Меню Рубрики

Полезны ли для сердца занятия физкультурой правило 1 окружающий мир

Чтобы быть здоровыми, нужно постоянно заниматься физкультурой. Эти слова каждый из нас слышал не раз, однако далеко не все люди готовы следовать этому призыву. А что 10 минут на зарядку из 4-5 упражнений никак не выделится? Возможно, одна из причин нежелания заниматься спортом – это непонимание, как именно действуют на наш организм физические нагрузки. Полезны ли для сердца занятия физкультурой? Если да, то почему. Полезен ли бег для сердца и сосудов? Как физические упражнения помогают оставаться здоровыми и выносливыми? Давайте узнаем это.

Полезна ли для сердца физкультура?

Большинство людей на этот вопрос ответят положительно, так как нам с детства говорили, что это так. Но что именно происходит с сердцем, когда человек регулярно занимается спортом и физкультурой?

В результате многочисленных исследований установлен тот факт, что регулярные тренировки способствуют увеличению сердечного объёма. Средний его объём у обычного мужчины, который не занимается спортом, равен примерно 750 см кубических. Теперь давайте узнаем, каким объёмом сердца могут похвастать натренированные люди, например, участники забегов на длинные дистанции, горнолыжники, боксёры или баскетболисты. У них сердечный объём превышает 900 см кубических! Подобным образом обстоит дело и с показателями у девушек. Те, кто не занимается спортом, имеют сердечный объём, который не превышает 580 см3, а у велосипедисток, гандболисток, и женщин, занимающихся греблей, он больше 750 см3.

Какое значение для здоровья имеет объём сердца? Пропорционально увеличению объёма этого органа увеличивается и его ударный объём крови. Что это означает? Другими словами, большое сердце одним своим толчком способно выталкивать значительный объём крови. Получается, что у людей, регулярно подвергающимся физическим нагрузкам, сердечная мышца работает медленнее, но эффективнее. Это явление носит название – тренировочная брадикардия. У спортсменов, гимнастов и людей, занимающихся физической культурой постоянно, сердечная мышца работает замедленно, причём неважно – отдыхает человек или занят тяжёлым физическим трудом. У обычных людей сердечная мышца при интенсивной нагрузке начинает учащать свои колебательные движения.

Какую пользу приносит замедление ритма сердечных сокращений и увеличение ударного объёма крови? Обычный человек, оказавшись под влиянием серьёзных нагрузок или испытав потрясение, подвергается риску – его сердце начинает усиленно работать, увеличивая число сокращений. Достигнув максимального порога, может произойти остановка сердца или сбой в его работе. У людей, которые постоянно тренируются, сердце уже приучено к нагрузкам, оно работает умеренно и стабильно, оно отличается выносливостью. Столкнувшись с сильным стрессом или потрясением, оказавшись в невыносимо трудных условиях, натренированный орган не прекратит свою работу и не даст осечку.

Занятия физкультурой – это не одно и то же, что профессиональный спорт, наверное, скажете вы. Но любые физические нагрузки, которые происходят регулярно, а не носят эпизодический характер, полезны для сердца и сосудов. Они тренируют этот орган, постепенно увеличивая его объём и повышая выносливость.

Полезен ли бег для сердца и сосудов?

Бег считается одним из лучших способов укрепить сердце и сосуды. Сердечно-сосудистая система хорошо реагирует на продолжительные нагрузки, не отличающиеся большой интенсивностью, например, бег, езду на велосипеде, спортивную ходьбу, греблю.

Ежедневные пробежки позволяют организму избавиться от плохого холестерина, а это, как известно, благоприятный фактор для сосудов. Они очищаются изнутри, увеличивается просвет в капиллярах и венах, что способствует хорошему кровотоку и нормализации давления.

Во время бега работают практически все мышцы. Мышечные волокна нагреваются, увеличиваются в размерах и оказывают незначительное давление на стенки сосудов, стимулируя их. Тем самым эластичность вен повышается, а значит, снижается риск развития многих сосудистых заболеваний – варикоза, тромбофлебита и других.

Когда человек ведёт малоподвижный образ жизни, большинство мелких сосудов, расположенных вертикально, тоже почти бездействуют. Кровь по ним движется очень медленно, снабжая минимальным количеством кислорода прилегающие ткани и органы. Во время бега эти застойные зоны тоже начинают работать, кровь в капиллярах движется быстрее, а значит, все органы получают достаточное количество кислорода.

Бег позволяет естественным образом снизить артериальное давление, а значит, защитить человека от инсульта. Поскольку основная масса крови во время тренировок и бега устремляется к скелетной мускулатуре, которой требуется много питательных веществ и кислорода, то давление в венах и артериях несколько снижается.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного? Люди, занимающиеся физкультурой регулярно, а не от случая к случаю, действуют на благо своей сердечно-сосудистой системы. Их сердечный ритм стабилен, независимо от того, в каких условиях они оказались, им не страшен стресс и сильное перенапряжение. Тем, кто совершает ежедневные пробежки, не стоит опасаться инсульта или инфаркта, равно как и тромбофлебита или варикоза. Их сосуды очищены от холестерина, эластичны и упруги, а все ткани и органы в достаточной мере снабжены кислородом. Вот такой мой ответ по поводу того полезен ли бег для сосудов и сердца.

Ольга Самойлова, www.rasteniya-lecarstvennie.ru
Google

— Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
— Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока: познакомить учащихся с системой кровообращения человека. Формировать способность к использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья.

  • формировать способность к самостоятельному применению учащимися полученных знаний для объяснения протекания процессов в человеческом организме;
  • развивать познавательный интерес учащихся через проведение несложных наблюдений (измерение пульса);
  • через использование различных источников информации (детских энциклопедий, книг, научно-популярных фильмов об организме человека);
  • организовать деятельность на уроке, направленную на формирование коммуникативных навыков работы в группе.

