Меню Рубрики

Почему полезно писать от руки

Редко теперь встретишь человека с записной книжкой и ручкой в сумке, мы привыкаем пользоваться записными книжками в гаджетах, а ведь писать от руки очень полезно для мозга и есть тому научное подтверждение.

Люди теряют те, навыки которыми не пользуются и письмо от руки одно из них. Однако ученые не советуют отказываться от рукописного письма, еще до того, как повсеместно для письма от руки люди стали пользоваться шариковой ручкой, а писали пером и чернилами почерка у людей были очень красивыми и урокам каллиграфии уделялось большое значение. Люди писали друг другу письма от руки, открытки, научные работы и т.д., аккуратный, красивый почерк был признаком интеллигентности и образованности, а способствовало этому чернила и перо не позволяющие писать слишком легко. Когда жизнь становится легкой утрачивается ее качество и ценность. С появлением шариковых ручек появился «почерк врача»- не читаемый и «почерк учителя»-образец каллиграфии.

На качество почерка влияет насколько удобно в руке держать ручку, однажды купив хорошую шариковую ручку жалко с ней расставаться, лучше менять Стержни это и экономически выгодно, ведь цена на них невелика.

Отказ от рукописного письма не только ведет к утрате этого навыка, мы лишаемся большего- пользы письма от руки для мозга.

Писать от руки очень полезно и взрослым, и особенно детям.

  1. Письмо от руки помогает лучше усваивать информацию. Все мы в школьные годы писали шпаргалки, но редко ими пользовались, т.к. когда информация «проходит через руку», то запоминается. Прежде чем что-то написать на бумаге мы должны это прочитать, и в этот момент первый раз информация усваивается, когда же мы переносим ее на бумагу при помощи письма от руки запоминаем ее второй раз. От набора текстов через клавиатуру эффект значительно ниже, т.к. во время письма от руки мы больше концентрируемся на том, что делаем, выводя каждую букву мы активируем зону мозга- ретикулярная активирующая система, которая помогает сосредоточится и отбросить лишнюю информацию.
  2. Письмо от руки улучшает качество речи. Письма и сочинения написанные от руки лучший тренажер для улучшения качества речи. Все дело в том, что люди пишут от руки медленнее чем печатают на клавиатуре и имеют больше времени обдумать то, что будут писать. В 2009 году в Вашингтонском университете психологи обратили внимание, что работы написанные студентами от руки получались богаче и разнообразнее тех, что были набраны на клавиатуре. Есть сведения, что с появлением пишущих машинок писатели не спешили отказываться от рукописной работы, Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг писали сначала от руки и после тексты набирали на машинке.
  3. Письмо от руки помогает сосредоточиться. Лист бумаги, ручка и только ваши мысли-все просто и ничего лишнего, в этот момент человек погружается в свои мысли и задачу, которую перед собой поставил. В то время как набор текста на компьютере имеет отвлекающие моменты-мерцание экрана, клацанье по клавиатуре, передвижение мышки, звуки, свет, всплывающие окна и т.п. А ведь творчество так хрупко, мысль убегает в одно мгновение. У меня были случаи сбоя компьютера, рабочее окно закрывалось, а текст не сохранялся- ни разу мне не удалось повторно написать лучше оригинала или хотя бы так же.
  4. Письмо от руки снимает стресс. Что бы что-то написать необходимо сосредоточиться, а значит отвлечься от того, что вас гнетет или расстраивает, погрузится в другие мысли и переключиться. Чаще писать от руки значит проявлять свое творчество- расположение текста на бумаге, то как мы выводим буквы и соединяем их, и даже соблюдение орфографии и пунктуации проявление своего Я.
  5. Письмо от руки тренирует мозг и продлевает его молодость. Во время письма задействованы отделы мозга отвечающие за мышление, язык и рабочую память. Человек утрачивает то, что не использует, письмо от руки дает дополнительную тренировку мозгу, что отодвинет проявления старческого слабоумия тех, кто к нему склонен. «Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy), профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума».

Если вам понравилась статья, поделитесь статьей с друзьями в соц. сетях, так вы сможете сказать «спасибо» автору за труд! ♥

источник

Написание текстов, особенно от руки, улучшает работу мозга, прокачивает интеллект и память, помогает решать проблемы и находить новые идеи. Почему письмо так полезно и как получить все эти преимущества, расскажем в этой статье.

Что вы ощущаете после того, как потратили пару часов на написание текста, статьи, новой главы? Если вы чувствуете себя расслабленным, наполненным энергией или даже более вдохновлённым, чем вначале, вы не одиноки. Множество людей утверждают, что письмо влияет на то, как они чувствуют себя, как мыслят и как смотрят на разные вещи. И правда, написание текстов влияет на мозг намного больше, чем нам кажется. Давайте разберёмся, как именно.

Письмо улучшает память

У вас когда-нибудь было так, что вы записываете список дел или телефонный номер, а когда нужно позвонить или сделать что-то, оказывается, что вы отлично помните это и нужды в записях нет? Это не случайно. Когда вы записываете что-либо, задействуете группу клеток в височной доле, известную как ретикулярная активирующая система. В результате ваш мозг увеличивает концентрацию на записываемой информации.

Клише останавливают развитие

Вы когда-нибудь читали текст, почти целиком состоящий из клише? В такие моменты кажется, что мозги совсем отключаются. Что же, в этом есть доля правды. Чтение и написание клише уменьшают возможности вашего мозга, исключая стимуляцию визуальными элементами и метафорами. Так что постарайтесь избегать клише во время письма.

Ведение дневника улучшает здоровье

Многие из нас ведут дневник, чтобы записывать всё, что произошло за день, выплеснуть на бумагу свои эмоции и переживания и сохранить идеи на будущее. Мы знаем, что ведение дневника помогает быстрее справиться с неприятными событиями, пережить огорчение и стресс, но на самом деле преимущества ведения дневника гораздо значительнее.

Исследователи из Техасского университета выяснили, что ведение дневника способствует усилению выработки Т-лимфоцитов. Это иммунные клетки, которые помогают организму бороться с инфекциями.

Есть также научное доказательство того, что ведение дневника развивает левое полушарие мозга. Хорошо, а как же правое полушарие, ответственное за творчество? Когда левое полушарие занято работой, активируется правое полушарие и создаёт нечто креативное, фантастическое и чувственное.

Влияние письма на интеллект

Как можно говорить о письме и мозге и не упомянуть, что это занятие делает вас умнее. Написание текстов увеличивает ясность ума так, как никогда не сделает словесное общение.

Написание текста на какую-либо тему требует более чёткого понимания, чем разговоры о ней. Прежде чем написать что-то, вам нужно поразмышлять, упорядочить мысли и только потом превратить тщательно переработанную информацию в текст.

Если вы писатель, у вас наверняка впечатляющий словарный запас. Можете поблагодарить за это своё занятие. В процессе написания мы начинаем замечать слова и фразы, которые используются в наших текстах снова и снова. Мы понимаем, что это будет скучно не только для наших читателей, но и для нас самих. И это заставляет искать новые слова и выражения.

Уберите клавиатуру

Сколько блокнотов, альбомов и тетрадей на вашем столе прямо сейчас? Сколько ручек и карандашей? Если много, то вы, наверное, фанат канцелярских принадлежностей.

И это очень хорошо. Физический акт написания — письмо ручкой на бумаге — задействует ваш мозг тремя разными способами. Вы используете мелкую моторику, чтобы взять ручку и писать, ваш мозг работает, распознавая линии и формы, создающие каждую букву, и вы осознаёте каждое слово, сформированное в мозгу.

Так что, если вы не можете пройти мимо отдела канцелярских товаров, не расстраивайтесь. От своей привязанности к написанию от руки вы получаете гораздо больше, чем ваши друзья, уже позабывшие, что такое ручка.

Пишите, чтобы улучшить свои способности к написанию текстов

Все знают, что чтение увеличивает словарный запас и способствует улучшению стиля письма. Это так, но всё же лучшее, что может сделать человек, желающий прокачать навык писательства, — писать как можно чаще. Причина этого проста.

