Меню Рубрики

Почему без согласования работы органов нельзя достичь полезного эффекта

§ 43. Значение нервной системы

1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?
2. В чем заключается активность организма?
3. Что такое психика?

Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

Обмен веществ в каждом организме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуются и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддерживается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови — величина артериального давления и температура тела.

Нервная система согласует работу всех органов.

Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противоположного пола и т. п.

Работу по согласованию действий органов в организме выполняет нервная система.

Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям — сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут положительный эффект.

Нервная система обеспечивает выживание организма как целого.

Чтобы выжить, организму необходимо получать информацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необходимы, некоторые опасны, другие безразличны.

С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Наконец, она участвует в организации деятельности, которая приводит к удовлетворению возникающих потребностей.

Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он получает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.

Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.

Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.

Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.
В этом и заключается сущность воспитания. С раннего детства каждый человек усваивает определенные правила, действующие в том или ином обществе. Они в значительной степени определяют поведение человека и его материальные и духовные запросы.


Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.


1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?
2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?
4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
5. Чем обусловлено содержание психической деятельности?

Прокомментируйте выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира».


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник

Данный справочник содержит необходимые сведения по основным разделам клинической медицины, без которых работа фельдшера не может быть организована на высоком уровне. В нем дается описание различных заболеваний, методов их диагностики, лечения и профилактики. Книга написана простым и доступным языком, поэтому может быть адресована не только тем, кто имеет медицинское образование, но и тем, кого волнует собственное здоровье и здоровье близких.

Почему считается, что цыгане умеют предсказывать будущее? Почему на долларовой банкноте изображены пирамида и светящийся глаз? Почему статуя Моисея работы Микеланджело имеет рожки на голове? Потому что современной эпохе предшествовал Эгипет; не Египет, но — Эгипет. Потому что прежде все было не так, как нынче, и властвовали другие законы, а скоро все снова переменится, и забытые боги опять воцарятся в душах и на небесах. Потому что нью-йоркские академические интриги и зигзаги кокаинового дилерства приводят скромного историка Пирса Моффета…

Григорий Померанц Развертывание альтернатив Когда раздвинулся занавес, отделивший нас почти от всех духовных течений XX века, интеллигенция бросилась на запретные книги русских мыслителей. После «основ марксизма» это было таким живым, вдохновенным, человечным чтением, что возник своего рода изоляционизм, сосредоточенность на своем собственном, русском, в ущерб связям с окружающим миром. Между тем Бердяев, Булгаков, Франк, Федотов просто непонятны без их широкой европейской образованности. Так же как непонятен Рублев без византийских…

Гомеопатия представляет собой реальное чудо науки, полученное в результате долгих двухсотлетних опытов. Если обычные аллопатические средства предполагают лишь улучшить самочувствие и избавить человека от негативных последствий заболевания, то гомеопатия дает надежду на полное исцеление. Под воздействием гомеопатических средств восстанавливается не только нормальная работа органов и систем, но и сами ткани органов. Именно эта регенерирующая способность — способность к восстановлению органа в его первозданном виде — и делает гомеопатию…

Доктор медицины, Томас Троуб (Кришнананда) не один десяток лет посвятил глубокому исследованию человеческой души. За его плечами Гарвард и работа психиатром; изучение гештальт-терапии, ираймал-терапии, биоэнергетики, ребефинга; жизнь в коммунах и буддистских ритритах в Америке, медитация, йога и семь лет ученичества и жизни рядом с Ошо, величайшим духовным мастером прошлого столетия. Книга «Лицом к лицу со страхом» раскрывает, наконец, загадку о том, что стоит между нами и любовью. Щедро делясь собственным опытом, автор исследует возникновение…

Томас Троуб, доктор медицины (Кришнананда) — американский терапевт и психиатр, соединил в своей практике многие направления западной психотерапии с восточной духовностью и медитацией. За его плечами Гарвард и работа психиатром; изучение гештальт-терапии, праймал-тераиии, биоэнергетики, ребёфинга; жизнь в коммунах и буддистских ритритах в Америке, медитация, йога и семь лет ученичества и жизни рядом с Ошо, величайшим духовным мастером прошлого столетия. Книга «За пределы страха» является естественным и важным продолжением его предыдущей книги…