Мыслительные операции на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Методы: словесный, наглядный, деятельностный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Демонстрационный материал:

  • видеофрагмент фильма «Анатомия и физиология человека». Видеоэнциклопедия для народного образования в 2-х частях. – М.: Видеостудия «Кварт».
  • Мультимедийное оборудование, презентация к уроку;
  • оборудование для наблюдения: часы с секундной стрелкой;
  • энциклопедия для детей. Том 2. Биология. — М.: «Аванта+», 1993;
  • электронная библиотека «Кирилла и Мефодия»;
  • научно-популярная литература для детей об организме человека;
  • карточка с пословицей: «Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь».
  • карточка-алгоритм работы:
    1. Определение системы.
    2. Органы системы.
    3. Работа органов.
    4. Как сохранить здоровье.
  • карточка с проблемным вопросом: «По каким сосудам к живым клеткам вещества разносятся кровью и выносятся обратно: по одним и тем же или по разным

Оборудование для учащихся:

  • Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и природа»). Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2008. – 144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Тема 7. Волшебная восьмерка, с. 32.
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. («Человек и природа»). — М.: Баласс; Школьный дом, 2010. –48 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Тема 7. Волшебная восьмёрка, с. 13.
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. («Человек и природа»). — М.: Баласс, 2009. –64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Проверочная работа № 4 к теме «Кровообращение», с.9.
  • Цветные карандаши (красный и синий).

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне посредством перечисления изученных систем организма человека, повторения алгоритма изучения каждой системы органов; определение содержательных рамок урока.

— Объясните пословицу: «Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь» СЛАЙД 2.

(Чтобы сохранить здоровье, надо изучать свой организм).

— Что изучаем на уроках окружающего мира? (Организм человека. Системы органов человека)

— Перечислите изученные. Какова их роль? (Опорно — двигательная система. Кожа. Пищеварительная. Выделительная система. Дыхательная система. Каждая система органов играет в организме свою особую, необходимую для жизни роль)

— Напомните алгоритм работы над каждой системой органов человека.

Учитель обращает внимание на карточку с алгоритмом работы. СЛАЙД 3.

  1. Определение системы.
  2. Органы системы.
  3. Работа органов.
  4. Как сохранить здоровье.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

— Соотнесите названия органов с системой. СЛАЙД 4.

Один ученик распределяет названия органов на две группы: выделительная система и дыхательная система. Остаётся лишнее название органа – сердце.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

— Что лишнее? (Сердце) СЛАЙД 4-5.

— Почему не смогли поместить ни в одну группу? (Не изучали, …)

— Для чего человеку сердце? (Сердце проталкивает кровь…)

— Какое значение имеет кровь в организме человека? ( Кровь несёт в клетки тела полезные вещества и забирает вредные) СЛАЙД 6.

— Покажем стрелочками, какие из перечисленных веществ кровь несёт в клетки тела, какие обратно? СЛАЙД 7.

— Как думаете, по каким сосудам к живым клеткам вещества разносятся кровью и выносятся обратно: по одним и тем же или по разным? СЛАЙД 8(?)

Карточка с проблемным вопросом на доске.

Цель: построить проект выхода из затруднения. На основе имеющихся знаний учащиеся в коммуникативной форме строят проект будущих учебных действий.

— Кровь, сердце, сосуды, – как можно объединить эти понятия? СЛАЙД 9.

(Это одна система – кровеносная)

— Определите тему урока (Кровеносная система или система кровообращения) СЛАЙД 9.

— Определите цель урока. Что должны узнать об этой системе?

По карточке-алгоритму ученик рассказывает порядок действий. СЛАЙД 2.

— Где можем узнать о сердце, сосудах, о системе кровообращения? (Учебник, учитель, ТВ, энциклопедия в, библиотечной и электронной библиотеке «Кирилла и Мефодия», интернет…врач)

Цель: реализовать построенный проект:

Узнать о работе сердца, какие бывают сосуды, используя разные источники информации;

зафиксировать построенное новое знание в речи и знаково (схема движения крови по организму;

организовать решение исходной задачи (проблемный вопрос) и зафиксировать преодоление затруднения; уточнить общий характер нового знания.

1. Выступления заранее подготовленных учеников. СЛАЙД 10.

— Послушайте, что написано о сердце из энциклопедии:

Русское слово «сердце», происходит от слова «середина». Действительно, оно — «серединка всего тела» и, проталкивая поток крови по кровеносным сосудам по телу, обеспечивает организм всем необходимым. Сердце – это особая главная мышца тела. Она безостановочно сокращается и расслабляется без каких бы то ни было усилий с нашей стороны. Оно работает как насос! Удивительно, как сердечная мышца не устаёт при такой постоянной работе в течение всей жизни человека? Оказывается, мышца сердца успевает отдохнуть за доли секунды, расслабляясь между сокращениями. К 70 годам жизни человека число сокращений его сердца достигает трех миллиардов!

— Прочитаем, что говорится о сердце в учебнике с.32. Иллюстрация, с. 33.

— Что интересного узнали о сердце из отрывка текста? (Сердце разделено перегородкой на левую и правую половины, кровь не смешивается, выталкивается только в одном направлении. Путь назад закрывает клапан).

Учитель на изображении сердца в разрезе показывает воображаемую линию. СЛАЙД 11.

— Что узнали о сердце от врача: СЛАЙД 12.

Сердце – электрический орган, который работает автоматически из-за нервных узлов, которые посылают импульсы к мышце. Благодаря этому делают электрокардиограмму. Электрокардиограмма (сокращенно ЭКГ) — это метод исследования, который применяется врачами для того, чтобы выявить (или наоборот, не выявить) заболевания сердца. Делать ЭКГ не больно ни капли, на тебя просто налепят датчики, а потом специальная машинка выведет на бумагу линии биения твоего сердца. Частоту биения сердца называют ПУЛЬС. У здорового взрослого человека он – 60-70. А у детей – 80-90.

2. Практическая работа. Исследование частоты биения сердца.

1. Измерение пульса в состоянии покоя СЛАЙД 13.

2. Работа в тетради, с. 13 № 4. Фиксирование результата.

Раз, два, три, четыре, пять.
Время ножкам побежать.
Спинке бодро разогнуться.
Ручкам кверху потянуться

Десять раз присесть и встать,
Чтобы расхотелось спать.
Десять раз вперед нагнуться,
Десять раз назад прогнуться.

Нет нужней зарядки дела,
Чтоб окрепли мышцы тела
Чтоб здоровье сохранять,
Сердце будем мы тренировать.

4. Измерение пульса (после физминутки) СЛАЙД 13.

5. Вывод: Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе.

— Итак, выяснили, что такое сердце. Следующая часть системы…(Сосуды)

— Какой проблемный вопрос поставили в начале урока?

Вопрос на карточке. По каким сосудам к живым клеткам вещества разносятся кровью и выносятся обратно: по одним и тем же или по разным? (. )

3. Просмотр видеосюжета о сосудах, малом и большом круге кровообращения. СЛАЙД 14. (2 мин. 15 с).

