Меню Рубрики

Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности

§ 43. Значение нервной системы

1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?
2. В чем заключается активность организма?
3. Что такое психика?

Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

Обмен веществ в каждом организме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуются и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддерживается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови — величина артериального давления и температура тела.

Нервная система согласует работу всех органов.

Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противоположного пола и т. п.

Работу по согласованию действий органов в организме выполняет нервная система.

Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям — сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут положительный эффект.

Нервная система обеспечивает выживание организма как целого.

Чтобы выжить, организму необходимо получать информацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необходимы, некоторые опасны, другие безразличны.

С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Наконец, она участвует в организации деятельности, которая приводит к удовлетворению возникающих потребностей.

Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он получает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.

Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.

Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.

Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.
В этом и заключается сущность воспитания. С раннего детства каждый человек усваивает определенные правила, действующие в том или ином обществе. Они в значительной степени определяют поведение человека и его материальные и духовные запросы.


Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.


1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?
2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?
4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
5. Чем обусловлено содержание психической деятельности?

Прокомментируйте выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира».


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник

§ 43. Значение нервной системы

1. Почему невозможно насытиться за один раз на всю жизнь?
2. В чем заключается активность организма?
3. Что такое психика?

Нервная система обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

Обмен веществ в каждом организме осуществляется непрерывно. Одни вещества расходуются и выводятся из организма, другие поступают извне. Мозг, а вместе с ним и железы внутренней секреции автоматически поддерживают равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебание жизненно важных показателей в допустимых пределах. Благодаря этому поддерживается гомеостаз, относительное постоянство внутренней среды: кислотно-щелочное равновесие, количество минеральных солей, кислорода и углекислого газа, продуктов распада и питательных веществ, в крови — величина артериального давления и температура тела.

Нервная система согласует работу всех органов.

Чтобы удовлетворить свои потребности, организму приходится проявлять активность. Надо найти пищу, укрыться от непогоды, уйти от преследования, встретиться с особью противоположного пола и т. п.

Работу по согласованию действий органов в организме выполняет нервная система.

Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. Напомним, что по прямым связям идут «приказы» мозга, адресованные органам, а по обратным связям — сигналы в мозг от органов, информирующие, насколько успешно эти «приказы» выполнены. Последующее действие не пройдет, пока не будет выполнено предыдущее и не будет достигнут положительный эффект.

Нервная система обеспечивает выживание организма как целого.

Чтобы выжить, организму необходимо получать информацию об объектах внешнего мира. Вступая в жизнь, человек постоянно сталкивается с определенными предметами, явлениями, ситуациями. Некоторые из них для него необходимы, некоторые опасны, другие безразличны.

С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. Наконец, она участвует в организации деятельности, которая приводит к удовлетворению возникающих потребностей.

Даже безразличные на первый взгляд сведения могут стать сигналами жизненно важных событий и оказаться полезными. Мозг способен нормально работать только тогда, когда он получает и перерабатывает информацию извне. Изоляция человека на длительный срок приводит к психическим расстройствам.

Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности.

Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову.

Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов.

Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.
В этом и заключается сущность воспитания. С раннего детства каждый человек усваивает определенные правила, действующие в том или ином обществе. Они в значительной степени определяют поведение человека и его материальные и духовные запросы.


Потребности, активность, опознание объектов, субъективное отражение.


1. Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды?
2. Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности?
3. Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до?
4. Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему?
5. Чем обусловлено содержание психической деятельности?

Прокомментируйте выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира».


Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 8 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 8 класса

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

источник


сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник


Название Сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов
Дата конвертации 07.07.2013
Размер 37.04 Kb.
Тип Урок
Нервная система.

сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник

сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:
Ход урока:

2.Проверка домашнего задания.

1)Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения

2)Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ , обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах ).

3)Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия ).

Вывод: Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение.

1)Какой тканью образована нервная система?

3)как называются клетки нервной ткани?

4)Каково строение нейронов?

5)Из каких отделов состоит нервная система?

6)Что относится к центральной части?

7)Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1)Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2)исполнительные нервы несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3)смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы.

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой.

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см.

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины.

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью . В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами. Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

источник

Образовательные задачи:

  • раскрыть значение нервной системы в согласовании работы органов, в приспособлениях организма к меняющимся внешним и внутренним условиям;
  • обозначить роль головного мозга в осуществлении психической деятельности человека;
  • уметь различать на учебных таблицах составляющие нервной системы человека, а так же отделы головного мозга и соответствующие центры, их положении, функции;
  • объяснять сложность процессов проведения нервных импульсов;
  • проследить эволюционный ряд в развитии нервной системы в животном мире;
  • уметь проводить физиологические тесты;

Воспитательные задачи:

  • актуализация занятий учащихся о строении головного мозга позвоночных животных;
  • знать о возможных последствиях при травматизме головного мозга;
  • знать о болезнях нервной системы;
  • профориентация учащихся.

