Меню Рубрики

Полезные ископаемые 4 класс конспект урока

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Обобщить знания учащихся о разнообразии окружающей нас природы.

4. Формирование коллективных умений и навыков труда на уроках окружающего мира.

1. Развитие любви и уважения к окружающему нас миру.

2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных сигналов.

— Сегодня мы с вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.

— Какие вы полезные ископаемые знаете?

— Почему их называют полезными ископаемыми?

Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой.

Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

— Сейчас вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3 группы.

— По ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…

— Итак, на какие 3 группы можно разбить полезные ископаемые?

1.Горючие полезные ископаемые.

2. Рудные полезные ископаемые.

3. Строительные полезные ископаемые.

— Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к соответствующей группе.

…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.

— Что образуется при разрушении гранита из кварца?

Во что превращается полевой шлам и слюда?

— Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая ценится за пределами Республики.

— Об известняке нам расскажет…

В старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали белокаменной.

О железной руде расскажет…

— Кто же добывает полезные ископаемые?

— Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…

Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат (флажок).

Белорецкий сталепроволочный комбинат — варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза до троса.

Можно смело тащить танкер, нефтяную вышку.

О каменном угле узнаем с вами из сообщения…

— По опорному листку расскажет…

В Башкортостане наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).

Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на карте флажок и значок нефти).

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г.Туймазы. (флажок и значок нефти).

В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод (флажок на карте).

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.

Мы арендуем только землю — это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.

На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Потрудились – отдохнём
Встанем глубоко вздохнём
Руки в стороны, вперёд
Влево, вправо поворот
Наклонились, прямо встали
Руки вниз и вверх подняли
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.

— Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.

Так какие же полезные ископаемые отнесём к строительным

к рудным полезным ископаемым?

и, наконец, к горючим полезным ископаемым?

— Поработали, пора и отдохнуть.

Солнце небо греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у Снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают на нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)

— Дети, вам были даны вопросы викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй . пока горячо». Железо.

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. Торф.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? Гранит.

2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.

3. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности — мел, мрамор. Известняк.

4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.

— Для чего добывают полезные ископаемые?

Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.

Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

а) Тест «Полезные ископаемые».

— Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»

— Кто выполнил правильно без единой ошибки?

б) Фронтальный письменный опрос.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых.

1 вариант — выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка.

2 вариант — свойства нефти и железной руды.

На парте полезные ископаемые.

— Показывают образцы полезных ископаемых.

— Рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним таблицу.

Как называется это полезное ископаемое.

(зернистый, твердый и прочный)

(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог, памятников, отделка станций метро).

— Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.

— Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства, пластмассы, духи.

— Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.

— Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарство, технический спирт.

— Черного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

— Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

— Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

источник

Тема урока: «Полезные ископаемые»

свойства полезных ископаемых

знать свойства полезных ископаемых (нефти, торфа, каменного угля),

уметь проводить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование,

уметь пользоваться естественнонаучными текстами с целью поиска информации (данные и факты для заполнения таблицы),

уметь обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой;

развивать логическое мышление (анализ, сравнение) при определении свойств полезных ископаемых,

развивать теоретическое мышление при систематизации данных по характерным особенностям природных ископаемых,

развивать устную речь с использованием терминов “геолог”, “нефтяник”, “месторождение”, “нефтепровод”, “шахтёр”;

воспитывать интерес и уважение к профессиям геолога, нефтяника, шахтёра,

воспитывать осознание ценности природы и своего места в ней,

воспитывать этику общения и группового взаимодействия.

Тип урока: изучения новых знаний

подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

первичная проверка усвоения;

итог на рефлексивной основе;

информация о домашнем задании (вариативно)

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Задача: актуализация знаний, обеспечение мотивации

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

— Что мы называем полезными ископаемыми?

— С какими полезными ископаемыми мы уже познакомились?

— Оценивать знания вы будете сами по ходу урока. Возьмите оценочный лист, подпищите.

— Прочитайте про себя критерии.

— Главное свойство гранита – прочность.

— Глина хорошо пропускает воду.

— Главное свойство глины – пластичность.

— При изготовлении стекла используют песок.

— Проверьте и оцените свою работу (На доске плакат с правильными ответами: + — + + ).

— Сегодня мы познакомимся с другими полезными ископаемыми.

Какую учебную задачу можем поставить перед собой?

Работают с оценочными листами.

Сверяют результаты, оценивают.

— Изучить свойства, применение.

Усвоение нового материала

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний

Форма работы: групповая, фронтальная

Давайте вспомним правила работы в группе.