— Попробуем узнать информацию из видеосюжета.

— Сможете сейчас ответить на вопрос: Кровеносные сосуды бывают… (артерии-капилляры-вены)

4.Учебник, иллюстрация с. 34. Рассказ ученика о сосудах. СЛАЙД 15.

От сердца кровь движется по крупным сосудам — артериям. Они напоминают прочные шланги. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды — вены. По ним она спокойно и без толчков течет обратно к сердцу.

— Что интересного узнали ещё из фильма (Как кровь отдаёт кислород и питательные вещества, а забирает углекислый газ и вредные отходы)

— Как назвать этот процесс? (Кровообращение)

КРОВООБРАЩЕНИЕ

5. Учебник, с. 32. Работа с таблицей.

— Что означает красный цвет схематического сосуда? (Кровь, богатая кислородом)

— Что означает синий цвет сосуда? (Это венозная кровь, бедная кислородом, с отходами и углекислым газом)

Сердце в центре, сверху легкие, снизу – все остальные органы и ткани тела.

— Как происходит процесс кровообращения, расскажет …

Рассказ подготовленного ученика. СЛАЙД 16:

Непрерывное движение крови в теле человека называют кровообращением. Направляет это движение сердце. Четырёхкамерное сердце – это фактически два насоса, работающих вместе. Один из них толкает кровь по малому кругу, другой – по – большому. Чтобы из правой половины сердца попасть в левую, кровь должна пройти через лёгкие, где насыщается кислородом – это малый круг кровообращения. Из левой половины сердца в правую кровь может попасть, только обойдя всё тело, доставляя кислород, витамины и питательные вещества всем органам и тканям – это большой круг кровообращения.

Ученик показывает цветные круги кровообращения на экране презентации. СЛАЙД 16.

— Почему в учебнике тема названа «Волшебная восьмёрка»? (Кровь по сосудам делает малый круг кровообращения к лёгким. И большой круг кровообращения ко всем органам и тканям, т.е. происходит обмен веществ. Круги образуют воображаемую восьмёрку)

— Почему «волшебная»? (Сердце работает само. Оно безостановочно сокращается и расслабляется без каких бы то ни было усилий с нашей стороны).

Цель: организовать усвоение детьми нового знания использованию знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья. С проговариванием во внешней речи.

— Всё ли мы выяснили о системе кровообращения? (О сохранении здоровья)

1. Охрана здоровья. Рассказ подготовленного ученика.

(Из электронной библиотеки «Кирилла и Мефодия») СЛАЙД 17:

Читайте также:  Продукты для щитовидной железы полезные

Кровеносные сосуды похожи на водопроводные трубы. Прочистить засорившиеся трубы можно, подняв в них давление. Так поступают домохозяйки, когда чистят засорившуюся раковину на кухне. Как же «прочистить» кровеносные сосуды? Точно так же! Надо увеличить давление крови и скорость ее течения. Любое упражнение, которое увеличивает биение сердца, отлично прочищает кровеносные сосуды.

Что надо делать, чтобы сердце работало долго и без починки?

Его необходимо тренировать: давать дополнительные задания! Когда ты бегаешь или плаваешь, сердце бьется в ускоренном темпе. Так оно тренирует само себя! У людей, занимающихся спортом, до глубокой старости сосуды сохраняют свою гибкость и не засоряются!

2. Вывод: Нужно следить за здоровьем, тренировать сердце.

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях.

— Итак, какую систему органов человека рассматривали сегодня?

— Кто понял, как работает эта система?

— Как проверить, понял ты тему или остались какие-то затруднения? (Написать самостоятельную работу и себя проверить).

1. Работа на листах. (1 мин). Задание для самопроверки. СЛАЙДЫ18-19.

1) Подчеркни названия веществ, которые не переносятся кровью: кислород, пищеварительные соки, углекислый газ, вредные отходы.

2) Укажи направление движения крови: венозной — синей стрелкой, артериальной – красной стрелкой.

2. Самопроверка. СЛАЙДЫ 20-21. — У кого всё верно. Кто допустил ошибку? Где? Почему?

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности (знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления собственного здоровья).

1. Рекомендации по ЗОЖ. СЛАЙД 22.

Работа в группах (по рядам). Тетрадь с. 13, № 3.

  • 1 ряд – Правило 1.
  • 2 ряд – Правило 2.

Представители групп зачитывают вопрос, ответ, формулируют правила.

— Полезны ли для сердца занятия физкультурой? (Заставляя сердце работать, физкультура укрепляет сердечную мышцу)

Правило 1: Чаще занимайся физкультурой, и твоё сердце будет здоровым. СЛАЙД 22.

— Сразу ли при нагрузке сердце начинает биться чаще? (Медленное возрастание сердцебиения).

Правило 2: При работе физическое усилие должно возрастать постепенно.

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей учебной деятельности на уроке.

— Какую цель ставили в начале урока?

— Что изучали? (Познакомились с новой системой человека.)

Сравнение с информацией учебника по алгоритму в начале урока:

  • Сердце – это главная мышца…
  • Нужно тренировать своё сердце.

— Как узнали, что помогло. (Узнали о дополнительных источниках информации)

— Где пригодятся знания? (Для сохранения и укрепления своего здоровья)

— Что новое для себя узнали, чему научились? (Научились измерять пульс)

— Объясните пословицу: «Здоровье растеряешь – ничем не наверстаешь». СЛАЙД 23.

2. Домашнее задание: СЛАЙД 24.

стр.32-35 (в учебнике), ответить на вопросы;

с.13 № 1 (в тетрадь), № 2 — по желанию.

— Как работал ты? Оцени себя. СЛАЙД 25.

На «классное» большое сердце дети наклеивают или красное, или синее сердечко.

«Красное» – я понял и могу рассказать другим. «Синее» – остались затруднения.

источник

«В здоровом теле – здоровый дух» — знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

Физкультура — это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

Физкультура может быть лечебной и адаптивной. Лечебная физкультура помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, занимающиеся спортом, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

3. Психологическая разрядка.

Физкультура — это отличный способ борьбы со стрессами. Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура – это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель физической культуры. Программа по физкультуре предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, метания мяча, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК – лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

  • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
  • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
  • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
  • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура — это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.

источник

Физические упражнения, которые выполняются регулярно, обеспечивают человека отменным здоровьем и крепкой иммунной системой. О том, в чем именно выражается польза физкультуры для детей и взрослых – далее в статье.

