Меню Рубрики

Полезные и вредные насекомые для детей

Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему:
Презентация «Полезные и вредные насекомые»

Презентация на тему: «Полезные и вредные насекомые», содана для ознакомления и углубления знаний детей о насекомых.

Полезные и вредные насекомые Выполнила воспитатель старшей коррекционной группы ГБДОУ№ 21 Митрофанова Светлана Григорьевна

Задачи : 1. Дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; 2. Уточнить и активизировать словарный запас по теме насекомые; 3. Уметь отличать полезных и вредных насекомых; 4. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых 5. Воспитывать в детях экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира (в данном случае – жизнь насекомых). Актуальность проекта : Познакомить с полезными и вредными насекомыми . Показать связь насекомых с окружающей средой, их влияния на эту среду, а также их приспособленность .

*** Истребляет тлю жучок, Что портит листочки, Носит красный пиджачок, В черненькую точку. И зовется очень громко, Может кто не знает? Это — Божья коровка, Листьям помогает ! / Светлана Антонюк/ Божья коровка *** Хоть молока и не даёт, Но польза в ней другая, Вам урожай весь сбережёт, Всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства. Это красивое насекомое на самом деле опасный хищник. Божья коровка в день съедает сотню, а то и больше тли. Тля—это маленькие жучки, которые наносят вред растениям. Погибающие листья, заселенные тлями: обычно скручиваются и задерживаются в росте. Божья коровка выделяет молочко — ядовитую жидкость с резким запахом, который предупреждает птиц и хищников о том, что она ядовитое насекомое. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные и поэтому их не едят. Кроме того, божья коровка может притворяться мертвой, таким образом обманывая хищников. Загадка Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям — страж. С вредной тлёй воюет ловко эта. (божия коровка.)

Тли – это крошечные насекомые, сосущие сок из растений. *** Тля – напасть для огородов И беда для садоводов. Неуёмная она! Соки листьев пьёт до дна. Чахнут целые сады От непрошеной беды. А сама-то – мелюзга! Миллиметр, или два, Но их численность — большая! Там, где тля – нет урожая … / Елена Инкона / *** Тля без лупы неприметна, Рассмотреть её -проблемно, Тля мала и незаметна, Но от тли растеньям скверно. Тля умеет пить их соки, Присосавшись хоботком, Тля несёт с собой мороки И забот ненужных ком. Тля вредит растеньям разным- Портит стебли и листву, Может вирусом опасным Заразить цветы в саду. Тля

Жужелица Жужелица – хищник, но очень полезное насекомое. Она всю ночь охотиться на гусениц , слизней и улиток. За свою жизнь жужелица уничтожает огромное количество вредителей садов, огородов и лесов, за это её любят садоводы и огородники и лесники. Чтобы добыть себе еду, жужелице приходится много побегать. Она быстроходна и увертлива. Ноги у нее крепкие, длинные, сильные. Всю ночь жужелицы охотятся на гусениц, жуков, яйца насекомых. Челюсти у жужелиц тоже сильные и мощные. Они ими легко пережевывают жуков и разрывают пищу на части. Особенно любят жужелицы слизней и улиток. Гоняться за ними не надо, вгрызайся в мягкое тельце и ешь . Днем жужелицы отдыхают, прячутся под поваленными деревьями, камнями или где-нибудь под отставшей корой. Очень быстрый чёрный жук – Лапки вместо ног и рук. На головке – клещи, жуть: Червяку не увильнуть. Жук – охотник, молодец, Он с вредителем борец. Как зовут? Я подскажу: Есть в названии » Жу-жу «. / Натали Самоний / Загадка

Блоха *** Много чести для блохи Про неё слагать стихи, Но поведать всё ж придётся, Как и где блохе живётся. Потому что эта «бяка» Там, где кошка и собака. В шерсти мягко и тепло И еды всегда полно… По размеру — блохи мелки, А вот скачут, словно белки, И инфекцию разносят, Хоть об этом их не просят. Даже лев не знает, как Убежать от этих «забияк». А вот врач – ветеринар Нанесёт по ним удар И поможет без проблем От напасти точно всем ! /Елена Инкона / Блоха- это кровососущее насекомое, небольшого размера, которое живёт за счет чужой крови . Они являются переносчиками многих опасных болезней. Укусы блох сильно зудят, чешутся и могут болеть. Обычно блохи заводятся у домашних животных, затем блохи плодятся в квартире и нападают на детей. Есть несколько разных видов блох. Среди них кошачьи блохи, собачьи блохи и человеческие блохи, последние, как следует из названия, кусают людей. Эти паразитические насекомые имеют острые челюсти, которые легко пронизывают кожу человека или животного, прежде чем сосать кровь.

Муравей — очень трудолюбивое насекомое. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть, что они постоянно трудятся. Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей. Все лето они заняты тем, что запасают в своих жилищах пищу на зиму. Работая, муравьи помогают друг другу. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Муравей *** Муравей — трудяга редкий, Все в лесу об этом знают, Целый день таскает ветки, Труд он очень уважает! Ну, а если кто ленится — Муравей с таким не дружит, Все обязаны трудится! Лодырь — никому не нужен!

Муха , это назойливое, вредное насекомое, пачками переносящее всякую заразу, инфекции. Многие виды мух переносят на своих лапках и хоботках возбудителей болезней – микробов. Они садятся на продукты, оставляют следы на стенах, на стеклах окон, загрязняют пищу, занося в нее заразу. Дети знают, что с мухами надо бороться. Обычная комнатная муха способна переносить бактерий на расстояния до 24 километров от источника загрязнения. Муха Загадка. Кто над нами вверх ногами, Ходит- не страшится, Упасть не боится, Целый день летает Всем надоедает? Ночь настает, Тогда перестаёт.? *** Надоедливее мухи Нету никого в округе: То на локоть примоститься, Сгонишь, на плечо садиться. Хоботком своим щекочет, Улетать совсем не хочет . /Светлана Антонюк/

Бабочка Бабочка Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется – Тут же опустится. Носиком водит По краю ромашки: Мёд или чай В этой беленькой чашке? Г . Глушнев На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек . Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений, перенося на своем мохнатом тельце пыльцу с одних цветов на другие. Кроме того, бабочки служат пищей многим насекомоядным животным, особенно птицам. Загадка. В ярком платье модница — Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. ( Бабочка)

*** С колорадскими жуками Трудно бой вести на грядке, Собирают их руками, Урожай, чтоб был в порядке. Колорадский жук – вреднючий , Есть картошку обожает, Налетит он если тучей- Все листочки вмиг съедает. Урожаи они губят, Хлопот много доставляют, И таких жуков -не любят, Их скорей уничтожают. *** В зелёной траве на лугах Колорадо Жучку полосатому много ли надо? Однажды картошку в наш край привезли, И мы её вкус бесподобным нашли. Картофель сажают, а мы тут как тут! За что нас обжорами люди зовут ? / Андрей Шабельников / Жуки и личинки колорадского жука питаются листьями паслёновых культур: картофеля, томата, баклажана, реже — табака, что делает их опасными вредителями сельского хозяйства . Колорадского жука легко узнать по грязновато-желтым продольным полосам. Зимует он глубоко в земле и ждет своего часа. Он наступит, когда начнет зеленеть картофельная ботва. Тогда жук нападает на нее и пожирает листья. В результате не образуются клубни, куст погибает. Колорадский жук

