Меню Рубрики

Полезно ли собирать пазлы

Полноценное развитие ребенка невозможно без игр. Поэтому задача родителей – подобрать подходящие игрушки для своего малыша. Они должны помогать ему совершенствовать навыки. Например, полезно добавить в число детских игр пазлы. Они развивают много хороших качеств.

Чем полезны пазлы для детей?

Если ребенку не хватает усидчивости и терпения, эта игра позволит привить нужные навыки. Ведь собирая элементы вместе, малыш учится не спеша подбирать нужные части фрагмента. Он научится доводить начатое до конца. Такое качество обязательно пригодится во взрослой жизни.

Кроха жалуется на плохую память? Пазлы помогут и здесь. Игра развивает визуальную память. Такой человек лучше запоминает лица людей и пейзажи. Лучше будет работать и воображение, фантазия, наглядно-образное мышление. Достигается это тем, что приходится представлять общую картинку и держать ее в памяти, собирая пазл.

Кроме того, улучшается логическое мышление. В дальнейшей жизни человеку проще будет принимать решения, выбирать нужные стратегии и самостоятельно отыскивать ответы на вопросы. Современные пазлы для детей тренируют умение видеть проблему с нескольких сторон и учат принимать нелегкие решения. Ведь в процессе нужно брать во внимание несколько факторов: и последовательность, и изображение, и форму элемента.


Также складывание пазлов может быть тренировкой самостоятельности. Ребенок учится меньше опираться на помощь со стороны и сам выбирает стратегию. Это позволяет ему поверить в свои силы и в дальнейшем положительно скажется на разнообразных ситуациях. Если родители смогут привить интерес к этой игре ребенку, они добьются прогресса в его развитии.

Логическое мышление, память, воображение, аккуратность – все эти навыки, которые развиваются благодаря сборке пазлов, понадобятся в школе. Играть можно вместе с ребенком, подсказывая, где лучше разместить элемент. А затем юный конструктор начнет справляться самостоятельно.

Скажется эта тихая спокойная игра и на развитии творчества. Малыш в процессе может придумывать истории по картинкам. В дальнейшем можно даже устраивать состязания между членами семьи на скорость. Хотя игра и простая на первый взгляд, но польза от нее достаточно ощутимая. Поэтому с 5-7 лет можно разрешить ребенку собирать пазлы онлайн на компьютере. Современные дети на «ты» с компьютером и мобильными устройствами. Поэтому они быстро освоят игру и с удовольствием будут собирать картинки.

Общие правила выбора пазлов для детей

Для успешного овладения детьми умениями сборки пазлов необходимо соблюдать простые правила выбора данной игры:

— соответствие возрасту. Чем младше ребенок, тем меньше должно быть деталей в игре и тем крупнее отдельные элементы. В первое время можно использовать:

  • пазлы с ровными сторонами (например, в виде квадратной картинки, разрезанной на 4 части),
  • пазлы-книги или рамки, где сборка деталей происходит на поле с ограничениями с прорисованным итоговым изображением;
  • мягкие пазлы (в виде коврика или обычной игры);
  • крупные деревянные пазлы-вкладыши.

Немаловажным условием является и правильный выбор рисунка. Чем младше ребенок, тем крупнее и ярче должно быть изображение. Желательно, начинать сборку с пазлов, на которых нарисованы знакомые ребенку вещи, предметы и персонажи.

— качество игры. Выбирая пазл, следует обратить внимание на боковые «замки» — они должны быть ровными, соответствующими друг другу. Конечно, все элементы проверить невозможно, поэтому следует отдавать предпочтение продукции проверенных фирм и производителей.

Пазлы — интересное и развивающее увлечение, которое способствует развитию положительных качеств характера, а также гарантирует яркое времяпрепровождение.

Хотите поделиться с друзьями информацией статьи в соц.сетях? Публикуйте ссылку на своей страничке с помощью кнопок

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

источник

Почти у каждого из нас есть какое-нибудь хобби. Кто-то собирает марки, кто-то коллекционирует кузнечиков, кто-то — бегает в парке. Увлечение увлечению рознь. Лучше проводить свободное время с пользой для ума.

Заслуга изобретения пазлов принадлежит одному безвестному учителю географии XVIII века. Для лучшего усвоения материала он разрезал географическую карту на куски, после чего просил учеников подбирать недостающее к карте «звено».
Пазлы и сегодня используются как средство для развития логики, пространственного мышления, внимания, моторики и терпения у детей. Но не менее полезны пазлы и для взрослых людей. Они отлично развивают мозг. Кроме того, пазлы способны улучшить дисциплину. Если у Вас появится привычка каждый вечер проводить по полчаса над пазлами, она будет намного полезнее для развития мозга, чем привычка, например, сидеть перед телевизором.

Образованные люди XIX века в большинстве своем знали по три и больше языка. При этом они не считались полиглотами. Знать по пять языков было практически нормой. Современный образованный человек знает в лучшем случае два языка. Это уже хорошо. Исследования, проводимые в европейских школах, показали, что дети, изучающие два языка, лучше запоминают информацию, обладают лучшими способностями в комбинаторике. Результаты экспериментов, опубликованные в журнале NeuroImage показывают, что изучение языков также способствует росту гиппокампа, части лимбической системы мозга, отвечающей за память и эмоции.

Учить иностранные языки полезно и детям, и взрослым. Пожилым людям это хобби помогает отстрочить деменцию памяти и избавить от возможности старческой болезни Альцгеймера.

Видеоигры, за увлечение которыми детей обычно принято ругать, могут положительно сказываться на развитие мозга. Во-первых, они развивают в человеке способность к многозадачности. Американские ученые Бавелир и Грин из Рончестерского университета провели эксперименты, в результате которых оказалось, что геймеры лучше решают стратегические задачи и способны запоминать более сложные алгоритмы.
Во-вторых, как установили те же специалисты, игра в «стрелялки» типа Quake и Call of Duty, может помочь человеку улучшить показатели «ночного зрения». Во время войн с монстрами, которые часто происходят в полутьме, человек привыкает различать оттенки серого, что также может пригодиться в жизни.
В 2013 году в Университете Айовы было проведено исследование, которое дало сенсационные результаты. 681 пенсионеров-участников эксперимента смогли замедлить процессы старения вплоть до 7 лет. Как выразился доктор психологии Джеймс Аллайне из Университета штата Северная Каролина: «Компьютерные игры для мозга, то же самое, что и физические упражнения для тела».
Во всем, конечно, нужна мера. Мозг можно «прокачать» даже играя, главное не злоупотреблять, иначе «эльф 50-го уровня» может потерять способность к социализации.

