Меню Рубрики

Полезные ископаемые 4 класс кубановедение

Благодатные кубанские земли издревле славились своими богатствами. Различные минералы, полезные воды, грязи, горючие вещества – все это можно встретить на территории Краснодарского края.

Лечебные водыИсточники Азово-Кубанского бассейна всегда прославляли Краснодарский край. Минеральные, термальные воды, запасы пресной воды сконцентрированы в этом районе. Помимо этого, на Кубани два моря – Азовское и Черное. Соленые воды благотворно влияют на кожу, укрепляют дыхательную и нервную систему, полезны для кожи, волос и ногтей. Также, большие запасы пресной воды сосредоточены в реках, лиманах и ериках края.

В районе Апшеронска, Абинска и Славянска-на-Кубани есть большое количество нефтяных месторождений. Помимо нефти, здесь же добывают природный газ, каменный уголь. Помимо добычи, в районе занимаются и переработкой добытого, а также экспортом как за пределы края, так и страны в переработанном и чистом виде.

К этой группе относятся ракушняк, песчаник, гравий, кварцевый песок, мрамор, известняковый и гипсовый камень. Такие материалы активно добываются уже очень долгое время. Издревне из них строили жилища и хозяйственные постройки.

Медная руда, золотые самородки,ртуть, железные и серпентитовые руды, апатиты. Благодаря этому развивается не только добывающая промышленность, но и транспортная сеть края, т.к. добытые в Краснодарском крае ископаемые затем поставляются для обработки по всей стране, а также и за границу.

Камни для украшений, изготовления различных изделий быта, строительства и облицовки тоже добываются в Краснодарском крае. Так, здесь очень много яшмы и жадеита – они подходят для изготовления украшений, посуды, изделий быта.

Самые необычный, а также полезные в быту, ископаемые – ракушки. На территории Кубани насчитывается огромнейшее количество разнообразных ракушек, а шесть из них добываются в промышленных масштабах. Ракушку перемалывают, добавляют в корма для сельскохозяйственных и декоративных животных как источник кальция и минеральных веществ.

Краснодарский край – один из самых богатых регионов Российской Федерации. Многовековая история, богатое культурное наследие и плодородные земли – все это сконцентрированы на кубанской земле.

Краснодарские земли практически всегда давали большой урожай, а также были очень богаты на полезные ископаемые. На Кубани имеются залежи около 60 разных видов полезных ископаемых таких, как: нефть, газ, мергель, гравий, песчаник, известняк, кварцевый песок и другие. Сейчас речь пойдет о наиболее важных полезных ископаемых для региона и всего мира в целом.

Нефть. Добывать «чёрное золото» в этом регионе начали самыми первыми во всей России, в 1846 году. Известно, что в 20-х годах прошлого века в этом крае за год из недр земли доставали лишь 2000 тонн этого полезного ископаемого. За 2009 год на Кубани добыли свыше 1,2 млн. тонн нефти.

Газ. В Краснодарском крае имеются огромные залежи этого ископаемого. В 1960-х годах именно Кубань поставляла газ в Москву и другие центральные города регионы России. За 2016 год в этом крае добыли 3,5 млрд. м 3 .

Полезные соли и минералы в лечебных источниках. В Краснодарском крае известно огромное количество целебных источников содержащих полезные для организма соли и минералы. Вода, которая течет в источниках, имеет соленый, или даже горький вкус. Она помогает в лечении болезней желудка и кожи. На территории Краснодарского края находится десятки санаториев.

Цементный мергель. Думаю, что большинство из вас даже и не слышали о существовании такого полезного ископаемого. По названию вы, скорее всего догадались, что эта порода входит в состав цемента. А в современном времени, почти все строения состоят из цемента.

Ракушечник. Это полезное ископаемое, тоже часто применяется в строительстве. Он состоит из морских раковин, спрессованных между собой за десятки тысяч лет, песка и минералов. Внутри дома построенного из этого материала зимой – тепло, а летом – прохладно.

Краснодарский край опережает большинство регионов России по добыче полезных ископаемых.

Многим деревьям необходимо разное количество тепла. Хвойные деревья не требуют особого тепла. Они растут в северной холодной части и образуют хвойные леса, обозначающие тайга. Хвойные деревья называются так,

Сейчас в современное время всем известно, что гепард относится к семейству кошачьих, и к тому же является самой быстрой кошкой в мире. По десяткам измерениям ученых, гепард способен развить скорость в сто двадцать километров в час всего за каких-то три

Правильная осанка у человека, означает, то, что он полностью здоров и не имеет проблем со спинной. Возможными причинами нарушения ее, могут быть вызваны переутомления позвоночника, а также из-за длительного и неправильного положения

источник

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Автор: Левинская Надежда Сергеевна, МБОУ МО город Краснодар СОШ №6, учитель начальных классов

Описание материала: данную методическую разработку урока можно использовать в 4 классе при изучении полезных ископаемых Краснодарского края. Некоторые материалы представленной разработки можно использовать при изучении полезных ископаемых на уроках окружающего мира в начальной школе. Это конспект урока, направленный на закрепление знаний детей о полезных ископаемых и, в частности, подробное рассмотрение полезных ископаемых родного края, воспитание патриотизма, любви к малой родине.