— Какие правила техники безопасности нужно помнить при работе с полезными ископаемыми?

— Каждая группа работает с одним полезным ископаемым и заполняет таблицу. При обсуждении другие группы внимательно слушают и стараются определить, что общего в этих трёх полезных ископаемых.

Алгоритм работы записан на листах.

Прочитайте, что нужно будет сделать.

Запишите их в таблицу (лист № 1)

Недостающие данные найдите в тексте (лист № 2)

— Проверим, как поняли задание.

Проанализируйте полученные результаты в группах, выявите общие свойства для всех 3-х полезных ископаемых.

Главное свойство, используемое человеком?

— Когда мы определяли свойства, мы выполнили анализ . Затем мы сравнили полученные результаты.

Как называют места залежей полезных ископаемых? (Месторождение)

— Кто занимается поиском месторождений?

Геолог – специалист, исследующий местность с целью обнаружения полезных ископаемых

Шахтёр – горнорабочий, работающий в шахте.

— Месторождение торфа называют торфяниками.

— Чем опасны сухие торфяники?

Пахнет гарью. Четыре недели

Торф сухой по болотам горит.

Даже птицы сегодня не пели,

— Для образования торфа нужно несколько тысяч лет, а для образования каменного угля – миллионы лет. Торф и уголь называют «братьями». Почему? Кто из них старший брат, а кто – младший?

— Нефть обычно находится глубоко в земле. Пробуривают узкие скважины, в них опускают трубы. Под давлением она сначала бьёт фонтаном. Потом насосы. Иногда месторождение нефти геологи находят на дне морей или океанов. Ставятся нефтяные платформы.

Нефтепровод – система труб для передачи нефти на расстояние.

Учащиеся рассказывают правила работы в группе; правила техники безопасности.

Учащиеся делятся на 3 группы (по желанию).

Выполняют задание в группах, представляют результат работы у доски.

Остальные 2 группы слушают выступающего у доски.

Отвечают, читают слова с доски.

Слушают, высказывают своё мнение.

Оценивают работу в группах.

Первичная проверка усвоения

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; коррекция.

Форма работы: индивидуальная

Выставление отметок 2 мин

Домашнее задание (вариативно) 2 мин

Задача: обеспечение понимания обучающимися цели и содержания д/з

Объясняет домашнее задание и раздаёт карточки (см. приложение).

Записывают домашнее задание в дневник.

Итог на рефлексивной основе

Задача: рефлексия деятельности

— Закончите любое предложение:

Сегодня на уроке я узнал(а), что

Мне было интересно, потому что

— Поблагодарим друг друга за урок.

Тема урока: «Полезные ископаемые» (по плану 3 урок из 5)

Читайте также:  Полезные ископаемые викторина 4 класс

— понятие «полезные ископаемые»;

— свойства и использование некоторых из них (песок, глина, гранит, известняк)

— свойства нефти, торфа, каменного угля, их общие свойства, применение

Единица содержания: свойства полезных ископаемых

Тип урока: изучения новых знаний

подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

первичная проверка усвоения;

итог на рефлексивной основе;

информация о домашнем задании (вариативно)

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Задачи: актуализация знаний, обеспечение мотивации

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Сум: тема, оценочные листы, задания «Верно или неверно», плакат для самопроверки

Усвоение нового материала

Задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Форма работы: групповая, фронтальная

Сум: природные ископаемые из коллекции: торф, нефть, каменный уголь; тексты,

таблицы для заполнения, презентация «Добыча угля, торфа, нефти», карточки со словами, стихотворение А. Ахматовой

Задача: обеспечение понимания обучающимися цели и содержания д/з

Первичная проверка усвоения

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; коррекция

Форма работы: индивидуальная

Сум: разноуровневые карточки (2 варианта)

Итог на рефлексивной основе

Задача: рефлексия деятельности

Сум: незаконченные предложения

Правильно выполнено – 3 балла

Уточнения, дополнения – 1 балл

Карточки для первичной проверки усвоения нового материала

Из чего образуется каменный уголь?

С помощью чего передают нефть на большие расстояния?

Какое свойство нефти в основном используют люди?

Почему торф называют «младшим братом» каменного угля?

Почему авария нефтяного танкера считается бедствием?

Раздаточный материал для работы в группах

Лист № 1 (для работы в группах)

2. Запишите их в таблицу (лист № 1).