Как ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям. Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой вообще гири тягал. Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: «И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений«.

Греческое понятие «калокагатии», когда ценность человека определяется сочетание как его духовного, так и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками. В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки.
Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствую более продуктивной работе мозга. Мы не призываем сегодня же идти, записываться на тайский бокс, но начать бегать под силу каждому. Экипировки — минимум, пользы, в том числе и для мозга — максимум.

То, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора «заряжали» одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро «умнели» и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из «тихой» группы. Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы — на 11%.
Это явление было названо «эффектом Моцарта». Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности.
Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.

источник

Новое исследование показывает, что решение интеллектуальных задач не обязательно развивает мозг. Ну а уж если вы их решаете, то не платите за это деньги, советует известный психолог Том Стаффорд

Вы наверняка слышали про «тренажеры для мозга» — пазлы и задачки, которые, как утверждается, помогут вам обрести и сохранить ловкость ума. Может быть (особенно если вы уже не молоды), вы даже купили для этого книгу или приложение, надеясь предотвратить упадок мыслительных функций. В общем, это очень популярная идея — но есть ли у нее научная основа, или это чистый маркетинг?

Новое обзорное исследование, опубликованное в Psychology in the Public Interest, систематически анализирует имеющиеся доказательства в пользу «тренажеров». И его результаты заставляют задуматься. Исследователи во главе с Дэном Саймонсом из Иллинойского университета изучили всю литературу, которую производители тренажеров для мозга цитируют в своих маркетинговых материалах. Они исходили из того, что уж эти-то компании должны были найти самые лучшие доказательства эффективности этих методик, если они вообще существуют.

Главный вывод исследования — доказательства в пользу тренировки мозга довольно-таки слабые. Половина компаний, утверждающих, что их тренажеры проверены учеными, не приводят в подтверждение никаких академических статей, а лишь цитируют отдельных исследователей (в том числе тех, которые основали эти самые компании). Если посмотреть на те компании, которые все-таки цитируют научные исследования, то речь идет в основном об общих исследованиях нейропластичности — и ничего, что прямо бы свидетельствовало об эффективности продвигаемых ими продуктов.

Часто утверждается, что тренировка мозга помогает развивать умственные способности в целом или в каких-то определенных задачах. Никто и не сомневается, что если вы долго решаете кроссворды, то вы будете лучше их решать. Но улучшит ли это вашу память, ваш IQ, вашу способность быстро просматривать электронную почту? Это называют «эффектом переноса», и главная цель исследований по тренировке мозга — выяснить, существует ли так называемый «дальний перенос» (когда вам в ходе тренировки удается развить другой навык — не тот, что вы непосредственно отрабатываете). В работе Саймонса рассказывается, что мы знаем об эффекте переноса.

Исследователи не только просмотрели сайты компаний, но и изучили список работ, составленный отраслевой ассоциацией — 132 научные статьи, которые, как утверждается, доказывают эффективность тренировки мозга. Из этих статей 106 — реально новые данные (остальные — обзоры предыдущих исследований). В 71 из 106 имеется нормально подобранная контрольная группа, то есть эффекты тренировки можно отследить. Только в 49 использовалась так называемая «активная контрольная группа», в которой участники действительно что-то делали, а не просто сидели. (Это важно, если вы хотите отделить экспериментальный эффект от ожиданий участников или от их реакции на внимание исследователей.) И в этих 49 около половины результатов получены всего лишь из шести исследователей.

В целом, заключила группа Саймонса, ни одно исследование, которое приводится в поддержку тренажеров для мозга, соответствует стандартам хорошей научной работы, и немногие приближаются к стандартам рандомизированного контролируемого испытания. (Правда, они не включили в обзор вот эту прошлогоднюю работу.)

Как считает группа Саймонса, утверждения об общей пользе тренажеров для мозга преждевременны. Есть убедительные доказательства, что тренировка позволяет совершенствоваться в решении тех задач, на которых вы тренируетесь, но значительно меньше данных о том, что это полезно для отработки смежных навыков, и уж совсем мало — для более посторонних навыков или для повседневной мыслительной деятельности.

Такими недостатками страдают не только исследования тренажеров для мозга. Хорошие исследования вообще проводить трудно. И может быть, кто-то еще и докажет, что определенные виды тренировки приносят более общий полезный эффект. Но пока, как показывает обзор Саймонса, утверждать это преждевременно.

Между тем, как показал опрос, проведенный в 2014 году в США, больше половины людей слышали о тренажерах для мозга и в какой-то степени верят, что они помогают улучшить его работу. Компании пользуются тем, что люди верят результатам нейронауки и психологии, а также нашей верой в то, что сложные проблемы можно решить путем покупки какого-то простого средства.

Саймонс также отмечает, что при оценке любой тренировки нужно еще и смотреть на ее стоимость. Исходя из этого, ни один коммерческий продукт по тренировке мозга не продемонстрировал большей эффективности, чем упражнения, которые вы можете выполнить сами и бесплатно. Важно оценить и затраты труда и времени: что еще полезного вы могли бы сделать за время, потраченное на упражнения с «тренажерами мозга»? Рад сообщить, что прогулка по парку с другом — это не просто бесплатно и более весело, но и с большей вероятностью, как показывают исследования, помогает улучшить когнитивные способности, чем все продукты для тренировки мозга, доступные сегодня на рынке.

Понравилась статья? Подписывайтесь на Дзен-канал Идеономики, чтобы поддержать нас и следить за лучшими материалами

источник

Популярность такого развлечения, как собирание пазлов, в последнее время только возрастает. И это не удивительно, ведь пазл – это интрига, тайна, которую так и хочется разгадать и взрослому, и ребёнку. Пазл – это и своеобразный вызов – смогу ли я решить такую задачу и собрать эту головоломку? К тому же, занятия пазлами не только интересны, но и очень полезны. Именно поэтому многие взрослые и сами не против провести тихий вечер, собирая картину, и с удовольствием приобретают пазлы детям.