Развивающие задачи:

  • знать физиологические основы и важность нормального функционирования нервной системы человека и всех ее отделов;
  • закрепить знание терминов и умение их применять при объяснении опытов (функциональных проб);
  • выявить определяющую роль нервной системы во взаимосвязи между различными физиологическими системами в организме человека;
  • формирование прочных междисциплинарных связей: анатомии, физиологии, психологии, медицины, зоологии в усвоении темы «Нервная система человека».

Термины и понятия, обязательные для усвоения темы «Нервная система»:

  • нейрон и нейроглия;
  • возбудимость и проводимость, торможение;
  • потенциал действия, потенциал покоя;
  • нервный импульс;
  • синапс и синаптическая передача;
  • медиатор;
  • рефлекс и рефлекторная дуга;
  • моносинаптическая и полисинаптическая рефлекторная дуги;
  • функциональная асимметрия;
  • сенсорный, вставочный, моторный нейрон;
  • парасимпатическая, симпатическая и метасимпатическая нервная системы;
  • вставочная (автономная) и соматическая нервная системы;
  • эффектор.

Тип урока: проблемный урок, обобщение темы «Строение нервной системы человека, ее важнейшие отделы» и «Строение и функции отделов головного мозга».

Форма урока, методы и приемы: урок-экскурсия, беседа, демонстрация таблиц «головной мозг», «рефлекторная дуга». Проведение функциональных проб, компьютер, мультимедийная система, CD- диски, кодоскоп (пленка: «Моносинаптическая и полисинаптическая рефлекторные дуги», «Синаптическая химическая передача»). Индивидуальные дидактические карточки; биологические задачи на логическое мышление — работа в малых группах, задания-практикумы, реализация дифференцированного подхода.

Межпредметные связи: с зоологией, медициной, психологией.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Эпиграф на доске: «Нервы надо держать на поводе, так как они могут растерзать человека». В качестве советов можно предложить: «Чтобы быть физически здоровым, нужно очень многое, а главным же образом нужны две вещи: хорошая кровь и хорошие нервы». «Человек, который легко раздражается, правым не бывает».
2. Сегодня мы совершим экскурсию в научно-исследовательский институт «Дендритоаксонии». Цель нашего визита кроется в том, что руководство института находится в поиске новой исследовательской группы для того, чтобы поручить выполнение важной научной работы по теме «Нервная система», Для участия в этом проекте на сегодняшний день поступило множество заявок, и сейчас мы определим среди групп финалистов самую достойную. Согласно заявке в конкурсе принимают участие команды «Рефлекс» и «Нейрон», (по 9 человек) 1. Учащиеся предварительно делятся на команды, изготавливают табличку с названием, избирают руководителя своей команды.
3. Главная цель научно-исследовательского проекта кроется в вопросе: «Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности организма человека?»
(на доске)
На этот вопрос и предстоит ответить в конце экскурсии каждой из команд.
4. Итак, в каждом серьезном учебном заведении необходимо получить пропуск и преодолеть проходную со строгими вахтерами. Прошу по одному представителю от каждой команды для выполнения задания: распределите по соответствующим колонкам «ЦНС, соматическая и вегетативная части нервной системы»: 2. К доске выходят представители от команд и один вахтер.
1. головной мозг относится к…
2. К нервной периферической системе относится…
3. Обеспечивает регуляцию работы скелетных мышц.
4. Обеспечивает координацию и регуляцию функций организма.
5. Осуществляет регуляцию обмена веществ.
6. Способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха.
7. Обеспечивает секрецию различных желез.
8. Спинной мозг относится к .
9. Обладает некоторой автономностью, управляя многими непроизвольными функциями…
10. Обеспечивает перистальтику кишечника.
11. Обеспечивает биение сердца…
12. Подчинена воле человека…
13. Не подчинена воле человека…
3.
ЦНС СОМАТ. ВЕГЕТ.
1, 4, 8 2, 3, 12 2, 6, 5, 7, 9, 10 11, 13

4. Подводим итоги задания №1

5. А сейчас мы отправимся в отдел графического анализа и там получим второе задание. 5. Двое следующих участников приглашаются для выполнения задания №2
6. С помощью компьютера и мультимедийной системы или через кодоскоп показывают пленку: «рефлекторная дуга» и «Синапс», необходимо прокомментировать рисунки. 6. Рефлекторная дуга (5 звеньев)
а) рецепторы;
б) сенсорный путь;
в) ЦНС (рефлекторный нервный путь);
г) моторный путь;
д) эффектор.

Синапс:
1 – терминал;
2 – митохондрии;
3 – пресинаптическая мембрана;
4 – постсинаптическая мембрана;
5 – рецепторы;
6 – синаптический пузырек;
7 – синаптическая щель.

