Меню Рубрики

Плательщики налога на добычу полезных ископаемых обязаны встать на учет

Статья: Налог на добычу полезных ископаемых: постановка на учет в качестве налогоплательщика (Кожедубова И.И.) («Бухгалтерская отчетность организации», 2006, n 2)

«Бухгалтерская отчетность организации», 2006, N 2
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ:
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.
Если участок недр находится на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете (по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению), то заявление о постановке на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых не подается.
Статья 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Предоставление лицензий на пользование недрами (далее — лицензия) осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод определенного земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях, определенных Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и Законом о недрах.
Виды лицензий определены разд. 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1. Лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293).
При этом ст. 12 Закона о недрах определено, что лицензия должна содержать:
1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;
8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону о недрах.
В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.
Лицензия на условиях соглашения о разделе продукции должна содержать необходимые данные и условия пользования недрами, предусмотренные указанным соглашением, которые сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
С 1 января 2005 г. утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения (Приказ МПР России от 24.01.2005 N 23).
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ).
К пользователям недр, не оформившим лицензии, применяются санкции на основании Распоряжения Правительства РФ от 22.08.1998 N 1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами».
Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67 Конституции РФ).
При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если такая добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), постановка на учет в качестве налогоплательщика НДПИ производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2004 N А42-8911/03-17, от 13.02.2004 N А42-1673/03-26).
Таким образом, если российская организация производит добычу полезных ископаемых на участке недр, арендуемом Российской Федерацией у другого государства или переданном ей в пользование в соответствии с межгосударственным соглашением, она уплачивает НДПИ по месту своего нахождения. Если организация осуществляет добычу полезных ископаемых на территории иностранного государства на участке недр, предоставленных ей непосредственно этим государством, то объекта налогообложения по НДПИ не возникает и плательщиком по данному налогу она не является.
Определение и границы континентального шельфа, а также исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральными законами от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемых ею на основании международного договора, относится, в частности, архипелаг Шпицберген (Норвегия).
Положениями п. 3 ст. 335 НК РФ установлено, что налогоплательщики НДПИ обязаны зарегистрироваться по месту нахождения участка недр, предоставленных им в пользование. Особенности постановки на учет налогоплательщиков определяются Минфином России.
Обратите внимание! Так как соответствующий документ до сих пор не принят, хозяйствующие субъекты вправе для этих целей руководствоваться Приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».
Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы:
— форма N 9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;
— форма N 9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;
— форма N 9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».
В течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии организации или индивидуальные предприниматели должны встать на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых. В тот же срок выдается (отправляется по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме N 9-НДПИ-1 или N 9-НДПИ-2. Налоговые органы по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика НДПИ обязаны в трехдневный срок со дня постановки на учет отправить копию уведомления в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя). Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр осуществляется в уведомительном порядке на основании сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, полученных налоговым органом от органа, уполномоченного предоставлять такие права (МПР России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправлении).
В том случае, если место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и место нахождения участка недр расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НДПИ осуществляется налоговым органом по месту нахождения (жительства) налогоплательщика межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам.
Если местонахождение (жительства) налогоплательщика и место нахождения участка недр не совпадает, управление Минфина России по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен участок (участки) недр, определяет налоговое ведомство, в котором производится постановка на учет налогоплательщика. При наличии одного участка недр на территории этого субъекта Российской Федерации постановка на учет осуществляется налоговым ведомством по месту нахождения данного участка недр. В случае, если таких участков недр несколько на территории субъекта Российской Федерации, ФНС России принимает решение о выборе уполномоченного налогового органа.
Порядок постановки на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков НДПИ установлен Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.
Налоговое ведомство приняло решение о создании своих межрегиональных и межрайонных инспекций по учету крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность:
— в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов — Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1;
— в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации газа — Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2;
— в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции — Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3.
Отнесение налогоплательщиков к категории крупнейших производится в соответствии с критериями, утвержденными Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@. Основных критериев два: к показателям бухгалтерской отчетности добавился критерий взаимозависимости. Это означает, что если два или более юридических лица будут признаны взаимозависимыми по основному виду деятельности в порядке, предусмотренном ст. 20 НК РФ, то эти налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших на основании суммарного размера показателей их бухгалтерской отчетности. Крупнейшие налогоплательщики будут разделены на два уровня: федеральный и региональный. К налогоплательщикам федерального уровня по-прежнему относятся те, у которых объем начисленных налогов (за вычетом НДС, но без учета НДС к возмещению по операциям, облагаемым по ставке 0%) свыше 1 млрд руб. либо доходы и активы превышают 10 млрд руб.
Такого налогоплательщика ставят на учет в той межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в компетенцию которой входит контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах. Межрегиональная инспекция запрашивает в налоговых органах, где налогоплательщик состоит на учете, заверенные в установленном порядке копии документов, содержащихся в учетном деле налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов, которые должны быть им высланы в течение пяти дней после получения запроса.
Межрегиональная инспекция в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в Межрегиональной инспекции идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется. Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого — код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП), имеющих значение 50.
В случае если на территории субъекта Российской Федерации не предусмотрено создание Межрайонной инспекции, налоговый орган по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика выдает (направляет) ему уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, в котором указывается КПП, содержащий значение 50.
И.И.Кожедубова
Консультант по налогом
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Подписано в печать
30.06.2006