Чтобы пазлы не разочаровывали, необходимо соблюдать важные правила:

• покупая пазл, учитывать индивидуальные интересы того, кто будет его собирать;

• тщательно выбирать уровень сложности: слишком простые быстро наскучат, а невероятно сложные могут отбить желание творить;

• ну, и конечно, пазлы должны быть качественными, чтобы все детали хорошо и плотно стыковались и не рассыпались от малейшего движения рукой.

Читайте также:  Что полезно для роста ресниц

Рассмотрим подробнее вопрос о том, какая же польза от игр с пазлами.

Малыши до трёх лет.

Простые пазлы для самых маленьких, как привило, разделены всего на несколько частей. Играя с ними, кроха:

• укрепляет свои пальчики, учится лучше владеть ручками, правильно захватывать мелкие предметы;

• знакомится с окружающим миром по получающимся картинкам;

Непоседы от трёх до семи.

Учить дошкольника совсем непросто. Этот маленький ураганчик совершенно не усидчив. И только интересная игра способна стать добрым педагогом. Например, пазлы!

1. Собирая картинки, ребёнок развивает мелкую моторику.

2. Начинает разбираться в таких понятиях, как «часть» и «целое».

3. Развивает пространственное мышление и логику.

Многие развивающие игры для детей этого возраста выпускаются в виде пазлов. Но даже обычные картинки складывать очень полезно. Когда картина собрана, не забудьте похвались творца (повышается самооценка и уверенность), а ещё поговорить с ним о том, что изображено (развиваем речь).

Младшеклассники.

Пазлы для учеников начальной школы становятся ещё более сложными. Таким ребятам уже можно предложить не только мультяшные картинки, но и сюжеты из мира природы. Игра пазлами в возрасте от 7 до 11 лет:

• делает ребёнка более спокойным и усидчивым, даёт возможность отдохнуть от школьного дня и забыть о своих мелких неприятностях;

• хороший отдых, который не возбуждает перед приготовлением домашних уроков;

• дополнительная тренировка мелкой моторики для улучшения почерка, внимательности, которая пригодится на уроках и глазомера;

• и, конечно, пазлы развивают фантазию.

Подростки – это народец, угодить которому довольно сложно. Родителям стоит помнить, что кризисы пройдут легче, если у подросшего ребёнка будет какое-нибудь интересное дело дома. Тогда и на улицу не так тянет. Поэтому:

• пазлы смогут стать личным хобби;

• пазлы станут занятием для целой компании друзей;

• помогут добавить достижения в личную копилку.

Но всё это только в одном случае. Если это будут правильные пазлы для подростков. Милые картинки уже не увлекают. Пазл должен казаться сложным и практически не покоримым, но…на самом деле всё же иметь возможности для сборки. Подросток постоянно испытывает себя. Справлюсь ли?

Готовыми работами можно украсить комнату, устроить небольшую галерею. Чем не предмет для гордости? И сюжет, конечно, нужно согласовывать с сыном или дочкой.

Пазлам все возрасты покорны! И это правда. Собирание пазлов для взрослого человека – это:

• невероятно мощный антистресс;

• удовольствие творить руками – не всегда доступное для работников умственного труда в другое время;

• пазлы не позволяют мозгу «застаиваться», а это уже более актуально для тех, кто занят физическим трудом. Развитие воображения и восприятия, логики и внимания, глазомера и пространственного видения – всё это дарят нам обычные пазлы.

Пазлы полезны ещё одним своим замечательным свойством – они умеют объединять! Что может быть лучше семейного вечера, когда дети и родители собираются за одним столом каждый со своим персональным пазлом! Именно в такие минуты и рождается взаимопонимание.

источник

Как-то ездили мы по обмену опытом в одну питерскую компанию, и удивило, что в кабинете директора сбоку стоит огромный стол с бессчетным количеством пазлов. Сначала мы подумали, что это сам начальник долгими зимними вечерами складывает, но потом выяснилось, что пазлы собирают сотрудники.

В этом месте позволю себе немного отвлечься для пояснения, что как такового кабинета там и нет, все рабочее пространство организовано по принципу «open office», то есть и сотрудники, и руководители сидят в одном большом помещении с невысокими перегородками. Кстати, тематика картины тоже какая-то патриотическая, связанная с компанией. Вот такая, типа, нематериальная мотивация.

Удивило в этой истории то, что собирать пазлы приходило от силы процентов десять списочного состава, некоторые заходили только посмотреть, как собирают другие, с сожалением отмечая собственную несостоятельность в этом вопросе.

Уже тогда мне стало любопытно, почему собирать пазлы могут далеко не все, и можно ли этому научиться.

И снова немного отвлекусь, чтобы пояснить кое-что. Дело в том, что мой исследовательский интерес вызывает только сборка больших картин, от 1000 элементов, и возраст собирателей за ювенильными пределами, то есть это должна быть половозрелая особь любого пола.
Поскольку очевидно, что коробку с 50 пазлами и рисунком из сказки соберет «не только взрослый, но даже карапуз».

Многолетние наблюдения за собственной семьей, друзьями и знакомыми подсказали, что труднее всего собирать пазлы тем, у кого доминирует левое, логическое полушарие. Такие люди воспринимают только целый объект, в то время как людям с сильно развитым правым, абстрактным, творческим полушарием достаточно небольшого фрагмента. Именно правое полушарие позволяет выстроить ту цепочку, по которой каждая деталь найдет свое место в общей картине.

Конечно, доминирование какого-то полушария не означает, что, например, человек с развитым логическим полушарием не может рассуждать и мыслить абстрактными, пространственными категориями. Может. Какое-то время. Но потом потребует привести конкретные примеры на любое событие и связать все в логическую последовательность.

Так что, если вам с трудом дается сборка пазлов, не отчаивайтесь — скорее всего, у вас тоже доминирует левое полушарие, умение собирать пазлы на 70% определяется развитием пространственного мышления и способностями к синтезу, то есть к созданию целого из частей.