7. Подведем итоги задания №2. И переходим в следующий отдел «Обзора научной литературы и энциклопедических знаний», приглашаются представители от команд. 8. Учащиеся предоставляют команде – соперникам интересную информацию о строении нервной системы; выступление специалиста отдела (учитель)
8. Перемещаемся на кафедру «Практической физиологии нервной системы». На столах у каждого есть бланк с инструкцией к физиологическим тестам. Представители команд приглашаются для выполнения опытов. (опыт №1, 2, 3 или 4)

9. Результаты физиологических тестов необходимо записать в бланк дома (домашнее задание).

9. Опыт №1 «Глотательный рефлекс», центр его в продолговатом мозге, слюна – раздражитель.
Опыт №2 «Пальцекасание», центр – в мозжечке.
Опыт №3 «Функциональная проба Рамберга», центры в среднем мозге (зрение, поза стояния) и мозжечок (мышечный тонус).
Опыт №4 «Рывок руки», центр анализа инерцией руки – в мозжечке.
10. А мы следуем на кафедру «Деятельности головного мозга» и приглашаются следующие участники команд для выполнения заданий. 10. Участники получают карточки с заданиями:
11. Карточка №1
Почему продолговатый мозг носит такое название, какие черепные нервы берут там начало? Каковы функции этого отдела?
Ответ: это продолжение спинного мозга, повторяет его по форме. Нервы с 9 по 12 пары (языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Функции: сердечная деятельность, дыхание, глотание, защитные рефлексы.
12. Карточка №2
Чем представлен передний мозг? Отметить доли, борозды и извилины.

13. Подводим итоги посещения кафедры «Деятельности головного мозга».

11. Ответ: Это большие полушария, между ними мозолистое тело, есть кора. Имеет 4 доли: лобная, затылочная, височная, теменная. Центральная борозда, передняя центральная извилина, задняя центральная извилина, теменно-затылочная борозда, боковая борозда, верхняя, средняя, нижняя височная извилины, передняя лобная борозда.
14. А нас уже ждут в отделе «Логики и соответствия», где вы получите задачи. Группа работает сообща и дает ответ.
15. Задача №1:
Во время операции на мозге, чтобы не повредить здоровые ткани, приходиться раздражать участки мозга специальными электродами-тестерами. Укажите, какие доли больших полушарий раздражал хирург, если:
а) больной видел светящиеся точки;
б) слышал звуки;
в) двигал правой рукой,
12. Ответ:
а) затылочная доля – зрительная зона;
б) височная доля – слуховая зона;
в) лобная доля – двигательная зона.
16. Задача №2:
У больного нарушена координация движений, он с трудом подносит ложку ко рту, движения его резки и отрывисты, при ходьбе шатался. Какой отдел мозга поврежден? Можно ли ожидать улучшения в будущем? Если да, то почему?
13. Ответ:
У больного поврежден мозжечок. Со временем состояние улучшится
потому, что некоторые функции мозжечка станет выполнять кора больших полушарий головного мозга.
17. Индивидуальные задачи:
Задача №1.
В список рефлексов, центры которых находятся в среднем мозге, вкрались ошибки. Найдите их:
— ориентировочный рефлекс;
— мигательный рефлекс;
— стояние и ходьба;
— слезоотделение;
— центры зрения и слуха.
14. Ответ:
— мигательный рефлекс (1 глазом) – центр в продолговатом мозге;
— слезоотделение – тоже.
18. Задача №2.
Почему в останавливающемся или трогающемся с места автобусе пассажиры не падают (в большинстве случаев)? Чем это объяснить?
15. Ответ:
Тело движется по инерции, но благодаря мозжечку ненужные движения гасятся.
19. Подводим итоги посещения отдела «Логики и соответствия»

20. Команда, набравшая наибольшее количество очков получает право работать над научным проектом в дальнейшем. Исследовать способности человека, учитывая индивидуальные особенности нервной системы людей.
Желаем удачи.

заполнить бланк функциональных проб (сделать выводы).

Бланк физиологических тестов

источник

Конспект урока к § 44. Строение нервной системы. Спинной МОЗГ

сформировать представление о строении и функциях нервной системы и ее отделов.

— Образовательные: 1) систематизировать знания о строении нервной системы и спинного мозга.

2) определить функции, выполняемые отделами нервной системы.

— Воспитательные: осуществить трудовое воспитание при работе с учебником.

— Развивающие: учить анализировать, делать выводы

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, таблицы.

Основные понятия: кора, ядра мозга, нервные волокна, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, центральный канал, серые столбы спинного мозга, белое вещество – восходящие и нисходящие пути, рефлекторная и проводящая функции, шок.