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы.

— Чтоб узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок кубановедения, вам нужно отгадать загадки:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как назвать все эти отгадки одним словом? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

1. Работа по теме урока.

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные ( металлические)

2. Работа по карте

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? ( на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

4. Беседа по прочитанному.

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

Практическая работа. Песок и глина.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина- белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

источник

Конспект урока с презентацией по кубановедению о полезных ископаемых Краснодарского края

Вложение Размер
konspekt_uroka_poleznye_iskopaemye.docx 17.87 КБ
poleznye_sokrovishcha_kubani.ppt 1.62 МБ

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока : физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

I. Организация начала урока

— Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Строителям — надёжный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как сказать по-другому? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование». В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV. Практическая работа. Песок и глина.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

Читайте также:  Рецепты полезных ужинов для всей семьи

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины — «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V. Закрепление. Тест на изученную тему.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

Учитель МБОУ СОШ № 16 Шерстнева Елена Владимировна

источник

Конспект урока по кубановедению на тему « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование» (4 класс)

План-конспект проведения урока.

Тема урока: « Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».

урок практических работ (урок-практикум).

обобщить знания детей о строительных полезных ископаемых, добываемых в Краснодарском крае: песке и глине, по материалам жизненных наблюдений;

Воспитывать любознательность, активность, интерес к изучаемой теме и природе Краснодарского края.

Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, умение делать выводы, устную речь.

установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые: песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании;

выяснить, как человек использует песок и глину в хозяйстве, в промышленности .

Физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых (песок и глина), вода, воронка с фильтром (вата), кусочек стекла, стеклянная посуда для проведения практической работы (банки или стаканы), ложка, лупа.

Учитель: Загадаю вам загадку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много картофелин. Она у нас под ногами. Что же это за кладовая? (Почва или земля.)

— Как вы думаете, какие ещё богатства таит в себе земля? (Полезные ископаемые)

— Объясните, почему «полезные» и почему «ископаемые»?

Учитель: Наш край богат полезными ископаемыми. Они залегают в предгорьях, горах и Кубано-Приазовской низменности.

Разделите эти полезные ископаемые на группы (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные), по свойствам).

Песок, нефть, природный газ, глина, железная руда, гранит, мрамор, каменный уголь.

А без неё мало что едят. (Каменная соль)

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Красивы станут и заметны. (Гранит)

5) Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина).

Он и на стройке и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Сегодня на уроке мы узнаем, почему песок и глину называют «детьми гранита», а стакан и кирпич – «внуками» гранита.

3. Обобщение материала и совершенствование ЗУН.

— Кто из вас видел песок, глину?

— Какую форму имеют песчинки?

(Проводится опыт с лупой, рассматривается форма песчинок)

Вы любите, ребята, Как нитка золотая

Пересыпать песок. У вас из кулака

В руках у вас лопата, Бежит струя густая

Ведёрко и совок. Прохладного песка.

— Мы часто встречаем в жизни песок, но близко рассматриваем его, когда не спешим, например, на пляже – где греемся на песке, пересыпаем его в руках, строим из песка сооружения.

Слайд № 6. Но почти никогда или совсем не задумываемся о его происхождении – а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца – как составной части гранита — образуются песчинки. Время, ветер, дождь, солнце и ещё раз время разрушили горы, растолкли валуны, раздробили камни, превратив их в миллиарды миллиардов песчинок. Кварц – самая прочная часть гранита, поэтому и кварцевый песок очень прочен.

— Где в хозяйстве применяют песок?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет)

(Из цемента и песка делают строительный раствор, используют песок при изготовлении бетона, посыпают зимой дороги, чистят от грязи и копоти посуду, делают стекло, стеклянную посуду, эмаль для покрытия металлических изделий (посуды, таблиц для улиц и номеров домов). Из белого силикатного песка делают силикатный кирпич (белого цвета)).

Учитель: За многие годы вода рек и ручьёв смывает песчинки с гор, переносит их и откладывает на дне рек и по берегам (пляжи и косы) морей.

Так образуются скопления песка – месторождения. Слайд № 11. Залегают они обычно неглубоко, поэтому песок добывают открытым способом в карьерах или со дна реки.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 13) далее проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

(Ученики демонстрируют опыты у доски для всех остальных учащихся, самостоятельно делают выводы по проведённым опытам, при необходимости остальные ученики помогают сделать выводы

Слайд № 12 . (Каждое свойство песка выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство песка.)

Определи, что твёрже: стекло или песок. Для этого потри песком по стеклу.

Определи, что легче: песок или вода. Для этого насыпь песок в банку с водой.

Смочи водой песок. Вылепи из него любую форму. Можно ли это сделать? (определение вязкости).

Растворяется ли песок в воде?

Определи, есть ли у песка запах?

Обладает ли песок свойством сыпучести?

Определение водопроницаемости песка (с помощью воронки с фильтром).

— На какие свойства песка опирается человек при его использовании в хозяйстве и в промышленности?

Схема-ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 13.

(По ходу объяснения учитель на доске составляет схему – ЛОС (лист опорных сигналов), по которой (схема будет отражена в слайде № 21) в конце урока проводится закрепление обобщённого материала и на следующем уроке – повторение).