Но ведь остается еще 30%, которые могут компенсировать «пагубное» влияние левого полушария! Труд, труд, еще раз труд плюс ряд подсказок помогут любому желающему стать профессиональным пазлоукладчиком.

Безусловно, не только пространственное мышление определяет умение складывать большие картины из пазлов. Обязательно требуются внимательность, методичность, усидчивость, а уж сколько настойчивости и терпения потребуется, чтобы завершить начатое! Какая иногда накатывает ярость, когда невозможно не только понять, откуда эта деталь, но даже где у нее «голова», а где (простите мой французский!) «попа». Только и остается говорить: «Спокойно, Ипполит, спокойно».

И еще одно, заключительное отступление. Позволю себе не принимать во внимание, что на сборку пазлов требуется довольно много свободного времени, и предлагаю исходить из аксиомы, что на любимые занятия время всегда находится. Другое дело, что кто-то предпочитает это время посвятить дивану, виски, горным лыжам или йоге, а кто-то лучше будет корпеть картиной из пазлов.

Последние наблюдения показывает, что особый кайф от сборки больших пазлов испытывают закоренелые перфекционисты, ведь идеальное совпадение правильно найденных фрагментов, соединенных в единое целое, дают ощущение полного совершенства — состояния, к которому стремится любой уважающий себя перфекционист. А это ни с чем не сравнимое чувство — провести ладонью по полностью собранной картине, ощутить всю причудливость формы деталей! Словом, ради такого состояния многие готовы безвылазно сидеть над этой головоломкой, стремясь во что бы то ни стало поставить последний пазл.

Самое приятное, что собирать большие пазлы еще и полезно. Как минимум тем, что во время увлеченного соединения частей в целое очень активно тренируются и развиваются все перечисленные качества, столь необходимые и в других областях жизни, на работе в том числе. А это значит, что ваша профессиональная ценность растет с каждым собранным фрагментом.

По окончании работы вы непременно почувствуете, что стали сильнее, терпимее, умнее, а восхищение окружающих подарит вам дополнительный повод гордиться собой!

источник

Длительное время люди, философы разрабатывали психологические игры (квесты), которые требовали упорства, терпения и работы логики. Подобная умственная деятельность была широко распространена в большинстве исторических цивилизаций, создавая примитивные типы пазлов. Основной формой этих ранних форм пазлов был лабиринт, делавшийся в натуральную величину. Обычные пазлы, которые мы знаем сегодня, наиболее похожи на те, что использовались в преподавании географии в 18 веке. После них пришли пазлы в виде кроссвордов, которые появились в газетах в 20 веке ради развлечения читателей. Так в течение времени создавалось все больше пазлов в самых разных вариациях.

В конце концов, даже ученые подключились к исследованию пазлов и их влияния на человеческий разум. И, как выяснилось, пазлы действительно имеют сильное влияние на интеллектуальную деятельность человека. Как бы то ни было, польза пазлов зависит от различных факторов, которые включают в себя: способность к психологической выносливости, степень желания разгадать пазл и хочет ли конкретный индивид все более и более сложных задач. Более того, ученые выяснили, что регулярное (ежедневное) решение пазлов (мы говорим вообще о любых головоломках) приводит к наиболее хорошим результатам. Хотя головоломки дают нечто большее, чем психологическую пользу, почти все остальные выгоды, как, например, последующее улучшение продуктивности в работе, так или иначе связаны с одним или несколькими психологическими преимуществами головоломок.

Далее — основные преимущества и польза от пазлов (головоломок).

Решение пазлов укрепляет существующие связи между клетками мозга и увеличивает генерацию новых связей. И то, и другое значительно улучшают психические процессы и скорость мышления. Доказанный факт: пазлы полезны для любого возраста, несмотря на то, что молодые люди обладают очень податливым умом, в то время как взрослые и пожилые люди более склонны к решению сложных задач. Обычные пазлы, где нужно собрать картинку из множества мелких кусочков, особенно полезны для кратковременной памяти, в основном потому, что требуют соединения форм и размеров плюс воображение для видения всей картины в целом, чтобы определить, какие части подходят друг другу.

Головоломки для взрослых дадут возможность поиска решения в совершенно разных подходах, и даже когда пришедшая мысль не является решением головоломки, это все равно приводит к развитию альтернативного мышления, это выход за пределы обычного и простого. Головоломки тренируют разум, чтобы эффективно работать в самых разных направлениях. Они, как правило, требуют метода проб и ошибок наряду с использованием системного подхода. Через формулировку теорий и их проверок мы получаем пользу в виде сочетания творческого подхода с эмпирическими исследованиями, и этот тип воображения обычно ведет к инновационным, прекогнитивным и эффективным способам решения задач в самых разных областях, что является весьма полезным навыком.

Пазлы и головоломки для взрослых требуют способности распознавать разные части плюс целую картину задачи, что требует логического суждения и изобретательности. По мере того, как различные части нашего мозга функционируют в целом, чтобы достигнуть наиболее удовлетворительных результатов, продолжительные исследования выявляют, что для таких предметов, как геометрия и арифметика, лучше всего познаются и понимаются, когда все функции мозга работают в унисоне в поиске решения задач. С другой стороны, изолированные части мозга в основном способны заниматься лишь специфическими аспектами какой-либо задачи. Педагоги сегодня уже осознали, что подход задействования всего мозга в целом является более деятельным для глубокого и устойчивого понимания, в результате чего мощность мозга значительно увеличивается.

Наш мозг генерирует нейротрансмиттеры, которые «ассистируют» в связи мозга с нервной системой. Это нужно для подачи телу сигналов о том, когда и как совершить специфические функции. Пазлы и головоломки существенно помогают мозгу в выработке допамина, нейротрансмиттера. Когда мозг начинает работать над решением задачи, именно выработка допамина позволяет это делать. Эти нейротрансмиттеры улучшают моторные навыки, силу концентрации, оптимизм, уверенность и сосредоточенность. В добавок допамин коррелирует с пониманием: это означает, что увеличение уровня допамина помогает мозгу усилить понимание. Разгадка пазлов позволяет разуму естественным образом вырабатывать самую благоприятную и соответствующую задаче химию. Повышенный уровень допамина в дальнейшем позволяет проще решать головоломки. Вот почему многие часто испытывают сильное желание продолжать разгадывать головоломку, даже когда она невероятно трудна.