3.Недостающие данные найдите в тексте (лист № 2)

Маслянистое – не маслянистое

Главное свойство, используемое человеком

Из каменного угля получают много полезных продуктов: фотоплёнку, лекарства (аспирин, нашатырный спирт), краски и красители. Он хорошо горит, даёт при этом много тепла, поэтому его используют при отоплении помещений, а также как топливо на фабриках, заводах, железных дорогах. Его иногда называют «хлебом промышленности».

Каменный уголь образовывался в течение миллионов лет, главным образом из отмерших растений – гигантских папоротников и хвощей, заросли которых когда-то густо покрывали нашу планету. Иногда на кусках каменного угля обнаруживают отпечатки древних растений.

Образуется торф на болотах из остатков растений. Одно из главных растений-торфообразователей – мох сфагнум. Он плавает на поверхности воды. При отмирании он опускается на дно болота. Из этих остатков образуется торф. За 1 год образуется всего 1 мм торфа. Торф иногда называют «младшим братом» каменного угля. Для образования торфа требуется несколько тысяч лет. А ещё через несколько миллионов лет торф превращается в каменный уголь.

Люди используют торф, прежде всего, как топливо. Некоторые виды торфа служат прекрасным удобрением. Хорош торф в качестве подстилки для скота. Один килограмм торфа может впитать 20 кг влаги. А ещё в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Учёные полагают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Основное свойство нефти, которое использует человек, её горючесть. Зачем человеку нужна нефть? Прежде всего, как топливо. Из нефти получают бензин и керосин, машинное масло, пластмассы. Нефть используют в пищевой промышленности. При переработке нефти получают парафин, который нужен для упаковки сыра. Парафин предохраняет сыр от высыхания и плесени. Парафином пропитывают бумагу, в которую заворачивают жирные продукты. Разверните конфету в фантике. Под ним белая бумажка, пропитанная парафином.

Домашнее задание (вариативно)

Провести дома практическую работу, записать свойства столовой соли по плану:

источник

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

  1. Словесные: беседа, рассказ;
  2. Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;
  3. Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Конспект по окружающему миру за 4 класс

Выполнила: Калугина Римма Фанисовна

Тема: «Горючие полезные ископаемые»

КО: познакомить детей с горючими полезными ископаемыми;

КВ: воспитать аккуратность при выполнении заданий;

КР: формировать умение логически рассуждать, кратко, четко, исчерпывающе излагать свои мысли.

Наглядные: иллюстрации учебника, демонстрация мультимедийной презентации, демонстрация образцов горючих полезных ископаемых;

Практические: рассмотрение образцов горючих полезных ископаемых и проведение опытов для выявления их свойств.

Наглядность и оборудование: мультимедийная презентация, образцы горючих полезных ископаемых

Терминологический минимум и номенклатура: горючие полезные ископаемые, нефть, природный газ, торф, каменный уголь, газопровод, скважина.

Этап урока и его продолжительность

Сегодня мы с вами узнаем, каким бывает климат в России.

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были прочитать параграф про песок. Ответьте на мои вопросы: 1. Из чего состоит песок?

2. Что делают из глины и песка?

Повторение (проверка знаний по ранее изученному материалу)

Что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

минеральные и органические образования земной коры , которые используются людьми в производстве.

Изложение нового материала

Рассказ о пользе горючих полезных ископаемых

Первичное закрепление изученного материала

Какие горючие полезные ископаемые вы запомнили? Расскажите о них.

Разгадаем кроссворд из презентации.

Торф, нефть, природный газ, каменный уголь.

Подведение итогов и постановка домашнего задания

Записываем домашнее задание. Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

Записывают домашнее задание.

Горючие полезные ископаемые

Подготовила: Калугина Римма Фанисовна

минеральные и органические образования земной коры, которые используются людьми в производстве.

Полезные ископаемые бывают:

  • Твердыми
  • Жидкими
  • Газообразными

Горючие полезные ископаемые

  • Они хорошо горят и при горении выделяют много тепла.
  • К ним относятся каменный уголь, торф, нефть, природный газ.
  • Торф и каменный уголь – твердые тела, нефть – жидкость, природный газ – газообразное тело.

Польза горючих полезных ископаемых

  • Используются как топливо на фабриках и заводах, в жилых домах, школах, больницах.
  • Крупные потребители – электростанции, которые снабжают весь город электричеством.
  • Из горючих полезных ископаемых получают много различных продуктов: бензин, керосин.

  • Торф – это остатки полусгнивших растений на болотах.
  • Он темно-бурого цвета, пористый.
  • В сухом состоянии легкий.
  • Толщина – от 1 метра до 11 метров
  • Добывается на торфяных болотах с помощью воды и насоса.

