформ.

^ Перечень учебно – методических средств обучения:

Основная литература

1.Дронов В.П.,Баринова И.И.,Ром В.Я.,Ложбанидзе А.А. География России.Природа.Население.Хозяйство.Учебник .8 класс. –М.: Дрофа,2012 год.
3. Природа России. 8 кл.: Атлас. — М.: Дрофа, 2012
4. Природа России. 8 кл.: Контурные карты.- М.: Дрофа, 2012

  1. Дополнительная литература
    Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М.: ВАКО, 2009.- 352 с.
  2. Баринова И. И. Сборник заданий и упражнений по географии: 8 класс к учебнику И. И. Бариновой География России : Природа 8 класс» / И. И, Баринова.- М.: изд. Экзамен.2007.- 159 с.
  3. Экономическая и социальная география мира в вопросах и ответах/ сост. А. Ф. Романова.- Волгоград: Учитель, 2007.158 с.
  4. Экономическая и социальная география мира.10 класс. Ч. 1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника Максаковского .- Волгоград: Учитель, 2007.- 143 с.
  5. Тесты по географии: 8-9 классы: к учебнику под ред. Алексеева.А.И. « География Росии.8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений.»/ В. И. Евдокимов.-М.: изд. «Экзамен», 2009.- 127с.
  6. Малый атлас России. Изд. «Ультраэкстен», 2006.-48 с.
  7. География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
  8. Практические работы школьников по экологии: Ч. 4. Красная Книга Белгородской области и Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.
  9. Практические работы школьников по экологии: ч. 3. Природные условия и экологические проблемы Белородской области Земли Северной Рейн- Вестфалии./ научн. Редактор. А. В. Присный. — Белгород: изд-во Белгородского гос. ун-та., 1999.-52 с.

10.География белгородской области: Учеб. Пособие. Часть1: Природа; Часть 2: Население и хозяйство.- М. из-во МГУ, 2008.- 136 с.
11 Белгородская область: История и современность- М.: Консалтинговая группа «Имидж-контакт», 2007.- 64 с.: ил., карт.- (серия «Великая Россия»).

Электронные пособия
1. Уроки географии 8 класс
2. Уроки географии 8 класс. Интерактивные уроки
3. Географическое положение России
4.Тектоника и минеральные ресурсы России
5.Водные ресурсы России
6.Урал физическая карта
7.Народы России
8.При родные зоны мира
9.Дальний Восток. Физическая карта
10.Западная Сибирь. Социально- экономическая карта
11.Экологические проблемы России

источник

Источники:
  • http://studopedia.su/11_102195_seminarsko---prakticheskoe-zanyatie-.html
  • http://narodna-osvita.com.ua/6379-tektonicheskoe-stroenie-evrazii-relef-poleznye-iskopaemye.html
  • http://pandia.ru/text/77/412/136.php
  • http://sdamzavas.net/4-21641.html
  • http://cyberpedia.su/9x3d57.html
  • http://tak-to-ent.net/publ/6-1-0-146
  • http://top-bal.ru/geografiya/11018/index.html?page=3