С одной стороны, пазлы развивают и активируют мозговую активность, а с другой — помогают расслабиться психологически. Последние исследования показали, что просто решение головоломок с поиском решений значительно помогает расслабиться, ведь мозг фактически входит в медитативное состояние. А медитация помогает достичь хорошего настроя и спокойствия. В дальнейшем это ведет к развитым навыкам управления стрессом и улучшением продуктивности в целом. Позитивный настрой и спокойствие к тому же ведут к улучшению самооценки.

Важность пазлов и головоломок напрямую связана с их сложностью, несмотря на то, что все люди уникальны по-своему и используют различные подходы к решению задач. Статистика дополнительно показывает, что для каждого возраста лучше подходят определенные типы головоломок. Это означает, что взрослые должны быть особенно внимательны к сложности головоломок. С мозгом пазлы творят чудеса, будь то ребенок, подросток, взрослый или пожилой человек — все получают пользу в виде улучшенной памяти, развития мозга, творческого подхода и спокойствия.

источник

Развитие ребенка базируется на обучении через игру. Играя, малыш легко и быстро запоминает огромное количество информации, совершенствуя таким образом память и воображение.

К числу игр, которые развивают многие способности крохи, относятся и детские пазлы. Это отличная игра-головоломка как для мальчиков, так и для девочек.

Собирая разрезанное на множество фрагментов изображение животного или персонажа из любимого мультфильма, они развивают множество навыков, которые им обязательно пригодятся в школе и во взрослой жизни.

Как именно эта развивающая игрушка влияет на ребенка, Вам расскажет estet-portal.com.

В возрасте 6-12 месяцев малыш активно исследует окружающую среду посредством зрения, слуха и осязания.

Несмотря на то, что он еще не может самостоятельно собирать детские пазлы, он с огромным удовольствием наблюдает, как это делают родители.

Таким образом, у него развивается внимание. А наблюдая за яркими элементами развивающей игры, ребенок изучает и запоминает цвета.

Когда малыш подрастет и сам сможет собирать пазлы, во время игры в его голове будет удерживаться образ картинки, которую нужно составить. Все это тренирует память.

В возрасте от 1 до 1,5 года малыши становятся уже более самостоятельными. Поэтому в этот период они способны собирать детские пазлы своими руками.

Поначалу предложите своему крохе собрать самую простую картинку, состоящую из 2-3 больших фрагментов.

Если Вы дадите своему малышу пазл с множеством мелких деталей, он может случайно проглотить одну из них.

Играя, ребенок знакомится с разными частями одного изображения. И помогая ему их сложить правильно, Вы тем самым способствуете развитию у него пространственной ориентации и логического мышления.

Читайте также:  Салат с курицей полезный

В возрасте от 1,5 до 3 лет у детей активно развивается тонкая моторика пальцев и рук. Поэтому детский пазл придется кстати.

Эта игра состоит из нескольких частей, а значит для того, чтобы их собрать в единое целое, необходимо ими управляться. А это, в свою очередь, развивает моторику пальцев и рук.

При собирании пазла движения рук ребенка становятся точными и осмысленными. Когда малыш пойдет в школу, это поможет ему быстрее научиться писать. К тому же, проблем с почерком и речью не будет.

Кстати, помимо бумажной или картонной головоломки Вы можете предложить своему чаду деревянные доски-вкладыши. Собирая такой пазл, малыш освоит понимание о соотношении фигурки с ее контуром. Но количество фрагментов такой игры не должно превышать 24.

В возрасте от 3 до 6 лет дети становятся изобретателями. В этот период они активно создают различные фигуры.

Даже если перед глазами нет образца пазла, они изобретают что-то свое, причем без помощи взрослых. При этом игра развивает их логику, а также формирует образное мышление и воображение.

Чтобы собрать из фрагментов картинку, нужно найти подходящие элементы. Для этого малыш представляет их в голове.

А для того, чтобы визуально представить целую картинку, он подключает свою богатую фантазию. В таком возрасте оптимальным количеством деталей детского пазла является не более 50.

Для того, чтобы правильно собрать детский пазл, необходимо брать во внимание такие факторы, как форма фрагмента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных элементов и конечный результат игры.

Все это способствует тому, что малыш видит задачу с разных сторон. А ведь многогранное видение того или иного задания – качество, которое непременно пригодится в будущем.

Так, при решении определенной задачи, ребенок сможет выбирать стратегию ее решения, а не концентрироваться исключительно на одном варианте.

В возрасте от 6 до 10 лет собрать игру-головоломку со сложными элементами одному участнику порой бывает не под силу. Поэтому к игре присоединяются и другие участники.

Это могут быть друзья или родственники. Совместное решение одной задачи делает ребенка более коммуникабельным, особенно если он замкнутый в себе, стеснительный и не общительный.

Детские психологи утверждают следующее: если родители собирают пазлы вместе с малышом, между ними и крохой выстраиваются тесные семейные отношения.

Совместно собирая один пазл, ребенок учиться работать в команде, помогать другим и добиваться поставленной цели, невзирая на трудности.

Все эти навыки понадобятся в будущем, в личной и профессиональной сфере жизни.

И это далеко не все, на что способны детские пазлы. Такая мозаика делает ребенка усидчивым, терпеливым, самостоятельным и аккуратным.

К тому же, она развивает математическое мышление, если у малыша есть задатки к математике, а также открывает в ребенке творческие способности.

Вы вполне можете устроить со своим чадом совместные семейные вечера, где вместе с ним будете собирать занимательную картинку, развивая таким способом интеллектуальные и физические способности своего малыша.

Такая игра наверняка принесет огромное удовольствие и Вашему чаду, и Вам.

Вам может быть интересно: Упражнения для пресса в нашем видео.

