Меню Рубрики

Почему массовая культура полезна для детей

  • ЛЕЧИМ ДОМА (50)
  • Академия красоты и здоровья (42)
  • ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ (39)
  • САЛОН КРАСОТЫ ДОМА (38)
  • КУРСЫ МАССАЖА (29)
  • ОН-ЛАЙН СПА (18)
  • ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ (14)
  • СПОРТКЛУБ (14)
  • ФИТНЕС НА ДИВАНЕ (9)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНЛАЙН (8)
  • Дома из соломенных блоков (панелей) (7)
  • КЛУБ ВСТРЕЧ (5)
  • СОЗДАЁМ НАСТРОЕНИЕ (5)
  • КАБИНЕТ ОНЛАЙН РЕЛАКСАЦИИ (3)
  • ДОМ ИЗ МОНОЛИТНОГО АРБОЛИТА (2)
  • Альтернативное лечение микроволновой терапией (74)
  • ОН-ЛАЙН КЛИНИКА (49)
  • ОН-ЛАЙН КЛИНИКА СИСТЕМНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (23)
  • Банные премудрости (13)
  • ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (64)
  • Воспитание детей советы (53)
  • Всё одетях и родителях (98)
  • Гомеопатия для мам (24)
  • Гомеопатия и микроволновая терапия (28)
  • Детский сад (5)
  • Детство (11)
  • Дом и семья (3)
  • Женский клуб (6)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ ЛЮБОВЬ И ОТНОШЕНИЯ (71)
  • ЖЕНСКИЙ КЛУБ МОЛОДОСТИ И КРАСОТЫ (35)
  • Женское здоровье (41)
  • Здоровье (59)
  • Здоровье детей (48)
  • Игры и развлечения (58)
  • Интересное (32)
  • КЛУБ ЗДОРОВЬЕ СЕМЬИ (57)
  • КЛУБ МАМ СЕМЬЯ И ДЕТИ (51)
  • Колыбельные (4)
  • Красота (36)
  • КРАСОТА ЗДОРОВЬЯ (63)
  • Личные отношения (9)
  • Любовь и отношения (26)
  • Мамин журнал (1)
  • Материнство (12)
  • Мать и дитя (3)
  • Молодым мамам (43)
  • Моя беременность (5)
  • Наномедицина (78)
  • Народные методы лечения (5)
  • Народные средства (11)
  • Наше общество (34)
  • Обучение детей (34)
  • Общение с детьми (17)
  • Отцовство (9)
  • Полезные продукты (4)
  • Полезные советы (27)
  • Правила жизни (6)
  • Правильное питание (16)
  • Про прививки (50)
  • Психология (42)
  • Развитие ребенка (18)
  • Рецепты народной медицины (6)
  • Родители и дети (45)
  • Секреты воспитания (4)
  • Семейные отношения (25)
  • Семья (24)
  • СЕМЬЯ И ДЕТИ (55)
  • Сказки и притчи (52)
  • Советы родителям (46)
  • Сопровождение беременности (21)
  • Среда обитания (3)
  • Стихи (22)
  • Творчество (6)
  • Упражнения для детей (6)
  • УХОД ЗА РЕБЕНКОМ ДО ГОДА (7)
  • Школа (24)
  • Юморное (15)

Не раз поднимали тему как же быть с массовой культурой и как ребенку не чувствовать себя «обделенным», если он не смотрит популярных мультиков, ему не покупают какие-то игрушки, которые «есть у всех», и прочее. Я постараюсь ответить на вопросы, и здесь есть несколько моментов. Сегодня, как всегда в разговоре о детях, мы сначала поговорим о взрослых. В комментариях было озвучено примерно следующее: «Родители вообще-то против (какого-то явления «детской» культуры), но боятся, что ребенок не будет «как все», поэтому разрешают это».

? Первая часть — это позиция взрослых.

Прежде всего нужно понимать, что нет никаких мифических «всех» — общество очень многослойно и состоит из множества социальных групп. Успеть пожить во всех социальных группах мы никак не можем — это факт. Поэтому надо сначала определиться — кто мы? Какое у нас мировоззрение? Есть ли оно, понимаем ли мы сами, во что мы верим и есть ли у нас убеждения? Если родители не могут сами для себя ответить на эти вопросы — они не могут объяснить этого ребенку. Если они сами не имеют своего мнения или мировоззрения, полагаются на то, «куда ветер дунет» — они не могут сформировать мировоззрения у ребенка, и он также будет пассивным потребителем той самой массовой культуры, рассчитанной на «всех». И опять мы возвращаемся к вопросу, есть ли у родителей понятные им самим цели воспитания, или «что вырастет — то и вырастет»? Если есть цели, и есть какие-то собственные представления о нравственности и культуре — никак невозможно миновать это самое «фильтрование» окружающей культуры. Да, у каждого могут быть знания о разных социальных группах, но далеко не каждую субкультуру полезно (и возможно) «попробовать» на себе.

Прежде чем переходить к теме «Ой, как же ребенку не чувствовать себя обделенным?» взрослым нужно самим постараться ответить на такие вопросы:
1. Входит ли это явление в мою систему ценностей? Почему?
2. Какую информацию несет это явление (объект)?
3. То, что получит от этого ребенок, совпадает ли с моими целями воспитания?
4. Какую пользу получит от этого ребенок?
Если понимание «пользы» сведется только к «он зато будет как все» — родителям срочно нужно пересмотреть остальные пункты. И подумать, являются ли они вообще участниками процесса воспитания?

Ребенок принимает от нас систему ценностей. И не только это, но и отношение к убеждениям. Дети (даже если им этого не говорить) на подсознательном уровне чувствуют настрой родителей и их эмоциональное состояние. Поэтому, если родители испытывают страхи или неуверенность («Ребенок почувствует себя белой вороной, он не сможет быть как все, ему будет плохо в коллективе без этого» и т.п.), они это проецируют на ребенка. Если сами родители осознают свой выбор, свою систему ценностей, свое мировоззрение — их уверенность также передается ребенку.

? Вторая часть — это позиция ребенка.

Опять же, для начала нужно самим родителям честно ответить на такие вопросы:
1. хочу ли я, чтобы у ребенка было собственное мнение, или же чтобы он «шел за всеми», не разбираясь?
2. хочу ли я научить ребенка отвечать «нет» в необходимых случаях?
3. хочу ли я, чтобы у ребенка были собственные интересы, а не навязанные извне просто потому, что «так делают все»?