Неоспоримое преимущество занятий физкультурой для взрослых людей, так как в большинстве случаев, человек пребывает на сидячей работе, и вообще не имеет в своей жизни никаких физических нагрузок, а уж тем более, профессиональных спортивных тренировок.

Таким образом, встретить сегодня человека, который занимается спортом ежедневно – это скорее исключение, нежели правило.

Выделяют следующие характерные признаками того, что организм человека не получает достаточного количества физических нагрузок:

1. Плохой сон. Это самый верный сигнал о том, что человеку не хватает активности, даже если он много времени уделяет умственным нагрузкам. В запущенных случаях плохой сон переходит в бессонницу, а это прямой путь к раздражительности, невнимательности и склонности к депрессивным состояниям.

2. Постоянное ощущение слабости и нехватки сил. Обосновано это не только угнетенным психологическим состоянием, которое наблюдается у большинства людей, не занимающихся спортом, но и также тем, что при отсутствии нагрузок страдает мышечная система и опорно-двигательный аппарат.

В таком состоянии у человека происходят застои в суставах и мышцах, их ослабление, что грозит серьезными последствиями.

Более того, нередко человек начинает ощущать настоящую боль в суставах, спине и мышцах, возникающую при длительной ходьбе или физической работе. Это прямое следствие того, что организму не предоставляется даже базовых необходимых нагрузок.

3. Бледность развивается из-за того, что организм страдает от кислородного голодания. Этого можно избежать, если заниматься физкультурой и различными видами спорта на улице.

5. Лишний вес – это важный сигнал того, что человеку не хватает физических нагрузок. При этом, ожирение не только будет мешать двигаться, но и также в разы повысит риск появления болезней сердца и сосудов, а также развитие сахарного диабета.

Выделяют следующие главные критерии, определяющие пользу физкультуры для взрослого человека:

1. Регулярные физические нагрузки в разы снижают риск развития болезней сердца и сосудов. Обосновано это тем, что спортивная активность способствует поддержанию миокарда в тонусе и также снижает уровень холестерина в крови. Это намного уменьшает вероятность инсульта.

При этом, человеку будет достаточно просто практиковать частые пешие прогулки на свежем воздухе.

2. Физкультура способствует нормализации артериального давления, но только при условии, что такие нагрузки будут умеренными. В противном случае, можно добиться обратного эффекта (вызвать гипертонический криз и все вытекающие от этого последствия).

3. Упражнения помогают избежать раннего развития болезней суставов и спины, таких как артрит, артроз, остеоартрит, радикулит и т.п. Доказано, что люди пожилого возраста, которые еще с молодости занимаются спортом, могут сохранять отличную подвижность суставов даже в зрелом возрасте.

Помимо этого, при частых спортивных тренировках у человека реже болит спина, ему проще ходить на дальние расстояния и подниматься по ступенькам.

Также следует отметить, что ходьба, плаванье и регулярная зарядка замедляет прогрессирование уже имеющихся болезней суставов.

4. Упражнения понижают вероятность развития сахарного диабета (2 типа). По этой причине физкультура полезна для тех людей, которые имеют склонность к сахарному диабету (лишний вес, высокое артериальное давление).

Помимо этого, даже если человек уже болен сахарным диабетом, частые физические нагрузки будут благоприятно отображаться на протекании болезни и нормализовать уровень сахара в крови.

5. Неоспоримая польза спорта для веса человека. С его помощью можно не только снизить количество лишних килограмм, но и также поддерживать свой вес в стабильном состоянии. Особенно это «работает» тогда, когда спорт сочетается с разумно подобранной диетой.

6. Согласно статистике, люди, которые физически активны, реже болеют от онкологических болезней. Особенно спорт оберегает женщин от рака молочной железы и толстой кишки.

7. Спорт помогает нормализовать сон и сделать его более крепким. С его помощью можно в краткие сроки избавиться от проблемы бессонницы.

8. Упражнения благоприятно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Доказано, что регулярные физические нагрузки избавляют от плохого настояния, депрессии и даже панических атак. Более того, в таком состоянии человек будет чувствовать себя уверенней, спокойней.

Помимо этого, есть сведенья о том, что спорт благоприятно влияет на людей, которые имеют психологические расстройства.

9. Повышение работоспособности.

10. Понижение риска развития атеросклероза – одной из самых опасных болезней сосудов.

11. Увеличение выносливости человека.

Более того, при частых занятиях физкультурой у человека улучшается мозговая функция, ведь организм насыщается кислородом. При этом, проходит бледность, постоянная апатия и усталость. По этой причине можно сказать, что спорт — это природный и очень полезный энергетик, который довольно быстро может привести в «тонус» человека.

Польза физкультуры для детей выражается в следующем:

1. Активные нагрузки способствуют поддержанию крепости костей у ребенка и подростка. Таким образом, костные ткани более плотными и могут лучше «впитывать» в себя кальций.

2. Упражнения, которые ребенок начал делать еще с раннего возраста, благоприятно отображаются на осанке малыша, ведь они укрепляют не только кости, но и также мышцы. Таким образом, ребенок защищает сам себя от дальнейшего развития сколиоза и прочих видов искривления позвоночника.

3. Физическая активность замедляет дегенерацию костной ткани. Это предупреждает развитие остеопороза – болезни хрупких костей.

4. Упражнения помогают детям удерживать оптимальный вес, ведь сегодня, согласно статистике, каждый третий ребенок после двенадцати лет страдает от лишних килограмм, что в дальнейшем гарантирует ему проблемы со здоровьем.

5. У подростков спорт уменьшает склонность к депрессии и стрессам. Также он развивает культуру и чувство достоинства.

Лучшими видами спортивных нагрузок для детей и взрослых считаются традиционная физкультура, фитнес, плаванье, велоспорт и бег.

Перед тем, как начать активно тренироваться, следует узнать о таком:

1. Перед началом первой тренировки важно посетить врача и убедиться в том, что у вас нет серьезных противопоказаний к активным тренировкам. К примеру, нельзя заниматься спортом при тяжелых болезнях сердечно-сосудистой системы, периодах обострения гипертонического кризиса, а также при явных нарушениях в опорно-двигательном аппарате. В таких состояниях, скорее всего, врач пропишет человеку покой либо умеренную нагрузку.

2. Не стоит спешить с активными физическими нагрузками после недавно перенесенного оперативного вмешательства. После операции должно пройти минимум месяц и только после этого можно понемногу практиковать зарядку и т.п. В противном случае, человеку будет больно, да и ткани после разреза могут повредиться.