источник

Ребенок, занятый каким-либо процессом, учится. Он познает что-то новое, его мир пополняется новыми деталями, которые растущей личности просто необходимы. Увлекаясь собиранием картинки, ребенок, во-первых, учится усидчивости и терпению. Для маленьких детей эти два понятия, ранее незнакомые, постепенно укладываются в голове. Во-вторых, собирая пазл, ребенок нацелен на результат. Ему становится интересно увидеть, какая картинка получится в конце. «Запах» победы побуждает его доводить дело до конца. Таким образом тренируется концентрация внимания. С постоянной практикой нарабатывается и наблюдательность. Поначалу малыш подставляет различные кусочки, не подумав, но с практикой он начинает понимать, как какие кусочки куда прикладывать или же, например, научится сопоставлять части картинки по цвету или размеру, объединяя их в единое целое.

Кроме того, это нехитрое изобретение развивает логическое мышление, фантазию. Ведь, чтобы собрать необходимую картинку, ребенку нужно в уме представить ее, выбрать среди кусочков подходящий, правильно его перевернуть, вставить. Только представьте, какие процессы происходят в мозге маленького ребенка! К тому же малыш должен постоянно анализировать свои действия, принимать решения.

С какой части, например, начать и чем закончить. В его голове постоянно строится алгоритм действий. Он должен научиться держать картинку в памяти целостной и разглядывать ее фрагменты в разбросанных деталях.

Развивается также и мелкая моторика. Картинка разрезана на мелкие части, с которыми приходится работать юному исследователю. Вставить картинку правильно представляется малышу нелегким занятием. Но постепенно к рукам придет точность, ребенок будет подходить к этому занятию осмысленно и сразу брать деталь правильно.

Многие дети, собирая пазлы, не испытывают к этой игре особого интереса. Да, они научились быстро складывать картинки, но почему же такая, казалось бы, интересная головоломка не привлекает их?

Случается это потому, что ребенок умственно еще не готов к такому виду занятий. Ведь все люди развиваются по-своему. Одни уже в два года с легкостью собирают несложные пазлы. Другие и в четыре не видят в этом надобности. Но это не говорит, что кто-то из них умнее или глупее. Тут все дело в человеческом развитии. Ребенок может научиться собирать несложную картинку, но его не будет увлекать сам процесс сборки, потому что его развитие не позволяет ему еще понимать, как сложить картинку, используя логику или анализ. Эти понятия должны сначала в нем появиться. И уже потом с помощью пазлов их нужно развивать. Только заинтересованность может дать толчок к развитию. Заставить ребенка часами заниматься одной и той же деятельностью невозможно. Важно дождаться время, когда ребенок сам увлечется самим процессом собирания картинки.

Есть и другая причина того, что ребенок не любит или не умеет собирать пазлы. Картинка! Сама картинка, которую нужно собрать, должна привлекать ребенка. Маленьким нужно выбирать рисунок попроще, а не заставлять составить, например, автомобиль. Если ребенку не интересно то, чем он занимается, очень скоро он вообще перестанет это делать. Охота пропадет надолго. И все из-за неправильно подобранных пазлов.

Задача родители — увлечь своего малыша этой замечательной игрой. А помощь и похвала мамы и папы дадут ребенку стимул быть лучшим.

В идеале, надо взять большой лист бумаги и начертить на нем границы вашего паззла. Габариты его обычно пишут на коробке.

Начните выкладывать паззл с рамки. Эти элементы паззла всегда отличаются от остальных своими прямыми сторонами. Выберите из общей массы эти кусочки. Сначала положите в углы элементы с двумя прямыми сторонами, а потом уже выкладывайте оставшуюся рамку.

Чтобы упростить сборку паззла, обратите внимание на расположение выпуклостей элементов головоломки. Эти выпуклости бывают ровными на концах или скошенными. Допустим, скошенные кончики все время оказываются вверху и внизу на картинке. И если вы не будете уверены, как развернуть тот или иной кусочек в паззле, вспомните, что элементы со скошенными выпуклостями должны быть вертикальны, а с ровными – горизонтальны. И наоборот.

Некоторые ровные выпуклости могут быть немного приплюснутыми. Приплюснутые ровные и обычные ровные элементы могут встречаться только в одном ряду/столбце, но никак не в разных.

Ну и наконец, если на картинке есть явно выраженные объекты, отложите в сторону элементы, связанные с ним. Их проще собирать. А самое трудное (небо, например) оставьте напоследок.

источник

Популярность такого развлечения, как собирание пазлов, в последнее время только возрастает. И это не удивительно, ведь пазл – это интрига, тайна, которую так и хочется разгадать и взрослому, и ребёнку. Пазл – это и своеобразный вызов – смогу ли я решить такую задачу и собрать эту головоломку? К тому же, занятия пазлами не только интересны, но и очень полезны. Именно поэтому многие взрослые и сами не против провести тихий вечер, собирая картину, и с удовольствием приобретают пазлы детям.

Чтобы пазлы не разочаровывали, необходимо соблюдать важные правила:

• покупая пазл, учитывать индивидуальные интересы того, кто будет его собирать;

• тщательно выбирать уровень сложности: слишком простые быстро наскучат, а невероятно сложные могут отбить желание творить;

• ну, и конечно, пазлы должны быть качественными, чтобы все детали хорошо и плотно стыковались и не рассыпались от малейшего движения рукой.

Рассмотрим подробнее вопрос о том, какая же польза от игр с пазлами.

Простые пазлы для самых маленьких, как привило, разделены всего на несколько частей. Играя с ними, кроха:

• укрепляет свои пальчики, учится лучше владеть ручками, правильно захватывать мелкие предметы;

• знакомится с окружающим миром по получающимся картинкам;

Учить дошкольника совсем непросто. Этот маленький ураганчик совершенно не усидчив. И только интересная игра способна стать добрым педагогом. Например, пазлы!

1.Собирая картинки, ребёнок развивает мелкую моторику.

2. Начинает разбираться в таких понятиях, как «часть» и «целое».

3. Развивает пространственное мышление и логику.

Многие развивающие игры для детей этого возраста выпускаются в виде пазлов. Но даже обычные картинки складывать очень полезно. Когда картина собрана, не забудьте похвались творца (повышается самооценка и уверенность), а ещё поговорить с ним о том, что изображено (развиваем речь).