И если родители затрудняются ответить на эти вопросы — то тогда что-то не так с позицией воспитателя, и что-то случилось с целями воспитания. Нужно иметь в виду, что умение выдерживать «давление среды» формируется не вдруг, и закладывается постепенно, еще с раннего возраста. Что ребенок должен приучаться к тому, что далеко не все, что его окружает — полезно и приемлемо. Как в лесу — родители же не позволяют ребенку пробовать все неизвестные растения на вкус, чтобы разобраться? Какое-то «пробование» может оказаться последним! Так же и в социуме. Ведь ребенок растет. И если в детстве он получает позицию «будь как все» и «принимай что угодно», то однажды это принесет свои «подросшие» плоды. Ведь подросткам в школьных туалетах и темных подворотнях предлагают уже не «монстриков» и не запрещенные дома мультики. И как будет вести себя выросший ребенок, которого с детства приучали впитывать из среды все подряд, без разбора? Родители которого боялись научить ребенка что-то отвергать и все время старались, чтобы он «не выделялся»?

? Третья часть — что же делать, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно, а не «обделенным»?

Прежде всего — заглянуть в себя. Увы, от этого мы никуда не уйдем 🙂 каждый вопрос о воспитании детей начинается именно с этого — а что с родителями? Поэтому первый пункт — обязательно о нас:
1. Осознать собственную систему ценностей, свой выбор. Чем более убеждены родители — тем легче принимают это дети. И наоборот.
2. Постоянно объяснять ребенку свою позицию. Это не разовое действие, как думают многие. Ведь ребенок извне получает информацию ежедневно — разве достаточно ему одного объяснения для родителей «на всю жизнь»? Многие задают вопрос — а как же объяснять ребенку? Как вы можете объяснить сами для себя, почему вы так верите и это выбрали? также и говорить ребенку!
3. Подчеркивать плюсы вашего выбора. Родители ведь делают что-то ради пользы, они ее понимают? Ребенок также должен понимать эту пользу, а не «мама так сказала».
4. Формировать у ребенка умение отстаивать свое мнение и чувство уверенности, а также адекватную самооценку. Ведь чаще всего «идут на поводу» именно неуверенные в себе люди с заниженной самооценкой.

Процитировано 9 раз
Понравилось: 7 пользователям

источник

Она будет полезна для всех европейских народов, если позволит ввести гибкость в системе единой валюты.

Это единственное средство для восстановления конкурентоспособности каждой страны, как и отказ от режима жесткой экономии.

Прямая линия с президентом, прошедшая в четверг в новом формате, полезна для управленцев, считает губернатор Тверской области Игорь Руденя.

Для ответа на жалобы и обращения граждан президент в прямом эфире держал связь с губернаторами и членами правительства по видеоконференции.

Для этого нужно строительство Центрального транспортного узла между Варшавой и Лодзью.

Для нее вообще чем больше американских военных, тем лучше.

Дополнительная самостоятельность, которую получат Крым и Севастополь после упразднения Минкрыма, должна пойти на пользу развитию обоих регионов, считает возглавлявший министерство по делам Крыма Олег Савельев.

Президент России Владимир Путин в среду подписал указ об упразднении министерства по делам Крыма

«Для таких темпов девальвации как у них (в России и Украине) у нас нет фундаментальных причин.

Для нашей экономики это не сыграет в плюс, а по некоторым отраслям и в минус», — сказал Снопков.

Россия, отправляя на восток Украины гуманитарные конвои, оказывает «очень значительную» помощь жителям Донбасса, заявил в интервью глава территориальной делегации Международного Комитета Красного Креста Алан Эшлиман.

«Что касается количества оказываемой помощи, то это значительные цифры и это очень полезно», — заявил Эшлиман

Из-за этого горбуша (Oncorhynchus gorbuscha) теряет способность к размножению, но зато начинает быстрее расти и набирать вес при выращивании в искусственных водоемах, что делает такую рыбу привлекательной для рыбохозяйств.

«Поскольку вылов рыбы находится на пределе и не может быть увеличен, дополнительные источники омега-3 кислот, такие как искусственно выращенная рыба, приобретают все большее значение для здорового питания. .

Президент РФ Владимир Путин считает, что любая оппозиция полезна, если действует в рамках закона.

«Любая оппозиция хороша, правильна и полезна, если действует в рамках закона.

СОЧИ, 18 июн – ПРОФИ Новости, Елена Дьячкова.

Звездам сборной Германии по футболу поможет конкуренция с молодыми игроками, попавшими в состав команды на Кубок конфедераций, проходящий в России, заявил главный тренер немцев Йоахим Лев

Более половины опрошенных в Швеции мужчин (67%) и 72% женщин считают, что кампания против сексуальных домогательств приведет к общественным изменениям, сообщает шведское телевидение SVT со ссылкой на опрос, проведенный по заказу телевидения институтом изучения общественного мнения Novus.

Социологи опросили 1022 человека в возрасте от 18 до 79 лет с 23 по 29 ноября

Женщины-нелегальные разведчицы могут не просто заменять своих мужей в этой работе, но и делать даже то, что не могут их супруги – например, приобретать с помощью дамских клубов знакомства, необходимые для получения нужной информации, рассказала в интервью ПРОФИ Новости в преддверии Международного женского дня ветеран Службы внешней разведки РФ Людмила Нуйкина.

Главный тренер «Зенита» Владимир Алекно заявил, что вернувшемуся в команду Алексею Спиридонову стало понятно, что работа в казанском волейбольном клубе полезна.

«Алексею стало понятно, что работа в «Зените» полезна.

Диета с небольшим количеством соли оказалась полезной только для женщин, так как ее избыток в организме мужчин не приводит к развитию гипертонии.

Более того, два года назад ученые из Канады показали, что эта диета была опасной для здоровья большинства людей, повышая, а не понижая вероятность развития болезней сердца и сосудов.

СТОКГОЛЬМ, 4 дек – ПРОФИ Новости, Людмила Божко.

Более половины опрошенных в Швеции мужчин (67%) и 72% женщин считают, что кампания против сексуальных домогательств приведет к общественным изменениям, сообщает шведское телевидение SVT со ссылкой на опрос, проведенный по заказу телевидения институтом изучения общественного мнения Novus

Нападающему московского ЦСКА Тимуру Жамалетдинову будет полезна аренда в клуб «Лех» из Познани, футболист поступил верно, приняв решение играть в чемпионате Польши, сказал ПРОФИ Новости бывший тренер молодежной команды армейцев Александр Гришин.