-Как вы думаете, какая судьба ждёт полевой шпат и слюду при разрушении гранита? (Образуется глина)

-Какого цвета бывает глина?

-Как вы думаете, от чего это зависит? (От цвета полевого шпата.)

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что, добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана» на поверхности земли.)

Слайд № 15 . (Каждое свойство глины выводится на экран только после того, как ученик, демонстрирующий опыт, самостоятельно сделает вывод по проведённому опыту и назовёт свойство глины.)

1) Что твёрже: глина или стекло? Как это узнать?

2) Что легче: глина или вода? Как это определить?

3) Смочить глину водой. Вылепить из неё любую форму. Можно ли это сделать? Какой вывод вы можете сделать? (Глина пластичная, вязкая.)

4) Определите, есть ли у глины запах? (Запах сырости)

5) Обладает ли глина свойством сыпучести?

6) Растворяется ли глина в воде?

7) Определение водопроницаемости глины (фильтрование воды через протёртую глину).

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах глины?

— Где в хозяйстве и промышленности используют глину?

(Рассказывают ученики, а учитель дополняет.)

(Изготавливают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.)

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

(При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никогда не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт.)

Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства. Черноморские казаки устраивали гончарные печи – «горно» и обжигали в них посуду.

«Одно гончарное дело остаётся исключительно за казаками и держится наследственно в известных только местах, где свойство земли ему благоприятствует. Разнообразными произведениями его горн славится курень Пашковский на Кубани. Не только круглолицая казачка, но и худощавая черкешенка снимает сметану с пашковского муравленого глетчика».

(И.Попко «Черноморские казаки»)

Месторождения песчаников – в поймах рек Кубани и Белой, в окрестностях Гулькевичей и Кропоткина. Около станицы Прочноокопской и хутора Фортштадт Новокубанского района находится месторождение глины, годной для производства кирпича и черепицы. Месторождения глины есть также в Белоглинском, Динском, Брюховецком, Ленинградском, Каневском, Стародеревянковском районах. В Краснодарском крае известно 42 месторождения строительных песков. Из них 18 разрабатываются, 20 месторождений подготавливаются к освоению, 2 – составляют резерв и 1 месторождение разведывается. Наиболее крупные месторождения строительного песка – Азовское (В Северском районе, в 2 км к северу от ст. Азовской. Мощность пластов песка – 4 м 70 см.) и Армавирское (В Новокубанском районе, в 4 км на северо-восток от ж-д. станции Армавир. Мощность пластов — от 2 м 50 см до 5 м.)

А)Игра «Что из чего сделано?»

(Демонстрация изделий, изготовленных из песка, глины и др. полезных ископаемых. Дети должны угадать, что из чего изготовлено.)

Б) Закрепление проводится по схемам — ЛОС (листам опорных сигналов)

Схема – ЛОС (лист опорных сигналов). Слайд № 21.

— Из чего образуется в природе глина?

— Какие свойства глины знаете?

— Где в хозяйстве применяют глину?

— Из чего образуется в природе песок?

— Какие свойства песка знаете?

— Где в хозяйстве применяют песок?

— Назовите «детей» гранита, перечислите «внуков» гранита.

6. Слайд № 22. Домашнее задание: Найти среди предметов, которые вас окружают дома, как можно больше изделий, изготовленных из песка и глины.

1. Белавина И., Найдёнская Н. Планета — наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М: Издательство «Лайда», 1995.

2. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас» 2 класс.- М: Издательство «Вако», 2003.

3. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Планета — наш дом. Мир вокруг нас.- М: Издательство «Лайда»,1995.

4. Сухарев Ю.Ф. Природоведение. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения во вторых и третьих классах общеобразовательных школ (Разработки рабочих уроков). Самарская обл., г. Чапаевск, 1996.

источник

Нечепуренко Любовь Михайловна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №12, с. Белая Глина,

« Полезные ископаемые Краснодарского края»

Цель: создать условия для знакомства с полезными ископаемыми Краснодарского края.

а) образовательные: углублять и расширять знания детей о полезных ископаемых Краснодарского края;

б) развивающие: развивать познавательные интересы детей, творческие способности;

в) воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: презентация, видеофильм «Полезные ископаемые», карта Краснодарского края.

^ Подготовка к уроку: дети заранее готовят выступления о полезных ископаемых)

Ι.Повторение пройденного материала.

II. Введение в тему.

  1. Вступительное слово учителя.

( на доске записан вопрос: Какие полезные ископаемые добывают в Краснодарском крае?)

— Ребята, что вы знаете о подземных богатствах?

— Что называется полезными ископаемыми?

Правильно, все природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли, называются полезные ископаемые. Скопление полезных ископаемых в земле называется месторождением. Полезные ископаемые бывают горючие, строительные, рудные, химические.

— Какие материалы люди используют для строительства домов? (кирпич, бетон, лес, песок, цемент)

— Для строительства дорог? (щебень, асфальт, бетон)

— Для строительства мостов? (бетон, металл)

— Где люди берут эти материалы?

Нас окружает много машин, на которых мы ездим, возим грузы. Люди с их помощью убирают урожай.