Появление идеи заставляет писать, а написание стимулирует появление идей.

Подумайте вот о чём. Как часто у вас появлялись идеи новых текстов и произведений в то время, как вы работали над старыми? Идеи не всегда относятся к проекту, над которым вы работаете сейчас, но сам процесс написания стимулирует работу мозга, за счёт чего он порождает разнообразные идеи.

Есть проблема? Напишите о ней

Чтобы решить проблему, надо её понять, исследовать детали и найти решение. Что может быть более полезным в этом деле, чем написать о ней?

Описание проблемы на бумаге помогает вам полностью понять то, с чем вы имеете дело. Множество заметок помогут исследовать детали и углубиться в суть проблемы.

И, наконец, есть ли лучший способ найти решение, чем записать результаты мозгового штурма, чтобы видеть все идеи перед собой на бумаге?

Более того, решая проблемы с помощью их написания, вы не только увеличиваете свои шансы найти решение сейчас, но и развиваете свои способности к решению проблем в будущем.

А вы используете письмо, чтобы сконцентрироваться, решить проблему и найти свежие идеи?

Всю жизнь терпеть не могу писать ручкой! Лучше страницу на компе набить, чем рукой несколько строчек корячиться

Все верно. Могу добавить, что работа со словом, (при этом используя ручку и бумагу) мне кажется и поддерживает в тонусе весь организм. Мне за 80, я по специальности инженер — технолог в авиации и за время своей работы с 1965 г. написал более 10000 стр технологического текста, который стал техническим документом. Кроме того я пишу еще и стихи, особенно после того, как вышел на пенсию и все они разумеется написаны только ручкой в блокноте. Стихи мои, я думаю — не плохие. Предлагаю пару стихов о творчестве.
* * *

Из детства зов любви и странствий,
как тяга к сложному c азов –
из пустоты творить пространство,
в нем слышать Божьей вести зов.
И это творчеством зовется,
где жажду вести пьют с листа,
и дышат в строках годы, версты,
и мир – рождает пустота.
Он, то суров, как быт аскета,
то сложен, как с иглой яйцо –
кощея – смерть и жизнь – поэта,
почти всегда одно лицо.
СЛОВО

Безмолвье пустоты в себе таила новость –
осмысленность космических дорог,
потом безмолвие родило Слово,
как смысл всего, и имя ему – Бог…
Собратьям по перу, взирающим, как тещи,
с березою в глазу, но виноват лишь зять,
пока еще живой, а не в футляре – мощи,
от имени Его – имею честь сказать.
Посеете пырей, не ожидайте колос –
скотине и лаптям приятна та трава.
Бог сохраняет все, как собственный свой голос,
страданье и любовь, особенно Cлова.
Свинья Cлова не съест, а Боже их не выдаст,
но именно они украсят жизнь и стих –
загадка Cлов, как вдох, а Откровенье – выдох.
Я тоже так хочу – прошу меня простить.

да,я люблю писать медленно и красивым почерком ( и люблю вести дневник

о, я обожаю читать, что написала много лет назад. И всегда встает в голове вопрос: неужели это я написала. Чтобы то ни была — письма, путевые заметки или статьи. Обязательно пишите все свои мысли на бумаге, вы увидите, как часто менятся ваше мировоззрение, иногда даже на противоположное)))

Да, это так. Всегда придерживался этой точки зрения. Поддерживаю! /ВАК/.

Обязательно прописываю. И краткие перечни -что купить на рынке, и посерьёзнее. Например, когда очень-очень плохо и обидно от чего-то. Пишу, выплескиваю всю бурю, пью, плачу, опять пью. Потом, изнемогши в этом занятии, перечитываю. Успокаиваюсь. Сил на эмоции уже нет. Ложусь спать, спрятав написанное, естественно. Как правило, или решение находится в ходе изложения «темы». Или эти клещи жестокой обиды разжимаются, находится точка опоры. Утром снова перечитываю и рву на мелкие клочки. Не раз помогал такой способ в кризисном возрасте.

Очень правильная статья. Надо не только много читать, но и в это же время много писать, чтобы чрезмерный объём чтения не подавлял продукцию собственных новых ценных мыслей. Для этого надо дать себе установку на попутный очень качественный комментарий особо интересных смысловых частей чужого текста. По окончанию чтения вы, в результате, будете иметь вполне внушительный текст, состоящий из ваших собственных мыслей.
Поэтому лучше всего читать (то ли бумажный, то ли компьютерный) чужой текст и немедленно делать вставки комментариев. Если чужой текст на бумаге, то можно ставить только номер комментария, а сами комментарии помещать в специально отведённый для этого блокнот.

А я пишу! То письмо, то заявление, то в дневнике. Но кто видит мой почерк, тот точно думает: лучше бы она печатала! И так с самого начала, с первого класса. Училась на одни пятёрки, но мало кто из учителей не сказал: ну, что у тебя за почерк такой?
Особенно, когда проверяли сочинения…

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

источник

Всё больше школ в разных странах отказываются не только от чистописания, но и от необходимости писать рукой вообще. В Германии, Финляндии и США в 1 классе детей учат выводить буквы только на факультативах или не учат вообще. Анастасия Миронова разобралась, что будет, если мы (и наши дети) совсем перестанем писать от руки.

Американские федеральные общеобразовательные нормативы 2010 года рекомендуют учить письму только в детском саду и первом классе, куда детей отдают в пять лет. В половине штатов так и поступили. То есть с шести лет многие американские дети рукой уже не пишут, а алфавит учат на компьютере c планшетами.

Осенью 2016 года в Финляндии пошли в школу первые дети, которых не заставляют писать рукой. В Швеции тоже начали отказываться от письма и снабжать детей устройствами, которые печатный текст преобразовывают в письменный. Шведские учёные считают, что детская моторика не приспособлена для письма, поэтому первоклассникам лучше нажимать на клавиши: ребёнок набирает текст на компьютере и видит, как он смотрится прописью.

В Великобритании от прописей не отказались, но первоклассников сразу учат письменному и печатному письму. Как только ребёнок научится кое-как прописям, он сдаёт по ним зачёт и почти всегда переходит на запись печатными буквами — вся Великобритания пишет именно ими. Некоторые британцы могут даже не понять текст, записанный рукой российского эмигранта, учившего английские прописи в советской школе.

В России об отказе от чистописания говорят давно. В нашей стране за последние 100 лет письмо упрощалось несколько раз. Сразу после революции, когда большевики вместе с алфавитом меняли прописи, люди стали писать менее вычурно и стали быстрее обучаться грамотно. Но вплоть до 1950-х годов письменный стандарт всё равно предусматривал декоративные элементы в буквах. Само письмо разрабатывалось под перьевую ручку, а консультировали его нейрофизиологи. При Сталине целые научные институты выверяли каждую букву так, чтобы при письме у человека мышечное напряжение чередовалось с расслаблением. Все эти завитушки у строчной «д», заглавной «Г», чёрточки над «Т» сохраняли, чтобы письмо не было безотрывным. Предполагалось, что при всех линиях, ведущих вниз, делается нажим, а при прорисовывании линий вверх давление ослабляется и рука отдыхает. Писали так медленнее, но уставали меньше. После смерти Сталина письменный стандарт упростили, заменили на безотрывное письмо. После перехода на безотрывное письмо скорость письма выросла, но человек стал быстрее уставать и терять концентрацию. Потому что рука всё время была в напряжении.

В 1990-2000-е пошла третья волна упрощения прописей: уроки чистописания сократили. И если ещё в 1950-е годы этот предмет преподавали в начальной школе, то теперь в лучшем случае школы оставляют его на год, а где-то ограничиваются и двумя четвертями. А если в 1 классе большинство детей умеют писать, учитель совсем сокращает часы по чистописанию. Прежде всего потому, что переучивать ребёнка письму сложно. В школе больше нет жёстких требований к почерку: детям необязательно писать в тетрадках красиво, поэтому многие пишут вообще печатными буквами или смешанными письменно-печатными. А кто-то не пишет вовсе: в школах всё больше детей, которые на занятиях по биологии, географии, литературе записывают слова учителя на планшет.