*** Стрекоза – стрекоза, Большекрылая краса. Глазки голубые, Крылья кружевные, Над водой летаешь, Комаров пугаешь. Загадка. То – самолёт, то – вертолёт. И так красив её полёт, Что завораживает взор. Её крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Летает в небе. ( Стрекоза) Сильные челюсти стрекозы указывают на то, что насекомое – хищник. Стрекозы прожорливы. Они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей. Если насекомые малых размеров (например, комары), стрекоза поедает их на лету, более крупных пожирает, усевшись на куст или камыш (возле воды). Стрекозы истребляют вредных насекомых, уничтожая в значительном количестве личинок комаров, мошек, мух , жуков. Стрекоза

Люди все его боятся – Очень любит он кусаться, Хоть и маленький бандит. А когда летит – пищит. ( Комар) Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький … ( Комар) Загадки Комары пьют нашу кровь, они мешают отдыхать на природе и наслаждаться теплыми летними вечерами, а так же спасть ночью становится совсем невмоготу, когда над ухом пищит комар и то и дело пытается приземлиться и подкрепиться нашей кровью . Когда комар пролетает мимо нашего уха, мы слышим высокое звенящее жужжание, это звук от работы крошечных комариных крылышек. Укусы комаров способны вызывать и аллергические реакции, для таких людей вред комаров может стать настоящей проблемой, ведь скрыться от комара очень сложно, они способны чувствовать запах крови или пота за несколько километров . Как комаров не ругай, они необходимы для природного равновесия. Комар

Шмели — одни из лучших опылителей для растений . Шмели начинают лёт в утренние часы раньше пчел, а, следовательно, и рабочий день их длиннее; они часто работают в прохладную и ненастную погоду и посещают цветки даже при небольшом дожде. Для многих видов растений, например для клевера, шмели являются единственными опылителями . Шмель полезное насекомое, они помогают опылять цветы и повышать урожайность наших садов и огородов. Шмель *** Клевер красный расцветает, Зацветает хмель, На работу вылетает Работяга шмель. Невзирая на погоду, Пока пчелка спит, Вылетает он за медом, На поля летит. Надо много потрудиться, Пыльца и нектар: Все зимою пригодится, Лета щедрый дар.

Это насекомое размером около 2мм похоже на паучка. Лесной клещ не может передвигаться на большие расстояния, он ленив и злобен. Сидя на веточке, он выжидает, когда потенциальная жертва окажется поблизости — на расстоянии вытянутой лапки. Как только это происходит, он вцепляется в кожу или одежду и, перемещаясь по телу, выбирает себе место. Чаще он приглядывает нежные участки кожи: паховые складки, шею, за ушами, у детей – затылок . Сам укус не так страшен. Он может вызвать покраснение, зуд, небольшой отек в области ранки. Куда опаснее инфекции, которые попадают в кровь человека при укусе клеща с его слюной, а также при его раздавливании. Это в первую очередь — клещевой энцефалит. Он вызывается вирусами, поражающими центральную нервную систему. Первые симптомы после укуса появляются через две недели. Заболевание развивается остро, в течение нескольких дней. Грозит осложнениями в виде параличей *** Клещ пока не нападёт На того, кто в лес придёт, Он ведёт себя, наверно, Скромно, тихо и примерно… Хитрый это паразит! Не заметишь, что сидит И не больно так кусает, Когда в кожу проникает. Лишь бы вирус не занёс Этот «тихий» кровосос. Про клещей должны все знать, В лес сапожки надевать! Из защит есть: жидкость, крем; Средства те доступны всем. А с прививкой от болезней Жить спокойней и полезней ! /Елена Инкона / Клещ

Пчела *** Села пчелка на цветок, Опустила хоботок, Подлетает к ней комар: -Что ты ищешь там? -Нектар. -А тебе не надоело? Не наскучило искать? -Нет! Тому кто занят делом, Просто некогда скучать. Пчела — это “великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, способная откладывать яйца, и несколько сотен самцов — трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Весной , летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.

Я шагаю по лужайке – Великан в трусах и майке, Сверху ясно мне видна Вся зеленая страна. Вот улитка – добрый гномик, На себе таскает домик. Вот квартирка для жука – Дырка старого пенька. Вот стоит высотный дом – Муравьи хлопочут в нем. Вот цветок ромашка, В нем живут букашки. Эта малая страна Вся кругом заселена! Если я, великан, захочу, Как лихой ураган, налечу, Все дома я могу разломать, Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу… Только я не хочу! Я – добрый Великан . /Елена Серова/

Насекомые- важное звено в природе. Если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел- нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц. В природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения . Давайте беречь и охранять насекомых !

источник

Урок познания мира.
Тема: Вредные и полезные насекомые.
Цель: Расширить знания детей о вредных и полезных насекомых, вызвать желание самостоятельно
добывать знания.
Задачи: 1. Выявить и расширить представления учащихся о вреде и пользе.
2. Развивать познавательную активность учащихся через самостоятельный, творческий
поиск необходимой информации.
3. Развивать творческие способности учащихся, умение работать с дополнительной
литературой.
4. Воспитывать умение работать в группах.
5. Воспитывать бережное и экологически правильное отношение к насекомым.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, материалы для проведения опыта (кусочки
поролона, пластиковые шприцы, стакан с водой и красные чернила), энциклопедии, дополнительная
литература для учащихся.
1 Оргмомент.
2 Мотивационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
3 Определение темы урока.

Игра «Найдите лишнее слово» (дети обосновывают свой ответ)
Медведь, волк, лиса, пчела
Комар, овца, корова.
Змея, жук, ящерица.
Актуализация опорных знаний ­
Основные особенности насекомых указывают по схеме. Определяют и называют насекомых по
иллюстрациям на доске. (акцент – насечки на брюшке, шесть лап, размер и три части тела)
­ Как назвать их одним словом?
­ Кто такие насекомые?
­ Каких ещё насекомых вы ещё знаете?
Значит объектом нашего исследования и будут НАСЕКОМЫЕ.
­
­ А может ли окружающий мир обойтись без насекомых? Почему?
­
Значит проблема над которой мы сейчас будем работать: Выяснить, приносят насекомые
пользу или вред.
­ Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из
насекомых. Тут вышел вперед медведь и говорит:
Медведь:
Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Эти комары и мухи
только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Другое дело
пчелы ­ они дают мед, а я его люблю. Давайте оставим только пчел.
4 Работа над новым материалом.
а) Рассказ учителя
В мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают,
другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие ­ один день, одни – полезные,
другие – вредные.
­ Как вы думаете, насекомые приносят пользу или вред?
­ Насекомые в природе необходимы, потому что.
­ Насекомые природе только во вред, так как.
б) Работа в группах.