Организационный момент – 1-2 мин.

Актуализация знаний – 10 мин.

Изучение нового материала – 25 мин.

I. Организационный момент — традиционный.

II. Проверка домашнего задания.

1) Назовите функции нервной системы. ( поддержание постоянства внутренней среды организма; регулирует и объединяет все функции органов и системы органов; обеспечивает выживание организма как целого; обеспечивает осуществление психологических функций и формирование сложных форм социального поведения ).

2) Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? (мозг автоматически поддерживает равновесие между поступлением и использованием веществ, обеспечивая колебания жизненно важных показателей в допустимых пределах).

3) Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? (нервная система определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия).

Вывод (Слайд 2): Итак, нервная система человека обеспечивает согласованную работу органов, приспособление к природной и социальной среде, участвует в восприятии, хранении и использовании информации, составляет материальную основу психической деятельности человека.

III. Новая тема. (Слайд 1)(Рассказ учителя с элементами беседы)

Мы продолжаем изучение нервной системы. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отделами нервной системы. И более подробно изучим строение и функции спинного мозга.

Для лучшего усвоения материала послушаем историю изучения нервной системы (Рассказ учащегося)

А как реагируют на окружающую среду другие живые организмы? (Выступление учащегося)

Как происходило усложнение строения нервной системы у животных от простого к сложному?

Итак, нервная система человека имеет трубчатое строение (Слайд 2).

1) Какой тканью образована нервная система?

3) Как называются клетки нервной ткани?

4) Каково строение нейронов?

5) Из каких отделов состоит нервная система?

6) Что относится к центральной части?

7) Что относится к периферическому отделу нервной системы?

В центральной нервной системе сосредоточено большое число нейронов. Их тела вместе с дендритами образуют серое вещество мозга. На поверхности головного мозга они образуют кору, а их скопления внутри белого вещества образуют ядра.

Тела нейронов периферической нервной системы находятся в особых скоплениях – нервных узлах.

Длинные отростки, покрытые оболочками, образуют нервные волокна. В центральной нервной системе они образуют белое вещество, а на периферии входят в состав нерва. Нерв обычно состоит из 1-10 тыс. нервных волокон, но, например, в зрительном нерве их более 1 млн.

1) Чувствительные – сигналы идут в центральную нервную систему (информируют мозг о состоянии внутренней среды и событиях, происходящих в окружающем мире).

2) Исполнительные нервы — несут сигнал от мозга к органам, управляя их деятельностью

3) Смешанные нервы включают как чувствительные, так и исполнительные нервные волокна.

(Слайд 3). Итак, нервная система состоит из центральной и периферической отделов. К центральному отделу относится головной и спинной мозг, в котором сосредоточено большое число нейронов. К периферической – нервы и нервные узлы (рис. 90).

Нервные узлы – скопление тел нейронов, нервы образованы нервными волокнами, покрытые оболочкой. (Запись определений в тетрадь).

Более подробно изучим строение и функции спинного мозга центральной нервной системы.

(Слайд 4). Спинной мозг расположен в позвоночном канале, представляет собой цилиндрический тяж диаметром 1 см (рис. 91, А). (Слайд 5)

Вверху спинной мозг переходит в головной, внизу оканчивается на уровне второго поясничного позвонка. (Слайд 6). Спинной мозг надежно защищен тремя оболочками и спинномозговой жидкостью, которая его омывает и предохраняет от толчков и сотрясений.

На передней и задней поверхностях спинного мозга проходят глубокие борозды, делящие его на две половины. (Слайд 7).

В центре спинного мозга проходит канал заполненный спинномозговой жидкостью. В центре располагается серое вещество, которое образовано телами нейронов и дендритами (рис. 91, Б). Белое вещество располагается вокруг серого вещества. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.

(Слайд 8). Различают восходящие нервные пути, идут к головному мозгу и нисходящие – возбуждение идет от головного мозга к спинному мозгу.

(Слайд 9). Функции спинного мозга:

1) рефлекторная (коленный рефлекс)

Вспомним, как осуществляется коленный рефлекс. Врач ударяет молоточком по сухожилию четырехглавой мышцы пациента. Возникшее в рецепторах возбуждение направляется в спинной мозг, затем через синапсы переключается на исполнительные нейроны. Они посылают нервные импульсы к мышцам ноги, и она приходит в движение. Этот безусловный спинномозговой рефлекс происходит непроизвольно. Когда спинной мозг выполняет рефлекторную функцию, рефлекторная дуга замыкается на уровне спинного мозга. Это, однако, не значит, что головной мозг не получает информацию о спинномозговых рефлексах: пациент чувствует удар и движение ноги. В мозг эта информация приходит по восходящим путям, благодаря проводящей функции спинного мозга. Она же позволяет снизить или повысить рефлекторный эффект, совершать произвольные действия. Например, по желанию мы можем задержать движение ноги или преднамеренно качнуть ею. Это возможно потому, что из головного мозга по нисходящим путям к нейронам спинного мозга поступают возбуждающие или тормозящие сигналы.
Произвольные движения регулируются головным мозгом, но приводят в действие конкретные мышцы туловища и конечностей исполнительные центры спинного мозга. Они находятся в передних столбах серого вещества.
Связь спинного мозга с головным — (учащиеся читают самостоятельно абзац учебника на стр. 226, отвечают на вопросы, запись определения шока в тетрадь).