  • Как топливо
  • Как удобрение
  • Как подстилка для скота
  • Из торфа делают плиты, которыми утепляют стены зданий
  • Из переработанного торфа получается светильный газ, керосин.

  • Он черного или черно-бурого цвета
  • Твердый, но хрупкий.
  • Плотный, тонет в воде.
  • Медленно загорается, горит долго и ярко
  • В природе встречается 3 вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь

  • Залегает глубоко в земле, иногда встречается и на поверхности земли
  • Толщина до 20-30 метров
  • Для добычи угля делают шахты.

Шахта – это глубокий колодец, который доходит до пластов каменного угля

Использование каменного угля

  • Им отапливают помещения, фабрики и заводы, электростанции.
  • Из него получают каменноугольную смолу, кокс, светильный газ.
  • Из каменноугольной смолы получают краски, лекарства, духи.
  • Кокс используют при плавке чугуна
  • Светильный газ используют как топливо.

  • Нефть – густая маслянистая жидкость
  • Цвет: черный, темно-коричневый, зеленовато-бурый, белый, бесцветный.
  • Легко загорается и горит неярким, коптящим пламенем
  • Не растворяется в воде и плавает на ее поверхности

  • Находится в земле на большой глубине
  • Иногда просачивается на поверхность, образуя нефтяные лужи
  • В места, где обнаружена нефть, ставят нефтяные вышки и бурят глубокие отверстия (скважины).

  • На заводах из нефти получают бензин, керосин (топливо для автомобилей, морских судов, самолетов).
  • Из нефти получают машинное масло, вазелин, парафин, духи.
  • В природе встречается густая лечебная нефть, в ней принимают оздоровительные ванны

  • Скапливается глубоко в земле
  • Бесцветен, не имеет запаха
  • В 2 раза легче воздуха
  • Горит голубоватым пламенем и не оставляет копоть и золу.
  • Для добычи природного газа бурят скважины и доставляют газ на поверхность по газопроводам (специальные трубам).

Использование природного газа

  • Как горючее для отопления домов, подогрева воды и приготовления пищи
  • Как топливо для машин, котельных, электростанций
  • Из природного газа изготавливают пластмассу.

1. остатки полусгнивших растений на болотах

2. жидкое горючее полезное ископаемое

3. природное ископаемое — каменный …

4. специальные трубы для добычи природного газа

5. газообразное полезное ископаемое – природный …

6. Глубокие отверстия для добычи нефти и природного газа

  • Нарисовать в тетради способы использования горючих полезных ископаемых.

источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии»

ФИО студента: Пляскина Ольга Павловна

Дата проведения урока: 30 ноября 2017 года.

Дисциплина: Окружающий мир.

Тема урока: Горючие полезные ископаемые, их использование. Альтернативные источники энергии.

Цель урока: Формирование познавательного интереса обучающихся к современным экологическим проблемам через их включение в активную творческую деятельность по решению проблемы поиска альтернативных источников энергии.

Обучающая: сформировать представление обучающихся о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии;

Развивающая: продолжить развитие общеучебных умений и навыков:

готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению работ;

ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения;

выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково-символических средств.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к богатствам земных недр и изделиям из них, интерес к профессии эколога.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

принятие и освоение социальной роли;

формирование принимаемой обществом системы ценностей.

формировать умение наблюдать за природой;

формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

учить анализировать, систематизировать информацию, выявлять и формулировать проблемы.

способствовать овладению обучающимися искусством дискуссии;

содействовать формированию гражданской позиции обучающихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы: объяснительно – иллюстративные, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 4 класс 1 часть.

На доске модели карточек с нарисованными знаками полезных ископаемых

бурый уголь — железная руда;

Учитель: Ребята, что обозначают эти знаки?

Дети: Эти знаки обозначают полезные ископаемые.

Учитель: Для чего используют эти знаки?

Дети: Эти знаки используют для обозначения месторождений полезных ископаемых на карте.

Учитель: Что мы называем полезными ископаемыми?

Дети: Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности, называют полезными ископаемыми.

Учитель: Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на 2 большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Учитель: А нерудные полезные ископаемые еще делятся на 2 подгруппы: строительные и горючие. Какие группы полезных ископаемых мы уже изучили?

Дети: Мы изучили рудные полезные ископаемые.

Учитель: В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Дети: В твердом – гранит, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему горючие полезные ископаемые так называют?

Дети: Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются
человеком от её каменной оболочки.

Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Дети: Горючие полезные ископаемые.

Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам прочесть текст на странице 94 до слов «Каменный уголь» и заполнять таблицу в ТПО на стр. 37. Откройте тетради.

Учитель: Теперь выполним то же самое с «каменным углем».

Учитель: Читаем дальше, устно выделяя главное.

Учитель: В каких местностях следует искать торф?

Учитель: Какое полезное ископаемое в старину называли «греческий огонь»?

Учитель: Какой вред природе наносит разлившаяся нефть, угольный карьер, осушение торфяных болот?

Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно наш упругий мяч.

Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, а сейчас послушайте стихотворение.

Природа дарит людям чудеса,
Мы перед ней навечно стали должниками.
Но долг природе мы обязаны отдать,
Иначе мы не сможем выжить сами.

Как вы понимает эти слова? О каком долге идет речь?

Читайте также:  Икра или рыба что полезнее

Учитель: Для того, чтобы лучше понять, о чем же это стихотворение, предлагаю вам прочесть статью со стр. 98 по 100.

Учитель: Так о чем же этот текст?

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть исследователями и рассказать мне о том, какие альтернативные источники энергии использует человек.

Дети: Энергия солнца (солнечные батареи), энергия ветра (турбины), гидроэлектростанции (гидроэлектростанции преобразуют энергию потока воды в электроэнергию посредством гидравлических турбин, приводящих во вращение электрические генераторы), геотермальные электростанции (Электростанции такого типа преобразуют внутреннее тепло Земли (энергию горячих пароводяных источников) в электричество), водород (Водород, самый простой и легкий из всех химических элементов, можно считать отличным топливом. Он имеется всюду, где есть вода. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить на водород и кислород, причем этот процесс не вызывает никакого загрязнения окружающей среды), биотопливо (это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов.)

Учитель: Молодцы! Вы осень любознательные дети!

Учитель: Дома вы выполните следующие задания: выделить на контурной карте крупнейшие месторождения нефти, торфа, каменного угля и природного горючего газа в России. На выполнение этой работы вам дается неделя. К следующему уроку вы выполните задания №1, 2, 3, 5,7 в ТПО.

Подведение итогов, рефлексия.

Учитель: Я думаю, что сегодня на уроке вы узнали много нового. Для того, что бы оценить свою работу на уроке, нарисуйте смайлика, отражающего ваше настроение, а после урока сдайте мне.

источник

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
Конспект урока окружающего мира «Полезные ископаемые» 4 класс «Школа России»

Конспект урока окружающего мира «Полезные ископаемые» 4 класс «Школа России», составленный в соответствии с ФГОС НОО

Урок окружающего мира 4 класс «Наши подземные богатства»

1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.

2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.

формирование умения правильно называть, анализировать и охранять природные богатства своего края.

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения;
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
  • Развитие интереса к исследовательской работе;
  • Умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;
  • Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

1. Образцы полезных ископаемых.

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Поприветствуйте улыбкой друг друга. Я рада всех вас видеть.

Учитель: Желаю сохранить позитивное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.

2. Актуализация знаний для изучения нового материала => постановка проблемы.

Учитель: на прошлом уроке мы изучали тему «Водные богатства нашего края». Давайте вспомним что такое водоемы?

Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.

Учитель: Какие водоемы есть в нашем крае?

Ученик: Реки, озера, водохранилище, моря.

Учитель: Что вы можете рассказать об этих водоемах?

Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?

Учитель: Обоснуйте свое мнение.

Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Учитель: Что еще относится к природным богатствам?

Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые

Учитель: я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему сегодняшнего урока:

Без нее не побежит, ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок )

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)

Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?

Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

Учитель: Что такое полезные ископаемые?

Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.

Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.

Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?

Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.

Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах учебника.

Работаем по плану на стр. 149

4. Где добывают в нашем крае.

5. Что может быть из него сделано.

Каждая группа заполняет плакат.

Твердый, прочный, хорошо полируется

Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий.

Твердый, белого или серого цвета

Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк)

Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая

Кирпичи, черепица, облицовочная плитка

Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч.

Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи.

Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом

Топливо, бензин, керосин, машинное масло, вазелин

Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы

Металлы, основное сырье для машин

Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.

Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь.

Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.

Железная руда . Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.

Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.

Учитель: Давайте теперь все вместе исследуем полезные ископаемые нашего района, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради.

Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая

Сыпучие крупинки серого цвета

Строительство, дороги, стекло

Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь.

Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.

Работаем со статьей стр. 158 «Охрана подземный богатств»

Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?

Это такие богатства, которые нельзя восстановить.

Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?

Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ на плите.

Учитель: Какая главная мысль статьи?

Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.

Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко ответите на мои вопросы:

1. Что такое полезное ископаемое?

1) Все, что люди добывают из под земли.

2) Все полезные для человека минералы и горные породы.

3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их

2. О чем идет речь в тексте?

Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.

Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и другие растения. Это горючее полезное ископаемое.

3. Назовите горючие полезные ископаемые:

4. Укажите рудное полезное ископаемое:

5. Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?

6. Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?

7. Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:

Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: им облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда.

Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.

Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло нам в работе?

Оцените свою работу на уроке.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века».

Расширить кругозор учащихся в области достопримечательности городов.

Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев.

источник

ФИО педагога: Федорова Екатерина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Сарапул

Учебник (УМК, программа): Программа УМК «Школа России под редакцией А.А.Плешакова, учебники А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Тема: Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств»

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал: карточки для групп, листы оценивания.

Цель урока: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить имеющиеся знания.

Познавательные УУД: Учиться: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД: Формирование умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь работать в группе.

Личностные УУД: Учиться: высказывать своё мнение; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: Формирование умения: планировать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Сегодня у нас гости, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

На нашем уроке мы узнаем много интересного и полезного.

-Но перед тем как приступить к изучению нового материала давайте, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

-Можно ли назвать водоемы богатством земли?

-Что еще относится к природным богатствам?

— Послушайте сказку и определите о чем пойдет речь на нашем уроке. Готовы слушать?Внимание!
— Под землей, в темноте, где ничего не видно, попробуй — отличи полезное от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит соль, — без меня каши не сваришь.
-А без меня сваришь? – спрашивает алюминиевая руда?

— Кастрюли то делают из алюминия. Без кастрюли никак.
— А на чем варить будете? – Интересуется уголь? — Без топлива в этом деле не обойтись.
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать,- говорит железная руда, которая дает железо для лопат.

— Прежде чем кашу варить, нужно вас всех из земли выкопать.

-Что же полезного есть в земле?

— Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте составим план нашего урока

Что такое полезные ископаемые. Почему так называют.

Разнообразие полезных ископаемых.

Полезные ископаемые нашего края.

Свойства полезных ископаемых.

— Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?

Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям.

-На прошлом уроке мы говорили о водных богатствах.

Читайте также:  Полезные блюда на обед

Да. Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.

Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые.

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

— Давайте откроем физическую карту России на стр. 58-59 учебника.

-Что нового необычного увидели на карте?

-Кто знает, что они обозначают?

-Все ли значки одинаковые? Почему?

— Какие полезные ископаемые уже знаете?

-Почему же полезные ископаемые находятся на карте в определенных местах?

— А, может быть, мы можем их поместить куда хотим?

— Как вы думаете, как мы можем назвать место, где на карте стоит условное обозначение полезного ископаемого?

-Место, где находится данное полезное ископаемое, называется месторождение.

-Поработайте в парах и выполните задание 1 на стр. 71.

Возьмите лист оценивания. Оцените себе, как ты поработал в паре. Поставь оценку 1 до 5.

— А сейчас давайте откроем атлас Удмуртской Республики и посмотрим, а какие же полезные ископаемые есть в нашем крае.

-Какие же полезные ископаемые есть на территории Удмуртии.

Например, запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн. 114 месторождений.Крупнейшие Мишкинское, Вятское. Торфа 619 месторождений крупнейшие из них Дзякино, Орловское и Камбарский район. В республике добывают бурый и каменный уголь. Главные угленосные районы Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский. В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, строительного песка и щебня , глины для производства кирпича , строительного камня, песчано-гравийной смеси.

-А еще в Удмуртии есть Волконскоит уникальный минерал, который обнаружен на земном шаре только в России и только в трех местах: Кировской, Пермской областях и в Удмуртии.

Волконскоит имеет красивый зеленый цвет различных оттенков, от светло-зеленого до темно-зеленого. Встречается коричневого и черного цветов, обладает мерцающим блеском, жирный на ощупь. Это превосходная, прочная и красивая природная краска, дающая все оттенки зеленого цвета, не тускнеющие со временем

— Давайте вернемся к рабочей тетради и обведем в кружок обозначения тех полезных ископаемых, которые добывают в Удмуртии.

Потому что в одних местах добывают одни полезные ископаемые, а в других другие.

— Вспомните, как называют людей, изучающих недра земли и отыскивающих полезные ископаемые?

— Сегодня вы сами побудете геологами и проведете очень серьезную исследовательскую работу. Работать будем в группах.