— Что нужно, чтобы работали машины? (горючее)

— Из чего изготавливают горючее? Конечно из нефти.

— Чтобы был хороший урожай, люди вносят в почву удобрения. Где они их берут?

В недрах края открыто более 60 видов полезных ископаемых

Разделим полезные ископаемые на 5 групп:
1. Горючие.
2. Металлические.
3. Неметеллические.
4. Строительные материалы.
5. Подземные воды.

Работа с картой Краснодарского края.
При этом некоторые полезные ископаемые известны с древнейших времен, например до н.э. в крае возникли древнегреческие поселения, жители которыз добывали соль в озерах, таманские руды, асфальты, нефть и битумы.
^ Первая в России скважина была пробурена в 1864 году А.Н.Новосильцевым в районе реки Кубань (Крымский район).
Горючие полезные ископаемые Кубани:
Нефтяные и газовые месторождения Краснодарского края приурочены к Азово-Кубанской впадине. При этом месторождения цепочкой протягиваются в северной и восточной части края, вдоль Каневско-Березанского и Армавиро-Невинномысского валов, а нефтяные и газовые — вдоль северного склона Большого Кавказа.
Известные месторождения: Сердюковская, Березанская, Майкопское, Ленинградское, Староминское, Кущевское, Новомихайловское.
^ Глубокоярское, Холмское, Ахтыро-Бугундырское, Украинское, Калужское и Новодмитриевское месторождения .
Самое крупное месторождение нефти в Краснодарском краеНоводмитриевское (длина 10 км, ширина 2.5 км, этаж нефтеносности 450 метров, глубина залегания нефти в пределах 2400-2800 метров).
В ^ Хадыженском нефтеносном районе все месторождения чисто нефтяные.

Читайте также:  Самые полезные программы для смартфона на андроид

Месторождения каменного угля обнаружены в горных районах в бассейнах рек Белой, Малой и Большой Лабы. Уголь встречается в виде пластов мощностью 0.5- 0.9 м. Но в связи с низкой теплотворной способностью добыча кубанского угля не рентабельна.
Месторождения торфа расположены: в нижнем течении Кубани — Гривенское, на реке Уруп, у устьюя Мзымты и Псоу. Все месторождения непромышленные.

Месторождения металлических полезных ископаемых:
На Таманском полуострове широко распространены железномарганцевые руды. Основные из них: Таманское, Карабетовское, Вышестеблиевское, Зеленское, Железный Рог, Голубицкое, Старотитаровское и Шухинское. Мощность горизонта данных месторождений от 5 до 10 м. Длина рудных залежей до 14 км.
К югу от мыса ^ Железный Рог есть подводные выходы железных руд — это перефирическая часть Керченского месторождения.
Железнорудное Малобамбакское месторождение открыто в междуречье Белой и Малой Лабы на высоте 1600-2000 метров, у станиц ^ Переправской, Губской, Хамкетинской . Руды здесь содержат до 70% железа.
Наиболее крупное месторождение марганцаЛабинское (его издревле использовали для изготовления оружия).
Крупнейшее месторождение медиУрупское.
Месторождения ртутиСахалинское, Перевальное и Белокаменное.

Неметаллические месторождения Кубани:
Апатиткарбонатное Маркопидское месторождение возле Псебая («Кнауфф» не на нем работает случайно?).

Месторождения фосфоритов (для химической промышленности и удобрений): Таманское и район бассейна рек ^ Белой и Малой Лабы . Во второй зане выделяются: Кишинское (20 км от пос. Хамышки), Додыгачей (в 18 км от пос. Кировского) и Междуреченское на водоразделах рек Малая Лаба, Ходзь, Губс, Фарс, Мужички и Мешок.

Месторождения барита (сульфат натрия, минерал имеющий высокий удельный вес. Применяется как утяжелитель при бурении, в резиновой промышленности, для изготовления мелованной бумаги, фотобумаги): Белореченское (в 5 км от Даховской), Уруштенское, Малолабинское (6.5 км от Чернореченской), Андрюковское (в 10 км от Хацавитая), Мзымтинское и Аспидное. Жилы барита достигают в длину 1.2 км, а мощность в раздувах — до 4 м.

Месторождения поваренной соли: Шедокское и Ханское (глубина залегания от 250 до 1100 метров)

Известняки: Медвежьегорское (6 км от Дербентской), Северная гора (4 км от Ильской), Правобережное (4 км от Шедока), Ходжохское (12 км от Каменномосткого). Известняки применяются для нужд сахарного производства.

Минеральные удобрения Краснодарского края разнообразны: известняк, гипс, серпентиниты, фосфориты, апатиты, маргонцовистые руды.

Наибольший интерес представляют ^ Армовское и Даховское месторождения серпентинитов.

Строительные материалы Кубани

Строительные материалы в Краснодарском крае используются в качестве кирпично — черепичного и керамзитного сырья, песчано — гравийных смесей, разнообразных песков (силикатных, стекольных, формовочных, строительных). Краснодарский край исключительно богат карбонатными породами. на всю страну известно цементное сырье Новороссийска. Широко используются известь, доломиты, камни строительные, бутовые, облицовочные, гипс, тальк асбест, слюды, полешпатовое и пьезооптическое сырье. Жаль только, что то, что принадлежит народу, скуплено на корню и используется для получения прибыли узкого слоя населения Кубани.