I группа ­ Используя свои знания и наблюдения заполнить таблицу.
II группа ­ Изучить предложенный материал и заполнить таблицу.
III группа – Посмотреть видео материал и заполнить таблицу.
IV группа – Найти в энциклопедии материал о насекомом, изучить предложенный материал
и заполнить таблицу.
№ Название насекомых
Польза от насекомого Вред от насекомого
Колорадский жук Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо.
Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя,
окраска у меня яркая, оранжево­чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг –
фазан. Но он живёт не везде.
Комар. Кто из нас не проклинал надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки
крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе
от них порой житья нет. Стоит попасть в спальню одному единственному комарику, и можно
попрощаться со спокойным сном. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат
там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбешки.
Проводится опыт «Как комар кусает» ­ в кусочки поролона вводится жидкость красного цвета. Дети
с помощью шприца имитируют укус комара и набирают жидкость из поролона в шприц.
Вывод: ­ Для чего кусает живые существа комар?
Тля не только истощает растения, высасывает соки, но и загрязняют своими выделениями листья,
как бы душат растения. Листья скручиваются и засыхают.
Саранча ­ вредное насекомое. Одна саранча не приносит большого вреда, но когда они собираются в
огромную армию, то быть беде. Они летят огромной тучей, опускаются на сады, поля. Прилет такой
тучи – страшное бедствие, она несет голод людям.
Муравей. Я­ муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых,
которые наносят вред лесу . Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы
добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы
друзья людей.
Пчела дает мед, лечит людей, из пчелиного яда получают много лекарств, кормит животных.
Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также пчела опыляет
растения. Но от укуса пчелы погибают многие животные, птицы и звери. Вот еж совершенно не
реагирует на укус пчелы.
Божья коровка. Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я –
страшный хищник. Я не зря так хлопотливо бегаю по веточкам и листочкам, быстро переставляя
свои крохотные ножки в поисках еды. Моя еда ­ тли, крошечные, но очень вредные насекомые,
сосущие сок из растений, а так же клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит
у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.
Жук – могильщик. Я – «лесной санитар». Люди никогда не видят в лесу мёртвых птиц и зверьков, а
ведь не все из них погибаю в пастях животных, многие умирают своей смертью или погибают от
болезней. Вы, люди, не видите мёртвых зверьков, потому что мы, жуки – могильщики, хорошо
работаем.
в) Отчёты групп.
Вывод:
­ Можно ли однозначно сказать насекомое приносит пользу или вред?
­ Почему?

Читайте также:  Полезные свойства японской айвы и противопоказания

г) Физминутка. «Кузнечики»
Чок – чок, каблучок! (потопать ногами)
В танце кружится сверчок (покружиться)
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке (движения руками, как при игре на скрипке)
Кругом бабочки мелькают (движения руками, как крыльями)

С муравьём она порхает (покружиться)
Под весёлый гопачок
Лихо пляшет паучок (танцевальные движения)
Звонко хлопают ладошки! (похлопать ладошками)
Всё! Устали наши ножки!

д) игра «Потопаем ­ похлопаем».
Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами.
­ Собирают мед;
­ Едят вредных насекомых;
­ Переносят заразные заболевания;
­ Доставляют радость и хорошее настроение;
­ Поедают молодую зелень;
­ Собирают сырье для лекарств
е) Творческая работа (в парах)
­ Продолжи высказывание.
Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони ….
И тогда я понял, что (прикоснуться к красоте, можно только сердцем)
5. Закрепление нового материала
а) Чтение текста в учебнике по абзацам (с. 95)
б) Работа по вопросам
­ Как размножаются насекомые?
­ Кто появляется из яиц?
­ Какой вред приносят личинки?
­ Как называются личинки бабочки?
­ О каких полезных насекомых прочитали?
­ Какую пользу приносят наездник, жужелица, шмель?
в) Работа по карточкам
У каждого ребенка на парте карточка с названием насекомых..
­ Обведите зеленым цветом полезных насекомых, а красным ­ вредных.
Проверка.
г) Работа в тетради
­ Записать в первый столбик несколько полезных насекомых, а во второй
вредных. (По цепочке)

6. Выставление оценок.
7.Итог урока.
­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?
­ Какой вывод сделали для себя?
­ Что ещё хотели бы узнать о насекомых?
8. Домашнее задание:
­ Составить рассказ о полезных и вредных насекомых.
­ Нарисовать несколько полезных насекомых.

9. Рефлексия
На столах у детей бабочки.
Выберите зеленую бабочку, если урок понравился и на уроке работали хорошо.
Красную, если что­то не поняли.
Давайте теперь посадим этих бабочек на ромашку.

источник

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

«Насекомые вредные и полезные»

Подготовила: Сазонова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Тема: Вредные и полезные насекомые

Цель: познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые, научить их классифицировать по данному признаку

— обобщить и расширить знания учащихся о насекомых;

— познакомить учащихся с понятиями «вредные» и «полезные» насекомые,научить их классифицировать по данному признаку;

— расширить словарный запас учащихся;

— воспитывать бережное отношение к насекомым;

Оборудование: оформление доски, презентация, карточки.

— Начинаем урок развитие устной речи. Посмотрите, чтобы у вас было всё готово к уроку.

Закройте глаза. Представьте, Весна. Пришёл месяц май. Вся природа очнулась ото сна. Распускаются первые листочки. Повсюду слышна птичья трель. Порхают разноцветные бабочки. Ярко светит солнце. Оно обогревает всех с любовью. Давайте и мы сотворим в своём сердце солнце. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучик, который несёт любовь. Вы чувствуете, как звёздочка увеличилась. Направьте лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направьте лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Вы направляете к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь звёздочка стала большой как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и подарите лучик радости и добра из своего сердца!

— Вот с этим хорошим настроением мы начнём наш урок. И отправимся на лесную полянку.

— Предлагаю начать наш урок с речевой гимнастики.

4. Сообщение темы и цели урока.

— Посмотрите на рисунок и найдите тех представителей животного мира, которых вы встретили в стихотворении?

(пчела, паук, мотылёк, стрекоза, жук – божья коровка, жук-долгоносик)

— Как можно назвать их одним словом?

— Как вы думаете, может ли окружающий мир обойтись без насекомых?

— А пользу или вред они приносят окружающему миру?

— Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Тема: Насекомые вредные и полезные.

— Тогда давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Цель урока: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых.

— Мы с вами уже знаем, что в мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие — один день. Одни – полезные, другие – вредные.

— Сегодня мы повторим то, что знаем о насекомых, а также узнаем, на какие две группы можно разделить насекомых, будем учиться работать в парах, обсуждать различные задания и оценивать себя.

На партах у вас лежат листы самооценки, в которых по мере выполнения заданий мы будем оценивать себя. Если вам будет всё понятно, вы будете делать отметку зелёным кругом, если вам не всё было понятно, возникли затруднения – жёлтый круг, если вам ничего не было понятно – красный.

— всё понятно, ошибок нет (5 баллов)

— понятно, но не всё, возникли затруднения (1-2 ошибки) (4 балла)

— ничего не понял (3-4 ошибки) (3 балла)

5. Изучение нового материала.

а) знакомство с внешним видом насекомых

— Ребята мы вспомнили уже несколько насекомых. А каких ещё насекомых вы знаете?

— Правильно. Вы много назвали насекомых. А как вы отличаете их от других представителей фауны?

— Совершенно верно. Различать насекомых, от других представителей фауны можно по внешнему виду.

Цель: Предлагаю, посмотрите внимательно на представленных насекомых, и попробуйте определить их части тела.

— У насекомых есть: туловище (грудь и брюшко), голова, усики, крылья (не у всех) и шесть ног .

— Насекомые – это самая большая группа животных. Существует целая наука, которая изучает насекомых, называется она «энтомология».

— А вы знаете, почему этих животных назвали «насекомые»?

— Слово « насе комые» переводится с латинского как «имеющий насе чки», «тот, кто имеет надрезы». Если вы внимательно присмотритесь к насекомым, то увидите, что их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование.

— Итак, что нового мы узнали о внешнем виде насекомых? И почему их так назвали?

Вывод: Мы узнали, что у насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Насекомых так назвали, потому что их тело имеет насечки.

— Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части.

— Оцениваем. В графу задание 1 выставляем баллы.

Чок–чок, каблучок! (Потопать ногами)

В танце кружится сверчок.( Покружиться)

А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке. (Движения руками, как при игре на скрипке)

Крылья бабочки мелькают (Движения руками, как крыльями)

С муравьем она порхает. (Покружиться )

Под весёлый гопачок лихо пляшет паучок. (Танцевальные движения)

Звонко хлопают ладошки! (Похлопать в ладоши)

Всё! Устали наши ножки! (Тихо сесть)

б) вредные и полезные насекомые

— Как вы думаете, пользу или вред приносят насекомые? Почему?