Ранее источник, знакомый с ситуацией, сообщил ПРОФИ Новости, что Жамалетдинов прилетел в Польшу для переговоров с «Лехом», в пятницу 21-летний футболист уже может пройти медицинское.

источник

Т.Г.Богатырева

Ваш комментарий
(для участников конференции)

Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано с мобильной телефонией, интегрированной с Интернетом.

Талантливых детей рождается в каждом поколении примерно одинаковое количество, но очевидно, что могут сложиться условия, в которых их потенциал проявится в большей или меньшей степени. Должны существовать определенные общественные предпосылки для превращения детей в личностей, преодоления имеющихся у них упрощенных представлений о мире, незрелой эмоциональности и пр . Чтобы выявить эти предпосылки, нужно вскрыть тенденции изменения социокультурной сферы, спрогнозировать варианты влияния на нее технологических инноваций, а в дальнейшем применить полученные знания для управления социокультурными процессами. Особенно остро вопрос о парадигме развития социокультурной сферы встает в условиях глобального распространения массовой культуры и кризиса традиционных институтов культуры, которые не могут эффективно действовать, оперировать смыслами в современных контекстах и порождать ценности, которые позволили бы изменять сознание людей и способствовать социально-экономическому развитию .

Ряд выводов о перспективах социокультурного развития содержатся в прогнозах российской цивилизационной школы, в последние три года проведшей большую работу по долгосрочному глобальному прогнозированию [1] . Основываясь на изучении динамики глобальной и локальных цивилизаций, исследователи зафиксировали важные тенденции циклической смены социокультурного строя. Образ социокультурного будущего в разработках ученых цивилизационной школы предстает как завершение нестабильного, кризисного, хаотического колебания цивилизационных систем, связанного со становлением постиндустриальной мировой цивилизации. Эти процессы вскоре проявятся и в России. Уже сегодня закладываются основы гармоничного развития культуры, образования, этики и религии, которыми будет отмечен формирующийся интегральный социокультурный строй. Однако существуют различные сценарии развития социокультурной сферы, которые отличаются друг от друга степенью приближенности к оптимальной траектории. Реализация инерционного сценария в первой половине XXI века может повлечь за собой усиление негативных тенденций в сферах культуры, образования, потерю креативности в условиях, когда как раз назревает необходимость в радикальном инновационном прорыве. В частности, могут сбыться опасения общества по поводу вредных последствий потребления массовой культуры, связанные с негативным воздействием медианасилия, сексуально откровенного содержания, страхом и тревогой, вызываемыми медиапродукцией, влиянием масс медиа на здоровье, неоднозначным воздействием развлекательных произведений.

В другом, оптимистичном, инновационно-прорывном сценарии перспективы и роль России в формировании интегрального типа культуры в грядущем большом цикле мировой культуры связаны с преобладающим действием таких факторов как обладание богатейшим культурным наследием, огражденность России в течение большей части прошлого века от негативного влияния массовой антикультуры, развитие диалога с другими культурами, активное использование современных информационных технологий для культурного развития. Инновационно-прорывной сценарий предполагает существенные изменения в социокультурной сфере. Он отражает с тановление гуманитарного типа культуры, формирование человека как свободного творческого субъекта. В этом сценарии общество заботиться о своем молодом поколении, не только ограждая его от потребления псевдокультуры и вредной информации и осуществляя общественный контроль над изменениями в области культуры и СМК, но и создавая механизмы для формирования духовного здоровья, для преодоления главного противоречия современной эпохи – нарастающего разрыва между глубиной и скоростью перемен и устаревшими знаниями и навыками людей, призванными осуществлять эти перемены. В данном сценарии развитие культуры и нравственности сопряжено с установлением гармоничных отношений между поколениями, с повышением роли семьи в воспитании детей, наполнением системы воспитания и образования ценностями, отвечающими основам интегрального социокультурного строя. В целом важны качественные характеристики социокультурной активности и духовно-нравственных ценностей детей.

Риски негативного влияния массовой культуры на детей непосредственно связаны с интенсивным развитием новых информационно-коммуникационных технологий. Социализирующее влияние на мировоззрение, социально-этические ценности, на способы проведения свободного времени детей происходит сегодня в значительной степени вне учреждений культуры и образования и большей частью обусловлено воздействием таких влиятельных институциональных источников как телевидение, Интернет, а в ближайшее время будет тесно связано с мобильной телефонией, интегрированной с Интернетом. Эти технологии значительно изменяют способы «доставки» культурных благ потребителям. Они становятся доступны повсюду и в любое время [2] . На этом фоне будет происходить дальнейшая индивидуализация потребления культурных продуктов. Риски же заключены в достаточно мощной тенденции игнорирования социокультурных критериев развития новых информационных технологий, что оборачивается не ростом высокоинтеллектуального, творческого начала, а ростом сферы развлечений, досуга, проявлением тенденций гедонизма, а также вседозволенностью, десоциализирующими началами, интенсификацией процесса становления потребительского общества, потребительских ориентаций в культуре.

Читайте также:  Продукты полезные для микрофлоры кишечника

Глобальная конкуренция не позволяет национальным правительствам использовать традиционные запретительные методы контроля над образами, требует свободы слова, открытости и развития демократических основ функционирования символической сферы. Поэтому массовая культура распространяется повсеместно и даже большая часть культурного наследия, которым овладевает индивид, теперь ведет свое происхождение от массовой культурной продукции.

В условиях ощутимой угрозы, исходящей от массовой культуры, задачей властей является защита общественной нравственности от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Важно наличие соответствующего законодательства, практики судебных разбирательств с предъявлением особо строгих требований в случае производства и распространение порнографии с участием несовершеннолетних, чьи права защищаются специальной конвенцией ООН. Тем не менее проблема регуляции культурных и нравственных ценностей носит преимущественно неюридический характер, и правовыми средствами может быть решена лишь отчасти. Ключевым является формирование интеллектуальных интересов потребителя культурных продуктов, повышение общего уровня грамотности и образованности населения, эстетического вкуса, что должно осуществляться с детского возраста в приемлемых и понятных для ребенка формах.

Для реализации позитивного сценария социокультурного развития необходимо вести широкую просветительскую деятельность в образовательной системе, в средствах массовой информации, делая акцент на позитивных ценностях, сплачивающих общество. В этом процессе велика роль медиаобразования детей и молодежи.