Какой орган контролирует работу центров спинного мозга?

Какую роль играют импульсы, поступающие от спинного мозга?

Что бывает при повреждении позвоночника?

Что такое шок, дайте определение? (Слайд 10).

IV. Закрепление. (Подпишите части спинного мозга в рабочей тетради, глядя на Слайд 11 презентации. Фронтальная беседа по вопросам).

источник

Конспект урока на тему

«Строение нервной системы.

Спинной мозг»

Составитель: студент о/о 4 курса

Калугин Сергей Григорьевич

I. Организационный момент 1мин.

III. Сообщение темы и цели урока 1мин.

IV. Изучение нового материала 20мин.

Цель: продолжить формировать представления нервной системе, строение и функции спинного мозга.

1. Рассмотреть строение нервной системы

3. Изучить особенности строения и выполняемых функций спинного мозга.

3. Рассмотреть строение и функционирование рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса.

4. Изучить связь спинного мозга с головным.

1. Развивать умение анализировать механизм передачи нервного импульса в нервной системе.

2. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями серого и белого вещества спинного мозга.

3. Развивать умение делать вывод о значении спинного мозга в жизни человека.

4. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

1. Формировать естественнонаучного мировоззрения о значимости спинного мозга.

2. Вырабатывать коммуникативное общение на уроке.

3. Формировать бережное отношение к здоровью.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:таблица «Строение спинного мозга».

1. Учебник. Биология. Человек. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев М., «Дрофа» 2010г.

2. Пепеляева О.В., Сунцова И. В. Поурочные разработки к учебным комплектам « Биология. Человек», 8 кл.