Актуальность проблем налогообложения и учета рекламных расходов в условиях жесткого налогового администрирования трудно переоценить. Ошибки в учете расходов на рекламу подчас стоят очень дорого, особенно если это касается маленькой фирмы. В книге проанализированы требования налоговых органов и арбитражных судов к экономическому обоснованию и документальному подтверждению различных видов рекламных расходов. На примерах из аудиторской практики автора рассмотрены ошибки, связанные с учетом и налогообложением рекламных расходов. Кроме…

Кто бы мог подумать, что из привычных нам молока и молочных продуктов можно приготовить такое множество вкусных и питательных блюд, которые украсят любой праздничный стол, разнообразят детское меню, придутся по вкусу тем, кто следит за своей фигурой или любит плотно поесть! В этой книге собраны интересные рецепты, компонентом которых является тот или иной молочный продукт. Выбирайте любой и готовьте с удовольствием. Приятного вам аппетита!

Она замужем. Имеет сына. У него тоже есть семья. Но любовь закружила их в вихре сальсы, расцветив жизнь яркими серпантинами, припудрив мостовые конфетти, наполнив солнцем унылую северную столицу. И даже тогда, когда у Гали родился чересчур смуглый для их семьи мальчик, женщина была преисполнена радости. Не испугала ее ни реакция мужа, ни удивление родителей. Но вот знание, что любимого больше никогда не увидит, залегло льдинкой в ее сердце.

Умение работать с благородным материалом – деревом – всегда высоко ценилось в России. Но приобретение умений и навыков мастера плотничных и столярных работ невозможно без правильного подхода к выбору материалов, инструментов, организации рабочего места, изучения технологических тонкостей, составляющих процесс обработки древесины. Эта книга покажет возможности использования этих навыков как в процессе строительства деревянного дома, так и при изготовлении мебели своими руками, поможет достичь определенных высот в этом увлекательном…

Умение работать с самым благородным и самым «русским» материалом – деревом – всегда высоко ценилось. Но приобретение навыков плотничных, столярных работ и резьбы по дереву невозможно без правильного подхода к выбору материалов, инструментов, изучения технических тонкостей процесса обработки древесины. Первая часть книги поможет всем желающим достичь успехов в этом увлекательном и полезном деле. Вторая часть книги предназначена для тех, кто пожелает разнообразить свой досуг не совсем обычным делом – изготовлением изделий из стекла или…

Эта книга не совсем обычная. Она состоит из моего романа «Уйти нельзя остаться» и из «виртуальной» части, которая размещается в интернете в виде блога, написанного одним из персонажей романа. Блог – это замочная скважина в прошлое, в которую можно подсмотреть хорошо запрятанные секреты. Он помогает частному детективу Алексею Кисанову восстановить события далеких дней, но и не только: он раскрывает характер как самого блоггера, так и нескольких его бывших одноклассников. К идее написать роман, включающий в себя виртуальную часть, меня подтолкнула…

Поучительная история о том, что не следует брать у незнакомых бабушек никакие предметы, иначе это может вылиться в параллельные миры, злое, требовательное начальство, чокнутых напарников, принудительные работы по воровству полезных и охраняемых законом вещиц. А ещё можно случайно стать счастливым Хранителем одного из таких краденых артефактов. И вот почему именно мне так повезло? Не знаю. Но куда мне теперь от этого всего деваться? То-то и оно. Придётся срочно приспосабливаться, пока не покусали, затоптали, сожгли, заморозили, ну или на крайний…

«Почему мы проигрываем войну?» — самые проницательные и дальновидные из немецких генералов начали задаваться этим вопросом уже поздней осенью 1941 года. Почему, несмотря на внезапность нападения и чудовищные потери Красной Армии, Вермахту так и не удалось сломить сопротивление советских солдат? Почему сокрушительная машина блицкрига, завоевавшая для Гитлера пол-Европы, впервые дала сбой и была остановлена у ворот Москвы? Авторы этой книги, входившие в военную элиту Рейха, активно участвовали в подготовке войны против СССР и во всех крупных…