3. Только после разрешения врача физкультуру можно практиковать при беременности. Вообще, если период вынашивания ребенка проходит удовлетворительно, без каких-либо отклонений и патологий у женщины, то умеренные физические тренировки пойдут будущей маме только на пользу.

4. В том случае, если человек ранее уже переносил инсульт или инфаркт, то с физическими нагрузками ему нужно быть предельно осторожными. Вообще, людям в таком состоянии врачи советуют больше находиться на свежем воздухе и практиковать длительные пешие прогулки. Этого будет вполне достаточно, чтобы поддерживать хорошую физическую форму.

Следует знать, что во время физических занятий организм стремительно теряет влагу, поэтому в такие дни рекомендуется вместо традиционных двух литров воды выпивать не менее трех литров. Только так можно избежать обезвоживания.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод, что физкультура не менее важна, чем здоровое питание и полноценный отдых. Она не только предупреждает множество заболеваний, но и также благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние человека, что на самом деле, очень важно.

Более того, следует отметить, что физические нагрузки полезны в любом возрасте, будь то ребенок, взрослый человек либо пенсионер.

источник

Значение занятий физкультурой и спортом для детей

Физкультура очень важная часть культуры каждого человека. Поэтому всегда придавалось и придаётся большое значение занятиям физической культурой. Регулярные тренировки укрепляют организм и помогают справиться с болезнями, хорошо влияют на внимание, память, мышление; воспитывают настойчивость, силу воли, трудолюбие, целенаправленность, коллективизм и коммуникабельность. А также, занятия физкультурой помогают людям правильно и рационально использовать своё свободное время, справляться с вредными привычками.

Читайте также:  Чем полезны упражнения на растяжку

Физические упражнения благотворно влияют на организм. Это происходит, если мы занимаемся физкультурой регулярно, так как самостоятельные занятия помогают освоить физкультурные навыки и умения, укрепляют здоровье, помогают с пользой провести активно свое свободное время. Занимаясь самостоятельно, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Систематичность, то есть регулярно, независимо от времени года, заниматься физкультурой.

2. Индивидуальность, то есть учитывать интересы ребенка, а также его состояние здоровья.

3. Рациональность физических нагрузок, то есть соблюдать принцип постепенного увеличения нагрузки и оптимально сочетать нагрузку с отдыхом.

4. Всестороннее физическое развитие, то есть самостоятельные занятия должны развивать все качества — быстроту, координацию, выносливость, силу, гибкость, ловкость

5. Контроль и самоконтроль, то есть необходимо сначала проконсультироваться с врачом, который поможет родителям определить наиболее благоприятный вид физкультурной деятельности ребенка; а так же научить ребенка контролировать самого себя.

Для детей огромное значение имеют движения. Они помогают развивать опорно-двигательный аппарат, Поэтому родителя не должны ограничивать двигательную активность ребёнка, а наоборот, создавать для неё все условия. Очень хорошо, если дома есть небольшой спортивный уголок с простейшими спортивными снарядами (шведской стенкой, кольцами, канатом, перекладиной мячами, обручем, скакалкой). При этом надо всегда помнить о закаливании и о пребывании на свежем воздухе. Это поможет стать нашим детям не только здоровыми и крепкими, но и умными. Уже доказано, что хорошее физическое развитие ребёнка улучшают его внимание, память, мышление. Оказывается, что движения как бы «подзаряжают» мозг, помогая ребёнку быстрее и лучше усвоить информацию.

Лучше занимать физкультурой всей семьей, так как ребенок всегда хочет быть похожим на своих родителей. Поэтому мы часто бываем для них как положительным примером, так, к сожалению, и отрицательным (всевозможные вредные привычки). Начинать заниматься физкультурой надо постепенно, но настойчиво:

Следует избегать резких замечаний;

Если ребенок не хочет выполнять какое-то упражнение, постараться его заменить другим.

Не забывать похвалить ребенка даже за незначительное улучшение в исполнении любого упражнения.

Постараться чаще проводить занятия в игровой форме.

Иногда родителям лучше уступить детям в соревнованиях, чтобы интерес к игре у ребёнка не пропадал. Но при этом необходимо воспитывать справедливость, коллективизм и уважение к человеку.

Родители должны как можно раньше начать заниматься физкультурой и спортом со своими детьми, научить их простейшим движениям (передвижение на лыжах, прыжкам через короткую скакалку, езда на велосипеде и т.д.), а также направить своих детей в спортивные секции. С раннего возраста детей уже принимают в секции плавания, фигурного катания, тенниса, гимнастики. Квалифицированный тренер поможет овладеть техникой движений, укрепит здоровье, разовьет физические качества, а также поможет воспитанию ценных личностных качеств. Совсем не обязательно, чтобы ребёнок стал чемпионом, хотя к этому должен стремиться каждый человек. Необходимо научить детей выполнять своё дело как можно лучше. И здесь с помощью спорта можно воспитать личностные качества у ребенка, а также спортивные занятия помогут выработать у ребёнка полезную привычку самостоятельно и систематически выполнять физические упражнения. Эта привычка послужит хорошей базой для прочного здоровья и успеха в будущей профессиональной деятельности.

Родителя должны постоянно осуществлять контроль за здоровьем своего ребенка. Контроль бывает субъективный (оценить сон, аппетит, настроение, самочувствие, желание тренироваться и работоспособность) и объективный (рост, вес, объем легких, пульс, спортивные результаты). Если физические нагрузки подходят вашему, то все субъективные показателя обычно хорошие. Когда нагрузка слишком большая появляется вялость, нежелание заниматься физическими упражнениями, ухудшается настроение, сон, работоспособность, поэтому необходимо сразу же понизить или даже прервать на некоторое время спортивные занятия. Физические упражнения должны приносить человеку «мышечную радость», приятную усталость.

Взрослые должны следить за частотой пульса. Он зависит от возраста, пола, состояния здоровья, тренированности. У нормально развитых детей число сердцебиений составляет 90—110 ударов в мин. Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляют сердечную мышцу. Сердце работает более экономно и частота пульса постепенно несколько уменьшается.

Взрослым обязательно следует научить ребенка измерять частоту пульса. Надо подушечками пальцев найти лучевую артерию и слегка нажать на неё. Затем подсчитать количество ударов за 10 сек с последующим умножением на 6. Это число и будет его пульсом за минуту. При подсчёте пульса желательно обратить внимание и на его ритмичность.