Читайте также:  Доставка полезной еды на дом спб

Сегодня уже среди взрослых людей появились миллионы тех, кто плохо пишет от руки. Если учителя, врачи и в какой-то мере журналисты ещё пользуются время от времени бумагой и ручкой, то остальным это просто не нужно. Какому-нибудь таксисту, инженеру или видеодизайнеру не нужно писать рукой. Люди перестали делать от руки даже списки покупок. А когда берут в руки ручку несколько раз в год, неизменно удивляются: почерк совсем испорчен, рука путает буквы, строчки ползут. А ведь эти люди писали в школе, институте и несколько лет после выпуска. Представьте, как будут писать даже список покупок дети, которые заканчивают знакомство с письмом сразу после контрольной по прописям в 1 классе? Их научили писать, на этом — всё. Здесь впору говорить не о почерке, а об элементарном сохранении навыка письма.

Сумеет ли человек, который берёт карандаш раз в год, чтобы написать письмо Деду Морозу, не разучиться писать совсем?

На освоение письма в школах тратят немного времени — всего полгода. Дальше ребёнок занимается орфографией, пунктуацией, грамматикой… Какие такие конкурентные навыки и знания дети могут успеть получить за две четверти?

Допустим, шведские учёные правы и через 50-70 лет человечество вообще перестанет использовать письмо для коммуникации. И те, кто сегодня кое-как умеют записать на бумажке адрес, через 50 лет будут считаться художниками-каллиграфами, владеющими совершенно бесполезным, но завораживающим искусством письма.

1. Мы начнём хуже читать. А ещё пострадает моторика и координация. При ручном письме задействованы участки мозга, отвечающие за интерпретацию сенсорных ощущений и формирование речи. А у тех, кто рукой не пишет, эти участки включаются гораздо реже. У нас в голове есть так называемый центр Брока — участок, отвечающий за складывание букв в слова и их распознавание. То есть за умение читать и писать. При ручном письме этот центр активизирует свою работу. Из этого учёные норвежского университета Ставангера сделали вывод, что люди, которые быстро пишут, лучше читают. И наоборот: люди, медленно читающие и тяжело понимающие текст, плохо пишут.

Те, кто учился в традиционной школе и успел пожить в традиционном обществе, где у каждого человека в сумке была ручка с блокнотом, знают, что есть люди, которые пишут быстро и у них летящий лёгкий почерк. А есть такие, кому записи даются медленно, кто выводит каждую букву, часто останавливается и подчёркивает написанное. Это означает, что у одних речевой центр и центр Брока развиты хорошо, а у других плохо.

2. У детей, которые мало пишут, плохо развит глазомер. И наоборот: те, у кого проблемы с глазомером, плохо пишут. В Китае и Японии, например, в лучники старались брать каллиграфов.

3. Люди станут хуже распознавать письменный текст. Тот, кто сам не пишет от руки, не понимает, что написано. Конечно, в мире, где ручкой никто не пользуется, неумение читать письмо нестрашно. Но страшно, что мы откажемся от этой умственной деятельности. Процессы чтения письменного и печатных текстов изучены досконально. Людей с книжками и блокнотами сажали в аппараты МРТ, проводили во время чтения УЗИ, допплеровское сканирование сосудов мозга, делали электроэнцефалограмму. При чтении письменного текста у нас задействовано гораздо больше участков мозга, чем при восприятии печатного.

4. Станут меньше учить орфографию, пунктуацию и грамматику, ведь во всех гаджетах и браузерах есть функция автоисправления. Поэтому человек, который не будет уметь писать от руки, скорее всего, не сможет писать грамотно. Многие решат, что грамотность в XXI веке и ни к чему. Но спорить с необходимостью учить спряжения так же странно, как оспаривать преимущества разностороннего образования: зачем нам в университетах преподавали литературу и астрономию? Да затем, что сам процесс обучения меняет людей и влияет на развитие интеллекта. Единственное, что может сделать человека хоть немного умнее, — это обучение.

5. Без письма мы будем хуже формулировать свои мысли. Ведь при записи речи человек ещё до касания ручкой бумаги складывает в уме предложение. На самом деле письмо от руки требует высшей формы абстрактного мышления. Для того, чтобы набирать текст на компьютере, этого не нужно, ведь фразу, падеж, союз в любой момент можно поменять. Всё очень просто: кто часто пишет рукой и записывает лекции, часто обращается к абстрактному мышлению. А его тоже нужно держать в тонусе.

6. У нас будет плохое воображение. Люди, которые записывают текст от руки, лучше представляют себе в уме, о чем идёт речь. Если это лекция о поэтах Серебряного века, студенты, пишущие на бумаге, подробнее представляют членов «Бубного валета» и персонажей поэм Есенина, чем те, кто печатает на компьютере. Это выяснили, заставив людей записывать лекции в томографе.

7. Дети в принципе станут хуже учиться и запоминать . Есть много исследований, которые говорят от том, что материал, записанный от руки, а не на компьютере, лучше запоминается, так как люди формулируют основные мысли ещё в процессе записи. Это подтвердили эксперименты американских психологов Пэм Мюллер и Дэниеля Оппенгеймера. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. При рукописной записи люди в уме очень быстро перефразируют высказывание и формулируют мысль так, чтобы легче её записать и запомнить.

Чтобы это понять, необязательно читать журнал Psychological Science: тем, кто старше 25-ти, достаточно вспомнить себя и свои конспекты лекций: мы, не упуская из внимания ни слова преподавателя, структурировали полученную информацию, чертили в тетрадях таблицы, группировали данные и просто записывали лаконично. На компьютере или планшете можно делать почти всё то же самое, но у человека пропадает необходимость чётко продумывать мысль и структуру текста, потому что он в любой момент может что-то дописать. Нам для усвоения материала достаточно было хорошо записать лекцию — перечитывать не нужно. Сегодняшним студентам и школьникам при подготовке к экзаменам приходится перечитывать записи несколько раз.

Принято считать, что человечество в его прогрессе неизменно идёт по пути улучшения. И что каждый новый приобретённый навык или утраченный старый в конце концов приводит к хорошему. Но с отказом от письма это правило может не сработать. Потому что сэкономленных на чистописании в первых классах часов вряд ли хватит, чтобы приобрести серьёзное умение или важные знания. А вот для того, чтобы потерять полезную для общего развития практику, как письмо от руки, их окажется достаточно.

источник

Ноутбуки, планшеты и электронные редакторы давно затмили ручки и карандаши. Между тем обычный бумажный блокнот может принести мозгу гораздо больше пользы. Вот несколько фактов, которые доказывают, что писать от руки действительно полезно.

В процессе письма задействуется особая зона мозга, так называемая ретикулярная активирующая система (РАС). Она выступает как фильтр – блокирует обработку посторонней информации. Выводя буквы ручкой или карандашом на бумаге, мы лучше концентрируемся и заставляем мозг внимательно отнестись к тому, что пишем. Вирджиния Бернингер (Virginia Berninger), психолог из Университета Вашингтона, объясняет различия между ручкой и клавиатурой: «Вы совершаете больше движений, ведь для каждой буквы существует свой набор элементов, а работа на компьютере монотонна – каждый раз нужно только нажать на клавишу». Кроме того, занятия каллиграфией помогают бороться с дислексией*.

Многие известные писатели (Труман Капоте, Вуди Аллен, Сьюзан Зонтаг) предпочитали писать романы и пьесы от руки даже тогда, когда их коллеги пересели за клавиатуру. К примеру, Капоте признавался, что, начиная работать над новым романом, всегда делал записи ручкой и только потом перепечатывал текст на машинке. А в 2009 году психологи Вашингтонского университета обнаружили, что у школьников, которые писали эссе от руки, текст получался богаче и разнообразнее, они использовали более сложные обороты и справлялись с задачей быстрее своих сверстников, печатавших на компьютере**.

Работа за компьютером перегружает нашу сенсорную систему. Мерцание экрана, движения курсора, соблазн доступности любой информации в один клик – все это притупляет способность к творчеству. Напротив, когда перед тобой лишь лист бумаги и ручка, мозг не получает дополнительной стимуляции и сосредотачивает свои ресурсы на конкретной задаче.