— Сейчас, я предлагаю выяснить: вред или пользу приносят насекомые.

— Работать вы будете в парах. У каждой пары есть карточка с описанием жизни насекомого. Прочитайте и определите вред или пользу приносит данное насекомое, где его нужно расположить в нашей таблице.

Я – гость заграничный. Прилетел к вам из далёкой Америки, штат Колорадо. Очень люблю поедать траву молодого картофеля, томатов, баклажанов и других растений. Хотя, окраска у меня яркая, оранжево-чёрная, птицы меня не трогают. Единственный мой пернатый враг – фазан. Но он живёт не везде.

Я- муравей. Нас называют лесными санитарами. Мы уничтожаем вредных насекомых, которые наносят вред лесу. Муравьи одного гнезда за день уничтожают 15 тысяч насекомых. Чтобы добыть такое число насекомых, дятлу приходится трудиться 20 дней. Не разоряйте муравейник! Мы друзья людей!

Я – тля, очень маленькое насекомое, но меня боятся, все растения. Я истощаю их, высасывая соки, и загрязняют своими выделениями листья, как бы душу растения. Листья от этого скручиваются и засыхают.

Я — пчела даю мёд. Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами. Также опыляю растения. Но от моих укусов погибают многие животные, птицы и звери. Вот ёж совершенно не реагирует на мой укус.

Я – божья коровка, только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на самом деле я – страшный хищник. Я быстро бегаю по веточкам и листочкам в поисках еды. Моя еда – тли, клещи, личинки колорадского жука и другие вредители. Аппетит у меня хороший – за день я могу съесть 200 тлей.

(дети определяют место насекомых в таблице и обосновывают свой ответ)

Я – комар. Кто из вас не проклинал наше надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от нас порой житья нет. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особенно молодой рыбёшки.

— Ребята помогите мне определить место комара в нашей таблице. Какое это насекомое, вредное или полезное?

— Чаще всего, мы оцениваем вредность или полезность насекомого с точки зрения человека, но иногда насекомые приносят вред человеку, а для природы – пользу.

— Можно ли однозначно обо всех насекомых сказать приносят они пользу или вред? Почему?

— Так и комар, для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы. Поэтому предлагаю сделать третью колонку в нашей таблице и поместить комара туда.

— Как вы думаете, а правильно ли было уничтожить всех вредных насекомых? Почему?

Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред.

— Оцените сою работу. В графе 2 задание выставляем баллы.

в) Игра «Потопаем – похлопаем»

— Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые.

— Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами:

— Собирают мёд; (хлопают в ладоши)

— Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши)

— Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)

— Переносят заразные заболевания; (топают ногами)

— Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши)

— Поедают молодую зелень; (топают ногами)

— Дают сырье для лекарств;(хлопают в ладоши)

— Опыляют растения;(хлопают в ладоши)

— Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши)

— Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые.

— Оцените свою работу. В графе 3 задание выставляем баллы.

6. Закрепление изученного материала.

а) классификация вредных и полезных насекомых

— А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно и проверить свои знания. На карточках у вас изображены представители животного мира. Я буду загадывать вам загадки, а ваша задача: найти насекомого, о котором идёт речь и если оно полезное, обвести его зелёным цветом, а если вредное – красным.

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

И пыльцу из цветов собирала.

Все равно бежать не может.

Бедный листик весь сгрызёт.

Все листочки вмиг съедает.

— Выполним проверку. Назовите вредных насекомых, которых вы обвели красным цветом. Назовите полезных насекомых, которых вы обвели зелёным цветом. Вы проверили, как вы запомнили вредных и полезных насекомых.

— Оцените свою работу. В графе 4 задание выставляем баллы.

— Следующее задание заключается в том, чтобы составить предложения. Работать будем по группам. 1 и 2 группы должны дополнить предложения по смыслу. В левом столбике начало предложения, в правом — иллюстрации насекомых, соедините их стрелочкой, чтобы предложение было верным.

.

.

.

.

— Ребята 3 группы должны будут составить предложения, заменить картинки словами. Карточки для (3 группы)

на уничтожает .

и переносят инфекции.

и летают над .

опыляют .

(дети зачитывают предложения вслух)

— Молодцы! Оцените свою работу. В графе 5 задание выставляем баллы.

— Сегодня на уроке мы ставили цель: узнать новое о насекомых, уметь различать вредных и полезных насекомых. Мы выполнили все задания, которые позволили нам достичь поставленной цели.

— Предлагаю вам дома нарисовать полезное насекомое, которое вам понравилось.

— Вот наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились. Оцените себя — по листам самооценки. В последнем столбике вам нужно будет выставить себе оценку.

Где у вас зелёный круг – вы ставите 5 баллов;

Где у вас жёлтый круг – вы ставите 4 балла;

Где у вас красный круг – вы ставите 3 балла.

Читайте также:  Какими полезными ископаемыми богата центральная россия

Посчитайте общее число баллов и выставите в последней графе оценку.

— Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4», «3».

— А сейчас мне очень хотелось бы узнать, насколько хорошо вы чувствовали себя на уроке, все ли запомнили. Я предлагаю вам населить ромашки насекомыми. У вас на парте лежат бабочки зелёного, жёлтого и красного цвета. Если вам сегодня понравилось на уроке, вы всё поняли и сможете научить этому своего товарища, вы крепите – зелёную бабочку, если вам было интересно, но кое-что вы не совсем запомнили, вы крепите – жёлтую бабочку. А если вам было скучно, вы плохо запомнили то, о чём мы говорили, вы крепите – красную бабочку.

— Молодцы! Посмотрите, какая красивая полянка у нас получился.

— Закройте глаза. Мысленно перенеситесь с прекрасной полянки в класс. Откройте глаза.

— Мне приятно было с вами работать. А закончить наш урок я хочу словами А.Л. Барто.

Я сорвал цветок — и он завял,

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

— Прошу вас, помните об этом. Спасибо за работу.

источник

Насекомые вредные и полезные. Нос долог, голос тонок Кто его убьёт, свою кровь прольёт. комар В природе существует много насекомых полезных и нужных человеку. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОлег Доможиров

Презентация на тему: » Насекомые вредные и полезные. Нос долог, голос тонок Кто его убьёт, свою кровь прольёт. комар В природе существует много насекомых полезных и нужных человеку.» — Транскрипт:

1 Насекомые вредные и полезные

2 Нос долог, голос тонок Кто его убьёт, свою кровь прольёт. комар В природе существует много насекомых полезных и нужных человеку. Но есть также и другие, которые кусаются и жалятся, разносят болезни.

3 Кто из нас не проклинал надоедливое комариное племя? Особенно на природе, где атаки крылатых кровопийц вполне способны погубить все очарование тихого летнего вечера. Да и в городе от них порой житья нет. Стоит попасть в спальню одному единственному комарику, и можно попрощаться со спокойным сном. Но массы личинок комара, живущих в воде прудов и озер, служат там одним из главных источников питания рыб, особен-но молодой рыбешки.

4 Мухи являются разносчикам и холеры, дизентерии, гепатита и тифозной лихорадки. Они кусается и пьёт кровь. Осенью в щель заберётся, а весной проснётся. Большинство укусов насекомых поражает на некоторое время и не очень серьезно. Но у некоторых людей аллергия к укусам пчел и ос. В случае укуса таким людям нужно обратиться к врачу, получить лекарство, препятствующее возникновению аллергической реакции. муха

5 вши блоха человеческая клопы постельные Все болезни, передающиеся насекомыми, реже встречаются в хорошо убранных местах, чистых, где отсутствует пыль. В таких условиях насекомым трудней размножаться.