Мэри Фаррен — счастливейшая из женщин. Она молода, красива и желанна. Она живет в богатом доме, замужем за любимым мужчиной, и ждет от него ребенка. Ее жизнь, казалось бы, безоблачна. Но однажды утром эта молодая леди просыпается в своей постели, провожает мужа на работу, перекидывается банальными фразами со слугами, после чего идет в оружейную. Там она чистит и заряжает револьвер, и, приставив ствол к виску, спускает курок. Самоубийство без видимых причин. Почему? Зачем? Непонятно… Ответить на эти вопросы берется профессиональный детектив — мистер…

Геодакян Виген Артаваздович, кандидат технических наук (физико-химик) и доктор биологических наук (биолог теоретик), работал в ФИАН, институтах Молекулярной биологии, Биофизики, Общей генетики, Биологии развития, Институте человека. С 1990 г. ведущий научный сотрудник Лаборатории биоакустики Института эволюционной морфологии и экологии животных РАН им. А.Н. Северцова (Москва). Автор эволюционных теорий пола, полового диморфизма, гоносом и ”номадических” генов, асимметрии организмов, функциональной асимметрии мозга, парных органов и др. Научные…

Руководство предназначено для людей, которые уже имеют некоторый опыт съемки, освоились с цифровой камерой и стремятся достичь большего. Книга окажется полезной фотолюбителям «среднего звена» – в ней нет основ фотодела, это не «курс молодого бойца». Автор детально разбирает причины часто возникающих ошибок, дает советы о том, как их избежать при съемке, а также подробно описывает многочисленные особенности разных видов фотосъемки. После прочтения книги заинтересованный читатель получит шанс стать настоящим режиссером, передающим в своих…

источник

§ 43. Значение нервной системы

1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?
2. В чем заключается активность организма?
3. Что такое психика?

Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

Обмен веществ в каждом организме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуются и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддерживается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови — величина артериального давления и температура тела.

Нервная система согласует работу всех органов.

Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противоположного пола и т. п.

Читайте также:  Какая кухня мира самая полезная

Работу по согласованию действий органов в организме выполняет нервная система.

Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям — сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут положительный эффект.

Нервная система обеспечивает выживание организма как целого.

Чтобы выжить, организму необходимо получать информацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необходимы, некоторые опасны, другие безразличны.

С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Наконец, она участвует в организации деятельности, которая приводит к удовлетворению возникающих потребностей.

Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он получает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.

Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.

Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.

Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.
В этом и заключается сущность воспитания. С раннего детства каждый человек усваивает определенные правила, действующие в том или ином обществе. Они в значительной степени определяют поведение человека и его материальные и духовные запросы.


Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.


1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?
2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?
4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
5. Чем обусловлено содержание психической деятельности?

Прокомментируйте выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира».


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник


сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник

сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник


Название Сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов
Дата конвертации 07.07.2013
Размер 37.04 Kb.
Тип Урок
Нервная система.

сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Кафедра естественнонаучных дисциплин с методикой преподавания

Составитель: студент о/о 4 курса

Калугин Сергей Григорьевич

I. Организационный момент 1мин.

III. Сообщение темы и цели урока 1мин.

IV. Изучение нового материала 20мин.

Цель: продолжить формировать представления нервной системе, строение и функции спинного мозга.

1. Рассмотреть строение нервной системы

3. Изучить особенности строения и выполняемых функций спинного мозга.

3. Рассмотреть строение и функционирование рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса.

4. Изучить связь спинного мозга с головным.

1. Развивать умение анализировать механизм передачи нервного импульса в нервной системе.

2. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями серого и белого вещества спинного мозга.

3. Развивать умение делать вывод о значении спинного мозга в жизни человека.

4. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

1. Формировать естественнонаучного мировоззрения о значимости спинного мозга.