Основные месторождения строительных материалов Кубани:
^ Кирпично-черепичное и керамзитное сырье эксплуатируется в Приазовском (8 км от Ейска), Старощербиновском, Кущевском, Стародеревянковском, Каневском, Ленинградском, Екатериновском, Брюховецком, Переяславском, Тихорецком, Белоглинском, Красноармейском, Ивановском, Тимашевском, Кореновском, Динском, Усть-Лабинском и др.

^ Песчано-гравийные смеси — основные месторождения приурочены к поймам и надпойменным террасам рек: Кубань (Тбилисское и Гирейское) и Белой (Белое село, Ханское, Майкопское, Абадзехское, Даховское).

Пески строительные, формовочные, стекольные — наиболее крупные месторождения: Кропоткинское — силикатные пески, Сенновское — плиоценовые пески стекольные, Горячеключевское, Каменномостское, Щербаковское, Новоплатнировское, Северное (у г. Кореновска), Славянское и др.

Цементное сырье Краснодарского края

— Эксплуатируются Баканское месторождение опок нижнего палеогена. Опоки используются в качестве добавок при произвдстве портландцемента. Также разрабатываются Верхнебаканское, Новороссийское (верхнемеловые, флишевые мергели). Известны: Абинское, Туапсинское, Дагомысское, Атакайское, Геелнджикское, Абадзехское и другие.

— Также известны месторождения карбонатных пород для производства извести: в Анапском (Гостагаевское), Крымском (Нижнебаканское), Лабинском (Шедокское), Отрадненском (Удобненское), районе Большого Сочи (Хостинское, Ажекское, Алексеевское), Майкопском (Мишокское), Новокубанском, Армавирском и др.

— Месторождения морской ракушки — в основном на лиманах: Ейское, Должанскоме, Ясенское, Казачья гряда (у пос. Ачуево), Ахтанизовское, Кизилташское, Пересыпское (у ст. Голубицкой), Темрюкское.

^ Камни строительные представлены разнообразными магматическими, метаморфическими и сцементированными осадочными породами. Добыча ведется в основном в горных районах и Таманском полуострове.

— Месторождения облицовочного камня: юрские кварцевые порфиры (г. Индюк), граниты Даховского и Сахрайского кристаллических массивов.

— Месторождения гипса и ангидрита: «Алебастровая гора» (пос. Молдовановка), Темнолесское (16 км от Ходжоха), Курджипское, Шедокское, Бесленеевское, Барахаевское, Передовское, Шушукское, Каменномостское.
^

Да-да, подземные воды и минеральная вода тоже полезные ископаемые, причем не менее ценные, чем все остальные. Подземными водами занимается целая наука — гидрология. Есть даже высказываение первого президента АН СССР А.П. Карпинского — «Подземные воды — это самое драгоценное полезное ископаемое». Подземные источники Краснодарского края широко используются для лечения больных на месте: Горячий Ключ, Апшеронск (толком не работают), Мацеста, Краснодарская водолечебница. Также минеральную воду разливают в бутылки на специальных заводах: «Горячеключевская», «Геленджикская».
Из подземных вод добывают различные полезные ископаемые, например йод!

Самый древний источник водоснабжения в нашей стране обнаружил С.В. Альбов в районе города ^ Керчь, который функционировал в период расцвета Пантикапеи . Известны многочисленные копанные колодцы на Таманском полуострове в районе древних городов Горгиппии, Фанагории, Гермонассы.

Подземное питание многих горных рек бассейнов Урупа, Большой и Малой Лабы, Белой в основном определяется трещинными водами горных пород.

Состав воды: сероводородная — ^ Мацеста, Горячий Ключ, Ейск . Йодобромная — Краснодар и Хадыженск. Общая минерализация от 350 до 480 г/л. Возле станицы Ярославской ультракрепкий рассол.

— Обозначьте на контурной карте полезные ископаемые.

^ 3) Работа с контурными картами.

4) Происхождение известняка (сообщение учащегося)

В морях и океанах живет множество растений и животных.. Время от времени живые существа умирают и опускаются на дно. Они накапливаются, слёживаются и превращаются в известняк. Его используют при изготовлении сахара, тканей, зубного порошка, красок. После обжига из него получают известь. На Кубани известь применялась для побелки хат, которые были помазаны глиной. Известь – хороший материал для штукатурки стен. А где еще применяется известняк? В школе мы пишем мелом на доске. Мел – разновидность известняка.

^ 5) Нефть в природе (сообщение учащегося)

При нападении на противника монголы использовали нефть. Лучники выходили с привязанными к стрелам паклями, пропитанными жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на стены и крыши домов за крепостной стеной. В крепости начинался пожар, который невозможно было потушить. Так было сожжено много поселений.

^ 6) Без соли не проживешь (сообщение учащегося)

— Где мы используем соль? Были времена, когда соль ценилась наравне с золотом и , даже играла роль денег. У всех древних восточных народов было принято, заключая союз или мир, съесть несколько крупинок соли, чтобы доказать верность слову. Соль на Кубани сочетается с хлебом. Всегда была символом дружбы, верности, богатства. В Алжире есть селение Фази, где все дома сделаны из соли. Там очень редко выпадают дожди. Очень много пословиц сложено о соли.