При реализации целевых социокультурных проектов, создающих предпосылки оптимистического сценария будущего, особое внимание следует обратить на развитие новых форм культурных институтов, в том числе тех, которые поддерживают развитие художественных течений на основе современных технологий, способствуют появлению креатива на стыке творческих областей, открывают сетевые возможности доступа к культурному опыту. Важны «точки» приложения сил для формирования эффективных ценностных конфигураций у молодого поколения, самостоятельности детей. На базе ведущих учебных заведений страны необходимо разработать и реализовать инновационные программы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационно-прорывного развития социокультурной сферы, так как мир, в котором будет действовать следующее поколение людей, будет совсем иным, чем тот, в котором привыкли жить предшествующие поколения.

[2] В портативных версиях становится доступна музыкальная и видео продукция, она может быть использована при помощи MP 3 плееров, мобильной операционной системы Windows Mobile и др. Просмотр фильмов возможен на DVD , на карманных компьютерах и ноутбуках, на портативных DVD плеерах. Возрастает интерес к online медиа.

источник

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ. В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей»

В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение данного тезиса.

1) массовая культура делает более доступными ценности мировой художественной культуры, распространяет научно-популярную информацию страноведческого, естественнонаучного характера

2) распространяемый в рамках массовой культуры жанр ток-шоу может помочь выработать умение вести диалог

3) массовая культура помогает пробудить интерес к общественно-значимым проблемам

4) Массовая культура утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что полезно знать детям для того, чтобы сориентироваться в мире.

5) К массовым культуре относятся детские книги современных авторов, которые полезно читать детям

К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

В ответе должно быть отмечено, что:

1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;

— создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой

— воспринимается не всеми, а ценителями

— для основной массы непонятен и скучен

Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры. Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

1) СМИ активно распространяют рекламу, а она типичный продукт массовой культуры;

2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность.

Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры — шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

Один из уро­ков в 10 клас­се прошёл на вы­став­ке в ис­то­ри­че­ском музее. Школь­ни­кам по­ка­за­ли из­го­тов­лен­ные кре­стьян­ка­ми кружева, ткани, одеж­ду — для праздников, будней, тор­же­ствен­ных событий, а также сде­лан­ные в до­маш­них усло­ви­ях гли­ня­ные фи­гур­ки жи­вот­ных в виде свистулек. Предположите, к какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся вы­став­лен­ные произведения, и укажите, по ка­ко­му при­зна­ку это можно определить. На­зо­ви­те любые два не отражённых в усло­вии при­зна­ка дан­ной формы культуры.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

— это на­род­ная форма культуры

Доказательство: «изготовленные крестьянами. в до­маш­них условиях»

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие признаки:

— Со­зда­на ано­ним­ны­ми творцами, не име­ю­щи­ми про­фес­си­о­наль­ной подготовки.

— Может быть индивидуальной, групповой, массовой.

— Свя­за­на с ре­ли­ги­оз­ной субкультурой.

— Яв­ля­ет­ся ча­стью ми­ро­вой культуры.

— При­ме­ром на­род­ной куль­ту­ры яв­ля­ет­ся фольклор.

Группа школь­ни­ков ре­гу­ляр­но по­се­ща­ет до­пол­ни­тель­ные за­ня­тия в Ис­то­ри­че­ском музее. На за­ня­ти­ях школь­ни­ки зна­ко­мят­ся с сек­ре­та­ми кре­стьян­ских ремёсел, ре­ги­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми гли­ня­ных иг­ру­шек и дру­гих пред­ме­тов кре­стьян­ско­го быта. К какой форме куль­ту­ры от­но­сят­ся дан­ные предметы? На­зо­ви­те три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка этой формы культуры.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1) на­зва­на форма культуры: народная;

2) при­ве­де­ны три от­ли­чи­тель­ных признака на­род­ной культуры:

− создаётся ано­ним­ны­ми творцами без про­фес­си­о­наль­ной подго-товки;

− опора на тра­ди­цию и вос­про­из­ве­де­ние традиционных образцов;

− часто передаётся в бес­пись­мен­ной форме.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Культура, ее формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

2. Материальная и духовная культура.

4. Основания для классификации культуры:

б) территориальная принадлежность

д) принадлежность к историческому типу общества

5. Основные формы культуры:

Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Влияние мас­со­вой куль­ту­ры на ду­хов­ную жизнь общества». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

1. По­ня­тия «культура» и «духовная жизнь».

3. При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния мас­со­вой культуры.

4. От­ли­чи­тель­ные черты мас­со­вой культуры:

а) ори­ен­ти­ро­ван­ность на мас­со­вую про­да­жу и по­лу­че­ние прибыли;

г) пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го зрителя.

5. По­зи­тив­ное вли­я­ние на ду­хов­ную жизнь общества:

а) утвер­жда­ет про­стые и по­нят­ные пред­став­ле­ния об окру­жа­ю­щем мире;

б) не­по­сред­ствен­но ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­те­ре­сы общества;

в) от­ли­ча­ет­ся демократичностью;

г) от­ве­ча­ет за­про­сам в отдыхе, пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ке и др.

6. Не­га­тив­ное вли­я­ние на жизнь общества:

а) ори­ен­ти­ро­ва­на на мас­со­вые вкусы;

б) ведёт к стан­дар­ти­за­ции и уни­фи­ка­ции культуры;

в) рас­счи­та­на на пас­сив­ное потребление;

г) на­саж­да­ет мифы в со­зна­нии людей;

д) фор­ми­ру­ет ис­кус­ствен­ные по­треб­но­сти и др.

Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека — одна из глобальных проблем человечества:

а) угрожающие масштабы невежества, преступности , наркомании, отчуждения от культуры;

б) материальное потребительство;

в) массовая культура и антикультура;

г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;

2) Пути преодоления проблемы:

а) свободный доступ человека к культурным ценностям;

б) возможность получения образования и его совершенствования;

в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.

3) Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.

Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Формы и раз­но­вид­но­сти культуры». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

4. Роль куль­ту­ры в раз­ви­тии со­вре­мен­но­го общества.

«Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)

«Разновидность на­ци­о­наль­ных культур для мира то же, что раз­но­вид­ность нот в музыке». (С. Рамишвили)

Тема №5: §12. Мораль. §13. Наука и образование.§14. Религия и религиозные организации

Наука, образование, мораль являются элементами

1)духовной сферы жизни общества

2)экономической сферы жизни общества

3)политической сферы жизни общества

4)системы нравственных отношений

Наука о нравственности и морали – это

1)философия

2)культурология

Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

1)выявление законов развития природы и общества

2)нацеленность на получение практического результата

3)прогноз последствия социальных действий

4)вера в наличие сверхъестественного

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом связанная с производством, сохранением, (1) и потреблением (2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и (4), знания, веру и многое другое.