2. Вырабатывать коммуникативное общение на уроке.

3. Формировать бережное отношение к здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблица «Строение спинного мозга».

Учебник. Биология. Человек. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., «Дрофа» 2010г.

Пепеляева О.В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам « Биология. Человек», 8 кл.

Сообщение темы и цели урока.

Изучение нового материала.

Здравствуйте, садитесь, дежурные назовите отсутствующих.

На прошлом уроке мы с вами изучили функции нервной системы, познакомились с понятием психика. Проверим насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Рассазать о функциях нервной системы.

1.Гомеостаз — динамичное постоянство внутренней среды. Гомеостаз — поддержание и контроль параметров жизненно важных функций внутренней среды организма — относится и к организму в целом, и к межклеточному пространству, и к клеткам.

2.Нервная система согласует работу всех органов.Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия.

3.Нервная система обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой. С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей.

4. Нервная система обеспечивает мыслительные процессы.

Рассказать о психике. Что такое, какие процессы включает, в чем субьективнось? Влияние воспитание на психику?

(Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.

Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.)

Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?

( Мозг и железы внутренней секреции автоматически поддерживает равновесие между поступлением и расходованием веществ)

Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( Потому что, лишь при согласованной деятельности органов возможна деятельность, представьте что вам необходимо написать письмо, а мышци сокращаются хаотически, вы не можете даже взять ручку не то что совершать сложные и точные движения мелкой моторики письма. Шейные мышцы не приводят голову в нужное положение и тд)

Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?

(Необходимо поддержание постоянство внутренней среды, иначе организм погибнет)

Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему? ( Нет, деятельность человека обусловлена его психической деятельностью, и воспитанием)

Чем обусловлено содержание психической деятельности?

( Особенностями строения мозга и воспитанием)

Вывод по домашнему заданию. Итак, мы с вами изучили функции нервной системы, и познакомились с понятием «психика». Функции нервной системы поддержание гомеостаза, слаженности работы органов, взаимодействие организма с внешней средой, обеспечение мыслительных процессов. Психика – субъективное отражение окружающей действительности. Она обусловлена особенностями строения мозговых структур и окружающей обстановкой в том числе и воспитанием.

Сегодняшний урок посветим решению двух вопросов. Как должна быть устроена система способная выполнять такие сложные функции, которые мы изучили мы на прошлом уроке.

Почему некоторые называют спинной мозг «управляющим» при головном мозге.

Итак, как вы уже поняли, сегодня рассмотрим строение нервной системы, строение и функций спинного мозга. Вспомним строение нервной системы, рассмотрим расположение внешнее и внутреннее строение спинного мозга, функции. Проследим связь строения и функции спинного мозга. Вспомним понятие рефлекса, рассмотрим на конкретном примере.

Прочитайте учебник стр . 222 ответьте на вопросы:

На какие отделы подразделяется нервная система человека?

( Центральную и периферическую)

Что относится к периферической, а что к центральной нервной системе?

( центральная: спинной и головной мозг, периферическая: нервы, нервные окончания, нервные узлы.)

(Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.)

(Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.)

( Чувствительные, исполнительные, смешанные)

Сейчас, когда мы рассмотрели строение нервной системы вообщем, подробнее изучим строение и функционирование спинного мозга.

Строение спинного мозгаРасположен в позвоночном канале. Он имеет вид трубки длиной 45 см и диаметром 1 см. В верхней части связан с продолговатым, в нижней сужается конусом. На передней и задней поверхностях тянется глубокая борозда. В центре спинномозговой канал, заполненный жидкостью Спинномозговая (цереброспинальная) жидкость в количестве 120-150мл. Ее функции: амортизатор, доставка питательных веществ и выведение продуктов обмена. Внутренняя часть спинного мозга – серое вещество, наружная – белое. Серое вещество имеет вид «крыльев бабочки» и состоит из тел и дендритов нейронов и нейроглии. Серое вещество – участки головного и спинного мозга, представляющие скопления тел нервных клеток и имеющие в связи с этим более темную окраску по сравнению с прилегающими к ним более светлыми участками. В спинном мозге серое вещество сосредоточено в глубине нервной ткани и имеет на срезе форму крыльев бабочки. В головном мозге серое вещество формирует внешние слои коры больших полушарий, а также представлено в виде ядер, расположенных во всех отделах. Белое вещество представляет собой скопление длинных отростков – аксонов нервных клеток, имеющее характерный белый цвет. Такая окраска достигается благодаря тому, что по всей длине аксон покрыт миелиновой оболочкой.

