§ 43. Значение нервной системы
1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?
2. В чем заключается активность организма?
3. Что такое психика?
Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.
Обмен веществ в каждом организме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуются и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддерживается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови — величина артериального давления и температура тела.
Нервная система согласует работу всех органов.
Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противоположного пола и т. п.
Работу по согласованию действий органов в организме выполняет нервная система.
Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям — сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут положительный эффект.
Нервная система обеспечивает выживание организма как целого.
Чтобы выжить, организму необходимо получать информацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необходимы, некоторые опасны, другие безразличны.
С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Наконец, она участвует в организации деятельности, которая приводит к удовлетворению возникающих потребностей.
Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он получает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.
Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.
Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.
Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.
Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.
В этом и заключается сущность воспитания. С раннего детства каждый человек усваивает определенные правила, действующие в том или ином обществе. Они в значительной степени определяют поведение человека и его материальные и духовные запросы.
Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.
1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?
2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?
4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
5. Чем обусловлено содержание психической деятельности?
Прокомментируйте выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира».
Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
источник
§ 43. Значение нервной системы
1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?
2. В чем заключается активность организма?
3. Что такое психика?
Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.
Обмен веществ в каждом организме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуются и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддерживается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови — величина артериального давления и температура тела.
Нервная система согласует работу всех органов.
Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противоположного пола и т. п.
Работу по согласованию действий органов в организме выполняет нервная система.
Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям — сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут положительный эффект.
Нервная система обеспечивает выживание организма как целого.
Чтобы выжить, организму необходимо получать информацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необходимы, некоторые опасны, другие безразличны.
С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Наконец, она участвует в организации деятельности, которая приводит к удовлетворению возникающих потребностей.
Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он получает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.
Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.
Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.
Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.
Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.
В этом и заключается сущность воспитания. С раннего детства каждый человек усваивает определенные правила, действующие в том или ином обществе. Они в значительной степени определяют поведение человека и его материальные и духовные запросы.
Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.
1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?
2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?
4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
5. Чем обусловлено содержание психической деятельности?
Прокомментируйте выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира».
Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта
Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
источник
сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:
2.Проверка домашнего задания.
1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения
2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).
3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).
Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.
Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.
Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)
А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)
Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?
Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.
1)Какой тканью образована нервная система?
3)как называются клетки нервной ткани?
4)Каково строение нейронов?
5)Из каких отделов состоит нервная система?
6)Что относится к центральной части?
7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?
В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.
Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.
Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.
1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).
2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью
3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.
Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.
Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.
Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.
Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.
Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.
На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.
В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.
Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.
источник
Название | Сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов |
Дата конвертации | 07.07.2013 |
Размер | 37.04 Kb. |
Тип | Урок |
Нервная система. сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия: 2.Проверка домашнего задания. 1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения 2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ). 3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ). Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека. Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга. Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося) А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося) Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному? Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение. 1)Какой тканью образована нервная система? 3)как называются клетки нервной ткани? 4)Каково строение нейронов? 5)Из каких отделов состоит нервная система? 6)Что относится к центральной части? 7)Что относится к периферическому отделу нервной системы? В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра. Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах. Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн. 1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире). 2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью 3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна. Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы. Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой. Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см. Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений. На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины. В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга. Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу. источник сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Используемые учебники и учебные пособия: 2.Проверка домашнего задания. 1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения 2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ). 3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ). Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека. Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга. Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося) А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося) Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному? Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение. 1)Какой тканью образована нервная система? 3)как называются клетки нервной ткани? 4)Каково строение нейронов? 5)Из каких отделов состоит нервная система? 6)Что относится к центральной части? 7)Что относится к периферическому отделу нервной системы? В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра. Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах. Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн. 1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире). 2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью 3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна. Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы. Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой. Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы. Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см. Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений. На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины. В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга. Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу. источник Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Термины и понятия, обязательные для усвоения темы «Нервная система»:
Тип урока: проблемный урок, обобщение темы «Строение нервной системы человека, ее важнейшие отделы» и «Строение и функции отделов головного мозга». Форма урока, методы и приемы: урок-экскурсия, беседа, демонстрация таблиц «головной мозг», «рефлекторная дуга». Проведение функциональных проб, компьютер, мультимедийная система, CD- диски, кодоскоп (пленка: «Моносинаптическая и полисинаптическая рефлекторные дуги», «Синаптическая химическая передача»). Индивидуальные дидактические карточки; биологические задачи на логическое мышление — работа в малых группах, задания-практикумы, реализация дифференцированного подхода. Межпредметные связи: с зоологией, медициной, психологией.