Привычка записывать свои переживания и мысли на бумаге позволяет снизить их остроту***. Натали Роджерс (Natalie Rogers), автор методики экспрессивной психотерапии, рассматривала дневниковые записи как важный способ самовыражения и пробуждения творческой энергии. Чаще писать от руки – значит чаще проявлять свою индивидуальность. Она выражается в форме и размере букв, беглости почерка, расположении текста на странице. «Вы рисуете каракули, когда говорите по телефону, и находите это занятие успокаивающим. Начинаете вести дневник и обнаруживаете, что, по мере того как пишете, ваши переживания и представления меняются. Возможно, вы записываете свои мечты и ищете в этих записях некие знаки и символы», – говорит Роджерс.

В процессе письма мы задействуем различные зоны мозга, связанные с мышлением, языком и рабочей памятью. Если время от времени приходится писать от руки, мозг получает дополнительную тренировку. Психологи уже обратили внимание на связь между состоянием когнитивных способностей и навыками письма. «Сравнивая старые дневники пациентов, написанные от руки, и новые, напечатанные на клавиатуре, мы видим большую разницу в способности формулировать свои мысли, – рассказывает нейробиолог Мьюрали Дорайсвами (Murali Doraiswamy), профессор Университета Дьюка, – Сегодня, когда многие люди пересаживаются за компьютер, тренировка рукописных навыков может стать полезным упражнением для сохранения остроты ума».

* T. Wydell, L Fern-Pollak «Dyslexia – A Comprehensive and International Approach» (InTech, 2012).** «Learning Disabilities Research & Practice», 2009, vol. 24, № 2.*** J. Pennebaker «Writing to Heal: A guided journal for recovering from trauma & emotional upheaval» (New Harbinger Publications, 2004).

источник

Мы не мыслим своей жизни без электронных устройств. Гаджеты стали не только помощниками на работе и в быту, но и мощным средством коммуникации. С их помощью можно общаться с удаленными собеседниками, расширять сеть контактов с людьми, имеющими схожие интересы, активнее заниматься любимыми делами.

Однако широкое распространение электронных коммуникаторов изменило жизнь не только в лучшую сторону: начали отмирать некоторые чрезвычайно полезные для человека навыки, в том числе умение писать от руки. О том, почему не стоит полностью отказываться от него, мы расскажем в статье.

Некоторые молодые родители считают: чем раньше их малыш познакомится с компьютером, тем успешнее он будет учиться. Это не совсем так. По мнению специалистов, дети, еще до школы овладевшие умением писать с помощью клавиатуры, в дальнейшем испытывают большие трудности с усвоением программы, чем их менее продвинутые сверстники.

Оказывается, записывая получаемую информацию вручную, человек стимулирует так называемую ретикулярную активизирующую систему мозга. Названная структура анализирует данные, выделяя и фиксируя те из них, которые являются действительно важными. Таким образом, записывая объяснения преподавателя или переписывая информацию из учебника, ученик запоминает именно то, что нужно. Аналогичные действия, выполненные с помощью электронного устройства, подобного результата не дают.

Вы замечали, что читать письмо от друга, написанное от руки, гораздо приятнее, чем такой же текст, присланный по электронной почте? Дело не только в том, что почерк близкого человека несет информацию о его настроении и эмоциях, которую не могут передать напечатанные слова. Доказано, что письмо от руки определенным образом подстраивается под мыслительный процесс, соответствуя его скорости. Это позволяет человеку гораздо лучше обдумать текст, который он пишет, найти наиболее емкие и точные формулировки.

Большинство людей, создающих тексты с помощью клавиатуры электронных устройств, параллельно используют Интернет для получения необходимой информации. Ученые заметили, что результат при этом достигается медленнее, чем при письме от руки. Всемирную паутину недаром называют убийцей времени: вероятность отвлечься от основного дела для просмотра совершенно ненужных сайтов для человека, работающего на компьютере, очень велика, а использовать гаджет исключительно в качестве пишущей машинки умеют далеко не все.

Письмо от руки лишено этого недостатка. Напротив, оно помогает сосредоточиться на создаваемом тексте, что позволяет тратить на работу меньше времени и существенно повышает ее качество.

Письмо от руки тренирует не только память и способность сосредоточиваться. Процесс благотворно сказывается на развитии моторных навыков у детей и помогает поддерживать двигательную и мозговую активность в старости. А это, в свою очередь, позволяет человеку и в преклонном возрасте сохранять ясность ума, сообразительность и умение приспосабливаться к стремительно меняющейся жизни.

Как и любое другое умение, навык письма от руки сохраняется в полной мере только тогда, когда им пользуются. Большинству из нас приходится писать все реже. Информацию, необходимую в быту и на работе, легко получить в уже распечатанном виде; даже заполнение квитанций и платежных поручений больше не требуется (достаточно нажать несколько кнопок на терминале), а заявления в различные инстанции подаются в электронном виде. Что же делать?

Пишите письма и записки родным и друзьям. Им будет приятно держать в руках листки бумаги, в которые вложены частички вашей души. Заведите тетрадь для записи важных дел и желаемых покупок. Просто начните вести дневник: возможно, ваши мысли впоследствии покажутся интересными кому-то еще. Помните о том, что навык письма от руки приносит много пользы.

Видео с YouTube по теме статьи:

источник

В наше время, в эру технологий, многие перестали писать от руки. Ведь это большая экономия времени! Но ни для кого не секрет, что при написании текста от руки хорошо развиваются умственные способности.

При работе на клавиатуре мы не задумываемся о том, как пишется та или иная буква, мы просто нажимаем на кнопки. Когда Вы работаете ручкой, у Вас происходит развитие мелкой моторики (поэтому детям очень тяжело начинать писать от руки). Мелкая моторика взаимосвязана с такими важными функциями нашего мозга, как мышление и речь, внимание и координация, память и воображение. Поэтому, чем больше Вы пишете, тем качественнее развиваются эти функции. Недаром говорится: «Мышление и речь лежат на кончиках пальцев».

Вы часто замечаете, что люди во время телефонного разговора рисуют что-нибудь на листочке (это может быть всё что угодно – рожицы, цветочки, разные иероглифы, узоры)? Почему они так делают? Потому что это их успокаивает! То же самое происходит и во время письма. Хорошо, если Вы ведете дневник, он способствует выплескиванию своих эмоций и переживаний, ведь когда Вы записываете свои мысли на бумаге, то их восприятие сильно изменяется. По почерку часто судят о характере человека. Кстати, чем больше человек начинает писать от руки, тем сильнее проявляется его индивидуальность.

Когда Вы работаете за компьютером, то часто отвлекаетесь на ненужную информацию (реклама, письма, движение курсора и многое другое). Ваши мысли разбегаются, Вам хочется ухватить взглядом все, и Вы начинаете сбиваться. А когда перед Вами только лист бумаги, вы полностью фокусируете свое внимание на этой деятельности, и Ваша работа будет выполнена лучше, быстрее и качественнее. Ведь когда начинаешь писать от руки, концентрируешь все внимание на одной конкретной задаче!

Когда Вы пишете, у Вас развивается интеллект. Написание текстов от руки увеличивает остроту и ясность ума (в этот момент мозг блокирует всю ненужную информацию), ведь Вы стараетесь подбирать такие слова, чтобы текст стал интересным, красочным и в то же время понятным (а для этого нужен очень хороший словарный запас). Вы учитесь подбирать синонимы, украшать свой текст фразеологизмами, вспоминаете крылатые слова и выражения. Многие известные нам писатели и поэты предпочитали писать от руки все свои произведения (всем известно, что Гоголь переписывал свои труды по 8 раз!).

Читайте также:  Сельдерей его полезные свойства

Вообще у человека, который много пишет, читает, очень грамотная речь. И, как показывают различные исследования, структура рукописного текста более сложна, обороты речи богаче и образнее. Также рукописный текст является хорошим идентификатором личности (ведь почерк, как и отпечаток пальцев, у всех разный). Неспроста большинство важных документов просят писать от руки, так как очень сложно подделать чужой почерк. Многие писатели выбирали именно этот способ сохранять свои тексты. Это объясняется тем, что при письме более четко формулируются идеи, коммуникативные навыки существенно улучшаются.