источник

Налог на добычу полезных ископаемых. Статья 335. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых

1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе — налог) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей настоящей главы местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Читайте также:  Почему молоко полезно для детей

Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (пункт 2 статьи 83 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Если участок недр находится на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ (по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению), то заявление о постановке на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых не подается.

Налогоплательщик, которому предоставляются в пользование недра обязан получить лицензию. Статья 11 Закона №2395-1 устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод определенного земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, которое определяет необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и Законом №2395-1.

Виды лицензий определены разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами». В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию»).

При этом статьей 12 Закона №2395-1 определено, что лицензия на право пользования недрами должна содержать:

«1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством».

С 1 января 2005 года утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения (Приказ МПР Российской Федерации от 24 января 2005 года №23 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения»).

Органы осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (пункт 7 статьи 85 НК РФ).

К пользователям недр, не оформившим лицензии, применяются санкции на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами»:

«МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.

При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых».

2. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 67 Конституции Российской Федерации).

При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если такая добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), постановка на учет в качестве плательщика НДПИ производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (Постановление ФАС Северо-западного округа от 9 апреля 2004 года №А42-8911/03-17; Постановление ФАС Северо-западного округа от 13 февраля 2004 года №А42-1673/03-26).

Таким образом, если российская организация производит добычу полезных ископаемых на участке недр, арендуемом Российской Федерации у другого государства, в соответствии, с межгосударственным соглашением переданном ей в пользование, то она уплачивает НДПИ по месту своего нахождения. Если организация осуществляет добычу полезных ископаемых на территории иностранного государства на участке недр, предоставленных ей непосредственно этим государством, то объекта налогообложения по НДПИ не возникает и поэтому плательщиком по данному налогу она не является.

Определение и границы континентального шельфа установлены Федеральным законом от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемых ею на основании международного договора, относится, в частности, архипелаг Шпицберген (Норвегия).

3. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 335 НК РФ налогоплательщики НДПИ обязаны зарегистрироваться по месту нахождения участка недр, предоставленных им в пользование. Особенности постановки на учет налогоплательщиков определяются Министерством финансов Российской Федерации.

Так как Финансовым ведомством страны соответствующий документ не принят до сих пор, хозяйствующие субъекты вправе для этих целей руководствоваться Приказом МНС Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы:

· форма №9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

· форма №9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

· форма №9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Организации или индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

И в тот же срок выдается (отправляется по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме №9-НДПИ-1, №9-НДПИ-2. Налоговые органы по месту постановки на учет, в качестве налогоплательщика НДПИ, обязаны в трехдневный срок со дня постановки на учет отправить копию уведомления в налоговый орган по месту нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя). Постановка на учет в налоговом органе, по месту нахождения участка недр, осуществляется в уведомительном порядке, на основании сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, полученных налоговым органом от органа, уполномоченного предоставлять такие права (МПР России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправлении).