Неотъемлемой ее частью является(5) – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее(6), т.е. освоение культуры».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А)социализация

Б)распространение

Г)социальный институт

Д)ценностные ориентации

Ж)духовные ценности

З)общественные отношения

И)эмоциональная сфера

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие ____________(А). К основным_________(Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга,_________(В), справедливость и т.п.

Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения.

Моральные нормы наряду с__________ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль это, прежде всего, __________ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и ______ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1)моральные категории

2)производство

3)порицание

4)активность

6)внутренний регулятор

8)общественное мнение

«Наука как вид(А) включает в себя особую(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Существует две модели развития знания. Согласно(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

Термин «наука» употребляется также для обозначения совокупности(Е), изучающих различные объекты действительности».

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1)стратификация

2)мобильность

4)эволюционная модель

5)духовное производство

7)уровень научного знания

8)революционная модель

9)деятельность

Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии. На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками- практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека- труженика. (С.Э. Крапивенский)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8953 — | 7154 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Сразу скажем, что однозначно дать определение понятию культура очень сложно. Это настолько обширное понятие, что только научных определений в словарях, энциклопедиях насчитывают 200-300.

Запомним самое простое определение!


Уже знакомый нам американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин, называл культуру «надприродным явлением» (или «второй природой»). Фактически, культура – это основной отличительный признак человеческого общества. Только социум создает культуру!

Так как культура – невероятно обширное понятие, ее сфера охватывает все сферы ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека. Поэтому культуру обычно ассоциируют с ТВОРЧЕСТВОМ, ИСКУССТВОМ, ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ. Но это все УЗКИЙ смысл понимания данного термина.

Читайте также:  Чем семечки полезны чем вредны

Соответственно, выделяют массу проявлений, форм и разновидностей культуры. Какие из них основные? Самые важные Формы и разновидности культуры – МАТЕРИАЛЬНАЯ и ДУХОВНАЯ культура. Фактически, это результат двух основных видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека – создание материальных благ и духовное творчество. Человек создает как необходимые условия существования (это продукт ЭКОНОМИКИ, прежде всего), так и результаты деятельности разума – идеи, теории, технологии, знания (это ДУХОВНАЯ сфера).

Необходимо отметить, что эти две формы неразрывно взаимосвязаны. Любой материальный продукт создается в результате творческого замысла. И обратно, любая идея воплощается в материальной форме.

Помним, что любой теоретический тезис нуждается в конкретном примере! Классическими и самыми простыми являются – книга (результат творчества писателя, ученого, воплощенный в бумажной материальной форме). Картина – творение эстетического вкуса художника без красок, кистей, холста невозможны.

Также, выделяют следующие РАЗНОВИДНОСТИ культуры:

По степени охвата (распространения):

  • НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность достижений материальной и духовной культуры одного народа, жителей страны.
  • МИРОВАЯ КУЛЬТУРА – мировой культурный фонд, лучшие достижения национальных культур.

Но основной массив заданий данной темы в формате ЕГЭ проверяется по направленности, ценностям, носителям культуры.
Это НАРОДНАЯ (ТРАДИЦИОННАЯ) культура, ЭЛИТАРНАЯ и МАССОВАЯ.

Для начала ассоциации! Народная культура – сказки, фольклор, любое устное народное творчество, ремесло. Элитарная культура – направлена на узкий круг специалистов в области искусства, например – балет, некоммерческое кино, абстрактная живопись. Массовая – наиболее распространенная сегодня, результат деятельности СМИ. Это реклама, коммерческий кинематограф, интернет.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА носит сельский характер, анонимна (не имеет авторства, продукт творчества всего народа) и является основой любой культуры. С чего начинается воспитание ребенка? Ему читают сказки, поют колыбельные.

Эта форма культуры стирается в городском пространстве, индустриальное и постиндустриальное общество формируют иные ценности, враждебные ей (прибыль, например). Вспомним о ВЕСТЕРНИЗАЦИИ – наступлении западной коммерческой культуры, угрожающей национальным традициям, языку. Поэтому, НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА нуждается в защите ГОСУДАРСТВА.

ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА формирует ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ценности. ЭСТЕТИКА – наука о прекрасном. То есть элитарная культура – искусство в чистом виде. Она носит не коммерческий характер, не стремится к массовой аудитории. Поэтому зачастую непонятна обычным людям, подвергается огульной критике.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА сегодня наиболее активна, связана с развитием рыночных институтов, ее задача – коммерческий успех, прибыль. Она носит городской характер, тиражируется рекламой на радио, телевидении, интернетом. СМИ – ее проводник, без них она невозможна. Часто МАССОВАЯ КУЛЬТУРА – инструмент пропаганды (социальной, политической), чему пример любой рекламный и агитационный плакат.

Испанский культуролог Ортега-и-Гассет, отмечает, что МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ведёт к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию «массового человека», которым легче манипулировать. Продукты МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ стандартизируют культуру, понижают интеллектуальный уровень, стирают культурные особенности.

Однако мы помним, что любое сложное явление, которым является и МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, не могут нести только отрицательный характер. Например, в формате ЕГЭ может быть задан вопрос:

  • Чем полезна массовая культура для детей?

Отвечаем, связывая проявления массовой культуры с ее инструментами:

  1. Энциклопедии в интернете (конкретно, Википедия), позволяет быстро найти необходимую информацию для подготовки к уроку, сообщения.
  2. Просмотр познавательных каналов на телевидении (например, ВВС, Национальная География) позволяет расширить кругозор ребенка.
  3. Любая библиотека имеет сегодня электронный формат, позволяющий получить документы, книги не выходя из дома.

А теперь подумайте, каковы могут быть отрицательные последствия воздействия продуктов массовой культуры для детей? Ответы обсуждаются в комментариях здесь или в группе

И последнее. В формате ЕГЭ зачастую просят связать между собой различные разновидности культуры. Действительно, они тесно взаимосвязаны, влияют друга на друга. Итак, приводим КОНКРЕТНЫЙ ПРИМЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАРОДНОЙ, ЭЛИТАРНОЙ и МАССОВОЙ КУЛЬТУР:

  • В вечернем эфире телеканала ОРТ (массовая) транслируется балетная постановка (элитарная), основанная на сюжете народной сказки (народная).