Не зря в наших школах учат писать от руки по прописям. Тем самым они тренируют умственную деятельность. Ведь при письме одновременно развиваются почти все сенсорные системы (звуковое, зрительное и тактильное восприятие)! При помощи прописей дети развивают мелкую моторику. Они осваивают каждый элемент отдельной буквы, ее размер и положение, учитывают расстояние между словами. Со временем этот процесс доходит до автоматизма. Будет здорово, если почерк будет не только понятным, но и красивым! В Японии, например, написание иероглифов не только связано с каллиграфией, это целое искусство!

Совершенствовать свой почерк можно и нужно в любом возрасте. Можно купить или скачать в Интернете прописи и заниматься по ним. Хорошим вариантом станет совмещение полезного с нужным. Например, можно изучать новый язык и писать от руки все новые буквы и слова, или можно заняться переписыванием классической литературы. Этим Вы улучшите свое умение красиво писать, а также пополните знания и разнообразите речь. И хотя в наше время много технологий, которые помогают записать и сохранить нужную вам информацию, никогда не забывайте про блокнот и ручку, чтобы чаще писать от руки и сохранять свои внутренние впечатления! Особенно это видно в любовных письмах, где почерк дрожит, прыгает, танцует… Ни одно электронное письмо не передаст ваши настоящие чувства!

источник

Люди все реже пишут от руки, искусство написания писем вручную вообще понемногу уходит в прошлое. Все чаще мы отказывает от ручки с бумагой в пользу электронных гаджетов. В США уже более 80% школ отказались от «прописей» и учат детишек сразу набирать на компьютере, а не выводить буквы на бумаге. Но в этом материале мы расскажем, почему и взрослым, и детям важно писать от руки.

1. Развитие мозга

Благодаря письму можно не только зафиксировать какую-либо информацию, но и развить мелкую моторику рук и теменной участок головного мозга. Он отвечает за взаимодействие между зрением и двигательной активностью. Этот участок мозга активизируется, когда мы оцениваем расстояние при передвижении, поэтому обучение письму помогает не только ориентироваться пространстве, но и влияет на способность человека управлять автомобилем, заниматься экстремальными видами спорта так далее.

Чтобы привести теменной участок мозга в полную боевую готовность, нужно много писать именно в школьные годы, так как с возрастом он теряет эластичность. Написание от руки помогает с годами сохранить ясность и остроту ума.

2. Эффективное обучение

Чтобы быстрее и на дольше запомнить информацию, нужно ее записать, так как в процессе письма в мозгу стимулируется ретикулярная активизирующая система (РАС). Это своего рода фильтр, который определяет важные и не очень задачи.

Написанное от руки запоминается лучше, чем напечатанное, так как мозг создаёт с помощью знаков когнитивные карты памяти – то есть при вспоминании информации человек опирается на внешний вид исписанных страниц, расположение определённой информации в той или иной части листа и т.п.

Поэтому в школе многие могут сказать, что и где написано в тетрадке, а электронные страницы и шрифты из-за своей безупречности одинаковые, поэтому и не запоминаются.

3. Простота формулировки

Принято считать, что при письме от руки нужные мысли приходят быстрее и излагаются легче. Даже в эру современных технологий многие известные писатели предпочитают писать романы от руки, а не набирать текст на компьютере или пишущей машинке. Причина может заключаться в том, что скорость письма приблизительно соответствует скорости мысли, тогда как пальцы на клавиатуре эту мысль обгоняют, так образом теряя идеи.

4. Ключ к интуиции

При соприкосновении ручки с бумагой мы можем при соответствующем настрое отобразить скрытое содержимое своего подсознания. психологи считают, что метод интуитивного письма подразумевает полное расслабление, комфортную обстановку и хотя бы 30 минут наедине со своими мыслями.

Для этого нужно сесть за стол, положить перед собой пустой лист и карандаш. Затем нужно записывать свои самые разнообразные мысли. Все записанное станет отличным материалом для самоанализа, так как отображает сам образ мышления и рождения мыслей, скрытых страхов и мимолётных идей, которые обычно человек почти сразу забывает.

5. Хорошая концентрация

Компьютер – может быть не только помощником, но и «убийцей времени», так как постоянно отвлекает от самого главного. Когда требуется предельная концентрация, бумага поможет заглянуть внутрь своей головы и найти там нужные слова, аргументы и образы.

6. Закалённый характер

В странах Азии каллиграфию принято считать медитативным занятием. В современном мире она действительно благотворно влияет на мозг. Письмо от руки помогает избавиться от стресса, стать более уравновешенным. Первоклашки, таким образом тренируют свою концентрацию, прививают внутреннюю дисциплину и аккуратность.

7. Развитие креативности

Письмо от руки может стать источником креатива, особенно если время от времени писать и рисовать нерабочей рукой. При этом упражнении в вашем мозгу вырабатываются новые нейронные связи, активируются новые участки мозга — и ему приходится задействовать больше ресурсов.

8. Способ самовыражения

Психологи уверены, что почерк — это визитная карточка человека, по которому опытный графолог может определить не только характер и самооценку его обладателя, но даже в каком настроении он писал тот или иной текст. Поэтому они советуют, чтобы избавиться от неприятных мыслей, нужно записать их на клочке бумаги и порвать его. На клавиатуру гаджетов такого не сделаешь.

9. Уровень культуры и грамотное изложение мыслей

Это очень важный пункт. Так как на современных гаджетах всегда можно проверить правописание, современные дети намного хуже запоминают правила грамматики, пунктуации и стилистики. Поэтому только письмо от руки и чтение грамотно отредактированных книг способно исправить создавшуюся ситуацию.

10. Экологичный подход

Появился метод, при котором не нужно портить экологию ради производства бумаги: для этого создали цифровую ручку. Устройство фиксирует рукописные символы и рисунки пользователя, выполненные на любой ровной поверхности, а затем загружает их в компьютер и отображает на мониторе.

При этом сохраняются основные преимущества письма от руки: связь речевого и двигательного центров мозга, доступ к подсознанию, персональная манера письма и многое другое.

Согласитесь, причины писать от руки более, чем внушительные.

источник

В начальных классах школы до сих пор снижают оценки за «грязь» в тетрадях и неаккуратный почерк. Возможно, через десяток лет мы перестанем писать и сможем печатать необходимую информацию, а бумажные тетради и учебники больше не понадобятся.

После окончания школы и университета взрослые редко пишут от руки. Большая часть рукописного текста приходится персональные данные в анкетах и договорах, второе место по популярности занимают заметки в записных книжках, и реже всего от руки пишут записки и заявления. В остальных случаях письмо от руки ограничивается датой и подписью. При этом скорость набора текста у тех же людей невысока – набор текста двумя указательными пальцами со скоростью один символ в две секунды присутствует в каждом первом банке, государственном учреждении или на почте. Хотя рукописный текст отмирает, младших школьников все еще учат писать от руки курсивом, а не печатать слепым десятипальцевым методом.

В интернете немало статей о пользе письма от руки. Исследования в этой сфере проводились с участием взрослых людей, научившихся писать от руки раньше, чем печатать. Мышление сегодняшних дошкольников, которые еще не умеют писать, но уже знают буквы и способны набрать текст на компьютере, смартфоне или планшете, отличается от мышления их родителей, и поэтому невозможно утверждать, что они могут хуже запоминать информацию при печати. Все они сводятся к пяти спорным пунктам:

1. В процессе письма от руки задействуется зона мозга, которая помогает нам лучше запоминать информацию.

Действительно, в процессе письма задействуется «ретикулярная активирующая система», которая помогает нам сосредоточиться на том, что мы пишем, и, соответственно, запомнить информацию. Насколько это нужно в мире, где информация доступна по клику мышки — решайте сами.

2. Речь человека, который пишет от руки, богаче и разнообразнее.