От серого вещества отходят – передние и задние рога. От рогов отходят корешки: передние- аксоны двигательных нейронов, задние — аксоны чувствительных нейронов. Двигательные и чувствительные корешки соединяются, образуя смешанные нервы. Смешанные нервы потом снова распадаются на передние и задние ветви. На уровне каждого позвонка отходит 31 пара смешанных нервов

Пока я расскажу вам о функциях спинного мозга перенесите таблицу в тетрадь.

Рефлекторная — принимает участие в двигательных реакциях

Проводниковая – проведение нервных импульсов

(нисходящие и восходящие проводящие пути)

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)

Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Вывод: в строении спинного различается серое вещество которое осуществляет рефлекторную функцию отвечает за безусловные рефлексы, и белого вещества осуществляющего проводниковую функцию.

У спинного мозга есть две главные функции. Во-первых, он служит двусторонней проводящей системой между головным мозгом и периферической нервной системой. Это достигается с помощью чувствительных и двигательных нейронов, чьи волокна вытягиваются длинными пучками из частей головного мозга. Они тянутся на разные расстояния вдоль спинного мозга и на концах, наиболее удаленных от головного мозга, вступают в контакт с волокнами или узлами чувствительных и двигательных нейронов, принадлежащих к периферической нервной системе. Сигналы передаются через синапсы между периферическими нервными клетками и нейронами спинного мозга.

Вторая функция спинного мозга — контроль над простой рефлекторной деятельностью. Он осуществляется нейронами, чьи волокна тянутся на небольшое расстояние вверх и вниз по спинному мозгу, и интернейронами, которые транслируют импульсы непосредственно между чувствительными и двигательными нейронами.

Вспомним что такое рефлекс и рефлекторная дуга.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

Рассмотрим рефлекс на примере коленного безусловного рефлекса. Задание:

— Изучите рефлекторную дугу коленного безусловного рефлекса стр. 225.

— Назовите 5 частей дуги ( рецептор коленного рефлекса, чувствительный нейрон спинномозгового узла, двигательный нейрон, аксон д.н., нервное окончание д.н.)

— Какую роль в этом рефлексе сыграл спинной мозг? ( принял участие в двигательной реакции, связал рецептор и исполнительный орган)

(Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы по центростремительным нервным волокнам направятся в спинной мозг, а от него по центробежным нервным волокнам пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет. В условиях данного опыта это движение никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.)

Связь спинного мозга с головным.

Центры спинного мозга работают под контролем головного мозга. Импульсы, поступающие от него, стимулируют деятельность центров спинного мозга, поддерживают их тонус. Если нарушена связь между спинным и головным мозгом, что бывает при повреждении позвоночника, наступает шок. При шоке все рефлексы, центры которых лежат ниже повреждений спинного мозга, пропадают, и произвольные движения становятся невозможными.

Кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество — восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции, шок.

Итак, мы с вами изучили сегодня строение нервной системы, то что она подразделяется на центральную и периферическую, вспомнили что функциональной единицей нервной системы является нейрон, вспомнили его строение. Узнали, что спиной мозг расположен в спинномозговом канале имеет длину 45 см. Во внутреннем строении выделяется серое и белое вещество, а так же спинномозговая жидкость. Выделяют две основные функции рефлекторную и проводниковую. Вернемся к началу нашего сегодняшнего урока нервная система имеет сложное строение. Спинной мозг называют главным «распорядителем» при головном мозге, так как он осуществляет большинство безусловных рефлексов, залога существования человека.