Сразу же после физической нагрузки частоту пульса лучше всего замерять в течение 10 сек с последующим умножением на 6. Показатели пульса помогут родителям определить воздействие физических упражнений на организм ребенка. Максимально допустимая частота пульса – это 220 минус возраст в годах. Измерение пульса после тренировки поможет оценить как восстановился ваш ребенок, а так же соответствие полученной нагрузки возможностям организма.

Только регулярные занятия физкультурой и спортом помогут нашим детям стать здоровыми, сильными и красивыми.

источник

Многие люди считают, что основной целью физического воспитания человека является укрепление здоровья и повышение физических показателей развития организма. Конечно, это верно, но это всего лишь внешнее воздействие физических нагрузок. Существует и внутренний результат, действие которого направлено на психику.

Не многие люди любят активный образ жизни, предпочитая сидячую работу. В этом случае приходится постоянно вести контроль над потребляемыми калориями, которые при сидячем образе жизни достаточно легко откладываются в виде жировой ткани. Также недостаточная подвижность организма приводит ослаблению всех систем и органов.

Рекомендуется выделять 5-10 минут для сохранения здоровья и восстановления активности на рабочем месте. Для этого совсем не обязательно посещать тренажерные залы и фитнес-клубы, можно самостоятельно выбрать для себя комплекс упражнений для ежедневного проведения зарядки. Физкультминутки необходимы в любом возрасте, так как оказывает оздоровительный и профилактический результат.

Элементарная утренняя зарядка способна поддержать человека в форме в течение всего дня. Также она заряжает энергией и бодростью, в результате чего человек после первых минут пробуждения может начать заниматься рабочими делами. Те, кто не делают по утрам зарядку, как правило, до обеда зевают на рабочем месте и пытаются какими-либо способами растормошить себя.

Если отсутствует время для физических занятий, то вполне подойдет ходьба. Это может быть ходьба от дома до работы (садика, школы) и обратно. Если расстояние достаточно большое и вы пользуетесь транспортным средством, рекомендуется выходить на пару остановок раньше, чтобы пройтись пешком. Ходьба способствует снижению веса, стимулирует обменные процессы в организме, укрепляет костную ткань, успокаивает нервную систему, положительно влияет на сердечно-сосудистую систему и т.д.

Также целесообразно проводить семейные вечера не на диване перед телевизором, а в игре, чтобы все члены семьи были задействованы в физической активности. Это может быть прогулка на велосипедах, аэробика под музыку, лыжи, плавание (в зависимости от желания и возможностей).

Незаметная физкультура – тот вид физической активности, которая применяется не в отведенное время для занятий, а в течение всего дня и в различных местах. Сам термин был придуман в США для того, чтобы хоть как-то сдержать динамику увеличения среднего значения лишнего веса на душу населения.
Примеры незаметной физкультуры:

• Повороты пояса во время чистки зубов

Упражнение выполняется во время процедуры личной гигиены. Человек чистит зубы и одновременно совершает повороты талии и наклоны. Продолжительность совпадает со временем чистки.

• Разминка мышц плеч во время ожидания общественного транспорта

Во время ожидания автобуса, троллейбуса или поезда метрополитена выполняются вращающие движения руками одну-две минуты.

Упражнение подойдет для жителей больших городов. Согласно правилам безопасности, запрещено бежать по эскалатору, но никто не запрещает перемещаться по нему с приемлемой скоростью. Такое упражнение способствует укреплению суставов и мышц ног.

• Силовые упражнения в офисе

Если вы работник типичного офиса, то самым лучшим силовым упражнением для вас будет перенос емкостей для корпоративного кулера.

Можно писать много слов и пользе тех или иных упражнений. Современные тенденции ведут к тому, что человек должен находить время для их выполнения. Таким образом, незаметная физкультура – лучшее решение для поддержания здорового духа.

источник

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Читайте также:  Полезен ли для зубов орбит

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

источник

«Движение – это жизнь» – утверждал Аристотель, и был абсолютно прав. Данная фраза особенно актуальна сегодня, когда большинство из нас работают сидя за компьютером, а по городу передвигаются исключительно на автомобиле. Минимизируя физическую активность мы ухудшаем собственное здоровье, провоцируем раннее старение и раннюю смертность. Причем, пока не появятся серьезные заболевания, даже не задумываемся об этом! А ведь физическая активность влияет буквально на все сферы жизни. В данной статье подробно расскажем о всеобъемлющей пользе физкультуры для здоровья.

Еще Авиценна говорил: «Человек, который умеренно занимается физическими упражнениями, не нуждается в лечении». Ему вторил Гораций: «Не желаете бегать здоровыми, будете бегать, когда заболеете!».

Современные медики полностью согласны с утверждениями мудрецов, заявляя, что одряхление организма, свойственное престарелым людям, связано не только с возрастом. Огромное влияние на этот процесс оказывает недостаток движения, по-научному, гиподинамия.

А теперь рассмотрим негативные последствия малоподвижного образа жизни и приведем доводы в пользу занятий физическими упражнениями.

Отсутствие регулярных физических упражнений приводит к образованию висцелярного жира, который оседает на бедрах и в области талии. Причем практика показывает, что количество жира при отсутствии движения ежегодно возрастает на 4-5%. Это становится серьезной эстетической проблемой, снижает самооценку человека и мешает жить полноценность жизнью.

Регулярная физическая активность помогает исправить положение. Устраивая ежедневные пробежки, занимаясь аэробикой, танцами или плаванием можно сбросить лишний вес, избавиться от целлюлита, обрести стройную и подтянутую фигуру без изнуряющих диет. Такая забота о своем теле позволит иметь стройное и привлекательное тело, а значит, повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему.

Накопление жировой массы – это не только испорченная фигура и эстетический дискомфорт. Прежде всего, это серьезнейшая угроза нашему здоровью, ведь жиром покрываются все внутренние органы, включая сердце и печень, а на стенках кровеносных сосудов оседают холестериновые бляшки. Все это приводит к развитию гипертонии, варикоза, атеросклероза и других сердечно-сосудистых заболеваний, а также повышает риск инфарктов и инсультов.