В пример часто приводят писателей, которые предпочитали рукописи печатным машинкам и компьютерам и студентов, которых изучал Вашингтонский университет в 2009 году, которые «использовали более сложные обороты и справлялись с задачей быстрее своих сверстников, печатавших на компьютере». Приводить в пример писателей вообще опасно – они изначально больше работают с текстом, следовательно, их язык значительно богаче, чем у простого обывателя. Даже среди них процент тех, кто предпочитает рукопись печати, несоизмеримо мал. С студентами сложнее, прежде всего потому, что оценка текста с точки зрения богатства и разнообразия оборотов субъективна, а Хемингуэй не использовал сложные конструкции, но получил Нобелевскую премию по литературе. Зато очевидно, почему они справлялись быстрее – рукописный текст реже редактируют, потому что неаккуратные записи с зачеркнутыми строчками вызывают у нас эстетическую неприязнь. Печатный текст позволяет редактировать без труда, и это увеличивает потраченное на его написание время.

3. Легче сосредоточиться, потому что электронные девайсы нас отвлекают.

Сосредоточиться на бумаге и ручке без необходимости очень тяжело, если только вы не находитесь в пустой комнате без окон. Ничто не мешает отложить ручку и ответить на сообщение или посмотреть видео с котиками. Или просто залипнуть в окно, как успешно делают школьники.

4. Письмо от руки снимает стресс.

Натали Роджерс, автор методики экспрессивной психотерапии, считает, что ведение рукописного дневника помогает самовыразиться и пробудить творческую энергию. Индивидуальность почерка помогает познать себя, а записанные переживания и эмоции теряют остроту. В психологии используется нарративная терапия, помогающая решить психологические проблемы. Данных по нарративной терапии, использующей печать, практически нет, прежде всего потому, что процесс письма здесь воспринимается в том числе как элемент арт-терапии. Каллиграфия, кстати, в гораздо большей степени часть изобразительного искусства, нежели письма.

5. Из-за того, что при письме используются различные зоны мозга, он дольше остается молодым.

Как и любое действие, стимулирующее мозговую активность и мелкую моторику, письмо от руки заставляет мозг работать больше, и, соответственно, «стареть» медленнее. Чем больше трудится мозг, тем меньше вероятность в старости страдать Альцгеймером или деменцией. Впрочем, письмо – не панацея, и бездумное переписывание рецептов в блокнот вряд ли даст желаемый результат.

Письмо от руки – отличный способ расслабиться, потренировать мозг и выразить себя, но только в том случае, если оно не является обязательным. После нескольких часов непрерывного письма мы не только чувствуем болевые ощущения и усталость, но и переходим в режим механической фиксации, не заостряя внимания на смысле того, что записываем.

К сожалению, прошло слишком мало времени с того момента, как компьютеры и прочие электронные устройства с функцией печати стали доступны каждому, и поэтому влияние печати на мозговые функции человека все еще исследуется. С телом, кстати, все ясно.

1. Бич любителей печатать – туннельный синдром.

Он же – синдром запястного канала. Если вы много печатаете на клавиатуре и вообще работаете за компьютером, то неправильное положение кистей рук, микроудары по подушечкам пальцев и общий застой крови может вызвать неприятные ощущения в запястье. Если вы пишете от руки, то страдает только ведущая рука, а в случае с печатью под угрозой оказываются обе.

2. Изменения в мозге и образе мышления.

В15% людей на планете – левши, но побыть амбидекстром или «раскачать» левую руку не составит труда, если вы учитесь слепому десятипальцевому методу набора. В этом случае обе руки работают одинаково, а так как работа левой руки регулируется правым полушарием, то процесс печати отчасти тренирует наш мозг.

3. Скорость и последующая обработка информации

Если не стенографировать, то в среднем печать на клавиатуре в три раза быстрее, чем письмо от руки. Плохой почерк при этом серьезно усложняет жизнь – тяжело разобрать написанное. Редактура рукописного текста сложнее, чем печатного, и требует больше времени и усилий.

4. Грамотность и печать.

Самая большая проблема письменной речи – падение грамотности. Автоматическая проверка орфографии и расстановка запятых расслабляет, и мы перестаем задумываться над правильностью написания. В последние десять лет количество дислексиков и дисграфиков увеличилось с 11 до 30% и продолжает расти. Письмо от руки помогает бороться с дислексией и дисграфией, так как позволяет запомнить образ слова, и является более сложным процессом, нежели печать.

Всегда лучше иметь несколько инструментов, чем один, и поэтому не стоит сбрасывать со счетов письмо от руки или принципиально отказываться от печати на клавиатуре. Процесс создания текста должен приносить удовольствие, а не растерянность, боль и чувство неполноценности, поэтому не стоит заставлять детей переписывать тетради по десять раз. Возможно, через несколько лет необходимость писать от руки пропадет вовсе и будет расцениваться, как вид изобразительного искусства. Но не стоит забывать, что печать на клавиатуре имеет определенные последствия, избежать которых поможет профилактика. В любом случае, выбор остается за вами.

источник

Просматривая различные комментарии, я вижу, что многие люди не понимают, почему так важно писать от руки . И хотя я раз за разом напоминаю, что этот навык необходим, мои призывы часто воспринимают на уровне “ну поговори еще…”.

Тем не менее этот навык настолько полезен и важен для каждого, что это невозможно оценить. Поэтому я решила обратиться к фактам и попытаться с их помощью достучаться до вашего сознания.

Письмо о руки – это такой же навык , как, скажем, держать ложку или завязывать шнурки. Но в отличие от этих чисто механических навыков, навык письма помогает развивать определенные участки мозга. Особенно это важно в детском возрасте, ибо с годами его поверхность теряет свою эластичность.

Давайте же более подробно рассмотрим те преимущества, которые получает человек, что развивает данный навык.

Наверное, вы слышали, что в зависимости от способа восприятия мира, люди делятся на три типа : аудиалы, визуалы и кинестетики. У дошкольников (иногда и у младших школьников) все три системы восприятия развиты одинаково. Но потом один канал начинает выделяться и он определяет, как же человек воспринимает мир. Кстати, именно из-за того, что у людей отличаются системы восприятия, часто между ними возникает непонимание.

Процесс писания позволяет развивать все три сенсорных системы. Аудиальные навыки улучшаются, когда пишешь под диктовку или проговариваешь текст вслух. Визуальные навыки задействуются тогда, когда мы наблюдаем за появлением букв на бумаге. И кинестетические навыки создаются ощущениями от прикосновения к ручке и бумаге.

Т.о., когда человек пишет, у него гармонично развиваются все участки мозга, что соответствуют сенсорным системам. Никто не исследовал, почему у него начинает доминировать какая-то из систем восприятия. Возможно, это связано с тем, что в процессе обучения у ребенка какой-то канал получает большую нагрузку .

Анна Манген (университет Ставангера) исследовала, что теряет человек, что меняет ручку на клавиатуру. Как оказалось, в этом случае наш мозг лишается ответа на действие руки – не получает ощущения от прикосновения к ручке и бумаге.

Все клавиши одинаковые и разницы в их восприятии нет. Когда мы пишем от руки, мозг запоминает последовательность ее движений, их форму, форму букв и все это заставляет его развиваться.

Существенный плюс от писания рукой в том, что сам по себе этот процесс достаточно медленный. Мозг тоже обладает замедленным восприятием. И чем дольше длится входной сигнал, тем лучше он его усваивает.

Гармоничное объединение трех сенсорных систем также влияет и на качество познания. Не зря китайская пословица гласит:

Читайте также:  Самые полезные виды спорта для здоровья

Анна Манген показала, что при чтении текстов, написанных от руки, и текстов с экрана компьютера задействуются разные участки мозга. При чтении рукописных текстов работают как раз сенсорные участки мозга. Именно поэтому человек способен распознать любой почерк (а вот компьютер этого не умеет).

Эксперименты доктора Вирджинии Бернигер доказывают, что ручкой человек пишет лучше и более полными предложениями. Он также более ясно выражает свою мысль, у него получается более полное образное описание.

Данный факт д-р Бернигер объясняет двумя вещами. Первое, когда человек прописывает буквы, связывает их в слова, его мозг активируется. Второе, скорость письма обычно соответствует скорости нашего мышления. Поэтому при письме параллельно идет процесс обдумывания текста.