Домашнее задание: параграф 44

Проверим на сколько хорошо вы усвоили материал, я перечислю утверждения, подумайте и ответьте верны ли они?

1. Нейрон состоит только из аксона и дендритов. ( нет, еще есть тело)

2. Места контактов нейронов – синапсы ( да)

3. Нервы бывают чувствительные, двигательные и смешанные (да)

4. В состав ЦНС входят нервы и нервные узлы (нет спинной и головной мозг)

5. К периферическому отделу Н.С. относятся головной и спинной мозг ( нет, к центральному)

6. Белое вещество образованно телами нейронов, а серое аксонами нейронов (нет, наоборот)

7 . Рефлекс – ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая нервной системой (да)

8. Рефлекторная дуга состоит из 5 частей: рецептора, чувствительного пути, участка ЦНС, двигательного пути и рабочего органа.(да)

9. Центры спинного мозга работают абсолютно независимо от головного мозга (нет)

К кошке, поедающей мышь, приблизилась собака. Увидев врага, кошка приняла оборонительную позу: скелетные мышцы напряглись, спина выгнулась, а хвост пришел в движение. Одновременно с этим произошло учащение сердцебиения и дыхания, которое стало еще и глубже. Обмен веществ в скелетных мышцах повысился, шерсть стала дыбом, зрачки расширились, а слюноотделение прекратилось. Как только собака ретировалась, все основные органы снизили свою активность и пришли в норму. Объясните все перечисленные изменения в организме животного с позиции рефлекторной теории поведения.

У новорожденных (особенно недоношенных) проявляется рефлекс Робинзона, названный по имени врача, который его открыл. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?

Рефлекторная — принимает участие в двигательных реакциях

Проводниковая – проведение нервных импульсов

(нисходящие и восходящие проводящие пути)

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)

Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Вывод: в строении спинного различается серое вещество которое осуществляет

На обратной стороне доски.

Рефлекторная — принимает участие в двигательных реакциях

Проводниковая – проведение нервных импульсов

(нисходящие и восходящие проводящие пути)

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)

Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Вывод: в строении спинного различается серое вещество которое осуществляет рефлекторную функцию отвечает за безусловные рефлексы, и белого вещества осуществляющего проводниковую функцию.

Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса.

источник

сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания .

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение нервной системы в согласовании работы органов, в приспособлениях организма к меняющимся внешним и внутренним условиям;
  • обозначить роль головного мозга в осуществлении психической деятельности человека;
  • уметь различать на учебных таблицах составляющие нервной системы человека, а так же отделы головного мозга и соответствующие центры, их положении, функции;
  • объяснять сложность процессов проведения нервных импульсов;
  • проследить эволюционный ряд в развитии нервной системы в животном мире;
  • уметь проводить физиологические тесты;

Воспитательные задачи:

  • актуализация занятий учащихся о строении головного мозга позвоночных животных;
  • знать о возможных последствиях при травматизме головного мозга;
  • знать о болезнях нервной системы;
  • профориентация учащихся.

Развивающие задачи:

  • знать физиологические основы и важность нормального функционирования нервной системы человека и всех ее отделов;
  • закрепить знание терминов и умение их применять при объяснении опытов (функциональных проб);
  • выявить определяющую роль нервной системы во взаимосвязи между различными физиологическими системами в организме человека;
  • формирование прочных междисциплинарных связей: анатомии, физиологии, психологии, медицины, зоологии в усвоении темы «Нервная система человека».

Термины и понятия, обязательные для усвоения темы «Нервная система»:

  • нейрон и нейроглия;
  • возбудимость и проводимость, торможение;
  • потенциал действия, потенциал покоя;
  • нервный импульс;
  • синапс и синаптическая передача;
  • медиатор;
  • рефлекс и рефлекторная дуга;
  • моносинаптическая и полисинаптическая рефлекторная дуги;
  • функциональная асимметрия;
  • сенсорный, вставочный, моторный нейрон;
  • парасимпатическая, симпатическая и метасимпатическая нервная системы;
  • вставочная (автономная) и соматическая нервная системы;
  • эффектор.