— Вспомните пословицы о соли?

« Дурное слово – не за хлебом — солью сказано»

«Сердись, дерись, а за хлебом – солью мирись»

« От хлеба – соли не отказываются»

^ 7) Вода – полезное ископаемое (сообщение учащегося)

Вода – самый нужный минерал. Для чего нужна вода? Может ли человек прожить без воды? Чем минеральная вода отличается от обычной? ( в ней растворены минералы) Она лечит многие болезни.

^ 8) Глина (сообщение учащегося)

— Вы знаете из чего сделано стекло?

Слово – глина образовано от основы «глин», что означает скользкий.

Подумать только! Смешали желтый песок с белым порошком – содой, сплавили их в жарком пламени и так родилось стекло. Изготавливать стекло научились еще в Древнем Египте 5000 лет назад. На раскопках нашли бусы. Они были не прозрачные, темного цвета, так как для плавки нужна температура 15000 градусов. Древние римляне научились делать прозрачное стекло 2500 лет назад.Посуда из стекла была дороже драгоценных камней.

— Представьте, что стекло исчезло. Чем можно закрыть проемы окон?

— Как человек использует глину?

— Представьте, что у нас исчез газ. Что мы будем делать?

^ 10) Загадки о полезных ископаемых: (загадывают учащиеся)

И с друзьями поиграть (песок)

И в стекле расплавлен даже.

4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу (глина)

5.В воде родится, а воды боится (соль)

6. В морях и реках обитает, но часто по небу летает,

На Землю падает опять (вода)

Какие полезные ископаемые добывают у нас в Краснодарском крае?

источник

Привет,помогите с кубановеденьем.Это будет 4 класс страница 12-13.Тема «Полезные ископаемые». 1.Всё то,что добывается из недр земли и

Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)

2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.

Полезные скопаемые Кубани

Горючие Строительный материалы Нерудные

__________________ _____________________ _________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ ___________

3.Узнай полезное ископаемое по описанию.

1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.

2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.

3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.

4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.

5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________

Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

полезные ископаемые,горючие-уголь, дрова.1) перегной, 2) уголь 4) нефть5) глина

открытие московского университета
начало книгопечатания
создания повести временных лет
издание букваря кариона истомина
открытие академие наук

используется человеком,называют_____________. Они
накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник
возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани
обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание) 2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь. Полезные скопаемые Кубани Горючие Строительный материалы Нерудные __________________ _____________________ _________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ ___________ 3.Узнай полезное ископаемое по описанию. 1.Бурого
иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо
горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки
для скота-__________________________. 2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________. 3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________. 4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут. 5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________ Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

привет помогите с корнями хотелось ,понять,малыш,строении,происхождении,давно,помогает,устную,обогощяет,удивительных.

Под редакцией Т.А.Ладынеженской
5 класс
Часть 1
Москва,2013
МАОУ»СОШ номер 25″
стр.18. номер 17
Прочитайте текст.Почему не получился фокус с собакой у второго мальчика?Чего он не учел?
В комнату,где находятся родители,входит мальчик,осторожно прикрывая за собой дверь.
-папа!-восклицает он.-Собака-друг человека?
-Да сынок,-лакского отвечает мать,-собака-друг человека!
-Ха!-радостно восклицает сын,распахивается дверь и вводит на поводке огромного пса.
-Сидеть!Это тузик.Теперь он будет жить у нас!
Родители пребывают в состоянии глубокого изумления.
-А-а. Такая большая. -наконец робко произносит мать. Найдите в учебнике помогите там текст на одну с половиной страницу.Помогите!

Привет.Я хочу представиться.Меня зовут Анжелика Билык.Мне 12 лет.У меня длиные русые волосы и карые глаза.Я живу в Великой Багачке.Я учусь в 7 классе.Я занимаюсь в музыкальной школе и в доме творчости.Мое хобби это рисование, бисер, пошив мягких игрушек.У меня есть мечта.Я мечтаю прыгнуть с парашютом.До встречи.

источник

Урок окружающего мира в 4 классе МОУ Новоюгинская СОШУчитель начальных классов Горохова Ирина Владимировна

Тема урока: «Полезные ископаемые» Цель урока: Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Задачи Обучать установлению взаимосвязи природы с жизнью человека на примере полезных ископаемых.Расширять кругозор учащихся по родному краю.Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней. ОборудованиеФизическая карта России, карта Томской области, коллекции полезных ископаемых, картины»Добыча полезных ископаемых», раздаточный материал.

Ход урока Проверка домашнего задания.Сообщение нового материала.Физкультминутка.Практическая работа.Обсуждение изученного материала.Обобщение.Итог урока.