При работе за компьютером человек многие вещи делает автоматически или же его отвлекают разные программы. Поэтому важные мысли у него могут просто испариться.

Особенно полезно писать от руки при обдумывании дальнейших действий и планировании . При письме легче выразить мысли и можно лучше их прочувствовать. В процессе такой работы мы можем прокручивать в голове разные варианты и делать правильный выбор.

К тому же, то, что написано от руки, легче перевести в действие. Данные на бумаге обещания сложнее нарушить. Все это работает – можете проверить сами!

Считается, что моторная память – самая крепкая и долговечная. Вот почему лучше запоминается, когда записываешь. Данный феномен хорошо известен всем студентам. Шпаргалки, которые они пишут для экзамена, им могут и не пригодиться, но свою функцию они выполняют – все написанные знания прочно остаются в их памяти.

То же проявляется при изучении иностранного языка. Доказано, что любой незнакомый алфавит можно легко запомнить за несколько часов, если хорошо его прописать. Это же показали эксперименты Анны Манген. Она взяла две группы. Одна из них учила алфавит, что имеет непростые буквы, прописывая их от руки. Другая группа должна была находить буквы на клавиатуре и печатать их.

Через шесть недель доктор Манген проверила знания участников. Как оказалось, те из них, кто учил буквы, записывая их на бумаге, помнили почти все. А вот те, кто изучал алфавит с компьютером, путались.

Объясняется это тем, что процесс писания от руки активирует ту зону мозга, что пропускает входящую информацию прямо в память. Кстати, при компьютерном наборе эта зона не активируется (руки работают автоматически).

Ученые говорят, что мы еще не полностью осознаем роль тела в нашей жизни. Наши тела органически взаимодействуют с окружающим миром. И в процессе обучения сенсорная память играет более важную роль, чем ментальность. Не зря говорят:

Когда вы пишите от руки, непрерывное движение ручки создает чувство потока. Особенно это ощущается, когда человек уже “расписался”, что позволяет его мыслям течь свободно. Тогда возникает ощущение, что слова сами ложатся на бумагу. Вы только присутствуете при этом чудесном процессе. Поток мыслей и движение вашей руки становятся чем-то единым.

Это состояние как раз и говорит, что открыт шлюз вашего творчества. Когда отключается “внутренний критик” и ваш мысли свободно текут, очень легко попадать в информационное поле Земли и черпать оттуда идеи и вдохновение.

Для продолжения этой статьи я подобрала немного неожиданный материал, в котором показано, что же именно можно получить, если писать от руки. Подписывайтесь на обновление блога, чтобы не пропустить вторую часть.

источник

Почти все мы давно отвыкли писать от руки, так как ручку и бумагу нам заменили компьютерные мониторы и клавиатуры. Письменными принадлежностями мы пользуемся лишь в случае необходимости — скажем, когда нужно поставить подпись под документом. А между тем, уверяют психологи, у «ручного» письма есть масса полезных свойств. Давайте о них поговорим.

Так нам проще формулировать свои мысли

Многие известные писатели признаются, что предпочитают сначала записывать свои произведения на бумаге, а потом уже переносить текст в компьютер сами, при помощи наборщика или личного секретаря. Делают это они вовсе не потому, что не умеют пользоваться компьютером. Дело в том, что скорость, с которой мы пишем, примерно соответствует скорости, с которой мы думаем. А печатаем на клавиатуре мы нередко гораздо быстрее скорости мысли. Если мы пишем от руки, то нам легче обдумывать написанное.

Написав что-то от руки, мы прочнее усваиваем информацию

Процесс письма на бумаге стимулирует так называемую ретикулярную активизирующую систему мозга (РАС), которая отфильтровывает поступающие сведения. Поэтому конспекты или любую информацию, которую вам нужно будет запомнить, лучше записать от руки, а не набрать на компьютере. При компьютерном письме активизации этой зоны мозга не происходит — это процесс в достаточной степени автоматический. Поэтому, чтобы вспомнить нужное, нам приходится лезть в свои записи. Многие же просто сохраняют на компьютере отдельные сообщения, тексты и ссылки, а потом не могут разобраться, где именно искать нужное.

При наборе текстов на компьютере мы чаще отвлекаемся

Кому не знакома ситуация: мы пишем письмо или выполняем работу на компьютере, и вдруг приходит сообщение по «аське» или соцсети? Большинство из нас непременно бросятся читать сообщение и отвечать на него. Когда же мы вернемся к письму или работе, то обнаружим, что многие важные мысли куда-то испарились.

Конечно, можно во время таких занятий отключить «отвлекающие» приложения. Но мало кто это делает. В итоге письма выходят куцыми, пестрят ошибками и в них мало информации по делу. А статьи, отчеты, курсовые, диссертации страдают огрехами, так как ваша мысль была прервана в самый неподходящий момент.

Если же мы пишем от руки, то отвлечь нас может разве что телефонный звонок (а по телефону звонят гораздо реже, чем выходят на связь посредством компьютерных коммуникаций) или если к нам кто-то обратится (но если мы в данный момент одни, никто нам не помешает).

Не стоит, конечно же, полностью отказываться от привычки писать на компьютере, однако важное письмо лучше сначала составить от руки. Если же речь идет об ответственном задании, то набросайте на бумаге хотя бы основные мысли, а потом уже излагайте все подробно по этой схеме. Возьмите за правило составлять краткий черновик на бумаге, а беловик готовить на компьютере.

Писать на бумаге полезно для рук

Если нам долго не приходилось брать в руки бумагу и ручку, то, пытаясь написать что-то от руки, мы обнаруживаем, что почти разучились это делать: кажется, мы позабыли, как пишутся некоторые буквы, а когда мы все же их выводим, они получаются корявыми и не очень читабельными.

Недаром японцы придавали такое значение каллиграфии: искусству писать красивым почерком обучали специально… Ведь, когда мы пишем от руки, мы развиваем мелкую моторику рук, тренируем запястья. Если же мы просто тычем пальцами в клавиши, а запястья кладем на специальную подставку, то моторные рефлексы постепенно атрофируются. Вот почему попытки писать на бумаге после долгого перерыва оказываются столь неуклюжими.

Чтобы сохранить моторные навыки, попробуйте каждый день писать на бумаге хотя бы одну фразу. Это может быть заметка в дневнике, или просто интересная мысль, или информация, которую вы хотите запомнить, или понравившаяся фраза…

Держите под рукой бумажный блокнот. Это поможет вам оптимизировать процесс мышления, сохранять в памяти нужные сведения и держать в тонусе «рабочую» верхнюю конечность.

Не забудьте включить Yoki.Ru в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Добавьте нас в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте , Фейсбуке , Одноклассниках ..

источник

Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Интервью «Wiener Zeitung» («Венская газета», Австрия) с доктором Кристианом Марквардтом о значимости письма от руки, о выработке моторных навыков и экспериментировании при выработке почерка.

Д-р Кристиан Марквардт является экспертом в области обучения письму от руки и занимается исследованием двигательных (моторных) основ процесса письма.

Он получил докторскую степень на факультете медицинской психологии в университете Мюнхена по теме «Кинематический анализ двигательных процессов». С 1990 года он является членом исследовательской группы в области клинической нейропсихологии в клинике Богенхаузен (Klinikum München-Bogenhausen) в Мюнхене.

Вместе со своей командой доктор Марквардт разработал специальную компьютерную программу «CSWin» «SchreibCoach», анализирующую моторику в процессе письма. В 2003 он создал фирму «Science and Motion» («Наука и Движение»), занимающуюся анализом двигательных процессов в спорте.

Доктор Марквардт также является научным советником-консультантом в Институте Графомоторики в г. Херольдсберг, занимающимся повышением профессионального уровня учителей.

«Wiener Zeitung»: Финляндия хочет вычеркнуть из школьной программы все письменные занятия по языку. Неужели всё потеряно?

Кристиан Марквардт: Письмо от руки является культурным достоянием всего человечества и имеет давние традиции. Кроме того, оно играет важную роль в процессе обучения человека читать и писать.