6 Гигантская армия тараканов насчитывает видов. Тараканы практически всеядны, а значит в высшей степени живучи. Они разносят инфекцию и часто появляются в квартирах и домах.

7 До сих пор люди не находят спасения от мошки оводов и слепней. Укусы их болезненны. Они должны во время жаркого лета одевать закрытую одежду. А как трудно приходится домашним животным! мошка Но эти насекомые служат пищей птицам.

10 Знаменитая африканская муха цеце является ужасным бичом тропической Африки. Укус ее, не смертельный для человека, но от него погибают почти все домашние животные: собака, бык, баран, осел, верблюд, лошадь. муха цеце

11 На хлебных полях вредят, подъедая корни, личин-ки щелкуна полосатого и скрипуна. щелкун полосатый

13 Питаются листьями и стеблями саранча, прусик, коник,

16 просяной мотылёк, тля. Тля высасывает соки растений. Листья растений скручиваются и засыхают.

17 гусеницы златогузки Листву и хвою деревьев повреждают в основном личинки бабочек (гусеницы).

21 дровосек длинноусый Предпочитает отмершую кору и древесину сосен.

22 огнёвка рисовая жук листогрыз

23 тли щитовки паутинные клещи трипсы

24 На своей родине, в штате Колорадо это безобидное насекомое мирно занималось своей работой — поедая пасленовые растения, и не причиняло окружающей природе никакого вреда. Из Америки колорадского жука завезли во Фран-цию, а он распространился по всей Европе и попал к нам в Россию 1958 году. колорадский жук

25 Он смог приспособиться к нашему холодному климату и является главным вредителей полей. личинки колорадского жука

26 Рухнуло в лесу дерево, и принялись за дело насекомые. Вгрызлись в древесину личинки жуков- усачей, стали её дырявить. Стало дерево гнить. В него отложи-ли яйца жуки-олени с громадными, как рога, челюстями. жук-олень

27 Жуки-могильщики способствуют поддержанию чистоты на планете. Жуки заползают под мертвую птицу и выполняют обычное для них дело закапы-вание. Вокруг птицы растет маленькая почвенная насыпь, а ее тело оседает все глубже и глубже. Могильщики работают до тех пор, пока весь труп не окажется в земле. Могильщик погребальный закапывает мёртвых мелких животных, а затем откла-дывает поблизости яйца, готовит кашицу для питания личинок. жук-могильщик

28 Эти создания — уховёртки, поедают мёртвых насекомых.

29 Капрофаги – это те, кто питается навозом. Самые известные из них – жуки-навозники. Каждый вид жуков питается помётом определённого вида живот-ных. Малые жуки- навозники в России насчитывают более 150 видов. Настоящие жуки-навозники – это скарабеи. Они – самые крупные из навозников. Гре-ческое слово «скарабей» переводится на русский язык как «жук». В древнем Египте поклонялись свя-щенному скарабею, скатывающему из навоза боль-шие шары. жук навозник

30 Для естественной защиты растений в саду лучше использовать полезных насекомых в качестве естественных врагов вредных организмов. божья коровка

32 Божья коровка всем хорошо известное насекомое. Самка жука за свою жизнь уничтожает до 4000 тлей, а будучи личинкой до 800 тлей за свою жизнь. божья коровка

33 Златоглазка наряду с божьими коровками является врагом тли. Своё название получила за глаза.Питаются личинки мелкими насекомыми, особенно тлёй. Отдель- ные виды во время развития способны уничтожить до 500 тлей.

35 Журчалки имеют большое значение в садоводстве, так как их личинки питаются тлёй. журчалки

36 Личинки жужелиц питаются яйцами овощных мух, мел- кими насекомыми и их личинками.

37 Истребляя вредных насекомых, например георги-новых мокриц, уховертка может повредить молодые побеги цветов.

источник

Ольга Мешалкина
Конспект занятия «Насекомые»

Тема: «Насекомые»

Цель: познакомить детей с различными насекомыми, с их средой обитания, рассказать их образ жизнь, пользу и вред, который они приносят.

• Воспитать заботливое отношение к окружающей среде.

• Расширить знания об окружающем мире.

• Развить память и словарный запас детей.

Материал: картинки с изображением насекомых.

— Ребята, а давайте вспомним, кто всегда летает вокруг цветов? (Бабочки, шмели, осы).

Выставляются картинки различных насекомых.

— А как назвать их, одним словом? (Насекомые)

— На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомое» — от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все; зелень, мелких насекомых, отходы. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло (весной, летом). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных (мухи); есть и полезные – опыляют растения, дают продукты и сырье (мед, воск, шелк).

— Давайте рассмотрим части тела насекомых. Тело можно разделить на три части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди.

— Какие насекомые приносят пользу, а какие вред? (Стрекозы едят мошек, пауки – мух, мухи разносчики микробов, гусеницы едят листья, пчелы собирают мед.)

Какие насекомые жужжат? (Жуки, шмели, мухи, стрекозы, осы.)

Какие стрекочут? (Кузнечики)

А сейчас давайте разгадывать загадки про насекомых. Я буду загадывать загадки, а вы при ответе показывать насекомых на картинке.

Пролетела мимо уха вроде муха, но не муха.

Эта муха не жужжала, у нее ребята, жало,

Муха с жалом? — Чудеса знают все это … Оса

Побежали по дорожке чьи — то маленькие ножки.

А на ножках посмотри груза больше раза в три.

И почти не вижу я под поклажей… Муравья.

Муравьи – полезные насекомые. Они очень маленькие и очень трудолюбивые. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых.

Насекомое в почете,

Чтоб медку отведал ты. Пчела

Два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные по краям резные.

То подскажет мамочка да ведь это… Бабочка.

Больше всего бабочек бывает в мае и июне. В мае над огородом начинает летать белые бабочки с черными пятнышками на крыльях. Перелетая с листа на лист, бабочка откладывает на них свои яички, из которых появляются гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной и становиться коконом или куколкой. В нутрии кокона гусеница превращается в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветы и питаются их нектаром, доставая его хоботом.

Дружочек ровно семь на каждом точек. Божья коровка

Скачет, зелен конь стрекочет!

Слышен звук то тут, то там

Целый день до поздней ночи. Кузнечик

Хоть вредитель — с виду милый.

Он гудит как самолет. Майский жук

Крылатый вредитель – растений губитель.

Хозяйству он шкодит на сверчка походит. Саранча

Кто, скажи, дружочек он? Комар

Уловило звук тот ухо. А жужжало… Муха

Муха – вредное насекомое, потому что на своих лапках они переносят болезни. Сядет муха на хлеб и оставит на нем микробы. Вот почему всегда надо закрывать пищу от мух. Мухи бывают большие и маленькие.

Сеть готовит им хитрец. Паук

Усатый, всеядный, очень неопрятный

Круглые глаза, как большие фары это… Стрекоза

(загибать пальцы по одному)

(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)

Давайте закончим нише занятие дидактической игрой «Закончи предложение»

Бабочка питается … нектаром

Молодцы ребята, вы отлично поработали. Сегодня мы узнали с вами о насекомых об их пользе и вреде в природе.

Конспект интегрированного занятия «Насекомые» в старшей логопедической группе Дети стоят полукругом около воспитателя. — К нам в детский сад пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим друг другу хорошее.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Насекомые» Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Насекомые» Цель: Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида.

Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Малыш» г. Белебея Муниципального района Белебеевский район.

Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Насекомые» Цель: 1 закрепить представления по лексической теме «Насекомые» 2 закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

Конспект занятия «Насекомые» Программное содержание: • Уточненные представления о насекомых, установление взаимосвязи между средой обитания, способами передвижения,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию по теме «Насекомые. Пчела.» «ЧУДЕСНЫЙ ПОДАРОК» Задачи: • уточнить представление детей о пчелах, их отличии от других насекомых; • формировать представление о том,.

Конспект занятия в средней группе «Насекомые» ООД Тема: «НАСЕКОМЫЕ» Цель: 1. Уточнить знания детей о насекомых и их характерных при- знаках. 2. Формировать представление о развитии.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Насекомые» Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: «Насекомые» Цель: Познакомить детей с понятием «насекомые». Задачи: 1. Уточнить названия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Насекомые» Непосредственно образовательная деятельность. Старшей группы. Развитие речи. Взаимодействие образовательных областей: Познавательное развитие,.

источник

Один из биологических методов естественной защиты растений в саду предполагает использование полезных насекомых в качестве естественных врагов вредных организмов, их изучение и содействие в расселении по саду и жизни в нем.

Божья коровка – хорошо известное полезное насекомое в саду. Она относится к круглым жукам и в зависимости от вида бывает длиной 4-9 мм. Чаще всего встречается семиточечная коровка. Свое имя жук получил за 7 черных точек на красных надкрыльях. Но также встречаются жуки с желтыми надкрыльями и черными точками или темные жуки со светлыми пятнами или вообще без них. Также количество пятен или рисунок крыльев могут быть разнообразными. В общей сложности у нас обитает около 70 видов больших коровок, среди которых около 50 видов питаются лиственной тлей, а остальные – панцирной тлей и паутинными клещами. Божьи коровки наряду с другими истребителями лиственной тли являются важнейшими помощниками в саду.


Взрослые особи божьей коровки зимуют на открытом грунте, например, под листвой или сухой травой. Весной божьи коровки откладывают 10-20 яиц вертикально группой на ветках или на внутренней стороне листа вблизи от колоний тли. Личинки из яиц проходят 4 стадии. Окрашены они обычно в темно-серый цвет с желтым или красным рисунком. По завершении стадии личинок божьи коровки приступают к окукливанию и приобретают, как правило, желтый окрас. После выхода из куколки жуку необходимо еще 2-3 дня до приобретения им окончательного цвета. Особо важным является то, что как личинки, так и сами жуки принадлежат к виду хищных насекомых, питаются тлей.


Известная у нас семиточечная божья коровка уничтожает в день до 150 тлей, более мелкие виды – до 60. Еще будучи личинками, насекомые пожирают в общей сложности до 800 тлей. Так, самка жука уничтожает за свою жизнь около 4 тысяч взрослых тлей.

При использовании божьей коровки в качестве защиты растений следует учитывать циклы ее развития.

Стеторус, или клещевая коровка

Активный истребитель паутинных клещей. Это очень маленький, подвижный, как ртуть, жучок с блестящими черными надкрыльями, округлой формой тела и очень маленьким для жука размером – 1-1,5 мм. Личинка маленькая, серая, очень подвижная. И жуки, и личинки активно питаются клещами и их яйцами, уничтожая за свою жизнь от 800 до 2000 особей вредителя.

Обнаружить жуков можно в местах скопления паутинного клеща, чаще всего на малине, на обратной стороне листьев. Бывали случаи, когда даже в производственных условиях, при сильном заражении малины паутинным клещом, хищник за несколько дней истреблял вредителя полностью, и необходимость в химической обработке отпадала. На садовом участке условия для стеторуса более благоприятны, и если при обнаружении паутинного клеща вы заметите и крохотных жучков черного цвета на обратной стороне листьев, вам не стоит беспокоиться: он сделает свое дело – очистит растения от паутинного клеща быстро и эффективно.

Кстати, и божьих коровок, и стеторуса можно собирать где-то в другом месте и выпускать в своем саду, они отлично приживаются.

Это пушистые одиночные пчелы – и совершенно безвредные. Вот пользу саду приносят огромную. Вылетают на сбор нектара при таких температурах воздуха, при которых обычная домашняя пчела и носа из улья не показывает. Если у вас нет построек с соломенной крышей на участке, – рекомендуем сделать домики для осмии. В качестве домиков подойдут не только болотные растения, но и банальные куски дерева с насверленными отверстиями. Также можно использовать ветки бузины, внутри они имеют мягкую сердцевину, которую необходимо удалить, и останется полая трубочка – домик для осмии.

Поселяются осмии в самых неожиданных местах – в отверстии из-под старого гвоздя, в щелях. Если будет установлен домик – осмии приживутся, и вы будете с яблочками, сад будет опылен на отлично.

Пчелы – истинные друзья сада, так как приносят ему огромнейшую пользу. Они являются единственными надежными помощниками агрономов и садоводов. Известно, что преобладающее большинство сортов яблони, груши, сливы, вишни, малины, крыжовника – самобесплодны, то есть их завязи не могут оплодотвориться собственной пыльцой.
Таким образом, большую пользу пчелы в саду приносят человеку тем, что, собирая пыльцу с цветков, они одновременно совершают и перекрестное опыление растений.

Читайте также:  Какой белок полезен для похудения

Шмели – это одни из самых холодостойких насекомых, хорошо приспособленные к жизни в суровых условиях севера, где другие опылители либо не могут жить, либо летают короткое время.

Благодаря своему длинному хоботку они могут добывать нектар даже из цветков с узкими венчиками, тем самым собирая пыльцу с растений, недоступных для других насекомых.

Шмели собирают не только нектар, но и пыльцу с растений. Донести до гнезда это лакомство шмелям помогают специальные приспособления, которые располагаются на задних лапках. Но пыльца попадает не только в специальные углубления на лапках. Иногда пылинки задерживаются на брюшке, а потом переносятся на другой цветок.

Собирать пыльцу и нектар с растений шмели умеют очень и очень быстро. Биологи подсчитали, что лишь один полевой шмель во время полёта, длящегося 100 минут, посещает 2634 цветка. Поэтому, шмели по праву считаются лучшими опылителями этого ценного кормового растения.

Различные виды семейства галлиц более известны садоводам-любителям как вредные насекомые (личинки ряда видов развиваются в тканях растений, вызывая образование галлов), чем помогающие в борьбе с вредителем. Длина тела галлиц варьируется от 1 до 5 мм. К известным вредителям в саду принадлежит, например, грушевая галлица.

Полезные же галлицы питаются на стадии личинок тлей. Важнейшим видом является Aphidoletes aphidimyza. Самка (размеры около 2-3 мм) откладывает за один жизненный срок, равный 1 неделе, 50-60 яиц недалеко от колонии тли. На 4-7-й день вылупляются оранжево-красные личинки. Последние кусают тлю за ножки и впрыскивают парализующую жидкость. Укушенная тля умирает и используется личинкой для питания. Через 2 недели полностью сформировавшаяся личинка падает на землю и превращается на земле в кокон. После 3 недель вылупляется второй выводок, чьи личинки в коконе зимуют на земле и по весне вылупляются, будучи уже взрослыми особями.

С ранней весны и до поздней осени в садах встречаются быстро убегающие жуки – это хищные жужелицы, которые уничтожают яйца, личинок (гусениц), куколок и взрослых особей многих вредных насекомых. Одна жужелица за сутки может уничтожить три – пять гусениц крыжовниковой огневки, до десяти ложногусениц пилильщика, до ста личинок галлиц.