Таким образом, мы сегодня проработали тему Формы и разновидности культуры. Мы определили термин культура, охарактеризовали народную, элитарную и массовую культуры, их проблемы и взаимодействие.

источник

Специфика и тенденции массовой культуры, анализ ее основных аспектов. Понятие массовой культуры и ее структура, проблемные аспекты влияния средств массовых коммуникаций на сознание подрастающего поколения. Опасность информационных средств для школьников.

Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский государственный педагогический университет

Контрольная работа по дисциплине «Возрастная психология»

Влияние массовой культуры на поведение подростков

Выполнила: студентка 4-го курса

Проверила: Ст.пр. каф. психологии,

1. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов

1.1 Понятие массовой культуры и её структура

1.2 Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения

2.1 Роль Масс — медиа в жизни подростка

2.2 Опасность СМИ для школьников

Интерес к явлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний день существует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторы большинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен, имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.

Изучение же влияния массовой культуры на поведение школьников и подростков в последнее время стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции и семинары по этой проблематике. Исследования в этой области показали, что подростки под влиянием СМК И СМИ становятся агрессивными, также всё это влияет на умственную сторону подростков и не только.

В последнее время у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

Объектом нашего исследования стало изучение массовой культуры. Мы будем рассматривать средства массовой информации как один из основных источников воздействия на поведение школьников

Предметом работы, здесь выступает поведение школьников-подростков.

Целью является изучение влияния массовой культуры на становление поведения школьников.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашего психолого-педагогического исследования:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) Следует изучить понятие «массовой культуры»;

3) Определить роль средств массовой коммуникации и информации в жизни школьника, и какую опасность они представляют;

4) Провести исследование в данной области (анкетирование, беседа).

Гипотеза нашей работы: массовая культура оказывает влияние на поведение подростков.

1. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов

1.1 Понятие массовой культуры и её структура

Теоретики и историки культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводу времени возникновения массовой культуры как самостоятельного социального феномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говорить о тысячелетней истории массовой культуры не существует [6]. Напротив, американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культуры можно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекали многочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовой культуры следует считать формы культуры, которые появились во время становления капитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы, написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имели явную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к «массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е.П. Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известных шаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.

Вероятно, точкой отсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конец XIX — начало XX века. Явление массовой культуры не просто некая разновидность «традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть, развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение, гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет), индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.

Активное, а точнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века. С этого момента она становится тотальной и экспансивной.

Как и в случае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Дело в том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта. Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих, «культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим, как выглядят наиболее распространенные определения массовой культуры.

Некоторые исследователи полагают, что массовая культура — это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура — это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура — это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания [7]. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

Очевидно, массовая культура — явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. Современные культурологи, как правило, выделяют три основных уровня массовой культуры: кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура); мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Анализируя массовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются: 1) ориентированность на гомогенную аудиторию; 2) опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное; 3)эскейпизм; 4)быстродоступность; 5)быстрозабываемость; 6)традиционность и консерватизм; 7)оперирование средней языковой семиотической нормой; 8)занимательность.

Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

Призвание и назначение истинной культуры — облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции — она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что: она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время; создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества; дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры [9].

И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему «белое — черное». В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

1.2 Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложения паттернов поведения. К средствам массовой коммуникации, относятся помимо СМИ (средств массовой информации), еще и кино, театр, видеофильмы, и т.п., то есть все, посредством чего можно воздействовать на массовую аудиторию, что передается посредством каких-либо носителей (например открытки или рекламные плакаты тоже можно отнести к средствам массовой коммуникации).

Коммуникация — это информация, сообщение. Средства коммуникации — способы передачи сообщений на большие территории. Массовая коммуникация — означает вовлеченность в подобный процесс масс. Следует понимать, что воздействие на массовое сознание происходит главным образом посредством средств массовой коммуникации. При этом термин «массовое сознание» весьма условен, и скорее обозначает как нечто понятное большинству. При этом, если рассматривать психику подрастающего поколения, то в данном случае следует обратить внимание, что чуть ли не вообще любое воздействие на психику несовершеннолетнего (будь-то ребенок или подросток), в т.ч. и воздействие со стороны СМК и СМИ — является результативным, потому что в детской психике еще не успели сформироваться механизмы противостояния какой-либо информации.

С развитием масс-медиа, мы должны обратить внимание на отрицательную роль современного воздействия средств массовой коммуникации. При этом подростковая преступность в России приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важных социальных причин «многие юристы в качестве ее катализатора называют низкопробные боевики»…

Ведь после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятых возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия».

Подобным образом (демонстрацией секса, насилия) манипуляторы от власти посредством средств массовой коммуникации фактически уничтожают генофонд нации. Происходит еще большая деградация общества через деградацию подрастающего поколения, у представителей которых нарушаются способности адекватно воспринимать реальность. Такой человек начинает жить в своем вымышленном мире. Причем телевидение и кино (да и вообще все средства массовой коммуникации) формируют в психике подростка определенные устойчивые механизмы (паттерны поведения), в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию он уже будет реагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у него сформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов. Причем мы на первый план выносим именно телевидение и кино, потому как в отличие от печатных или электронных СМИ, в данных видах воздействия на психику, наибольший манипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, картинки изображения, голоса диктора или героев фильма. И это все значительно усиливает смысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием от создателей теле — или кинофильма.

Из сказанного можно сделать вывод, что ещё в ранних фазах детского и подросткового возраста современное экранное искусство своим гипертрофированным интересом к живописанию насилия взращивает негативные моменты в социально-ролевой зрительской идентичности, а через неё — способствует также формированию нетерпимости и агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека[2].

Возвращаясь к вопросу влияние средств массовой коммуникации на психическое сознание масс, еще раз обратим внимание, что наиболее сильную нагрузку испытывает детская психика, психика ребенка, подростка, молодежи. Связанно подобное, как мы уже заметили, с тем, что такая структура психики как цензура или своеобразный барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира, еще до конца не сформирована. Информация, преподносимая средствами массовой коммуникации (различными ее компонентами: глянцевые журналы (особенно подростковые; хотя они фактически дублируют модели, заданные взрослыми журналами подобной направленности), телевидение (различные ток-шоу)), закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории: подростков и молодежи[4]. И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновении схожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, он будет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенных раннее в его подсознание. И иного тут не дано. Такой негатив становится заметен или после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результате последующего анализа (психологического анализа в т.ч.), когда явно вычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательное индивида. Влияние на психику подростка и молодежи становится опасной еще и потому, что психика подрастающего поколения, детская психика, оказывается весьма предрасположена к зависимости.