Пазлы для учеников начальной школы становятся ещё более сложными. Таким ребятам уже можно предложить не только мультяшные картинки, но и сюжеты из мира природы. Игра пазлами в возрасте от 7 до 11 лет:

• делает ребёнка более спокойным и усидчивым, даёт возможность отдохнуть от школьного дня и забыть о своих мелких неприятностях;

• хороший отдых, который не возбуждает перед приготовлением домашних уроков;

• дополнительная тренировка мелкой моторики для улучшения почерка, внимательности, которая пригодится на уроках и глазомера;

• и, конечно, пазлы развивают фантазию.

Подростки – это народец, угодить которому довольно сложно. Родителям стоит помнить, что кризисы пройдут легче, если у подросшего ребёнка будет какое-нибудь интересное дело дома. Тогда и на улицу не так тянет. Поэтому:

• пазлы смогут стать личным хобби;

• пазлы станут занятием для целой компании друзей;

• помогут добавить достижения в личную копилку.

Но всё это только в одном случае. Если это будут правильные пазлы для подростков. Милые картинки уже не увлекают. Пазл должен казаться сложным и практически не покоримым, но…на самом деле всё же иметь возможности для сборки. Подросток постоянно испытывает себя. Справлюсь ли?

Готовыми работами можно украсить комнату, устроить небольшую галерею. Чем не предмет для гордости? И сюжет, конечно, нужно согласовывать с сыном или дочкой.

Пазлам все возрасты покорны! И это правда. Собирание пазлов для взрослого человека – это:

• невероятно мощный антистресс;

• удовольствие творить руками – не всегда доступное для работников умственного труда в другое время;

• пазлы не позволяют мозгу «застаиваться», а это уже более актуально для тех, кто занят физическим трудом. Развитие воображения и восприятия, логики и внимания, глазомера и пространственного видения – всё это дарят нам обычные пазлы.

Пазлы полезны ещё одним своим замечательным свойством – они умеют объединять! Что может быть лучше семейного вечера, когда дети и родители собираются за одним столом каждый со своим персональным пазлом! Именно в такие минуты и рождается взаимопонимание.

источник

Уланова Нина
Консультация для родителей «Чем полезны пазлы? Зачем детям пазлы?»

Чем полезны пазлы? Зачем детям пазлы?

Пазлы относятся к категории развивающих игр, ведь во время складывания картинки мы развиваем мелкую моторику рук, усовершенствуем координацию движений. Для детей это еще больший плюс, так как в дальнейшем дети, которые складывают пазлы, намного легче и быстрее учатся писать и говорить.

Работа с пазлами позитивно сказывается на развитии логического и пространственного мышления у человека. Таким образом мы тренируем свою память и внимание. Дело в том, что во время складывания пазлов, мы мысленно воспроизводим у себя в голове множество образов, пытаемся запомнить мелкие детали, а потом их вспомнить. Так происходит проявления силы памяти, внимания, терпения и усидчивости.

Детей складывание пазлов учит самостоятельности, ведь им так хочется самим собрать интересную картинку, а потом уже похвастаться родителям. Так ребенок приобретает уверенность в себе, в своих собственных силах.

Примерные пазлы которые можно сделать в домашних условиях для детей от 3 лет. Вам понадобится листы картона на них нарисовать нужные вам картинки с изображением игрушек (Мяч,Кукла,Машинка,Гриб и т. д.)и сделать разметку как эта картинка будет собираться,затем вырезать по частям и ваш пазл будет готов. Это займет у вас немного временя и ваш ребенок будет доволен.

Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения пожарной безопасности В нашей группе с 09.01.-19.01 прошла неделя по пожарной безопасности. где дети сами являлись участниками и активными помощниками во время.

Дидактическая игра «Пазлы на палочках» «Не изобретаю колесо!» Просто хочу рассказать КАК это можно сделать. Однажды увидела в интернете пазлы из палочек от мороженого, решила.

Дидактическое пособие для развития мелкой моторики в ДОУ: пазлы из фетра, волшебные полоски, дерево «4 сезона» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский Упражнения для развития мелкой моторики рук используются.

Фотоотчёт «Пазлы — увлекательная игра» ПУСТЬ ИГРА ХОТЬ И ПРОСТАЯ НО ПРИГОДНА ДЛЯ УМА. Дидактическая игра «Собери картинку», или «ПАЗЛЫ» с каждым годом набирает всё большую популярность.

Консультация для родителей «Зачем детям рисовать?» Консультация для родителей «Зачем детям рисовать?» Рисование — одно из любимых занятий детей с раннего возраста. Дети рисуют карандашами,.

Дидактическая игра «Математические пазлы от 1 до 5» в рамках изучения темы «Овощи» Мастер –класс «Математические пазлы» от 1 до 5 В нашем детском саду 1 ноября было открытое занятие где дети сами являлись участниками мастера-класса.

Математические новогодние пазлы для дошкольников Интересные математические пазлы для детей, изучающих счет в пределах 10. Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки.

Презентация «Математические пазлы «Геометрические фигуры и счет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №189» .Городского округа Самара. Математические.

Настольная игра «Собери пазлы «Муравей» Настольная игра предназначена для детей от 2 лет. Игра с пазлами, пожалуй, одна из самых распространённых игр, способствующая развитию.

Читайте также:  Полезно ли мясо гусей

Пазлы — развивающая и обучающая игра В чем польза сбора пазл? Это интересное занятие для детей и взрослых. У детей развивается мелкая моторика, логическое мышление, расширяется.

источник

Если верить историкам, то первые пазлы появились в XVIII веке. На сегодняшний день собирание пазлов – развлечение не только для детей, взрослые также неравнодушны к этому занятию. Разнообразие пазлов настолько велико, что можно подобрать пазлы как для самых маленьких малышей, так и для требовательных взрослых которым требуется divan-lux.com.ua.

Пазлы отличаются не только количеством элементов, картинкой, но и фактурой, объемами. Можно встретить даже трехмерные пазлы, из которых можно собрать все что угодно, как простую игрушку, так и сложный корабль, который впоследствии может стать необыкновенным элементом интерьера.