Проверка домашнего задания Тест «Поверхность и водоёмы нашего края»Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называется… а) балка; б) холм; в) овраг Возвышенность, имеющую вершину высотой 300м, называют… а) холм; б) гора; в) плоскогорье Хранилища воды называют… а) низменности; б) водоёмы; в) платоК естественным водоёмам относятся… а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река; в) водохранилище, океан, прудГоры, созданные людьми, называют…а) холмы; б)плоскогорье; в)терриконы

Какие океаны омывают Россию? а) Индийский, Тихий, Атлантический; б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический; в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.Водоёмы-это… а)хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды; б)место обитания животных и растений; в)украшение Земли.С водоёмами связана жизнь следующих животных: а)утки, лебеди, цапли; б)трясогузки,совы, кукушки; в)орлы, аисты, кедровки.

Индивидуальная работа по карточкам Карточка №1 Заполните схему реки:Карточка №2 Заполните таблицу:

Карточка №3 Разгадайте кроссворд:По горизонтали:2.Водный поток, имеющий исток и устье.5.Огромное пространство солёной воды на Земле. 6.Постоянный природный водный поток. По вертикали: 1.Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 3.Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. 4 Часть океана, вдающаяся в сушу и отделённая от него островами и полуостровами.7.Выход подземных вод на поверхность.

Читайте также:  В чем полезны тыквенные семечки

Работа над новой темой О водоёмах много знаете вы, Ответы достойны похвалы. Открыты ворота подземной страны. Любые клады на карте найдёте вы. Работа в группах:1 группа: Знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (стр.160-162 учебника)2 группа: Изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (стр.163-167 учебника.)3группа: Знакомится со свойствами и применением железной руды (стр.164-165 учебника.)

Карточка – «помогайка»: НазваниеУсловное обозначениеСвойстваСпособы добычиЗначение и применениеМесторождения на территории края

Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперёд смотри – это три.Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к рукам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Обсуждение изученного материала -Где применяются полезные ископаемые, о которых вы нам рассказали?-Найдите на карте России месторождения этих ископаемых.(Условные обозначения записываются в тетради.)-Сегодня вы много узнали о подземных богатствах, об их применении.Сейчас заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые».Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на: рудные и нерудные.Какие рудные полезные ископаемые вы знаете? (Железная руда.)- А на какие ещё две подгруппы делятся полезные ископаемые, как вы думаете? (На строительные и горючие.)-

источник

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Автор: Левинская Надежда Сергеевна, МБОУ МО город Краснодар СОШ №6, учитель начальных классов

Описание материала: данную методическую разработку урока можно использовать в 4 классе при изучении полезных ископаемых Краснодарского края. Некоторые материалы представленной разработки можно использовать при изучении полезных ископаемых на уроках окружающего мира в начальной школе. Это конспект урока, направленный на закрепление знаний детей о полезных ископаемых и, в частности, подробное рассмотрение полезных ископаемых родного края, воспитание патриотизма, любви к малой родине.

Образовательные — обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

Воспитательные — воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам родного края, и поддерживать интерес к изучаемой теме;

Развивающие — развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых — песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы.

— Чтоб узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок кубановедения, вам нужно отгадать загадки:

Строителям — надёжный друг:

Красивы будут и заметны. (Гранит)

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

Она понадобится сразу. (Глина)

Делать краски и эмали. (Уголь).

— Как назвать все эти отгадки одним словом? (Полезные ископаемые)

— Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование «. В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

1. Работа по теме урока.

— Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

— На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель — строительные.

2. Нефть, природный газ — горючие.

3. Железная руда — рудные ( металлические)

2. Работа по карте

— Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

— Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

— В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? ( на территории Главного Кавказского хребта). — А месторождения газа? ( В равнинной части края — на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Шесть — за стол тихонько сесть.

4. Беседа по прочитанному.

— О каких полезных ископаемых, которые мы ещё не искали на карте, говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) — учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

— А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

Практическая работа. Песок и глина.

— Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

— Какое строение имеет песок? Глина?

— Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

— В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

— В один стакан с водой насыпьте песок, а в другой — глину.

Растворилась ли глина в воде? Растворился ли песок в воде?

— А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина. (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

— Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

— Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых час­тиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

— На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные по­лезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавли­вать земли на месте карьеров, потому что добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины,- «рана » на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина — белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

— Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржа­веет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

— Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

— Из чего образуется в природе песок и глина?

— Где применяют глину и песок?

— Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг — беречь её недра и расходовать их экономно.

— Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

— Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

источник

Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Казачья ярмарка знаний по теме: “Почвы Краснодарского края”.
Класс делится на две команды — на два куреня. В каждом свой атаман. Он читает задание, принимает окончательное решение после обсуждения вопроса.
Задания находятся в конвертах.
Первый конверт
Первый курень. Верхний _________ слой земли называется почвой.
а) мягкий
б) жёсткий
в) плодородный
Второй курень. Какие почвы преобладают на Азово-Кубанской равнине?
а) подзолистые
б) каштановые
в) чернозёмные
Второй конверт
Первый курень. Какое утверждение верно?
а) большое количество удобрений вредно для почвы;
б) большое количество удобрений полезно для почвы;
в) большое количество удобрений необходимо для почвы;
Второй курень. Науку о почвах создал?
а) Василий Василевич Докучаев
б) Михаил Михайлович Пришвин
в) Василий Степанович Пустовойт
Изучение нового материала.
Чтение стихотворения подготовленным учеником.
— Послушайте стихотворение и определите тему нашего урока.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Кто догадался , какова тема урока? (Слайд 1)
Нам посчастливилось жить в удивительном крае. (Слайд 2)
Велики и разнообразны природные богатства Краснодарского края. Это плодородные черноземные почвы, густые леса, моря, озера и реки, благоприятный климат.
В недрах Кубани таятся несметные богатства — полезные ископаемые. На территории Краснодарского края их открыто более 60 видов.