Тип урока: проблемный урок, обобщение темы «Строение нервной системы человека, ее важнейшие отделы» и «Строение и функции отделов головного мозга».

Форма урока, методы и приемы: урок-экскурсия, беседа, демонстрация таблиц «головной мозг», «рефлекторная дуга». Проведение функциональных проб, компьютер, мультимедийная система, CD- диски, кодоскоп (пленка: «Моносинаптическая и полисинаптическая рефлекторные дуги», «Синаптическая химическая передача»). Индивидуальные дидактические карточки; биологические задачи на логическое мышление — работа в малых группах, задания-практикумы, реализация дифференцированного подхода.

Межпредметные связи: с зоологией, медициной, психологией.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Эпиграф на доске: «Нервы надо держать на поводе, так как они могут растерзать человека». В качестве советов можно предложить: «Чтобы быть физически здоровым, нужно очень многое, а главным же образом нужны две вещи: хорошая кровь и хорошие нервы». «Человек, который легко раздражается, правым не бывает».
2. Сегодня мы совершим экскурсию в научно-исследовательский институт «Дендритоаксонии». Цель нашего визита кроется в том, что руководство института находится в поиске новой исследовательской группы для того, чтобы поручить выполнение важной научной работы по теме «Нервная система», Для участия в этом проекте на сегодняшний день поступило множество заявок, и сейчас мы определим среди групп финалистов самую достойную. Согласно заявке в конкурсе принимают участие команды «Рефлекс» и «Нейрон», (по 9 человек) 1. Учащиеся предварительно делятся на команды, изготавливают табличку с названием, избирают руководителя своей команды.
3. Главная цель научно-исследовательского проекта кроется в вопросе: «Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности организма человека?»
(на доске)
На этот вопрос и предстоит ответить в конце экскурсии каждой из команд.
4. Итак, в каждом серьезном учебном заведении необходимо получить пропуск и преодолеть проходную со строгими вахтерами. Прошу по одному представителю от каждой команды для выполнения задания: распределите по соответствующим колонкам «ЦНС, соматическая и вегетативная части нервной системы»: 2. К доске выходят представители от команд и один вахтер.
1. головной мозг относится к…
2. К нервной периферической системе относится…
3. Обеспечивает регуляцию работы скелетных мышц.
4. Обеспечивает координацию и регуляцию функций организма.
5. Осуществляет регуляцию обмена веществ.
6. Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.
7. Обеспечивает секрецию различных желез.
8. Спинной мозг относится к .
9. Обладает некоторой автономностью, управляя многими непроизвольными функциями…
10. Обеспечивает перистальтику кишечника.
11. Обеспечивает биение сердца…
12. Подчинена воле человека…
13. Не подчинена воле человека…
3.
ЦНС СОМАТ. ВЕГЕТ.
1, 4, 8 2, 3, 12 2, 6, 5, 7, 9, 10 11, 13

4. Подводим итоги задания №1

5. А сейчас мы отправимся в отдел графического анализа и там получим второе задание. 5. Двое следующих участников приглашаются для выполнения задания №2
6. С помощью компьютера и мультимедийной системы или через кодоскоп показывают пленку: «рефлекторная дуга» и «Синапс», необходимо прокомментировать рисунки. 6. Рефлекторная дуга (5 звеньев)
а) рецепторы;
б) сенсорный путь;
в) ЦНС (рефлекторный нервный путь);
г) моторный путь;
д) эффектор.

Синапс:
1 – терминал;
2 – митохондрии;
3 – пресинаптическая мембрана;
4 – постсинаптическая мембрана;
5 – рецепторы;
6 – синаптический пузырек;
7 – синаптическая щель.

7. Подведем итоги задания №2. И переходим в следующий отдел «Обзора научной литературы и энциклопедических знаний», приглашаются представители от команд. 8. Учащиеся предоставляют команде – соперникам интересную информацию о строении нервной системы; выступление специалиста отдела (учитель)
8. Перемещаемся на кафедру «Практической физиологии нервной системы». На столах у каждого есть бланк с инструкцией к физиологическим тестам. Представители команд приглашаются для выполнения опытов. (опыт №1, 2, 3 или 4)

9. Результаты физиологических тестов необходимо записать в бланк дома (домашнее задание).