В том случае, если место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и место нахождения участка недр расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, то постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НДПИ, осуществляется налоговым органом по месту нахождения (жительства) налогоплательщика межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам.

Если местонахождение (жительства) налогоплательщика и место нахождения участка недр не совпадает, то Министерство финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен участок (участки) недр, определяет налоговое ведомство, в котором производится постановка на учет налогоплательщика. При наличии одного участка недр на территории этого субъекта Российской Федерации постановка на учет осуществляется налоговым ведомством по месту нахождения данного участка недр. В случае, если таких участков недр несколько на территории субъекта Российской Федерации, то ФНС Российской Федерации принимает решение о выборе уполномоченного налогового органа.

Порядок постановки на учет в налоговом органе крупнейших плательщиков НДПИ установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 11 июля 2005 года №85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков».

Налоговое ведомство приняло решение о создании своих межрегиональных и межрайонных инспекций по учету крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность:

ü в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов — Межрегиональная инспекция ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам №1;

ü в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации газа — Межрегиональная инспекция ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам №2;

ü в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции — Межрегиональная инспекция ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам №3.

Отнесение налогоплательщиков к категории крупнейших производится в соответствии с критериями, утвержденными Приказом МНС Российской Федерации от 16 апреля 2004 года №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». Основных критериев два: к показателям бухгалтерской отчетности добавился критерий взаимозависимости. Это означает, что если два или более юридических лица будут признаны взаимозависимыми по основному виду деятельности в порядке, предусмотренном статьей 20 НК РФ, то эти налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших на основании суммарного размера показателей их бухгалтерской отчетности. Крупнейшие налогоплательщики будут разделены на два уровня: федеральный и региональный. К крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня по прежнему относятся те, у которых объем начисленных налогов (за вычетом НДС, но без учета НДС к возмещению по операциям, облагаемых по ставке 0%) свыше 1 миллиарда рублей либо доходы и активы превышают 10 миллиардов рублей.

Читайте также:  Икра кабачковая полезные свойства

Крупнейшего налогоплательщика ставят на учет в той межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам, в компетенцию которой входит контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах. Межрегиональная инспекция запрашивает в налоговых органах, где налогоплательщик состоит на учете, заверенные в установленном порядке копии документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов, которые должны быть им высланы в течение пяти дней после получения запроса.

Межрегиональная инспекция налогового ведомства по крупнейшим налогоплательщикам в течение трех дней после получения документов от инспекций ФНС Российской Федерации направляет крупнейшему налогоплательщику Уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (форма №9-КНУ) и Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (форма №9-КНС). При этом идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в налоговом органе по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, не меняется. Межрегиональной инспекцией ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (далее — КПП), первые четыре знака которого — код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП) и равняется 50.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации, выданное ранее, считается недействительным, начиная с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».

источник

«Новое в бухгалтерском учете и отчетности», 2007, N 19

В соответствии со ст. 335 Налогового кодекса РФ пользователи недр должны встать на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых по местонахождению участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Рассмотрим механизм такой постановки на учет.

Кроме пользователей недр, ведущих добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории России.

Местонахождением участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой расположен участок недр. Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых утверждены Приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731.

Согласно упомянутому Приказу порядок постановки на учет в качестве налогоплательщика по местонахождению участка недр состоит в следующем. В соответствии с требованиями п. 7 ст. 85 Налогового кодекса РФ лицензирующий орган в течение 10 дней с момента государственной регистрации лицензии направляет в налоговый орган по своему местонахождению сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, т.е. сведения о выданной организации лицензии.

Если участок недр и организация находятся на территориях разных субъектов Российской Федерации, налоговый орган в свою очередь направляет данные сведения не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, в УФНС России по субъекту РФ, где расположен участок недр, а УФНС — в налоговую инспекцию по местонахождению самого участка недр.