Когда человек пишет от руки, то не только возрастает способность его мозга запомнить написанное, но и повышается уровень представления и понимания того, о чём он пишет.

При этом также развиваются творческие способности человека — ведь письмо от руки активизирует мозговые процессы гораздо сильнее по сравнению с вводом текста на клавиатуре смартфона, планшета или компьютера.

Тем не менее необходимо дать точное определение, что такое письмо: ведь почерк человека и т.н. «латинский» стандарт чистописания (куда входят собственно печатные буквы и латинский шрифт) не одно и то же.

Вначале ребенок изучает печатные буквы и, таким образом, он узнаёт графическую «конструкцию» буквы, после того, как печатные буквы освоены, ребёнок начинает изучать непосредственно стиль письма, т.е. письменный шрифт, который по эстетическим причинам стилизован по сравнению с печатным шрифтом — буквы письменного шрифта имеют более красивую и даже немного вычурную форму.

Этот «латинский» стандарт чистописания и служит первой ступенькой к конечной цели – выработке индивидуального почерка, притом оптимального с точки зрения движений и прилагаемых усилий в целом.

В процессе выработки индивидуального почерка каждый ребёнок так или иначе подстраивается и облегчает весь процесс для себя, т.е. упрощает форму букв, изменяет угол наклона букв или чаще делает разрывы между ними.

Любой стиль приемлем, если почерк ребёнка является быстрым, плавным и разборчивым.

Какое значение имеет выработка правильного почерка для общего развития моторных навыков?

Настоящее развитие моторики начинается тогда, когда ребёнку приходиться писать быстро – всё, что замедляет скорость, сразу же «выбрасывается за борт».

Если во время диктанта ребёнок не успевает записывать за учителем, значит необходимо сразу же принимать меры.

А в Финляндии пошли другим путём – отныне там в школах будут только учить писать печатными буквами, а после пусть каждый школьник пишет так, как ему заблагорассудится.

Сможет ли ребёнок самостоятельно выработать правильный почерк, если он научился писать лишь печатными буквами — более чем сомнительно. Лично я полагаю, что нет.

Какие процессы протекают в мозгу человека, когда он пишет рукой?

Есть сравнительные исследования, проведённые между студентами, которые во время лекции делали записи в ноутбуке, и теми, кто записывал от руки. Результаты наглядно показывают, что те, кто писал от руки, лучше запоминали, а главное – лучше обрабатывали полученную информацию. А те, кто делал записи в ноутбуке, хуже запомнили содержание лекции.

В мозг студентов, записывавших от руки, поступали сенсорные сигналы многих типов (модальностей).

Исходя из этого очевидно, что навыки письма от руки оказали положительное влияние на общий уровень когнитивного развития ребёнка (т.е. развития у него всех видов мыслительных процессов — таких, как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика).

Ведь у пишущих от руки в большем объёме задействованы смежные функции — сила воображения, креативность, правописание, возможности памяти.

Что же касается людей, которые умеют только вводить текст с клавиатуры, но при этом совсем не умеют писать от руки – то тестирование таких людей на практике пока не проводилось. Лично я считаю такой эксперимент довольно опасным.

Мы живём в т.н. обществе достижения, в котором положение, авторитет и успех индивидуума зависят, прежде всего, от его личных достижений.

Многозадачность мозга (обеспечивающая человеку возможность выполнения нескольких задач одновременно) зачастую кажется последней спасительной соломинкой для возрастающих коммуникационных потребностей такого общества в современную цифровую эпоху.

Вредит ли это интеллекту?

Нет, сами по себе цифровые средства массовой информации, как таковые, не могут оглуплять людей. Трудности возникают лишь тогда, когда современные технологии начинают заменять человеку полноценную жизнь, со всеми её чувствами и переживаниями.

Например, если вы просто смотрите фильм про Африку на DVD, то это нечто совершенно другое по сравнению с тем, как если бы вы на самом деле были там и дышали знойным воздухом этого континента.

Когда же использование цифровых технологий сужается лишь до простого информирования, в котором напрочь отсутствует личное восприятие и сопереживание живого человека, то это уже оказывает серьёзное влияние на нашу жизнь.

Вначале мы должны постичь и усвоить всё, что делает нас людьми, прежде чем впустить цифровые технологии в нашу повседневную жизнь настолько широко, что значимость нашего личного присутствия отодвинется на второй план, и оно будет сводиться только к тому, что мы будем просто вводить данные в машины, ставить им задачи для последующего выполнения и т.п.

Человечество изобрело письменность много веков назад. Является ли отказ от письма от руки отказом от одной из форм самовыражения человека?

Поскольку мы можем выразить свои чувства через почерк, то в нём закрепляются индивидуальные особенности каждого человека, что имеет большое значение.

Это приводит к тому, что рассказ, написанный от руки, может оказаться более креативным, более творчески раскрытым и эмоционально насыщенным, чем рассказ, напечатанный на клавиатуре, поскольку человек, пишущий от руки, полнее и глубже поглощён мыслительным процессом.

В процессе письма многие области человеческого мозга активизируются одновременно — ведь внутренний механизм, с помощью которого мозг обрабатывает написанное от руки, отличается от механизма простого ввода информации на компьютере.

Но и печатать тоже можно эмоционально — особенно если автор злится и в ярости буквально колотит по клавиатуре.

Если вы вводите текст на клавиатуре, то специальные растровые шрифты, используемые на экране компьютера, не могут передать ваше волнение или эмоции.

Однако при письме от руки, если ваш почерк стал выглядеть более экспрессивно, чем обычно, то это некоторым образом похоже на то, как меняется речь при волнении. Поэтому нельзя недооценивать такие социально-психологические аспекты.

Многие подростки с удовольствием экспериментируют, пробуя изменить свой почерк. А есть ли на самом деле люди, которые не испытывают такой потребности?

На занятиях по развитию навыков мелкой моторики дети и младшие школьники проверяют опытным путём, какой именно почерк подходит им лучше всего.

У тех детей, которые не экспериментируют со своим почерком, наблюдается одна проблема: у них не вырабатывается правильный почерк и это приводит к нарушению всего процесса обучения письму.

В Германии 30 процентов школьников и от 10 до 12 процентов школьниц имеют проблемы при выработке почерка: в их случае занятия по письму не привели, к сожалению, к положительным результатам.

Приведённые выше цифры кажутся чересчур большими. Почему же ситуация у мальчиков ещё хуже, чем у девочек?

Если ребёнок в целом не проявляет интереса к выработке хорошего почерка и не экспериментирует, то и положительные результаты в учёбе даются ему с трудом.

Девочки, как правило, проявляют больший интерес к такому виду общения, как письмо.

Мальчики к нему более равнодушны и гораздо охотнее переписываются при помощи компьютера. опубликовано econet.ru . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Источники:
  • http://sovetik.club/pochemu-nuzhno-pisat-ot-ruki/
  • http://mel.fm/blog/anastasiya-mironova/45679-7-vazhnykh-navykov-kotoryye-my-teryayem-kogda-sovsem-perestayem-pisat-ot-ruki
  • http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/5-prichin-chasche-pisat-ot-ruki/
  • http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/14923-pochemu-polezno-pisat-ot-ruki-4-prichiny.php
  • http://2chang.ru/kalligrafija-dlja-razvitija-mozga-pochemu-pisat-ot-ruki-poleznej-chem-pechatat/
  • http://www.uaua.info/ot-9-do-16/shkola-ot-9-do-16/news-44933-11-prichin-pochemu-nuzhno-pisat-ot-ruki-a-ne-pechatat-na-klaviature/
  • http://zen.yandex.ru/media/id/5982cfda256d5c1f9ac22da9/59982adc7ddde8f8165298dd
  • http://siellon.com/pochemu-tak-vazhno-pisat-ot-ruki-chast-1/
  • http://www.yoki.ru/social/psy/30-06-2018/402060-pen_paper-0/
  • http://econet.ru/articles/179996-pisat-znachit-dumat-kak-pismo-ot-ruki-vliyaet-na-rabotu-mozga