Организационный момент. Проверка дз Актуализация Сообщение темы и цели урока. Изучение нового материала. Вывод по уроку Д.з. Закрепление. Здравствуйте, садитесь, дежурные назовите отсутствующих. На прошлом уроке мы с вами изучили функции нервной системы, познакомились с понятием психика. Проверим насколько хорошо вы усвоили изученный материал. Задание за доской: 1) Рассазать о функциях нервной системы. 1.Гомеостаз — динамичное постоянство внутренней среды. Гомеостаз — поддержание и контроль параметров жизненно важных функций внутренней среды организма — относится и к организму в целом, и к межклеточному пространству, и к клеткам. 2.Нервная система согласует работу всех органов. Она определяет порядок сокращения мышечных групп, интенсивность дыхания и сердечной деятельности, осуществляет контроль и коррекцию результатов действия. 3.Нервная система обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой. С помощью органов чувств нервная система осуществляет опознание объектов внешнего мира, оценку их, запоминание и переработку полученной информации, направленной на удовлетворение возникающих потребностей. 4. Нервная система обеспечивает мыслительные процессы. 2) Рассказать о психике. Что такое, какие процессы включает, в чем субьективнось? Влияние воспитание на психику? (Психика — это субъективное отражение окружающей действительности. Она включает различные процессы, такие как восприятие, память, воображение, мышление, волю и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности. Субъективность психики заключается в том, что возникающие в сознании образы и переживания нельзя непосредственно передать другому человеку. Можно лишь рассказать о них, изобразить, но не «вложить» их в чужую голову. Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Однако суть психической деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек.) Фронтальный опрос: 1) Как обеспечивается относительное постоянство внутренней среды? ( Мозг и железы внутренней секреции автоматически поддерживает равновесие между поступлением и расходованием веществ) 2) Почему без согласованной работы органов нельзя достичь полезного эффекта в деятельности? ( Потому что, лишь при согласованной деятельности органов возможна деятельность, представьте что вам необходимо написать письмо, а мышци сокращаются хаотически, вы не можете даже взять ручку не то что совершать сложные и точные движения мелкой моторики письма. Шейные мышцы не приводят голову в нужное положение и тд) 3) Почему жизненно важные показатели колеблются в определенных границах: от . до? (Необходимо поддержание постоянство внутренней среды, иначе организм погибнет) 4) Можно ли конкретные поступки человека объяснить только свойствами его нервной системы? Почему? ( Нет, деятельность человека обусловлена его психической деятельностью, и воспитанием) 5) Чем обусловлено содержание психической деятельности? ( Особенностями строения мозга и воспитанием) Вывод по домашнему заданию. Итак, мы с вами изучили функции нервной системы, и познакомились с понятием «психика». Функции нервной системы поддержание гомеостаза, слаженности работы органов, взаимодействие организма с внешней средой, обеспечение мыслительных процессов. Психика – субъективное отражение окружающей действительности. Она обусловлена особенностями строения мозговых структур и окружающей обстановкой в том числе и воспитанием. Сегодняшний урок посветим решению двух вопросов. Как должна быть устроена система способная выполнять такие сложные функции, которые мы изучили мы на прошлом уроке. Почему некоторые называют спинной мозг «управляющим» при головном мозге. Итак, как вы уже поняли, сегодня рассмотрим строение нервной системы, строение и функций спинного мозга. Вспомним строение нервной системы, рассмотрим расположение внешнее и внутреннее строение спинного мозга, функции. Проследим связь строения и функции спинного мозга. Вспомним понятие рефлекса, рассмотрим на конкретном примере. Прочитайте учебник стр . 222 ответьте на вопросы: 1) На какие отделы подразделяется нервная система человека? ( Центральную и периферическую) 2) Что относится к периферической, а что к центральной нервной системе? ( центральная: спинной и головной мозг, периферическая: нервы, нервные окончания, нервные узлы.) 3) Что такое нервные узлы? (Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС.) 4) Что такое нервы? (Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.) 5) Какие различают нервы? ( Чувствительные, исполнительные, смешанные) Сейчас, когда мы рассмотрели строение нервной системы вообщем, подробнее изучим строение и функционирование спинного мозга. Строение спинного мозга Расположен в позвоночном канале. Он имеет вид трубки длиной 45 см и диаметром 1 см. В верхней части связан с продолговатым, в нижней сужается конусом. На передней и задней поверхностях тянется глубокая борозда. В центре спинномозговой канал, заполненный жидкостью Спинномозговая (цереброспинальная) жидкость в количестве 120-150мл. Ее функции: амортизатор, доставка питательных веществ и выведение продуктов обмена. Внутренняя часть спинного мозга – серое вещество, наружная – белое. Серое вещество имеет вид «крыльев бабочки» и состоит из тел и дендритов нейронов и нейроглии. Серое вещество – участки головного и спинного мозга, представляющие скопления тел нервных клеток и имеющие в связи с этим более темную окраску по сравнению с прилегающими к ним более светлыми участками. В спинном мозге серое вещество сосредоточено в глубине нервной ткани и имеет на срезе форму крыльев бабочки. В головном мозге серое вещество формирует внешние слои коры больших полушарий, а также представлено в виде ядер, расположенных во всех отделах. Белое вещество представляет собой скопление длинных отростков – аксонов нервных клеток, имеющее характерный белый цвет. Такая окраска достигается благодаря тому, что по всей длине аксон покрыт миелиновой оболочкой. От серого вещества отходят – передние и задние рога. От рогов отходят корешки: передние- аксоны двигательных нейронов, задние — аксоны чувствительных нейронов. Двигательные и чувствительные корешки соединяются, образуя смешанные нервы. Смешанные нервы потом снова распадаются на передние и задние ветви. На уровне каждого позвонка отходит 31 пара смешанных нервов Функции спинного мозга. Пока я расскажу вам о функциях спинного мозга перенесите таблицу в тетрадь. Функции спинного мозга.
Серое вещество Белое вещество
Рефлекторная — принимает участие в двигательных реакциях Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути)
Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.) Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка Осуществляется связь различных отделов спинного мозга; Связь головного мозга с остальными частями ЦНС; Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Вывод: в строении спинного различается серое вещество которое осуществляет рефлекторную функцию отвечает за безусловные рефлексы, и белого вещества осуществляющего проводниковую функцию.

У спинного мозга есть две главные функции. Во-первых, он служит двусторонней проводящей системой между головным мозгом и периферической нервной системой. Это достигается с помощью чувствительных и двигательных нейронов, чьи волокна вытягиваются длинными пучками из частей головного мозга. Они тянутся на разные расстояния вдоль спинного мозга и на концах, наиболее удаленных от головного мозга, вступают в контакт с волокнами или узлами чувствительных и двигательных нейронов, принадлежащих к периферической нервной системе. Сигналы передаются через синапсы между периферическими нервными клетками и нейронами спинного мозга.