Постановка организации на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых проводится в пятидневный срок со дня получения инспекцией сведений о лицензии, но не позднее 30 дней с момента ее государственной регистрации. В этот же срок налогоплательщику выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых (форма N 9-НДПИ-1 ). В трехдневный срок со дня постановки на учет копия этого документа направляется в налоговый орган по местонахождению организации. Как видим, данный порядок носит не заявительный, а уведомительный характер.

Форма утверждена Приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/731.

Рассмотренный механизм постановки на учет в качестве налогоплательщика по местонахождению участка недр не предполагает каких-либо действий со стороны пользователя недр. Инспекция самостоятельно проводит все необходимые для этого мероприятия.

Нарушение указанного в ст. 335 Налогового кодекса РФ 30-дневного срока и отсутствие постановки на учет в качестве налогоплательщика по местонахождению участка недр не повлечет для пользователя недр каких-либо негативных последствий. Привлечение его к налоговой, а также к административной ответственности в данной ситуации неправомерно, поскольку факт постановки на учет не зависит от действий налогоплательщика.

Вывод о том, что привлечение к ответственности за нарушение срока постановки на учет неправомерно, если пропуск срока произошел по вине налогового органа, подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении от 22 сентября 2003 г. по делу N КА-А40/6901-03 ФАС Московского округа указал, что, поскольку срок постановки на учет был пропущен по вине налогового органа, привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 116 НК РФ неправомерно.

источник

При каких обстоятельствах возникает основание для постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика НДПИ? Каким образом осуществляется данная процедура? Подлежит ли организация (предприниматель) постановке на учет в качестве плательщика НДПИ, если пользование недрами не связано с добычей полезных ископаемых, являющихся объектом обложения указанным налогом? Должен ли пользователь недр представлять налоговую декларацию по НДПИ в налоговый орган, в котором он поставлен на учет в качестве плательщика данного налога? (В рамках этой статьи не затрагивается вопрос о постановке на учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции).

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. К данным основаниям, в частности, относится наличие у организации или индивидуального предпринимателя в пользовании участка недр. Согласно п. 1, 2ст. 335 НК РФ плательщики НДПИ подлежат постановке на учет в качестве таковых:

1) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Местом нахождения такого участка признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой расположен участок недр;

2) по месту нахождения организации (месту жительства физического лица). Постановка на учет по месту нахождения (жительства) налогоплательщика производится в том случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, расположенном:

  • на континентальном шельфе РФ (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);
  • в исключительной экономической зоне РФ. Такой зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным специальным законом, международными договорами РФ и нормами международного права;
  • за пределами территории РФ на территориях под юрисдикцией РФ либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Разберемся, при каких обстоятельствах считается, что участок недр предоставлен в пользование. Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона о недрах.

Исходя из ст. 9 данного закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (письма ФНС РФ от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016, Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона о недрах. Недра предоставляются в пользование:

1) для регионального геологического изучения, включающего:

  • региональные геолого-геофизические работы;
  • геологическую съемку;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;
  • геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;
  • иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

6) для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Передача налоговым органам сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – обязанность лицензирующих органов (органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием данными ресурсами). На это им отводится 10 рабочих дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ). Уточним: сведения подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения лицензирующего органа. В свою очередь, указанный налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи:

1) в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в двух случаях – во-первых, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территории одного субъекта РФ, во-вторых, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора);

2) в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ, если пользователем недр является организация, состоящая на учете в названной инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика;

3) в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территориях разных субъектов РФ. Далее управление (срок тот же – в течение следующего рабочего дня) должно направить полученные сведения в уполномоченный налоговый орган, который выбирается с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с ним, наилучшей оснащенности (материально-технической и кадровой) налогового органа для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения участка недр. Решение об определении уполномоченного налогового органа оформляется управлением по форме 9-НДПИ-3. Таким налоговым органом может стать:

  • налоговый орган субъекта РФ, в котором налогоплательщик – пользователь недр уже состоит на учете в качестве плательщика НДПИ;
  • налоговый орган по месту нахождения участка недр, если налогоплательщику предоставлен в пользование один участок недр и данный налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по указанному основанию в субъекте РФ;
  • налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр и этот налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по такому основанию в субъекте РФ.