Охотятся по ночам, поэтому днем редко встречаются. Зимуют жуки в почве.

Личинки жужелицы питаются яйцами овощных мух, мелкими насекомыми и их личинками, червями, слизнями. Этих жуков редко можно увидеть днем в саду, они скрываются в убежищах. Длина жужелицы до 4 см, она очень подвижна. Многие виды не могут летать и потому активны ночью. Окрас жужелицы самый различный: известны большие черные и совершенно желтые мерцающие виды. Взрослые насекомые зимуют в саду в укромных защищенных уголках, например, под домом или поленницей.

Большие жужелицы откладывают по 40-60 яиц отдельно в неглубокие отверстия в земле. Из яиц через несколько дней вылупляются личинки и вылупляются, в зависимости от вида, через 2-3 года до куколки. После периода куколки, длящегося приблизительно 2-3 недели, из них вылупляются взрослые (развитые) жужелицы. Наряду с жужелицами, обитающими преимущественно на земле, существуют также древесные и летающие виды. Они питаются мелкими насекомыми и червями и потому обитают в гниющей органической субстанции, например, в компосте.

Следует обеспечить жужелиц убежищем (листва, древесные опилки и стружка, небольшие кучки камней), они живут на открытом грунте, прячась иногда в земляные щели.

Ядохимикаты – самый страшный враг жужелиц!

Журчалки имеют большое значение в садоводстве, поскольку их личинки питаются тлей. Развиваются личинки в разных условиях – в почве, навозной жиже или на растениях. Визуально журчалка похожа на осу, длина взрослой особи – 8-15 мм. Особенность журчалок, отраженная в их названии, – в полете они могут как бы зависнуть на месте, издавая при этом звук, отдаленно напоминающий журчание воды.

Откладывание яиц происходит в колониях тли. Яйца величиной 1 мм продолговатые белого цвета. Вылупившиеся из яиц личинки не имеют ножек и передвигаются, как улитки. Они окрашены в белый или желтый цвет и похожи на личинок мух.

Для охоты за тлей журчалки используют свои крючковидные челюсти, которыми крепко удерживают добычу, высасывая ее. Развитие личинки до стадии куколки длится 2 недели. За это время личинка съедает до 700 тлей. Личинки журчалки активны преимущественно ночью и выходят на охоту не раньше сумерек. Стадию куколки журчалка переживает в оболочке в виде капельки, размещаясь недалеко от колонии тли на листьях или на земле. Отдельные виды выводят несколько поколений, большинство – до 5 за год. У некоторых видов самки зимуют так же, как личинки или куколки. Сами журчалки питаются цветочной и медвяной росой, а также секрециями тли.

Наиболее подходят журчалкам участки с цветущими растениями, но только не ухоженные газоны. Особенно любят журчалки растения, цветущие желтыми цветами.

Для перезимовки журчалок можно оставлять небольшие деревянные ящички, наполненные сухой травой или стружкой.

Этих насекомых с округлым брюшком и слитой головогрудью знают все. Однако далеко не все знают об их роли в природе. Большинство из них – хищники. Встречаются пауки в почве, под опавшими листьями, на травянистых растениях и деревьях. Часто паутину, сплетенную пауками, путают с паутиной, оставленной обыкновенным паутинным клещом.

Трихограмма – эффективное средство защиты растений от вредных насекомых, как в открытом, так и закрытом грунте. Это мелкое насекомое (размер – 0,4-0,9 мм; окраска – от желтого до черного цвета), которое является исключительно паразитом яиц насекомых. Однако паразитический образ жизни ведут только личинки трихограммы, питаясь содержимым яйца насекомых, взрослые же особи трихограммы в природе питаются нектаром цветов и росой.

Самки трихограммы через 2-3 часа после от рождения и спаривания приступает к поиску яиц бабочек, а найдя, – прокалывает их яйцекладом и откладывает в них свои яйца. В зависимости от размера яйца хозяина, в нем может развиваться от 1 до 60 яйцеедов. Продолжительность развития зависит, в первую очередь, от температурных условий и длится от 8 суток при 30ºС, 11 – при 25ºС, до 53 суток при 11ºС. Продолжительность жизни взрослого энтомофага зависит от температуры, влажности и углеводного питания (2-5 суток без питания, до 7-15 суток с подкормкой).

Трихограмма паразитирует яйца более 60 видов вредных бабочек: совок (подгрызающих и листогрызущих); белянок (капустная, репная, рапсовая); огневок (кукурузный стеблевой и луговой мотыльки); листоверток; плодожорок и т. д.

Златоглазка наряду с божьими коровками является врагом тли. В наших садах чаще всего встречается вид зеленого цвета с желтыми глазами. Свое название жук получил именно за эти глаза. Взрослая особь имеет размах крыльев до 3 см. Зеленые продолговатые насекомые носят прозрачные с прожилками крылья в форме домика, складывая их на нижней части длинного туловища.

Самка откладывает около 20 яиц зеленоватого цвета отдельно или группой на коре или листьях. Вылупившиеся из яиц личинки развиваются в зависимости от погодных условий в течение 2-3 недель. Их длина всего 7 мм, челюсти длинные, серповидно изогнутые и заостренные. Питаются личинки мелкими насекомыми, особенно тлей. Отдельные индивиды способны во время развития уничтожить до 500 тлей.

По истечении 18 дней личинки прячутся в защищенное место, обматываются и превращаются в белый круглый кокон. После выхода златоглазки из кокона начинается следующее поколение. Всего в год могут появиться 2 поколения. Взрослые особи питаются, как правило, медвяной росой и пыльцой, при случае не гнушаясь мелкими насекомыми. Зимует взрослая златоглазка в укромных уголках, потому иногда ее можно обнаружить в жилых помещениях. В период зимовки насекомое может приобрести желтый или коричневый окрас, но весной вновь становится зеленым.

Наряду с златоглазкой обыкновенной у нас встречаются еще около 42 видов тлиных львов, которые, подобно златоглазке, принадлежат к настоящим сетчатокрылым. Один из самых известных видов имеет размах крыльев (коричневых специфической формы) около 3 см. Взрослые особи и личинки питаются тлей и вносят вклад в биологическое равновесие в борьбе с этим вредителем.

Использование для целенаправленной биологической защиты растений в теплицах и на защищенном грунте было опробовано и дало хорошие результаты. Для этого необходимо на каждый квадратный метр поверхности поместить по 20 яиц златоглазки, которые можно приобрести в специальных биолабораториях.

Наездники развиваются, как паразиты, на различных хозяевах, которыми могут быть многие насекомые, за исключением пауков. Для садоводов наездники имеют большое значение, так как они уничтожают гусениц бабочек, личинок мух и тлю. Внешним видом наездники напоминают ос и в большинстве случаев имеют темную или пеструю окраску. Их величина неодинакова и колеблется от менее 1 мм до более 10 мм. В качестве примера следует упомянуть 2 разных вида наездника, имеющих особое значение. Первый вид паразитирует на гусеницах бабочки-капустницы, второй – на тле. Яйца наездник откладывает на насекомое, его личинку, гусеницу или в их тела с помощью специального жала, которое молниеносно протыкает тело жертвы. Из яйца вылупляется личинка соответствующего вида наездника и высасывает «хозяина».

Наездники могут зимовать, будучи личинкой, куколкой или взрослой особью. За 1 раз самка откладывает около 30 яиц в гусеницу капустницы. В общей сложности она может отложить до 200 яиц. После вылупления личинок в гусенице оболочка ее тела трескается, выпуская личинок, которые чуть позже превращаются в куколки.