Для ребенка польза от собирания пазлов очевидна. Это занятие воспитывает усидчивость, внимательность, развивает внимание и память. Также у ребенка развивается мелкая моторика руки, включается воображение и логическое мышление. Ребенок учится правильно различать понятие части и целого.

Для самых маленьких существуют простые пазлы с маленьким числом составляющих. В возрасте от года до двух ребенок уже может собрать предмет, состоящий из четырех частей. Главное, чтобы составляющие не были слишком маленького размера и сделаны из качественных материалов, одним словом, были безопасны для малыша. Такие занятия с ребенком способствуют изучению окружающего мира и развитию речи.

Детки постарше могут собирать более сложные картинки. Изображением могут служить любимые герои мультфильмов либо просто интересные персонажи. Собранные картинки можно оформить в рамки и использовать для украшения детской комнаты. Также на детском празднике можно предложить в качестве развлечения собрать пазлы. Многие дети с большим удовольствием погрузятся в это увлекательное занятие.

Для детей пазлы – отличное и полезное занятие, а взрослым – возможность устроить тренировку своему мозгу и отвлечься от повседневных забот, возможность расслабиться.

    Доставка готовой домашней еды от внукивнучка на всю неделю – какие плюсы
    Нередко у людей нет времени на.

Как правильно подобрать размер женской куртки
Несколько раз я сталкивалась с.

Протезирование зубов
Протезирование зубов – это услуга.

Правильный выбор спортивной одежды
Спортсмены знают, насколько важна.

Мезонити
Существует современная технология.

Выбор ночного крема
Косметологи и дерматологи уже ни один.

Где купить качественные носки?
Носков никогда не бывает много. И все.

Как получить справку о группе здоровья
Многие студенты и школьники.

Первые шаги дизайна ванной комнаты
Ванная комната обычно не имеет больших.

Советы по отбеливанию зубов
Многие люди мечтают о белоснежной.

источник

С оставные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление, воображение — психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни. Например, приступая к приготовлению супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт, соотнести его с наличием имеющихся продуктов, рассчитать необходимое время приготовления и т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И еще можно представлять, в каких тарелках этот суп подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько психических процессов задействовано: и внимание, и память, и мышление! И всякие социальные навыки вроде способности учитывать вкусы других, и еще эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности какая-то психическая функция оказывается доминирующей. Успешность деятельности напрямую зависит от того, насколько хорошо работает «ведущее звено». Например, если вы варите суп, строго придерживаясь заданного рецепта, вам необходимы умение ориентироваться на образец и хорошая память. А если суп «сочиняется», такое умение будет иметь минимальное значение. Если вы вычитали рецепт в книге — работает зрительная память, если своим кулинарным секретом с вами поделилась соседка, включается память слуховая. Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете ингредиенты на вкус, будет работать память, основанная на воображении и опыте, позволяющих выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства деятельности, мы меняем качество психической деятельности, влияем на развитие, задаем его тон. Иными словами, не суп развивает наши внимание, восприятие, память, а наши отношения с этим супом, обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом — только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок — не просто детали. В этом их главное отличие от деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или плоскостных конструкторов. Картинка — это знак предмета, его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).
Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции: удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте, возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

М ногие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.
Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка: происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно — сотня деталей), после которого новый способ действий уже не будет вырабатываться. Приведем пример. Вы понимаете, что такое число, имеете представление о количестве, о разрядном строении числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на необходимом уровне. Однако это не приведет к тому, что вам откроется суть действий с логарифмами.
То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т.д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное — не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова — как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие попытки окажутся малоуспешными, нужно обратиться за консультацией к психологу.

С оставные картинки бывают разных видов. Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки характеризуются определенной линией разреза изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее «вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться ровной поверхности, более того — форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет — то есть нужно ориентироваться только на собственные представления.

Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми для игровой деятельности — предоставляют играющему свободу для манипуляций, возможность ошибаться и самому контролировать результат, опираться на собственные представления в построении изображения. Вместе с тем, они предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех возрастов.

В отличие от разрезных картинок пазлы имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом «ключ-замок» можно успешно собирать, действуя автоматически, не думая, методом перебора. В этом серьезный недостаток пазлов с точки зрения стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Собирание такой картинки противоречит самой сути дошкольной жизни: этот возрастной период подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и «зачем?». Для малыша неестественно прикреплять одну деталь к другой, потому что «здесь красная полосочка и здесь такая же». Для него важно, что «летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом среди всех составных картинок обладают пазлы с разрезом «ключ-замок». Они вынуждают ориентироваться главным образом на форму детали, а не на то, что на них нарисовано. И это важный недостаток.

Одно из базовых свойств восприятия — стремление к завершенности, замкнутости формы. Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся элементы — как узор, половинку чайника — чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики заставляет нас, не думая, соединять детали пазлов. И если взрослый человек еще способен отвлечься от формы кусочков и обратить свое внимание на рисунок, то ребенку это сделать невероятно сложно: подавляющее большинство даже старших дошкольников действуют с пазлами методом перебора, и только помощь взрослого приводит к осмысленной деятельности по составлению картинки, а не просто сплошной поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.

Но для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек — продолжил повествование.

Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей — довольно сложная задача для детей, не достигший 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.

По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

источник

Источники:
  • http://russian7.ru/post/5-khobbi-kotorye-treniruyut-mozg/
  • http://ideanomics.ru/articles/7736
  • http://hobby-puzzle.ru/o-polze-sobirat-pazly.html
  • http://shkolazhizni.ru/school/articles/24037/
  • http://goldy-woman.com/stil-zhizni/psikhologiya-razvitie/1544-polza-pazlov-i-golovolomok-dlya-vzroslykh
  • http://estet-portal.com/statyi/kak-detskie-pazly-vliyayut-na-razvitie-rebenka
  • http://www.kakprosto.ru/kak-891333-kakoe-razvitie-dayut-rebenku-pazly
  • http://vk.com/@houroffun-o-polze-sobirat-pazly
  • http://www.maam.ru/detskijsad/chem-polezny-pazly-zachem-detjam-pazly.html
  • http://www.zirveart.com/vospitanie-detey/1818-sobirat-pazly-polezno.html
  • http://dob.1sep.ru/articles/2009/11/16