4 Составление кластера урока.
— Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем отвечать в ходе изучения этой темы?
Постараемся ответить на первое задание кластера.

Что называют полезными ископаемыми? (Слайд 3)
— Итак, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве.
А какую пользу приносят нам полезные ископаемые, их свойства мы постараемся с вами выяснить.
Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование?.
Кстати, кто такие исследователи? (учёные, которые занимаются открытием чего-то нового)
А можем ли мы себя назвать исследователями?
А что будет предметом нашего исследования? (полезные ископаемые).
Как вы думаете где находятся полезные ископаемые? (под землёй , в море, на дне рек)
Места, где в глубинах Земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.
Кто знает, люди, какой профессии занимаются изучением и поиском природных богатств?
(Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их). (Слайд 4)
Как вы думаете на какие группы можно разделить все полезные ископаемые? (возможно несколько вариантов, например, по способу добывания, по состоянию (твёрдые, жидкие, газообразные),по свойствам)(Слайд 5)
Для более успешной работы мы с вами будем работать в группах.
Вспомните, правила работы в группах (работаем вместе, дружно, сообща).
5.Практическая работа учащихся.
Вы готовили сообщения по теме «Полезные ископаемые», используя этот материал и материал учебника, карту Краснодарского края вам необходимо заполнить таблицу и коллективно создать газету по теме.
На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы – свой) и план его описания:
1.Напиши название полезного ископаемого.
2.Условные обозначения на карте
3.Определи его свойства.
4.Где используется это полезное ископаемое?
5.Где добывают в крае.
Название
Условные обозначения

Горючее
газообразное
Отопление жилья, приготовление пищи
Каневской, Ленинградский, Кущёвский район

маслянистая жидкая
горючая темного цвета с резким запахом
легче воды
топливо, получают бензин, керосин, машинное масло
Абинском. Апшеронском, Славянском районах

Сыпуч, легко пропускает воду, не растворяется
В строительстве, в стекольной промышленности
Отрадненском и Гулькевичском районах

Жидкие
Целебные
В медицине, быту,
сельском хозяйстве
Отрадненский район, Черноморское побережье

6. Выступления учащихся и составление газеты «Полезные ископаемые»
А)..Природный газ (Слайд 6)
б). Нефть( Слайд 7-8)
В).Песок ( Слайд 9-10)
Г).Минеральные источники( Слайд 11-13)
7. Физминутка («Две руки»)
8. Разгадывание загадок.
Кроме этих полезных ископаемых на территории нашего края имеются залежи и других природных богатств.
А какие именно , узнаете разгадав загадки.
А).Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина) (Слай 14)
Б).Она варилось долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
В).Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
Г).В воде родится
А воды боится. ( Соль)

9. Охрана полезных ископаемых. (Слайд 15)
Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
(Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.)
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам. . Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя быстро восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Это полезно знать:
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды. Собирайте маталлолом!
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу. 1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали!

Подводя итог урока, ко всему сказанному я бы хотела добавить слова М. М. Пришвина « Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни» (Слайд 16)

10. Тестирование «Проверь себя!» (Работа в парах).
Выбери утверждение.
1.Какие вещества называются полезными ископаемыми?
а) все полезные вещества;
б) витамины;
в) залегающие под землей природные вещества.

2.Выдели НЕ относящиеся к данной группе полезное ископаемое:
а) каменный уголь;
б) нефть;
в) гранит;
г) природный газ.

3.Выдели лишнее:
а) песок;
б) глина;
в) железная руда;
г) известняк.

Напиши названия полезных ископаемых, которые добывают в нашем крае?
__________________________________________________________

11. Взаимопроверка.
12. Рефлексия.(Слайд 17)
На все ли вопросы мы ответили?
Оцените себя. Поставьте себя на лестницу успеха.
Выбери утверждение:

источник

Источники:
  • http://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-4-klas/konspekt-uroka-kubanovedenija-v-4-klase-po-teme-poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraja-i-ih-ispolzovanie.html
  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/11/10/poleznye-iskopaemye-kubani
  • http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-kubanovedeniyu-na-temu-poleznie-iskopaemie-krasnodarskogo-kraya-i-ih-ispolzovanie-klass-3507531.html
  • http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1777311.html
  • http://informatika.neznaka.ru/answer/285849_privetpomogite-s-kubanovedenemeto-budet-4-klass-stranica-12-13tema-poleznye-iskopaemye-1vse-tocto-dobyvaetsa-iz-nedr-zemli-i/
  • http://ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/poleznye-iskopaemye6.html
  • http://www.inksystem-az.com/konspekt-uroka-kubanovedeniya-v-4-klasse-po-teme-poleznye-iskopaemye-krasnodarskogo-kraya-i-ix-ispolzovanie/
  • http://weburok.com/377331