Постановка на учет пользователя недр в качестве плательщика НДПИ осуществляется соответствующим налоговым органом в течение пяти дней со дня получения сведений или решения и сведений, но не позднее 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. В тот же срок организации должно быть выдано (направлено по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-НДПИ-1, индивидуальному предпринимателю – по форме 9-НДПИ-2. Кроме того, в трехдневный срок со дня постановки на учет копия уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Читайте также:  Чем полезна фейхоа для организма женщины

Далее полученные сведения следуют тем же путем, что и сведения о предоставлении прав на пользование недрами. В течение рабочего дня они направляются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ;
  • в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, которое передает сведения в течение следующего рабочего дня в уполномоченный налоговый орган.

О снятии налогоплательщика с учета налоговый орган должен уведомить «бывшего» пользователя недр в произвольной форме, а также в трехдневный срок налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 № ЕД-4-3/10408@). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

При заполнении налоговой декларации на титульном листе (на листе 01) указывается код налогового органа, в который представляется документ. Так, в случае представления декларации по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, ставится код «214», по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика – «213».

Если же налог исчисляется по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, он уплачивается в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 343 НК РФ).

Получение организацией (индивидуальным предпринимателем) лицензии на пользование участком недр означает, что она будет поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, или по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), если добыча осуществляется за пределами территории РФ или территориального моря РФ. Соответствующие сведения в налоговый орган предоставляются лицензирующим органом. То же самое он сделает и в случае прекращения права пользования недрами, что явится основанием для снятия организации (предпринимателя) с учета в качестве плательщика НДПИ.

Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ не по месту нахождения (жительства) пользователя недр не означает, что налоговая декларация по НДПИ не должна представляться по месту нахождения организации или между жительства индивидуального предпринимателя. Исключение касается только организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая представляет декларацию по НДПИ в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. А вот уплата НДПИ и место нахождения участка недр взаимосвязаны, за исключением ситуации, когда добыча полезных ископаемых производится за пределами территории РФ.

источник

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, получившие лицензию на использование недр, а также вставшие на учет в ФНС по месту ведения деятельности. Каким образом осуществляется прохождение предприятиями обеих процедур?

Налогоплательщиками НДПИ признаются юрлица и ИП, которые имеют статус пользователей недр земли (п. 1 ст. 334 НК РФ). При этом плательщиками НДПИ также признаются предприятия Республики Крым и Севастополя, которые:

  • зарегистрированы в ЕГРЮЛ на основании ст. 19 закона «О введении части первой ГК РФ» от 30.11.1994 № 52-ФЗ;
  • имеют статус пользователей недр, обладают лицензиями и иными разрешительными документами, предусмотренными законодательством (п. 2 ст. 334 НК РФ).

Субъект уплаты НДПИ должен быть поставлен на учет по месту расположения используемого им участка недр (п. 1 ст. 335 НК РФ). Далее в статье мы рассмотрим особенности этой процедуры, а пока уделим внимание такому аспекту, как лицензирование деятельности плательщиков НДПИ. Дело в том, что главное условие приобретения фирмой статуса плательщика НДПИ и, соответственно, легального начала практической добычи полезных ископаемых — это оформление лицензии на пользование участком недр.

О том, как НК РФ определяет объект для начисления НДПИ, читайте в статье «Что является объектом налогообложения по НДПИ?».

С точки зрения текущих норм закона это невозможно.

Как считает Минфин РФ, наличие лицензии у ИП или фирмы на пользование недрами является (письмо Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901):

  • единственным критерием для получения хозяйствующим субъектом статуса плательщика НДПИ;
  • единственным основанием для постановки хозяйствующего субъекта на учет как плательщика НДПИ.

При этом не имеет значения, в чем заключается целевое назначение работ, которые можно проводить предприятию в соответствии с разрешительным документом. Например, если фирма по лицензии проводит геологические работы, то она будет платить НДПИ в случае, если в процессе ее деятельности появится объект налогообложения по НДПИ — извлеченное из недр полезное ископаемое.