При занятиях спортом укрепляется сердечная мышца и поддерживается эластичность сосудистых стенок. Более того, под влиянием физической активности в крови возрастает количество «хорошего» холестерина, в то время как «плохой» холестерин окисляется и перестает прилипать к сосудистым стенкам. Занятия физкультурой, по мнению врачей, приводят к уменьшению показателя уровня свертываемости крови, что снижает риск тромбообразования. Плавание, например, благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему человека, увеличивает ее мощность, экономичность, жизнедеятельность. Регулярные занятия плаванием повышают интенсивность кровотока, улучшают газообмен в организме.

Таким образом, физические упражнения предупреждают повышение давления, предотвращают варикозное расширение вен и минимизируют риск ранней смертности от сердечной недостаточности. По признанию Американской ассоциации кардиологов, для укрепления сердца и сосудов наиболее полезными являются упражнениями с поднятием тяжестей.

Гиподинамия негативно влияет и на костную ткань. Без должной физической активности кости не получают необходимого питания и постепенно ослабевают. Именно это становится главной причиной переломов и развития остеопороза у пожилых людей. Учтите также, что избыточная масса тела создает повышенное давление на скелет, и вы поймете, откуда появляются проблемы с позвоночником и коленными суставами.

Регулярные физические нагрузки питают и укрепляют кости. Известно, что при занятиях спортом плотность костной ткани возрастет. К примеру, у женщин старше 50 лет, которые 3 раза в неделю занимаются с гантелями, плотность костей повышается на 1% в год. В то же время женщина, которая ведет сидячий образ жизни, теряет в год более 2% плотности, что с возрастом приводит к повышенной ломкости костей, артрозу и остеопорозу.

Резистентность к инсулину – опасный метаболический синдром, который появляется в результате ожирения. Человек, который ведет сидячий образ жизни, автоматически приобретает предрасположенность к сахарному диабету. А ведь это хроническое заболевание приводит к множественным ограничениям в питании, серьезному ухудшению качества жизни и ранней смертности.

Занятия спортом позволяют нормализовать вес, предотвратить ожирение и тем самым поддерживать в норме уровень глюкозы в крови, не допуская развития сахарного диабета.

Мышцы, которые не получают регулярных нагрузок, постепенно слабеют и атрофируются. Без упражнений мышечная масса «тает», превращаясь в жир, а значит, тело не может работать должным образом. К слову, сердце – обычная мышца, а значит, гиподинамия влияет и на процесс циркуляции крови.

Физкультура решает и эту проблему. При ней мышцы получают регулярную нагрузку, а значит, находятся в тонусе, позволяя без труда выполнять любые задачи, вне зависимости от возраста. Но что еще важнее, в награду вы получаете крепкое сердце, которое и в глубокой старости будет работать без сбоев.

Известно, что при активном образе жизни токсины и шлаки быстрее покидают организм через потоотделение. У человека с сидячим образом жизни этот процесс замедлен, вследствие чего его организм зашлаковывается. Избыточное скопление вредных продуктов обмена приводит к снижению тонуса, постоянной вялости, сонливости, апатии и отсутствию интереса к жизни.

Регулярная физическая активность дарит человеку отличный тонус и заряд бодрости, которого хватает на весь день. Человек, занимающийся спортом, не знает, что такое сонливость и апатия, у него прекрасное самочувствие и отличное настроение.

Бессонница – один из первых признаков, явно намекающих на то, что вам не хватает физической активности. Плохой сон приводит к ухудшению качества жизни, а в случае если работа связана с управлением средствами повышенной опасности, может представлять серьезную опасность для жизни.

Регулярные упражнения избавляют от проблем с засыпанием и помогают бороться с бессонницей. Исследования показывают, что лица, которые занимаются физкультурой по 30 минут ежедневно, засыпают в 2 раза быстрее и спят на 1 час дольше, чем люди, которые игнорируют физические упражнения.

Как было замечено выше, гиподинамия замедляет кровообращение, в том числе и снабжение мозга кровью. А в этом случае ухудшается мозговая активность, начинает подводить память и снижается умственная работоспособность.

Для активности мозга нужно больше двигаться. Занятия физкультурой улучшают питание мозга, активизируют нейронные связи и тем самым повышают умственную работоспособность. Прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде или упражнения с гантелями обостряют память и помогают мозгу справляться со сложными задачами, а значит, просто необходимы людям, занятым умственным трудом.

Проблемы, которые создает низкая двигательная активность, ослабляют защитные силы организма, вследствие чего он становится восприимчив к простудным и инфекционным заболеваниям.

Умеренные, но регулярные нагрузки, быстро и эффективно укрепляют иммунитет. Исследования показывают что человек, который в течение 5 дней ходит пешком более 45 минут, выздоравливает гораздо быстрее того, кто игнорирует ходьбу. При этом, по словам исследователей, благотворное воздействие физической активности на иммунитет прослеживается вплоть до 87 лет. Регулярные занятия физкультурой способствуют выработке макрофагов (белых кровяных клеток), так называемых «пожирателей» возбудителей всевозможных болезней. Тренированный человек значительно лучше переносит различные перегрузки, охлаждение, колебания атмосферного давления, инфекции, вирусы.

По словам врачей, малоподвижный образ жизни гораздо опаснее, чем курение. Исследования, проведенные учеными из Гонконга, свидетельствуют о следующем:

  • более 20% смертей у лиц старше 35 лет связаны с гиподинамией;
  • отсутствие физической активности повышает риск онкологии на 45% у мужчин и на 30 % у женщин;
  • риск смерти от респираторных заболеваний возрастает на 62% у мужчин и на 55% у женщин;
  • смертность от сердечно-сосудистых заболеваний возрастает на 53% у мужчин и на 27% у представительниц прекрасного пола.

Такая удручающая статистика просто обязана заставить здравомыслящего человека задуматься о занятиях физкультурой. Причем возраст для этого не имеет значения. Это доказывает и исследование, по которому группа мужчин, в течение 5 лет регулярно получавшая силовые и аэробные нагрузки, смогла уменьшить риск смертности от заболеваний на 44%, по сравнению с группой, которая физическими упражнениями не занималась.

А ведь решение перечисленных проблем далеко не единственная польза физкультуры для человека. Регулярно занимаясь спортом, человек:

  • укрепляет нервную систему, лучше справляется со стрессами и избегает депрессивных состояний;
  • легче переносит имеющиеся хронические заболевания, приливы жара при менопаузе и неприятные симптомы ПМС;
  • становится более уверенным в себе, стремится к новым открытиям и самореализации, а значит, готов добиваться самых больших высот;
  • находит правильный баланс между работой и личной жизнью, учится управлять собственным временем;
  • выглядит моложе своих сверстников на 8–10 лет;
  • получает хорошее настроение!