Вторая функция спинного мозга — контроль над простой рефлекторной деятельностью. Он осуществляется нейронами, чьи волокна тянутся на небольшое расстояние вверх и вниз по спинному мозгу, и интернейронами, которые транслируют импульсы непосредственно между чувствительными и двигательными нейронами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Монография, основу которой составили документы, впервые вводимые в научный оборот, посвящена деятельности органов ВЧК — ОГПУ по обеспечению безопасности вооруженных сил. В книге читатель найдет нетрадиционные оценки деятельности как чекистов (включая Дзержинского), так и военных работников, полнее увидит взаимосвязь работы органов госбезопасности в Красной армии с общей внешнеполитической обстановкой и внутри страны, с конкретными решениями высшего партийно-государственного руководства РСФСР — СССР. В монографии разъяснена нелепость…

Автор мемуаров — первый крупный советский разведчик-чекист, бежавший на Запад. Был начальником восточного сектора иностранного отдела ОГПУ, резидентом ОГПУ на Ближнем Востоке. В июле 1930 года открыто порвал со сталинским режимом и вступил в контакт с английской секретной службой. Убит агентами НКВД в 1937 году. Воспоминания Агабекова — уникальное свидетельство активного участника событий о работе органов госбезопасности в 20-е годы. Помимо описания операций советской разведки мемуары содержат личные характеристики Г. Г. Ягоды, М. А. Трилиссера,…

Живо написанный и очень хорошо иллюстрированный очерк о работе органов чувств животных в связи с их поведением. Автор умело сочетает высокий научный уровень с доступностью изложения. Незаметно, без напряжения он вводит читателя в курс сложнейших исследований, теорий и гипотез, в основе которых лежат современные методы изучения поведения животных. Книга предназначена для широких кругов читателей-неспециалистов, для преподавателей и учащихся средней школы. Может оказаться полезной для студентов биологических факультетов, а также для инженеров,…

Книга «Вселенная. Руководство по эксплуатации» — идеальный путеводитель по самым важным — и, конечно, самым упоительным — вопросам современной физики: «Возможны ли путешествия во времени?», «Существуют ли параллельные вселенные?», «Если вселенная расширяется, то куда она расширяется?», «Что будет, если, разогнавшись до скорости света, посмотреть на себя в зеркало?», «Зачем нужны коллайдеры частиц и почему они должны работать постоянно? Разве в них не повторяют без конца одни и те же эксперименты?». Юмор, парадоксальность, увлекательность и…

Известный петербургский писатель, доктор исторических наук рассказывает о том, как в России XVIII века расправлялись с политическими преступниками, подробно рассматривает всю «технологию» политического сыска от доноса и ареста до казни или ссылки человека, на которого обрушился государев гнев. Читатель узнает всю подноготную о работе органов тайного сыска: какие приемы применяли следователи при допросах, какими пытками добивались признания вины, какие выносили приговоры, а также о том, что чувствовали и как вели себя наши предки на дыбе, перед…

Книга адресована буквально всем – тем, кто ничего не знает о сексе, ничего не умеет и у кого ничего не получается, тем, кто знает и умеет всё, – ну и тем, кто серединка на половинку. Её с пользой для себя и с большим удовольствием прочтут и мужчины и женщины. Её постоянное место на тумбочке возле постели, и она там гораздо более уместна, чем знаменитая «Кама Сутра». Это книга не о технике секса, а скорее о его душе (хотя без техники, конечно же, нельзя обойтись). Вы поймёте, что необходимо не стесняться разговаривать о сексе со своим партнёром, быть внимательным…

Новая книга серии открывает для читателя прекрасного автора «крутого» детектива – Юрия Николаевича Кузнецова. Два романа «Кровавый след» и «Холодная сталь» раскрывает те стороны работы «органов», которые для большинства людей остаются невидимыми.

Новая книга серии открывает для читателя прекрасного автора «крутого» детектива – Юрия Николаевича Кузнецова. Два романа «Кровавый след» и «Холодная сталь» раскрывает те стороны работы «органов», которые для большинства людей остаются невидимыми.

В свое книге «Толстой и Достоевский» Мережковский показывает, что эти два писателя «противоположные близнецы» друг друга, и одного нельзя понять без другого, к одному нельзя прийти иначе, как через другого. Язычество Л.Толстого — прямой и единственный путь к христианству Достоевского, который был убежден, что «православие для народа — все», что от судеб церкви зависят и судьбы России. Каждый из них выражает свои убеждения в своих произведениях.

В свое книге «Толстой и Достоевский» Мережковский показывает, что эти два писателя «противоположные близнецы» друг друга, и одного нельзя понять без другого, к одному нельзя прийти иначе, как через другого. Язычество Л.Толстого — прямой и единственный путь к христианству Достоевского, который был убежден, что «православие для народа — все», что от судеб церкви зависят и судьбы России. Каждый из них выражает свои убеждения в своих произведениях.