Виды, паразитирующие на тле, откладывают яйца в тело тли. Личинка, появляющаяся из яйца, высасывает тлю изнутри, таким образом питаясь, и окукливается в коконе из тонкой паутины. После окукливания наездник выходит из кокона через небольшое отверстие в оболочке тли. От каждой самки страдает около 200 тлей. Развитие насекомого, начиная от яйца до стадии куколки, продолжается около 10 дней, так что в течение года может появиться несколько поколений. Тля, пораженная наездниками, имеет характерный медный окрас и цилиндрическое туловище.

Наездник любит селиться в зонтичных растениях (укроп, кориандр, тмин, купырь и пр.).

Уховертка обыкновенная, относящаяся к отряду кожистокрылых, хорошо известна садоводам и огородникам. Длина туловища 3,5-5 мм, передние крылья твердые, задние – перепончатые. Есть также бескрылые формы. Впечатляют ее клешни, расположенные в задней части туловища. Охотится уховертка в основном в сумерки и ночью, а днем прячется в темных узких щелях.

Истребляя вредных насекомых, например георгиновых мокриц, уховертка может повредить нежные молодые растения георгин.

Весной и осенью самка откладывает в норку, которую вырывает сама, до 100 яиц, охраняет их и заботится о своем потомстве – сначала о яйцах, а позже – о личинках. Зимуют уховертки в убежищах – в коре деревьев, трещинах зданий, в почве, цветочных горшках, наполненных мелкой стружкой или каким-либо другим материалом, например, мхом.

В качестве убежищ можно использовать цветочные горшки, наполненные древесной стружкой, мхом или сеном. Такие горшки выставляются между овощными культурами или вывешиваются на деревья.

На зиму горшки следует вычищать, а весной наполнять заново.

Окапывание приствольных кругов деревьев способствует нормальной жизнедеятельности насекомого. Часто также уховертки ищут себе убежища на зиму именно под деревьями, в его опавшей листве.

Хищный клоп принадлежит к классу долгоносиков. Его различные виды имеют определенные источники питания. Для одних – это сок какого-нибудь растения, для других – насекомые. Для садовода интересны, прежде всего, вторые, которые среди прочего уничтожают тлю. К таким относятся мягкотелый и ложный клопы, среди которых некоторые виды питаются преимущественно паутинными клещиками.

Цветковые клопы – небольшие хищные насекомые длиной 3-4 мм. За 1 раз самка откладывает до 8 яиц, в основном по краям листьев. За год клопы выводят 2 поколения, а в местности с теплым климатом даже 3. Зимуют хищные клопы взрослыми особями. Более крупные виды цветкового клопа питаются также личинками галлицы.

Как привлечь насекомых в сад?

Если мы где-то возьмем много полезных насекомых и выпустим их в сад, то эффект будет только кратковременный. Гораздо важнее, чтобы полезные насекомые прижились в саду. Для этого надо создать для них подходящие условия. В первую очередь – это кормовая база и места для укрытия и размножения полезных насекомых.

Для размножения и увеличения видового состава полезных насекомых, в том числе хищных (энтомофагов) важно учитывать их особенности:

— хищных насекомых привлекают цветущие растения, а не вредители (фитофаги);
— хищные насекомые используют для размножения и уничтожают тот вид «хозяина» т. е. вредителя, на котором развились сами.

Итак, полезных насекомых привлекают в сад цветущие растения (цветущие сорняки), а не вредители.

Наличие в саду и на лужайках, на полях естественных цветов-нектароносов, даже в небольшом количестве, позволяет хищным насекомым осуществлять дополнительное питание в стадиях размножения. Более того, некоторые хищные насекомые способны эффективно размножаться только совмещая питание нектаром или падью и насекомыми – жертвами. Поэтому присутствие цветущих сорняков даже на полях, где выращивают c/х культуры, на уровне ниже экономического порога вредоносности, повышает эффективность хищных насекомых и считается целесообразным.

В саду всегда должно быть некоторое количество разных вредителей, чтобы выживали полезные насекомые.

Специализированные хищные насекомые отыскивают своего «хозяина» т. е. вредителя при любой его численности. Поэтому, еще раз, в саду всегда должно быть некоторое количество разных вредителей, как ни парадоксально это звучит! Обычно в живой изгороди вокруг сада высаживают растения, на которых развиваются вредители и выживают хищные насекомые. Только в этом случае они могут предотвратить вспышки размножения вредителя. Многоядные хищные насекомые проявляют интерес к тому или иному виду вредителей лишь при высокой его численности, поэтому они обычно запаздывают.

Следовательно, для устойчивого регулирования численности вредителей необходимо разнообразие видов хищных насекомых. А для расширения видового состава и размножения хищных насекомых следует высевать их кормовые растения-нектароносы. Это, как правило, сложноцветные зонтичные и метельчатые растения, множество мелких цветков которых представляют собой множество источников нектара и вместе образуют место, где могут сидеть полезные насекомые, в том числе пчелы, и бабочки.

Растения, привлекающие полезных насекомых

Привлекает к себе божьих коровок, клопов хитрых, мелких паразитических ос, златоглазок и мух прежде всего своей кормовой ценностью. Пижмовая тля, например, питается соком растения и часто скапливается в больших количествах по краям его пильчатых листьев.

Преимущество пижмы и в том, что настой из листьев пижмы отпугивает колорадского жука. От себя добавлю, обильный травостой из пижмы хорошо использовать в компостах. В таком компосте не заводятся личинки медведки и майского жука.

Отвары из листьев и цветов пижмы содержат много различных витаминов, эфирных веществ, улучшают вкус кваса, теста, из цветов варят варенье.

Многолетнее растение, привлекательное для ос и мух. В период цветения покрывается множеством желтых цветков.

Привлекают мелких ос и пауков. В грунт высаживают рассаду в период, когда миновала опасность заморозков.

Привлекает в период цветения клопов хитрых, пауков, мелких ос, журчалок и златоглазок. Его ароматные семена используют в хлебопечении и для приготовления маринадов.

Привлекает божьих коровок, журчалок, мелких ос и пауков.

Является эффективным почвообразующим растением, увеличивающим содержание органического вещества при запахивании.

Привлекает не только пчел-опылителей, но и мух, божьих коровок, журчалок, клопов-хищников.

Используется для приготовления освежающего чая и в качестве отдушек. Мята привлекательна для мух и пауков.

Способностью привлекать полезных насекомых обладают многие виды бобовых, например: клевер пунцовый, клевер ползучий, вика. Они обеспечивают полезных насекомых постоянным кормом и влагой, обогащают почву азотом.

Чтобы обеспечить на весь сезон наличие цветущих растений, привлекательных для полезных насекомых, начинать нужно с тех, которые раньше зацветают, например, с гречихи, на смену которой придет укроп пахучий. Сразу же нужно посадить бархатцы, календулу, чтобы они зацвели в середине лета. Следует выращивать пижму, донник и пупавку, которые из года в год цветут длительное время.

Задача использования полезных насекомых состоит не в полном уничтожении вредителей, а в контроле за их численностью.

При создании условий, которые сочетали бы благоприятную среду для полезных насекомых и декоративность, можно достигнуть естественного баланса между численностью вредных и полезных насекомых.

источник

Источники:
  • http://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_poznaniyu_mira-148626/171527
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-razvitiya-ustnoy-rechi-na-temu-nasekomie-vrednie-i-poleznie-klass-1171047.html
  • http://www.myshared.ru/slide/861084
  • http://www.maam.ru/detskijsad/tema-nasekomye-596603.html
  • http://agrostory.com/info-centre/fans/poleznye-nasekomye-v-sadu-i-ogorode/