заполнить бланк функциональных проб (сделать выводы). Бланк физиологических тестов источник Конспект урока к § 44. Строение нервной системы. Спинной МОЗГ сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов. — Образовательные: 1) систематизировать знания о строении нервной системы и спинного мозга. 2) определить функции, выполняемые отделами нервной системы. — Воспитательные: осуществить трудовое воспитание при работе с учебником. — Развивающие: учить анализировать, делать выводы Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблицы. Основные понятия: кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество – восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции, шок. Организационный момент – 1-2 мин. Актуализация знаний – 10 мин. Изучение нового материала – 25 мин. I. Организационный момент — традиционный. II. Проверка домашнего задания. 1) Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения ). 2) Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? (мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах). 3) Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? (нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия). Вывод (Слайд 2): Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека. III. Новая тема. (Слайд 1)(Рассказ учителя с элементами беседы) Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга. Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (Рассказ учащегося) А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (Выступление учащегося) Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному? Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение (Слайд 2). 1) Какой тканью образована нервная система? 3) Как называются клетки нервной ткани? 4) Каково строение нейронов? 5) Из каких отделов состоит нервная система? 6) Что относится к центральной части? 7) Что относится к периферическому отделу нервной системы? В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра. Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах. Длинные отростки, покрытые оболочками, образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн. 1) Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире). 2) Исполнительные нервы — несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью 3) Смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна. (Слайд 3). Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы (рис. 90). Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой. (Запись определений в тетрадь). Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы. (Слайд 4). Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см (рис. 91, А). (Слайд 5) Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. (Слайд 6). Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений. На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины. (Слайд 7). В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью. В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами (рис. 91, Б). Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга. (Слайд 8). Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу. (Слайд 9). Функции спинного мозга: 1) рефлекторная (коленный рефлекс) Вспомним, как осуществляется коленный рефлекс. Врач ударяет молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы пациента. Возникшее в рецепторах возбуждение направляется в спинной мозг, затем через синапсы переключается на исполнительные нейроны. Они посылают нервные импульсы к мышцам ноги, и она приходит в движение. Этот безусловный спинномозговой рефлекс происходит непроизвольно. Когда спинной мозг выполняет рефлекторную функцию, рефлекторная дуга замыкается на уровне спинного мозга. Это, однако, не значит, что головной мозг не получает информацию о спинномозговых рефлексах: пациент чувствует удар и движение ноги. В мозг эта информация приходит по восходящим путям, благодаря проводящей функции спинного мозга. Она же позволяет снизить или повысить рефлекторный эффект, совершать произвольные действия. Например, по желанию мы можем задержать движение ноги или преднамеренно качнуть ею. Это возможно потому, что из головного мозга по нисходящим путям к нейронам спинного мозга поступают возбуждающие или тормозящие сигналы. Какой орган контролирует работу центров спинного мозга? Какую роль играют импульсы, поступающие от спинного мозга? Что бывает при повреждении позвоночника? Что такое шок, дайте определение? (Слайд 10). IV. Закрепление. (Подпишите части спинного мозга в рабочей тетради, глядя на Слайд 11 презентации. Фронтальная беседа по вопросам). источник Конспект урока на тему «Строение нервной системы. Спинной мозг» Составитель: студент о/о 4 курса Калугин Сергей Григорьевич I. Организационный момент 1мин. III. Сообщение темы и цели урока 1мин. IV. Изучение нового материала 20мин. Цель: продолжить формировать представления нервной системе, строение и функции спинного мозга. 1. Рассмотреть строение нервной системы 3. Изучить особенности строения и выполняемых функций спинного мозга. 3. Рассмотреть строение и функционирование рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса. 4. Изучить связь спинного мозга с головным. 1. Развивать умение анализировать механизм передачи нервного импульса в нервной системе. 2. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями серого и белого вещества спинного мозга. 3. Развивать умение делать вывод о значении спинного мозга в жизни человека. 4. Развивать наблюдательность, логическое мышление. 1. Формировать естественнонаучного мировоззрения о значимости спинного мозга. 2. Вырабатывать коммуникативное общение на уроке. 3. Формировать бережное отношение к здоровью. Тип урока: комбинированный. Оборудование:таблица «Строение спинного мозга». 1. Учебник. Биология. Человек. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., «Дрофа» 2010г. 2. Пепеляева О.В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам « Биология. Человек», 8 кл.
|
- http://s0565755c.fastvps-server.com/index.php?title=%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-447438.html
- http://koledj.ru/docs/index-14318.html
- http://bigpo.ru/potra/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9a/main.html
- http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575248/
- http://freedocs.xyz/docx-362620395
- http://studopedia.ru/14_90587_hod-uroka.html
- http://booksbunker.com/search/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0/