Если тот или иной субъект будет пользоваться недрами без лицензии, то на него может быть наложено административное взыскание на основе положений п. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000–5000 руб. для граждан, 30 000–50 000 руб. для должностных лиц и 800 000–1 000 000 руб. для юридических лиц. Кроме того, фирма обязана возместить вред, нанесенный природе (ст. 51 закона «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, ред. от 03.07.2016).

Лицензия — документ, который подтверждает право ее обладателя на пользование конкретным участком недр в конкретных границах, а также в рамках отраженной в лицензии цели в течение определенного времени и при соблюдении хозяйствующим субъектом оговоренных условий. Таких лицензий у фирмы может быть несколько — для каждого вида использования недр.

Возможна ситуация, при которой лицо, основной профиль деятельности которого не связан с добычей полезных ископаемых, так или иначе извлекает их в процессе деятельности. Например, это может быть строительная фирма, которая в процессе обустройства котлована работает с песком. Должна ли она в этом случае платить НДПИ и оформлять лицензию?

Фирма будет считаться пользователем недр и потенциальным субъектом уплаты НДПИ на основе лицензии только в том случае, если строительные работы проводятся с землей на глубине ниже почвенного слоя (преамбула к закону РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-I). Данная глубина не установлена на уровне федерального законодательства. Но в региональных нормативных актах показатель глубины работ, при котором нужна лицензия, чаще всего определяется, как превышающий 5 метров (например, ст. 15 закона Нижегородской области «О недропользовании» от 03.11.2010 № 169-З, ст. 4 закона Челябинской области от 11.04.2012 № 294-ЗО).

Таким образом, при строительных работах на глубине до 5 метров лицензия, как правило, не нужна, в ином случае — требуется.

Рассматриваемую лицензию можно получить:

  • в заявительном порядке;
  • конкурсном порядке.

Первый механизм применяется главным образом в том случае, если хозяйствующий субъект собирается осваивать малоизученные недра земли, проводя геологические исследования, осуществляя оценку различных месторождений. При этом в законодательстве предусмотрена возможность получения лицензии в заявительном порядке на освоение общераспространенных ископаемых. Однако в российских СМИ появляются сведения о том, что заявительный принцип в ближайшем будущем будет распространяться и на оформление лицензий на добычу углеводородов.

Конкурсный порядок оформления лицензии на пользование недрами применяется в тех случаях, когда приобретение соответствующего документа в заявительном порядке невозможно либо менее предпочтительно для хозяйствующего субъекта.

Правила оформления лицензий для каждого типа полезных ископаемых имеют огромное количество нюансов. Их специфика определяется в процессе взаимодействия хозяйствующего субъекта и Федерального агентства по недропользованию, которое отвечает за выдачу лицензий, с учетом положений следующих основных источников права:

  • закона «О недрах» от 01.02.1992 № 2395-I;
  • постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-I;
  • приказа Минприроды России от 29.09.2009 № 315;
  • Налогового кодекса РФ.

В зависимости от региона, в котором осуществляется добыча полезных ископаемых, могут применяться также различные нормативные акты субъектов РФ.

Перечень видов ископаемых, попадающих под налогообложение см. в материале «Налоговые ставки НДПИ в 2017 году».

Порядок постановки субъектов уплаты НДПИ на учет регулируется положениями ст. 335 НК РФ. В соответствии с данными нормами права налогоплательщики встают на учет в ФНС по месту расположения участка недр (в территориальном представительстве ФНС) в течение 30 дней после оформления лицензии. Общий порядок постановки субъекта уплаты НДПИ на учет регулируется приказом МНС РФ от 31.12.2003 № БГ-3-09/731.

Можно отметить, что каких-либо практических действий со стороны налогоплательщика НДПИ, направленных на осуществление постановки на учет в ФНС, не предполагается. Дело в том, что в соответствии с положениями п. 7 ст. 85 НК РФ орган, выдающий лицензии (в настоящем случае Роснедра), сам передает необходимые сведения о владельцах данных лицензий в ФНС в 10-дневный срок с момента оформления соответствующих документов.