9. Опыт №1 «Глотательный рефлекс», центр его в продолговатом мозге, слюна – раздражитель.
Опыт №2 «Пальцекасание», центр – в мозжечке.
Опыт №3 «Функциональная проба Рамберга», центры в среднем мозге (зрение, поза стояния) и мозжечок (мышечный тонус).
Опыт №4 «Рывок руки», центр анализа инерцией руки – в мозжечке.
10. А мы следуем на кафедру «Деятельности головного мозга» и приглашаются следующие участники команд для выполнения заданий. 10. Участники получают карточки с заданиями:
11. Карточка №1
Почему продолговатый мозг носит такое название, какие черепные нервы берут там начало? Каковы функции этого отдела?
Ответ: это продолжение спинного мозга, повторяет его по форме. Нервы с 9 по 12 пары (языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Функции: сердечная деятельность, дыхание, глотание, защитные рефлексы.
12. Карточка №2
Чем представлен передний мозг? Отметить доли, борозды и извилины.

13. Подводим итоги посещения кафедры «Деятельности головного мозга».

11. Ответ: Это большие полушария, между ними мозолистое тело, есть кора. Имеет 4 доли: лобная, затылочная, височная, теменная. Центральная борозда, передняя центральная извилина, задняя центральная извилина, теменно-затылочная борозда, боковая борозда, верхняя, средняя, нижняя височная извилины, передняя лобная борозда.
14. А нас уже ждут в отделе «Логики и соответствия», где вы получите задачи. Группа работает сообща и дает ответ.
15. Задача №1:
Во время операции на мозге, чтобы не повредить здоровые ткани, приходиться раздражать участки мозга специальными электродами-тестерами. Укажите, какие доли больших полушарий раздражал хирург, если:
а) больной видел светящиеся точки;
б) слышал звуки;
в) двигал правой рукой,
12. Ответ:
а) затылочная доля – зрительная зона;
б) височная доля – слуховая зона;
в) лобная доля – двигательная зона.
16. Задача №2:
У больного нарушена координация движений, он с трудом подносит ложку ко рту, движения его резки и отрывисты, при ходьбе шатался. Какой отдел мозга поврежден? Можно ли ожидать улучшения в будущем? Если да, то почему?
13. Ответ:
У больного поврежден мозжечок. Со временем состояние улучшится
потому, что некоторые функции мозжечка станет выполнять кора больших полушарий головного мозга.
17. Индивидуальные задачи:
Задача №1.
В список рефлексов, центры которых находятся в среднем мозге, вкрались ошибки. Найдите их:
— ориентировочный рефлекс;
— мигательный рефлекс;
— стояние и ходьба;
— слезоотделение;
— центры зрения и слуха.
14. Ответ:
— мигательный рефлекс (1 глазом) – центр в продолговатом мозге;
— слезоотделение – тоже.
18. Задача №2.
Почему в останавливающемся или трогающемся с места автобусе пассажиры не падают (в большинстве случаев)? Чем это объяснить?
15. Ответ:
Тело движется по инерции, но благодаря мозжечку ненужные движения гасятся.
19. Подводим итоги посещения отдела «Логики и соответствия»

20. Команда, набравшая наибольшее количество очков получает право работать над научным проектом в дальнейшем. Исследовать способности человека, учитывая индивидуальные особенности нервной системы людей.
Желаем удачи.

заполнить бланк функциональных проб (сделать выводы).

Бланк физиологических тестов

источник

Источники:
  • http://booksbunker.com/search/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0/2.html
  • http://s0565755c.fastvps-server.com/index.php?title=%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B
  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-447438.html
  • http://bigpo.ru/potra/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9a/main.html
  • http://koledj.ru/docs/index-14318.html
  • http://studfiles.net/preview/2997608/
  • http://uchebana5.ru/cont/1559064.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575248/