Физическая активность с малых лет – залог крепкого здоровья на протяжении всей жизни. Именно поэтому важно прививать детишкам любовь к физкультуре и всячески способствовать тому, чтобы они посещали спортивные секции.

В период интенсивного роста юному организму просто необходима умеренная физическая активность. Благодаря физическим нагрузкам:

  • Укрепляются косточки и суставы ребенка. Малыш получает дополнительную защиту от плоскостопия и имеет правильную осанку.
  • Повышается иммунитет юного организма. Спортивные занятия это еще и закаливание организма. Ребенок реже сталкивается с гриппом и ОРВИ.
  • Поддерживается нормальный вес ребенка. Спорт позволяет избежать распространенной сегодня проблемы детского ожирения.
  • Возрастает ловкость и физическая выносливость малыша, увеличивается способность переносить школьные нагрузки.
  • Повышается внимательность и мозговая активность юного школьника, расширяется объем знаний, и улучшаются отметки в школе.
  • Снижается склонность к стрессам и депрессии, повышается чувство собственного достоинства у ребенка.

Физические нагрузки подразделяются на два вида: аэробные (кардионагрузки), а также анаэробные (силовые нагрузки).

Эти нагрузки связаны с движением человека и используются, преимущественно, для укрепления сердечно-сосудистой системы, повышения иммунитета и борьбы с лишним весом. К ним относится ходьба, бег, катание на лыжах или велосипеде, плавание, танцы, занятия аэробикой и другие.

Что касается анаэробных нагрузок, то к ним относятся: подтягивания, скручивания, спринтерский бег, подъем штанги, упражнения с гирями и гантелями. Такие нагрузки хороши для укрепления и наращивания мышц, для предотвращения сахарного диабета, а также для развития выносливости.

Стоит заметить, что польза от физкультуры проявится лишь в том случае, если человек будет заниматься ею регулярно, из месяца в месяц, из года в год. Поэтому, не столь важно, какой именно вид физических упражнений вы выберете, главное, чтобы он приносил вам удовольствие, и у вас не пропадало желание заниматься спортом.

Любите бег? Начинайте свой день с легкой пробежки! Обожаете воду? Три раза в неделю посещайте бассейн. Вы можете кататься на роликовых коньках или велосипеде, заниматься танцами или шейпингом, аэробикой или фитнесом. А можете просто устраивать ежедневные прогулки на свежем воздухе, главное, делайте это регулярно!

При этом исследования показывают, что самыми стабильными и эффективными являются утренние занятия физкультурой. Сразу после сна человек ощущает себя бодрым и отдохнувшим, у него не наполнен желудок, а значит, сил и желания заниматься физическими упражнениями гораздо больше.

А сколько необходимо заниматься спортом? Этот вопрос индивидуален, но в среднем, если при помощи физических упражнений вы будете сжигать 1000–2000 ккал в неделю, это будет вполне достаточно для поддержания здоровья своего организма. Чтобы добиться таких показателей, можно, к примеру, прогуливаться со скоростью 5,5 км/ч в течение 30 минут ежедневно, или бегать со скоростью 10 км/ч 20 минут каждый день.

Мы уже убедились в том, что физкультура приносит неоспоримую пользу. Тем не менее, решив заниматься спортом, необходимо проконсультироваться с врачом и получить его одобрение, особенно если вы находитесь в преклонном возрасте.

Прежде всего, это касается бега, как наиболее распространенного физического упражнения. Дело в том, что при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, ортопедических патологиях и некоторых хронических недугах заниматься бегом категорически запрещено. Лицам в возрасте следует предварительно проконсультироваться с врачом и выбрать наиболее подходящую физкультуру, а кроме того, ежегодно проходить обследование.

Важно прислушиваться к собственному организму и не заниматься упражнениями через боль и недомогание. Известно, например, что каждый третий человек вынужден отказаться от занятий бегом из-за болей в коленных суставах или позвоночнике. Некоторые отмечают, что бег на длинные дистанции сопровождается онемением и покалыванием в пальцах рук и ног. О таких симптомах следует сообщить врачу и прекратить занятия, чтобы не ухудшить свое состояние.

Перед физическими упражнениями важно устраивать 5-минутную разминку, чтобы разогреть мышцы и суставы. Это позволит избежать травм во время занятий спортом. А заканчивать упражнения нужно снижением интенсивности выполняемых упражнений и растиранием разогретых мышц.

Не забывайте о пополнении запасов жидкости, ведь обезвоживание может привести к упадку сил, головокружению или обмороку. За 20 минут до начала тренировки выпивайте стакан воды, а в течение занятия пейте по 50 мл жидкости каждые 10 минут.

Наконец, помните, что все хорошо в меру. Если ежедневные 20–30 минутные занятия укрепляют иммунитет, то занятия спортом в течение нескольких часов приводят к перенапряжению и ослаблению защитных сил организма. Научно подтверждено, что после 2-3 часов интенсивных физических нагрузок количество иммунных клеток резко уменьшается.

Поэтому, найдите для себя физическую активность, которая приносит вам удовольствие. Если на занятия спортом совершенно нет времени, старайтесь отказываться от лифта и оставляйте автомобиль подальше от места работы, чтобы парочку километров до офиса прогуливаться пешком. Наконец, заведите собаку и выгуливайте ее по утрам и вечерам. Такая уловка обеспечит вас необходимой двигательной активностью, и подарит радость общения с четвероногим другом!

Помните, регулярно занимаясь физическими упражнениями, вы проживете яркую, здоровую, долгую и, без сомнения, счастливую жизнь!

источник

Источники:
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596102/
  • http://fb.ru/article/259480/fizkultura---eto-zalog-uspeha-i-zdorovoy-jizni
  • http://zhenskoe-mnenie.ru/themes/health/polza-fizkultury-dlia-cheloveka-osobennosti-i-preimushchestva-v-chem-polza-fizkultury-dlia-cheloveka/
  • http://infourok.ru/znachenie_zanyatiy_fizkulturoy_i_sportom_dlya_detey-327107.htm
  • http://www.kakprosto.ru/kak-100787-zachem-nuzhna-fizicheskaya-kultura
  • http://vashsport.com/dlya-chego-nuzhna-fizkultura-v-shkole/
  • http://www.ja-zdorov.ru/blog/polza-fizkultury-dlya-zdorovya/