В рот веществ мы брать не будем,
Помнить надо – ядовит!
Избежать, чтоб отравленья,
И здоровью не вредить!

-Цель вашей исследовательской работы: рассмотреть образец полезного ископаемого невооружённым глазом. Установить свойства полезного ископаемого . На работу дается 10 минут. По результату работы каждая группа должна представить отчет о результатах исследовательской работы. Он должен быть интересным и кратким. Результаты работы оформляем в таблицу , а дополнительную информацию вы получите, работая с текстом учебника.

Перед тем как мы начнем, выслушивать группы давайте отдохнем.

Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).

Выступление детей 1 группа

Отгадайте, что же это. (Нефть)

По трубе течет,
пироги печет . (Газ)

2. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (Торф)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. (Каменный уголь )

3. Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит )

5. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

На доске следы оставил. (Мел)

-Оцените, пожалуйста, вашу работу в группе. И поставьте в лист оценивания.

Работа в группах, заполнение таблиц.

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

— Как вы думаете, где пригодятся вам в жизни полученные знания о полезных ископаемых?

-А теперь оцените свою работу на уроки. Все ли было понятно, активно ли ты работал на уроке, все ли получилось. Поставь в лист оценивания.

1 . Прочитать текст на с.149-159 учебника.

2. Выполнить задание 2,4 на с.71,73 рабочей тетради.

Придумать сказку о полезных ископаемых.

-Чтобы проверить как вы поняли тему нашего урока поиграем в игру. Я буду вам читать утверждения, если оно верное вы хлопаете в ладоши 1 раз, если же не верно, то ничего не делаете.

-Верно ли, что полезные ископаемые – это неживая природа?

-Верно ли, что природные скопления полезных ископаемых называют месторождениями.

-Верно ли, что полезные ископаемые бывают в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

-Верно ли, что гранит относится к жидким полезным ископаемым?

-Верно ли, что природный газ относится к газообразным природным ископаемым?

-Верно ли, что месторождения волконскоита находятся в Удмуртии?

-Верно ли, что торф и каменный уголь используют как топливо?

-Верно ли, что в Удмуртской Республике есть месторождения различных полезных ископаемых

Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами.

источник

Тема: «Наши подземные богатства»

Цели: 1) сформировать представления учащихся о подземных богатствах ; ознакомить детей с полезными ископаемыми Челябинской области, их применением, свойствами и способами добычи, охраной подземных богатств;

2) развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем, коллекционным материалом; развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически;

3)убедить детей в том, что подземные богатства надо беречь и экономно их использовать.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, физическая карта Челябинской области, атлас – определитель «От Земли до неба»? презентация к уроку.

Хозяйка подземных богатств

В своё царство не пустит нас,

Не услышит подробный рассказ.

II.Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа.

— Что мы называем водоёмами? (Водоёмы – это хранилища воды, которая нужна всему живому).

— Какие водоёмы вы знаете? (Океан, море, озеро, река, пруд, ручей, канал, водохранилище)

— Как делятся водоёмы по происхождению? (На искусственные и естественные).

— О каких значениях водоёмов мы ещё не сказали?

— Почему люди должны охранять водоёмы?

— Какие опасности угрожают водоёмам?

— Как борются с загрязнением водоёмов?

2.Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»

1.Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называют:

2. Возвышенность, имеющую вершину, высотой 200 метров, называют:

а) холм; б) гора; в)плоскогорье.

3. Хранилища воды называют:

а) низменности; б) водоёмы; в)плато.

4. К естественным водоёмам относятся:

в) водохранилище, океан, пруд.

5. С водоёмами связана жизнь следующих животных:

б) трясогузки, совы, кукушки;

Проверка в парах (выставление оценок)

3. Водоёмы Челябинской области.

Какое озеро самое высокогорное? (Зюраткуль)

Какое озеро самое интересное? (Инышко)

Какое озеро самое пресноводное? (Зюраткуль)

Какое озеро самое холодное и чистое? (Тургояк)

Какие озёра объявлены памятником природы? (Тургояк, Кисегач, Зюраткуль, Увильды )

Какое озеро называют «Жемчужиной Южного Урала»? (Тургояк)

Самое курортное озеро? (Кисегач)

Самое крупное озеро? (Увильды)

III Работа над новой темой

О водоёмах много знаете вы,

Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдёте вы.

1.Легенда о каменном поясе.

— Сегодня на уроке Вы узнаете о полезных ископаемых Челябинской области, но сначала послушайте легенду.