Данная книга – ответ экономиста на вопрос: «Что произошло в России с наступлением глобального экономического кризиса?». Это мнение специалиста, основанное на проверенных фактах и современных экономических учениях. Это возможность для миллионов россиян понять, почему экономический взлет и относительная стабильность вдруг обернулись таким провалом, почему они теряют работу и накопления. Газеты, книги, Интернет и телевидение переполнены информацией о кризисе, но пока нет единого взвешенного и четкого мнения: что делать и что нас ждет в будущем.…

В книге Марка Роулендса, американского писателя и преподавателя философии, основные философские понятия и проблемы рассматриваются на материале знаменитых научно-фантастических фильмов: «Матрица», «Терминатор», «Термииатор-2», «Звездные войны» и т. д. Эта необычная работа не только окажется полезной студентам, изучающим философию, но и заинтересует всех любителей фантастики в кино.

Бывший спецназовец Виктор Стрельцов, оказавшись на «гражданке» и без постоянной работы, открывает детективное агентство «Мойдодыр». И если поначалу его клиентами были лишь пенсионерки, разыскивающие пропавших собачек, то потом судьба подарила Виктору шанс не только получить крупный гонорар с богатого клиента и прославиться, но и на практике применить всё то, чему он научился на боевых заданиях…

Бывший спецназовец Виктор Стрельцов, оказавшись на «гражданке» и без постоянной работы, открывает детективное агентство «Мойдодыр». И если поначалу его клиентами были лишь пенсионерки, разыскивающие пропавших собачек, то потом судьба подарила Виктору шанс не только получить крупный гонорар с богатого клиента и прославиться, но и на практике применить всё то, чему он научился на боевых заданиях…

Юлиан Семенович Семенов — один из самых издаваемых советских писателей, мастер политического детектива. Все художественные произведения Ю.С.Семенова, посвященные работе органов МВД и спецслужб СССР, написаны на документальной основе. Роман «Огарева, 6» — вторая книга из трилогии о нелегкой работе сотрудников Московского уголовного розыска, и действуют здесь те же герои: сыщики Садчиков, Костенко и Росляков, перешедший после тяжелого ранения в ОБХСС. На этот раз им предстоит раскрыть крупные хищения социалистической собственности на пятигорской…

СОДЕРЖАНИЕ Д. Калич. Вкус пепла Г. Йожеф, Д. Фалуш. Операция «Катамаран» Об авторах Под редакцией О. Попцова, Б. Гурнова Д. Калич — «Вкус пепла». В основе романа известного югославского писателя — история о том, как группа узников, освобожденных из фашистского концлагеря, идет по следу одного из своих палачей. Г. Йожеф, Д. Фалуш — «Операция «Катамаран». Повесть о работе органов госбезопасности Народной Венгрии, сорвавших одну из операций западных спецслужб, направленную на подрыв экономики республики. © «Молодая гвардия», 1985 г.

Бойфренд — красавец и богатый наследник… Блестящие карьерные перспективы… А еще — поездка на Каннский кинофестиваль! Как-то все это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но провинциальная журналистка Кейт — наивная особа, которая еще верит в чудеса. Очертя голову она устремляется за прекрасным принцем на Лазурный берег и… оказывается в Каннах без денег, работы — и с разбитым сердцем! Реальность мало похожа на мечты и любовные романы. Сердце придется склеить из осколков. О прекрасном принце забыть. И научиться наконец рассчитывать только на…

Нередко боли в позвоночнике и суставах никак не связывают с головными болями, головокружением, нарушениями сердечного ритма, сбоями в работе органов пищеварения, более того — долго и безуспешно лечат гастроэнтерологические заболевания, заболевания сердца а виной всему многоликий остеохондроз! Наличие остеохондроза — боли в спине. Мы выбрали наиболее эффективные лечебные движения и позы, приемы массажа, аффирмации по позитивному мышлению и целесообразному поведению, проверенные врачебной практикой народные рецепты избавления от боли. Восстанавливайте…

Если вы хотите избавиться от болей в позвоночнике и суставах, от головных болей и головокружения, нарушений сердечного ритма, сбоев в работе органов пищеварения, значит, эта книга именно для Вас. Мы выбрали наиболее эффективные, но простые в исполнении упражнения, лечебные позы и приемы массажа. Восстанавливайте здоровье и не тратьте время на вынужденные визиты во врачебные кабинеты и аптеки. Желаем Вам здоровья!

Повесть о работе органов госбезопасности Народной Венгрии, сорвавших одну из операций западных спецслужб, направленную на подрыв экономики республики.

источник

Источники:
  • http://s0565755c.fastvps-server.com/index.php?title=%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B
  • http://rudocs.exdat.com/docs/index-447438.html
  • http://koledj.ru/docs/index-14318.html
  • http://bigpo.ru/potra/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%B8+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9a/main.html
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575248/
  • http://freedocs.xyz/docx-362620395
  • http://studopedia.ru/14_90587_hod-uroka.html
  • http://booksbunker.com/search/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%20%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0/
Читайте также:  Полезно ли пить эхинацею