Читайте также:  Алтайский мед таежный полезные свойства

Прослеживая негативную роль воздействия СМК и СМИ на подсознание ребенка, подростка и молодежи, следовало бы обратить внимание на такую важную деталь, как подача материалов СМИ в виде готовых схем, шаблонов. В результате чего мозг индивида любого возраста как бы отучается лишний раз думать. И такой индивид бессознательно ждет, что ему будет преподнесена готовая информация, без необходимости совершения над такой информацией какого-либо анализа. Такой анализ становится не нужен, как раз потому, что о том, как надо реагировать, индивиду (массам) покажут сами представители СМИ. Главной декларируемой целью деятельности СМИ является преподнесение информации.

Рассматривая вопрос влияния на поведение подростка установок, полученных в результате предварительного воздействия на его сознание, например, средств массовой коммуникации, мы должны обратить внимание и на тот факт, что фактически подобную теорию подтверждает известный советский психолог, доктор педагогических наук, профессор А. Н. Леонтьев. Рассматривая образ мира, образ формирования и влияние этого образа (образа мира, образа окружающей среды) на сознание, проф. А. Н. Леонтьев писал: «Мы действительно строим… образ, активно «вычерпывая» его, как я обычно говорю, из объективной реальности. Процесс восприятия и есть процесс, средство этого «вычерпывания»…»[3].

2.1 Роль Масс — медиа в жизни подростка

В свободное от школьных занятий время подростки реализуют различные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информацию из наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов.

Телевидение — почти у всех на первом месте. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли в освоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, ее социализация.

Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидение называют «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человеком и способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременно отупения.

С одной стороны, оно расширяет общую информированность граждан, углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре, искусству, литературе, праву, формирует нравственные оценки. С другой — обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство для пустого времяпрепровождения, исключающего духовно — личностное развитие, зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности к самостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению или свободному выбору.

Воздействие ТВ на подростка представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительные стороны связаны с процессами социализации индивида, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» от подобного манипулирования. Основой такого «противоядия» является воспитание и духовное развитие личности.

Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Особенно значимы видеофильмы ужасов и насилия для тех подростков, которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с ровесниками и другими членами компании в физическом, социальном или учебном плане и подвергаются дискриминации со стороны сверстников и компаний. Кровавый фильм ужасов, который они могут спокойно обсуждать с другими подростками, дает им возможность под видом прожженного типа вполне соответствовать идеалу компании и таким образом добиться признания.

Таким образом, средства массовой коммуникации «помогают сформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и даже обожествляют его.

2.2 Опасность СМИ для школьников

В нашей исследовательской работе мы рассмотрели, что такое «массовая культура», её составляющие, а также воздействие СМК и СМИ на поведение школьников и подростков. Помимо теоретической части, мы взяли на себя смелость провести небольшое практическое исследование, методом анкетирования и методом беседы.

При анкетировании была поставлена цель — выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определить осознание ими всего отрицательного в информационной сфере mass-media.

В период проведения исследования (6 дней) было опрошено 42 школьника возрастом 12-17 лет и 34 взрослых людей возрастом от 25 лет. В результате опроса были получены следующие данные (для упрощения выводов исследования половые различия школьников и взрослых людей не учитывались):

Среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательные передачи и с криминальным уклоном. Подростки смотрят телевизор в основном днем и вечером в период примерно с 15.00 до 00.00, как раз в это время TV-программа перенасыщена криминальными программами. В ходе исследования, как детских анкет, так и взрослых, была получена интересная особенность, современные родители свободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00.

Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов и боевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего, своими спецэффектами. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярны не только среди молодежи, но и среди старшего поколения.

Затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, мы сделали вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительно положительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень и способствует развитию школьника как личности. Группа взрослых испытуемых разделилась: 30% — отрицательное влияние, 70% — положительное. Остается только задуматься, или взрослые люди действительно не понимают, что СМИ манипулирует их сознанием, или не хотят этого понимать.

Беседа проводилась после заполнения анкет, состоящих из 7 вопросов, она проводилась в свободной форме, поэтому вопросы беседы в своей практической части мы указывать не будем. Была поставлена цель — выяснить, какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники, узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определить осознание ими всего отрицательного в информационной сфере mass-media.

Данные беседы, проводимой после анкетирования с каждым школьником наедине, позволяют сделать следующие выводы.

Так, смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6% учащихся старших классов, слушать магнитофон, плеер — 69,6%, проводить время с друзьями — 67,4%, смотреть видеозаписи — 51,7%, читать книги 45,1%, общаться в кружке, секции — 39,2%, читать газеты и журналы — 37,1%, общаться по телефону — 34,8%, общаться со своей девочкой или своим мальчиком — 27,4%, играть в компьютерные игры — 21,3%, проводить время с родителями и другими взрослыми — 19,4%, обмениваться информацией по компьютерной сети — 4,7%, путешествовать по компьютерной сети — 3,1%. Эти данные можно представить в данной диаграмме.

В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достигли таких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздо сильнее, чем выше стоящие инстанции на СМИ. Именно поэтому взаимоотношения со СМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.

В ходе нашего исследования мы выяснили, что точного определения понятия «массовая культура» нет. Она включает в себя и телевидение, и СМК, и Интернет, и радио и многое другое. Выходит, что это понятие многогранно. И изучить в одной работе все влияние массовой культуры на поведение подростков невозможно, поэтому мы рассмотрели только влияние СМК и СМИ на подростков. В результате нашего исследования поставленная гипотеза подтвердилась: массовая культура оказывает огромное влияние на подростков и с положительной стороны и с отрицательной.

Негативное влияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильно приписывать самой их природе. Это скорей объясняется неумелым и ошибочным использованием их богатейших возможностей. Ведь и книга, и театральная постановка, и художественный фильм также могут способствовать познанию мира, делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни, уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИ способны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так и источником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какую информацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.

После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов еще не выяснена точная степень влияния СМИ на поведение. Несомненно, масс-медиа оказывает влияние на школьников, но сила его остается пока до конца неизвестной.

В заключение данной темы о воздействии средств массовой коммуникации, информации и пропаганды на массовое психическое сознание (подсознание) подрастающего поколения нужно сказать о путях противостояния « массовой культуре»:

— Формирование критического мышления, навыков анализа, умения работать с информацией, и т.п.