Было это очень давно. Жило на Севере большое и богатое племя богатырей. Оно мирно трудилось. Но однажды из-за дальних морей пришло с огнем и мечом другое племя. И вспыхнула жаркая битва.

Когда иссякли силы северных богатырей, вождь призвал к себе самого сильного и ловкого юношу. Он дал ему пояс, в котором хранились сокровища племени, добытые за 1000 лет.

— Здесь богатство нашего народа, — сказал вождь, — оно не должно достаться врагу. Унеси, спрячь, сохрани.

Дни и ночи шел юноша, унося драгоценный пояс. Но враги узнали об этом и пустились в погоню.

Не пристало богатырю бежать от боя! – сказал себе юноша. Он взял пояс могучей рукой, размахнулся широко и забросил сокровища за глухие дремучие леса, в неприступные горы. Потом богатырь выхватил свой меч и принял неравный бой.

А пояс с несметными сокровищами враги так и не нашли и уплыли обратно за моря.

Вот такая легенда. Казалось бы, сказка, но ведь сказок без вымысла не бывает. И слово “Урал” обозначает именно “пояс”, и часто каменным поясом называют Уральские горы. А легенда сказала правду о несметных сокровищах каменного пояса.

Трудно перечислить все сокровища уральской земли, но мы сегодня узнаем о полезных ископаемых только Челябинской области.

2.Работа в группах:

— Сейчас вы внимательно прочитаете текст в учебнике, в атласе определителе, рассмотрите полезные ископаемые, образцы которых лежат у вас на партах и заполните таблицу в тетради на с.52. Работаем коллективно, затем каждая группа расскажет о своих полезных ископаемых

Детям раздаются полезные ископаемые (раздаточный материал)

1группа: знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной. (с.160-162 учебника, атлас-определитель «От земли до неба», карта края, карточки с условными обозначениями.)

2 группа: изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника, атлас-определитель «От земли до неба», карта края, карточки с условными обозначениями.)

Рассказы детей по группам. На карте появляются карточки с названиями П.И.

Известняк – Миасс, Магнитогорск, Еманжелинск.

Гранит – Челябинск

Песок и глина – Повсеместно

Торф – Миасс

Каменный уголь – Бреды, Варна

Бурый уголь – Копейск, Коркино, Еманжелинск

Нефть – почти отсутствует

Природный газ — почти отсутствует

3. Рассказ учителя о рудных полезных ископаемых.

Железо есть везде. Оно есть в воде, в растениях, но его там очень мало. Есть железо и в человеческом организме, и если его будет недостаточно, то человек заболеет.

Больше всего этого металла на земле и в земле. Из земли человек и добывает его.

Шагаете вы по лесной тропинке, под ногами попадаются камни. Они разного цвета – тяжелые темно-серые, желто-бурые, похожие на твердую глину. а ведь это железо, но в соединении с другими веществами. Таких соединений в природе много, те которые содержат много металла, называют рудой.

Свойства: прочные, твердые, тяжелые, плавятся. Место, где добывают железную руду, называют рудником.

В нашей области большие запасы железной руды в г. Бакале. Непросто извлечь из руды металл. Получают его в огромной печи, высотой с десяти этажный дом, которая называется домной.

В домнах выплавляют металл при высокой температуре – 3 тысячи градусов. Поэтому котлы, в которых плавят руду, изготавливают из магнезита, твердой и прочной породы, главное свойство которой – выдерживать высокую температуру. Единственное, крупное месторождение магнезита находится в нашей области в городе Сатка. Сначала из руды получают чугун, затем, добавляя различные металлы, получают сталь.

С давних времен в нашей области добывали медь. Но медь тоже встречается в соединении с другими веществами. Эти соединения называют медной рудой. В нашей области добывают медную руду, которую называют – медный колчедан. Медь – мягкий металл, его употребляют в разных сплавах с другими металлами.

Медную руду обнаружили в районе Кыштыма и в районе Карабаша. Сейчас медь и ее сплавы используются в электротехнической промышленности, из нее делают провода. Без медных сплавов и чистой меди не обходится автомобилестроение, авиация, приборостроение, производство ЭВМ.

— Кто из вас догадался, почему подземные богатства называют полезными ископаемыми?

(Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки. Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.)

источник

Источники:
  • http://globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-okruzhayushtemu-miru-poleznie-iskopaemie-4-klass
  • http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-4-klass-polieznyie-iskopaiemyie
  • http://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie-goriuchiie-polieznyie-iskopa.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/09/13/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-poleznye
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-poleznie-iskopaemie-klass-1766115.html
  • http://multiurok.ru/blog/konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass.html