В течение 5 дней с момента получения от Роснедр сведений о лицензии и хозяйствующем субъекте ФНС ставит данный субъект на учет, после чего направляет в его адрес уведомление:

  • по форме № 9-НДПИ-1 (приложение 2 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик НДПИ — юридическое лицо;
  • по форме № 9-НДПИ-2 (приложение 3 к приказу № БГ-3-09/731), если плательщик налога — ИП.

Отдельными нормами федерального законодательства регулируется постановка на учет в ФНС в качестве плательщиков НДПИ предприятий, зарегистрированных в Республике Крым и Севастополе (абз. 2–3 п. 1 ст. 335 НК РФ).

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на добычу полезных ископаемых из недр. Эта лицензия может оформляться в конкурсном или заявительном порядке в зависимости от типа конкретного месторождения, а также ископаемых, которые собирается добывать предприятие. Обладатель лицензии на пользование недрами, получив соответствующий разрешительный документ, ставится на учет в ФНС по месту осуществления деятельности, но эта процедура осуществляется без его участия в ходе взаимодействия между Роснедрами и ФНС.

источник

Для российских и иностранных организаций, которые признаются пользователями недр, предусмотрен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно установленному законодательному порядку, пользователями недр считаются организации, которые получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 Налогового кодекса РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Установлен порядок, согласно которому платить НДПИ следует, начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).

Российские и иностранные организации, признаваемые пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ.

В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, поэтому для их для добычи необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ (ст. 335 Налогового кодекса РФ).

Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:

  1. По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок).
  2. По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на следующих условиях, прописанных в п. 2 ст. 335 Налогового кодекса РФ:
  • на территории того же субъекта РФ, где она сама и зарегистрирована;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • в исключительной экономической зоне РФ;
  • за пределами РФ, если территория добычи находится под юрисдикцией России, арендуется ею у иностранных государств или используется на основании международного договора.

Постановка на учет имеет ряд особенностей:

  • Налоговая инспекция по местонахождению участка недр, предоставленного организации в пользование, самостоятельно осуществляет постановку организации на учет.
  • Осуществить постановку организации на учет уполномоченные органы должны в течение 30 календарных дней на основании сведений, полученных от Росприроднадзора (п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ).
  • Организация осведомляется о постановке ее на учет в качестве плательщика НДПИ из уведомления по форме 9-НДПИ-1 (п. 4 особенностей, утвержденных приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731).

НДПИ перечисляется по реквизитам налоговой инспекции, в которой организация значится на учете как плательщик (п. 2 ст. 343 Налогового кодекса РФ).

Декларации по НДПИ подаются в налоговую инспекцию по местонахождению организации (абз. 2 п. 1 ст. 345 Налогового кодекса РФ).

Однако в то же время НДПИ не нужно платить при использовании недр, не требующем получения лицензии. Например: если организация занимается общим изучением недр (геологической съемкой, региональными геолого-геофизическими работами, инженерно-геологическими изысканиями, научно-исследовательскими работами, палеонтологическими работами и т. д.); если недра используются без нарушения их целостности (при геологических работах по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, при создании и ведении мониторинга природной среды, при контроле за режимом подземных вод и т. д.). Данные выводы следуют из абз. 3 п. 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.

По общему правилу, организацию ставят на учет в налоговой инспекции того субъекта РФ, где находится используемый участок недр. Но если участок недр частично занимает территорию нескольких субъектов РФ, то на учет ее ставят в каждом из них. Данное положение подтверждается п. 1 ст. 335 Налогового кодекса РФ.

источник

Источники:
  • http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a48/43229.html
  • http://wiseeconomist.ru/poleznoe/34378-postanovka-uchet-kachestve-platelshhika-ndpi
  • http://www.klerk.ru/buh/articles/352143/
  • http://nalog-nalog.ru/uplata_nalogov/poryadok_uplaty_nalogov_vznosov/kto_priznaetsya_nalogoplatelwikom_naloga_na_dobychu_poleznyh_iskopaemyh/
  • http://www.zakonprost.ru/content/info/1736