— Формирование индивида как личности;

— Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.) негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты, выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);

— Лекции по манипулированию личностью и массами средствами массовой коммуникации, информации и пропаганды;

— Специальные циклы курсов (в виде лекций и практических занятий) по информационной безопасности (роли и воздействии информации на подсознание);

— Более широкому введению в педагогических вузах и факультетах переподготовки кадров по педагогике — дисциплины, спектр внимания которой будет уделен теме влияния средств массовой коммуникации (масс-медиа) на психику, на массовое психическое сознание;

— Краткое изучение теории средств массовой коммуникации;

— Проведение лекций и практических занятий по теме — «Противостояние массовой культуре». Негативная роль массовой культуры в воспитании нового поколения современной России.

Тематическая вариативность подобных курсов воспитания подрастающего поколения в целях противодействия негативному влиянию средств массовой коммуникации на психические процессы, происходящие в массах, включает в себя также и многие дополнительные направления работы с детско-юношеской и молодежной аудиторией, и ни в коем случае не ограничивается перечисленным нами. Наиболее важной задачей подобного образования является воспитание медиа-грамотности массовой аудитории. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов-педагогов, родителей, и прочих лиц, работающих с подрастающим поколением.

1. Евгеньева Т.В. Установки и стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум. www.elitarium.ru

2. Козырева А. «СМИ: манипуляция или управление общественным мнением?» / Козырева А. // Обозреватель. — 2003г. — №5.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х Т.М., Издательство «Педагогика» Академии педагогических наук СССР. 1983.

4. Романенко Н.М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н.М.// Педагогика. — 2003г.- №4.

5. Руднев В.П. Словарь Культуры XX века. — М., 1999.

6. Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика?» — М., 1986.

7. Теплиц К.Т. Всё для всех. Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. — М., 2000.

8. «Трудный подросток: почему у него появляются криминальные установки».// Народное образование. — 2004г. — №4.

9. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. — М., 1998. — №6.

10. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. — М., 2000. — №2. 12. 11. Энциклопедический словарь по культурологии. — М., 1997

1. В какое время суток вы смотрите TV?

а) Утром б) Днем в) Вечером г) Ночью

2. Какие передачи предпочитаете?

а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном

4. Фильмы, какого жанра предпочитаете смотреть?

а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии

а) Сюжетом б) Спецэффектами в)______________(свой вариант)

6. Разрешают ли вам родители смотреть телевизор после 23.00?

7. Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответ объясните.

а) Положительное, потому что_______________________________

б) Отрицательное, потому что________________________________

1. В какое время суток ваши дети обычно смотрят TV?

а) Утром б) Днем в) Вечером г) Ночью

2. Передачи, какой направленности они предпочитают смотреть?

а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном г)______________(свой вариант).

3. Как Вы думаете, чем они привлекают?

4. Фильмы, какого жанра предпочитают смотреть ваши дети?

а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии

5. По вашему мнению, чем они привлекают детей?

а) Сюжетом б) Спецэффектами в) ______________(свой вариант)

6. Разрешаете ли Вы своим детям смотретьTV после 23.00?

7. Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на детей? Ответ объясните.

а) Положительное, потому что_______________________________

б) Отрицательное, потому что________________________________

1) Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?

3) Вас привлекают возможности Интернета?

4) Вы любите читать классическую литературу? Если да чем она вас привлекает?

5) Чем бы вы занимались, если бы вам не нужно было ходить в школу?

6) Как вы проводите время на каникулах?

Общая характеристика и особенности подросткового периода. Значение электронные средства массовой информации (телевидения, музыки, компьютера, Интернета) в формировании внутреннего мира школьников. Анализ влияния массовой культуры на интересы подростка.

реферат [40,8 K], добавлен 28.06.2010

Средства массовой коммуникации как фактор социализации и результат воздействия на сознание аудитории. Результаты воздействия массовых коммуникаций. Средства массовой информации и информационные потребности. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

курсовая работа [62,2 K], добавлен 08.05.2009

Понятие и формы агрессивного поведения. Раскрытие причин агрессивного поведения в подростковом возрасте; определение степени влияния средств массовой информации на подростков. Оценка программы профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте.

курсовая работа [291,6 K], добавлен 13.04.2015

Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности. Влияние средств массовой информации — печати, радио, телевидения — на детей. Теоретические положения подготовки учителей, внедрения программы формирования информационной культуры учащихся.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 06.03.2012

Понятие и сущность массовых коммуникаций. Основные психологические характеристики массовой коммуникации. Распространение информации с целью воздействия на мнение и поведение людей. Эффекты массовой коммуникации — исследования, периодизация и типология.

реферат [31,7 K], добавлен 04.12.2009

Понятие и сущность массовой коммуникации, ее основные виды и функции. Роль средств массовой коммуникации в формировании личности. Особенности влияния негативной информации на психическое здоровье детей. Манипуляция в средствах массовой коммуникации.

дипломная работа [85,7 K], добавлен 30.01.2013

Психологическая сущность влияния современных средств массовой информации на развитие личности. Психокоррекционная программа актуализации защитных механизмов и объективного отношения к воздействию масс-медиа на эмоционально-волевую сферу подростков.

курсовая работа [736,8 K], добавлен 09.04.2013

Средства массовой информации как социокультурный фактор влияния. Модели поведения, транслируемые образцами массовой культуры. Ситкомы: общая характеристика. Анализ самопозиционирования телеканала ТНТ. Характеристика наиболее популярных юмористических шоу.

дипломная работа [108,8 K], добавлен 30.01.2012

Роль «Я-концепции» в формировании имиджа. Формула самооценки Джеймса. Четыре мини-технологии самопрезентации. Приёмы создания внешнего облика телеведущего. Социально-психологические механизмы влияния массовой коммуникации на групповое и массовое сознание.

реферат [33,0 K], добавлен 28.11.2009

Возможности средств массовой информации и их влияние, в системе PR-взаимодействий. Составляющие коммуникационного процесса, определяющие качество продукции средств массовой информации. Функции и значение коммуникатора как субъекта PR-воздействия.

контрольная работа [32,8 K], добавлен 03.01.2015

источник

Источники:
  • http://profi-news.ru/search/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/
  • http://ecsocman.hse.ru/text/33372839
  • http://studopedia.ru/19_242895_prichinno-sledstveennie-svyazi-argumentatsiya.html
  • http://egewin.ru/ege-po-obshhestvoznaniyu/kultura.html
  • http://stud.wiki/psychology/2c0a65625a3bc68b5c43a88421316d27_0.html